Классики портретной фотографии. Что следует учесть при съемке классического портрета

Конечно, современного человека, даже весьма поверхностно знакомого с фотоискусством, нельзя удивить классическим «фотопортретом в интерьере». Но, как известно, любая классика когда-то была модерном, как и жанр «environmental portraiture», у истоков которого стоит имя Арнольда Ньюмана.

В середине ХХ века, в период, когда жил и работал А. Ньюман, этот жанр был новшеством. Фотопортрет ХХ века – это достаточно безликий набор стандартных поз и ракурсов, изображающих людей безотносительно их образа жизни и личных качеств.

Художественное виденье А. Ньюмана уловило этот недостаток, предложив пути решения проблемы, которые впоследствии и легли в основу его творчества. Фотограф принял решение снимать по-другому, делать фотопортреты так, чтобы изображение становилось мини-биографией, психологическим портретом, описывающим и личные качества, и атмосферу жизни человека. Эта идея была привнесена фотографом из живописи, где прием использовался уже давно.

Со временем снимки, выполненные в такой манере, стали классикой, а их создатель А. Ньюман –известным фотографом. Авторские портреты А. Ньюмана знаменитых деятелей искусства и политики ХХ века: М. Дитрих, Д. Ф. Кеннеди, Г. Трумэна, Мондриана, Пикассо, А. Миллера, М. Монро, Р. Рейгана, О. Хепберн и многих других, стали одними из лучших работ в мире фотоискусства.

Пабло Пикассо

Композиция и эстетика

Впрочем, не только разработкой нового жанра отмечено творчество этого художника. Немало он сделал и для развития эстетики фотографии. Работы Арнольда Ньюмана, наравне с произведениями другого метра А. Картье-Брессона, принято считать идеалом композиции. Действительно, каждая «фоновая» деталь фотографий А. Ньюмана, ее ритм, линии, формы, цвета, нюансы обстановки — является гармоничным продолжением личности портретируемого, отражающим атмосферу и его стиль жизни.

Игорь Стравинский. Композитор. Фотопортрет Арнольда Ньюмана.

Отличными иллюстрациями к этому тезису могут служить снимки Э. Уорхолла, И. Стравинского, П. Пикассо, С. Дали. Так, фото Стравинского, признанное позже шедевром, а на момент создания не принятое журналом-заказчиком «Harper’s Bazaar», строгостью и абстрактностью линий погружает зрителя в атмосферу идеальной классической музыки. В то время как скандальный портрет жестокого «пушечного короля» Альфреда Круппа изображает перед нами циничного дьявола в собственном «царстве», на промышленном заводе.

Альфред Крупп

Особенно интересно наблюдать за тем, как автор подчеркивает в портретах людей искусства связь с их творчеством. Эту связь просто уловить, посмотрев работы художников, скульпторов и фотографов, которых фотографировал Ньюман:

Ричард Линднер, художник:

Картина его кисти:

Милтон Эвери, художник:

Его картина:

Пье Мондриан, один из основателей абстракционизма:

Его работа:

Макс Эрнст, известный художник-сюрреалист:

Его картина:

Джоан Миро, художник:

Его работа:

Исаму Ногучи, японский скульптор:

Его скульптура:

Александр Кэлдер, специалист по созданию подвесок и дизайнер:

И его работа:

Жан Арп, скульптор:

Его скульптура:

Мэн Рей, известный фотограф:

Его работа:

Билл Брэндт, фотограф:

Его работа:

Марк Шагал, художник:

Его работа:

Не только известные…

Творчество Арнольда Ньюмана не ограничивалось съемками лишь портретов знаменитостей. Среди его фотографий есть немало изображений обыкновенных людей (серия «Американцы»). В этих фотографиях он также придерживался своих творческих принципов портрета в интерьере. Его целью было рассказать маленькую историю, которая бы волновала, запоминалась зрителю вне зависимости от социального статуса человека в объективе.

Снимая портреты, автор не пытался говорить об объективном мире, он лишь выражал свое видение, сплетая при помощи выразительных средств фотографии в единое целое личность портретируемого, окружающую атмосферу, свои чувства и размышления о происходящем.

Не предавал большого значения А. Ньюман и фотооборудованию. Ведь, по мнению мэтра, фотография – это, прежде всего, авторское высказывание о мире.

В своих интервью он не раз советовал начинающим фотографам, не наследовать чужих (в том числе, и своих идей), а развивать собственный авторский взгляд, который и ценен в фотографии.

Кроме жанра портрета, Арнольд Ньюман также снимал и абстрактные натюрморты. В архивах Ньюмана они значатся, как ранние работы. По этим натюрмортам можно отлично проследить, как автор развивал в себе чувство композиции.

Хронология творческого пути и авторские издания

Арнольд Ньюман родился в 1918 году в Нью-Йорке. Учился в Университете живописи Майами, но был вынужден бросить образование из-за финансовых трудностей. С этого времени он снимал портреты в Филадельфии, принимая за работу по 49 центов.

Началу его известности как фотографа способствовало обращение к руководителю отделения Музея современного искусства в Нью-Йорке. Именно там он чуть позже познакомится с А. Стиглицем, который оценит потенциал молодого фотохудожника. С этого момента и до самой смерти в 2006 году карьера А. Ньюмана беспрестанно развивалась.

А. Ньюман снимал для многих известных журналов: Life, Look, Esquire, Harper’s Bazaar, The New Yorker, выпустил несколько десятков книг:

  • «Bravo Stravinsky»,
  • «The Portraits and Other Photographs of Arnold Newman»,
  • «Faces USA»,
  • «Artists: Portraits from Four Decades»,

Из наиболее значимых наград стоит отметить премию Международного центра фотографии в Манхеттене, Международную фотопремию за выдающиеся достижения в области портретной фотографии, медаль Королевского фотографического общества и др.

Классический портрет в фотографии – это строгий портрет, выполненный по определенным канонам на высоком техническом уровне. Здесь нет лишних деталей, все внимание приковано к главному персонажу. Знание особенностей создания классического портрета – это словно умение художника нарисовать живописное полотно. Такой портрет не снимают в спешке, все аспекты фотоизображения тщательно продумываются.

Особенности съемки классического портрета

Для съемки классического портрета подойдет практически любое место, ведь фон тут не играет большой роли. Фон должен быть нейтральным и не отвлекать от главного объекта съемки. Лучше, конечно, фотографировать в студии, где можно грамотно выстроить освещение. Для съемки рекомендуется использовать объектив с фокусным расстоянием в диапазоне от 85 до 135 мм (в эквиваленте 35 мм пленки), который дает возможность запечатлеть в кадре лицо и фигуру человека без видимых искажений. Кроме того, он позволяет заполнить кадр полностью, не подходя чересчур близко в фотографируемому человеку.

Если в вашем распоряжении будет еще и зум-объектив, позволяющий увеличить фокусное расстояние, например, до 150 мм, то вы сможете выхватывать отдельные детали, делать прекрасные крупные планы. Желательно, чтобы объектив был светосильным – это позволит получить больше возможностей при настройке экспозиции и обеспечении глубины резкости.

Устанавливайте короткую выдержку, чтобы запечатлеть наиболее естественное выражение лица модели. Например, 1/200 секунды. А вот с диафрагмой можно поиграть – используя небольшую глубину резкости, можно отделить персонажа от фона, акцентировав на нем все внимание зрителя.

Расположение камеры при съемке портрета

Распространенная ошибка начинающих фотографов – съемка со слишком близкого расстояния к портретируемому. Не подходите с камерой к объекту съемки ближе, чем на 1,8 метра! Только такая дистанция до фотографируемого человека обеспечит получение естественных пропорций лица без видимых искажений. Если не придерживаться этого правила, то при съемке крупным планом проявится так называемый эффект «большого носа» — нос будет выдаваться больше вперед, а уши становится визуально меньше. Если же отойти на слишком далеко, то исчезнет определенная связь между фотографом и моделью, вдобавок, возникает эффект визуального сжатия. Оптимальная дистанция съемки для передачи лица и тела человека на фотоизображении – порядка 1,8-2,5 метра. Если вы снимаете модель в полный рост, можно отойти и на более серьезную дистанцию.

Чтобы снять избыточную резкость переднего плана, фотографировать лучше с диафрагмой в районе f/5.6. Что касается высоты расположения камеры, то снимать рекомендуется с высоты на пару сантиметров выше глаз портретируемого. Благодаря этому фигура и лицо человека будут запечатлены в кадре под оптимальным углом. Если же производить съемку, например, с нижнего ракурса, то визуально вы сделаете рост человека более высоким, некоторые пропорции тела могут быть искажены. В классическом портрете это неприемлемо.

Варианты построения световой схемы для портрета

— Боковое

Установите осветительные приборы сбоку от портретируемого, под углом примерно 90 градусов, чтобы создать боковой свет. Он разделит лицо на две половины – одна будет хорошо освещена, а другая немного скроется в тени. Это хорошая схема для получения выразительных снимков с драматическим подтекстом. Обычно ее применяют при фотографировании мужчин.

— Петля

Свет сначала должен отразиться от предмета/поверхности (отражатель), а затем попасть прямо на лицо. Приспособление с отражающей поверхностью обычно закрепляют на уровне чуть выше глаз портретируемого и под 30 – 40 градусов к фотоаппарату. При таком свете на лице от носа до уголков рта образуется едва заметная тень.

— «Рембрандтовский» свет

Освещение формирует треугольник на щеке теневой части лица портретируемого. Чтобы получить такую схему освещения, к которой, в частности, прибегали выдающиеся художники при написании своих картин, нужно установить источник под 45 градусов к оси «фотоаппарат – модель». Кроме того, прибор должен быть поднят, чтобы свет падал на портретируемого также под углом 45 градусов. Важное условие при создании такой схемы — на глазу той части лица, которая находится немного в тени, должен появиться блик. Это придаст жизни портретному снимку.

— «Бабочка»

Если вы расположите осветительный прибор сверху за своим фотоаппаратом, то под носом портретируемого появится тень в форме бабочки. В результате, создаются интересные тени под щеками и подбородком модели. Но лучше ее не применять для съемки людей старшего возраста, поскольку свет, выставленный таким образом, будет только подчеркивать морщины.

Позы для классического портрета

При создании классического портрета можно использовать разные позы. Главное условие – сдержанность и естественность позы, ограниченная динамичность, отсутствие лишних деталей. Чаще всего портретируемый усаживается в кресло или на сиденье, повернув корпус немного в сторону от камеры, примерно на 15 – 20 градусов. Руки могут свободно лежать на подлокотниках, либо человек может держать их возле лица. Так портретируемый выглядит гораздо лучше, чем при съемке «в лоб». При этом человек может направить свой взгляд прямо в камеру, либо он может смотреть в сторону. Прямой взгляд может приоткрыть черты характера модели, он позволяет зрителю прочесть эмоции человека на фото. Взгляд в сторону иногда может быть более выигрышным, хоть и не таким интимным как в первом случае.

Характерным признаком качественного портретного снимка является то, что на них отчетливо запечатлены глаза портретируемого, независимо от того, смотрит ли он в объектив камеры или куда-то еще. Это классика портретного жанра, ведь зритель, в первую очередь, останавливает свое внимание на глазах человека при просмотре фотографии.

В толковых словарях слово «классический» переводится с латинского «classicus» как первоклассный, образцовый, правильный, строгий и т.п. Наверное, не стоит вдаваться во все тонкости перевода этого слова, а остановимся лишь на вышеперечисленных определениях. В моем понимании выполнение классического портрета, во всей своей строгости и по всем правилам, способно дать совершенный результат. Хотя, это и не всегда так.

Все правила, применяемые в живописи в течение многих веков, успешно перекочевали и в фотографию. Получается, что в наши дни съемка на современные цифровые профессиональные камеры производится в соответствии с канонами, заложенными еще во времена античного искусства с поправкой на новые возможности фотоаппарата.

Классический портрет и его признаки

Во-первых, это безупречное освещение, которое передает объемы лица и фигуры модели, запечатленной на снимке. Различные акценты света способны создавать определенные настроения на фотографии. Второе, на что следует обратить внимание - это естественная, довольно сдержанная и эстетичная поза модели. Поза и выверенный свет скрывают все недостатки и, в тоже время, подчеркивают все имеющиеся достоинства.

Естественность модели - один из основополагающих моментов, присущих всем видам съемки, будь то: портрет, fashion, . Не кажется ли вам, что фотограф со всеми этими знаниями основ создания классического портрета в какой-то мере подобен художнику? Во многом так и есть, только вместо кистей он использует камеру, и другое фотооборудование.

Забавная притча о корове

История произошла не так, чтобы очень давно, но это и не столь важно. В одном европейском городке муниципалитет объявил конкурс среди местных художников. Победителю предоставлялась возможность в прямом смысле увековечить свое имя на стенах города, написав на них свои картины. В итоге работники мэрии получили множество картин, и все - в абстрактном стиле. Так как жюри (в лице все тех же представителей органов власти) не особенно разбирались в современной живописи, то не смогло определить победителя.

Поэтому в следующем туре было предложено написать картину с коровой, в этот раз максимально фотореалистично. Но выяснилось, что все конкурсанты являлись самоучками, не знавшими многих элементарных канонов живописи. Никто из них не смог нарисовать картину «правильно».

Какие можно сделать выводы?

Мораль этой истории заключается в том, что абстракция - это хорошо, но каждый художник обязан иметь весь необходимый багаж знаний и быть в состоянии сделать классический портрет. Фотограф также должен уметь «рисовать корову», что поможет создавать живые эстетичные портреты. Замечу, что в «fashion» фотографии используется несколько иное освещение.

Техника съемки этих двух видов фотографического искусства разнится. Особенно это заметно при работе с моделью. Таким образом, я беру на вооружение только те знания съемки классического портрета, которые применимы в данном случае.

Обратившись к словарям и сделав выборку, соответствующую теме, я получил следующее: (от лат. classicus - образцовый, первоклассный). А так же: совершенный, образцовый, типичный, лучший в своем роде, превосходный, правильный, строгий. Есть еще многие определения слова классический, но я предлагаю придерживаться вышеперечисленного.

Классический фотопортрет, для меня, это портрет выполненный по канонам (правилам), которые ведут нас к достижению совершенного (с точки зрения почитателя классики) результата. И ведь действительно ведут! Хотя, не всегда приводят. В фотографию правила, каноны портрета пришли из живописи. А в живописи они были заложены еще во времена античности.

Что, как мне кажется, мы должны увидеть рассматривая классический фотопортрет? Безупречный свет, правильно передающий объемы лица и корпуса модели, поддерживающий определенное настроение всего изображения. Поза модели естественна, эстетична во всех ее составляющих, сдержанна, с ограниченной динамичностью. Поза и свет подчеркивают, т.е. выделяют, достоинства фигуры модели и скрывают недостатки, если таковые присутствуют. По сути, знание принципов создания классического портрета и умение его сделать сродни умению художника нарисовать корову.

История о корове. В недалеком прошлом, мэрия одного из европейских городов объявила конкурс среди художников. Победитель конкурса получал право написать свою картину на стенах дома и тем увековечить свое имя в истории города. Художники предоставили жюри эскизы, все сплошь в абстрактном стиле. Работники мэрии мало чего понимали в искусстве, тем более в абстрактном. Поэтому объявили второй тур, на котором попросили тех же художников нарисовать обычную, не абстрактную, корову. Оказалось, что “творцы” не могли этого сделать, ибо все были самоучками и никогда не учились рисовать “правильно”.

На своих лекциях я так много говорю о правилах, используемых при создании портрета, что мои студенты несколько раз "обвиняли" меня в страстной и безудержной любви к классическому фотопортрету. Это не так. Я уважаю классический портрет за то, что при его создании необходимы знания, используемые столетиями. И эти знания можно и должно использовать в любом ином виде портретной фотографии. Я за то, чтобы фотограф умел “рисовать корову”. А при желании, или особом авторском видении, можно рисовать и абстракции, как это делал, например, Пикассо. Я же отдаю предпочтение портретам, несущим в себе не только основную идею классического портрета – эстетику, а нечто иное. Но об этом позже.


Слева: портреты Ольги Хохловой, жены Пикассо, написанный им в 1917 г. и 1923 г. Как разительно меняется отношение художника в своей модели с течением времени!

И последнее. Если вы намерены серьезно отдаться модной фотографии, то очень осторожно отнеситесь к этой книге. Техника съемки модной фотографии, типичная для большинства фотографов, кардинально отличается от техники постановочного портрета. Иные принципы постановки света, другой подход к экспонометрии и, в еще большей степени, работе с моделью. Об основных отличиях, в съемках этих двух жанрах, я расскажу в соответствующих темах. Просто возьмите на вооружение ту часть знаний классического портрета, которая может вам пригодиться в модной фотографии. Как я и поступаю.

27.03.2016

Классический фотопортрет - это портретная фотография, сделанная по всем правилам и канонам художественного портрета (как понятия в живописи) и фотоискусства как такового.

Много правил в фотографию пришли из живописи и скульптуры, где они были заложены в далекие время античной эпохи. На эти правила опирается большинство фотографов, когда они желают создать классическую фотографию.

Что нам показывает классический портрет?

Прежде всего, совершенный во всех отношениях свет, который подчеркивает объемы и форму лица или тела модели, делает фотографию четкой. Свет создает и поддерживает заданный фотографом настрой. Поза человека обычно должны быть естественна и эстетична, ценится сдержанность и неподвижность. Свет и поза призваны подчеркнуть, выделить достоинства человека и скрыть его недостатки, если такие имеются.

Классический портрет - это обычно плечевой или поясной портрет со стандартными позами и положением рук, на котором четко различимы черты лица модели.

Плечевой портрет делается с близкого расстояния, а в кадр попадает только голова и плечи фотографируемого. Большое внимание тут уделяется взгляду человека. Если он смотрит прямо в объектив фотоаппарата, то это обеспечит визуальный контакт со зрителями, которые будут просматривать фотографию. Такой взгляд делает фотографию более эффектной, а удачным кадрированием можно усилить впечатление.

При поясном портрете происходит съемка человека по пояс, без захвата изображения ног. Фотографируя таким способом, мы получаем больше возможностей для экспериментов с позами и ракурсами. Это ценится зрителями и привлекает внимание к фотографии.

Важную роль играет настроение человека, которого фотографируют. Оно всегда проявляется во взгляде, позе, жестах, мимике. Порой, не нужно просить человека расслабиться или принять естественную позу (это может наоборот вызвать напряжение у модели), лучше будет попросить переместить центр тяжести с одной ноги на другую (так, человек, сам того не замечая, станет выглядеть естественнее).

В современном фотоискусстве выделяют три главные составляющие классического портрета : правильный свет, выразительный взгляд и естественная и непринужденная поза.

Если свет фотограф может настроить сам, да и как-то повлиять на позу модели он тоже может (особенно если знает классические позы для портрета), то на получение нужного взгляда человека фотограф иногда тратит несколько часов: тут многое зависит от умения общаться, расположить человека к себе и от знания различных психологических приемов. Поэтому фотографу необходимо быть коммуникальбельным, чтобы провести удачную съёмку.

Главную роль в классическом портрете играет голова фотографируемого человека. Тут не нужны многочисленные детали и аксессуары. Портрет должен быть максимально строгим, но показывать модель в наиболее интересном и подходящем ракурсе.

Основной задачей считается не передача характера или особенностей личности, а отображение внешности с лучшей ее стороны. Поэтому классический фотопортрет всегда заранее продумывается.

Кроме того, портрет должен быть сделан технически безупречно. Он должен излучать спокойствие и чувство достоинства. Фотограф стремится подчеркнуть наиболее привлекательные черты внешности человека, а центром композиции в большинстве случаев становятся глаза, поскольку они наиболее выразительная часть лица.

Подводя итоги, заметим, что необходимо большое терпение и много дней тренировок, чтобы сделать по-настоящему красивый портрет, выполненный по всем канонам классической фотосъёмки.

Интересные публикации на сайте



Поделиться