Критерии аналогичности рабочих мест в апк. Выбор «аналогичных налогоплательщиков» часто происходит стихийно

В каждой организации составляется перечень рабочих мест, который оформляется в виде таблицы (Приложение № 5 к Методическим рекомендациям).

В таблице указываются:

В графе 1 – индивидуальный номер рабочего места от 1 до 99 999 999.

Аналогичные рабочие места обозначаются номером рабочего места с добавлением прописной буквы «А». Например, 125А(124А), т.е. рабочее место 125 аналогично рабочему месту 124, и если будет несколько аналогичных рабочих мест, то все они будут аналогичны рабочему месту 124, которое вписано в скобки.

В графе 2 – наименование рабочего места с указанием в родительном падеже наименования профессии рабочих или должностей служащих, занятых на данном рабочем месте, в соответствии со штатным расписанием и Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (далее – ОК 016-94).

Перечни рабочих мест формируются специалистами отдела кадров, отдела охраны труда, руководителями структурных подразделений организации.

Важно! Наибольшую сложность при составлении данного перечня представляет правильное отнесение отдельных рабочих мест к категории аналогичных в связи с учетом изложенных ниже восьми показателей, что требует от исполнителей значительного количества времени.

Игнорирование отдельных критериев аналогичности может привести к возникновению конфликтных ситуаций между работниками и работодателем и, возможно, к повторному проведению СОУТ на рабочих местах и дополнительным финансовым затратам работодателя.

Исполнителям работ по составлению перечня рабочих мест с указанием аналогичных рабочих мест рекомендуется последовательно оценивать рассматриваемые рабочие места на предмет их возможной аналогичности по следующим критериям:

1. Рабочие места расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах).

2. Рабочие места оборудованы одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения.

3. Работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности.

4. Работники осуществляют одинаковые трудовые функции.

5. На рабочих местах установлен одинаковый режим рабочего времени.

6. На рабочих местах ведется однотипный технологический процесс.

7. На рабочих местах используется одинаковое производственное оборудование, инструменты, приспособления, материалы и сырье.

8. На рабочих местах работники обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

При выявлении аналогичных рабочих мест СОУТ проводится на 20 % рабочих мест от общего числа таких рабочих мест, но не менее чем на двух рабочих местах, и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам (ст.16 № 426-ФЗ).

Несмотря на кажущуюся простоту определения аналогичных рабочих мест, ошибки при определении аналогии часто допускаются.

Пример 1. В штате компании на должности «менеджер по продажам» работает 5 сотрудников. Все они находятся в одном кабинете, выполняют одинаковые должностные обязанности. В этой связи работодатель отнес их рабочие места к аналогичным и запланировал проведение СОУТ на 20 % от 5 рабочих мест, т.е. на одном рабочем месте.

Ошибка в данной ситуации состоит в том, что работодатель упустил из вида требование п.1 ст.16 ФЗ № 426 - СОУТ проводится на 20 % рабочих мест от общего числа таких рабочих мест, но не менее чем на двух рабочих местах.

В ситуации, когда у работодателя было бы, например, всего 2 рабочих места «менеджеров по продаже», СОУТ должна проводиться на обоих рабочих местах. Установленный законом минимум (не менее 2 рабочих мест) имеет целью получение в ходе исследований объективных результатов оценки и, если хотя бы один из измеряемых параметров на двух рабочих местах будет отличаться, СОУТ должна будет проводиться на всех аналогичных рабочих местах.

Пример 2. В одном кабинете расположены рабочие места главного бухгалтера, ведущего бухгалтера и специалиста по кадрам. У каждого их этих работников имеется персональный компьютер (ПК). Работодатель считает, что рабочие места этих специалистов аналогичные: в одном кабинете, с одинаковыми условиями труда, и выполняют работы на ПК.

Ошибка состоит в том, что при наличии идентичного оборудования и одинаковых условий труда данные работники имеют разные должности. В данном случае рабочие места не могут быть признаны аналогичными.

Учет наличия оборудования (в данном случае - ПК) будет осуществляться только в случае, если работники имеют одинаковые должности. При этом марка и год выпуска ПК должны быть идентичными.

Пример 3. В организации имеется 5 водителей. Один водитель работает на автомобиле марки УАЗ 2012 года выпуска, другой – на автомобиле марки КаМАЗ 2009 года выпуска, остальные – на автомобилях марки МАЗ 2013 года выпуска.

Часто комиссия определяет все 5 рабочих мест как аналогичные, мол, у всех автомобилей кабины современные и комфортные.

Ошибка состоит в том, что аналогичными являются рабочие места только на одинаковых автомобилях МАЗ с одинаковым годом выпуска при условии, что на данных автомобилях работники выполняют одинаковые трудовые функции с одинаковым режимом работы и т.д. Если же на автомобилях одной и той же марки и одного года выпуска выполняются разные работы (перевозка пассажиров, опасных грузов, хлыстовая вывозка леса, перевозка сыпучих материалов самосвалами и т.п.), то и в данном случае рабочие места не являются аналогичными.

В этой связи СОУТ должна проводиться на рабочих местах в автомобилях УАЗ (1 рабочее место), КаМАЗ (1 рабочее место) и МАЗ (2 рабочих места).

Пример 4. В штатном расписании организации имеются 6 должностей «Начальников отделов». Работодатель считает их рабочие места аналогичными и планирует проведение СОУТ на двух рабочих местах.

Ошибка в данном случае заключается в том, что все эти «начальники» являются начальниками не одного отдела, а разных: планового, отдела главного механика, финансового, снабжения и сбыта, и выполняют разную работу. Поэтому СОУТ необходимо проводить на всех этих рабочих местах.

Пример 5 . В отделе по производству стерильных и лекарственных средств имеется 14 операторов линии, которые занимаются розливом лекарственных средств при двухсменном режиме работы. Работодатель планирует провести СОУТ на 3 рабочих местах.

Ошибка состоит в том, что работодатель не учел сменность работы операторов. Необходимо разбить 14 штатных единиц на 2 смены и аналогию вычислить из 7 рабочих мест при условии, что оставшиеся 7 человек приходят на одно и то же место, выполняют одни и те же функции и условия работы не меняются. СОУТ будут подлежать только 2 рабочих места.

Труда (СОУТ - Спецоценка, - ред.) стараются корректировать существующее штатное расписание, скрывая реальное количество сотрудников в целях экономии. Объединяют одну должность с другой, сокращают количество рабочих мест, убирают «неугодные» должности. В итоге: недостоверно поданные сведения - неверные результаты СОУТ . При выявлении неточностей в документах по спецоценке в ходе проверок госинспектора по труду, к административной ответственности, в первую очередь, привлекут работодателя, так как неверные сведения могут стоить людям жизни и здоровья. Можно, конечно, задать вопрос организации, проводящей СОУТ , но ее дело правое: какой объем рабочих мест заявили, тот и проверяли. А на случай особо недовольных: «Вот копия заверенного штатного расписания за подписью руководителя и печатью организации, какие еще могут быть претензии?»

Скрывать и изменять штатно-списочный состав работников не стоит. Тем более, что если у Вас выявятся аналогичные рабочие места, можно еще и неплохо сэкономить на СОУТ , не нарушая требования законодательства. Какие это места и как определить их среди имеющихся рабочих мест?

Аналогичными рабочими местами называются места на которых работники имеют одинаковые должности, профессии, специальности, выполняют типичные должностные функции на идентичном оборудовании, при использовании одинакового инструментария, при этом они все расположены в одной или нескольких одинаковых рабочих зонах, имеющих однотипные системы отопления, вентиляции, кондиционирования и освещения. Немного сложно воспринимается определение аналогии, не так ли? Чтобы было проще понять, объясним все наглядным способом в виде примеров с их решениями.



Пример №1: В кабинете работает 7 сотрудников в лице главного бухгалтера, ведущего бухгалтера, 5-ти менеджеров по продажам. Какие рабочие места будут подлежать аналогии?


Решение: аналогичными будут места только пяти менеджеров, так как эти специалисты имеют одинаковую формулировку должностей, выполняют одинаковые функции.



Пример №2: В двух цехах работает по 2 сварщика. Как определить, какие рабочие места аналогичны?


Решение: Если рабочие зоны в цехах будут одинаковыми по структуре, то аналогичными будут считаться все 4 рабочих места сварщиков.

К сведению, несмотря на то, что сварщики не имеют строго закрепленного рабочего места, передвигаются в течение рабочего дня от объекта к объекту, проведение спецоценки на них обязательно. Подобные места называются рабочими местами с территориально меняющимися зонами.



Пример №3: В организации работает 5 водителей. Трое работает на автомобилях марки Chevrolet 2011 года выпуска (вид используемого топлива АИ-92), четвертый - на автомобиле марки Nissan 2013 года выпуска (вид топлива АИ-95), пятый - на Renault (вид топлива АИ-92). Какие и сколько рабочих мест будет подлежать оценке?


Решение: Исходя из того, что рабочим местом водителя является автотранспортное средство, аналогичными будут являться рабочие места работников, которые работают на автомобилях Chevrolet, т.к. год выпуска, марка, вид топлива транспортных средств одинаковы.

Аналогичные места мы выявили, теперь должны ответить на вопрос о том, сколько рабочих мест подлежит оценке . Благодаря этому раскроем «изюминку» процесса - экономию средств за счет аналогии. В ФЗ о СОУТ № 426-ФЗ имеется расчетная формула определения аналогичности: оценке подлежит 20% рабочих мест от общего количества таких мест, но не менее 2-х. Применим формулу к водителям: 3 умножаем на 20%, получаем 0,6. Несмотря на это, оцениваться будут два рабочих места, т.к. имеется установленный минимум, с помощью которого и удается определить идентичность условий труда. Если в ходе оценки 2-х рабочих мест определяются различия, то принцип аналогии будет отменен и оценке будут подвергаться все 100% рабочих мест.

На аналогию немаловажную роль оказывает и сменность выполнения работ. За счет этого Вы можете сократить количество рабочих мест вдвойне.



Пример №4: Операторы линии розливов лекарственных средств, всего их в штате 12 человек, осуществляют свою работу в две смены: с 8.00 до 15.00, с 15.00 до 21.00. В смену выходит по 6 человек. Сколько рабочих мест подлежит оценке?


Решение: Поразмышляем логически - операторы линии выполняют одни и те же обязанности, максимум, что их отличает - расположение на линии. К аналогичным их можно отнести. Но получается, что остальные 6 сотрудников сменяют друг друга и по сути рабочие места не меняются при этом. Поэтому аналогию можно вычислить только из 6 рабочих мест, рассчитаем по формуле, получим ответ - 2 рабочих места.

Если посменность в работе операторов линии не учитывается, оценке будет подлежать 3 рабочих места. Вот что можно выявить в ходе процесса спецоценки и только на первый взгляд кажется, что сложно определить к чему и как отнести рабочее место. Достаточно детально разобрать требования закона.

Если у Вас остались вопросы, Вы можете направлять их на электронную почту: [email protected] , наши специалисты ответят Вам на них оперативно, при необходимости подготовят Вам перечень рабочих мест с учетом аналогичных бесплатно и в оперативные сроки.

7.1 Данный раздел устанавливает требования к организации, проведению и документальному оформлению результатов проверок при осуществлении:

Контроля по охране труда и пожарной безопасности;

Производственного контроля по соблюдению требований промышленной безопасности при эксплуатации ОПО;

Производственного контроля по соблюдению требований экологической безопасности, санитарных правил и гигиенических нормативов, а также выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

7.2 Проверки соблюдения требований охраны труда, промышленной, экологической и пожарной безопасности осуществляются на всех уровнях АПК.

7.3 Организация и оформление результатов осуществления АПК, а также их анализ допускается с применением автоматизированной информационной системы административно – производственного контроля (АИС АПК).

I уровень АПК

7.4 Организация, проведение и документальное оформление проверок на 1 уровне АПК осуществляется в следующем порядке:

7.4.1 проверка проводится всех входящих в состав рабочего места объектов (открытых территорий, зданий, помещений, сооружений, производственного и технологического оборудования, транспорта, технологических процессов, систем безопасности, оборудования, инструментов, приспособлений, средств измерений, используемых для выполнения работ);

7.4.2 проверки на 1 уровне АПК проводятся каждым работником на своем рабочем месте, перед началом, а также в течение всего рабочего дня (смены);

7.4.3 начальник (службы, цеха, участка, группы) в рамках проведения АПК организует разработку и обеспечение всех рабочих мест перечнями критериев для проведения оценки состояния объектов по направлению производственной деятельности структурного подразделения. В перечни критериев включаются требования охраны труда, промышленной, экологической и пожарной безопасности, предъявляемых к объекту или единице оборудования, предусмотренных проектной документацией, инструкциями, стандартами, правилами и другими нормативными документами. Пример составления перечня критериев, по соответствующим направлениям, для осуществления проверки в рамках АПК приведен в приложении 2 ;

Информация об изменениях: Редакция 200154223-40-2014 :

Начальник (службы, цеха, участка, группы) организует разработку и обеспечение всех рабочих мест необходимыми перечнями критериев первого уровня АПК для проведения оценки состояния объектов по направлению производственной деятельности структурного подразделения. В перечни критериев включаются требования охраны труда, промышленной, экологической и пожарной безопасности, установленные в инструкциях, стандартах, правилах и других нормативных документах. Пример составления перечня критериев, по соответствующим направлениям, для осуществления проверки на 1 уровне АПК приведен в приложении

7.4.4 руководитель объекта ежегодно письменным распоряжением по структурному подразделению определяет сроки проведения АПК на 1 уровне. Закрепляет (при необходимости) оборудование и территории за эксплуатационным (сменным) и ремонтным персоналом службы (цеха, участка, группы;

7.4.5 персонал, занятый эксплуатацией технологического оборудования, проводит оценку в ходе планового обхода (осмотра) оборудования закрепленного на основании 7.4.4, а также в рамках оперативного осмотра согласно предусмотренным маршрутам обхода оборудования и установок. Ремонтный персонал, как правило, осуществляет оценку состояния закрепленного оборудования, а также территорий, оборудования, зданий и сооружений в местах проведения работ и по ходу движения к ним;

7.4.6 о выявленных замечаниях, нарушениях и несоответствиях работники докладывают своим непосредственным руководителям, а при их отсутствии на рабочих местах - вышестоящему оперативному или административному руководителю;

7.4.7 руководители и специалисты (инженеры, мастера) осуществляют оценку состояния оборудования, территорий, зданий и сооружений в порядке, предусмотренном в п.7.4.5. При этом информация, полученная от подчиненного персонала о несоответствиях, проверяется им лично в течение рабочей смены;

7.4.8 руководитель работ (мастер, инженер, начальник смены и т.д.) уточняет и оценивает характер выявленных работниками дефектов или нарушений требований охраны труда, промышленной, экологической и пожарной безопасности, и определяет возможность устранения их в течение рабочего дня (смены) силами подчиненного персонала службы (цеха, участка, группы);

7.4.9 при возможности устранения выявленного несоответствия с привлечением подчиненного персонала руководитель работ (мастер, инженер, начальник смены и т.д.) определяет мероприятие, которое необходимо выполнить для устранения несоответствия;

7.4.10 руководитель работ определяет исполнителей, выдает подробные разъяснения по порядку выполнения работ и организует обеспечение необходимыми ресурсами; в случае необходимости, руководитель работ проводит процедуру оформления задания как работу с повышенной опасностью с формированием бригады исполнителей и проведением целевого инструктажа;

Информация об изменениях: Редакция 200154223-40-2014 :

руководитель работ определяет исполнителей, выдает подробные разъяснения по порядку выполнения работ и организует обеспечение необходимыми ресурсами; в случае необходимости, руководитель работ проводит процедуру оформления задания как работу с повышенной опасностью с проведением целевого инструктажа

7.4.11 информация о выполнении мероприятия по устранению несоответствия регистрируется в «Журнале регистрации работ» (приложение 5 ). Если на рабочем месте не предусмотрено ведение Журнала регистрации работ информация о проведении мероприятия по устранению несоответствия регистрируется в «Журнале выдачи производственных заданий» (приложение 6 ). В примечании к данной записи делается пояснение «1 уровень АПК»;

Информация об изменениях: Редакция 200154223-40-2014 :

информация по устранению несоответствия регистрируется в «Журнале регистрации работ» (приложение Г) или в «Журнале выдачи производственных заданий» (приложение Д) и в примечании к данной записи делается пояснение «1 уровень АПК»

7.4.12 в случае, если несоответствие невозможно устранить с привлечением подчиненного персонала, информация с описанием несоответствия, вносится в «Журнал дефектов основного и вспомогательного оборудования» (приложение 3 ), записи вносятся непосредственными руководителями (мастерами, инженерами, начальниками смены и т.д.);

7.4.13 «Журнал регистрации работ», «Журнал дефектов основного и вспомогательного оборудования» и «Журнал выдачи производственных заданий» ведутся в службе, цехе, участке, группе. Необходимость дополнительного размещения журналов на отдельно взятом объекте определяется руководителем службы, группы, участка;

Информация об изменениях: Редакция 200154223-40-2014 :

«Журнал дефектов основного и вспомогательного оборудования» ведется в службе, цехе, участке, группе; необходимость дополнительного размещения журнала на отдельно взятом объекте определяется руководителем службы, группы, участка;

7.4.14 если при проверке на 1 уровне АПК выявлены дефекты или нарушения, которые могут причинить вред здоровью работников или привести к аварии, инциденту, руководитель работ приостанавливает работу оборудования или работников до полного устранения этих дефектов или нарушений, о чем информирует вышестоящего руководителя;

7.4.15 нарушения, выявленные на 1 уровне АПК, требующие разработки долгосрочных мероприятий, дополнительного финансирования, материально-технических ресурсов или остановки оборудования вносятся начальником службы (цеха, участка, группы) в планы проведения ППР, технического обслуживания и ремонта оборудования, в план проведения регламентных работ.

7.4.16 начальник службы, цеха, обязан каждый рабочий день знакомиться с записями в «Журнале дефектов основного и вспомогательного оборудования», оформлять записи о назначении ответственных лиц и устанавливать сроки устранения, после чего организовывать выполнение мероприятий по устранению несоответствий силами ремонтного персонала своего подразделения, либо с привлечением работников специализированного подразделения;

7.4.17 сведения о выполнении мероприятий должны своевременно вноситься в «Журнал дефектов основного и вспомогательного оборудования» ответственным лицом за выполнение мероприятия;

7.4.18 организация устранения нарушений или дефектов, связанных со сбоями систем отопления, водоснабжения, вентиляции, освещения, информационно-вычислительных систем и устройств, а также систем связи, осуществляется руководителем работ в оперативном порядке, руководствуясь «Планом действий на случай возникновения сбойных ситуаций», с вызовом для устранения работников или специалистов соответствующих служб филиала;

7.4.19 устранение нарушений, связанных с захламленностью, наличием посторонних предметов на территории и в помещениях, образованием наледи, снеговых заносов, загрязнений и т.п. на оборудовании и подходах к нему, а также связанных с отсутствием временных знаков безопасности, обозначений и маркировок на основном и вспомогательном оборудовании, неисправностью инструмента, приспособлений, первичных средств пожаротушения осуществляется работниками сразу после их выявления, с уведомлением об этом своего непосредственного руководителя работ без внесения записей в журналы;

7.4.20 при организации вахтового метода работы на промплощадках, когда возможны случаи отсутствия в рабочую смену непосредственного инженерно-технического работника (руководителя) из-за несовпадения графика работы, информацию о выявленных несоответствиях работники должны сообщать начальнику смены диспетчерской службы (инженеру), находящемуся на смене. Начальник смены (инженер) определяет необходимость устранения несоответствий в текущую рабочую смену, и в случае угрозы травмирования работников или возникновения аварии осуществляет организацию выполнения мероприятия по устранению несоответствия. По реализуемым мероприятиям начальник смены вносит записи в оперативный журнал с пометкой «1 уровень АПК».

Информация об изменениях: Пункт введен впервые

Министерство экономического развития Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ

ПРИКАЗ

Об утверждении методики расчёта показателя "Прирост высокопроизводительных рабочих мест, в процентах к предыдущему году"


Документ с изменениями, внесенными:
;
.
____________________________________________________________________


Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 29 сентября 2013 г. N Пр-2266, , и в соответствии с пунктом 5.2 Положения о Федеральной службе государственной статистики , утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. N 420 ,

приказываю:

1. Утвердить прилагаемую методику расчёта показателя "Прирост высокопроизводительных рабочих мест, в процентах к предыдущему году".

2. Признать утратившим силу приказ Росстата от 14 ноября 2013 г. N 449 "Об утверждении методик расчета показателей "Прирост высокопроизводительных рабочих мест, в процентах к предыдущему году", "Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом внутреннем продукте" и "Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте субъекта Российской Федерации".

Руководитель
А.Е.Суринов

Методика расчета показателя "Прирост высокопроизводительных рабочих мест, в процентах к предыдущему году"

1. Настоящая методика разработана во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 2550-р и поручения Президента Российской Федерации от 29 сентября 2013 г. Пр-2266.

Здесь и далее по тексту определения понятий приводятся исключительно для целей настоящей Методики.

В соответствии с рекомендациями Международной организации труда рабочее место определяется как круг задач и обязанностей, которые выполняются или должны выполняться одним лицом в интересах одной экономической единицы. Число рабочих мест учитывается по фактически занятым работникам (замещенные рабочие места).

К высокопроизводительным рабочим местам (далее - ВПРМ) относятся все замещенные рабочие места предприятия (организации), на котором среднемесячная заработная плата работников (для индивидуальных предпринимателей - средняя выручка) равна или превышает установленную величину критерия (пороговое значение).

________________
При этом понимается, что замещенные рабочие места для организаций, предприятий - это работники списочного состава, внешние совместители и работники, выполнявшие работы по договорам гражданско-правового характера; для индивидуальных предпринимателей - это занятые в бизнесе (сам индивидуальный предприниматель, партнеры, помогающие члены семьи, наемные работники).


В качестве критерия для отбора организаций (предприятий) , имеющих высокопроизводительные рабочие места, устанавливается пороговое значение среднемесячной заработной платы работников на одно замещенное рабочее место , дифференцированное по типам предприятий и субъектам Российской Федерации.

По каждой организации (предприятию) среднемесячная заработная плата рассчитывается делением годового фонда начисленной заработной платы на число замещенных рабочих мест работниками списочного состава, внешними совместителями, работниками, выполнявшими работы по договорам гражданско-правового характера, и на 12.

В качестве критерия для отбора индивидуальных предпринимателей , имеющих высокопроизводительные рабочие места, устанавливается показатель среднемесячной выручки в расчете на одно замещенное рабочее место .

2. Источниками информации для расчета являются данные форм федерального статистического наблюдения:

по крупным и средним организациям - форма федерального статистического наблюдения N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников" за отчетный год;

по малым предприятиям - форма федерального статистического наблюдения N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия" за отчетный год;

по микропредприятиям - форма федерального статистического наблюдения N МП (микро) "Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия";

по индивидуальным предпринимателям - формы федерального статистического наблюдения N 1-ИП "Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя", N 1-ИП-торговля "Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя в розничной торговле" за год, предшествующий отчетному.

3. Определение пороговых значений

3.1. Организации (без малых) сектора нефинансовых корпораций, основным видом экономической деятельности которых являются сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство (А), добыча полезных ископаемых (В), обрабатывающие производства (С), обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха (D),водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений (Е), строительство (F), торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов (G), транспортировка и хранение (Н), деятельность гостиниц и предприятий общественного питания (I), деятельность в области информации и связи (J), деятельность по операциям с недвижимым имуществом (L), деятельность профессиональная, научная и техническая (М), деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги (N), предоставление прочих видов услуг (S)

Пороговое значение по организациям (без малых), основным видом экономической деятельности которых являются А, В, С, D, Е, F, G, Н, I, J, L, М, N, S, устанавливается по показателю "среднемесячная заработная плата работников на одно замещенное рабочее место" отдельно по юридическим лицам, осуществляющим деятельность на территории одного субъекта Российской Федерации (монотерриториальные предприятия), и по юридическим лицам, осуществляющим деятельность на территории нескольких (2-х и более) субъектов Российской Федерации (многотерриториальные предприятия).

многотерриториальных предприятий рассчитывается в среднем по Российской Федерации по совокупности предприятий (без малых), основным видом экономической деятельности которых по ОКВЭД2 являются А, В, С, D, Е, F, G, Н, I, J, L, М, N, S.

Пороговое значение по показателю "среднемесячная заработная плата работников на одно замещенное рабочее место" для монотерриториальных предприятий рассчитывается в среднем по совокупности монотерриториальных предприятий (без малых), основным видом экономической деятельности которых по ОКВЭД2 являются А, В, С, D, Е, F, G, Н, I, J, L, М, N, S, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

3.2. Организации (без малых), основным видом экономической деятельности которых являются деятельность финансовая и страховая (К), государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение (О), образование (Р), деятельность в области здравоохранения и социальных услуг (Q), деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений (R)
________________
ОКВЭД2 ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2).


Пороговое значение по организациям (без малых), основным видом экономической деятельности которых являются К, О, Р, Q, R, устанавливается на уровне среднемесячной начисленной заработной платы в экономике субъекта Российской Федерации.

В соответствии с действующей методологией среднемесячная начисленная заработная плата в экономике субъекта Российской Федерации исчисляется делением годового фонда начисленной заработной платы всех работников (списочного состава, внешних совместителей, работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера) на среднесписочную численность работников и на 12.

3.3. Малые предприятия, микропредприятия, индивидуальные предприниматели

Пороговое значение для малых (микропредприятий) по показателю "среднемесячная заработная плата на одно замещенное рабочее место" определяется по совокупности соответствующего типа предприятий (малых или микропредприятий), осуществляющих свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации.

Для индивидуальных предпринимателей в качестве порогового значения при оценке количества высокопроизводительных рабочих мест принимается размер среднемесячной выручки на одно замещенное рабочее место по совокупности микропредприятий субъекта Российской Федерации, имеющих высокопроизводительные рабочие места.

Расчет производится по следующему алгоритму:

V - размер среднемесячной выручки микропредприятий, имеющих высокопроизводительные рабочие места, в расчете на 1 замещенное рабочее место;

- годовая выручка j-го микропредприятия, имеющего высокопроизводительные рабочие места;

- число замещенных рабочих мест на j-ом микропредприятии, имеющем высокопроизводительные рабочие места;

m - число микропредприятий, имеющих высокопроизводительные рабочие места.

3.4. В качестве базовых принимаются пороговые значения, определенные на 2011 год. Для каждого последующего года (за исключением п.3.2.) в целях обеспечения сопоставимости это значение пересматривается с учетом индекса потребительских цен по субъектам Российской Федерации (за исключением многотерриториальных предприятий (без малых), имеющих вид экономической деятельности А, В, С, D, Е, F, G, Н, I, J, L, М, N, S для которых пороговое значение умножается на индекс потребительских цен по России).

В случае если рассчитанное пороговое значение оказывается ниже уровня, равного двум величинам прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте Российской Федерации в среднем за год, оно повышается до этого уровня. При отсутствии установленной законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации величины прожиточного минимума за IV квартал используется расчетная величина прожиточного минимума трудоспособного населения, исчисленная на основе утвержденных величин прожиточного минимума в среднем за первые три квартала отчетного года.

По организациям (без малых), основным видом экономической деятельности которых являются деятельность финансовая и страховая (К), государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение (О), образование (Р), деятельность в области здравоохранения и социальных услуг (Q), деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений (R) (п.3.2.) пороговое значение ежегодно устанавливается на уровне среднемесячной заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации.

4. Алгоритм определения числа ВПРМ в организациях (за исключением малых)

Разработка числа ВПРМ осуществляется на основе сведений по форме N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников" за отчетный год.

На первом этапе по каждой организации рассчитывается среднемесячная заработная плата работников на одно замещенное рабочее место.

На втором этапе производится формирование перечней организаций, относящихся к высокопроизводительным в соответствии с критериями, определенными в пункте 3.

На третьем этапе по отобранному кругу организаций рассчитывается число высокопроизводительных рабочих мест, как суммы численности работников списочного состава, внешних совместителей, работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.

5. Алгоритм определения числа ВПРМ на малых предприятиях, микропредприятиях и у индивидуальных предпринимателей

5.1. На первом этапе по каждому малому предприятию и микропредприятию, включенному в выборочную совокупность, определяется среднемесячная заработная плата работников в организации (предприятии) по следующему алгоритму:

ZP - среднемесячная заработная плата работников в расчете на 1 замещенное рабочее место на малом или микропредприятии;

F - годовой фонд начисленной заработной платы малого или микропредприятия;

Z - число замещенных рабочих мест на малом или микропредприятии.

Из выборочной совокупности отбираются предприятия с высокопроизводительными рабочими местами, то есть предприятия, у которых среднемесячная заработная плата работников в расчете на 1 замещенное рабочее место (ZP) равна или больше установленного порогового значения.

На втором этапе определяется число высокопроизводительных рабочих мест на малых и микропредприятиях, скорректированное с учетом веса предприятия в выборке, по формуле:

где

- число высокопроизводительных рабочих мест на малых предприятиях;

- число замещенных рабочих мест на j-ом малом предприятии;

- вес j-го малого предприятия в выборке.

n - количество малых с высокопроизводительными рабочими местами;

где

- число высокопроизводительных рабочих мест на микропредприятиях;

- число замещенных рабочих мест на j-ом микропредприятии;

- вес j-го микропредприятия в выборке.

n - количество микропредприятий с высокопроизводительными рабочими местами;

5.2. На первом этапе по каждому индивидуальному предпринимателю, включенному в выборочную совокупность, определяется размер среднемесячной выручки в расчете на одно замещенное рабочее место по следующему алгоритму:

V - размер среднемесячной выручки индивидуального предпринимателя в расчете на 1 замещенное рабочее место;

- размер годовой выручки индивидуального предпринимателя;

Z - число занятых в бизнесе у индивидуального предпринимателя.

Для определения числа высокопроизводительных рабочих мест у индивидуальных предпринимателей из выборочной совокупности отбираются индивидуальные предприниматели, размер выручки которых в расчете на одно замещенное рабочее место равен или превышает пороговое значение.

На втором этапе определяется число высокопроизводительных рабочих мест у индивидуальных предпринимателей, скорректированное с учетом веса предприятия в выборке, по формуле:

где

- число высокопроизводительных рабочих мест у индивидуальных предпринимателей;

- число занятых в бизнесе у j-ого индивидуального предпринимателя;

- вес j-го индивидуального предпринимателя в выборке;

n - количество индивидуальных предпринимателей с высокопроизводительными рабочими местами.

6. Общее число высокопроизводительных рабочих мест в отчетном году () определяется по формуле:

число ВПРМ в организациях (за исключением малых) следующих видов экономической деятельности: A, B, C, D, E, F, G, H, I, J, L, M, N, S за отчетный год;

число ВПРМ в организациях (за исключением малых) следующих видов экономической деятельности: K, O, P, Q, R за отчетный год;

число ВПРМ в организациях, относящихся к малым (без микропредприятий), за отчетный год;

число ВПРМ в микропредприятиях за отчетный год;

число ВПРМ у индивидуальных предпринимателей (в сфере индивидуальной предпринимательской деятельности) за год, предшествующий отчетному.

Общее число ВПРМ в предыдущем году () определяется аналогично.
(Пункт в редакции, введенной в действие приказом Росстата от 28 февраля 2019 года N 108 .

7. Во исполнение пункта 2 Приложения N 1 к поручению Президента Российской Федерации от 18 декабря 2018 г. N Пр-2426ГС в целях обеспечения мониторинга показателей оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации по достижению целей, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" , а также в соответствии с письмом Минэкономразвития России от 20 марта 2019 г. N Д03и-8876 предусмотрена разработка показателя, "число высокопроизводительных рабочих мест во внебюджетном секторе экономики". Число высокопроизводительных рабочих мест во внебюджетном секторе экономики () определяется по формуле:

Общее число высокопроизводительных рабочих мест в отчетном году;

Число высокопроизводительных рабочих мест в бюджетных организациях за отчетный год, т.е. сумма высокопроизводительных рабочих мест федеральных государственных бюджетных учреждений, государственных бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетных учреждений, государственных академий наук, федеральных государственных автономных учреждений, государственных автономных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных автономных учреждений, государственных казенных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных казенных учреждений
(Пункт дополнительно включен приказом Росстата от 28 февраля 2019 года N 108 ; в редакции, введенной в действие приказом Росстата от 15 апреля 2019 года N 210 .

8. Прирост высокопроизводительных рабочих мест, в процентах к предыдущему году определяется по формуле:

прирост (снижение) высокопроизводительных рабочих мест, %

число ВПРМ в отчетном году

число ВПРМ в предыдущем году.

(Пункт дополнительно включен приказом Росстата от 28 февраля 2019 года N 108)

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"



Поделиться