Критерии выбора поставщика. Прямой поставщик

Каким требованиям должны соответствовать Участники государственных закупок? И есть ли разница в терминах Поставщик государственных закупок, Исполнитель, Подрядчик закупки? Ответы на эти вопросы читайте в статье.

Итак, вы решили попробовать свои силы в государственных закупках и непременно выиграть нужные вам тендеры? Вы уже видите себя в роли поставщика государственных закупок? Отлично, это замечательная цель! Но, чтобы ее достичь, вам недостаточно будет просто принять участие в закупке. Очень желательно разобраться во всех понятиях и терминах процесса государственных закупок. Давайте с терминов и начнем.

1. Участники государственных закупок – кто это?

Государственные закупки как процесс всегда осуществляются между двумя сторонами. Эти стороны определены Федеральным законом 44-ФЗ. Согласно закону, на одной стороне закупки выступает Заказчик (государственный или муниципальный орган), а на другой стороне - Участник закупки. Да и если говорить глобально, то вообще весь процесс государственной закупки направлен именно на то, чтобы Заказчик определил претендентов на звание «Участник закупки» и, в конце концов, выбрал из этих претендентов победителя. Так кто же может выступать в роли Участника закупки? Обратимся к закону.

Согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 №44-ФЗ Участник закупки - это практически любое юридическое лицо. И для Заказчика чаще всего не имеет значения его организационно-правовая форма, форма собственности, место нахождения, и даже место происхождения капитала.

Но слово «практически» употреблено не случайно! Закон ограничивает возможность участия в государственных закупках для оффшорных юридических лиц. Обычно, оффшорные компании не предоставляют налоговые, бухгалтерские и другие отчеты государственным органам и, к тому же, имеют возможность не раскрывать информацию о своих владельцах. Разумеется, такой оффшорный участник закупки может создать определенные проблемы для государства, а потому подобные юрлица и выведены из государственных закупок.

Делаем вывод, что участник закупки это любое юридическое лицо за исключением оффшорной компании. Кстати, участник закупки это не обязательно и не только юридическое лицо. Например, той же статьей 4 Федерального закона 44-ФЗ предоставлена возможность и физическому лицу стать участником государственных закупок. Для этого даже не обязательно регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Однако, если вы планируете участвовать в торгах неоднократно, то зарегистрировать ИП все-таки придется.

2. Разница в терминах Поставщик государственных закупок, Исполнитель, Подрядчик закупки

В Федеральном законе о контрактной системе дано определение только термину «Участник закупки», однако в жизни вы наверняка встречали и другие определения участника. Например, Поставщик, подрядчик закупки или исполнитель. Есть ли разница? И если она есть, то в чем заключается?

Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно иметь самое поверхностное представление о гражданском законодательстве России. И все дело в том, что, и поставщик, и подрядчик закупки, и исполнитель, по своей сути, являются синонимами для одной стороны договора на выполнение работ либо оказание услуг. В договоре на оказание услуг обычно используется термин «Исполнитель», при выполнении работ традиционно используют термин «Подрядчик закупки». Термин же «Поставщик» часто употребляется в договорах на поставку товаров. Как видим, несмотря на разную терминологию, все эти термины обозначают одну и ту же сторону договора – ту, что будет исполнять этот договор. А так как государственные закупки в нашей стране проводятся и на выполнение работ, и на оказание услуг, и на поставку товаров, то это значит, что Участник закупки может быть и Подрядчиком, и Исполнителем, и Поставщиком. Как вам ближе и удобнее, так себя и называйте.

Чтобы полностью раскрыть вопрос с терминологией, замечу, что в Законе о Контрактной системе также используются такие термины как (подрядчик, исполнитель) и Субподрядчик. Согласно закону поставщики участвуют в конкурсах и аукционах Заказчика для того, чтобы заключить государственный контракт. Однако, Единственный поставщик подписывает государственный контракт, не соревнуясь предварительно в торгах. Такие закупки проходят без проведения конкурсов, потому что Заказчик уже заранее знает, с кем он будет свой контракт заключать.

Поиск Субподрядчика обычно имеет место, когда проводятся закупки на выполнение каких-либо строительных работ. Специфика строительного законодательства такова, что будущий Подрядчик закупки должен предоставить свидетельство о допуске к таким работам. Однако не каждый Подрядчик закупки может иметь подобный разрешительный документ. Либо, свидетельство имеется, но конкретные необходимые работы там не указаны. Тогда Подрядчик закупки ищет того, кто может для него такие работы выполнить, то есть Субподрядчика. И заключает с ним договор субподряда. Получается, что Подрядчик закупки выигрывает торги и заключает договор с Заказчиком. А Субподрядчик контракт с Заказчиком не заключает, а работает через того Подрядчика закупки, который такой контракт с Заказчиком уже выиграл и подписал.

Как вы видите, закон о контрактной системе имеет четкое определение понятия «Участник закупки». А на практике уже дополнительно сложились такие синонимы участника закупки, как Поставщик, Исполнитель и Подрядчик закупки.

В ходе ведения хозяйственной деятельности производственным и торговым предприятиям приходится закупать материалы, комплектующие и товары. Зачастую рынок насыщен различными конкурирующими продавцами, представляющими однотипный продукт, поэтому у покупателей практически всегда есть возможность выбора.

Осуществление закупки у единственного поставщика - экономическая ситуация, при которой заказчик предлагает заключить контракт конкретному кандидату.

Целью этих действий, как правило, становится:

  1. Запланированное приобретение продукта.
  2. Экстренное решение неожиданно возникшей проблемы.
  3. Нейтрализация результата неудачного или несостоявшегося конкурентного мероприятия.

цель и способы

Ситуация, при которой заказчик вынужден сотрудничать только с одним исполнителем, приближается к такому явлению, как «монополия» со всеми ее опасностями и рисками. С помощью большого количества различных мер (законодательные акты, нормативы, правила, санкции) государство всячески препятствует подобному положению вещей. Проведение закупок единственного поставщика само по себе, конечно, не преступление, но оно регулируется законом № 223 «О закупках», чтобы исключить злоупотребление и ущемление прав одного из участников торговых или партнерских отношений.

Этот закон предусматривает обстоятельства, при которых разрешена закупка такого типа, порядок действий субъектов, список недобросовестных покупателей и продавцов, а также документальное оформление таких сделок (включая обязательные отчеты). Осуществление закупки по 223-ФЗ у единственного поставщика регулируют и другие законы, описывающие схожие процедуры. Их действие распространяется на большинство ситуаций, при которых участники торговых отношений прибегают к неконкурентным поставкам. Наряду с нормами, эти акты формулируют случаи, которые расцениваются как исключения.

Субъекты неконкурентной закупки

В первую очередь государство определяет, кто может быть заказчиком (то есть, кто осуществляет закупки по 223-ФЗ у единственного поставщика):

  1. Те организации, деятельность которых относится к регулируемым видам (связаны со сферой электроснабжения, водоснабжения и другими).
  2. Предприятия, которые более чем на 50% принадлежат государству.
  3. Естественные монополисты (предприятия, добывающие и обрабатывающие газ или нефть).
  4. Организации, которые финансируются из бюджета, в том случае, когда они планируют оплатить закупку внебюджетными средствами (полученными грантами, собственной прибылью).

Исполнителем (поставщиком) считается любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.

Особенности неконкурентных закупок

Сравнивая совершение закупки у единственного поставщика с традиционным ведением деловой деятельности, можно заметить, что она проходит существенно быстрее и содержит меньше этапов.

Это объясняется отсутствием сложной процедуры, при которой заказчик отбирает участников для подписания контракта. Также нет необходимости составлять обычную документацию.

Однако иногда закупки по 223-ФЗ у единственного поставщика должны быть обоснованы, а о согласии сторон требуется информировать Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Кроме того, существует перечень ситуаций, которые требуют участия в приемке товаров экспертной организации.

Как правило, неконкурентные закупки проводятся чрезвычайно быстро, но сделка все равно проходит этапы подготовки.

Последовательность планирования и осуществления таких товарных отношений регулируется законом №44-ФЗ «О закупках». В нем описана последовательность действий госучреждений, которые прибегают к закупкам на контрактной основе.

Контролирующие органы имеют право проверить правильность проведения данного вида закупок и в случае нарушения законодательства расторгнуть договор.

В каких случаях допустимо выполнение закупки у единственного поставщика

Закон включает перечень ситуаций, которые могут стать основанием и оправданием неконкурентных закупок:

Нетипичной становится ситуация, при которой идут с участием единственного поставщика. По сути, это уже не может называться аукционом, так как существует одно предложение цены или заявка на выполнение работы.

Однако если активность проявил только один участник (других желающих не было или их заявки не прошли проверку), заказчику приходится работать именно с ним. Такая ситуация позволяет совершать закупки по 223-ФЗ у единственного поставщика.

Уважительной причиной признают также возникновение чрезвычайной ситуации на предприятии заказчика, которая спровоцировала неконкурентную закупку, а также нехватку времени на организацию традиционных торгов.

Что включает подготовка к заключению контракта

Назначение этапа подготовки заключается в выборе организации-исполнителя. В обычных условиях заказчик изучает предложения нескольких поставщиков и выбирает наиболее выгодное. Если это невозможно, задание поручают тому исполнителю, который доступен на данный момент.

Согласно 223-ФЗ обоснование закупки у единственного поставщика должно базироваться на невозможности выбора иного вида закупки. По этой причине обязанностью заказчика становится подготовка следующих документов:

  • Отчета о том, что выполнение закупки другим способом нецелесообразно.
  • Расчета цен и формулировки обоснования.
  • Обращения, необходимого для того, чтобы закупка была согласована.
  • Проекта контракта.

Использование всех этих документов не является обязательным для абсолютно всех случаев. Специфика конкретных ситуаций может потребовать подготовки только некоторых из них.

Закупка у единственного поставщика: отчет-обоснование

Для того чтобы доказать законность причин, которые привели к сотрудничеству с одним исполнителем, руководитель или уполномоченное лицо предприятия-заказчика составляет и подает в контролирующий орган отчет. 44-ФЗ «О закупках» не содержит указание о форме и детальном содержании этого документа, поэтому зачастую он отражает следующие данные:

  • Код, присвоенный закупке.
  • Кто выступает заказчиком.
  • Пункт о том, что данная закупка является вынужденной или оправданной по ряду причин (указание обоснований).
  • Наиболее важные тезисы: что, в каком количестве и почему планируют покупать. Также важны цена и срок выполнения контракта. Все эти пункты должны быть обоснованы.
  • Дата составления договора.

Пример для иллюстрации

Чаще всего примеры закупок у единственного поставщика - это заказ оборудования вместо вышедшего из строя или срочный наем исполнителей для устранения повреждений.

Если проблема с электрической проводкой приведет к поломке электронной техники и компьютеров в классе информатики, то администрации школы придется принимать меры для их срочного ремонта или замены. Обоснованием закупки нового оборудования у единственного поставщика может стать близость экзаменов и отсутствие времени на поиск наиболее выгодных

Срочная закупка может быть осуществлена, но при этом в отчете будут присутствовать данные о том, какое количество новых компьютеров будет куплено (столько же, сколько пострадало от неисправности), по какой цене и в какую сумму обойдется их доставка, установка и настройка.

Как определяют стоимость контракта

Цена закупки должна быть правильно рассчитана и обоснована, этот процесс отражается в соответствующем документе. Зачастую цена определяется так же, как и при проведении конкурентной закупки: методом сопоставимых рыночных цен, нормативным, тарифным, проектно-сметным или затратным методом.

Законодательством предусмотрено исключение:

  1. Закупка с целью обеспечения гособоронзаказа.
  2. Ситуация, когда объектом торга становится экономжилье.

В этих случаях стоимость формируется под влиянием других факторов.

Субъекты неконкурентной закупки имеют право осуществить сделку только после того, как контрольный орган получит, рассмотрит и одобрит обоснования, изложенные в документации.

Для чего нужна публикация информации о сделке

Законодательство требует от заказчика размещения специального документа (извещения о закупке) в открытом доступе. Это необходимо для того, чтобы операцию можно было признать прозрачной и открытой.

Однако при этом нельзя публиковать сведения, которые относятся к секретным. Как правило, данные о сторонах-участниках, предмете и условиях контракта выкладывают в информационный портал в сети Интернет.

Как происходит заключение контракта

Существует две формы контрактов, которые применяют при проведении неконкурентных закупок:


Вторым вариантом могут воспользоваться субъекты закупки при следующих условиях:

  • Они являются субъектами и центрального депозитария.
  • Если объем закупок очень мал.
  • Когда предметом торга становятся услуги коммунальных хозяйств.
  • В ситуациях выполнения закупок для организаций медицины, культуры, спорта или для госаппарата.

Использование упрощенной формы контракта позволяет субъектам выбрать практически любой вид договора, оговоренный в ГК РФ. При этом соглашение может быть заключено в устной форме, если сумма закупок у единственного поставщика не превышает 100 000 рублей.

Нюансы, связанные с исполнением контракта

Лица, осуществляющие неконкурентные закупки, должны понимать, что экспертиза становится неотъемлемым этапом приемки товара. Ее проводят в подавляющем большинстве случаев. Для этого приглашают сторонних специалистов или обходятся своими силами.

Экспертиза не нужна в ряде случаев:

  • Если предметом закупки становятся услуги экспертных организаций или частных экспертов.
  • При малых объемах поставки.
  • Если итог работ уже прошел экспертизу (проект строительства или другой результат инженерных изысканий обязательно проходит оценку экспертов).

По факту исполнения контракта составляется отчет и публикуется в единой информационной системе. Его содержание включает основные данные и сведения. Также к нему должны быть прикреплены документы, использовавшиеся в ходе подготовки сделки.

При заключении различного рода договоров в ходе реализации проекта нередко возникает путаница с терминологией. Это вызвано тем, что иногда оказываемые услуги или выполняемые работы трудно однозначно разграничить с первого взгляда. Поэтому многие хотят знать способ определения поставщика, подрядчика, исполнителя.

Терминология и используемые виды договоров

Определение поставщика, подрядчика, исполнителя – это важный момент при составлении соответствующих договоров, поскольку в каждом случае применяются различные законодательные нормы и, соответственно, разный уровень ответственности сторон. Начальный способ определения поставщика, подрядчика, исполнителя – это внимательное изучение самих употребляемых понятий:

  • Поставщик – это любая организация или частное лицо, которое поставляет заказчикам определенные товары или услуги.
  • Подрядчик – это физическое или юридическое лицо, выполняющее работы в соответствии с заданием заказчика.
  • Исполнитель – это некое лицо, которое по договору берется исполнить определенные работы или оказать услугу.

На первый взгляд, все понятия очень сходны и во многом пересекаются меду собой. Как же определить, в чем между ними разница? Самый верный способ определения поставщика, подрядчика, исполнителя – это определение, по какому типу договора он работает.

Поставщик (продавец) осуществляет свою деятельность по договору поставки, это один из видов соглашения купли-продажи (статья 506 Гражданского кодекса РФ). Такого типа соглашения заключаются чаще всего, когда речь идет о передаче за плату в оговоренный срок каких-либо товаров, применяемых в производственной, предпринимательской или иной деятельности. О личном, домашнем пользовании здесь речь не идет.

Подрядчик работает по договору подряда (статья 702 ГК РФ). Он предусматривает возмездное исполнение заданных работ с обязательной передачей заказчику результата своей деятельности.

Исполнитель руководствуется договором по возмездному оказанию услуг (статья 779 ГК РФ), по которому он обязан выполнить некие действия в интересах заказчика либо проводить определенную полезную деятельность в обмен на финансовое вознаграждение.

Таким образом, все перечисленные участники проекта в своей деятельности опираются на нормы гражданского права, однако регулируются различными его статьями, что приводит к отличиям в их работе. Исходя из вышеуказанного способа определения поставщика, подрядчика, исполнителя, можно сделать такие выводы:

Если с поставщиками ситуация ясна, то в паре "подрядчик - исполнитель" могут время от времени возникать затруднения, например, ремонт квартиры – это работа или услуга. Правоведы рекомендуют в таких случаях обращать внимание на такое существенное отличие: работа предполагает обязательное наличие какой-либо вещественно-материальной формы, а услуга – не всегда. Таким образом, ремонт – это работа, и ее выполняет подрядчик, а юридическая консультация или обучение – это услуга, оказанная исполнителем.

Предмет договора и отличия между соглашениями оказания услуг и подряда

Исходя из такого способа определения поставщика, подрядчика, исполнителя составляются различные договора, которые регламентируют ответственность сторон за свои действия. Соглашения о подряде и возмездном оказании услуг регулируют отношения, имеющие ряд сходных черт. В случае спора по плохо прописанным договорам суд по своему усмотрению может квалифицировать взаимные отношения между сторонами и применять те правовые нормы, которые могут быть невыгодны для одной или обеих сторон сделки. Поэтому важно всегда четко обозначать в соглашении его предмет.

Скачать образец договора о безвозмездном оказании услуг .

Согласно с Гражданским кодексом, к договору оказания услуг относятся услуги аудиторские, медицинские, связи, информационные, консультационные, образовательные, туристические. В то же время, нормами законодательства не регулируются такие услуги, как хранение, перевозка, банковские вклады, комиссии, поручения. Описывая предмет подобного договора, нужно очень четко указывать, какая именно услуга имеется в виду.

В договоре подряда предметом является вещь, созданная (построенный дом) или измененная (отремонтированный телевизор) подрядчиком. Результат работы должен быть гарантированным и существовать независимо от подрядчика. Этот результат заранее описывается в задании заказчика.

Самый сложный момент – когда при оказании услуг создается какой-то материальный результат, скажем, сертификат об обучении. Тогда специалисты советуют оформлять договор оказания услуг при условии, что полученный результат является неотъемлемой частью действий, направленных на оказание услуги.

Договор на оказание услуг может быть прерван сторонами в любой момент, а инициатор расторжения оплачивает другой стороне убытки. В договоре полряда ситуация сложнее: заказчик может отказаться от контракта в любой момент, оплатив подрядной организации сумму, пропорциональную уже исполненным работам. Подрядчик же может прервать сотрудничество исключительно в случаях, установленных законом, а сумму компенсации определяет суд.

Также к существенным отличиям можно отнести то, что услуги оказывает непосредственно исполнитель (если не оговорено иного), а подрядчик по сложившейся традиции для выполнения отдельных работ, как правило, имеет возможность привлечь третью сторону.

Тема статьи напрямую связана с таким явлением в госзакупках, как закупка у единственного поставщика. Стоит обратить внимание на то, что данный вид закупок очень и очень популярен среди заказчиков, так как сама по себе процедура закупки фактически отсутствует, заказчик заключает контракт с поставщиком напрямую без проведения процедуры отбора. Поставщику не стоит игнорировать данный способ закупки, необходимо внимательно разобраться во всех особенностях и нюансах, чтобы обойти конкурентов и получить статус «единственный поставщик» у некоторых из заказчиков. Но и в такой процедуре, как закупка у единственного поставщика есть свои особенности, которые мы с Вами подробно разберем в данной статье.

1. Понятие «единственный поставщик»

Прежде, чем мы с Вами начнем разбираться в особенностях процедуры, которая называется «закупка у единственного поставщика», мы с вами определимся с терминологией и разберем, кто такой единственный поставщик.

Единственный поставщик — это исполнитель контракта, который выбирается заказчиком без проведения процедуры закупки. Таким образом, единственный поставщик это исполнитель контракта, который по мнению заказчика в состоянии исполнить контракт с необходимым качеством, в нужные сроки.

Надеюсь Вы уловили суть, единственный поставщик это поставщик, в котором заказчик полностью уверен и которому заказчик предоставляет право исполнить контракт без проведения формальных процедур и конкурентного отбора среди потенциальных поставщиков. Но это не означает, что процедура «закупка у единственного поставщика» не формализована совсем. Рассмотрим, что понимается под данным понятием.

2. Понятие «закупка у единственного поставщика»

Закупка у единственного поставщика — это способ определения поставщика, на исполнение контракта, который не подразумевает проведение формализованного конкурентного отбора.

По своей сути закупка у единственного поставщика это исключение из контрактной системы, которая является неконкретной. По задумке законодателей контрактной системы добавлен данный способ закупки на всякий «пожарный» случай и данная закупка не должна использоваться заказчиками без особой нужды, но как показывает практика закупка у единственного поставщика один из самых популярных способов определения исполнителя контракта и занимает второе место среди всех закупок по 44-ФЗ, а по 223-ФЗ первое место. По статистике за 2015 по 44-ФЗ доля закупок у ЕП занимает 21 процент, а в рамках 223-ФЗ 46 процентов.

Другими словами, в корпоративных закупках, проводимых в рамках 223-ФЗ Вы, как поставщик игнорируете почти половину всех закупок, которые уходят единственному поставщику, в рамках 44-фз таких закупок меньше, но совершенно точно одно игнорировать подобные закупки поставщику не стоит. Необходимо задать вопрос «как можно начать получать подобные контракты и получить статус «единственный поставщик» у заказчиков?

3. Закупка у единственного поставщика по 44-ФЗ

Рассмотрим особенности закупки у единственного поставщика в рамках 44-ФЗ (статья 93).

Заключать прямой контракт с ЕП по 44-ФЗ заказчик может только в строго определенных случаях. Такие случаи прописаны с статье 93 44-ФЗ, ознакомится с которыми Вы можете самостоятельно. Отдельного внимания заслуживают несколько случаев, такие как:
— закупки, которые признаны несостоявшимися. В случае, если заказчик проводил закупку через другие процедуры (конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений и т.д.) и не было подано ни одной заявки, в этом случае заказчик может заключать контракт напрямую через процедуру «закупка у единственного поставщика
— закупки на сумму не более 100 тысяч рублей. Годовой объем подобный закупок у ЕП не должен быть более двух миллионов рублей (или не более пяти процентов годового объема закупок заказчика и при этом не более пятидесяти миллионов рублей).

4. В каких случаях заключение контракта с единственным поставщиком согласовывается с контрольным органом?

Обычно решение о заключении контракта с единственным поставщиком заказчик принимает без согласования с контрольным органом. Но имеют место и исключения в подобной практике.

Случай №1: Закрытая процедура признана заказчиком несостоявшейся. В этой ситуации заказчик принимает решение о подписании контракта с ЕП. Такое решение заказчик должен согласовать с уполномоченным органом.

Несостоявшейся закупка признается в случаях, когда подана заявка только от одного поставщика или заявок подано несколько, но допущена только одна заявка.

Случай №2: Запрос котировок, открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, 2-х этапный конкурс, повторный конкурс или электронный аукцион признан несостоявшимся. Исключение: случаи в соответствии 44-ФЗ статья 15 часть 4,5, статья 71 части 1-3.1, статья 79 части 1,3.

Примечание: Цена контракта не должна превышать НМЦК, контракт заключается на условиях, обозначенных в закупочной документации и на основании поданного предложения поставщика. Заказчик, после подписания протоколов и признании процедуры несостоявшейся в течении десяти дней, направляет обращение о согласовании в уполномоченный орган. Далее, не позднее десяти рабочих дней уполномоченный орган согласовывает заключение данного контракта с ЕП. При этом, срок заключения контракта между заказчиком и единственным поставщиком не должен превышать двадцать дней с даты получения согласования уполномоченного органа.

5. Уведомление о подписании контракта с ЕП

В некоторых случаях заказчик заключает контракт с ЕП после уведомления контролирующего органа. Рассмотрим эти случаи.

Случай №1. Закупка работ или услуг у исполнителя, которым может быть только орган исполнительной власти обладающий соответствующими полномочиями или подведомственным унитарным предприятием или учреждением.

Случай №2. Закупка товаров, работ или услуг необходимых для ликвидации последствий аварии, иных ЧП природного или техногенного характера, либо для оказания неотложной медицинской помощи. Но есть одна оговорка: при условии, если указанные ТРУ не включены в перечень утвержденный Правительством РФ необходимых для оказания гуманитарной помощи или ликвидации ЧС, при этом применение других способов закупок нецелесообразно из-за больших временных затрат.

Случай №3. Запрос предложений предметом контракта которого является оказание услуг по лечению гражданина РФ за пределами РФ иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами РФ признан заказчиком федеральным органом исполнительной власти несостоявшимся. В этом случае заказчик уведомляет контролирующий орган не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта, направляя при этом копию подписанного контракта с обеих сторон и обоснованием заключения контракта.

6. Приемущества и недостатки закупки у ЕП

Преимущества закупки у ЕП

  • минимальные временные на заключение контракта
  • проверенный поставщик, в котором уверен заказчик
  • отсутствие риска сорвать процедуру закупки и как следствие не заключить вовремя контракт

Отрицательные стороны закупки у ЕП

  • повышенное внимание и контроль со стороны уполномоченных контролирующих органов
  • отсутствие конкуренции и как следствие невысокая экономия средств
  • контракты доступны только «своим» поставщикам

7. Закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ

Теперь мы с Вами разберем особенности закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ. В этом случае требования более мягкие, чем в 44-ФЗ и как следствие закупок у ЕП в рамках 223-ФЗ намного больше.

Заказчик сам может направить поставщику предложение заключить контракт, поставщик принять это предложение. Или наоборот, поставщик может направить предложение заключить контракт, а заказчик принять это предложение принять не рассматривая другие предложения, тем самым заключить контракт с единственным поставщиком.

В соответствии со статьей 2 223-ФЗ поставщик самостоятельно в своем положение регламентирует закупку у ЕП. Кроме этого заказчик имеет право не размещать в ЕИС закупки выше 100 000 рублей, а в случае если годовая выручка заказчика не выше 5 миллиардов рублей, то заказчик также вправе не размещать информацию о закупках свыше 500 000 рублей. В случае, если закупка превышает указанные лимиты, то заказчик размещает информацию о таких контрактах в ЕИС (Единой информационной системе).

8. Закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ: распространенные случаи

Рассмотрим самые востребованные случаи закупки у ЕП:

  • невысокая стоимость ТРУ
  • ТРУ имеются только у конкретного поставщика
  • закупка проводилась ранее, но не было подано ни одной заявки (не состоялась)
  • сжатые сроки для заключения контракта (авария, катастрофа и т.д.)
  • поставщик обладатель исключительных прав в отношении поставляемой продукции

9. Как получить статус «Единственный поставщик»?

В заключение мы с Вами подошли к главному вопросу, который задают себе поставщики. Если с единственным поставщиком заключаются такое огромное количество контрактов, конкуренция практически нулевая, как получить возможность также получать контракты напрямую от заказчика?

Я дам несколько практических советов и рекомендаций, которые помогут Вам начать получать дополнительные контракты без участия в конкурентных процедурах. Прежде всего нужно понять, что игнорирование закупок «напрямую» это существенная ошибка. Причем ошибка, которую допускают очень многие начинающие компании, которые пытаются выходить на рынок госзаказа.

Во первых, обязательно анализируйте закупки заказчиков. Что закупают заказчики на данный момент, что закупали ранее, но самое главное анализируйте что заказчики будут закупать в будущем. Анализируйте планы-графики заказчиков, в которых они планируют свою закупочную деятельность. Если Вы видите, что в плане-графике заказчик указал, что в скором времени планируется закупка у единственного поставщика, то может быть целесообразно заявить о себе и выслать коммерческое предложение, которые будет более выгодным по цене, чем у конкурентов? В любом случае Вы ничего не теряете, а приобрести можете многое.

Во вторых, анализируйте закупки заказчиков на регулярной основе. Это отдельное поле деятельности, которое требует особого внимания. Используйте профессиональные инструменты, для анализа план-графиков заказчиков (например IST-Budget)

В третьих, не игнорируйте не большие контракты у единственного поставщика. Помните, что если Вы начнете сотрудничество с небольшого контракта и зарекомендуете себя с положительной стороны, то в будущем есть очень большой шанс, что на крупный контракт заказчик привлечет именно Вашу фирму, с которой уже есть положительный опыт сотрудничества.

В четвертых , привлекайте руководство компании для проведения предварительных переговоров и согласований. Закупка у единственного поставщика это отличный информационный повод заявить о Вашей компании и товарах, работах услугах, которые Вы можете предложить заказчику.

Помните, статус «единственный поставщик» может открыть для Вас дополнительные перспективы в плане получения новых контрактов.

Надежность поставщика является важной компонентой успеха и устойчивости компании. Особенно в кризис. Мы определим принципы формирования портфеля поставщиков, проанализируем роль поставщиков в нашем производстве, сформируем требования к поставщику, обсудим некоторые антикризисные меры.

Чтобы грамотно управлять закупками, нам необходимо ответить на 4 вопроса:

  1. что мы покупаем,
  2. где мы покупаем,
  3. у кого и на каких условиях,
  4. как мы будем покупать в будущем.

Для создания качественного продукта требуется не только выбор и оценка поставщика, но и управление поставщиками. Управление поставщиками — это создание портфеля поставщиков и управление им.

Фазы развития рынка и принципы взаимодействия с поставщиком.

На ранних стадиях рынка от снабжения требовалось только одно — постоянное наличие необходимого товара. Позднее стали требовать минимальную цену. Потом пришла пора качества и дополнительного сервиса. Относительно недавно многие рынки, в частности, рынок электротехнической продукции, вошли в такую фазу развития, которая требует создания конкурентных преимуществ совместно с поставщиками. То есть сейчас мы говорим о реальном партнерстве.

Высшей формой партнерства является форма, при которой цепочка поставок от трех до четырех компаний является единой системой логистики — вертикальная интеграция. К сожалению, не могу привести конкретный пример в российском бизнесе. Таким примером может быть, предположим, интеграция компании-разработчика, производителя электро-установочных изделий, производителя трансформаторов, испытательной лаборатории и инжиниринговой компании. Или такая цепочка: производитель кабельной продукции — производитель электро-установочных изделий — производитель светотехнической продукции. В другой области это может быть такая цепочка: производитель волокна — производитель ткани — производитель одежды — розничная сеть магазинов одежды.

Такая форма партнерства позволит реально повысить конкурентоспособность всех предприятий в цепи создания ценности. Например, единственным преимуществом местных производителей перед импортом является способность производить больше того, что продается, по более низкой цене, быстрее импортеров и перестать делать то, что не продается. В таком объединении можно обмениваться информацией по вопросам продаж и планов производства с целью уменьшения складских запасов и сокращения времени на освоение новой продукции, реально сокращать время выполнения заказов клиентов и др.

Для определения собственной стратегии в отношении поставщиков необходимо выполнить несколько этапов работ. Давайте разберем один конкретный пример.

Мы уже рассказывали о компании, в которой начали изменения с реорганизации внутренних поставок и складирования. Вторым шагом было создание портфеля поставщиков и разработки стратегии управления снабжением.

Шаг 1. Анализ номенклатуры закупаемой продукции.

Для начала провели анализ номенклатуры закупаемых материалов и разделили их по следующим категориям:

  1. Некритические для производства/продаж — те материалы, которые можно легко заменить аналогами и отсутствие которых не приведет к остановке производства или потере клиентов;
  2. Основные материалы для производства/продаж. К ним, в том числе, относятся и расходные материалы для оборудования;
  3. Проблемные материалы — это материалы из категории основных, которые сложны в закупке, транспортировке, хранении, обработке (например, дефицитные, скоропортящиеся, опасные, требующие особых условий транспортировки и хранения и т.д.);
  4. Стратегические материалы — те наиболее значимые высокорентабельные материалы, которые сейчас и в будущем будут основными, и из них будет изготавливаться основной продукт, который в настоящий момент находится в разработке.

Шаг 2. Определение роли поставщика в процессе производства.

Рисунок 1. Зависимость роли поставщика от роли материалов

Шаг 3. Определение характеристик хорошего поставщика по разным категориям.

Потом определили, каким основным требованиям должен соответствовать тот или иной тип поставщика:

Обычный поставщик

Некритических материалов оказалось достаточно много наименований. Частота поставок была разной: и однократная, и регулярная, и периодическая. На них приходилось порядка 40% операций по оформлению и приемке заказов. Поэтому приняты были следующие требования к поставщикам:

  1. удобство работы с ним: минимальное плечо поставки (от момента заказа до прихода товара), обязательная доставка силами поставщика по согласованному графику, удобная комплектация, при многократных поставках в месяц оформление единым счетом и пакетом документов и др.
  2. стандартное качество и низкие цены
  3. целесообразное сотрудничество по договорным обязательствам.

При этом оптимальным количеством поставщиков по одному виду товара выбрали 2 поставщиков с разделением объема закупок между ними 50:50. Для подстраховки менеджер по закупкам должен будет периодически проводить мониторинг рынка и иметь еще 2 страховочных поставщиков на случай необходимости «перехвата» товара.

В кризисной ситуации некритические материалы становятся первым претендентом на снижение затрат по ним. Тщательно проанализируйте всю номенклатуру и определите, от каких товаров можно отказаться, а какие можно заменить более дешевыми аналогами, по каким товарам можно снизить требование по качеству.

Квалифицированный поставщик

Основные материалы — наиболее затратная часть. Частота поставок, в большинстве случаев, регулярная. Любая задержка в поставке материалов или некачественная комплектация может обернуться остановкой производства. Для компенсации этого приходится держать очень большие страховочные запасы, что серьезно увеличивает затраты. Материалы со скрытыми дефектами, попадая в производство, приводят к дефектам готовой продукции и рекламациям клиентов. Поэтому были приняты следующие требования к поставщикам основных материалов:

  1. Надежное снабжение: строгое соблюдение оговоренных сроков, точность комплектации, резервирование материалов на складе поставщика, доставка силами поставщика
  2. Стабильное качество продукции, кроме того, поставщик берет на себя функции проверки качества выпускаемой продукции и гарантирует проверку качества
  3. Обязательная отсрочка платежа. При этом идеальным сроком посчитали наличие инвестиционного ресурса в 7 дней (т.е. с момента, когда сырье уже в виде готовой продукции отгружено клиенту и за него получены деньги, до момента оплаты кредиторской задолженности остается 7 дней).

При этом определили, что количество поставщиков по одному виду продукции будет также 2 (в некоторых случаях 3) с распределением объема закупок между ними 70:30, т.е. один основной поставщик, другой запасной. Здесь мониторинг рынка должен проводиться постоянно, но основной акцент делается на развитии партнерских отношений с выбранными поставщиками. И поэтому крайне важно серьезно отнестись к оценке поставщика при его выборе. Замена поставщика может обойтись компании очень дорого.

В кризисной ситуации нацельтесь… на будущее. Оцените все имеющиеся у вас ресурсы: клиенты, поставщики, склад, товары, технологии, оборудование, персонал и т.д.. Проведите анализ изменений на рынке и составьте свой прогноз развития ситуации на вашем рынке, на рынке поставщиков и для вас. Вам необходимо определить, что у вас есть уникального и что из имеющегося вам потребуется в будущем. Необходимо избавиться от всего, что вам не нужно, даже если когда-то вы за это заплатили дорого. При отсутствии в компании инвестиционного ресурса оставьте только тот минимум материалов, которые крайне важны для выживания и нужны клиентам.

Надежный поставщик

Проблемных материалов оказалось не так много. Но риски и затраты по ним были очень высокие. Среди них оказались также и товары, которые приходилось закупать в большом объеме в Китае из-за периодически возникающего дефицита на российском рынке, долго ждать поставки и долго хранить. На проблемные материалы приходилось 24% затрат и 18% времени простоя производства.

После анализа всех видов проблем решили, что поставщики проблемных материалов должны соответствовать следующим требованиям:

  1. Готовность проводить совместные программы по оптимизации поставок: менять нормы отгрузки, качество упаковки, частоту поставок, заботиться о повышении сохранности продукции, безопасности транспортировки, хранения, обработки.
  2. Совместное фокусирование на создании стоимости, в том числе способность и готовность поставщика взять часть процесса обработки на свое производство, а также проводить обучение рабочих и операторов грамотной работе с сырьем, оказывать технологическое консультирование и поддержку.
  3. Близость поставщика. Для удаленных поставщиков — наличие каналов распределения или региональных складов, близких к нашему производству; или предоставление такого срока кредита, пусть и в несколько траншей, который будет погашаться, как минимум, в момент обработки закупленного сырья.
  4. Долгосрочные договоры.

Почти по всем проблемным материалам решено было выбрать по одному поставщику, который проявлял ранее не только партнерские намерения, но и готовность к интеграции. Это — предпочтительный поставщик. Совместные программы требуют много времени и сил обеих сторон. И здесь не подходят оппортунистические отношения и давление на поставщика. На случай форс-мажорных обстоятельств рынок регулярно должен просматриваться на предмет наличия страховочного поставщика для однократного приобретения разового объема.

Что делать с кредиторской задолженностью при низкой платежеспособности? Сместите все задержки оплат на товары, не приносящие ни прибыли, ни денег в оборот. Платите вовремя только за товары наибольшей значимости, отобранные из категории основных, проблемных и стратегических материалов. Не расплачивайтесь сразу с теми поставщиками, которых вы заменили или вывели из ассортиментной линейки. Платите тем поставщикам, без которых нельзя обойтись и которые продемонстрировали свою устойчивость и лояльность.

Стратегический поставщик

Стратегические материалы — это те материалы, доля участия которых в создании стоимости достаточно высока сейчас и в будущих ключевых, высокорентабельных продуктах; они имеют определенную долю затрат в общих издержках, высокое участие в создании прибыли. Таких материалов оказалось около 12% из всей номенклатуры. После тщательного анализа всех проблемных ситуаций с такими материалами, а также планов развития/разработки новой продукции и программ снабжения, определили следующие требования к стратегическому поставщику:

  1. Готовность к системной интеграции и согласованной предпринимательской политике на основе уже имеющейся на предприятии технологии
  2. Оптимальная организация собственного производства благодаря наличию хорошего взаимодействия со своими субпоставщиками
  3. Наличие достаточных средств для осуществления научно-исследовательских и конструкторских работ, нацеленность на инновации
  4. Готовность принять на свою ответственность рыночные риски.

После анализа рынка снабжения стало понятно, что фактически ни один поставщик не соответствует данным требованиям. Было принято решение выбрать по одному наиболее близкому к данному портрету поставщику для дальнейшего его развития и кооперации. На этого поставщика перевести 70% объема закупаемой продукции, а 30% оставить на квалифицированном поставщике. В дальнейшем переводить на него весь объем, но только тогда, когда компания будет абсолютно уверена в высокой степени надежности и партнерства.

В кризис вы можете увидеть, насколько грамотно была определена стратегия снабжения, и тщательно ли осуществлялся выбор поставщика в предыдущий период. Именно по работе существующих поставщиков проблемных и стратегических материалов будет видно качество вашего процесса выбора поставщика и управления поставщиками. И именно сейчас особенно много и тщательно надо работать над изменением системы бизнеса. Предыдущие методы были ориентированы на рост. Теперь ситуация изменилась принципиально и требуются новые, качественные, малобюджетные формы взаимоотношений, другие процессы и технологии. Необходимо выстраивать систему, которая позволит выстоять бизнесу сейчас и станет базой для будущего роста. Не стоит ждать весны и тихо поглядывать, что же будет происходить, или думать, что кризис вас мало коснется. Уже сейчас требуются быстрые, решительные и методичные действия, которые не заканчиваются только секвестированием бюджета.

Шаг 4. Анализ портфеля поставщиков и оценка.

После определения портретов хорошего поставщика в зависимости от его роли был проведен тщательный анализ всех имеющихся поставщиков для выбора основных поставщиков с целью оптимизации всего портфеля. Весь список используемых поставщиков состоял из 211 компаний. При этом только 98 из них использовались достаточно постоянно, и только к 56 не возникало серьезных претензий по работе. Распределение объемов закупок между поставщиками было случайным, долгосрочных контрактов подписано не было, оценка работы поставщиков не велась, за исключением фиксации рекламаций. По некоторым материалам претензии были ко всем поставщикам и поэтому дополнительно провели анализ рынка, расширив списки потенциальных поставщиков по видам продукции (long list).

После определения роли материалов и роли поставщиков было принято решение постепенно сократить портфель поставщиков до 114 компаний (процесс выбора поставщика см. на рисунке 2).

Для выбора поставщиков был создан механизма выбора и оценки поставщика по всем категориям и видам товара. В качестве основы выбрали из всех методов схему взвешенных оценок.

Пример применения схемы взвешенных оценок:

Например, по одному из видов сырья определили фактор качества как наиболее важный. Также выбрали два других параметра — цену и обслуживание, менее важные, но существенные. Определили, что рейтинг поставщика будет оцениваться в предположении, что качество составляет 50% его исходной величины, а цена и обслуживание — по 25%.

Выбрали систему начисления очков:

Качество — вычесть процент забракованных предметов из исходных 100

Обслуживание — за каждую задержанную поставку вычесть 5 очков из 100

Цена — подсчитывается наименьший индекс цены на основании известных данных в процентах от действительно уплаченной цены (разделить минимальную известную цену на фактически уплаченную и умножить на 100)

В последнем квартале поставщик задерживал поставки 5 раз, минимальная цена на тот период составляла 95% от уплаченной, забраковали 12% поставленной продукции. Оценили по схеме:

Качество: 50%×(100-12)=44,00

Обслуживание: 25%×(100-25)=18,75

Цена: 25%×95=23,75

_________________Итого: 86,50

При оценке других поставщиков по этой схеме данный поставщик занял в рейтинге 3 место.

Надо отметить, что в каждой категории материалов (некритические, основные, проблемные, стратегические) были определенные по разным видам продукции индивидуальные параметры оценки, которые зависели от степени значимости продукта в линейке закупаемой продукции и от степени развитости рынка снабжения. Например, требования к поставщикам кабеля и пластика отличались.


Рисунок 2. Процесс выбора и оценки поставщика

Шаг 5. Работа с поставщиком.

Далее были проведены встречи со всеми поставщиками, которые попали в short list. Им сообщили о требованиях и наиболее важных аспектах взаимодействия. Был предложен в течение еще одного квартала (по некоторым материалам — 1 месяц) своеобразный испытательный срок, по окончании которого будет принято решение об объемах и сроках контрактов. Всем поставщикам давалась обратная связь по оценке работы, и сообщался его рейтинг среди других поставщиков. В результате такой работы количество поставщиков сократилось за 2 квартала до выбранного значения. А претензии по качеству поставки (сроки, комплектация, качество продукции) в среднем уменьшились только за 1 квартал на 34%.

Сейчас необходимо провести серьезную работу с основными клиентами и поставщиками. Определить совместно прогнозы продаж и закупок, возможности и состояние рынка клиентов и поставщиков, открыто проговорить положение и финансовое состояние. Такие встречи надо сделать регулярными. Очень важно делать критериальные замеры и следить за динамикой. Только такие совместные и открытые усилия позволят удержаться на плаву и быстро стартовать после кризисного дна.



Поделиться