Магомед Толбоев: "Буран" нужен, но уже другой. Проект “энергия — буран”: уникальная космическая программа ссср

МОСКВА, 15 ноя - РИА Новости. Советский многоразовый транспортный космический корабль (МТКК) "Буран", созданный в рамках программы "Энергия-Буран", первый и единственный раз стартовал 24 года назад с космодрома Байконур.

Необходимость создания отечественной многоразовой космической системы как средства сдерживания потенциального противника была выявлена в ходе аналитических исследований, проведенных Институтом прикладной математики Академии наук СССР и НПО "Энергия" (сейчас РКК "Энергия") в 1971-1975 годах. По итогам исследований выяснилось, что США, введя в эксплуатацию свою многоразовую систему Space Shuttle, смогут получить решающее военное преимущество в плане нанесения упреждающего ракетно-ядерного удара.

Работа по программе "Энергия-Буран" началась в 1976 году. В создании этой системы принимали участие 86 министерств и ведомств и 1286 предприятий всего СССР (всего около 2,5 миллиона человек).

Ракету-носитель "Энергия" создавало НПО "Энергия", а на Министерство авиационной промышленности (МАП) была возложена задача создания планера орбитального корабля (ОК) "Буран". Для выполнения этой задачи на базе трех конструкторских бюро - КБ "Молния", КБ "Буревестник" и Экспериментальный машиностроительный завод - было образовано специализированное предприятие - НПО "Молния", ставшее головным разработчиком планера ОК "Буран". В качестве основной производственной базы был выбран Тушинский машиностроительный завод.

Для обеспечения использования в новой разработке имеющегося научно-технического задела приказом министра МАП в НПО "Молния" из ОКБ А.И. Микояна и ОКБ "Радуга" были переведены основные специалисты, ранее работавшие по проекту создания многоразовой авиационно-космической системы "Спираль". Созданное НПО "Молния" возглавил опытнейший конструктор Глеб Лозино-Лозинский, который в 1960-е годы также работал над проектом "Спираль".

ЛЕТЧИКИ-ИСПЫТАТЕЛИ "БУРАНА"

Группа летчиков-испытателей для участия в проекте "Буран" начала формироваться в 1977 году при Летно-исследовательском институте (ЛИИ) имени Громова (город Жуковский, Московская область), первоначально в нее планировалось зачислить восемь человек. Еще до сформирования группы двое кандидатов погибли - Виктор Букреев умер 22 мая 1977 года от ожогов, полученных 17 мая при аварии МиГ-25ПУ, а Александр Лысенко погиб 3 июня 1977 года при выполнении испытательного полета на МиГ-23УБ.

В итоге в первую группу 12 июля 1977 года было зачислено шесть человек - Игорь Волк, Олег Кононенко, Анатолий Левченко, Николай Садовников, Римантас Станкявичюс, Александр Щукин.

Николай Садовников в конце 1977 года перешел из ЛИИ на работу в КБ Сухого. В конце 1978 года командиром отряда летчиков-испытателей номер 1 комплекса "А", готовившегося к полетам на "Буране", был назначен Игорь Волк (будущий космонавт СССР, Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР).

Отряд космонавтов-испытателей проекта "Буран" был официально создан 10 августа 1981 года, его командиром был также назначен Волк. Во многом благодаря незаурядным талантам этого человека, отряд полностью отработал сложнейшие задачи пилотирования уникальной машины.

По непроверенным сведениям, в ходе испытаний "Бурана" погибла половина летчиков из отряда, готовившегося к полетам на этом корабле. Отчасти это верно, однако, эти трагические события были связаны с другими программами.

Олег Кононенко погиб 8 сентября 1980 года при испытаниях палубного штурмовика Як-38, Анатолий Левченко умер 6 августа 1988 года от опухоли головного мозга, развившейся вследствие жесткой посадки спускаемого аппарата "Союз ТМ-3", Римантас Станкявичус погиб 9 сентября 1990 года в катастрофе Су-27 во время показательного выступления на авиасалоне в Сальгареда в Италии, Александр Щукин погиб 18 августа 1988 года в испытательном полете на спортивном самолете Су-26М.

Во второй набор летчиков-испытателей "Бурана" (1982-1985 годы), когда подготовка по проекту была наиболее интенсивной, кандидатами в отряд космонавтов-испытателей ЛИИ имени Громова были зачислены: Урал Султанов, Магомед Толбоев, Виктор Заболотский, Сергей Тресвятский, Юрий Шеффер. 5 июня 1987 года решением межведомственной квалификационной комиссии (МВКК) всем им была присвоена квалификация "космонавт-испытатель".

Наконец, в последний набор летчиков (1988 год) был зачислен летчик-испытатель ЛИИ имени Громова Юрий Приходько. В 1990 году он был назначен на должность космонавта-испытателя ЛИИ.

В 1995 году, уже после полета "Бурана", государственная межведомственная комиссия (ГМВК) рекомендовала ЛИИ имени Громова рассмотреть целесообразность сохранения специального отряда космонавтов, в котором на тот момент оставалось пять человек, но руководство института и члены отряда сохраняли надежду на продолжение работы. Официально отряд космонавтов ЛИИ прекратил свое существование в 2002 году, надолго пережив официально закрытую в 1993 году программу "Буран". Из всех отобранных и прошедших подготовку космонавтов отряда в космосе побывали лишь двое - Игорь Волк и Анатолий Левченко.

Игорь Волк в ходе испытаний проекта "Буран" выполнил тринадцать полетов на специальном экземпляре корабля. Он должен был стать командиром экипажа первого космического полета МТКК "Буран" (совместно с Римантасом Станкявичусом), однако из-за сложных политических интриг в высших кругах космической и авиационной отраслей первый и единственный полет "Бурана" был совершен в автоматическом режиме. Но огромная заслуга в успешном завершении этого уникального полета принадлежит Волку и его товарищам по отряду ЛИИ имени Громова.

ПОЛЕТ "БУРАНА"

Задачей первого полета МТКК "Энергия-Буран" были продолжение летной отработки ракеты-носителя "Энергия" и проверка функционирования конструкции и бортовых систем ОК "Буран" на наиболее напряженных участках полета (выведение и спуск с орбиты) с минимальной длительностью орбитального участка.

Из соображений безопасности первый испытательный полет ОК "Буран" был определен как беспилотный, с полной автоматизацией всех динамических операций вплоть до рулежки по взлетно-посадочной полосе.

В день запуска - 15 ноября 1988 года - погодные условия на космодроме Байконур ухудшились. Председатель госкомиссии получил очередной доклад метеорологической службы с прогнозом "штормовое предупреждение". Учитывая важность момента, синоптики потребовали письменно подтвердить получение тревожного прогноза. В авиации посадка - самый ответственный этап полета, особенно в сложных метеорологических условиях.

Корабль "Буран" не имеет двигателей для полета в атмосфере, в первом полете на его борту не было экипажа, а посадка предусматривалась с первого и единственного захода. Специалисты, создавшие ОК "Буран", заверили членов госкомиссии, что они уверены в успехе: для системы автоматической посадки этот случай не предельный. В итоге решение на запуск было принято.

15 ноября 1988 года в 06.00 мск МТКК "Энергия-Буран" отрывается от стартового стола и почти сразу же уходит в низкую облачность. В 06.08 мск корабль "Буран" отделился от ракеты-носителя "Энергия" и начал первый самостоятельный полет. Высота над поверхностью Земли составляла около 150 километров и довыведение корабля на орбиту выполнялось собственными средствами.

Еще когда корабль "Буран" находился на высоте около семи километров, на сближение с ним вылетел самолет сопровождения МиГ-25, пилотируемый летчиком-испытателем Магомедом Толбоевым. Благодаря искусству пилота, на экране уверенно наблюдалось четкое телевизионное изображение "Бурана".

В 09.24 мск после выполнения орбитального полета и прохождения почти восьми тысяч километров в верхних слоях атмосферы, опережая всего на одну секунду расчетное время, "Буран", борясь с сильным встречно-боковым ветром, мягко коснулся взлетно-посадочной полосы и после небольшого пробега в 09.25 мск замер в ее центре.

Общее время полета составило 206 минут. Корабль был выведен на орбиту с максимальной высотой 263 километра. Таким образом, в СССР была создана система, не уступающая, а по многим параметрам превосходящая американскую систему "Спейс Шаттл". В частности, полет прошел без экипажа, полностью в автоматическом режиме, в отличие от шаттла, который может совершать посадку только на ручном управлении. Кроме того, впервые в мировой практике была проведена полностью автоматическая посадка аппарата.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОРАБЛЯ "БУРАН" И РАКЕТЫ "ЭНЕРГИЯ"

Длина "Бурана" - 36,4 метра, размах крыльев - около 24 метров, стартовая масса - 105 тонн. Грузовой отсек корабля вмещает полезный груз массой до 30 тонн при взлете, до 20 тонн при посадке. В носовой отсек вставлена герметичная кабина для экипажа и людей для проведения работ на орбите (до десяти человек) и большей части аппаратуры для обеспечения полета в составе ракетно-космического комплекса, автономного полета на орбите, спуска и посадки.

При разработке программного обеспечения для космического корабля "Буран" и наземных систем использовался язык универсальной ЭВМ, что позволило в короткие сроки разработать программные комплексы объемом около 100 мегабайт. В случае отказов ракетных блоков первой и второй ступеней ракеты-носителя система управления орбитального корабля обеспечивает в автоматических режимах его аварийное возвращение.

Ракета-носитель "Энергия" - первая советская ракета, использующая криогенное горючее (водород) на маршевой ступени, и самая мощная из отечественных ракет - суммарная мощность двигателей около 170 миллионов лошадиных сил. Кроме того, это единственная на тот момент в мире ракета, которая была способна выводить на орбиту грузы массой более 100 тонн (для сравнения - американские шаттлы могли выводить грузы массой 30 тонн). Стартовая масса ракеты может достигать 2,4 тысячи тонн.

На ракете предусмотрено резервирование основных жизненно важных систем и агрегатов, включая маршевые двигатели, рулевые приводы, турбогенераторные источники электропитания, пиротехнические средства. Ракета оборудована специальными средствами аварийной защиты, обеспечивающими диагностику состояния маршевых двигателей обеих ступеней и своевременное отключение аварийного агрегата при отклонениях в его работе. В дополнение к этому установлены эффективные системы пожаро- и взрывопредупреждения.

При разработке математического обеспечения и программ управления ракетой "Энергия" помимо штатных условий полета было проанализировано более 500 вариантов аварийных ситуаций и найдены алгоритмы их парирования. В частности, при возникновении нештатной ситуации ракета может продолжать управляемый полет даже с одним выключенным маршевым двигателем первой или второй ступени.

Кроме того, в нештатных ситуациях при запуске орбитального корабля конструктивные меры, заложенные в ракете, позволяют обеспечить выведение корабля на низкую "одновитковую" орбиту с последующей посадкой на один из аэродромов либо осуществить маневр возврата на активном участке выведения с посадкой корабля на штатную полосу посадочного комплекса Байконура.

ОТЛИЧИЯ СИСТЕМЫ "ЭНЕРГИЯ-БУРАН" ОТ АМЕРИКАНСКОЙ "СПЕЙС ШАТТЛ"

При общей внешней схожести проектов, в своей основе они совершенно разные.

Комплекс "Спейс Шаттл" состоит из топливного бака, двух твердотопливных ускорителей и самого космического челнока. При старте запускаются оба ускорителя и первая ступень. Таким образом, данный комплекс нельзя применять для вывода на орбиту иных аппаратов, даже меньшей в сравнении с шаттлом массы. Челнок садится с неработающими двигателями. Он не имеет возможности несколько раз заходить на посадку, поэтому предусмотрено несколько посадочных площадок на территории США.

Комплекс "Энергия-Буран" состоит первой и второй ступеней и возвращаемого космического аппарата "Буран". При старте запускаются обе ступени. Отработав, отстыковывается первая ступень и довывод на орбиту осуществляется второй ступенью. Данная схема универсальна, поскольку позволяет осуществлять вывод на орбиту не только МТКК "Буран", но и прочие полезные грузы (массой до 100 тонн).

При возвращении на Землю "Буран" ведет себя иначе, нежели американский шаттл. Буран входит в атмосферу и начинает гасить скорость. Корабль управлялся рулями, не используя тягу двигателей (в атмосфере). Перед приземлением "Буран" осуществлял гасящий скорость корректирующий маневр, после чего шел на посадку. В этом единственном полете у "Бурана" была лишь одна попытка для захода на посадку. При посадке скорость корабля составляет 300 километров в час, в атмосфере доходит до десяти скоростей звука.

Кроме того, в отличие от шаттлов, в "Буране" предусмотрена система экстренного спасения экипажа. На малых высотах работает катапульта для первых двух пилотов, на достаточной высоте, в случае нештатной ситуации, "Буран" отделяется от ракеты-носителя и совершает экстренную посадку.

ИТОГИ ПРОЕКТА "ЭНЕРГИЯ-БУРАН"

В 1990 году работы по программе "Энергия-Буран" были приостановлены, а в 1993 году программа была окончательно закрыта. Единственный летавший в космос в 1988 году "Буран" был уничтожен в 2002 году обрушившейся крышей ангара монтажно-испытательного корпуса на Байконуре.

В ходе работы над проектом "Буран" было изготовлено несколько макетных образцов для динамических, электрических, аэродромных и прочих испытаний. После закрытия программы эти изделия остались на балансе различных НИИ и производственных объединений.

Вместе с тем, эксперты считают, что системы и технологии, использованные при создании космической системы "Энергия - Буран" могут использоваться и в современных проектах. В частности, об этом заявил президент РКК "Энергия" Виталий Лопота журналистам, призвав правительство РФ обратить внимание на возможность применения этих разработок.

"В проекте "Энергия-Буран" был разработано 650 технологий. Многие из них могли бы быть использованы и сегодня, например системы посадки ("Бурана") могли бы реализовать себя в авиации. Основная масса систем не забыта. Жаль, что спустя 20 лет мы не впереди, но "Буран" предотвратил и остановил американские "звездные войны", - сказал Лопота.

"Я бы хотел, чтобы в правительстве РФ к этому (применение технологий "Бурана" в нынешних проектах) прислушались. Сегодня еще не поздно применить эти технологии", - отметил он.

Наполненная звездами чернота космоса всегда манила человека. Особенно после того, как в ХХ веке развитие технологий позволило ему сделать первые шаги. Мог ли кто-нибудь тогда, в конце пятидесятых подумать, что начало освоения космоса станет частью «холодной войны» между СССР и США, со своими победами и надеждами, болью потерь и горечью разочарований?!

Тогда, в конце шестидесятых годов космическое противостояние двух супердержав только набирало силу. К тому времени СССР провел добрых два десятка удачных запусков ракет типа «Восток» и «Салют», вывел на орбиту Земли несколько спутников самого различного направления, советские космонавты первыми из землян вышли в открытый космос, установили несколько рекордов длительности пребывания на орбите. До 1969 года счет был явно не в пользу США, но когда Нил Армстронг вступил на поверхность Луны, американцы отыгрались. Однако чуть позже «эти русские» тоже начали изучение Луны, да при этом еще и сэкономили, запустив программу «Луноход-1» и «Луноход-2».

К 1972 году, когда позиции соперников примерно сравнялись, американский президент Ричард Никсон объявил, что США начинают разработку новой программы — Space Shuttle. Программа «космический челнок» поражала своей масштабностью: построить четыре корабля, которые будут совершать шестьдесят полетов в год! Кроме того, эти челноки, оборудованные грузовыми отсеками большого объема, могут выводить на околоземную орбиту грузы весом около тридцати тонн, и спускать на землю пятнадцать. В двенадцать раз больше, чем любой из «Аполлонов»!

В феврале 1976 года тогдашний министр обороны СССР Д.Ф.Устинов подписал указ о создании советской космической системы многоразового использования «Буран». Но вскоре оказалось, что мощности существовавших на то время ракет-носителей недостаточно для подъема челнока на околоземную орбиту. В связи с этим параллельно разработке челнока «Буран» началась разработка ракеты-носителя «Энергия».

Меж тем за океаном работы по проекту Space Shuttle шли полным ходом. К 1981 году начались полетные испытания «Челленджеров», а первый полноценный подъем на орбиту состоялся в ноябре 1984 года. СССР, как и в случае с Луной, опять опоздал. Русский челнок «Буран» проиграл в космической гонке... Во всяком случае, так считалось в течение многих лет. Практически так оно и было, если не вспоминать о том, что и у «Челленджера», и у «Бурана» был предшественник — проект «Спираль»

Сама по себе идея запуска в космос самолета возникла еще на заре космонавтики у ее «отцов»: К.Э.Циолковского и А.Ф.Цандлера, однако, по понятным причинам осуществиться в то время — в двадцатых-тридцатых годах прошлого века — этот проект не мог. Его время наступило гораздо позже в середине пятидесятых, после того, как С.П.Королев усовершенствовал свой проект ракеты-носителя Р-7. Разработанная его ОКБ ракета могла не только доставить ядерный заряд на территорию США, но и вывести на орбиту Земли спутник. Именно тогда известный советский авиаконструктор В.Мясищев, «вспомнив» о теоретических работах Циолковского и Цандлера, начал собственную разработку авиационно-космической системы. По задумке Мясищева, космический самолет мог набирать высоту в 400 километров, стартуя либо с собственной первой ступени, либо с высотного самолета-носителя.

Примеры подобных инженерных решений уже были отработаны в тридцатых - сороковых годах на десантно-транспортных самолетах, перевозивших танки и катера. Во время одного из посещений ОКБ Мясищева руководителем СССР Н.С.Хрущевым, автор поделился с ним идеей и показал модель дельтовидного самолета с двукилевым оперением. Сама идея возможности нанесения космического удара по США Хрущеву понравилась, и в 1959 году «проект-48» получил официальный статус, однако через год тему у Мясищева отобрали, передав «проект-48» ракетостроительному ОКБ В.Челомея. Потом, после свержения Н.Хрущева, проект АКС долго «скитался» по различным КБ, пока, в конце концов, не был передан в ОКБ А.Микояна, где под кодовым названием «Спираль» начал претворяться в жизнь.

В июне 1966 года. назначенный главным конструктором системы Г.Лозино-Лозинский подписал подготовленный аванпроект. Основной целью программы было создание пилотируемого орбитального самолета для выполнения прикладных задач в космосе и обеспечения регулярных перевозок по маршруту Земля — орбита — Земля. В систему расчетной массой 115 тонн входил многоразовый гиперзвуковой самолет-разгонщик, несущий на себе орбитальную ступень, состоящую собственно из многоразового орбитального самолета и одноразового двухступенчатого ракетного ускорителя.

Возвращение и посадка космического ракетоплана осуществлялась в ходе трех витков, во время которых выбирался наиболее безопасный режим и аэродром. Причем советский челнок, обладавший гораздо большим запасом прочности и лучшими тактико-летными характеристиками, чем построенные много позже американские «челленджеры», мог свободно маневрировать как в космосе, так и в атмосфере Земли, а при необходимости сесть даже на грунтовую дорогу!

Проект «Спираль» был, прежде всего, военным. По заданию военных на орбитальный самолет возлагались задачи разведки, перехвата высотных целей, в том числе и космических (например стратегических ракет), а также бомбардировка, то бишь атака наземных целей. Для этого в качестве «полезной» нагрузки в его грузовой отсек загружались ракеты класса «земля-воздух», снабженные ядерными боеголовками.

Параллельно с разработкой орбитального самолета, полным ходом шла и разработка гиперзвукового самолета-разгонщика. Больше того, к концу шестидесятых годов проект этого самолета был практически готов. Подготовлена техническая документация и даже построен его полноразмерный тридцативосьмиметровый макет. Этот самолет так же, как и орбитальный, был дельтовидной формы, только более вытянутый и без «хвоста», без заднего киля, роль которого выполняли загнутые вверх концы крыльев. Острый нос менял угол направленности во время взлета вниз, для создания большей подъемной силы, а после него, во время перехода на гиперзвуковую скорость — вверх. Старт орбитального самолета-челнока осуществлялся со «спины» специально переоборудованных для этой цели стратегических бомбардировщиков «Ту-95».

Итак, согласно плану работ по проекту «Спираль», к 1967-1969 годами должны были завершиться испытания орбитальной космической системы. На 1970 год намечался первый полет «Спирали» в беспилотном режиме, а с середины семидесятых годов планировалось начать регулярные пилотируемые полеты!

До создания русских «челленджеров» оставался один шаг. И тут в самом конце шестидесятых годов «кремлевские старцы» с подачи члена ЦК КПСС Д.Ф.Устинова, ратовавшего за межконтинентальные ракеты, теряют интерес к проекту «Спираль». Теперь все силы советских ракетостроителей запоздало брошены на «лунную гонку». А чем она закончилась, известно... Впрочем, столь перспективный и с точки зрения науки, и с точки зрения военного применения проект «Спираль» не забыт окончательно. Многие его идеи и технические решения впоследствии были использованы в других проектах. Главным из которых стал, конечно, советский орбитальный корабль многоразового использования «Буран», впитавший в себя львиную долю разработок по космическому ракетоплану.

Такова вкратце предыстория советского космического челнока «Буран».

В 1976 году работы над «Бураном» начались. Основным разработчиком новой аэрокосмической системы стало НПО «Молния», которое возглавил работавший над «Спиралью» Г.Лозино-Лозинский. А к 1984 году первый полномасштабный экземпляр «Бурана» был готов. В том же году «Буран» был доставлен специальной баржей сначала в город Жуковский, а затем самолетом-транспортником на космодром Байконур. Однако прошло еще долгих три года доводки, окончательной сборки и монтажа оборудования, пока «Буран» был полностью подготовлен к своему первому и последнему полету, который состоялся 15 ноября 1988 года. Космический корабль был запущен с космодрома Байконур и выведен на околоземную орбиту при помощи самой мощной на то время ракеты-носителя «Энергия».

Продолжительность полета составила 205 минут, корабль совершил два витка вокруг Земли, после чего произвел посадку на специально оборудованном аэродроме «Юбилейный» на Байконуре. Полет прошел без экипажа в автоматическом режиме с использованием бортового компьютера и бортового программного обеспечения, в отличие от американского шаттла, который традиционно совершает последнюю стадию посадки на ручном управлении. «Буран» же вошел в атмосферу Земли и осуществил торможение до скорости звука исключительно на автоматике, контролируемой компьютерами челнока.

Самое смешное, что после первого полета уже готового челнока ученые мужи вместе с военными затеяли спор на тему: «Нужен ли СССР «Буран»? Многие специалисты считали, что космический самолет не соответствует заданным тактико-техническим требованиям, особенно по весу выводимого на орбиту полезного груза, и, что он не способен решать, как на то надеялись, военно-прикладные задачи на качественно новом уровне. Когда эти военные специалисты начали сравнивать шаттл и «Буран» по ряду важнейших характеристик, выяснилось, что сравнение это не в их пользу.

Наш челнок поднимал в космос груз едва ли не в половину того, что поднимал «американец», да и затраты наши на запуск, как выяснилось, выше. И все это потому, что мыс Канаверал, с которого взлетали американские челноки, расположен ближе к экватору. А там сила притяжения земли несколько ниже... А кроме того, не нужно быть военным специалистом, чтобы понять: длительность предстартовой подготовки, сам циклопический стартовый комплекс Байконура, который никак невозможно замаскировать, и довольно-таки ограниченный набор азимутов «Бурана» не позволяли причислить его к оружию «быстрого реагирования», а всякое другое оружие вообще бессмысленно. А уж космический челнок тем паче! Но даже, если считать «Буран» совершенным оружием, все равно оно морально устарело за много лет до своего рождения — он бы просто не успел не то, что нанести ответный удар, но даже взлететь!

Предстартовая подготовка, команда на старт и прочее требовало времени. И немалого! По меркам войны: от шести часов (если старт был подготовлен на сто процентов) до нескольких суток! В то время как баллистическая ракета, запущенная с атомной подлотки, достигает территории врага за 10-17 секунд!..

Странно, но во время этих споров почему-то не фигурировала наука, на благо которой «Буран» вполне мог послужить...

За время своего существования «Буран» успел побывать не только в космосе, но и на всемирной авиавыставке в Ля-Бурже, куда он был доставлен по воздуху — на «спине» самолета-гиганта «Мрия». Полет этих «сиамских близнецов», один из которых вполне мог выводить другого в космос, вызвал ажиотаж в авиационном мире. Меж тем, приближалось роковое для «Бурана» время.

К девяностому году программа была «заморожена» и ее финансирование свелось практически к нулю, а потом и вовсе прекратилось — руководству разваливающегося СССР стало не до «Бурана». А в 2002 году единственный из летавших в космос «Буранов» вместе с ракетой-носителем «Энергия» был полностью уничтожен упавшей на них крышей. Судьба нескольких полномасштабных макетов была не менее печальна. Один из них был просто разворован по кускам, другой — первый экспериментальный «Буран», проходивший под номером «два», — был «выставлен»... в качестве аттракциона при ресторане (!) на московской набережной в районе парка Горького. В 2000 году на нем пытались заработать, выставив на Олимпиаде в австралийском Сиднее. Не получилось... Через полгода оттуда он переместился в Бахрейн в качестве экспоната для местного миллионера. В конце концов, его купили немцы, заплатив около десяти миллионов евро.

Что же в итоге? Квинтэссенция технической мысли — работа ста двадцати предприятий, труд тысяч инженеров и рабочих — стала экспонатом и укором всем нам, бросившим и предавшим «Буран».

* * *

По материалам статьи Викентия СОЛОМИНА

15 ноября 1988 года состоялся первый и последний полёт многоразового орбитального корабля «Буран». Это был один из самых грандиозных проектов позднего СССР, над которым трудились свыше 1,2 тыс. предприятий страны. Отечественным инженерам удалось создать машину, способную чётко выполнять поставленные задачи на высоте 500 км над поверхностью Земли даже при отсутствии экипажа. В 1989-м «Буран» стал международной сенсацией на выставке в Ле Бурже. Однако всего через несколько лет уникальный космический проект был сначала заморожен, а затем и вовсе закрыт. По мнению экспертов, это произошло в первую очередь в силу экономических причин. Однако технологии, созданные при разработке «Бурана», позволили вывести советскую промышленность на новый уровень и создать предпосылки для научно-технического прогресса в современной России.

  • Запуск космической системы «Энергия» - «Буран» 15 ноября 1988 года
  • Роскосмос

Ранним утром 15 ноября 1988 года с площадки 110 космодрома Байконур стартовала сверхтяжёлая ракета-носитель «Энергия», которая подняла в воздух многоразовый космический корабль «Буран». Он вышел на рабочую орбиту высотой 250—260 км, совершил два витка, а потом благополучно приземлился на взлётно-посадочную полосу (ВПП).

Международная сенсация

Путешествие «Бурана» длилось в общей сложности 205 минут. В 06:00 начался взлёт ракеты-носителя, в 06:46 корабль вышел на рабочую орбиту, а в 08:51 вошёл в атмосферу над Атлантикой, развив феноменальную скорость в 27,3 тыс. км/ч (около 22 Махов). В 08:53 на высоте 90 км с «Бураном» оборвалась связь из-за образования облака плазмы, через которое не проходит радиосигнал. В этот момент полёт контролировали радиолокационные станции (РЛС) системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН).

В районе 09:00 корпус «Бурана» нагрелся до 900 ºС. Отдельные элементы теплозащитного покрытия корабля не выдержали такой экстремальной температуры и отвалились, однако на полёт это никак не повлияло. В 09:11 на высоте 50 км при скорости в 10 Махов связь с «Бураном» была восстановлена.

В 09:19 на высоте 20 км на корабле, как и планировалось, отключилась реактивная система управления, и спустя несколько минут его скорость упала ниже 1 Маха. На посадку корабль заходил на скорости 140 км/ч. За 10 секунд до соприкосновения с ВПП вертикальная скорость снижения машины составляла 28 км/ч. Фактически «Буран» завис над аэродромом. По полосе корабль пробежал 1620 м, преодолев это расстояние за 42 секунды.

  • «Буран» приземляется на космодром Байконур, 15 ноября 1988 года
  • Александр Моклецов / РИА Новости

Полёт «Бурана» стал международной сенсацией — впервые в мире была осуществлена полностью автоматическая посадка орбитального корабля, ведь экипажа на борту не было. Расчёт и выбор наиболее оптимальных траекторий полёта и приземления осуществляли компьютерные системы.

Как показал послеполётный анализ, цифровая вычислительная аппаратура превосходно справилась с поставленными задачами, хоть порой и принимала неожиданные для учёных решения. Успешной миссии «Бурана» не помешали даже сильный боковой ветер (до 20 м/c) и плохие погодные условия.

«Потрясающий положительный результат»

Разработка «Бурана» (изделие 11Ф35) и сверхмощной ракеты-носителя 11К25 «Энергия» официально началась в 1976 году — после того, как в 1972-м в США стартовала программа Space Shuttle («Космический челнок»).

Спустя некоторое время советские наработки объединили в проект многоразовой космической системы (МКС) «Энергия» — «Буран».

И СССР, и США стремились создать многоцелевой корабль, с помощью которого можно было бы доставлять на орбиту и возвращать на Землю полезные грузы (в первую очередь спутники), а также проводить ремонт космических аппаратов и выполнять различные задачи, связанные с военным освоением ближнего космоса. Для этого требовалось принципиально новое техническое средство. Кроме того, для обеих держав создание такого космического корабля было вопросом международного престижа.

К концу 1970-х Советский Союз располагал богатейшим научно-техническим заделом. Отечественные учёные проводили исследования в сфере гиперзвуковых летательных аппаратов, способных выполнять миссии в космосе, ещё с конца 1950-х годов. В частности, советские инженеры вели работы над воздушно-орбитальным самолётом (ВОС) «Спираль» и различными проектами беспилотных орбитальных ракетопланов.

В проекте «Энергия» — «Буран» были задействованы лучшие научные коллективы страны, 1246 предприятий, 86 министерств и ведомств. Важнейшую роль в проекте играло НПО «Энергия» (сейчас — РКК «Энергия», Королёв). Куратором выступало Минобороны СССР. В общей сложности на проект было потрачено 16,4 млрд рублей.

В 1977 году был подготовлен технический проект «Бурана». Для его реализации были построены сотни экспериментальных площадок, включая лаборатории и стенды. Была значительно обновлена инфраструктура Байконура. Над проектом «Энергия» — «Буран» трудилась почти половина персонала космодрома.

В 1983 году КБ им. Антонова запустило проект сверхтяжёлого транспортного самолёта Ан-225 «Мрия» для перевозки «Бурана» и крупногабаритных компонентов ракеты-носителя. За основу был взят Ан-124 «Руслан», поднявшийся в воздух 24 декабря 1982 года.

  • Космический корабль «Буран» и сверхтяжёлый самолёт Ан-225 «Мрия» совершают перелёт с Байконура в Киев
  • Игорь Костин / РИА Новости

Советскому Союзу требовалось решить сложнейшие технические вопросы: разработать новые двигатели, топливные смеси, материалы и сплавы, автоматизированные системы управления, бортовую аппаратуру. В августе 1983 года был подготовлен планер будущего корабля, в декабре 1984 года — первый макетный экземпляр. В ноябре 1985 года в небо поднялся самолёт-аналог «Бурана» (БТС-002 ОК-ГЛИ). 15 мая 1987 года была испытана ракета «Энергия», суммарная мощность двигателей которой достигала 170 млн л. с.

В декабре 1985 года на Байконур был доставлен планер лётного образца «Бурана». Эту операцию выполнил тяжёлый транспортный самолёт ВМ-Т «Атлант» (сконструирован на базе стратегического бомбардировщика 3М) ОКБ Мясищева. В общей сложности было построено пять лётных экземпляров корабля.

«Буран» представлял собой бесхвостую машину самолётного типа c треугольным крылом переменной стреловидности. Согласно заявленным техническим характеристикам, масса конструкции корабля составляла 62 т, общая длина корпуса — 36,37 м, высота — 16,35 м, ширина фюзеляжа — 5,5 м. Предполагалось, что советский корабль сможет выводить на орбиту до 30 т полезного груза и возвращать до 15 т.

Продолжительность полёта оценивалась учёными в пределах 30 суток, а минимальное время подготовки к повторному пуску — 20 суток. С дополнительными топливными баками «Буран» мог выполнять миссии на дальности до 1 тыс. км, без них — до 250—500 км.

Управление орбитальным кораблём осуществлялось в автоматическом режиме. Несмотря на то что «Буран» совершил полёт как беспилотник, машина создавалась как пилотируемое средство, и потому на ней предполагалась возможность перехода на ручной режим управления. Численность экипажа могла составлять от двух до десяти человек.

«Денег в Советском Союзе на проекты, связанные с обороной и космосом, не жалели. В итоге была организована невероятно сложная кооперация. Под «Буран» создавались предприятия, новые научные коллективы и даже целый самолёт (Ан-225), который до сих пор остаётся чемпионом по грузоподъёмности. Советским учёным удалось достичь потрясающего положительного результата», — отметил в беседе с RT научный сотрудник отдела космических наук НИИ ядерной физики МГУ Василий Петров.

«Дорогое удовольствие»

После успешного полёта «Бурана» начался набор космонавтов для подготовки к первой пилотируемой миссии. В 1989 году советский корабль стал одной из самых популярных машин на международной выставке в Ле Бурже. Однако на фоне экономических трудностей позднего СССР финансирование проекта стало резко сокращаться. В 1990 году задействованные в кооперации предприятия получили от государства 1030 млн руб., в 1991 году — уже 875 млн руб.

С распадом СССР ситуация осложнилась ещё больше. В 1992 году на развитие проекта было выделено 162 млн руб., в 1993 году — 62 млн руб. Государственных средств перестало хватать даже на то, чтобы отапливать здания, где работали специалисты Байконура, и обеспечивать охрану этого стратегически важного объекта.

Тем не менее в решении совета главных конструкторов по проекту «Энергия» — «Буран» от 25 мая 1993 года говорилось, что готовность материальной части корабля и наземной инфраструктуры позволяет совершить пуск в 1994 году. Но на подготовительные мероприятия, по подсчётам специалистов, требовались 8,5 млрд рублей. В документе отмечалось, что без указанного финансирования далее развивать проект невозможно.

  • Макет космического корабля «Буран» на ВДНХ
  • Алексей Куденко / РИА Новости

По мнению Василия Петрова, Москва решила прекратить инвестиции программы «Энергия» — «Буран» потому, что этот грандиозный проект был изначально экономически нецелесообразен, как и программа Space Shuttle (закрыта в 2011 году). По мнению экспертов, «Буран» оказался чрезвычайно дорогой машиной, хотя и превзошёл самые смелые ожидания.

«Многие связывают закрытие «Бурана» с общегосударственным крахом. Без сомнения, это был немаловажный фактор. Но основная причина, как показал опыт эксплуатации американских шаттлов, лежит в чисто экономической плоскости. С появлением автоматизированных беспилотных систем отпала необходимость в эксплуатации пилотируемых кораблей в принципе. Это стало слишком дорогим удовольствием, в том числе для США. Гораздо выгоднее оказались одноразовые пуски ракет-носителей», — сказал Петров.

Также эксперт полагает, что, несмотря на кажущееся техническое совершенство «Буранов» и шаттлов, учёным СССР и Соединённых Штатов не удалось радикально обезопасить экипаж. Полёт в космос нёс в себе высокие риски для жизни и здоровья, и аварии заокеанских кораблей лишний раз это подтверждают, считает Петров.

Тем не менее, как подчеркнул собеседник RT, колоссальные инвестиции Советского Союза в «Буран» не были напрасными. По словам Петрова, без подобных масштабных проектов невозможен научно-технический прогресс и технологический рывок страны. Усилия по разработке орбитального корабля и ракеты-носителя позволили создать множество новых материалов, ракетных двигателей, радиотехнических изделий, которые оказались востребованы после 1991 года.

«Конечно, огромная часть инфраструктуры Байконура оказалась не у дел, были потеряны отдельные научные коллективы, утрачены компетенции по ряду направлений. Однако подавляющее большинство технологических наработок пригодилось современной России. Такой уникальный опыт никогда не исчезает бесследно», — резюмировал Петров.

“Энергия-Буран” - советский космический проект, который подразумевал не одноразовое, как это происходит в большинстве случаев даже сейчас, а многократное использование корабля, для доставки грузов на орбиту. Его уникальность была не только в форме - у США была программа “Шаттл” с кораблем схожего форм-фактора, а в том, что он мог возвращаться на Землю и совершать посадку в полностью автоматическом режиме. Создание этого чуда техники стоило Союзу крупных сил и средств, однако, после первого и единственного удачного полета этот космический корабль уже больше никогда не поднимался в воздух.

Гонка вооружений

Поводом для разработки проекта “Энергия-Буран”, как и для многих технических новинок того времени, послужила Холодная война. После начала разработки в США проекта Шаттл эта информация не засекречивалась. Напротив, все американские СМИ спешили максимально осветить это событие и рассказать подробности разработки: технически это обосновывалось тем, что возвращение корабля давало знатную экономию и требовало меньше ресурсов.

Впрочем, советские ученые быстро провели расчеты и показали, что выкладки экономического характера не сходятся и это лишь ширма. Основной идеей Шаттла оказалось боевое применение - с его помощью Штаты могли произвести ядерную бомбардировку любого района СССР.

Для восстановления ядерного паритета руководство страны немедленно дало указ на разработку и строительство как минимум не уступающего образцу потенциального противника.

Ракета

Название проекта Энергия-Буран недаром состоит из двух слов. По сути это названия двух отдельных компонентов. Бураном назывался сам космический челнок, а Энергия - имя самого ракетоносителя, который и выводил весь комплекс в космос.

Ракета стала самой мощной из всех, созданных в СССР, что неудивительно - её вес на старте составляет 2400 тонн и при это ракета должна была вывести на орбиту челнок, стартовый вес которого составлял 105 тонн, а полезная нагрузка - 30 тонн.

Разгонный блок был выполнен по двухступенчатой пакетной схеме - по бокам основного блока расположены две пары дополнительных. При выработке топлива они отстреливались и падали на землю.

Всего за историю своего существования ракета Энергия совершила всего два полета - первый раз на ней запустили габаритный макет, а второй - непосредственно с челноком Буран. В дальнейшем её не использовали просто потому что каждый запуск обходил дорого, а доставлять на орбиту такое количество нагрузки просто не было необходимости.

Челнок

Разработка челнока, который был многоразовым компонентом программы, оказалась ещё сложнее ракетоносителя. И хотя такие работы был и в новинку для советских авиаконструкторов, в итоге получилась отличная машина. Внешний облик Бурана получился очень похожим на американский Шаттл, однако, внутренняя начинка делала этот аппарат на порядок лучше своего аналога: он мог садиться в автоматическом режиме без участия человека и выводить на орбиту на 5 тонн полезной массы больше.

В специальный грузовой контейнер челнока мог поместиться любой существующий на тот момент спутник, а уникальная обшивка выдерживала сверх-температуры при входе в атмосферу.

Но основным отличием все же является автоматическая система управления, аналога которой нет до сих пор. Компьютер “учила” летать команда из шести летчиков-испытателей под предводительством Героя Советского Союза Игоря Волка. В алгоритм были вбиты все возможные ситуации, что и пригодилось во время посадки Бурана. Возвращаясь из космоса челнок вышел к месту посадки по траектории поперек взлетно-посадочной полосы, однако смог самостоятельно развернуться над ней и удачно приземлиться.

Первый и последний полет

К сожалению, Энергия-Буран совершил только один полет и больше никогда не поднимался в воздух. Период его разработки выпал на последние дни существования СССР, а сам проект, по мнению некоторых экономистов, стал одним из гвоздей в крышку гроба страны Советов.

Разработка и изготовление только одного экземпляра космического корабля стоила, переводя на современные деньги порядка 2 трлн. рублей, а запуск обходился ещё в десятки миллионов рублей. Задание партии заключалось в изготовлении 10 экземпляров, но до конца изготовили только один.

Проклятие Бурана

После развала СССР он остался в собственности Казахстана и хранился там в монтажно-испытательном корпусе рядом с космодромом “Байконур” до 12 мая 2002 года, когда утром в строении обрушилась часть кровли. В результате происшествия Буран был полностью разрушен, также под обломками погибли 8 рабочих, которые в этот момент как раз занимались ремонтом крыши.

Некоторые разработчики ещё на этапе проектирования считали Буран проклятым. Ещё на этапе формирования летного отряда, который должен был учить компьютер челнока летать, из 8 кандидатов двое погибли, а после запуска, при обстоятельствах, не связанных с Бураном, погибли ещё пятеро. В итоге, сейчас из первого отряда в живых остался только командир отряда Николай Волк.

Долгое время программа многоразового использования кораблей при запусках на орбиту была для современной России неактуальна. Однако, с 2016 года разработки в этом направлении начались вновь. Известно, что научные работники, которые занимались проектированием Энергии и Бурана вновь приглашены на работу в Государственный космический научно-производственный центр имени Хруничева в Москве. Возможно, когда-нибудь настанет время для нового Бурана...

М н о г о р а з о в а я к о с м и ч е с к а я с и с т е м а в ц е л о м

Стартовая масса МКС, т

2380

2380

2410

2380

2000

Суммарная тяга двигателй при старте, тс

2985

2985

3720

4100

2910

Начальная тяговооруженность

1,25

1,25

1,54

1,27

1,46

Максимальная высота на старте, м

56,0

56,0

73,58

56,1

Максимальный поперечный размер, м

22,0

22,0

16,57

23,8

Время подготовки к очередному полету, сутки

н/д

Многократность применения:

Орбитальный корабль

I ступень

Центральный блок

До 100 раз с заменой ДУ через 50 полетов

До 20 раз

До 100 раз

До 20 раз

1 (с потерей двигателей II ступени)

Н/д

До 20 раз

1 (с ДУ II ступени)

100 раз с заменой ДУ через 50 п-тов

До 20 раз

Затраты на один полет (без амортизации орбитального корабля), млн. руб. (долл.)

15,45

н/д

н/д

$10,5

Начало ЛКИ:

I ступени в составе РН 11К77 ("Зенит")

Кислородно-водородного блока II ступени в составе МКС с грузовым транспортным контейнером

Автономные испытания ОК в атмосфере

МКС в целом

1978 год

1981 год

1981 год

1983-85 годы

1978 год

1981 год

1981 год

1983-84 годы

1978 год

1981 год

1983 год

4 кв. 1977 г.

3 кв. 1979 г.

Стоимость разработки, млрд. руб. (долл.)

н/д

н/д

$5,5

Р а к е т а - н о с и т е л ь

Обозначение

РЛА-130

РЛА-130

РЛА-130

РЛА-130В

Компоненты и масса топлива:

I ступень (жидкий О 2 + керосин РГ-1), т

II ступень (жидкий О 2 + жидкий H 2 ), т

4×330

4×330

4×310

6×250

984 (масса ТТУ)

Размеры блоков ракеты-носителя:

I ступень, длина×диаметр, м

II ступень, длина×диаметр, м

40,75×3,9

н/д × 8,37

40,75×3,9

н/д × 8,37

25,705×3,9

37,45×8,37

45,5×3,7

н/д × 8,50

Двигатели:

I ступень: ЖРД (КБЭМ НПО "Энергия")

Тяга: на уровне моря, тс

В вакууме, тс

В вакууме, сек

РДТТ (I ступень у "Шаттла"):

Тяга, на уровне моря, тс

Удельный импульс, на уровне моря, сек

В вакууме, сек

II ступень: ЖРД разработки КБХА

Тяга, в вакууме, тс

Удельный импульс, на уровне моря, сек

В вакууме, сек

РД-123

4×600

4×670

11Д122

3×250

РД-123

4×600

4×670

11Д122

3×250

РД-170

4×740

4×806

308,5

336,2

РД-0120

4×190

349,8

РД-123

6×600

6×670

11Д122

2×250

2×1200

SSME

3×213

Продолжительность активного участка выведения, сек

н/д

н/д

н/д

н/д

О р б и т а л ь н ы й к о р а б л ь

Размеры орбитального корабля:

Общая длина, м

Максимальная ширина корпуса, м

Размах крыла, м

Высота по килю, м

Размеры отсека полезного груза, длина×ширина, м

Объем гермокабины экипажа, м 3

Объем шлюзовой камеры, м 3

37,5

22,0

17,4

18,5×4,6

н/д

34,5

22,0

15,8

18,5×4,6

н/д

34,0

н/д

н/д × 5,5

37,5

23,8

17,3

18,3×4,55

н/д

Стартовая масса корабля (с РДТТ САС), т

155,35

116,5

н/д

Масса корабля после отделения РДТТ САС, т

119,35

Масса полезного груза, выводимого ОК на орбиту высотой 200 км и наклонением:

I=50,7 ° , т

I=90,0 ° , т

I =97,0 ° , т

н/д

н/д

26,5

Максимальная масса полезного груза, возвращаемая с орбиты, т

14,5

Посадочная масса корабля, т

89,4

67-72

66,4

84 (с грузом 14,5т)

Посадочная масса корабля при аварийной посадке, т

99,7

н/д

н/д

Сухая масса орбитального корабля, т

79,4

68,1

Запас топлива и газов, т

н/д

10,5

12,8

Запас характеристической скорости, м/с

Тяга корректирующе-тормозных двигателей, тс

н/д

2х14=28

2х8,5=17,0

н/д

Тяга двигателей ориентации, тс

40×0,4

16×0,08

в носовой части 16×0,4 и 8×0,08

в хвостовой части 24×0,4 и 8×0,08

впереди 18×0,45

сзади 16×0,45

н/д

Время пребывания на орбите, сутки

7-30

7-30

н/д

7-30

Боковой маневр при спуске с орбиты, км

± 2200

± 2200 (с учетов ВРД ± 5100)

± 800…1800

± 2100

Тяга воздушно-реактивных двигателей

Д-30КП, 2×12 тс

АЛ-31Ф, 2×12,5 тс

Возможность посадки орбитального корабля на территорию своей страны с Нкр=200км (~ 16 витков в сутки):

I = 28,5°

I = 50,7°

I = 97°

Посадка на ВПП старта

с семи витков, кроме 6-14

с пяти витков, кроме 2-6,10-15

Посадка на любые аэродромы гражданского воздушного флота 1 класса

Со всех витков, кроме 8,9

со всех витков

Посадка на подготовленные грунтовые спецплощадки

Ø 5км

Со всех витков, кроме 8,9

со всех витков

Посадка на базах Эдвардс, Канаверал, Ванденберг

с девяти витков, кроме 7-13

с десяти витков, кроме 2-4, 9-12

Потребная длина и класс посадочной полосы

4 км, специальная ВПП

2,5-3 км, все аэродромы 1 класса

Спец.площадка

Ø 5км

4 км, специальная ВПП

Посадочная скорость орбитального корабля, км/ч

посадка на парашютах

Двигатели системы аварийного спасения (САС), тип и тяга, тс

Масса топлива, т

Масса снаряженного двигателя, т

Удельный импульс, на земле/в вакууме

РДТТ, 2×350

2×14

2×18-20

235 / 255 сек

РДТТ, 1×470

н/д

1×24,5

н/д

РДТТ, 1×470

н/д

1×24,5

н/дн/д

Экипаж, чел.

Средства для транспортировки орбитального корабля и летной отработки:

Ан-124 (проект)

Ан-22 или автономно

Ан-22, 3М или автономно

н/д

Боинг-747

В итоге был создан корабль с уникальными характеристиками, способный доставить на орбиту груз массой 30 т и вернуть на Землю 20 т. Имея возможность взять на борт экипаж из 10 человек, он мог весь полет выполнять в автоматическом режиме.
Но мы не будем подробно останавливаться на описании "Бурана ", ведь ему и посвящен весь , для нас важнее другое - еще до его полета конструкторы уже думали о разработке многоразовых кораблей следующего поколения.


Но сначала упомянем о проекте одноступенчатого воздушно-космического самолета, прорабатывавшегося в НИИ-4 (затем ЦНИИ-50) Министерства обороны группой под руководством Олега Гурко. Первоначальный проект аппарата был оборудован силовой установкой, состоящих из нескольких комбинированных прямоточных жидкостных ракетных двигателей, использующих на этапах атмосферного полета (взлет и посадка) атмосферный воздух в качестве рабочего тела. Основное отличие прямоточных ЖРД от классических ПВРД (прямоточных воздушно-реактивных двигателей) заключалось в том, что если в ПВРД набегающий поток воздуха сначала сжимается за счет кинетической энергии набегающего потока, а затем разогревается при сжигании топлива и выполняет полезную работу, истекая через сопло, то в прямоточном ЖРД воздух разогревается струей ЖРД, помещенного в воздушный тракт прямоточного двигателя. Помимо многорежимности (и возможности работы в безвоздушном пространстве как обычный ЖРД) комбинированный ЖРД на атмосферном участке создает дополнительную тягу за счет возникновения инжекционного эффекта. В качестве топлива предусматривался жидкий водород.
В 1974 году у Гурко возникла новая техническая идея, позволяющая существенно снизить расход топлива за счет размещения в воздушном тракте теплообменника, нагревающего воздух теплом от бортового ядерного реактора. Благодаря такому техническому решению появилась возможность в принципе исключить расход топлива при полете в атмосфере и соответствующие выбросы в атмосферу продуктов сгорания.
Окончательный вариант аппарата, получивший обозначение МГ-19 (Мясищев-Гурко, М-19, "гурколет" ), был выполнен по схеме несущий корпус, обеспечивающей высокое весовое совершенство аппарата, и был оснащен комбинированной двигательной установкой в составе ядерного реактора и комбинированного прямоточного водородного ЖРД.


В первой половине 1970-х годов МГ-19 рассматривался как серьезный конкурент МКС "Энергия-Буран", однако ввиду меньшей степени проработки и большей степени технического риски при реализации, а также из-за отсутствия зарубежного аналога, проект МГ-19 дальнейшего развития не получил. Тем не менее этот проект до сих пор не рассекречен, и информация о нем и по сей день крайне скудна.

"После-бурановские" проекты. Многоцелевая авиационно-космическая система (МАКС)

В 1981-82 гг. в НПО "Молния" был предложен проект авиационно-космической системы "49" в составе самолета-носителя Ан-124 "Руслан", выполнявшего роль I ступени - воздушного космодрома, и II ступени в составе двухступенчатого ракетного ускорителя и пилотируемого орбитального самолета, выполненного по схеме "несущий корпус". В 1982 году появляется новый проект - "Бизань" и его беспилотный аналог "Бизань-Т", отличающийся от "49" одноступенчатым ракетным ускорителем. Начало эксплуатации самого большого и грузоподъемного самолета в мире Ан-225 "Мрия" позволило "Молнии " разработать проект Многоцелевой авиационно-космической системы (МАКС) , где роль I ступени выполняет дозвуковой самолет-носитель "Мрия", а вторая ступень образована орбитальным самолетом, "сидящим верхом" на сбрасываемом топливном баке. "Изюминкой" проекта является применение двух маршевых трехкомпонентных ЖРД РД-701 на орбитальном самолете и дифференциально отклоняемые консоли крыла, как у орбитального самолета "Спираль" .

НПО "Энергия", используя задел по МКС "Энергия-Буран", также предложило целый ряд частично или полностью многоразовых ракетно-космических систем с вертикальным стартом с использованием РН "Зенит-2", "Энергия-М" и многоразовой крылатой разгонной ступени вертикального старта на базе "Бурана" . Наибольший интерес вызывает проект полностью многоразового носителя ГК-175 ("Энергия-2") на базе РН "Энергия" со спасаемыми крылатыми блоками обеих ступеней.

Также в НПО "Энергия" велись работы и над перспективным проектом одноступенчатого воздушно-космического самолета (ВКС).

Конечно, отечественные авиационные фирмы не могли отстать и предложили свои концепции многоразовых транспортных космических систем в рамках научно-исследовательской темы "Орел" под эгидой Росавиакосмоса по созданию РАКСа - Российского авиакосмического самолета . Одноступенчатая "туполевская" разработка получила индекс Ту-2000, двухступенчатая "микояновская" - МиГ АКС.

Но в истории нашей космонавтики существовали и бескрылые многоразовые спускаемые аппараты с малым аэродинамическим качеством, использовавшиеся в составе одноразовых космических кораблей и орбитальных станций. Наибольшего успеха в создании таких пилотируемых аппаратов достигло ОКБ-52 Владимира Челомея. Отказавшись участвовать в разработке "Бурана", Челомей начал в инициативном порядке разрабатывать собственный крылатый корабль ЛКС (Легкий космический самолет) "малой" размерности со стартовым весом до 20 т под свой носитель "Протон" . Но программа ЛКС не получила поддержки, и в ОКБ-52 продолжили разработку трехместного возвращаемого аппарата (ВА) в многоразовом исполнении для использования в составе транспортного корабля снабжения (ТКС) 11Ф72 и военной орбитальной станции "Алмаз" (11Ф71).
ВА имел стартовую массу 7,3 т, максимальные длину 10,3 м и диаметр 2,79 м. Масса аппарата на орбите после сброса аварийной двигательной установки - более 4,8 т, при спуске с орбиты - около 3,8 м. Суммарный "обитаемый" объем ВА - 3,5 м 3 . Максимальная масса возвращаемого полезного груза при запуске ТКС с экипажем - до 50 кг, без экипажа - 500 кг. Время автономного полета ВА по орбите - 3 час; максимальное время нахождения экипажа в ВА - 31 час.
Оборудованный неотделяемым лобовым теплозащитным экраном и запущенный на орбиту второй раз 30 марта 1978 года под обозначением "Космос-997" (первый полет - 15 декабря 1976 года под именем "Космос-881"), именно ВА Челомея 009А/П2 стал первым в мире многоразовым космическим аппаратом. Однако по настоянию Д.Ф.Устинова программа "Алмаз" была закрыта, оставив обширный задел, использующийся и сегодня при изготовлении модулей российского сегмента МКС.

С начала 1985 года подобный проект - многоразовый космический корабль "Заря" (14Ф70) - разрабатывался и в НПО "Энергия" под ракету "Зенит-2" . Аппарат состоял из многоразового корабля, по форме напоминавшего увеличенный спускаемый аппарат корабля "Союз ", и сбрасываемый перед сходом с орбиты одноразовый навесной отсек. Корабль "Заря " имел диаметр 4,1 м, длину 5 м, максимальную массу около 15 т при выведении на опорную орбиту высотой до 190 км и наклонением 51,6 0 , в том числе массу доставляемых и возвращаемых грузов соответственно 2,5 т и 1,5-2 т при экипаже из двух космонавтов; 3 т и 2-2,5 т при полете без экипажа, или экипажа до восьми космонавтов. Возвращаемый корабль мог эксплуатироваться в течение 30-50 полетов. Многоразовость достигалось за счет применения "бурановских" теплозащитных материалов и новой схемы вертикальной посадки на Землю с помощью многоразовых ЖРД для гашения вертикальной и горизонтальной скоростей посадки и сотового амортизатора корпуса корабля для исключения его повреждений. Отличительной особенностью "Зари " было размещение посадочных двигателей (24 ЖРД тягой 1,5 тс каждый, работающих на компонентах перекись водорода - керосин, и 16 однокомпонентных ЖРД тягой 62 кгс каждый для управления спуском) внутри прочного корпуса корабля.
Проект "Зари " был доведен до стадии завершения выпуска рабочей документации, но в январе 1989 года был закрыт из-за отсутствия финансирования.

Логика развития пилотируемой космонавтики и экономические реалии России поставили задачу разработки нового пилотируемого корабля - вместительного, недорогого и эффективного транспортного средства для ближнего космоса. Таким и стал проект космического корабля "Клипер ", вобравшего в себя опыт проектирования многоразовых кораблей. Будем надеяться, что у России хватит разума (а главное, средств!) реализовать новый проект и " " В.Лебедева;
- статью "Как родился проект "Энергия-Буран ", автор - В.Глад кий;
- статью "Многоразовый корабль с вертикальной посадкой " И.Афанасьева;

- фоторепортаж самолет-аналог БТС-02 ГЛИ на авиасалоне МАКС-99;
- "л етающие аналоги ОК "Буран" и рассказ о передаче в лизинг БТС-02 и репортаж об отправке

При создании этой страницы были использованы материалы из статьи С.Александрова "Вершина" в журнале "Техника Молодежи", N2/1999 стр 17-19, 24-25

Битва за звезды-2. Космическое противостояние (часть I) Первушин Антон Иванович

Проект «Буран»

Проект «Буран»

В конце 1975 года проектанты окончательно определились с конфигурацией будущего транспортного корабля - он должен был стать крылатым. Появились первые чертежи орбитального самолета, названного «Бураном».

Это направление работ было поручено главному конструктору Игорю Николаевичу Садовскому. Заместителем главного конструктора по орбитальному кораблю назначили Павла Цыбин.

Ракета представлялась конструкторам как самостоятельная структура, а полезным грузом мог стать орбитальный корабль или любой другой космический аппарат. В отличие от американской, советская ракета должна была осуществлять запуск космических аппаратов самых различных классов.

К универсальности комплекса подтолкнул один эпизод.

Первоначально предлагалось размещение двигательной установки второй ступени на орбитальном корабле, как у «Спейс Шаттла». Однако из-за отсутствия в то время самолета для транспортировки с завода-изготовителя до Байконура, а главное, для отработки в летных условиях космического аппарата значительной массы, орбитальный корабль был облегчен за счет переноса двигателей на центральный бак. С переносом двигателей на центральный бак ракеты их количество увеличилось с трех до четырех.

В 1976 году облик «Бурана» приблизился к «Спейс Шаттлу», увеличилась стартовая масса комплекса, диаметр центрального блока.

Бригада проектантов, подчиненная Садовскому, вела проектные работы как по ракете, так и по орбитальному кораблю и комплексу в целом. Начиная с 1976 года, в течение пяти лет были проработаны пять вариантов конструкторских схем на базе исходной. Орбитальный корабль приобретал формы, близкие к конечным. Ракета меняла свою структуру от двухбакового центрального блока до четырехбакового, а затем вновь двухбакового, менялись размерность и количество маршевых двигателей, оптимизировалось соотношение ступеней и тяга двигателей, облагораживались аэродинамические формы. В конструкцию орбитального корабля были введены воздушно-реактивные двигатели, что давало возможность осуществлять глубокое маневрирование при посадке.

Одновременно разрабатывалась конструкторская документация, велась подготовка производства, разрабатывался проект по приспособлению стартовых площадок «Н-1» и нового стенда-старта. 17 февраля 1976 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 132-51 о разработке советской многоразовой космической системы «Рубин», включавшей орбитальный самолет, ракету-носитель, стартовый комплекс, посадочный комплекс, специальный комплекс наземного обслуживания, командно-измерительный комплекс, поисковоспасательный комплекс. Система должна была обеспечивать «выведение на северо-восточные орбиты высотой 200 километров полезных грузов весом до 30 тонн и возвращение с орбиты грузов до 20 тонн».

В постановлении, в частности, предлагалось организовать в Министерстве авиационной промышленности Научнопроизводственное объединение «Молния» во главе с авиаконструктором Глебом Лозино-Лозинским (он нам известен как создатель космоплана «Спираль»), которое должно было разработать орбитальную ступень самолетной схемы, подготовив полный комплект документации для ее изготовления.

Само изготовление и сборка планера, создание наземных средств его подготовки и испытаний, а также воздушная транспортировка планера, корабля и ракетных блоков были поручены Тушинскому машиностроительному заводу Головная роль в разработке ракеты-носителя и системы в целом оставалась за НПО «Энергия». Заказчиком выступало Министерство обороны.

Окончательный проект системы был утвержден Валентином Глушко 12 декабря 1976 года. Согласно проекту летные испытания планировалось начать во втором квартале 1979 года.

При создании «Бурана» были объединены усилия сотен конструкторских бюро, заводов, научно-исследовательских организаций, военных строителей, эксплуатационных частей космических сил. Всего в разработке участвовало 1206 предприятий и организаций, почти 100 министерств и ведомств, были задействованы крупнейшие научные и производственные центры России, Украины, Белоруссии и других республик СССР.

В конечном виде многоразовый орбитальный корабль «Буран» (11Ф35) представлял собой принципиально новый для советской космонавтики летательный аппарат, объединяющий в себе весь накопленный опыт ракетно-космической и авиационной техники.

По аэродинамической схеме корабль «Буран» - моноплан с низкорасположенным крылом, выполненный по схеме «бесхвостка». Корпус корабля выполнен негерметичным, в носовой части находится герметичная кабина общим объемом более 70 м3, в которой располагается экипаж и основная часть аппаратуры.

С внешней стороны корпуса наносится специальное теплозащитное покрытие. Покрытие используется двух типов в зависимости от места установки: в виде плиток на основе супертонкого кварцевого волокна и гибких элементов высокотемпературных органических волокон. Для наиболее теплонапряженных участков корпуса, таких как кромки крыла и носовой кок, используется конструкционный материал на основе углерода. Всего на наружную поверхность «Бурана» нанесено свыше 39 тысяч плиток.

Габариты «Бурана»: полная длина - 35,4 метра, высота - 16,5 метра (при выпущенном шасси), размах крыла - около 24 метров, площадь крыла - 250 м2, ширина фюзеляжа - 5,6 метра, высота - 6,2 метра, диаметр грузового отсека - 4,6 метра, его длина - 18 метров, стартовая мас са - до 105 тонн, масса груза, доставляемого на орбиту, - до 30 тонн, возвращаемого с орбиты - до 15 тонн, максимальный запас топлива - до 14 тонн. «Буран» рассчитан на 100 рейсов и может выполнять полеты как в пилотируемом, так и в беспилотном (автоматическом) варианте. Максимальное количество членов экипажа - 10 человек, при этом основной экипаж - 4 человека и до 6 человек - космонавты-исследователи. Диапазон высот рабочих орбит 200-1000 километров при наклонениях от 51 до 110. Расчетная продолжительность полета 7-30 суток.

Обладая высоким аэродинамическим качеством, корабль может совершать боковой маневр в атмосфере до 2000 километров.

Система управления «Бураном» основана на бортовом многомашинном комплексе и гиростабилизированных платформах.

Она осуществляет как управление движением на всех участках полета, так и управление работой бортовых систем.

Одной из основных проблем при ее проектировании была проблема создания и отработки математического обеспечения.

Автономная система управления совместно с радиотехнической системой «Вымпел» разработки Всесоюзного научно-исследовательского института радиоаппаратуры, предназначенной для высокоточных измерений на борту навигационных параметров, обеспечивает спуск и автоматическую посадку, включая пробег по полосе до останова. Система контроля и диагностики, примененная здесь впервые на космических аппаратах как централизованная иерархическая система, построена на встроенных в системы средствах и на реализации алгоритмов контроля и диагностики в бортовом вычислительном комплексе.

Радиотехнический комплекс связи и управления поддерживает связь орбитального корабля с ЦУП. Для обеспечения связи через спутники-ретрансляторы разработаны специальные фазированные антенные решетки, с помощью которых осуществляется связь при любой ориентации корабля. Система отображения информации и органов ручного управления обеспечивает экипаж информацией о работе систем и корабля в целом и содержит органы ручного управления в орбитальном полете и при посадке.

Система электропитания корабля, созданная в НПО «Энергия», построена на базе электрохимических генераторов с водородно-кислородными топливными элементами разработки Уральского электрохимического комбината. Мощность системы электропитания - до 30 кВт. При ее создании пришлось разработать принципиально новый для СССР источник электроэнергии - электрохимический генератор на основе топливных элементов с матричным электролитом, обеспечивающий непосредственное преобразование химической энергии водорода и кислорода в электроэнергию и воду, и разработать впервые в мире систему космического криогенного докритического (двухфазного) хранения водорода и кислорода без потерь.

Объединенная двигательная установка (ОДУ) «Бурана» состоит из двух жидкостных ракетных двигателей орбитального маневрирования тягой 8800 килограммов (5000 включений за полет), 38 управляющих двигателей с тягой по 400 килограммов (2000 включений за полет), 8 двигателей точной ориентации тягой по 20 килограммов (5000 включений за полет), 4 твердотопливных двигателей экстренного отделения с тягой по 2800 килограммов, 1 кислородного бака и 1 бака горючего со средствами заправки, термостатирования, наддува, забора жидкости в невесомости.

Двигатели ОДУ размещаются на орбитальном корабле с учетом решаемых ими задач. Так, двигатели управления, расположенные в носовой и хвостовой частях фюзеляжа, обеспечивают координатные перемещения корабля по всем осям и управление его положением в пространстве.

В штатном (безаварийном) полете двигатели ОДУ обеспечивают стабилизацию орбитального корабля в связке с ракетой-носителем, разделение корабля и ракеты-носителя, довыведение корабля на рабочую орбиту (двумя импульсами), стабилизацию и ориентацию, орбитальное маневрирование, сближение и стыковку с другими космическими аппаратами, торможение, сход с орбиты и управление спуском.

В нештатных ситуациях (то есть при авариях на активном участке) двигатели ОДУ используются в первую очередь для ускоренной выработки топлива перед отделением от ракеты-носителя с целью восстановления необходимой центровки орбитального корабля.

В случае экстренного отделения предусматривается срабатывание специальных пороховых двигателей ОДУ.

Из книги Битва за звезды-2. Космическое противостояние (часть I) автора Первушин Антон Иванович

Глава 14 «БУРАН» ПРОТИВ «СПЕЙС ШАТТЛА»

Из книги Битва за звезды-2. Космическое противостояние (часть II) автора Первушин Антон Иванович

Проект «Буран» В конце 1975 года проектанты окончательно определились с конфигурацией будущего транспортного корабля - он должен был стать крылатым. Появились первые чертежи орбитального самолета, названного «Бураном».Это направление работ было поручено главному

Из книги Подводные лодки: Свыше 300 подводных лодок всех стран мира автора Автор неизвестен

Причины закрытия программы «Буран» После того как 17 мая 1987 года ТАСС оповестило мир о том, что в Советском Союзе начаты летно-конструкторские испытания новой мощной ракеты-носителя «Энергия», воспоследовала немедленная реакция со стороны западных СМИ.«СССР теперь имеет

Из книги Подводные лодки советского флота 1945-1991 гг. Том 1. Первое поколение АПЛ автора Апальков Юрий Валентинович

Проект «ОК-М» На основе научно-технического опыта по созданию орбитального корабля «Буран» в НПО «Энергия» по указанию главного конструктора Юрия Семенова и под руководством Павла Цыбина в период с 1984 по 1993 год были развернуты проектно-конструкторские работы по

Из книги Ракеты и полеты в космос автора Лей Вилли

Проект «МАРПОСТ» Поскольку необходимые для реализации пилотируемого полета к Марсу двадцать миллиардов долларов правительства сверхдержав выделять не спешат, в РКК «Энергия» разрабатывается более практичный и более дешевый проект, получивший название «МАРПОСТ»

Из книги автора

Тип Charlie I (проект 670) Подводные лодки тина «Charlie I» стали первыми советскими атомными ракетными субмаринами, способными запускать крылатые ракеты типа «земля-земля» из подводного положения. Они похожи на лодки класса «Victor», хотя имеют некоторые внешние отличия например,

Из книги автора

«Yankee»(проект 667) Во времена «холодной войны» три или четыре подводные лодки типа «Yankee» постоянно находились возле западного побережья США, при этом постоянно осуществлялась смена подлодок в районе патрулирования. В случае войны этот передовой отряд должен был

Из книги автора

Проект 627 Предэскизные проработки, выполненные обеими комплексными группами, позволили приступить к следующей стадии проектирования первой отечественной АПЛ. С этой целью, в соответствии с приказом Министра судостроительной промышленности от 18 февраля 1953 г. было

Из книги автора

Проект 701 С целью повышения тактико-технических характеристик морского стратегического ракетного оружия в 1963 г. комиссия ВПК рассмотрела вопрос о необходимости создания комплекса Д-9 с малогабаритной межконтинентальной баллистической ракетой высокой точности Р-29 (4К-75),

Из книги автора

Проект 639 В соответствии с постановлением Правительства Советского Союза от 25.08.1956 г. начались работы над комплексом ДР с БР Р-15, имевшей дальностью стрельбы порядка 1100 км. Носителем этого комплекса должна была стать АПЛ пр. 639 (с тремя шахтами) и ДЭПЛ пр. В629 (с одной шахтой),

Из книги автора

Из книги автора

Проект 659 На первом этапе развития «лодочных» КР в нашей стране (впрочем, как и в США) их испытания проводились исключительно на ДЭГШ, прошедших соответствующее переоборудование или модернизацию. Одна из этих ракет – П-5 – представляет особый интерес для темы данной части

Из книги автора

Проект 675 В США, после того, как в ноябре 1960 г. был принят на вооружение комплекс БР «Polaris A1», интерес к КР как к стратегическому оружию угас. Как средство борьбы с надводными кораблями они также мало интересовали американцев, имевших мощную палубную авиацию. В нашей стране

Из книги автора

Проект 645 Как уже говорилось, еще в период предварительных проработок по первой отечественной АПЛ, в работе комплексной группы Н.А. Доллежаля наметились два направления исследований по АЭУ: с реактором на медленных (тепловых) нейтронах с водяным теплоносителем (ВВР) и с

Из книги автора

Проект 659Т Бесперспективность ПКР стратегического назначения П-5 (а затем П-5Д и П-7) уже в декабре 1963 г. заставила приступить к переоборудованию кораблей пр. 659 в носители исключительно торпедного оружия. Целесообразность такого решения объяснялась двумя причинами.

Из книги автора

Ракета А-9 + А-10 (проект)



Поделиться