Методы гос регулирования вэд. Методы государственного регулирования

Методы государственного регулирования ВЭД по своему характеру делятся на тарифные - те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные - все прочие методы. Нетарифные методы регулирования подразделяются на количественные методы и методы скрытого протекционизма. Отдельные инструменты государственного регулирования ВЭД чаще применяются при необходимости либо ограничить импорт, либо форсировать экспорт.

Административные методы. Под административным методом регулирования понимают систему организационно-правовых и специальных мер: количественные ограничения, распределение квот и лицензий, экспортный контроль в отношении определенных видов товаров, установление государственной монополии на экспорт и(или) импорт отдельных видов товаров. С целью регулирования ВЭД органы государственного управления издают акты правового регулирования взаимоотношений контрагентов, акционерные законодательства, таможенные кодексы, постановления, обязывающие импортеров и экспортеров на основе их исполнения соблюдать интересы государств, взаимодействующих на внешнем рынке.

Международные торговые договоры. Они определяют общие пути развития экономических отношений между государствами, устанавливают торгово-экономический, политический режим взаимодействия, предусматривают условия взаимных расчетов, сроки сотрудничества и т. д. В договорах могут быть зафиксированы долгосрочные соглашения -5 -10 лет и более - о торговле и других формах взаимодействия. А также практикуется заключение ежегодных протоколов о взаимных поставках товаров. Соглашения и протоколы, дополняя друг друга, способствуют развитию устойчивого взаимовыгодного сотрудничества.

Наилучшие условия для развития ВЭД обеспечиваются в тех случаях, когда страны предоставляют друг другу режим наиболее благоприятствуемой нации. При этом режиме хозяйствующие субъекты договорившихся сторон используются таможенными, налоговыми и другими привилегиями в стране партнера.

Таможенные формальности. В их основе лежит таможенный кодекс, утверждаемый законодательным органом. Таможенный кодекс создается в соответствии с таможенной политикой государства. Он определяет общие задачи и функции таможенных органов, порядок разработки, утверждения и использования тарифов, условия освобождения от уплаты пошлин, санкции за нарушение таможенных правил, порядок рассмотрения жалоб. Таможенные формальности являются одним из самых эффективных методов регулирования ВЭД.

Контингентирование и лицензирование. Контингентирование экспорта и импорта - это количественные или стоимостные ограничения экспорта и импорта, вводимые на определенный срок по отдельным товарам и услугам, странам и группам стран.

Лицензирование - это система письменных разрешений выдаваемых государственными органами на экспорт и импорт товаров. Лицензирование применяется на определенные периоды времени по отдельным товарам, включенным в перечень продукции общегосударственного назначения.

Контингентирование осуществляется установлением режима выдачи индивидуальных лицензий, при этом общий объем экспорта (импорта) по этим лицензиям не должен превышать объема установленной квоты. Используются следующие виды экспортных (импортных) квот (контингентов): глобальные, групповые, индивидуальные. По каждому виду товара устанавливается лишь один вид квоты.

Антидемпинговые процедуры. Они представляют собой судебные и административные разбирательства претензий, которые предъявляют национальные предприниматели против иностранных поставщиков, обвиняя их в продаже товаров по заниженным ценам, которые могут нанести ущерб местным производителям аналогичной продукции. Органы власти, суды обязаны приостановить движение товара, обвиненного в демпинге, и разобраться по существу претензий.

Ценовые преференции. Их устанавливают в законодательном порядке некоторые страны путем определения минимальной разницы в ценах, по которым товары и услуги импортера должны быть ниже цен национальных производителей. Например, энергетические компании США имеют право размещать заказы на импортное оборудование только в том случае, если цены на него будут ниже цен американских производителей как минимум на 6%.

Технические процедуры. Они устанавливаются в законодательном порядке государственными организациями и представляют собой комплекс мероприятий по поверке соответствия импортируемой продукции требованиям международных и национальных стандартов, отраслевых норм и технических предписаний. Особое место в ряду нетарифных занимают стандарты. Страны обычно устанавливают стандарты по классификации, маркировке и проведению испытаний продукции таким способом, чтобы была возможность продажи отечественной продукции, но блокировался сбыт продукции иностранного производства. Эти стандарты иногда вводятся под предлогом защиты безопасности и здоровья местного населения.

Одним из видов технических барьеров является требование сертификации продукции, товаров, ввозимых в страну. Для чего их подвергают испытаниям в специализированных лабораториях на соответствие их свойств требованиям стандартов по техническим, санитарным, технологическим, традиционным показателям.

Данная процедура может серьезно осложнить сбыт ряда товаров, если заблаговременно не осуществить их сертификацию.

Импортные процедуры. Представляют собой правила проведения импортных операций при государственных закупках. Во многих странах в этих случаях покупатель должен провести международные торги с целью выяснения наиболее выгодного продавца. Иногда покупателю выдают лицензию только в том случае, если он выполнил требования по осуществлению встречных экспортных операций.

Оперативное регулирование ВЭД. Правительство, Министерство внешних экономических связей, Государственный таможенный комитет могут приостановить операции участников ВЭД в случае постановки недоброкачественной продукции и товаров, невыполнения обязательных экспортных поставок при одновременном экспорте аналогичных товаров в других формах, экспорта по необоснованно низким ценам или импорта по завышенным ценам, сообщения ложной информации в рекламе, таможенной, валютно-финансовой и регистрационной документации. Приостановка внешнеэкономических операций применяется как к отечественным субъектам ВЭД, так и к зарубежным, допустившим нарушения законодательства.

Почему пошлины и квоты применяются в мировой практике, если известно, что они препятствуют свободной торговле и таким образом снижают экономическую эффективность? В то время как страны в целом выигрывают от свободной международной торговли, отдельные отрасли и группы поставщиков ресурсов могут оказаться в числе пострадавших.

Легко понять, почему группы предпринимателей, занятых соответствующим производством, пытаются сохранить либо улучшить свои экономические позиции, убеждая правительство ввести тарифы или квоты для защиты их от вредного влияния свободной торговли. Эффект особых интересов или концепция о поведении, обусловленном "погоней за рентой", - играет важную роль.

Следует также добавить, что издержки протекционизма скрыты, поскольку тарифы и квоты включены в цены товаров. Таким образом, политические деятели сталкиваются с меньшими политическими ограничениями, идя на встречу требованиям ввести протекционистские санкции.

Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

1. СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ 5
МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
2.1.Таможенно-тарифные методы 8
2.2. Нетарифные методы регулирования 11
3. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬТОВАРА 17
3.1. Оценка конкурентоспособности объекта 18

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20
ВВЕДЕНИЕ
Переход к рыночной экономике в России обусловил ее открытость для внешнего мира, включая снятие ограничений на ВЭД. Главными целями реформы ВЭД являются:
- отмена монополии государства на внешнюю торговлю и переход к экономическим методам ее регулирования;
- обеспечение поэтапной конвертируемости рубля;
- сближение структуры внутренних и мировых цен, последовательное снижение ставок экспортного тарифа и введение импортного тарифа;
поддержка экспорта и расширение рынков сбыта российской продукции.
Начало формирования механизма управления ВЭД, адекватного рыночным отношениям, связано с Указом Президента РСФСР "О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР "от 15 ноября 1991 г. №213. В соответствии с этим документом хозяйствующим субъектам всех форм собственности было разрешено осуществлять ВЭД и открывать валютные счета, т. е. была отменена монополия государства на внешнюю торговлю большинством товаров. Анализируя либерализацию ВЭД за 1991 - 1996 гг., можно выделить несколько ее этапов:
1-й: конец 1991 г. - начало 1992 г. Сняты ограничения на экспорт готовой продукции, отменены любые ограничения на импорт, частично либерализован валютный курс;
2-й: второе полугодие 1992 г. Полностью либерализован валютный курс, введена обязательная продажа экспортерами 50-процентной валютной выручки, установлен импортный тариф, для ужесточения контроля за экспортом сырьевых товаров введена система лицензирования и квотирования;
3-й: 1993-1994 гг. Завершен переход на тарифные методы регулирования - принят Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе" и Таможенный кодекс Российской Федерации, отменены квотирование и лицензирование товаров и услуг на экспорт, за исключением экспортируемых в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации. Изменения в ВЭД оказали как позитивное, так и негативное влияние на формирование механизма переходной экономики. Ослабление государственного контроля за экспортом в начальный период либерализации ВЭД привело к вывозу сырьевых товаров, дестабилизации мировых цен, утечке валютных средств за рубеж и потере отечественными производителями значительной доли внутреннего рынка. Поэтому следующий этап либерализации ВЭД в России должен был увязываться с созданием системы мер по защите национального производства и развития промышленного экспорта в соответствии с принципами Всемирной торговой организации (ВТО), с которой ведутся переговоры о присоединении;
4-й: 1995 г. положил начало качественно новому этапу либерализации ВЭД. В целях объединения валютного и таможенного контроля был введен паспорт сделки экспортера, подписан и вступил в действие. Федеральный закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", разработанный с учетом принципов ВТО, подписано соглашение о создании Таможенного союза государств СНГ;
5-й: 1996 г. В целях создания единой системы контроля за экспортно-импортными сделками введены паспорт сделки импортера и паспорт бартерной сделки, на основе постановления Правительства Российской Федерации от 20 января 1996 г. № 53 "О дополнительной поддержке отечественного экспорта товаров и услуг" разработана Федеральная программа развития экспорта, предусматривающая стимулирование, кредитование и страхование экспорта, налоговые льготы.
Получив реальные права для выхода на внешний рынок, предприятие может определить для себя целесообразность осуществления одного или нескольких видов ВЭД.
Внешнеэкономическая деятельность - это предпринимательская деятельность юридических и физических лиц в области международного обмена товарами, услугами, перемещения материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов (рис.1).

Рис.1. Виды ВЭД
1. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
Переход к рыночной экономике в России обусловил ее открытость для внешнего мира, включая снятия ограничений на ВЭД. Главными целями реформы ВЭД являются: отмена монополии государства на внешнюю торговлю и переход к экономическим методам ее регулирования; обеспечение поэтапной конвертируемости рубля; сближение структуры внутренних и мировых цен, последовательное снижение ставок экспортного тарифа и введение импортного тарифа.
Внешнеэкономические связи нуждаются в регулировании со стороны государства. В централизованной экономике внешнеэкономическая деятельность подвержена особо жесткому воздействию и контролю государственных органов, существует государственная монополия внешней торговли, нарушение которой рассматривается как уголовное преступление. Но и в странах с рыночной экономикой государственное регулирование внешнеэкономических связей проявляется ощутимым образом. Внешнеэкономическая функция государства является продолжением его внутрихозяйственной функции, но реализуется в несколько отличной форме.
Основной целью вмешательства государства во внешнеэкономическую деятельность является обеспечение экономических и политических интересов страны. В то же время государство само склонно принимать на себя осуществление ряда видов внешнеэкономических действий, приносящих доходы и требующих государственного участия.
В современных условиях любое государство тем или иным образом регулирует, стимулирует или ограничивает практически все сферы международных экономических связей. Государственное регулирование распространяется на внешнюю торговлю, международное движение капитала, валютные и кредитные отношения, научно-технический обмен, международное перемещение рабочей силы.
Для выхода на внешний рынок предприятию надо знать организации, которые могут оказать реальную помощь на первых, самых сложных этапах.
Сложившаяся структура органон управления ВЭД отражает те изменения, которые произошли и результате либерализации экономики и разработки новой внешнеэкономической политики в России. В соответствии с Конституцией Российской Федерации руководство ВЭД в рамках внешнеэкономической политики осуществляет Президент Российской Федерации, а исполнение - Правительство Российской Федерации. Федеральное устройство России предполагает распределение полномочий между центральными и местными органами, обеспечивающее единство и целостность внешнеэкономической политики.
Федеральный уровень управления ВЭД обеспечивают центральные органы исполнительной власти (Рис.2.).

Рис.2.Структура управления ВЭД РФ.
Министерство внешних экономических связей Российской Федерации (МВЭС) участвует в формировании внешнеэкономической политики и контроле за ее реализацией, разработке механизма регулирования валютно-кредитных отношений с иностранными государствами, подготавливает предложения о заключении международных договоров, обеспечивает их реализацию, осуществляет оперативное нетарифное регулирование ВЭД: выдает в установленном порядке лицензии на экспорт и импорт товаров, контролирует экспорт товаров, в отношении которых применяются меры нетарифного регулирования, и др.
Министерство экономики Российской Федерации разрабатывает экономическую и внешнеэкономическую стратегию и формирует механизм ее реализации: привлечение иностранных инвестиций, осуществление совместных программ и проектов, использование иностранных кредитов, участие в установлении экспортных и импортных пошлин и др.
Министерство финансов Российской Федерации осуществляет руководство валютными резервами страны.
Центральный банк Российской Федерации осуществляет валютный контроль и определяет правила валютных операций.
Государственный таможенный комитет (ГТК) Российской Федерации участвует в разработке и реализации таможенной политики России: разрабатывает ставки таможенных пошлин, товарную номенклатуру ВЭД, организует работу таможенных органов, взимает таможенные пошлины, проводит таможенное оформление и др.
Федеральная служба по валютному и экспортному контролю Российской Федерации координирует межотраслевые вопросы контроля над ВЭД: надзор за порядком квотирования и лицензирования, поступлением выручки от проведения валютных операций, аудиторская проверка участников ВЭД.
Внешэкономбанк ведет учет по активам и пассивам всех внешних и внутренних долгов России и осуществляет их реструктуризацию, занимается укреплением дисциплины международных расчетов.
Российский экспортно-импортный банк является банком - агентом Правительства РФ и осуществляет функции но финансированию экспорта.
Представительства Российской Федерации по торгово-экономическим вопросам проводят работу по осуществлению в странах пребывания внешнеэкономической политики, изучают общие экономические условия, планы, программы, конъюнктуру рынков, выдают разрешения на транзит товаров через территорию России, свидетельства о происхождении товаров.
Региональный уровень управления ВЭД. В соответствии с законодательством субъекты Российской Федерации - республики, края, области - могут осуществлять внешнеэкономическую деятельность в пределах своей компетенции: формировать и реализовывать программы ВЭД, предоставлять дополнительные финансовые гарантии участникам ВЭД за счет региональных бюджетов, создавать страховые фонды. МВЭС в соответствии с Положением об уполномоченных МВЭС Российской Федерации делегирует часть своих прав уполномоченным на местах. В крупных административных регионах при главах местной администрации созданы управления международных и внешнеэкономических связей. Примером реализации таких прав является создание свободной экономической зоны в Калининградской области, Центра международного бизнеса "Ингушетия".
2. МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Применительно к международной торговле как главному объекту регулирования правительства используют такие инструменты и способы воздействия, как таможенные тарифы, налоги, ограничительные условия, межгосударственные договоры и соглашения, мероприятия по стимулированию экспорта и импорта.
Из истории известны два основных направления внешнеэкономической политики правительства - протекционизм и фритредерство.
Фритредерство - это политика свободной торговли, при которой таможенные органы выполняют только регистрационные функции, не взимаются экспортные или импортные пошлины, не устанавливаются какие-либо ограничения на внешнеторговый оборот. Принцип свободной торговли был официальной экономической политикой Англии в XIX веке, а в его основу легла теория сравнительных издержек Д. Рикардо. Такую политику может проводить страна с высокоэффективным национальным хозяйством, при котором местные предприниматели способны выдерживать иностранную конкуренцию и активно внедряться на мировой рынок.
Политика протекционизма направлена на защиту собственной промышленности, сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Для протекционизма характерны высокие таможенные тарифы, ограничение импорта.
2.1.Таможенно-тарифные методы

Таможенно-тарифные методы направлены на регулирование операций по экспорту и импорту для защиты внутреннего рынка и стимулирования структурных изменений в экономике России и основаны на Таможенном кодексе Российской федерации и Законе Российской Федерации "О таможенном тарифе".
Таможенный тариф - это систематизированный сбор ставок таможенных пошлин, которыми облагаются ввозимые в страну или вывозимые из нее товары. Таможенные тарифы дают представление о том, каким образом государство влияет на экспорт и импорт, способствуя или затрудняя ввоз и вывоз товаров. Этот один из старейших и важнейших инструментов внешнеэкономического регулирования выполняет следующие функции:
фискальную, т. е. обеспечивает пополнение доходной части бюджета;
защитную, т. е. предохраняет национальную экономику от чрезмерной конкуренции;
регулирующую, т. е. оказывает влияние на формирование структуры производства, поощряя развитие одних отраслей и сдерживая другие.
В России используется импортный и экспортный тариф, в то время как в развитых странах мира последний не применяется. Экспортный тариф в России был введен с I января 1992 г. как временная мера из-за значительного разрыва между внутренними и мировыми ценами на ряд товаров: газ, нефть, мазут, лесо- и пиломатериалы и др.

Рис. 3. Классификация ставок таможенных пошлин
Таможенный тариф дифференцирован в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), основу которой составляет гармонизированная система описания и кодирования товаров - международная товарно-статистическая номенклатура. Российская ТН ВЭД пока несовершенна и требует углубленной дифференциации с учетом состояния и перспектив производства и внешней торговли.
Импортный таможенный тариф Российской Федерации предусматривает 3 уровня ставок таможенных пошлин:
базовый - для товаров, происходящих из стран или экономических группировок, с которыми заключены торговые договоры и соглашения, предусматривающие взаимное предоставление режима наиболее благоприятствуемой нации (РНБ), к числу которых относятся Австрия, Великобритания, Греция, Франция и другие страны ЕС (всего 125 стран);
максимальный - для товаров, происходящих из стран или экономических группировок, с которыми отсутствует режим РНБ (например, Эстония), и товаров, страна происхождения которых не установлена. Эти ставки в 2 раза превышают размер базовых ставок;
минимальный - для товаров из развивающихся стран (Албания, Бразилия, Вьетнам, Турция и др. - всего 103 страны). С 15 мая 1996 г. эти ставки составляют 75% от базовых.
Кроме того, в соответствии с тарифными преференциями, которые Россия может предоставлять иностранным государствам, осуществляется беспошлинный ввоз товаров из наименее развитых стран - Афганистана, Бенина, Мали, Эфиопии и др. (всего 47 стран), и из стран СНГ - участниц Таможенного союза.
Страны СНГ в сентябре 1993 г. заключили договор об Экономическом союзе, который предусматривал создание ассоциаций свободной торговли, затем Таможенного союза и, наконец, общего рынка. В настоящее время идет процесс формирования Таможенного союза - объединения стран, проводящих единую внешнеэкономическую политику, с единым таможенным тарифом в торговле с третьими странами. Уже действует Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана. На российско-белорусской границе отсутствует таможенный контроль, на российско-казахстанской границе этот контроль сохраняется с российской стороны для товаров из третьих стран.
Таможенным органам необходимо представить сертификат о происхождении товара при ввозе на территорию Российской Федерации товаров из стран, на которые распространяются преференции и количественные ограничения (квоты). Критерии и особенности определения страны происхождения товаров установлены Законом Российской Федерации "О таможенном тарифе".
Сумма подлежащей уплате адвалорной таможенной пошлины определяется, как было указано, в процентах от таможенной стоимости товара. Законодательство предусматривает 6 методов определения таможенной стоимости. Наиболее распространенным является первый метод оценки (Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе") по цене сделки с ввозимым товаром. На практике таможенной стоимостью признается стоимость, указанная в счет фактуре:
ТП = ТС х П / 100 ,
где ТП - сумма таможенной пошлины, руб.;

П - ставка таможенной пошлины, %.
С 1 февраля 1993 г. все ввозимые на территорию России товары за определенными исключениями облагаются налогом на добавленную стоимость (НДС) и акцизами.
Акцизы взимаются с определенной группы товаров, определяемых Правительством Российской Федерации, к которым относятся винно-водочные, табачные изделия, автомобили, изделия из меха и кожи, ювелирные украшения.
Ставки акцизов на отечественную и импортную продукцию различны. Акциз рассчитывается аналогично таможенной пошлине:
АС= ТС х А/100 ,
где АС - акцизный сбор, руб.;
ТС - таможенная стоимость товара, руб.;
А - ставка акциза, %.
Для определения НДС в базу обложения импортного товара включается сумма таможенной пошлины и акцизного сбора:
Сумма НДС = (ТС + ТП + АС) х НДС/100,
где НДС - ставка НДС, %.
Кроме указанных налогов при таможенном оформлении с юридических лиц взимается таможенный сбор в размере 0,1 % от фактурной стоимости в рублях и 0,05 % в валюте расчета.
2.2. Нетарифные методы регулирования
Количественные или так называемые нетарифные ограничения представляют устанавливаемые государством прямые административные нормы, определяющие количество и номенклатуру товаров, разрешенных к ввозу или вывозу. Наряду с видом и количеством иногда ограничивается круг стран, из которых эти товары могут быть ввезены. Подобно таможенным пошлинам количественные ограничения снижают конкуренцию на внутреннем рынке со стороны иностранных товаров, Количественные ограничении могут использоваться также с целью устранения торговых дисбалансов с отдельными странами, применяются в качестве ответных мер на дискриминационные действия других стран. Государственные ограничения на экспорт вводятся чаше всего применительно к товарам, в которых остро нуждается сама страна.
Нетарифные методы, т. е, различные технические, административные меры, а также мероприятия по защите здоровья люден, охране окружающей природы, защите национальной безопасности и др., используются в той или иной степени всеми странами мира, хотя ГААТ, а затем и ВТО поставили задачу максимально упразднить такие меры и перейти к регулированию внешней торговли только тарифными методами.
Нетарифные ограничения, которые используются в России, приведены на рис. 4.
Нетарифные методы регулирования предусматривают использование специальных разрешений на ввоз и вывоз ряда товаров - лицензии. Лицензированию подлежат квотируемые товары; специфические товары; товары двойного назначения, монополия на торговлю которых установлена государством.
Лицензии бывают разовыми и генеральными. Последние оформляются сроком на 1 календарный год. Предприятие для получения лицензии обращается к уполномоченному МВЭС в регионе, который в соответствии с установленной процедурой рассматривает заявление и принимает соответствующее решение.
При лицензировании государственные власти запрещают свободный ввоз или вывоз без наличия лицензии. Лицензия выдается на определенное количество товара и действует в течение периода, указанного в ней. Обычно лицензии па экспорт и импорт выдаются предприятиям, фирмам правительственными или уполномоченными на то специальными государственными органами.
В современной практике внешнеэкономического регулирования количественные ограничения используются в незначительной степени. Страны, владеющие особой техникой и технологией, применяемой в военных целях, ограничивают или запрещают вывоз так называемых стратегических товаров в определенные страны, где они могут быть использованы в ущерб безопасности других государств. Так, страны, входящие в блок НАТО, создали в 1949 году специальный Координационный комитет консультативной группы Североатлантического блока (КОКОМ), разрабатывающий списки товаров, не подлежащих экспорту и другие страны, по отдельному перечню.

Рис.4. Нетарифные методы регулирования
Количественный контроль - это контроль ввоза или вывоза товара в установленных максимальном объеме или стоимости (квоты).
Существует несколько видов количественных ограничений. Контингентирование представляет ограничение экспорта и импорта товаров определенным количеством или суммой (контингентом) на установленный период времени. Квотирование - это ограничение количества (квота) экспорта или импорта товаров определенного наименования.
Квотирование (определение квоты) применяется широко и соответствует правилам мировой торговли, установленным ГАТТ/ВТО. Например, торговля текстилем и одеждой подлежит количественному регулированию на многосторонней основе.
В России в связи с дефицитом внутреннего рынка и различием между мировыми и внутренними ценами были введены квоты на экспорт отдельных товаров - нефти и нефтепродуктов, углеводородного сырья, цветных металлов, ракообразных, икры, деловой древесины и др. По мере приближения внутренних цен к мировым перечень квотируемых товаров постепенно уменьшался, и с 1 января 1995 г. сохраняется квотирование и отношении товаров, по которым Россия выполняет международные обязательства: уран, сталь, карбид кремния, нитрат аммония, нити и пряжа, одежда, одеяла, пледы и др.
Квоты на импорт в России пока не использовались. Однако постановление Правительства Российской Федерации "О введении защитных мер в отношении ввоза на таможенную территорию РФ спирта этилового из пищевого сырья и водки" предусматривает введение с 1 января 1997 г. запрета на ввоз указанных товаров без наличия квот и лицензии на импорт.
Распределение квот осуществляется путем проведения конкурсов и аукционов, позволяющих обеспечить конкуренцию между участниками ВЭД.
К специфическим товарам относятся дикие животные, растения, кости ископаемых, рога, копыта, кораллы, коллекционные материалы но минералогии и палеонтологии, информация о цедрах и др. Для получения лицензии на эти товары необходимо получить разрешение от соответствующих министерств и ведомств - например. Министерств охраны окружающей среды и природных ресурсов для экспорта животных, кораллов и других аналогичных товаров; Министерства сельского хозяйства для получения импортной лицеи щи для химических средств зашиты и т.д.
Государственная монополия установлена на торговлю продукцией, для использования которой требуется специальное разрешение; вооружением, боеприпасами, товарами двойною назначения (ракетное топливо, уран, рентгеновское оборудование, яды, наркотические средства и пр.), драгоценными металлами и камнями, результатами научных исследований в области вооружении. Лицензии на торговлю этой группы товаров МВЭС дает на основании заключения Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации исключительно государственным унитарным предприятиям.
Контроль за качеством товаров, ввозимых на территорию России, должен соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим стандартам и требованиям России. Для ряда товаров в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" введена обязательная сертификация товаров и услуг, от качества которых зависят здоровье и жизнь человека, состояние окружающей среды. Перечень товаров, требующих подтверждения качества и безопасности, утверждается Госстандартом совместно с ГТК. В него входят продукты питания, товары для детей, парфюмерно-косметические и туалетные средства, бытовая техника и др.
Запреты и ограничения экспорта и(или) импорта могут вводиться как защитные меры, т. е. отступление от принципов свободной торговли, диктуемое необходимостью избежать экономических потрясений. Они вводятся в тех случаях, когда резко возросший импорт угрожает национальному производству определенных товаров.
В России процедура принятия таких мер предусмотрена Порядком проведения расследования, предшествующего введению защитных мер, утвержденным МВЭС 21 декабря 1995 г. Комиссия Правительства Российской Федерации по защитным мерам по внешней торговле поручает МВЭС организовать расследование на основании заявления объединения производителен, непосредственно производителя или федерального органа исполнительной власти по просьбе российских производителей.
Наличие этого документа позволяет отечественным производителям защитить свои экономические интересы на российском рынке, если по окончании расследования будет определено, что импорт наносит им материальный ущерб, если очевидна неотвратимость такого ущерба или существенно задерживается развитие отечественного производства. Результатом проведенного расследования стало введение квот на импорт этилового спирта и водки с 1 января 1997 г.
Таможенно - тарифное и нетарифное регулирование ВЭД определяют перечень основных документов, необходимых для таможенного оформления:
счет-фактура, в котором указываются наименование (перечень) экспортируемой или импортируемой продукции, цена за единицу, количество и общая стоимость;
паспорт сделки экспортера (импортера) или бартерной сделки, оформляемые в уполномоченных банках;
сертификат соответствия ГОСТ Российской Федерации (для товаров, требующих подтверждения безопасности);
сертификат происхождения товара по требованию таможенных органов в необходимых случаях;
лицензии для лицензируемых товаров;
разрешение для товаров, подлежащих контролю государственных органов;
платежные документы, подтверждающие уплату таможенных пошлин,
налогов и сборов за таможенное оформление.
В 1992 году в Париже состоялся форум сотрудничества КОКОМ. В нем приняли участие 42 страны, в том числе Россия. На заседании было предложено отменить эти списки применительно к государствам бывшего СССР и странам Восточной Европы, но с условием, что они предпримут решительные шаги в целях недопустимости утечки информации о новых технологиях в страны, не входящие в это объединение государств.
Помимо количественных ограничений существуют другие средства нетарифного ограничения. К ним относятся таможенные и консульские формальности, внутренние налоги, акцизные сборы, определенные стандарты качества, нормы упаковки, маркировки и ряд аналогичных мер. Одной из форм торговых барьеров служат государственные переговоры с экспортером о "добровольном" ограничении им поставок в данную страну. Компании, экспортирующие продукцию, фактически вынуждены учитывать такие просьбы и идти на добровольные ограничения, чтобы избежать применения к ним и их товарам жестких торговых ограничений со стороны государств-импортеров.
В связи с ростом заинтересованности компаний в проникновении на зарубежные рынки наблюдается активизация деятельности государства в области формирования экспорта.
Современная комплексная система форсирования сбыта товаров на мировом рынке включает экономическое стимулирование экспорта, административные меры по воздействию на вывоз, а также использование средств морального поощрения экспортеров. Основную роль в этой системе играют экономические инструменты - кредитные и финансовые.
Кредитные средства в целях форсирования экспорта используются в основном в двух формах: путем предоставления экспортных кредитов па более благоприятных условиях по сравнению с условиями, действующими на внутреннем или международном рынке, и страхования экспортных операции, преимущественно экспортных кредитов, что позволяет частным банкам предоставлять их также на более благоприятных условиях.
Активная роль государства в предоставлении долгосрочных и среднесрочных кредитов объясняется тем, что коммерческие банки неохотно идут на финансирование. связанное с длительным вложением средств и большим риском.
В основе расширения государственной системы страхования экспорта лежит политическая и экономическая неустойчивость. Эта система в какой-то мере гарантирует компании от рисков, связанных с неплатежеспособностью покупателей, инфляционным ростом цен и др.
Назначение государственного страхования экспорта заключается в том, чтобы максимально обезопасить и удешевить вывоз товаров, а, следовательно, стимулировать внешнеэкономическую деятельность компаний.
Важными финансовыми инструментами форсирования экспорта являются налоговые льготы и субсидии. Получаемая экспортерами помощь в такой форме существенно повышает конкурентоспособность товаров и стимулирует коммерческую, а иногда и производственную деятельность.
Продажа товаров на рынках других стран по более низким ценам, чем на внутреннем рынке, называется демпингом, при этом товары часто реализуются по цене ниже издержек производства. Прибегая к демпингу, экспортеры пытаются внедриться на рынок, увеличить объем продаж, вытеснить конкурентов. Для борьбы с этим явлением во многих странах разработаны антидемпинговые законодательства. Нормы этого законодательства применяются в тех случаях, когда демпинг угрожает причинить ущерб торговле на внутреннем рынке. В этом случае страна-импортер имеет право облагать конкретный товар помимо обычной пошлины и антидемпинговой, минимизируя тем самым разницу цен но отношению к отечественным аналогам.
Основными формами налоговых льгот для предприятий-экспортеров являются установление различного рода компенсаций, расширение круга товаров, на которые распространяется льготный режим налогообложения, отсрочка уплаты налогов. Компаниям, экспортирующим продукцию, государство разрешает создавать не облагаемые налогом денежные фонды.
Субсидирование экспорта осуществляется в основном в определенных секторах международной торговли. Оно используется в первую очередь для форсирования сбыта сельскохозяйственных товаров и промышленных товаров, требующих при изготовлении крупных финансовых ресурсов (суда, авиационная техника и др.).
Государство вносит существенный и вклад в повышение конкурентоспособности компании, способствуя мероприятиям по совершенствованию технологии производства, созданию рациональной структуры производственных мощностей. Для снижения неблагоприятного влияния высоких издержек производства на уровень цен правительство использует субсидирование. В отличие от мероприятий по совершенствованию производства эффективность субсидирования ограничивается периодами его применения. В конечном счете, эта форма государственной поддержки иногда оборачивается против пользующихся ею компаний. Фирмы-экспортеры заранее рассчитывают свои издержки с учетом предоставляемых им правительственных льгот. Уменьшение масштабов субсидирования приводит к снижению конкурентоспособности компаний. Компании становятся зависимыми от поддержки правительства и неспособными к ведению конкурентной борьбы без этой опоры, а невозможность получить в нужный момент субсидию становится равносильной банкротству.
Желая способствовать экспорту, государственные органы оказывают экспортерам помощь в выявлении перспективных рынков, предоставлении различной информации, организации торговых выставок и ярмарок в других странах.
Государственное регулирование внешнеэкономических связей - это совокупность используемых государственными органами и службами форм, методов и инструментов воздействия на экономические отношения между странами и соответствии с государственными и национальными интересами, целями, задачами. Регулирующее воздействие государства осуществляется посредством принятия законов и иных государственных актов, постановлении и решении правительства.
Механизм регулирования ВЭД разработан на законодательном уровне применительно к внешней торговле. В соответствии с Законом Российской Федерации "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" предусмотрены таможенно-тарифные и нетарифные методы.
Структура органов и механизм управления ВЭД позволяют предприятию оценить свои возможности при выходе на внешний рынок. Однако для реальных шагов необходимо провести огромную работу по маркетингу, определить свои конкурентные преимущества, оценить возможность привлечения иностранных инвесторов, размещения производства в свободной экономической или оффшорной зоне, сделать технико-экономическое обоснование проекта.
3. КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТЬ ТОВАРА
Каждый товаропроизводитель, имеющий главной целью обеспечение стабильности и экономической эффективности (прибыльности) своих операций, стремится завоевать потребителя, создать предпосылки для превращения его потенциального платежеспособного спроса в реальный и таким образом гарантировать сбыт своей продукции.
Завоевать предпочтение потребителя на насыщенном рынке можно, лишь предложив товар, обладающий 100 преимуществами в сравнении с товарами-конкурентами и удовлетворяющий требования потребителя на более высоком уровне.
Конкурентоспособность - сравнительная характеристика товара, содержащая комплексную оценку всей совокупности его качественных и экономических свойств (параметров) относительно выявленных требований рынка или свойств другого товара. В последнем случае речь идет об уровне конкурентоспособности товара.
На рынке покупателя конкурентоспособность товара рассматривается с точки зрения потребителя. В условиях острой конкуренции такой подход ориентирует на достижение конкретных рыночных результатов. При этом справедливо считается, что покупателя прежде всего интересует эффективность потребления (Э), определяемая как отношение суммарного полезного эффекта (Р) к полным затратам на приобретение и использование товара (С). Следовательно, условие конкурентоспособности товара с точки зрения потребителя принимает вид:
Э=Р/С?mах.
Это вовсе не означает, что, обеспечивая наилучшие условия для потребителя с целью повышения конкурентоспособности на рынке, производитель должен забывать о своих выгодах. Рентабельность его собственной деятельности - необходимая предпосылка коммерческого успеха.
Оценка конкурентоспособности товара. Для оценки конкурентоспособности товара производителю необходимо определить внутреннюю структуру Р и С, рассчитать величины каждого их элемента (параметра) и целенаправленно, выбрав определенную стратегию, влиять на них, максимизируя (или относительно повышая) показатель конкурентоспособности (К).
Полезный эффект (Р) каждого товара описывается своим набором качественных параметров, которые мы назовем потребительский.
Определение набора потребительских параметров товара - исходная точка анализа его конкурентоспособности. Далее необходимо эти параметры количественно определить. Возможна оценка на базе так называемых органолептических методов, построенных на субъективном восприятии человеком того или иного свойства объекта и выражении результата восприятия в цифровой (балльной) форме. Полезной может оказаться оценка изделия группой экспертов, ориентирующихся не столько на его непосредственное восприятие, сколько на опыт работы на рынке, на понимание (часто интуитивное) роли того или иного свойства в удовлетворении потребности. Этот метод называют квалиметрическим, так как он основан на соизмерении различных свойств изделия. На основе обобщения высказанных мнений строится общая количественная оценка "мягкого" параметра.
Количественно определив все известные нам потребительские параметры изделия, мы можем перейти к их сопоставлению с параметрами образца, предполагая, что по величине параметра покупатель определяет, насколько свойство изделия, представленное данным параметром, удовлетворяет соответствующий элемент его потребности.
Выбор образца является одним из наиболее ответственных моментов анализа конкурентоспособности. Ошибка на этом этапе может привести к искажению результатов анализа. Прежде всего, образец должен принадлежать к тому же классу товаров, что и анализируемое изделие. Он должен быть наиболее представительным для данного рынка, а его основные параметры должны рассматриваться в динамике с учетом фактора времени в быстро меняющейся рыночной обстановке.
Следует иметь в виду, что значение тех или иных потребительских параметров в формировании суммарного полезного эффекта может сильно варьироваться. Поэтому необходимо установить иерархию внутри перечня потребительских параметров, выделив на первый план те их них, которые имеют наибольшую значимость (вес) для потребителя. Вся потребность принимается за 100%.
Определение веса параметра - непростая задача. Ее решение целесообразно поручить сформированной на предприятии группе экспертов, располагающих надежной рыночной информацией.
В принципе параметрический индекс любого регламентируемого параметра может иметь только два значения -0 и 1, в зависимости от того, соответствует ли данный параметр всем требуемым нормам и стандартам. При этом, естественно, нулевое значение индекса свидетельствует о полной потере конкурентоспособности изделия.
3.1. Оценка конкурентоспособности объекта
Объектом оценки является бытовой водяной насос, производимый АО "Мостехника" . Конкурентоспособность, К, оценивается по формуле:
К= ? Рi L i,
где Р- весовой коэффициент;
L- показатель конкурентоспособности.
Место объекта на рынке. Продукт имеет новые характеристики, имеющие значение для большого круга потребителей (2 балла).
Вероятность морального старения объекта. Новый объект будет применяться в течение периода эффективности использования (3 балла).
Характеристики рынка объекта. Рынок охватывает всю страну и имеет большое разнообразие потребителей (3балла).
Вероятность расширения рынка. Число потребителей объекта будет расширяться незначительно или будет стабильно (2 балла).
Цена объекта по сравнению с ценой сходных объектов. Цена данного объекта ниже всех цен сходных объектов, имеющих примерно то же качество и технические характеристики (3 балла).
Степень патентной защиты. Авторские свидетельства защищают основные узлы объекта (3 балла).
Ожидаемая острота конкуренции. Выход на рынок конкурентов с аналогичным товаром затруднен (большие затраты на разработку) (3 балла).
Наличие каналов распределения. Существующие внешнеторговые объединения имеют опыта торговли (товар является дополнением к тому, который уже успешно продается) (2 балла).
Влияние на существующую торговлю. Объект не имеет влияния на объем продаж других товаров (2 балла).
Устойчивость к колебаниям объема продаж. Товар подвержен сезонным колебаниям, но они не выходят за пределы средних показателей (2 балла).
Потребность в оборудовании. Объект может изготавливаться на имеющихся производственных мощностях (3 балла).
Потребность в новом персонале. Нового персонала или переобучения старого не потребуется (3 балла).
Наличие сырья и материалов, имеется сырье и материалы среднего качества по умеренным ценам (2 балла).
Весовые коэффициенты устанавливаются:
для показателей 1 - 4 - 0,13;
5 - 7 - 0,08;
8 - 13 - 0,04.
Оценка конкурентноспособности:
К= 0,13 х (2+3+3+2) + 0,08 х (3+3+3) + 0,04 х (2+2+2+3+3+2) = 2,58
поскольку К=2,58, разрабатываемый объект достаточно конкурентоспособен, т.к. норматив конкурентоспособности К= 2,5 -3.
Оценку конкурентоспособности можно считать удовлетворительной при сравнении нашего товара не менее чем с 15 товарами - образцами не менее пяти фирм из пяти стран. Как правило, основным источником информации об изделиях являются каталоги. Кроме того, могут быть использованы товаросопроводительная документация, отчеты об испытаниях зарубежных изделий, отчеты специалистов о зарубежных командировках и т.д.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Введение в рыночную экономику. - М.: Высшая школа,1994.
Курс экономики. Под ред. Б.А. Райзберга. М.: "Инфра-М", 1999.
Основы внешнеэкономических знаний / под ред. И.П. Фаминского.- 2-е изд. Переработанное и дополненное. М.: Международные отношения, 1994.
Экономика предприятия. Учебник для вузов / В.Я. Горфикель, Е.М. Куприянов. М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1996.
Экономика предприятия: Учебник/ Под ред. проф. О.И. Волкова.-М.: ИНФРА-М, 1998.

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.

Ведение

Давно закончилась эпоха натурального хозяйства. Экономику стало трудно оградить границами страны, наоборот, границы становятся все более экономически прозрачными. Впрочем, изолировать себя практически редко кто и пытается, во всяком случае, экономически. Торговля между странами, экономическое сотрудничество, расширение мирохозяйственных связей, международное разделение труда несут в себе ощутимые взаимные выгоды. В результате экономического взаимодействия и интеграции складывается мировая экономика.

В своей курсовой работе я буду рассматривать внешнеэкономические связи России, органы и созданные программы в РФ для осуществления внешнеэкономических связей.

Процесс интеграции России в мировое хозяйство, ее утвер­ждение как равноправного участника в системе международных экономических отношений находится в самом начале. Несмотря на формальное расшире­ние в начале 90-х годов участия в МЭО доля России в мировой экономике пока не только не возрастает, а сокращается. Так, на­пример, удельный вес российской внешней торговли в междуна­родной торговле, резко снизившийся в начале 90-х годов, в кон­це 90-х годов составлял чуть более 1%. Структура ее экспорта носит преимущественно сырьевой характер. На начальной ста­дии находятся процессы легального вывоза капитала, органи­зации совместных предприятий, свободных экономических зон, международные интеграционные процессы. Только около одной четверти российской экономики «завязано» на внешние рынки.

Проблема интеграции России в мировое экономическое сообще­ство достаточно сложна и многообразна. Предпосылками к ее решению могут стать:

    Прохождение Россией основных ступеней развития эконо­мики рыночного типа, которые в свое время миновали экономи­чески более развитые страны;

    восстановление нарушенных связей, экономическая инте­грация в рамках СНГ (поначалу в рамках какой-либо его части) и, соответственно, совместное вступление единым блоком в ми­ровое хозяйство.

Одновременно с этими процессами должна осуществляться выработка механизма взаимодействия с промышленно разви­тыми, развивающимися странами, международными экономиче­скими организациями, региональными торгово-экономическими блоками и группировками. Очевидно, что все это требует немало времени и усилий. Движение к рыночной экономике проявляется не только в развитии товарно-денежных отношений внутри страны, но и в возрастающем приобщении к мировой хозяйственной системе.

Цель моей курсовой работы состоит в том, чтобы показать и понять как осуществляются внешнеэкономические связи в нашей стране. В своей работе я рассмотрю такие важные задачи как: из чего состоит правовая база регулирования внешнеэкономических связей; государственное программирование внешнеэкономических связей; квотирование и лицензирование внешнеторговых сделок; сертификация импортных товаров. Но самая основная задача – рассмотреть основные тенденции и проблемы развития внешнеэкономических связей России в условиях глобализации мировой экономики.

Моя курсовая работа состоит из трех частей:

    Введение – здесь я кратко описал: «Что такое внешнеэкономические связи и зачем они нужны», а также показал цели, задачи и структуру моей работы.

2. Основная часть – в этой части я выделил, на мой взгляд, самые главные пять вопросов, которые наиболее полно раскрывают выбранную мной тему.

3. Заключение – обобщение курсовой работы и краткие выводы о современном положении России в мировой экономике, а также предложения по улучшению международных экономических отношений.

В своей курсовой работе я использовал следующие методы:

Исторический анализ

Статистический анализ

Синтез.

Сущность и структура системы государственного регулирования внешнеэкономических связей

Государственное регулирование внешнеэкономических связей -это система хозяйственно-политических мер, осуществляемых государственными органами по углублению и расширению участия страны в международном разделении труда с целью повышения эффективности общественного производства и оптимизации структуры потребления. Оно является составной частью механизма воспроизводства национального экономического потенциала и представляет собой один из основных объектов государственного регулирования национальной экономики наряду с воспроизводственной, технологической, отраслевой и территориальной ее структурой, научно-техническим прогрессом, социальными отношениями, окружающей средой и др. Глобальные цели государственного регулирования внешнеэкономических связей конкретизируются в зависимости от остроты конкретных проблем, возникающих в хозяйственной и социальной сферах. Это, например, преодоление кризиса экономики, необходимость структурной перестройки производственного потенциала, защита отечественного производителя, увеличение занятости, оздоровление платежного баланса, борьба с инфляцией и т.д. Достижение поставленных целей и определяет конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования внешнеэкономических связей. Существенное влияние при этом оказывает внутри - и внешнеэкономические установки государства, интегральный вектор интересов субъектов внешнеэкономической деятельности.

Государственное регулирование внешнеэкономических связей осуществляется при помощи административных, денежных, кредитных, бюджетных средств, а также политики в государственном секторе экономики.

Сущность государственного регулирования внешнеэкономических связей заключается в приведении системы внешнеэкономических отношений в такое состояние, которое обеспечивало бы оптимальную реализацию государственных, коллективных и личных интересов субъектов внешнеэкономической деятельности в конкретном временном периоде и на перспективу на основе права, общепризнанных международных норм и правил.

Механизм регулирования международных экономических связей представляет собой определенную систему принципов, инструментов и методов управления отношениями, в которые вступают субъекты внешнеэкономической деятельности. Эта система включает три основных блока: принципы управления; совокупность конкретных методов и инструментов регулирования; институционно-правовые структуры.

Принципы управления внешнеэкономическими связями характеризуют подход к международным экономическим отношениям. Различают два главных принципа международного сотрудничества, которые определяют характер и формы регулирования внешнеэкономических связей: протекционизм и свобода торговли.

Протекционизм - это защита внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Проводится через высокие ставки таможенного тарифа на ввозимые из-за рубежа товары, а также через такие нетарифные ограничения, как количественные и валютные ограничения импорта товара. Чрезмерный протекционизм может привести к падению эффективности производства национальных предприятий, снижению конкурентоспособности производимых товаров.

Свобода торговли - означает устранение ограничений во внешнеэкономических отношениях. В своем крайнем выражении для стран с развивающейся экономикой это может привести к поглощению национальной экономики конкурентами из стран с развитой экономикой. Поэтому извечной проблемой является дилемма: протекционизм - свобода торговли, в рамках которой и колеблется внешнеторговая политика, осуществляется комбинация двух подходов.

Совокупность конкретных экономических методов и инструментов государственного регулирования включает: таможенные тарифы; экспортные и импортные квоты и лицензии; субсидии; валютные курсы; систему установления цен на экспортно-импортные товары.

Институционно-правовые структуры составляют: различные международные и национальные акты, договора, соглашения, нормы, правила, обычаи и т.д., которые регулируют порядок осуществления международного экономического сотрудничества.

Эффективность механизма регулирования внешнеэкономических связей может быть оценена с помощью следующих критериев:

    Эффективность использования и распределения имеющихся национальных экономических ресурсов с точки зрения обеспечения потребления товаров и услуг населением страны.

    Влияние системы регулирования на рост экономического потенциала, привлечение инвестиций.

    Обеспечение занятости населения.

    Распределение доходов между субъектами внешнеэкономической деятельности как на международном, так и на национальном уровне.

    Стабильность цен.

    Качество жизни в обществе.

    Экономическая безопасность страны.

Механизм регулирования международных экономических отношений состоит из двух взаимосвязанных элементов: национального и международного. Поэтому механизм государственного регулирования внешнеэкономических связей находится под определенным влиянием международных рычагов и инструментов. Тяжесть этого влияния зависит от степени интеграции национального воспроизводственного потенциала в мирохозяйственные связи, места и роли национальной экономики в мировом хозяйстве.

Рассматривая государственное регулирование как определенную систему, при изучении ее структуры целесообразно выделить четыре основных элемента:

    Важнейшим элементом, определяющим эффективность функционирования всей системы, является выработка и реализация внешнеэкономической политики.

В основе внешнеэкономической политики стран-участниц международного разделения труда лежит перманентный (постоянный, непрерывный) процесс сложного приспособления структур национальных экономик (отраслевой, технологической, организационной и т.д.) к более динамичной по своей природе структуре мирового хозяйства.

Основной двуединой задачей, на решение которой должна быть направлена современная внешнеэкономическая политика Украины, является проникновение на мировые рынки и адаптация национальной экономики в мировую экономику. Для этого необходимо:

    сформировать собственный экспортный потенциал, способный предложить конкурентоспособные товары, услуги и технологии;

    улучшить структуру и пропорции внешнеэкономического обмена за счет импорто-замещения, увеличения части наукоемких товаров и услуг в экспорте;

    переходить к прогрессивным формам международного сотрудничества.

Реализация основной задачи создаст благоприятные условия для развития экономики Украины, укрепления ее международных позиций.

    “Технологическим” элементом системы регулирования внешнеэкономических связей являются экономические инструменты. В зависимости от способа действия они могут быть подразделены на инструменты прямого и непрямого действия.

К инструментам прямого действия относятся: целевые государственные затраты (например, на создание инфраструктуры в свободной экономической зоне); непосредственный контроль государства за внешнеэкономическими процессами (регулирование количественных объемов экспорта-импорта, установление валютных курсов, регулирование цен на экспорт-импорт и т.д.); законодательное регулирование.

Инструменты непрямого действия влияют на стоимостные пропорции народного хозяйства. Например, через величину налогов можно влиять на объемы производства и платежеспособность населения; рост процентной ставки в сбербанке стимулирует рост сбережений, ведет к росту объема отложенного спроса; девальвация национальной валюты создает интерес в экспорте товаров.

В качестве инструментов регулирования государство обычно использует следующие экономические категории:

    Экспортная лицензия - документ, контролирующий вывоз из страны товаров, услуг и объектов, представляющих стратегическую, историческую или культурную ценность. Она выдается в форме разрешения, подписанного специальными правительственными органами;

    Экспортная субсидия - дотация производителю или продавцу экспортного товара, возмещающая часть его издержек производства или обращения и повышающая конкурентоспособность товара на внешнем рынке. Экспортная субсидия - одна из форм стимулирования развития экспорта, предоставляется в различных формах. Среди них наиболее распространены: прямое финансирование НИОКР при разработке конкурентоспособных экспортных товаров, финансирование модернизации производства, снижение налогообложения экспортного производства, включая введение повышенных норм амортизации, финансирование маркетинговых исследований, предоставление благоприятных кредитов на развитие экспортного производства, гарантирование экспортных кредитов и т.д.

Система мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Нормативно-правовые акты.

Мировой опыт свидетельствует, что даже в условиях развитой рыночной экономики существует объективная необходимость в государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Государство при этом призвано защищать интересы своих производителей, принимать меры по всемерному увеличению экспорта, привлечению иностранных инвестиций, защите интересов хозяйствующих субъектов, законодательно закреплять условия существования во внешнеторговой деятельности и контроля за их неукоснительным соблюдением, как резидентами, так и нерезидентами. В целом государственное регулирование внешней торговли представляет собой систему мер воздействия различных общественных институтов и государственных органов на внешнеторговые связи с целью наиболее эффективного использования преимуществ международного разделения труда.

Государственное регулирование экономики в целом осуществляется посредством различных форм и методов, важнейшими из которых являются прогнозирование, планирование и программирование. В условиях государственного регулирования внешнеторговой деятельности прогнозирование преследует цели формирования стратегии и приоритетов в развитии национальных отраслей, способных обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции и вписаться мировой рынок. Планирование направлено на координирование позиций государственного и частного сектора в области внешней торговли, в процессе планирования на каждые 3-5 лет намечаются необходимые объемы промышленной продукции, размеры капитальных вложений, размеры желаемого роста производства и т.д. Программирование осуществляется через соответствующие программы.

Мировая практика рыночной экономики выработала достаточно эффективные принципиальные подходы и механизмы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, хотя в этой сфере до сих сталкиваются 2 противоречивые тенденции: протекционизм, т.е. защита собственного производства от иностранной конкуренции и либерализация, т.е. предоставление возможно большей свободы доступа зарубежных товаров и услуг на внутренний рынок. Практически все государства стремятся к поиску компромисса между протекционистскими мерами и либерализацией внешнеторговой деятельности резидентов и нерезидентов.

В соответствии с мировой практикой государства используют 2 набора методов регулирования: экономические (тарифные, косвенные); административные (нетарифные, прямые).

Экономические методы – это стимулирование или дестимулирование участников внешнеторговой деятельности осуществить или воздержаться от совершения конкретных операций (сделок). Для этой цели используются такие экономические инструменты как налоги, пошлины, субсидии, льготное кредитование и страхование, валютное регулирование, направление из госбюджета ресурсов на развитие экспортных производств и информационной инфраструктуры внешнеторговой деятельности и т.д. Косвенным подобное регулирование считается потому, что при этом государство не запрещает осуществление внешнеторговых операций, а только регулирует уровень прибыльности соответствующих операций и тем самым эффективно воздействует на решение хозяйствующих субъектов о целесообразности их проведения.

В условиях развитой рыночной структуры экономические методы являются наиболее действенными. При этом, как правило, всяческими льготами стимулируется экспорт и в некоторых случаях ограничивается импорт, в частности, высокими ввозными пошлинами. Обычно льготы являются не дискриминационными, чтобы создавать равные условия для всех участников внешней торговли.

Главным инструментом в руках государства при регулировании внешней торговли является использование тарифного регулирования посредством таможенного тарифа. Таможенный тариф – это систематизированный перечень ставок таможенных пошлин на товары, провозимые через границу данной страны, устанавливаемый на законодательном уровне. Таможенный тариф является наиболее распространенным инструментом государственного регулирования внешней торговли, действующим через механизм ценообразования.

Среди основных функций таможенного тарифа особо выделяются протекционистская и фискальная. Протекционистская функция связана с защитой национальных производителей. Взимание таможенных пошлин с импортных товаров увеличивает стоимость последних при реализации их на внутреннем рынке страны-импортера и тем самым повышается конкурентоспособность аналогичных товаров, производимых национальной промышленностью и сельским хозяйством. Фискальная функция таможенного тарифа обеспечивает поступление средств от взимания таможенных пошлин в доходную часть бюджета страны.

Административные (нетарифные) методы государственного регулирования внешнеторгового оборота включают многочисленные мероприятия, ограничивающие использование иностранных товаров на внутреннем рынке страны. По мнению специалистов во внешнеторговом обороте используется более пятидесяти видов нетарифных ограничений.

По классификации ГАТТ/ВТО нетарифные ограничения подразделяются на 5 основных групп:

количественные ограничения импорта и экспорта, к которым относятся квотирование и лицензирование;

таможенные и административные импортно-экс-портные формальности, включая антидемпинговые пошлины, методы оценки таможенной стоимости товаров, таможенные и консульские формальности, товаросопроводительные документы;

стандарты и требования к качеству товаров, включая санитарные и фитосанитарные нормы, промышленные стандарты, требования к упаковке и маркировке товаров;

ограничения, заложенные в механизме платежей: скользящие сборы, импортные депозиты, льготы для отдельных отраслей и предприятий, механизм валютных курсов;

участие государства во внешнеторговых операциях, а именно: субсидирование производства и экспорта товаров, система государственных закупок, государственная торговля.

Количественные ограничения непосредственно регламентируют количество ввозимого в страну товара и вывозимого за ее пределы. Из всех видов нетарифных барьеров они получили наибольшее распространение. На практике сложилось два основных направления применения количественных ограничений: квотирование и лицензирование.

Квотирование – административная форма нетарифного государственного регулирования торгового оборота, в основе которой лежит ограничение государственной властью ввоза (вывоза) товаров в определенном количестве или сумме за установленный период посредством импортных (экспортных) квот. Квотирование реализуется через систему лицензирования.

Лицензирование – регулирование внешнеторговой деятельности через разрешения, выдаваемые государственными органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени. Основными видами лицензий являются разовая и генеральная. Разовая лицензия – письменное разрешение сроком до 1 года на ввоз или вывоз, выдаваемое уполномоченным органом конкретной фирме на осуществление 1 внешнеторговой сделки. Генеральная – разрешение на ввоз или вывоз того или иного товара в течение года без ограничений количества сделок.

В следующей группе нетарифных ограничений наибольшее распространение имеют антидемпинговые пошлины, которые применяются в случаях ввоза на таможенную территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза на момент ввоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в стране. Основная цель применения – нейтрализация негативных последствий нечестной ценовой конкуренции на основе демпинга.

В основе следующей группы лежат так называемые технические барьеры, устанавливающие необходимость проверки соответствия импортируемой продукции требованиям международных и национальных стандартов и технических норм. Устанавливаются либо в законодательном порядке, либо ассоциациями производителей.

Если правительство считает необходимым стимулировать экспорт национальных производителей, то оно может в той или иной форме предоставлять им субсидии из бюджета. Субсидии могут быть прямыми и косвенными. Прямое финансирование осуществляется в виде выплат экспортеру дотаций из бюджета после совершения им экспортной операции на сумму разницы его издержек и полученного им дохода. Косвенные – скрытое дотирование экспортеров через предоставление льгот по налогам, льготные условия страхования, передача экспортным компаниям правительственных заказов по завышенным ценам и т.д.

Что касается нормативно-законодательной базы, регулирующей внешнеторговую деятельность, то хотелось бы отметить, что в Республике Беларусь создана достаточно обширная законодательная база в виде Указов Президента Республики Беларусь, Законов Республики Беларусь, Постановлений Совета Министров и т.д.

Законодательную базу регулирования импорта в Республике Беларусь составляют Таможенный кодекс Республики Беларусь и Закон Республики Беларусь «О таможенном тарифе» (с последующими изменениями и дополнениями). Таможенный Кодекс Республики Беларусь определяет таможенную политику республики, структуру таможенных органов, положения о таможенном контроле, а также определяет таможенные режимы для вещей, перемещаемых через таможенную территорию Республики Беларусь и порядок применения таможенных пошлин для вещей, заявленных в том или ином таможенном режиме.

Законом Республики Беларусь «О таможенном тарифе» устанавливается порядок формирования и применения Таможенного тарифа Республики Беларусь как инструмента торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров страны при его взаимосвязи с мировым рынком, а также правила обложения товаров таможенными пошлинами при их перемещении через таможенную границу Республики Беларусь. Таможенный тариф Республики Беларусь состоит из двух частей: импортный тариф и экспортный тариф.

В Республике Беларусь применяются следующие виды ставок таможенных пошлин: адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров; специфические, начисляемые в установленном размере за единицу измерения облагаемых товаров; комбинированные, сочетающие оба вида таможенных пошлин.

Таможенные процедуры в Беларуси соответствуют положениям Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур (г. Киото). В зависимости от требуемого типа таможенной обработки может потребоваться выполнение следующих процедур в дополнение к процедурам, упомянутым в предыдущих разделах: предъявление грузовой таможенной декларации, книжки МДП (Сarnet T.I.R.), транспортной накладной, спецификации и счета-фактуры или другого сопровождающего документа; документация, подтверждающей, что заявитель законно владеет товаром, который предстоит ввезти, например, контракт или счет-фактура; уплата таможенной пошлины, сбора за оформление, акциза и НДС; определенные контрольные меры (осмотр, инспекция, экспертиза), например, относящиеся к санитарным и фитосанитарным мерам; сертификата происхождения для товаров, происходящих из государств, с которыми Беларусь заключила соглашения о свободной торговле или которые пользуются тарифными преференциями.

Баранов Д.Е. выделяет следующие методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности:

Таможенно-тарифное регулирование;

Нетарифное регулирование;

Запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;

Меры экономического и административного характера, способствующие развитию внешнеторговой деятельности.

Таможенный тариф – это систематизированный перечень таможенных пошлин, взимаемых с грузовладельцев при прохождении товаров через таможенную государственную границу. Обычно таможенный тариф содержит детализированные названия товаров, облагаемых таможенными пошлинами, ставки пошлин с указанием их метода исчисления и перечень товаров, пропускаемых беспошлинно.

Таможенная пошлина – это налог, взимаемый государством с провозимых через национальную границу товаров по ставкам, предусмотренным таможенным тарифом.

Таможенные пошлины делятся по способу взимания на адвалорные, специфические и комбинированные.

Адвалорная таможенная пошлина - это пошлина, начисляемая в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости).

Специфическая таможенная пошлина - это пошлина, взимаемая в зависимости от количества товара (например, 10 долларов за 1 тонну). Преимущество этой пошлины заключается в том, что в случае её применения нет необходимости оценивать цену товара, следовательно нет места и злоупотреблениям, связанным с оценками. Однако в зависимости от цены на товар, изменяется и степень защиты отечественного производителя. Чем она выше, тем степень защищённости ниже и наоборот.

Комбинированная пошлина- сочетает оба вышеперечисленных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долларов за 1 тонну).

По объекту обложения таможенные пошлины делятся на импортные, экспортные и транзитные.

По характеру таможенные пошлины делятся на сезонные, антидемпинговые и компенсационные.

Основные функции таможенных пошлин – это протекционистская, фискальная и балансировочная. Протекционистская функция связана с повышением цены импортного товара на внутреннем рынке за счёт взимания пошлины, что делает его менее конкурентоспособным, и соответственно защищает национальных товаропроизводителей. Взимание таможенных пошлин с импортных товаров увеличивает стоимость последних при их реализации на внутреннем рынке страны-импортера и тем самым повышает конкурентоспособность отечественных товаров. Фискальная функция таможенного тарифа обеспечивает поступление средств от взимания таможенных пошлин в доходную часть бюджета страны. Наконец, балансировочная функция относится к экспортируемым товарам и её целью является предотвращение нежелательного экспорта товаров, в частности в том случае, если цены на них на внутреннем рынке ниже мировых.


а) Финансовые способы ограничения, заложенные в механизме платежей в виде различных прямых и косвенных сборов, покрывающих государственные затраты, связанные с решением организационно-экономических проблем за счет иностранных поставщиков. Рассмотрим некоторые виды финансовых способов ограничений:

1) Скользящие сборы – это дополнительные платежи, предназначенные для выравнивания мировых рыночных цен в основном на импортируемые сельскохозяйственные продукты и продукты питания для сближения их с внутренними ценами. Пограничный налоговый режимпредполагает взимание сборов в момент перемещения внешнеторговых грузов через таможенную границу и таможенного оформления;

2) Внутренние (уравнительные) налоги и сборы - эквивалентны косвенным налогам и сборам (НДС, акцизы), взимаются с товаров на внутреннем рынке страны-импортера; это также сборы с чувствительных категорий продуктов, которые, как правило, имеют внутренний эквивалент (эмиссионные сборы, налог на продукты, административные сборы).

3) Дополнительные сборы – сборы, взимаемые с импортируемых товаров сверх таможенных пошлин и налогов, причем не имеющих внутреннего аналога и предназначенных для финансирования определенных видов деятельности, связанных с внешней торговлей (налог на переводы за рубеж иностранной валюты, гербовый сбор, статистический налог);

4) Импортные депозиты – это требования предварительной оплаты стоимости импорта и уплаты импортных налогов в форме открытия предварительных импортных депозитов, уплаты наличных средств, предварительной уплаты таможенных пошлин (официальные ограничения на накопление иностранной валюты путем получения различного рода разрешений на проведение валютных операций внутри страны; отсрочки платежей и очередность на уплату налогов и пошлин в рамках установленных минимально допустимых сроков с момента доставки товара на таможенную территорию страны-импортера до момента завершения импортных расчетов);

б) Экспортная субсидия или субсидия на производство:

1) Экспортная субсидия – это дотация производителю или продавцу экспортного товара, возмещающая часть издержек производства или обращения, с целью повышения конкурентоспособности товара на внешнем рынке. Предоставление экспортных субсидий есть способ государственного стимулирования экспорта за счет бюджета. Экспортное субсидирование возможно в форме прямого финансирования научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и экспортного производства, а также путем предоставления благоприятных кредитов.

2) Внутренняя субсидия – наиболее замаскированный финансовый метод торговой политики и дискриминации против импорта, предусматривающий бюджетное финансирование производства внутри страны товаров, конкурирующих с импортными.

3) Политика в рамках государственных закупок– скрытый метод торговой политики, требующий от государственных органов и предприятий покупать определенные товары только у национальных фирм, даже, несмотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных.

в) Количественные ограничения импорта и экспорта с помощью квотирования, контингентирования, лицензирования, «добровольных ограничений» экспорта. Рассмотрим эти меры подробнее:

1) Квотирование – это мера оперативного регулирования внешнеэкономических связей государством, которая накладывает количественные и стоимостные ограничения на ввоз (вывоз) товара в страну, вводится на определенный срок применительно к определенным товарам, транспортным средствам, работам, услугам и т.п., к странам либо к группам стран и выступает в качестве нетарифной меры внешнеэкономического регулирования, регулятора спроса и предложения на внутреннем рынке, ответной меры на дискриминационные акции зарубежных торговых партнеров и т.д;

2) Контингентирование - государственное регулирование внешней торговли с помощью установления централизованного экспортного контроля над ввозом и вывозом товаров в пределах конкретных квот в течение определенного периода времени. Цель контингентирования состоит в защите интересов национальной промышленности. Торговля товарами в пределах установленных контингентов осуществляется по лицензиям;

3) Лицензирование импорта – это регулирование компетентными государственными органами вывоза товаров из страны путем выдачи специальных разрешений (лицензий) по ходатайствам (заявлениям) заинтересованных лиц;

4) Добровольное ограничение экспорта - метод государственного регулирования внешнеэкономических связей; обязательство одного из партнеров по внешней торговле ограничить объем экспорта определенных товаров;

5) Требование о содержании местных компонентов– скрытый метод торговой политики государства, законодательно устанавливающего долю конечного продукта, которая должна быть произведена национальными производителями, если такой продукт предназначается для продажи на внутреннем рынке;

д) Технические стандарты и требования к импортируемой продукции, связанные со здравоохранением, нормами и обеспечением техники безопасности (в том числе промышленные стандарты, требования к упаковке и маркировке товаров, санитарно-ветеринарные нормы);

е) Таможенные, административные импортные формальности, которые создают препятствия и сдерживают таможенное оформление ввозимой продукции. К этой категории мер относятся следующие:

1) Антидемпинговая пошлина - дополнительная импортная пошлина, которой облагаются товары, экспортируемые по ценам ниже нормальных цен мирового рынка или внутренних цен импортирующей страны;

2) Компенсационная таможенная пошлина - пошлина, взимаемая в случаях ввоза на таможенную территорию страны товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии; Компенсационные пошлина взимаются, если такой ввоз наносит или может нанести ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров;

3) Таможенные формальности - законодательно предусмотренные обязательные требования, без выполнения которых транспортные средства, товары и иные предметы не могут быть пропущены через таможенную границу. Таможенные формальности включают досмотр товаров и иных предметов, осмотр транспортных средств, проверку и оформление документов, определение страны происхождения товара, исчисление и взимание таможенных пошлин, налогов и сборов.

Отметим, что первая группа мер носит финансовый характер, а все последующие – административный.



Поделиться