Налогообложение взносов в некоммерческую организацию. Какие налоги платят некоммерческие организации

Численность некоммерческих организаций (НКО), от созданных на местном уровне и до международных, неуклонно растет. Однако условия их существования отнюдь не во всех странах благоприятны. В статье расскажем про налогообложение НКО, дадим ответы на часто задаваемые вопросы.

Общие сведения о некоммерческих организациях

Некоммерческой организацией признается та, прибыль от деятельности которой тратится на достижение уставных целей, а не распределяется между основателями. Организационные формы, предусмотренные для НКО:

  • Фонд;
  • Общественная организация;
  • Религиозное объединение.

Ресурсами НКО могут быть:

  • работа добровольцев на организацию;
  • денежные гранты, выданные зарубежными финансистами;
  • благотворительность, организованная коммерческими предприятиями;
  • членские взносы (см. → ).

Государство в свою очередь поддерживает только основную деятельность НКО, указанную в учредительных документах, предоставляя льготы при налогообложении. Но некоммерческие организации, как и любые другие, существуют в рыночной среде, а значит, и им имеет смысл вкладывать часть денег в собственный рост и делать резервы.

Наравне с коммерческими предприятиями, НКО имеют право заниматься предпринимательством, если такая деятельность не противоречит целям компании.

В любом случае, НКО не освобождены от уплаты налогов, и бухгалтерский учет ведется ими по общим правилам. Любое государство заинтересовано в получении больших сумм от налоговых сборов, однако при налогообложении НКО учитывается польза для общества. Многие некоммерческие организации работают над социальными проблемами, а значит положительно влияют на людей и снижают социальную напряженность, что идет на пользу стране.

Политика разных стран в отношении некоммерческих организаций

Обложение налогами некоммерческих организаций основано на двух подходах:

  1. Первый подход. Базируется на том, что НКО – организационно-правовая форма, и акцентируется на субъектах благотворительности, наделяя их правами и возлагая на них ответственность через особый статус компании-благополучателя.
  2. Второй подход. Основывается на схеме взаимодействия НКО и донора и ставит акцент на цели пожертвования и тратах денежных ресурсов.

В любом случае, уделяется внимание видам деятельности некоммерческих предприятий и принесенной ими общественной пользе. В развитых странах существует всесторонняя поддержка некоммерческих фирм:

  • различные льготы самим НКО и их донорам,
  • кредиты при налогообложении,
  • финансирование,
  • нормы, подкрепленные законодательством, о деятельности НКО.

Условия для предоставления льгот, схожие для всех стран:

  • предприятие официально зарегистрировано как некоммерческое;
  • НКО занимается работами, направленными на достижение официально заявленных целей;
  • организация отчитывается по установленным правилам.

Проблемой для всех стран является установление ограничений на размер налоговых поблажек для физических и юридических лиц при пожертвовании средств в некоммерческие организации.

Существует два взгляда на налогообложение НКО:

  1. НКО не должны уплачивать налоги, потому что средства, поступающие в их фонды, не причисляются к доходам, облагаемым налогом. Россия придерживалась такого мнения до 2002 года, не признавая налогоплательщиками НКО, отказавшиеся от предпринимательства.
  2. НКО освобождаются от налогов, хотя поступления в их бюджет признаются доходом. Такой политики придерживается РФ с 2002 года с той поправкой, что НКО освобождаются от налоговых отчислений только по ряду пожертвований (статья 251 НК РФ ). Читайте также статью: → “ ».

Налоговая политика России по отношению к НКО

В 2002 году России удалось утвердить сравнительно низкую налоговую ставку за счет уменьшения списка налоговых льгот, включая поблажки с уплатой налогов на прибыль компаний. Кроме того, были отменены налоговые кредиты. Поэтому организации, осуществляющие безвозмездные поставки товаров и услуг или отсылающие деньги в некоммерческие фонды, не получают льгот в отношении уплаты налогов.

Подобные послабления поставили бы под угрозу всю конструкцию налога на прибыль. С 2002 г. организации вправе отправлять денежные средства в благотворительные фонды, однако делать это законно только после уплаты всех налогов и сборов. Физические же лица могут вычесть некоторые виды пожертвований в фонды НКО из налогов на доход физ.лиц.

Проблемы, связанные с налогообложением НКО:

  1. Условия налогообложения различны для всех типов НКО, в частности они разнятся для негосударственных и муниципальных предприятий.
  2. Если некоммерческой организации были переданы средства, которые затем были инвестированы с целью получения пассивного дохода, они облагаются налогом на прибыль и налогом на добавленную стоимость, а данная деятельность признается предпринимательством, и доходы также подлежат налогообложению на прибыль.
  3. Существует зависимость необходимости уплаты налога на прибыль и НДС от особенностей безвозмездной передачи имущества в НКО на осуществление ее уставных целей.
  4. Согласно законодательству РФ, пожертвования могут быть получены в строго установленных областях, и пожертвованием признается дарение вещей или права. Список же видов благотворительности ограничивается федеральными законами. Так, всяческие ограничения не допускают НКО к многим видам деятельности, являющихся для них традиционными.
  5. Налоговое законодательство ограничивает перечень сфер деятельности НКО, финансирование которых будет высчитано из налога на прибыль компаний.

Финансовая поддержка НКО признана налоговым законодательством целевым финансированием и ограничивается им в выдаче грантов и безвозмездных отчислений.

Сравнительная характеристика мировых стран и России в области поддержки НКО

Характеристика показателей и сравнение даны в таблице:

Показатели Мировые страны Россия
Благотворительность в государственные НКО 1. Льготы коммерческим и некоммерческим организациям

2. Льготы только некоммерческим предприятиям

3. Льготы узкому кругу НКО (фондам)

Нет льгот
Благотворительность в негосударственные НКО Уменьшение налогооблагаемого дохода на сумму отчислений. Для США: физлица – до 50%, юрлица – до 10% Уменьшение налогооблагаемого дохода только физлиц
Налог на доход НКО Освобождение НКО от уплаты налогов Налогообложение и бухгалтерский учет наравне с коммерческими предприятиями
НДС 1. Исключение НКО из системы НДС.

2. Применение нулевой ставки.

3. Понижение ставки НДС.

НКО – плательщик НДС по общим ставкам
Доход НКО от инвестиций НКО разрешено получать доход от инвестиций, при этом они освобождены от налогов. В некоторых странах Центральной и Восточной Европы налогообложению подлежит только часть “пассивной” прибыли, или налог взимается по пониженной ставке, или же обложение налогом отсутствует при определенных видах инвестиций. Отсутствие ограничений на получение доходов от инвестирования, при этом подобная деятельность считается предпринимательством и облагается налогом на прибыль по обычной ставке.
Безвозмездные услуги для НКО Оказанные услуги и выполненные безвозмездно работы не облагаются налогом. Стоимость работ, выполненных для НКО безвозмездно, считается доходом НКО, даже когда услуги оказываются в целях поддержки уставной деятельности.

Налогообложение НКО по налоговому режиму УСН

Некоммерческие организации, как и коммерческие, могут выбрать “упрощенку” сразу при регистрации предприятия, или перейти на нее с нового календарного года с другой формы налогообложения, подав соответствующее заявление до окончания текущего календарного года.

Ограничения на переход на УСН для НКО схожи с условиями для организаций, созданных с целью получения прибыли:

  1. Не больше ста работников в компании;
  2. Годовая выручка не более 45 миллионов рублей;
  3. Собственность предприятия оценивается не более чем в 100 миллионов рублей.

Отличие НКО от коммерческой организации

Для коммерческой фирмы запрещен переход на упрощенную систему, если владельцем капитала стало другое юрлицо, и часть его прибыли составляет больше 25%. Это ограничение не распространяется на некоммерческое предприятие.

Письмом Минфина России от 28.03.2014 No 03-11-06/2/13904 установлено, что членские взносы и деньги, полученные в виде добровольных пожертвований, не будут включенные в налоговую базу по УСН, если есть подтверждающие расходование средств на содержание НКО или ведение ее уставной работы документы.

Практический пример расчета налога для НКО по УСН

Пусть некоммерческая фирма N за налоговый период получила доход в 512 тыс. руб. Она истратила 408 тыс. руб. на достижение своих уставных целей.

  • По УСН “Доходы” размер налога составит:

512,000 * 6% = 30,720 рублей.

  • По УСН “Доходы минус Расходы” налог будет равняться:

(512,000 – 408,000) * 15% = 15,600 руб.

Выбор системы налогообложения в пользу УСН “Доходы – расходы” очевиден.

Особенности налогообложения НКО на ОСНО

Сравнение двух налогов дано в таблице:

Оплата Налог на прибыль НДС
Уплачивается Когда из доходов выплачивалась заработная плата работникам. Суммы облагаются социальным налогом, который исчисляется по каждому работнику по отдельности Вне зависимости от того, занимается НКО предпринимательством, или нет
Не уплачивается Если полученные доходы были израсходованы для целей, указанных при регистрации организации Если полученный доход был потрачен на осуществление уставной цели. Для подобных случаев ведутся раздельные книги учета расходов и доходов, только при соблюдении этого требования есть возможность исключить налогообложение для таких операций

Ежегодно нужно заполнять специальную декларацию по НДС, уделяя особое внимание 7 разделу, который оформляется только тогда, когда имели место следующие операции:

  • деятельность, по отношению к которой законодательством не предусмотрено взимание НДС;
  • операции по отношению к обетам, не облагающимся НДС;
  • деятельность, результаты которой реализуются за территорией РФ;
  • производство или поставка товара, срок которых превышал бы полгода.

Практический пример обложения налогом

Некоммерческая компания, занимающаяся защитой редких животных, получила доход от образовательных услуг. На эти средства была куплена сыворотка для вакцинации редкой породы диких кошек, содержащихся в целях разведения в охраняемой природной зоне. Деньги, выплаченные за вакцины, облагаться налогом не будут, так как на них были приобретены средства достижения уставных целей предприятия.

Типовые ошибки при расчетах

Ошибка №1. НКО при безвозмездной передаче подакцизных товаров не выплачивает налог на добавочную стоимость.

ФЗ от 11 августа 1995г. No135-ФЗ позволяет не выплачивать НДС при бесплатной передаче товаров или выполнении работ в ходе благотворительной акции. Но исключение составляют подакцизные товары, которые облагаются налогом по общим правилам.

Ошибка №2. НКО не отчисляла НДФЛ с пожертвований физическим лицам, не являющихся ее сотрудниками.

В ст.217 НК РФ действительно говорится о том, что налогом не облагаются подобные выплаты, однако они должны исходить от государственных властей. На НКО данное правило не распространяется. В некоторых случаях налогом не облагаются средства, направленные в помощь членам семьи работника фирмы. Или же это могла быть необлагаемая налогом единовременная помощь (не более 2 тысяч рублей в год) семье работника (или бывшего служащего) предприятия.

Также существует понятие “подарка”, опять же в размере, не превышающем 2 тыс. руб. в год, однако налоговая относится к такому типу выплат критически и воспринимает выплату подобного рода как материальную помощь. И наконец, от налога освобождаются НКО, включенные в официальные перечни, утвержденные Правительством РФ, но пока списки обнародованы не были.

Ошибка №3. НКО не ведет бухучет за квартал, полугодие и девять месяцев.

Часто задаваемые вопросы

Вопрос №1. Облагается ли НДФЛ пожертвования физическими лицами в пользу физ.лиц?

Нет. Пожертвование (размер не ограничен законом) приравнивается в данном случае к дарению. Исключения: недвижимость, транспортное средство, доля паев (для члена семьи ограничение не действует).

Вопрос №2. Как закрыть НКО, основанное несколькими учредителями, один из которых бросил заниматься данной деятельностью и не сообщил место своего нахождения?

Ликвидировать предприятие может только высший орган управления НКО – собрание членов. Если выбывший учредитель являлся его членом, он должен быть законно исключен решением оставшихся членов собрания, в данном случае за неучастие в работе компании и неуплату взноса. После этого можно закрывать предприятие решением оставшихся членов собрания НКО.

Вопрос №3. Является ли необходимостью иметь на счету НКО собственности стоимостью от 10 тысяч рублей?

Да. П.5 ст.50 ГК РФ определено, что некоммерческое юр.лицо обязано иметь собственность в размере не меньше 10 тысяч руб. в денежной форме, имущественной форме или в виде ценных бумаг.

Налог на имущество организаций устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по налогу. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками. Налогоплательщиками признаются: – российские организации; – иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации.
Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств, в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета. Не признаются объектами налогообложения: 1) земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы); 2) имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.
В соответствии со статьей 375 НК РФ налоговая база по налогу на имущество определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации. Некоммерческие организации не начисляют амортизацию, поэтому стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода. Годовая сумма амортизационных отчислений при линейном способе определяется исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта. Некоммерческие организации, начиная с 2006 года, обязаны начислять сумму износа и отражать ее ежемесячно на забалансовом счете 010 «Износ основных средств». налоговая база определяется отдельно:
– в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации,
– в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс,
– в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации,
– в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.
Налоговая база определяется налогоплательщиками самостоятельно. Среднегодовая (средняя) стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый (отчетный) период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу (пункт 4 статьи 376 НК РФ). Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Налоговые ставки в соответствии со статьей 380 НК РФ устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2%. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения. Освобождаются от налогообложения. 1) религиозные организации – в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности; Кроме того, при наличии оснований религиозные организации могут воспользоваться прочими льготами по налогу на имущество организаций, предусмотренными статьей 381 НК РФ, а также льготами, установленными законами субъектов Российской Федерации о налоге на имущество организаций.
2) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, – в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности;
– организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 процентов, – в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);
– учреждения, единственными собственниками имущества которых, являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, – в отношении имущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;
3) организации – в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
4) имущество государственных научных центров.
Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной и суммами авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение налогового периода. Сумма авансового платежа по налогу исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период. Налогоплательщики представляют налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу не позднее 30 дней с даты окончания соответствующего отчетного периода. Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Сумму налога исчисляют ежеквартально нарастающим итогом с начала года исходя из определяемой за отчетный период фактической среднегодовой стоимости имущества, рассчитанной с учетом уменьшения стоимости имущества. Сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, определяют с учетом ранее начисленных платежей за отчетный период.

Налог на прибыль в некоммерческих организациях

В соответствии со ст. 50 Гражданского кодекса (далее - ГК РФ) юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации, далее - НКО).

Юридические лица, являющиеся НКО, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях“ (далее - Закон N 7-ФЗ).

В соответствии со ст. 2 Закона N 7-ФЗ НКО является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

В соответствии с Законом N 7-ФЗ НКО могут создаваться в следующих формах:

общественные и религиозные организации (объединения) (ст. 6 Закона N 7-ФЗ);

фонды (ст. 7 Закона N 7-ФЗ);

государственная корпорация (ст. 7.1 Закона N 7-ФЗ);

некоммерческие партнерства (ст. 8 Закона N 7-ФЗ);

частные учреждения (ст. 9 Закона N 7-ФЗ);

автономная некоммерческая организация (ст. 10 Закона N 7-ФЗ);

объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) (ст. 11 Закона N 7-ФЗ).

Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям (п. 3 ст. 50 ГК РФ). При этом согласно ст. 52 ГК РФ все виды и цели деятельности НКО должны быть указаны в их учредительных документах.

Согласно ст. 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль является прибыль, полученная налогоплательщиком.

НКО при определении налоговой базы по налогу на прибыль не включают в доходы средства целевого финансирования.

Перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, определен ст. 251 НК РФ. Так, в соответствии с подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налогооблагаемой прибыли не включаются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При определении налоговой базы по налогу на прибыль также не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций, и ведение ими уставной деятельности (п. 2 ст. 251 НК РФ). Следовательно, остальные доходы, включая внереализационные, должны облагаться налогом на прибыль.

Например, согласно п. 14 ст. 251 НК РФ к средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования в виде полученных грантов.

Под грантами признаются денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям: гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством РФ, на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны здоровья населения, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации, социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан, а также на проведение конкретных научных исследований.

Постановление Правительства РФ от 24.12.2002 N 923 “О перечне иностранных и международных организаций, гранты которых не учитываются в целях налогообложения в доходах российских организаций - получателей грантов“ утвержден Перечень международных и иностранных организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставленные для поддержки науки, образования, культуры и искусства в Российской Федерации, не подлежат налогообложению.

Как уже указывалось, гранты предоставляются на осуществление конкретных программ в области охраны здоровья населения (направления - СПИД, наркомания, детская онкология, включая онко-гематологию, детская эндокринология, гепатит и туберкулез) - никакие другие направления охраны здоровья населения не освобождаются от налогообложения.

Освобождаются от налога на прибыль гранты на осуществление конкретных программ в области защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - направление гранта должно иметь ссылку хотя бы на конкретную статью Конституции РФ.

Также освобождаются от уплаты налога на прибыль гранты на осуществление конкретных программ в области социального обслуживания малоимущих и социально не защищенных категорий граждан - конкретная программа должна быть в наличии.

Освобождаются от налогообложения (в части средств, поступившего целевого финансирования и целевых поступлений на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) не только фонды, созданные в форме НКО (т.е. именно фонды), но и другие организации (в том числе коммерческие), создавшие соответствующие фонды финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Необходимо также отметить, что целевые поступления, согласно п. 2 ст. 251 НК РФ, полученные в виде подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья, должны учитываться НКО с даты их получения в составе внереализационных доходов. Товары и минеральное сырье, признанные подакцизными, указаны соответственно в пп. 1 и 2 ст. 181 НК РФ.

При определении налоговой базы НКО в соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 251 НК РФ не учитываются средства, полученные в виде безвозмездной помощи (содействия) в порядке, установленном Федеральным законом от 04.05.1999 N 95-ФЗ “О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации“. При применении данного положения следует учитывать, что средства, полученные в виде безвозмездной помощи (содействия), использованные не по целевому назначению, подлежат включению организациями-получателями во внереализационные доходы в момент, когда получатель таких доходов фактически использовал их не по целевому назначению (нарушил условия их получения). Поэтому в подтверждение целевого использования средств, предназначенных для содержания НКО и ведения уставной деятельности, по окончании налогового периода в налоговые органы должен представляться отчет о целевом использовании полученных средств.

Этот отчет представляется в составе налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, форма которой утверждена приказом Минфина России от 07.02.2006 N 24н (лист 07 “Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования“).

Обратите внимание! Федеральным законом от 30.12.2006 N 276-ФЗ (далее - Закон N 276-ФЗ) “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от 30.12.2006 N 275-ФЗ “О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций“ внесены изменения в п. 2 ст. 251 НК РФ. В пункте 2 ст. 4 Закона N 276-ФЗ указано, что п. 2 ст. 251 НК РФ дополнен пп. 13-15:

“13) денежные средства, полученные некоммерческими организациями на формирование целевого капитала, которое осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом “О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций“;

14) денежные средства, полученные некоммерческими организациями - собственниками целевого капитала от управляющих компаний, осуществляющих доверительное управление имуществом, составляющим целевой капитал, в соответствии с Федеральным законом “О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций“;

15) денежные средства, полученные некоммерческими организациями от специализированных организаций управления целевым капиталом в соответствии с Федеральным законом “О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций“.

Пункт 2 ст. 4 указанного закона вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на прибыль организаций (ст. 5 Закона 276-ФЗ). То есть, как предусмотрено пп. 1-3 Закона N 276-ФЗ до 1 января 2008 в тексте НК РФ пп. 13-15 ст. 251 отсутствуют. Следовательно, НКО смогли бы данные средства исключить из состава доходов при составлении в 2008 г. налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2007 г. Однако Федеральным законом от 19.07.2007 N 195-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формировании благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности“ в Закон N 276-ФЗ внесены изменения, в частности, в п. З ст. 5.

Согласно внесенным изменениям п. 2 ст. 4 Закона N 276-ФЗ вступает в силу с 1 сентября 2007 г., т.е. законодатель перенес момент вступления в силу данных поправок. Значит НКО могут не учитывать данные средства уже при составлении налоговой декларации за 9 месяцев 2007 г.

Таким образом, согласно внесенным изменениям, средства, полученные НКО на формирование целевого капитала, признаются целевыми поступлениями и, следовательно, не включаются в доходы при формировании налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, а именно:

денежные средства, полученные НКО на формирование целевого капитала, которое осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 30.12.2006 N 275-ФЗ “О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций“ (далее - Закон N 275-ФЗ) (подп. 13 п. 2 ст. 251 НК РФ);

денежные средства, полученные НКО - собственниками целевого капитала от управляющих компаний, осуществляющих доверительное управление имуществом, составляющим целевой капитал, в соответствии с Законом N 275-ФЗ (подп. 14 п. 2 ст. 251 НК РФ);

денежные средства, полученные НКО от специализированных организаций управления целевым капиталом в соответствии с Законом N 275-ФЗ (подп. 15 п. 2 ст. 251 НК РФ). Пунктом 1 ст. 3 Закона N 275-ФЗ “О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций“ определено, что при формировании целевого капитала использование дохода от целевого капитала может осуществляться в сфере образования, науки, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), искусства, архивного дела, социальной помощи (поддержки). Кроме того, НКО - собственник целевого капитала вправе использовать на административно-управленческие расходы, связанные с формированием целевого капитала и осуществлением деятельности, финансируемой за счет дохода от целевого капитала, не более 15% суммы дохода от доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, или не более 10% суммы дохода от целевого капитала, поступившего за отчетный год. Такими расходами являются, в частности:

оплата аренды помещений, зданий, сооружений;

расходы на приобретение основных средств и расходных материалов;

расходы на проведение аудита;

выплату заработной платы работникам НКО;

расходы на управление НКО или ее отдельными структурными подразделениями;

расходы на приобретение услуг по управлению НКО или ее отдельными структурными подразделениями.

Некоммерческие организации должны организовать раздельный учет целевых поступлений и доходов, полученных при ведении предпринимательской деятельности, а также организовать порядок раздельного учета расходов в рамках целевого финансирования и расходов, связанных с предпринимательской деятельностью.

При отсутствии у НКО раздельного учета средств целевого финансирования, целевых поступлений и доходов от предпринимательской деятельности имущество и денежные средства, полученные в рамках целевого финансирования и целевых поступлений, рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Кроме того, средства целевого финансирования должны расходоваться строго по целевому назначению, иначе они подлежат включению во внереализационные доходы организации. В целях налогообложения средства целевого финансирования включаются в состав внереализационных доходов в момент фактического использования не по целевому назначению.

Пунктом 1 ст. 289 НК РФ установлено, что налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном настоящей статьей. Таким образом, обязанность представлять декларации по налогу на прибыль установлена НК РФ. Это означает, что НКО, в соответствии с указанной нормой также обязаны представлять налоговые декларации в налоговые органы, независимо оттого, возникает ли у них объект налогообложения или нет.

Пунктом 2 ст. 289 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики по итогам отчетного периода представляют налоговые декларации упрощенной формы. НКО, у которых не возникает обязательств по уплате налога, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода. Согласно ст. 285 НК РФ налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год.

Налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода представляют НКО, не имевшие в течение налогового периода доходов от реализации товаров (работ, услуг) и внереализационных доходов, а получившие только целевые поступления, указанные в ст. 251 НК РФ, которые не учитываются при определении налоговой базы.

В состав декларации НКО, у которых не возникает обязанности по уплате налога на прибыль, должны включить:

титульный лист (лист 01);

лист 07 (при получении средств целевого финансирования, целевых поступлений и других средств, указанных в пп. 1 и 2 ст. 251 НК РФ).

Это следует из п. 1.2 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (приложение 2 к приказу N 24н).

Рассмотрим порядок начисления амортизации в НКО в целях налогообложения прибыли.

В соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 256 НК РФ не подлежит амортизации имущество НКО, полученное в качестве целевых поступлений или приобретенное за счет средств целевых поступлений и используемое для осуществления некоммерческой деятельности. При этом необходимо одновременное соблюдение этих двух условий, иначе, если хотя бы одно из этих условий нарушено, то имущество НКО подлежит амортизации. Иными словами, если имущество приобретено за счет целевых поступлений, а используется в коммерческой деятельности, такое имущество подлежит амортизации. Кроме того, использование этого имущества не по целевому назначению, т.е. для коммерческой деятельности, его стоимость подлежит включению в доход организации в целях налогообложения прибыли на основании п. 14 ст. 250 НК РФ.

Как мы уже отмечали, подробный перечень средств целевого финансирования для целей налогообложения прибыли определен в подп. 14 п. 1 и п. 2 ст. 251 НК РФ и является закрытым.

Напомним, что амортизируемым имуществом в целях налогообложения прибыли признается имущество, которое:

находится у налогоплательщика на праве собственности;

используется налогоплательщиком для извлечения дохода;

имеет срок полезного использования более 12 месяцев;

имеет первоначальную стоимость более 10 000 рублей за единицу.

В соответствии с п. 1 ст. 259 НК РФ налогоплательщики начисляют амортизацию одним из следующих методов: линейным или нелинейным.

Срок полезного использования основного средства в налоговом учете зависит от того, к какой амортизационной группе относится то или иное основное средство. Эти группы приведены в Классификации основных средств, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 “О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы“.

Всего выделено десять групп, и для каждой группы установлен “свой“ интервал срока полезного использования основных средств. Конкретный срок службы в пределах этого интервала НКО выбирает самостоятельно.

Нередко бывает, что одно и то же имущество может использоваться как в уставной, так и в предпринимательской деятельности. Можно ли начислять амортизацию по такому основному средству?

В подпункте 2 п. 2 ст. 256 НК РФ говорится, что амортизация не начисляется по имуществу НКО, которое используется в уставной деятельности. Правда, как мы уже указывали, этот подпункт содержит еще одно условие: основные средства должны быть приобретены за счет целевых поступлений или получены в качестве таковых. И эти условия должны выполняться одновременно. Если же одно из них не соблюдается? Так, например, НКО приобрело за счет целевых поступлений основное средство и использует его как в уставной деятельности, так и в коммерческой деятельности. В этом случае можно учесть при налогообложении ту часть амортизации, которая соответствует доходам от предпринимательской деятельности.

Налоговые органы предлагают определять эту часть амортизации следующим образом:

1) к полученным за отчетный период доходам надо прибавить сумму поступивших целевых средств;

2) величину доходов от предпринимательства разделите на полученный результат; таким образом, мы определим, какой процент занимают доходы в общей сумме поступлений;

3) умножить этот процент на сумму начисленной амортизации по основным средствам, которые используются и в коммерческих, и в уставных целях.

В итоге мы рассчитаем ту величину амортизации, которую можно будет учесть при расчете налога на прибыль.

Мы рассмотрели ситуацию, когда основное средство приобретено за счет целевых поступлений. Теперь рассмотрим ситуацию, когда НКО в качестве целевых поступлений получила основное средство и использует его как на ведение уставной деятельности, так и в коммерческой деятельности. На основании подп. 2 п. 2 ст. 256 НК РФ полученное в качестве целевого поступления основное средство, в части его использования для ведения уставной деятельности амортизации не подлежит. В части использования этого же основного средства для ведения коммерческой деятельности амортизация также не начисляется, так как согласно п. 3 ст. 256 НК РФ из состава амортизируемого имущества исключаются основные средства, переданные (полученные) по договорам в безвозмездное пользование.

Напомним, что НКО должны в обязательном порядке организовать раздельный учет уставной и коммерческой деятельности.

Например, основное средство куплено за счет прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, но используется исключительно в уставных целях. Согласно п. 1 ст. 256 НК РФ к амортизируемому имуществу относится только то имущество, которое предназначено для того, чтобы получать доход. В данном случае ни о каких доходах мы говорить не можем, поэтому в налоговом учете имущество, предназначенное только для некоммерческой деятельности, не амортизируется.

Если НКО приобрела основное средство за счет членских взносов, пожертвований или бюджетных средств, но стала использовать его в коммерческих целях или же получила основное средство в качестве целевых поступлений, но использует также для предпринимательской деятельности, в этом случае стоимость таких основных средств включается в доход НКО (п. 14 ст. 250 НК РФ). Ведь речь идет о нецелевом использовании средств.

Более подробно с вопросами, касающимися деятельности некоммерческих организаций, вы можете ознакомиться в книге “Некоммерческие организации“ ЗАО “BKR-Интерком-Аудит“.

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ред. 26.06.2007).

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (ред. 24.07.2007).

3. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях“ (ред. от 26.06.2007 с изм. от 19.07.2007).

4. Федеральный закон от 30.12.2006 N 275-ФЗ “О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций“.

5. Федеральный закон от 30.12.2006 N 276-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций“.

6. Федеральный закон от 04.05.1999 N 95-ФЗ “О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации“.

7. Постановление Правительства РФ от 24.12.2002 N 923 “О перечне иностранных и международных организаций, гранты которых не учитываются в целях налогообложения в доходах российских организаций - получателей грантов“.

8. Приказ Минфина России от 07.02.2006 N 24н “Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и порядок ее заполнения“.

Общественные организации относятся к некоммерческим… .Согласно действующему законодательству, некоммерческие организации имеют право заниматься предпринимательской деятельностью постольку, поскольку данная деятельность соответствует целям, ради которых создавалась организация. Налоги по предпринимательской деятельности НКО исчисляют в том же порядке, что и коммерческие организации. Все НКО, независимо от того, ведут они предпринимательскую деятельность или нет, облагаются налогом на прибыль. Учитываются доходы от реализации товаров и услуг, имущественных прав организации и внереализационные доходы. Налог на добавленную стоимость (НДС) некоммерческие организации платят при реализации товаров и услуг, передаче имущественных прав. Существует довольно большая категория реализуемых товаров, работ и услуг, которые освобождаются от налогообложения (важнейшие медицинские товары и услуги, ряд услуг в сфере культуры и искусства и т. д.) Некоммерческие организации платят единый социальный налог, объектом которого признаются выплаты и иные вознаграждения, которые НКО начисляет в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам. От уплаты ЕСН освобождаются: 1) организации любых организационно-правовых форм, с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 тыс. руб. на каждого работника, являющегося инвалидом I, II, III группы. 2) категории налогоплательщиков с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 тыс. руб. в течение налогового периода на каждого отдельного работника: общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды составляют не менее 80 %; организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 %, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 %; учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям. 3) фонды поддержки образования и науки – с выплат в виде грантов учителям, школьникам, студентам и аспирантам. Налоговой базой для налога на имущество служит остаточная стоимость имущества НКО. Некоммерческие партнерства, АНО и фонды (кроме общественных) не имеют права на льготы по налогу на имущество.

Налоговые льготы для некоммерческих организаций в 2017 году

Налог с продаж НКО уплачивают в том случае, если они продают физическим лицам товары и услуги за наличный расчет или с использованием кредитных или расчетных банковских карт. НКО, имеющие статус юридического лица и являющиеся рекламодателями, являются плательщиками налога на рекламу (не выше 5 % стоимости рекламных услуг) . Существенные налоговые льготы имеют благотворительные организации.

спасибо большое Татьяна

Один из первых вопросов, которые возникают у бухгалтеров некоммерческих организаций в связи с налогом на добавленную стоимость, звучит следующим образом: должны ли некоммерческие организации вставать на учет в налоговом органе как плательщики налога на добавленную стоимость?

Согласно Закону «О налоге на добавленную стоимость», который впервые ввел этот налог, экономическая сущность НДС заключается в изъятии в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства. Принимая во внимание суть этого налога, любая организация, если она производит или реализует товары (работы, услуги), должна платить налог на добавленную стоимость. Непременным условием выступает наличие самой добавленной стоимости. НДС для некоммерческих организаций — общее название термина, обозначающего расчетную и ограничительную смету доходов и расходов, их роспись за определенный период, утверждаемую соответствующим решением и подлежащую исполнению индивидуальным или коллективным пользователем бюджетных средств. Товар — любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Бюджет : 1) по экономической сущности денежные отношения, складывающиеся у органов государственной власти и местного самоуправления с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с необходимостью удовлетворения экономических, социальных и политических интересов общества и его граждан; 2) по материально-вещественному воплощению — фонд денежных средств, формируемый для финансового обеспечения мероприятий, связанных с выполнением задач и функций, возложенных обществом на государство и местное самоуправление; 3) по плановой форме — финансовый документ, составляемый в виде баланса доходов и расходов.

Однако известно, что некоммерческие организации, в отличие от коммерческих, созданы не с целью получения прибыли. Некоммерческие организации осуществляют свою деятельность на основании сметы доходов и расходов за счет соответствующих источников. В ст. 26 Закона «О некоммерческих организациях приводится перечень источников формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах:

— регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);

— добровольные имущественные взносы и пожертвования; (взнос — внесение определенной суммы денежных средств в виде вклада в банк, платежей за услуги);

— выручка от реализации товаров, работ, услуг;

— дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;

— доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;

— другие не запрещенные законом поступления.

Дивиденд — любой доход, полученный физическим лицом — акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения по принадлежащим акционеру акциям (долям) пропорционально долям акционеров в уставном (складочном) капитале).

Ст. 143 НК РФ признает плательщиками НДС все организации без какого-либо исключения. Поскольку некоммерческие учреждения относятся к организациям, то они являются плательщиками НДС и подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе в соответствии со ст. ст. 83, 84 НК РФ.

Таким образом, некоммерческие организации обязаны встать на налоговый учет по месту своего нахождения, даже если они не осуществляют предпринимательскую деятельность. Это связано с тем, что Налоговый кодекс освобождает отдельные товары и операции от обложения НДС, а также предусматривает определенные условия освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика и не содержит положений об освобождении некоммерческих организаций от уплаты НДС.

В этой связи все общественные объединения, прошедшие государственную регистрацию и, в соответствии со ст. 83 НК РФ, вставшие на учет в налоговых органах Российской Федерации, являются плательщиками налогов и сборов, предусмотренных действующим законодательством, в том числе НДС.

Общественные объединения, являясь субъектом права, несут, как и любые прочие коммерческие и некоммерческие организации, ответственность за полноту и своевременность уплаты налогов при осуществлении предпринимательской деятельности, достоверность предоставления финансовой информации налоговым органам Российской Федерации.

Отличием деятельности всех некоммерческих предприятий от коммерческих является то, что налоговые органы контролируют правильность и полноту использования средств целевого финансирования.

Контроль производится путем проверки отчетности, представляемой в сроки сдачи квартальной и годовой бухгалтерской отчетности, а также путем проверки бухгалтерской и прочей финансовой документации.

Общественные объединения, осуществляющие свою деятельность на целевые средства, должны быть предельно внимательны и аккуратны в ведении бухгалтерского учета и при составлении бухгалтерской отчетности, так как при нарушении налогового законодательства и применении штрафных санкций происходит отвлечение целевых средств, что ведет к штрафам — за нецелевое использование целевых средств.

Действующим налоговым законодательством не предусмотрено единой системы льгот для общественных объединений.

В соответствии с пп. 3, 7 ст. 21 НК РФ право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах, предоставлено всем налогоплательщикам.

Налоги и некоммерческая организация

Согласно вышеприведенному, особое внимание общественным объединениям стоит уделять правильности применения льгот.

Принцип налогообложения всех некоммерческих организаций, включая общественные объединения, в первую очередь зависит от наличия ведения предпринимательской деятельности. А именно – ведется ли параллельно с уставной деятельностью общественной организации любого рода предпринимательская деятельность, не противоречащая законодательству.

Общественные объединения – как осуществляющие, так и не осуществляющие предпринимательскую деятельность, имеют все права и обязанности плательщиков НДС в соответствии с порядком, предусмотренным гл. 21 НК РФ.

Целевые средства, полученные общественными объединениями, не являются объектом обложения НДС. При этом полученные средства не должны быть связаны с реализацией каких-либо товаров, выполнением каких-либо работ или оказанием услуг.

Налог на прибыль некоммерческих организаций

Все некоммерческие организации (далее - НКО), как ведущие, так и не ведущие предпринимательскую деятельность, признаются плательщиками налога на прибыль. Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций является доход, уменьшенный на величину произведенных расходов. При этом в качестве доходов учитываются, как доходы от реализации, так и внереализационные доходы. Некоммерческие организации, не ведущие предпринимательскую деятельность, не являются плательщиками налога на прибыль, но они могут ее уплачивать при продаже ненужного имущества.
Если некоммерческая организация размещает временно свободные денежные средства на депозитных счетах в банках, сдает в аренду помещения, выполняет платные работы и услуги и т.п., то эта деятельность считается предпринимательской и НКО является плательщиком налога на прибыль.
Согласно требованиям Налогового Кодекса все доходы необходимо разделить на две категории: доходы от реализации; внереализационные доходы. Доходами от реализации признается выручка, полученная в денежной или натуральной форме, от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, от реализации прочих видов имущества и имущественных прав.

Исчисление налога на имущество некоммерческими организациями

Выручка определяется исходя из цен реализации, определяемой сторонами сделки. К числу внереализационных доходов относятся доходы от долевого участия в других организациях; курсовые разницы; суммы штрафов, пеней; доходы от сдачи имущества в аренду или субаренду; в виде процентов по договорам займа (кредита); в виде безвозмездно полученного имущества или имущественных прав; другие доходы. Наряду с общими видами доходов, не учитываемых для налогообложения, некоммерческие организации должны внимание уделить следующим особенностям. При определении налоговой базы для исчисления налога на прибыль не учитываются средства, полученные в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) – источником целевого финансирования или федеральными законами. К указанным средствам, в частности, относятся средства бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения. Кроме того не учитываются целевые поступления из бюджета бюджетополучателями и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций или физических лиц и использованные ими по целевому назначению. К указанным целевым поступлениям относятся вступительные взносы, членские взносы, паевые вклады, а также пожертвования; имущество, переходящее некоммерческим организациям по завещанию в порядке наследования и др. Под средствами и имуществом, полученными на благотворительную деятельность, понимаются средства и имущество, поступившее некоммерческим организациям, образованным в соответствии с законодательством о некоммерческих организациях, на осуществление благотворительной деятельности. Перераспределение целевых поступлений между некоммерческой организацией и входящими в ее структуру территориальными организациями при определении налоговой базы не учитывается. В бюджетных учреждениях в составе доходов, подлежащих налогообложению, не учитывается также стоимость имущества, полученного по решению органов исполнительной власти всех уровней. Все некоммерческие организации, в том числе и бюджетные учреждения, обязаны обеспечить раздельное ведение учета доходов, полученных в рамках целевого финансирования и расходов, произведенных за счет указанных средств. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как средства, подлежащие налогообложению с даты их получения. К средствам целевого финансирования отнесены средства, получаемые медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе обязательного медицинского страхования, за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование этих лиц. Ведение некоммерческими организациями и бюджетными учреждениями деятельности, связанной с обеспечением целей и задач, определенных их учредительными документами, производится за счет средств целевого финансирования, целевых поступлений, и других доходов, не учитываемых при определении налоговой базы. При организации налогового учета затрат, учитываемых для целей налогообложения, бюджетные учреждения сумму доходов от коммерческой деятельности до исчисления налога на прибыль не могут направить на покрытие расходов, предусмотренных за счет средств целевого финансирования, выделенных по смете доходов и расходов бюджетного учреждения. Если в сметах доходов и расходов бюджетных учреждений предусмотрено финансирование расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала за счет двух источников, то в целях налогообложения принятие таких расходов производится пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов. В любом случае для определения суммы расходов по оплате коммунальных и других услуг, которые могут быть отнесены к расходам по коммерческой деятельности, из фактической суммы произведенных расходов на указанные цели исключается сумма таких расходов в размере лимитов бюджетных обязательств по смете доходов и расходов бюджетного учреждения. При организации налогового учета необходимо учитывать, что в некоммерческих организациях не подлежит амортизации имущество, полученное в качестве целевых поступлений или приобретенное за счет средств целевых поступлений и используемое для осуществления некоммерческой деятельности. Не амортизируется также имущество, полученное в рамках целевого финансирования; имущество, безвозмездно полученное государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности, на ведение уставной деятельности; имущество, полученное медицинскими организациями, осуществляющими деятельность в системе обязательного медицинского страхования, от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование, за счет резерва финансирования предупредительных мероприятий, используемого в установленном порядке. Не подлежит амортизации также и имущество бюджетных учреждений, за исключением имущества, приобретенного в связи с осуществлением предпринимательской деятельности и используемое для осуществления этой деятельности. Общая ставка налога на прибыль – 24%, 6,5% уплачивается в федеральный бюджет и 17,5% в бюджет субъектов РФ. Налоговым периодом признается календарный год, отчетными периодами признаются квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Декларации подаются в налоговый орган не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчетным периодом и не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога, должны представлять декларации по налогу на прибыль в упрощенной форме по истечении налогового периода. Следует также учитывать, что все некоммерческие организации, получающие имущество и средства в виде целевых поступлений и целевого финансирования, а также имущество и средства в рамках благотворительной деятельности в составе декларации за налоговый период должны представить Отчет о целевом использовании этих средств.



Поделиться