Направления по поддержке государством малого бизнеса. Субсидии для малого и среднего бизнеса как государственная поддержка предпринимательства

Государственная поддержка малого предпринимательства - это комплекс мер, направленных на становление, развитие и стабилизацию сегмента малого бизнеса. К сожалению, далеко не все начинающие бизнесмены знают, на какую помощь они могут рассчитывать, потому многие вообще не обращаются за ней. О том, какие виды государственной поддержки малого предпринимательства существуют и как их получить, поговорим в этой статье.

Программа поддержки малого предпринимательства

Государственная поддержка малого предпринимательства — это не только выделение денежных средств на определенные цели, но и сопутствующие виды помощи, которые не менее востребованы (а в некоторых ситуациях и более), чем финансы.

Каждый субъект Российской Федерации в рамках реализации программы государственной поддержки малого предпринимательства вправе организовывать и проводить собственные мероприятия по оказанию помощи предпринимателям.

Что подразумевает господдержка малого предпринимательства?

В самом общем виде существует несколько направлений деятельности:

  • субсидирование;
  • обучение;
  • организация выставочно-ярмарочной деятельности;
  • бесплатные консультации узкопрофильных специалистов;
  • предоставление в аренду земельных участков или помещений для малых предприятий.

Теперь давайте рассмотрим каждый из вариантов оказываемой государственной поддержки малого предпринимательства в отдельности.

  1. Обучение
    В каждом субъекте Федерации организовываются различные тренинги, семинары, конференции, читаются лекции по темам, которые актуальны для новичков в сфере бизнеса и тех, кто решил его расширить, но не знает с чего начать. Более того, на таких занятиях можно получить ответы на вопросы, нередко возникающие при реализации бизнес-идеи на практике. Важным аспектом также является то, что подобные обучающие курсы проводятся совершенно бесплатно. На них рассматриваются вопросы бизнес-планирования, возможности снижения затрат на проведение маркетинговых мероприятий, правильного ведения кадрового делопроизводства, налогов и налогообложения, пенсионных и страховых отчислений, охраны труда работников и так далее.
  2. Организация выставок и ярмарок
    Данный вид государственной поддержки малого предпринимательства позволяет начинающим бизнесменам снизить расходы на демонстрацию своего товара или рекламу оказываемых услуг (выполняемых работ), обменяться опытом с другими бизнес-субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность или сопряженную с таковой. Кроме того, выставки и ярмарки — это бесплатные торговые площадки, которые позволяют за несколько дней реализовать часть представляемого товара, найти деловых партнеров и заключить договоры.
  3. Консультирование
    На базе служб занятости населения, фондов поддержки малого и среднего бизнеса, иных некоммерческих структур организовываются пункты помощи по различным специфическим вопросам, с которыми сталкиваются начинающие предприниматели. Здесь вам могут оказать помощь профессиональные бухгалтеры, юристы, экономисты, специалисты в области труда и занятости. Такие консультации, как и вышеперечисленные меры государственной поддержки малого предпринимательства, оказываются на бесплатной основе.
  4. Субсидирование (наиболее востребованный вид помощи от государства)
    Субсидирование производится по разным направлениям и на разные цели. С одной стороны, государственная поддержка малого предпринимательства в виде субсидий направлена на тех, кто только планирует открыть свой бизнес (субсидии на открытие бизнеса), с другой — на тех, кто планирует развиваться далее или модернизировать производство.

    В первом случае деньги выделяются гражданам с перспективными проектами, которые изыскивают средства для начала своего дела. Здесь очень важно доказать, что ваш бизнес нужен региону, в котором вы планируете осуществлять деятельность, а также что вами просчитаны риски и вы уверены в окупаемости своей бизнес-идеи (См. Субсидии малому бизнесу: как получить субсидии для малого бизнеса) .

    Во втором случае государство готово помочь уже состоявшимся бизнесменам, которые планируют расшириться, приобрести новое оборудование, открыть новое направление. При этом денежные средства призваны компенсировать часть затрат, направленных на эти цели, в т. ч. уплату кредитов, оплату лизинговых платежей, проведение коммуникаций, открытие новых структурных подразделений с созданием дополнительных рабочих мест и т. д. Важно отметить, что при принятии решения о выдаче субсидии комиссия учитывает не только перспективность вашего бизнеса, но и его приоритетность для региона. В большинстве случаев к приоритетным направлениям деятельности относятся: инновационная, образовательная, медицинская, сельскохозяйственная, культурная и т. п.

  5. Предоставление помещений и земельных участков
    Конечно, бесплатно вам никто в пользование землю или помещение не даст, однако у государства арендовать их молодым предпринимателям будет гораздо выгоднее, чем у частных лиц. Земля и квадратные метры предоставляются на льготных условиях, что позволяет сэкономить весьма существенные суммы.

Не знаете свои права?

Поддержка молодых предпринимателей, как получить помощь

О видах государственной поддержке малого предпринимательства мы поговорили, теперь самое время рассмотреть вопрос о том, как получить помощь на открытие или развитие бизнеса молодым предпринимателям. На нее можно рассчитывать только в том случае, если начинающие бизнесмены заявили государству о своем существовании.

Первое, что для этого необходимо сделать, — зарегистрировать свое предприятие в госреестре и представить соответствующие документы в региональный фонд поддержки малого и среднего предпринимательства. В фонде вы сможете получить подробную информацию о том, какие мероприятия проводятся в настоящее время и планируются в ближайшем будущем. Кроме того, вам расскажут о том, какие документы и куда следует подать, чтобы принять участие в этих мероприятиях.

Скачать форму договора

Следует сказать, что все виды материальной поддержки осуществляются путем проведения конкурсов и для того, чтобы деньги вам были предоставлены, этот конкурс необходимо выиграть. Зачастую требуется достаточно большой комплект документов, основным из которых является бизнес-план — именно по нему в большей степени будет приниматься решение о том, стоит вам выделять деньги на открытие/развитие бизнеса или нет. Таким образом, к составлению бизнес-плана следует подойти с большой ответственностью. Вы можете заниматься планированием самостоятельно, а можете привлечь для этого специалистов. Не используйте в составлении своего плана сомнительных данных и не преувеличивайте свои возможности — оценивать вас будут профессионалы, которые отлично понимают, чего можно ждать от проекта, а что является не более чем несбыточной фантазией.

При подаче заявки следует помнить, что все выделяемые в рамках господдержки молодых предпринимателей средства являются целевыми, поэтому вы должны точно знать, куда будете тратить средства, если таковые вам выделят.

Необходимо также отметить, что господдержка осуществляется только при условии, что предприниматель отчитается за каждый потраченный им рубль, а если выделенные денежные средства будут потрачены не по назначению, их придется вернуть государству.

Приоритетные направления деятельности для молодых предпринимателей

Мы вскользь уже упомянули о том, что предпочтение при выдаче субсидий отдается предпринимателям, планирующим открывать или развивать свой бизнес по одному из приоритетных для данного региона направлений. Список таких направлений разрабатывается в каждом субъекте Федерации отдельно, но в большинстве своем данный перечень очень схож. Если вы еще не решили, чем заняться, то попробуйте рассмотреть возможность реализации одного из нижеперечисленных видов деятельности, так как это может повысить ваши шансы на получение субсидии.

  1. Сельскохозяйственная деятельность, а также деятельность по переработке сельхозпродукции. К этой же группе можно отнести деятельность по сбору и переработке дикоросов.
  2. Ведение любого вида предпринимательской деятельности в отдаленных областях, регионах, деревнях, селах. Ввиду низкого уровня развития инфраструктуры отдаленных местностей любая деятельность там приветствуется и поощряется государством, в том числе путем субсидирования. К этому же пункту можно отнести придорожный бизнес (например, различные гостиницы и кафе на трассах междугороднего сообщения).
  3. Организация промышленного производства, а также развитие инновационного предпринимательства и предпринимательства среди молодежи. Следует отметить, что, несмотря на то что указанные в этом пункте виды деятельности уже сами по себе являются приоритетными направлениями, повысить шансы на успех можно производством экспортоориентированной продукции. Изготовление любых товаров, которые в перспективе могут быть предметом международной торговли, является еще одним приоритетным направлением деятельности. Так что если вы планируете что-либо производить, то подумайте и о том, может ли результат вашего труда быть интересен иностранным партнерам.
  4. Важной для государства сферой является жилищно-коммунальное и бытовое обслуживание населения. В такой бизнес государство также готово вкладывать деньги — но только при условии, что вы предложите качественный продукт или уникальное решение.
  5. Транспортный бизнес и туризм. Говоря о транспортном бизнесе, следует понимать и общественный транспорт, и осуществляющий перевозки между населенными пунктами (как пассажиров, так и грузов). С туризмом немного сложнее. Если к турам за границу все уже привыкли и это более-менее освоенная ниша бизнеса, то с туризмом внутри страны все обстоит гораздо хуже. Таким образом, приоритетной является именно организация отечественного туризма.
  6. Социально значимые направления деятельности. Сюда следует включать медицину, образование, спорт, общественное питание, связь и многое другое.
  7. Трудоустройство людей с ограниченными возможностями, а также создание инвентаря и оборудования для благоустройства детских площадок.
  8. Строительство и осуществление выставочно-ярмарочной деятельности.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….

1. Государственная поддержка малого предпринимательства в России…………………………

2. Развитие государственной и региональной политики поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации…………………………………..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………..

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…...


ВВЕДЕНИЕ

Ведущей проблемой современного этапа формирования структур в экономике России является разгосударствление и приватизация имущества государственных монополий. Решается она главным образом через создание мелких, малых, средних предприятий, каждое из которых будет либо ассоциированным, либо единоличным хозяином средств производства и, естественно, производимой им продукции. Формирование малых рыночных структур во всех без исключения отраслях и сферах экономики страны отвечает мирохозяйственным тенденциям экономических процессов, так как во всех странах мира в сфере малого бизнеса действует очень большое число небольших предприятий самого разнообразного профиля практически во всех отраслях.

В настоящее время в экономике России одновременно функционируют крупные, средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде.

Размеры предприятий зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности. Имеются отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, и отрасли, для которых не требуются большие размеры предприятий, а, напротив, именно малые их размеры оказываются предпочтительнее.


Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств - крупных, с тенденцией к монопольным структурам, и небольших, - складывающаяся под влиянием многих факторов.

В последнее время выявился небывалый рост мелкого и среднего предпринимательства , особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Малых и средних предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров.

В свою очередь развитие малого предпринимательства создает благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; создаются дополнительные рабочие места; активнее идет структурная перестройка; расширяется потребительский сектор. Развитие малых предприятий ведет к насыщению рынка товарами и услугами, повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.

Актуальность темы работы состоит в рассмотрении вопросов эффективной поддержки малого предпринимательства.

То есть к приоритетным отнесены основные сферы деятельности малых предприятий, в продукции которых население ощущает особо острую нужду: продовольствие, ширпотреб, лекарства, бытовые услуги, жилье. В региональных программах могут выделяться и другие приоритетные сферы деятельности малого предпринимательства с учетом состояния и перспектив развития региона.

Другим направлением государственной поддержки является выделение ассигнований из федерального и регионального бюджетов для финансирования программ поддержки малого предпринимательства . При этом, следует отметить, что государственная поддержка развития предпринимательства осуществляется также за счет финансирования и других фондов и федеральных целевых программ . Так, в целях поддержки инновационной деятельности постановлением Правительства РФ создан Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере .

Государство оказывает помощь фермерским хозяйствам. За счет ассигнований из федерального бюджета предусмотрено возмещение разницы в процентных ставках по льготным кредитам, выданным крестьянским хозяйствам, а также участие в становлении системы крестьянских банков и страховых компаний .

Малым негосударственным предприятиям, участвующим в выполнении государственных оборонных заказов, предоставляется право закупок продукции общепромышленного применения в счет устанавливаемых Министерством экономики РФ специальных квот обязательной продажи этой продукции .

Следует обратить внимание на то, что поддержка предпринимательства является задачей не только центральных, государственных органов, но и в не меньшей степени задачей регионов, в которых в последнее время получили большую самостоятельность.

Государственная поддержка предпринимательства на региональном уровне может включать в себя:

· прямое финансовое субсидирование

· льготное кредитование и селективное гарантирование кредитов

· передачу предприятиям госимущества, а также ноу-хау, технических лицензий из подведомственного региону госсектора

· обеспечение на льготных условиях совместно с подведомственными организациями госсектора проведения НИОКР

· участие государства в соучредительстве по организации новых предприятий, ограниченное регулирование в ценообразовании

· формирование и регулирование рынка труда

· частичное обеспечение предприятий дефицитным сырьем и материалами

· предоставление выгодных региональных госзаказов

· упрощенную регистрацию и лицензирование деятельности, и в том числе, в сфере внешнеэкономических операций

· юридический и экономический консалтинг

· содействие в подготовке кадров и развертывание государственной сети подготовки специалистов для работы в условиях рыночной экономики

· обеспечение правовых льгот предпринимательской деятельности в свободных экономических зонах, зонах свободного предпринимательства и т. д.

· содействие и координацию деятельности союзов и ассоциаций предпринимательства .

Деятельность малого предпринимательства должна быть ориентирована, главным образом, на местный рынок, на решение региональных проблем.

Местные органы власти и управления располагают административными и экономическими рычагами, а также средствами для регулирования предпринимательской деятельности. Практически все органы государственной власти на уровне республик, краев, областей и городов имеют подразделения по экономическому развитию. Главная их цель - способствовать в конкретном регионе развитию предпринимательства, росту производства перспективных товаров и услуг, имеющих спрос, созданию рабочих мест. Региональные органы государственной власти и управления должны определять направления поддержки малого предпринимательства в регионах, а также комплекс необходимых мероприятий, материально-технические и финансовые ресурсы для их реализации за счет местных источников.

В ряде регионов России разработаны и осуществляются целевые программы поддержки малого бизнеса при долевом участии средств местного бюджета .

Важным документом, направленным на стимулирование предпринимательства, является Постановление Правительства РФ от 01.01.01 г. «О сети региональных агентств поддержки малого бизнеса».

Правительство выделило 1,5 млрд. рублей на создание сети региональных агентств. Примерно столько же средств вложат регионы. Логическим завершением обучения в создаваемых центрах будет разработка предпринимателями бизнес-планов по выбранному направлению деятельности. Разработанные бизнес-планы будут оцениваться с точки зрения перспектив их дальнейшего кредитования крупными коммерческими банками , которые привлечены к учредительству центров.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги изучения основных направлений государственной поддержки малого предпринимательства, следует сделать следующие выводы.

Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства» принят десять лет назад - 14 июня 1995 г. Практика его применения показала, что необходимо более четко сформулировать полномочия органов местного самоуправления по управлению развитием малого предпринимательства в регионах РФ, определив его функции по разработке и проведению государственной политики в сфере малого бизнеса. Образование самостоятельного органа власти, осуществляющего координацию деятельности по развитию предпринимательства и созданию его инфраструктуры, что позволит сосредоточить внимание на этом важном участке рыночной экономики.

Однако результаты анализа, проведенные в работе свидетельствуют, что он не в полной мере осуществляется финансовое обеспечение федеральной политики в этом деле и плохо выполняет функции заказчика Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства. Причин тут немало. Одна из них - в последние три года на эти цели практически не выделяются средства из федерального бюджета и других источников, в частности, от продажи государственного имущества на конкурсах и аукционах.

Государственными и муниципальными фондами поддержки малого предпринимательства являются также фонды, в уставном капитале которых участие Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований составляет не менее 50%. В соответствии со ст. 118 ГК РФ имущество, переданное его учредителями, является собственностью фонда и используется для целей, определенных в уставе.

Фонды имеют право на предоставление субъектам малого Предпринимательства льготных кредитов, беспроцентных ссуд, краткосрочных займов без приобретения лицензии на банковскую деятельность. Основные задачи Фондов обозначены в п. 3 ст. 8 Закона от 01.01.01 г. Они довольно масштабны и требуют создания специальных хозяйственных обществ, поскольку здесь, как и во многих других случаях, необходимо осуществление предпринимательской деятельности. Возложение ее на некоммерческую организацию в большом объеме и по многим направлениям противоречит самой природе такой организации. Поскольку подавляющее число задач фондов сопряжено с осуществлением постоянной предпринимательской деятельности, постольку федеральный орган исполнительной власти по управлению малым предпринимательством должен иметь для исполнения своих полномочий широкую сеть государственных и иных коммерческих организаций . Подобным же образом в регионах должно строиться взаимодействие между государств енными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными, муниципальными и другими коммерческими организациями, в которых имеется государственное и муниципальное участие.

Связующим звеном между государственными и муниципальными органами, занимающимися развитием и поддержкой малого предпринимательства, и малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями должны стать их союзы (ассоциации). Созданные как общественные объединения , они могли бы обеспечить благоприятные условия для развития малого предпринимательства на местах, добросовестной конкуренции, коллективной защиты их интересов в органах государственной власти и местного самоуправления. Необходимо осуществлять реальную государственную поддержку союзам (ассоциациям) субъектов малого предпринимательства (предоставление помещений и средств связи на льготных условиях, привлечение к разработке проектов законов и иных правовых актов и т. д.).

Необходимо повсеместно создавать Советы по развитию малого предпринимательства, передав им ряд функций, которые сейчас возложены на фонды поддержки малого предпринимательства. На эти органы должны возлагаться функции управления организацией и координацией научных исследований, подготовкой и переподготовкой научных кадров в области малого предпринимательства, организацией сбора и обработкой правовой, патентно - лицензионной и иной информации и т. д. Вовлечение самих субъектов малого предпринимательства, их союзов и ассоциаций, возложение ряда государственных функций на Советы по развитию малого предпринимательства позволило бы постепенно осуществить переход от бюджетного финансирования к самофинансированию и саморазвитию.

В связи с реализацией одобренной Правительством РФ Концепции управления государственным имуществом и приватизации следовало бы осуществить инвентаризацию государственных предприятий и учреждений, коммерческих организаций, в которых доли (акции) принадлежат Российской Федерации, ее субъектам и которые имеют отношение к деятельности малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. Необходимо разработать комплекс мероприятий по созданию на базе неиспользуемого излишнего государственного и муниципального имущества, незавершенного строительства сети технопарков, лизинговых фирм, бизнес - инкубаторов, производственно - технологических центров и других объектов инфраструктуры, создаваемых в целях поддержки субъектов малого предпринимательства. В государственных программах среднесрочного и краткосрочного развития экономики России совместно с органом развития малого предпринимательства следует определять ориентиры развития малых предприятий, предполагаемые источники их финансирования.

Целесообразно резервировать для субъектов малого предпринимательства определенную долю заказов на производство и поставку продукции (товаров) и услуг для государственных нужд. Следует установить порядок их участия в размещении государственных заказов . Для повышения эффективности хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства и осуществления названного и других требований Закона от 01.01.01 г. необходимо иметь полный реестр малых предприятий и индивидуальных предпринимателей по всей России с учетом федеральных правил и норм законодательства субъектов Российской Федерации. Последние вправе в соответствии со своими полномочиями решать все вопросы в области поддержки малого предпринимательства, принимая дополнительные меры за счет собственных ресурсов.

Принятие Федерального закона от 9 июля 1999 г. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» заставляет по-новому взглянуть на проблему участия в этой сфере субъектов малого предпринимательства. Думается, заслуживает обсуждения вопрос о предоставлении иностранным инвесторам определенных налоговых льгот при создании и участии малых предприятий в определенных перспективных отраслях экономики, лизинговых компаниях. Подобный вариант правового регулирования иностранных инвестиций в экономику России является более предпочтительным, чем выступление ФФПМП в качестве гаранта по целевым иностранным кредитам , предоставляемым Российской Федерации на поддержку малого предпринимательства.

В обновленной редакции Закона от 01.01.01 г. желательно конкретизировать нормы федеральных законов об акционерных обществах , обществах с ограниченной ответственностью , установив особенности внесения иностранными инвесторами вкладов в уставные капиталы малых предприятий, порядка выхода иностранного участника из общества с ограниченной ответственностью и закрытого акционерного общества , их реорганизации и ликвидации. При установлении определенных гарантий для иностранных инвесторов организационно - правовая форма малого предприятия получит для них достаточную экономическую привлекательность.

Рассматривая направления взаимодействие органов местного самоуправления Кировской области и субъектов малого предпринимательства, необходима координация работы по подготовке предложений и проектов законодательных актов и иных нормативных документов по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства области, обеспечение согласованных действий региональных представительств и структур федеральных органов, региональных и местных органов власти в вопросах устранения административных барьеров при развитии предпринимательства, разработка мероприятий и механизмов устранения административных барьеров.

Целесообразно проводить анализ деятельность органов и ведомств , взаимодействующих с предпринимательскими структурами по вопросам устранения административных барьеров при развитии предпринимательства на территории Кировской области.

Взаимодействующим с предпринимателями органам местного самоуправления заслушивать отчеты руководителей органов и организаций, деятельность которых создает административные барьеры при развитии предпринимательства; запрашивать и получать от организаций, действующих на территории области, органов местного самоуправления необходимую для ее деятельности информацию, материалы и документы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. ФЗ РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 4.06.1995

2. Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на годы. - М., 2002.

3. Малый и крупный бизнес: тенденции становления и специфика функционирования // Экономист№4.-С. 45-54

4. Блинов предпринимательство: Теория и практика: Учеб. / - М.: ИТК "Дашков и К", 20с.

5. Развитие малого предпринимательства // Деньги и кредит№1 .-С.15-21.

6. Высоков бизнес: made in Russia. - Ростов-на-Дону, 2003.

7. , Горенбург предпринимательство и бизнес-коммуникации. – СПб: Изд. Дом «Бизнес-пресса», 2003.

8. Местные власти - стимуляторы малого бизнеса // Проблемы теории и практики управления. -2003. - №3. - С. 56-60.

9. О государственной поддержке малого бизнеса в России // ЭкономистN8.-С. 45-51

10. Организация предпринимательской деятельности: Учеб. пособие / Под ред. . - Ростов н/Д: Март, 20с.

11. Предпринимательство: Учеб. / Лапуста, М. Г., Поршнев, А. Г., Старостин, Ю. Л., Скамай, Л. Г. - М.: Инфра-М, 20с.

12. Развитие малого бизнеса // Экономика и жизнь№34 . - С.1-3.

13. Рагимов проблемы развития малого предпринимательства в России // Финансы№11.-С. 46-48

14. Социальные приоритеты поддержки малого предпринимательства / // Экономист№10.-С. 75-81

15. , Крутш бизнес и инфраструктура. Учебное пособие / Под научной ред. - СПб., Изд-во СПб УЭФ, 20с.

16. Современные тенденции развития малого предпринимательства в России // Вопросы экономики.- 2001. - №4.-С. 65-83

Введение …………………………………………………………..

Основы государственной поддержки малого бизнеса в России

Государственной поддержки малого бизнеса в наше время.

Формы и методы поддержки предпринимательства

Основные направления усиления государственной поддержки малого предпринимательства

Государственная поддержка на уровне субъектов Российской Федерации

Поддержка предпринимательства на муниципальном уровне

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТРУКТУРЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА

КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

НА 2002 — 2020 ГОДЫ

Список литературы

Введение

Малое предпринимательство — неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут эффективно развиваться. Малый бизнес осваивает новые сегменты рынка, решает проблемы самореализации граждан и занятости населения в сочетании с гарантированными налоговыми поступлениями в бюджеты всех уровней.

В мировой практике считается нормой государственное поощ­рение малого бизнеса в интересах нации. При этом задача государства не сводится к тому, чтобы на льготных условиях предоставлять мелким и средним фирмам фи­нансовые, технические и прочие ресурсы и поддерживать частную инициативу лю­бой ценой. Государство призвано в первую очередь создать такой правовой и эконо­мический климат, который позволит малому бизнесу не только удержаться на пла­ву, но и расти, набирать силу.

Повсюду: в Европе, Японии, США, странах Юго-Восточной Азии и Латин­ской Америки - мелкое и среднее предпринимательство находит все более широ­кую поддержку. Даже восточноевропейские державы с переходной экономикой уде­ляют особое внимание государственной поддержке малого бизнеса.

Масштабы развития малого бизнеса в России и его вклад в оздоровление экономики сегодня явно недостаточны. Одна из причин такого положения состоит в том, что не получила должного развития государственная поддержка предприятий малого бизнеса. Между тем эти предприятия, как наиболее неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке.

Цели государственной политики развития и поддержки малого предпринимательства:

1) обеспечение благоприятных условий устойчивого роста малого предпринимательства;

2) повышение конкурентоспособности и адаптационного потенциала субъектов малого бизнеса;

3) опережающее развитие сектора малого предпринимательства по сравнению с экономикой области и малым бизнесом страны в целом.

Развитие малого предпринимательства способствует ускорению социально-экономического развития области, обеспечению приемлемого уровня и качества жизни населения, снижению показателей бедности и безработицы, формированию массового среднего слоя (класса) в обществе.

1.Основы государственной поддержки малого бизнеса в России

Постановление Правительства РФ от 11 мая 1993 г. № 446 «О первоочеред­ных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» предусматривало целый комплекс первоочередных мер по стимулированию и государственной поддержке малых предприятий:

Освобождение от налогообложения прибыли, накопленной за определенный период и используемой для развития собственного производства;

Установление льготных ставок налога на прибыль малых предприятий в тре­тий и четвертый года работы с момента их регистрации;

Возмещение налога на добавленную стоимость, уплачиваемого малыми пред­приятиями поставщикам оборудования и иных основных средств;

Освобождение от налога на прибыль средств негосударственных юридических лиц, от подоходного налога- физических лиц, направляемых в Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции и аналогичные государственные фон­ды, создаваемые органами власти и управления субъектов РФ и органами местного самоуправления;

Предоставление льгот по налогообложению доходов коммерческих банков, выделяющих кредиты малым предприятиям производственного профиля;

Распространение на малые предприятия, образованные в результате выделе­ния (разделения) предприятий-монополистов, при условии их приватизации, льгот по налогообложению, установленных для вновь созданных малых предприятий;

Сохранение налоговых льгот для малых предприятий при их приватизации;

Уточнение порядка и срока взимания налога на прибыль и налога на добав­ленную стоимость для малых предприятий.

Кроме того, в постановлении были названы приоритетные с точки зрения ин­тересов государства виды деятельности:

Производство и переработка сельскохозяйственной продукции;

Производство продовольственных и промышленных товаров) товаров народ­ного потребления, лекарственных препаратов и медицинской техники;

Оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг;

Строительство объектов жилищного, производственного и социального на­значения;

Инновационная деятельность.

Постановление, по-видимому, сыграло положительную роль, поскольку в 1993 г. отмечался заметный рост числа малых предприятий во всех отраслях.

Установлено, что в первые два года работы не платят налог на прибыль вновь созданные малые предприятия, осуществляющие производство и переработку сельскохозяйственной продукции, производство продовольственных и промышленных товаров, товаров народного потребления, медицинской техни­ки, лекарственных средств, изделий медицинского назначения, технических средств профилактики инвалидности и реабилитации инвалидности, а также строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного на­значения при условии, что выручка от указанных видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации продукции. В третий и четвертый год работы указанные предприятия уплачивают налог на прибыль в размере соответ­ственно 25% и 50% от основной ставки, если выручка от перечисленных видов дея­тельности составляет 90% общей суммы выручки от реализации продукции.

Указом были уменьшены в 2 раза налоговые ставки для банков и страховых организаций, которые обслуживают преимущественно малые предприятия, занима­ющиеся указанными видами деятельности. Освобожденную от налогообложения прибыль предлагалось направлять в качестве добровольных взносов в Фонд под­держки малых предприятии и развития конкуренции.

В соответствии с указом малые предприятия были освобождены от внесения авансовых взносов по налогу на прибыль, а физические лица, занимающиеся пред­принимательской деятельностью без образования юридического лица, - от упла­ты НДС.

Надо признать, что поддержка предпринимательства требует больших затрат, а возможности государственного бюджета весьма ограничены, поэтому большие надежды возлагаются на отечественных и иностранных инвесторов, Федеральная программа предусматривает привлечение российских и зарубежных банков, а так­же других кредитно-финансовых организаций к финансированию под гарантии Правительства РФ.

Новый курс государственной поддержки малого предпринимательства в час­ти повышения инвестиционной активности базируется на следующих принципах:

Привлечение частных, в том числе иностранных, кредитов под государствен­ные гарантии, а также трансформация сбережений граждан в инвестиции при усло­вии корректировки налогового законодательства (уменьшение ставки налога на доходы физических лиц на сумму средств, направляемых в инвестиции);

Отмена всех существующих налоговых льгот, которые потворствуют нецеле­вому использованию средств и снижают ответственность за результаты хозяйствен­ной деятельности, и увеличение за счет этого бюджетных фондов инвестиционной поддержки малых предприятий;

Переход к экономическим (коммерческим) механизмам распределения средств федерального бюджета путем создания гарантийных фондов кредитования и финан­сового лизинга.

В настоящее время в 76 регионах РФ проекты программ поддержки мало­го бизнеса находятся в разных стадиях проработки, а более чем в 40 регионах они утверждены и проводятся в жизнь. Анализ этих документов и в первую очередь фе­деральной программы позволяет вскрыть ряд существенных недостатков, таких как:

Несогласованность, «нестыковка» элементов программ, в частности анали­тических разделов и блока практических мер;

Декларативность, расплывчатость поставленных задач;

Чрезмерная широта спектра планируемых мер, ведущая к распылению средств;

Нереалистичность, необоснованность ожидаемых конечных результатов (за­планированные на 1996 г. увеличение в 1, 5-2 раза числа малых предприятий и со­здание около 1 млн новых рабочих мест на деле обернулись падением первого по­казателя на 50 тыс. и второго на 2, 9 млн чел. по сравнению с 1995 г.).

Правовая база регулирования и поддержки малого бизнеса не исчерпывается вышеназванными законодательными и нормативными актами - были перечис­лены лишь основные. Особое место занимает в ней налоговое, арбитражное, тру­довое, уголовное законодательство.

Несомненно, положительную роль в становлении законного бизнеса должно сыграть введение с 1 января 1997 г. нового Уголовного Кодекса РФ и реализация на практике статей о наказании за экономические преступления.

До недав­него времени поддержка малого предпринимательства в России возлагалась на не­сколько министерств и ведомств: Минэкономики, Минфин, Миннауки, МВЭС, Мин­труд, ГКАП, ФСЗ, Госкомпром РФ и др., многие из которых и сегодня остаются основными исполнителями федеральных программ, для чего в этих органах госуправ­ления были созданы соответствующие подразделения (департаменты, отделы).

Система государственной поддержки малого бизнеса на федеральном уровне формировалась в значительной мере стихийно. Зачастую задачи, поставленные пе­ред ведомством, не отвечали его основным функциям, сфере деятельности и уровню ответственности и даже противоречили ведомственным интересам. Из-за плохой координации действий некоторые функции дублировались, а другие оставались бесхозными, а в итоге имело место распыление и без того скудных ресурсов. Остав­ляла желать лучшего достоверность циркулирующей в системе информации.

О необходимости образования специального государственного органа, кото­рый занимался бы исключительно поддержкой и регулированием малого предпри­нимательства, заговорили уже в первые годы «перестройки», однако, несмотря на отдельные попытки, ничего путного из этого не получалось.

Страницы: следующая →

1234567891011Смотреть все

  1. Малый бизнес в России , оценка его состояния

    Реферат >> Маркетинг

    … июня 1991г. Определены направления государственной поддержки малого бизнеса в России . Развитие малого бизнеса в стране. 6.Закон РСФСР «О налоге …

  2. Поддержка малого бизнеса (1)

    Дипломная работа >> Экономика

    поддержки малого бизнеса в России . К формам государственной поддержки малого поддержке малого бизнеса России – Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства. До этого времени вопросами поддержки малого бизнеса

  3. Проблемы развития малого бизнеса в России (3)

    Реферат >> Финансы

    … Областной и городской государственный фонд поддержки малого бизнеса Развитие малого предпринимательства в области рассматривается как неотъемлемый … . Среди них Сбербанк, Фонд поддержки малого бизнеса в России ЕБРР, Международный Московский банк, « …

  4. Проблемы и перспективы развития малого Бизнеса в России (2)

    Курсовая работа >> Экономика

    … изучение условий кредитования. 2.3 Фонд поддержки малого бизнеса ЕБРР Фонд поддержки малого бизнеса в России (RSBF) был создан Европейским …

  5. Государственная поддержка малого бизнеса (3)

    Курсовая работа >> Экономика

    … государственной поддержки малого бизнеса в России и в зарубежных странах 2.1 Прямая поддержка малого бизнеса Прямая поддержка малого бизнеса включает в себя бюджетные субсидии малому бизнесу в приоритетных …

Хочу больше похожих работ…

Финансирование бизнеса » Кредиты для ИП »

Помощь начинающим предпринимателям — реальные варианты поддержки

О поддержке молодых и не очень начинающих предпринимателей говорится очень много, все мы слышали о разнообразных федеральных программах по содействию организации малого бизнеса. В то же время, многие очень скептически относятся к подобным проектам.

На что же реально может рассчитывать молодой человек, который решил открыть свое дело? Постараемся разобраться.

Какую помощь может получить начинающий предприниматель?

Возможно несколько вариантов и направлений поддержки. Начнем с самого привлекательного и заманчивого - с грантов и субсидий.

Материальная помощь, займы и безвозмездные гранты - наиболее желанный вид помощи. По сути, есть два главных способа получить деньги, они актуальны для всей России.

60 тысяч на открытие бизнеса

Достаточно широко известная программа поддержки малого предпринимательства, точнее превращения из безработных в ИП. Выдают не 60 тысяч рублей, а 58800 - это годовой размер пособия по безработице. Эта программа абсолютно рабочая (неудивительно - сумма невелика, да и эти деньги по закону так и так выплачиваются безработным).

Чтобы получить эти деньги для открытия своего дела, нужно пройти ряд этапов. Кому-то они могут показаться утомительными и лишними, однако в такой ситуации есть и плюсы: а именно, дополнительные знания по организации дела.

Что нужно сделать, чтобы получить 60 тысяч для бизнеса?

Вот главные этапы:

1. Регистрация в местном центре занятости в качестве безработного, подтверждение этого статуса (в некоторых случаях приходится неоднократно ходить на собеседования, чтобы продемонстрировать, что вы ищите работу).

2. Подача заявления для участия в программе самозанятости населения. Дальнейшие этапы выполняются уже под наблюдением сотрудников центра занятости.

3. (Не во всех регионах) После заявления вы проходите короткое обучение - основы ведения бизнеса, а также психологическое тестирование, выявляющее склонность к самостоятельной занятости, частному предпринимательству.

4. Рассмотрение в специальной комиссии бизнес-плана.

Помощь малому бизнесу от государства: 4 варианта

В случае удовлетворительной оценки - можно считать грант полученным.

5. Регистрация ИП, стандартные процедуры.

6. После получения свидетельства о регистрации (обычно в течение месяца) на банковский счет поступают деньги - те самые 60 тысяч (точнее - 58800) рублей.

7. По истечении квартала вам необходимо предоставить отчет об использовании полученных денег.

Стоит ли обращаться за такими «подъемными»? Зависит от того, готовы ли вы ради этих денег проходить все бюрократические процедуры (разумеется, регистрироваться как ЧП нужно в любом случае) и считаете ли предполагаемое обучение полезным.

Гранты от региональных органов власти

Во многих регионах также регулярно проходит конкурс бизнес-проектов, победители конкурса имеют возможность получить безвозмездный грант размером уже посерьезнее - порядка 300 - 500 тысяч рублей. Конкуренция на таких конкурсах обычно весьма высока, но при серьезном подходе вполне можно войти в число победителей, особенно если приложить усилия для качественного оформления и презентации проекта, а также учесть, что максимальные шансы на победу имеют проекты, которые:

  • социально значимы;
  • предполагают использование средств гранта для приобретения ликвидных активов (станков, оборудования, автомобилей);
  • создают дополнительные рабочие места.

Нефинансовая поддержка

Помимо собственно денег на развитие дела, государственные структуры позволяют воспользоваться и другими их услугами. Так, уже создано немало бизнес-инкубаторов, которые могут предложить начинающим, например, следующее:

  • аренду помещений под офисы по льготной цене;
  • анализ и оценку проектов;
  • консультации по вопросам налогообложения и выбора организационно-правовой формы.

Причем получить помощь в таком бизнес-инкубаторе обычно достаточно просто - о них мало кто знает и поэтому обычно такие структуры работают с «недогрузом».

Таким образом, получить определенные услуги и средства от государства для начинающего бизнесмена вполне реально. Хотя, разумеется, объемы такой поддержки никогда не смогут сравниться с полноценными займами в банках. С другой стороны, поддержка инкубатора может стать дополнительным аргументом при рассмотрении банком вопроса выдавать или нет вам кредит.

Как государство поддерживает малый бизнес?

В России действуют три уровня программ помощи бизнеса: федеральные, региональные, муниципальные. У каждого уровня есть своя специфика и особенности.

Уровень программ

Сейчас предпринимателей все больше интересуют поддержка малого бизнеса в 2015 году по госпрограммам. Существует три уровня любой государственной программы поддержки: федеральный, региональный и муниципальный. При этом федеральная программа зачастую лишь описывает лишь порядок предоставления, а исполняется она на региональном уровне.

2. Государственная поддержка малого бизнеса в России

Более запутанная система с муниципалитетами. Там тоже существуют программы, полностью идентичные программам региона, но только денег на них у города нет. Программы софинансируются из регионального бюджета, тем самым получается двоякая ситуация. Можно попытаться получить поддержку на муниципальном уровне, не справиться с задачей, но получить ее на региональном уровне. Парадокс, который объясняется очень просто: на местном уровне гораздо выше коррупция в сфере распределения финансов. Обо всем этом мы расскажем немного ниже.

Если предпринимателю необходима финансовая помощь, которую может предоставить местный уровень, то лучше обратиться на уровень региона.

Если же компании необходимы средства, которые способен предоставить только регион, то имеет смысл обратиться на уровень федерации. В этом случае вопрос будет спущен «сверху» и решаться станет с особым вниманием.

Платить или не платить?

Любые программы распределяются на два подраздела: бесплатные и платные. Можно добавить еще и третий - условно-бесплатные, но это неофициальное обозначение. Бесплатные программы есть, и региональные правительства стараются их реализовывать. К ним относится информационно-консультативное сопровождение предпринимателей, различного вида субсидии, помощь начинающим предпринимателям, предоставление помещений и территорий для ведения хозяйственной деятельности, снижение налогов и налоговые каникулы. Платные формы подразумевают под собой то, что за полученную помощь предприниматель заплатит. К этим формам поддержки можно отнести льготные кредиты, осуществляемые через банки-партнеры, поручительство по кредитам, выдача микрозаймов в размере до миллиона рублей.

Несмотря на привлекательные условия для предпринимателей, микрозаймы не пользуются большой популярностью. Связано это с малым сроком возврата займа. Обернуть за один год миллион рублей способны компании с высоким оборотом. Для всех остальных ежемесячная выплата в 110 тысяч рублей может оказаться тяжелой ношей.

Схожее мнение высказывает Андрей Паранич, директор саморегулирующейся организации «МиР»:

Направления поддержки

Начало года ознаменовалось для экономики России тяжелыми экономическими санкциями, приведшими к росту цен на оборудование, удорожанию кредитов и общему спаду покупательской способности. В связи с этим основной упор государственной поддержки идет на начинающих предпринимателей. Вместо того чтобы помочь сохранить крупные, работающие производства, государство вкладывает деньги в появление новых предприятий. Это видно по примеру многих регионов, где суммы на субсидии по всем направлениям упали в несколько раз, оставив на прежнем уровне лишь субсидии начинающим предпринимателям.

Это можно объяснить простой математикой. Большому производству на 250 рабочих мест необходима финансовая помощь в размере нескольких десятков миллионов. В то же время для развития 50 малых предприятий, где трудится всего 5 человек, необходимо около 15 миллионов рублей. Общее количество рабочих мест равносильно крупному производству, а затраты меньше. Понятно, что и налоговые отчисления в бюджеты всех уровней от малых предприятий тоже меньше, но в кризис государство ставит перед собой целью снижение уровня безработицы, а не наполнение бюджета.

Конкурс на получение средств от города или области редко когда объявляют открыто. Начинается он внезапно, и успеть собрать за месяц все документы порой сложно. Чтобы не «пролететь», стоит заранее узнать в местной администрации сроки начала конкурса. Они определяются в начале года.

Президент Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин:

Это нужно учитывать при подаче заявки на субсидию в 2015 и 2016 годах. Быть может, предприниматель и будет достоин субсидии, но у региона просто не будет средств, чтобы выделить ему деньги.

Федеральные программы

Наименование

Описание

Контактные данные

Агентство кредитных гарантий

Предоставляет поручительство по кредитам в том случае, если у заемщика нет достаточного обеспечения. Разделяет кредитные риски с банками-партнерами. Взимает процент от суммы кредита за свои услуги.

Стоимость проекта не менее 50 млн. рублей, но не более 1 млрд. рублей

Официальный сайт: www.acgrf.ru

Обеспечивает предпринимателей и организации кредитами под выгодный процент через банки-партнеры и специальные организации: фонды поддержки бизнеса, лизинговые компании, микрофинансовые организации.

Наиболее распространенный продукт, осуществляемый через фонды поддержки бизнеса:

Микрозайм в размере до 1 млн. рублей сроком на 1 год под 10% годовых. В 2016 году планируется увеличение суммы до 3 млн. рублей, а срока до 3 лет.

Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере

Организует развитие малых предприятий в научно-технической сфере, оказывая прямую финансовую помощь, привлекая инвесторов в инновационный проект, обучая и подготавливая кадры для инновационного проекта.

Суммы грантов и иные условия различаются для каждой из программ, реализуемых Фондом.

сайт: http://www.fasie.ru

Региональные формы

От региона к региону условия, суммы и формы программ незначительно отличаются. Это связано в первую очередь с устойчивостью бюджета региона. В качестве примера рассмотрим формы господдержки малого и среднего бизнеса на примере Ростовской области. Для вашего региона основная структура будет схожей.

Наталья Ларионова, директор департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции минэкономразвития:

Информационные консультации предпринимателей

В основном различные структуры объясняют предпринимателям порядок взаимодействия с местной властью, рассказывая, на каких условиях ведется игра. Если бы все правила взаимодействия были прозрачны и открыты для каждого, то необходимость консультативной поддержки отпала бы сама собой.

Наименование структуры

Виды консультаций

Департамент инвестиций Ростовской области

Консультирует по всем вопросам, связанным с взаимодействием между бизнесом и властью.

Многофункциональный центр

Консультирует по вопросам приема документов направленных на взаимодействие с местной властью.

Общественные объединения предпринимателей

Аккумулируют общие знания по схожим направлениям: например, ассоциация перевозчиков, объединение рекламных агентств и прочее.

Уполномоченный по правам предпринимателей

Помогает в случае, если были нарушены права предпринимателей.

Торгово-промышленная палата

Организует взаимодействие между производствами региона и внешними партнерами.

Агентства поддержки малого и среднего бизнеса

Консультируют по вопросам ведения бизнеса и ключевым документам для получения финансовой поддержки.

Субсидии предпринимателям

Основное правило субсидии: сначала потрать свои деньги, а затем получи часть них от государства. Субсидии всегда предоставляются только после того, как предприниматель произвел какие-либо расходы. После получения субсидии предпринимателя будут постоянно контролировать, чтобы он потратил субсидию по назначению.

Наименование субсидии

Субсидии начинающим предпринимателям на возмещение части затрат по организации собственного дела

До 70% расходов на открытие своего дела, но не более 300 тысяч рублей.

Субсидии на возмещение части затрат на приобретение банковской гарантии или поручительства третьих лиц, страховых взносов

2/3 от суммы гарантии, но не более 150 тысяч рублей.

Субсидии на возмещение части стоимости подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, включая дистанционный формат

До 70% от затрат, но не более 30 тысяч рублей на одного работника.

Субсидии на возмещение части затрат по лизинговым платежам

2/3 от произведенных затрат, но не более 1 млн. рублей на одного предпринимателя.

Субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения части расходов по уплате процентов по кредитам (займам)

Не более 5 млн. рублей на одного субъекта малого и среднего предпринимательства.

Субсидии субъектам инновационной деятельности на возмещение части капитальных и (или) текущих затрат, связанных с производством инновационной продукции (товаров, работ, услуг)

До 70% от затрат, но не более 500 тысяч рублей на один субъект инновационной деятельности.

В каждом регионе условия и частные примеры субсидий различаются, но общее правило одно: субсидируются расходы на открытие дела, привлечение средств, обучение сотрудников, приобретение основного оборудование. Выделенная субсидия является целевой и расходуется только на дальнейшее развитие организации.

Подводные камни господдержки малого бизнеса

Государственная поддержка может стать тем камнем, который утянет бизнес на дно. Чтобы этого не произошло, необходимо четко понимать, что представляет из себя взаимодействие с государством.

  1. Для получения государственной поддержки необходим большой перечень документов. Ошибка в любом из них может привести к отказу в получении субсидии. Некоторые нечистые на руку чиновники берут деньги за то, чтобы пакет документов прошел согласование, даже несмотря на ошибки.
  2. Помощь осуществляется на конкурсной основе. Если даже у предпринимателя в порядке все документы, и он удовлетворяет условиям программы, не факт, что его поддержат.
  3. После получения средств предприниматель в течение года не имеет права уменьшать количество рабочих мест, ликвидировать организацию, уменьшать заработную плату. В противном случае его заставят вернуть всю сумму.
  4. Даже если конкурс проходил в начале года, финансовые средства предприниматель получит только в декабре. Что происходит с выделенными средствами в течение года - нетрудно догадаться, они вращаются в других проектах, зарабатывая проценты для тех, кто имеет доступ к перечислению средств.

Реальных примеров, когда государственная поддержка кардинально повлияла развитие предприятия немного, но они есть. Один из них в видео.

Возможно, вам будет интересно узнать, как происходит поддержка бизнеса в Москве.

Вопросы и ответы по теме

По материалу пока еще не задан ни один вопрос, у вас есть возможность сделать это первым

Государственная поддержка малого предпринимательства

В данной статье рассмотрены основные направления, способствующие активному развитию малого предпринимательства в регионах и меры его муниципальной поддержки. Проанализированы существующие актуальные программы региональной поддержки субъектов малого предпринимательства. Цель данного исследования состоит в обеспечении экономической устойчивости развития малого и среднего предпринимательства через механизм государственной муниципальной поддержки. В сложившихся экономических условиях первостепенной задачей становится создание системы, включающей федеральный и региональный уровень. Настоящая статья обобщает итоги реализации мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, а также формулирует предложения по «переформатированию» системы поддержки бизнеса с учетом текущей экономической ситуации и основных направлений государственной политики.

В связи с переходом России к рыночным отношениям хозяйствования, вопрос поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства становится особо актуальным. В 2017 году на развитие малого и среднего бизнеса в нашей стране было выделено в общей сумме 7,5 млрд., руб. Это было сделано в рамках госпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства». В список «дотационных» регионов вошли 82 субъекта РФ. Эти деньги были выделены из бюджета страны для финансово-экономической поддержки начинающих предпринимателей.

На рисунке 1 представлен объем финансирования государственной программы по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства.

Как видно из рисунка, объемы финансирования за последние годы имеют тенденцию к снижению. Малым предприятиям необходимо опираться, главным образом, на свои силы, собственные финансовые и материальные ресурсы. Однако, муниципальная поддержка субъектов малого предпринимательства также должна существовать посредствам дотаций, льготного кредитования, страхования, инвестирования и других мер поддержки. Это поможет создать стабильность в отношениях между органами местного самоуправления и малыми предприятиями.

Ниже представлены конкретные меры поддержки государства на региональном уровне, на которые может рассчитывать человек, открывший свой бизнес:

  • Субсидии от центра занятости;

Мало кто знает, что существует специальная программа Минэкономразвития по предоставлению субсидий малому и среднему предпринимательству на региональном уровне. В рамках этой программы центр занятости населения оказывает единовременную финансовую помощь в открытии собственного дела. Размер суммы составляет 58 800 руб., и она предоставляется на безвозмездной основе. Эта небольшая стартовая поддержка может быть направлена на компенсацию расходов на оплату госпошлин за госрегистрацию и за совершение нотариальных действий при госрегистрации, изготовление печатей и штампов, приобретение различных бланков (заявления о госрегистрации юрлица или ИП, трудовые книжки, личные медицинские книжки для работников и т.д.), услуги правового характера, консультации.

Виды и программы государственной поддержки малого бизнеса

Субсидия доступна гражданам, достигшим возраста 18 лет. Но, чтобы ее получить, им необходимо встать на учет в центр занятости, то есть иметь статус безработного и получать пособие.

Такую меру господдержки также оказывают региональные власти. Грант предоставляется начинающему предпринимателю в форме субсидии единовременно, на безвозвратной и безвозмездной основах. Максимальная сумма составляет 300 000 руб. Но в зависимости от региона условия получения грантов могут отличаться. Деньги выделяются тем, чьи заявки прошли конкурсный отбор. В числе критериев отбора - сфера деятельности бизнеса, размер выручки, количество рабочих мест и др. В 2017 году на особую поддержку государства могли рассчитывать начинающие фермеры. Размер гранта в рамках программы «Поддержка начинающих фермеров» может достигать до 3 млн руб. Также в прошлом году до 30 млн руб. выросли суммы грантов на развитие животноводческих ферм.

Основными мерами поддержки малого бизнеса, в первую очередь, должны стать:

  • развитие инфраструктуры муниципального образования;
  • финансовая и налоговая поддержка бизнеса;
  • устранение административных барьеров в сфере малого предпринимательства.

Для стимулирования развития предпринимательской деятельности в РФ в 2017 г. была разработана «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года». В Стратегии предусмотрены меры по выводу на новый качественный уровень существующих мер и инструментов поддержки малых и средних предприятий. Дальнейшее развитие и повышение эффективности деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства возможно на основе реализации целевых программ на федеральном и региональном уровнях.

Таким образом, особенности развития малого предпринимательства, прежде всего, определяются результатами муниципальной политики и предоставлением хозяйственных возможностей. Следовательно, переориентация на реальную поддержку малого предпринимательства в различных сферах деятельности обеспечит его устойчивое развитие.

Малый бизнес имеет большое значение в рыночной экономике, рядом преимуществ обладают страны с высоко развитой экономикой, на высокие показатели других стран обращают внимание ученые, что приводит к выявлению проблем развития малого предпринимательства в России.

В интересах государства заключается стимулировании предпринимательской активности, с помощью осуществления программ развития малого бизнеса. Развитие малого бизнеса приведет к увеличению рыночной экономики.

Развивая малый бизнес можно решать ряд проблем, повысить эффективность производства, занятость населения, стимулируя развитие конкуренции, обеспечивая внедрение инвестиций в инновационную деятельность, с помощью усовершенствования государственной и муниципальной политике. Малый бизнес нуждается в государственной поддержке, это необходимо для развития экономики страны, а также международного престижа. Увеличение малого бизнеса приведет к увеличению доли валового внутреннего продукта, валового регионального продукта, а также дохода от налоговых сборов в федеральные, региональные и местные бюджеты.

Малый и средний бизнес существенно вырос за последние время. По данным Министерства экономического развития, можно сказать, что малые и средние предприятий в основном осуществляет деятельность в сфере услуг, общественного питания, не большая часть в строительстве, и небольшая часть предприятий задействовано в развитии инновационной деятельности, сфере медицины.

Основываясь на практике государств с развитой рыночной экономикой, авторы отмечают значимую роль малого предпринимательства, что постепенное формирование малого предпринимательства является важным условием эффективного решения возникающих проблем: развития конкурентоспособных культурных рыночных взаимоотношений, содействует наилучшему удовлетворению потребностей общества в товарах и способствует структурному изменению экономики.

Малое предпринимательство придает экономике эластичность, мобильность, подвижности; привлечения собственных средств населения с целью формирования производства. Государственная политика в взаимоотношениях с предпринимательской деятельностью способна быть успешной лишь в том случае, если её тенденции сходятся с внутренним элементам формирования самого предпринимательства. Поддержка со стороны государства в главную очередь проявляется в поддержке процесса саморазвития бизнеса, направленная в ослабление либо предотвращение преград с целью саморазвития, используя обширный комплекта инструментов и стимулов в достижении общих социально-экономических целей .

В основе государственного регулирования и поддержки малого бизнеса применяются законодательно правовая и финансовая база. Государство создает необходимые для предпринимателей инфраструктуры, которые оказывают предпринимателям необходимые услуги для реализации проектов. Государство способствует развитию консультационных фирм, а также включает в себя подготовку кадров нужной квалификации.

Роль государства как участника предпринимательского процесса выражается в различных ситуационных условиях развития малого бизнеса. Государство способно замедлять развитие предпринимательства, есть ли существует неблагоприятная обстановка для осуществления предпринимательской деятельности. Способен стимулировать предпринимательство путем предоставления льгот, субсидий, государственных заказов, является ускорителем предпринимательского процесса, привлекая новых экономических агентов.

Государственные и муниципальные программы поддержки малого предпринимательства включают в себя различные мероприятия (табл.4).

Таблица - 4 Государственные и муниципальные мероприятия поддержки малого предпринимательства

Перечень мер принимаемых в государственных и муниципальных программах поддержки малого предпринимательства

Их составляющее

Мероприятия по развитию инфраструктуры

Формирования и поддержки малого предпринимательства на федеративном, областном и районном уровне.

Мероприятия по вовлечению социально не защищенных слоев населения

Инвалидов, женщин, молодого поколения, уволенных в отставку военнослужащих, безработных, беженцев и вынужденных переселенцев, лиц, вернувшихся из мест заключения.

Мероприятия по обеспечению предоставления итогов учено - экспериментальных, экспериментально-конструкторских и научно-технических трудов, инновационных проектов

Стимулирование инновационных проектов

Мероприятия по предоставлению субъектам малого предпринимательства не завершенных строительством и пустующих объектов

Невыгодные и бесприбыльные компании на льготных условиях

Меры по предоставлению возможности для первоочередного выкупа арендуемых ими объектов недвижимости с учетом вложенных в них средств

Общее описание без адресной направленности

Финансовое предоставление муниципальных и городских проектов помощи малого предпринимательства осуществляется каждый год за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов, и иных источников, в соответствие с Федеральным законом . Объем ежегодно выделяемых средств указывается в расходной части федерального бюджета отдельной строкой по представлению Правительства Российской Федерации. Общественные организации и компании различных организационно - правовых форм собственности, имеют право самостоятельно создавать и осуществлять проекты поддержки малого предпринимательства, создавать фонды его поддержки, а также вносить предложения в органы исполнительной власти о введении созданных планов в программы поддержки малого предпринимательства.

В основу государственной поддержки входит финансовая помощь только что вступивших либо вступающих в сферу деловой активности предпринимателей, с этой целью выполнения сформированных специализированных программ поддержки предпринимателей, в которых также предусматриваются мероприятия по льготному кредитованию, налогообложению. Государственные органы заинтересованы защищать интересы малого предпринимательства, с целью выполнения запланированных государственных программ .

Государственная поддержка предпринимательства удерживается макроэкономическими критериями. Основные события данных программ ориентированы, в первую очередь на решение ограничивающих условий формирования предпринимательства, как:

недостаточная организация налогообложения;

непостоянность экономного финансирования федеральных и областных проектов помощи предпринимательства;

неразвитость механизмов финансово - кредитной поддержки и страхования рисков; недостаток элементов самофинансирования;

ограничение доступа малых предприятий к производственным мощностям и имуществу реструктуризируемых компаний;

отсутствие надежной общественной безопасности и защищённости бизнесменов;

организационные проблемы взаимодействия малого бизнеса с рынком и с государственными структурами;

административные барьеры.

В качестве поддержки малого предпринимательства включена компенсация кредитным организациям полностью или частично недополученные ими доходы при кредитовании субъектов малого предпринимательства на льготных условиях. Требование компенсации формируются соглашением между кредитной организацией и соответствующим фондом поддержки. Помимо этого, предоставляется покрытие убытков страховым учреждениям целиком либо отчасти не полностью недополученных при страховании дохода. Требование компенсации формируются соглашением между страховой организацией и фондом поддержки малого предпринимательства. Предоставление роли субъектов малого предпринимательства выполнения правительственного заказа в виде производства товаров (услуг) с целью муниципальных потребностей. Заключается государственный договор на закупку и поставку продукта, товаров (услуг) должны размещать у субъектов малого предпринимательства не меньше 15% от общего объема поставок для государственных нужд данного вида продукции на основе конкурсов на поставки, проводимых между субъектами малого предпринимательства .

Минэкономразвития РФ реализует комплекс мероприятий включая следующие направления:

создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнес - инкубаторов);

поддержка субъектов малого предпринимательства, производящих и реализующих товары, предназначенные для экспорта;

улучшение концепции кредитования субъектов малого предпринимательства;

развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий в научно-технической сфере;

поддержка региональных программ развития малого и среднего предпринимательства.

а) Механизмы нормативно-правового регулирования. Основным нормативным актом является Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" . В законе основная роль отводится региональным программам развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

б) Механизмы финансовой поддержки. Государственная финансовая поддержка малого предпринимательства применяется согласно Постановлению Правительства РФ "Об условиях и порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства" .

в) Механизмы имущественной поддержки. Имущественная поддержка оказывается органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде передачи во владение или пользование государственного, или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, транспортных средств, инвентаря, инструментов: на возмездной основе, на безвозмездной основе, на льготных условиях.

г) Механизмы предоставления инфраструктурных услуг. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства подразумевает следующее:

формирование системы коммерческих и некоммерческих организаций, которые осуществляют свою деятельность в качестве поставщиков в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

создание центров и агентств по развитию предпринимательства, фондов содействия кредитованию, акционерных инвестиционных фондов и закрытый паевых инвестиционных фондов, привлекающих инвестиции для субъектов малого предпринимательства .

В качестве поддержки малого предпринимательства в 2015 года вступил закон с внесенными поправками, включающий в себя право для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей на неуплату установленных налоговых ставок, качестве выбирают системы налогообложения УСН или ПСН, в течение двух лет, в зависимости от региона в котором осуществляется деятельность, а также в сферах деятельности, кроме производственных, социальных, научных, а также данные поправки не будут относиться к предприятиям, превышающим численность сотрудников .

Государство предоставляет также перечень различных субсидий малому и среднему бизнесу:

субсидирование из краевого бюджета части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства;

субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях, понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства;

субсидирование части затрат субъектов малого предпринимательства на ранней стадии их деятельности в части приобретения основных фондов и нематериальных активов;

субсидирование возмещение части затрат в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

субсидирование экономического развития инновационной деятельности .

Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства (ОАО "МСП Банк") реализует программы финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства. Основными задачами Банка является, предоставить равные возможности доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к доступным и долгосрочным финансовым ресурсам на всей территории Российской Федерации, в том числе в регионах со сложной социально - экономической ситуацией и моногородах. А также обеспечить предельно обширный спектра форм и методов поддержки МСП через банки-партнеры и различные виды организаций инфраструктуры .

В 2014 году была создана национальной системы гарантийных организаций, ядром которой считается открытое акционерное общество "Небанковская депозитно-кредитная организация "Агентство кредитных гарантий", созданное в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 г. № 740-р.

Уставной фонд Агентства составляет 50 млрд. руб. Единственным учредителем и акционером выступает Российская Федерация в лице Росимущества, полномочия акционера осуществляет Минэкономразвития России.

Основными тенденциями работы учреждения считаются:

обеспечение "контргарантий", в рамках которого Агентство выступает гарантом вместе с областными гарантийными организациями при кредитовании проектов в неторговом секторе стоимостью от 50 млн. руб. до 1 млрд. руб.;

предоставление прямых гарантий субъектам МСП.

Применение механизма "контргарантий" дает возможность использовать источник региональных гарантийных организаций и увеличить объемы кредитования субъектов МСП, в том числе за счет разработки общих условий и стандартов деятельности региональных гарантийных организаций и расширение их возможностей по предоставлению поручительств, а также оказание методической поддержки по их внедрению. Формирование общих условий к региональным гарантийным организациям, процедурам предоставления гарантий предоставит возможность облегчить и удешевить процесс предоставления кредитов под поручительства региональных гарантийных организаций .



Поделиться