Невербальная коммуникация играет большую роль в общении. Роль невербальных средств в межличностном общении

Невербальная коммуникация предполагает включение в процесс общения не речевых, а иных средств взаимодействия индивидов между собой. Ее можно условно разделить на три большие группы средств сообщения:

1) движения тела;

2) вокабулярная характеристика речи (скорость, уровень высоты, ритмика, громкость);

3) использование в общении объектов вещного мира (например, цветы в качестве сообщения о влюбленности или уважении).

В отличие от словесного сообщения, с помощью большинства невербальных знаков значительно легче выразить оттенки эмоций.

Функции невербального общения

Психологи определяют три основных функции невербального взаимодействия, в ходе которых она сопровождает вербальный контакт:

1) дополнение (в том числе, усиление и повторение вербального посыла);

2) опровержение словесных сообщений;

3) регуляция взаимодействия.

Так, дополнение свидетельствует о том, что невербальное послание расцвечивает речь, придает ей выразительности, вносит уточнения или помогает лучше понять ее содержание (один человек сообщает другому, что очень рад его встретить, и при этом обнимает – осуществляется усиление эмоции).

Опровержение указывает на противоречие невербального посыла вербальному. Например, в ответ на вопросительную фразу: «Вам нравится?» оппонент смущенно улыбается, отводит взгляд и произносит: «В целом — да». Его невербальные проявления в данный момент говорят о том, что ответ «да» не полностью правдив. Невербальное сообщение чаще всего спонтанно и менее управляемо сознанием.

Следовательно, оно в большей мере аутентично. При расхождении смысловой или эмоциональной направленности невербальных и вербальных сигналов искать истину следует в первых.

Замещение – это использование средств невербальной коммуникации взамен словесной (например, в очень шумном помещении один человек не словами, а взглядом и жестами зовет к себе другого).

Регулирование – это употребление возможностей невербальных взаимодействий, разных невербальных знаковых символов для регуляции коммуникации между индивидами (повороты головы и корпуса, касания, высота и тон голоса собеседника и т.д.).

Невербальное сообщение как коммуникативная единица

Невербальные сообщения – это своеобразные индикаторы эмоциональных состояний, «маяк» отношения индивида к окружающим его людям. В любой ситуации всегда присутствует невербальное отношение, выраженное в большей или меньшей степени.

Невербальная коммуникация в межличностном сообщении осуществляется по четырем основным каналам:

1. Коммуникация акустическая – посредством звуков. Она подразделяется на :

Экстралингвистику (вздохи, интонационные паузы, покашливание, варианты смеха, плач);

2. Оптическая коммуникация (или кинесика) – общение посредством изменения жестов, мимического «рисунка», разнообразных выражений глаз и лица в целом. Она предполагает:

- «говорящие» движения (контакт, устанавливаемый взглядом, различные позы и жесты);

Физиогномику (характерные изменения лица и тела, основанные на анатомическом строении тела человека).

3. Тактильно-кинестетическая коммуникация – взаимодействие посредством прикосновений. Данное общение называют еще такесикой, предполагающей похлопывающие и поглаживающие жесты, пожатие рук, поцелуи и т.п.

4. Ольфокторная коммуникация, основанная на межличностном взаимодействии при помощи запахов (запах духов, одеколона и т.д.).

Перечисленные виды невербального взаимодействия между индивидами, разумеется, не изолированы один от другого. Они находятся в непрерывном взаимодействии, иногда один вид дополняет другой, а порой они вступают в противоречие.

Чтобы понять истинный эмоциональный настрой собеседника, необходимо внимательно воспринимать все посылаемые им невербальные сообщения и в зависимости от контекста определить доминирующее среди них.

Роль невербальных средств

в процессе делового общения

Методическое сообщение

Выполнила:
преподаватель

по классу фортепиано
Трунова Э.Ф.

Починок - 2015

Все средства общения делятся на две большие группы: вербальные (словесные) и невербальные. На первый взгляд может показаться, что невербальные средства не столь важны, как словесные. Но это далеко не так. А. Пиз в своей книге "Язык телодвижений" приводит данные, полученные А. Мейерабианом, согласно которым передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7%, звуковых средств (включая тон голоса, интонации звука) - на 38%, а за счет невербальных средств - на 55%.

К таким же выводам пришел и профессор Бердвиссл, который установил, что словесное общение в беседе занимает менее 35%, а более 65% информации передается с помощью невербальных средств.

Между вербальными и невербальными средствами общения существует своеобразное разделение функций: по словесному каналу передается чистая информация, а по вербальному - отношение к партнеру по общению.

Невербальное поведение человека неразрывно связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения. В процессе общения невербальное поведение выступает объектом истолкования не само по себе, а как показатель скрытых для непосредственного наблюдения индивидуально-психологических и социально-психологических характеристик личности. На основе невербального поведения раскрывается внутренний мир личности, осуществляется формирование психического содержания общения и совместной деятельности. Люди довольно быстро научаются приспосабливать свое вербальное поведение к изменяющимся обстоятельствам, но язык тела оказывается менее пластичным.

В социально-психологических исследованиях разработаны различные классификации невербальных средств общения, к которым относят все движения тела, интонационные характеристики голоса, тактильное воздействие, пространственную организацию общения.

Рассмотрим кратко основные невербальные средства общения. Наиболее значимые невербальные средства - кинестичекие - зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К относятся выразительные движения, проявляющиеся в позе, месте, взгляде, походке. Особая роль в передаче информации отводится мимике - движениям мышц лица, которую недаром называют зеркалом души. Исследования, к примеру, показали, что при неподвижном или невидимом лице лектора теряется до 10-15% информации. Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении шести основных эмоциональных состояний (гнева, радости, страха, страдания, удивления и отвращения) все движения мышц лица координированы.

Невербальные средства общения

Кинестика

Просодика и

экстралингвистика

Такесика

Проксемика

Экспрессивно - выразительные движения

Визуальный контакт (взгляд)

Интонация

Громкость

Рукопожатие

Поцелуй

Ориентация

Дистанция

Поза

Направление движения

Тембр

Похлопывание

Жест

Длинна паузы

Пауза

Мимика

Частота контакта

Вздох

Походка

Смех

Плач

Кашель

Исследования психологов показали, что все люди независимо от национальности и культуры, в которой они выросли, с достаточной точностью и согласованностью интерпретируют эти мимические конфигурации как выражение соответствующих эмоций. И хотя каждая мина является конфигурацией всего лица, тем не менее основную информативную нагрузку несут брови и область вокруг рта (губы). Так, испытуемым предъявлялись рисунки лиц, где варьировались только положение бровей и губ. Согласованность оценок испытуемых была очень велика - опознание эмоций было почти стопроцентным. Лучше всего опознаются эмоции радости, удивления, отвращения, гнева, сложнее - эмоции печали и страха.

С мимикой очень тесно связаны взгляд, или визуальный контакт, составляющий исключительно важную часть общения. Общаясь, люди стремятся к обоюдности и испытывают дискомфорт, если мимика отсутствует.

Американскими психологами Р. Экслайном и Л. Винтерсом было показано, что взгляд связан с процессом формирования высказывания и трудностью этого процесса. Когда человек только формирует мысль, он чаще всего смотрит в сторону ("в пространство"), когда мысль полностью готова, - на собеседника. Если речь идет о сложных вещах, на собеседника смотрят меньше, когда трудность преодолевается, - больше. Вообще же тот, кто в данный момент говорит, меньше смотрим на партнера - только чтобы проверить его реакцию и заинтересованность. Слушающий же больше смотрит в сторону говорящего и "посылает" ему сигналы обратной связи.

Визуальный контакт свидетельствует о расположенности к общению. Можно сказать, что если на нас смотрят мало, то мы имеем все основания полагать, что к нам или к тому, что мы говорим и делаем, относятся плохо, а если слишком много, то это либо род вызова нам, либо хорошее к нам отношение.

С помощью глаз передаются самые точные сигналы о состоянии человека, поскольку расширение и сужение зрачков не поддается сознательному контролю. При постоянном освещении зрачки могут расширяться или сужаться в зависимости от настроения. Если человек возбужден или заинтересован чем-то или находится в приподнятом настроении, его зрачки расширяются в четыре раза против нормального состояния. Наоборот, сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться. Таким образом, не только лицевая экспрессия несет информацию о человеке, но и его взгляд. Хотя лицо, по общему мнению, является главным источником информации о психологических состояниях человека, оно во многих ситуациях гораздо менее информативно, чем его тело, поскольку мимические выражения лица сознательно контролируются во много раз лучше, чем движения тела.

При определенных обстоятельствах, когда человек, например, хочет скрыть свои чувства или передает заведомо ложную информацию, лицо становится малоинформативным, а тело - главным источником информации для партнера. Поэтому в общении важно знать, какую информацию можно получить, если перенести фокус наблюдения с лица человека на его тело и его движения, так как жесты, позы, стиль экспрессивного поведения содержат очень много информации.

Информацию несут такие движения человеческого тела, как поза, жест, походка. Поза - это положение человеческого тела, типичное для данной культуры, элементарная единица пространственного поведения человека. Общее количество различных устойчивых положений, которые способны принять человеческое тело, около 1000. Из них в силу культурной традиции каждого народа некоторые позы запрещаются, а другие - закрепляются. Поза наглядно показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденные позы, чем их подчиненные.

Одним из первых указал на роль человека как одного из невербальных средств общения психолог А.Шефлен. В дальнейших исследованиях, проведенных В.Шюбцем, было выявлено, что главное смысловое содержание позы состоит в размещении индивидом своего тела по отношению к собеседнику. Это размещение свидетельствует либо о закрытости, либо о расположенности к общению.

Показано, что "закрытые" позы (когда человек как-то пытается закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в пространстве; "наполеоновская" поза стоя: руки, скрещенные на груди, и сидя: обе руки упираются в подбородок и т.п.) воспринимаются как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики. "Открытые" же позы (стоя: руки раскрыты ладонями вверх, сидя: руки раскинуты, ноги вытянуты) воспринимаются как позы доверия, согласия, "доброжелательности, психологического комфорта.

Есть ясно читаемые позы раздумья (поза роденовского мыслителя), позы критической оценки (рука под подбородком, указательный палец вытянут к виску). Известно, что если человек заинтересован в общении, он будет ориентироваться на собеседника и наклоняться в его сторону, если не очень заинтересован, наоборот, ориентироваться в сторону и откидываться назад. Человек, желающий заявить о себе, "поставить себя", будет стоять прямо, в напряженном состоянии, с развернутыми плечами, иногда упершись руками в бедра; человек же, которому не нужно подчеркивать свой статус и положение, будет расслаблен, спокоен, находиться в свободной непринужденной позе.

Практически все люди умеют хорошо "читать" позы, хотя, конечно, далеко не всегда понимают, как они это делают. Так же легко, как и поза, может быть понято и значение жестов, тех разнообразных движений руками и головой, смысл которых понятен для общающихся сторон.

О той информации, которую несет жестикуляция, известно довольно много. Прежде всего важно количество жестикуляции. Как бы ни отличались разные культуры, везде вместе с возрастанием эмоциональной возбужденности человека, его взволнованности растет интенсивность жестикуляции, как и при желании достичь более полного понимания между партнерами, особенно если оно почему-то затруднено.

Конкретный смысл отдельных жестов различен в разных культурах. Однако во всех культурах есть сходные жесты, среди которых можно выделить:

    коммуникативные (жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запретов, удовлетворительные, отрицательные, вопросительные и т.д.);

    модальные, т.е. выражающие оценку и отношение (жесты одобрения неудовлетворения, доверия и недоверия, растерянности и т.п.);

    описательные жесты, имеющие смысл только в контексте речевого высказывания.

В процессе общения не нужно забывать о конгруэнтности, т.е. совпадении жестов и речевых высказываний. Речевые высказывания и жесты, их сопровождающие, должны совпадать. Противоречие между жестами и смыслом высказываний является сигналом лжи.

И наконец, походка человека, т.е. стиль передвижения, по которой довольно легко можно распознать его эмоциональное состояние. Так, в исследованиях психологов испытуемые с большой точностью узнавали по походке такие эмоции, как гнев, страдание, гордость, счастье. Причем, оказалось, что самая тяжёлая походка при гневе, самая легкая - при радости, вялая, угнетенная походка - при страданиях, самая большая длина шага- при гордости.

С попытками найти связь между походкой и качеством личности дело обстоит сложнее. Выводы о том, что может выражать походка, делаются на основе сопоставления физических характеристик походки и качеств личности, выявленных с помощью тестов.

Следующие виды невербальных средств общения связаны с голосом, характеристики которого создают образ человека, способствуют распознанию его состояний, выявлению психической индивидуальности.

Просодика - это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения.

Экстралингвистическая система - это включение в речь пауз, а также различного рода психофизиологических проявлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха и т.д. Просодическими и экстралингвистическими средствами регулируется поток речи, экономятся языковые средства общения, они дополняют, замещают и предвосхищают речевые высказывания, выражают эмоциональные состояния. Энтузиазм, радость и недоверие обычно передаются высоким голосом, гнев и страх - тоже довольно высоким голосом, но в более широком диапазоне тональности, силы и высоты звуков, горе, печаль, усталость обычно передают мягким и приглушенным голосом с понижением интонации к концу фразы. Скорость речи также отражает чувства: быстрая речь - взволнованность или обеспокоенность; медленная речь свидетельствует об угнетенном состоянии, горе, высокомерии или усталости.

Итак, нужно уметь не только слушать, но и слышать интонационный строй речи, оценивать силу и тон голоса, скорость речи, которые практически позволяют выражать наши чувства, мысли, волевые устремления не только наряду со словом, но и помимо него, а иногда и вопреки ему.

Более того, хорошо подготовленный человек может по голосу определить, какое движение совершается в момент произнесения той или иной фразы, и наоборот, наблюдая за жестами в ходе речи, можно определить, каким голосом говорит человек. Поэтому не нужно забывать, что иногда жесты и движения могут противоречить тому, что сообщает голос. Следовательно, необходимо контролировать данный процесс и синхронизировать его.

К такесическам средствам общения относятся динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя. Доказано, что динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции, а не просто сентиментальной подробностью человеческого общения. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами. Среди них особую силу имеют статус партнеров, возраст, пол, степень их знакомства.

Рукопожатия, например, делятся на три типа: доминирующее (рука сверху, ладонь развернута вниз), покорное (рука снизу, ладонь развернута вверх) и равноправное.

Такой такесический элемент, как похлопывание по плечу, возможен при условии близких отношений, равенства социального положения общающихся.

Такесические средства общения в большей мере, чем другие невербальные средства, выполняют в общении функции индикатора статусно - ролевых отношений, символа степени близости общающихся Неадекватное использование личностью такесических средств может привести к конфликтам в общении.

Общение всегда пространственно организовано. Одним из первых пространственную структуру общения стал изучать американский антрополог Э.Холл, который ввел сам термин "проксемика", буквальный перевод которого означает "близость". К проксемическим характеристикам относятся ориентация партнеров в момент общения и дистанция между ними. На проксемические характеристики общения прямое влияние оказывают культурные и национальные факторы.

Э. Холл описал нормы приближения человека к человеку - дистанции, характерные для североамериканской культуры. Эти нормы определены четырьмя расстояниями:

    интимное расстояние (от 0 до 45 см) - общение самых близких людей;

    персональное (от 45 до 120 см) - общение со знакомыми людьми;

    социальное (от 120 до 400 см) - предпочтительно при общении с чужими людьми и при официальном общении;

    публичное (от 400 до 750 см) - при выступлении перед различными аудиториями.

Нарушение оптимальной дистанции общения воспринимается негативно.

Ориентация и угол общения - проксемические компоненты невербальной системы. Ориентация, выражаемая в повороте тела и носка ноги в направлении партнера или в сторону от него, сигнализирует о направлении мыслей.

Позиции общающихся сторон за столом определяются характером общения:

    Если общение носит сопернический или оборонительный характер, то люди садятся напротив;

    при обычной дружеской беседе - занимают угловую позицию;

    при кооперативном поведении - занимают по зицию делового взаимодействия одной стороны стола; независимая позиция выражается в расположении по диагонали.

Следует отметить, что невербальное поведение личности полифункционально:

    создает образ партнера по общению;

    выражает взаимоотношения партнеров по общению, формирует эти отношения;

    является индикатором актуальных психических состояний личности;

    выступает в роли уточнения, изменения понимания вербального сообщения, усиливает эмоциональную насыщенность сказанного;

    поддерживает оптимальный уровень психологической близости между общающимися;

    выступает в качестве показателя статусно - ролевых отношений.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru//

Размещено на http://www.allbest.ru//

ВВЕДЕНИЕ

Неотъемлемой составляющей взаимодействия людей в группе является взаимное влияние друг на друга участников процесса коммуникации вне зависимости от ее целей и направленности, причем влияние это оказывается как при помощи вербальных, так и невербальных средств.

Главной составляющей межличностного общения людей является их взаимовлияние в процессе коммуникации. Ведь при взаимодействии людей в группе участники влияют друг на друга, для каждого очень важно установить контакт с собеседником, достичь определенной цели в процессе общения: получение информации, удовлетворение психической потребности в коммуникации, побуждение партнера к действию и т. д. Без сомнения, знание законов эффективного общения значительно облегчает взаимодействие между людьми. Однако необходимо учесть тот факт, что межличностное общение не ограничивается одними только словами, оно включает в себя множество невербальных сигналов, которые могут повысить или снизить симпатию к собеседнику. Поэтому для создания целостного образа о процессе общения необходимо учитывать невербальные способы взаимодействия собеседников.

Мы очень часто обращаемся к невербальному способу передачи информации, общаясь с друзьями, родственниками, деловыми партнерами, и с теми, с кем лишь на мгновение сталкивает нас повседневная жизнь. Оно во многом определяет как нашу реакцию на окружающих, так и их отношение к нам. Невербальный компонент общения играет существенную роль в процессе общения, поскольку известно, что средства невербальной коммуникации (жесты, мимика, поза, взгляд, дистанция) являются в некоторых случаях более выразительными и действенными, чем слова. Они помогают выявить такой существенный параметр коммуникативного процесса как намерение его участников, истинные чувства и мысли собеседника, влиять на него. Вместе с вербальной системой коммуникаций эти системы обеспечивают обмен информацией, который необходим людям для организации совместной деятельности. Невербальные средства коммуникации помогают людям ориентироваться в различных социальных ситуациях и регулировать свое поведение, глубже понимать друг друга и соответственно строить свои отношения.

Известно, что мимика, жесты как элементы невербального поведения личности являются одной из первых визуальных, знаковых систем, усваиваемых в онтогенезе. Наиболее веским аргументом в пользу приоритета невербального языка над вербальным служат результаты, свидетельствующие об интернациональном характере основных мимических картин, поз, наборов жестов, а также данные о чертах жестикуляции и мимики, которые выступают генетическими признаками человека, например, врожденные способы выражения эмоций. При межличностном взаимодействии обязательно будет разворачиваться познание одной личности другой, будет проявляться и изменяться отношение, иметь место обращение друг к другу.

Общение представляет особенную ценность для каждого человека, как уникального и неповторимого существа. Сейчас на страницах психолого-педагогической литературы большое внимание уделяется проблеме общения. Одним из аспектов этой проблемы является изучение невербального компонента. Интерпретация невербальных аспектов межличностного общения имеет многовековую историю. К ней в разное время обращались философы, психологи, медики, лингвисты, искусствоведы. На протяжении тысячелетий проблема невербального общения обрастала научными и псевдонаучными фактами. Однако подробно она стала разрабатываться лишь в последние десятилетия (начиная с 60-х гг. в работах И.Н. Горелова, М. Кричли, В.А. Лабунской, А.А. Леонтьева, Ч. Морриса, А. Пиза, Дж. Фаста и др.).

Исследования межличностного общения учеными выявили интересные факты. Так Рей Бердвистел учёный-антрополог, специализировавшийся на изучении выражений лица и жестов, обнаружил следующую закономерность: на долю общения посредством слов приходится менее 30% передаваемой информации, а более 60% передается невербально. Другой исследователь, психолог, Альберт Мейерабиан установил, что 7% информации любого сообщения передается вербально, 38% вокально, а именно тоном голоса, ударением и артикуляцией, и более 50% невербальными сигналами.

Данные исследования говорят нам о том, что роль невербальных средствв общении очень высока. Поэтому, на наш взгляд, формирование умений и навыков интерпретации невербальной коммуникации абсолютно необходимо для успешного становления специалистов разнообразных сфер деятельности, предполагающих постоянное межличностное общение.

Объект исследования - процесс межличностного общения.

Предмет исследования - невербальные средства коммуникации как составляющие межличностного общения.

Цель работы - дать характеристику невербальным коммуникативным средствам.

1. НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ

1.1 Общение и его структура

Невозможно представить развитие человека вне общения с другими людьми. Общение выступает необходимым условием существования людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Вот почему изучение этого сложного психического феномена как системного образования, которое имеет многоуровневую структуру и только ему присущие свойства, является актуальным для психологической науки.

А.А. Бодалев предлагает рассматривать общение как «взаимодействие людей, содержанием которой является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми» Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: МГУ, 2012. С. 26..

Субъектами общения являются живые существа, люди. Вообще общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становится осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, который передает информацию, называется коммуникатором, а тот, который получает ее - реципиентом.

В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства. Рассмотрим их подробнее.

Содержание общения - информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Содержанием общения могут быть сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии живого существа. Один человек может передавать информацию о существующей необходимости в расчете на потенциальное участие других в их удовлетворении. Через общение от одного живого существа к другому могут передаваться данные об их эмоциональных состояниях (радость, радость, гнев, печаль, страдание и т. п.), ориентированные на то, чтобы определенным образом настроить другого живого существа на контакты Майерс Д. Социальная психология: Интенсивный курс. СПб.: Прайм-Еврознак, 2014. С. 69..

Содержанием общения может стать информация о состоянии внешней среды, которая передается от одного живого существа к другому, например, сигналы об опасности или о присутствии где-то поблизости положительных, биологически значимых факторов, скажем, еды. У человека содержание общения значительно шире, чем у животных. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, богатым, прижизненно приобретенным опытом, знаниями, способностями, умениями и навыками. Человеческое общение многопредметно, оно разнообразно по своему внутреннему содержанию.

Цель общения - это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У животных целью общения может быть побуждение другого живого существа к определенным действиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия. У человека количество целей общения увеличивается. В них кроме перечисленных выше включаются передача и получение объективных знаний о мире, обучение и воспитание, согласование разумных действий людей в их совместной деятельности, установление личных и деловых взаимоотношений и пр. Если у животных цель общения обычно не выходят за рамки удовлетворения актуальных для них биологических потребностей, то у человека они являются средством удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М.В. Фаликман, В.Ф. Спиридонова. М.: Изд-во МГУ, 2014. С. 102..

Средства общения - способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации - это средство ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

У человека, кроме всех этих данных от природы средств передачи информации, есть немало таких, которые изобретены и усовершенствованы им самим. Это - язык и другие знаковые системы, письменность в ее разнообразных видах и формах (тексты, схемы, рисунки, чертежи), технические средства записи, передачи и хранения информации (радио- и видеотехника; механическая, магнитная, лазерная и иные формы записей).

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов. По содержанию оно может быть представлено как материальное (обмен предметами и продуктами деятельности), когнитивное (обмен знаниями), кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями), мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями), деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками) Батаршев А.В. Психология личности и общения. М.: Владос, 2013. С. 83..

По целям общение делится на биологическое и социальное. Биологическое - это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей. Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида Еникеев М.И. Общая и социальная психология. М.: Норма, 2014. С. 211..

По средствам общение может быть непосредственным и опосредованным, прямым и косвенным. Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т. п. Опосредованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией. Это или природные предметы (палка, брошенный камень, следует на земле и т. д.), или культурные (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т. п.).

Прямое общение предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся, в самом акте общения, например, телесные контакты, беседы людей друг с другом, их общение в тех случаях, когда они видят и непосредственно реагируют на действия друг друга.

Косвенное общение осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди (скажем, переговоры между конфликтующими сторонами на межгосударственном, межнациональном, групповом, семейном уровнях) Ломов Б.Ф. Психологические исследования общения. М.: «Наука», 2015. С. 126..

Среди видов общения можно выделить также деловое и личностное, инструментальное и целевое. Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир. В отличие от делового личностное общение, напротив, сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека: поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, решение какого-либо внутреннего конфликта и т. п.

Инструментальным можно назвать общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то другую цель, кроме получения удовольствия от самого акта общения. Целевое - это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае потребности в общении.

Важнейшими видами общения у людей являются вербальное и невербальное. Невербальное общение не предполагает использование звуковой речи, естественного языка в качестве средства общения. Невербальное - это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица. Большинство невербальных форм и средств общения у человека являются врожденными и позволяют ему взаимодействовать, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях, не только с себе подобными, но и с другими живыми существами. Многим из высших животных, в том числе и прежде всего собакам, обезьянам и дельфинам, дана способность невербального общения друг с другом и с человеком.

Вербальное общение свойственно только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка. По своим коммуникативным возможностям оно гораздо богаче невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить. Само развитие вербального общения непременно опирается на невербальные средства коммуникации Леонтьев А.А. Психология общения: Учеб. пособие. М.: Смысл, 2014. С. 236..

Таким образом, общение - сложный процесс установления развития и завершения контакта, который характеризуется тремя сторонами: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями; перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

1.2 Сущность невербального общения

Параллельно с речью, как средством общения, широко используются неречевые средства: жесты, мимика, интонация, паузы, манеры, внешность. Каждый из этих невербальных элементов общения может помочь нам убедиться в правильности сказанного или же, наоборот, поставить сказанное под сомнение. Особенностью невербального языка является то, что его проявление обусловлено нашим подсознанием.

Невербальное общение - это процесс взаимодействия между людьми, который реализуется с помощью знаковых систем (мимики, жестов, пантомимики, пространства, цвета, одежды и т. д.) Кнапп М.Л. Невербальные коммуникации. М.: Наука, 2014. С. 35..

Общение, как живой процесс непосредственного взаимодействия субъектов, закономерно проявляет эмоции общающихся, создавая невербальный аспект обмена информацией. Средства невербальной коммуникации, как «язык чувств», является продуктом общественного развития людей, они значительно усиливают смысловой эффект вербальной коммуникации, а при определенных обстоятельствах могут ее заменять. Известно, например, что молчание иногда бывает красноречивее, чем слова, а обмениваясь взглядами, люди могут понять содержание информации, который не укладывается в адекватные категории вербального выражения.

Невербальные средства общения дополняют вербальный язык, характеризуют эмоциональные состояния партнеров по общению, создают психологический контакт между партнерами. Искусство общения предусматривает безупречное владение как письменной и устной речью, так и умением правильно устанавливать оптимальное соотношение вербальной и невербальной речи для каждой ситуации общения Батаршев А.В. Психология личности и общения. М.: Владос, 2013. С. 105..

У разных народов невербальные знаки имеют неодинаковое значение. Например, качание головой из стороны в сторону для россиянина означает «нет», а для болгарина - «да». Обычно в общении люди достигают точного понимания невербальных знаков, когда связывают его с конкретной ситуацией, а также с социальным положением и культурным уровнем конкретного собеседника Морозов В.П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. М.: ИП РАН, Центр «Искусство и наука», 2013. С. 43..

Общаясь, люди по-разному реагируют на невербальные сигналы: одни - чувствительны к ним, другие - ничего не знают об их значении. В процессе общения от 60% до 80% коммуникации осуществляется за счет невербальных средств Поваляева М.А. Невербальные средства общения. М.: Ростов-на-Дону «Феникс», 2014. С. 71..

Радость и недоверие обычно передаются высоким голосом, гнев и страх - также достаточно высоким голосом, но в более широком диапазоне тональности, силы и высоты звуков. Горе, печаль, усталость передают мягким и приглушенным голосом.

Скорость разговора также отражают чувства:

Быстрая беседа - переживания и тревогу;

Медленная беседа - подавленное настроение, горе, высокомерие или усталость.

Виды такесических средств общения:

Динамические прикосновения в форме рукопожатия;

Похлопывание;

Поцелуи и т. п. Батаршев А.В. Психология личности и общения. М.: Владос, 2013. С. 107..

Использование такесических средств общения зависит от статуса партнеров, возраста, пола и времени знакомства собеседников. Виды рукопожатия: доминирующее (рука сверху, ладони развернуты вниз); покорное (рука снизу, ладони развернуты вверх); равноправное.

Похлопывание по плечу возможно при условии близких отношений, одного социального положения партнеров по общению.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА РОЛИ И ЗНАЧЕНИЯ НЕВЕРБАЛЬНЫХ СРЕДСТВ В МЕЖЛИЧНОСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ

2.1 Кинесические средства невербального общения

Большое значение в процессе общения уделяется эмоциям, позам и мимике собеседников. Благодаря ним мы можем понять отношение окружающих к информации, которую они получают.

Кинесика - это способ коммуникации с помощью движений тела и жестов.

К невербальным способам коммуникации относятся жесты и позы. Жесты обусловлены строением человеческого тела, они необходимы в тех случаях, когда невозможно общения с помощью языка, например, при наличии языкового барьера или проблемы со слухом Парыгин Б.Д. Анатомия общения: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2013. С. 62..

Отношение человека к собеседнику хорошо передает его поза. Если один собеседник тянется к другому, ловит его взгляд, делает скованные жесты, то можно сказать, что подчиненный «находится снизу» своего начальника. Если человек пытается выглядеть выше своего собеседника, смотрит на него свысока, демонстрирует самоуверенность, то можно сказать, что он играет роль покровителя. Если оба собеседника (даже независимо от роста, возраста) держатся спокойно, уверенно, демонстрируют уважение друг к другу, то они выстраиваются вровень. Интересно, что человек, который с уважением относится к собеседнику, поворачивается к нему всем телом, а если не хочет его слушать, - то стоит вполоборота. Если один человек словно отражает позу другого, он демонстрирует свое согласие с ним. Некоторое психологическое состояние передают такие позы, как «идти с высоко поднятой головой», «расправить плечи», или, наоборот, «стоять на полусогнутых ногах».

Есть несколько положений головы, которые передают настроение и отношение собеседника. Так, если голова у него поставлена прямо, и он делает маленькие кивки ею, значит, он внимательно слушает. Если собеседник наклонил голову вбок, это означает, что у него пробудился интерес к предмету разговора. Если же он опустил голову вниз, то это означает, что он относится к разговору негативно, даже осуждая.

Когда человек чувствует тревогу, ему свойственны быстрые, беспокойные движения рук и ног, дрожание рук. Подавленный человек движется очень медленно, словно каждое движение дается ему очень сложно.

Жест - это движение тела, которое передает определенное психическое состояние личности в процессе общения Поваляева М.А. Невербальные средства общения. М.: Ростов-на-Дону «Феникс», 2014. С. 168..

Жестикуляция включает в себя все жесты рук и тела, а также некоторые другие действия, несущие в себе определенное смысловую нагрузку. В практике взаимодействия выделяют жесты, отражающие внутреннее состояние человека, его отношение к собеседнику и к информации, которую он получает Шипицына Л.М. Азбука общения. СПб.: Питер, 2014. С. 237..

Автор книг о невербальные компоненты общения Д. Левис выделяет четыре типа жестов в зависимости от их назначения: жесты-символы (например, жест, который создает с помощью большого и указательного пальцев букву «о», в США означает «все хорошо», во Франции - «ноль», в Японии - «деньги») жесты-иллюстраторы (речь дополняется движением руки в определенном направлении и диапазоне); жесты-регуляторы (например, традиционный рукопожатие, кивок головой и др.); жесты-адапторы, которые передают чувства и эмоции (в русском языке есть даже описание одного из таких жестов - «почесал затылок»). В исследованиях М. Аргайла изучались частота и сила жестикуляции в разных деловых культурах и установлено, что в течение одного часа финны используют жесты 1 раз, итальянцы - 80, французы - 120, а мексиканцы - 180 раз Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение: Учеб. пособие. Минск: Новое знание, 2013. С. 153..

Эмоциональные реакции в процессе коммуникации позволяют сделать вывод о характере человека, который проявляется в скорости реакции на полученную информацию; черты характера человека, степень его уверенности в себе, скованность или раскованность, осторожность или склонность к риску; культурные нормы, усвоенные человеком в течение жизни.

В табл. 1 приведены основные виды жестов и их трактовка.

Таблица 1 - Характерные жесты

Признаки жестов

Жесты руками

Открытые ладони - честность, открытость Ладонь, перевернутая вверх - просящий жест. Ладонь развернутая вниз («смотрит в пол») - властность со стороны того, кто использует подобную позицию, ощущается психологическое давление.

Руки, перекрещенные на груди - попытка спрятаться, отгородиться от ситуации; негативная реакция

Жесты ногами

Перекрещивания ног (жест «нога за ногу») - защита, тенденция к замкнутости.

Перекрещенные ноги и перекрещенные руки - неодобрение, неприятие, усиленная защита.

Перекрещенные лодыжки - защита, напряжение, негативное отношение, нервозность, страх

Жесты около щеки или около подбородка

Рука как опора поддерживает голову - скука, собеседнику не интересно то, о чем вы говорите. Поглаживание подбородка - принятие решения. Касание или потирание носа - лживость со стороны того, кто это делает.

Рука поглаживает шею - недовольство, отрицание, гнев.

Жесты открытости свидетельствуют об искренности и желании говорить откровенно. К этой группе знаков относятся жесты «раскрытые руки» и «расстегивание пиджака».

Жест «раскрытые руки» заключается в том, что собеседник протягивает вперед в вашу сторону свои руки ладонями вверх. Этот жест особенно часто наблюдается у детей. Когда дети гордятся своими достижениями, они открыто показывают свои руки. Когда же дети чувствуют свою вину, они прячут руки либо за спину, либо в карманы.

Жест «расстегивание пиджака» также является знаком открытости. Открытые люди, которые дружески к нам относятся, часто расстегивают и даже снимают пиджак в нашем присутствии.

Лучший способ узнать, откровенен и честен ли с Вами в этот момент собеседник - это наблюдать за положением его ладоней. Когда человек откровенен с Вами, он раскрывает перед собеседником ладони полностью или частично. Этот жест абсолютно бессознательный и подсказывает, что собеседник говорит сейчас правду.

Жесты подозрительности и скрытности свидетельствуют о недоверии к собеседнику, сомнении в правоте, о желании что-то скрыть. В этих случаях собеседник машинально потирает лоб, виски, подбородок, стремится прикрыть лицо руками. Но чаще всего он старается не смотреть на Вас, отводя взгляд в сторону.

Жесты и позы защиты являются знаком того, что собеседник чувствует опасность или угрозу. Наиболее распространенным жестом этой группы являются руки, скрещенные на груди. Простое скрещивание рук является универсальным жестом, что означает не только оборонительное или негативное состояние собеседника, но и просто спокойствие и уверенность. Это бывает тогда, когда атмосфера беседы не имеет конфликтный характер.

Жесты размышления и оценки отражают состояние задумчивости и стремление найти решение проблемы. Задумчивое выражение лица сопровождается жестом «рука у щеки». Этот жест свидетельствует о том, что Вашего собеседника что-то заинтересовало.

Когда собеседник подносит руку к лицу, опираясь подбородком на ладонь, а указательный палец вытягивает вдоль щеки (остальные пальцы находятся ниже рта) - этот жест свидетельствует о том, что он критически воспринимает информацию.

Если во время беседы Ваш собеседник опускает веки, то это сигнал о том, что Вы для него стали неинтересны или просто надоели, или же он чувствует свое превосходство над Вами.

В том случае, когда собеседник хочет быстрее закончить беседу, он незаметно разворачивается в сторону двери, при этом его ноги направлены к выходу. Поворот тела и положение ног указывают на то, что ему очень хочется уйти. Показателем такого желания также является жест, когда собеседник снимает очки и демонстративно откладывает их в сторону.

Жестом уверенных в себе людей с чувством превосходства над другими является жест «закладывание рук за голову».

Жесты несогласия проявляются вследствие сдерживания своего мнения. Собирание несуществующих ворсинок с костюма является одним из таких жестов. Это наиболее популярный жест неодобрения. Когда собеседник постоянно собирает ворсинки с одежды, это является признаком того, что ему не нравится все, что здесь говорится, даже если на словах он со всем согласен.

Каждый жест подобен одному слову, а слово может иметь несколько различных значений. Наблюдательный человек может прочитать эти невербальные предложения, сравнить их со словесными предложениями и сделать для себя определенные выводы.

Скорость некоторых жестов зависит от возраста человека. С возрастом жесты людей становятся менее заметными и более завуалированными, поэтому всегда труднее «считать» информацию человека старшего возраста, чем молодого Пиз А. Язык телодвижений: как читать мысли друг людей по их жестам. M.: ЭКСМО-Пресс, 2013. С. 38..

Например, если ребенок скажет неправду своим родителям, то сразу же после этого он прикроет своими руками рот, это подскажет родителям, что ребенок сказал неправду. Жест «прикрытие рукой рта» становится более утонченным во взрослом возрасте, когда человек врет, его рука уклоняется ото рта и рождается другой жест - прикосновение к носу.

Чтобы чувствовать себя более уверенно и стать привлекательным для собеседника, необходимо научиться использовать открытые и положительные жесты. Для понимания невербальных элементов общения необходимо, как правило, специальное обучение.

Исследование мимического выражения эмоций начались более 100 лет назад. Одной из первых была работа Ч. Дарвина «Выражение эмоций у человека и у животного» (1872 г.). Гипотеза Ч. Дарвина заключалась в том, что мимические движения образовались из полезных действий, т. е. то, что сейчас есть мимическим выражением эмоций ранее было реакцией с определенным приспособительным значением. Ч. Дарвин утверждает, что мимические реакции являются врожденными и находятся в тесной взаимосвязи с видом животных Ломов Б.Ф. Психологические исследования общения. М.: «Наука», 2015. С. 190..

К мимике принадлежат все изменения, которые можно наблюдать на лице человека во время общения: черты лица, контакт глаз и направление взгляда. С одной стороны, мимика обусловлена естественными факторами отображения эмоций на лице человека, к которым относятся страх, радость, боль, а с другой - социальными нормами отношений между людьми. Благодаря мимике повышается эмоциональная значимость информации Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М.В. Фаликман, В.Ф. Спиридонова. М.: Изд-во МГУ, 2014. С. 387..

Мимика соответствует характеру речи, отношениям: одобрение, осуждение, недовольство, радость, равнодушие, увлечения. Широкий диапазон чувств собеседников выражают улыбка, выражение глаз, движения бровей и т. п.

Факторы, влияющие на формирование мимического выражения эмоций:

Врожденные мимические движения, соответствующие определенным эмоциональным состояниям;

Заученные средства проявления чувств, подлежащие произвольному контролю;

Индивидуальные особенности мимических движений, присущие только определенной личности Поваляева М.А. Невербальные средства общения. М.: Ростов-на-Дону «Феникс», 2014. С. 184..

Именно лицо собеседника всегда притягивает наш взгляд. Выражение лица обеспечивает постоянную обратную связь: по нему мы можем судить, понял ли нас человек или нет.

Мимика и жесты в процессе вербального общения дают возможность усиливать смысловые ударения информации, эмоциональный эффект от осознания ее значимости. Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и предупредить его о том, следует ли изменить свое поведение для достижения необходимого результата.

Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и предусматривать, какое впечатление произвело на него услышанное еще до того, как он выскажется по этому поводу.

2.2 Проксемические особенности невербального общения

Американский антрополог Эдуард Т. Холл ввел термин «проксемика». Проксемика - организация пространства и времени коммуникативного взаимодействия Морозов В.П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. М.: ИП РАН, Центр «Искусство и наука», 2013. С. 73..

Правильно выбранная дистанция задает тон общению. Она зависит от многих факторов: от возраста, социального статуса личности, а также от психических особенностей, национальных обычаев людей и т. п. Пол и личностные особенности также влияют на расстояние между партнерами: женщины стоят или сидят ближе к собеседнику, чем мужчины. Заинтересованные друг в друге собеседники сокращают дистанцию общения Кнапп Кнапп М.Л. Невербальные коммуникации. М.: Наука, 2014. С. 205..

Американские психологи выделили следующие виды дистанции между партнерами в процессе общения:

1. Интимная дистанция (соответствует интимным отношениям) - до 0,5 м. Из всех зон эта самая главная, поскольку именно эту зону человек охраняет так, как будто это его собственность. Разрешается проникнуть в эту зону только тем, кто находится в тесном эмоциональном контакте с человеком. Это дети, родители, супруги, любовники, близкие друзья и родственники. невербальный коммуникация общение межличностный

2. Личная дистанция (от 0,5 м до 1,2 м). Это расстояние, которое обычно разделяет нас, когда мы находимся на официальных приемах, официальных вечерах и дружеских вечеринках.

3. Социальная дистанция (от 1,2 м до 3,6 м). На таком расстоянии мы держимся от посторонних людей.

4. Публичная дистанция (более 3,6 м).

Выбор дистанции зависит от взаимоотношений между людьми - как правило, человек становится ближе к тем, кому симпатизирует. Друзья всегда становятся рядом, конкуренты, как правило, подальше и так, чтобы между ними что-то находилось, например, стол. Нового сотрудника окружение вначале держит на дистанции социальной зоны, и только когда хорошо узнает его и примет в свою группу, то позволит находиться в пределах личной зоны.

Проксемика включает не только дистанцию, но и ориентацию людей в пространстве. По европейским правилам этикета в кафе или ресторане предпочтительным является место, когда за спиной клиентов находится стена. Это создает состояние защищенности и комфорта. Психологами доказано, что у человека даже повышается сердцебиение, если он сидит спиной к открытому пространству.

Скученность людей на концертах, в кинозалах, на эскалаторах, в транспорте, лифте приводить к неизбежному вторжению людей в интимные зоны друг друга. Существует ряд неписаных правил поведения человека в западных странах в условиях скученности людей, например, в автобусе или лифте. Это следующие правила:

1. Ни с кем не разрешается разговаривать, даже со знакомыми.

2. Лицо должно быть без всякого проявления эмоций.

3. Если у вас в руках книга или газета, Вы должны быть полностью поглощены чтением.

4. Чем теснее в транспорте, тем сдержаннее должны быть Ваши движения.

5. В лифте следует смотреть только на указатель этажей над головой Майерс Д. Социальная психология: Интенсивный курс. СПб.: Прайм-Еврознак, 2014. С. 170..

Визуальный контакт в процессе общения может сказать собеседнику гораздо больше, чем слова. Визуальный контакт помогает регулировать разговор. Чем ближе находятся люди друг к другу, тем меньше они встречаются взглядами. И, наоборот, на расстоянии они длительное время смотрят друг на друга и используют жесты для поддержания внимания во время разговора. Взгляд на собеседника означает не только заинтересованность, но и сосредоточенность на том, что говорят. Мы склонны дольше смотреть на тех, кем восхищаемся, с кем у нас близкие отношения. Визуальный контакт помогает говорящему почувствовать, что говорят именно с ним и произвести приятное впечатление.

Направление взгляда показывает направленность внимания собеседника, демонстрирует отношение собеседника к тем или иным сообщениям. Когда человек стремится к установлению более теплых отношений, он ищет взгляд собеседника. Однако, если кто-то смотрит нам в глаза слишком долго, то это вселяет настороженность Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: МГУ, 2012. С. 128..

Основа для настоящего общения может быть установлена только тогда, когда Вы общаетесь с человеком с глазу на глаз. В зависимости от того, как собеседник смотрит на Вас, какова продолжительность его взгляда и как долго он может выдержать Ваш взгляд, можно понять его отношение к информации, которую он получает. Именно поэтому очень важно во время делового общения контролировать выражение своих глаз.

Взгляд должен встречаться с глазами партнера около 60- 70% от всего времени общения. Часто встречается так называемый взгляд искоса, который используется для передачи заинтересованности или враждебности. Если такой взгляд сопровождается слегка поднятыми бровями или улыбкой, то он означает заинтересованность, а если опущенными вниз бровями, нахмуренным лбом или опущенными уголками рта - подозрительное, враждебное или критическое отношение к собеседнику.

Если человек подчеркивает свое превосходство над Вами, то его прикрытые веки сочетаются с откинутой назад головой и долгим взглядом, известным как «высокомерный взгляд». Если Вы заметили похожий взгляд у Вашего собеседника, это означает, что Ваше поведение вызывает у него негативную реакцию и нужно что-то поменять, чтобы успешно завершить разговор.

Учет всех факторов невербального общения чрезвычайно важен в деловом общении специалистов в любых отраслях. Иногда именно жесты, мимика могут дать значительную информацию для обоих участников коммуникации. От знания специалистами различных особенностей невербального общения зависит успешность их делового общения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Невозможно представить развитие человека вне общения с другими людьми. Общение - это взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми.

Общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становится осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, который передает информацию, называется коммуникатором, а тот, что получает ее - реципиентом.

В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства. Содержание общения - информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Цель общения - это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Средства общения - способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

Важнейшими видами общения у людей является вербальное и невербальное. Невербальное - это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты. Вербальное общение свойственно только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение речи. По своим коммуникативным возможностям оно гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить.

Невербальная коммуникация - это система символов, используемых для передачи сообщения и предназначенная для полного его понимания, она независима от психологических и социально-психологических качеств личности, имеет достаточно четкий круг значений. Благодаря невербальному общению человек получает возможность психологически развиваться еще до того, как он усвоил и научился пользоваться речью (около 2-3 лет). Выделяют ряд функций невербального общения:

1. Создает образ партнера по общению;

2. Выступает способом регуляции пространственно-временных параметров общения;

3. Выступает показателем статусно-ролевых отношений;

4. Является индикатором актуальных психических состояний личности;

5. Выполняет функцию экономии речевого сообщения;

6. Выступает в роли уточнения, изменения в понимании вербального сообщения, усиливает эмоциональную насыщенность сказанного;

7. Выполняет функцию разрядки, облегчения, регулирует процесс возбуждения.

Важнейшей особенностью невербальной коммуникации является то, что она осуществляется с участием различных сенсорных систем: зрения, слуха, кожно-тактильного чувства, вкуса, обоняния.

Общение выступает необходимым условием существования людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Вот почему изучение этого сложного психического феномена как системного образования, которое имеет многоуровневую структуру и только ему присущие свойства, является актуальным для психологической науки.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Альбуханова-Славская К.А. Личностный аспект проблемы общения. М.: Наука, 2012. 188 с.

Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для выс. учеб. завед. М.: Аспект-Пресс, 2013. 365 с.

Андрианов М.С. Анализ процессов невербальной коммуникации как паралингвистика // Психологический журнал. 2015. №5. С. 14-19.

Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение: Учеб. пособие. Минск: Новое знание, 2013. 328 с

Батаршев А.В. Психология личности и общения. М.: Владос, 2013. 246 с.

Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: МГУ, 2012. 200 с.

Еникеев М.И. Общая и социальная психология. М.: Норма, 2014. 582 с.

Кнапп М.Л. Невербальные коммуникации. М.: Наука, 2014. 308 с.

Куницына В.Н., Казаринова Н.В. Межличностное общение: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2013. 390 с.

Леонтьев А.А. Психология общения: Учеб. пособие. М.: Смысл, 2014. 658 с.

Ломов Б.Ф. Психологические исследования общения. М.: «Наука», 2015. 344 с.

Майерс Д. Социальная психология: Интенсивный курс. СПб.: Прайм-Еврознак, 2014. 344 с.

Морозов В.П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. М.: ИП РАН, Центр «Искусство и наука», 2013. 189 с.

Парыгин Б.Д. Анатомия общения: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2013. 301 с.

Поваляева М.А. Невербальные средства общения. М.: Ростов-на-Дону «Феникс», 2014. 352 с.

Хрестоматия по социальной психологии / Под. ред. Т.В. Кутасова. М.: МПА, 2014. 222 с.

Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М.В. Фаликман, В.Ф. Спиридонова. М.: Изд-во МГУ, 2014. 656 с.

Шипицына Л.М. Азбука общения. СПб.: Питер, 2014. 548 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Психологический смысл понятия "субъект". Смысл, заложеннный в словосочетаниях "субьект деятельности", "субъект общения", "субъект труда". Средства коммуникации: невербальные средства общения. Обмен невербальной информацией.

    курсовая работа , добавлен 23.05.2007

    Общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности, функции общения, невербальные и вербальные коммуникации. Классификации невербального знака. Свойства жестов. Особенности невербальной коммуникации в Италии.

    курсовая работа , добавлен 27.11.2011

    Сущность невербального общения как наиболее древней и базисной формы коммуникации. Виды невербального общения. Роль невербального общения. Расстояние между собеседниками, как показатель отношения людей друг к другу. Национальный колорит в жестах.

    реферат , добавлен 13.12.2011

    Понятие невербального общения и его роль в процессе коммуникации. Межкультурная компетенция как показатель владения иностранным языком. Выявление методик обучения языку невербальной коммуникации как способу формирования межкультурной компетенции.

    курсовая работа , добавлен 30.10.2013

    Что такое вербальное общение: устная речь как самый распространенный способ коммуникации. Совершенствование навыков письменной речи, денотаты и коннотации, структура речевой коммуникации. Невербальные средства общения: язык поз, жестов и телодвижений.

    реферат , добавлен 23.01.2011

    Сущность и структура невербальной коммуникации. Характеристика теории о бессознательном и гендерные различия невербального общения в профессиональной деятельности. Роль и значение жестикуляции в деловом разговоре, невербальные гендерные стереотипы.

    дипломная работа , добавлен 23.07.2017

    Классификация невербальных средств общения. Обусловленность невербального языка импульсами подсознания. Кинесические средства - зрительно воспринимаемые движения. Просодические и экстралингвистические, такесические и проксемические средства общения.

    курсовая работа , добавлен 25.04.2012

    Кинесические и проксемические, психологические и паралингвистические особенности невербального общения. Разновидности коммуникационных жестов. Взгляды и их проявления при визуальном контакте. Характеристика традиций общения у людей разных культур.

    курсовая работа , добавлен 13.01.2011

    Особенности и виды коммуникации - способа общения и передачи информации от человека к человеку в виде устных и письменных сообщений, языка телодвижений и параметров речи. Отличия вербальной (устные, письменные сообщения) и невербальной коммуникации.

    реферат , добавлен 11.12.2010

    Понятие и характерные свойства невербальной коммуникации, ее связь с психическими состояниями личности, полифункциональность. Смысл отдельных жестов и его отличия в разных культурах. Классификация и разновидности невербальных средств общения людей.

А.А. Оксюта

Роль невербальных средств в межличностном общении

Основные элементы невербального поведения представлены как разнообразные движения и атрибуты внешности человека, связанные с динамикой изменений психологического состояния индивида. Формирование данных умений и навыков имеет большое значение для профессиональной подготовки специалистов сферы «человек-человек».

Ключевые слова: невербальное поведение, внешность, мимика, речь, голос.

Неотъемлемой составляющей взаимодействия людей в группе является взаимное влияние друг на друга участников процесса коммуникации вне зависимости от ее целей и направленности, причем влияние это оказывается как при помощи вербальных, так и невербальных средств.

Альбер Мерабян в 50-е гг. XX в. обнаружил, что информация любого сообщения делится следующим образом: 7% передается вербально, 38% - вокально (тоном голоса, ударением и артикуляцией) и 55% -невербальными сигналами. Рэй Бердвистелл обнаружил, что вербальный компонент межличностного общения составляет менее 35%, а свыше 65% информации передается невербально .

Основные элементы невербального поведения представляют собой разнообразные движения и атрибуты внешности человека, такие как мимика, жесты, взгляд, позы, интонация, прическа, макияж, предметы одежды и аксессуары, которые тесно связаны с динамикой изменений психологического состояния индивида.

В общении мы выражаем себя и познаем окружающих путем наблюдения и анализа их поведения. Наши действия и экспрессивные выражения в процессе совместной деятельности с другими людьми имеют значение не только для нас, но и для наших партнеров. Они формируют

Проблемы практической психологии

отношение других людей к нам, т.к. становятся общими аспектами и могут повлиять на протекание и результат нашей с ними общей жизненной активности. По словам А.А. Бодалева, «каждый человек выступает по отношению к партнерам по общению не только как объект и субъект воздействия, но одновременно и как объект и субъект познания» [Цит. по: 2, с. 22].

Особое значение в процессе человеческого взаимодействия играет мимика человека как наиболее важное средство для восприятия и передачи информации, действующее на подсознательном уровне, а потому являющимся чрезвычайно важным механизмом контроля успешности проведения коммуникации.

Под действием испытываемых индивидом чувств рождаются скоординированные сокращения и расслабления различных лицевых структур, которые определяют выражение лица, отражающее переживаемые эмоции. Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице собеседника теряется до 10-15% информации. В литературе отмечается более 20 000 описаний выражения лица. Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает, что в выражении шести основных эмоциональных состояний (гнев, радость, страх, печаль, удивление, отвращение) все движения мышц лица скоординированы. И хотя каждое выражение является конфигурацией всего лица, основную информативную нагрузку несут брови и губы.

Об искренности человеческой эмоции обычно говорит симметрия в отображении чувства на лице, тогда как чем сильнее фальшь, тем более разнятся мимикой его правая и левая половины.

Испытываемые в душе эмоции люди обычно выражают конвенциально (стандартно принятым в данной среде общения способом) или спонтанно (непроизвольно). Когда партнер стремится не выдать то, как он относится к сообщаемому, все может ограничиться простым конвенциальным невербальным намеком, бывающим иной раз истинным, но чаще дезориентирующим.

Люди нередко взвешивают свои слова и контролируют мимику, однако человек способен следить одновременно не более чем за двумя-тремя из всех рождаемых внутри реакций. Благодаря этому при наличии соответствующих знаний и опыта имеется возможность выявлять те чувства и стремления, которые объект предпочел бы утаить. Но надо обратить внимание, что непроизвольно возникающие у людей реакции сугубо индивидуальны и хорошо читаются лишь при отменном знании партнера. Непонимание этого момента способно привести к фатальному самообману в познании другого человека.

В создании впечатления о воспринимаемом человеке большую роль играет и его речь. И устной, и письменной речи любого человека присущ ряд индивидуальных особенностей. К ним относятся характерная для данного человека скорость говорения, длина фраз, типичные для него конструкции предложений, использование прилагательных, наклонений глаголов, употребление жаргонных словечек, метафор, грамматические ошибки и оговорки, расстановка ударений и пр. Стиль речи, характерный для воспринимаемого человека, оценивается другой личностью с точки зрения соответствия определенным речевым эталонам, сформировавшимся у этой личности, и сказывается на общем мнении, которое складывается у нее о воспринимаемом человеке.

Характерная для человека осанка и типичные позы являются одним из компонентов облика человека, также влияющих на характер впечатления, которое складывается у взаимодействующего с ним индивидуума. Осанка придает фигуре общий вид и зависит от привычного положения корпуса и головы. Определенные позы связываются с определенными действиями или качествами личности.

Походка человека, отраженная нами, может быть сигналом его эмоционального состояния, иногда может оворить о перенесенных болезнях, о роде занятий. Походка характеризуется рядом черт: ритмом, скоростью, давлением на поверхность, длиной шага, эластичностью, определенностью направления и изменчивостью.

Голос также является одним из компонентов облика и влияет на впечатление, производимое человеком на окружающих. Голоса в широких пределах различаются по высоте, тембру, манере произношения и, если они специально не тренированы, как бывает, например, с голосом ораторов или дикторов, оказываются довольно тонким инструментом выражения как сиюминутного состояния, так и индивидуальных особенностей человека, например, темперамента, некоторых черт характера. Голосу также присущи определенный ритм, отрывистость или плавность произношения, характерность интонации, большая или меньшая музыкальность при рассказывании.

Г. Олпорт попытался установить связь между голосом и некоторыми чертами физического и психического состояниея человека. Испытуемые Г. Олпорта «с явным успехом» по голосу устанавливали, экстравертиро-ванный или интравертированный тип личности характерен для его владельца. По словам Г. Олпорта, голос хорошо согласуется с личностью как целым и по нему можно «набросать эскиз» человека [Цит. по: 1, с. 24].

Помимо признаков, образующих физический облик человека и его выразительное поведение, компонентом внешнего облика человека являются его одежда, прическа, украшения и прочие предметы и признаки,

Педагогика и психология

Проблемы практической психологии

с помощью которых достигается то или иное внешнее «оформление» облика человека. Этот компонент облика может говорить о роде деятельности человека, национальной принадлежности служить дополнительным признаком возраста, свидетельствовать о вкусах и привычках и т.д.

В рамках эмпирического исследования по данной теме на тренингах со студентами мы применяли следующие упражнения:

Приглашение профессионального актера, задачей которого было изобразить основные эмоции (гнев, радость, печаль), чтобы студенты могли постараться идентифицировать выражение лица, это значительно помогло студентам в работе над выражением своих эмоций;

Приглашение незнакомого человека на практическое занятие, чтобы студенты могли по внешнему виду определить темперамент, характер этого человека, образ жизни и модель поведения;

Определение по фотографиям эмоционального состояния изображенных на них людей, предположения по поводу того, что за ситуация изображена на снимке;

Работа студентов в парах и группах во время тренингов, что также способствует формированию навыков и умений интерпретировать невербальные средства общения.

То, как человек воспринимает других людей, во многом зависит от его предыдущего опыта общения и индивидуальных особенностей личности. В. А. Лабунская выявила, что эмоции лучше опознают люди с развитым невербальным интеллектом, эмоционально подвижные, больше направленные на окружающее, чем на самих себя [Цит. по: 3, с. 275].

Лишь человек, чутко и грамотно воспринимающий других, может способствовать успешному созданию, развитию и функционированию малой группы. Формирование умений и навыков интерпретировать невербальные средства общения, особенно мимику, играет важную роль в становлении специалистов различных видов деятельности, связанных с постоянным межличностным общением и воспроизведением человеческого общения в творчестве, таких как практические психологи, преподаватели, адвокаты, судьи, актеры, филологи, управленцы и т.д.

Библиографический список

1. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.

2. Изард К.Э. Психология эмоций. СПб., 2009.

3. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. 2-изд. СПб., 2008.

4. Пиз А., Пиз Б. Новый язык телодвижений. Расширенная версия. М., 2008.

5. Старшенбаум Г.В. Тренинг навыков практического психолога: Интерактивный учебник: Игры, тесты, упражнения. 2-е изд. М., 2008.

Введение

В настоящее время в процессе общения и взаимопонимания людей не последнее место отводится так называемому «невербальному общению» - языку жестов и телодвижений.

Мы очень часто обращаемся к этому способу передачи информации, общаясь с друзьями, родственниками, деловыми партнерами, сослуживцами и с теми, с кем лишь на мгновение сталкиваемся нас повседневная жизнь. Он во многом определяет как реакцию на окружающих, так и их отношение к нам. Стоит только сознательно отнестись к этим безмолвным сигналам, которые мы одновременно и подаем, и принимаем, как мы тут же откроем для себя возможность более эффективного и действительного их использования.

Невербальноеобщение

Общение без слов – общение

самое емкое и достоверное .

Общаясь, мы слушаем не только словесную информацию, но и смотрим в глаза друг другу, воспринимаем тембр голоса, интонацию, мимику, жесты (см. схему 1). Слова передают нам логическую информацию, а жесты, мимика, голос эту информацию дополняют.

Невербальное общение – общение без помощи слов часто возникает бессознательно. Оно может либо дополнять и усиливать словесное общение, либо ему противоречить и ослаблять. Хотя невербальное общение и является часто бессознательным процессом, в настоящее время оно достаточно хорошо изучено и для достижения нужного эффекта с успехом может контролироваться.

Невербальное общение – наиболее древняя и базисная форма коммуникации. Наши предки общались между собой при помощи наклона тела, мимики, тембра и интонации голоса, частоты дыхания, взгляда. Мы и сейчас часто понимаем друг друга без слов.

Невербальный язык настолько мощный и общий, что часто мы без труда понимаем собаку, что она хочет. Собака же предугадывает многие наши поступки, например, заранее знает, когда мы идем с ней гулять, а когда отправляемся на улицу без нее.

Некоторые животные живут в одиночку, например, медведи. Поэтому у них неразвит невербальный язык (например, мимика, положение ушей, оскал морды). В результате добродушный с виду медведь может отвесить оплеуху дрессировщику. При дрессировке животных со слаборазвитым невербальным языком следует быть особенно осторожными.

Невербальное общение – не так сильно структурировано, как вербальное. Не существуют общепринятые словари и правила компоновки (грамматика) жестов, мимики, интонации, при помощи которых мы в состоянии однозначно передать свои чувства.

Такая передача зависит от очень многих факторов и часто происходит неоднозначно. Намеренная передача – творческий процесс, которым профессионально занимаются артисты кино и театра. При этом каждый артист передает одну и ту же роль по-разному. Мы не раз видели одни и те же роли в исполнении разных артистов, одни и те же фильмы, снятые разными режиссерами.

Преднамеренная передача чувств, которых у нас нет – трудный, если вообще возможный процесс. Именно поэтому артисты во время съемок пытаются вжиться в образ и испытывать те же самые чувства, которые они пытаются передать. Часто мы такую неудачную игру замечаем и говорим, что фильм – неудачный: актеры играют неестественно, например, переигрывают. И все-таки при помощи невербального языка мы выражаем свои чувства: любви и ненависти, превосходства и зависимости, уважения и презрения.

Часть невербального языка универсальна: все младенцы одинаково плачут и смеются. Другая часть, например жесты, различается от культуры к культуре. Невербальное общение обычно возникает спонтанно. Мы обычно формулируем свои мысли в виде слов, наши же поза, мимика и жесты возникают непроизвольно, помимо нашего сознания.

Роль невербального общения

Можно обмануть словами,

Слова хорошо подходят для передачи логической информации. В то же время чувства лучше передаются не вербально (см. схему 2). Согласно оценкам ученых 93% информации, передающейся при эмоциональном общении, проходит по невербальным каналам коммуникации.

Невербальное общение трудно контролируется даже профессиональными артистами. Им для этого необходимо входить в образ, что является сложным творческим процессом, не всегда получается и требует репетиций. Поэтому невербальное общение является существенно более надежным, чем вербальное. Мы можем контролировать часть параметров невербального общения. Но мы никогда не будем в состоянии контролировать все параметры, так как человек может держать в голове одновременно не более 5-7 факторов.

Невербальное общение, как правило, спонтанно и непреднамеренно. Его нам подарила природа как продукт многих тысячелетий естественного отбора. Поэтому невербальное общение – очень емко и компактно. Овладевая языком невербального общения, мы приобретаем эффективный и экономичный язык. Моргнув глазом, кивнув головой, помахав рукой, мы передаем свои чувства быстрее и лучше, чем сделали бы это при помощи слов.

Свои чувства и эмоции мы можем передавать без слов. Невербальный язык используется и при словесном общении. При его помощи мы:

Подтверждаем, поясняем или опровергаем передаваемую словесным путем информацию;

Передаем информацию сознательно или бессознательно;

Выражаем свои эмоции и чувства;

Регулируем ход разговора;

Контролируем и воздействуем на других лиц;

Восполняем недостаток слов, например, при обучении езде на велосипеде.

Разговаривая с партнером, мы видим его мимику, жесты, которые нам говорят, что действительно думает и чувствует наш собеседник. Так, сидящий собеседник, подавшись вперед, сообщает нам, что хочет говорить сам. Отклонившись же назад, он уже сам хочет нас слушать. Наклоненный вперед подбородок свидетельствует о волевом напоре, желании жестко отслеживать свои интересы. Если же подбородок приподнят, а голова прямая, то партнер считает себя в позиции силы.

Управляя своим невербальным языком, мы можем вызывать желаемый для нас образ. Выступая перед аудиторией в качестве эксперта, нам следует вызвать образ компетентного, уверенного в себе специалиста. В противном случае нашему мнению никто не поверит. Более того, свое впечатление о нас аудитория составит в первые несколько секунд нашего выступления.

Если мы выйдем на трибуну с сутулой спиной, голос будет звучать вяло, а слова окажутся скомканными, то нам вряд ли удастся убедить присутствующих принять наши предложения, если только аудитория не будет нас считать заранее первоклассным специалистом и непререкаемым авторитетом.

Невербальный язык помогает нам составить более четкое и адекватное мнение о партнере. Постукивание пальцами по рукоятке кресла свидетельствуем о нервном напряжении. Сжатые в замок руки – о закрытости. Преобладание согласных в речи – о преобладании логики над чувствами: собеседник, скорее, “физик”, чем “лирик”.


Похожая информация.




Поделиться