Оборонно-промышленный комплекс. Государственный оборонный заказ

Сфера технологий во все времена были двигателем прогресса и развития общества. В этой статье мы рассмотрим систему оборонно-промышленного комплекса, ее влияние на экономику России, структуру и другие важные моменты.

В первую очередь новые технологии появляются в военной отрасли. Современные компьютеры, усовершенствованные приборы и другая техника финансировалась на протяжении многих лет государством в полном объеме. В дальнейшем фирмы разработчики смогли диверсифицировать свои технологии для гражданского общества. Российская Федерация является не исключением в этом вопросе, также как и ее предшественник СССР. Всем известный факт: папиросы в СССР были того же диаметра, как и патроны для оружия. Такая тенденция привела к увеличению размеров закупки в оборонно-промышленном комплексе, после чего предприятия смогли значительно расширить сферу своей деятельности.

Развития мирного атома и в целом - заслуга гонки технологий при создании атомной бомбы. Оборонные технологии и в настоящее время являются передовыми в науке.

Что такое ОПК?

Оборонно-промышленный комплекс - это совокупность предприятий и учреждений, которые специализируются на производстве и разработке оборудования и военной техники.

Структура ОПК:

  • научно-исследовательские центры, основная задача которых - теоретические исследования;
  • конструкторские бюро - создают макеты и пробные образцы по представленной документации вышеописанных учреждений;
  • лаборатории и полигоны, которые предназначены для испытаний новых разработок;
  • предприятия, занимающиеся широким производством протестированных и утвержденных образцов.

Основные моменты оборонно-промышленного комплекса

  1. Границы размещения объектов. Как правило, все подобные предприятия и учреждения расположены вдалеке от центральных районов государства. Такие меры необходимы для безопасности простых граждан и сохранения конфиденциальности.
  2. Правило секретности. Все важные объекты всегда хорошо охраняются, города, в которых они располагаются, даже не значатся на карте. Они не имеют названия и просто нумеруются порядковым номером.
  3. Предприятия, входящие в оборонно-промышленный комплекс России, обязательно имеют дублеров, расположенных хаотично в разных районах страны.

Специализация ОПК

  • Строительный комплекс: производство бетонных плит, перекрытий и других материалов.
  • Химическая промышленность: изготовление реагентов, ядовитых веществ, которые, например, можно распылять в воздухе, поражая противника на дальнем расстоянии.
  • МШК: поставляет ракеты, суда, автомобили, авиа- и бронетехнику, производит приборы для связи и др.
  • ТЭК: занимается производством ядерного топлива.
  • Легкая промышленность: пошив обмундирования, производство разного вида технических тканей.

комплекса России

Перечислим несколько стратегически важных предприятий:

  • Завод им. М.Л. Миля, специализирующийся на производстве вертолетов, расположенный в Московской области.
  • ПКО «Теплообменник», находится в городе Нижний Новгород.
  • Центральный НИИ точного машиностроения, построен в г. Климовске.
  • НПП «Рубин», функционирует в г. Пензе.
  • НТЦ «Завод Ленинец», расположен г. Санкт-Петербург.

Прорыв в сфере технологий искусственного разума

Казалось бы, еще недавно заоблачные технологии искусственного разума применялись только в современных разработках ведущих мировых инженеров в области наведения и определения целей. Инновационные открытия учреждений оборонно-промышленного комплекса позволили создать специальный аппарат для увеличения массы приносимого груза и для облегчения передвижения солдат — экзоскелет. Подобие данной технологии уже несколько лет применяется для восстановления больных, что не способны ходить и передвигаться без посторонней помощи. Экзоскелет - передовая разработка большинства стран мира в области оборонных технологий. Ее применение значительно увеличит способности человеческого организма.

Открытия в области микроэлектроники

Разработки в области микроэлектроники давно являются прерогативой оборонных предприятий по всему миру. Множество секретных аппаратов увидело свет в лице гражданского продукта спустя многие годы после их изобретения. Датчики движения, используемые в столь популярных сегодня умных домах, на протяжении долгого времени являлись основой обороноспособности множества стран. Их использовали для защиты границ от проникновения злоумышленников и оперативного реагирования на пересечение государственной границы. А сейчас такие датчики применяются на современной технике для определения приближающихся объектов. Стоит заметить, что данная аппаратура может использоваться как в военной сфере, так и потребительской.

Беспилотные дроны: краткое ознакомление

Беспилотные дроны - основа современной разведки военных действий. Предназначены они для исследования местности. Качественные снимки и информация, получаемая с практически мгновенно позволяют вычислять и определять точное местоположение противника и их инфраструктурных строений.

Беспилотные устройства с некоторых пор применяются и в гражданских отраслях. Как пример можно привести съемки развлекательных мероприятий или торжеств с высоты птичьего полета, а также геодезическую съемку местности и т.д.

Назначение и применение ОПК в гражданской сфере

Разработки в рамках оборонно-промышленного комплекса позволяют упростить трудную задачу исследователей, археологов, историков. Глубоководные аппараты, изначально предназначенные для помощи подводным лодкам, разминирования акваторий и другой подобной деятельности, сейчас применяются для исследования морских глубин и поиска новых разновидностей живых существ на глубинах, к которым раньше не могли подобраться ученые.

В заключение можно сказать, что оборонные технологии на протяжении всего времени существования человечества являются двигателем прогресса. Множество видов деятельности, которые ранее были предназначены для нападения или защиты, крепко вошли в повседневную жизнь.

Курсовая работа содержит 39 страниц, 4 рисунка, 22 источника.

ОПК, ДОКТРИНА, БЕЗОПАСНОСТЬ, ОБОРОННЫЙ ЗАКАЗ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ.

В работе исследован оборонно-промышленный комплекс России.

Целью курсовой работы было изучение системы управления ОПК России.

Методологической основой исследования в данной курсовой работе послужил метод теоретического анализа.

В результате проведенного исследования была рассмотрена характеристика и состав ОПК, изучены законодательные основы и структура органов управления оборонно-промышленным комплексом, рассмотрен оборонный заказ как основа государственного управления ОПК РФ, а так же ознакомление с предприятиями ОПК Хабаровского края и их сегодняшним потенциалом.



Введение

1. Теоретические аспекты изучения оборонно-промышленного комплекса РФ

1.1 Понятие и состав ОПК РФ

1.2 Законодательные основы и структура органов управления оборонно-промышленным комплексом

1.3 Оборонный заказ как основа государственного управления ОПК РФ

2. Современное состояние предприятий оборонно-промышленного комплекса Хабаровского края

2.1 Характеристика предприятий ОПК Хабаровского края

Заключение

библиографический список


ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ, СОКРАЩЕНИЯ


ОПК - оборонно-промышленный комплекс

ВВСТ - вооруженная, военная и специальная техника

МО - Министерство обороны РФ

Рособоронпоставка - Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств

ГОЗ - государственный оборонный заказ

ГПВ - государственная программа вооружения

ВВС - военно-воздушные силы

ПВО - противовоздушная оборона

ВМФ - военно-морской флот

НИОКР - научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки

РПКСН- ракетный подводный крейсер стратегического назначения

СПРН - системы предупреждения о ракетном нападении

РЛС - радиолокационная станция

ДЭПЛ - дизель-электрическая подводная лодка

ОАО «КнААЗ» - ОАО «Комсомольское-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина»


Введение


Одним из важнейших средств обеспечения национальной безопасности являются его вооруженные силы, в целом оборонно-промышленный комплекс. Национальная безопасность - одна из главных потребностей государства и общества - сегодня приобретает актуальнейшее значение для успешного осуществления его политических, социально-экономических и духовно-идеологических задач. Отсюда вытекает необходимость постоянного внимания со стороны государства к проблемам развития оборонно-промышленного комплекса (ОПК), разработке и производству вооружений и военной техники, необходимому уровню научно-технического и военно-технического потенциалов, обеспечивающих России роль великой державы мира. Необходимость такого понимания и реальных действий политического руководства страны обусловлено также действиями западных стран, и прежде всего США, стремящихся изменить баланс вооруженных сил в свою пользу, как на Западе, так и на южных границах России.

Для повышения эффективности производства и качества работы, совершенствования управления в современных условиях необходимо знание методов обоснования решений, способов и приемов анализа планируемых и проводимых расходов в области экономики.

Особенно это необходимо при решении задач обеспечения обороноспособности страны, поскольку здесь наиболее велика цена потерь от ошибочных или недостаточно обоснованных решений.

Концепция национальной безопасности РФ до 2020г., утвержденная Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537, является политическим документом, отражающим совокупность официально принятых взглядов на цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера с учетом имеющихся ресурсов и возможностей.

Важнейшими задачами обеспечения национальной безопасности приняты:

повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования личной безопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения;

экономический рост, который достигается прежде всего путем развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал;

наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, которые развиваются путем укрепления роли государства и совершенствования государственно-частного партнерства;

экология живых систем и рациональное природопользование, поддержание которых достигается за счет сбалансированного потребления, развития прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала страны;

стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство, которые укрепляются на основе активного участия России в развитии многополярной модели мироустройства.

Актуальность данной темы обусловлена нарастающим напряжением в мире. Развитие мира идет по пути глобализации всех сфер международной жизни, которая отличается высоким динамизмом и взаимозависимостью событий. Между государствами обострились противоречия, связанные с неравномерностью развития в результате глобализационных процессов, углублением разрыва между уровнями благосостояния стран. Ценности и модели развития стали предметом глобальной конкуренции. Возросла уязвимость всех членов международного сообщества перед лицом новых вызовов и угроз. В результате укрепления новых центров экономического роста и политического влияния складывается качественно новая геополитическая ситуация. В условиях конкурентной борьбы за ресурсы не исключены решения возникающих проблем с применением военной силы - может быть нарушен сложившийся баланс сил вблизи границ Российской Федерации и границ ее союзников. Возрастает риск увеличения числа государств - обладателей ядерного оружия. Изучением и анализом данной проблемы занимались такие научные деятели как С.А. Толмачев, Б.Н. Кузык и Е.Ю. Хрусталев.

Одной из стратегических целей национальной обороны является обеспечение военной безопасность путем развития и совершенствования военной организации государства и оборонного потенциала, а также выделения на эти цели достаточного объема финансовых, материальных и иных ресурсов.

Объектом исследования в курсовой работе являются оборонно-промышленный комплекс России.

Предмет исследования - механизм функционирования системы управления оборонно-промышленного комплекса государства.

Цель настоящей работы - изучить систему управления ОПК России в современных условиях. Для достижения поставленной цели был определен круг задач, решаемых в рамках данной курсовой работы:

охарактеризовать понятие и состав ОПК;

изучить законодательные основы и структуру органов управления оборонно-промышленным комплексом;

рассмотреть оборонный заказ как основу государственного управления ОПК РФ;

ознакомиться с предприятиями ОПК Хабаровского края и их сегодняшним потенциалом.

Работа состоит из введения, двух взаимосвязанных глав, заключения и библиографического списка.

1. Теоретические аспекты изучения оборонно-промышленного комплекса РФ


.1 Понятие и состав ОПК РФ


Сегодня оборонно-промышленный комплекс (далее - ОПК) России представляет собой многофункциональные научно-производственные отрасли промышленности, способные разрабатывать и производить современные виды и типы вооружений, военной и специальной техники (далее - ВВСТ), а также выпускать разнообразную наукоемкую гражданскую продукцию. Его основу составляют стратегические предприятия и стратегические акционерные общества. Перечень этих предприятий и обществ утвержден Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 года №1009 (с изменениями на 1 сентября 2014 года). В данном перечне числится более 1000 наименований, в том числе:

федеральные государственные унитарные предприятия, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации;

открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и участие Российской Федерации в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы, обороноспособность и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации.

ОПК состоит из нескольких отраслей:

Авиационная промышленность.

Ракетно-космическая промышленность.

Промышленность боеприпасов и спецхимии.

Промышленность вооружений.

Радиопромышленнсоть.

Промышленность средств связи.

Электронная промышленность.

Судостроительная промышленность.

Межотраслевые структуры и предприятия.


.2 Законодательные основы и структура органов управления оборонно-промышленным комплексом


Основным документом стратегического планирования в Российской Федерации является Военная доктрина РФ. Она представляет собой систему официально принятых в государстве взглядов на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации. В Военной доктрине учитываются основные концепции <#"justify">3. Федеральное космическое агентство осуществляет регулирование в сфере проведения организациями ракетно-космической промышленности работ в области ракетно-космической техники военного назначения и боевой ракетной техники стратегического назначения;

4. Федеральная служба по военно-техническому сотрудничествуосуществляет функции по контролю и надзору в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами;

Военно-промышленная комиссия РФ является постоянно действующим органом, осуществляющим организацию и координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации государственной политики по военно-промышленным вопросам, а также военно-технического обеспечения обороны страны, правоохранительной деятельности и безопасности государства;

Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств(Рособоронпоставка)осуществляет функции государственного заказчика по размещению заказов, заключению, оплате, контролю и учету выполнения государственных контрактов по государственному оборонному заказу по всей номенклатуре вооружения, военной, специальной техники и материальных средств.

Законодательная власть:

Экспертный совет по проблемам законодательного обеспечения оборонно-промышленного комплекса при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации создан постановлениемСовета Федерации Федерального собрания РФ от 26 февраля 2014 г. N 44-СФ. Основными задачами Экспертного совета являются законодательное обеспечение эффективного функционирования и развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации и совершенствование правового регулирования в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами.


.3 Оборонный заказ как основа государственного управления ОПК РФ


Основой государственного управления оборонно-промышленным комплексом служит размещение оборонного заказа. Государственный оборонный заказ является правовым актом, предусматривающим поставки продукции для федеральных государственных нужд в целях поддержания необходимого уровня обороноспособности.

Предпосылками формирования оборонного заказа являются положения военной доктрины, федеральной программы производства вооружений и военной техники, программ военно-технического сотрудничества с другими государствами, мобилизационного плана экономики и некоторые другие условия.

Разработка оборонного заказа осуществляется во взаимосвязи с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации и проектом федерального бюджета на соответствующий год. Министерство экономического развития и торговли России утверждает план-график работ по формированию оборонного заказа, который доводится до сведения всех разработчиков.

Основные показатели оборонного заказа утверждаются Президентом РФ. Ими являются: производство продукции (работы, услуги по видам); работы по реализации международных договоров по ликвидации, сокращению и ограничению вооружений; мероприятия по мобилизационной подготовке экономики; работы по строительству, техническому перевооружению объектов, предназначенных для нужд обороны; материально-технические ресурсы, по которым поставщикам устанавливаются квоты их обязательных поставок (государственное бронирование) государственным заказчикам и исполнителям.

В оборонном заказе указываются также сроки поставок; прогнозируемая стоимость (цена); перечень государственных заказчиков и предполагаемых исполнителей и другие условия. В государственном бюджете предусматриваются расходы по оборонному заказу в составе защищенных статей, подлежащих финансированию в полном объеме.

По важнейшим видам материально-технических ресурсов для выполнения оборонного заказа Правительство РФ устанавливает предприятиям квоты обязательных поставок головному исполнителю оборонного заказа по складывающимся на рынке ценам.

Государственный заказчик отвечает за своевременное доведение оборонного заказа до исполнителя, за целевое использований выделяемых ему средств из бюджета. Выполнение оборонного заказа экономически стимулируется ассигнованиями из федерального бюджета на строительство, освоение новой техники, гарантированием фиксированного уровня рентабельности и другими мерами.

Государственные заказчики совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ проводят конкурсы по размещению оборонного заказа на поставку продовольствия для обеспечения военных и приравненных к ним потребителей.

При заключении государственных контрактов на выполнение оборонного заказа используются данные органов государственной статистики об уровне и динамике рыночных цен на сельскохозяйственную продукцию и продовольственные товары с учетом инфляции, прогнозируемой Министерством экономического развития России. При согласовании с поставщиками договорные цены предусматриваются на уровне не выше среднерыночных, действующих в соответствующих субъектах РФ. Закупки и поставки производятся на основе прямых договоров, заключаемых с отечественными товаропроизводителями. Заказы на продовольственное обеспечение размещаются в субъектах РФ по месту дислокации войск.

Оборонный заказ на всех этапах разрабатывается и реализуется в соответствии с требованиями законодательства по обеспечению режима сохранения государственной тайны. Оборонный заказ является обязательным, если его размещение не приносит убытков при исполнении.

Быстрый рост государственного оборонного заказа (ГОЗ) России начался в 2005 году, когда он увеличился почти на треть по сравнению с предшествующим годом, составив 148 миллиардов рублей. Через год (2006г.) была утверждена Государственная программа вооружения на период 2007-2015 годов (ГПВ-2015). Благодаря нарастающему военному финансированию она стала первой подобной программой в России, которая действительно начала исполняться (Рисунок 1).


Рисунок 1 - Оборонный заказ РФ в 2004-2011гг. (млрд.руб.)


Этот факт позволил промышленности приступить к выстраиванию более или менее долгосрочных производственных планов.

В целом можно утверждать, что сегодня ГОЗ является определяющим фактором для российского ОПК и служит одним из действенных инструментов промышленной политики государства. С 2005 года объем ГОЗ превышает объем военного экспорта страны, и это первая предпосылка к формированию в России устойчивой работы всех предприятий ОПК, а не только тех, что ориентированы на экспорт. Общеизвестно, что до середины 2000-х годов стабильное экономическое положение демонстрировали лишь те предприятия, чья продукция была востребована за рубежом, остальные едва держались на плаву.

Точная номенклатура вооружений, закупаемых в рамках ГПВ-2015, неизвестна, однако в 2006 году руководство Министерства обороны России озвучило общие запланированные показатели: программа включала оснащение 200 соединений и частей. Вооруженные Силы РФ получали около 3000 единиц нового вооружения различного предназначения и более 5000 модернизированного различного назначения. Сухопутные и Воздушно-десантные войска перевооружали на новое, модернизированное вооружение, а это более 300 батальонов, несколько ракетных бригад. В ВВС и ПВО предусмотрели поступление более тысячи боевых комплексов фронтовой и армейской авиации. В ВМФ - несколько десятков кораблей, подводных лодок, в том числе пять стратегических ракетоносцев.

В ценах 2005 года на ГПВ-2015 планировалось выделить 4,94 триллиона рублей, из которых для Министерства обороны предназначалось 4,51 триллиона рублей (91 процент). Из общей суммы 63 процента планировалось потратить на закупку новых ВВТ, на НИОКР закладывалось еще 20 процентов бюджета программы.

ГПВ-2015 с точки зрения объемов финансирования делилась на два этапа: 2007-2010 годы и 2011-2015 годы, так как по многим видам ВВТ предполагалось резко нарастить закупки именно после 2010 года.

октября 2010г. Была утверждена Государственной программы вооружения на период 2011-2020 годов (ГПВ-2020), которая, построена на основе «второй части» ГПВ-2015, но является «дополненной и расширенной» с учетом новых реалий. В ГПВ-2020 основной приоритет отдан закупкам сложных высокотехнологичных образцов (более 70% от объема программы). Также учтены уроки последних вооруженных конфликтов, в первую очередь - в Южной Осетии. Исходя из этого, доля серийных закупок современных и перспективных образцов в новой ГПВ-2020 превышает аналогичный показатель ГПВ-2015 на 15-20%.

Важным нововведением ГПВ-2015 стал переход на трехлетние контракты. Между тем фактическое исполнение этих контрактов столкнулось с рядом трудностей, вызванных в первую очередь ущербностью механизма ценообразования.

Таким образом, несмотря на общую правильность идеи перехода к среднесрочной контрактации закупок, на практике она сталкивается с рядом традиционных неразрешенных моментов. К традиционным проблемам также относятся высокие ставки кредитования.

Новой тенденцией ГОЗ, стал рост закупок ВВТ у зарубежных производителей. Раньше велись единичные закупки в интересах Сухопутных войск, но потенциальное приобретение нескольких универсальных десантных кораблей типа Mistral может резко повысить долю иностранных вооружений в Российской армии.

В число ключевых приоритетов вошли: развитие стратегического ядерного потенциала; средств ракетно-космической обороны; оснащение войск современными ударными комплексами, системами управления, разведки и связи, а также укрепление военной инфраструктуры. Отчасти перемены в приоритетах были вызваны российско-грузинской войной 2008 года, в результате чего в ГОЗ-2010 попало такое направление, как «обеспечение работ по усилению контингента наших Вооруженных Сил и строительство соответствующей военной инфраструктуры на важнейших стратегических направлениях, включая Южное, и модернизация Черноморского флота». Рассмотрим подробнее.

.Стратегические ядерные силы.

Приоритет финансирования стратегических ядерных сил (СЯС) в России никогда не подвергался сомнению. Однако на протяжении 2000-х годов относительная доля СЯС в расходах на оборону снижалась, что, очевидно, связано не со снижением приоритета СЯС, а с ростом абсолютного бюджета МО. Если в 1999-2000 годах на СЯС уходило порядка 95 процентов объема ГОЗ, то в 2007-м на «ядерные» цели было потрачено только 23 процента средств.

Вероятно, в последующие годы эта цифра оставалась на том же уровне, что косвенно подтверждается тем, что ГПВ-2015 предполагает выделение порядка 20 процентов средств на закупку ВВТ для стратегических ядерных сил.

Основными закупочными программами для РВСН являются программы по закупке межконтинентальных баллистических ракет (МБР) РТ-2ПМ2 «Тополь-М» и РС-24 «Ярс» (разработка которой была завершена в рамках ГПВ-2015). В 2007-2009 годах было закуплено 24 МБР «Тополь-М» (в том числе 15 мобильных) и три первые серийные мобильные МБР «Ярс». Кроме того, продолжалось финансирование работ по поддержанию в боевом составе ракетных комплексов предыдущего поколения: Р-36М/М2, УР-100НУТТХ и РТ-2ПМ. Очевидно, что к 2015-2017 годам объем средств на поддержание в строю старых систем будет снижаться, что в случае сохранения нынешнего уровня закупок новых МБР может означать снижение доли расходов на Ракетные войска стратегического назначения.

В то же время, вероятно, увеличится доля морской ядерной составляющей. Сейчас основными активно финансируемыми программами являются строительство ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН) проекта 955 и разработка главного оружия для них - баллистической ракеты «Булава-30». Несмотря на то, что стапельный период строительства головного РПКСН проекта 955 «Юрий Долгорукий» был успешно завершен в 2008 году и с 2009-го лодка проходит испытания, программа остается в подвешенном состоянии из-за неудачных пусков «Булавы». Между тем ведется строительство серийных РПКСН проекта 955А «Александр Невский» и «Владимир Мономах», начато фактическое строительство четвертого РПКСН этого проекта «Святитель Николай». Параллельно со строительством РПКСН четвертого поколения ведется активная работа по модернизации РПКСН предыдущих проектов 667БДРМ и 667БДР, которые составляют основу морских стратегических ядерных сил. В 2007-2009 годах был закончен ремонт двух РПКСН проектов 667БДРМ и 667БДР, а также произведена закупка для них порядка 20 баллистических ракет Р-29РМУ-2 «Синева», причем их производство ведется на основе долгосрочного контракта. Так, по состоянию на начало 2008 года ОАО «Красноярский машиностроительный завод» имело заказ на производство ракет «Синева» до 2014 года.

Авиационная компонента СЯС также получала финансирование, и основной программой здесь стала закупка и модернизация стратегических бомбардировщиков Ту-160. В 2007-2010 годах ВВС закупили один новый бомбардировщик, достроенный из задела, и модернизировали три строевых Ту-160. Одновременно проводился ремонт стратегических бомбардировщиков Ту-95МС.

Таким образом, с учетом масштаба проводимых работ можно констатировать, что в СЯС наибольшим приоритетом пользуется морская компонента и основные средства ГОЗ выделяются на нее. В случае успешного окончания испытаний «Булавы» расходы на морские стратегические вооружения могут даже возрасти, так как придется закупать боекомплект для строящихся РПКСН - по 16-20 ракет на каждый крейсер, а кроме того, очевидно, ускорятся темпы достройки РПКСН.

А ГПВ-2020 приоритетом в военном строительстве остаются стратегические ядерные силы. В ближайшие 10 лет они должны практически полностью обновить свой состав: 80% комплексов РВСН составят системы нового производства и лишь 20% - системы советского производства с продленными сроками эксплуатации.

.Космические войска.

В области закупок для Космических войск можно констатировать стабильное положение. Последние годы Космические войска проводят примерно равное количество пусков ракет-носителей. Номенклатура запускаемых спутников довольно обширна: в ней имеются спутники разведки, связи, ретрансляционные, предупреждения о ракетном нападении и навигации. В то же время значительные финансовые ресурсы выделяются на разработку ракеты-носителя нового типа «Ангара» (в том числе наземной инфраструктуры для нее), однако сроки готовности постоянно переносятся. Как представляется, резкого роста расходов на Космические войска в относительных цифрах ожидать не следует.

Кроме спутников, в соответствии с концепцией военно-космической обороны до 2016 года планируется принять на вооружение новые РЛС системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН) «Воронеж-ДМ», загоризонтные РЛС «Контейнер», «Небо», «Подлет» и «Резонанс», работы по которым также финансируются. В 2007-2008 годах руководство Космическими войсками подтвердило курс на отказ от использования РЛС СПРН, расположенных вне территории России, и по мере отказа от них на территории России планируется развернуть еще две РЛС СПРН - «ближе к Уралу и на Дальнем Востоке». В общей сложности МО планирует закупить пять или шесть РЛС СПРН «Воронеж-ДМ» с целью создания полного радиолокационного поля над территорией России к 2015 году.

.Военно-воздушные силы.

В области закупок для ВВС в последние годы происходит наиболее динамичное развитие. Именно на 2007-2010 годы пришлись окончание постройки первых опытных экземпляров российского истребителя пятого поколения Т-50 и начало его летных испытаний. Очевидно, что финансирование этой программы продолжится и она, вероятно, будет оставаться самой затратной для ВВС. Кроме того, ВВС активно наращивают закупки новой техники. Так, в 2008-2009 годах были заключены контракты на поставку 130 самолетов. Из них следует отметить крупнейший в постсоветское время контракт на поставку 48 истребителей Су-35С, четырех Су-30М2 и 12 Су-27СМ3 на общую сумму 80 миллиардов рублей. Вторым по объему стал контракт на закупку 32 фронтовых бомбардировщиков Су-34 стоимостью 33,6 миллиарда рублей.

В период действия ГПВ-2015 впервые после почти 15-летнего перерыва новая авиационная техника стала передаваться в ВВС. В 2007-2009 годах в войска было поставлено порядка 40 новых самолетов, однако большая часть из них (31) пришлась на истребители МиГ-29СМТ/УБТ, выкупленные МО после отказа от них Алжира. Эта сделка стоимостью 25 миллиардов рублей, судя по всему, не была предусмотрена ГПВ-2015 и фактически стала «сверхплановой» закупкой ВВС. Начались также закупки вертолетов: промышленность выпустила около 40 вертолетов для нужд российских Вооруженных Сил, включая около 20 новейших боевых Ми-28Н. В 2010-м к этому числу должны добавиться еще 27 самолетов и более 50 вертолетов (включая восемь Ми-28Н и шесть Ка-52А).

На рассматриваемый период пришлось и серийное производство новой ЗРС С-400. В 2007-2009 годах в войска было передано два дивизиона С-400 и еще пять предполагается поставить в 2010 году. Кроме того, были завершены испытания ЗРПК «Панцирь-С1», а с 2009-го начались поставки серийных комплексов в войска.

Активно осуществлялись ремонт и модернизация авиационной техники. Основными программами стали модернизация истребителей Су-27 до уровня Су-27СМ, фронтового бомбардировщика Су-24М до уровня Су-24М2 и штурмовиков Су-25 до уровня Су-25СМ.

Также велись работы по модернизации истребителей МиГ-31Б и ряда самолетов специального назначения и военно-транспортной авиации, но объемы этих работ были незначительны.

.Военно-морской флот.

За последние годы ВМФ удалось завершить строительство ряда долгостроев, которые находились на стапелях еще с советских времен, а также заложить корабли новых проектов. Так, в 2010 году наконец спустили на воду многоцелевую атомную подводную лодку (АПЛ) проекта 885 «Северодвинск», что является этапным моментом в ходе реализации программы, а в 2009-м заложили однотипную АПЛ «Казань». В 2010 году после почти шести лет испытаний была передана флоту головная дизель-электрическая подводная лодка (ДЭПЛ) проекта 677 «Санкт-Петербург», в 2008-м Северный флот пополнился опытной подводной лодкой проекта 20120 «Саров».

В рамках одного из недавно обозначенных приоритетов ГОЗ - усиление Черноморского флота: в августе 2010 года была заложена ДЭПЛ проекта 06363 «Новороссийск» и до конца года ожидается закладка еще двух однотипных кораблей.

При этом закупочная политика ВМФ получила большую известность благодаря обсуждению возможности закупки до четырех французских универсальных десантных кораблей типа Mistral. Контракт подписали на 2 корабля в июне 2011 года с французской компанией DCNS . Общая сумма контракта - почти 1,5 млрд. евро. Это крупнейший для ВМФ контракт, не считая программы строительства РПКСН, а также беспрецедентный случай в отношении закупки столь дорогостоящей зарубежной техники.

В области надводного флота следует отметить положительную динамику. Был достроен фрегат проекта 11540 «Ярослав Мудрый» (начало строительства - в 1986 году) и введен в строй головной корвет проекта 20380 «Стерегущий», а также спущен на воду первый серийный корвет того же проекта «Сообразительный». Продолжалось строительство головного фрегата проекта 22350 «Адмирал Флота Советского Союза Горшков», в 2009 году была произведена закладка однотипного фрегата «Адмирал флота Касатонов», который спущен на воду 12 декабря 2013 года. Кроме того, в 2007-2009 годах флот пополнился одним морским тральщиком проекта 02668 и пятью десантными катерами. В августе 2010-го произошла закладка малого ракетного корабля проекта 21631 «Град Свияжск», который стал головным в серии из пяти подобных кораблей. Корабль был спущен на воду 9 марта 2013 года.

Наряду с крупными боевыми единицами велось строительство вспомогательных кораблей и катеров, которых было построено не менее десяти.

ВМФ также активно проводил ремонты подводных лодок и надводных кораблей. Не считая стратегических ракетоносцев, в 2007-2009 годах был произведен ремонт четырех АПЛ и одной ДЭПЛ, а также нескольких кораблей первого и второго рангов, включая тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Впрочем, в 2009-м средства на ремонт кораблей были сокращены, что не замедлило сказаться на темпах ремонта, в частности АПЛ проектов 949А и 971 Северного флота.

.Сухопутные войска.

Сухопутные войска за рассматриваемый период не переживали серьезных потрясений в области закупочной политики и финансирования. Анализ динамики закупок военной техники показывает, что Сухопутные войска продолжают планомерное перевооружение на танки Т-90А (закуплено порядка 156 танков) и модернизированные Т-72БА (около 100 единиц), а также отработанные образцы военной техники, такие, как БТР-80, БМП-3 и БМД-3/4. В небольших количествах производилась закупка новых бронеавтомобилей «Тигр» и «Дозор». Примерно на одинаковом уровне остаются ежегодные закупки автомобильной техники и закупки и ремонт артиллерийских орудий.

При этом с наибольшими затруднениями идет закупка новых оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер-М»: за три года в войска поступило порядка двух дивизионов этих комплексов. Из специфики закупочной политики Сухопутных войск следует отметить отказ руководства МО от финансирования ряда НИОКР (разработка танка нового поколения «объект 195», самоходной артиллерийской системы «Коалиция-СВ»), а также первые закупки образцов вооружений и комплектующих иностранного производства. В частности, израильских беспилотных летательных аппаратов, французских тепловизоров Thales Catherine и итальянских легких бронированных машин IVECO LMV.

В Российской Федерации функции заказчика по размещению заказов, заключению, оплате, контролю и учету выполнения государственных контрактов по государственному оборонному заказу выполняет Рособоронпоставка. Ознакомимся с результатами ее деятельности в 2013 году (ГОЗ-2013).

Работа по размещению ГОЗ-2013 осуществлялась в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

По состоянию на 01 сентября 2013 года Рособоронпоставкой приняты в работу Заявки по 680 позициям (1050 лотам) на сумму 322,4 млрд руб., из них размещено 1039 лотов на сумму 317,9 млрд руб., что на 796% и 84% превышает количество размещенных заданий в рамках ГОЗ-2011 и ГОЗ-2012 соответственно (Рисунок 2).


Рисунок 2 - Динамика размещения ГОЗ


Одной из проблем до сих пор остается качество подготовки Технического Задания, что приводит не только к отсрочке размещения заказа, но и к многочисленным запросам разъяснений положений документации на этапе размещения заказа. В целом по ГОЗ-2013 по состоянию на 01 сентября 2013 года от участников размещения заказов поступили 417 запросов на разъяснение положений документации по 241 лотам (Рисунок 3).


Рисунок 3 - Структура запросов разъяснений


По результатам проведенных Рособоронпоставкой торгов по номенклатуре Министерства обороны Российской Федерации в рамках ГОЗ-2013 заключены 762 государственных контракта на сумму 248,7 млрд. руб., общая сумма экономии - 3,3 млрд. руб. Из заключенных контрактов 152 являются долгосрочными и 8 кредитными со сроком исполнения до 2020 года (Рисунок 4).


Рисунок 4 - Динамика заключения контрактов


Экономия по результатам торгов 2013 года возросла по сравнению с ГОЗ 2011 года и ГОЗ 2012 года в сопоставимом периоде времени - в 25,5 и 5,5 раз соответственно. Как видим, государственный оборонный заказ является эффективным инструментом реализации государственных решений в военно-технической и промышленной сферах.


2. Современное состояние предприятий оборонно-промышленного комплекса Хабаровского края


.1 Характеристика предприятий ОПК Хабаровского края


В настоящее время в России действуют 1353 организации ОПК, расположенные в 64 субъектах РФ. На них занято около 2 млн человек. На Дальнем Востоке работают 30 предприятий ОПК, 14 из которых имеют оборонный заказ.

Хабаровский край сегодня состоит в числе наиболее динамично развивающихся регионов Российской Федерации. В крае выпускается более одной пятой промышленной продукции Дальневосточного федерального округа, основная доля изделий машиностроения и металлообработки, лесных материалов, весь объем нефтепродуктов, стали и стального проката.

Исторически сложилось так, что ведущую роль в промышленном производстве играют предприятия оборонного комплекса, которые обладают наиболее современными технологиями и высококвалифицированными кадрами. Очередную проверку на прочность они прошли в условиях финансового кризиса и ограниченного государственного оборонного заказа.

В соответствии с Концепцией развития промышленного производства в Хабаровском крае тогда были приняты меры по формированию производственных программ за счет выпуска гражданской продукции, перепрофилированию части мощностей под эти цели, активизирована работа по привлечению экспортных заказов.

Убедительным результатом конструктивного взаимодействия федеральных органов власти и правительства Хабаровского края стал рост государственного оборонного заказа на предприятиях ОПК края. С 2008 по 2011 год он увеличился более чем в пять раз. В рамках военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами за последние годы экспортные заказы были размещены на ОАО «Комсомольское-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина» (КнААЗ), ОАО «Амурский судостроительный завод» (АСЗ), ОАО «Хабаровский судостроительный завод» (ХСЗ), ФКП «Амурский патронный завод «Вымпел» и ряде других. Этих заказов недостаточно для полной загрузки предприятий, но они позволяют сохранять уникальные производства и кадровый потенциал оборонного комплекса. С соответствующими федеральными структурами продолжается работа по ежегодному увеличению государственного заказа предприятиям оборонно-промышленного комплекса края, а также своевременному его финансированию.

В оборонно-промышленном комплексе края особое значение имеет развитие двух приоритетных направлений - авиастроения и судостроения. Предприятия этих отраслей задействованы в решении крупных государственных задач национальной безопасности. Организационная структура отраслей постоянно совершенствуется. К примеру, на судостроительных заводах края ОАО «Амурский судостроительный завод», ОАО «Хабаровский судостроительный завод» реализуются мероприятия в соответствии с «Концепцией развития предприятий, интегрированных в структуру ОАО «Объединенная судостроительная корпорация». Создаются две зоны судостроения: «Военно-кораблестроительная «Амур» - на базе ОАО «АСЗ» и «Судостроительная зона малого тоннажа «Хабаровск» - на базе ОАО «ХСЗ». На территории края действует также федеральное казенное предприятие «Амурский патронный завод «Вымпел», единственное патронное предприятие страны с государственной формой собственности. В крае работают предприятия по производству взрывчатых веществ и утилизации боеприпасов, ремонту авиационной техники, капитальному ремонту вооружения и военной техники номенклатуры ПВО и ВВС.

Ведущим авиастроительным предприятием Российской Федерации является ОАО «Комсомольское-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина», входящий в ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой». Основной продукцией завода является военная авиационная техника для ВВС России и зарубежных стран. Государственной программой вооружения до 2015 года предусматриваются закупки новых типов боевых самолетов для ВВС России. Среди них - многоцелевой истребитель. При его создании использовались последние технологические достижения, в том числе применяемые при строительстве самолетов 5-го поколения. Эта машина призвана укрепить лидирующие позиции России в области боевых авиационных комплексов. Являясь логическим продолжением Су-27 и Су-30, новый самолет вобрал их лучшие качества и в то же время значительно превосходит своих предшественников по боевому потенциалу и пилотажным характеристикам. Вместе с тем Су-35 обеспечивает высокую преемственность, позволяя летчикам переучиваться на новый тип истребителей с использованием навыков, приобретенных ранее на самолетах семейства Су-27.

Другим направлением деятельности предприятия стало производство самолета 5-го поколения по программе «Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации» (ПАК ФА (Т-50)). В Комсомольске-на-Амуре 3 марта 2011 года состоялся первый полет уже второго опытного образца авиационного комплекса 5-го поколения. Особые требования были предъявлены к оборудованию Т-50. Для него разработаны глубоко интегрированный многофункциональный комплекс бортового оборудования новой архитектуры с элементами искусственного интеллекта, а также высокоэффективная автоматизированная система обороны. Летающие образцы Т-50 подтверждают, что ОАО «КнААЗ» - наиболее динамично развивающееся и технологически передовое предприятие края, выпускающее самую современную авиационную технику для Министерства обороны Российской Федерации. ОАО «КнААЗ» является также исполнителем программы по созданию семейства российских гражданских региональных самолетов «Сухой Суперджет-100» (SSJ-100). Сегодня это основной проект компании «Сухой» и ЗАО «Гражданские самолеты Сухого».

ОАО «Амурский судостроительный завод» является центром подводного и надводного кораблестроения на российском Дальнем Востоке. Предприятие располагает производственными мощностями по выполнению государственных контрактов на постройку кораблей для военно-морского флота страны и на экспорт, а также судов военного и гражданского назначения водоизмещением до 25 тысяч тонн. Завод ведет строительство многоцелевого сторожевого корабля проекта 20380 «Корвет», предназначенного для действий в ближней морской зоне и ведения борьбы с надводными кораблями и подводными лодками противника, а также для артиллерийской поддержки морского десанта. Корабль имеет надстройку из многослойных композитных материалов, выполненных с учетом требований технологии «стелс».

Большой опыт накопил завод по строительству, ремонту и модернизации атомных и дизельных подводных лодок ВМФ России. Кроме военного судостроения, на заводе в 2010 году началось строительство многофункционального аварийно-спасательного судна ледового класса проекта MPSV-06 мощностью 7 мВт. В достройке также находятся два танкера-химовоза грузоподъемностью по 17,5 тыс. т каждый. Для освоения нефтегазоносного шельфа о-ва Сахалин на предприятии были построены плавучее основание передвижной буровой платформы «Моликпак», модуль заводнения и энергетический модуль для нее, осуществлены ремонт и модернизация нефтедобывающей платформы «Орлан».

ОАО «Хабаровский судостроительный завод» - один из крупнейших судостроительных заводов Дальнего Востока. Предприятием накоплен большой опыт в создании кораблей и судов разных классов и назначений. Производственные мощности позволяют выполнять одновременно до 25 заказов со сдачей по 5-6 кораблей в год. Специализацией предприятия является строительство скоростных кораблей и катеров, в том числе десантных катеров на воздушной подушке «Мурена». Возникла необходимость освоить строительство скоростных пассажирских судов глиссирующего типа проекта А-45, предназначенных для перевозки 100 человек со скоростью более 70 км/ч на расстояние до 600 км по внутренним водным путям. Эти суда должны прийти на замену морально и физически устаревшим судам на подводных крыльях «Метеор».

ФКП «Амурский патронный завод «Вымпел» (г. Амурск) - одно из самых современных предприятий Российской Федерации по выпуску боевых патронов к стрелковому оружию. Технологии мирового уровня позволяют выпускать пять видов патронов калибра 5,45 и 7,62. В основу производства заложены уникальные высокоэффективные технологии изготовления патронов на специальных автоматических роторных и роторно-конвейерных линиях с применением современных специализированных непрерывных процессов термообработки, транспортировки, консервации, контроля и упаковки. Уровень автоматизации и механизации производственных процессов составляет более 90%.

ОАО «Хабаровский радиотехнический завод » - на заводе производится капитальный ремонт вооружения и военной техники для войск ПВО и ВВС. Это зенитно-ракетные комплексы С-300ПС, автоматизированные системы управления радиотехнических войск «Поле» и радиолокационные станции «Оборона». Предприятие проводит также сервисное обслуживание и восстановление зенитных самоходных установок, подвижных пунктов, радиолокационных станций, агрегатов электропитания. Инфраструктура ОАО «Хабаровский радиотехнический завод», его оснащение и укомплектованность высококвалифицированными специалистами позволяют удовлетворить потребность Вооруженных Сил РФ в Дальневосточном регионе:

по капитальному ремонту и модернизации вооружения и военной техники ПВО на предприятии;

по сервисному обслуживанию вооружения выездными бригадами на местах постоянной дислокации;

по техническому обслуживанию и оперативному восстановлению боевой готовности вооружения частей, несущих боевое дежурство.

ОАО «12 авиаремонтный завод » специализируется на выполнении капитального ремонта вертолетов МИ-24, МИ-8 и авиационных двигателей ТВ3-117.

В начале 2014 года в Благовещенске прошло совещание по вопросам размещения гособоронзаказа в 2014 году и на плановый период 2015-2016. В 2013 году по ФЦП «Развитие ОПК на 2011-2020 годы» предприятиям региона выделено 1,1 млрд. рублей, на текущий год запланировано увеличение финансирования до двух млрд. рублей.

В программе участвуют Комсомольский-на-Амуре авиационный завод, Хабаровские судостроительный и радиотехнический заводы. По итогам работы в 2013 году объем производства на предприятиях ОПК края увеличился на 30,5% в сравнении с 2012 годом и превысил 37 млрд рублей. Объем налоговых поступлений в региональный бюджет от предприятий ОПК составил 1,5 млрд. рублей.

В сентябре 2014 года Хабаровский край и ОАО «Рособоронэкспорт» заключили соглашение о сотрудничестве. Соглашение подразумевает сотрудничество в области развития оборонно-промышленного комплекса региона, обеспечения его стабильной работы и наращивания экспортного потенциала. Согласно договоренностям, ОАО «Рособоронэкспорт» совместно с Правительством края проработают вопрос размещения на предприятиях ОПК экспортно-ориентированных заказов, включая выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в интересах иностранных заказчиков.


2.2 Модернизация производства предприятий ОПК


Российская Федерация потратит до 2020 года почти 23 трлн. рублей на оборону. В целом, к 2020 году до 80% устаревшего оборудования ОПК должно быть заменено на современные образцы, производительность труда на профильных предприятиях должна вырасти в 2,6 раза.

В соответствии с планами модернизации производства отдельные предприятия оборонно-промышленного комплекса Хабаровского края проделали большую работу по приобретению высокопроизводительного оборудования лучших зарубежных и отечественных фирм. На ОАО «КнААЗ» для строительства российского регионального самолета «Сухой Суперджет-100» реализована масштабная программа по техническому перевооружению. Приобретено, смонтировано и введено в эксплуатацию оборудование ведущих мировых производителей в области производства самолетов. В частности, смонтированы и введены в эксплуатацию четыре обрабатывающих центра с ЧПУ DMU-125 и DMU-200 (Германия), станки раскройные лазерные Bistas (Швейцария), гидроструйный Waterjet (Швеция), пресс обтяжной Loire-FET (Франция). Кроме того, установка дробеструйного упрочнения УДП-2 (Россия), агрегат для термообработки панелей АРТН-13,5 (Россия), обжимной пресс Loire-FEL (Франция) и другое оборудование.

Всего за последних семь лет установлено 165 единиц оборудования на сумму свыше 5 млрд. рублей. Оно используется также при производстве основной военной продукции предприятия. ОАО «КнААЗ» совместно с ГК «Роснанотех» в 2011 году приступило к реализации проекта по производству металлорежущего инструмента из твердых сплавов с нанопокрытием. В итоге появится металлообрабатывающий инструмент из нанопорошков без кобальтовой связки. Многофункциональные нанокомпозитные покрытия позволяют проводить обработку вязких материалов (нержавеющей стали, жаропрочных никелевых сплавов, титановых сплавов и др.) при высоких скоростях резания. Использование подобного инструмента позволит увеличить производительность станочного оборудования предприятия и снизить себестоимость изготовления продукции. Реализация данного проекта приведет к снижению потребления твердосплавного инструмента в 1,9 раза, экономический эффект составит 142,3 млн. рублей в год.

Модернизация производства в сочетании с активно используемыми технологиями позволит ОАО «КнААЗ» серийно производить 60 и более самолетов «Сухой Суперджет-100» ежегодно, в зависимости от потребностей рынка. В результате использования на КнААЗ высокопроизводительных станков, оборудования, трудоемкость производства в 2015 году здесь снизится почти в 4 раза, в сравнении с показателями 2009 года.

В ОАО «Хабаровский судостроительный завод» в течение последних двух лет ведется техническое перевооружение производства в рамках Федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2007-2010 годы и на период до 2015 года». Модернизация направлена на обновление судокорпусного производства и замену судоспускового устройства. Цель - строить корабли и суда, которые по водоизмещению и габаритам в два раза больше выпускаемых ныне.

В ФГУП «Дальневосточное производственное объединение «Восход» проведена модернизация по проекту «Производство расснаряжения артиллерийских снарядов методом вымывания струей воды высокого давления «Струя-В» и «Производство нового вида промышленных взрывчатых веществ «Эмульсен-ГШ». Внедрение в производство этих методов позволило за последние два года увеличить объемы выпуска продукции более, чем в два раза и обеспечить рентабельную работу предприятия.


Заключение


Изучив законодательные основы и структуру органов управления оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации, его основные характеристики, а так же значение оборонного заказа для государственного управления ОПК РФ можно сделать следующее заключение.

Достижение требуемого уровня боевой готовности Вооруженных Сил сопровождается значительными расходами материальных, трудовых, финансовых и временных ресурсов. Поэтому обеспечение боеготовности является задачей не только военной, но и экономической.

Уровень боевой готовности зависит не только от объема ресурсов, выделяемых на оборону страны, но и от эффективности их использования. Связь результатов деятельности всех структурных элементов Вооруженных Сил со степенью эффективности использования ресурсов становится все более тесной и ощутимой.

Непременным условием внешней безопасности России признана модель обеспечения глобальной, региональной и субрегиональной безопасности при адекватном реагировании на потенциальные угрозы ХХI века (политические, военные, экономические, технологические, социальные и др.) при наличии достаточной оборонной мощи. Это свидетельствует об адекватных военных расходах на современном этапе, обеспечивающих внешнюю безопасность и территориальную целостность России как государства.

Важнейшими задачами на этом направлении являются концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники, поддержка ведущих научных достижений, защита интеллектуальной собственности, развитие сетей научно-технической информации, борьба с терроризмом.

В настоящее время активно проводится военная реформа, призванная улучшить финансовое положение дел в ОПК России. Важное место в этом процессе реформирования занимает оптимизация военных расходов.

Оптимизация как таковая подразумевает не сокращение военных расходов государства, а их более рациональное расходование. Можно выделить следующие направления оптимизации:

модернизация оборонно-промышленного комплекса;

своевременное оснащение войск необходимым вооружением;

ориентация на современную военную технику 5-6 поколения;

более эффективное использование основных производственных фондов ОПК.

В современных условиях мировой нестабильности оборонно-промышленный комплекс России берет курс на импортозамещение и внедрение иновационных технологий.


библиографический список

промышленный оборонный комплекс

1Военная экономика: учеб. пособие/В. Г. Ольшевский,А. Н. Леонович, А. П. Хлебоказов [и др];под общ. ред. В.Г.Ольшевского.-Минск:ВА РБ, 2011.

Военно-экономическое обеспечение национальной безопасности России в много-полярном мире. Рук. Проекта -Р.А. Фарамазян.М. :ИМЭ-МО РАН,2009.

Государственная программа вооружения России на период 2011-2020 годов: комментарии/ А.Фролов. - Режим доступа: http://periscope2.ru/pdf/100628-frolov.pdf. - 27.11.2014.

Государственный оборонный заказ России: статья/А. Фролов. - Режим доступа: ://vpk.name/news/47577_gosudarstvennyii_oboronnyii_zakaz_rossii.html.-27.11.2014.

Горностаев, Г.А. Внешние военно-экономические связи России: проблемы развития и пути их решения. М.:ВНИ-ИВС, 2000.

Итоги размещения ГОЗ-2013 по номенклатуре Минобороны России: оффициальный сайт Рособоронпостави/О.В.Князева. - Режим доступа: http://rosoboronpostavka.ru/osnovnye%20itogi%20razmesheniya%20goz%202013.php.-27.11.2014.

Кузык, Б.Н. Экономика военной сферы,Учебник. -М., МГФ:«Знание», 2006.

Кузык, Б.Н. Стратегическое планирование оборонно-промышленного комплекса / Б. Н. Кузык, В. И. Кушлин, Ю. В. Яковец. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Экономика, 2011. 604 с.

Пименов, В.В. Развитие системы управления ОПК в современных условиях: научно-практическое издание «Менеджмент и бизнес-администрирование» № 1.М.:Экономическая газета, 2007.- режим доступа: http://www.mba-journal.ru/archive/2007/1/mba1_2007.pdf. - 27.11.2014.

Толкачев, С.А. Управление оборонно-промышленным комплексом. Теоретико-методологические основы: учебное пособие для студентов всех специальностей / С.А. Толкачев; Государственный университет управления, Институт национальной и мировой экономики ГУУ. -М.: ГУУ, 2008. - Режим доступа: http://kapital-rus.ru/articles/article/183590/.-27.11.2014.

Толкачев, С.А. Конкуренция военно-промышленных компаний.М.:Спутник,2000.

Толкачев, С.А. Совершенствование финансовых механизмов реализации государственного оборонного заказа как средство повышения инновационной активности предприятий отечественного ОПК: научный журнал государственного университета управления// «Вестник Университета».:2012,№ 7.- Режим доступа: http://vestnik.guu.ru/wp-content/uploads/2014/03/7an.doc.-27.11.2014.

Толкачев, С.А. Институциональная мимикрия инновационного развития ОПК в современной России.//Сборник статей Четвертой международной научной конференции экономческого факультета МГУ им. М.В. Ломоносова "Инновационное развитие экономики России: институциональная среда". М.:ТЕЗИС, 2011.

Толкачев, С.А. Новый имидж российской военной авиапромышленности.//Интернет-журнал «Капитал страны»,15.09.2010. Режим доступа: http://kapital-rus.ru/articles/aricle/178939/. - 27.11.2014.

Толкачев, С.А. Развитие военно-промышленных корпораций США в 2000-е годы.//Интернет-журнал «Капитал страны»,19.04.201Р.- Режим доступа: http://kapital-rus.ru/articles/artcle/177018/. - 27.11.2014.

Толкачев, С.А. Инфляционная болезнь оборонно-промышленного комплекса.//Интернет-журнал «Капитал страны»,11.09.2008.- Режим доступа: http://www.kapital-rus.ru/straeg_invest/element.php?ID=6608.-27.11.2014.

Толкачев, С.А. ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» как новая система управления российской авиационной промышленностью.//Альманах «Политическая экономия». М.: ЭКГ, 2007, №1.

Указ Президента РФ от 5 февраля 2010 г. N 146 "О Военной доктрине Российской Федерации": принят Президентом РФ 05.02.2010. - Режим доступа: http://base.garant.ru/197383/#block_1100.-27.11.2014.

Фарамазян, Р., Борисов В. Военная экономика Запада и России после Холодной войны.//МЭиМО,1999,№11.

Фарамазян, Р.А., Борисов В.В.Трансформация военной экономики: ХХ-начало ХХI века. - М.:Наука,2006.

Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне»: принят Государственной Думой 24 апреля 1996 года: одобрен Советом Федерации 15 мая 1996 года: по состоянию на 27.11.2014г. - Режим доступа: http://base.garant.ru/135907/-27.11.2014.

Хрусталев, Е.Ю. Финансово - экономические и научно- производственные проблемы военной безопасности государства: журнал «Аудит и финансовый анализ». - 2011, №3.- Режим доступа: ://www.auditfin.com/fin/2011/3/2011_III_03_24.pdf. - 27.11.2014.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Многие предприятия российского оборонно-промышленного комплекса (ОПК) ещё не готовы к серийному производству высокотехнологичных систем вооружения. По данным Владислава Путилина (заместителя председателя военно-промышленной комиссии РФ), только 36% стратегических предприятий финансово здоровы, а 25% находятся на грани банкротства .
В состав российского ОПК входит 948 стратегических предприятий и организаций , на которые распространяются нормы параграфа 5 главы IX Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», предусматривающие специальные правила банкротства. В настоящее время в отношении 44 из них возбуждены процедуры банкротства.

По данным ФНС России, 170 стратегических предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса имеют признаки банкротства . Более того, в отношении 150 стратегических предприятий и организаций налоговыми органами уже вынесены постановления о взыскании задолженности за счёт их имущества, которые направлены на исполнение судебным приставам. Дополнительные проблемы ОПК создала и задержка с перечислением средств по гособоронзаказу.

Как образец проведём анализ предприятий авиапромышленности и бронетанкового машиностроения. За последние годы оборонка успела наделать очень большие долги.
В авиапромышленности :
— РСК «МиГ» – 44 млрд. руб.,
— ММП им. В.В.Чернышева – 22 млрд. руб.,
— НПК «Иркут», компания «Сухой» – порядка 30 млрд. руб.

В бронетанковом машиностроении — например ФГУП «Омский завод транспортного машиностроения» производит танки Т-80У и Т-80УК. Кредиторская задолженность предприятия составляет 1,5 млрд. рублей.

В 2008 году между Минобороны РФ и ОАО «НПК «Уралвагонзавод» был заключен трёхлетний контракт на закупку 189 танков (по 63 танка в год). В 2010 году Министерство обороны России запланировало приобрести 261 новый танк Т-90, которые производит ОАО «НПК «Уралвагонзавод». Если заказ на закупку танков на 18 млрд. рублей всё-таки осуществится, то у завода появится шанс погасить свою задолженность – 61 млрд. руб.

Несмотря на то, что в последние годы России удалось частично вернуть утраченные позиции в мировой торговле оружием, успехи переоценивать нельзя . Ведь в основе кризисных явлений в области ВТС лежат не только и не столько несовершенство государственного управления (хотя это тоже важно), сколько проблемы производителей ВиВТ. По многим военным технологиям Россия ещё находится на уровне 1970–1980-х годов. Состояние предприятий ОПК и их существенная технологическая зависимость от зарубежных поставщиков остаются критическими.

Так, по сравнению с 1992 годом уменьшилось производство :
— военных самолётов — в 17 раз,
— военных вертолётов – в 5 раз,
— авиационных ракет – в 23 раза,
— боеприпасов – более чем в 100 раз.

Вызывает тревогу снижение качества продукции военного назначения (ПВН) . Затраты на устранение дефектов в ходе производства, испытания и эксплуатации ПВН доходят до 50% от общего объема затрат на ее изготовление. В то время, как в экономически развитых странах этот показатель не превышает 20%. Главная причина – износ основного оборудования, достигший 75% , и чрезвычайно низкий уровень перевооружения: темпы обновления оборудования составляют не более 1% в год при минимально необходимой потребности 8–10%.

Автономия остается главным элементом российской оборонной доктрины . Одной из главных целей реализации новой политики для ОПК обозначено «недопущение критической зависимости деятельности ОПК от поставок комплектующих изделий и материалов иностранного производства ». В полной мере отражены чаяния глав предприятий ОПК: государство будет содействовать приобретению уникального оборудования и передаче его в лизинг российским оборонщикам.

Россия: шоковый эффект

Ряд процессов - прежде всего окончание холодной войны; процесс глобализации во всех сферах жизни, в том числе в экономике; политические изменения в ряде регионов мира, особенно в Европе, - стали причиной сокращения объёмов производства и, соответственно, сжатия ОПК не только России, но и стран НАТО (Рисунок 1).

Но падение объёма заказов более чем в полтора раза за 10 лет в странах НАТО оказало не такой шоковый эффект на оборонную промышленность, как десятикратное уменьшение объёма заказа в нашей стране. Однако сжатие рынка вооружений резко обострило внутреннюю конкуренцию между военно-промышленными корпорациями. Промышленные компании вынуждены реагировать на такие изменения проведением масштабных реструктуризационных мероприятий, повышающих их эффективность, заметно снижающих издержки.

Так, при полуторном сокращении заказа на ВВТ за те же 10 лет занятость в ОПК уменьшилась почти вдвое. Помимо сокращения занятости, важным элементом реакции ОПК на сокращение рынков стала концентрация разработок и производства. За десятилетний период на треть сократилось число компаний, участвующих непосредственно в производстве вооружений.

Безусловно, в 1990‑е годы отечественный ОПК под воздействием ряда известных факторов также «просел». Многие предприятия просто перестали существовать. Но те коллективы, которые имели серьёзные научные заделы и перспективы, смогли выжить. В тяжелейших условиях, когда не выплачивалась заработная плата, уходили сотнями профессионалы, в таких коллективах удалось сохранить научные школы.

Например, Радиотехнический институт имени академика Александра Львовича Минца в 1994 году потерял сразу тысячу с лишним специалистов, которые перешли на работу в «Билайн». Но институт по-прежнему плодотворно работает на благо страны, являясь бесспорным лидером в России в области создания современных РЛС дальнего обнаружения.

Последствия глобализации мировой экономики

Важнейшим фактором реструктуризации ОПК в последнее десятилетие является глобализация мировой экономики.

К движущим силам глобализации в сфере ОПК могут быть отнесены:

  • обострение конкуренции с созданными в середине 1990‑х годов, прежде всего в США, крупными компаниями (такие слияния, как «Боинг» - «Макдоннелл Дуглас» - «Рокуелл Дефенс», «Локхид» - «Мартин Мариэтта» - «ГД Аэроспейс» - «Лорган», «Рэйтеон» - «Хьюз» и др.);
  • снижение совокупного спроса на ВВТ вследствие сокращений оборонных бюджетов;
  • относительный рост спроса на результаты НИОКР для создания высокотехнологичных систем вооружений;
  • подготовка к ведению коалиционных войн в рамках военных доктрин большинства развитых стран;
  • неадекватность структуры большинства оборонных отраслей новым задачам и требованиям, излишек устаревших мощностей, усиливающаяся неэффективность их дальнейшего использования;
  • массовое осуществление программ по оптимизации бюджетных расходов с целью максимизации отдачи от вложенных средств;
  • усиление ориентации промышленности на фондовый рынок в интересах максимизации акционерной прибыли в связи с расширением участия частного капитала в ОПК.

Проблема реструктуризации ОПК пересекается в этой сфере ещё с одной деликатной проблемой глобализации в рамках Всемирной торговой организации - проблемой государственной поддержки субъектов рынка. Поэтому, учитывая опыт разгорающихся торговых споров внутри ВТО, зарубежные корпорации ОПК вынуждены учитывать и запреты на косвенное субсидирование гражданской продукции за счёт военных заказов. Программы реструктуризации диверсифицированных корпораций вынуждены принимать во внимание и ограничения таких международных соглашений, как ВТО.

В целом система условий, в которых оказался российский ОПК, требует не только изменения его масштаба, но и диктует необходимость существенного изменения базовых принципов его функционирования, взаимоотношения с вооружёнными силами, государством, мировым сообществом.

Текущие проблемы российского ОПК

1. Утрата отечественной базы электронного машиностроения ОПК.

В настоящее время в России практически отсутствует производство современного промышленного оборудования для радиоэлектронной промышленности. Радиоэлектронная отрасль в России превратилась в крупное сборочное производство финальных изделий из импортной элементной базы и на оборудовании в основном ведущих западных и китайских фирм.

2. Потеря научно-технологической базы ОПК.

Отечественные разработки по прорывным перспективным технологиям крайне малочисленны. Но даже их внедрение в серийное производство сталкивается с непреодолимыми организационными и финансовыми проблемами. Поэтому радиоэлектронная отрасль существует либо на отечественной, но устаревшей технологической базе, либо на современной, но зарубежной. Большой проблемой является недостаточное количество молодых перспективных, высококвалифицированных кадров. Нужна скоординированная система мер и стимулов для закрепления молодёжи в ОПК.

3. Переход страны на рыночные отношения в ОПК не создал рыночные механизмы ценообразования.

Действующая система ценообразования не стимулирует предприятия к повышению производительности труда, эффективности работы в целом. Регулирование средних зарплат, их нормирование построено таким образом, что предприятиям невыгодно повышать эффективность производства, так как сверхприбыль изымается в доход государства. Это не позволяет высокими темпами перевооружать производство и стимулировать экономически более успешные предприятия.

Необходимо коренным образом изменить систему ценообразования и создать реальные механизмы стимулирования производительности труда и внедрения инновационных продуктов в ОПК.

4. Слабая взаимная координация работ, проводимых в ОПК.

Неэффективны механизмы взаимодействия между предприятиями отрасли. Для деятельности отдельных холдингов характерно ведение «натурального» хозяйства, направленного исключительно на свои нужды. Как следствие, в ОПК до сих пор не решена проблема устранения дублирования проводимых работ. Необходимо скорейшее создание единой базы данных существующих и разрабатываемых технологий и мощной экспертно-аналитической структуры, обеспечивающей аналитическую поддержку решений руководства отрасли.

5. Слабая увязка целей государственной программы развития ОПК с обеспечением реализуемости ГПВ.

Требуется разработка целевых функций и индикаторов, отражающих степень достижения целей содействия реализации ГПВ, для количественной оценки - насколько государственная программа развития ОПК подкрепляет и обеспечивает реализуемость ГПВ. Структура программы и её организационная часть должны быть увязаны с конкретными приоритетными образцами ВВТ и предприятиями (холдингами), отвечающими за разработку и производство данных изделий. Такая структуризация программы позволит детализировать и закрепить ответственность за реализацию программных мероприятий и целей ГПВ.

Для реализации государственной программы развития ОПК при её разработке необходимо ориентироваться на крупные предприятия (холдинги) - головных разработчиков финальных образцов ВВСТ. Мероприятия программы должны обосновываться и формироваться с их непосредственным участием, с повышением их роли и ответственности за внедрение результатов технологических работ ОПК в конкретные образцы ВВСТ.

6. Несовершенство системы принятия решений о направлениях финансирования НИОКР.

Система принятия решения о финансировании НИОКР не подкреплена долгосрочным видением развития технологий в радиоэлектронике, а механизм распределения средств на конкретные проекты и контроля результатов исследований недостаточно прозрачен и требует уточнения и детализации.

7. Несовершенство инфраструктуры национальной инновационной системы.

Коммерциализация технологий находится на низком уровне, недостаточно используется потенциал конверсии конкурентоспособных специальных технологий в гражданские направления. Степень воплощения результатов научных разработок инновационной направленности в конкретные изделия промышленного производства на внутреннем рынке не превышает 20%. Менее 13% от производимой продукции экспортируется. В экспорте преобладает продукция специального назначения. При этом только малая часть отечественных производителей участвует в международных кооперационных цепочках, в то время как большинство компаний выпали из мировой системы кооперации.

8. Низкая производительность и эффективность процессов.

На крайне низком уровне находится производительность и эффективность процессов, что обусловлено:

  • недофинансированием в сочетании с устаревшими, не соответствующими требованиям современного рынка производственно-технологической базой, бизнес-моделями, операционными моделями;
  • слабым уровнем развития рыночных компетенций у многих российских компаний;
  • недостаточной эффективностью процессов вывода и продвижения продукции на рынке.

Таким образом, радиоэлектронная отрасль России в своём нынешнем состоянии практически неконкурентоспособна на глобальном уровне. Громадное отставание по эффективности, малая доля рынка и малый выпуск, технологическое отставание остро ставят вопрос о скорейшей масштабной модернизации радиоэлектронной промышленности.

Необходимо продолжать начатые изменения в отрасли и в этом процессе максимально использовать потенциал и компетенции, сохранённые российскими компаниями в отдельных сегментах и нишах рынка (Рисунок 2).



Необходимые меры государственной поддержки предприятий ОПК

Решение возникающих при этом проблем особенно актуально для предприятий, выполняющих работы за счёт кредитного авансирования.

При формировании и реализации государственной программы развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации необходимо выработать гибкую систему мер государственной поддержки технического оздоровления предприятий ОПК. В частности, представляется необходимым:

  • осуществить возврат инвестиционной льготы по налогу на прибыль, в частности инвестиций на оборудование, а также НИР и ОКР в полном объёме;
  • отменить налогообложение части прибыли предприятий, направленной на модернизацию и техническое перевооружение производства ВВТ;
  • снизить стоимость лизинга как единственного на сегодняшний день реального механизма, способного обеспечить техническое перевооружение
  • российской промышленности в короткие сроки;
  • предоставить налоговые и таможенные льготы для предприятий, развивающих технологическую базу передовых исследований и разработок.

В организационном плане представляется полезным:

  • создание в Российской Федерации структуры (например, национального центра) по выработке и реализации государственных научно-технических и инновационных стратегий в разработке технологий двойного назначения и по адаптации в интересах ОПК открытых исследований и разработок, выполненных за счёт федеральных средств;
  • организация межотраслевых координационных центров с целью объединения усилий по созданию элементной базы нового поколения (прежде всего в электронике и робототехнике) в интересах ОПК;
  • обеспечение эффективной законодательной защиты прав интеллектуальной собственности, а также результатов работы по НИР и ОКР.

Необходимо тщательно проанализировать мировой опыт развития ОПК, учесть собственные особенности, сохранить историческую преемственность в отечественной оборонной промышленности, оценить нужды армии и флота исходя из современных угроз нашей безопасности (и их перспективного предвидения). При этом необходимо разработать и реализовать на практике систему мер для решения перечисленных проблем отечественного ОПК, увеличить эффективность его управления, провести в кратчайшие сроки модернизацию оборонной промышленности и создать условия для развития внутренней конкуренции в этой сфере. Наличие мощной национальной промышленности - это признак суверенности и состоятельности государства.

Именно это сейчас крайне необходимо нашей стране (Рисунок 3).





Поделиться