Объявление публичного конкурса. Публичный конкурс

разновидность односторонней сделки, совершенной под условием. Это означает, что обязательства по такой сделке возникают у лица, объявившего о П.к.

П.к. регулируется нормами ГК РФ (ст. 1057-1061), которые устанавливают следующие важнейшие положения. П.к. может быть направлен только на достижение общественно полезных целей, а в объявлении на проведение П.к. должны содержаться как минимум существо задания, критерии и порядок оценки работ, место и срок их сдачи, размер и форма награды, порядок и сроки объявления результатов П.к.

П.к. - разновидность публичного обещания награды, сутью которого является выплата вознаграждения лицу, совершившему правомерное действие, указанное в объявлении.

Несмотря на появление в ГК РФ двух глав, которые непосредственно посвящены регулированию сходных правоотношений, некоторые связанные с П.к. вопросы вызывают определенные затруднения. Так, лицо, объявившее конкурс, может не выплачивать сумму вознаграждения лицу, которое выполнило работу вне связи с конкурсом, в том числе до объявления о П.к. (если лицо сможет это доказать). Видимо, в подобных случаях, как и при выплате вознаграждения лицу, фактически предоставившему информацию, но не знавшему на момент предоставления об обещании награды, возможно возникновение трудностей процессуального порядка (доказывания). Указанное обстоятельство имеет особую важность, если учесть, что предметом П.к. может быть создание предметов науки, в том числе объектов интеллектуальной собственности.

Необходимо обратить внимание и на следующее обстоятельство: улица, объявившего о проведении П.к., предметом которого было создание объектов интеллектуальной собственности, не возникает непосредственного права на использование подобных объектов при выплате награды победителю П.к. У него возникает лишь преимущественное право заключить с создателем произведения (победителем П.к.) договор на право использования произведения. Естественно, что в подобных случаях к П.к. могут быть применимы положения ГК РФ о заключении сделок на торгах (ст. 447- 449).

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПУБЛИЧНЫЙ КОНКУРС

объявляемый публично конкурс. Заключается, согласно ГК РФ (гл. 57), в объявлении публично о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной награды (о выплате награды) за лучшее выполнение работы или достижение иных результатов. Лицо, объявившее об этом, должно выплатить (выдать) обусловленную награду тому, кто в соответствии с условиями проведения конкурса признан его победителем. П.к. должен быть направлен на достижение каких- либо общественно полезных целей. Он может быть открытым и закрытым. Открытый П.к. связан с предложением организатора конкурса принять в нем участие всех желающих путем объявления в печати или иных средствах массовой информации. В закрытом П.к. предложение адресуется определенному кругу лиц по выбору организатора. По своей юридической природе П.к. представляет собой одностороннюю сделку для совершения которой достаточно волеизъявления устроителя конкурса. Представление лицом работы, выполненной согласно условиям конкурса, тоже односторонняя сделка, поскольку желание лица участвовать в нем - его самостоятельное решение и не требует предварительного согласования с кем-либо. Объявление о П.к. должно содержать ряд обязательных условий, к которым относятся: существо задания; критерии и порядок оценки результатов работы или иных достижений; место, срок и порядок их представления; размер и форма награды; порядок и сроки объявления результатов конкурса. Необязательные условия определяются свободным усмотрением устроителя конкурса. К ним могут быть отнесены: порядок представления работы под девизом, когда имя автора сохраняется в тайне до оценки его работы, или за подписью автора; количество экземпляров представляемых работ; определение срока и необходимости предварительного представления проекта и т.д. Устроителю П.к. предоставлено право не только изменять условия конкурса, но и отменять его, однако только в первой половине срока, установленного для представления работ, и при условии обязательного д о ведения до сведения возможных его участников тем же способом, каким был объявлен конкурс (путем публикации в газетах, сообщения по радио, телевидению и т.д.). Внесение поправок недопустимо в условия, касающиеся существа конкурса, поскольку такое изменение практически приводит к отмене конкурса. Субъектами П.к. являются лицо, объявившее публично о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной награды, и участники конкурса - лица, выполнившие и представившие на смотр определенную работу. Потенциально участниками конкурса могут быть как граждане (единолично или коллективно), так и юридические лица. Никаких возрастных ограничений для граждан не установлено. В объявлении о конкурсе оговаривается, кто приглашается к участию в нем: либо только граждане (танцоры, певцы, чтецы), либо только организации (самодеятельные коллективы), либо и те, и другие. Обещаемое вознаграждение - это специально установленная премия или иная награда, выплачиваемая победителю конкурса за достигнутый результат. Конкурсное вознаграждение может выражаться в деньгах или в виде конкретной вещи (автомобиль, телевизор и т.д.). Иные формы поощрения победителя (грамоты, д и п л о м ы и другие отличительные знаки) возможны только в сочетании с выплатой премии. П.к. часто проводится для создания и использования произведений науки, литературы и искусства. Устроитель конкурса, удостоив созданное произведение обусловленной наградой, приобретает преимущественное право на заключение с победителем договора об использовании его произведения. Если устроитель конкурса не намерен использовать премированные произведения, их авторы должны быть поставлены об этом в известность, что дает им возможность использовать произведения по своему усмотрению. По окончании конкурса лицо, его объявившее, обязано возвратить участникам конкурса работы, не удостоенные награды, если иное не предусмотрено объявлением о конкурсе и не вытекает из характера выполненной работы. Конкурс считается закончившимся с момента, когда победителям выплачены премии, а остальным участникам возвращены работы, не удостоенные премий. С.А. Чернышева

1. Лицо, объявившее публично о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной награды (о выплате награды) за лучшее выполнение работы или достижение иных результатов (публичный конкурс), должно выплатить (выдать) обусловленную награду тому, кто в соответствии с условиями проведения конкурса признан его победителем.

2. Публичный конкурс должен быть направлен на достижение каких-либо общественно полезных целей.

3. Публичный конкурс может быть открытым, когда предложение организатора конкурса принять в нем участие обращено ко всем желающим путем объявления в печати или иных средствах массовой информации, либо закрытым, когда предложение принять участие в конкурсе направляется определенному кругу лиц по выбору организатора конкурса.

Открытый конкурс может быть обусловлен предварительной квалификацией его участников, когда организатором конкурса проводится предварительный отбор лиц, пожелавших принять в нем участие.

4. Объявление о публичном конкурсе должно содержать по крайней мере условия, предусматривающие существо задания, критерии и порядок оценки результатов работы или иных достижений, место, срок и порядок их представления, размер и форму награды, а также порядок и сроки объявления результатов конкурса.

5. К публичному конкурсу, содержащему обязательство заключить с победителем конкурса договор, правила, предусмотренные настоящей главой, применяются постольку, поскольку - настоящего Кодекса не предусмотрено иное.

Комментарий к статье 1057 Гражданского Кодекса РФ

1. Глава 57 ГК посвящена особому виду гражданско-правовых обязательств, возникающих в связи с объявлением публичного конкурса. Под ее действие не подпадают конкурсные отборы, находящиеся за рамками предмета гражданско-правового регулирования, в частности конкурс на замещение вакантных должностей, с победителем которого заключается трудовой договор (контракт), конкурс при приеме граждан в образовательные учреждения, конкурс на соискание государственных премий.

2. Как и публичное обещание награды (гл. 56 ГК), объявление публичного конкурса является односторонней сделкой (п. 2 ст. 154 ГК) и порождает обязанность лица, сделавшего объявление, выплатить награду.

Однако в отличие от публичного обещания награды, предусматриваемой за совершение определенного правомерного действия, при проведении публичного конкурса выплата награды производится за лучшее по сравнению с другими участниками выполнение работы или достижение иных результатов в соответствии с условиями конкурса. Проведение конкурса предполагает соревнование, соперничество участников, выбор и поощрение лучшего из них. Тем самым стимулируется достижение высоких результатов в разнообразных сферах деятельности. Участие в публичном конкурсе только одного лица, исключая возможность выбора победителя, означает, что конкурс не состоялся. Несостоявшимся является конкурс и в том случае, если несколько работ представлено единственным участником.

3. Общественно полезная цель - существенный признак публичного конкурса. При ее отсутствии публичный конкурс не соответствует требованию, сформулированному в п. 2 комментируемой статьи, что влечет недействительность сделки (ст. 168 ГК).

4. Объявить публичный конкурс вправе любой субъект гражданского права: как юридическое лицо, так и гражданин. Если это некоммерческая организация, например фонд или общественное объединение, то должно соблюдаться правило о специальной правоспособности такой организации: права и обязанности, возникающие из конкурса, должны соответствовать целям деятельности, предусмотренным в ее учредительных документах (абз. 2 п. 1 ст. 49 ГК).

Конкурс может быть объявлен совместно несколькими лицами.

Многие публичные конкурсы проводятся на основании решения государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и финансируются полностью или частично за счет бюджетных средств. Так, в компетенцию Федерального архивного агентства входит проведение конкурсов работ в области архивоведения, документоведения и археографии (п. 6.7 Положения о Федеральном архивном агентстве, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 N 290 (СЗ РФ, 2004, N 25, ст. 2572)).

В некоторых случаях государственный орган исполнительной власти, орган местного самоуправления утверждает положение о конкурсе, в соответствии с которым конкурс проводится однократно или регулярно.

5. По кругу участников различаются открытый и закрытый публичные конкурсы.

К участию в открытом публичном конкурсе приглашаются все желающие путем объявления в средствах массовой информации. Под СМИ в ст. ст. 2, 24 Закона РФ от 27.12.91 N 2124-1 "О средствах массовой информации" (Ведомости РФ, 1992, N 7, ст. 300) понимаются: периодическое печатное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год; радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, имеющая постоянное название и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год; иная форма периодического распространения массовой информации, в т.ч. периодически распространяемые тиражом тысяча и более экземпляров тексты, созданные с помощью компьютеров и (или) хранящиеся в их банках и базах данных. СМИ подлежат регистрации (кроме случаев, перечисленных в ст. 12 указанного Закона) с учетом территории их преимущественного распространения в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия или ее территориальных органах (ранее - в Мининформпечати России или территориальных органах Государственной инспекции по защите свободы печати и массовой информации при Мининформпечати России). СМИ считается зарегистрированным со дня выдачи свидетельства о регистрации.

Таким образом, допускается как письменная, так и устная форма объявления публичного конкурса в зависимости от избранного организатором конкурса вида СМИ. Если порядок объявления об открытом публичном конкурсе нарушен, то считается, что конкурс не объявлен, т.е. сделка не совершена.

Круг лиц, которым адресовано приглашение организатора конкурса, почти никогда не бывает абсолютно неопределенным. Сам характер конкурсного задания (в конкурсах артистов цирка, театров, оперных певцов и т.п.), территориальный уровень конкурса (всероссийский, областной, городской и т.п.), возможные образовательные, возрастные и т.п. требования к участникам ставят рамки участия в конкурсе. Но при этом приглашение к участию в открытом конкурсе всегда неперсонально, оно обращено к той или иной категории лиц.

Круг участников открытого публичного конкурса может быть ограничен проведением предварительной квалификации (предварительного отбора) лиц, желающих принять участие в конкурсе. В таком случае его участниками становятся лица, предварительно отобранные (допущенные к участию в конкурсе) организатором конкурса или действующими по его поручению лицами. Требования, предъявляемые при предварительном отборе, могут приводиться в объявлении об открытом публичном конкурсе. В объявлениях нередко указывается, что эти требования содержатся в специальной документации, с которой вправе ознакомиться каждый, кто намерен участвовать в конкурсе.

Одним из условий публичного конкурса бывает проведение нескольких туров (этапов). Особенность такой организации конкурса состоит в том, что участниками последующего тура могут стать только лица, отобранные по результатом предыдущего, а победитель конкурса определяется лишь в финальном туре.

Незаконный отказ в участии в публичном конкурсе может служить основанием для признания результатов конкурса недействительными по иску лица, которому было отказано в участии в конкурсе. Основанием отмены в судебном порядке результатов конкурса может быть также несоблюдение при предварительном отборе условий его проведения, объявленных организатором конкурса, если допущенные нарушения могли повлиять на определение победителя.

Публичный конкурс признается закрытым, когда предложение принять участие в нем направляется определенному кругу лиц по усмотрению лица, объявляющего конкурс, т.е. предложения персональны. Критерии, которыми при этом руководствуется лицо, объявляющее конкурс, могут быть совершенно произвольными и не разглашаться. Способ объявления о проведении закрытого публичного конкурса избирается его организатором.

6. В п. 4 комментируемой статьи установлено обязательное содержание объявления о публичном конкурсе. Организатор конкурса вправе включить в объявление о его проведении и другие (факультативные) условия.

Одно из необходимых условий - порядок оценки результатов работы или иных достижений. Кто будет определять победителя конкурса - конкурсная комиссия (жюри), сам организатор, уполномоченное им лицо - важная составляющая часть указанного порядка. Как правило, признание победителем конкурса осуществляется конкурсной комиссией, состав которой обычно заранее объявлен. ГК не устанавливает запрета на вхождение в конкурсную комиссию участников конкурса, тем не менее по этическим соображениям он нередко соблюдается.

Обязательными условиями конкурса являются также форма и размер награды, подлежащей выплате победителю. Если награда предусмотрена в форме денежного вознаграждения, часто называемого премией, то ее валюта должна соответствовать ст. 317 ГК. Не исключено определение вознаграждения в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, либо в сумме, кратной минимальному размеру оплаты труда, установленному на момент объявления публичного конкурса, или вынесения решения о выплате награды, или на иной момент, указанный в объявлении о конкурсе.

Награда в иной (неденежной) форме должна относиться к числу оборотоспособных объектов гражданских прав (ст. ст. 128, 129 ГК). Таковыми не могут считаться звание ("лауреат", "лучший специалист" и пр.), диплом, свидетельство, вымпел, нагрудный знак и т.п. Если в объявлении о конкурсе предусмотрено лишь подобное подтверждение победы участника состязания, то гражданско-правового обязательства из публичного конкурса не возникает.

Условиями проведения конкурса может быть предусмотрена выплата разных по размеру и форме наград нескольким победителям, а также дробление одной награды между ними.

Отсутствие в объявлении какого-либо из необходимых условий, перечисленных в п. 4 комментируемой статьи, означает, что конкурс не объявлен, т.е. сделка не совершена. Лицо, от которого исходит объявление, а равно участники подобного конкурса не несут обязанностей и не имеют прав, основанных на сделке.

7. В п. 5 ст. 1057 разрешен вопрос о соотношении гл. 57, посвященной публичному конкурсу, и ст. ст. 447 - 449 ГК, регулирующих заключение договора на торгах, проводимых в форме конкурса.

Правила, регулирующие порядок проведения торгов в форме конкурса и публичный конкурс, в значительной части не совпадают. Так, организатором торгов в форме конкурса может быть ограниченный круг лиц; лицо, выигравшее торги, определяется только конкурсной комиссией; выигравшим торги по конкурсу признается лицо, предложившее лучшие условия (ст. 447 ГК). В ст. 448 ГК по-другому, чем в ст. 1058 ГК, определен допустимый срок отказа от проведения открытых торгов, установлена обязанность организатора торгов возместить участникам открытых торгов реальный ущерб при отказе от проведения торгов с нарушением указанного срока, а участникам закрытых торгов - независимо от срока отказа от торгов. По вопросам о сроке извещения о проведении торгов, о возможности и сроке отказа организатора торгов в форме открытого конкурса от его проведения в п. п. 2, 3 ст. 448 ГК допускается действие и иных правил, которые могут быть предусмотрены законом. По поводу допустимости и срока отказа от проведения конкурса организатор открытых торгов вправе в извещении о проведении торгов предусмотреть иные, отличные от содержащихся в ГК или другом законе положения.

Кроме того, в ст. ст. 448, 449 ГК разрешены вопросы, вообще не урегулированные в гл. 57: в ст. 448 предусмотрены срок извещения о проведении торгов, обязательное указание срока заключения договора в извещении о торгах, обязанность участников торгов внести задаток, подписание лицом, выигравшим торги, и организатором торгов протокола о результатах торгов, а в ст. 449 - недействительность договора как следствие признания недействительными торгов.

При коллизии норм ст. ст. 447 - 449 и гл. 57 в том случае, когда организатор публичного конкурса обязан заключить с победителем конкурса договор, ст. ст. 447 - 449 имеют приоритет.

8. Перечень нормативных правовых актов, регулирующих проведение публичных конкурсов, дан в комментарии к ст. 447 ГК (Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части первой (постатейный). Изд. 3-е, испр., доп. и перераб. с использованием судебно-арбитражной практики / Отв. ред. О.Н. Садиков. М., 2002. С. 995, 996).

Статья 1057 ГК РФ. Организация публичного конкурса

Комментарий к статье 1057

  1. Комментируемая статья посвящена организации публичного конкурса. Публичный конкурс – разновидность публичного обещания награды. При его объявлении лицо, объявившее публично о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной награды (о выплате награды) за лучшее выполнение работы или достижение других результатов, должно выплатить (выдать) обусловленную награду тому, кто в соответствии с проведением конкурса признан лучшим исполнителем работы или достиг лучших результатов.
  2. В отличие от публичного обещания награды публичный конкурс направлен на достижение каких-либо общественно полезных целей и может быть обращен ко всем желающим (открытый конкурс) и к определенному кругу лиц по выбору организатора конкурса (закрытый конкурс).

Так, например, целью проведения открытого публичного конкурса на лучший урок по истории на тему: “Первая мировая война на карте Союзного государства” <39> выступила потребность найти новые форматы проведения уроков по истории в целях формирования и воспитания военно-патриотических чувств у молодого поколения, выявления общих исторических корней российского и белорусского народов.

——————————–

<39>

Цель публичного конкурса “БАМ в истории моей семьи” – популяризация истории России, пропаганды патриотизма и достижений отечественного строительства железных дорог <40>.

——————————–

<40>

Целевое назначение Всероссийского конкурса на лучшую научную работу среди студентов, аспирантов и молодых ученых высших учебных заведений Минсельхоза России – поддержка талантливой молодежи, пропаганда научных знаний и творческих достижений, выявление и развитие у российской молодежи творческих способностей, интереса к научной деятельности (см. Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 17.07.2014 N 283).

  1. Объявление о конкурсе может иметь место в печати или иных средствах массовой информации. Это объявление, как и обещание награды, является односторонней сделкой или публичной офертой. В пользу последней говорит п. 4 ст. 1057 ГК РФ, а именно то обстоятельство, что объявление о публичном конкурсе должно содержать условия, предусматривающие существо задания, критерии и порядок оценки результатов работы и иных достижений, место, срок и порядок их представления, размер и форму награды, порядок и сроки выполнения результатов конкурса.

Так, например, объявление об открытом публичном конкурсе работ на соискание премий Правительства РФ в области образования в 2014 году было опубликовано 15.01.2014 в “Российской газете” (федеральный выпуск N 6278) <41>, а также на сайте Минобрнауки России <42>.

——————————–

<41> См. также электронную версию: URL: http://www.rg.ru/2014/01/13/konkurs-site-dok.html.

<42> См.: URL: http://минобрнауки.рф/новости/3856/файл/2660/Объявление о конкурсе_премияПравительстваРФвобластиобразованияв2014году.doc.

Объявления о проведении конкурса “БАМ в истории моей семьи” и на лучший урок по истории на тему: “Первая мировая война на карте Союзного государства”, а также соответствующие положения о проведении этих конкурсов были опубликованы на сайте ЗАО “Издательский дом “Комсомольская правда” в сети Интернет по адресу: www.kp.ru.

  1. Поскольку конкурс – соревнование, которое определяет лучших из числа его участников, он предполагает наличие нескольких участников, которые принимают во внимание объявленные условия и представляют на конкурс работы – результаты авторского, исполнительского мастерства, спортивные достижения, научные труды и т.д.

Представление работ, достижений на конкурс является акцептом и моментом заключения договора (ст. 433 ГК РФ). Это условная сделка с отлагательным условием, поскольку обязанность выплаты награды наступает лишь для победителя. Форма договора может быть любая. Чаще всего доказательством его заключения является письменное оформление представления результатов работы или иных достижений. Существенное условие такого договора – его предмет: вышеназванные работы или достижения, критерии и порядок их оценки, размер и форма награды, порядок и сроки объявления результатов конкурса.

Награда может быть выплачена не только в денежной форме. В качестве награды вручаются памятные знаки. Выдаче награды могут сопутствовать награждение различного рода грамотами, присуждение почетных званий лауреата или дипломанта конкурса. Однако это лишь меры морального поощрения, которые сами по себе конкурсной наградой не являются.

Субъектами договора могут быть любые физические и юридические лица. В качестве организатора конкурса могут выступать государственные органы и органы местного самоуправления.

  1. К публичному конкурсу, содержащему обязательство заключить с победителем конкурса договор, применяются положения о публичном конкурсе и, соответственно, статьи о заключении договора на торгах (ст. ст. 447 – 449 ГК РФ).
  2. Применимое законодательство:

– Постановление Правительства РФ от 28.08.2013 N 744;

– распоряжение Министерства транспорта РФ от 08.09.2014 N МС-127-р;

– распоряжение Министерства транспорта РФ от 08.09.2014 N МС-126-р;

– Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 04.08.2014 N 516;

– Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 17.07.2014 N 283;

– Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 13.05.2014 N 224;

– Приказ Федерального агентства по делам молодежи от 17.03.2014 N 60;

– Приказ Федерального агентства по делам молодежи от 12.03.2014 N 56;

– Приказ Федерального агентства по делам молодежи от 12.03.2014 N 50;

– Приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 07.03.2014 N 61;

– Приказ Федеральной службы судебных приставов от 15.01.2014 N 3;

– Приказ Федерального агентства по делам молодежи от 13.01.2014 N 6;

– Приказ МВД России от 10.08.2013 N 612;

– Положение о конкурсе “За производство высококачественной пищевой продукции” (утв. Министерством сельского хозяйства РФ 20.08.2014);

– Положение о Всероссийском конкурсе “За служение спорту” (за вклад в развитие физической культуры и спорта) (утв. Министерством спорта РФ 21.07.2014);

– Положение о Всероссийском конкурсе “Спортивная солидарность” (за укрепление международных спортивных отношений) (утв. Министерством спорта РФ 01.07.2014);

– Положение о проведении конкурса “Лучшая семейная животноводческая ферма” (утв. Министерством сельского хозяйства РФ 18.06.2014);

– Положение о Всероссийском конкурсе на звание “Гордость России” (лучший спортсмен, лучшая спортсменка, лучший тренер) (утв. Министерством спорта РФ 11.06.2014);

– Положение о Всероссийском конкурсе на звание “Эпоха в спорте” (за многие годы работы на благо развития спорта в стране) (утв. Министерством спорта РФ 11.06.2014);

– письмо Министерства образования и науки РФ от 28.01.2014 N ВК-101/09.

  1. Судебная практика:

– Определение ВС РФ от 11.04.2012 N 32-АПГ12-3;

– Постановление ФАС Дальневосточного округа от 22.10.2009 N Ф03-5483/2009 по делу N А59-148/2009;

– Постановление ФАС Дальневосточного округа от 19.10.2009 N Ф03-5340/2009 по делу N А59-6592/2008;

– Постановление ФАС Дальневосточного округа от 16.10.2009 N Ф03-5395/2009 по делу N А59-6582/2008;

– Постановление ФАС Поволжского округа от 22.01.2009 по делу N А55-8445/2008.

Статья 1058. Изменение условий и отмена публичного конкурса

Комментарий к статье 1058

  1. В комментируемой статье регламентируются изменение условий и отмена публичного конкурса <43>.

——————————–

<43> Комментарий подготовлен с учетом исследований, содержащихся в следующем издании: Абрамова Е.Н., Аверченко Н.Н., Арсланов К.М. и др. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации / Под ред. А.П. Сергеева. М.: Проспект, 2010. Часть вторая: Учебно-практический комментарий. Комментарий к ст. 1058 ГК РФ.

Правила об изменении условий конкурса или его отмене распространяются и на открытый, и на закрытый конкурс и относятся к сроку таких действий и способу, которым осуществляется изменение или отмена конкурса. Поскольку правила комментируемой статьи установлены в интересах участников конкурса и направлены на защиту их прав, то следует признать, что изменение условий конкурса об увеличении размера или количества наград может осуществляться без соблюдения нижеследующих положений ГК РФ. Во всех остальных случаях осуществление таких действий независимо от причины их осуществления возможно только при точном соблюдении установленных правил.

Первое требование, предусмотренное комментируемой статьей, заключается в том, что извещение об изменении условий конкурса или его отмене допускается только в течение первой половины установленного для представления работ срока.

Второе требование касается способа извещения. Извещение об изменении условий конкурса или его отмене должно быть осуществлено тем же способом, каким конкурс был объявлен, т.е. в тех же средствах массовой информации, что позволяет довести новую информацию до сведения всех потенциальных участников. Замена средства массовой информации возможна только в исключительных случаях, по причинам, не зависящим от организатора конкурса, например, при прекращении деятельности средства массовой информации.

Соблюдение организатором конкурса вышеназванных правил об изменении условий конкурса или его отмене позволяет ему отказаться от приема на конкурс работ, выполненных на первоначальных условиях, независимо от того, знал или не знал участник об изменении условий конкурса.

Соблюдение правил, установленных для извещения об изменении условий или отмене публичного конкурса, также означает, что лицо, объявившее о конкурсе, должно возместить расходы, понесенные участниками, выполнившими предусмотренную в первоначальном объявлении работу до того, как им стало или должно было стать известно о происшедших изменениях. Возмещению подлежат только произведенные до этого времени расходы, например на приобретение необходимых материалов; возмещение упущенной выгоды не предусмотрено.

Из этого общего правила, устанавливающего обязанность организатора конкурса по возмещению расходов, установлены два случая, освобождающие его от такой обязанности. Это возможно, если организатор конкурса докажет, что представленная на конкурс работа была выполнена не в связи с конкурсом, а, например, до его объявления либо заведомо не соответствовала условиям конкурса. В интересах участников конкурса законодатель специально установил, что бремя доказывания этих фактов возлагается на организатора конкурса.

  1. При нарушении требований, указанных в п. п. 1 или 2 комментируемой статьи, для организатора конкурса наступают иные правовые последствия. Он должен выплатить награду тем, кто выполнил работу, удовлетворяющую первоначальным условиям, независимо от их количества и независимо от определения победителя. Буквальное толкование статьи позволяет прийти к выводу, что награда подлежит выплате каждому из таких лиц (участников) в полном размере, даже если по условиям конкурса предусмотрено определение только одного победителя.
  2. Судебная практика:

– Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 02.06.2004 N Ф04/2983-1245/А27-2004;

– Постановление ФАС Московского округа от 23.06.2005 N КГ-А40/4291-05.

Статья 1059. Решение о выплате награды

Комментарий к статье 1059

  1. В комментируемой статье регламентирован порядок вынесения решения о выплате награды. Объявление о конкурсе в числе обязательных условий должно содержать условие о порядке и сроке выплаты награды. Решение о выплате награды доводится до сведения участников конкурса. Делаться это должно своевременно и с соблюдением порядка и срока выплаты награды. Объявляя конкурс, устроитель указывает, сколько он учреждает премий и в каком размере.

При подведении итогов конкурса устроитель, исходя из количества назначенных премий, может принять одно из следующих решений:

а) о выплате премий согласно их числу по каждому призовому месту;

б) об отказе в присуждении премий за отдельные призовые места (при объявлении нескольких призовых мест);

в) о присуждении поощрительных премий вместо присуждения премий за призовые места;

г) о неприсуждении премий вообще, если ни одна из представленных работ не признана победившей или ни одна из них не отвечает требованиям, изложенным в условиях конкурса. При отказе в выплате наград или ином решении устроитель конкурса не обязан мотивировать свои решения.

Оценка конкурсных работ может осуществляться самим устроителем, быть поручена другим организациям либо специально созданной конкурсной комиссией или жюри из высококвалифицированных специалистов в данной области деятельности.

Несоблюдение срока об объявлении результатов проведенного соревнования и срока выплаты премий является нарушением со стороны устроителя своих обязанностей. Участники конкурса, чьи работы признаны удовлетворяющими условиям конкурса и подлежащими премированию, вправе обратиться в суд с требованием о выплате премии.

  1. Работа, представленная на конкурс, может быть выполнена двумя или более лицами. В случае присуждения премии авторскому коллективу сумма премии не увеличивается. Она распределяется между участниками, выполнившими работу в соответствии с достигнутым ими соглашением. При отсутствии такого соглашения порядок распределения награды определяется судом.

Решение выплатить награду участникам конкурса, чьи работы премированы, доводится до них путем письменного извещения, а также публикации результатов конкурса в печати или оглашения в других средствах массовой информации.

  1. Судебная практика:

– Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 12.12.2013 по делу N А46-935/2013;

– Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2013 по делу N А18-256/2013.

Статья 1060. Использование произведений науки, литературы и искусства, удостоенных награды

Комментарий к статье 1060

  1. В соответствии со ст. ст. 1255 и 1259 ГК РФ объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства, на которые устанавливаются авторские права <44>. Лицо, объявившее конкурс, как правило, преследует цель дальнейшего использования произведения, отмеченного наградой, поэтому приобретает преимущественное право на заключение с автором договора об использовании такого произведения. Таким договором является лицензионный договор о предоставлении права использования произведения, в соответствии с которым одна сторона – автор предоставляет либо обязуется предоставить другой стороне право использования этого произведения в установленных договором пределах (ст. 1286 ГК РФ).

——————————–

<44> Комментарий подготовлен с учетом исследований, содержащихся в следующем издании: Абрамова Е.Н., Аверченко Н.Н., Арсланов К.М. и др. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации / Под ред. А.П. Сергеева. М.: Проспект, 2010. Часть вторая: Учебно-практический комментарий. Комментарий к ст. 1060 ГК РФ.

Различают два вида лицензионных договоров: простая (неисключительная) и исключительная лицензии. При этом если договором не предусмотрено иное, лицензия предполагается простой (неисключительной). По общему правилу лицензионный договор должен заключаться в письменной форме.

С 01.10.2014 также действуют нормы ст. 1286.1 ГК РФ о том, что лицензионный договор, по которому автором или иным правообладателем (лицензиаром) предоставляется лицензиату простая (неисключительная) лицензия на использование произведения науки, литературы или искусства, может быть заключен в упрощенном порядке (открытая лицензия). Открытая лицензия является договором присоединения. Все ее условия должны быть доступны неопределенному кругу лиц и размещены таким образом, чтобы лицензиат ознакомился с ними перед началом использования соответствующего произведения. В открытой лицензии может содержаться указание на действия, совершение которых будет считаться акцептом ее условий (ст. 438 ГК РФ). В этом случае письменная форма договора считается соблюденной.

  1. Нормы, посвященные преимущественному праву организатора конкурса на заключение договора, носят диспозитивный характер, поэтому если организатор конкурса не преследует цель дальнейшего использования произведения, он должен при объявлении конкурса и его условий оговорить, что не собирается использовать произведения, удостоенные наград, и участники конкурса – авторы должны самостоятельно решать вопросы, связанные с дальнейшим использованием произведения. Если же устроитель конкурса, не установив иного, отметил произведение наградой и воспользовался преимущественным правом на заключение договора о его использовании, он должен выплатить автору вознаграждение в соответствии с лицензионным договором без зачета суммы, которая причитается автору как победителю конкурса.

В законодательстве не определяется способ использования произведения, поэтому он должен быть определен либо при объявлении условий конкурса, либо при заключении лицензионного договора.

Преимущественное право на заключение договора касается только объектов авторского права (произведений науки, литературы, искусства) и не распространяется на объекты смежных прав, перечисленные в ст. 1304 ГК РФ, поэтому у организатора конкурса не возникает преимущественного права на заключение договора тогда, когда в качестве предмета публичного конкурса выступают объекты смежных прав. В этом случае договоры с победителями-исполнителями заключаются в общем порядке.

Так, например, Положением о проведении конкурса “БАМ в истории моей семьи” предусмотрено, что участник конкурса, представивший свою работу организатору конкурса, тем самым предоставляет организатору конкурса право на публикацию материалов своей работы в изданиях и на телевидении организатора конкурса без выплаты участнику какого-либо дополнительного вознаграждения <45>. Положение о проведении открытого публичного конкурса на лучший урок по истории на тему: “Первая мировая война на карте Союзного государства” устанавливает, что, присылая работу на конкурс, участник предоставляет организаторам конкурса неисключительное авторское право на одноразовое опубликование работы в газете “Комсомольская правда” и на сайте www.kp.ru в сети Интернет <46>.

——————————–

<45> См.: Положение о публичном конкурсе “БАМ в истории моей семьи”. URL: http://www.kp.ru/daily/26227.5/3110226.

<46> См.: Положение о публичном конкурсе на лучший урок по истории на тему: “Первая мировая война на карте Союзного государства. URL: http://www.kp.ru/daily/26245/3126779.

  1. Применимое законодательство:

– Международная конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (Рим, 26.10.1961);

– Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений (09.09.1886; в редакции от 28.09.1979);

– ФЗ от 26.05.1996 N 54-ФЗ “О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации”;

– ФЗ от 17.11.1995 N 169-ФЗ “Об архитектурной деятельности в Российской Федерации”;

– Закон РФ от 15.04.1993 N 4804-1 “О вывозе и ввозе культурных ценностей”;

– Закон РФ от 09.10.1992 N 3612-1 “Основы законодательства Российской Федерации о культуре”;

– Постановление Правительства РФ от 21.03.1994 N 218 “О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства”.

  1. Судебная практика:

– Постановление Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 26.03.2009 N 5/29;

– информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.12.2007 N 122;

– Постановление Пленума ВС РФ от 19.06.2006 N 15.

Статья 1061. Возврат участникам публичного конкурса представленных работ

1. Лицо, объявившее публично о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной награды (о выплате награды) за лучшее выполнение работы или достижение иных результатов (публичный конкурс), должно выплатить (выдать) обусловленную награду тому, кто в соответствии с условиями проведения конкурса признан его победителем.

2. Публичный конкурс должен быть направлен на достижение каких-либо общественно полезных целей.

3. Публичный конкурс может быть открытым, когда предложение организатора конкурса принять в нем участие обращено ко всем желающим путем объявления в печати или иных средствах массовой информации, либо закрытым, когда предложение принять участие в конкурсе направляется определенному кругу лиц по выбору организатора конкурса.

Открытый конкурс может быть обусловлен предварительной квалификацией его участников, когда организатором конкурса проводится предварительный отбор лиц, пожелавших принять в нем участие.

4. Объявление о публичном конкурсе должно содержать по крайней мере условия, предусматривающие существо задания, критерии и порядок оценки результатов работы или иных достижений, место, срок и порядок их представления, размер и форму награды, а также порядок и сроки объявления результатов конкурса.

5. К публичному конкурсу, содержащему обязательство заключить с победителем конкурса договор, правила, предусмотренные настоящей главой, применяются постольку, поскольку статьями 447 — 449 настоящего Кодекса не предусмотрено иное.

Комментарий к Ст. 1057 ГК РФ

1. Сегодня все большее распространение в гражданском обороте получает такое юридическое действие, как объявление публичного конкурса. По мнению С.А. Чернышевой, по своей юридической природе конкурс представляет собой одностороннюю сделку, для которой характерно изъявление воли одной стороны. Объявление конкурса — односторонняя сделка, ибо для ее возникновения достаточно изъявления воли устроителя конкурса. Представление лицом выполненной согласно условиям конкурса работы — тоже односторонняя сделка, поскольку выражается желание лица участвовать в соревновании без предварительного согласования вопросов, относящихся к конкурсу.

Конституция РФ (ст. 43) вводит понятие «на конкурсной основе» применительно к получению высшего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Однако практическое применение этого понятия значительно шире. Оно встречается во многих законах, принятых за последнее время, и затрагивает различные стороны жизни государства и общества. Так, во исполнение Указа Президента РФ от 12 апреля 1993 г. N 443 «О неотложных мерах государственной поддержки студентов и аспирантов образовательных учреждений высшего профессионального образования» и Положения о стипендиях Президента Российской Федерации, утвержденного распоряжением Президента РФ от 6 сентября 1993 г. N 613-рп (в ред. Указов Президента РФ от 14 февраля 2010 г. N 182 , от 22 июня 2010 г. N 773 , от 8 марта 2011 г. N 285), объявлено о проведении открытого публичного конкурса на получение стипендий Президента РФ для обучения за рубежом студентов и аспирантов российских вузов в 2011/2012 учебном году.

———————————
Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 16. Ст. 1341.

Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 37. Ст. 3451.

Собрание законодательства РФ. 2010. N 8. Ст. 837.

Собрание законодательства РФ. 2010. N 26. Ст. 3331.

Собрание законодательства РФ. 2011. N 11. Ст. 1514.

Обычно публичный конкурс объявляют организации, заинтересованные в достижении наилучшего результата в определенной сфере деятельности. Однако, как показывает практика, далеко не всегда организаторы и участники публичного конкурса отчетливо представляют себе правовую сторону отношений, в которые они вступают в связи с его объявлением.

Публичный конкурс — это в первую очередь один из важнейших институтов гражданского права, в силу которого лицо, объявившее публично о выдаче награды за лучшее выполнение работы или достижение иных результатов, обязуется провести в установленный срок конкурс и выдать обусловленную награду тому, кто в соответствии с условиями проведения конкурса признан его победителем.

Публичный конкурс и публичное объявление награды объединяет публичное обещание награды за совершение правомерного действия.

Публичный характер проявляется в том, что объявление адресовано неопределенному кругу лиц в публичном месте. Таким может быть обращение, сделанное в Интернете или на пресс-конференции во время проведения международной выставки, в печатных и электронных средствах массовой информации.

Под объявлением публичного конкурса понимается сделанное доступным для сведения неопределенного круга лиц способом сообщение организатора конкурса о принятии им на себя обязательства выплатить имущественное вознаграждение победителю конкурса, т.е. тому, кто в соответствии с условиями конкурса будет признан наилучшим образом выполнившим определенную работу или достигшим иных наилучших результатов.

2. Необходимым признаком результатов действий участников конкурса должно быть их способствование достижению каких-либо общественно полезных целей. Что касается публичного обещания награды, то сообщение об этом, как и в случае публичного конкурса, должно быть доступно сведению неопределенного круга лиц. В то же время, в отличие от конкурса, при публичном обещании награда может быть обещана за совершение не только общественно полезного, но и любого иного правомерного действия, обычно направленного на удовлетворение интересов частного лица (например, отыскание утраченной вещи, получение необходимой информации). Кроме того, награда должна быть выплачена любому, кто совершит указанное в объявлении действие. Если же требуемое действие совершается несколькими лицами, то право на награду приобретает тот, кто совершил это действие первым, а не тот, кто достиг результатов и признан победителем конкурса.

И публичное обещание награды, и публичный конкурс как разновидность публичного обещания награды, как уже отмечалось выше, традиционно считаются односторонними сделками. Между тем применительно к ним в этом аспекте можно усмотреть некоторое различие.

По мнению профессора А.М. Эрделевского, квалификация публичного обещания награды в качестве односторонней сделки не вызывает сомнений. Для возникновения обязательства выплатить награду необходимо наличие двух юридических фактов: 1) публичное объявление обещающего лица о выплате награды; 2) совершение другим лицом того действия, которым обусловлена выплата награды. Из этих действий лишь первое должно быть направлено на наступление юридических последствий, свойственных обещанию награды, а именно на возникновение обязанности выплатить награду. Действительная направленность воли лица, совершившего соответствующее действие, для возникновения этой обязанности юридически безразлична, поскольку согласно п. 4 ст. 1055 ГК РФ обязанность выплатить награду возникает независимо от того, совершено ли соответствующее действие в связи со сделанным объявлением или независимо от него.

———————————
Эрделевский А.М. Публичное обещание награды // Законность. 2000. N 8. С. 11.

Направленность воли совершающего требуемое действие лица на получение награды имеет правовое значение лишь как основание возникновения его права на возмещение расходов, понесенных в связи с совершением этого действия, в случае правомерной отмены публичного обещания награды, поскольку такое право может возникнуть у лица, «отозвавшегося» на объявление (п. 2 ст. 1056 ГК).

Односторонний характер такой сделки, как публичный конкурс, не столь очевиден. Для возникновения обязанности организатора публичного конкурса выплатить награду необходимо наличие четырех юридических фактов: 1) объявление организатора о публичном конкурсе; 2) выполнение участниками конкурса определенной работы или достижение иных результатов; 3) представление результатов конкурсного задания на участие в конкурсе; 4) признание участника конкурса победителем.

Нетрудно заметить, что выполнение конкурсного задания и представление результатов для участия в конкурсе в совокупности образуют то действие, совершением которого обусловлено обещание награды в публичном конкурсе. Совершение первой части этого действия — выполнение конкурсного задания — вполне может не быть связано с объявлением о конкурсе и не быть направлено на принятие участия в нем. Однако вторая часть действия участника конкурса — представление результатов выполненной работы на конкурс — всегда направлена на вступление в обязательственные правоотношения с организатором публичного конкурса и на достижение свойственных такому конкурсу правовых последствий.

Изложенное дает основания некоторым российским ученым-цивилистам (в их числе В.П. Мозолин, С.А. Чернышева, А.М. Эрделевский и некоторые другие) рассматривать публичный конкурс не как одностороннюю сделку, а как своего рода договор, где объявление о конкурсе оказывается разновидностью публичной оферты, становящейся по истечении первой половины установленного для представления работ срока безотзывной, а представление результатов работы на конкурс — акцептом оферты в порядке п. 3 ст. 438 ГК РФ, где указано, что совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действия по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.

3. Организаторами публичного конкурса могут быть как юридические лица, так и граждане, а сам публичный конкурс может быть открытым и закрытым. Дееспособность граждан — участников конкурса определяется общими нормами гражданского права. Никаких ограничений в отношении возраста не установлено. Это значит, что в конкурсе могут участвовать не только совершеннолетние граждане, но и несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, ибо они вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителей осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности (ст. 26 ГК). За несовершеннолетних до 14 лет согласно ст. 28 ГК РФ сделки могут совершать от их имени законные представители (родители, усыновители, опекуны).

Круг участников конкурса зависит от вида конкурса. Если публичный конкурс открытый, то предложение организатора принять в нем участие обращено ко всем желающим путем объявления в средствах массовой информации.

Открытый конкурс может быть обусловлен и предварительной квалификацией его участников, когда организатором конкурса проводится предварительный отбор лиц, пожелавших принять в нем участие.

Так, перед проведением XIV Международного конкурса имени П.И. Чайковского, прошедшего с 14 июня по 2 июля 2011 г. в г. Москве, всем подавшим заявки для участия в этом конкурсе было предложено пройти предварительный отбор, который и сформировал окончательный состав конкурсантов в четырех номинациях (фортепьяно, скрипка, виолончель, сольное пение). Следует отметить, что на данном конкурсе был установлен и определенный возрастной ценз: инструменталисты — 16 — 30 лет, певцы и певицы — 19 — 32 года.

При закрытом конкурсе участники составляют определенный круг лиц по выбору организатора конкурса.

Возможность проведения закрытого конкурса применительно, например, к размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд регламентирована специальным Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступившими в силу с 1 января 2011 г.).

———————————
Собрание законодательства РФ. 2005. N 30 (ч. 1). Ст. 3105.

Министерство экономического развития и торговли РФ своим Приказом от 3 мая 2006 г. N 124 утвердило Порядок, который регламентирует вопросы проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, возможности заключения государственного или муниципального контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) .

———————————
Бюллетень нормативных актов. 2006. N 30.

Тем не менее само сообщение об объявлении закрытого конкурса должно быть сделано публично, хотя в этом случае не обязательно через средства массовой информации, а любым способом, например, через стенгазету, вывешивание объявлений, распространение информационных листков. Этот вывод следует из п. 1 комментируемой статьи, где публичность объявления о выплате награды указана в качестве обязательного признака любого публичного конкурса, как открытого, так и закрытого.

4. Содержание односторонней сделки (публичное объявление организатором о конкурсе) или договора о публичном конкурсе составляют существенные и иные условия. В п. 4 комментируемой статьи установлены достаточно жесткие требования к содержанию объявления о публичном конкурсе. Оно должно включать условия, определяющие существо задания (т.е. то, какая именно работа должна быть выполнена или какие результаты должны быть достигнуты), критерии и порядок оценки результатов работы или иных достижений (самим организатором конкурса, специально формируемым жюри и т.п.), место, сроки и порядок представления результатов на конкурс, размер и форму награды, а также порядок и сроки объявления результатов конкурса. Установление критериев оценки результатов необходимо, в частности, для того, чтобы исключить возможность произвольного определения победителя конкурса. Отсутствие в объявлении о конкурсе любого из необходимых условий влечет его недействительность.

Таким образом, к существенным условиям публичного конкурса следует отнести следующие: предмет сделки; место, срок и порядок предоставления работы или иных достижений; критерий и порядок оценки результатов работы; размер и форма награды; порядок и сроки объявления результатов конкурса.

В качестве иных условий могут быть указаны порядок и сроки выплаты вознаграждения, а также судьба представленных на конкурс работ, не удостоенных награды.

Предмет сделки — осуществление правомерных действий, направленных на достижение общественно полезной цели и составляющих существо задания.

Наличие общественно полезной цели означает, что сам конкурс и его результаты служат обществу в целом, поскольку оно заинтересовано в выявлении и поддержке талантливых исполнителей, разработке проектов по охране памятников, защите окружающей среды и т.п.

Существо задания описывается как требования, предъявляемые к работе и ее результату. Практикуется и детализация требований к результату работы. Так, программа XIII Международного конкурса имени П.И. Чайковского подробно регламентировала содержание каждого тура, а также обязательные требования к исполнению конкурсантами в каждом туре определенного рода музыкальных произведений.

Место представления работы — обычно адрес организатора или его управомоченного. В условиях конкурса может быть установлено, что представление работы производится в публичном месте, т.е. наряду с жюри обеспечивается также доступ зрителям, слушателям.

Установление срока представления работы необходимо для того, чтобы все участники находились в одинаковых по времени условиях для успешного выполнения указанного в объявлении задания. Срок должен быть реальным. Для представления работы могут устанавливаться окончательный и промежуточные сроки. Для конкурса исполнителей организатор обычно утверждает календарный план конкурса с указанием дат регистрации, жеребьевки, каждого тура (прослушивания, просмотра), церемонии вручения наград и закрытия.

Условиями конкурса может быть предусмотрено предоставление работы под девизом с целью сохранения тайны имени участника для объективного определения победителя.

К существенным относится условие о критериях и порядке оценки результатов работы. Организатор вправе самостоятельно оценивать достижения, представленные на конкурс, либо привлечь третьих лиц. Иногда, как уже отмечалось выше, создается специально для этих целей жюри конкурсная комиссия или комитет. Оценку результатов работы может осуществлять какой-либо постоянный орган организатора конкурса.

Для каждого конкурса с учетом его специфики устанавливаются критерии оценки результатов работы. Оценка может выводиться по сумме набранных баллов по каждому критерию.

Обязательным условием является определение порядка и срока объявления результатов конкурса. Устанавливается точная дата объявления результатов конкурса или период, в течение которого результат объявляется после принятия решения о выборе победителя.

Результат сообщается либо устно всем участникам, либо через средства массовой информации одновременно с извещением каждого победителя, либо письменно. Иногда специально оговаривается объявление результата в торжественной обстановке.

5. Отдельную группу представляют собой нормы, регулирующие заключение договоров на торгах, одной из форм которых являются конкурсы (ст. 447 ГК). Цель этих конкурсов — отчуждение определенного имущества тому, кто предложил за него наилучшие условия. В результате таких конкурсов для организаторов возникает обязанность заключить с победителем договор, который определяет их обязательства. Объектом же конкурса в смысле гл. 57 ГК РФ являются заранее объявленные обязательства организатора. Поэтому нормы комментируемой главы могут применяться к отношениям, возникающим при проведении торгов, только в тех случаях, когда эти отношения не урегулированы указанными нормами и не противоречат им.

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

ПУБЛИЧНЫЙ КОНКУРС

А. ЭРДЕЛЕВСКИЙ
А. Эрделевский, доцент МГЮА.
Сегодня все большее распространение в гражданском обороте получает такое юридическое действие, как объявление публичного конкурса. Обычно публичный конкурс объявляют организации, заинтересованные в достижении наилучшего результата в определенной сфере деятельности. Однако, как показывает практика, далеко не всегда организаторы и участники публичного конкурса отчетливо представляют себе правовую сторону отношений, в которые они вступают в связи с его объявлением.
Такие отношения регулируются ст. ст. 1057 - 1061 ГК. Публичный конкурс представляет собой одну из разновидностей публичного обещания награды, поэтому между ним и публичным обещанием награды как односторонними сделками есть много общего, однако есть и существенные отличия.
Под объявлением публичного конкурса понимается сделанное доступным для сведения неопределенного круга лиц способом сообщение организатора конкурса о принятии им на себя обязательства выплатить имущественное вознаграждение победителю конкурса, т.е. тому, кто в соответствии с условиями конкурса будет признан наилучшим образом выполнившим определенную работу или достигшим иных наилучших результатов. Согласно п. 2 ст. 1057 ГК необходимым признаком результатов действий участников конкурса должно быть их способствование достижению каких-либо общественно полезных целей (например, разработка способа мелиорации земель, создание художественного произведения и т.п.).
Что касается публичного обещания награды, то сообщение об этом, как и в случае публичного конкурса, должно быть доступно сведению неопределенного круга лиц. Однако, в отличие от конкурса, здесь награда может быть обещана за совершение не только общественно полезного, но и любого иного правомерного действия, обычно направленного на удовлетворение интересов частного лица (например, отыскание утраченной вещи, получение необходимой информации). Кроме того, награда должна быть выплачена любому, кто совершит указанное в объявлении действие. Если же требуемое действие совершается несколькими лицами, то право на награду приобретает тот, кто совершил это действие первым, а не тот, кто достиг лучших результатов и признан победителем конкурса.
И публичное обещание награды, и публичный конкурс как разновидность публичного обещания награды традиционно считаются односторонними сделками. Между тем применительно к ним в этом аспекте можно усмотреть некоторое различие.
Квалификация публичного обещания награды в качестве односторонней сделки не вызывает сомнений. Для возникновения обязательства выплатить награду необходимо наличие двух юридических фактов: публичное объявление обещающего лица о выплате награды; совершение другим лицом того действия, которым обусловлена выплата награды. Из этих действий лишь первое должно быть направлено на наступление юридических последствий, свойственных обещанию награды, а именно - возникновению обязанности выплатить награду. Действительная направленность воли лица, совершившего соответствующее действие, для возникновения этой обязанности юридически безразлична, поскольку, согласно п. 4 ст. 1055 ГК, обязанность выплатить награду возникает независимо от того, совершено ли соответствующее действие в связи со сделанным объявлением или независимо от него.
Направленность воли совершающего требуемое действие лица на получение награды имеет правовое значение лишь как основание возникновения его права на возмещение расходов, понесенных в связи с совершением этого действия, в случае правомерной отмены публичного обещания награды, поскольку такое право может возникнуть лишь у лица, "отозвавшегося" на объявление (п. 2 ст. 1056 ГК).
Односторонний характер такой сделки, как публичный конкурс, не столь очевиден. Для возникновения обязанности организатора публичного конкурса выплатить награду необходимо наличие четырех юридических фактов: объявление организатора о публичном конкурсе; выполнение участником конкурса определенной работы или достижение иных результатов; представление результатов конкурсного задания на участие в конкурсе; признание участника конкурса победителем.
Нетрудно заметить, что выполнение конкурсного задания и представление результатов для участия в конкурсе в совокупности образуют то действие, совершением которого обусловлено обещание награды в публичном конкурсе. Совершение первой части этого действия - выполнение конкурсного задания - вполне может не быть связано с объявлением о конкурсе и не направлено на принятие участия в нем. Вывод о том, что представляемая на конкурс работа может быть выполнена не в связи с конкурсом, следует, в частности, из п. 3 ст. 1058 ГК, где последствием этого является освобождение организатора конкурса от возмещения участнику произведенных расходов в случае изменения условий конкурса или его отмены.
Однако вторая часть действия участника конкурса - представление результатов выполненной работы на конкурс - всегда направлена на вступление в обязательственные правоотношения с организатором публичного конкурса и достижение свойственных такому конкурсу правовых последствий. Изложенное дает основания рассматривать публичный конкурс не как одностороннюю сделку, а как своего рода договор, где объявление о конкурсе оказывается разновидностью публичной оферты, становящейся по истечении первой половины установленного для представления работ срока безотзывной, а представление результатов работы на конкурс - акцептом оферты в порядке п. 3 ст. 438 ГК.
Обусловленность выплаты награды совершением требуемого действия или победой в конкурсе не означает, что публичное обещание награды и публичный конкурс являются условными сделками в смысле ст. 157 ГК, поскольку без включения указанных условий, выражающих существо этих сделок, последние вообще не могут быть совершены.
Организаторами публичного конкурса могут быть как юридические лица, так и граждане, а сам публичный конкурс может быть открытым и закрытым (п. 3 ст. 1057 ГК). Открытым конкурс является в случае, когда предложение организатора конкурса принять в нем участие обращено ко всем желающим путем дачи соответствующего объявления в печати или иных средствах массовой информации. В этом случае адресованное неопределенному кругу лиц сообщение об объявлении конкурса является одновременно предложением принять в нем участие, причем это сообщение должно быть сделано через средства массовой информации. Нарушение этого требования влечет недействительность открытого публичного конкурса.
Хотя объявление об открытом конкурсе адресуется неопределенному кругу лиц, участие в нем может быть обусловлено проведением предварительного квалификационного отбора из числа лиц, откликнувшихся на объявление. Кроме того, сам предмет конкурса может обусловливать участие в нем не любого желающего, а лишь определенных лиц, каждое из которых обладает необходимым для участия в конкурсе признаком (например, является специалистом в той или иной области и может подтвердить это обстоятельство документом о получении соответствующего образования). Но и в этих случаях персональный состав потенциальных участников конкурса, которым адресовано сообщение, остается неопределенным.
В случае закрытого конкурса предложение принять в нем участие направляется заранее определенному кругу лиц по выбору организатора конкурса. Тем не менее само сообщение об объявлении закрытого конкурса должно быть сделано публично, хотя в этом случае не обязательно через средства массовой информации, а любым способом - например, через стенную печать, вывешивание объявлений, распространение информационных листков. Этот вывод следует из п. 1 ст. 1057 ГК, где публичность объявления о выплате награды указана в качестве обязательного признака любого публичного конкурса, как открытого, так и закрытого.
В п. 4 ст. 1057 ГК установлены требования к содержанию объявления о публичном конкурсе. Оно должно включать условия, предусматривающие существо задания (т.е. какая именно работа должна быть выполнена или какие результаты должны быть достигнуты), критерии и порядок оценки результатов работы или иных достижений (самим организатором конкурса, специально формируемым жюри и т.п.), место, срок и порядок представления результатов на конкурс, размер и форму награды, а также порядок и сроки объявления результатов конкурса. Установление критериев оценки результатов необходимо, в частности, для того, чтобы исключить возможность произвольного определения победителя конкурса. Отсутствие в объявлении о конкурсе любого из необходимых условий влечет его недействительность.
Большое значение для защиты прав и законных интересов участников конкурса имеют правила ст. 1058 ГК об изменении условий и отмене публичного конкурса. Как показывает анализ немногочисленной судебной практики по спорам в связи с объявлением конкурса, эти правила не всегда соблюдаются организаторами конкурса, и тогда встает вопрос об их ответственности перед участниками конкурса. По своим фактическим последствиям для конкурсантов тождественным отмене конкурса является такое неправомерное действие организатора конкурса, как неподведение его итогов в установленный в объявлении срок.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 1058 ГК организатор публичного конкурса вправе изменить его условия или отменить конкурс только в течение первой половины установленного для представления работ срока, причем извещение об этом должно быть сделано тем же способом, каким конкурс был объявлен. В случае изменения условий конкурса или его отмены организатор конкурса должен возместить расходы, понесенные любым лицом, которое выполнило предусмотренную в объявлении работу до того, как ему стало или должно было стать известно об изменении условий или отмене конкурса. Заметим, что здесь речь идет только о правомерной отмене конкурса или изменении его условий.
На практике могут возникать сложности при определении момента, с которого участнику конкурса должно стать известно об изменении условий или отмене конкурса. Очевидно, таковым следует считать момент обнародования соответствующего извещения. Пункт 3 ст. 10 ГК устанавливает принцип презумпции разумности действий участников гражданских правоотношений. Действия участника конкурса будут разумными в случае, если он, узнав об объявлении конкурса, например, из газеты "Вечерняя Москва", и исходя из того, что изменение условий или отмена конкурса возможны в течение первой половины срока с обязательным сообщением об этом в той же газете, будет на протяжении этого периода внимательно следить за всеми ее выпусками, чтобы приобрести право на возмещение всех расходов, которые он понесет в связи с участием в конкурсе.
В п. 3 ст. 1058 ГК предусмотрено, что организатор конкурса освобождается от обязанности возмещения расходов, если докажет, что работа была выполнена не в связи с конкурсом, например, до объявления о конкурсе, либо заведомо не соответствовала его условиям. Это правило объясняется отсутствием в указанных случаях причинной связи между изменением условий или отменой конкурса, с одной стороны, и понесенными участником убытками в виде произведенных расходов - с другой.
Особые сложности возникают в связи с применением п. 4 ст. 1058 ГК ввиду неудачной редакции этой нормы. В ней предусмотрена ответственность организатора конкурса за нарушение правил изменения условий или отмены конкурса, установленных в п. п. 1, 2 ст. 1058 ГК. В этом случае организатор конкурса должен "выплатить награду тем, кто выполнил работу, удовлетворяющую указанным в объявлении условиям". Нетрудно видеть, что эту фразу можно истолковать и таким образом, будто организатор конкурса, изменивший условия или отменивший его во второй половине срока конкурса, либо сделавший это хотя и в первой половине срока, но иным способом по сравнению с тем, каким конкурс был объявлен, обязан выплатить награду каждому из участников, чья работа соответствует условиям конкурса. Подобное толкование можно встретить и в юридической литературе (например, Комментарий к ГК РФ, части второй (постатейный) / Под ред. О.Н. Садикова. - М., 1999, с. 1058).
Понятны последствия такого толкования, найди оно поддержку в судебной практике. Представим себе открытый конкурс с объявленной наградой в размере 1 миллион руб., в котором принял участие 1 миллион конкурсантов. Допустим далее, что организатор конкурса, отменяя его, допустил оплошность - поместил объявление не в газете "Вечерняя Москва", где было дано первичное объявление, а в газете "Московская правда". Означает ли это, что вследствие такого нарушения каждый из миллиона участников вправе требовать от организатора конкурса по миллиону рублей? Несправедливость такого последствия и его явная несоразмерность нарушению очевидна. Тем не менее в судах уже появляются подобные иски.
Так, участница конкурса предъявила иск к журналу, объявившему конкурс среди студентов на лучшую статью по профилю тематики журнала. В качестве первого приза победителю конкурса был обещан портативный компьютер. Конкурс был объявлен в начале 1999 г. со сроком представления работ до 31 июля 1999 г. Однако в июле 1999 г., т.е. во второй половине срока, журнал объявил о продлении этого срока до 31 августа 1999 г. Таким образом, требования п. 1 ст. 1058 ГК были явно нарушены. Основываясь на п. 4 ст. 1058 ГК, студентка в исковом заявлении потребовала взыскать с редакции журнала стоимость компьютера. Были ли в данном случае вообще как-либо затронуты интересы конкурсантки? В принципе, да. Во-первых, располагая большим временем на выполнение работы, она могла бы сделать ее лучше. Во-вторых, у нее появились дополнительные конкуренты (те, кто сдал работы в августе 1999 г.), которых по первоначальным условиям конкурса не должно было бы быть.
Для защиты интересов конкурсантки вполне достаточно было бы предъявления требования о признании изменения условий конкурса недействительным и исключении августовских участников из числа конкурсантов при подведении итогов конкурса. До настоящего времени решения по этому делу еще не вынесено. По всей вероятности, участнице будет отказано в иске хотя бы потому, что в объявлении о конкурсе, как это часто бывает и чего не замечают неосмотрительные любители наград, не были указаны критерии оценки работ, а в этом случае объявление о конкурсе, как указывалось выше, оказывается недействительным (ст. 168, п. 4 ст. 1057 ГК).
И все же, не будь этого весьма досадного для нее обстоятельства, как должен был бы быть решен спор? Для ответа на этот вопрос еще раз обратимся к п. 4 ст. 1058 ГК. Следует отметить, что о награде, которая должна быть выплачена всем тем участникам, чьи работы удовлетворяют условиям конкурса, в этой статье говорится в единственном числе. Поэтому награда должна быть выплачена, но одна на всех таких участников. Это вполне справедливо и соответствует требованиям закона. Во-первых, даже если исходить из принципа полного возмещения участнику понесенных убытков, что следует понимать в данном случае под убытками конкурсанта в форме упущенной выгоды? Ведь получение награды обусловлено подведением итогов конкурса, и если организатор конкурса или назначенное им жюри не определили победителя, то никто, в том числе и суд, не может их подменить. Между тем полноценное право на награду может возникнуть только у победителя.
Вывод о правомерности распределения одной награды между всеми участниками конкурса основан также и на том, что, как отмечалось выше, объявление публичного конкурса представляет собой разновидность публичного обещания награды. Согласно п. 5 ст. 1055 ГК в случаях, когда действие, соответствующее обещанию награды, совершили несколько лиц, право на получение награды приобретает то из них, которое совершило соответствующее действие первым. Но если это действие совершено двумя или более лицами и невозможно определить, кто из них совершил соответствующее действие первым, а также в случае, если оно совершено двумя или более лицами одновременно, награда между ними делится поровну или в ином предусмотренном соглашением между ними размере.
Применительно к конкурсу при нарушении правил его отмены возникает аналогичная ситуация. Разница состоит, в частности, в том, что в случае отмены конкурса становится невозможно определить не первенство в совершении действия, а того, кто выполнил требуемое действие лучше. Поэтому в случае неправомерной отмены конкурса вполне допустимо для целей определения упущенной выгоды применение в порядке аналогии закона принципа распределения стоимости награды поровну между теми участниками, чьи работы удовлетворяют указанным в объявлении условиям. Что же касается произведенных участниками конкурса расходов, то они должны быть возмещены каждому из участников в пределах полной стоимости обещанной в объявлении о конкурсе награды применительно к каждому участнику (п. 2 ст. 1056, п. 3 ст. 1058 ГК).
В заключение коснемся ситуации, когда условия конкурса допускают представление работы, выполненной несколькими лицами совместно. Если такая работа признается лучшей, то ее исполнители оказываются коллективным победителем конкурса. Как распределяется награда между ними? На этот вопрос отвечает п. 2 ст. 1059 ГК: награда распределяется между соисполнителями в соответствии с достигнутым между ними соглашением. При недостижении такого соглашения порядок распределения награды определяется судом.
Зачастую предмет публичного конкурса заключается в создании произведения науки, литературы или искусства. В таких случаях, если условиями конкурса не предусмотрено иное, организатор конкурса приобретает преимущественное право на заключение с автором произведения, признанным победителем, договора об использовании произведения с выплатой ему авторского вознаграждения.
Статья 1061 ГК определяет судьбу работ, представленных на конкурс и не удостоенных награды, по его завершении. По общему правилу такие работы (т.е. тот объект, в котором они получили материальное, доступное объективному восприятию воплощение) организатор конкурса обязан в разумный срок возвратить участникам конкурса. Однако ст. 1061 ГК является диспозитивной нормой, поэтому такая обязанность наступает у организатора в случае, "если иное не предусмотрено объявлением о конкурсе и не вытекает из характера выполненной работы". Под работами, характер которых освобождает организатора конкурса от обязанности их возврата, следует понимать, во-первых, работы, вообще не имеющие материального воплощения (например, конкурс на лучшее исполнение танца), и, во-вторых, работы, хотя и имеющие материальное выражение, но возврат которых противоречил бы разумно понимаемым интересам организатора и участников конкурса (например, конкурс на лучшее изготовление скоропортящегося кулинарного изделия).
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)"
от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)
"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)"
от 26.01.1996 N 14-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 22.12.1995)
Законность, N 8, 2000



Поделиться