Определение темы и основной мысли текста. Основная мысль текста Основную мысль можно определить по ключевым словам

Здравствуйте, уважаемая редакция «Русского языка»!
Пишет вам ваш постоянный читатель – Михайлова Валентина Михайловна. Живу я в сельской местности. Ваше приложение – большое подспорье в моей работе. К сожалению, сельский учитель лишен многого: сельские библиотеки бедны, до города далеко, да и дорого. И вот единственный выход – подписка.
Работаю я в национальной школе, где русский язык является неродным языком обучения. С сожалением приходится констатировать такой факт: с каждым годом на изучение русского языка отводится в нерусских школах все меньше и меньше часов. В начальных классах, например, русскому языку ученики могут обучаться в течение 7 часов в неделю. И все. Преподавание других предметов ведется на родном языке. Дальше от класса к классу количество часов, отведенных на изучение русского языка, уменьшается.
И вот после окончания школы ученик, обучавшийся по программе национальных школ, наравне с лицеистами, гимназистами, с русскоязычными школьниками должен выдержать ЕГЭ по русскому языку. Разве это справедливо?
Для русских школ разработано большое количество учебников. А что же предлагают ученые национальной школе? Один-единственный утвержденный учебник для каждого класса, качество которого оставляет желать лучшего. Где же выход? Выход прост: использовать то, что наработано для русских школ.
Очень мне нравятся книги авторского коллектива Г.Г. Граник, Л.А. Концевой, С.М. Бондаренко. Вот и книга этого авторского коллектива «Когда книга учит», написанная живым, образным языком, стала для меня опорой в обучении школьников навыкам самостоятельной работы с учебной книгой. Подобные книги я называю книгами для ума и сердца.
Предлагаю вашему вниманию урок, проведенный по этой книге в 7-м классе в конце I четверти. Один из нескольких. Хочется особо выделить то, что проводилась не эпизодическая, а целенаправленная работа. В конце плана-конспекта урока привожу небольшие выдержки из сочинений учеников. Они несовершенны. Прошу отнестись к ним с пониманием. Очень трудно ученику, думающему на родном языке, выразить свои мысли на русском языке.
Моим ученикам очень нравится такая работа. Во-первых, они учатся самостоятельно добывать знания; во-вторых, обогащают свой словарный запас.
Надеюсь, включат работу с книгой в свою практику учителя, работающие в сельских школах. Я не уверена в том, что наши учителя имеют в своих личных библиотеках эту книгу. Значит, у них появится повод «достать» ее. К сожалению, должна признаться в том, что новые учебные пособия, выпускаемые этим авторским коллективом, мне не удалось приобрести.
С уважением,

Валентина Михайловна Михайлова

В.М. МИХАЙЛОВА,
Республика Чувашия

Тема урока: «Выделение главной мысли в тексте»

7 класс

Цель : развитие навыков выделения главной мысли в тексте.

ХОД УРОКА

I. Повторение.

(Удивительно, как быстро мы забываем. Единственный способ удержать знания в памяти – это повторение .)

– Умение самостоятельно работать с учебником и любой другой книгой необходимо не только тогда, когда вы сидите за партой: приобретать знания самостоятельно придется всю жизнь. Из чего же складывается это умение? Усвоить текст – это значит прежде всего понять и запомнить его. Что такое запомнить текст, понятно: пересказал без потерь – значит, запомнил. А что такое понять содержание текста?

Прочитав заданный материал, поняв его и хорошо запомнив, вы оказываетесь у доски. Пока вы пересказываете выученное, все идет прекрасно. Но вот учитель начинает задавать вопросы. И происходит нечто неожиданное для вас: на некоторые вопросы, относящиеся к этому как будто бы усвоенному материалу, вы ответить не можете. Почему? И возникает сомнение: а поняли ли вы текст? Стало быть, нет!

Как же надо работать с текстом, чтобы глубже его понимать и легче запоминать? На прошлых уроках мы с вами сконструировали модель «идеального читателя». Какова последовательность работы «идеального читателя» с текстом?

    (1-й этап. Работа до начала чтения.

    2-й этап. Работа во время чтения.

    3-й этап. Работа над текстом после прочтения .)

– Что включает в себя работа до начала чтения? (Работу с заголовком. Заголовок – это «входная дверь» текста. Мысленная обработка заголовка – первый шаг к уяснению идеи автора. Прочитав заголовок, «идеальный читатель» спрашивает себя: «О чем здесь пойдет речь? Что мне предстоит узнать?».

Работу с эпиграфом. Эпиграф – полномочный представитель главной мысли. Наряду с заголовком верное прочтение эпиграфа – «пусковой» момент на пути к главной мысли: ведь эпиграф чаще всего выражает мысль текста обобщенно, иносказательно.)

– Обратимся к работе читателя на 2-м этапе, т.е. по ходу чтения. К уроку по этой теме мы подобрали эпиграф:

Моя отрада – мысленный полет
По книгам, со страницы на страницу.

У этого этапа работы свой стержень, основное направление чтения. Это диалог с текстом. Что значит вести диалог с текстом?

(Если читатель не безразличен к содержанию текста, то по ходу чтения у него возникают вопросы: почему? Что из этого следует? Постановка этих вопросов и нахождение ответов на них ведут к пониманию причинно-следственных отношений, пронизывающих текст. )

– После того как диалог с текстом закончен, «идеальный читатель» начинает работу, относящуюся ко всему тексту в целом. Что же он вначале выделяет в тексте?

II. Объяснение нового материала. Выделение главной мысли.

– Представим себе, что вы научились беседовать с текстом. Достаточно ли этого для полного понимания материала? К сожалению, умение вести диалог с текстом не всегда приводит к основному результату понимания – выделению главной мысли. В тексте может быть воплощена не одна мысль, а совокупность мыслей, равнозначных или организованных иерархически. Даже самый маленький текст может содержать не одну значительную мысль. Приведу в качестве примера анонимную испанскую эпиграмму XVIII века:

Как отношусь я к королю?
Да так же, как и все на свете.
Я от души его люблю
Изображенным на монете.

В этих четырех строчках по крайней мере две мысли. Первая: автор эпиграммы так же, как и все на свете, любит короля только после его смерти. (В Испании тех времен изображения на монете чеканились только после смерти короля.) Вторая – что это любовь на самом деле не к королю, а к деньгам.

В развернутых текстах может быть много мыслей с разными уровнями обобщения – от обобщения в контексте данного произведения до обобщения на уровне общечеловеческих духовных ценностей.

Известный педагог прошлого В.И. Водовозов как-то читал своим маленьким ученикам басню Крылова «Стрекоза и Муравей» и хотел, чтобы дети пришли к выводу о ценности трудолюбия, а легкомыслие осудили. Но учеников растрогала судьба бедной стрекозы. Они говорили: «Муравей такой жестокий! Конечно, он прав, что заранее подумал о зиме, он трудился. Но стрекоза такая красивая! И что плохого она сделала? Пела все лето и прыгала. Так ведь весело было! Летом под каждым ей листком был готов и стол и дом.

О различии в понимании одних и тех же произведений людьми разного возраста хорошо сказал один из восточных мудрецов: «Читать книгу в юности – все равно что глядеть на луну через щелку. Читать книги в зрелости – все равно что смотреть на луну посреди своего двора. Читать книги в старости – все равно что любоваться луной с высокой открытой террасы. Потому что глубина проникновения в прочитанное соответственна накопленному жизненному опыту». (Ч.Чжан . Тени спокойных снов // Листая вечные страницы. М., 1983. С. 132.)

Значит ли это, что основной смысл произведения есть нечто лишенное объективного значения и зависит от субъективного подхода читателей? Отнюдь нет. Различия, которые появляются при прочтении одного и того же произведения разными людьми, колеблются только в тех пределах, которые «задает» текст. Ничего чуждого тексту не может быть ему навязано.

Чтобы научиться и приучиться выделять главную мысль, надо развивать «умственную механику», несущую ответственность за выделение главной мысли.

III. Тренировочные задания.

Раздел I . Здесь представлены тексты, в которых главная мысль выражена словами, и ее надо найти.

Задание 1 . Найдите в тексте строчки, выражающие главную мысль.

Старик моряк говорил о море.
– Море бывает щедрым, – сказал он.
– Бывает оно печальным, – сказал он.
– Бывает жестокосердным, – сказал он.
– Бывает оно отчаянным, – сказал он.
– Море бывает разным, – сказал он.
– Чистым бывает и грязным, – сказал он.
– Таинственным и раскрытым,
Могучим, ворчливым, сердитым...
Море – как человек!

(Расул Рза)

(Море бывает разным. Море – как человек! )

Задание 2 . Найдите в тексте слова, выражающие главную мысль, и объясните их значение.

Закатилось солнце
за лесок,
стал лесок
и темен,
и высок.
Кто-то притаился
за сосной,
что-то прошуршало
за спиной,
загорелись в елках
огоньки...
Ой! –
Глаза у страха
велики.

(В.Левановский )

(Глаза у страха велики .)

Раздел II . В этом разделе предлагаются тексты, в которых главная мысль вытекает из содержания, но не сформулирована прямо. Надо ее вывести и выразить своими словами.

Задание 1 . Объясните главную мысль этих стихотворений.

С возу яблоко упало
и, как водится, пропало,
потому что не попало
ни в повидло,
ни в компот.
Хорошо, что не попало,
превосходно, что пропало,
расчудесно, что упало,
видишь – яблоня растет!

(В.Левановский)

(В этом стихотворении речь идет о том, что не надо огорчаться из-за маленьких потерь, а надо радоваться, если своя потеря оборачивается чем-то хорошим для других людей .)

Я слышал:
Ежонка ежиха
Звала – зазывала домой,
Шептала спокойно и тихо:
– Мой гладенький,
Мягонький мой...
Качала
Жучиха жучонка,
Качала
Под вишней в тени
И пела протяжно и тонко:
– Мой беленький мальчик,
Усни...
Зайчонка зайчиха
Будила:
– Ну что же ты, львенок мой,
Спишь?
Пойдем на охоту, мой милый,
Мой сильный,
Мой храбрый малыш...
А мы с тобой
Весело пляшем,
Цветы собираем во рву.
И я тебя
Солнышком нашим
И радостью нашей
Зову.

(Д.Блынский)

(Главная мысль этого стихотворения в том, что все мамы на земле очень любят своих детей и считают их самыми лучшими .)

Задание 2 . Объясните, в чем суть лечения, которое доктор рекомендовал больному.

САМЫЙ ПОСЛЕДНИЙ РЕЦЕПТ

Англичанин Роберт Тибсон давно страдает от своей полноты. Тем более что большинство его друзей и знакомых – классические англичане, сухие и худощавые – все время над ним подтрунивают.
Врач, к которому решил обратиться за помощью Тибсон, сказал: «Я вас научу одному очень простому упражнению, и вы быстро обретете форму».
«Как, доктор, – удивился Тибсон, – всего одно упражнение? Вы шутите? Не поможет...»
«Поможет, и очень быстро.
Всякий раз, когда вам предлагают что-нибудь вкусное, отрицательно покачайте головой. Каждый раз повторяйте это движение, не ленитесь!
Уверяю вас: очень скоро вы скинете лишний вес.
Мой рецепт – самый новый, не сомневайтесь!»

IV. Работа с текстом.

Многие писатели и ученые строят тексты так, «чтобы словам было тесно, мыслям – просторно» (Н.Некрасов). Из таких текстов можно вычерпать больше содержания, чем на первый взгляд заключено в словах.

(Предлагаемый учащимся текст, как и все уже предложенные тексты, имеется у каждого ученика .)

Две с половиной тысячи лет назад жил царь Кир. Он покорил много земель и уничтожил тысячи вражеских воинов.
Об этом царе можно прочитать в каждом учебнике истории.
В это же время на маленьком острове посреди Средиземного моря правил своим народом король Пансо. Он ничего не завоевывал, никого не уничтожал, и учебники истории не упоминают о нем. Только старая-старая притча донесла до нас его имя.
Однажды, рассказывает притча, разразилась буря, и корабль царя Кира поспешил укрыться в тихой бухте маленького зеленого острова. Царь Кир оказался во владениях короля Пансо. Киру захотелось узнать, по каким законам живет народ в этом королевстве. В это время к королю Пансо пришли двое жителей с просьбой рассудить их. «Король Пансо! – сказал один из пришедших. – Я купил у этого человека пустошь, стал там рыть землю и нашел клад. – Возьми себе, – говорю я ему, – этот клад: я купил у тебя пустошь, а не золото». Другой отвечал: «Я, как и ты, боюсь греха присвоения чужого. Я продал тебе пустошь вместе со всем, что в ней находится, от недр земных до высот небесных». «Имеешь ли ты сына?» – спросил король одного из них. «Имею». «А у тебя дочь есть?» – спросил король другого. «Есть». – «Пожените их, а клад отдайте им в приданое». Видя удивление царя Кира, король Пансо спросил его: «Разве нехорошо я рассудил этих людей? А как в вашей стране решили бы подобный спор?» – «Я, – ответил Кир, – отрубил бы обоим жалобщикам головы, а клад забрал бы в царскую казну». – «Светит ли солнце в вашей стране?» – спросил Пансо. «Светит», – ответил Кир. «И дожди идут?» – «Идут». «А есть ли скот у вас?» – «Есть». – «Проклятия достойны люди у вас», – тихо сказал Пансо, бесстрашно глядя в глаза грозному царю. (А.Шаров).

– Что вам непонятно в этом тексте? (Повторяю этот вопрос 3 раза. К сожалению, новое, незнакомое слово проскальзывает мимо сознания учеников, не вызывает желания узнать, что это такое. Ученик должен понимать каждое слово, каждое словосочетание, каждый фразеологический оборот, входящий в текст. Если ученики ответят, что им все понятно, можно спросить у них, кто такой царь Кир, что означают слова притча, бухта, пустошь и т.д., сочетание грех присвоения чужого...)

– А теперь расскажите как можно больше о каждом из правителей и о жизни их народов, ничего не «присочиняя», но и ничего не упуская из виду.

Вариант ответа из сочинения школьника, данный авторами книги «Когда книга учит». (Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. Когда книга учит. 2-е изд., доп. М.: Педагогика, 1991. С. 95.)

Великий и грозный царь Кир уничтожил тысячи жителей в землях, которые он завоевал. Но и его народ потерял в этих завоеваниях много здоровых и сильных юношей. Власть царя Кира была страшной для его подданных: он мог обобрать и убить любого ни в чем не повинного человека. Его народ был задавлен и несчастлив, и великие победы Кира ни в малейшей степени не облегчали жизнь простых людей.
Во владениях короля Пансо народ был добрым и честным и не терял сыновей в завоевательных войнах. Люди шли к своему королю открыто и доверчиво, и он разрешал их споры справедливо и доброжелательно. Это был небольшой, небогатый, но счастливый народ.

Приведу отрывки из сочинений моих учеников.

«Жил великий и грозный царь Кир. Он завоевал много земель и уничтожил тысячи вражеских воинов, не пощадив и мирных жителей. Кир был жестоким, жадным. Победы тешили его самолюбие. И народ, которым правил он, достоин своего царя. Как сказал король Пансо: «Проклятия достойны люди у вас...» (Яковлева Т. )

«...Он был жесток не только с врагами, но и со своим народом. Его “великие” победы не принесли счастья простым людям. Сколько матерей, наверное, оплакивало своих сыновей, павших на войнах, затеянных Киром из-за непомерного честолюбия!..» (Московская Е .)

«Кир был очень жестоким, уничтожил тысячи вражеских воинов, жителей в покоренных землях. Мне кажется, что его народ очень боялся своего правителя. В тексте говорится, что Кир отрубил бы головы жалобщикам. Его народ жил в страхе. Кир умел только убивать.
Король Пансо был справедливым, добрым, поэтому люди шли к нему с просьбой рассудить их в том или ином споре. Его народ радовался солнцу, дождю... Боялся греха присвоения чужого, т.е. жил по божеским законам. Всякая война начинается с желания присвоения чужого, поэтому и не затевал войн король Пансо...» (Максимова Е .)

«Король Пансо справедливо рассудил жалобщиков, только об одном не подумал: полюбят ли друг друга их дети? Женитьба не по любви может привести к несчастью...» (Павлова Т.)

«Я думаю, что счастлив народ этого маленького острова посреди Средиземного моря, потому что им правит король Пансо. Король Пансо не воюет со своими соседями. Люди живут в мире. Народ не теряет своих сыновей в войнах. Он радуется солнцу, дождю. Люди в этом королевстве честны, боятся греха присвоения чужого...» (Васильев О .)

V. Задание на дом.

Расскажите более подробно о каждом из рабочих, описанных в тексте.

Один путешественник проходил мимо большой стройки, на которой трудилось множество рабочих. Он остановил одного рабочего, который вез тяжелую тачку с камнями, и спросил его: «Что ты делаешь?». «Разве ты не видишь? – ответил тот. – Толкаю тяжелую тачку, будь она проклята!». Затем путешественник задал этот же вопрос второму рабочему, который вез такую же тачку. «Я зарабатываю хлеб для семьи», – с достоинством ответил второй рабочий. Третий рабочий с такой же тачкой на тот же вопрос путешественника гордо ответил: «Я строю прекрасный храм!».

что такое оснавная тема и главная мысль текста и получил лучший ответ

Ответ от Кот Котофеевич[гуру]
В лингвистике до сих пор нет общепринятого определения понятия «текст» . Причина этого заключается в том, что ученые, как правило, выделяют те аспекты текста, которые, на их взгляд, являются основными, не претендуя при этом на полноту определений.
Важное значение имеет вопрос о соотношении текста и предложения. Большинство ученых считают, что некоторые тексты могут состоять из одного предложения (простого или сложного) . Эти случаи являются достаточно редкими и существуют только в таких предложениях, где можно обнаружить признаки именно текста.
Итак, текст – это группа предложений, связанных по смыслу и грамматически.
Тема - это то, о чем (или о ком) говорится в тексте: круг событий, явлений, проблем, понятий и т. п. Каждый текст создается на определенную тему. Все его предложения объединены общей темой. Единство темы обеспечивает целостность текста, независимо от количества частей, на которые он членится. Темой определяется содержание текста. Общая тема делится на ряд микротем, которые подчинены ей, раскрывают ее. Тема текста может быть выражена в его заголовке.
Основная мысль, идея – это то главное, то хотел сказать автор текста. Тема и основная мысль связаны между собой. Кроме того, основная мысль тоже определяет содержание текста. Она может быть сформулирована в одном из его предложений. Но чаще всего основную мысль нужно сформулировать самому, вдумчиво прочитав текст. Основная мысль (как и тема) может быть выражена в заголовке текста.
Структура текста
Внешнюю структуру текста, как правило, можно охарактеризовать тремя частями: вступление, основная часть, заключение. Внутреннее же строение его зачастую гораздо сложнее, т. к. представляет собой развертывание композиции. Кроме того, при создании текста учитывается и его стилистическая принадлежность. К примеру, очевидно, что официальный текст заявления и художественный текст рассказа не тождественны в плане внутренней организации. Таким образом, существуют тексты, составленные по заранее заданной схеме, и тексты, характеризующиеся относительной свободой построения, зависящей от индивидуальной манеры изложения автора.
Абзац. Структура текста характеризуется тем, что он членится на единицы более крупные, чем предложения – абзацы.
Каждый абзац имеет свою микротему, которая играет роль основного связующего начала в названном отрезке текста. Не все абзацы являются однотемными. Иногда они бывают и многотемными.
Основным признаком, сигнализирующим о границе между абзацами, является переход от одной микротемы к другой. Кроме того, абзацы характеризуется интонацией начала и конца: завершение его маркируется, как правило, значительным понижением тона и заключительной долгой паузой; начало же следующего абзаца определяется повышением тона.
Предложения, не входящие в абзацы. Не все предложения текста входят в абзац. Чаще всего ими бывают первые и последние предложения речевого произведения (которые относятся не к какому-то одному абзацу, а к тексту в целом) , а также авторские отступления. Такие предложения являются относительно независимыми в смысловом отношении.

Успехов!

Ответ от Никита танки [новичек]
спасибо


Ответ от Наталья Мадьянова [новичек]
тема что в тексте написано

Чаще всего на уроках литературы, но порой и на русском языке встречаются задания, в которых учитель требует, чтобы ученики определили главную или основную мысль произведения.

Однако для нахождения правильного ответа, а соответственно, и получения хорошей оценки, ребята должны понимать, в чем заключается это задание. То есть что подразумевается под главной идеей произведения или его отдельного предложения.

Чтобы разобраться в этом вопросе максимально тщательно, прочтите статью. И вы узнаете, что такое основная мысль текста.

Что представляет собой текст

Совсем не обязательно текст должен быть объемным и состоять из нескольких простых, сложноподчиненных или сложносочиненных предложений. Существуют даже литературные произведения, в составе которых лишь одно емкое и понятное предложение.

Да и оно само далеко не всегда представляет собой длинную конструкцию. Частенько в речи или на письме можно встретить такой ее вид, где вся необходимая информация будет передана единственным словом.

Тем не менее в каком виде ни был бы представлен рассказ, стихотворение или повседневный диалог, в нем непременно присутствует основная мысль текста.

Что такое связь предложений грамматически и по смыслу

В большинстве случаев мы сталкиваемся с текстами, в состав которых входит не одно, а целая группа предложений. Главное условие составления полноценного, логического, содержательного и интересного текста — это обязательная связь этих предложений грамматически и по смыслу:

    Грамматическая связь подразумевает зависимость форм слов текущего предложения с теми, что использовались в предыдущем и последующем. То есть предложения должны быть согласованы, как бы вытекать одно из другого.

    Связь предложений по смыслу означает, что весь текст связывают предложения и основная мысль (общая для всего текста), которая прослеживается в каждом из них.

Виды смысловой связи предложений в тексте

Итак, мы выяснили, что предложения должны быть связаны грамматически и по смыслу. Однако смысловую связь необходимо выстроить грамотно и логически. Для этого важно выучить следующую классификацию связи предложений в тексте или речи:

    Цепная — особенность построения текста в том, что каждое последующее предложение подробнее раскрывает содержание текущего. Например: Бурый медведь обитает в лесу. Лес — это то место, где эти животные сооружают себе берлоги, охотятся, выводят потомство. Медвежата с ранних лет учатся добывать себе еду, в этом им помогает мама медведица.

    Параллельная — характер данной связи иной, он подразумевает равноправие предложений (перечисление, сопоставление, противопоставление), а не «цепляние» одного за другое. Например: На улице стояла отличная погода, шел снег. Мы с Васькой решили встретиться и отправиться кататься на санках с горы. Только когда мы с трудом забрались на вершину, и я уже готовился наперегонки съехать вниз, друг струсил. Затея провалилась, а настроение было испорчено.

Таким образом, для того чтобы понять, что такое основная мысль текста, следует вникать в содержание и производить мысленный анализ каждого предложения.

Тема и главная мысль текста

Органично вписать предложения в текст помогают дополнительные части речи. Например, можно использовать союзы, частицы, вводные слова, местоимения и т. п. Ведь именно они придают живость, яркость и насыщенность сухой констатации фактов.

Правильное (по смыслу и грамматически) построение предложений как раз и служит для формирования главной мысли и, следовательно, темы текста.

Тема — это направленность произведения, проблема, что поднимается в нем, его суть. Она определяет, каково повествование, содержание текста. Нередко выражена непосредственно в заголовке.

Основная (главная) мысль — посыл автора к читателям, того, что он хотел передать людям, миру с помощью своего произведения. Может выражаться в заголовке или в одном из предложений текста, но чаще ее необходимо «выудить» самостоятельно, внимательно прочитав весь текст.

Почему важно уметь извлекать главную мысль из произведений

Помните присказку, которая звучала в известном произведении Александра Сергеевича Пушкина, что ваши родители и бабушки с дедушками наверняка читали вам в детстве? Если нет, то вот какова она: «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!».

Позже это выражение стало крылатой фразой, относящейся практически ко всем детским историям, описанным в книжках. Да и ко многим взрослым произведениям тоже. Ведь «урок» — это совокупность темы и главной мысли любого произведения. То, что оказывает на нас определенное воспитательное влияние.

Однако чтобы уловить этот самый намек, следует разобраться, что предполагает основная мысль сказки. Иначе говоря, научиться самостоятельному определению темы и главной мысли текста.

Как научиться выделять основную мысль

Для того чтобы правильно выявить идею произведения, следует помнить о следующих аспектах, которыми важно руководствоваться при чтении любого текста:

    Следить за течением повествования, развитием событий и логики.

    Обращать внимания на заголовки (они могут быть метафорическими или ассоциативными) и ключевые слова, которые на протяжении текста чередуются синонимами.

    По мере чтения анализируйте, что является важным для автора, на какие моменты он делает больший акцент.

    После прочтения произведения попытайтесь привести из текста или сформулировать самостоятельно вывод повествования.

Помните: понять, что такое основная мысль текста, поможет соблюдение вышеописанных критериев оценки, а также сочетание синтеза и анализа как всего текста, так и отдельных его деталей.

§ 1 Выделение темы в тексте

Текст представляет собой высказывание, которое состоит из двух или более предложений, связанных между собой по смыслу. Определенный порядок предложений в тексте позволяет передать развитие мысли. Все предложения в тексте объединяет общая тема. Научимся выделять в тексте его основную мысль как главную, ради которой он написан.

Прочитайте текст.

Весна в лесу

Ранней весной в лесу начинает пробуждаться бурная жизнь. Тает зимний снег. Над головой видны усыпанные смолистыми почками тонкие ветки берёз. Всё больше и больше слышится в лесу птичьих голосов.

О чем говорится в этом тексте? О весне. Значит тема текста - весна или, если точнее, весна в лесу.

Какую общую мысль развивают все предложения текста? Самая важная, основная мысль данного текста выражена в первом предложении: Ранней весной в лесу начинает пробуждаться бурная жизнь. А остальные предложения её развивают, т.е. пробуждение видно в таянии снега, появлении почек, пении птиц.

§ 2 Основная мысль текста

Основная мысль может быть заявлена в начале текста (в таком случае последующие предложения её развивают), а также может являться выводом из всего текста.

Прочитайте следующий текст.

Задремала на солнышке старая лосиха. Чутко слышит она каждый шорох, каждый тревожный звук. Беззаботно резвится у её ног маленький лосёнок. Знает он, что ни серому волку, ни злой разбойнице-рыси не даст его в обиду чуткая и сильная мать».

(по И. Соколову-Микитову)

О ком этот текст? Правильно, о старой лосихе и её лосёнке.

Какую основную мысль хочет донести до нас автор, для чего он рассказывает эту историю? Автор повествует нам о том, что лосиха всегда защитит своего лосёнка. Эта мысль выражена в последнем предложении и является выводом из всего текста: Знает он, что ни серому волку, ни злой разбойнице-рыси не даст его в обиду чуткая и сильная мать.

Итак, чтобы найти тему текста нужно задать вопрос: о ком или о чём данный текст?

А чтобы узнать его основную мысль нужно задать вопрос: для чего написан текст?

Название произведения может соответствовать его теме, а может выражать основную мысль.

Текст может быть написан как для выражения какой-то основной мысли, так и для передачи какого-то главного переживания, впечатления.

Прочитайте отрывок из сказки Сергея Козлова, который называется «Зимняя сказка»:

«С утра падал снег. Медвежонок сидел на опушке леса, на пеньке, задрав голову и считал и слизывал упавшие на нос снежинки. Снежинки падали сладкие, пушистые, и прежде чем опуститься совсем, привставали на цыпочки. Ах, как это было весело!»

Из текста понятно, что настроение у Медвежонка было радостное, веселое. Это видно из последнего предложения: Ах, как это было весело! Оно восклицательное по интонации.

В данном предложении выражается не основная мысль, а главное переживание текста. Кто же так воспринимает зимнее утро: автор, Медвежонок или снежинки? Конечно Медвежонок, ведь это именно он рассматривает, пробует снежинки на вкус, радуется. И название соответствует не теме, а главному переживанию.

§ 3 Пример выделения темы и основной мысли

Рассмотрим ещё один отрывок из сказки Сергея Козлова, найдем его тему и главное переживание.

«Это была самая необыкновенная весна из всех, которые помнил Ёжик. Распустились деревья, зазеленела травка, и тысячи вымытых дождями птиц запели в лесу. Сначала цвели голубые подснежники. Потом зацвели одуванчики. Даже старый пень выпустил зеленые побеги».

Тема этого текста: красота весенней природы. Главное в нем - чувство восхищения весной, переживание красоты пробуждающегося леса. Об этом говорится в первом предложении: Это была самая необыкновенная весна из всех, которые помнил Ёжик. Передается главное переживание героя сказки - Ёжика. Следовательно, отрывок можно озаглавить Необыкновенная весна, что будет соответствовать переживанию Ёжика.

Список использованной литературы:

  1. Русский язык:2 кл.: Учебник: в 3 ч. / Н.А.Чуракова; под ред. М.Л.Каленчук.– М.:Академкнига/Учебник, 2012. – Ч.1.
  2. Русский язык:2 кл.: Учебник: в 3 ч. /М.Л.Каленчук, О.В. Малаховская, Н.А.Чуракова – М.:Академкнига/Учебник, 2012. – Ч.2.
  3. Русский язык: 2 кл. Методическое пособие/ М.Л.Каленчук, О.В. Малаховская, Н.А.Чуракова – М.:Академкнига/Учебник, 2012.
  4. Секреты орфографии: Кн.для учащихся 5-7 кл./Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко, Л.А.Концевая. – М.: Просвещение, 1991

Использованные изображения:

Рассказ представляет собой форму литературного произведения. Как правило, рассказы отличаются небольшим объемом текста. Этим они не похожи на романы или даже повести, которые имеют куда больший объем.

Что такое главная мысль в рассказе

Важно понимать, что любой рассказ представляет собой историю, которая излагается в виде повествования. Рассказ не может быть бессмысленным. В противном случае, его никто не опубликует, и он останется только в личной коллекции графомана. Раскрыть понятие основной мысли рассказа можно следующим образом:

  • каждый рассказ имеет какой-либо смысл. Именно в выражении этого смысла, идеи и заключается задача писателя. Все используемые им литературные приемы направлены на достижение данной цели. Необходимо выразить основную идею рассказа и сделать это нужно интересно и ярко. Тогда читателям рассказ понравится, они его запомнят и воспримут заложенную в нем основную мысль;
  • основная мысль представляет собой идею всего рассказа, которую автор доносит до читателей. Он использует различные приемы. Одним из таких приемов является использование ключевых слов. Они как маяки «подсвечивают» весь текст, придавая ему колорит и уникальность. Например, в рассказе о морском путешествии обязательно будет использована соответствующая терминология, названия стран и народов, с которыми столкнулся путешественник. Ключевые слова делают рассказ более осмысленным и правдоподобным;
  • основная мысль должна быть правильно понята читателями. Ведь это суть всего рассказа. Именно ради нее писатель садился за работу.

Таким образом, основная мысль рассказа представляет собой идею, которую старался выразить автор.

Какие бывают основные мысли

Идея рассказа может заключаться в выражении важности жизненных ценностей. Это глубокие по смыслу рассказы. Они подчеркивают важность патриотизма, здорового образа жизни, правдивости. Немало существует и юмористических рассказов. Тогда необходимо сделать его действительно смешным. При этом нужно сохранить основную мысль. Ведь любая шутка имеет смысл, который и передается в рассказе.



Поделиться