Организации руководителю филиала или представительства. Проблема территориальной обособленности

Филиалы и представительства юридического лица являются его территориально обособленными подразделениями. Различие между представительством и филиалом заключается в том, что если представительство создается для представления и защиты интересов юридического лица, т.е. с целью совершения для него юридических действий (п. 1 ст. 55 ГК), то деятельность филиала состоит в осуществлении как юридических, так и фактических действий, посредством которых могут выполняться все или определенная часть функций (целей) юридического лица, в том числе и функции представительства (п. 2 ст. 55 ГК).

В соответствии с п. 3 ст. 55 ГК филиалы и представительства должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

Следует заметить, что в налоговом законодательстве понятие обособленного подразделения юридического лица не совпадает с понятиями филиала и представительства, предусмотренными ст. 55 ГК Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ (ред. от 01.04.2009). Согласно п. 1 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ обособленным подразделением организации является любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и тех полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более 1 месяца Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ. Согласно ст. 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" рабочим местом считается место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя Сборник законов Российской Федерации // Издательство Инфра-М, 2002г..

Как правило, филиалы и представительства создаются и ликвидируются самим юридическим лицом. Однако законодательство Российской Федерации предусматривает, что в отношении некоторых организаций вопросы создания и ликвидации их филиалов (представительств) находятся в компетенции ее собственника. Так, например, в соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" филиалы государственных и муниципальных высших учебных заведений создаются учредителем (учредителями) по согласованию с федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием, соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по месту нахождения филиала.

Гражданская правосубъектность (правоспособность и дееспособность) филиалов и представительств производна от правосубъектности создавшего их юридического лица. Ее пределы определяются в соответствии с законом самим юридическим лицом в положении о данном филиале или представительстве. При этом законодательством Российской Федерации для некоторых видов юридических лиц может быть предусмотрена обязанность получения лицензии филиалом самостоятельно (такая обязанность предусмотрена, например, п. 3 ст. 8 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании") Сборник законов Российской Федерации // Издательство Инфра-М, 2002г..

Юридическое лицо наделяет филиал (представительство) соответствующим имуществом, которое учитывается одновременно на балансе филиала (представительства) и на балансе юридического лица.

Вместе с тем по долгам, возникшим в связи с деятельностью представительств и филиалов, юридическое лицо отвечает всем своим имуществом, а не только тем имуществом, которое было закреплено за филиалами и представительствами. Руководитель филиала (представительства) назначается уполномоченным органом юридического лица. При этом представительства и филиалы юридического лица не являются его органами (см. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16 сентября 1997 г. N 435/96). Для осуществления юридических действий от имени юридического лица организация должна выдать руководителю филиала или представительства доверенность. Указанная доверенность выдается руководителю (директору) филиала (представительства) как конкретному физическому лицу, поскольку филиал (представительство) не является самостоятельным субъектом права. В соответствии с п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 г. N 6/8 при определении компетенции руководителя филиала (представительства) необходимо исходить из того, что соответствующие полномочия руководителя филиала (представительства) должны быть удостоверены доверенностью и не могут основываться лишь на указаниях, содержащихся в учредительных документах юридического лица, положении о филиале (представительстве) и т.п., либо явствовать из обстановки, в которой действует руководитель филиала (представительства) Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2002

Сборник законов Российской Федерации // Издательство Инфра-М, 2002г..

Виды обособленных подразделений юридического лица, в соответствии с положениями ГК РФ, и их правовой статус

Действующее законодательство РФ наделяет юридических лиц определенными правами, в список которых входит право создания собственного обособленного подразделения, находящегося в месте, отличном от места нахождения основной организации.

Юридическое лицо вправе наделить обособленные подразделения своим имуществом. При этом деятельность данного подразделения будет основываться на определенных правилах и положениях, ранее созданных и утвержденных юридическим лицом.

Виды обособленных подразделений:

  • представительство. Основная их функция заключается в представлении интересов основной организации и обеспечении их защиты;
  • филиал - представляет собой отдельное подразделение юридического лица, наделенное полноценными правами по выполнению либо всех основных его функций, либо только нескольких.

Дочерние общества к обособленным подразделениям не относятся.

Руководители филиалов и представительств выбираются и назначаются юридическим лицом.

При этом до утверждения той или иной должности, руководитель должен осуществить внесение соответствующих изменений в устав организации.
Действующее гражданское законодательство РФ наделяет филиал более широким правовым статусом, если сравнивать его со статусом представительства.

Например, в список прав филиалов входит возможность осуществления различных юридических действий, направленных на реализацию поставленных главной организацией задач.

В то время как правовой статус представительства предполагает лишь представление интересов организации в конкретном территориальном районе. Но, несмотря на это, ни один из них не имеет статуса юридического лица.

Понятие филиала юридического лица, его права в соответствии с ГК РФ

Понятие «филиалов» определяет их как обособленные подразделения, созданные в соответствии с волеизъявлением юридического лица, в обязанности которых входит представление интересов главной организации.

Так как у филиалов отсутствует собственный правовой статус юридического лица, его наделяет правами основная организация. В список прав филиала может входить достаточно много полномочий, например:

  • заключение контрактов и регистрация договоров с контрагентами, а также внесение изменений и дополнений в содержание документов;
  • прием новых лиц на работу, оформление всех необходимых документов;
  • поиск новых контрагентов.

В понятие «права филиала» может входить и множество иных полномочий. Основной аспект состоит в том, что устав юридического лица, в обязательном порядке должен содержать список прав каждого филиала, а также иную необходимую информацию, например, местонахождение, перечень имущества, правовой статус подразделения, его положение, порядок внесения изменений, ответственность и т.д.

Список основных функций для филиала также устанавливается юридическим лицом самостоятельно. Набор полномочий может полностью совпадать с полномочиями главной организации, а может и значительно отличаться от него.

В любой момент руководство юридического лица может осуществить внесение изменений в устав организации, ограничив полномочия филиалов, либо наоборот - наделить их дополнительными правами.

Представительство юридического лица, понятие и права подразделения

Понятие и правовой статус представительства юридического лица закреплены в действующем ГК РФ. Правовое положение представительства совпадает с положением филиала - оно тоже не является юридическим лицом.

Права и функции представительства практически закреплены в самом названии данного обособленного подразделения. Оно представляет интересы юридического лица и делает все для обеспечения их постоянной защиты.

Все данные о представительстве обязательно вносятся в устав юридического лица, до того момента, как произошла регистрация обособленного подразделения.

Для начала функционирования представительства, оно наделяется необходимым имуществом. В определенных ситуациях, например, когда на юридическое лицо была наложена административная ответственность, это имущество может стать объектом взыскания.

Постоянная деятельность представительства основывается на положениях, созданных и утвержденных юридическим лицом. При необходимости, в данные положения могут быть внесены требующиеся изменения.

Руководитель представительства действует на основании доверенности, составленной и подписанной юридическим лицом. При этом все участники гражданского оборота, которые вступают в правовые отношения с представительством, фактически, сотрудничают с юридическим лицом через физическое - руководителя представительства.

Порядок назначения руководителя обособленного подразделения, схема внесения изменений в Устав

Процедура создания обособленного подразделения требует четкого знания порядка и различных нюансов данной области, так как здесь очень важным является соблюдение действующих правил и нормативно-правовых актов.

Начальным этапом является принятие решение о создании одного, либо нескольких обособленных подразделений руководством общества. Далее следует утверждение и регистрация Положения о создании представительства, либо филиала.
Затем организация должна внести все обязательные изменения в Устав.

В нем должны содержаться сведения абсолютно обо всех обособленных подразделениях. При этом обязательно должна быть пройдена регистрация, иначе записи в уставе не будут иметь никакой юридической силы.

Следующим этапом станет назначение руководителя. Данные о нем также должны быть занесены в устав юридического лица. После чего издается соответствующий приказ о приеме лица на должность, с ним заключается трудовой договор.

Заключительным шагом при назначении руководителя филиала или представительства будет выступать создание доверенности, на основании которой будет вестись его работа.

Дочерние общества создаются по немного иной схеме, так как являются самостоятельными юридическими организациями.

Затем требуется посетить налоговый орган и встать на учет. При этом организация - налогоплательщик должна состоять на учете не только по месту своего нахождения, но и по месту расположения всех обособленных подразделений общества.

После подачи сведений в налоговый орган, регистрация обособленного подразделения будет завершена.

Положение о филиале, представительстве и работа руководителя подразделения по доверенности

Положение о филиале или представительстве является документом, в котором четко определяется сфера деятельности данного подразделения, устанавливаются его права и обязанности, а также схема управления им.

Положение по праву можно назвать главным документом, на основании которого осуществляется вся деятельность организации.

Оно должно содержать следующие сведения: данные о точном местонахождении филиала или представительства, информацию о печати, данные о способе управления, о порядке уведомления и информирования подразделения, о допустимых сроках и т.д. Очень важно подробно описать порядок доведения важной информации до руководства.

Работа руководителя подразделения может осуществляться исключительно на доверенности, которая была выдана ему руководством главной организации.

Оформление документа является важнейшим моментом. На нем обязательно должна стоять печать организации и подпись руководителя, либо иного уполномоченного лица, а также дата, когда документ был выдан.

Основное отличие доверенности от обычного трудового договора заключается в том, что в ней должны быть определены не права и обязанности руководителя, а список его полномочий, которыми он наделяется. Очень часто данные полномочия заключаются в решении вопросов по текущей деятельности подразделения, заключение договоров, в том числе и трудовых, участие в различных сделках, открытие банковских счетов и т.д.

Так как обособленные подразделения не являются юридическими лицами, следовательно, они не обладают правом личного заключения сделок с контрагентом, а это значит, что они выступают лишь посредниками, от имени руководства основной организации.

Н.В. Лукашин, аудитор

Деятельность коммерческой организации часто не ограничивается территорией одного муниципального образования. Тогда организация создает филиалы и представительства - обособленные подразделения, расположенные вне места нахождения организации.

В настоящей статье рассматриваются правовые аспекты деятельности таких организаций, а также особенности их бухгалтерского учета и налогообложения.

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Гражданским законодательством России предусмотрены две основные формы обособленных подразделений, расположенных вне места нахождения юридического лица - филиалы и представительства (ст. 55 Гражданского кодекса РФ). Представительство отличается от филиала своим функциональным назначением: оно представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиал же осуществляет все функции организации или их часть, в том числе и функции представительства.

Отметим, что выделяя лишь два вида обособленных подразделений юридического лица, ГК РФ не ограничивает юридическое лицо в создании обособленных подразделений иных видов.

Филиал (представительство) не является юридическим лицом. Это структурное подразделение организации, его составная часть.

Из этого положения вытекают следующие особенности функционирования филиала (представительства):

  • филиал (представительство) осуществляет деятельность только от имени создавшего его юридического лица;
  • ответственность по обязательствам филиала (представительства) несет создавшее его юридическое лицо (даже в тех случаях, когда действия филиала (представительства) осуществляются якобы не от имени юридического лица);
  • филиал (представительство) может предЪявлять иск в судебные органы только от имени юридического лица;
  • государственная регистрация филиала (представительства) действующим законодательством не предусмотрена (не следует путать государственную регистрацию с постановкой на учет в налоговых органах);
  • филиал (представительство) наделяется имуществом создавшим его юридическим лицом, при этом сам филиал (представительство) не является собственником переданного ему имущества;
  • филиал (представительство) не имеет самостоятельного баланса. Данные баланса филиала (представительства) включаются в общий баланс юридического лица.

В акционерном обществе решение о создании филиала (представительства) принимается Советом Директоров (наблюдательным советом). В обществе с ограниченной ответственностью таким правом обладает Общее собрание участников.

Следует обратить особое внимание на то, что после принятия решения о создании филиала (открытия представительства) в устав юридического лица должны быть внесены соответствующие изменения, поскольку в силу ст. 55 ГК РФ, филиалы и представительства должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

Государственная регистрация изменений, вносимых в устав в связи с образованием филиалов (представительств), с 1 июля 2002 года производится в порядке, установленном главой VI Федерального закона от 08.08.01 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц".

Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности . При этом нужно обратить внимание на то, что доверенность, определяющая круг полномочий, выдается именно руководителю филиала (представительства), на его имя, а не филиалу или представительству в целом.

Примерная форма доверенности выглядит так.

Открытое акционерное общество "Тополь" в лице генерального директора Иванова П. С., действующего на основании Устава, настоящим уполномочивает Петрова Николая Григорьевича (паспорт N 123456, серия I-ЛБ, выдан ОВД г. Калуги 20.04.65) действовать в качестве руководителя филиала ОАО "Тополь" (далее - Филиал) в городе Нижний Новгород и осуществлять следующие действия:

  • представлять ОАО "Тополь" в государственных органах РФ в связи с регистрацией или перерегистрацией Филиала, вести от имени и в интересах ОАО "Тополь" любые гражданские дела во всех судебных инстанциях;
  • осуществлять руководство Филиалом и действовать от его имени и в его интересах, в том числе, но не ограничиваясь этим, с правом заключать любые сделки и подписывать договоры и иные необходимые документы, связанные с деятельностью Филиала, открывать расчетные, валютные и иные счета Филиала в банках и иных кредитных организациях, распоряжаться находящимися на них денежными средствами, подписывать финансовые документы.

Подпись доверенного лица Петрова Н.Г. _____________ удостоверяю.

Генеральный директор ОАО "Тополь" ________________ П.С. Иванов

Основным внутренним документом, регламентирующим деятельность филиала (представительства), является Положение о филиале (представительстве). Состав информации, подлежащей раскрытию в данном документе, определяется головной организацией самостоятельно.

В Положении целесообразно предусмотреть, как минимум, следующие разделы:

Цели, задачи и функции филиала (представительства);

Виды осуществляемой деятельности;

Органы управления филиалом (представительством);

Источники образования имущества;

Порядок взаимодействия с органами головной организации;

Контроль за деятельностью филиала (представительства).

Следует отметить, что вне зависимости от осуществляемых обособленным подразделением функций, по месту нахождения филиала (представительства) организацией может быть открыт банковский счет , право распоряжаться которым предоставляется руководителю обособленного подразделения.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ

Бухгалтерский учет в организациях, имеющих обособленные подразделения, может иметь различные формы. Основными факторами, влияющими на постановку учета в филиале или представительстве, являются функции обособленного подразделения и виды его деятельности, территориальная удаленность обособленного подразделения, организация финансовых и товарных потоков между головной организацией и обособленным подразделением, обЪем совершаемых хозяйственных операций, источники финансирования расходов обособленного подразделения, разграничение полномочий по принятию управленческих решений между головной организацией и обособленным подразделением.

По характеру организации учетного процесса все филиалы (представительства) можно условно разделить на два основных вида: выделенные и не выделенные на отдельный баланс.

УЧЕТ В ОБОСОБЛЕННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ,
НЕ ВЫДЕЛЕННЫХ НА ОТДЕЛЬНЫЙ БАЛАНС

В филиалах и представительствах, обЪем операций и количество сотрудников которых незначительно, бухгалтерский учет, как правило, ведется без выделения обособленного подразделения на отдельный баланс. Такие подразделения обычно выполняют одну - две задачи, не сопряженные со сложным технологическим процессом. Обособленные подразделения, не выделенные на отдельный баланс, как правило, не имеют отдельного банковского счета. Все средства, как денежные, так и материальные, они получают от головной организации.

В рассматриваемом случае филиал не ведет бухгалтерского учета и, соответственно, не имеет в своем штате бухгалтера (бухгалтерской службы). Первичные учетные документы, оформляемые филиалом (представительством), в установленные внутренними нормативными документами сроки передаются в бухгалтерию головной организации. Бухгалтерия производит обработку указанных документов и отражает их в учете. При этом операции, имущество и обязательства, связанные с деятельностью обособленного подразделения, учитываются головной организацией на отдельных субсчетах.

Однако первичные документы могут и не передаваться в бухгалтерию головной организации, если в обособленном структурном подразделении есть бухгалтер, который осуществляет первичную обработку документов филиала (представительства) и их систематизацию. В таком случае в головную организацию передаются реестры документов или справки бухгалтера обособленного подразделения. Записи в бухгалтерском учете производятся бухгалтерией головной организации на основании вышеназванных документов.

Необходимо подчеркнуть, что учетная политика организации, имеющей обособленные подразделения, не выделенные на отдельный баланс, должна включать в себя информацию о постановке учетного процесса в таких обособленных подразделениях. В рабочем плане счетов необходимо предусмотреть отдельные субсчета для филиалов (представительств), не выделенных на отдельный баланс, а формы справок, реестров или иных документов, представляемых бухгалтером обособленного подразделения (если такой предусмотрен), должны быть утверждены в приложении к учетной политике.

Кроме того, внутренними нормативными документами организации необходимо установить строгий порядок оформления и учета операций обособленного подразделения, порядок документооборота между головной организацией и обособленным подразделением, в том числе перечень ответственных лиц, сроки и способ доставки документов в бухгалтерию головной организации.

УЧЕТ В ОБОСОБЛЕННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ,
ВЫДЕЛЕННЫХ НА ОТДЕЛЬНЫЙ БАЛАНС

Подразделения, выделенные на отдельный баланс, имеют собственную бухгалтерскую службу, возглавляемую главным бухгалтером филиала (представительства). Бухгалтерская служба производит обработку, систематизацию и хранение первичной документации, ведет бухгалтерский учет всех операций, имущества и обязательств, связанных с деятельностью обособленного подразделения, осуществляет формирование бухгалтерской отчетности обособленного подразделения.

В соответствии с п. 33 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.98 N 34н, бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности филиалов, представительств и иных структурных подразделений, в том числе выделенных на отдельные балансы. Следовательно, отчетность обособленного подразделения является внутренней отчетностью и подлежит передаче в бухгалтерию головной организации для составления бухгалтерской отчетности организации в целом. Другими словами, баланс юридического лица включает в себя балансы обособленных подразделений и баланс головной организации.

Следует особо отметить, что филиалы и представительства не вправе разрабатывать собственную учетную политику.

Вне зависимости от видов деятельности, места нахождения и иных факторов они должны руководствоваться единой учетной политикой организации и единым рабочим планом счетов. Данное требование предусмотрено п. 10 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденного приказом Минфина РФ от 09.12.98 N 60н.

На практике это требование, к сожалению, нередко нарушается, причем чаще всего - подразделениями, деятельность которых существенно отличается от основной деятельности организации (например, головная организация - производственное предприятие, а подразделение - база отдыха). Очевидно, что если такие подразделения используют различные рабочие планы счетов (различную степень детализации, различную кодировку и пр.), применяют различные способы амортизации или способы списания товарно-материальных ценностей, то общий баланс юридического лица будет либо недостоверным, либо его формирование будет связано со значительной трудоемкостью пересчетов и корректировок.

Необходимо обратить внимание на то, что учетной политикой организации должен быть предусмотрен порядок организации бухгалтерского учета и отчетности подразделений, выделенных на отдельный баланс, в том числе порядок и сроки представления бухгалтерской отчетности, формы передаваемых документов (включая расшифровки, справки и пр.), перечень ответственных лиц, порядок документального подтверждения передачи затрат и пр.

Особенности расчетов с обособленным подразделением

Для обобщения информации о всех видах расчетов с филиалами и представительствами, выделенными на отдельные балансы, предназначен счет 79 "Внутрихозяйственные расчеты". К счету счет 79 "Внутрихозяйственные расчеты" могут быть открыты субсчета: 79-1 "Расчеты по выделенному имуществу", 79-2 "Расчеты по текущим операциям". Аналитический учет по счету 79 "Внутрихозяйственные расчеты" ведется по каждому филиалу (представительству), выделенному на отдельный баланс.

1. Передача материалов обособленному подразделению:

а) Д79 - К 10 "Материалы" (у передающего подразделения)

б) Д10 "Материалы" - К 79 (у получающего подразделения)

_____________
Передача имущества филиалу не является реализацией, т.к. право собственности на это имущество не переходит другому юридическому или физическому лицу. В связи с этим отражение такой операции на счетах реализации было бы грубой ошибкой.
_____________

2. Передача основных средств обособленному подразделению (при передаче амортизируемого имущества передается и накопленная амортизация):

а) Д79 - К 01 "Основные средства", Д02 "Амортизация основных средств" - К 79 (у передающего подразделения)

б) Д 01 "Основные средства" - К 79, Д 79 - К 02 "Амортизация основных средств" (у получающего подразделения)

3. Передача расходов одного подразделения другому (по специально утвержденным внутренним документам - справкам, авизо):

а) Д 79 - К 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательное производство", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы" (у передающего подразделения)

б) Д 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательное производство", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы" - К 79 (у принимающего подразделения).

Необходимо иметь в виду, что на предприятиях, в которых на отдельный баланс выделены подразделения, являющиеся звеньями одной технологической цепочки, передача имущества и затрат может происходить не только между головной организацией и подразделениями, но и между самими обособленными подразделениями.

В большинстве случаев корреспонденция счетов в передающем и принимающем подразделениях будет зеркальной, то есть счет 79 "Внутрихозяйственные расчеты" будет корреспондировать с одним и тем же счетом, только в одном подразделении - по дебету, а в другом - по кредиту. Однако иногда такая закономерность может и нарушаться. Например, в том случае, когда торговое подразделение, выделенное на отдельный баланс, передает часть товаров в производственное подразделение: товары списываются со счета 41 "Товары" и принимаются на счет 10 "Материалы".

Построение учета расчетов с обособленным подразделением, выделенным на отдельный баланс, во многом определяется тем, имеет ли подразделение отдельный банковский счет. В случае, когда обособленное подразделение наделено правом распоряжаться банковским счетом, оно самостоятельно оплачивает расходы связанные с его деятельностью, а источником денежных средств является либо выручка от реализации, либо средства, перечисленные от головной организации. При этом метод учета реализации товаров (работ, услуг), а также приобретения и оплаты товарно-материальных ценностей мало чем отличается от метода учета в самостоятельной организации.

В случае же, когда банковского счета у подразделения нет, все расчетные операции осуществляются с банковского счета головной организации. Тогда вне зависимости от места обособленного подразделения в технологическом процессе организации, у такого подразделения всегда прослеживаются значительные обороты по счету 79 "Внутрихозяйственные расчеты".

Хозяйственная операция

Корреспонденция счетов

Центральная бухгалтерия

Бухгалтерия филиала

08,10,15, 44,20,23

Из примера видно, что головная организация (центральная бухгалтерия) осуществляет в данном случае технические функции, связанные с оплатой счетов и зачислением выручки на расчетный счет. При этом учет расчетов (дебиторской и кредиторской задолженности) ведется филиалом. При заключении хозяйственного договора филиал уведомляет головное подразделение о необходимости осуществить платеж. В уведомлении содержится вся нужная информация: реквизиты получателя, сумма, срок платежа и пр. К уведомлению должны быть приложены счета на оплату. В свою очередь, о совершении платежа головное подразделение уведомляет филиал и направляет ему копию платежного документа. При зачислении выручки на расчетный счет головное подразделение аналогичным образом уведомляет филиал о данном факте.

Однако взаимодействие филиала и головной организации может быть построено и на иной основе. Функции учета расчетов, отслеживания дебиторской и кредиторской задолженности могут быть переданы в расчетное подразделение головной организации. Поскольку все операции производятся расчетным подразделением головной организации без привлечения обособленных подразделений, то при такой системе легко отслеживать и сверять дебиторскую и кредиторскую задолженность, проводить зачеты однородных требований в тех случаях, когда разные обособленные подразделения ведут расчеты с одними и теми же контрагентами.

Схема взаимодействия из предыдущего примера будет выглядеть следующим образом:

Хозяйственная операция

Корреспонденция счетов

Центральная бухгалтерия

Бухгалтерия филиала

Филиалом приобретены основные средства и материалы, приняты услуги подрядчиков и пр.

08,10,15, 44,20,23

Оплачены материалы, услуги подрядчиков

Филиалом реализована продукция

Поступила оплата за реализованную продукцию

Говоря о расчетах с обособленными подразделениями, необходимо остановиться также на вопросе сверки расчетов по окончании отчетного периода.

Во внутренних балансах обособленных подразделений счет 79 "Внутрихозяйственные расчеты" отражается отдельной строкой как задолженность перед головной организации (или задолженность головной организации). Однако в общем (сводном) балансе организации сальдо по данному счету всегда должно быть равно нулю. Счет 79 "Внутрихозяйственные расчеты" может иметь сальдо только во внутренних балансах подразделений.

Причины, в результате которых данное требование не выполняется, могут быть самые различные, например, неправильное заполнение расчетных документов или ошибки бухгалтера. Одной из причин может быть также временной разрыв в отправке и получении имущества: головное подразделение отразило передачу материалов филиалу, а филиал данные материалы еще не получил и не отразил их в учете "зеркальной" проводкой. В указанном случае организация должна обеспечить учет имущества, находящегося в пути, на балансе передающей или принимающей стороны. Кроме того, временной разрыв в отражении хозяйственных операций в учете может возникнуть и из-за проблем в документообороте: головное подразделение отправило филиалу, не имеющему банковского счета, уведомление о зачислении выручки на расчетный счет, а филиал это уведомление не получил и, соответственно, не отразил хозяйственную операцию в учете.

Сверка взаиморасчетов в конце отчетного периода должна осуществляться также в части дебиторской и кредиторской задолженности. Как уже отмечалось выше, в случае, если обособленные подразделения организации не имеют банковских счетов и при этом учет расчетов с контрагентами осуществляется специализированным расчетным центром головной организации, проблем с выверкой задолженности, как правило, не возникает. Во всех остальных случаях для составления сводного баланса организации необходимо выявление взаимной задолженности - один и тот же контрагент у одного подразделения может оказаться дебитором, а у другого - кредитором. В сводном балансе организации такая задолженность должна быть "свернута" (по таким видам расчетов необходимо провести зачет встречных однородных требований).

Особенности формирования внутренней отчетности

Как уже отмечалось в данной статье, по окончании отчетного периода обособленные подразделения, выделенные на отдельный баланс, составляют внутреннюю бухгалтерскую отчетность, данные которой включаются в общую (сводную) отчетность организации.

В зависимости от степени законченности внутренней отчетности обособленные подразделения можно условно разделить на два вида: подразделения, определяющие собственный финансовый результат и подразделения, его не определяющие.

Подразделения, не определяющие финансовый результат, как правило, являются либо затратными подразделениями, финансируемыми на основе сметы расходов головной организацией, либо подразделениями, сформированными по функциональному принципу, то есть самостоятельно выполняющими не весь производственный цикл, а лишь отдельную его часть, этап, процесс.

Очевидно, что наделять правом определять финансовый результат отдельное снабженческое или производственное подразделение не имеет экономического смысла. Такое подразделение по отчетности будет всегда убыточным, что не имеет никакого отношения к реальному финансовому состоянию. Та же ситуация и со сбытовым подразделением - выручка, уменьшенная лишь на расходы по содержанию такого подразделения, даст значительный обЪем прибыли, никоим образом не отражающий реальную рентабельность продукции.

Подразделения, не определяющие собственный финансовый результат, ежемесячно по авизо передают свои накопленные доходы и расходы на баланс головной организации. Состав внутренней отчетности предполагает заполнение только бухгалтерского баланса, а отчет о прибылях и убытках при этом не составляется. При таком варианте организации учетного процесса финансовый результат определяется только в целом по организации.

Хозяйственная операция

Корреспонденция счетов

Центральная бухгалтерия

Бухгалтерия подразделения

Получены денежные средства от головной организации

Приобретены основные средства и материалы

Переданы расходы головному подразделению

Подразделения, определяющие собственный финансовый результат, как правило, характеризуются определенной степенью законченности производственного процесса. Наделение правом определять собственный финансовый результат имеет смысл только те подразделения, которые сами получают выручку от реализации, а также относительно независимы от деятельности других подразделений и головной организации. Определение такими подразделениями собственного финансового результата несет весьма существенную аналитическую нагрузку - выявление рентабельных и нерентабельных производств, оценку эффективности деятельности подразделений и пр.

Правом определения собственного финансового результата могут быть наделены, например, филиалы машиностроительного предприятия, самостоятельно производящие и реализующие запчасти к машинам, производимым головным предприятием.

Такой же порядок может использоваться организациями, представляющими собой совокупность обособленных подразделений - предприятий (заводов, фабрик, магазинов, сервисных центров). Общее руководство в таких организациях осуществляется головным подразделением, осуществляющим управленческие функции.

В описанных выше случаях расходы на управление (накладные расходы) распределяются между предприятиями - обособленными подразделениями: расходы, произведенные головным подразделением, в соответствующей части передаются каждому обособленному подразделению для учета в составе себестоимости товаров (работ, услуг). При этом порядок распределения таких расходов должен быть предусмотрен учетной политикой организации.

Сформированные по подразделениям финансовые результаты по окончании отчетного периода передаются на баланс головной организации. Внутренние ежемесячные отчеты таких обособленных подразделений включают в себя полный комплект форм бухгалтерской отчетности, в том числе бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, расшифровки задолженности и прочие документы, предусмотренные внутренними нормативно-регламентными документами организации.

Хозяйственная операция

Корреспонденция счетов

Центральная бухгалтерия

Бухгалтерия подразделения

Начислена заработная плата сотрудникам подразделения

Включены в состав затрат услуги сторонних организаций

Списаны в производство материалы

Начислен износ по основным средствам

Начислена выручка от реализации

Осуществлены расходы аппаратом управления

Распределены и переданы расходы по управлению

Расходы по управлению включены в себестоимость

Определен финансовый результат

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

С введением в действие части первой Налогового кодекса РФ, филиалы, представительства и иные обособленные подразделения не являются самостоятельными налогоплательщиками. Согласно ст. 19 НК РФ, они лишь исполняют обязанности головных организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих обособленных подразделений. Организация должна встать на учет в налоговых органах как по месту нахождения самой организации, так и по месту нахождения всех ее обособленных подразделений (ст. 83 НК РФ).

Заявление о постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения подается в соответствующий налоговый орган в течение одного месяца после создания обособленного подразделения.

Необходимо отметить, что НК РФ установлены особые условия признания подразделения обособленным в целях налогообложения.

Согласно ст. 11 НК РФ, обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца).

При этом в целях налогообложения не имеет значения, ни признание обособленного подразделения филиалом или представительством с точки зрения гражданского законодательства, ни отражение создания обособленного подразделения в учредительных документах организации, ни характер полномочий, которыми наделяется создаваемое подразделение.

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

До 1 июля 2002 года особенности налогообложения обособленных подразделений были установлены ст. 175 НК РФ. Однако в соответствии с п. 23 ст. 1 Федерального закона от 29.05.02 N 57-ФЗ (вступившего в силу 1 июля 2002 года) эта статья утратила силу, причем задним числом -- с 1 января 2002 года. В связи с этим организации, уплачивавшие налог в соответствии со статьей 175 НК РФ по месту нахождения обособленных подразделений, начиная с оборотов за июль 2002 года, уплачивают налог по месту постановки на учет организации без распределения его по обособленным подразделениям (см. п. 50 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (с изменениями от 22.05.01, 06.08.02, 17.09.02)).

Обособленные подразделения самостоятельно выставляют счета-фактуры на отгруженные ими товары (выполненные работы, оказанные услуги). Нумерация счетов-фактур производится в порядке возрастания номеров в целом по организации (возможно как резервирование номеров по мере их выборки, так и присвоение составных номеров с индексом обособленного подразделения). Журналы учета счетов-фактур, книги покупок и книги продаж ведутся структурными подразделениями в виде разделов единых журналов учета, единых книг покупок и книг продаж организации. Описанный выше порядок разЪяснен в письме МНС РФ от 21.05.01 N ВГ-6-03/404 "О применении счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость".

_____________
Cм. "Налоги и платежи", 2001, N 7, стр. 94 (прим. ред.).
_____________

Говоря о порядке исчисления и уплаты НДС, нельзя не отметить, что передача товарно-материальных ценностей и затрат между головной организацией и обособленным подразделением не облагается НДС, поскольку смены собственника (и, соответственно, реализации) при этом не происходит. Исключением является случай, когда головная организация передает товарно-материальные ценности (выполняет работы, оказывает услуги) обособленному подразделению, деятельность которого является непроизводственной (санаторию, базе отдыха, детскому саду, столовой и пр.). Необходимость исчисления НДС в данном случае вытекает из ст. 146 НК РФ, согласно которой обЪектом обложения НДС является передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на доходы организаций.

налог на прибыль

Порядок уплаты налога на прибыль организациями, имеющими обособленные подразделения, предусмотренный ст. 288 Налогового кодекса РФ, по сути, повторяет ранее действовавший порядок уплаты данного налога.

В соответствии с указанной статьей уплата авансовых платежей, а также сумм налога в федеральный бюджет производится по месту нахождения организации без распределения по обособленным подразделениям, а уплата сумм авансовых платежей и сумм налога в бюджеты субЪектов Российской Федерации и бюджеты муниципальных образований производится по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения по ставкам, действующим на территориях, где они расположены.

Доля прибыли, приходящаяся на обособленные подразделения, определяется как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности (расходов на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества в целом по налогоплательщику.

Напомним, что амортизируемое имущество в целях исчисления налога на прибыль определяется ст. 256 НК РФ. Остаточная стоимость такого имущества рассчитывается исключительно по данным налогового учета и отнюдь не всегда совпадает со стоимостью основных средств и нематериальных активов, отраженных в бухгалтерском учете.

НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО

Налог на имущество уплачивается организациями как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого из обособленных подразделений. Сумма налога, подлежащего уплате по месту нахождения обособленных подразделений, определяется как произведение налоговой ставки, действующей на территории субЪекта РФ, на которой расположены эти подразделения, на стоимость основных средств, материалов и товаров этих подразделений. При этом уплате в бюджет по месту нахождения головной организации подлежит разница между суммой налога на имущество, исчисленной в целом по организации, и суммами налога, уплаченными по месту нахождения обособленных подразделений.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрено, что налог на имущество предприятий зачисляется в бюджет только по месту нахождения организации и месту нахождения всех ее обособленных подразделений. Уплата налога по месту нахождения имущества действующим законодательством не предусмотрена .

Описанный выше порядок определен Законом РФ от 13.12.91 N 2030-I "О налоге на имущество предприятий" с учетом положений главы первой НК РФ. Кроме того, указанный порядок разЪяснен Инструкцией ГНС РФ от 08.06.95 N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий".

ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ

В соответствии со ст. 243 НК РФ, обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате налога (авансовых платежей по налогу), а также обязанности по представлению расчетов по налогу и налоговых деклараций по месту своего нахождения.

Сумма налога (авансового платежа), подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины налоговой базы, относящейся к этому обособленному подразделению. Сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения организации, в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой налога, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой налога, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений организации.

В то же время МНС России в 2001 году считало целесообразным применение централизованного порядка исчисления и уплаты налога в целом организацией (включая обособленные подразделения) по месту постановки организации на налоговый учет по месту ее нахождения в следующих случаях (письмо МНС РФ от 17.05.01 N 07-2-05/413-Н324):

Если организация и ее обособленные подразделения расположены на территории одного субЪекта Российской Федерации;

За обособленные подразделения, которые не имеют расчетных счетов, не начисляют и не производят выплаты в пользу работников и физических лиц.

Данный централизованный порядок распространялся на исчисление и уплату налога, представление и осуществление всех расчетов, включая условия для применения регрессивной шкалы налогообложения, декларации по налогу, других документов.

СТРАХОВОЙ ВЗНОС НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ

В силу п. 8 ст. 24 Федерального закона от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи-организации, в состав которых входят обособленные подразделения, уплачивают страховые взносы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого из обособленных подразделений, через которые эти страхователи выплачивают вознаграждения физическим лицам.

Определение условий для применения тарифов страховых взносов производится в целом по организации, включая обособленные подразделения.

НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Порядок исчисление и уплаты налога на доходы физических лиц аналогичен порядку, предусмотренному для единого социального налога. Согласно ст. 226 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.

НАЛОГ С ПРОДАЖ

Согласно статье 355 НК РФ организация, осуществляющая операции по реализации товаров (работ, услуг) через обособленные подразделения, находящиеся вне места нахождения этой организации, уплачивает налог на территории того субЪекта Российской Федерации, в котором осуществляются операции по реализации товаров (работ, услуг), исходя из стоимости реализованных через это обособленное подразделение товаров (работ, услуг).

НАЛОГ НА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ АВТОДОРОГ

Обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, исполняют обязанности по уплате налога на пользователей автодорог по месту своего нахождения с выручки от реализации товаров (работ, услуг), полученной указанными обособленными подразделениями.

Организации, включающие обособленные подразделения, не имеющие баланса и (или) расчетного счета, производят уплату налога в целом по организации по месту нахождения головной организации.

Такой механизм определен п. 40 Инструкции МНС РФ от 04.04.2000 N 59 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" (в редакции приказа МНС РФ от 20.10.2000 N БГ-3-03/361).

АКЦИЗЫ

Акциз по подакцизным товарам уплачивается по месту производства таких товаров, а по алкогольной продукции, кроме того, - по месту ее реализации с акцизных складов, за исключением реализации на акцизные склады других организаций (ст. 204 НК РФ).

Представительство - обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет его защиту.

Филиал - обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (ст. 55 ГК).

Представительство отличает от филиала единственный - функциональный - признак.

Отличие представительства от филиала:

  • представительства предназначены только для представления интересов юридического лица и осуществления его защиты;
  • филиалы могут выполнять все без исключения функции или какую-либо часть функций юридического лица. Они могут выполнять и функции представительства.

Отсюда функции филиала шире функций представительства .

Особенности представительства и филиала:

  • не являются юридическими лицами (не имеют ), они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений;
  • руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его ;
  • должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица;
  • это подразделения (составные части) юридического лица, и в этом смысле они сопоставимы с другими его подразделениями (цехами, бригадами, участками, линиями, производствами и т.п.);
  • расположены вне места нахождения юридического лица , которое определяется местом его государственной регистрации;
  • факультативность в том смысле, что юридическое лицо может не иметь представительств (филиалов), а если имеет, может закрыть их, что никак не скажется на самом факте его существования.

Представительства и филиалы может иметь всякое юридическое лицо:

  1. независимо от его принадлежности к коммерческим или некоммерческим организациям и от его формы;
  2. как в пределах Российской Федерации, так и за ее пределами с соблюдением законодательства соответствующего государства.

Подробнее

Если какое-либо подразделение юридического лица имеет обособленность, но при этом его существование не носит факультативного характера, оно не является представительством (филиалом). Так, местоположение факультетов и институтов государственного образовательного учреждения "Иркутский государственный университет" не совпадает с местом нахождения данного юридического лица (так называемого главного корпуса), поскольку все они размещаются в разных корпусах, расположенных в разных районах города. Это не означает, что факультеты и институты выступают как представительства (филиалы): если мысленно "отбросить" отдельные факультеты или институты, это, конечно, не скажется на существовании Университета как юридического лица, но что останется от него, если таким образом "отбросить" все факультеты и институты? С представительствами (филиалами) подобный вопрос решается куда проще.

Представительства (филиалы) наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом (абз. 1 п. 3 ст. 55 ГК). Ввиду географической обособленности представительства (филиала) данное имущество экономически учитывается на их отдельном балансе, но из-за отсутствия у них правоспособности не имеет и не может иметь юридического обособления. По этой причине это имущество может быть объектом взыскания по обязательствам юридического лица, причем независимо от того, идет ли речь об обязательствах, связанных с деятельностью данного (или другого) представительства (филиала). По обязательствам, связанным с деятельностью представительства (филиала), ответственность несет юридическое лицо, при этом его ответственность является полной и не ограничивается объемом имущества, предоставленного представительству (филиалу).

Представительства (филиалы) действуют на основании положений, утвержденных юридическим лицом (абз. 1 п. 3 ст. 55 ГК). Открытие представительств (филиалов) должно быть сопряжено с наличием соответствующей информации в учредительных документах юридического лица, в том числе с необходимостью внесения в них дополнений (абз. 3 п. 3 ст. 55 ГК).

Руководство деятельностью представительства (филиала) осуществляет руководитель (другие органы закон не предусматривает), который назначается юридическим лицом и действует на основании доверенности (абз. 2 п. 3 ст. 55 ГК). Поэтому участники гражданского оборота вступают в правовые отношения не с представительством (филиалом) ввиду отсутствия у них , а с создавшим их юридическим лицом через физическое лицо - руководителя представительства (филиала), который является представителем юридического лица и действует в его интересах по доверенности (подробнее о представительстве и доверенности см. гл. 10 ГК).

Зависимые и дочерние общества

Согласно ст. 67.3 ГК РФ хозяйственное общество признается дочерним , если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом .

Особенности дочернего общества:

  1. дочернее общество могут создавать только хозяйственные общества и товарищества;
  2. дочернее общество не отвечает по долгам основного хозяйственного товарищества или общества;
  3. основное общество отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним во исполнение указаний или с согласия основного общества (п. 3 ст. 401), за исключением случаев:
    • голосования основного общества по вопросу об одобрении сделки на общем собрании участников дочернего общества, а также
    • одобрения сделки органом управления основного хозяйственного общества, если необходимость такого одобрения предусмотрена уставом дочернего и (или) основного общества;
  4. основное общество (товарищество) несет субсидиарную ответственность по долгам дочернего общества в случае его несостоятельности (банкротства) по вине основного общества (товарищества);
  5. участники (акционеры) дочернего общества вправе требовать возмещения основным товариществом (обществом) убытков, причиненных его действиями или бездействием дочернему обществу (

08.02.2018
События. ЦБ подрегулировал словарь. В программном документе Банка России появились новые понятия. Вчера был обнародован программный документ Банк России, описывающий планы по развитию и применению новых технологий на финансовом рынке на ближайшие годы. Основные идеи, понятия и проекты так или иначе регулятором уже анонсировались. При этом ЦБ вводит и раскрывает новые термины, в частности, RegTech, SupTech и «сквозной идентификатор». Эксперты отмечают, что эти направления уже давно и успешно развиваются в Европе.

08.02.2018
События. Госдума выписала капиталу пропуск в Россию. Однократную амнистию бизнеса решено повторить. Госдума России приняла в среду в первом, а спустя несколько часов - и во втором чтении инициированный Владимиром Путиным пакет законопроектов о возобновлении амнистии капиталов. Новый акт «прощения» объявлен вторым этапом кампании 2016 года, которая подавалась тогда как однократная и была фактически проигнорирована бизнесом. Поскольку привлекательности у российской юрисдикции и доверия к ее правоохранителям за прошедшие два года не прибавилось, сейчас ставка сделана на тезис о том, что капиталы в страну надо возвращать потому, что за рубежом им хуже, чем в России.

07.02.2018
События. Контроль и надзор подгоняют по фигуре. Бизнес и власти сверили подходы к реформе. Итоги и перспективы реформы контрольно-надзорной деятельности обсудили вчера представители бизнес-сообщества и регуляторов в рамках «Недели российского бизнеса» под эгидой РСПП. Несмотря на снижение числа плановых проверок на 30%, бизнес жалуется на административную нагрузку и призывает власти оперативнее реагировать на предложения предпринимателей. Правительство, в свою очередь, планирует заняться пересмотром обязательных требований, реформой КоАП, цифровизацией и приемом отчетности в режиме «одного окна».

07.02.2018
События. Эмитентам добавят прозрачности. Но инвесторы ждут дополнений по собраниям акционеров. Московская биржа готовит изменения в правила листинга для эмитентов, чьи акции находятся в высших котировальных списках. В частности, компании обяжут создавать на своих сайтах специальные разделы для акционеров и инвесторов, ведение которых будет контролироваться биржей. Крупные эмитенты уже удовлетворяют этим требованиям, однако инвесторы считают важным эти обязанности закрепить в документе. Кроме того, по их мнению, бирже стоит обратить внимание на раскрытие информации к собраниям акционеров, что является наиболее болезненным вопросом во взаимоотношениях эмитентов и инвесторов.

07.02.2018
События. ЦБ России вчитается в рекламу. Финансовый регулятор нашел новое поле для надзора. Добросовестность финансовой рекламы скоро начнет оценивать не только Федеральная антимонопольная служба, но и ЦБ. С этого года в рамках поведенческого надзора Банк России будет выявлять рекламу финансовых компаний и банков, содержащую признаки нарушений, и сообщать об этом в ФАС. Если банки будут получать не только штрафы от ФАС, но и рекомендации ЦБ, это может изменить ситуацию с рекламой на финансовом рынке, считают эксперты, но порядок применения надзорных мер ЦБ в новой сфере пока не описан.

06.02.2018
События. Не по акценту, а по паспорту. Иностранные инвестиции под контролем россиян останутся без международной защиты уже весной. Законопроект правительства, лишающий вложения подконтрольных россиянам зарубежных компаний и лиц с двойным гражданством защиты закона об иностранных инвестициях, в частности, гарантий свободы вывода прибыли, будет принят Госдумой России уже в начале марта. Документ не признает иностранными и инвестиции через трасты и иные доверительные институты. Подконтрольные россиянам структуры, вкладывающиеся в стратегические активы в РФ, Белый дом по-прежнему готов считать иностранными инвесторами - но для них это, как и ранее, означает только необходимость согласования сделок с комиссией по иностранным инвестициям.

06.02.2018
События. Госструктурам не даются банки. ФАС России намерена ограничить экспансию госсектора на финансовом рынке. Федеральная антимонопольная служба разработала предложения об ограничении покупок банков государственными структурами. ФАС планирует внести поправки в закон «О банках и банковской деятельности» и сейчас прорабатывает их с Центробанком (ЦБ). Исключение могут составить санация банков, обеспечение доступности банковских услуг на нуждающихся в этом территориях, а также вопросы безопасности страны. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина уже поддержала данную инициативу.

06.02.2018
События. Аудиту онлайн дали шанс. ФРИИ готов поддержать дистанционные проверки. Аудит в режиме онлайн, до сих пор являвшийся побочной ветвью этого бизнеса, которым занимались преимущественно недобросовестные компании, получил поддержку на государственном уровне. Фонд развития интернет-инициатив инвестировал в компанию «АудитОнлайн» 2,5 млн руб., таким образом признав перспективность данного направления. Однако участники рынка уверены, что законного будущего у онлайн-аудита нет - дистанционные проверки противоречат международным стандартам аудита.

05.02.2018
События. От законных сделок рекомендовано воздержаться. ЦБ России счел «скрытое доверительное управление» неэтичным. Банк России предостерегает профучастников от использования некоторых популярных, но не вполне этичных по отношению к клиентам практик на фондовом рынке. Описанные в письме регулятора схемы лежат в законной плоскости, поэтому ЦБ ограничился рекомендациями. Но фактически регулятор обкатывает применение мотивированного суждения, право на использование которого законодательно пока не утверждено.

05.02.2018
События. В поглощении будет меньше занимательного. ЦБ России стимулирует банки сокращать кредитование сделок M&A. Идея ЦБ стимулировать банки кредитовать не сделки по слиянию и поглощению компаний, а развитие производства обретает конкретные черты. Первым шагом может стать указание банкам формировать повышенные резервы под кредиты, выдаваемые на сделки M&A. По мнению экспертов, это сократит подобное кредитование, но чтобы банковские ресурсы пошли на развитие производства, потребуются дополнительные стимулирующие меры.



Поделиться