Органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Рассмотрения индивидуальных трудовых споров

Трудовые споры - это споры, которые возникают между субъектами трудовых отношений.

Различают два вида трудовых споров:

· Индивидуальные

· Коллективные

Индивидуальные трудовые споры могут быть искового характера и неискового характера.

Индивидуальные трудовые споры искового характера возникают по вопросам нарушения права.

Неискового характера трудовые споры- это споры об установлении новых или изменении существующих условий труда.

Трудовые споры, возникающие между работником и администрацией предприятия, учреждения, организации, по вопросам применения законодательных и иных нормативных актов о труде, коллективного договора и других соглашений о труде, а также условий трудового договора (контракта) рассматриваются:

Комиссиями по трудовым спорам;

Районными (городскими) народными судами.

Статья 201 КЗОТ в ее новой редакции внесла принципиальные изменения в состав органов, рассматривающих индивидуальные споры.

Во-первых, из состава этих органов были исключены профсоюзные комитеты предприятий, которые, представляя интересы членов профсоюза, не могли быть в силу этого объективными арбитрами.

Во-вторых, в полном соответствии со ст. 32 Декларации прав и свобод человека и гражданина и ст. 46 Конституции Российской Федерации было окончательно ликвидировано рассмотрение трудовых споров некоторых категорий работников по отдельным вопросам вышестоящими в порядке подчиненности органам.

Порядок рассмотрения трудовых споров регулируется Кодексом о труде и др. Законодательными актами, а порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в районных (городских) народных судах определяется Гражданским процессуальным Кодексом РСФСР.

Порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в районных(городских) народных судах претерпел существенные изменения. Согласно дополнениям, внесенным в ст. 113 КПК Законом РФ от 29.05.92 дела по трудовым правоотношениям, кроме дел по восстановлению на работе, во всех случаях рассматриваются судьёй единолично.

В соответствии со ст. 6 КПК в ее новой редакции дела о восстановлении на работу рассматриваются судьей единолично, если лица, участвующие в деле, не возражают против этого, или коллегиально, если кто-либо из лиц, участвующих в деле, до начала рассмотрения дела по существу возразит против единоличного его рассмотрения.

Комиссия по трудовым спорам - первая инстанция по рассмотрению трудовых споров.

Статья 203 КЗОТ:

«Комиссия по трудовым спорам избирается общим собранием (конференцией) трудового коллектива предприятия, учреждения, организации с числом работающих не менее 15 человек.

Избранными в состав комиссии считаются кандидатуры, получившие большинство голосов и за которых проголосовало более половины присутствующих на общем собрании (конференции).


Порядок избрания, численность и состав комиссии, срок ее полномочий определяются общим собранием (конференцией) трудового коллектива предприятия, учреждения, организации.

Комиссия по трудовым спорам избирает из своего состава председателя, заместителей председателя и секретаря комиссии.

По решению общего собрания (конференции) трудового коллектива предприятия, учреждения, организации могут быть созданы комиссии по трудовым спорам в подразделениях. Эти комиссии избираются коллективами подразделений и действуют на тех же основаниях, что и комиссии по трудовым спорам предприятий, учреждений, организаций. В комиссиях по трудовым спорам подразделений могут рассматриваться трудовые споры в пределах полномочий этих подразделений.»

Ранее КТС организовывалась из равного числа представителей профсоюзного комитета и администрации.

Порядок организации КТС, предусмотренный ст. 203 КЗОТ, обязателен лишь для государственных и муниципальных предприятий. На предприятиях иных форм собственности порядок организации досудебного рассмотрения трудовых споров определяется уставами этих предприятий.

Работник может обратиться в КТС в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

В случае пропуска установленного срока по уважительным причинам КТС может восстановить срок и разрешить спор по существу.

Заявление работника, поступившее в комиссию по трудовым спорам, подлежит обязательной регистрации.

Не допускается отказ в приеме заявления о рассмотрения трудового спора по мотивам пропуска работником трехмесячного срока. Вопрос об уважительности и неуважительности, по которым рассматриваемый срок был пропущен, должен решать КТС на ее заседании в присутствии заинтересованного работника. Признав причины пропуска давностного срока уважительными, КТС восстанавливает его, при неуважительных причинах- отказывает в удовлетворении требований работника.

Журнал регистрации заявлений о рассмотрении трудовых споров, поступающих в КТС, ведется в произвольной форме, однако в нем следует отмечать:

Фамилию заявителя;

Предмет спора;

Дата поступления заявления;

Дата разрешения спора;

Комиссия по трудовым спорам обязана рассмотреть трудовой спор в десятидневный срок со дня подачи заявления. Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, и представителя администрации. Рассмотрение спора в отсутствие работника допускается лишь по его письменному заявлению. В случае неявки работника на заседание комиссии рассмотрение заявления откладывается. В случае вторичной неявки работника без уважительных причин комиссия может вынести решение о снятии данного заявления с рассмотрения, что не лишает работника права подать заявление повторно.

Комиссия по трудовым спорам имеет право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов, представителей профессиональных союзов, действующих на предприятии, в учреждении, организации.

По требованию комиссии администрация обязана представлять необходимые расчеты и документы.

Заседание комиссии по трудовым спорам считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины избранных в ее состав членов.

Комиссия по трудовым спорам принимает решение большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. Член комиссии, не согласный с решением большинства, обязан подписать протокол заседания комиссии, но вправе изложить в нем свое особое мнение. Это мнение должно быть доведено до сведения сторон.

Решения комиссии по трудовым спорам должны быть мотивированными и основанными на законодательстве и иных нормативных актах о труде, коллективном договоре, соглашении или трудовом договоре.

Решение КТС должно быть выражено в категорической и четкой форме. В решении КТС по денежным вопросам должна быть указана точная сумма причитающаяся работнику.

Решения комиссии в трехдневный срок со дня принятия вручаются в копиях работнику и администрации.

Решение КТС может быть пересмотрено.

Если в процессе исполнения между сторонами спора возникают разногласия по поводу толкования, КТС вправе вынести дополнительное решение, разъясняющее первое.

Решения КТС целесообразно вывешивать на видных местах для сведения трудового коллектива.

Если комиссия по трудовым спорам в десятидневный срок не рассмотрела трудовой спор заинтересованный работник вправе перенести его рассмотрение в районный (городской) народный суд.

Решение комиссии по трудовым спорам может быть обжаловано заинтересованным работником или администрацией в районный (городской) народный суд в десятидневный срок со дня вручения им копий решения комиссии. Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в приеме заявления. Признав причины пропуска уважительными, суд может восстановить этот срок и рассмотреть спор по существу.

В районных(городских) народных судах рассматриваются споры:

По заявлению работника, администрации или соответствующего профсоюза, когда они не согласны с решением КТС.

По заявлению прокурора, если решение КТС противоречит законодательству.

Непосредственно в районных (городских) народных судах рассматриваются трудовые споры по заявлениям:

Работников предприятий, учреждений, организаций, где комиссии по трудовым спорам не избираются;

Работников о восстановлении на работе, независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, об оплате за время вынужденного прогула или выполнения ниже оплачиваемой работы.

Администрации о возмещении работниками материального ущерба, причиненного предприятию, учреждению, организации.

Работников по вопросу применения трудового законодательства, который в соответствии с действующим законодательством был решен администрацией и профсоюзным комитетом предприятия, учреждения, организации (подразделения) в пределах предоставленных им прав.

Непосредственно в районных (городских) народных судах рассматриваются также споры об отказе в приеме на работу:

Лиц, приглашенных на работу в порядке перевода с другого предприятия, из учреждения, организации;

Молодых специалистов, окончивших высшее или среднее специальное учебное заведение, а также лиц, окончивших профессионально-техническое учебное заведение и направленных в установленном порядке на работу на данное предприятие, в учреждение, организацию;

Других лиц, с которыми администрация предприятия, учреждения, организации в соответствии с законодательством обязана заключить трудовой договор.

Иски работников по делам о трудовых спорах предъявляются по месту нахождения предприятия.

Иски предприятия к работникам о возмещении ими материального ущерба, причиненного предприятию - по месту жительства работника.

Заявление в суд подается в трех месячный срок со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по делам об увольнении- в месячный срок со дня вручения копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Остановимся подробнее на вопросе о незаконном увольнении:

В случае увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим трудовой спор.

При вынесении решения о восстановлении на работе орган, рассматривающий трудовой спор, одновременно принимает решение о выплате работнику среднего заработка за время вынужденного прогула или разницы в заработке за время выполнения нижеоплачиваемой работы, но не более чем за один год.

По просьбе работника орган, рассматривающий трудовой спор, может ограничиться вынесением решения о взыскании в его пользу указанных выше компенсаций и об изменении формулировки основания увольнения на увольнение по собственному желанию.

Также к представителю администрации вынесшее решение об увольнение могут быть представлены санкции регламентируемые в ст. 214 КЗОТ.

Статья 214:

« Возложение материальной ответственности на должностное лицо, виновное в незаконном увольнении или переводе.

Суд возлагает на должностное лицо, виновное в незаконном увольнении или переводе работника на другую работу, обязанность возместить ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации в связи с оплатой за время вынужденного прогула или за время выполнения нижеоплачиваемой работы. Такая обязанность возлагается, если увольнение или перевод произведены с явным нарушением закона или если администрация задержала исполнение решения суда о восстановлении работника на работе.

Размер возмещения ущерба не может превышать трех месячных окладов должностного лица.»

Решение о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного на другую работу работника, принятое органом по рассмотрению трудовых споров, подлежит немедленному исполнению.

При задержке администрацией предприятия, учреждения, организации исполнения решения суда о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного на другую работу работника, суд принявший решение о восстановлении работника на работе, выносит определение о выплате ему среднего заработка или разницы в заработке за все время задержки.

Строгое соблюдение требований ст. 214 КЗоТ не только способствует возмещению материального ущерба, причиненного виновными действиями должностных лиц предприятию, учреждению, организации, но и является эффективным средством борьбы с незаконными увольнениями, переводами рабочих и служащих, случаями задержки исполнения решений суда о восстановлении на работе, а также мерой профилактики таких нарушений и гарантией реального осуществления гражданами России права на труд.

Материальный ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации в связи с оплатой работнику за время вынужденного прогула ввиду задержки администрацией исполнения решения суда о восстановлении на работе, подлежит возмещению за счет виновного должностного лица, в обязанности которого входило издание приказа о восстановлении работника и которое своевременно не исполнило эту обязанность.

Для обращения администрации в суд по вопросам взыскания с работника материального ущерба устанавливается срок в один год со дня обнаружения причиненного ущерба.

Коллективные трудовые споры (конфликты) возникают между администрацией предприятия, учреждения, организации и трудовым коллективом (подразделением коллектива) или профсоюзом по вопросам установления новых или изменения существующих условий труда и быта, заключения и исполнения коллективного договора и иных соглашений. Носят характер неисковых трудовых споров.

Порядок рассмотрения и способы разрешения трудовых споров регламентируется Федеральным Законом «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 23.11.95 .Этот закон внес существенные изменения и поправки к Закону СССР "О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)" .

Важным этапом в вопросе о разрешении трудовых споров стало Постановление Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. "О службе по урегулированию коллективных трудовых споров". В нем документально фиксируется все полномочия и цели для которых была создана Служба по урегулированию коллективных споров.

Служба по урегулированию коллективных трудовых споров является государственным органом, содействующим разрешению коллективных трудовых споров путем организации примирительных процедур и участия в них.

Служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О порядке разрешения коллективных трудовых споров", другими федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации и настоящим Положением.

Основными задачами службы являются содействие урегулированию коллективных трудовых споров, организация примирительных процедур и участие в них, осуществление мер по предупреждению и разрешению коллективных трудовых споров.

Служба в соответствии с возложенными на нее задачами:

Организует работу по урегулированию коллективных трудовых споров во взаимодействии с представителями работников и работодателей, органами государственной власти и органами местного самоуправления, используя все предусмотренные законодательством Российской Федерации возможности для разрешения возникших коллективных трудовых споров;

Осуществляет уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров;

Проверяет в случае необходимости полномочия представителей сторон коллективного трудового спора;

Формирует списки посредников и трудовых арбитров для рассмотрения коллективных трудовых споров, определяет порядок приглашения посредника сторонами коллективного трудового спора или назначения его службой в случае, если стороны не достигнут соглашения относительно кандидатуры посредника;

Участвует совместно со сторонами коллективных трудовых споров в создании трудовых арбитражей, в формировании их состава, определении регламента и полномочий;

Утверждает состав трудового арбитража в случае несогласия одной из сторон с предложенным составом;

Выявляет причины и условия возникновения коллективных трудовых споров, подготавливает предложения по их устранению;

Оказывает методическую помощь сторонам на всех этапах разрешения коллективных трудовых споров;

Организует в установленном порядке финансирование примирительных процедур;

Подготавливает оперативную информацию о коллективных трудовых спорах (забастовках) в регионах Российской Федерации и принимаемых мерах по их разрешению;

Организует работу по подбору и повышению квалификации работников службы, а также по подготовке и повышению квалификации посредников и трудовых арбитров, специализирующихся в разрешении коллективных трудовых споров;

Разрабатывает предложения о проведении научно-исследовательских работ по проблемам урегулирования коллективных трудовых споров;

Изучает, обобщает и распространяет отечественный и зарубежный опыт организации работы по предупреждению и урегулированию коллективных трудовых споров, издает информационный бюллетень.

Работники службы могут в установленном порядке привлекаться к выполнению работы в качестве эксперта, посредника или трудового арбитра при проведении примирительных процедур по урегулированию коллективных трудовых споров.

Далее исследуем систему органов, рассматривающих индивидуальные трудовые споры. Индивидуальные трудовые споры, как уже было сказано выше, рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами. То есть разногласия субъектов трудового правоотношения о применении работодателем законодательства о труде или соглашении о труде, которые не были урегулированы работодателем и работником, разрешаются юрисдикционными органами: КТС и судом в пределах, предоставленных им прав .

Вопрос о том, где должен разрешаться конкретный индивидуальный спор - в КТС или суде, определяется в соответствии с их подведомственностью.

Подведомственность трудовых споров - это распределение компетенции по их разрешению между органами, наделенными правом рассматривать трудовые споры и выносить юридически обязательные для их субъектов решения. Правильное определение подведомственности конкретного трудового спора играет большую практическую роль, поскольку решение спора некомпетентным органом не имеет юридической силы и не может быть исполнено в принудительном порядке.

Таким образом, говоря о рассмотрении индивидуального трудового спора судебными органами, в первую очередь необходимо остановиться на их компетенции, то есть определении круга трудовых споров, которые они разрешают.

Судебные органы рассматривают индивидуальные трудовые споры в нескольких случаях. Прежде всего, они выступают вторым органом, рассматривающим спор, если работник или работодатель не согласны с решением КТС, и обжалуют его, что закреплено в ст.390 ТК РФ. К тому же от имени работника и в его интересах решение КТС может обжаловать и профсоюз (ст.391 ТК РФ).

Для обжалования установлен десятидневный срок, исчисляемый со дня вручения копий решения комиссии. Пропуск установленного срока не является основанием для отказа в приеме заявления. Срок, пропущенный по уважительным причинам, может быть восстановлен судом. Если срок обращения в суд пропущен без уважительной причины, суд, рассмотрев дело по существу, отказывает в удовлетворении иска по причине пропуска срока исковой давности.

Трудовой Кодекс указывает на возможность обжалования решения комиссии по трудовым спорам только в суд. Однако необходимо иметь в виду существование в регионах корпуса мировых судей, именно они рассматривают дела после комиссии по трудовым спорам, поскольку к их ведению отнесены все споры, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров (ст.23 ГПК РФ).

Другой случай, когда трудовой спор рассматривается в суде, связан с несоблюдением комиссией по трудовым спорам срока рассмотрения спора. Работник может воспользоваться своим правом, перенести индивидуальный правовой спор в суд, если комиссия не рассмотрела его в течение десяти дней (ст.390 ТК РФ). По этому поводу нужно отметить, что указанное право работника должно охватывать и возможность обращения к мировому судье.

Возможность перенесения рассмотрения спора в суд (к мировому судье) предусмотрена для обеспечения быстрой и эффективной защиты прав и законных интересов работника. Он не обязан дожидаться решения комиссии в случае, когда она нарушает установленный срок рассмотрения трудового спора, даже если рассмотрение дела начато .

Срок для обращения в суд (к мировому судье) при перенесении рассмотрения спора не установлен. Вероятно, работник должен сделать это сразу же после того, как ему стало известно о нарушении комиссией десятидневного срока. Однако в любом случае необходимо соблюдать общие сроки, установленные ст.392 ТК РФ, то есть три месяца с того дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Работник может обратиться за рассмотрением индивидуального трудового спора в суд (к мировому судье), если комиссия по трудовым спорам по каким-либо причинам не создана в организации.

В соответствии со ст.391 ТК РФ работник может обратиться в суд (к мировому судье), «минуя комиссию по трудовым спорам». Такое указание закона, по существу, устанавливает альтернативную подведомственность индивидуальных трудовых споров, иными словами, работник вправе выбрать орган, который будет рассматривать его разногласия с работодателем. Это может быть комиссия по трудовым спорам или суд.

Учитывая, что статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на судебную защиту и Кодекс не содержит положений об обязательности предварительного внесудебного порядка разрешения трудового спора комиссией по трудовым спорам, лицо, считающее, что его права нарушены, по собственному усмотрению выбирает способ разрешения индивидуального трудового спора и вправе либо первоначально обратиться в комиссию по трудовым спорам (кроме дел, которые рассматриваются непосредственно судом), а в случае несогласия с ее решением - в суд в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии, либо сразу обратиться в суд (ст. 382, ч. 2 ст.390, ст. 391 ТК РФ)

Если индивидуальный трудовой спор не рассмотрен комиссией по трудовым спорам в десятидневный срок со дня подачи заявления, он вправе перенести его рассмотрение в суд (ч.2 ст. 387, ч.1 ст. 391 ТК РФ).

Вместе с тем ранее (ст.382-386 ТК РФ) не указывалось, что работник может обратиться за разрешением индивидуального трудового спора в комиссию или в судебные органы, то есть предполагалось двухступенчатое рассмотрение трудового спора - сначала в комиссии, а затем в суде (за исключением дел, отнесенных непосредственно к компетенции суда).

Данное противоречие можно преодолеть путем толкования нормы ст.391 ТК РФ. Первый вариант толкования: указанная статья имеет в виду случаи, когда в организации не создана комиссия по трудовым спорам. В такой ситуации и ранее действовавшее законодательство допускало обращение в суд. Это «узкий подход». Второй вариант толкования основан на буквальном прочтении нормы ст.391 ТК РФ, где сказано, что работник вправе обратиться в суд, «минуя комиссию по трудовым спорам», то есть комиссия в организации создана и действует, но работник имеет право сразу же подать заявление в суд (мировому судье) .

Рассматривая порядок разрешения индивидуальных трудовых споров, нельзя не остановиться на серьезной новелле, которую ввел Трудовой Кодекс. По целому ряду вопросов работникам и их представителям предоставлено право обжаловать действия работодателя не только в судебные органы, но и в органы Федеральной инспекции труда. К таким случая относятся, в частности, дискриминация в сфере труда (ст.3 ТК РФ); разногласия по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве (ст.231 ТК РФ); обжалование дисциплинарных взысканий (ст.193 ТК РФ); незаконного локального акта (ст.372 ТК РФ); незаконного увольнения члена профсоюза (ст.373 ТК РФ).

Таким образом, работник самостоятельно определяет, каким органом и, следовательно, в каком порядке будут рассматриваться его разногласия с работодателем. В связи с этим «слабая сторона» трудовых отношений получает определенные преимущества. Но нельзя не отметить, что возможность обращения за разрешением разногласий в органы Федеральной инспекции труда практически вводит параллельную структуру рассмотрения индивидуальных трудовых споров в административном порядке. Это вряд ли можно признать теоретически обоснованным, поскольку, во-первых, на надзорные органы возлагается выполнение несвойственных им задач. Во-вторых, создание дублирующих структур разрешения индивидуальных трудовых споров разрушает четкость разграничения компетенции различных государственных органов, обеспечивающих защиту трудовых прав работников. В-третьих, существование двух одинаково легитимных способов разрешения возникших между работником и работодателем разногласий неизбежно приведет к формированию противоречивой правоприменительной практики.

Рассмотрев компетенцию судебных органов по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, необходимо перейти к установленному порядку обращения в эти органы, и процедуре разрешения спора.

Прежде чем обратиться в судебные органы, необходимо определить подсудность трудовых дел. Она определяется в соответствии с положениями гражданского процессуального законодательства. В силу ст.28, 29 ГПК РФ иски о восстановлении трудовых прав могут предъявляться по месту нахождения организации либо по месту жительства истца (работника).

Согласно п.2 ст.54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом в его учредительных документах не указано иное. Согласно п.2 ст.8 Федерального закона от 8 августа 2001 года «О государственной регистрации юридических лиц» государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Все необходимые сведения о юридических лицах в Российской Федерации включаются в государственный реестр в соответствии с правилами ст.5 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц».

Что касается предъявления иска по месту жительства истца. В соответствии со ст.20 ГК РФ и ст.2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в Российской Федерации» местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в жилом доме, квартире, общежитии и т.п. в качестве собственника, по договору найма (поднайма), либо на иных основаниях, предусмотренным законом.

Теперь остановимся на подсудности гражданских дел, вытекающих из трудовых правоотношений, мировому судье, а также районному суду. Согласно ст.23 ГПК РФ, к подсудности мирового судьи относятся дела об индивидуальных трудовых спорах, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров. В частности, он рассматривает дела по искам: об изменении даты и формулировки причин увольнения; о признании перевода на другую работу незаконным; о снятии дисциплинарного взыскания; о взыскании с работника ущерба, причиненного имуществу предприятия, учреждения, организации .

Верховный суд разъяснил, что мировому судье неподсудны не только дела о восстановлении на работе, но и дела, производные от требований о восстановлении на работе. В частности к ним относятся дела о компенсации морального вреда, причиненного незаконным увольнением.

Дела по имущественным спорам, возникающим из трудовых правоотношений, подсудны мировому судье независимо от цены иска.

В силу ст.24 ГПК РФ гражданские дела, не относящиеся к компетенции мирового судьи, рассматриваются в первой инстанции районным судом, если федеральным законом они не отнесены к подсудности других федеральных судов общей юрисдикции. Районный суд выступает также в роли непосредственной вышестоящей инстанции для проверки не вступивших в законную силу решений и определений мировых судей, в случае обжалования их в апелляционном порядке лицами, участвующими в деле. При определенных обстоятельствах дела, отнесенные законом к компетенции мирового судьи, рассматриваются в первой инстанции районным судом. В частности, согласно ч.2 ст.12 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. «О мировых судьях в Российской Федерации» если мировой судья не назначен или не избран.

Таки образом, рассмотрев компетенцию судебных органов по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, а также вопрос об определении подсудности трудовых дел, перейдем непосредственно к порядку разрешения индивидуального трудового спора в суде первой инстанции.

Разногласия, касающиеся трудовой деятельности одного конкретного сотрудника и его работодателя, формируют понятие индивидуального трудового спора. Конфликт целого коллектива и его шефа рассматривается примирительной комиссией или трудовым Арбитражем. Удовлетворение частных интересов лежит в компетенции органов по индивидуальным трудовым спорам. Урегулировать их можно через суд или при помощи специальной комиссии.

Под индивидуальным трудовым спором понимаются ситуации сугубо личного характера. Вопросы начисления, повышения и выдачи зарплаты лежат в такой плоскости. Их решение возможно только при наличии официального заключенного договора. К индивидуальным причисляется конфликт, основанный на отказе работодателя заключать трудовой договор с соискателем или стажером без объективных на то причин.

Виды трудовых споров

Среди оснований, обусловливающих конфликт трудовых интересов, называют следующие:

  • Недостаток предусмотренных договором прав, оговоренных трудовым законодательством.
  • Неправильное понимание сути нормативов — намеренно либо неумышленно.
  • Несовершенство законодательства относительно урегулирования трудовых взаимоотношений.
  • Неуместное использование положений ТК РФ.

Возникающие на трудовой почве конфликты классифицируются следующим образом:

  • По происхождению: неправильное и правильное применение ссылок на нормативные акты;
  • По основаниям: правомерные или нет условия труда.

При возникновении трудовых споров возможны забастовки. Ознакомиться со всеми нюансами их проведения по всем правилам можно в статье по ссылке.

Досудебное урегулирование

Конфликты частного характера, их особенности, правовой статус участников, нюансы оформления и пути достижения консенсуса детально освещены в ТК РФ.

Порядок рассмотрения детально прописан в ст. 384 ТК РФ. Отстаиванием прав обоих сторон занимается специально созданная для этого комиссия. Правом на ее созыва обладают обе стороны конфликта и их представители.

Инициатива выражается в письменном виде и направляется оппонирующей стороне. Та обязана в течение 10-ти дней командировать своего представителя. Работодатель вправе назначить своего представителя, ни с кем не советуясь. Работник обязан инициировать избрание представителя на собрании и руководствоваться решением большинства.

Работа такой комиссии строго регламентирована законом. Обязательно соблюдение иерархии: председатель, заместитель, секретарь.

Регламент работы комиссии

Закон отводит всего 10 дней на рассмотрение индивидуального трудового спора. В процедуре участвует сам работник либо его доверенное лицо. Без них принимать решение от имени работника никто не вправе. При отсутствии заинтересованных лиц заседание переносится. Повторная неявка является полноценной причиной для отказа в рассмотрении. Придется обращаться заново.

Основное условие работы комиссии – объективность. С целью ее обеспечения члены комиссии вправе использовать в работе свидетельские показания, заключения компетентных специалистов и иных лиц, имеющие отношение к настоящему спору и возникновению спорной ситуации.

Ход рассмотрения фиксируется в протоколе. Он имеет юридическую силу только при его заверении подписью председателя и печатью комиссии. Ее члены выражают свою позицию путем тайного голосования. Итоговым документом работы комиссии является решение. В нем должны быть отражены следующие пункты:

  • Полная информация о предприятии/работодателе;
  • Дата заявления потерпевшей стороны;
  • Полные данные обратившегося (ФИО, должность);
  • Причины спора;
  • Суть конфликтной ситуации;
  • Сведения о членах комиссии;
  • Решение, обоснованное нормативами;
  • Итог тайного голосования.

Каждой стороне конфликта предоставляется копия решения – ее можно получить на руки в течение 3 дней с момента вынесения. При согласии с ним на исполнение отводится 10 дней, следующих за датой принятия решения. При несогласии его можно обжаловать.

Подсудность индивидуальных трудовых споров

Решить спор через суд не возбраняется. Подать иск на сотрудника или работодателя можно, минуя трудовую комиссию. Но, наиболее частой причиной инициации исков является нарушение ею 10-дневного срока рассмотрения жалобы. Еще один повод – несогласие с вынесенным ею решением. Подача иска по второй причине потребует копии этого решения. При его несоответствии действующим нормам закона обращение в суд инициируется прокурором.

При рассмотрении иска в суде для выяснения обстоятельств приглашаются представители обоих сторон и свидетели.

Понятие индивидуального трудового спора

Согласно ст. 381 Трудового кодекса РФ индивидуальный трудовой спор – неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Трудовой спор – это спор об установлении нового трудового субъективного права, например права на получение зарплаты в более высоком размере или льгот и преимуществ, а также спор между сторонами относительно объема их взаимных прав и обязанностей, уже установленных в нормативных правовых актах и трудовом договоре.
Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявляющим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.

Правоотношения, связанные с трудовым спором, возникают на основании поступившего в юридический орган, например в комиссию по трудовым спорам (КТС) или в суд заявления о разногласии между сторонами трудового договора по вопросам применения законодательства о труде или соглашений об условиях труда, а также по вопросам возмещения материального ущерба или компенсации морального вреда. Завершается трудовой спор принятием судом (или КТС) решения о признания субъективного спора или об отказе в удовлетворении требования, а также применением санкций и других мер по предотвращению в дальнейшем неправомерных действий работодателя или работника.
Защита трудовых прав работников - это установленные государством средства и способы, с помощью которых осуществляется охрана трудовых прав и интересов, а также принудительное восстановление их в случае нарушения и возмещение при этом работнику в полном объеме материального ущерба и морального вреда.
Основанием возникновения трудовых споров является невыполнение или ненадлежащее выполнение трудовых обязанностей одним из субъектов трудового правоотношения.

Органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров


Согласно ст. 382 Трудового кодекса РФ индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам (КТС) и судами в пределах предоставленных им прав.
Вопрос о том, где должен размещаться конкретный индивидуальный трудовой спор – в комиссии по трудовым договорам или суде, определяется в соответствии с их подведомственностью.
По подведомственности все трудовые споры можно разделить на рассматриваемые:
- в общем порядке, когда КТС является обязательной первичной стадией, после которой спор может поступить на рассмотрение суда;
- непосредственно в суде, минуя КТС.
Отнесение трудового спора к одной из указанных выше групп означает, что другие органы или неправомочны рассматривать данный спор, или могут его рассмотреть только после того, как он был рассмотрен первоначально КТС. Правильное определение подведомственности конкретного трудового спора играет большую практическую роль, поскольку решение спора некомпетентным органом не имеет юридической силы и не может быть исполнено в предусмотренном порядке.
Если трудовой спор индивидуальный, то устанавливается его характер - о применении трудового законодательства или о введении новых условий труда по соглашению субъектов трудового договора, затем определяется, из какого правоотношения он (спор) вытекает.
Индивидуальный спор об установлении новых условий труда неподведомствен ни КТС, ни суду, хотя возник из трудового правоотношения. Споры из правоотношений, тесно связанных с трудовыми отношениями, также неподведомственны КТС и суду, например споры о применении законодательства о пенсиях и пособиях, т.к. эти отношения регулируются законами социального обеспечения.
Установленный порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров, включая их подведомственность, не лишает работника права обращаться в вышестоящий орган в порядке подчиненности или в суд с жалобой на действия (бездействие) конкретного руководителя организации. Работник вправе обжаловать незаконные действия работодателя в иные органы, например в прокуратуру, органы федеральной инспекции труда и в другие структуры, осуществляющие надзор и контроль соблюдения законодательства о труде и об охране труда.
Необходимо учитывать также действие на территории РФ Закона о мировых судьях.
Конституция Российской Федерации закрепляет обязанность государства и правоохранительных органов защищать права работников. Поэтому каждый работник, если считает свои трудовые права нарушенными, имеет право на квалифицированную юридическую помощь и, прежде всего, на судебную защиту.

Порядок рассмотрения трудовых споров

Согласно ст. 383 Трудового кодекса РФ порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется Трудовым кодексом и иными федеральными законами, а порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах определяется, кроме того, гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.
Особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров отдельных категорий работников устанавливаются федеральными законами.
Трудовые споры подразделяются на исковые и неисковые, на индивидуальные и коллективные. К спорам искового характера принято относить разногласия, возникающие в связи с применением нормативных актов о труде и договоров о труде, а к спорам неискового характера – разногласия, возникающие в связи с изменением либо установлением новых условий, не урегулированных нормативными правовыми актами и соглашениями о труде.
Трудовые споры по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных актов о труде коллективного договора, соглашения рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами общей юрисдикции, а также мировыми судьями. Обязательный внесудебный порядок рассмотрения и разрешения трудового спора установлен в случаях, указанных законодательством о труде и ГПК.
Определить подведомственность трудового спора – значит установить юридический орган, который уполномочен разбирать конкретный трудовой спор и вынести по нему решение, обязательное для сторон. Так, КТС подведомственны все индивидуальные трудовые споры искового характера, за исключением тех, которые могут быть разрешены непосредственно в суде.
КТС подведомственны споры о взыскании заработной платы и о ее размере, о применении дисциплинарных взысканий и др. КТС структурного подразделения, организации может рассматривать только трудовые споры в пределах полномочий подразделения, организации.
Порядок рассмотрения трудового спора диктуется его характером. Например, спор по поводу признания дисциплинарного взыскания незаконным разрешается КТС, а трудовой спор о незаконном увольнении за систематическое нарушение трудовой дисциплины – непосредственно в суде. Значит, по содержанию трудового спора можно определить его подведомственность, а именно, в каком первоначально юридическом органе должен рассматриваться трудовой спор – первоначально в КТС, а затем в суде, или непосредственно в суде.
На первом этапе трудовой спор должен рассматриваться между субъектами трудового договора по взаимному соглашению его сторон. Лишь в том случае, когда разногласия между субъектами трудового правоотношения не устранены либо путем их непосредственных переговоров, либо с участием представителей выборного профсоюзного органа, стороны спора могут обратиться к помощи юридического органа.

Порядок рассмотрения трудовых споров устанавливается ТК РФ и иными федеральными законами (ст. 383 ТК РФ).

В соответствии со ст. 382 ТК РФ о рганами по рассмотрению индивидуальных трудовых споров являются:

  • комиссии по трудовым спорам;
  • суды.

В случае возникновения индивидуального трудового спора в соответствии со ст. 384 ТК РФ создается комиссия по трудовым спорам . Она образуется по инициативе работников (представительного органа работников) и (или) работодателя (организации, индивидуального предпринимателя) из равного числа представителей работников и работодателя. Работодатель и представительный орган работников, получившие предложение в письменной форме о создании комиссии по трудовым спорам, обязаны в десятидневный срок направить в комиссию своих представителей.

Представители работодателя в комиссию по трудовым спорам назначаются руководителем организации, работодателем – индивидуальным предпринимателем. Представители работников в комиссию по трудовым спорам избираются общим собранием (конференцией) работников или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников.

По решению общего собрания работников комиссии по трудовым спорам могут быть образованы в структурных подразделениях организации. Эти комиссии образуются и действуют на тех же основаниях, что и комиссии по трудовым спорам организации. В комиссиях по трудовым спорам структурных подразделений организаций могут рассматриваться индивидуальные трудовые споры в пределах полномочий этих подразделений.

Комиссия по трудовым спорам избирает из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии.

В судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника, работодателя или профессионального союза, защищающего интересы работника, когда они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам либо когда работник обращается в суд, минуя комиссию по трудовым спорам, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии по трудовым спорам не соответствует трудовому законодательству и иным актам, содержащим нормы трудового .

Досудебный порядок рассмотрения индивидуального трудового спора

Индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам, если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем.

Работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока комиссия по трудовым спорам может его восстановить и разрешить спор по существу.

Заявление работника, поступившее в комиссию по трудовым спорам, подлежит обязательной регистрации указанной комиссией.

Комиссия по трудовым спорам обязана рассмотреть индивидуальный трудовой спор в течение 10 календарных дней со дня подачи работником заявления.

Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, или уполномоченного им представителя. Рассмотрение спора в отсутствие работника или его представителя допускается лишь по письменному заявлению работника. В случае неявки работника или его представителя на заседание указанной комиссии рассмотрение трудового спора откладывается.

В случае вторичной неявки работника или его представителя без уважительных причин комиссия может вынести решение о снятии вопроса с рассмотрения, что не лишает работника права подать заявление о рассмотрении трудового спора повторно в пределах срока, установленного ТК РФ.

Комиссия по трудовым спорам имеет право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов. По требованию комиссии работодатель (его представители) обязан в установленный комиссией срок представлять ей необходимые документы.

Заседание комиссии по трудовым спорам считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя.

На заседании комиссии по трудовым спорам ведется протокол, который подписывается председателем комиссии или его заместителем и заверяется печатью комиссии.

Комиссия по трудовым спорам принимает решение тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии.

В решении комиссии по трудовым спорам указываются:

  • наименование организации либо фамилия, имя, отчество работодателя – индивидуального предпринимателя, а в случае, когда индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам структурного подразделения организации, – наименование структурного подразделения, фамилия, имя, отчество, должность, профессия или специальность обратившегося в комиссию работника;
  • даты обращения в комиссию и рассмотрения спора, существо спора;
  • фамилии, имена, отчества членов комиссии и других лиц, присутствовавших на заседании;
  • существо решения и его обоснование (со ссылкой на закон, иной );
  • результаты голосования.

Копии решения комиссии по трудовым спорам, подписанные председателем комиссии или его заместителем и заверенные печатью комиссии, вручаются работнику и работодателю или их представителям в течение 3 дней со дня принятия решения.

Решение комиссии по трудовым спорам подлежит исполнению в течение 3 дней по истечении 10 дней, предусмотренных на обжалование (ст. 389 ТК РФ).

В случае неисполнения решения комиссии по трудовым спорам в установленный срок указанная комиссия выдает работнику удостоверение, являющееся исполнительным документом . Работник может обратиться за удостоверением в течение одного месяца со дня принятия решения комиссией по трудовым спорам. На основании удостоверения, выданного комиссией по трудовым спорам и предъявленного не позднее трехмесячного срока со дня его получения, судебный пристав приводит решение комиссии по трудовым спорам в исполнение в принудительном порядке.

В случае пропуска работником установленного трехмесячного срока по уважительным причинам комиссия по трудовым спорам, выдавшая удостоверение, может восстановить этот срок.

В случае, если индивидуальный трудовой спор не рассмотрен комиссией по трудовым спорам в десятидневный срок, работник имеет право перенести его рассмотрение в суд.

Решение комиссии по трудовым спорам может быть обжаловано работником или работодателем в суд в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии.

В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока суд может восстановить этот срок и рассмотреть индивидуальный трудовой спор по существу (ст. 390 ТК РФ).



Поделиться