Особенности человеческого общения. Общение с людьми

Понятие общения в психологии изучается достаточно подробно. Это не что иное, как форма деятельности, которая осуществляется между людьми на правах равных партнеров, которая приводит к тому, что возникает психологический контакт. Это многоплановый и сложный процесс установления, а потом и развития связей и контактов между разными людьми. Не каждый способен освоить премудрости правильного общения. Но любой человек всегда хочет достигать взаимопонимания с окружающими на работе, в семье, с друзьями или просто знакомыми.

Психология общения с людьми изучает его, как осознанный процесс, который выражается в вербальных или речевых актах, а также в мимике, и невербальных актах (взглядах). Главные аспекты, которые рассматривает с людьми - это цель, средства и содержание.

Цель общения подразумевает ответ на вопрос, почему вообще люди общаются между собой. Они делают это, чтобы удовлетворить свои познавательные или социальные, творческие или культурно-эстетические, а также прочие человеческие потребности.

Теперь о содержании общения. Имеется в виду та информация, которую передают друг другу люди. Она может передавать сведения, допустим, о внутреннем состоянии человека или быть эмоционально абсолютно нейтральной. А - это своеобразный способ передачи всей этой информации. Происходит данный процесс при помощи речи, технических средств, письменности, органов чувств и так далее. Все вышеперечисленное является азбукой такой науки, как психология общения с людьми. А вот овладеть этим искусством не так-то просто - придется потрудиться.

Для того чтобы говорить о себе, как о человеке который умеет общаться, необходимо сначала научиться слушать, а главное, понимать того человека, который с вами говорит. Кроме того, искусство общения требует от людей умения грамотно и четко излагать свои мысли, учитывая при этом стиль речи во время обмена информацией. Категорически нельзя поддаваться эмоциям. Ведь человек, который не может себя контролировать, априори не умеет общаться.

Обратите внимание, что психология общения с людьми рассматривает разные ситуации, которые могут возникнуть у вас в процессе взаимодействия с тем или иным человеком. Важно учитывать статус и возраст собеседника. Ведь с нельзя общаться так же, как со своими ровесниками, необходимо использовать другие приемы, искать другой подход. В любом случае, психология общения с людьми подразумевает эмпатию, то есть способность понимать состояние и чувства другого человека. Именно поэтому, общаясь с пожилыми людьми, действительно нужно учитывать их эмоциональное состояние, которые обычно бывает связано с переживанием одиночества, изменениями в физическом их состоянии, беспокойством.

Психология и этика - это то, о чем должны знать все целеустремленные, уверенные в себе люди, которые хотят добиться успехов в разных сферах жизни. Если вы умеете общаться и знаете различные техники и приемы, то получить новую должность или заключить выгодный контракт по работе не составит для вас никакого труда. Ведь если правильно воспользоваться психологией и этикой делового общения, то дела сразу же пойдут в гору. Во время собеседования на работу вам могут значительно помочь добиться положительного результата умение владеть своими движениями и речью.

Знание основ психологии общения с людьми, вы сможете защитить себя от влияния манипуляторов. Это люди, которые умеют с помощью различных приемов и хитростей использовать окружающих в качестве инструмента для достижения своих целей. Таким экземплярам необходимо научиться давать изящный и грамотный отпор. Поэтому психологию общения стоит изучать людям всех возрастов и социальных слоев. Только так можно добиться больших успехов без особых усилий.

Человек общается со всеми людьми, которые его окружают. Лишь на улице можно пройти мимо незнакомца и даже не обратить на него внимания. Однако если человек знаком с конкретным , тогда у него возникает намерение к нему обратиться, чтобы сказать простое «привет». Выделяют особенности общения человека с детьми, сверстниками и более взрослыми людьми.

Человек меняется в своем , в зависимости от ситуации, эмоционального состояния, того, с кем он общается. Нередко возникают конфликты на почве того, что человек общается не так, как это принято с теми или иными людьми. Вот почему следует разобраться в особенностях общения с различными категориями людей на сайте психологической помощи сайт.

Что такое особенности общения?

Под особенностями общения понимаются определенные правила или закономерности, которые возникают в том или ином диалоге. Человек общается со сверстниками не так, как с детьми, а взрослым может рассказывать не то, что своим сверстникам. Здесь играют роль множество факторов, одним из которых является доверие. В зависимости от того, насколько человек доверяет своему собеседнику, он перед ним в той или иной мере открывается, использует тот или иной стиль речи.

Общение возникает в результате возникновения намерения что-то рассказать другому человеку. А это намерение базируется на полученной информации, эмоциональном состоянии, поведенческих реакциях.

Самый лучший собеседник – тот, который молчит. Считается, что молчаливый человек является самым лучшим собеседником. Действительно ли это так? Действительно, но не на все 100%. Следует понимать, для кого-то молчаливый собеседник станет лучшим. Раз ему нужно молчать, чтобы стать лучшим, значит, его собеседником является тот, который любит поговорить. Человек, который любит поговорить и послушать самого себя (эти люди довольно часто считают свою жизнь очень ценной и важной, а также они считают себя очень умными и всегда правыми), будет считать своим лучшим собеседником того, кто рядом с ним молчит и внимательно его слушает. И поскольку есть люди, которые считают себя умными и ценными даже тогда, когда нет на то реальных подтверждений, то молчать в их присутствии является самым хорошим вариантом им понравиться.

Следует понимать, что не со всеми людьми подходит молчание. Если человек понимает, что он не всегда является правым и он не настолько важная личность, чтобы «распускать перья» перед другими людьми, тогда его идеальным собеседником станет тот, кто будет с ним разговаривать.

По большому счету можно выделить три группы людей:

  1. Разговорчивые.
  2. Молчаливые.
  3. Говорящие и молчащие в меру.

Кто самый лучший собеседник для вас? Зависит от того, какой вы человек в общении. Разговорчивые люди всегда легко сходятся с молчащими, а говорящие и молчащие в меру — с такими же говорящими и молчащими в меру. Если встречаются два молчаливых или два разговорчивых человека, то у них часто случаются непонятки и ссоры.

В зависимости от того, какая самооценка у человека, он считает своим лучшим собеседником того, кто эту самооценку поддерживает и дополняет. Собеседник с (то есть «важная личность») будет искать себе молчаливых слушателей. Человек с нормальной самооценкой будет искать человека, который будет попеременно слушать его и что-то говорить от себя. А человек с заниженной самооценкой («молчун») будет искать себе «говоруна», то есть мнящего себя значимой личностью. Кто самый лучший собеседник для вас? Зависит от того, каким вы являетесь собеседником.

Особенности общения со сверстниками

Важную роль общение со сверстниками занимает при переходном возрасте. Когда ребенок становится , у него меняется направленность общения. Он теперь больше тяготит к дружескому и товарищескому общению, нежели к детско-родительскому.

Подросток в своем возрасте сталкивается с двумя формами общения: со взрослыми и со сверстниками.

  1. Со взрослыми при общении возникает неравноправие. Взрослые требуют их слушаться и редко прислушиваются к мнению подростка.
  2. Со сверстниками подросток держится на равных. В его возрасте становятся актуальными желание показать себя, стать частью группы, развивать свою индивидуальность и становиться самостоятельной личностью.

Поскольку взрослые держат себя выше подростка, он больше тяготеет к ровесникам, с которыми он может общаться так, как того хочет. Здесь еще наблюдается тенденция к групповому общению, где есть лидер и все остальные. Лидера все уважают и даже в некоторой степени боятся. Однако на него пытаются быть похожими и даже мечтают свергнуть его, чтобы занять его место.

Подростки не общаются со взрослыми. Все свои тайны и секреты они начинают доверять друзьям. Это тоже связано с тем, что только со сверстниками подросток может пообщаться на равных, получить поддержку и пр.

У подростков часто можно наблюдать сленг, жаргонные фразы, особые жесты и мимику. Это все является следствием подражания той группе, к которой подросток старается принадлежать.

Особенности общения со взрослыми людьми

С самого рождения ребенок нуждается в общении. Его окружают только взрослые люди, даже если этими людьми являются другие дети более старшего возраста. Именно взрослые рассказывают, что детей окружает, как это называется и зачем это нужно. В первые годы жизни дети познают мир только через то, что они слышат от взрослых людей. Здесь дети занимают подчиняющуюся роль и верят каждому слову родителей.

Уже в подростковом возрасте все немного меняется. Взрослые люди продолжают быть авторитетными, однако подросток уже сам ощущает себя взрослой личностью, которой пытается стать. Именно с этого возраста начнется постепенный переход от обращения на «вы» к взрослым на «ты».

Молодежь подражает взрослым людям. И если молодые люди (в том числе и подростки) видят, что взрослые отличаются от детей тем, что они зарабатывают деньги, работают, трудятся, тогда и сама молодежь начнет трудиться. Если молодые люди будут видеть разницу между детьми и взрослыми в том, что более старшие индивиды пьют и курят, тогда и они начнут пить и курить. Если молодые люди видят несерьезное отношение взрослых к жизни, тогда и они начнут безответственно себя вести.

Молодежь подражает взрослым людям. Почему? Потому что с самого детства человек старается стать самостоятельным, взрослым и независимым. Обратите внимание, как дети надевают одежду своих пап и мам, играют в игры, где они бухгалтера, учителя или шахтеры. Дети хотят стать взрослыми, поскольку именно взрослые люди являются олицетворением власти, независимости и свободы. Молодые люди находятся на рубеже своего взросления и отказа от детства. И в зависимости от того, что молодые люди наблюдают в поведении взрослых людей, они делают то же самое.

«Почему мой ребенок курит?» — возможно, в вашем окружении (или даже в семье) кто-то курит, а ваш ребенок копирует поведение этого человека. «Мой ребенок ругается. Что делать?» — возможно, вы сами ругаетесь, и ребенок просто копирует ваше поведение. Следует понимать, что молодые люди создают себе кумиров из взрослых людей. Им кто-то нравится, и они начинают копировать поведение этого человека. Зачастую дети копируют поведение своих родителей. Поэтому если вы пьете, курите, безответственно относитесь к жизни, то и ваш ребенок может начать вести себя точно так же. Но бывает и так, что ребенок копирует поведение других людей, не похожих на их родителей. В любом случае примером для подражания становятся взрослые люди!

Это подводит к одной важной мысли: если вы хотите, чтобы молодежь стала более ответственной, успешной и счастливой, необходимо начать с себя. Дети копируют вас! И если вы безответственны, неуспешны и несчастливы, то не нужно ждать чуда, что молодежь пойдет по другим стопам. Вы – взрослые люди – должны подавать пример молодым в том, какими они должны быть. И это должны быть не слова, а ваши реальные поступки. Подрастающее поколение верит не словам, а вашим действиям. Поэтому они будут копировать ваше поведение, абсолютно игнорируя лживые слова (если вы говорите одно, а делаете другое). Причем молодежь точно так же начнет врать другим людям, как это делаете вы: будет говорить одно и делать другое. Вы – пример для подражания. Что делаете вы, то будут делать и молодые люди.

Особенности общения детей дошкольного возраста

Уже в дошкольном возрасте ребенок постепенно понимает, что его мир крутится не только вокруг мамы и папы, но и вокруг других детей. Он начинает общаться с детьми, которые не являются его братьями и сестрами. Это очень важно для отработки первых социальных навыков общения.

Здесь родителям нужно помогать ребенку правильно общаться с окружающими людьми любого возраста. Если у ребенка возникают конфликты с другими детьми, тогда нужно понять проблему и подсказать, что можно сделать в такой ситуации. Именно в данном возрасте малыш отрабатывает свои первые и базовые коммуникативные навыки.

Особенностью невербального общения является то, что людям не нужны слова, чтобы понять друг друга. Психологи утверждают, что более 75% всей информации человек получает через : мимику, жесты, позы собеседника, его интонацию голоса и пр. Можно говорить, что угодно, но человек будет улавливать невербальные сигналы, чтобы более полно понять собеседника.

Невербальное общение является универсальным. Даже если человек не знает языка, то уже через жесты и позы может показать свое намерение или отношение к происходящему. Люди на интуитивном уровне понимают друг друга, даже если не слышат слов говорящего.

В каждой культуре есть свой язык, правила грамматики, особенности национального общения. В одной стране может быть нормально в прямом смысле слова отвечать на вопрос «Как твои дела?», а в другой стране данный вопрос будет заменять обычное приветствие, поэтому на него не нужно отвечать длинно. В одной стране будет нормально подавать руку женщине, чтобы с ней поздороваться, а в другой нет.

В каждой культуре есть свои правила, законы, этикет и прочие составляющие коммуникации. Человек с самого рождения будет усваивать те нормы, которые приняты в его среде. Однако если он попадет в другую страну, то своими культурными жестами может кого-то оскорбить, если не будет знать, как на это реагируют люди другой национальности.

Итог

Общение – самый главный и распространенный способ взаимодействия между людьми различного возраста и национальности. Чтобы изъясниться, люди используются различные механизмы, которые им известны. Культуре речи человек обучается с самого рождения у взрослых, затем отрабатывает свои навыки со сверстниками, а затем уже и сам становится родителем, который обучает детей речи и ее правилам.

Вряд ли можно представить себе человека, который живёт в обществе, при этом не общается с другими членами этого общества. Каждый день человек общается с родственниками, семьей, друзьями, коллегами и другими людьми. Однако некоторые люди, не имея никаких сложностей, могут общаться с малознакомыми людьми, быстро убеждать в правоте своих собеседников, а при дружеских встречах и даже в незнакомой компании всегда находятся в центре событий; другим же сложно найти общий язык даже с самыми близкими.

Психология общения с людьми - раздел психологии, который изучает особенности разных видов общения и выявляет закономерности и правила, придерживаясь которых, человек сможет пользоваться большой популярностью у оппонентов и избегать трудности в общении. Именно психология общения помогает человеку познать правила и тонкости успешного общения с окружением.

При общении с людьми важна не только речь, но и невербальные средства: жесты, мимика, интонация, то, как ты будешь говорить, тоже имеет огромное значение. При взаимном общении люди принимают не только какие-то факты, но и эмоциональный посыл говорящего. Поэтому мы приходим к выводу, что психология общения основывается на взаимосвязи между людьми, в результате которой происходит влияние одного человека на другого.

Для того, чтобы человек нашел «общий язык» со своим собеседником, ему необходимо научиться владеть следующими коммуникативными приемами:

  1. Наблюдательность - общаясь со своим собеседником, отмечайте особенности его поведения, речи, стиля одежды, жестикуляции и др., потому что именно по этим признакам можно сделать определенные выводы о человеке. На основании сделанных выводов вам легко будет подстроиться под собеседника и быстрее завязать с ним разговор.
  2. Лучший собеседник - не тот, кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет хорошо слушать.

Притча: «Как важно правильно слушать»

В давние времена отправил некий царь гонца к царю соседних земель. Гонец запоздал и, поспешно вбежав в тронный зал, задыхаясь от быстрой езды, начал излагать поручение своего владыки: «Мой господин… повелел вам сказать, чтобы вы дали ему… голубую лошадь с чёрным хвостом… а если вы не дадите такой лошади, то… ». «Не желаю больше слушать! » - перебил царь запыхавшегося гонца. - «Доложи своему царю, что нет у меня такой лошади, а если бы была, то… »

Тут он запнулся, а гонец, услышав эти слова от царя, который был другом его владыки, испугался, выбежал из дворца, вскочил на коня и помчался назад докладывать своему царю о дерзком ответе. Когда выслушал царь такое донесение, он страшно рассердился и объявил соседскому царю войну. Долго длилась она - много крови было пролито, много земель опустошено - и дорого обошлась обеим сторонам.

Наконец оба царя, истощив казну и изнурив войска, согласились на перемирие, чтобы обсудить свои претензии друг к другу. Когда они приступили к переговорам, второй царь спросил первого:

  • Что ты хотел сказать своей фразой: «Дай мне голубую лошадь с чёрным хвостом, а если не дашь, то… »?
  • …пошли лошадь другой масти ». Вот и всё. А ты что хотел сказать своим ответом: «Нет у меня такой лошади, а если бы была, то… »?
  • …непременно послал бы её в подарок моему доброму соседу ». Вот и всё.
  1. Оттачивание коммуникативных навыков - общаясь с разными людьми, как со знакомыми, так и с незнакомцами, вы развиваете коммуникативные способности, преодолеваете барьеры в общении. Начиная разговор с незнакомцами (спрашивая дорогу, пытаясь познакомиться), вы можете невольно научиться подстраиваться под собеседника.
  2. Расширение собственного кругозора - тот, кто знает много интересной и полезной информации, адаптируется в любой теме, находится в курсе последних событий, наверняка будет интересным собеседником в глазах других людей.
  3. Умение "читать" эмоции собеседника и контролировать собственные эмоции - большая часть информации при общении с собеседником передается невербальным путем, если вы научитесь различать эмоции собеседника, то это будет огромным плюсом к пониманию и эффективному взаимодействию с другими людьми. Ориентируюсь на эмоции и внутреннее состояние человека, а не только на его слова, общение будет более успешным.
  4. Улыбайтесь. Улыбающимся людям приписывают лучшие человеческие качества, они, в целом, кажутся более привлекательными. Улыбка показывает собеседнику, что общение с ним - это радость и удовольствие.
  5. Соблюдение правил этикета и норм, принятых в обществе - это одна из обязательных составляющих успешного общения. Психология общения с людьми определяет нормы поведения и правила, которых необходимо придерживаться при общении, так как они приняты в широких кругах общества.
  6. Соблюдение 6 рекомендаций в общении с людьми, сформированных гениальным психологом и социологом Д. Карнеги:
    • проявление искреннего интереса к собеседнику;
    • обращение к собеседнику по имени;
    • искренняя и доброжелательная улыбка при общении;
    • умение выбирать такую тему разговора, которая будет интересна собеседнику;
    • умение не только говорить, но и слушать;
    • искреннее признание значимости собеседника и его достижений.

Каждый может научиться преодолевать коммуникативные барьеры и находить нужный подход, если будет изучать психологию общения с людьми и применять собственные коммуникативные способности. Именно общительные люди имеют больше шансов достичь высоких достижений в различных сферах деятельности.

В чем особенности межличностного общения? Есть ли разница в общении между людьми разных возрастов? Почему мы по-разному реагируем, общаясь с людьми в разных группах?

Тема: Человек среди людей

Урок: Общение с людьми разных возрастов

В общении проходит вся человеческая жизнь.

Рис. 1. Современное общение

Люди разговаривают, переписываются, отправляют друг другу смс или общаются через интернет - это те возможности общения, которые предоставила человеку современная цивилизация.

Легче всего наладить систему взаимоотношений друг с другом, людям одного возраста, потому что они растут вместе со временем. Общий язык такие люди находят наиболее просто: у них одни интересы, одни и те же любимые фильмы, им есть о чем поговорить.

Рис. 2. Перетягивание каната ()

В обыденной жизни так не бывает, чтобы люди всегда общались только со своими сверстниками. Каждый в своей жизни постоянно коммуницирует с людьми старшего или младшего возраста. Люди должны находить общий язык и интересы друг с другом.

Человеку надо выстроить определенную градацию взглядов. Общаясь со старшими, подростки должны делать скидку на то, что они воспринимают мир немного по-другому, оценивать какие-то события или факты из жизни, например то, как другие одеваются. Одежда 13-летних подростков для людей старшего возраста может казаться не совсем приличной. Тем не менее, люди должны находить возможности для контакта. Это возможно, если каждый из нас оценивает другого исходя из того, что примеряет его положение к себе.

Дети младшего возраста могут казаться несносными, но редко когда человек может признать себе, что в юном возрасте он, возможно, был почти таким же. Потому для нормального общения нужно всегда пытаться поставить себя на место собеседника. После того как человек выстроит правильную систему общения, даже младшие по возрасту его знакомые станут для него интересны, как и одногодки.

Рис. 3. Внуки с бабушкой и дедушкой ()

Другая ситуация с людьми постарше. Люди старшего возраста любят давать советы. Совет - это двоякая вещь: с одной стороны он не даст тебе сделать какую-то ошибку, уйти от сложной жизненной ситуации, с другой стороны совет поучает, заставляет, требует делать то, что ты не хотел, а то, что от тебя хотели, что тебе предлагают сделать. Это в некоторой степени насилие над собой. С взрослыми существует еще одна проблема: их младшее поколение воспринимает как многое повидавших и опытных собеседников, инстинктивно в чем-то подчиняется таким людям. Но очень важно помнить то, что это такие же люди, как и все остальные. Это касается и родителей, они тоже взрослели вместе со своими детьми, хотя и дали им жизнь. Их родительский опыт равен возрасту их детей. Сложно перестроиться с обычного человека на того, кто отвечает за жизнь другого. Нужно помнить, что люди старшего возраста такие же как все, и часто хотят просто, чтобы их благодарили, помнили, что их забота о других не забыта.

Самый лучший способ общаться с другими людьми - это умение их слушать, пропускать через себя частицу сказанного, тогда радость общения станет для каждого человека частью повседневной жизни.

1. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. Обществознание 7 / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. - М.: Просвещение.

2. Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Давыдова С.М. и др. Обществознание 7 - М.: Баласс.

3. Лазебникова А.Ю., Коваль Т.В., Стрелова О.Ю. Обществознание 7 - М.: Мнемозина.

1. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ().

3. БИБЛИОТЕКА УЧЕБНОЙ И НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ().

1. Подумайте, на какие темы вы бы могли поговорить с людьми пожилого возраста, запишите их.

2. Напишите небольшое сообщение на тему «Проблемы общения современной молодежи и людей старшего возраста».

3. Вспомните и запишите несколько советов, которые давали вам ваши родственники.

4. *По вопросу №3 составьте таблицу (не меньше 5 советов), проведите исследование на предмет полезности или вредности данных советов. Сделайте собственные выводы из этого.

Психология общения и межличностных отношений Ильин Евгений Павлович

9.1. Особенности общения в разные возрастные периоды развития

Особенности общения детей раннего возраста

В младенческом возрасте ярко выражена потребность в общении с родителями, особенно с матерью. Поэтому дефицит такого общения в течение 5–6 месяцев приводит к необратимым негативным сдвигам в психике ребенка, нарушает эмоциональное, умственное и физическое развитие, приводит к неврозам.

Как отмечает М. И. Лисина, содержание потребности в общении (а точнее было бы - мотива общения) на разных этапах онтогенеза может быть разным. У детей 2–6 месяцев от рождения проявляется потребность в доброжелательном внимании, у детей от 6 месяцев до 3 лет - в сотрудничестве. Для детей до 6 месяцев взрослый является источником ласки и внимания, а само общение имеет для ребенка личностный смысл. Для детей ясельного возраста взрослый - это партнер по игре, образец для подражания, оценщик знаний и умений ребенка; общение с ним имеет деловой смысл.

К концу первого года жизни у детей появляется довольно устойчивое стремление к общению со сверстниками: они любят бывать среди других детей, хотя еще не играют с ними. Со второго года общение со сверстниками расширяется. Однако об устойчивости выбора партнера для общения у маленьких детей говорить не приходится. Например, Л. Н. Галигузова (1980) установила, что дети раннего возраста нередко не могут узнать среди трех сверстников того, с кем перед этим 15 раз встречались наедине и подолгу играли.

Особенности общения дошкольников

У 4-летних детей общение со сверстниками становится одной из ведущих потребностей. Однако не исчезает и потребность в общении со взрослыми. Для ребенка от 3 до 5 лет взрослый - это объект уважительного отношения, и общение с ним имеет познавательный смысл. Для детей 5–7 лет взрослый - это старший друг, от которого дети ждут взаимопонимания и взаимопереживаний. Таким образом, с возрастом содержание потребности в общении (а точнее было бы сказать - содержание мотива общения) становится богаче, разнообразнее. При этом меняется и значение взрослого как объекта общения.

Е. Ф. Рыбалко (1990) показала, что в дошкольный период осуществляется переход от непосредственных форм общения к мотивированному общению разного уровня. По ее терминологии, непосредственные формы избирательного общения означают выбор партнера без каких-либо объяснений со стороны ребенка, что характерно для детей младшего дошкольного возраста, вступающих в кратковременные контакты со сверстниками и часто меняющих товарищей по совместным играм. Большинство старших дошкольников обосновывают свою избирательность в общении со сверстником, но по-разному. Чаще всего мотивировка носит эмоциональный характер: «Потому что нравится с ним играть». Редко назывались функциональные причины: помощь, забота о другом.

А. Г. Рузская («Развитие общения дошкольников со сверстниками», 1989) выявила следующие специфические особенности общения дошкольников со сверстниками.

1. Большое разнообразие коммуникативных действий и чрезвычайно широкий их диапазон. В общении со сверстниками впервые появляются такие формы коммуникативного поведения, как притворство, стремление сделать вид и выразить обиду, нарочито не отвечать партнеру, кокетство, фантазирование.

2. Чрезвычайная эмоциональность и раскованность общения. В среднем дошкольники втрое чаще одобряют ровесника и в девять раз чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии со взрослыми.

3. Нестандартность и нерегламентированность общения. Если в общении со взрослыми даже самые маленькие дети придерживаются определенных форм поведения, то при взаимодействиях со сверстниками дошкольники используют самые неожиданные и оригинальные действия, которым свойственна раскованность и ненормированность, что способствует проявлению детьми своей индивидуальности.

4. Преобладание инициативных действий над ответными. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера. Инициативу взрослого дети принимают и поддерживают примерно в два раза чаще.

Выявлены этапы, которые проходит в своем развитии общение дошкольников (М. И. Лисина). Эти этапы связаны с использованием детьми различных форм общения.

Эмоционально-практическая форма общения (2-4-й годы жизни). В младшем дошкольном возрасте ребенок ждет от сверстника соучастия в своих забавах и жаждет самовыражения. В сверстнике он воспринимает лишь отношение к себе, а его самого (его желания, действия, настроение), как правило, не замечает. Это общение ситуативно и целиком зависит от конкретной обстановки и от практических действий партнера. Основные средства общения - локомоции или экспрессивно-мимические движения. После 3 лет общение детей все больше опосредствуется речью, однако она пока крайне ситуативна и используется только при наличии зрительного контакта и выразительных движений.

Ситуативно-деловая форма общения (4-6-й годы жизни). После 4 лет сверстник становится для ребенка более привлекательным, чем взрослый. В это время сюжетно-ролевая игра становится коллективной - дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку. Главным содержанием общения детей этого возраста становится деловое сотрудничество. Начинает отчетливо проявляться потребность в признании и уважении со стороны сверстника. Ребенок стремится привлечь внимание других, чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, показывает обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров. В 4-5-летнем возрасте дети часто демонстрируют взрослым свои преимущества перед товарищами, пытаются скрыть от сверстников свои промахи и неудачи. Это означает, что в этом возрасте появляются конкурентные, соревновательные отношения.

Внеситуативно-деловая форма общения (6-7-й годы жизни). У детей этого возраста около половины речевых обращений к сверстнику имеет внеситуативный характер. Дети рассказывают друг другу о том, где они были, что видели, делятся своими планами, дают оценки качествам и поступкам других. Однако такое общение происходит на фоне совместного дела (общей игры или продуктивной деятельности). При этом подготовка к игре, ее планирование и обсуждение ее правил занимают значительно большее место, чем на предыдущем этапе. В общении детей этого возраста сохраняется конкурентное начало. Но это не мешает видеть у партнера его внеситуативные проявления - желания, предпочтения, настроение.

Особенности общения младших школьников

В младших классах ведущим становится общение со сверстниками и формируется устойчивый круг ближайшего общения. Потребность в эмоциональной поддержке сверстников бывает столь велика, что дети не всегда задумываются о принципиальных основах этих отношений. Отсюда случаи «ложного товарищества», «круговой поруки».

Младшие школьники относительно редко в качестве мотива общения называют желание помочь товарищу. В то же время общение нередко базируется на внешних факторах: «живем по соседству», «моя мама знает ее маму», «в спальне кровати рядом» и т. д.

Еще недавно учащиеся наших школ при выборе партнера общения не задумывались, с детьми какой национальности они хотели бы учиться, играть, дружить. В последние годы, по данным Д. И. Фельдштейна, картина изменилась: уже 69 % 6-7-летних школьников, выбирая товарища, на первое место по значимости ставят его национальную принадлежность. У подростков этот процент еще выше - 84 %.

На протяжении первых семи лет жизни последовательно сменяют друг друга четыре формы общения (М. И. Лисина, 1981):

На протяжении первого полугодия - ситуативно-личностная форма, проявляемая в «комплексе оживления», т. е. сложной реакции младенца на появление в его поле зрения матери или на звук ее голоса. Эта реакция включает зрительное сосредоточение, вокализации, двигательные и эмоционально-экспрессивные формы активности.

От 6 месяцев до 2 лет - ситуативно-деловая форма, проявляемая в сотрудничестве ребенка со взрослыми, в деловом взаимодействии с ними.

От 3 до 5 лет - внеситуативно-познавательная форма, проявляющаяся во множестве вопросов о предметах и явлениях окружающей жизни, обращенных к взрослым. Это возраст «почемучек».

В 6–7 лет - внеситуативно-личностная форма, которая служит для познания самого себя, других детей и человеческих отношений.

Особенности общения в подростковом возрасте

Общение со сверстниками достигает максимума в 11–13 лет. При этом желание помочь товарищу - довольно распространенное основание общения. При выборе партнера общения подростками учитываются качества партнера общения: «волевой», «честный», «смелый» и т. п.; указываются также его деловые качества: хорошо играет в футбол, хорошо играет на гитаре и т. п.

По данным С. П. Тищенко (1970), пятиклассники в абсолютном большинстве случаев хотели бы дружить с популярными учащимися; в 8-х классах этот фактор выбора постоянного партнера общения проявился только у 20 % школьников.

У шестиклассников появляются мотивы выбора, связанные с потребностью внутреннего (духовного) общения: «вместе мечтать», «вместе строить разные планы в жизни». Возможно поэтому, с возрастом, как показал А. В. Мудрик (1981), устойчивость в выборе партнера общения повышается, в частности у школьников - до 7-го класса.

Как показано Д. И. Фельдштейном, о стремлении к стихийно-групповому общению заявляли только 15 % подростков, хотя реальное наличие такой формы общения зафиксировано у 56 % детей 11–15 лет. Происходит это потому, что часто не удовлетворяется потребность в социально ориентированной форме общения, которой отдают предпочтение большинство подростков. Поэтому они вынуждены удовлетворять потребность в общении в стихийно формирующихся группах. Н. И. Вишневская (1981) изучила факторы, привлекающие подростков в неформальные уличные группы общения. Это прежде всего недостатки в организации досуга и плохие взаимоотношениям с родителями. В то же время в уличных группах привлекают (в порядке убывания): отсутствие взрослых, свобода действий, эмоциональные контакты со сверстниками обоего пола, пребывание в уединенных местах, шумные прогулки по улицам, совместные проделки, возможность покурить и выпить вина.

В подростковом возрасте часто затрудняется общение взрослых и детей, потому что ребенок убежден, что его все равно не поймут. Для более успешного общения взрослого с детьми необходима некоторая трансформация позиции взрослого в сторону позиции ребенка. Иногда преодолеть психологический барьер удается с помощью рассказа родителя или учителя о своем собственном поведении в детстве в аналогичных ситуациях, дав оценку своим поступкам с позиции ребенка и с позиции взрослого. Если подросток занимает в общении с взрослым пренебрежительную позицию, тот должен проявить большой такт, терпение, внимание к интересам и склонностям ребенка. У некоторых подростков стремление к общению со взрослыми не исчезает, причем в 7-8-м классе этот мотив приобретает новое качество: у четверти школьников появляется потребность в доверительном общении со взрослыми (А. В. Мудрик, 1981).

Подростковый возраст характеризуется чередованием периодов «закрытости» и «открытости» в общении. «Закрытость» отмечается в 6-м и 8-м классах (хотя бывают сдвиги во времени наступления этого периода), а «открытость» - в 7-м и 9-м классах. «Закрытость» проявляется в стремлении подростка оградить свой внутренний мир, защитить от постороннего давления еще не сложившиеся представления о себе, свой образ Я. В этот период даже нейтральные вопросы могут вызвать у подростков неадекватную реакцию. Например, один мальчик в ответ на вопрос матери: «Ты обедал сегодня?» вдруг начал кипятиться: «Вечно ты лезешь мне в душу! Оставь меня в покое!»

В периоды «открытости» подросток, наоборот, нуждается в беседе о себе, о своих проблемах, переживаниях, о происходящих в нем переменах. Причем если у семиклассника удовлетворить эту потребность могут и сверстники и взрослые, то девятиклассники остро нуждаются в общении именно со взрослыми (правда, только с теми, кому они доверяют), так как перед ними стоит задача жизненного самоопределения, выбора профессии, пути дальнейшего образования. Здесь учитель, пользующийся авторитетом у учащихся, может оказать им немалую помощь.

Развитие речи у детей дошкольного возраста (по С. Н. Карповой, 1980)

1. К концу 1-го - началу 2-го месяца жизни у ребенка возникает первая специфическая реакция на человеческую речь: особое внимание к ней, называемое слуховым сосредоточением.

2. На 3-м месяце жизни в ответ на речевые обращения взрослого уже появляются собственные речевые реакции ребенка в составе «комплекса оживления». Вначале ребенок произносит короткие, отрывистые звуки (гуканье). Затем у него появляются протяжные, певучие, тихие звуки (гуление). Они воспроизводят в основном интонационную сторону речи взрослых. Позднее появляется ритмическое и звуковое речевое подражание. В это время звуки, произносимые ребенком, выражают лишь его эмоциональное состояние, связанное с общением со взрослыми.

3. Примерно с 4 месяцев ребенок начинает различать высказывания взрослых по интонации.

4. На 6-м месяце жизни он уже ориентируется не только на эмоциональный тон и характер высказывания, но и на другие его смысловые признаки, например на ритмику. Одновременно возрастает ритмическая организованность собственных звуков ребенка. Между 4 и 6 месяцами ребенок переходит к лепету.

5. К концу первого полугодия жизни рождаются формы общения по поводу предметов.

6. Во втором полугодии ребенок начинает пользоваться «псевдословами», т. е. сочетанием звуков, которые несут в себе сигнальную функцию, но еще не обладают обобщенными значениями. С 8–9 месяцев ребенок произносит звуки, слоги, а затем и целые слова по заданному взрослым образцу. Лишь к концу первого года жизни ребенок усваивает семантику слова как целостный комплекс физических звуков, имеющих некоторый обобщенный смысл.

7. Примерно до возраста 1,6–1,8 года идет процесс углубления понимания ребенком слова без значительного прироста его активного словаря. С 11 месяцев начинается переход от дофонемной к фонемной речи. Этот процесс продолжается и на 2-4-м году жизни.

8. Вторая половина 2-го года жизни ребенка характеризуется переходом к активной, самостоятельной речи, направленной на управление поведением окружающих людей и на овладение собственным поведением.

9. К трем годам ребенок в основном правильно применяет падежи. К концу второго года начинается развитие двухсловных, а затем и многословных предложений. С этого же возраста возникает и сознательный контроль ребенком правильности собственного речевого высказывания и речи других людей.

10. В старшем дошкольном возрасте речь ребенка становится более связной и приобретает диалогический характер. Речевые высказывания и пользование речью уже отрываются от конкретных ситуаций. Возникают монолог и диалог как основные формы речи, включенные в процесс мышления. Одновременно развиваются все формы речи, в том числе и внутренняя.

Особенности общения в юношеском возрасте

В юношеском возрасте происходит существенное обновление мотивов общения. Расширяется круг общения, а также его цели. Разрушается внутригрупповое общение со сверстниками, усиливаются контакты с лицами противоположного пола, а также со взрослыми при возникновении сложных житейских ситуаций (И. С. Кон, 1989). Заметно усиливается потребность во взаимопонимании c другими людьми: у юношей - с 16 % в седьмом классе до 40 % в девятом, у девушек - соответственно с 25 до 50 %, что связано с формированием самосознания.

Особенности общения в пожилом возрасте

В пожилом возрасте сферы общения часто суживаются. В связи с выходом на пенсию исчезает деловое общение. Повзрослевшие дети часто покидают родителей, и поэтому у последних уменьшается интенсивность семейного общения, которое чаще всего осуществляется с помощью телефонных разговоров и по инициативе родителей, а не детей. Многие пожилые люди становятся вдовцами или, чаще всего, вдовами, вследствие чего лишаются постоянного семейного общения, переживая одиночество. В этом случае большую роль приобретает общение с приятелями или подругами, с соседями по подъезду или (в сельской местности) по улице.

Из книги Оружие - слово. Оборона и нападение с помощью... автора Котлячков Александр

Возрастные особенности «Жизнь делится на три части: когда ты веришь в Сайта-Клауса, когда ты не веришь в Санта-Клауса, и когда ты уже сам Санта-Клаус». Боб Филлипс «Молодость все открывает впервые, старость – только прежнюю молодость». Владислав Гженшик Возьмем градацию

Из книги Психология автора Крылов Альберт Александрович

Глава 15. ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА § 15.1. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯПсихическое развитие есть процесс, развертывающийся во времени и характеризующийся как количественными, так и качественными изменениями. Возрастному развитию, по определению Б. Г.

Из книги Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение автора Баенская Елена Ростиславовна

Возрастные особенности психического развития при аутизме Как обсуждалось выше, детский аутизм является особым типом нарушения психического развития, возникающего в результате биологической дефицитарности ребенка. С самого рождения такой ребенок развивается в особых

Из книги Элементы практической психологии автора Грановская Рада Михайловна

Возрастные особенности личности Перебирая в памяти былое, Я вспомню песни первые свои: «Звезда горит над розовой Невою, Заставские бормочут соловьи…» А юные девчонки и мальчишки - Они о том же: сумерки, Нева… И та же нега в этих песнях дышит. И молодость по-прежнему

Из книги Юридическая психология. Шпаргалки автора Соловьева Мария Александровна

18. Возрастные периоды социализации Социализация индивида начинается с момента его рождения и продолжается на протяжении всей жизни. Ее можно условно разделить на несколько крупных периодов, которые различаются как по методам социализации, так и по степени

Из книги Почему дети лгут? автора Экман Пол

Глава 3 Возрастные особенности детской лжи В каком возрасте ребенок может начать лгать?Лори - жизнерадостная девчушка трех с половиной лет, обладающая явными художественными наклонностями. Однажды она решила с помощью набора новых фломастеров выразить

Из книги Психология любви автора Ильин Евгений Павлович

1.4. Возрастные особенности отношения к любви Люди молодого и среднего возраста воспринимают любовь и ведут себя в отношении любви по-разному (М. Г. Зибзибадзе, 2011). Молодые считают любовь более важной стороной жизни, чем люди среднего возраста, и склонны полностью

Из книги Мой ребенок – интроверт [Как выявить скрытые таланты и подготовить к жизни в обществе] автора Лэйни Марти

Из книги Русские дети вообще не плюются автора Покусаева Олеся Владимировна

Глава 2 Возрастные особенности детей от 0 до 7 лет. Детские возрастные

Из книги Психология общения и межличностных отношений автора Ильин Евгений Павлович

ГЛАВА 9 Возрастные особенности общения

Из книги Мотивация и мотивы автора Ильин Евгений Павлович

9.7. Доминирующие потребности в различные возрастные периоды У новорожденных и младенцев, наряду с органическими потребностями в пище, тепле и т. п., имеются и потребности, отражающие их психическую активность. Многие авторы (Л. И. Божович, 1968; М. Ю. Кистяковская, 1965; А. М.

Из книги Психология детского творчества автора Николаева Елена Ивановна

10.4. Возрастные особенности мотивации общения В младенческом возрасте ярко выражена потребность общения с родителями, особенно с матерью. Поэтому дефицит такого общения в течение 5–6 месяцев приводит к необратимым негативным сдвигам в психике ребенка, нарушает

Из книги Самоутверждение подростка автора Харламенкова Наталья Евгеньевна

1.8. Возрастные особенности творчества Творческая деятельность возникает не сразу, а постепенно разворачивается, развивается из более элементарных и простых форм и на каждой возрастной ступени имеет свое собственное выражение. Согласно Т. Рибо , все формы творчества

Из книги Почему они такие разные? Как понять и сформировать характер вашего ребенка автора Корнеева Елена Николаевна

6.2.2. Особенности взросления в более поздние периоды жизни В этом подпараграфе проверяется вторая экспериментальная гипотеза.Экспериментальная гипотеза 2. Доверительность (интимность) отношений взрослого с разными людьми определяет его уровень независимости и

Из книги Все лучшие методики воспитания детей в одной книге: русская, японская, французская, еврейская, Монтессори и другие автора Коллектив авторов

Возрастные особенности Процесс развития каждого человека сугубо индивидуален. Но сквозь индивидуальные хитросплетения характера и поведения проглядывают общие закономерности, присущие в той или иной мере каждому из нас. Одной из таких закономерностей являются



Поделиться