Перспективы развития организации в сельском хозяйстве. Перспективы развития с. – х

УДК 001.1:63:338.436.37

РОЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ НАУКИ В ПОВЫШЕНИИ УСТОЙЧИВОСТИ РАЗВИТИЯ АПК

Г.А. Романенко, академик РАСХН, Президент РАСХН

Многие проблемы сельскохозяйственной отрасли связаны с явной недооценкой многофункциональной роли села, которая не ограничивается только производство сельскохозяйственного сырья и продовольствия. Село - это место обитания 38,6 млн. человек, или 27% населения страны. Селяне - самая обездоленная часть наших граждан. Заработная плата сельского жителя составляет всего 39% к среднероссийскому уровню, почти половина крестьян живет за чертой бедности.

Практика показала, что все попытки решать вопросы увеличения производства сельскохозяйственной продукции без учета социально-бытовых и других пробле территории, где живет и работает сельский товаропроизводитель, не дают ожидаемого эффекта. Вместе с тем ясно, что решение ко плексных пробле развития российского АПК невозможно без глубоких научных исследований и надежного научного сопровождения.

Совместными усилиями ученых и специалистов аг-ропро ышленного ко плекса разработана стратегия развития сельского хозяйства, в основу которой заложены принципы устойчивого развития сельских территорий, обеспечения занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, ускорения темпов роста объе-ов сельскохозяйственного производства, повышения его конкурентоспособности, рационального использования трудовых и зе ельных ресурсов, повышения плодородия почвы, улучшение экологической обстановки в стране.

Основные положения этой стратегии нашли отражение в Федеральном законе Российской Федерации «О развитии сельского хозяйства» от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ, а также в «Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012гг.», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации № 446 от 14 июля 2007 г.

Известно, что ведение эффективного сельского хозяйства в нашей стране значительно осложнено те, что большая часть сельхозугодий расположена в зоне рискованного зе леделия с суровы и зи а и или жарки, знойным летом. Всего в стране более 550 крупных сельскохозяйственных зон, значительно отличающихся друг от друга по уровню почвенного плодородия, те пера-турно у режи у, влаго обеспеченности и други пара-етра. Для каждой из этих зон разработаны свои специфические технологии производства сельскохозяйственной продукции.- Многие из них соответствуют иро-вому уровню и вошли в сборник «Технологии ХХ1 века. Они при соблюдении технологической дисциплины обеспечивают в производственных условиях на значительных площадях урожайность зерновых культур 40-70

ц/га, позволяют надаивать по 5-8 тыс. кг молока от одной коровы, получать по 300 и более яиц в год от курицы-несушки. Из-за бедственного финансового положения ногих товаропроизводителей, достижения науки и техники внедряются не так быстро как хотелось бы. Правда, положение дел с внедрением новых сортов растений, пород и кроссов животных постепенно улучшается, что во ного связано с выделение централизованных бюджетных средств на поддержку элитного се е-новодства и пле енного животноводства.

Научные коллективы Россельхозакадемии строят свою работу в строгом соответствии с «Концепцией развития аграрной науки и научного обеспечения агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2025 года», в которой определены основные направления фунда ентальных и приоритетных прикладных исследований. Это в первую очередь:

Сохранение и мобилизация генофонда растений, создание высокоурожайных конкурентоспособных на

ирово рынке сортов и гибридов сельскохозяйственных культур и энергосберегающих, экологически безопасных сортовых технологий их возделывания с целью получения продукции высокого качества;

Выведение новых пород, типов, линий и кроссов животных, птицы, рыб и полезных насеко ых с разработкой технологий и систе производства продукции животноводства, соответствующей совре енны требования;

Создание техники нового поколения с использование робототехники для реализации высокоэффективных технологий;

Разработка технологий производства продуктов питания нового поколения, способствующих улучшению состояния здоровья населения.

ХХ1 век - это век нанотехнологий, в том числе и нано-биотехнологий, которые сов естно с инфор ацион-ны и технология и в недалеко будуще послужат фундаментом для новой научно-технической революции.

Более 50 институтов Россельхозакадемии активно ведут исследования в области биотехнологии культурных растений, сельскохозяйственных животных, икро-организ ов, зани аются разработкой совре енных биотехнологий в области ветеринарной едицины, переработки сельскохозяйственной продукции.

Создан ряд новых генетических конструкций с использование которых получены устойчивые к гербицида популяции пшеницы и рапса, солеустойчивые форы яч еня, устойчивые к грибны болезня фор ы зерновых и моркови. Выделен ген, контролирующий скороспелость картофеля и ведутся работы по трансгенезу этого гена с целью получения новых скороспелых сортов картофеля.

Выведение новых трансгенных типов животных открывает принципиально новые воз ожности повышения устойчивости животных к инфекционны заболевания, а также получению с олоко животных ценных лекарственных веществ. В ВИЖе получены популяции свиней с еньши содержание жира в туше, с гено со а-тотропина человека, который выделяется с олоко, с Мх-гено м, определяющим устойчивость к гриппу. Соз-

дана популяция кроликов, устойчивых к лейкозу. Получены фенотрансгены (коровы, овцы, свиньи) продуцирующие с олоко ценнейшие лекарства эритропоэтин и колониести улирующий фактор, востребованный в онкологии.

Хорошие результаты получены учены и-птицевода и, которые разработали эффективные оле-кулярно-генетические етоды создания новых линий и кроссов птицы. Создано 10 яичных кроссов кур, с яйценоскостью 325 - 335 яиц, массой яйца 61-63 грамма;

4 кросса мясных кур со среднесуточным привесо м 61 г и высоким качеством мяса. На нашей экспериментальной ферме среднесуточные привесы достигали 72 граммов.

Ученые инженерного профиля разрабатывают многослойные фотоэлектрические структуры и нанопреобразователи, которые будут использованы при создании нового поколения

солнечных эле ентов с показателя и, кратно превышающие существующие альтернативные источники энергии. Успешно развиваются исследования по созданию новых кера ических фильтров и катализаторов для обработки ногофазных жидкостей, обеспечивающих получение качественного биотоплива.

Эти разработки по использованию нетрадиционных источников энергии приобретают особое значение в свете необрати ого у еньшения запасов углеводородного сырья при постоянно растущих потребностях эконо ики в энергии.

В кормопроизводстве разрабатываются нанотехнологии контролируе ого преобразования структур крахмала и белка в легкоусвояемые наноструктуры. На основе еж олекулярной са оорганизации разрабатываются и изготавливаются образцы преобразователей энергии теплоты окружающей среды в электрическую энергию.

Учеными Россельхозакадемии разработаны надежные биотехнологические етоды производства нового поколения пищевых продуктов общего и специального назначения. В настоящее время наши институты могут полностью обеспечить предприятия пищевой про ыш-ленности коллекционны и культура и икроорганиз-ов и бактериофагов для сыроделия, и обилизирован-ных дрожжей и заквасок для олочной и хлебопекарной про ышленности.

По многим направлениям научных исследований наши ученые тесно взаи одействуют с коллега и из РАН и РАМН, а также с учеными из 68 стран мира. Примером признания заслуг российских ученых стало проведение на базе Всероссийского НИИ сельскохозяйственной микробиологии в г. Санкт-Петербурге в 2006 году крупного Международного сим позиу ма «ЕС-Россия: перспективы сотрудничества в области биотехнологии».

Перед учеными Россельхозакадемии поставлены чрезвычайно важные задачи по научно у обеспечению развития агропромышленного комплекса. Успех выполнения этих задач зависит от ногих факторов, и в первую очередь от квалификации научных кадров. Именно по этой причине Президиум Академии придает приоритетное значение вопроса, связанны с сохранение ведущих научных школ, обеспечение непрерывности научного процесса, подготовкой высококвалифицированных научных кадров.

УДК 331.101.3:63

ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ И МОТИВАЦИИ ТРУДА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

И.Г. Ушачев, академик РАСХН, вице-президент РАСХН, директор Всероссийского НИИ экономики сельского хозяйства

В условиях постепенного выхода сельского хозяйства из кризиса важны условие для поддержания его устойчивого эконо ического развития является повышение эффективности производства на основе роста производительности труда и его мотивации. Принятие Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» и Государственной програ ы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» обусловливает острую необходи ость реально оценить совре енный уровень производительности труда и дать оценку факторов ее определяющих.

При этом важно подчеркнуть, что немыслимо добиться устойчивого роста производительности труда в сельско хозяйстве без создания эффективного еханиз-а ее отивации, так как рост производительности должен обеспечиваться личной заинтересованностью работника в акси альной производительности своего труда. К сожалению, эти, во ного известные истины, сегодня приходится снова повторять, так как за последние годы в сельском хозяйстве России отношение к показателю производительности труда и к пробле е его отивации резко из енилось к худше у.

Если раньше, в условиях плановой экономики производительность труда считалась одни из основных эко-но ических показателей в аграрно секторе, и он определялся на всех уровнях, то в настоящее вре я этот важнейший интегральный индикатор практически сошел с экономической сцены. В теоретическом плане это связано с те, что, по нению отдельных ученых, показатель производительности труда в условиях рыночной экономики не может полно характеризовать эффективность экономического развития. Отчасти, такая точка зрения обусловлена широким распространением в России традиционной для Запада концепции, связываемой с именем итальянского экономиста Вильфредо Парето (1848-1923 гг.) и расс атривающей эффективность производства с позиций оптимальности распределения ресурсов.

Рассматривая производительность труда лишь как расход рабочей силы на производство единицы продукции (то есть как издержки одного фактора производства), ряд авторов считает, что при енять данный показатель в качестве критерия эффективности, конечно, можно, но он утратил свою прежнюю универсальность. В этой связи необходи о учитывать «удельный расход» и других факторов производства. С последним утверждением в принципе ожно согласиться, так как лучшее использование не только трудовых, но и финансовых, атериаль-ных, энергетических и даже инфор ационных ресурсов в конечно счете приводит к росту эффективности производства. Однако, по нашему мнению, такой подход от-

В аграрной сфере существует много нерешенных проблем. Не уменьшается количество убыточных хозяйств, длительное время остается низким уровень использования сельскохозяйственных угодий. В отрасли самая низкая заработная плата, довольно слабая социальная защищенность сельского населения по сравнению с другими отраслями экономики. Не менее важной проблемой является обновление машинно-тракторного парка хозяйств, осуществления технологической переориентации на современные ресурсосберегающие технологии производства конкурентоспособной продукции. Слишком много нерешенных проблем в животноводстве. В стране не хватает мяса и молокопродуктов, а значительное количество произведенной животноводческой продукции не находит каналов реализации из-за низкого ее качества и недостаточную платежеспособность населения.

Для обеспечения дальнейшего развития аграрной сферы государства Кабинет Министров Украины в 2007 утвердил Государственную целевую программу развития украинского села на период до 2015 г. Главная цель программы - обеспечение жизнедеятельности сельского хозяйства, его конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках, обеспечение продовольственной безопасности страны, создание условий для комплексного развития сельских территорий, сохранение сельского уклада жизни и населения как носителя украинской идентичности, культуры и духовности. При этом на первый план в ней выдвигается не экономическая парадигма хозяйствования, а человек, обеспечение нормальных условий ее жизнедеятельности.

Низкая эффективность современной аграрной политики, прежде земельной и бюджетной, является важнейшей причиной сельского кризиса. Очень большая проблема - несовершенство механизмов, распределения, как земельных ресурсов, так и аграрного и социального бюджетов. Вместе с тем следует учитывать, что государственное субсидирование - это лишь средство поддержки аграрного развития, а не его основной источник. Главное внимание должно быть сосредоточено на привлечении инвестиции, прежде всего внутренних, в аграрный сектор, на улучшении общего инвестиционного климата в стране.

Стратегической задачей аграрной политики государства в экономической сфере является, прежде всего, формирование эффективного конкурентоспособного агропромышленного производства, способного обеспечивать продовольственную безопасность страны и наращивания экспорта отдельных видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Основой для повышения эффективности производства и доходов сельского хозяйства является рост технологического уровня аграрного производства, внедрение ресурсосберегающих и экологически чистых технологий в результате поддержки соответствующих исследований и введение системы консультирования в сельском хозяйстве.

Непосредственно в сельском хозяйстве для остановки спада производства срочно требуется:

  • - Осуществить финансовое оздоровление;
  • - Ускорить разработку и внедрение новых механизмов хозяйствования;
  • - Создание государственных продовольственных фондов;
  • - Организовать специализированную финансовую систему обслуживания товаропроизводителей АПК;
  • - Восстановить систему страхования в сельском хозяйстве.

На государственном уровне необходимо поддерживать технологическое перевооружение перерабатывающей промышленности, внедрять упрощенные процессы в результате применения импортного оборудования. Это обеспечит ускорение развития рыночной инфраструктуры и повышения конкурентоспособности продукции на внутреннем рынке.

Развитие рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия должно определяться уровнем доходности сельскохозяйственного производства, темпами формирования инфраструктуры рынка, развитием межрегиональных связей и совершенствованием организационных структур в сфере продвижения продукции от производителя к потребителю.

Необходимо поэтапно разрабатывать и реализовывать на государственном и региональном уровнях целевые продуктовые программы. Прежде эту работу нужно развернуть местным органам власти. Государственная программа должна направляться на организацию межрегионального обмена и поддержку товарного производства регионов с целью их самообеспечения.

Страховая защита сельскохозяйственного производства является важным элементом системы финансово-кредитного обеспечения аграрной сферы. Несмотря на это, страховой рынок в аграрной сфере остается менее развитым, что обусловлено рядом причин.

Основными критериями развития системы аграрного страхования должны быть: прозрачность и доверие между участниками системы страхования, возможность учета интересов всех его участников при разработке новых страховых продуктов; добровольность участия в системе страхования при условии регламентации действий участников системы и контроля со стороны государства при предоставлении государственной поддержки; экономическая целесообразность деятельности на рынке аграрного страхования для частных страховых компаний; эффективность использования государственных ресурсов на поддержку аграрного страхования.

По совершенствованию управления сельским хозяйством, то здесь усилия государственных структур должны быть нацелены на:

  • * Формирование системы управления сельскими территориями, приближенной к стандартам ЕС.
  • * Развитие сети профессиональных и межпрофессиональных объединений с соответствующими полномочиями для защиты и сбалансирования интересов их учредителей и освобождение органов исполнительной власти от несвойственных им функций.
  • * Определение уполномоченного государственного органа по вопросам развития сельских территорий.
  • * Направление деятельности органов исполнительной власти на совершенствование стратегического анализа, прогнозирования, мониторинга и осуществления контрольных функций.

На основе указанного можно сделать вывод: в результате реформирования аграрного сектора экономики возрастает экономическая эффективность производства в агропромышленном комплексе, повышается его кредитная, инвестиционная и инновационная привлекательность, что в конечном итоге станет решающим условием обеспечения успешного развития сельских территорий, производства конкурентоспособной продукции не только для защиты внутреннего рынка, но и для выхода с ней на внешний рынок, освоение европейских стандартов хозяйствования.

При развитии сельскохозяйственнгого производства действуют те же общие экономические законы, что и в других отраслях народного хозяйства. Но они обусловленны некоторыми специфичесскими особенностями. Главной отличительной особенностью развития сельского хозяйства является то, что в качестве основного средства производства выступает земля. По сравнению с другими средствами производства земля не изнашивается, а при правильном использовании улучшает свои качественные параметры.

  • Рост сельского хозяйства

  • Развитие сельское хозяйство ссср

Развитие сельского хозяйства в России

Давайте рассмотрим динамику развитие сельского хозяйства в России . Проследим рост сельского хозяйства и объемов производства сельскохозяйственной продукции в рамках аграрных преобразований. С 1991 по 1995 гг. мы имели сокращение сельскохозяйственного производства на уровне 7-8%. В 1996-2000 гг. эта негативная тенденция сохранилась, хотя темпы падения составляли в пределах 1-1,5%, и только начиная с 2000 г. по настоящее время мы имеем положительную динамику в производстве сельскохозяйственной продукции, за исключением 2010 г., когда из-за климатических условий – эта динамика нарушилась.

Россия обладает 9% сельскохозяйственными угодьями мира. Это главное средство производства в отрасли. В настоящее время использование земельно-ресурсного потенциала в России, особенно пашни, находится в кризисном состоянии: происходит процесс выведения пашни из оборота. В настоящее время выведено из оборота и не используется от 30 до 40 млн га пашни.

Пути развития сельского хозяйства

Раньше считалось, что путь развития сельского хозяйства это сокращение средств производства используемых в этой отрасли и перераспределение их в пользу промышленности и военно-промышленного комплекса, а потом и в сфере услуг. В настоящее время становится ясно, что для развитие сельского хозяйства в России необходимо совершенствование сельского хозяйства с учётом следующих факторов:

  1. Во-первых, растет значение сельского хозяйства в решении глобальных проблем: продовольственной (в связи с ростом численности населения), энергетической (в силу нарастающего дефицита ископаемых энергоносителей и возможностью их замены биотопливом), экологической (в связи с переходом от интенсивных к природосберегающим технологиям).
  2. Во-вторых, усиливается спрос растущего городского населения на сельские рекреационные услуги, в том числе на агротуризм.
  3. В-третьих, путь развитие сельского хозяйства в рамках семейных производственных единиц, становится условием сохранения культурного многообразия человечества. Все это придает аграрной отрасли приоритетное значение, особенно в странах с большим сельскохозяйственным потенциалом.

Перспективы развития сельского хозяйства

Россия, в силу огромных площадей, пригодных для сельского хозяйства, имеет все перспективы к развитию сельского хозяйства . На сегодняшний день цель работы по развитию с.х. отрасли, это повышение конкурентоспособнсти на мировых рынках агропродовольственного сектора.

В последние годы действующее правительство РФ попыталось учесть и переосмыслить ошибки, допущенные в первые годы переходного периода. Сейчас сельское хозяйство в нашей стране развивается в рамках Национального проекта «Развитие АПК».

Приоритетными направлениями развития этого проекта является:

  • · ускоренное развитие животноводства;
  • · стимулирование развития малых форм хозяйствования;
  • · обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе.

Главная цель проекта - форсированное развитие животноводства и увеличение производства мяса и молока для постепенного замещения импортной мясной и молочной продукции. Реализация первого направления Национального проекта позволит повысить рентабельность животноводства, провести техническое перевооружение действующих животноводческих комплексов (ферм) и ввести в эксплуатацию новые мощности. Второе направление Национального проекта направлено на увеличение объема реализации продукции, произведенной крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство. Реализация третьего направления позволит обеспечить доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе, создаст условия для формирования эффективного кадрового потенциала АПК.

Проблемы развития сельского хозяйства

К началу ХХI столетия обозначились следующие проблемы развития сельского хозяйства

  • · из сельскохозяйственного оборота было выведено около 30 млн. га земель;
  • · вынос питательных веществ из почвы значительно превосходил их внесение с удобрениями;
  • · приход в упадок мелиоративных систем;
  • · разрастание площади закисленных почв;
  • · техническая деградация аграрного сектора;

В настоящее время правительство осознало важность развития сельского хозяйства и проводит достаточно большую работу направленную на решение проблем в сельском хозяйстве.

История развития сельского хозяйства

В дореволюционной истории России зерновое хозяйство было преобладающей отраслью сельского хозяйства . Посевы зерновых составляли 88,6 % всех посевов. Валовое производство за 1910-1912 достигало в среднем около 4 миллиардов рублей при всей продукции полеводства в 5 миллиардов рублей. Зерно было основной экспортной статьёй России. Так, в 1913 удельный вес зерновой продукции составлял 47 % от всего экспорта и 57 % от экспорта сельхозпродукции. На экспорт шло более половины всего товарного зерна (1876-1888 - 42,8 %, 1911-1913- 51 %). В 1909-1913 зерновой экспорт достиг максимальных размеров - 11,9 млн т всех зерновых, из которых 4,2 млн т пшеницы и 3,7 млн.т ячменя. 25 % экспорта давала Кубань. На мировом рынке зерновой экспорт из России составлял до 28,1 % всего мирового экспорта. При общей посевной площади в примерно 80 млн га (105 млн га в 1913 году) урожайность зерновых, однако, была одной из самых низких в мире. Основным товарным производителем зерна (свыше 70 %) были помещики и зажиточные крестьяне, доля основной массы крестьянства (15-16 млн индивидуальных крестьянских хозяйств) в товарной продукции была около 28 % при уровне товарности около 15 % (47 % у помещиков и 34 % у зажиточных крестьян). Энергетические мощности сельского хозяйства составляли 23,9 млн л. с. (1 л. с. = 0,736 квт), из них механические только 0,2 млн л. с. (менее 1 %). Энерговооружённость крестьянских хозяйств не превышала 0,5 л. с. (на 1 работника), энергообеспеченность - 20 л. с. (на 100 га посевов). Почти все сельскохозяйственные работы производились вручную или при помощи живой тяги. В 1910 в распоряжении крестьянских хозяйств было 7,8 млн сох и косуль, 2,2 млн деревянных и 4,2 млн железных плугов, 17,7 млн деревянных борон. Минеральных удобрений (преимущественно импортных) приходилось не более 1,5 кг на гектар посева (в помещичьих и кулацких хозяйствах). Сельское хозяйство велось экстенсивными методами; продуктивность земледелия и животноводства была низкой (ср. урожай зерновых в 1909-13 - около 7,4 ц/га, среднегодовой удой молока от коровы - около 1000 кг). Отсталость сельского хозяйства, его полная зависимость от природных условий служили причиной частых неурожаев, массовой гибели скота; в неурожайные годы голод охватывал миллионы крестьянских хозяйств.

Сельское хозяйство страны было подорвано Первой мировой и гражданской войнами. По данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи 1917, работоспособное мужское население в деревне уменьшилось по сравнению с 1914 на 47,4 %; поголовье лошадей - главной тягловой силы - с 17,9 млн до 12,8 млн. Сократились поголовье скота, посевные площади, снизилась урожайность сельскохозяйственных культур. В стране начался продовольственный кризис.

Развитие сельское хозяйство СССР

Рассмотрим как развивалось сельское хозяйство в СССР . В 1923 году посевы зерновых составляли 63,9 млн га. В 1927 году общая посевная площадь составила 112,4 млн га. Средняя урожайность зерновых культур за 1924-1928 годы составила 7,5 ц/га.

В декабре 1927 года на XV съезде ВКП (б) был провозглашён курс на коллективизацию сельского хозяйства. К 1938 году было коллективизировано 93 % крестьянских хозяйств и 99,1 % посевной площади. Энергетические мощности сельского хозяйства увеличились за 1928-40 с 21,3 млн л. с. до 47,5 млн; в расчёте на 1 работника - с 0,4 до 1,5 л. с., на 100 га посевов - с 19 до 32 л. с. Внедрение сельскохозяйственной техники, увеличение числа квалифицированных кадров обеспечили существенный рост производства основных сельскохозяйственных продуктов. В 1940 валовая продукция сельского хозяйства возросла по сравнению с 1913 на 41 %; повысились урожайность сельскохозяйственных культур, продуктивность сельскохозяйственных животных. Основными производящими единицами сельского хозяйства стали колхозы и совхозы.

Особенности развития сельского хозяйства

В сельском хозяйстве в качестве средств производства выступают живые организмы, какими являются животные и растения. Последние развиваются на основе биологических законов. Следовательно, экономический процесс воспроизводства здесь тесно переплетается с естественным процессом развития живых организмов. Производство сельскохозяйственной продукции осуществляется на огромных площадях и рассредоточено по различным климатическим зонам. Конечные результаты порой во многом зависят не от количества и качества применяемых ресурсов, а от конкретных условий, в которых осуществляется производство. Территориальное размещение сельскохозяйственного производства связано с большим объемом перевозок как произведенной продукции (зерна, картофеля, сахарной свеклы, молока, мяса и др.), так и техники и материальных ресурсов (топлива, горюче-смазочных материалов, минеральных удобрений).

Одной из важных особенностей развития сельского хозяйства является то, что созданная здесь продукция принимает участие в дальнейшем процессе производства. В сельском хозяйстве в качестве средств производства используются семена и посадочный материал (зерно, картофель и др.), корма, а также значительная часть поголовья на восстановление и расширение стада животных. Все это требует дополнительных материальных ресурсов для строительства помещений и объектов производственного назначения (скотные дворы, склады для кормов, хранилища для семян и посадочного материала и др.).

Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов.
Лоренс ПИТЕР, педагог.

Станет ли образование локомотивом для села? На наших глазах открывается новая страница в истории российского агропромышленного комплекса. Президент Владимир Путин обозначил государственную позицию: сельское хозяйство, наша продовольственная безопасность и независимость - важнейший приоритет для страны и россиян. Курс на импортозамещение обнадёжил аграриев. Отечественные сельхоз-производители взволнованы: удастся ли им занять освободившиеся рыночные ниши? Оценка специалистами потенциального объёма замещения привозной продукции в среднесрочной перспективе довольно оптимистична: мяса крупного рогатого скота - на $2,5 млрд., рыбы и рыбной продукции - на $2,5 млрд., молочной продукции (масло, сыры, молоко) - на $1 млрд., яблок и груш - на 1 млрд. долларов.

Но для государства вопросы звучат более остро и глубоко: что необходимо, для того чтобы в дальнейшем избежать зависимости от недружественных действий стран--партнёров, способно ли сельское хозяйство России обеспечить продовольственную безопасность страны и главное - кто это будет делать? На сегодня село, как никакая другая отрасль, слабо укомплектовано специалистами, а потому одна из важнейших позиций, требующая внимания, - кадровая составляющая аграрного кластера. В основе её должно находиться качественное образование, соответствующее высочайшим требованиям к современному производству продукции.

Реальная статистика

Территория России превышает 17 млн. кв. километров, из которых 400 млн. гектаров, или 23,4 процента, - земли сельскохозяйственного назначения. Демографические ресурсы сельских территорий составляют 38 млн. человек - 27 процентов общей численности населения, в том числе трудовые ресурсы - 23,6 млн.
Плотность населения низкая - 2,3 человека на 1 кв. километр. Поселенческий потенциал насчитывает 155,3 тыс. сельских населённых пунктов, из которых 142,2 тыс. имеют постоянных жителей. В сельском расселении преобладает мелкодисперсность - 72 процента населённых пунктов имеют численность менее 200 человек, а поселения с численностью свыше 2 тыс. жителей составляют 2 процента.

По данным сборника «Россия в цифрах».

Аграрные образовательные учреждения - одни из старейших в России, накопивших богатое наследие. За прошедшие двести с лишним лет в аграрном образовании появились традиции, представляющие собой исторически сложившиеся идеи, практические действия, которые передаются из поколения в поколение и способствуют эффективному выполнению первостепенных задач страны. За два века работы учебные заведения обучили более миллиона специалистов для российского села.

Сегодня рабочие кадры для АПК готовят профессиональные училища и лицеи системы Минобрнауки РФ. Специалистов среднего и высшего звена выпускают 59 вузов, 25 учреждений дополнительного профессионального образования и 162 учреждения среднего профобразования, подведомственные Минсельхозу РФ. В них, по данным министерства сельского хозяйства, обучается примерно 460 тыс. человек. Более 87 процентов от общего числа студентов получают специальности сельскохозяйственного профиля, остальные - специальности, необходимые для развития сельских территорий и их инфраструктуры. Но при этом российскому АПК недостаёт порядка 80 тыс. специалистов с высшим образованием. Казалось бы, в чём проблема: выпускников должно хватить отрасли с лихвой? Однако реальная картина далека от статистической: молодёжь в село не едет.

Сегодня на земле трудятся в основном полупрофессиональные кадры, получившие умения и навыки на рабочем месте, не имеющие основ научных знаний по профессии. Особенно это касается личных подсобных хозяйств, где наиболее распространён метод «проб и ошибок». На практике только треть выпускников вузов и техникумов приходит на работу в сельскохозяйственные организации. Остаются на селе и того меньше: по разным специальностям от 2 до 18 процентов обучавшихся за счёт федерального бюджета. Тем временем потребность отечественных предприятий в специалистах высшего звена такова: для замещения должностей руководителей организаций - 8,6 тыс. человек, главных агрономов - 9,7 тыс., главных зоотехников - 10,1 тыс., главных ветврачей - 10,4 тыс., главных инженеров - 13,8 тыс., главных экономистов - 6,2 тыс., главных бухгалтеров - 13,2 тыс. Высока потребность в специалистах среднего звена и людях, владеющих рабочими профессиями.

Нынешний кадровый состав сельскохозяйственной отрасли стареет в целом. За последние годы в предпенсионный возраст вступила значительная часть работников массовых профессий, в том числе занятых ручным трудом в растениеводстве, животноводстве и других сферах деятельности. Освобождаемые места непривлекательны для молодёжи. Существует множество факторов, которые отбивают у молодых специалистов желание жить и трудиться на селе. Тяжёлый труд - одна из причин. Не зря же редактор и романист Эдгар Хау заметил: «Крестьянин, даже если он решил побездельничать, встаёт с петухами, чтобы начать это дело пораньше». Сельский труд считается непрестижным также из-за сезонности работ и низкой оплаты. Заработок зависит от реализованной продукции, хотя трудозатраты и вложения могут быть разные при одинаковых объёмах продукции. Как подтверждают данные Минсельхоза РФ, в 2013 году среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве чуть превысила 14,5 тыс. рублей, что в два раза меньше среднего показателя по всем отраслям экономики.

Разрыв между городом и селом по уровню доходов увеличивается. Бедность, разрушающая трудовой и генетический потенциал села, остаётся массовым явлением. Можно сказать, что бедность концентрируется на сельских территориях, на которые приходится 42 процента всего малоимущего (по располагаемым ресурсам) населения России, тогда как на долю сельского населения приходится 27 процентов общей численности населения страны.

Кстати, то что вузы сосредоточены в основном в крупных городах, - немаловажное обстоятельство, которое становится препятствием для выпускников школ из сельской глубинки, чей «стартовый капитал» меньше. Поступить им на учёбу крайне сложно. То есть довольно значительную часть студентов составляют горожане, которые вряд ли после окончания вуза поедут работать на село. Да и уровень общего оптимизма у сельской молодёжи в возрасте от 14 до 24 лет при вступлении в самостоятельную жизнь, согласно результатам социологических исследований, невелик - 48,8 процента, и тот основывается на переезде из сельской местности в город. Половина учащихся выпускных классов сельских школ сегодня не заинтересована в трудовой подготовке по сельскохозяйственному профилю, только 15 процентов изъявляют желание быть высококвалифицированными специалистами и лишь 9 процентов стремятся к получению сельскохозяйственной профессии.

Отпугивает молодых незначительность перспектив как в карьерном, так и социальном планах. В результате в отраслевой численности занятого населения доля работающих в сельском, лесном и рыбном хозяйствах сократилась с 48 процентов в 1992 году до 27 процентов в 2009 году. Эксперты отмечают, что стратегические цели аграрного образования должны быть тесно увязаны с проблемами решения социальных проблем сельских территорий. Ещё сто лет назад наш известный экономист Александр Чаянов подчеркивал, что сельское хозяйство в России нельзя рассматривать только как деятельность, приносящую доход и пропитание тем, кто ею занимается. Это образ жизни, и если он под влиянием каких--либо факторов начинает изменяться, это непосредственно отразится и на эффективности отрасли в целом.

Привлекательность труда для молодёжи сдерживается инвестиционно--технологическими факторами. Современное производство на селе скорее исключение, чем правило, отсюда и низкий уровень производительности труда в отрасли: по различным оценкам, в пять-десять раз меньше, чем в наиболее развитых странах мира, и в два раза ниже, чем в среднем в отечественной экономике. По словам специалистов, ситуация требует кардинальных мер, чтобы не пройти точку невозврата. Уже сегодня почти четвёртая часть сельскохозяйственных угодий, в том числе около 30 процентов пашни, подвержена водной и ветровой эрозии. Ежегодно в результате несельскохозяйственной деятельности разрушается около 50 тыс. гектаров земель, и масштабы этих разрушений превышают площади рекультивируемых территорий. Происходит деградация лесного фонда страны, что связано не только с его нерациональным использованием, но и участившимися пожарами, которых происходит более 18 тыс. в год.

Между тем в России сосредоточено 9 процентов мировых сельхозугодий. Как подчеркнул заместитель министра сельского хозяйства России Александр Петриков:

Страна с таким потенциалом по определению обязана иметь передовое сельскохозяйственное производство, образование и науку. В противном случае возрастает зависимость от зарубежных поставок, в том числе технологий. Учитывая растущую потребность на мировых агропродовольственных рынках в продуктах, рост мирового населения и потенциальную возможность вовлечения наших огромных земельных богатств в хозяйственный оборот, задачи развития аграрного образования в России приобретают глобальный характер.

Клубок проблем

Надо отметить, российские учебные заведения имеют сегодня высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав, опытных специалистов, обладающих научными знаниями и прочными деловыми связями с предприятиями и агрохолдингами. Но наука до сих пор не оправилась от кризисных 90-х годов. Тогда уровень бюджетных ассигнований для Российской сельскохозяйственной академии не превышал 30 процентов от потребности. В итоге только за 1992-1997 годы численность исследовательских кадров сократилась с 30 до 14 тыс. человек. Особенно значительным оказался отток молодых квалифицированных специалистов. Динамика этих показателей позволяет говорить о трёхкратном сокращении научно-технического потенциала отечественного аграрного сектора.

Тяжёлыми оказались эти годы и для самого сельского хозяйства, которое испытало беспрецедентное для мирного времени падение объёмов производства на 40-50 процентов. В Советском Союзе подобное было зарегистрировано лишь в результате Великой Отечественной войны, когда подверглись разорению лучшие сельскохозяйственные районы страны. Даже в потерпевших сокрушительное поражение Германии и Японии, несмотря на повсеместные разрушения, спад сельскохозяйственного производства составил лишь около 30 процентов. В критические годы коллективизации сельскохозяйственное производство в СССР сократилось только на 14 процентов, но 90-е нанесли стране сильнейший удар. Данные Госкомстата России свидетельствуют, что в период между переписями населения (1989-2002) обезлюдело около 179 тыс. сельских населённых пунктов.

Лишь после 2001 года наметились первые ощутимые признаки стабилизации и возрождения аграрной экономики. Однако и сейчас большинство сельскохозяйственных предприятий остается нерентабельным, неспособным не только к внедрению инноваций, но и к ведению нормального воспроизводственного процесса. В образовательной и научной деятельности перемены оказались более ощутимы и значимы - началась масштабная модернизация. Сегодня основное внимание уделяется изучению вопросов рыночной экономики и предпринимательства, инновационной и внешнеэкономической деятельности, менеджменту, правовому обеспечению АПК, налогообложению и кредитованию, изучению и созданию современных ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий. Учебные заведения осваивают новые образовательные технологии. Но до сих пор остаётся множество проблем, которые негативно сказываются на качестве профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов, кадров массовых профессий, в целом на кадровом обеспечении агропромышленного комплекса. Вопрос вопросов - морально устаревшие и слабо обновляемые материально--технические фонды. Отрасли требуется основательное техническое переоснащение образовательного процесса с одновременным применением новых образовательных технологий.

Недостаточно крепки связи образовательных учреждений с сельхозпредприятиями, а содержание образования не в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым сегодня работодателями к уровню профессиональной компетентности выпускников. Студенты испытывают сложности с прохождением практики. Прежде производственной базой для учащихся и специалистов, проходящих переподготовку, были учебно-опытные хозяйства высших учебных заведений. Сегодня, в результате проведённых в стране аграрных реформ, часть учхозов утратила свой статус, а большинство отделилось от вузов и стало самостоятельными государственными унитарными предприятиями. Но поскольку сумма господдержки сократилась, производство стало нерентабельным. В связи с этим многие хозяйства резко сократили посевные площади и поголовье скота. Учебные хозяйства уменьшили базу практики для студентов вузов, а кафедры высших учебных заведений сократили количество экспериментов и опытов, проводимых на полях и фермах учебно-опытных хозяйств. Как следствие, снизилось внедрение в производство новых сортов сельскохозяйственных растений, пород скота, современных высокоиндустриальных технологий. В российской аграрной науке только по отдельным научным направлениям ведутся исследования, близкие к мировым аналогам или даже задающие мировой уровень. Практическая же результативность этих исследований крайне низка: по разным оценкам, ежегодно остаются невостребованными сельхозпроизводством до 40-50 процентов законченных научно-технических разработок. Это обусловлено как отсутствием эффективного организационно-экономического механизма управления инновационной деятельностью, побуждающего разработчика создавать инновационные проекты, а потребителя их использовать, так и низкой ориентированностью науки на потребности практики.

Нельзя забывать, что образование - это не только высшие учебные заведения. В сельскохозяйственной сфере, как ни в какой другой, очень важна преемственность, если мы хотим, чтобы российская деревня не опустела. Сегодня в отрасли отсутствует системная работа по организации непрерывного обучения, координации повышения квалификации и переподготовки кадров. Несмотря на приход инноваций и глобализацию современного общества, на селе по¬прежнему сохраняется много традиционных технологий, где требуются специалисты на уровне начального профессионального образования. Необходимо поднимать престиж крестьянского труда, на котором держится аграрная экономика любого государства. Специалисты считают, что для сохранения преемственности необходимо обеспечить координацию учебных программ образовательных заведений всех уровней. В структуру должна вписаться и сельская школа. И конечно, в идеале ни одно звено этой цепи не должно быть ущемлённым. Пока же можно констатировать, что есть существенная разница в финансировании.

Сельские училища и техникумы настиг кризис, который не позволил обновить их материальную базу и своевременно провести компьютеризацию, - поясняет директор Каменск-Уральского агропромышленного техникума, член-корреспондент Академии профессионального образования Сергей Некрасов. - Большинство из нас ведет обучение на технике двадцатипятилетней давности, мы уже давно не видим ни моделей, ни наглядных пособий (скорее всего, их просто перестали выпускать). К тому же, если раньше нас окружали прибыльные колхозы и совхозы, способные оказать помощь в совершенствовании материальной базы, принять учащихся на производственную практику, выплачивать дополнительные адресные стипендии, то теперь вокруг одни фермеры, которые просто не в состоянии оказать профессиональному образованию какую¬либо помощь. И это несмотря на то, что каждое сельское училище или техникум обслуживает по три-четыре района, а агропромышленный комплекс до сих пор продолжает являться основой слабо диверсифицированной сельской экономики.

Невысоким остаётся уровень жизни работников образовательных учреждений, при этом, как отмечают педагоги, оплата труда в системе аграрного образования ниже, чем в других учебных заведениях. То есть, чтобы трудиться в этой сфере, надо быть большим энтузиастом. Отток педагогических кадров замедляет начавшуюся модернизацию системы.

В аграрном образовании, по оценкам многих специалистов, существуют явные противоречия. Образовательные организации финансируются из различных источников - местных, региональных, федеральных, что затрудняет концентрацию средств на подготовку наиболее важных для конкретных условий кадров. К тому же отсутствует информация о потребностях в работниках различного уровня квалификации: магистрах, специалистах, бакалаврах, сотрудниках со средним специальным и начальным профессиональным образованием - механизаторах и животноводах. То, что учебные заведения находятся в ведении двух министерств, эксперты тоже считают минусом. И это далеко не все болевые вопросы, накопившиеся в отрасли.

Что за рейтингом?

По убеждению специалистов, образование может стать тем локомотивом, который способен вытащить российское село из затяжного системного кризиса. Но при нынешнем положении вещей в сельскохозяйственной отрасли и демографическом спаде возникает вполне закономерный вопрос: откуда же возьмутся те производительные силы, которые, получив образование, обеспечат продвижение аграрной науки и экономики?

Ситуацию понимают на самом высоком уровне. Государство всё больше внимания уделяет аграрному сектору экономики, поддерживая село национальными проектами и профинансированными программами. Сельхозпредприятия начали мотивировать специалистов: молодёжь, которая остается жить и работать на селе, поощряют жильём, грантами, надбавками к зарплате. Правительством страны утверждена Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, которой определены основные цели государственной аграрной политики и развития рыбохозяйственного комплекса в долгосрочной перспективе. Документ определяет ключевые проблемы и финансово--экономические, правовые и организационные меры, позволяющие вывести сельские территории на качественно новый уровень развития, обеспечивающий комплексное сбалансированное решение экономических, социальных и экологических задач при сохранении природно¬ресурсного и историко-культурного потенциала сельской местности. Основная цель - поднять уровень и качество жизни российской деревни, сделать её более привлекательной. Среди мер названо научное и кадровое обеспечение села.

В принципе, система высшего аграрного образования к этому готова. Министерство сельского хозяйства продолжает работу по её оптимизации. Как отмечают специалисты ведомства, в настоящее время накоплен положительный опыт реорганизации вузов в форме объединения. Например, на базе сельскохозяйственного и ветеринарного институтов в г. Омске в 1994 году создан Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина, в г. Саратове в состав Саратовского государственного аграрного университета им. Н.И. Вавилова в 1998 году вошли академия ветеринарной медицины, сельскохозяйственная академия и агроинженерный университет. Сегодня эти объединённые университеты являются одними из самых крупных и эффективно функционирующих учебных заведений, подведомственных Минсельхозу РФ. Кроме того, к аграрным вузам в течение последних десяти лет присоединены 22 техникума, 41 институт повышения квалификации, 1 НИИ. В течение нескольких лет обсуждается вопрос об объединении отраслевых высших учебных заведений, расположенных в одном субъекте Российской Федерации, с целью создания крупных многопрофильных агротехнологических университетов, что позволит обеспечить комплексность решения образовательных и научных задач, поставленных реалиями времени.

Для этого есть предпосылки. Согласно оценке Минобрнауки РФ, проводившего мониторинг деятельности федеральных государственных учреждений высшего профобразования в 2012 году, к категории «имеющих признаки неэффективности» отнесено 46 процентов аграрных вузов. Но следует заметить, что эти учебные заведения обладают рядом особенностей, обусловленных отраслевой спецификой. Во-первых, все аграрные вузы имеют более низкие показатели по ЕГЭ. Это объясняется не их неэффективностью, а низкой престижностью сельскохозяйственных профессий. В аграрные вузы поступают в основном выпускники сельских школ - более 60 процентов, у которых средний балл ЕГЭ ниже, чем у городских школьников. Во-вторых, сельскохозяйственные учебные заведения имеют более низкие показатели по некоторым финансовым критериям, что связано с исторически сложившимся недофинансированием. В частности, в среднем на одного студента¬агрария из федерального бюджета затрачивается на 25-30 процентов финансовых средств меньше, чем в других вузах, а низкая доходность сельскохозяйственных организаций не позволяет привлекать их средства на проведение научных исследований.

Министерство сельского хозяйства РФ провело свой отраслевой мониторинг среди подведомственных вузов. По результатам отраслевой оценки было признано, что 14 вузов нуждаются в оптимизации. Поэтому продолжается плановое укрупнение учебных заведений. Как заверили в министерстве, это влечёт за собой увеличение объёмов финансирования образовательного и научного процессов, повышение средней заработной платы научно-педагогических работников, исключение дублирования одноимённых направлений подготовки, повышение экономической эффективности деятельности вузов. Необходимо обновить материально--техническую базу учебных заведений, поскольку физический износ оборудования составляет около 70 процентов. Как отмечают специалисты министерства, направления образовательной, научной и другой деятельности, проводимые каждым вузом, после объединения сохранятся и получат дальнейшее развитие во вновь созданных на их базе университетах. Предполагается создать студенческие кампусы (институты) с профильной подготовкой. Безусловно, будут учтены глубокие исторические традиции и уникальность каждого учебного заведения. К разработке концепции объединённого университета приглашаются учёные советы, факультеты и кафедры реорганизуемых вузов.

Но аграрным вузам требуются не только структурные изменения. Необходима глубинная модернизация сельскохозяйственного образования, чтобы соответствовать реалиям сегодняшнего дня. Нехватка квалифицированных молодых кадров в агропромышленном комплексе - половина беды. Сегодня селу нужен работник, обладающий самыми современными знаниями. Грамотные специалисты - залог эффективной работы, дополнительная прибыль и стабильность организации. Особенно профессионалы важны в условиях совершенствования технологий на современных производствах. Нужно учитывать, что спрос большинства работодателей направлен на получение готового высоко-квалифицированного, опытного специалиста. Это ставит перед вузами новые задачи.

Модернизация

Начавшаяся в образовании модернизация призвана снять остроту проблем или устранить их вовсе. Тема эта многогранна и актуальной будет ещё долго. Основными направлениями модернизации аграрного образования являются обеспечение доступности образования для сельской молодёжи, подготовка квалифицированных кадров соответствующего уровня и профиля, конкурентных на рынке труда, способных обеспечить эффективное ведение агропромышленного комплекса. Современная концепция образования включает необходимость выработки кругозора, охватывающего всю систему сетевых взаимоотношений между различными компонентами агросферы.

Модернизацию необходимо рассматривать как комплексный инновационный процесс, включающий решение проблем повышения качества образования и его эффективной организации, существенного повышения уровня учебно-методической работы, материального и информационного процесса. Наиболее масштабные изменения произошли в высшем образовании, где формально завершён переход к уровневой системе, включающей бакалавриат и магистратуру. У студентов должны появиться новые мотивации к получению профессиональных и общекультурных компетенций. Этому способствуют новые технологии обучения, применение активных и интерактивных методов, привлечение к реализации образовательных программ работодателей. Вузам предстоит отладить взаимодействие с работодателями и их объединениями не только в разработке и реализации основных и дополнительных программ, но и в оценке компетенций выпускников. Ещё одно направление в комплексе мер модернизации - повышение статуса нескольких аграрных университетов. На конкурсной основе Минобрнауки РФ определило четыре инновационных вуза - РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, Кубанский государственный аграрный университет, Орловский ГАУ и Ставропольский ГАУ, - которым предоставлено государственное финансирование для создания инновационной образовательной среды.

Создание модели взаимодействия аграрных образовательных учреждений, бизнеса и государства позволит инновационную составляющую в научно-исследовательской деятельности дополнить развитием прямых связей с организациями агропромышленного комплекса, - отметила Людмила Хоружий, декан учётно-финансового факультета РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, - в первую очередь, со стратегическими партнёрами из числа крупнейших компаний, агрохолдингов по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. В результате будут развиваться конкурентоспособные фундаментальные исследования, и на их базе будут реализовываться прорывные прикладные разработки с последующей коммерциализацией, что обеспечит дальнейшее укрепление аграрных вузов.

Ректоры многих аграрных вузов России выделяют следующие базисные моменты платформы развития аграрного образования в России: система образования должна быть построена на активном сочетании практики с теорией, при этом вузы - стать центрами разработки и реализации различных инновационных методов организации и управления производством. Студент, обучаясь с помощью новейших технологий, может стать хорошим специалистом только в том случае, когда теория будет подкреплена качественным производственным опытом. Таким образом, вновь встаёт вопрос о сохранении в структуре образовательных учреждений учебно-опытных хозяйств и организации других форм практического обучения. У каждого учебного заведения есть свои подходы. В частности, ректор Нижегородской государственной сельскохозяйственной академии Александр Самоделкин рассказывает:

Перед преподавательским составом поставлена задача - научить студентов быть не только узкими специалистами в своей области, но и иметь представление о сопутствующих процессах, чтобы они могли начать с нуля новый бизнес, развивать производство, быть конкурентоспособными. Эти знания мы планируем давать в виде и основного курса лекций, и практических занятий, и дополнительного образования, и в виде еженедельных открытых тематических конференций. Очевидно, что без высококвалифицированных кадров в современных условиях не обойтись. Благодаря областным и федеральным программам, а также приходу частных инвесторов сельское хозяйство развивается, и у молодых специалистов есть хорошие перспективы для самореализации. К нам стали приходить представители крупных хозяйств, которые хотели бы подобрать себе квалифицированные кадры, и примерно с третьего курса студенты уже могут быть ориентированы на конкретное предприятие и работу там. Руководители заинтересованы в знающей молодёжи, поэтому предоставляют возможность практики во время обучения, иногда осуществляют и стипендиальную поддержку.

Важнейшим аспектом модернизации аграрного образования в России, по мнению специалистов, может стать её международная составляющая. В последнее десятилетие предпринят ряд шагов по содержательной модернизации профессионального образования, повышению его качества, интеграции российского образования в международное образовательное пространство. В первую очередь речь идёт о вхождении России в Болонский процесс, повышении гибкости образовательных программ, преодолении ранней узкой специализации, внедрении федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования. Отечественные учебные заведения должны быть не пассивными, а максимально активными участниками процесса интернационализации образования, наращивать экспорт образовательных услуг и выстраивать такую сбалансированную систему взаимоотношений с иностранными партнёрами, которая отражала бы интересы России.

Надо помнить, что исторически Россия всегда являлась аграрной страной, и от эффективного развития сельского хозяйства во многом зависело её благосостояние. Основной задачей развития страны как крупнейшей мировой державы является обустройство территорий, в чём ключевая роль принадлежит аграрному образованию. В начале XXI века, когда агропромышленный комплекс России вступил в новый период своего развития, от квалификации и компетенции специалистов во многом зависит решение вопросов обеспечения продовольственной безопасности страны, сохранение и возрождение российского села.



Поделиться