По общему количеству фотографий опубликованных. Как опубликоваться в журнале

С каждым годом список «запрещенки» для журналистов растет. Сейчас нарушить законодательство можно, даже не подозревая об этом, достаточно лишь опубликовать фото из соцсетей либо указать распространенное в народе «ходовое» название того или иного памятника. Хорошая новость: скорее всего, нарушителям выпишут только штраф. Но есть и плохая: если не научиться на собственных ошибках и три раза наступить на одни и те же грабли, Роскомнадзор может и закрыть СМИ. Что не стоит публиковать на страницах газет и в интернете, разбиралась «Приморская газета».

КСТАТИ

Семинар «Правовое регулирование в медийной отрасли» Эксперты и спикеры: представители Управления Роскомнадзора по Приморскому краю, Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю. Модератор: Галина Антонец, медиаюрист. Аудитория 501 ДВФУ. 9 июня с 12.30 до 14.00.

Запрещено: писать про детей без согласия их законных представителей

Требования российского законодательства сейчас крайне жестоки: право на частную жизнь, охрана персональных данных, право на изображение, защита несовершеннолетних…

Как говорит приморский медиаюрист, адвокат Галина Антонец, когда разбираешь на семинарах, о чем закон позволяет писать, получается, что писать нельзя ничего - или приходится возводить оборонительную стену из кучи бумаг.

Рассмотрим, к примеру, ситуацию с публикацией фотографией ребенка в СМИ. Здесь и Конституция Российской Федерации, и Гражданский кодекс единодушны: публикация снимков возможна только с разрешения самого человека либо, если речь идет о несовершеннолетнем, с разрешения его родителей или законных представителей. Однако есть одно исключение.

Если ребенок пропал, то можно публиковать его фотографию без разрешения, так как этот случай попадает под действие пункта закона об использовании изображения в государственных, общественных или иных публичных интересах, - говорит Галина Антонец.

А вот как только ребенок найден, причем, простите за цинизм, живым или мертвым, публикация любого изображения запрещена. Только в том случае, если есть разрешение родителей, законных представителей и самого героя публикации.

Запрещено: писать про самоубийства и описывать способ

Еще сложнее рассказывать о трагедиях, когда речь идет о детском суициде.

Сейчас СМИ вправе только написать, что некая девочка покончила жизнь самоубийством, не раскрывая ни способ (это расценивается как подстрекание), ни имя без письменного согласия одного из родителей. Запрещено выкладывать фотографии, даже размещенные в соцсетях, - отметила Галина Антонец.

Пока, говорит эксперт, сложно создать единый четкий алгоритм, как правильно, не нарушая закон, писать про самоубийства. У надзирающих органов мнение по данному поводу однозначно - нельзя, вообще почти никак.

На МедиаСаммит должна приехать известный медиаюрист Галина Арапова. Она обещала рассказать нам о нововведениях именно по этой теме, и я тоже с удовольствием ее послушаю, - отметила Галина Антонец.

Запрещено: демонстрировать изображения публичных лиц

По законодательству нельзя публиковать фотографию человека без его согласия. Из этого общего правила есть три основных исключения. Первое - если вы используете изображение человека в государственных, общественных интересах. Но этот интерес надо будет доказывать каждый раз при возникновении спора. Можно использовать изображения, снятые в публичном месте, на мероприятии, но при этом есть очень важное и существенное ограничение: человек, изображенный на фотографии, не должен быть основным объектом изображения.

Если изображение можно классифицировать как «сюжетное», тогда ограничений нет. То есть видно, что данного человека фотографировали не целенаправленно, что вокруг еще есть какой-то действие, что он является частью композиции и так далее. А вот если хоть немного обрезать картинку, так, что человек станет центром изображения, то это уже переходит в разряд портрета и размещать можно только с разрешения, - отмечает Галина Антонец.

Столь же трепетно необходимо относиться и к фотографиям, размещенным в соцсетях. То есть если их публикация идет перепостом, то нарушения нет. А если изображение просто сохранено и выложено, то можно смело идти с иском в суд и требовать удаление и компенсацию морального вреда.

Запрещено: демонстрировать сцены курения без предупреждения

Еще одна сложная и спорная тема - это демонстрация курения, говорит Галина Антонец.

Если речь идет о трансляции фильмов, кадров кинохроники, содержащих сцены курения, СМИ обязательно должны предварять показ специальным предупреждением.

Газеты и информационные агентства публиковать фотографии с курящими людьми вообще не имеют право - за нарушение грозит штраф.

В 2016 году одно из районных СМИ наказали очень большим штрафом за выпуск в эфир военной кинохроники, в которой промелькнул человек, держащий в руках сигарету. Это было нормой жизни в то время, но СМИ не вставило предупреждение, что материал «содержит сцены курения». Для маленького районного СМИ штраф более 100 тысяч рублей - огромные деньги.

Запрещено: писать про запрещенные организации без упоминания их «запрещенности» в России

Сейчас в России существует 25 террористических и 47 экстремистских организаций. Полный список выложен на сайте ФСБ: www.fsb.ru/fsb/npd.

Сложность работы с этой темой заключается в том, что нет четкого определения, что такое «экстремизм». Зато закон четко прописывает, что ждет нарушителей, если будут допущены какие-либо нарушения. Это и существенный штраф, и закрытие СМИ.

Экстремизмом может быть и характерное изображение какого-либо славянского символа. Вот, допустим, журналист идет освещать праздник в честь Ивана Купалы, любят у нас в этот день устраивать такие «возвращения к истокам». Естественно, что организаторы мероприятия активно используют руническую символику. Так вот достаточно чуть изменить цвет либо показать только один символ - и такую публикацию уже можно трактовать как экстремистскую, - говорит Галина Антонец.

Кроме того, напоминает медиаюрист, нельзя писать про организации из списка без указания того, что их деятельность запрещена в России.

Жестко касается этот пункт только экстремистских организаций. Информация о том, что они запрещены, обязательно должна быть в материале: в скобках, примечаниях - в любой форме. По поводу террористических такого жесткого запрета нет, и тут все остается, что называется, на совести журналиста, - отмечает эксперт.

Запрещено: неуважительное отношение к памятникам, символам и иным объектам воинской славы

Как говорит эксперт, «вопрос с историей». Прецедент возник, когда один из журналистов сыктывкарского информационного агентства спросил у известного российского блогера Ильи Варламова, знает ли он, какой памятник местные жители называют «Бабы жарят крокодила». Материал с этим «ходовым» названием был опубликован, а один из местных жителей усмотрел в этом оскорбление символа воинской славы и подал в суд. Доводы истца оказались убедительны, и издание оштрафовали на 200 тысяч рублей.

Так что, если журналисты решат упоминать какие-либо ходовые в народе названия памятников, то их вполне могут привлечь за оскорбление символов. Вообще с этим пунктом надо быть крайне аккуратным, - говорит Галина Антонец.

Кстати, по такому же механизму работает и крайне популярный ныне закон об оскорблении чувств верующих. Тонкость тут заключается в том, что все судебные рассмотрения по такому обвинению, строятся не на факте самого оскорбления, а на демонстрации такого поступка.

К примеру, девушка прикурила от церковной свечи и выложила фотографию в социальной сети. Ее привлекут к ответственности не за то, что она курила в церкви, а за то, что демонстрировала, - отмечает Галина Антонец.

Часто, публикуя свои фотографии, люди не знают всех принадлежащих им прав. Разобраться в вопросе защиты авторских прав мы сейчас и попробуем.

Согласно действующему законодательству, авторские права на фотографии принадлежат фотографу, он априори является автором и имеет все соответствующие права. Авторские права на фотографию подразделяются на две группы – имущественные и личные права. К личным авторским правам фотографа относят следующие: право авторства, право на имя, право на обнародование и на защиту репутации. Право авторства распространяется не только на саму фотографию, но и на ее отдельные детали. Присвоение права авторства считается гражданским правонарушением, а в некоторых ситуациях – даже уголовным преступлением, и преследуется законом. Право подписать фотографию своим именем или псевдонимом, либо анонимно выпускать ее в свет входит в понятие права на имя.

Авторским правом охраняются как негативы (черно-белые и цветные), слайды, цифровые имиджи, так и отпечатки с них. Если негатив или слайд утрачены, а отпечатки с них сохранились, то они охраняются «на правах оригинала». Это значительно повышает ценность таких фотоотпечатков. На Западе есть фотографы, уничтожающие негативы после создания первых пяти-десяти отпечатков. Их стоимость, из-за невозможности создания дополнительных копий, становится очень высокой.

В понятие права на обнародование фотографии входит право фотографа разрешить или отказаться довести фотографию до общественности. Этим правом можно воспользоваться один раз. Если, по каким либо причинам, фотограф решил отозвать свою фотографию после обнародования – он может воспользоваться правом на отзыв. После отзыва, эта фотография не должна использоваться и упоминаться как работа фотографа. Право на защиту репутации автора включает защиту фотографии от изменения: кадрирования, добавление или урезку отдельных деталей, изменения цветового решения фотографии и т.д. Такие изменения проводятся только с согласия самого автора.

К имущественным авторским правам фотографа относится право фотографа на запрет или разрешение использования фотографии через воспроизведение и распространение, а также публичный показ, тиражирование, продажа или бесплатная раздача экземпляров фотографии, ввоз фотографии на территорию страны. К имущественным также относится право на изменение фотографии, т.е. на ее переработку. Из этих имущественных прав существует отрегулированные законом изъятия, в которых указанны те случаи, когда фотографию могут использоваться свободно, без согласия автора.

Любая часть оригинальной фотографии охраняется авторским правом. Причем неважно, сколь малой эта часть является. Для использования части оригинальной фотографии, например, в фотоколлаже, с автором должен быть заключен договор. Если использование части снимка осуществляется без авторского договора, чем нарушается закон, то фотограф или иной владелец исключительных имущественных прав может требовать запрета незаконного использования и взыскания своих убытков или выплаты денежной компенсации.

Скажем, пожилой фотограф на склоне лет решил передать свою фототеку городскому архиву за определенное вознаграждение. В этом случае, после заключения договора между частным и юридическим лицом, происходит передача имущественных прав архиву. Теперь архив вправе распоряжаться полученной фототекой, используя снимки, скажем, для выставок и публикаций. Однако, при этом личные права фотографа должны соблюдаться: под снимками воспроизводится фамилия автора. Имущественные права закрепляют за фотографом (или иным владельцем исключительных авторских прав) право разрешать или запрещать использование фотографии. При этом использованием считается воспроизведение и распространение экземпляров фотографий, их публичный показ, в том числе по телевидению. Разрешение на использование фотографии дается в устной или письменной форме. Такое разрешение есть авторский договор, в соответствии с которым пользователь получает часть имущественных и авторских прав.

Авторские права фотографа возникают с момент создания фотографии и продолжают действовать на протяжении всей жизни автора, а также в течении 50 лет после его смерти. Однако, фотографии созданные до 1968 года или ранее, уже не подлежат охране авторским правом, так как изменилось действующее законодательство.

Если фотограф выполняет фотографию по служебному поручению, данному организацией работодателем, то такая фотография попадает в особый правовой режим и считается «служебной». Личные авторские права фотографа на эту фотографию полностью распространяются, но имущественные права переходят работодателям, на весь срок действия авторского права самого фотографа. Дополнительная плата за такую фотографию, кроме заработной платы, не предусматривается.

К «служебным» относятся только те фотографии, которые были сделаны по служебному поручению. Если работодателем установлены «нормы отработки», то фотографии, сделанные сверх этой нормы, «служебными» не считаются. В законодательстве предусматривается заключение договора между работодателем и фотографом. В договоре оговариваются авторские права фотографа на «служебные» фотографии. Содержание такого договора регулируется самим фотографом и работодателем. Подобный договор может заключаться не только с одним, отдельно взятым, фотографом, но и с коллективом фотографов. Если такого договора не заключали, то фотограф не имеет права использовать «служебные» фотографии в личных целях.

Старайтесь не передавать (даже заказчику) свои фотографии в формате RAW , а также иные исходные и рабочие файлы. Например, файл в формате Photoshopa (psd) может быть хорошим доказательством Вашей работы над фотографией.

Заносите в настройках фото-камеры данные о себе (поле owner / владелец, authour / автор и т.п.). Укажите данные таким образом, чтобы не составляло проблем установить Вашу личность. Как минимум: имя, фамилия и иная информация (например, адрес Вашего сайта или номер паспорта или др.).

На фотографиях, размещаемых в Интернете, а при возможности на всех иных своих фотографиях и при любых иных способах использования (в том числе при печати фотографий в журналах) размещайте на самой фотографии информацию об авторе . Принятый формат: © Имя-Фамилия Автора, Год первого опубликования (например, © Иван Иванов, 2008). Не лишним будет дать ссылку на свой сайт, особенно если Вы публикуете фотографии под псевдонимом. Обратите внимание, что ст. 1271 Гражданского кодекса оповещает об исключительном праве (это имущественные права авторов), поэтому в случае, если Вы создаете фотографию по заказу и передаете все права заказчику (передаваться могут только имущественные права), то заказчик может обоснованно возражать против указания Вас в копирайте (в качестве правообладателя), а указать себя. Вы же можете настаивать на указании Вас в качестве автора (по закону у Вас есть такое право – ст. 1265 Гражданского кодекса), тогда вместо значка копирайта (©) Вы можете указать «Автор:». Ст.1300 Гражданского кодекса предусматривает конкретный размер компенсации за нарушение неимущественных прав (удаление информации об авторстве или правообладателе), а ведь нарушители почти всегда удаляют или обрезают информацию об авторе и/или знак копирайта.

Здесь же применимы и такие общие способы защиты авторских прав, как: распечатка фотографий в большом формате – экспертиза может определить примерное время печати, а соответственно – установить Ваш временной приоритет – приоритет обладания фотографией в определенный период времени; нотариальное удостоверение; запись файлов на одноразовый финализированный диск; «регистрация» авторских прав в организациях по коллективному управлению авторскими правами; публикация фотографий в периодических и/или иных изданиях и др.

Имущественные права автора могут быть переданы только на основании договора о передаче прав. Использование фотографий третьими лицами без договора является незаконным и подлежит ответственности. Так, статья 1301 Гражданского кодекса РФ предусматривает возможность правообладателю (изначально фотографу, если права на использование фотографий не переданы им другим лицам) требовать компенсации в случае нарушения его исключительного права в размере от 10 тысяч рублей до 5 миллионов рублей. При этом согласно статье 1252 Гражданского кодекса РФ фотограф вправе требовать от нарушителя компенсацию за каждый случай неправомерного использования результата интеллектуального деятельности (за каждое отдельное применение фотографии), либо за допущенное правонарушение в целом. Большое преимущество указания себя в качестве автора на фотографии заключается в том, что если кто-то использовал Вашу фотографию без Вашего разрешения, то по закону минимальная компенсация за такое нарушение авторских прав составит не 10 000, а 20 000 р. за одну (каждую) фотографию (хотя суд и не всегда рассматривает в качестве отдельного «случая» каждую фотографию)! Это значит, что фотограф может потребовать денежную компенсацию, как за каждое использование его фотографии, так и за совокупное использование фото.

Судебная практика

При обращении в суд за защитой авторских прав фотографа, последний должен доказать, что является автором фотографий, а также что именно ему принадлежат имущественные авторские права на фотографии, которые были незаконно использованы ответчиком.

Отмечаю, что в соответствии с законодательством, автором произведения считается гражданин, чье имя указано на оригинале или экземпляре произведения. То есть при подаче искового заявления фотографу необходимо представить распечатанные фотографии, на которых будет отмечено его имя.

И только если другая сторона оспаривает авторство, то должны быть представлены другие доказательства, подтверждающие, что фотографии сделаны именно истцом. Например, предоставление суду файлов с фотографиями в формате.RAW, который в основном используют профессиональные фотографы.

В то же время, обращаясь в суд необходимо доказать, что ответчик незаконно осуществил использование чужих фотографий. Например, если он разместил их на своем сайте в сети Интернет, то самым предпочтительным доказательством нарушения будет заверение нотариусом страниц сайта, на которых используются фотографии.

Несмотря на то, что обращаясь в суд, фотограф может самостоятельно определить размер компенсации, который он хотел бы взыскать с нарушителя, суд определяет такой размер на свое усмотрение, рассмотрев все доказательства, имеющиеся в деле и заслушав объяснения сторон.

При этом размер подлежащей взысканию компенсации должен быть судом обоснован. Определяя размер компенсации, суд учитывает, в частности, характер допущенного нарушения, срок незаконного использования фотографии, степень вины нарушителя, наличие ранее совершенных лицом нарушений авторских прав именно данного автора, вероятные убытки фотографа, соразмерность компенсации последствиям нарушения и т.д.

Необходимо отметить, что в случае удовлетворения требований фотографа, суд должен взыскать с ответчика понесенные фотографом расходы, связанные с рассмотрением дела в суде. Сюда входит: оплаченная за обращение в суд госпошлина, оплата услуг нотариуса по заверению Интернет-сайта, оплата услуг юриста и другие расходы.

Часто задаваемые вопросы:

Нет, это не так. Авторское право на фотографию возникает автоматически — с момента создания фотографии и выражения ее в объективной форме, доступной для окружающих. При этом неопубликованные фотографии охраняются также, как и опубликованные.Авторское право охраняет фотографию независимо от ее художественных достоинств. Конечно, слабая в художественном отношении фотография вряд ли станет использоваться. Однако, если она используется, то это может производиться только с соблюдением авторских прав.

Для обозначения своих авторских прав владелец исключительных авторских прав может поместить на фотографии знак охраны авторских прав. Знак состоит из следующих частей: буквы С, обрамленной окружностью, имени владельца исключительных авторских прав, времени первого выхода фотграфии в свет. Конечно, отсутствие этого знака не лишает фотографа авторских прав ни целиком, ни частично.

В каких случаях фотография может использоваться свободно, то есть без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения?

Фотография может использоваться свободно, то есть без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения исключительно в следующих случаях: — в изданиях, телепередачах и видеозаписях учебного характера может быть использована опубликованная фотография; — фотография может быть воспроизведена в обзоре текущих событий по телевидению; — фотография, опубликованная в прессе, может быть репродуцирована библиотекой или архивом по запросам отдельных граждан или в исследовательских целях; — фотография, помещенная в сборнике или периодике, может быть репродуцирована образовательным учреждением с целью показа во время проведения аудиторных занятий. Во всех остальных случаях использование фотографии допускается только с согласия фотографа и с выплатой вознаграждения.

Фотограф занимается репродукционной съемкой живописи и графики. Являются ли слайды — репродукции объектом охраны авторских прав?

Авторское право охраняет любые оригинальные, творческие фотографические произведения и произведения, полученные способом, аналогичным фотографии. Задача фотографа, производящего фотосъемку произведения живописи и графики — добиться правильной цветопередачи, свойственной объекту съемки. Не более того. Для этого подбираются соответствующие свет и фотопленка, используются специальные приборы, определяющие цветовую температуру. Другими словами, задача фотографа, занимающегося репродукционной съемкой, не создать оригинальное авторское произведение, а добиться максимального соответствия снимаемому оригиналу. Поэтому не могут считаться оригинальными и не охраняются авторским правом так называемые «технические» фотографии: репродукции картин, графики, рисунков, гобеленов, мозаик, панно, витражей.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

сайт признает, что фотоподделку не всегда легко распознать, тем более часто фотография вполне себе настоящая, а вот история, которая за ней скрывается, - выдуманная. Вот 12 популярных в последнее время снимков, в правдивость которых мы зря так слепо поверили.

1. Вот что случилось с тропическим лесом за 10 лет

Этот фотоколлаж стал хитом благодаря популярному #10YearChallenge. На Reddit снимок сопровождается текстом, в котором говорится, что «каждый год 46–58 тыс. кв. миль леса исчезает в результате вырубки». Фото действительно выглядит эффектно и правдиво, учитывая наличие логотипа Всемирного фонда дикой природы. Но на самом деле это не коллаж из двух фотографий, сделанных с разницей в 10 лет, а одна фотография с фотостока. На ней запечатлено уничтожение тропических джунглей в Малайзии ради расширения плантаций масличной пальмы.

2. Парень виртуозно перемешивает рис

Вам тоже кажется, что фотографу удалось запечатлеть удачный момент, когда парень виртуозно перемешивал рис в воке? На самом деле рис ненастоящий. И вообще все ненастоящее. Это такая скульптура, и ее можно купить в Токио в магазине, где продаются поддельные продукты питания и блюда.

3. Граффити, которое можно рассмотреть лишь в воде

Следовательно, на первой фотографии отражение в воде обработано в фотошопе.

4. В офисе под столом нашли детенышей оленя и рыси, которые укрылись от пожаров в Калифорнии

«В одном офисном здании люди нашли детенышей оленя и рыси, которые спрятались под столом, спасаясь от лесных пожаров в Калифорнии», - с такой подписью недавно стала хитом эта фотография на Reddit , Pikabu , в твиттере и других социальных сетях. Фото настоящее, но вот публикуется оно каждый раз, когда где-нибудь в США случаются лесные пожары. При этом подпись всегда разная. Сам снимок был сделан еще в мае 2009 года на объекте, принадлежащем некоммерческой команде спасателей животных. Во время пожара в Санта-Барбаре (Калифорния) эти детеныши были найдены недалеко от ранчо Арнольда Шварценеггера. И так как у спасателей вольеры оказались уничтожены пожаром, олененка и рысенка пришлось разместить в офисе. При этом рысенок сам подбежал к олененку и улегся возле него калачиком.

Кстати, один из спасателей позже забрал животных к себе домой, так как опасался, что в дикой природе они не выживут. Впоследствии он даже поделился видео с повзрослевшим рысенком - тот оказался очень ласковым.

5. Новый год в Париже

6. Пес спит на могиле своего хозяина каждую ночь в течение 7 лет

В процессе своей профессиональной деятельности фотографы (да и не только фотографы) задаются примерно следующими вопросами:

  • Можно ли выкладывать фотографии людей на сайтах в Интернете или позиционировать свои фотографии на общественных открытых выставках без разрешения модели?
  • Можно ли продавать фотографии с изображениями людей без их согласия?
  • Можно ли использовать в рекламе фотографии модели без ее разрешения?
  • Можно ли фотографировать людей без их согласия?
  • Что такое, Когда и Зачем нужен релиз модели?
  • Могу ли я как фотограф использовать фотографии без разрешения модели?
  • Устное или письменное должно быть соглашение?
  • Что делать, если модель несовершеннолетняя?

Ответы на эти и другие вопросы можно получить в этой статье.

Общее правило – согласие модели должно быть!

В Гражданском кодексе РФ есть одна интересная статья — 152.1 «Охрана изображения гражданина», которая как раз касается фотографов и моделей. Эта статья с одной стороны отвечает на ряд вопросов, а с другой – порождает новые вопросы.

Основное правило гласит: обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии) допускаются только с согласия этого гражданина . После смерти гражданина его изображение может использоваться только с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии — с согласия родителей.

Иными словами фотографировать человека можно и без его согласия.

Фотограф может нарушить права фотографируемого только когда:

1. Обнародует фотографию , то есть откроет первичный доступ к фотографии неограниченному числу лиц.

Понятие «обнародование » с точки зрения Верховного суда (п. 43 ППВС РФ от 23.06.2015 г. № 25) — это осуществление действия, которое впервые делает данное изображение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа либо любым другим способом, включая размещение его в сети «Интернет».

2. Начнет использовать фотографию . Под использованием фотографии понимается: воспроизведение, распространение (в т.ч. продажа), публичный показ (в т.ч. на сайте в Интернете), импорт оригинала или экземпляров фотографии, переработка фотографии и т.п. Подробнее о том, что такое использование фотографии можете прочитать в статье: «Какие права на фотографию имеет фотограф. Авторские права фотографа».

Когда можно использовать фотографии без разрешения модели (фотографируемого человека)?

Всего есть 3 исключения из общего правила, когда можно использовать фотографии без разрешения модели (п.п. 1,2,3 п. 1 ст. 152.1 ГК РФ).

Разрешение на обнародование и дальнейшее использование фотографии не требуется в следующих случаях :

1. Использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах .

Это значит, что у государственных, общественных и иных публичных личностей право на личное изображение действует в более узкой сфере, чем у рядовых граждан. Например, можно использовать фотографии президента, губернатора и т.п. без их согласия.

В решении Европейского суда по правам человека от 24 июня 2004 г. содержится позиция национального суда о том, что некое «публичное лицо» является «значимой фигурой современной истории и, следовательно, [она] должна терпимо относиться к публикации без ее согласия рассматриваемых фотографий, которые все без исключения были сделаны в общественных местах».

Также интересные выводы можно найти в судебной практике (ППВС РФ от 15 июня 2010 г. N 16 «О практике применения судами закона российской федерации «о средствах массовой информации»):

К общественным интересам следует относить не любой интерес, проявляемый аудиторией, а, например, потребность общества в обнаружении и раскрытии угрозы демократическому правовому государству и гражданскому обществу, общественной безопасности, окружающей среде.

Необходимо проводить разграничение между сообщением о фактах (даже весьма спорных), способным оказать положительное влияние на обсуждение в обществе вопросов, касающихся, например, исполнения своих функций должностными лицами и общественными деятелями, и сообщением подробностей частной жизни лица, не занимающегося какой-либо публичной деятельностью. В то время как в первом случае средства массовой информации выполняют общественный долг в деле информирования граждан по вопросам, представляющим общественный интерес, во втором случае такой роли они не играют.

!! НОВЫЕ РАЗЪЯСНЕНИЯ Верховного суда

Без согласия гражданина обнародование и использование его изображения допустимо, когда имеет место публичный интерес , в частности если такой гражданин является публичной фигурой (занимает государственную или муниципальную должность, играет существенную роль в общественной жизни в сфере политики, экономики, искусства, спорта или любой иной области), а обнародование и использование изображения осуществляется в связи с политической или общественной дискуссией или интерес к данному лицу является общественно значимым .

Вместе с тем согласие необходимо , если единственной целью обнародования и использования изображения лица является удовлетворение обывательского интереса к его частной жизни либо извлечение прибыли .

Не требуется согласия на обнародование и использование изображения гражданина, если оно необходимо в целях защиты правопорядка и государственной безопасности (например, в связи с розыском граждан, в том числе пропавших без вести либо являющихся участниками или очевидцами правонарушения).

2. Изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования .

Иными словами можно использовать фотографию человека, который находится в толпе других людей, но нельзя использовать кадрированное изображение, где портрет этого человека помещен на всю фотографию.

!! НОВЫЕ РАЗЪЯСНЕНИЯ Верховного суда (ППВС РФ от 23.06.2015 г. № 25):

Изображение гражданина на фотографии, сделанной в публичном месте, не будет являться основным объектом использования, если в целом фотоснимок отображает информацию о проведенном публичном мероприятии, на котором он был сделан .

По общему правилу, если изображенные на коллективном фотоснимке граждане очевидно выразили свое согласие на фотосъемку и при этом не запретили обнародование и использование фотоснимка, то один из этих граждан вправе обнародовать и использовать такое изображение без получения дополнительного согласия на это от иных изображенных на фотоснимке лиц, за исключением случаев, если такое изображение содержит информацию о частной жизни указанных лиц.

3. Гражданин позировал за плату .

В этом случае, если платились деньги модели за позирование от нее необходимо брать расписку, в которой должно быть указано: ФИО модели, сумма которую она получила, дата, от кого и за что получила деньги, где, когда и кем проводилась фотосессия (место), подпись. Данная расписка обезопасит фотографа от дальнейших претензий модели.

Есть еще другой вариант. Он касается съемки TFP, то есть когда модель позирует фотографу за фотографии. В этом случае фотографии являются платежом за позирование. Это не безвозмездные правоотношения. Следовательно, от модели в этом случае надо брать расписку о том, что в качестве оплаты за позирование модель получила N количество фотографий в цифровом либо напечатанном виде.

В случае, если модель несовершеннолетняя аналогичную расписку следует брать с законных представителей – родителей.

Если человек сам выложил в Интернет свои фотографии: можно ли их использовать?

На этот вопрос можно дать такой ответ (основываясь на ППВС РФ от 23.06.2015 г. № 25):

1. Обнародование изображения гражданина, в том числе размещение его самим гражданином в сети «Интернет», и общедоступность такого изображения сами по себе не дают иным лицам права на свободное использование такого изображения без получения согласия изображенного лица (за исключением 3-х случаев, когда согласие не требуется).

2. Вместе с тем, обстоятельства размещения гражданином своего изображения в сети «Интернет» могут свидетельствовать о выражении таким лицом согласия на дальнейшее использование данного изображения, например, если это предусмотрено условиями пользования сайтом , на котором гражданином размещено такое изображение.

В какой форме давать согласие на обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина?

Закон допускает устную, письменную форму. Потому что согласие — это сделка. Также сделка считается совершенной и в том случае, когда из поведения лица явствует его воля совершить сделку.

Например, если человек добровольно дает интервью телеканалу, то из его действия (позирование не камеру, ответы на вопросы) свидетельствуют о наличии его согласия на дальнейшее использование интервью с его участием, включая его изображения.

Но, чтобы в случае непонимания, вопрос не доходит до судебных разбирательств, лучше все, конечно, оформлять письменно.

Еще в согласие (при желании) можно включить ряд условий. К примеру, можно определить порядок и пределы обнародования и использования изображения (предусмотреть срок, на который оно дается, а также способы использования данного изображения).

Стиль MLA (Modern Language Association, Ассоциация по изучению современного языка) обычно используется для исследовательских работ в области гуманитарных наук, и в этом случае указывается автор конкретной работы. APA (American Psychological Association, Американская ассоциация психологов) чаще всего используется в социологических научных работах, и он обязывает указывать дату создания. И, наконец, формат CMS (Chicago Manual of Style, Чикагский стилистический справочник) допускает два разных стиля цитирования: «автор и дата» (AD) и «примечания и библиография» (ND). Последний часто используется в курсах истории, поскольку позволяет авторам ссылаться на источник в сноске на той же странице. Ниже перечислены основные различия в форматировании при указании авторства фотографий, а также приведено несколько примеров.

Нужны изображения для проекта?
Коллекция Shutterstock из 70 миллионов изображений может помочь!
.

Указание авторства фотографии с веб-сайта
MLA: Информация, содержащаяся в указании авторства в формате MLA, отличается в зависимости от источника фотографии (например, музей, энциклопедия или сток фотографий). Для большей ясности предположим, что все наши фотографии взяты из цифровых источников. MLA уделяет большое внимание авторам, поэтому указание авторства всегда начинается с имени фотографа (фамилия, затем имя и инициалы). Затем указывается название изображения. При ссылке на цифровое изображение также необходимо указать в описании слова «Digital image» , а затем название веб-сайта. Вот простой шаблон и пример:

Фамилия Имя О. Название работы . Digital Image. Название веб-сайта. Веб-сайт издатель, день, месяц и год публикации. Web. День, месяц и год обращения к изображению.

Smith, Joe C. The Golfer’s Dream . Digital Image. GolferWeek. Golfer Inc, 4 January 2002. Web. 16 March 2014.

APA: поскольку форматирование АРА делает упор на авторов и даты, необходимо сначала указать имя фотографа, а затем дату публикации оригинала. После этой информации можно указать название фотографии и источник (веб-сайт). Основное отличие от стиля MLA в том, что необходимо включить слова «(Photographer)» и «» для большей точности. Шаблон и пример:

Фамилия Имя О. (Photographer). (Год, месяц и день публикации). Название работы . Получено с веб-сайта http://www.xyz.com

Ballard, Brenda D. (Photographer). (1972, June 18). Talk to Your Neighbors . Retrieved from http://www.picketfencephotos.com/brenda-ballard

Фамилия Имя О. Название работы . Месяц, день и год создания. Коллекция, организация, музей, местоположение. Дата обращения: месяц, день, год. www.xyz.com

Burns, Cornelius F. Tribal Weaving . August, 1967. Natural History Museum, Los Angeles. December 5, 2012. www.historicphotos.com

Указание авторства фотографии из базы данных
MLA: Вместо слов «Digital Image» используется «Photograph». Если оригинал фотографии хранится в каком-либо музее или организации, можно также указать эту
информацию.

Фамилия Имя О. Название работы . Год создания. Photograph. Музей, организация, местоположение. Название базы данных. Web. Дата обращения: день, месяц, год.

Smith, Joe C. The Golfer’s Dream . 2002. Photograph. Shutterstock Web. 16 March 2014.

APA: в отличие от MLA и CMS, APA не требуется включения названия базы данных при указании авторства. Используйте такой же формат, как при цитировании фотографии с веб-сайта, но укажите в качестве источника базу данных. Если оно получено по другой ссылке, укажите ее в части «Retrieved from http://». В противном случае укажите ссылку на базу данных.

Фамилия Имя О. Название работы . Месяц, день и год создания. Коллекция, организация, музей, местоположение. Дата обращения: месяц, день, год. Ссылка или название базы данных.

Burns, Cornelius F. Tribal Weaving. August, 1967. Natural History Museum, Los Angeles. December 5, 2012. Shutterstock



Поделиться