Структура и направления карьеры Структура карьеры работника Карьера работника как длительный процесс включает целый ряд взаимосвязанных элементов. При этом каждая подструктура карьеры работника должна включать следующие элементы: личностная подструктура: мотивацию на карьеру; личностные качества; самореализацию на базе роста квалификации профессионализма опыта которая выражается в продвижении по службе росте материального благополучия и т. социальное признание как свидетельство одобрения окружающими стремления работника к...
Поделитесь работой в социальных сетях
Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск
ПЛАНИРОВАНИЕ КАРЬЕРЫ
Тема 2. Структура и направления карьеры
Структура карьеры работника
Карьера работника как длительный процесс включает целый ряд взаимосвязанных элементов. Они должны включать следующие подструктуры: личностную, производственную и ценностную. При этом каждая подструктура карьеры работника должна включать следующие элементы:
личностная подструктура:
- мотивацию на карьеру;
- личностные качества;
- самореализацию (на базе роста квалификации, профессионализма, опыта), которая выражается в продвижении по службе, росте материального благополучия и т.д.
- социальное признание как свидетельство одобрения окружающими стремления работника к развитию карьеры, используемых средств и методов достижения карьеры, престижности этих целей и т. д.
ценностная подструктура:
- социальную принадлежность, нередко предопределяющую формы и пути развития карьеры;
- общепринятые социальные ценности (человеческое достоинство, гражданский долг, материальное благополучие, поведенческие нормы и установки и т. д.);
- престижность развития карьеры и пр.;
производственная подструктура:
- расширение производства (согласно планам развития, модернизации и т.п.);
- внедрение новой технологии и техники;
- переход на новые экономические отношения, определяемые развитием общества и страны в целом;
- качество и эффективность труда работника, подразделения, предприятия;
- потребность предприятия в развитии карьеры работника и др.
Все подструктуры определяют развитие карьеры работника в комплексе и взаимосвязаны. Поэтому при планировании карьеры работника следует учитывать все элементы структуры карьеры, так как иначе предприятие и социальное окружение будут сталкиваться с негативными проявлениями, например безразличие работника к общепринятым социальным ценностям приведет к следованию принципу "карьера любой ценой". Завышенные уровень притязаний и самооценка могут привести к тому, что работник будет стремиться к развитию карьеры, хотя его личностные качества не соответствуют требованиям рабочего места. Допустим, что предприятие в перспективе не имеет развития и обновления технологий и техники, однако администрация планирует развитие карьеры работника. Это приведет к тому, что на каком-то этапе план будет невыполненным из-за отсутствия возможности перемещений и т. п. (нет новой техники и т. д.). В любом из приведенных примеров развитие карьеры работника протекает ненормально, с ущербом для предприятия (трудовой группы) и работника.
Развитие карьеры работника может происходить только тогда, когда сам работник и администрация предприятия обеспечивают развитие всех элементов (подструктур) карьеры в целом.
НАПРАВЛЕНИЯ КАРЬЕРЫ
Четыре направления, по которым должна строиться карьера:
Бюрократическое : повышение в должности, изменение меры ответственности, повышение зарплаты.
Профессиональное : повышение компетенции, создание у человека ощущения своей незаменимости. Профессиональная карьера связана с возможностью повышения квалификации сотрудников. Нужно помнить, что сотрудник принадлежит также профессиональному сообществу, поэтому ему необходимы и обмен опытом с коллегами в организации, и участие в процессах, происходящих в профессиональной среде вне организации.
"Семейное": сотрудники делают карьеру, становясь как бы "частью семейного альбома" фирмы, зная ее историю, привычки и мелочи жизни коллег, участвуя корпоративных мероприятиях, поддерживая традиции.
Демократическое : человек должен быть выслушан, его мнение должно быть доведено до других людей, он должен быть удовлетворен в своем честолюбии.
Преобладание одного из этих направлений показывает непродуманность построения карьеры, например, часто недооценивается карьера профессиональная. Необходимо продумывать осуществление карьеры сотрудников по всем направлениям.
Типы построения карьеры в организациях с разной корпоративной культурой будут очень различаться. Руководитель должен ответить себе на вопрос: каков тип его организации от этого зависит карьера сотрудников.
Выделим несколько наиболее распространенных общих типов:
"Семейная" организация. Все друг другу друзья, работа общий дом. Совокупность отношений между людьми в процессе работы и вне ее заменяет реальную жизнь. Человеку в "альтернативной семье" не скучно, но какая же может быть карьера в семье?! В "семье" любят за другое!
"Бюрократическая организация". Каждый знает, сколько он получает, кто кому подчиняется, какие приказы с кем обсуждаются. Продвижение идет "по шахматным клеточкам". Когда руководство сочтет необходимым, оно может "переставить" сотрудника. В одном случае, если руководитель видит, что потенциал работника высок, это может быть резкий скачок, в другом будет реализован тип советского построения карьеры, впрочем, популярный, например, в Канаде, когда переход на следующую ступень по карьерной лестнице совершается планомерно, в зависимости от количества проработанных лет и аттестационных характеристик. Карьера в такой организации выстраивается руководством по строгим правилам, от инициативы сотрудника ничего не зависит.
"Демократической организации" создает лучшие условия для построения карьеры так как она все делает для того, чтобы каждый человек максимально реализовался, более того готовность человека делать карьеру она максимально использует. В такой организации каждый человек может оказаться уместным, дать нужную реплику, подставить плечо.
Западные, жесткие стереотипы построения карьеры, предполагается, что карьера строится "по головам" других: для того, чтобы его заметили, сотрудник доводит до руководства промахи коллег. И разумное зерно в этом есть, так как главный закон карьериста: "Вспотел покажись начальству!". Но мудрое руководство персоналом заключается в том, чтобы отмечать заслуги всех и тех сотрудников, которые о себе не напоминают!
Кроме того, умные руководители, сдерживающие "хождение по головам", находят другие способы продвижения работников. Например, создавая для успешного сотрудника новое направление работы, подразделение или филиал, начальство не только продвигает человека, но и показывает, что его творческий потенциал оценен по заслугам, дает возможность развиваться ему и с ним своему бизнесу! Таким образом, карьерная агрессия переводится в лоно созидания, и это важно, так как, к сожалению, варианта "мы все дружная семья" при построении карьеры быть не может.
Есть некоторые позиции и должности, при которых традиционно маловероятно построение карьеры. Это, например, хороший секретарь или менеджер по продажам. Для подобных специальностей возможно построение карьеры но не в рамках одной фирмы, а путем перехода из более мелких организаций в более крупные. Впрочем, мудрые руководители, заботящиеся не только о себе, но и о сотруднике, а главное о благе фирмы, все же находят способ имитации карьерного роста, либо действительного карьерного роста для таких сотрудников, вводя для них новые наименования должностей или, после дополнительного обучения, переводя на другие участки работ.
СТРУКТУРА И РАЗВИТИЕ КАРЬЕРЫ
Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм> |
|||
10335. | Основные направления психологии | 128.3 KB | |
Основные направления психологии План лекции: Становление научной психологии Школы зарубежной психологии Школы зарубежной психологии. Становление научной психологии По известному выражению психология имеет короткую историю но давнее прошлое. Развитие психологии как науки можно разделить на 2 крупных этапа: донаучный и научный. Донаучный этап развития психологии начавшийся в античности это время по преимуществу философских размышлений о душе и мире; душа здесь строго говоря не объект изучения но предмет интеллектуального... | |||
1304. | Основные направления и виды арттерапии | 31.92 KB | |
Арттерапия - это метод коррекции и развития посредством художественного творчества. Термин «арттерапия» впервые начал использоваться в 40-е годы ХХ-го столетия в западноевропейских странах, представляя собой психотерапевтическое направление | |||
2327. | Сущность и направления кадровой политики | 22.06 KB | |
Сущность и направления кадровой политики Кадровая политика организации генеральное направление работы с персоналом отражающее совокупность принципов методов набор правил и норм в области работы с персоналом которые должны быть осознаны и определенным образом сформулированы. Цель кадровой политики обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численности и качественного состава персонала в соответствии с потребностями самой организации требованиями действующего законодательства и состоянием рынка труда.... | |||
5210. | Основные направления финансового менеджмента | 32.42 KB | |
Формирование финансовой структуры капитала где определяется общая потребность в капитале для финансирования формируемых активов предприятия; формирование целевой структуры капитала обеспечивающей наиболее низкую стоимость и достаточную финансовую устойчивость капитала. Управление оборотными активами здесь предметом изучения является анализ и прогнозирование продолжительности отдельных циклов оборота капитала с выделением отдельных видов этих активов... | |||
8206. | Основные проблемы и направления философии культуры | 34.6 KB | |
Философия культуры основная проблематика. Данная тенденция к переходу научного знания с теоретического на метатеоретический уровень исследования требует от философских дисциплин и в частности от философии культуры определения своего отношения к метатеоретическому способу мышлению. Лингвистическая критика философского знания осуществленная в рамках аналитической традиции позволила вплотную подойти к изучению культуры в качестве среды формирующей различного рода теории и тем самым раскрыть ее метатеоретический потенциал. | |||
5962. | ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ | 841.11 KB | |
Существующие в настоящее время в пищевой промышленности технологические процессы в ряде случаев достигли естественного предела скорости и по своей природе не могут быть интенсифицированы. Для дальнейшего развития производства необходимы новые научно-технические решения | |||
7864. | Условия и направления развития мультимодальных перевозок | 7.14 KB | |
Специалисты транспорта не обращают достаточного внимания на организацию процесса перемещения товаров как единого целого. Логистическое управление перевозками значительно изменяет традиционный характер экономических и организационных отношении между взаимодействующими видами транспорта. Тот кто контролирует груз по всей логистической цепочке независимо от вида транспорта имеет конкурентное преимущество перед тем кто контролирует груз лишь на отдельных участках перевозки. Сторона контролирующая груз на всем пути его перемещения различными... | |||
1378. | Основные направления финансовой стабилизации ООО «Пламя» | 213.86 KB | |
Организационно экономическая характеристика предприятия.53 Введение Финансовое состояние предприятия характеризуется системой показателей отражающих состояние капитала в процессе его кругооборота и способность организации финансировать свою деятельность на фиксированный момент времени. комплексного системного изучения финансового состояния предприятия и факторов его формирования с целью оценки степени финансовых рисков и прогнозирования уровня доходности капитала. Анализ финансового состояния предприятия является основой принятия решений на... | |||
8342. | Основные направления совершенствования налоговой системы РФ | 12.82 KB | |
Предложения по совершенствованию налогового регулирования К основным направлениям совершенствования налогового регулирования можно отнести: снижение общей налоговой нагрузки; упорядочение и упрощение налогового законодательства; увеличение доходов бюджета за счет выведения бизнеса из тени. Между тем объем налогового отчета можно сократить до 12 страниц на которых легко поместятся реквизиты предприятия и налоговой инспекции налоговые базы ставки налогов суммы уплаченных и подлежащих уплате налогов. Меры по совершенствованию... | |||
5182. | Основные направления таможенно-тарифной политики | 96.79 KB | |
Совершенствование форм и методов работы направленной на выявление пресечение и раскрытие преступных схем связанных с незаконным перемещением через государственную границу Российской Федерации объектов интеллектуальной собственности сырьевых ресурсов... |
Карьера определяется как «продвижение в какой-либо сфере деятельности, достижения известности, славы, выгоды», как «путь к успехам, видному положению в обществе, на служебном поприще, а также само достижение такого положения».
При этом в словарях слова «карьеризм», «карьерист» носят довольно негативную окраску. Так, в Словаре русского языка Д.Н. Ушакова карьерист – это человек, «ставящий заботу о своей карьере и личных успехах выше интересов дела»; С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова трактуют карьеризм как «погоню за карьерой, стремление к личному благополучию, продвижению по службе в личных интересах».
В русском языке, отмечает Е.Г. Молл, «не появились термины, отражающие позитивное отношение к людям, стремящимся сделать карьеру, т. е. соответствовать всем требованиям каждой занимаемой должности из их планируемой последовательности».
В настоящее время существенно изменились требования к менеджерам и их компетенции. Проблемы управленческой карьеры рассматриваются в контексте глобальных изменений, происходящих в организациях.
Так, К.А. Нордстрем и Й. Риддерстрале декларируют: «Новая реальность требует гораздо большей гибкости. На протяжении почти всего XX в. большинство менеджеров имели только одну работу и только одну карьеру. Теперь мы можем смело говорить о двух карьерах и работе на семерых работодателей в течение жизни. Времена верных и преданных компании служащих давно прошли. Скоро в центре внимания будет стиль жизни, а не карьера, и работа будет представляться вереницей проектов и великих начинаний».
Е.Г. Молл выделяет шесть основных тенденций, характеризующих происходящие изменения:
1) переход от индустриального общества к информационному. Новый «информационный работник» постоянно использует компьютер, информационные технологии. Не следует недооценивать значения данной тенденции для построения управленческой карьеры. Новые информационные технологии способствуют обмену знаниями, формированию умений и навыков, служат средством добычи карьерной информации и различных вариантов самопрезентаций и т. д.;
2) переход от силовых технологий, предполагающих непосредственное воздействие на объект труда, к высоким технологиям, которые такого воздействия не требуют. При этом человеческий фактор не только не утрачивает своей значимости для организации, а наоборот, его значимость возрастает, что наглядно видно на примере роста цены ошибок (особенно это касается управления). Следовательно, в новых условиях наибольшую ценность приобретает управленческая компетентность;
3) переход от иерархического построения организации к сетевому. На смену вертикальной иерархии приходят горизонтальные, разнонаправленные связи, осуществляется переход к преобладанию целеориентированных сетей. На первый взгляд, данная тенденция снижает актуальность исследований управленческой карьеры, но в действительности она подчеркивает многоплановость карьеры, возможность не только иерархического должностного продвижения менеджеров, но и расширения их влияния. Иногда эта тенденция приводит к различным вариантам компенсаций. Например, компании с сетевым направлением развития вводят должности директоров вертикальной интеграции;
4) переход от ситуации с ограниченным выбором к ситуации со множеством возможных вариантов, что существенно влияет на принятие карьерных решений.
Многие люди стоят перед выбором – работать или не работать, а если работать, то сколько часов в неделю? Для современной эпохи характерно снижение мотивации должностного роста, так называемый кризис управленческой мотивации;
5) переход к глобальным, мультинациональным корпорациям, породившим такое явление, как глобальные менеджеры. Они не ограничены национальными рамками, учитывают особенности культуры страны, в которой работают в данный момент;
6) возможность резких организационных и ситуационных изменений, в значительной степени затрагивающих карьеру, обусловливающих необходимость оперативной ориентации руководителей в неожиданно меняющейся карьерной ситуации.
Можно сказать, что карьера – результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом. Другими словами, карьера – это траектория движения человека в рамках профессии или организации.
З.П. Румянцева и Н.А. Саломатин выделяют несколько принципиальных траекторий движения человека в рамках профессии или организации, которые приведут к разным типам карьеры:
1) профессиональная карьера связана с ростом знаний, умений, навыков. Сотрудник в процессе своей трудовой жизни проходит различные стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию. Эти стадии работник может пройти последовательно в разных организациях. Профессиональная карьера может идти по линии специализации (углубление в одной, выбранной в начале профессионального пути линии движения) или транспрофессионализации (овладение другими областями человеческого опыта, связанное с расширением инструментария и областей деятельности);
2) внутриорганизационная карьера связана с траекторией движения человека в организации. Она может идти по линии:
– вертикальной карьеры – подъем на более высокую ступень структурной иерархии;
– горизонтальной карьеры – либо перемещение в другую функциональную область деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре (например, выполнение роли руководителя временной целевой группы, программы и т. п.); к горизонтальной карьере можно отнести также расширение или усложнение задач на прежней ступени (как правило, с адекватным изменением вознаграждения);
– центростремительной карьеры – продвижение к ядру организации, центру управления, все более глубокое включение в процессы принятия решений (например, приглашение работника на недоступные ему ранее встречи, совещания как формального, так и неформального характера, получение им доступа к неформальным источникам информации, доверительные обращения, отдельные важные поручения руководства).
Основные принципы реализации системы профессионального продвижения сотрудников в организации:
– принцип последовательного, планомерного, непрерывного движения сотрудников внутри организации – забота и ответственность организации в отношении роста персонала. Это позволяет сотрудникам ощущать свою востребованность и ценность как профессионалов. Планомерное продвижение предполагает, что перед тем как перейти на следующую ступень развития, сотрудник должен освоить определенные умения и навыки;
– принцип равенства возможностей при карьерном росте – наличие одинаковых условий и критериев для всех сотрудников (отсутствие протекции, справедливая оценка знаний, навыков, умений, деловых и личностных качеств);
– принцип преемственности – накопление знаний, навыков и умений на предыдущих ступенях развития и использование их на каждом последующем этапе. Преемственность руководства способствует последовательности стратегического курса компании, позволяет сформировать четкие корпоративные ценности;
– принцип максимального срока пребывания в должности – сочетание горизонтального перемещения с вертикальным движением;
– принцип динамики функций управления по мере изменения уровня управления – увеличение объема стратегических функций управления;
– принцип материальной и моральной заинтересованности – предполагает, что карьерный рост должен обязательно сопровождаться как прямым, так и косвенным материальным стимулированием.
Как подчеркивают З.П. Румянцева и Н.А. Саломатин, главной задачей планирования и реализации карьеры является обеспечение взаимодействия профессиональной и внутриорганизационной карьер. Это взаимодействие предполагает выполнение ряда задач:
– достижение взаимосвязи целей организации и отдельного сотрудника;
– обеспечение направленности планирования карьеры на конкретного сотрудника с целью учета его специфических потребностей и ситуаций;
– обеспечение открытости процесса управления карьерой;
– устранение «карьерных тупиков», в которых практически нет возможностей для развития сотрудника, повышение качества процесса планирования карьеры;
– формирование наглядных и воспринимаемых критериев служебного роста, используемых в конкретных карьерных решениях;
– изучение карьерного потенциала сотрудников;
– обеспечение обоснованной оценки карьерного потенциала работников с целью сокращения нереалистичных ожиданий;
– определение путей служебного роста, использование которых удовлетворит количественную и качественную потребность в персонале в нужный момент времени и в нужном месте.
Рассмотрим классификацию типов карьеры, основанную на организационном поведении руководителей:
1. Суперавантюрная карьера – очень высокая скорость должностного продвижения (расширения влияния) с пропуском значительного числа промежуточных ступеней, а иногда резкое изменение сферы деятельности. Выделяют два класса суперавантюрных карьер: случайные и совместные. К случайным карьерам относятся те, которые основаны на удачном стечении обстоятельств, т. е. человек оказался «в нужном месте в нужное время». Совместные карьеры базируются на продвижении с более сильным лидером или обеспечении высокой скорости продвижения детям, членам семьи, друзьям и т. п. Представители суперавантюрного типа карьеры нацелены на дальнейшее продвижение и характеризуются различными ситуационно-личностными ориентациями. Как исторический опыт, так и статистические данные свидетельствуют о том, что суперавантюрные карьеры с высокой вероятностью заканчиваются крахом.
2. Авантюрная карьера – пропуск двух должностных уровней при достаточно высокой скорости продвижения или существенном изменении сферы деятельности. В недалеком прошлом значительное увеличение количества авантюрных карьер было связано с широкой кампанией выборов руководителей, всесоюзными и общегородскими конкурсами на должности директоров предприятий. В настоящее время рост авантюрных карьер чаще всего обусловлен потребностью части руководителей и предпринимателей в подборе кадров по принципу личной преданности. Факт наличия в организации более 30 % руководителей с авантюрным типом карьеры свидетельствует о потенциальной нестабильности деятельности данной организации.
3. Традиционная (линейная) карьера – постепенное продвижение вверх, иногда с пропуском одной ступени, иногда с непродолжительным понижением в должности. В этом случае скорость продвижения определяется управленческими способностями конкретного человека, особенностями построения карьеры в отдельных отраслях производства, отчасти протекцией и связями. Традиционная карьера позволяет руководителю овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками, накопить достаточный опыт взаимодействия. Успешность карьеры в значительной степени определяется особенностями планирования управленческого развития внутри организации.
4. Последовательно-кризисный тип карьеры – особенно характерен для периодов кризисов и революционных преобразований, которые предполагают постоянную адаптацию менеджеров к изменяющейся ситуации. Невозможность адаптации приводит к последовательному понижению должностного уровня, к ориентации на борьбу за сохранение занимаемой позиции и личные интересы.
5. Прагматичный (структурный) тип карьеры. Представители этого типа отдают предпочтение наиболее простым способам решения карьерных задач. Для них характерно изменение сферы деятельности, типа организации в зависимости от социально-экономических, технологических, технических и маркетинговых изменений. Перемещения осуществляются в рамках одного и того же класса управления. Преимущественные ориентации на личные или общественно-личные интересы.
6. Отбывающий тип карьеры – для этой группы руководителей карьера завершена: перемещение «вниз» маловероятно, а движение «вверх» невозможно. Основная задача руководителя – удержать занимаемую позицию и использовать все вытекающие из нее преимущества. Как и в предыдущем случае, преобладает ориентация на личные интересы.
7. Преобразующий тип карьеры. Близким по направленности к преобразующему типу карьеры является тип карьеры, названный «завоевание мира», для которого характерна высокая скорость должностного продвижения (расширения влияния); оно может быть как последовательным, так и скачкообразным. В этом случае либо карьера строится в новой области, сфере производства, либо ее основу составляет выдающаяся идея. Это всегда новая позиция в обществе и устремленность в будущее, на завоевание новых рубежей.
8. Эволюционный тип карьеры – должностное продвижение (рост влияния) синхронно с ростом организации. Характерна ориентация на дальнейшее продвижение и общественно-личные интересы.
Типология карьер позволяет прогнозировать организационное поведение менеджеров на основе знакомства с их управленческим путем. Преобладание того или иного типа карьеры зависит от социально-экономической ситуации, формы собственности, отрасли производства и особенностей конкретной организации.
Следует также учитывать этап карьеры, который проходит сотрудник в данный момент. Это может помочь уточнить цели профессиональной деятельности, степень динамичности и специфику индивидуальной мотивации (табл. 5.36).
Таблица 5.36 Характеристика основных этапов карьеры менеджера
Разумеется, приведенная схема отображает некий усредненный путь работника и выполняет лишь функцию полезного ориентира в планировании карьеры. Особо необходимо отметить так называемый «кризис середины служебной карьеры», он приходится на временной отрезок где-то между 35–40 (иногда чуть позже) годами. Основная отличительная черта этого периода – осознание человеком расхождения между намечавшимися жизненными целями и реальной ситуацией. По другим оценкам, он приходится на стадию стабильной работы, т. е. на возраст 45–60 лет.
В это время человек нередко переосмысливает свою жизненную концепцию, освобождается от иллюзий, корректируя жизненные планы в сторону более реалистической оценки желаемых результатов и возможностей их достижения.
К этому добавляется и ряд других проблем, например проблема убывания физических сил, привлекательности и др. Кризис середины карьеры, как и кризис среднего возраста, оказывает психологическое, а часто и физиологическое влияние, которое может стать опасным, если не попытаться нейтрализовать это состояние.
Т. Санталайнен и Э. Воутилайнен обращают внимание на сложности, подстерегающие прежде всего руководителей в середине служебной карьеры, когда в какой-то момент наступает этап «брожения». Правда, учитывая своеобразие индивидуального пути каждого человека, они оперируют более широким возрастным диапазоном – от 35 до 50 лет. «В середине служебной карьеры человек осознает, что смертен. Одновременно он видит ограниченность и постоянное сужение собственных возможностей. У многих на первый план вновь выступают противоречия и чувства, присущие молодости. Уход выросших детей из дома, конфликты или эмоциональные причины изменяют в среднем возрасте отношение к детям и жене или мужу. По этим причинам в середине служебной карьеры снижается мотивация к работе и увеличивается число проблем на работе и дома».
В это время продвижение обычно идет довольно медленно по двум причинам: во-первых, чем ближе к вершине организационной пирамиды, тем меньше собственных мест; во-вторых, вакансии могут иметься в наличии, но человек утратил либо возможность, либо желание ее занимать.
В зарубежных исследованиях выявлено четыре типичных синдрома, которые поражают управленцев, работающих в фирме, как правило, 10–15 лет на должностях среднего и низшего руководящего уровня:
1) синдром «перегорания работника», который обычно возникает у руководителей обслуживающих подразделений в результате переутомления и чрезмерных стрессовых нагрузок. Он выражается в нервозности, частых эмоциональных срывах, агрессивного характера, циничном отношении к окружающим;
2) синдром «профессионального самоубийства», который неожиданно появляется у способных, энергичных руководителей. Успешно начав свою карьеру, они внезапно «заваливают» несколько важных заданий, чувствуя необъяснимое безразличие к своей дальнейшей судьбе и фирме, жалуются на вялость, частые недомогания;
3) синдром «приобретенной беспомощности», характеризующий ситуацию, когда руководитель постоянно преувеличивает объективные трудности, оправдывая свою инертность скоплением возникающих проблем. Он продолжает ссылаться на эти трудности даже в ситуации, которые способствуют преодолению этих проблем;
4) синдром «карьерного кризиса» – сомнения в правильности избранного пути. Руководитель переживает чувство разочарования, жизненного «сбоя», неудачи, «проигрыша» более активным и удачливым сверстникам, сумевшим продвинуться по служебной лестнице.
Руководитель должен точно знать, какой HR-менеджер нужен компании, а специалист - какая компания нужна ему. Карьера специалиста в области HR может развиваться двумя путями: вертикально (должностной рост в сторону топ-менеджмента компании) или, в случае невозможности вертикального, сознательно выбранного пути - горизонтально (обретение дополнительных функций, расширение профобязанностей).
Каждый из этих сценариев может иметь оптимальный и нежелательный вариант развития как для самого специалиста, так и для руководителя, который взял сотрудника на работу. И если с карьерными перспективами большинства известных российскому бизнесу профессий все ясно, то с HR, еще не ставшим для всех привычным, есть вопросы.
Проблема заключается также и в том, что HR - составная часть общей системы управления компанией, но часто в среде основных «топов» пока таковой не воспринимается.
Руководитель, при обозначении перспектив для сотрудника, должен отдавать себе отчет в том, что нужно именно этой компании и что реально он может предложить интересующему его соискателю, а начинающий или «продвинутый» HR-специалист при планировании своей карьеры должен знать о возможных зигзагах, ждущих его на профессиональном пути.
От каждого - по способностям
Эксперты замечают, что при любом из двух выбранных направлений развития карьеры HR-специалисту следует идти в крупную компанию (западную или отечественную) с четкой структурой развития карьеры, с обозначением конкретных должностей по истечении определенных сроков. Неважно, с какой позиции по уровню должностной иерархии специалист начнет или продолжит карьеру в такой компании - с HR-администратора, или рекрутера: путь будет ясен.
Следует иметь в виду, что в HR приходят люди и из других сфер, напрямую с ним не связанных, например продаж. Достигнув там хороших результатов, они способны стать отличными HR-менеджерами, специализирующимися на тренингах по продажам. Такие специалисты могут с успехом занять позицию тренинг-менеджера и уже в рамках HR-отдела развиваться как Training & Development (обучение и развитие, мотивация и корпоративная культура) менеджеры.
В HR также приходят специалисты с финансово-экономическим образованием; они могут реализовать себя как Compensation & Benefits managers (менеджер по компенсациям и льготам).
С поправкой на ветер
К сожалению, небольшие российские компании не могут предложить соискателю ясных перспектив, потому что руководство их еще не вполне понимает, в чем состоят функции HR-специалиста, или не имеют четкой концепции развития самой компании, признают эксперты. И даже если функции HR-специалиста подробно прописаны в должностной инструкции, то бывают не определены приоритеты в их исполнении, также часто остаются непонятными показатели успешности деятельности менеджера по персоналу. Карьера в такой компании не ведет к профессиональному развитию.
Эксперты замечают, что некоторые соискатели сознательно выбирают небольшую фирму, только создающую HR-отдел, иногда по знакомству, и уже года в 22 называются HR-директором.
Сотрудника вполне устраивает его должность и зарплата: профессионально развиваться у него причин нет. Это не вариант для руководителя. Высокий статус дает не только хорошую зарплату и права, но накладывает массу профессиональных, функционально и психологически сложных обязанностей, к чему многие молодые специалисты не готовы. В этом случае руководству компании разумнее пригласить на start-up службы персонала зрелого специалиста.
А вас, Штирлиц, я попрошу остаться…
Разочарование в карьере чаще всего случается в начале пути, когда только что получивший образование и имеющий теоретические представления молодой специалист, придя работать, оказывается недоволен предложенными обязанностями. Эксперты не советуют начинать карьеру в кадровых агентствах тем, кто не настроен на дальнейшую работу только в качестве рекрутера. Из агентства обычно планируют перейти в компанию, но неизбежно сталкиваются с тем, что в них видят исключительно «подборщика кадров», хотя они мечтали о работе тренера.
Работодатель прав, подбирая специалиста, имеющего нужный для компании опыт, а не экспериментатора, желающего попробовать себя в другом направлении.
Состоявшиеся специалисты редко разочаровываются в профессии, но некоторые, дойдя до должности HR-директора, признают, что не могут влиять на ситуацию, и уходят в другую сферу.
Часто причина, по которой в таком положении оказывается HR-специалист, особенно топ-менеджер, провоцируется руководством компании. Важно, чтобы HR-специалист воспринимался руководством как партнер, а не просто наемный работник. Если взгляды HR и основного руководства разнятся, то о желаемых результатах в поле человеческих ресурсов говорить не приходится.
Евгения Кайданова
По материалам
«Экономика и время»
Отношение человека к своему будущему связано с работой, а для того, кто желает ориентироваться в жизненном водовороте, а не плыть по течению, необходимо индивидуальное планирование карьеры, осознанное восприятие будущего, установление ориентиров или, по крайней мере, видение желаемого будущего и возможных путей его достижения при движении по служебной лестнице. Карьера не является непрерывным движением только вверх по иерархическим уровням. Можно, например, быть учредителем своей фирмы, но не занимать в ней высший управленческий пост, а можно сделать карьеру менеджера, не достигнув вершины иерархической лестницы. Карьерой менеджера называется последовательность занимаемых должностей. Пример такой карьеры приведен на рис. 6.1.
Карьера каждого руководителя уникальна и далеко не всегда планируется на длительную перспективу. Важно "сесть на нужную лошадь". Однако планировать карьеру необходимо. Специфика современной организации состоит в ее заинтересованности в Ваших успехах как решающем факторе своего собственного, в связи с чем ее руководство вместе с Вами или даже за Вас планирует Вашу карьеру. Но и в этом случае остается актуальным индивидуальное планирование карьеры.
Различаются три направления карьеры:
1) профессиональное;
Рис. 6.1 Карьера менеджера
2) внутриорганизационное;
3) организационное.
Первое направление касается профессионального развития и деятельности и характеризуется стадиями обучения, приема на работу, профессионального роста, повышения квалификации, которые работник может проходить в разных организациях, каждый раз оставаясь верным своей профессии, например бухгалтера или инженера.
Второе направление реализуется внутри одной организации по вертикали или горизонтали. Вертикальное продвижение по службе наиболее часто отождествляется с понятием карьеры, потому что оно более очевидно. Горизонтальное перемещение означает ротацию. Карьера в этом случае состоит в том, что изменяется статус самой организации, а также расширяется сфера полномочий в рамках занимаемой должности.
Внутри организации существует особое, центростремительное продвижение. Под такой карьерой понимается доступ к пер-
вым лицам организации, движение к верхушке власти. Например, шеф приглашает Вас на недоступные ранее собрания или встречи, в том числе неформального характера, допускает к неформальным источникам информации, а значит, и власти. В этом случае речь идет о неформальной карьере, которая впоследствии, при желании обеих сторон, может трансформироваться в вертикальное продвижение.
Третье направление означает продвижение по службе путем изменения места работы, перехода в другую организацию. Оно является противоположностью планирования карьеры по принципу пожизненного найма, которое распространено в Японии. Данное направление характерно для условий переходных экономик и экономического кризиса, но только для уверенных в себе менеджеров без собственности.
Во всех случаях индивидуальное планирование карьеры означает разработку собственных действий по достижению индивидуально осознанных профессиональных и трудовых позиций, а также поведение, направленное на их достижение. Если у менеджера есть план карьеры, не ограничивающийся одной организацией, уверенность в себе, то это уменьшает страх перед сокращением рабочих мест, боязнь быть уволенным.
Чтобы успешно спланировать карьеру, надо полагаться в основном на свои собственные силы, знания и самоконтроль. В этом случае учеба и самостоятельная работа становятся своеобразной "греблей против течения". Планирование означает выбор того течения, против которого следует грести. В условиях экономически сложного времени сделать такой выбор нелегко еще и потому, что в организации, где Вы работаете, может не быть никаких "течений", а только "бурлящая вода" или даже застой. В этом случае необходимо использовать аналогичные ситуации, складывавшиеся в других организациях.
А. Дмитриев после получения квалификации инженера-механика по автоматизации производственных процессов распределился на должность инженера отдела измерительной аппаратуры предприятия строительных материалов. Через год был призван в ряды Советской Армии. Отслужив, А. Дмитриев в 1973 г. вернулся на инженерную работу, но уже в отдел главного конструктора того же предприятия, в течение ряда лет занимал инженерные должности и в 1976 г. стал энергетиком цеха по производству кирпича, т.е. вошел
ГЛАВА 6 ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАРЬЕРЫ
в состав аппарата управления цехом практически на уровне заместителя начальника цеха по энергоносителям Следует отметить, что цех является тем подразделением, которое уже имеет свою организационную структуру и включает четыре уровня управления рабочий - мастер - начальник участка - начальник цеха Следующий уровень для энергетика цеха - главный энергетик завода На эту должность А Дмитриев был назначен лишь после пяти лет работы в цеховом звене управления Эти годы оказались для него фундаментом последующей карьеры менеджера
В нашем примере рассмотрено продвижение функционального руководителя по ступеням управления вплоть до главного инженера (технического директора), который руководит главными специалистами организационно-технического профиля, например главным энергетиком, главным механиком, главным технологом, металлургом, маркшейдером, в зависимости от профиля деятельности предприятия.
К исполнению обязанностей главного инженера А Дмитриев приступил в 1981 г, а спустя 3 года его назначили директором одного из филиалов произвол ственного объединения С тех пор его карьера связана, во-первых, только с вые шими уровнями управления предприятием, а во-вторых, он вошел в тот возрас i который, по мнению психологов, считается наиболее благоприятным для творческой деятельности, - 35-45 лет (рис 6 2)
ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ КАРЬЕРЫ МЕНЕДЖЕРА
Понятие "планирование карьеры" включает определение пути индивидуального профессионального развития. Под карьерой понимается прежде всего продвижение сотрудника по служебной лестнице, это часть его жизни, связанная с производственно-хозяйственной или профессиональной деятельностью Карьера дает человеку мотивы, цели, развивает способности, ожидания, которые могут быть реализованы Для каждого человека успешная карьера понимается по-своему, т.е. носит субъективный характер Планирование карьеры означает предварительное осмысление занимаемых в будущем должностей и требований к ним Оно является частью системного развития персонала. Отсюда и сама карьера носит системный характер
Карьера как система. Если на предприятии систематически занимаются планированием карьеры сотрудников, это означает,
ГЛАВА 6 ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАРЬЕРЫ |
Рис 6 2 Карьера генерального дьрекгор i
что там используются современные принципы персонально ориентированной кадровой политики Современная структура карьеры как производственной системы включает шесть основных позиций:
1 "Пространство перемещений"
Речь идет о возможности
карьеры со стороны предприятия путем "поставок" должностей и
их занятия, что зависит от организационных структур, штатных
расписаний и форм самой карьеры или, говоря спортивным язы
ком, "беговых дорожек".
2 Причины и основания для перемещений
Речь идет о воз
можности занятия вакансий, о возникновении самих вакансий,
появляющихся при освобождении должностей, а также при создании определенной обстановки вокруг еще занятых должностей. Существует множество причин возникновения вакансий, например создание должности под конкретного человека, которого надо освободить от занимаемой им в настоящее время должности.
3. Направления перемещений.
Существуют три направления:
вертикальное, горизонтальное (ротация) и горизонтальное, но в
перспективную проектную группу.
4. Профили перемещений.
Они возникают в случае стабиль
ности занимаемой позиции и характерны для крупных предприя
тий со стабильной иерархией и достаточно многочисленными го
могенными (однородными) должностями. Карьера здесь опреде
ляется только положением на иерархической лестнице, т.е. это ва
риант вертикального перемещения, но с сохранением профиля
обязанностей. На малых предприятиях он невозможен.
5. Частота перемещения
и скорость продвижения.
Речь
идет о профессиональной карьере, например от экономиста до
главного экономиста. Она определяется временем пребывания
сотрудников на своих должностях и зависит прежде всего от
барьеров, которые существуют между уровнем иерархии, а так
же от функциональных разграничений между смежными облас
тями работ.
6. Уровень активности
предприятия при решении вопросов
карьеры сотрудников. Предполагает проведение мероприятий с
целью активизации всех основных характеристик карьеры как од
ной из систем развития сотрудников. Эта позиция зависит от пра
вового регулирования, размеров предприятия и динамики его раз
вития.
Одним из подходов к систематизации потенциального карьерного перемещения является так называемый "портфель ресурсов личности", разработанный с помощью критериев результативности и потенциала развития по результатам опроса 55 менеджеров, находящихся на различных фазах карьеры. На основании этих критериев выделяют четыре типа сотрудников (табл. 6.1).
ГЛАВА 6. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАРЬЕРЫ
Таблица 6 1 Портфель ресурсов личности (Human Resources Portfolio (HRP»
Руководящие силы должны занимать должности, на которых у них достаточно шансов на успех и свободу действий.
"Любители задавать вопросы " способствуют развитию и выявлению проблем организации.
Исполнители работ ценны тем, что видят перспективу развития по крайней мере своей должности и могут содействовать успеху.
Что касается так называемых "попутчиков", то они работают неэффективно, но при попустительском стиле руководства в бюрократической организации умеют маскироваться под эффективных исполнителей, имитируя занятость и высокую результативность. Если организация достигает критической массы "попутчиков", в ней начинаются личностные конфликты и исчезают вопросы по поводу работы, потому что нет самой работы.
Руководствуясь Human Resources Portfolio, сотрудники могут осмыслить свое место в организации и разобраться в причинах своей карьерной ситуации. Перемещение может произойти в результате собственного решения человека, однако если позиция в организации относительно такого решения отрицательна, то он, обладая достаточной активностью, ищет пути реализации карьерных целей на другом предприятии либо направляет свою энергию на изменение позиции на данном предприятии. Если сотрудник достиг вершин собственного потенциала в вопросах карьеры, то он направляет энергию на внепроизводственные цели, на поиск ситуации, в которой может быть использован оставшийся потенциал развития.
Ряд исследователей карьеры включают в концепцию HRP еще одну переменную - "мобильность позиции". Имеется в виду использование потенциала ориентированного направления, например при потребности в карьере менеджера. В этом случае разрабатываются индивидуальные мероприятия по анализу ситуации и улучшению способностей сотрудника.
ГЛАВА 6. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАРЬЕРЫ
Цели планирования карьеры. Система карьеры всегда ориентирована на выполнение определенных задач.
Производственные цели. В общем виде стратегически такие цели обозначаются благодаря тому, что с помощью планирования карьеры исследуется деловая и экономическая оптимизация работы предприятия. Деловая оптимизация может вызываться решениями по вопросам карьеры, с помощью которых достигается идеальное соотношение между требованиями должностей и квалификацией сотрудников. Если на одно вакантное место претендует несколько кандидатов, то при выборе одного из них следует руководствоваться производственными целями, которые могут противоречить индивидуальным целям остальных сотрудников.
Решение проблем карьеры сотрудников включает и экономическую оптимизацию. Оптимальное соответствие требований рабочих мест и квалификации работников дает возможность лучшего использования потенциала личности и содействует экономическому росту предприятия. Очевидно, что планирование карьеры вносит вклад в производительность труда, мотивацию сотрудников и улучшает их персональное развитие.
Индивидуальные цели. Они являются основой взаимосвязанных между собой индивидуальных целей и определяют пути их реализации. Приведем десять возможных карьероориентирован-ных индивидуальных целей (рис. 6.3).
Интересна структура мотивов карьеры, полученная в результате исследований анкетирования 2500 руководителей западных фирм, которые отвечали на вопрос: "Что могло побудить Вас к изменению занимаемой в настоящее время должности?" Результаты опроса оказались следующими:
более высокий доход (42 %);
большая компетентность и влияние (38 %);
большая самостоятельность (31 %);
деятельность без указаний сверху (26 %);
лучшие возможности развития (23 %);
большая безопасность рабочего места (11 %).
Большое место в структуре мотивов карьеры занимает возраст. Результаты исследований таковы, что примерно половина руководителей зрелого возраста считают свои карьерные или профессиональные устремления жизненно важными. Среди молодо-
ГЛАВА 6. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАРЬЕРЫ
i о руководящего персонала этой точки зрения придерживаются юлько 23 %.
Предложения возможных путей карьеры (формы "беговых дорожек"). Возможность карьеры определяется, во-первых, иерархической структурой предприятия и, во-вторых - экономическим состоянием предприятия. Стимулами карьеры могут быть:
делегирование компетентности и ответственности на более низкие уровни, образование автономных рабочих групп;
использование ротации;
реструктуризация предприятия; 1 активная работа с резервом кадров;
использование практики дублеров руководителей;
создание проектных групп;
карьера "без должности руководителя".
Процесс планирования карьеры. Оптимальным вариантом процесса планирования карьеры является полное соответствие производственных целей индивидуальным, когда сотруднику удается занять один из постов в производственной иерархии в со-
ГЛАВА 6. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАРЬЕРЫ
ответствии со структурой его возможностей, а предприятие создает необходимые условия для их реализации.
Если индивидуальные потребности в карьере и ее производственная система не совпадают, то для обеих сторон могут иметь место негативные последствия, выражающиеся в том, что поддерживающий карьеру личностный потенциал не реализуется в результатах работы лучшим образом. Тогда возникают "любители задавать вопросы" (см. рис. 6.2) и "трудные сотрудники" (рис. 6.4). Компромиссом в этом случае может быть конкуренция между сотрудниками в процессе групповой работы, эффективность которой зависит от межличностных отношений, приобретающих характер конфликтов.
Рис. 6.4. "Портфель" ресурсов личности
Негативные последствия можно предотвратить или уменьшить, если цели сотрудников и предприятия идентифицировать, привести в соответствие друг с другом и только после этого планировать мероприятия с учетом производственных требований и индивидуальных целей. Для этого предлагается проведение определенных действий, создающих план карьеры из интегрированных составных частей планирования персонала (плана персонала) (рис. 6.5).
ГЛАВА 6, ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАРЬЕРЫ |
Процесс сотрудничества не ограничивается формулировкой целей и их согласованием. Он включает также ответственность за мероприятия плана, а также предполагает совместную деятельность, направленную на достижение общих целей. Огромное влияние на развитие персонала оказывают занимаемые им должности и время работы на них.
При планировании индивидуальных карьер определяется горизонт планирования, что необходимо в связи с динамикой требований карьер должностям, функциональным областям и уровням управления.
Успех планирования карьеры обеспечивают:
принцип результативности работы;
тщательный анализ шансов на продвижение;
планирование не более чем на один - два уровня производственной иерархии и на короткий период времени-два-три года;
доступные, открытые механизмы занятия вакантных должностей;
знание "портфеля" ресурсов личности (см. рис. 6.4).
Таким образом, планы карьеры являются сложными образованиями, поэтому для продвижения к каждому запланированному занятию должности может быть несколько путей. Предприятие в лице, например, начальника отдела кадров разрабатывает "за сот-
ГЛАВА 6. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАРЬЕРЫ
рудника" несколько альтернативных путей его продвижения. На ПТО "Полесье" (г. Пинск) существует практика опроса перспективного молодого управленческого персонала для выяснения личных стратегических и тактических целей: речь идет об определении "потолка" карьеры, управленческих способностей, карьеры на ближайшие годы.
При одновременном планировании нескольких карьер для ряда должностей могут быть использованы метод попарных сравнений и табличный анализ решений.
Часто при планировании карьеры применяется так называемый принцип "синьора", когда учитываются возраст, опыт, стаж работы на данном предприятии, родители, семейное положение. Этот принцип находит применение в основном в высокобюрократических учреждениях, где достижение производственных целей возможно, только если данный принцип не противоречит квалификации сотрудников, для которых планируется карьера. Принципа "синьора" придерживаются сотрудники, ориентированные на безопасную работу (см. рис. 6.4).
План карьеры сотрудников оказывает положительное влияние на успех предприятия только в том случае, если соблюдаются следующие требования при его составлении:
объективная оценка соответствия квалификации должности;
соответствие запланированных должностей целям личного развития;
непрерывность планирования с учетом изменившихся обстоятельств;
взаимосвязь между фазами карьеры и жизненного пути (табл. 6.2).
Часто карьеру сотрудников планируют их руководители. В этом случае речь идет о внедрении системного и регулярного планирования карьеры в рамках разработанной централизованной концепции развития персонала и фирменного стиля работы с ним (рис. 6.6).
Индивидуальное планирование карьеры. Оно является составной частью:
Личного планирования, которое кроме карьеры включает в себя отношения с друзьями, семью, материальное положение, трудовую деятельность;
ГЛАВА 6. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАРЬЕРЫ
Таблица 6 2. Взаимосвязь фаз карьеры и жизненного пути
Возрастные фазы карьеры | Жизненный путь | ||
Трудовая деятельность | Социальная сфера (семья, друзья и т д) | Биопсихологическая сфера | |
Ранняя (17-30) | Выбор профессии, образование; вступление в должность, осмысление пути | Молодость, семья, друзья | Развитие стиля жизни, развитие профес-синальных ориентации |
С рсдняя (30-45) | Всесторонняя ориентация; высокая отдача, регулярная результативность | Подрастающие дети; ответственность за родителей, семью; новые друзья | Осознание различий между мечтами и реальностью, поиск компромиссов |
Чрслая (45-60) | Регулярная результативность; кризис жизненных средств | Смерть друзей; общественные заботы | Осмысление пути |
Рис. 6.6 Планирование карьеры в системе решений по менеджменту персонала
ГЛАВА 6. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАРЬЕРЫ
Управления самим собой, включающего самомотивацию, са
моконтроль, самоорганизацию;
Делового общения;
Техники личной работы, стиля лидерства;
Целей собственного развития.
Все эти аспекты накладываются друг на друга, тесно взаимодействуют и потому не могут быть изолированы (6.7).
Потенциальный лидер стремится управлять собой, быть самому себе и менеджером, и авторитетом, и психологом. Он ориентирован на постановку и достижение личных целей, заботится о собственном развитии, а значит, и о карьере.
Человек как объект планирования собственной карьеры должен знать свои сильные и слабые стороны, а также плюсы и минусы той внешней среды, в которой он действует (рис. 6.8).
ГЛАВА 6. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАРЬЕРЫ
Известное положение о том, что человек творит обстоятельства, а обстоятельства творят человека, имеет непосредственное отношение к планированию карьеры. В роли таких обстоятельств выступают конкретные ситуации, определяющие действия чело-иска.
Отметим, что в середине карьеры (40-50 лет) возникают специфические проблемы:
резко изменяется структура мотивационных факторов, наступает этап "брожения";
человек видит начало сужения собственных возможностей;
увеличивается число семейных забот.
В связи с этим ограничимся рассмотрением начала карьеры менеджера.
Рис. 6.8 Модель планирования карьеры
Наиболее типичные ситуации, определяющие условия начала карьеры, обусловлены следующими четырьмя группами факторов:
1. Характерные черты сотрудников, знакомых:
уровень образования;
потребности;
отношение к риску, успеху, бизнесу;
уровень интеллекта, компетентность.
ГЛАВА 6. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАРЬЕРЫ
2. Особенности поставленных перед самим собой или предпи
санных другими задач, выражающиеся в:
степени их конкретизации и структуризации; плановой или стихийной природе; характере (творческие или рутинные); новизне и сроках выполнения.
3. Организационные условия:
вид организационной структуры и размеры предприятия, на котором человек начинает свою карьеру;
состояние формальных и особенно неформальных коммуникаций;
степень выраженности и формы контроля;
принципы делегирования полномочий;
фирменный стиль управления;
состояние выживания и успех на рынке.
4. Условия окружающей среды:
ситуация материального избытка или недостатка;
уровень безработицы, особенности рынков рабочей силы, рабочих мест;
степень социальной защищенности;
политический строй;
монархия, демократизация или диктатура;
кадровая политика;
господствующие в обществе оценки ценностей, плюрализм или преобладание одной идеологии.
Особое значение имеет форма собственности, наличие или отсутствие стартового капитала, опыта работы и образования. В зависимости от этих факторов, а также от Вашего желания, личностных возможностей имеется два принципиально различных плана действий.
Первый из них предполагает карьеру на предприятиях государственной собственности или в органах государственного управления, второй-на предприятиях частной собственности и путем создания собственного дела.
Каждый план есть функция многих переменных, на большинство из которых повлиять практически невозможно. Курс действий становится планом в той мере, в какой он включает управляемые факторы. Другие факторы, носящие объективный
ГЛАВА 6. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАРЬЕРЫ
характер, выступают в роли ограничений. Нет, например, предприятия вообще. Оно есть конкретно для каждого сотрудника, партнера, клиента.
Чтобы стать предпринимателем, лучше всего организовать свой бизнес. Учредители фирм, акционерных обществ или брокерских контор уже самим фактом учредительства сделали первый шаг в планировании карьеры менеджера. Каждого предпринимателя можно считать менеджером, если он управляет своей организацией. Когда она становится крупнее, предприниматель нанимает менеджеров. Некоторые предприниматели могут не иметь склонности, желания или способностей к выполнению функций менеджера. Более того, часто выдающийся предприниматель не становится успешным менеджером. На практике большинство новых предприятий в бизнесе распадаются из-за плохого управления, а не из-за плохих предпринимательских идей. Поэтому наряду с предпринимателями-собственниками есть те, кто не имел стартового капитала, а был приглашен в фирму для выполнения координации, контроля, маркетинга, организации снабжения производства или сбыта, т.е. менеджеры. Последние могут стать предпринимателями, если будут действовать решительно. Карьера менеджера не противоречит карьере предпринимателя. Выбор предпринимательской ориентации деятельности зависит не столько от собственности, сколько от структуры деловых качеств человека, его личности.
Концепция, согласно которой личное планирование предпринимательской деятельности не зависит от собственности, приводит к разграничению между предпринимателями и акционерами. По этой концепции, не всякий владелец акций является предпринимателем-собственником и тем более предпринимателем-менеджером. Это всего лишь виртуальный предприниматель, даже если он владеет простыми акциями.
Предприниматели-менеджеры отличаются от предпринимателей-собственников тем, что им не важно, кто собственник. Предприимчивый экономист или инженер активно ищет возможности достижения успеха и намеренно рискует. Инициативный технолог, внедряющий новую технологическую операцию, по своему духу такой же предприниматель, как и руководитель предприятия, решивший вложить капитал в рискованное дело.
Существует целый ряд подходов к определению понятия "карьера".
Объективный подход: карьера в качестве профессионального развития. В рамках данного подхода работал Д. Холл (1976), который характеризовал карьеру, как смену последовательности выполняемых работ по мере продвижения в организационной иерархии. Другое определение говорит о том, что карьера - это последовательность рабочих позиций, оплачиваемых или нет, которые помогают человеку развивать свои профессиональные качества и успех (Dessler et al., 1999). Д. Сьюпер (1957) определяет карьеру как последовательность профессиональных позиций в течение жизни работника и выделяет несколько типов карьеры:
- 1) Стабильный/ устойчивый. Работник развивается в рамках своей профессии.
- 2) Чередующийся. Продвижение в профессии сменяется застоем и наоборот.
- 3) Нестабильный. Работник не замыкается в рамках одной профессии, сменяя одну на другую.
- 4) Хаотичный. Данный тип карьеры сочетает в себе второй и третий типы карьеры. Помимо того, что работник сменяет профессию, его карьера чередуется периодами спада, застоя и продвижения.
Б. Лоуренс (1989) определяет карьеру как трудовой опыт, развивающийся с течением времени и ростом трудового стажа. В.Г. Горчакова (2000) дает определение карьеры как профессионального продвижения. Но в то же время она определяет карьеру как движение вверх к своим личным достижениям. Определение карьеры В.Г. Горчаковой можно отнести как к объективному, так и субъективному подходам.
Б.Дж. Чанг Херерра (2003), М.Б.Дж. МакКолл (1989), Р. Монк (1996), М.Е. Пул (1993) под карьерой понимают получение более высокой должности, что значит продвижение вверх по структурной иерархии. Но в то же время данное продвижение означает расширение и качественных содержательных характеристик новой карьерной ступени: получение большей степени авторитета и власти, повышение престижности профессии.
Субъективный подход: карьера в качестве персонального развития.
Последователи субъективного подхода Дж.Л. Холланд (1985), И.К. Стронг (1943) характеризуют карьеру в качестве призвания. Карьера является индикатором для личности степени ее устойчивости и стабильности в жизни. Дж.Л. Холланд (1985) пишет о том, что профессиональные интересы работника формируются в зависимости от того, с какой средой человек взаимодействует, какие способности имеет, и в зависимости от этого, какие задачи умеет решать. Профессиональные интересы ученый подразделяет на несколько типов:
- 1) Практические
- 2) Когнитивные (познавательные)
- 3) Эстетические
- 4) Общественные (социальные)
- 5) Работа со знаковыми (символьными) системами
В рамках субъективного подхода карьера также может рассматриваться как инструмент самореализации, дальнейшего личностного роста; а также с точки зрения того, какие преимущества этот личностный рост может принести организации и обществу (Shepard, 1984).
Другое направление определения карьеры в рамках субъективного подхода - карьера в качестве компоненты структуры жизни. Здесь имеется в виду, что если рассматривать изменения с течением времени сквозь призму карьеры, то они будут довольно предсказуемы, так как будут подстроены под условия и график работы (Levinson, 1984).
В рамках субъективного подхода приведено определение карьеры в качестве индикатора социального положения, статуса человека в обществе. Такой позиции придерживаются: П.М. Блау и О.Д. Дункан (1967), Д.Л. Фетерман и Р.М. Хаузер (1978), Б. Маннен и Д. Барли (1984).
О.В. Агейко (2009) понимает под карьерой достижение положения, позволяющего удовлетворять индивидуальные (личные) потребности. В рамках субъективного подхода карьера понимается как "жизненная траектория человека, формирующаяся с учетом ценностей работника, общества и организации" (Агейко, 2009, с. 20). Дж. М. Иванцевич и А.А. Лобанов (1997) рассматривают карьеру через призму собственных суждений человека, его взглядах и ценностях. С их точки зрения, карьера - это "индивидуально осознанная последовательность изменений во взглядах, позиции и поведении, связанных с опытом работы и другой деятельностью в процессе трудовой жизни" (Иванцевич, Лобанов, 1997, с. 274). В их понимании термин "карьера" сопряжен только с собственными суждениями человека об этом.
К субъективному подходу можно отнести и определение карьеры Э. Шейна (1978). Он рассматривает карьеру как статическое понятие. Статичность карьеры в данном случае понимается как субъективное отношением к карьере, включающее в себя личностные и ценностные установки в начале карьерного пути, которые неизменны на протяжении длительного промежутка времени
Подход "карьера без границ". Исследователь М.Б. Артур (1994) определяет карьеру сквозь призму концепции "карьера без границ". Здесь человек рассматривается как свободный "агент", в своем карьерном росте он не привязан к организации; определенная компания не играет ключевой роли в карьерном росте сотрудника. Карьера не ограничивается на одном работодателе. Данного подхода в определении карьеры также придерживаются Д.М. Роузоу (1996), С.Е. Салливан (1999), П.Ч. Мирбис (1995), Дж.Ч. Гринхаус (2008).
Стоит отметить, что подход "карьера без границ" подразделяется также на объективный и субъективный. Объективная карьера связана со структурными изменениями: сменой места работы, организации (Briscoe & Hall 2006; Sullivan & Arthur 2006). Субъективная карьера сотрудника связана с психологической составляющей, обусловленной тем, что сотрудник чувствует или нет в данной организации большое будущее для своей карьеры, так называемый "простор, охват"; жесткие правила и ограничения компании не мешают ему в этом (на психологическом уровне восприятия) (Arthur & Rousseau, 1996).
П. Друкер (2004) смотрит на карьеру работника с точки зрения продолжительности жизни организации. Он отмечает, что средняя продолжительность жизни организации 30 лет, а трудовая жизнь работника составляет примерно 45 лет. Соответственно, работник должен осознавать и быть готовым к тому, что он сменит место работы, займет другую должность или род деятельности. Также П. Друкер предлагает не ограничиваться карьерой только в одном направлении деятельности. Можно параллельно строить вторую карьеру или сменить предыдущую. Стоит отметить, что определение карьеры П. Друкера можно отнести и к субъективному подходу. Он говорит о том, что карьеру необходимо строить согласно своей системе ценностей, способностям и стилю работы.
Резюмируя рассмотренные подходы к определению карьеры, можно выделить следующие основные направления данного понятия:
- · Карьера в качестве профессионального развития - объективный подход (профессиональный опыт, навыки, компетенции, заработная плата, благо организации).
- · Карьера в качестве персонального развития - субъективный подход (статус, личностное развитие, престиж).
- · Карьера не является внутриорганизационным понятием. Современные сотрудники и их развитие не привязаны к одной конкретной организации. Они характеризуются: высокой мобильностью и низкой лояльностью к организации.
Стоит отметить, что данная классификация понятий карьеры не является жесткой. Подходы взаимосвязаны между собой и перекликаются. К примеру, профессиональный рост и достижения связаны и с личными достижениями работника. Профессиональный рост является также и личным достижением работника, определенной вехой в его жизни. Получение более высокой должности (составляющая объективного подхода) связана и субъективным отношением к данному событию, к примеру, повышению престижа профессии и работника (восприятие окружающими), авторитета сотрудника в организации. Взгляды и ценности работника, которые являются составляющими субъективного подхода, меняются в зависимости от объективных факторов: опыта и стажа работы. Подход "карьера без границ" взаимосвязан с объективным и субъективным подходами. Переход в другую организацию может быть связан с несоответствием идеологии организации и ведения бизнеса жизненным ценностям сотрудника (субъективная причина), либо предложение более выгодной должности, с более высокой заработной платой в другой организации (объективная причина).
В рамках данной магистерской диссертации в результате обзора подходов к понятию "карьера" мы взяли за основу следующее определение: "Карьера - последовательность смены профессиональных позиций, что означает продвижение по организационной структурной иерархии. Причем в данном продвижении сотрудник не ограничен рамками одной организации. Карьерный рост может быть сопряжен с переходом сотрудника из одной организации в другую".
Понятие карьеры с точки зрения различных подходов определено. Однако карьера заключает в себе факторы ее развития, которые будут рассмотрены в следующем параграфе.