Порядок регистрации онлайн-кассы в налоговой инспекции. Как зарегистрировать онлайн-кассу

2017 год стал годом масштабных изменений в налоговом законодательстве. Одним из самых значимых по праву считается внедрение онлайн-касс в отечественную практику. Начиная с 1 июля 2017 года, большая часть компаний и предпринимателей, которая оказывает услуги населению, должна использовать в своей деятельности кассовые аппараты нового образца, позволяющие в режиме онлайн передавать сведения о проведенных реализациях в ИФНС. При этом допускается возможность не только приобретения новых онлайн ККТ, но и модернизация старых, применяемых ранее аппаратов. Для некоторых категорий налогоплательщиков необходимость перехода уже наступила, тогда как, у других есть возможность отложить регистрацию новой кассы до 2018 года. Рассмотрим, как поставить на учет онлайн-кассу, а также как снять с учета онлайн-кассу при необходимости.

Постановка на учет онлайн-кассы с августа 2017 года

Несмотря на новизну вводимого технического решения, кассовые аппараты нового образца требуют регистрации в ИФНС также, как и их предшественники.

До недавнего времени в своей деятельности компании руководствовались приказами ФНС №ММ-3-2/152 и №ММВ-7-2/891, которые признаны утратившими силу. Вследствие чего, им на замену утвержден Приказ ФНС №ММВ-7-20/484 от 29.05.17 г. (далее – Приказ), буквально в августе 2017 года зарегистрированный Минюстом. Наконец-то разработали необходимые документы, учитывающие все нюансы постановки на учет новых касс. Порядок определил не только новые формы документов на регистрацию и снятие с учета, но и новый порядок их передачи налоговикам. Компаниям и предпринимателям необходимо применять новые образцы, начиная с 21.08.17 г.

Изменений много. В связи с тем, что новый кассовый чек куда более подробен, и новшества имеются в самом техническом устройстве кассы, это учтено и в самом заявлении, и в порядке его заполнения. В частности, из нового заявления исчезли упоминания ЭКЛЗ (в онлайн кассах нет данной ленты), информация о паспорте техустройства, а также о ЦТО. При этом необходимо подробно расписывать, в каких случаях будет применяться ККТ, отдельно учтен пункт, что касса будет применяться через интернет. только для оказания услуг, для разносной торговли и проч. В обязательном порядке потребуется указать оператора фискальных данных. В целом, форма заявления проста и понятна, заполнить ее не составит проблем.

В соответствии с последними изменениями в законодательстве предполагается нескольких доступных плательщикам способов подачи документов на регистрацию в органы налогового контроля, таких как личная передача (или через представителя), отправка почтой или по электронным каналам связи.

Первый вариант заключается в бумажном заполнении заявления по образцу налогового органа и его передача в одно из территориальных отделений ФНС. Новая форма заявления утверждена Приказом в качестве Приложения №1.

В том случае, когда передача документов осуществляется при личном посещении инспекции, возникает необходимость подтвердить полномочия предоставляющего документы лица. Обработка полученных инспекторами ФНС документов должна быть произведена в день их подачи. Налоговый инспектор, отвечающий за прием, проставляет штамп и заверяет его своей подписью, что подтверждает фактический прием заявления.

Небольшие компании, а также территориально удаленные организации часто при передаче документов обращаются к услугам почты. Отправить заявление о регистрации онлайн-кассы можно ценным письмом с описью вложения.

Выдача карточек регистрации осуществляется только на основании письменного требования. Направить заявление можно так же почтой, лично посетив ИФНС или на сайте ФНС.

Если документы отправляются заказанным письмом, заявление считается поступившим в инспекцию в день фактического получения документов налоговиками, о чем должна быть сделана соответствующая отметка. Карточка должна быть выдана в бумажном формате не позднее 5 рабочих дней со дня поступления соответствующего запроса в ИФНС.

Масштабный переход на электронный документооборот позволяет налогоплательщикам передавать в инспекцию заявление и через личный кабинет на сайте налогового органа. Однако важно знать, что электронно такую операцию можно сделать только при наличии усиленной квалифицированной электронной подписи.

Также важным условием, позволяющим передавать документы в органы фискального контроля, является наличие договора с оператором фискальных данных (ОФД).

В некоторых случаях инспекция может отказать налогоплательщику в регистрации. На практике чаще всего эта ситуация встречается, если в реестре отсутствуют информация о регистрируемом кассовом аппарате или его фискальном накопителе, либо сведения, отраженные в заявлении недостоверны.

Снятие с учета онлайн-касс

Необходимость в снятии с учета онлайн-кассы возникает в тех случаях, когда она, к примеру, утеряна. Заявление о снятии с учета ККТ 2017 года предполагает указать два вариант снятия с учета – в связи с ее хищением и в связи с потерей. Оно куда менее объемно, чем заявление о постановке на учет, в нем указываются причины, о которых мы сказали выше, модель, и заводской номер ККТ.

Точно также подать заявление можно в любое отделение ФНС в бумажном формате или в электронном через личный кабинет. Для этой цели Приказом также подготовлены новые формы документов. Порядок снятия с учета онлайн кассы с помощью заявления в бумажном формате аналогичен порядку регистрации. Форма документа утверждена в Приложении №2 Приказа.

Карточка о снятии с учета также выдается по запросу налогоплательщика. Однако если передача заявления осуществлялась электронно, то и карточка снятия будет отправлена налогоплательщику в личном кабинете.

Скачать новую форму заявления о постановке на учет ККМ и снятии ККТ с учета можно ниже.

Затем необходимо заключить договор с оператором фискальных данных, через которого эти фискальные данные в электронной форме будут передаваться в налоговые органы (п. 4 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ). Список операторов фискальных данных можно найти на сайте ФНС в специальном разделе .

Шаг 3

Где регистрировать онлайн-кассу? Кассовый аппарат необходимо поставить на учет в налоговой инспекции. Собственно порядок регистрации онлайн-кассы и начинается с подачи заявления о регистрации ККТ.

Федеральный закон «О применении ККТ…» от 22.05.2003 № 54-ФЗ предусматривает, что подать заявление можно:

  • на бумажном носителе в любую территориальную налоговую инспекцию;
  • в электронной форме через оператора фискальных данных;
  • через кабинет ККТ на сайте ФНС в личном кабинете индивидуального предпринимателя или личном кабинете юридического лица .

Однако учитывая, что форма заявления о регистрации ККТ еще не утверждена, подать заявление на бумаге в настоящее время нельзя. Поэтому пользователям ККТ пока остается лишь вариант регистрации онлайн-кассы в налоговой через Интернет. Наиболее удобный вариант - это пройти удаленную регистрацию кассового аппарата через кабинет ККТ.

Подробнее о заявлении о регистрации ККТ мы рассказывали в .

Шаг 4

Не позднее следующего рабочего дня после подачи заявления о регистрации пользователь ККТ получает от налогового органа регистрационный номер ККТ (п. 3 ст. 4.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ).

Шаг 5

Не позднее рабочего дня, следующего за днем получения регистрационного номера ККТ, организация или ИП должны:

  • записать в фискальный накопитель онлайн-ККТ полученный регистрационный номер, наименование организации или Ф.И.О. ИП, сведения об онлайн-кассе, в т.ч. о фискальном накопителе, и иные сведения, необходимые для формирования отчета о регистрации;
  • сформировать отчет о регистрации;
  • передать отчет о регистрации ККТ в налоговую инспекцию.

Передать отчет о регистрации ККТ можно:

  • на бумажном носителе;
  • через кабинет ККТ;
  • через оператора фискальных данных.

После обработки данных ФНС сформирует карточку регистрации ККТ. И можно считать, что регистрация онлайн-кассы в ФНС завершена (

1 июля 2017 года — срок перехода большинства предпринимателей с обычных ККМ на кассы, передающих информацию в ФНС онлайн. С начала февраля налоговые инспекции перестали регистрировать кассовые аппараты старого образца, нельзя (ленту контроля).

В связи с этим, для предпринимателей и руководителей организаций весьма актуален вопрос регистрации онлайн-касс. Разберем подробно, как пройти эту процедуру шаг за шагом.

Преимущества заблаговременного перехода на онлайн-кассы

Несмотря на то, что у бизнесменов есть еще время, в течение которого разрешено использовать привычные кассовые аппараты, им придется подчиниться Федеральному закону от 03 июля 2016 года №290-ФЗ, который внес существенные новшества в Федеральный закон от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ, регулирующий применение контрольно-кассовой техники.

Почему этим вопросом лучше озаботиться заранее? Предприниматели, решившие модернизировать кассовый учет заблаговременно, получают следующие преимущества по сравнению со своими менее расторопными коллегами:

  • «добровольный» период нововведений позволяет получить временную фору для подготовки, внедрения и налаживания новых систем и операций;
  • в вопросе приобретения нужных моделей аппаратов еще нет ажиотажа;
  • если срок службы очередных ЭКЛЗ подходит к концу, нет смысла покупать новые ленты, ведь их вскоре уже нельзя будет применять.

Модифицировать или заменять кассовые аппараты

Прежде чем перейти к общей модернизации кассового учета, предпринимателю нужно решить вопрос о том, приобретать ли новые модели кассовых аппаратов или вложить средства в модернизацию уже имеющихся.

Для решения этой проблемы необходимо рассмотреть имеющиеся модели на предмет их возможной модернизации. Для этого необходимо проверить, входят ли данные модели в реестр оборудования, которое можно модернизировать, а также уточнить, до какого года будет правомерным их использование. На основании полученных данных можно принять решение о целесообразности модернизации.

На что обратить внимание при выборе модели кассового аппарата

Если руководство решило заменить контрольно-кассовую технику, то необходимо осознанно выбрать модели, которые будут максимально удобными и отвечать требованиям конкретной организации. Важные факторы, которые могут повлиять на выбор:

  • «проходимость» - параметр аппарата, на который оказывает влияние количество производимых операций (например, в кассовом аппарате супермаркета нужна высокая проходимость, а для фирмы, реализующей услуги, этот параметр не имеет значения);
  • максимальное количество выбиваемых чеков в день - у каждой модели есть своя рекомендованная норма, фактор связан с особенностями деятельности организации;
  • скорость печати чеков - зависит от необходимого темпа обслуживания клиентов;
  • возможность автоотреза чека - важна при высокой проходимости и скорости печати, практически не имеет значения при низкой нагрузке аппарата;
  • порт подключения кассового аппарата - у некоторых моделей разъем порта подходит не ко всем компьютерам, лучше выбирать кассы, оснащенные USB-портом и шнуром;
  • мобильность или стационарность - иногда передвижные модели очень практичны, когда нужно, например, самому поехать к важному заказчику для заключения сделки, при этом удобнее иметь в офисе еще и стационарную модель на случай прихода еще одного клиента;
  • наличие модели у поставщика - при прочих равных условиях лучше выбрать более доступную модель, доставки которой не придется долго ожидать.

Как правильно зарегистрировать онлайн-кассу

Процедура регистрации кассовой техники нового образца регламентирована в статье 4.2. вышеупомянутого Федерального закона. Процедура «обкатана» со стороны ФНС и операторов фискальных данных. Закон разрешает выбрать для этого один из удобных предпринимателю способов.

  1. Заполнить заявление на регистрацию ККТ в бумажном варианте, подать документ в любой налоговый орган, а регистрационную карточку получить по месту регистрации фирмы (в «своей» территориальной налоговой).
  2. Подать заявление в электронной форме через личный кабинет ККТ на официальном сайте ФНС Российской Федерации. Для этого предпринимателям необходима усовершенствованная электронная подпись - КЭП, без которой никакие электронные документы не принимаются к рассмотрению. Эту КЭП так или иначе нужно будет оформить.

Можно ли воспользоваться привычным регламентом регистрации

Закон разрешает использовать прежнюю процедуру регистрации ККТ, прописанную в старой редакции ФЗ № 290 до конца 2017 года. Однако, этот порядок будет действителен с некоторыми серьезными оговорками, на которые прямо не указано в законодательстве, но на них обращают внимание налоговики:

  • регистрировать до обозначенного времени можно только кассы устаревшего образца, новые модели к регистрации по старой схеме не принимаются;
  • модели ККТ, модернизированные под работу онлайн, а также новые модели придется регистрировать по обновленному регламенту.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С 1 февраля 2017 года, согласно п. 4 ст. 7 ФЗ № 290, для постановки нового аппарата ККТ на фискальный учет необходимо заключение договора с оператором фискальных данных (ОФД), услуги которого будут платными. Выбрать одного из нескольких поставщиков таких услуг можно на сайте ФНС РФ.

Пошаговая инструкция для регистрации онлайн-кассы

Что необходимо для начала регистрации

Успешная фискализация нового или модернизированного аппарата контрольно-кассового контроля в налоговом органе предусматривает наличие трех обязательных компонентов:

  • касса соответствующего образца с активным фискальным накопителем (необходимо знать их номера);
  • заключенный договор с оператором фискальных данных;
  • КЭП (квалифицированная электронная подпись): УЭП (усиленная электронная подпись) - для индивидуальных предпринимателей и КСКПЭП (квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи) для юридических лиц.

К СВЕДЕНИЮ! Если вы затрудняетесь определить номера ККТ и фискального накопителя, эта информация содердится в паспортах данных устройств, а также отображается на диагностическом чеке, выбитом на кассовом аппарате.

Предварительные процедуры перед регистрацией ККТ

  1. КЭП. Проверка наличия или оформление электронной подписи (КЭП). Квалифицированная электронная подпись руководителя организации необходима для легализации кассового аппарата, и не только. Если ее уже получали ранее, например, с лицензионным пакетом 1С-бухгалтерии, она вполне подойдет. Если подписи не было, ее необходимо оформить.
  2. Заключение договора с ОФД. Нужно выбрать 1 компанию, предоставляющую услуги оператора фискальных данных, из 5 рекомендованных, список которых содержится на сайте ФНС, и заключить договор о предоставлении услуг.

ВАЖНО! Удобно взаимодействовать с операторами с помощью электронного сервиса «1С-ОФД», который входит в комплект услуг официального договора. Тогда ответственность за подключение разделят Центры компетенции, являющиеся официальными партнерами системы 1С.

Регистрация с помощью заявления на бумажном носителе

Сложность этого способа регистрации состоит в том, что форма заявления пока не является утвержденной Министерством Финансов, а значит, обязательной к применению. Однако, некоторые налоговые органы рекомендуют использовать форму и порядок процедуры, предложенные в виде проекта в Минфине РФ. Если предприниматель решит воспользоваться именно этим способом, ему нужно будет последовательно выполнить следующие шаги:

  1. Заполнить карточку заявления о регистрации ККТ в 2 экземплярах. Это достаточно сложный процесс, предусматривающий правильное заполнение данных в нескольких разделах карточки. Это необходимо делать:
    • от руки синей или черной пастой либо распечатать на принтере;
    • без пропусков в каких-либо разделах;
    • без коррекции, исправлений;
    • на одной стороне бумажного листа;
    • отдельно на каждую единицу ККТ.
  2. Заполненное заявление направляется в налоговый орган:
    • лично представителем организации или ИП (с собой иметь документ, подтверждающий такие полномочия);
    • по почте (с описью);
  3. Налоговый орган регистрирует поступившее заявление, возвращая один экземпляр с соответствующими отметками подавшему.
  4. Проверка данных, указанных в заявлении, специалистом-налоговиком (в случае недостоверности предоставленных сведений в регистрации будет отказано).
  5. Налоговая выдаст регистрационный номер, присвоенный ККТ.
  6. Полученные цифры номера нужно ввести в кассовый аппарат в соответствии с алгоритмом производителя, после чего касса сможет распечатать отчет о регистрации.
  7. После завершения регистрационных действий можно в письменном виде попросить налоговый орган выдать карточку регистрационного учета (она будет распечатана и передана заявителю с пометкой «Копия верна»).

Регистрация ККТ с помощью личного кабинета онлайн

Провести регистрацию ККТ нового образца через Интернет для многих пользователей оказывается удобнее, чем через личное посещение. Как говорилось выше, для этого необходимо иметь расширенную версию КЭП (электронной подписи). Зарегистрировать ККТ на соответствующей странице Личного кабинета сайта ФНС не очень сложно. Это может сделать не сам руководитель, а любое лицо по его поручению, у которого будет вся полнота соответсвующих данных для заполнения необходимых полей.

  1. Авторизация пользователя кабинета на сайте ФНС. Первая услуга предоставления электронного ключа - платная, ее нужно заказать в специальном удостоверяющем центре. Электронный ключ будет действительным 1 год.
  2. Сначала нужно перейти на страницу, где можно произвести регистрацию. Для этого на главной странице выбираем «Учет контрольно-кассовой техники».
  3. Нажимаем «Зарегистрировать ККТ», после чего выбрать пункт, который предусматривает ручное внесение параметров регистрируемой ККТ, а именно:
    • адрес установки кассы;
    • место, где она будет установлена (офис, магазин и т.п.);
    • модель кассового аппарата (нужно выбрать из предлагаемого перечня, обязательно указание заводского номера);
    • модель фискального накопителя и его номер;
    • назначение ККТ (для автономного режима, для мобильной торговли, бланков строгой отчетности, оплаты Интернет-услуг и др.);
  4. Выбор из перечня оператора фискальных данных, с которым у организации заключен договор.
  5. Проверить введенную информацию, поставить электронную подпись и отправить сформированное заявление.
  6. Нажать ссылку «Информация о документа, направленных в налоговый орган», выбрать регистрационный номер своей заявки (РНМ) и затем кнопку «Завершить регистрацию».
  7. Получив регистрационный номер, нужно ввести его в кассовый аппарат, как того требует инструкция производителя, и распечатать «Отчет о регистрации».
  8. Данные из распечатанного отчета не позже следующего дня после получения номера ввести в соответствующие поля:
    • дата и время получения фискального признака (распечатанного чека-отчета);
    • номер полученного документа;
    • фискальный признак (уникальный регистрационный номер, который будет неизменным все время службы кассового аппарата).
  9. ВАЖНО! Если предприниматель не смог самостоятельно завершить фискализацию (распечатать чек-отчет), нужно обратиться в техническую поддержку производителя ККТ.

  10. Карточку регистрации можно распечатать, открыв вкладку «Список документов, направленных в налоговый орган».

Особенности регистрации на самом кассовом аппарате

Речь идет о п. 7 – формировании «отчета о регистрации», данные из которого нужно внести в регистрационное поле не позже 1 дня после получения фискального признака – регистрационного номера. Процедура может незначительно отличаться в зависимости от модели ККТ, в случае сложностей лучше проконсультироваться у производителя и следовать его инструкциям. Обычным порядком распечатка отчета о регистрации проходит по следующей схеме.

  1. На кассовом аппарате выбрать в меню пункт «Настройка».
  2. Проследовать по пунктам «ОФД», а затем «Регистрация».
  3. В разделе «Регистрация» вводим следующую информацию:
    • ФИО индивидуального предпринимателя или наименование организации (в точном совпадении с регистрационными данными в налоговой инспекции);
    • место осуществления расчетов (адрес);
    • ИНН организации или ИП;
    • регистрационный номер кассового аппарата.
  4. Указать систему, по которой осуществляется налогообложение организации.
  5. Выбрать из предложенного списка оператора фискальных данных, с которым был заключен договор.
  6. Проверить заполнение всех полей и нажать кнопку «Регистрация».
  7. Касса распечатает чек-отчет, данные из которого должны завершить фискализацию ККТ.

Регистрация модернизированного аппарата ККТ

Чтобы зарегистрировать не новую, а модернизированную модель ККТ, нужно действовать по любой из приведенных схем – «бумажной» или «электронной». Но перед началом процедуры нужно выполнить еще один предварительный этап – снять этот аппарат с учета, на котором он состоял ранее (это необходимо осуществить строго до конца 2017 года).

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Предъявление самих кассовых аппаратов при регистрации и/или снятии с учета не требуется.

Каждую операцию, при которой потратили или получили деньги, нужно оформить так, как требует законодательство, как для наличных, так и для безналичных расчетов.

Если расчет идет безналичным способом, то за соблюдением правил работы с денежными средствами следит банк. Однако подавляющее большинство небольших предприятий предпочитает расчеты наличными, для этого необходимо вести документы по учету наличности:

Кассовую книгу;

Журнал кассира-операциониста;

Кассовый отчет.

Правильно организовать учет денежной наличности достаточно просто. Для этого надо лишь вовремя отражать приход и расход наличности в книгах учета. Следует помнить, что принимать деньги от покупателей можно только с использованием контрольно-кассовой машины, в отдельных случаях – с использованием бланков строгой отчетности.

Кассовый аппарат нужно использовать при расчетах наличными, как с гражданами, так и с организациями и индивидуальными предпринимателями, только после того как вы ее зарегистрируете в налоговой инспекции. Для этого нужно: заключить договор на обслуживание контрольно-кассовой машины (ККМ) с центром технического обслуживания (ЦТО), провести фискализацию кассового аппарата, приобрести средства визуального контроля и т. д.

Законодательство РФ позволяет организациям использовать только определенные модели кассовых аппаратов, то есть те, которые включены в государственный реестр. В нем перечислены все модели, которые разрешено использовать. Помимо реестра существует и классификатор ККМ, который предусматривает, какие модели ККМ предназначены для каждой сферы деятельности.

Организации, торгующие кассовыми аппаратами, делятся на две категории:

1) специализированные фирмы-продавцы;

2) центры технического обслуживания.

У специализированных фирм-продавцов можно только приобрести ККМ, но после этого все равно придется заключать договор с ЦТО на техническое обслуживание.

Удобнее покупать аппарат прямо в ЦТО. Эта организация продает, и обслуживает, и ремонтирует кассовые машины.

Можно купить и подержанный кассовый аппарат. Объявления о продаже подержанной контрольно-кассовой машины дают предприятия, которые прекратили деятельность и теперь распродают имущество. Покупать можно только те аппараты, которые продавец снял с учета в налоговой инспекции. В подтверждение он должен выдать вам карточку регистрации ККМ с отметкой налоговой инспекции о том, что аппарат снят с учета.

Как к новым, так и к уже поработавшим кассовым аппаратам должны прилагаться паспорт версии, технический паспорт и средства визуального контроля (СВК). Это круглые голографические наклейки. Разрешается использовать кассовый аппарат, на котором имеется:

1) СВК «Государственный реестр»;

2) СВК «Сервисное обслуживание».

СВК «Государственный реестр» свидетельствует о том, что модель соответствует эталонному образцу. СВК «Сервисное обслуживание» свидетельствует, что ККМ находится на сервисном обслуживании. На этой голограмме указан год, когда машину ввели в эксплуатацию и поставили на техническое обслуживание.

Штрафные санкции за использование кассового аппарата без средств визуального контроля законодательством РФ не предусмотрены. Ответственность может наступить только за неприменение ККМ.

Прежде чем регистрировать кассовый аппарат, поинтересуйтесь в налоговой инспекции, нужно вам приобретать средства визуального контроля или нет. В постановлении Правительства РФ от 30 июля 1993 г. № 745 установлено требование об оснащении кассовых аппаратов СВК.

В Москве и Санкт-Петербурге предусмотрены дополнительные требования. Так, необходимо использовать дополнительные самоклеящиеся пломбы, купленные в ЦТО. Налоговые органы указанных городов прежде чем регистрировать кассовые аппараты, обязательно проверяют наличие таких пломб. Пломба состоит из основной части и отрывного контрольного талона (везде приведен идентификационный номер). На основной части специалист ЦТО указывает дату установки пломбы и расписывается. Эту часть и наклеивают на кассу.

Для получения пломбы, в ЦТО необходимо подать заявку и оплатить стоимость услуги. Выдадут пломбу не позднее чем через 15 дней с момента оплаты. Срок действия пломбы – один квартал.

Документы, которые нужны при покупке кассового аппарата:

После того как приобрели контрольно-кассовую машину и заключили договор с ЦТО на техническое обслуживание, ККМ необходимо зарегистрировать в налоговом органе.

Кассовый аппарат нужно регистрировать налоговом органе по месту учета.

В налоговую инспекцию следует представить:

Заявление о регистрации ККМ;

Заполненную карточку регистрации ККМ в двух экземплярах;

Доверенность на право регистрации ККМ (если ККМ регистрирует не руководитель организации);

Технический паспорт ККМ (оригинал и копию);

Паспорт версии ККМ (оригинал и копию);

Договор на техническое обслуживание ККМ в ЦТО (оригинал и копию);

Средства визуального контроля (голограммы);

Журнал кассира-операциониста по форме № КМ-4 – он должен быть с пронумерованными страницами, прошнурован, заверен печатью организации, а также подписями директора и главного бухгалтера либо индивидуального предпринимателя;

Карточку регистрации с отметкой налоговой инспекции о снятии с учета (для подержанных аппаратов).

Налоговые органы могут затребовать и другие документы: оригиналы и копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица и свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. Кроме того, возможно, придется представить еще и копию договора аренды помещения, где будет установлен кассовый аппарат.

С момента получения документов налоговые органы в течение пяти дней обязана зарегистрировать кассовую машину, причем в этот же срок представитель налогового органа должен проверить аппарат.

В процедуре регистрации принимают участие:

Сотрудник отдела регистрации ККМ налоговой инспекции,

Специалист центра технического обслуживания,

Представитель организации.

Как правило, в налоговом органе установлены определенные дни для подачи и получения документов, фискализации аппарата. Сначала проводится фискализация новой контрольно-кассовой машины, ведь кассовый аппарат приобретается в нерабочем (нефискальном) режиме, т. е. счетчик, который суммирует дневную выручку, еще не включен. Если вы купили подержанную ККМ, процедуру фискализации пройти также придется.

Фискализация заключается в следующем. Специалист ЦТО вводит в память кассового аппарата его заводской номер, программирует наименование предприятия-владельца и его ИНН. Затем налоговый инспектор устанавливает цифровой пароль, который защищает фискальную память от взлома. Этот пароль известен только налоговику. Потом специалист ЦТО опечатывает машину, ставя свою пломбу. Дату опломбирования и сведения оттиска клейма записывают в журнал формы № КМ-8. После этого в техническом паспорте ККМ в разделе «Ввод в эксплуатацию» специалист ЦТО расписывается и указывает номер своего удостоверения.

Далее начинаются испытания кассовой машины. Пробивается условная сумма и проверяется правильность отражения реквизитов на чеке. Налоговый инспектор вводит секретный пароль и снимает пробный отчет фискальной памяти.

По окончании фискализации налоговый инспектор присваивает ККМ номер и делает запись в книге учета контрольно-кассовых машин организаций, которую ведут налоговые органы. Налоговый инспектор визирует журнал кассира-операциониста (форма № КМ-4), ставит в нем печать налоговой инспекции и записывает дату фискализации. Затем налоговый инспектор заполняет карточку регистрации ККМ и визирует ее у руководителя налогового органа. Эта карточка должна находиться там, где установлена кассовая машина.

В карточке регистрации указывается адрес, по которому будет установлена контрольно-кассовая машина. Если у предпринимателя несколько магазинов (кафе, мастерских и пр.), то может появиться необходимость переставить ККМ в другую точку. Это можно делать, только предварительно уведомив налоговый орган. Налоговый инспектор сделает запись в своем журнале и внесет изменения в карточку регистрации. В противном случае организация будет привлечена к ответственности.

Если приобретен резервный аппарат, который планируется использовать на время ремонта используемых ККМ, об этом нужно заранее предупредить налогового инспектора, который внесет соответствующую запись в карточку регистрации. Это позволит использовать резервный аппарат в любом магазине (или любой другой точке), принадлежащем организации.

Для снижения сумм налогов на сумму, уплаченную за ККМ, важным критериям выступает вид деятельности организации. Если касса используется только в деятельности, облагаемой НДС, то малое предприятие вправе принять к вычету весь налог. При этом должны быть выполнены все стандартные условия: введен аппарат в эксплуатацию, получена счет-фактура, где сумма налога вынесена в отдельную строку, – только в этом случае «входной» НДС можно принять к вычету.

Если магазин торгует и в розницу, и оптом, а розничная торговля переведена на уплату налога на вмененный доход, то ККМ используют как в деятельности облагаемой, так и не облагаемой НДС.

В этом случае «входной» НДС принять к вычету нельзя. «Входной» налог нужно распределить пропорционально стоимости проданных товаров. Ту часть налога, что приходится на товары, реализация которых облагается НДС, можно принять к вычету. Оставшаяся часть суммы налога включается в первоначальную стоимость кассового аппарата. Рассчитывая такую пропорцию, берут стоимость проданных товаров того налогового периода, в котором касса была введена в эксплуатацию.

Пример 2.13. В апреле 2008 г. ООО купило для своего магазина кассовый аппарат за 17 700 руб. (в том числе НДС – 2700 руб.). Затраты по вводу в эксплуатацию, состоящие из платы за средства визуального контроля и программирование, равны 1310 руб. (в том числе НДС – 200 руб.). Выручка предприятия в этом месяце составила 890 000 руб.:– 471 000 руб. (в том числе НДС – 71 848 руб.) – от реализации оптом (общая система налогообложения);– 419 000 руб. – от реализации в розницу с применением ККМ (ЕНВД).Сумма «входного» НДС, которую ООО должно включить в первоначальную стоимость кассового аппарата, составит 1479 руб. [(2700 руб. + 200 руб.) х 419 000 руб.: (890 000 руб. – 71 848 руб.)].Оставшуюся часть налога – 1421 руб. [(2900–1479)] – можно принять к вычету после того, как касса введена в эксплуатацию.ООО установило одинаковый срок службы кассы в бухгалтерском и налоговом учете – 6 лет (72 месяца). Амортизацию в бухгалтерском и налоговом учете решено начислять линейным методом. Первоначальная стоимость ККТ – 17 589 руб. [(17 700 руб. – 2700 руб. + 1310 руб. – 200 руб. + 1479 руб.)], т. е. сумма ежемесячной амортизации составит 244,29 руб. .

Перед тем как сдать ККМ в ремонт, предприятие должно снять показания контрольных денежных счетчиков и занести полученные данные в акт по форме № КМ-2. Это необходимо сделать, потому что во время ремонта эти счетчики могут обнулиться. По этой же причине перед началом ремонтных работ и после их завершения акт должен завизировать налоговый инспектор.

Но на практике большинство налоговых инспекций не требует представлять им акт перед началом ремонта, если только неисправность не связана с блоком фискальной памяти или другими устройствами, которые могут вызвать обнуление контрольных денежных счетчиков. Специалист ЦТО должен проверить состояние блока фискальной памяти и записать свое заключение в акте перед началом ремонта. Поскольку кассовые аппараты служат больше одного года, они учитываются в составе основных средств, их стоимость отражают на счете 01 «Основные средства».

Для того чтобы продать контрольно-кассовую машину, необходимо снять ККМ с учета в налоговом органе. Заявление с просьбой об этом составляется в произвольной форме. К заявлению необходимо приложить следующие документы:

Регистрационную карточку ККМ;

Журнал кассира-операциониста.

Снимая кассовый аппарат с учета, организация должна подтвердить, что показания суммирующих денежных счетчиков полностью отражены в журнале кассира-операциониста. Для этого прикладывается итоговый чек, пробитый в тот же день, когда заявление о снятии ККМ с учета было подано в налоговую инспекцию. Подразумевается, что, пробив итоговый чек, предприятие больше не использует данный кассовый аппарат.

Если налоговый инспектор, захочет проверить состояние блока фискальной памяти. В этом случае он выезжает на предприятие (или ККМ привозится в налоговую инспекцию) и снимает показания контрольных денежных счетчиков. Полученные данные должны соответствовать записям в журнале кассира-операциониста.

В ряде случаев перед тем, как снять контрольно-кассовую машину с учета, налоговые инспекции требуют от предприятия перевести показания суммирующих денежных счетчиков на нули. Эту операцию проводит и оформляет актом по форме № КМ-1 специалист ЦТО. Акт должен подписать налоговый инспектор.

Проверив показания денежных счетчиков, налоговый инспектор выдает предприятию книгу кассира-операциониста и копию регистрационной карточки с отметкой о снятии ККМ с учета.

Если ККМ продать не удалось, и ее решили просто списать, то нужно оформить акт на списание объекта основных средств. В акте надо указать причину, по которой выбывает контрольно-кассовая машина (физический или моральный износ). Здесь же приводят характеристики списываемой машины: ее марку, срок службы, инвентарный и заводской номера, а также первоначальную и остаточную стоимость. Акт оформляют уже после того, как кассовый аппарат снят с учета в налоговом органе.

Работать без кассового аппарата можно при торговле:

Газетами и журналами;

Лотерейными билетами;

Билетами и талонами для проезда в транспорте;

Мороженым;

Безалкогольными напитками в розлив;

Из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином;

Вразвал овощами и бахчевыми культурами;

Продовольственными и непродовольственными товарами с ручных тележек, корзин, лотков;

Продовольственными товарами с открытых прилавков на крытых рынках.

Рассчитываться наличными без кассового аппарата могут также предприниматели и организации, оказывающие бытовые услуги населению. Им разрешается вместо кассового аппарата использовать бланки строгой отчетности.

Принимать деньги от организаций без кассового аппарата нельзя, поэтому, если среди клиентов есть и физические, и юридические лица, контрольно-кассовая машина необходима.

При разовой сделке индивидуальному предпринимателю выгоднее не покупать кассу, а заплатить штраф. Ответственность за неприменение кассового аппарата предусмотрена ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Сумма штрафа, которую могут взыскать с должностного лица организации, составляет от 3 тыс. до 4 тыс. руб., с юридического лица – от 30 тыс. до 40 тыс. руб.

Покупка ККМ, а также расходы на ее регистрацию и обслуживание потребуют больше денег. Более того, предпринимателю, возможно, не придется платить и штраф, поскольку проверяющие вправе привлечь к ответственности, только если с момента, когда предприниматель нарушил порядок работы с наличностью, прошло не более двух месяцев. Об этом сказано в п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.

Перед началом работы на ККМ кассир получает у руководителя ключи от кассовой кабины, ключи от привода кассовой машины и денежного ящика, разменную монету и купюры в количестве, необходимом для расчетов с покупателями. Кассир расписывается в книге учета принятых и выданных денег.

Руководитель обязан:

В присутствии кассира снять показания секционных и контрольных счетчиков и сверить их с показаниями, записанными в журнале кассира-операциониста за предыдущий день;

Убедиться в совпадении показаний, занести их в журнал за текущий день на начало работы и заверить своей подписью и подписью кассира;

Оформить начало контрольной ленты, указав на ней тип и заводской номер машины, дату и время начала работы, показания секционных и контрольных счетчиков, заверить данные на контрольной ленте подписями (своей и кассира) и закрыть замок денежных счетчиков;

Провести инструктаж кассиров и продавцов в соответствии с Типовыми правилами эксплуатации ККМ.

При возникновении неисправностей в работе ККМ кассир обязан:

Выключить кассовую машину, вызвать руководителя, определить характер неисправности;

В случае нечеткого отражения реквизитов на чеке, невыхода чека или обрыва контрольной ленты совместно с руководителем проверить оттиски чека на контрольной ленте, подписать чек, указав на обороте правильную сумму, и после проверки отсутствия пропусков нумерации подписать места обрыва контрольной ленты. Если чек не вышел, то вместо него следует получить нулевой;

В случае невозможности продолжения работы из-за неисправности ККМ кассир совместно с руководителем оформляет окончание работы на данной кассовой машине, как при окончании смены, с отметкой в журнале кассира-операциониста на данную кассовую машину о времени и причине окончания работы.

Если устранение неисправности своими силами невозможно, то вызывается специалист ЦТО.

Кассиру запрещено работать без контрольной ленты или склеивать ее в местах обрыва.

По окончании рабочего дня или по прибытии инкассатора кассир должен:

Подготовить денежную выручку и другие платежные документы;

Составить кассовый отчет.

После этого руководитель в присутствии кассира снимает показания счетчиков, получает распечатку или вынимает из ККМ использованную в течение дня контрольную ленту, подписывает конец контрольной ленты (распечатку), указывает на ней тип и номер машины, показания счетчиков, дневную выручку, дату и время окончания работы. Показания на конец отчетного дня вписываются в журнал кассира-операциониста.

По показаниям счетчиков на начало и конец дня, определяется сумма дневной выручки. Она должна соответствовать показаниям денежных суммирующих счетчиков и контрольной ленты.

На кассовом чеке или вкладном документе должны отражаться следующие реквизиты:

Наименование организации;

ИНН организации;

Заводской номер контрольно-кассовой машины;

Порядковый номер чека;

Дата и время покупки;

Стоимость покупки;

Признак фискального режима.

Чеки погашаются одновременно с выдачей товара с помощью штампов или путем надрыва в установленных местах. Все чеки, пробитые на ККМ в течение смены и не выданные покупателям (снятие показаний в начале и конце рабочего дня, нулевые чеки, полученные при проверке работы печатающего механизма) должны быть сданы вместе с кассовым отчетом.

При работе на ККМ в обязательном порядке применяется и оформляется контрольно-кассовая лента. Контрольно-кассовая лента – это документ, подтверждающий сумму принятых наличных денег.

В межинвентаризационный период они хранятся в упакованном (свернутом и опечатанном) виде. Контрольные ленты подлежат уничтожению в течение 15 дней после проведения последней инвентаризации и проверки товарного отчета. При этом для снятия фискального отчета необходимо пригласить налогового инспектора.

Контрольно-кассовые ленты уничтожают по акту. В акте необходимо указывать:

Наименование организации;

Состав комиссии;

Показания счетчиков контрольно-кассовых машин;

Марка ККМ, год выпуска и заводской номер;

Регистрационный номер ККМ;

Период инвентаризации;

Номера чеков, показания счетчиков на начало и конец ленты;

Сумма выручки по ленте;

Подтверждение того, что выручка зафиксирована в журнале кассира-операциониста и оприходована в кассовой книге организации.

В конце акта записывают: «В ходе выборочной проверки соответствия данных контрольно-кассовых лент, кассовых отчетов, журнала кассира-операциониста, кассовой книги организации и снятия фискального отчета по паролю налогового инспектора за указанный период расхождений не установлено».

Акт составляют в двух экземплярах: один для налоговой инспекции, другой – для малого предприятия.

Снятие фискального отчета по паролю налогового инспектора оформляют Актом о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков контрольно-кассовой машины (форма № КМ-1). Этот акт прилагают к акту на уничтожение контрольно-кассовых лент.

На каждую ККМ предприятие должно завести журнал кассира-операциониста по унифицированной форме № КМ-4.

Журнал применяется для учета операций по приходу и расходу наличных денег (выручки) по каждой контрольно-кассовой машине предприятия, а также является контрольно-регистрационным документом показаний счетчиков.

Журнал должен быть пронумерован, прошнурован, скреплен печатью предприятия и подписями руководителя, главного бухгалтера и налогового инспектора.

Записи в журнале ведутся кассиром-операционистом ежедневно в хронологическом порядке чернилами или шариковой ручкой. Помарки в журнале не допускаются. Все исправления должны быть оговорены и заверены подписями кассира-операциониста, руководителя и главного бухгалтера организации.

В графах журнала кассира-операциониста записывают следующие показатели:

Дата – число, месяц, год;

Фамилия, имя, отчество кассира-операциониста;

Номер счетчика;

Показания контрольного счетчика, регистрирующего перевод суммирующих денежных счетчиков – показания счетчика в режиме «Z», который увеличивается на единицу при переводе суммирующих денежных счетчиков на нули;

Показания суммирующих денежных счетчиков на начало рабочего дня (смены);

Подписи кассира и администратора, подтверждающие показания денежных счетчиков на начало рабочего дня (смены);

Показания суммирующих денежных счетчиков на конец рабочего дня (смены);

Подписи кассира и администратора, подтверждающие показания денежных счетчиков на конец рабочего дня (смены);

Сумма выручки за день по показаниям суммирующих денежных счетчиков;

Сумма денежной наличности, сданной в кассу организации;

Сумма выручки по оплаченным документам (при оплате покупателем товаров расчетными чеками и другими платежными средствами);

Общая сумма выручки;

Денежный остаток на конец дня в кассе;

Сумма недостачи (излишков), выявленной в результате проверки;

Сумма возвращенных покупателям денег по неиспользованным чекам в случае возврата товаров или ошибочно пробитого кассиром-операционистом чека. В подтверждение указанного факта к отчету кассира-операциониста прилагается акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам, составленный по форме № КМ-3;

Подписи на конец рабочего дня кассира.

Если предприятие работает без кассира-операциониста, то есть выручку от покупателей принимает продавец, то ведется журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков контрольно-кассовых машин, работающих без кассира-операциониста по форме № КМ-5.

Прием-сдача денег оформляется в журнале совместными подписями руководителя предприятия и специалиста, работающего на ККМ. При расхождении результатов сумм на контрольной ленте с фактической выручкой выясняются причины расхождения, а выявленные недостачи или излишки заносятся в соответствующие графы журнала.

В конце рабочего дня составляется сводный отчет о показаниях счетчиков ККМ и выручке организации за текущий рабочий день. Этот отчет составляется по унифицированной форме № КМ-7 (Сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации). Отчет является приложением к справке кассира-операциониста (форма № КМ-6).

Старший кассир составляет отчет (сведения) по форме № КМ-7 ежедневно и вместе с актами, справками формы № КМ-6, приходными и расходными кассовыми ордерами.

В форме по показаниям счетчиков на начало и конец работы по каждой ККМ рассчитывается выручка, общая выручка организации уменьшается на сумму денег, выданных покупателям по возвращенным ими чекам. Эта сумма включается в сведения согласно актам формы № КМ-3. Сведения подписывают руководитель и кассир организации.

Организации и ИП при ведении деятельности, связанной с наличными расчетами или с приемом платежных карт, обязаны использовать контрольно-кассовую технику. Перед ее эксплуатацией необходимо пройти процедуру регистрации, которая осуществляется в налоговой службе.

Теоретическая сторона вопроса

Несвоевременно оформленный кассовый аппарат или его отсутствие могут привести к штрафным санкциям. Все нормы регулируются российским законодательством, где прописаны необходимость и правила оформления техники.

Зачем нужно регистрировать ККМ?

Регистрация контрольно-кассовой машины должна осуществляется в налоговой службе, согласно места постановки на учет организации, которая обращается в государственные органы.

Процедура является обязательной.

Торговые точки периодически осматриваются проверяющими органами на предмет работоспособности ККТ. В случае нарушений владельцы предприятия могут получить большие штрафы.

Регистрация кассового аппарата – это также гарантия того, что юридическое лицо будет использовать исправную технику, соответствующую принятым критериям. Процесс оформления ККТ связан с заключением договора на техобслуживание с ЦТО. В результате аппарат исправен и проходит регулярные технические проверки.

Требования закона к самому аппарату и регистратору

Согласно законодательству налоговые органы контролируют использование ККМ. Вся кассовая техника должна быть снабжена фискальной памятью, которая хранит данные о продажах.

Государство создало специальный реестр, в котором указаны кассовые аппараты, разрешенные для использования. Каждая модель относится к определенному типу и обозначена область ее применения. Поскольку в реестр постоянно вносятся изменения, то первый шаг перед регистрацией ККТ – это выбор подходящего вида и его покупка.

На сайте ФНС РФ можно найти требования, которые выдвигаются к контрольно-кассовой машине.

Они включают следующие пункты:

  1. Аппарат должен иметь фискальную накопительную память, корпус, возможность печати чеков и контрольной ленты.
  2. Информация, проходящая через аппарат не должна поддаваться корректировке. Данные должны храниться в течение длительного срока вне зависимости от энергопотребления.
  3. Вся информация должна без изменений отображаться на кассовом чеке и контрольной ленте, и сохраняться в фискальной памяти техники.
  4. Иметь возможность вносить признаки режима, свидетельствующие о невозможности корректировки данных, проводимых при помощи платежных карт или расчете наличными.
  5. Возможность вывода данных, которые зафиксированы на контрольной ленте и в фискальной памяти кассовой машины.
  6. Обязательное присутствие часов, отображающих реальное время на чеках.
  7. Должна существовать возможность внесения данных о пользователе в фискальную память аппарата или изменений при его перерегистрации.
  8. ККТ должен быть исправным, а в случае поломок иметь договор с организацией, предоставляющей техническое обслуживание.
  9. Предоставлять возможность работы в фискальном режиме.
  10. Соответствовать модели, которая разрешена для использования Государственным реестром.
  11. Техника должна быть наделена функцией блокировки при отсутствии на кассовой ленте информации о фискальном режиме.
  12. ККМ должен иметь полный пакет документов и отметок: паспорт, инструкцию, идентификационный знак, отметку службы сервисного облуживания, марки-пломбы.

Законом разрешено использование новой кассовой машины или б/у. Наиболее удобно приобретать ее в ЦТО. Это дает возможность ускорить порядок регистрации кассового аппарата в налоговой. С представителями центра заключается договор, что дает его сотрудникам возможность в течение короткого срока подготовить часть необходимых документов.

Регистрация кассового аппарата в налоговой

Порядок регистрации регулируется законодательством, в котором обозначены условия обращения и список подаваемых документов. На практике организации сталкиваются с тем, что налоговые могут требовать дополнительные справки. Чтобы правильно подготовить пакет документов, лучше заранее посетить государственные органы, выяснить график работы и условия оформления.

Для ООО и других юрлиц

Список документов, подаваемых в налоговую службу, одинаковый для юридических лиц и ИП. Отличие состоит в порядке обращения.

Организациям нужно для начала определиться, где будет стоять кассовый аппарат.

Если его место расположения не совпадает с юридическим адресом, указанным в учредительных документах, тогда необходимо регистрировать обособленное подразделение.

Для ИП

Индивидуальные предприниматели готовят комплект документов согласно действующему законодательству.

При покупке кассовой техники ИП необходимо в ЦТО предоставить следующие данные:

  1. ОГРН,
  2. контактные данные.

Предпринимателю нужно зарегистрировать в налоговой торговую точку, на которую будет установлен аппарат. Эти действия можно выполнять одновременно с оформлением кассовой техники. ЦТО после приобретения ККМ вводит все необходимые данные в фискальную память, а также подготавливает справки для налоговой.

Документы


Рассмотрим наиболее полный пакет справок, которые могут затребовать сотрудники ИФНС.

При покупке техники и журналов для ведения кассы в ЦТО часть документов подготавливается техническим центром:

  1. Договор, свидетельствующий о предоставлении технического обслуживания. Заключается между организацией и ЦТО, выдается в 2 экземплярах. Инспектору необходимо предоставить оригинал соглашения.
  2. Паспорт на ККТ и ЭКЛЗ (электронно-контрольная лента защищенная).
  3. Учетные журналы: КМ-4 и КМ-8 (для ввода информации кассиром-операционистом и регистрации вызовов мастера при поломках ККМ). Книги должны быть пронумерованы и прошиты.
  4. Паспорт, дополнительный лист и марки-пломбы, относящиеся к выбранной модели кассового аппарата.

Также при обращении в налоговую инспекцию нужно иметь на руках саму технику.

Помимо перечисленных документов юридическому лицу следует подготовить:

  • свидетельство ОГРН или ЕГРН, ИНН;
  • приказ от отдела кадров компании, свидетельствующий о принятии на должность директора, главного бухгалтера и кассира;
  • договор аренды фактического и юридического адреса;
  • печать организации;
  • заявление на регистрацию ККТ;
  • доверенность и личный паспорт заявителя.

Индивидуальным предпринимателям к этому перечню следует еще добавить свидетельство о регистрации физического лица в качестве ИП. Если предприниматель оформлял печать, тогда ее обязательно необходимо взять с собой.

Если предприятие не новое, тогда в налоговой могут потребовать справку, свидетельствующую об отсутствии задолженности. Также подойдет последний баланс, который был сдан в ИНФС, документ должен быть с подписью инспектора.

При оформлении доверенности нужно указать паспортные данные и ФИО исполнителя, перечислить список действий и указать № ИНФС, где будет проходить регистрация.

Следующим шаг в процедуре регистрации – это проверка сотрудником налоговой поданных документов и справок. При их соответствии заявитель приглашается в ИНФС для проведения фискализации кассового аппарата. В установленное время необходимо явиться в налоговую, где процесс будет проходить при участии мастера из ЦТО.

Также при себе нужно обязательно иметь:

  • заявление с просьбой поставить на учет кассовую технику;
  • технический паспорт к ККТ;
  • журнал, фиксирующий вызовы специалиста.

Также необходим сам кассовый аппарат, перед фискализацией инспектор должен его осмотреть. Если представитель организации не явится в назначенное время, тогда налоговая инспекция вправе отказать в регистрации ККМ.

Где происходит процедура?

Согласно закону постановка кассового аппарата на учет совершается только налоговыми органами. Лучше заранее узнать правила приема документов. Многие налоговые службы перешли на электронную очередь, что является гарантией посещения кабинета в день обращения. Инспектора, занимающиеся регистрацией техники, работают в определенные часы, поэтому лучше заранее узнать график работы.

Индивидуальный предприниматель обращается в налоговую службу, которая находится по месту регистрации физического лица, на которого оформлено предприятие.

При невозможности лично присутствовать подготавливается доверенность, заверенная нотариально. Лицо, которому поручено оформить ККМ, должно иметь при себе паспорт. Юридические лица также обращаются в налоговую по месту регистрации.

Если необходимо подготовить кассовую машину для филиала, тогда постановка на учет осуществляется в регионе, где находиться торговая точка. По завершению процедуры все данные направляются в отделение, где находится основная организация. На сотрудника, который занимается регистрацией, должна быть выдана доверенность. Она подписывается руководителем компании и скрепляется печатью предприятия.

Сроки и стоимость

Процедура осмотра техники инспектором является отправной точкой в регистрации. Если все в порядке, то сведения о ККМ вносятся в книгу учета, которую ведут в налоговой инспекции. В паспорте к кассовому аппарату инспектор должен обязательно сделать отметку о проведении регистрации. На завершающем этапе заявителю возвращаются все документы, учетный талон, карточка регистрации техники и заверенная книга кассира-операциониста. При правильном заполнении документов процедура регистрации занимает не более 5 рабочих дней .

На сегодняшний день плата за оформление кассовой техники не берется.

На практике регистрация может затянуться на 14 дней. Для ускорения этого процесса существуют организации, которые на платной основе берут на себя обязательства срочного оформления. При регистрации за 1-2 дня компании берут сумму от 1 500 руб. при участии заказчика и от 2 500 руб. при самостоятельном обращении в ИНФС. Стоимость услуги снижается при регистрации большего количества кассовых аппаратов. Так, при постановке на учет 5 ККМ, сумма уменьшается вдвое.

Как быть с подержанным ККМ?

При покупке б/у техники или при смене организации, возникает вопрос, как правильно выполнить регистрацию кассового аппарата?

Процедура включает несколько этапов действий:

  1. Снятие с учета ККТ, которая была оформлена на предыдущего владельца. Для этого обращаются в налоговую инспекцию со следующим пакетом документов: заявление согласно формы по КНД 1110021, сам ККМ и паспорт на него, книга КМ-4, карта, свидетельствующая о постановке на учет, соглашение с ЦТО, последний Z-отчет и данные об отсутствии задолженности.
  2. После снятия с учета кассовой техники, нужно отправить ее и все документы к аппарату в ЦТО, с которым сотрудничает предприятие.

Дальнейшая процедура регистрации не отличается от постановки на учет новой ККМ.

При покупке б\у аппарата следует знать, что согласно закону существует определенный срок, в течение которого осуществляется его эксплуатация. Этот период составляет 7 лет, со дня регистрации техники.

Можно ли отказаться от регистрации?

Законодательством определены категории, которые вправе отказаться от использования кассового аппарата. Также существуют организации, для которых постановка на учет техники обязательна. К ним относят ООО и ИП, ведущие деятельность в виде розничных продаж в густонаселенных регионах или через Интернет. Также обязательный процесс регистрации выполняют предприятия, ведущие деятельность посредством Интернет и получающие за это прибыль наличными деньгами.

Категории, избавленные от необходимости

Последние нововведения, принятые в отношении работы на контрольно-кассовом аппарате, говорят о том, что отказаться от использования ККТ могут банки и предприятия, имеющие патент.

Вместо чеков разрешается выдавать бланки строгой отчетности.

ИП и ООО, осуществляющие продажу алкогольной продукции в отдаленных местах, где существуют перебои с электроэнергией вправе отказаться от эксплуатации ККМ, при условии, что они предоставляют отчет по ЕНВД.

Организации, работающие по упрощенному режиму налогообложения или предприятия, начавшие свою деятельность с 2019 года, также могут отказаться от ККТ. Но только в том случае, если они оказывают услуги населению, не связанные с розничной торговлей. Получается, что принимать решение об использовании кассовой техники могут не только ИНФС, но и сами налогоплательщики.

Подводя итоги, можно выделить две категории, которые вправе не применять ККТ:

  • предприятия, ведущие розничную торговлю в проблемных регионах;
  • при оплате услуг и товаров, которые приобретают только по безналичному расчету.

Штрафы

При использовании незарегистрированного кассового аппарата на владельца организации и кассира накладываются штрафные санкции. Руководитель предприятия может быть оштрафован на сумму от 30 000 до 40 000 руб., кассир – от 3 000 до 4 000 руб.

Регистрация кассового аппарата является обязательной процедурой, которая сопровождается заключением договора с ЦТО и подачей документов в ИНФС. Инспектор вправе отказать в постановке на учет ККТ, в случае неполного комплекта документации и использовании техники, не внесенной в государственный реестр.



Поделиться