Познание зимующие птицы старшая группа. Конспект занятия для старшей группы

Цель: Уточнять и расширять представления детей о зимующих птицах, их внешнем виде. Совершенствовать грамматический строй речи,активизировать словарь по теме. Учить образовывать множественное число существительных. Развивать зрительное восприятие и внимание. Воспитывать любовь к природе.
Предварительная работа: Наблюдение за птицами на участке, рассматривание альбома "Птицы - наши друзья", чтение Г. Скребицкого "Воробей","Большой пестрый дятел", "Ворона","Сорока", А. Стрижева "Птицы зимой", Н. Павловой "Зимние гости".
Ход:
-Рассмотрите картинки, кто это? (Птицы)
-Как называются птицы, которые остаются у нас зимовать? (Зимующие)
-С наступлением холодов некоторые птицы улетают на юг. Но не все,
есть такие, что остаются у нас круглый год (ворона, голубь, воробей).
-А есть такие, что прилетают к нам только зимовать (снегирь, синицы).
-К нам тоже много птиц прилетело, давайте скажем каких.
Упражнение "Каких птиц много прилетело?"
(У каждого ребенка картинка с птицами. Дети по очереди говорят каких птиц много прилетело: Ко мне прилетело много синиц. Ко мне прилетело много ворон и т. д.)
-Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в лес. (Воспитатель одевает маску елки.)
-Меня все звери знают и елочкой зовут.
Со мной они играют и песенки поют.
-Я провожу вас в лес, познакомлю с его обитателями, интересные места покажу. А как вести себя в лесу вы знаете? (Ответы детей)
-Молодцы! Знаете как себя вести в лесу.
Ну, а теперь мы с вами
Все вместе сядем в сани,
Поедем прямо в лес,
Где деревья до небес. (Садятся на санки, построенные из стульев)
-Ветер весело гудит, подгоняя санки,
Остаются позади белые полянки.
С горки съехали, в лес приехали.
-Здравствуй лес, дремучий лес!
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе как в серебре,
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь, какая птица?
Все открой, не утаи.
Ты же видишь, мы свои.
- Ребята, какие деревья растут в лесу? (Ели.)
-А как называется лес, где растут одни ели? (Ельник.)
-Ель знакома нам с детства. Без нарядной елки и праздника нет. круглый год ель зеленая. А почему? Да потому, что листок- иголка живет два- три года, и опадают иголки не все сразу, а постепенно. Любят очень ель птицы, и медведь чаще строит свою берлогу под елью. А живет ель 1200 лет.
-Ой, а что это за птица в ветках ели прячется?
-Все время стучит, деревья долбит.
Но их не калечит, а только лечит. (Дятел.)
- А как называют дятла? (Лесной доктор.) Почему его так называют? Пользу или вред дятел приносит? (Ответы детей)
-А вот еще птица летит.
-Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)
-Это очень красивая птица. Снегири - рыцари, они всегда уступают место, гроздья рябины. Они украшают нашу природу своим ярким опереньем и мелодичным посвистыванием.
-А эту птицу, вы, знаете?
-Скачет шустрая девица.
Ей на месте не сидится.
Прыг - скок, прыг - скок,
Завертелась как волчок. (Синица)
-Почему синицы носят такое название? А назвали их так, потому, что они издают довольно громкий посвист "синь - синь". Синицы уничтожают вредных насекомых.
-А еще в лесу, заметьте, есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих мыши прячутся, дрожа.
Очень уж суровы - филины и совы.
-А вот и совушка летит, во все стороны глядит,
Облетела детский сад. Поиграть зовет ребят.
-Днем сова спит, а ночью летает. Вы мыши, а я сова..
П/и " День - ночь"
- Ну, а эта птица вам наверное знакома.
-Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая. (Сорока.)
-А еще ее называют трещоткой, сплетницей. Почему.(Новости на хвосте разносит, трещит о происшествиях)
-А еще сорока - воровка. Крадет все, что плохо лежит, все блестящее: монеты, часы и др. Разбойница - из гнезд хватает цыплят, разоряет бахчу.
Но она и пользу приносит, уничтожает вредных насекомых, грызунов.
-Ну, а эта птица живет совсем близко около человека.
-Чик - чирик! К зернышкам прыг.
Клюй, не робей. Кто это...? (Воробей.)
-Немало вреда приносят воробьи, нападая на посевы подсолнечника, зерновых культур. недаром его прозвали "вора бей". Но в тоже время в США поставлен памятник этой птице, спасающей поля, сады, огороды вокруг города от вредителей. Мы привыкли к нашим воробьям - серым, шумливым, но им тоже приходится туго, когда снегом засыпает землю и трещит мороз. Ребята, как вы думаете, а мы с вами могли бы помочь птицам? Как? (Развешивать кормушки и подкармливать птиц)
-Давайте смастерим кормушки и повесим на участке.
(Мастерят кормушку способом оригами, одеваются и выходят на улицу, насыпают зерна в кормушки и развешивают на деревья.)

Светлана Петренко
Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию «Зимующие птицы»

Цель :

Способствовать формированию экологической культуры у детей; прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним.

Задачи :

образовательные :

Уточнить и расширить представления детей о зимующих птицах ; чем они питаются, как им можно помочь;

Закреплять умение детей узнавать и называть птиц .

воспитательные :

Воспитывать интерес к разнообразию окружающего мира.

Воспитывать любовь к птицам и бережное отношение в зимний период к ним,

развивающие :

Вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания;

Совершенствовать диалогическую речь;

коррекционно-развивающие : развивать непроизвольное внимание, логическое мышление, зрительную память, координацию движений

коррекционно-воспитательные : воспитывать взаимопомощь, сотрудничество, умение работать в коллективе.

Оборудование : картинки, слайдовая презентация «Зимующие птицы » с записью пения птиц , разрезные картинки.

Предварительная работа : наблюдение за птицами во время прогулок .

Планируемые результаты : активное участие детей, умение формулирования ответов на вопросы воспитателя, владение диалогической речью.

Использование современных образовательных технологий :

Элементы здоровьесберегающей технологии (физкультминутка, гимнастика для глаз)

Элементы сказкотерапии (массаж точки здоровья) .

ИКТ-технология (презентация к занятию.) .

Ход занятия:

I. Организационная часть.

"Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся"

Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас с вами весь день было хорошее настроение.

II. Основная часть.

Воспитатель : Дети, сегодня утром охранник передал мне странный конверт. Там записка : «Дети 14-й группы , У меня для вас загадка :

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку.

Длинный клюв и два крыла.

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это (птица )

И задание! Кто-то разрезал фотографии зимующих птиц . Соберите картинки скажите, что это за птицы . Лесовичок».

Воспитатель : Кто что понял? (ответы детей) . Каких птиц мы называем зимующими ? (Зимующие – это те птицы , которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края).

А здесь ещё листок. Загадки?

Игра «Подскажи словечко» (Дети называют слово и показывают картинку в учебной зоне)

Зимой на ветках яблони!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это… (снегири) .

Не сидит она на месте,

На хвосте разносит вести.

Может, в них и мало прока.

Но горда собой… (сорока)

В лесу под щебет, звон и свист,

Стучит лесной телеграфист :

«Здорово - дрозд, приятель!»

И ставит подпись (дятел) .

Носят серенький жилет,

А у крыльев - черный цвет.

Кружат сразу двадцать пар.

Все кричат : Кар! Кар! Кар! Кар! (ворона)

Я весь день ловлю жуков

Уплетаю червяков

В тёплый край я не летаю

Здесь, под крышей обитаю

Чик-чирик! Не робей,

Я бывалый (воробей)

Воспитатель : Всех птиц знаем ? А хотите узнать?

Работа с презентацией «Зимующие птицы »

Серая ворона села на забор,

Серая ворона оглядела двор.

Каркнула сердито целых десять раз -

Сочинила серая о дворе рассказ.

Ворона – хитрая, ловкая и находчивая птица ! Это крупная птица , она не выделяется яркостью окраски. Голова, клюв, горло, крылья, хвост и лапы у вороны черные, а все остальное серое. Ворона - всеядная птица , поэтому рацион ее разнообразен. Она питается очистками и остатками пищи.

Птицей мира он зовется .

С крыш стрелой к земле несется,

Если видит гору крошек.

Сизый, белый и хороший.

Голуби ведут строго дневной образ жизни. Пищу обычно собирают на земле, в связи, с чем хорошо ходят. Питаются семенами различных растений, которые собирают на земле.

В желтой футболке и черной жилетке

Птица синица расселась на ветке.

Тенькает звонко птица синица ,

Лютых морозов она не боится.

Оперение синицы яркое и красивое - кажется, что птичка нарядилась в желтую блузку с черным галстуком и в зеленый плащик, а голову украсила темной шапочкой. Она легко прыгает по веткам и с помощью острых и цепких коготков ловко лазает по стволам деревьев. Когда наступают холода, синицы. питаются зернышками, хлебными крошками, а любимое их лакомство – это сало.

Работяга пестрый дятел

Птицам дупла конопатил .

День трудился. Нету сил!

Все долбил, долбил, долбил.

Летом пёстрые дятлы питаются древесными насекомыми, а зимой – семенами хвойных деревьев. Весной дятел пьёт берёзовый сок. Это одна из очень полезных птиц наших лесов : работает круглый год по уничтожению вредителей.

На суку сидит сова.

Видит днем она едва.

А лишь только ночь настанет-

Как орел глазастой станет.

Сова – хищная птица . Она охотится по ночам, а днем спит, спрятавшись к глубоком дупле. У совы-большая голова, которой она ловко вертит во все стороны, почти нет шеи и круглые немигающие янтарные глаза. Зимой совы остаются в наших краях.

Белобокая болтушка

На еловой на макушке

Растрещалась, раскричалась,

Разболталась, раскачалась.

Сорока-белобока - перышки у нее по бокам совсем белые. Голова и крылья – черные. Хвост тоже черный, но с очень красивым зеленоватым отливом, длинный и прямой как стрела. Зимой птицы перебираются поближе к людям - разлетаются по деревням, обживают городские окраины. Рядом с человеком сытнее и теплее.

Шустро скачет воробьишка,

Птичка - серая малышка.

По двору шныряет,

Крошки собирает.

Воробей – маленькая, неунывающая, бойкая птичка. Несмотря на кажущуюся невнимательность и суетливость, эти птички очень умны и быстро привыкают к людям, понимая, что именно рядом с человеком можно раздобыть корм. Люди зачастую подкармливают диких птиц , особенно зимой, и воробьи об этом знают. Воробьи – любят зернышки и хлебные крошки.

Вот на ветке, посмотри,

В красных майках снегири.

Распушили перышки,

Нежатся на солнышке.

Снегирь выглядит нарядным – он всегда в красном. На самом деле красногрудки – это самцы снегиря, самочки выглядят намного скромнее. Грудка у них зеленовато-серая. Снегирь питается почками и семенами деревьев и кустарников , ягодами, из которых он выбирает семена, любит клевать ягоды рябины.

У клеста удивительный клюв-очень крепкий, толстый, сжатый с боков. Кончик верхней части клюва загнут крючком вниз, а нижняя, более сильная часть клюва загнута вверх, вот и получается клюв в виде креста. Клёст очень любит еловые и сосновые шишки, крепкий клюв крестом ловко шелушит шишки. Ещё клёст удивителен тем, что в трескучий мороз выводит птенцов.

Заиграли на свирелях,

Засвистели : "Свири-свир!

Мы клюём рябины кисти

Мы в лесу устроим пир!

Свиристели живут в хвойных лесах. Летом питаются ягодами, насекомыми и побегами растений. Зимой любят полакомиться рябиной. В холода перебираются к жилью человека.

Гимнастика для глаз

(Упражнения выполняются сидя или стоя, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз)

1. Сосредоточить свой взор на указательном пальце вытянутой прямо перед собой левой руки. Сгибая руку в локтевом суставе приближайте постепенно указательный палец к носу, не отводя взора от кончика пальца.

Повторить 5-6 раз.

2. Круговые движения глаз – вращение ими влево, вверх, вправо, вниз, а затем – вправо, вверх, влево, вниз.

Повторить 3-4 раза в каждую сторону.

Воспитатель : Отдохнули? Давайте продолжим.

Слайды 11-13. Дидактическая игра на внимание «Кто улетел?»

Слайды 14-16. Дидактическая игра «Кто спрятался?»

Слайды 17-19. Дидактическая игра «Четвертый лишний?»

Физкультминутка «Скачет шустрая синичка»

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится,

(прыжки на левой ноге)

Прыг-скок, прыг- скок,

(прыжки на правой ноге)

Завертелась как волчок

(кружимся на месте)

Вот присела на минутку,

(присели)

Почесала клювом грудку,

(встали, наклоны головы вправо – влево)

И с дорожки на плетень,

(прыжки на левой ноге на месте)

Тири-тири

(прыжки на правой ноге)

Тень-тень-тень!

(прыжки на месте на двух ногах) .

Дидактическая игра «Собери картинку»

Воспитатель : Готовы вы теперь выполнить задание лесовичка? (Подгрупповая работа , индивидуальная работа) .

Воспитатель : Молодцы, справились с заданием. Зимующие птицы не боятся морозов , они много летают и сами стараются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Они прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям . А что нам нужно сделать, как помочь, чтобы они выжили в холодное время года? (ответы детей) .

Воспитатель : Правильно, птиц обязательно нужно подкармливать зимой, строить для них кормушки. Не забывать чистить эти кормушки, прежде чем положить туда корм.

Покормите птиц зимой

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма

Горсть зерна нужна,

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело,

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Разве можно забывать ;

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц зимой

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Воспитатель : Давайте вместе вспомним, какая птица чем питается ? (ответы детей) .

Слайд 21. Дидактическая игра «Накорми птиц

III. Заключительная часть.

Воспитатель. Вы уже много знаете о зимующих птицах , а чтобы вы узнали ещё больше, я приготовила вам раскраски зимующих птиц в уголке рисования . А пшено мы возьмем на прогулку, чтобы покормить птиц .

Рефлексия. Игра «Верно-неверно»

Закрепление вне занятия : картинки птиц в учебной зоне , шаблоны снегирей, раскраски птиц , образцы рисования в центре творчества.

Дальнейшая работа :

Планируем разработать проект.

Задачи:

Образовательные:

  1. Формировать интерес к миру животных, желание наблюдать за птицами и помогать им;
  2. Познакомить с понятиями «перелетные птицы» и «зимующие птицы»;
  3. Расширять знания детей о разнообразии птиц Севера;
  4. Учить узнавать и правильно называть птиц, живущих в местности, где живут дети;
  5. Совершенствовать умение выделять характерные особенности разных птиц.

Развивающие:

  1. Развивать мышление, речь, самостоятельность;
  2. Развивать умение выстраивать причинно – следственные связи.

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение сосредотачиваться на поставленной задаче;
  2. Воспитывать умение слушать сверстников, не перебивать;
  3. Воспитывать доброе, уважительное отношение к миру природы.

Приоритетная образовательная область: «Познание».

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Музыка».

Виды деятельности: познавательная, двигательная, игровая, коммуникативная, творческая.

Методические приемы :

Практические — игра, игровая ситуация, самостоятельная работа с раздаточным материалом (карточки);

Наглядные – рассматривание;

Словесные — художественное слово, вопросы, беседа.

Предварительная работа:

Наблюдение за птицами во время прогулки;

Чтение стихов, рассказов о птицах (В. Бианки «Кто чем поёт?», «Хитрый лис и умная уточка», русская народная сказка «Лиса и журавль», Д.Н. Мамин – Сибиряк «Серая шейка» и др.

Рассматривание иллюстраций с различными видами птиц, предметных картинок с изображением различных видов птиц.

Материал к НОД : музыкальное сопровождение (аудиозапись «Голоса птиц», песенка про птиц), картинки с изображением птиц на ТВ, медальки с разукрасками, цв.карандаши, мультфильм «Серая шейка», картинки с изображением еды для птиц.

Ход НОД:

Организационный момент

В. — Давайте встанем в круг. Дети вместе с воспитателем становятся в круг.

В. – Предлагаю настроится на получение новых знаний, создать хорошее настроение. Нам поможет это сделать следующее упражнение:

«Ребята, какое время года на дворе? (осень). Осенью часто идёт дождь. Нам это не нравится – нахмурим брови. Но иногда солнышко всё же выглядывает из-за туч – улыбнёмся солнышку. Вот оно посветило нам в правый глаз – зажмурим его, теперь в левый – зажмурим его. А сейчас выполним все движения поочерёдно: нахмурим брови, улыбнёмся, зажмурим сначала правый глаз, затем – левый»

Ознакомление с новым материалом по теме

В. — Вот здорово! А какие осенние приметы вы знаете? (ответы детей: льет дождь, небо хмурое, желтеют листья и т.п.) А знаете ли вы, что одна из примет осени – отлет перелетных птиц в теплые края? Таких птиц называют «перелетные». А некоторые остаются с нами зимовать. Догадайтесь как их называют? («зимующие»).

В .-Я не зря заговорила про птиц. Ребята! Сегодня мы отправимся в путешествие в тундру. Кто же живет в ней? Внимательно прислушайтесь! (Звучит запись одного из голосов птиц.) Слышите? Догадались, к кому в гости мы отправимся? (к птицам). Итак, вперед! (звучит музыка, дети идут за воспитателем змейкой)

В .- Вот мы и очутились в тундре! Посмотрите, кто здесь нас ждет? (на стульчике сидит игрушка полярной совы с конвертом в клюве). Это полярная сова. Полярная, потому что живет за полярным кругом. А каких еще птиц, живущих в наших краях вы знаете? (ответы детей).

В. -Я предлагаю вам посмотреть на экран (просмотр картинок с изображением птиц, живущих на Севере) . Какие из птиц Вам знакомы? Может каких то птиц вы видели гуляя на улице? (ответы детей) Чем эти птички друг от друга отличаются (рассмотреть внимательно окраску птичек и назвать, чем отличается окраска головы, хвоста, крылышек, туловища)? А чем похожи? (Они все с нами зимуют; у них есть голова, хвост, туловище, клюв, крылья, лапки; они могут летать; они выводят птенцов).

А посмотрите, что это у совы в клюве? Воспитатель берет конверт и просит ребенка прочитать его содержимое (Данил Б.):

«Здравствуйте, дети! Мы – птицы Севера, рады приветствовать вас у нас в гостях! Перелетные птицы улетели в теплые края…а нам совсем нечего есть! Мы в отчаянии! Помогите нам!»

Воспитатель обращается к детям:

Ребята, а как же мы можем помочь птицам? Что они едят, кто знает? (ответы детей)

Давайте позовем птиц покушать:

Снегом засыпаны лес и поля, (МАШУТ РУКАМИ)

Спит под сугробами крепко земля. (ЛАДОШКИ ПОД ЩЕЧКУ)

Ищут, ищут птицы, чем бы поживиться. (ХОДЯТ РУКИ ЗА СПИНУ)

На зиму долгую в нашем лесу

Мы приготовили птичкам еду. (ВЫТЯГИВАЕМ ЛАДОШКИ)

Прилетайте, птицы, Вы сюда кормиться! (ЗОВЁМ ПТИЦ)

Ребята, а как мы будем кормить птиц? Что для этого нужно? Вот подсказка:

Что за стол среди берез

Под открытым небом?

Угощает и в мороз

Птиц зерном и хлебом.

(Кормушка)

А вот еще:

Между веток новый дом,

Нету двери в доме том.

Только круглое окошко -

Не пролезет даже кошка.

(Скворечник)

В. -Внимание на экран! (на экране изображение кормушки и скворечника). Что это? А на что похожи кормушка и скворечник? Из чего они сделаны?

В.- Я предлагаю вам сделать кормушку из конструктора.

Детям предлагаются детали конструктора. Нужно разделить детей на 2 команды и предложить сделать одним скворечник, а другим-кормушку (по заранее подготовленному образцу воспитателя).

В .- Молодцы. Сове очень нравится. Оказывается, что сделать кормушку – это еще не всё! Нужно знать, какой корм в нее насыпать. А если не знаешь, что тогда будет? (ответы детей). А какую еду любят птицы? (семена, зерна, семечки, ягоды, но есть и те, которые питаются мышами и другими мелкими грызунами (сова).

Игра: «Корм для птичек»

На столе разложены картинки с изображением различных продуктов. Задача детей выбрать картинки с изображением того, что едят птицы.(вариант игры: воспитатель называет продукты, дети хлопают, если воспитатель называет то,что то едят птицы).

В. Вы устали? Предлагаю немного отдохнуть.

Подвижная русская народная игра «Дятел»

Дети встают в круг. Ребенок, выполняющий роль дятла, стоит посередине круга. Дети водят хоровод вокруг «дятла» и произносят первые две строчки:

«Ходит дятел у житницы,

Ищет зернышко пшеницы».

«Дятел» в ответ говорит:

«Мне не скучно одному,

Кого хочу, того возьму».

С последним словом «дятел» быстро берет за руку одного из ребят в кругу. А дети должны быстро встать парами. Оставшийся без пары ребенок становится дятлом в следующей игре.

В. Наверное, вы видели, как в мороз птицы не летают, а сидят нахохлившись. (попросить детей показать, как сидят нахохлившиеся птички на веточках) Они распушатся, приумолкнут. Зачем же они так делают? Почему сидят, а не летают? (ответы детей). Оказывается, птицы не летают в мороз, потому что в полете птица мерзнет намного быстрее. Когда птичка сидит, между перьями у нее находится неподвижный воздух . Он не пропускает к телу птицы холод и задерживает тепло. В полете же к телу птицы со всех сторон устремляется морозный воздух, и птичка мерзнет на лету.

А еще в зимние морозы можно увидеть, как птичка стоит то на одной, то на другой ноге (пусть дети попробуют показать, как птицы это делают). Зачем же птичке это нужно? (ответы детей). Это она обогревает свои ножки в перышках, поднимая их с холодной земли. Так птичка греется.

А как еще птички греются? (предложить детям найти пару и плотно прижавшись друг к другу «погреться»).

В.- Лиза Береснева приготовила для нас стихотворение А. Яшина. «Покормите птиц зимой»:

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна -

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического и экологического направления развития воспитанников
№43 «Ручеёк»

Конспект открытого занятия для педагогов ДОУ

по формированию целостной картины мира в старшей группе:

«Зимующие птицы»

Подготовила и провела:

воспитатель Соколова О.Г.

Программное содержание:

  1. Формировать представления детей о зимующих птицах. Подвести к раскрытию связей между живой и неживой природой на примере сезонного поведения птиц, между внешним видом птиц и их питанием, движением и образом жизни.
  2. Упражнять в употреблении прилагательных, антонимов, расширять словарный запас.
  3. Упражнять в умении выразительно рассказывать, слушать музыку природы. Вспомнить дни недели.
  4. Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им.

Региональный компонент: воспитывать любовь к поэзии Вологодских поэтов, знакомить с ней.

Оборудование: кормушка, иллюстрации с изображением птиц, аудиозапись (пение птиц - музыкальные инструменты), геометрические фигуры для индивидуальной работы, белые листы бумаги, шишки (раскрывшиеся и нераскрывшиеся), клей (карандаш).

Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулке, рассматривание иллюстраций, чтение рассказов и стихов о птицах, разгадывание загадок, прослушивание аудиозаписи (познавательная серия Владимира Зотова «Лесная азбука», рисование птиц.

Ход занятия:

Воспитатель: Читает стихотворение О.Высоцкой «Мастерица зима»:

Пришла зима, хлопочет:

Укутала в снега

Все кочки и пенечки,

Скамейки и стога.

Зима велела дубу

Накинуть пышный мех,

На ель надела шубу,

Тепло укрыла всех

Краснеют свиристели

На веточках берез.

Они не улетели

А выдержат мороз?

Показать свиристеля и свирель, дать послушать.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить.

Ответы детей:

Воспитатель: Сегодня мы поговорим о зимующих птицах. Что это за птицы, смелые да выносливые, что не боятся зимы и остаются с нами? Назовите их.

Ответы детей:

Воспитатель: А почему одни птицы улетают на юг, а другие нет? (Подвести к ответу, что причиной является отсутствие пищи (голод)).

Ответы детей:

Воспитатель: А как мы с вами можем помочь птицам перенести голод?

Ответы детей:

Воспитатель просит детей угадать, что спрятано под платком. (Новая кормушка)

Воспитатель: Вот для птичек новая столовая. Какое стихотворение про птичью столовую мы знаем? Давайте вспомним его.

Новая столовая (по ролям)

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели.

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краев

Стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей

А в субботу на пирог

Налетели семь сорок

В воскресенье, в воскресенье

Прилетел к нам гость весенний

Путешественник - скворец

Вот и песенке конец.

В руках у детей иллюстрации птиц.

Воспитатель: Кто здесь лишний? Почему? (Скворец)

Ответы детей:

Пальчиковая гимнастика: Проворонила ворона вороненка

Воспитатель: Я вам загадаю загадки, а вы их отгадайте и расскажите, что вы знаете об этих птицах.

Я по дереву стучу

Червяка добыть хочу

Хоть и скрылся под корой

Все равно ты будешь мой.

Вывесить иллюстрации (дятел)

Рассказ детей о дятле.

Воспитатель: А вот как звук дятла передают музыкальные инструменты.

(аудиозапись «Звуки окружающего мира. Из чего родилась музыка»)

Кто там прыгает, шуршит.

Клё - клее - клё - поет со свистом. (Клёст)

Воспитатель вывешивает иллюстрации, показывает шишки ели.

Рассказ детей о клесте.

Воспитатель: Сделать вывод о том, что клест - единственная птица, которая выводит птенцов зимой. Есть корм (семена ели).

Психофизическая гимнастика: «Согреем птенца»

Представьте, что у вас в руках маленький бескрылый птенец. Вытяните руки ладошками вверх. А теперь согрейте его. Медленно, по одному пальчику сложите ладони. Спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием. Приложите ладони к своей груди. Отдайте птенцу доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскройте ладони и увидите, что птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите: он еще прилетит к нам.

Чик - чирик! К зернышкам прыг.

Клюй, не робей! Кто это?

(Воробей).

Воспитатель: Про жизнь зимой воробья очень хорошо написал наш Вологодский поэт Н.Рубцов:

Чтение стихотворения (ребенок).

Чуть живой. Не чирикает даже,

Замерзает совсем воробей.

Как заметит подводу с поклажей-

Из-под крыши бросается к ней!

И дрожит он над зёрнышком бедным,

И летит к чердаку своему…

А гляди, не становится вредным

Оттого, что так трудно ему.

Физкультминутка:

Среди белых голубей (круг)

Скачет шустрый воробей (скачет в кругу).

Воробушек - пташка,

Серая рубашка.

Откликайся воробей (пытается вылететь из круга)

Вылетай-ка, не робей! (дети не пускают)

Задание:

Выложи птичку из геометрических фигур (аппликация)

Закрепление:

Воспитатель:

О ком сегодня мы говорили на занятии?

Почему птицы остаются у нас зимовать?

Как мы можем помочь птицам зимой?

Воспитатель: Чтение стихотворения А. Яшина «Покормите птиц»

Покормите птиц зимой

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой

Стайки на крыльцо

Сколько гибнет их - не счесть

Видеть тяжело

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло

Не богаты их корма -

Горсть зерна нужна

Горсть одна - и не страшна

Будет им зима

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Зимующие птицы Синичка. Грудка у неё жёлтая, черная голова и крылья. Зимой она питается ягодами рябины, семенами шишек, почками деревьев. Очень любит сырое мясо. Синичка. Грудка у неё жёлтая, черная голова и крылья. Зимой она питается ягодами рябины, семенами шишек, почками деревьев. Очень любит сырое мясо.


Зимующие птицы Снегирь чуть крупнее воробья. У него красная грудка, голубовато- серая спинка, головка и крылья черные. Он прилетает к нам с первым снегом, любит ягоды рябины. Снегирь чуть крупнее воробья. У него красная грудка, голубовато- серая спинка, головка и крылья черные. Он прилетает к нам с первым снегом, любит ягоды рябины.


Зимующие птицы зимой дятлы питаются семенами хвойных деревьев. Окраска оперения у дятлов разнообразна, но у большинства видов яркая черная, зеленая или пестрая. Это одна из очень полезных птиц наших лесов: работает круглый год по уничтожению вредителей. Является лесным доктором. зимой дятлы питаются семенами хвойных деревьев. Окраска оперения у дятлов разнообразна, но у большинства видов яркая черная, зеленая или пестрая. Это одна из очень полезных птиц наших лесов: работает круглый год по уничтожению вредителей. Является лесным доктором.


Зимующие птицы Воробей – бойкая, жизнерадостная, находчивая и общительная птица. Клюёт овёс, пшено, зимой селится вблизи жилища человека, клюёт всё, что найдёт – всеядная птица. Воробей – бойкая, жизнерадостная, находчивая и общительная птица. Клюёт овёс, пшено, зимой селится вблизи жилища человека, клюёт всё, что найдёт – всеядная птица.


Зимующие птицы Голубь Обладает прекрасным зрением – различает цвета радуги. Питается растительными кормами: семенами, ягодами, плодами фруктовых деревьев. Голуби очень привязаны к людям. Голубь Обладает прекрасным зрением – различает цвета радуги. Питается растительными кормами: семенами, ягодами, плодами фруктовых деревьев. Голуби очень привязаны к людям.


Зимующие птицы Вороны очень умны. Оперение чёрное с зелёными отблесками. Ест ворона всё. Падаль, мыши, птички и их яйца, черви и жуки, рыба, овощи, фрукты, сыр, творог – всё ей годится. В природе ворона безусловно полезна, но вблизи человеческого жилья становится воровкой. Вороны очень умны. Оперение чёрное с зелёными отблесками. Ест ворона всё. Падаль, мыши, птички и их яйца, черви и жуки, рыба, овощи, фрукты, сыр, творог – всё ей годится. В природе ворона безусловно полезна, но вблизи человеческого жилья становится воровкой.


Зимующие птицы Сорока всеядная птица. Голова, шея, грудь и спина чёрные, живот и плечи белые. Она питается как животным, так и растительным кормом. Пищу – насекомых, пауков и мокриц – сорока ищет на земле. К сожалению, сороки часто поселяются в садах и разоряют гнёзда певчих птиц. Сорока всеядная птица. Голова, шея, грудь и спина чёрные, живот и плечи белые. Она питается как животным, так и растительным кормом. Пищу – насекомых, пауков и мокриц – сорока ищет на земле. К сожалению, сороки часто поселяются в садах и разоряют гнёзда певчих птиц.


Зимующие птицы Свиристель можно заметить по хохолку на голове. Песня свиристели журчащая трель «сви-ри- ри-ри».Птицы Держаться большими стаями. Летом питаются насекомыми, личинками, а зимой ягодами и плодами (рябиной, калиной). Свиристель можно заметить по хохолку на голове. Песня свиристели журчащая трель «сви-ри- ри-ри».Птицы Держаться большими стаями. Летом питаются насекомыми, личинками, а зимой ягодами и плодами (рябиной, калиной).


















Поддержите птиц зимой! Зимующие птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Но во время снегопадов, метелей и сильных морозов птицы голодают и даже погибают. Они прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям. Зимующие птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Но во время снегопадов, метелей и сильных морозов птицы голодают и даже погибают. Они прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям.



Поделиться