Правовое регулирование электронных сделок. Правовые основы регулирования международной электронной коммерции Регулирование электронной торговли в рамках ВТО

Московское отделение Ассоциации юристов России – самое крупное в Ассоциации. Мы объединяем более полутора тысяч состоявшихся и молодых юристов, проживающих и работающих в Москве, и наша численность постоянно растет.

Отделение было создано в 2007 году. В состав органов управления входят известные юристы Москвы, представляющие властные структуры, адвокатское сообщество, юридическую науку и т.д.

Концепция работы Отделения предполагает полную консолидацию усилий. Московское отделение Ассоциации юристов России – это Вы, его члены. Практически вся деятельность Отделения строится на общественных началах и реализуется усилиями его членов, предлагающих и осуществляющих проекты Отделения.

Принципиальной особенностью Московского отделения Ассоциации юристов России является максимальная вовлеченность молодых юристов в его деятельность. Мы не отделяем молодежь от старших поколений, и считаем это основой передачи опыта и знаний и обновления права.

С каждым годом Московское отделение Ассоциации юристов России улучшает свою работу. Мы считаем, что Отделение заслуживает быть флагманом регионального развития Ассоциации юристов России, иметь высокую узнаваемость как в России, так и в мире. Поэтому для нас важно Ваше мнение о работе Отделения, Ваша обратная связь .

Мы всегда рады каждому новому члену Московского отделения Ассоциации юристов России, мы ценим любые предложения и пожелания наших коллег, и мы искренне надеемся на Ваши амбиции, Вашу активную жизненную позицию и Ваше участие в работе Отделения.

Надеемся, Вам понравится у нас на сайте.

Фактически Интернет не принадлежит к общественным отношениям. Технически Интернет является совокупностью компьютеров, объединенных сетью, используемых для хранения и передачи информации. Однако правовые отношения могут возникать в ходе использования сети Интернет.

Особенностью таких правоотношений является то, что они в основной своей массе носят экстерриториальный характер. Одностороннее применение государством правовых норм, регулирующих сходные отношения, без учета опыта международной практики и законодательства других стран будет неэффективным. Об этом свидетельствует многократные безуспешные попытки таких стран как США и Великобритания распространить свою систему и законодательство на отношения по регулированию конфликтов в Сети, ввести регламентацию расширение информации в Интернете .

Общеизвестным является тот факт, что чрезмерная правовая регламентация препятствует развитию общественных отношений. В традиционном, так называемом off-line-бизнесе не урегулирована деятельность в коммерческом секторе развивается быстрее. Но при этом необходимо учитывать, что в коммерческом бизнесе такое развитие возможно благодаря его многолетней истории развития.

Накоплен богатый опыт, сложившиеся обычаи делового оборота, а также важно, что стороны имеют дело с живыми людьми, а не с виртуальными, обезличенными субъектами. В отличие от традиционного, on-line-бизнес только начал формироваться. Через определенное специфичность традиционные методы для решения проблемных ситуаций уже не подходят.

Для нормального функционирования и развития электронной коммерции необходимо введение нормативного определения механизма осуществления операций с использованием Интернет и легализации соответствующих способов взаиморасчетов. Для этого надо было сделать:

1) признание юридической силы за операциями, которые осуществляются в электронном виде;

2) определение порядка осуществления электронных платежей;

3) создание нормативных условий для электронного документооборота: есть подтверждение достоверности и авторства электронного документа посредством использования средств электронно-цифровой подписи;

4) определение правового режима размещения информации в Интернете;

5) решение вопросов информационной безопасности, установление порядка применения средств криптозащиты .

Таким образом, стало очевидно, что правовое регулирование данных вопросов будет способствовать быстрому развитию электронной коммерции. Так, 30 января 1997 Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН был принят разработанный Комиссией ООН по праву международной торговли Типовой закон "Об электронной торговле".

Этот закон был дополнен статьей 5 б, принятой Комиссией на ее тридцать первой сессии в 1998 году, ссылаясь на пункт 2 резолюции 51/162 Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1996 года, в котором Ассамблея рекомендовала всем государствам при принятии или пересмотре своих законов должным образом учитывать положения Типового закона, ввиду необходимости унификации законодательства, может быть применимым к альтернативным бумажных методов передачи и хранения информации.

Это был первый шаг в развитии международного права в сфере регулирования электронной коммерции. Данный документ носит рекомендательный характер и предназначен, в первую очередь, для использования государствами в качестве основы для разработки национального законодательства. Данный международный документ заложил правовые основы деятельности в сфере электронной торговли, дал определения основным понятиям, таким как электронный документ, электронный документооборот, электронная подпись, автор электронного документа, информационная система. Он признал юридическую силу документами в электронной форме, определил условия, предъявляемые к электронной подписи как средства подтверждения достоверности и целостности электронного документа при подготовке и принятии Типового закона об электронной торговле.

Комиссия Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) учитывала, что Типовой закон будет служить эффективным средством для государств, которые обновляют свое законодательство при условии, если исполнительным правительственным органам и парламентам будет представлена справочная информация и разъяснения по тем, чтобы предоставить им помощь в использовании Типового закона. Комиссия учитывала также вероятность того, что Типовой закон будет применяться в ряде государств, в которых недостаточно известны методы передачи сообщений, предусмотренные настоящим законом. Он предназначен для оказания помощи пользователям электронных средств передачи данных и лицам, занимающимся научной работой в этой области. Одна из основных целей Закона заключалась в том, чтобы предложить вниманию национальных законодателей сведения международно признанных норм, устанавливающих возможный порядок устранения некоторых юридических препятствий и создание надежной правовой базы для так называемой "электронной торговли". Принципы, закрепленные в Типовом законе, полезные для отдельных пользователей, участвующих в электронной торговле, по выработке определенных договорных решений, которые могут быть использованы для преодоления юридических препятствий, создающих препятствия для расширения использования электронной торговли .

Типовой закон на международном уровне в ряде случаев может быть полезным как инструмент для толкования международных конвенций и других международных документов, которые создают юридические препятствия для использования электронной торговли в результате того, что в них, например, устанавливается требование об обязательном письменном оформлении некоторых документов и договорных положений.

Не менее важную роль для развития мировой Интернет-торговли сыграл Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронных подписях, который был принят в 2001 году. Целью настоящего Закона стало укрепление правовой определенности относительно использования электронных подписей. Устанавливается презумпция того, что электронные подписи, если они соответствуют определенным критериям технической надежности, рассматриваются как эквивалентные собственноручной подписи.

Вместе с нормотворческой деятельностью ООН в формировании международного права в области электронной торговли активное участие принимает также Европейский Союз. В 1998 году было принято Предложение Директивы Европейского Парламента и Совета Европейского Союза "О некоторых аспектах электронной торговли на внутреннем рынке". Основной задачей этого документа является обеспечение условий надлежащего функционирования международной электронной коммерции между государствами - членами Европейского Союза. Данная Директива определяет правовое регулирование значительного круга общественных отношений в сфере электронной торговли.

Указанный документ содержит комплекс норм, подробнее регулируют отдельные аспекты электронной коммерции. Достаточно фундаментально урегулирован механизм заключения электронных договоров, определены требования, которым они должны соответствовать, установленные правила определения момента заключения контракта.

Вторым важным документом, который формирует европейское право электронной коммерции, является принятая в декабре 1999 года Директива ЕС "О правовых основах Сообществ для использования электронных подписей". Данный документ полно урегулировал отношения в сфере использования электронных подписей. Устанавливаются требования, которым должны соответствовать средства электронной цифровой подписи, определяются принципы их использования, урегулирована деятельность сертификационных центров, определен порядок предоставления сертификационных услуг .

Активно развивается и национальное законодательство. В ряде стран приняты различные законы, регулирующие деятельность в сфере электронной коммерции. В Украине начало правового регулирования деятельности в сфере высоких технологий было заложено в 1998 году принятием Верховной Радой Украины Закона "О Национальной программе информатизации". Тогда же была одобрена Концепция Национальной программы информатизации и принят Закон Украины "Об утверждении задач Национальной программы информатизации на 1998-2000 годы".

Следующим шагом стал Указ Президента Украины №928 от 31 июля 2000 "О мерах по развитию национальной составляющей глобальной информационной сети Интернет и обеспечение широкого доступа к этой сети в Украине".

22 мая 2003 Верховной Радой Украины принят Закон Украины «Об электронных документах и электронном документообороте", который определяет понятие электронного документа и электронного документооборота, закрепляет мировые тенденции признания юридической силы электронного документа, указывает на права и обязанности субъектов электронного документооборота их ответственность и др.

В Законе соблюден функционально эквивалентный подход к пониманию электронного документа, предложенный Типовым законом ЮНСИТРАЛ "Об электронной коммерции". Тогда же был принят и Закон Украины "Об электронной цифровой подписи" .

Итак, в условиях всепоглощающей глобализации проблемы правового регулирования Интернет-торговли не могут решаться в одностороннем на государственном уровне. Это побуждает практически все государства мира к совершенствованию и унификации их правового регулирования сферы международной электронной коммерции.

Наряду с преимуществами электронной торговли существуют и потенциальные риски среди которых уклонение от налогов, мошенничество, нарушение прав интеллектуальной собственности и тому подобное. Эти риски реальны, но в развитых странах их удается регулировать таким образом, чтобы не разрушить электронную коммерцию. В Украине борьба с компьютерной преступностью, в том числе и в сфере электронной коммерции осуществляется сформированными подразделениями электронной разведки.

Таким образом, несмотря на то, что Интернет является мировой информационной системой, электронная коммерция пока не получила "мирового" уровня. Она традиционно продолжает оставаться в рамках национальной юрисдикции.

В то же время, возможен более сложный "транснациональный" состав участников процесса, обостряет проблему выбора права. Скорейшее решение этих проблем необходимо для Украины, потому что все активнее развивается сотрудничество с иностранными партнерами, а сегодня, в эпоху глобализации, сложно решать любые вопросы без современных средств обращения документов в электронном виде, что является основанием для заключения электронных договоров и развития электронной коммерции в целом.

К мерам по повышению роли электронной коммерции, находящихся в компетенции правительства, специалистов отрасли и инвесторов, можно отнести :

Создать адекватную реальности статистическую базу данных электронной коммерции;

Способствовать развитию малого и среднего Интернет-бизнеса, обеспечения участия в электронной коммерции этого сегмента глобальной экономики означает создать рабочие места и повысить благосостояние населения;

Создать систему подготовки и повышения квалификации работников электронной коммерции. На смену индустриальной экономике, где производительность обусловлена количеством машин, приходит экономика, базирующаяся на информации. Новые технологии требуют новых профессионалов. К большому сожалению, необходимую специальное образование сегодня имеет очень ограниченное количество людей. Повышение квалификации требуют не только работники непосредственно, но также и менеджеры Интернет-магазинов;

Обеспечить международное сотрудничество в области электронной коммерции на уровне правительств стран и на корпоративном уровне. Иначе существует риск того, что огромный сегмент населения мира будет исключен из распределения экономического выигрыша от этого сверхприбыльного бизнеса; украинское государство должно способствовать развитию электронной коммерции.

Нестеров А.К. Международная электронная торговля // Энциклопедия Нестеровых

Международная торговля расширяется с развитием научно-технического прогресса и новых технологий, при этом потребности в товарах и услугах существенно увеличиваются ежегодно, играя важную роль не только развитии мировой торговли, но и в развитии национальных экономик отдельных стран. В этой связи становится актуальным применение электронной торговли в рамках внешнеторговых операций.

Преимущества международной электронной торговли

– это совокупность осуществляемых с применением систем электронных расчетов и электронного документооборота операций по продаже и покупке товаров и услуг, которые впоследствии перемещаются между различными странами.

Структура электронной торговли может быть проиллюстрирована в виде следующей диаграммы:

Преимущества международной электронной торговли:

  1. Система электронной торговли позволяет оформлять заказы и исполнять в рамках осуществления внешней торговли, что существенно экономит время, позволяя использовать его для более качественного и полноценного обслуживания покупателей, независимо от сегмента.
  2. Количественно, состав операций не меняется после внедрения систем электронной торговли, однако упрощается процедура за счет использования электронного документооборота.
  3. Обслуживание заказчика происходит намного быстрее, так как обработка каждого заказа ускоряется.

Применение электронной торговли во внешнеэкономической деятельности способствует расширению географии бизнеса в мировом масштабе, обеспечивая возможность глобального присутствия вне зависимости от их географического расположения. Международная торговля представляет собой международный обмен товарами и услугами путем их экспорта и импорта.

В настоящее время существует довольно большое количество электронных платежно-расчетных систем, которые функционируют на международном уровне и используются во внешнеторговой деятельности, например, Яндекс.Деньги, PayPal и др. Однако, наибольшее распространение в качестве формы электронных расчетов, используемой во внешнеторговой деятельности в настоящее время получили банковские системы, например, НСПК, SWIFT, различные системы удаленного банковского обслуживания.

Использование электронной торговли в международных операциях

Международная практика применения систем для осуществления внешнеторговых операций свидетельствует о наличии четырех принципиальных аспектов:

  1. Правовая основа сделки – договор.
  2. Место и время заключения договора через Интернет.
  3. Форма получения ответа или электронная форма договора.
  4. Поставка предмета сделки.

В настоящее время все страны признают, что основанием внешнеторговой сделки, осуществляемой с применением любых форм электронной торговли, является договор поставки, купли-продажи или оказания услуг. В этом аспекте электронная коммерция становится условным понятием, а система права переносит особенности правового регулирования коммерческих отношений на смежные отношения, тогда как электронная торговля непосредственно включается в национальные юрисдикции, а права и обязанности участников сделки реализуются независимо от использования программно-аппаратных средств.

Место и время заключения договора имеет значение для определения национального законодательства, выбора суда при решении конфликта. Данный аспект международной электронной торговли при осуществлении сделок связан с прямым обозначением. Формально, участники сделки используют различные технические средства: электронная почта, веб-страницы и т.п. Оферта считается принятой с момента, когда было отправлено соответствующее сообщение, но не когда оно было получено. На практике применяется дополнительное подтверждение всеми участниками сделки, оно может фигурировать в виде дополнительных акцептов на веб-странице или прямо указываться в электронной почте. Данный вопрос важен в целях недопущения недопонимания между сторонами по вопросам характера предложений и правоотношений, воспоследующих за ними.

Форма получения ответа является следствием характера заключения договора и определяется признанием данной формы участниками сделки. Формат ответа обозначается в тексте договора, он может выступать в качестве прямого подтверждения сделки, в форме осознанного действия, например, внесения оплаты согласно указанным условиям, либо с применением электронной подписи.

Поставка предмета сделки подразумевает физическую поставку товаров, поставку товара в электронной форме, удаленное оказание услуг и т.п. Физическая поставка товаров влечет необходимость уплаты таможенных платежей, тогда как с товаров, поставляемых в электронной форме, таможенные платежи не взимаются. Вне зависимости от предмета сделки, оплата производится согласно заключенному договору с применением систем электронных расчетов.

Товарная специализация международной электронной торговли включает четыре группы:

  1. готовая продукция;
  2. машины и оборудование;
  3. сырье;
  4. услуги.

В настоящее время Интернет представляет собой коммуникационный инструмент для взаимодействия между предпринимателями во всем мире, что делает использование электронной торговли важным аспектом внешнеэкономической деятельности. Интегрированный эффект от трансформации торговых операций с товарами и услугами в электронную форму проявляется на всех этапах внешнеторговых операций. Ключевым фактором интенсификации использования систем электронной торговли во внешнеторговых операциях стала возможности снижения стоимости заключения договоров с помощью возможностей Интернет-коммуникации.

В мировой практике сложилась следующая классификация систем электронной торговли:

  1. Бизнес – Потребитель – B2C
  2. Бизнес – Бизнес – B2B
  3. Потребитель – Потребитель – С2С

В 2017 году на долю операций, осуществленных с применением систем электронной торговли, приходилось около 35-40% от общего объема торговых операций. В зависимости от уровня функционирования систем электронной торговли и доли их использования в торговых операциях принята следующая градация

Развитие систем электронной торговли на международном уровне

Использование систем электронной торговли

Уровень систем электронной торговли

Страны Африки, Океании и т.д.

Страны Юго-Восточной Азии и Южной Америки

Испания, Греция, Италия, Ирландия, Канада

Саудовская Аравия, ОАЭ

Индия, Сингапур, Люксембург, Нидерланды, Бельгия, Австралия

Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Эстония

Страны Восточной Европы

Франция, Германия, Англия

Россия, Китай, США, Япония, Южная Корея

Использование систем электронной торговли в международных торговых операциях основывается на следующих аспектах:

1. Определение цены сделки – в зависимости от стоимости перевозки, таможенных сборов для покупателей из разных стран будут разные цены. Экспортеры могут использовать для таких целей услуги таможенных брокеров или создавать отдел внешнеторговых операций;

2. Использование стандартных торговых терминов Инкотермс – они распределяют между сторонами ответственность за оплату расходов по перевозке, страхованию, пошлинам. За исключением варианта поставки с оплатой пошлин все термины Инкотермс предусматривают оплату всех пошлин и налогов покупателем по прибытии товара;

3. Оплата – в зависимости от сегмента электронной торговли участники могут использовать различные формы оплаты. В сегменте B2C основным является прием платежей с помощью банковских карт Mastercard, VISA, UnionPay, JSB и др., в том числе с применением сервисов обработки таких платежей. Для сегмента B2B основной формой оплаты остается банковский перевод с использованием электронных систем расчетов. В сегменте С2С практикуется оплата с помощью сервисов ;

4. Нивелирование риска – при удаленной сделке и оплате продавец подвергается определенному риску. Риск может быть связан с потенциальным мошенничеством или с претензионным платежом. Наиболее сложный аспект электронной торговли проявляется в требованиях банка-эмитента аннулировать оплату от лица-держателя банковской карты. Более половины таких претензионных платежей связаны с мошенничеством. Основным фактором нивелирования риска выступает привлечение посредников к электронной процедуре приема оплаты;

5. Информационное обеспечение – экспортеры и импортеры обязаны предоставлять основную таможенную информацию государственным органам и транспортным компаниям. Основу информационного обеспечения составляет таможенная классификация, при этом цифровые коды используются для определения применяемых тарифов. Электронные продажи требуют информационное обеспечение, в том числе, и для определения возможности применения преференциального режима, соглашения о свободной торговле и т.д.;

6. Регулирование электронной торговли – основано на Конвенции об использовании электронных сообщений в международных договорах (ЮНСИТРАЛ). Инициативы регулирования трансграничной электронной торговли приведены в таблице ниже;

7. Применение электронной подписи – выступает как гарантия корректной идентификации участников сделки, подтверждения подлинности и предотвращения отказа от сообщений, которыми стороны обменялись. На международном уровне механизм работает на основе национальных законов об электронной подписи. В большинстве стран соответствующие законы уже приняты.

Регулирование международной электронной торговли

Конвенция ЮНСИТРАЛ

Признание электронных сообщений

Конвенция ЮНСИТРАЛ позволяет электронным сообщениям удовлетворять требованиям других международных конвенций без необходимости пересматривать каждую из таких конвенций в индивидуальном порядке

Законность электронных сообщений

Конвенция содержит положения, которые требуют от стран, подписавших её, признавать законность электронных сообщений, используемых в договорах, а также положения, которые касаются вопросов, обычно возникающих в рамках электронных соглашений, таких как местонахождение сторон, требования к информации и формату, приглашения делать предложения, время и место отправки и получение входящих сообщений

Автономия сторон

Конвенция усиливает правовую определённость концепции автономии сторон и подтверждает её. Автономия сторон является неотъемлемым элементом заключения договоров в электронной форме. Конвенция позволяет сторонам формулировать их электронные соглашения наиболее продуктивным образом.

Условия Международной торговой палаты (ICC)

Электронные условия ICC (ICC eTerms)

Дополнительные положения, предназначенные к использованию в международных договорах компаниями во всем мире. Электронные условия ICC – это ряд статей, разработанных для включения сторонами в свои договорные документы с целью показать, что они намерены заключить имеющий обязательную силу электронный контракт.

Электронные UCP (eUCP)

ICC разработала дополнение к UCP 500 для электронного представления документов в рамках сделок по аккредитиву. Кратко называемое eUCP, данное приложение состояло из 12 статей и предназначалось для использования в тандеме с UCР 500 в тех случаях, когда документы представляются в электронной форме – как отчасти, так и полностью.

Другие инициативы по регулирования международных торговых договоров в электронной форме

Является услугой для корпоративных клиентов по осуществлению международных платежей. По сути, предоставляет электронную альтернативу другим международным механизмам оплаты, обеспечивая защищённый способ управления закупками/оплатой на международном уровне путем подключения к безбумажной хостинговой платформе покупателей, продавцов и партнёров.

Является нейтральной защищённой платформой для обработки связанных с торговлей документов; её цель – создать возможность ведения безбумажной торговли между покупателями и продавцами с участием их логистических служб и банков-партнёров. Услуги данной системы повышают операционную эффективность и сокращают время, необходимое для обработки документов по торговой сделке.

Развитие электронной торговли в мире

Учитывая многоаспектный характер применения систем электронной торговли во внешнеэкономической деятельности, в разных странах подход к ним неоднозначный.

В США лоббируют сценарий отказа от обложения налогами и таможенными пошлинами части предметов трансграничных сделок, осуществляемых с применением систем электронной торговли. Такой подход касается продукции, получаемой по электронным каналам коммуникации. При этом в отношении физических товаров предлагается сохранять действующую практику.

В ЕС доминирует принцип активного государственного регулирования электронной торговли на международном уровне, согласно которому должен быть принят единый документ по глобальным коммуникациям в сфере электронной торговли и внешнеэкономической деятельности. Недавние судебные разбирательства в отношении крупных американских IT-компаний свидетельствуют, что в ЕС не намерены участвовать в устранении налогообложения продукции, получаемой по электронным каналам коммуникации.

В Японии активно развивается розничная трансграничная торговля с использованием электронных каналов коммуникации. На долю розничных сделок и системы распределения приходится около 80% всей внешнеторговой деятельности, осуществляемой с использованием систем электронной торговли. В секторе B2B применение систем электронной торговли для трансграничных операций не развивается, а их использование ограничивается электронной формой оплаты с применением банковских каналов обслуживания клиентов.

В Китае сфера электронной коммерции относится к одному из приоритетных направления развития внешнеторговой деятельности. Гиганты электронной торговли – AliExpress, Tao, XinTao и т.д. Китай активно участвует работе комитетов и рабочих групп, связанных с развитием электронной коммерции на международном уровне. Особенностью китайской модели развития электронной торговли на международном уровне является заключение двусторонних соглашений со странами, участвующими в торговых отношениях, либо создание интегрированных объединений из нескольких стран, для которых действует единый режим осуществления торговых операций с применением систем электронной торговли. Амбиции Китая в плане обеспечения мирового лидерства в сфере применения систем электронной торговли для трансграничных торговых сделок подкреплены убедительной динамикой роста китайских Интернет-площадок, в первую очередь, AliExpress. Развитие и внедрение электронной торговли рассматриваются им как средство обеспечения определенного скачка в социально-экономической и научно-технической жизни общества.

Представляет интерес и практика отдельных компаний.

Alibaba Group владеет крупнейшей торговой площадкой в сети Интернет, AliExpress.com, порталом Alibaba.com, собственной электронной платёжной системой Alipay, а также рядом связанных сервисов. AliExpress – это Интернет-магазин, ориентированный на продажу многочисленными продавцами их продукции зарубежным покупателям. В рамках данного проекта реализован механизм заключения контракта, оплаты, организации доставки, а также механизм минимизации рисков. Alibaba.com – это B2B проект, который организован в формате торговой площадки для организаций.

Royal Dutch Shell – Британско-нидерландская нефтегазовая компания – имеет в своей структуре специальное подразделение Shell Services International, которое занимается информационной поддержкой международных торговых операций, осуществляемых с применением средств электронной коммуникации. В корпорации создана виртуальная сеть под названием Shell Wide Web (SWW), которая используется для покрытия потребностей любых форм деловой практики, которые сопряжены с международными торговыми транзакциями. Техническая основа сети опирается на стандартные протоколы коммуникации, что позволяет обеспечить к ней доступ при наличии соответствующих разрешений. По сути, сеть представляет собой инструмент для осуществления деловых контактов между несколькими контрагентами и основной задачей является информационно-техническая поддержка внешнеторговых операций. В сети реализованы механизмы электронного заключения и подтверждения контрактов, соответствующих документам, регулирующих данную сферу.

Другим масштабным проектом является сеть Siemens. GEN (Global Engineering Network) объединяет представителей компаний из европейских стран и является электронным пространством инженерных знаний. Сама сеть позиционируется как некая площадка, где контактируют поставщики компонентов, комплектующих деталей и потенциальные потребители, которые могут использовать эту продукцию на своих заводах и в своих продуктах. Функционал сети подразумевает, что поставщики представляют техническую информацию об изделиях, а потенциальные заказчики выбирают наиболее подходящие для них компоненты и комплектующие. Затем, заказчики могут заниматься опытно-конструкторской работой и экспериментировать, используя данную продукцию на ранней стадии проектирования своих продуктов. Данная платформа позволяет обеспечить заключение контракта на трансграничную поставку продукции посредством электронных каналов коммуникации.

General Electric реализовала проект, объединяющий элементы торговой площадки и системы электронных торгов, для обеспечения функционирования тендеринговой системы. Основной особенностью такого подхода является технологическая поддержка заключения контракта в электронной форме между компаниями, которые находятся в разных странах, а также механизм финансового обеспечения выполнения контракта в форме гаранта, которым выступает данная площадка.

Hewlett Packard использует собственный корпоративный в качестве информационного обеспечения трансграничных контрактов. Это наиболее простой вариант использования электронных коммуникаций во внешнеторговой деятельности.

Использование электронной торговли российскими предприятиями для международных операций

Одним из динамично развивающихся направлений международной электронной торговли является сфера внешнеторговых операций между Россией и Китаем. В 2009 году был запущен первый проект, ориентированный на электронную торговлю между китайскими и российскими компаниями. Формат проекта – торговая платформа, позволяющая предприятиям обоих стран заключать контракты на поставку продукции. Торговая платформа была организована на территории города Суйфэньхэ и ориентирована на торгово-сервисное взаимодействие в рамках внешнеторговых операций. Основной задачей было создание на базе физического торгово-пропускного пункта провинции Хэйлунцзян системы электронной торговли с сопутствующей поддержкой.

Основным направлением платформы к 2017 году стало функционирование 8 тысяч Интернет-магазинов с российскими товарами, ориентированных на внутренний рынок Китая. Физическое месторасположение торговой платформы обусловлено сосредоточением значительных объемов российских товаров в Суйфэньхэ, где находится крупнейший оптовый рынок российских товаров. В результате, электронная коммерция в небольшом пограничном китайском городе стала основой для модели "Интернет+российские товары". При этом российские компании поставляют свою продукцию при помощи коммерческой торгово-сервисной платформы Суйфэньхэ, а китайские контрагенты закупают российские товары оптом, продавая их потом в розницу на внутреннем рынке Китая через различные системы электронной коммерции.

Отличительные черты такого подхода:

  • гарантии правительства,
  • безопасная система осуществления электронных платежей,
  • полное таможенное оформление через Интернет,
  • полный расчет логистики,
  • информационное сопровождение от Отдела электронной коммерции города Суйфэньхэ и доступ к государственным базам данных.

В 2016 году была запущена электронная торговая платформа DAKAITAOWA (в переводе с китайского "открой матрешку"). DAKAITAOWA.COM ориентирована на поставки российских продуктов питания в Китай. Структура системы электронной торговли для внешнеторговых операций включает:

  • маркетинговые исследования рынка;
  • поиск и установление деловых контактов в России и Китае;
  • экспортно-импортное оформление;
  • сертификация российского продовольствия;
  • информационное сопровождение логистики.

Преимуществом платформы является отсутствие необходимости выстраивания собственной инфраструктуры торговли и минимальные затраты на экспорт и продвижение продукции.

Основным преимуществом сервиса является защита контрагентов от подделок. При этом отсутствуют географические ограничения по поставкам в Китай, так как распределительные процессы осуществляются компанией First Russian Cross-Boarder Trading (Shanghai) Limited. Ключевые направления данной системы электронной торговли

  • Шанхай,
  • Пекин,
  • Чунцин,
  • провинции Цзянсу, Чжэцзян, Хэнань, Синьцзяно-Уйгурский автономный регион и Шаньдун.

Платформа интегрирована с электронными таможенными портами Китая, с программами складской и транспортной логистики, китайскими платежными системами, расчетной системой КНР. Планируется интеграция с электронными площадками JD, TMALL Alibaba Group и Suning.

Работа платформы обеспечивается двумя российскими компаниями:

  1. ООО "Русский экспорт" (Москва, Россия) – выполняет роль экспортера, занимается поиском производителей и их сопровождением в России.
  2. First Russian Cross-Boarder Trading (Shanghai) ltd (Шанхай, Китай) – выполняет функции импортера и взаимодействует с контрагентами в Китае.

В сфере оптовых поставок нефтепродуктов действует несколько в формате систем электронных торгов. Электронная торговая площадка eOil.ru в таком формате эксплуатируются, в частности, Газпромом (на технологическом решении ООО "Информационные системы") и Газпромбанком – ETPGPB.ru, а также другие. В функции систем электронных торгов входит реализация нефтепродуктов по фиксированным ценам на согласованных с торговым представителем условиях или в результате аукционных торгов. Отличительные черты российских площадок в данной сфере от зарубежных моделей:

  • используется полностью электронный документооборот;
  • заключение контракта верифицируется электронной подписью;
  • проведенные операции документируются, согласно регламенту формируются отчеты;
  • системы тесно интегрированы с информационными системами компаний;
  • реализован принцип аукционности и доступности торгов;
  • надежность операций обеспечивается службой безопасности и финансовыми гарантиями исполнения обязательств;
  • возможность покупать нефтепродукты на любой станции назначения.

Оптимальная модель электронной торговли для международных торговых операций

Оценка эффективности использования в международных операциях систем электронной коммерции может опираться на различные источники данных, позволяющих судить о результативности проекта электронной торговли. При этом, в зависимости от формата системы электронной торговли, используемые источники будут отличаться по содержательным признакам и предоставляемым данным. Можно использовать схему выбора источника данных для анализа при реализации для международных операций.

Схема выбора источника данных для оценки эффективности системы электронной торговли для внешнеторговых операций

С учетом рассмотренных вариантов организации системы электронной торговли для внешнеторговой деятельности, наиболее перспективной реализацией представляется выбор системы электронной торговли в форме Интернет-магазина или системы электронных закупок, что отвечает второму типу в схеме выбора источников данных.

Сравнительный анализ типов системы электронной торговли для осуществления международных операций

Тип системы электронной торговли

Особенности

Характеристика

Корпоративный сайт компании

Заказы не совершаются в принципе.

Основная задача – информационное сопровождение сделок, поддержка, сервисная информация и т.п.

Функционирует как обычный веб-сайт, нет инструментов электронной коммерции, кроме коммуникации с продавцом. Все операции совершаются вне пределов сайта.

Информационно-коммерческий портал

В отличие от корпоративного сайта могут организовываться системы размещения заказов, тендеров. Может быть реализована функция заключения контракта в электронной форме и действовать электронный документооборот.

Специализированный B2B-сервис

Заказы совершаются и выполняются непосредственно в режиме онлайн

Функционал зависит от специфики реализуемой продукции или услуг, ориентирован исключительно на юридических лиц в зарубежных юрисдикциях

Интернет-магазин, электронная система сбыта

Совмещает функционал электронной торговли и электронного документооборота.

В данной схеме внедрение системы электронной торговли означает, что заказы совершаются на сайте, а далее вводятся в систему управления предприятием.

Электронная торговая площадка

Площадка организуется одной или несколькими организациями, которые осуществляют внешнеторговую деятельность.

Заказы размещаются по принципу аукционной торговли или наличествует посредник между двумя сторонами сделки

Брокерские и агентские сервисы

Функционал системы определяется возможностями сторонних сервисов и реализуется в формате биржи.

В соответствии с функционалом второй тип систем электронной торговли может использоваться в следующих целях:

1. Автоматизация оптовой торговли – подходит для крупных компаний со значительным количеством корпоративных клиентов. Реализация такого подхода позволяет значительно сократить время и стоимость торговой транзакции. Основное преимущество: упрощение процесса заключения контракта на поставку в электронной форме от ознакомления с продукцией до оплаты. В результате увеличивается количество транзакций и рентабельность продаж. Дополнительные возможности:

  • самообновляющаяся витрина из базы данных;
  • хранение информации о покупателях;
  • функционал индивидуальных прейскурантов;
  • отображение реального состояния склада;
  • контроль любых финансово-торговых операций

2. Внешнеторговая деятельность в секторе B2B – позволяет автоматизировать коммерческие процессы с использованием средств электронной коммуникации. В корпоративном секторе большое число клиентов не заинтересовано в установлении личных контактов с сотрудниками компании-продавца, для них важнее всего – приемлемая стоимость и простота процедуры заказа. B2B-клиенты хотят сразу видеть полную стоимость заказа, включая доставку. Корпоративный клиент предпочитает стабильно использовать систему электронной торговли при постоянном оформлении стандартных заказов. Всегда имеется часть потенциальных клиентов, которые делают или будут делать только простые небольшие заказы. Такие заказы могут занимать существенную долю в обороте компании и являться прибыльными, если будут снижены расходы на их обработку, а количество таких заказов станет значительно больше. В зависимости от отрасли, доля таких клиентов составляет от 25 до 50%. Соответственно, применение систем электронной торговли в данном случае оправдано в отношении следующих групп клиентов:

  • новые клиенты с одним простым заказом;
  • постоянные клиенты с небольшими заказами и/или заказами с большим количеством позиций;
  • крупные клиенты с регулярными крупными заказами с различным количеством позиций.

3. Розничная электронная торговля – эффективность такого подхода, ориентированного на внешние рынки, доказывает опыт AliExpress. Сюда могут быть отнесены все категории товаров, которые могут быть заказаны через Интернет и доставлены службами доставки.

Выводы

Системы электронной торговли внедряются большинством предприятий, заинтересованных в поддержании экономических отношений между поставщиками и потребителями и призваны решать задачи сбыта для продавцов и материально-технического снабжения для покупателей. В первую очередь, реализация систем электронной торговли во внешнеторговой деятельности направлена на автоматизацию трудоемких рутинных процессов, отнимающих много времени сотрудников: прием заказов, согласование условий, другие виды обмена коммерческой информацией.

Современная зарубежная и российская практика реализации проектов электронной торговли во внешнеторговой деятельности соответствует достижению максимального эффекта посредством интеграции систем электронной торговли с системами планирования деятельности предприятия и организации поставок. При этом покупатель получает простой и быстрый механизм заказа, а продавец – дополнительный инструмент увеличения сети прямых продаж и удержания клиентов. Принципиальным фактором внедрения систем электронной торговли выступает создание комплексной альтернативы существующим каналам продаж и оптимизация коммерческих процессов.

В рамках исследования на основе полученных результатов обоснован выбор оптимального подхода к организации и внедрению системы электронной торговли для реализации внешнеторговых операций. Номинально, реализация данного направления является промежуточной формой между классическим Интернет-магазинов и электронной торговой площадкой. Внедрение системы электронной торговли коррелирует с оптимизацией бизнес-процессов и повышением эффективности взаимодействия с потребителями. При этом внедрение системы электронной торговли преследует своей целью создание традиционной модели электронной коммерции. За счет этого предусматривается повышение операционной эффективности, ликвидация временных затрат на рутинные операции с целью использования времени более эффективно, направляя его на работу с потребителями и развитие. Формирование эффективного канала продаж с помощью внедрения системы электронных закупок позволяет достичь оптимизации внешнеторговой деятельности.

Таким образом, проведенное исследование показывает, что внедрение системы электронной торговли во внешнеторговую деятельность предприятий в целях ее оптимизации является экономически эффективным и целесообразным, поскольку это соответствуют текущим тенденциям развития мировой торговли и отвечает современным условиям внешнеторговой деятельности в целом.


Илья Кабанов

Члены ВТО продолжают поиск компромисса по вопросу регулирования трансграничной электронной торговли. Новые возможности для этого открываются в мегарегиональных соглашениях.

В настоящее время электронная торговля является одним из ключевых двигателей экономического роста и увеличения объемов международной торговли. В 2013 г. общий объем электронной торговли в сегменте B2C (business-to-consumer) достиг 1,25 трлн долл. США, в сегменте В2В (business-to-business) – 11,3 трлн долл. США, а сама розничная торговля через Интернет – 963 млрд долларов США. Ожидается, что к 2016 г. основной объем электронной торговли будет осуществляться в Азиатско-Тихоокеанском регионе (39,7% от общего объема операций), Северной Америке (28,2%) и Западной Европе (22,6%).

Регулирование электронной торговли в рамках ВТО

Началом регулирования электронной торговли на многостороннем уровне в рамках ВТО можно считать 2-ю Министерскую конференцию ВТО (1998 г., Женева), на которой члены организации приняли Декларацию о всемирной электронной торговле и договорились не применять таможенные пошлины к товарам, приобретенным с помощью телекоммуникационных систем. Согласно этой Декларации, перед членами ВТО была поставлена задача провести дискуссии по вопросам электронной торговли в рамках трех органов ВТО: Совета по торговле товарами, Совета по торговле услугами и Совета по ТРИПС. Каждый из этих органов рассматривает вопросы электронной торговли в пределах своей компетенции. Так, Совет по торговле услугами изучает электронную торговлю с учетом положений ГАТС, в том числе режима наибольшего благоприятствования (РНБ), национального режима, транспарентности, внутреннего регулирования, обязательств по доступу на рынок в части электронной поставки услуг (включая обязательства в области телекоммуникационных услуг и услуг дистрибуции). Совет по торговле товарами рассматривает вопросы электронной торговли с точки зрения доступа на рынок товаров, таможенной стоимости, таможенных пошлин и правил происхождения. Совет по ТРИПС рассматривает вопросы охраны прав интеллектуальной собственности и сопутствующих прав, защиты товарного знака и доступа к новым технологиям.

Кроме того, на 2-й Министерской конференции было принято ключевое решение о неприменении таможенных пошлин к передаче товаров с помощью телекоммуникационных систем.

После этой встречи министров члены ВТО достигли минимального прогресса в разработке общих положений, касающихся регулирования электронной торговли. Мораторий на применение таможенных пошлин был подтвержден на 4-й Министерской конференции в Дохе в 2001 г. и на 8-й Министерской конференции в Женеве в 2011 году. В 2012-2014 гг. вопросы электронной торговли поднимались в ходе переговоров о расширении сферы применения Соглашения по информационным технологиям. В частности, предлагалось зафиксировать нулевую ставку таможенной пошлины для определенных типов программного обеспечения (ПО), в том числе ПО для GPS/Глонасс.

На электронную торговлю влияют обязательства членов ВТО по доступу на рынок и национальному режиму, а также принципы регулирования в рамках ГАТС в секторе телекоммуникационных услуг. Важным является Приложение по телекоммуникациям к ГАТС, которое дает право доступа и использования общих телекоммуникационных сетей и услуг вне зависимости от обязательств, взятых государством в рамках ГАТС. При этом члены ВТО берут на себя обязательства в части обеспечения конфиденциальности передач и защиты технической интегрированности сетей.

Трудности на многосторонних переговорах в отношении электронной торговли связаны со следующими вопросами: выбором основного регулирующего соглашения, классификацией определенных видов передач по средствам электросвязи, налогообложением электронной торговли, взаимосвязью (и возможным процессом замещения) между электронной торговлей и традиционными формами торговли, таможенными пошлинами, конкуренцией и применением национального законодательства.

Отсутствие консенсуса по охвату вопросов электронной торговли в рамках существующих соглашений ВТО является ключевой проблемой для разработки новых правил в этой области. Например, дискуссии в Совете по торговле услугами показали, что большинство обязательств, которые могут применяться к электронной торговле, были взяты в те времена, когда она только начинала развиваться, и теперь являются существенным барьером. Как следствие, это потребует их пересмотра или отказа от применения ГАТС в отношении электронной торговли.

С другой стороны, вопрос оценки электронной торговли как способа поставки услуг был частично решен в деле Антигуа и Барбуда против США в отношении оказания услуг азартных игр по Интернету. Орган по разрешению споров вынес решение о том, что оказание услуг через Интернет является трансграничной поставкой услуг (первый способ поставки по ГАТС).

Члены ВТО еще не достигли общего понимания о том, являются ли «цифровые продукты» (например, ПО, музыка, фильмы и т.д., которые могут быть загружены из Интернета или продаваться на физических носителях) товарами или услугами, а также каким соглашением ВТО они должны регулироваться.

Другим источником разногласий является вопрос «технологической нейтральности» в отношении электронной торговли, когда государство не может вводить дискриминирующие меры, касающиеся одной технологии для выгоды другой.

Дискуссии о классификации цифровых продуктов частично связаны с мораторием ВТО на взимание таможенных пошлин в отношении товаров, приобретенных с помощью телекоммуникационных систем. Члены ВТО обсуждали, в каких случаях должен действовать постоянный запрет на установление тарифов и в каких случаях их взимание технически возможно и должно применяться. С учетом того, что США и ЕС положительно относятся к самому мораторию, ЕС хочет сделать его постоянным при условии, что покупка цифровых продуктов будет считаться услугой.

Как результат, в связи с отсутствием единого регулирования электронной торговли в рамках многосторонней торговой системы, существенной сложностью предмета регулирования (в частности, невозможностью применения только правил торговли товарами или торговли услугами), а также необходимостью принятия активных мер по защите прав интеллектуальной собственности, государства включают разделы по электронной торговле в соглашения о зонах свободной торговли (ЗСТ).

Регулирование электронной торговли в региональных соглашениях

В соглашениях о ЗСТ четко прослеживается два относительно противоположных подхода к определению предмета электронной торговли: американский и европейский.

США рассматривают электронную торговлю как нечто обобщающее все цифровые товары и предпочитают использовать для таких «скачиваемых» товаров правила, которые схожие с ГАТТ. В свою очередь ЕС утверждает, что содержание электронной торговли, как частного и специфичного случая оптовой и розничной торговли, относится к услугам. Евросоюз объясняет свою позицию тем, что предмет электронного обмена, например кино, не поставляется в физическом формате и, как следствие, такая сделка должна регулироваться ГАТС.

Следует также отметить, что в отношении аудиовизуальных услуг странами-членами ЕС было взято ограниченное число обязательств в рамках ГАТС. Основной проблемой является то, что если рассматривать данный вид продукта по правилам ГАТТ, то это автоматически приведет к распространению на него принципа национального режима. Такая ситуация связана с нежеланием ЕС открывать свой рынок кинофильмов, телепередач, радио или других аудиовизуальных и культурных услуг для иностранных поставщиков. ЕС продвигает концепцию «культурной исключительности», согласно которой культурные товары и услуги должны быть выведены из охвата международных договоров и соглашений. На уровне ЕС эта концепция отражена в «Директиве об аудиовизуальных медиауслугах», которая содержит меры по продвижению европейского медиаконтента в рамках вещательных услуг и услуг видео-хостингов.

Наличие таких существенных противоречий между европейским и американским подходами к определению предмета электронной торговли привело к тому, что регулирование электронной торговли в уже заключенных США и ЕС соглашениях о ЗСТ существенно различается.

Для американского подхода характерно включение положений о предоставлении цифровым товарам РНБ и национального режима, а также норм о регулировании вопросов электронной аутентификации и электронно-цифровой подписи, защиты персональных данных, что связано в первую очередь с защитой интересов американских компаний в данной области. Стоит заметить, что для повышения доступа потребителей из других стран к товарам электронной торговли, США в последнем соглашении о ЗСТ, заключенным с Кореей, включили статью о принципах доступа и использования Интернета для электронной торговли. Корея, в свою очередь, добилась включения статьи о защите прав потребителей.

ЕС рассматривает электронную торговлю как частный способ купли-продажи и дистрибуции товара, поэтому во главе угла его интересов стоит защита прав потребителей. В соглашениях о ЗСТ, заключаемых ЕС, положения об электронной торговле включаются в главу «Торговля услугами и инвестиции», что позволяет с помощью перечней обязательств регулировать доступ к услугам предоставления Интернет-связи и сбыта продукции. В этих соглашениях также содержатся статьи, посвященные защите прав потребителей и охране персональных данных. В качестве примера разницы подходов можно привести такой факт, что покупатели цифровых товаров в “iTunes Store” в ЕС имеют право вернуть покупки в течение двух недель без объяснения причин. При этом для пользователей в США, а также в России, такое право не предусматривается.

В итоге мировое сообщество подошло к переговорам в рамках мегарегиональных соглашений, имея два практически противоположных подхода. При этом стоит отметить, что ситуация не настолько критична, как это может показаться на первый взгляд. Во-первых, эти подходы включают в себя ряд схожих положений, которые могут выступать в качестве связующего звена, например, статьи по вопросам транспарентности и международного сотрудничества, отмены таможенных пошлин на цифровые товары и применения правил ВТО к электронной торговле.

Во-вторых, в связи с тем, что в рамках Транстихоокеанского партнерства (ТТП) основной движущей силой являются США, можно предположить, что многие вопросы, касающиеся электронной торговли, будут рассматриваться через призму американского подхода. Дополнительным доводом является то, что США уже имеют соглашения о ЗСТ, включающие раздел по электронной торговле, с Перу, Сингапуром, Кореей, Австралией и Чили.

Основой для раздела «Электронная торговля» в ТТП является вышеупомянутое Соглашение о ЗСТ между США и Кореей. По информации Торгового представителя США, в этот раздел будут включены положения о запрете таможенных пошлин на цифровые товары, а также об электронной аутентификации и защите прав потребителей. Ключевыми вопросами, по которым ведутся дебаты, являются предоставление РНБ и национального режима цифровым товарам и обеспечение свободы информационных потоков. По неподтвержденным данным, в рамках переговоров могут также обсуждаться вопросы налогообложения в отношении электронной торговли.

С большой вероятностью вопрос режимов в отношении цифровой продукции будет решен в пользу США на основе положений ранее заключенных этой страной соглашений о ЗСТ.

Что касается положений об информационных потоках, то результат пока трудно предположить. Основной проблемой является отход США от относительно мягких обязательств, которые используются в Соглашении о ЗСТ с Кореей. В частности, они добиваются предоставления гарантий того, что стороны не будут вводить требований по локализации хранения персональных данных. По последним данным, для поиска компромисса из-под действия данного положения предполагается вывести информацию, связанную с уплатой налогов, здравоохранением и финансами. Но даже такое решение вступает в серьезное противоречие с существующим национальным законодательством ряда стран в области защиты личных данных.

В-третьих, результаты переговоров по Трансатлантическому торговому и инвестиционному партнерству (ТТИП) могут заложить основу для общего подхода по регулированию электронной торговли. Согласно проекту соглашения, ЕС и США ведут поиски компромиссной позиции о том, что электронные передачи являются оказанием услуг, а следовательно, они не облагаются таможенными пошлинами и к ним может применяться национальный режим и РНБ. Такой подход удовлетворяет как США (поскольку гарантирует отсутствие таможенных пошлин и шанс для продвижения своих «цифровых товаров»), так и ЕС (поскольку рассматривает электронную торговлю как вид сбыта продукции). При этом на текущий момент это является единственным достигнутым компромиссом.

Сохраняющиеся противоречия касаются определения предмета регулирования (товар или услуга), применения РНБ и национального режима в отношении цифровых продуктов и обеспечения защиты прав потребителей. Преодоление противоречий возможно только в рамках ТТИП по причине того, что его участниками являются США и ЕС, которые определяют современные подходы к регулированию электронной торговли. Достижение компромиссного решения приведет к формированию единого подхода к регулированию данного вопроса, который в перспективе может превратиться в отдельное соглашение в рамках ВТО. В случае если компромисс окажется недостижимым, можно ожидать закрепления американского подхода в АТР. Это сделает его доминирующим в данном вопросе, но при этом без шансов стать общемировым из-за противоречия с позицией ЕС.

Для ЕАЭС наибольший интерес представляет сочетание европейского и американского подходов, которое позволит защитить евразийских потребителей и продвинуть произведенные в союзе цифровые товары на мировых рынках. Это связано с тем, что государства-члены ЕАЭС являются одновременно и потребителями товаров, приобретаемых с помощью электронной торговли, и активными участниками рынка программного обеспечения и иного цифрового контента.

Илья Кабанов – консультант Евразийской экономической комиссии



Поделиться