Предельные оптовые и предельные розничные надбавки. Оптовые и торговые надбавки, порядок их установления и применения

2. Оптовая и розничная торговые надбавки и их состав

Торговая наценка является элементом розничной цены и представляет собой цену услуги за реализацию товара оптовыми, розничными и другими посредническими и торгово-закупочными организациями и фирмами. Поскольку рынок торговых услуг в условиях трансформации экономики развивается наиболее динамично, здесь в наибольшей степени присутствует конкуренция, быстрее оборачиваются вкладываемые средства, имеется больше предприятий негосударственной формы собственности, активнее, чем на других рынках, действуют рыночные факторы формирования цены.

Торговые предприятия в своей ценовой политике должны учитывать ряд особенностей сферы обращения. Главным ограничителем цен торговых услуг выступают розничные цены конечных потребителей товара с учетом их спроса, уровня конкуренции на рынке. На уровень цен торговых услуг оказывают влияние необходимость продажи ни конкретно одного товара, а ассортимента товаров с целью увеличения товарооборота, качество обслуживания покупателей, возможность быстрой реакции цен на изменение рыночной конъюнктуры.

Торговые наценки (как оптовые, так и розничные) в стоимостном выражении определяются на основе торговых надбавок или скидок в процентах. Их сумма за реализацию всех товаров торгового предприятия формирует его валовой доход. Торговые надбавки, которые преимущественно используются в практике торговых организаций республики, устанавливаются в процентах к отпускной цене товара (или цене импортера, который ввез товар на внутренний рынок), не включающей налог на добавленную стоимость. По товарам, реализация которых освобождена от уплаты НДС, оптовые и торговые надбавки установлены к отпускным ценам, содержащим НДС в материальных затратах.

Торговые скидки определяются в процентах к розничной цене. Следует заметить, что торговые скидки больше соответствуют рыночным условиям, поскольку характеризуют долю конечной рыночной цены, определяемой конъюнктурой рынка, остающуюся торговой фирме. Поэтому за рубежом в основном используются торговые скидки. В отечественной практике они применяются лишь в случаях, когда государственные органы устанавливают на те или иные товары фиксированные цены, или изготовители согласовывают с покупателями конечную розничную цену.

Размер торговой надбавки можно определить исходя их торговой скидки, и наоборот:

Н т = С т / (100 - С т) 100,(1)

С т = Н т / (100 + Н т) 100,(2)

где Н т - торговая надбавка, %;

С т - торговая скидка, %.

Размеры торговых надбавок (скидок) различаются по отдельным товарам и товарным группам. Это различие определяется конъюнктурой того или иного товарного рынка, т.е. складывающимся соотношением между спросом и предложением, принадлежностью торговых организаций к различным торговым системам, в рамках которых могут использоваться свои способы регулирования надбавок (Минторга, потребительской кооперации, военторгов Министерства обороны), различным уровнем издержек обращения при реализации товаров (условиями транспортировки, хранения, скоростью обращения, трудоемкостью реализации товаров) и другими факторами.

В условиях перехода к свободному ценообразованию, когда рынок еще не насыщен в достаточной степени товарами, в сфере обращения у торговых организаций и фирм возникает стремление незаслуженно получить высокую прибыль за счет неоднократной перепродажи товаров. Следствием участия нескольких посредников при реализации товаров является рост розничных цен, снижение покупательной способности населения.

В этих условиях с учетом реальной ситуации государственные органы могут на какое-то время прибегать к регулированию цен на услуги торговых организаций.

Рынки товаров народного потребления формируются по территориям и местные органы власти лучше владеют информацией о состоянии их конъюнктуры, условиях торговли. Поэтому в переходный период они наделены правом регулирования размеров торговых надбавок (10 - 20 %) с учетом реально складывающихся условий реализации социально значимых продовольственных и непродовольственных товаров (хлеб, молоко и молочнокислые продукты, масло животное, мясо говядины, свинины, птицы и некоторые другие). По мере насыщения рынка, формирования рыночных структур ограничения торговых надбавок должны сниматься.

Состав торговой наценки. Как и всякая цена, торговая наценка состоит из ряда отдельных элементов: издержек обращения торговой организации с учетом расходов за пользование банковским кредитом, прибыли, налогов и неналоговых платежей, предусмотренных законодательством, отчислений на пополнение собственных оборотных средств. Несмотря на то, что в торговой сфере в меньшей степени применим затратный подход при формировании торговых наценок, поскольку преобладает действие рыночных факторов, издержки все же представляют собой определяющую часть цены торговых услуг.

Издержки обращения торговых организаций включают расходы на грузовые перевозки, оплату труда торговых работников, затраты на содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря, амортизацию основных фондов, отчисления и затраты на ремонт основных средств, расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров, торговую рекламу, потери товаров при перевозке, хранении и реализации в пределах установленных норм, расходы на тару, отчисления на социальные нужды, прочие расходы, налоги и неналоговые платежи, отражаемые в издержках.

Прибыль в торговых наценках определяется с учетом образования средств на социальные нужды предприятий и развитие материально-технической базы торговли, уплаты налогов за счет прибыли (налог на недвижимость, на прибыль), взносы в создание инвестиционных фондов, а также совместных предприятий, акционерных обществ, отчислений на содержание аппарата управления министерств, ведомств и др. При этом показатель рентабельности в торговле при ценообразовании определяется как отношение прибыли к цене реализации товара.

Как и другие субъекты хозяйствования, предприятия торговли уплачивают и вносят отчисления в целевые бюджетные фонды финансирования расходов на содержание ведомственного жилого фонда и поддержки производителей сельскохозяйственной продукции (определяемые от валового дохода).

Начиная с 1994 г., торговым предприятиям (оптовым и розничным), реализующим потребительские товары населению независимо от форм собственности разрешено отчислять на пополнение собственных оборотных средств 6 % валового дохода. С учетом всех составляющих размер торговой наценки (Ц т) будет определяться:

Ц т = И о + П + Ц с,(3)

где И о - издержки обращения при реализации товара, р.;

П - прибыль, р.;

Ц с. м - сборы в местные целевые бюджетные фонды стабилизации экономики, производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, жилищно-инвестиционные фонды и на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда, р.;

О ф.с - отчисления в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и средств пользователями автомобильных дорог, р.;

О ОС - отчисления на пополнение собственных оборотных средств, р.

Обоснование размеров торговых надбавок (скидок) представляет определенные сложности. Завышение их размеров может, с одной стороны, привести к трудностям с реализацией товара из-за высоких цен, к снижению оборачиваемости средств, недополучению прибыли. С другой стороны, следствием их занижения может стать низкая рентабельность или убыточность торговых услуг. Поэтому в условиях рыночных отношений предприятия и организации торговли постоянно сталкиваются с необходимостью принятия решений по закупке и реализации тех или иных товаров и оценки степени риска бизнеса. Целесообразность каждой сделки следует оценивать с позиций внутренних возможностей и целей торгового предприятия: издержек по реализации товаров, оценки объема продаж, определения прибыли и рентабельности реализации того или иного товара.

Использование затратного подхода при определении цены торговых услуг с помощью прямого счета хотя и возможно, но не способствует гибкости ценообразования, нередко приводит к образованию значительных товарных запасов. Предпочтительнее применение оценки целесообразности сделки по закупке и реализации каждой конкретной партии товара на основе обратного счета. Такие расчеты дают возможность, ориентируясь на желаемую норму прибыли, оценить эффективность каждой закупки и успешно вести торговый бизнес.

Конечная розничная цена товара, включающая сумму отпускной цены и торговой наценки, определяется с учетом налога на добавленную стоимость. Цены таких товаров, как пиво, винно-водочные и табачные изделия содержат также налог с продаж, который торговые организации перечисляют в местные бюджеты. Расчет конечной розничной цены с налогами на добавленную стоимость и с продаж осуществляется по формуле:


Ц р.н. = [Ц б. н (100 + С ндс) / 100] / (100 - Н п) 100,(4)

где Ц р.н - розничная цена с налогами на добавленную стоимость и с продаж, р.;

Ц б.н - исходная розничная цена без налогов на добавленную стоимость и с продаж, р.;

С нп - ставка налога с продаж, %.

Торговые организации могут изменять свободные розничные цены с учетом конъюнктуры рынка. По товарам, которые не пользуются спросом из-за высоких цен или в результате сезонных колебаний спроса, производится уценка или снижение свободных розничных цен за счет торговых организаций. При согласовании конечных розничных цен уценка производится за счет изготовителя и торгового предприятия с распределением сумм уценки по соглашению сторон, а при недостижении согласия - поровну. При поставке предприятием-изготовителем товаров по ценам, не согласованным с торговыми предприятиями, уценка осуществляется за счет изготовителя.


Определить свободную отпускную цену предприятия методом прямого счета, если известно:

1) полная себестоимость изделия 1200 руб.;

2) норма прибыли 20 % к полной себестоимости продукции;

3) ставки налогов и отчислений, включаемые в отпускную цену представлены в Законе РБ о бюджете РБ.

Выручка от реализации составит: 1200 руб. + 0,2*1200 руб. = 1440 руб.

Рассчитаем налоги и отчисления, включаемые в отпускную цену:

1) НДС по ставке 18 %... и нерешенных вопросов, обусловленными как объективными, так и субъективными причинами. А значит и устранение последних требует комплексного подхода. Будем надеяться, что цивилизованный рынок ценных бумаг на Украине когда-нибудь появится. Глава ІІ. Законодательное регулирование РЦБ. Деятельность на украинском рынке ценных бумаг регулируют два основных законодательных акта ѕ закон Украины "О...

Денег, т. к. без денег нет цен, а деньги без цен не имеют экономического смысла. 1.2 Функции цены Экономическая сущность цены проявляется в функциях, которые она выполняет. Функции цены отражают ее роль и предназначение в хозяйственном механизме, а также взаимоотношения с другими экономическими категориями и явлениями. При всем многообразии теоретических трактовок функций рыночной цены...

Государство оказывает им временную помощь из бюджета. При этом само предприятие стремится как можно быстрее ликвидировать финансовые трудности, которые снижают его имидж на рынке. Таким образом, в настоящей главе были рассмотрены основные положения теории ценных бумаг – понятие, экономическая сущность, классификация ценных бумаг, понятие и виды рынка ценных бумаг, а также возможности рынка ценных...

ложивший начало глубоким, коренным изменениям всего состояния советского и российского общества. Период "перестройки" можно разделить на два этапа:1) 1985-1988 гг. - попытка добиться "ускорения" социально экономического развития на основе сохранения административно-командной системы управления.2) 1989-1991 гг.- реформа политической системы общества при отказе коммунистической партии от...

К ценам оптовым, отпускным, закупочным и т.д. могут устанавливаться различные надбавки, которые выступают в качестве цены сферы услуг. На величину надбавок влияют:

· Затраты в сфере обмена;

· Соотношение между спросом и предложением;

· Ценовая политика оптовых торговых организаций;

· Политика правительства, субъектов Федерации, местных органов самоуправления в сфере обмена и другие факторы.

Надбавки на практике самостоятельно не функционируют, они включаются в цену товара, выступая в качестве одного из ее элементов. Надбавки тесно связаны с движением товара. В зависимости от звеньев товародвижения различают:

· Оптовые надбавки (снабженческо-бытовые);

· Торговые надбавки.

Что включают надбавки:

· Издержки обращения (включают заработную плату, расходы по реализации и т.д.);

· Прибыль.

Оптовые надбавки устанавливаются по согласованию сторон: с одной стороны торговый орган.

Эти надбавки устанавливаются к свободной закупочной цене без НДС, к свободной отпускной цене без НДС.

Торговые надбавки устанавливаются организацией розничной торговли с учетом конъюнктуры рынка в данном регионе. Надбавка устанавливается к цене приобретения товара без НДС (с 2000 года ), до 2000 года к цене с НДС.

Свободные отпускные (оптовые) цены порядок их установления и применения.

Свободные отпускные цены устанавливаются по согласованию сторон. Так, на товары народного потребления эти цены согласовываются предприятиями - производителями с оптовыми организациями, организациями розничной торговли и т.д.

Свободные отпускные цены фиксируются в протоколах согласования цены или в договорах на поставку товаров. Практикуется указание согласованных цен с покупателем в других документах (телеграмма, телефонограмма, телекс, телефакс и т.д.), подписанных руководителем предприятия - изготовителя.

Свободные отпускные цены включают в себя себестоимость, прибыль, налог на добавленную стоимость по некоторым товарам, акциз. Размеры прибыли зависит от уровня согласования цены.

Порядок расчета свободной отпускной цены можно рассмотреть на следующем примере:

Отечественный производитель выпускает подакцизный товар - ювелирные изделия. Себестоимость изделия 2000 руб., рентабельность, исчисленная как отношение прибыли к себестоимости, 25 %, акциз - 5 %, НДС - 18 %. Отсюда прибыль равна 500 руб. (2000 Ч 0,25), акциз - 125 руб. [(2000 + 500) Ч 0,05], свободная отпускная цена (без НДС) - 2625 руб. (2000 + 500 + 125), НДС –472,5 руб. (2625 Ч0,18), свободная отпускная цена с НДС, предъявленная производителем покупателю (оптовой или розничной торговли) – 3097,5 руб.



При определении свободных отпускных цен учитываются качество, потребительские свойства продукции, конъюнктура рынка, транспортный фактор.

Свободные цены могут быть изменены по согласованию сторон в зависимости от изменения цен на сырье, материалы, уровня заработной платы и других факторов, влияющих на формирование затрат и цен.

Устанавливая высокую монопольную цену, предприятия производители стремятся компенсировать необоснованные затраты, или с целью получения дополнительной прибыли в результате снижения качества товаров. Монопольно низкие цены диктуются чаще всего покупателем с целью получения дополнительной прибыли или компенсации затрат за счет продавца. Такие цены могут устанавливаться и продавцом с целью завоевания большей доли рынка и вытеснения конкурентов.

СОСТАВЛЯЮЩИЕ: прибыль и рентабельность; себестоимость; НДС..

Монопольные цены, их виды.

Иногда предприятие, нарушая антимонопольное законодательство, диктуют цены, значительно отклоняясь от возможного уровня цен сложившегося под воздействием спроса и предложения. Речь идет о монопольно высоких и монопольно низких ценах. Как правило, такие цены устанавливают монополисты, то есть хозяйствующие субъекты, занимающие на рынке определенного товара 65% и более. Иногда к таким монополистам относят и хозяйствующие субъекты, которые занимают на рынке от 35% до 65% товарного рынка, в этом случае антимонопольные органы должны доказать доминирующее положение данного субъекта, изучив предварительно конкретную ситуацию. Высокой монопольной ценой предприятия производители стремятся:

1. Компенсировать необоснованные затраты;

2. С целью получения дополнительной прибыли в результате снижения качества товара.

Монопольно низкие цены диктуются прежде всего покупателем с целью получения ими дополнительной прибыли или покрытие необоснованных затрат за счет продавца, иногда монопольно низкие цены могут устанавливать и продавцы с целью завоевания наибольшей доли рынка.



Задачей антимонопольных органов является выявление таких цен, проведение политики по содействию, развитию товарных рынков, ограничению, предупреждению, пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. За нарушение антимонопольного законодательства применяются штрафы.

№ 163-ПП Об установлении торговых надбавок к ценам на лекарственные средства

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 24 февраля 2010 г. N 163-ПП Об установлении торговых надбавок к ценам на лекарственные средства В соответствии с постановлениями Правительства Российской Фе- дерации от 9 ноября 2001 г. N 782 "О государственном регулировании цен на лекарственные средства" и от 8 августа 2009 г. N 654 "О со- вершенствовании государственного регулирования цен на жизненно не- обходимые и важнейшие лекарственные средства" Правительство Москвы постановляет: 1. Установить и ввести в действие с 1 апреля 2010 г.: 1.1. Предельные оптовые и предельные розничные надбавки к фактической отпускной цене (без НДС) производителя на лекарствен- ные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важней- ших лекарственных средств, утверждаемый Правительством Российской Федерации, для организаций оптовой торговли лекарственными средс- твами и аптечных учреждений (независимо от их организационно-пра- вовой формы), осуществляющих реализацию лекарственных средств на территории города Москвы, согласно приложению к настоящему поста- новлению. 1.2. Предельные торговые надбавки к отпускной цене (без НДС) российского производителя лекарственного средства или к отпускной цене иностранного производителя лекарственного средства, опреде- ленной с учетом расходов, связанных с таможенным оформлением груза (таможенных пошлин и сборов за таможенное оформление), применяемые при формировании начальных (максимальных) цен на лекарственные средства, не включенные в перечень жизненно необходимых и важней- ших лекарственных средств, утверждаемый Правительством Российской Федерации, которыми обеспечиваются отдельные категории граждан, имеющие право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, - 20 процентов. 1.3. Предельную торговую надбавку к отпускной цене (без НДС) российского производителя лекарственного средства или к отпускной цене иностранного производителя лекарственного средства, опреде- ленной с учетом расходов, связанных с таможенным оформлением груза (таможенных пошлин и сборов за таможенное оформление), применяемую при формировании начальных (максимальных) цен на лекарственные средства, не включенные в перечень жизненно необходимых и важней- ших лекарственных средств, утверждаемый Правительством Российской Федерации, которые поставляются лечебно-профилактическим учрежде- ниям города Москвы, - 15 процентов. 2. Установить, что в целях применения торговых надбавок, пре- дусмотренных настоящим постановлением: 2.1. Реализация лекарственных средств организациями оптовой торговли осуществляется с обязательным оформлением протокола сог- ласования цен поставки жизненно необходимых и важнейших лекарс- твенных средств по форме, утвержденной постановлением Правительст- ва Российской Федерации от 8 августа 2009 г. N 654. 2.2. Организации оптовой торговли, имеющие лицензию на фарма- цевтическую деятельность с правом осуществления розничной торговли лекарственными средствами, которые имеют структурные подразделения розничной торговли, не являющиеся юридическими лицами, могут фор- мировать розничные цены на лекарственные средства с применением одновременно оптовой и розничной надбавок к фактической отпускной цене производителя лекарственных средств, не превышающих предель- ную оптовую и предельную розничную надбавки, при условии ведения раздельного учета оптовой и розничной торговли. 3. Признать утратившими силу с 1 апреля 2010 г. постановление Правительства Москвы от 16 сентября 2008 г. N 836-ПП "Об установ- лении торговых надбавок к ценам на лекарственные средства". 4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И. П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков Приложение к постановлению Правительства Москвы от 24 февраля 2010 г. N 163-ПП Предельные оптовые и предельные розничные надбавки к фактической отпускной цене (без НДС) производителя на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, утверждаемый Правительством Российской Федерации __________________________________________________________________ Надбавки Фактическая отпускная цена Предельная производителя надбавка, % __________________________________________________________________ Предельная оптовая до 50 руб. включительно 20 надбавка к фактической свыше 50 руб. до 500 руб. отпускной цене включительно 15 производителя свыше 500 руб. 10 Предельная розничная до 50 руб. включительно 32 надбавка к фактической свыше 50 руб. до 500 руб. отпускной цене включительно 28 производителя свыше 500 руб. 15 Примечания: 1. Под фактической отпускной ценой производителя понимается цена (без налога на добавленную стоимость), указываемая российским производителем лекарственного средства в сопроводительной докумен- тации на товар (в накладных и т.п.), а иностранным производителем лекарственного средства - в сопроводительной документации на товар (в счете-фактуре и т.п.), на основании которой оформляется грузо- вая таможенная декларация, с учетом расходов, связанных с таможен- ным оформлением груза (таможенных пошлин и сборов за таможенное оформление), не превышающих зарегистрированную предельную отпуск- ную цену производителя. 2. Сумма оптовых надбавок всех организаций оптовой торговли, участвующих в реализации лекарственного средства, не должна превы- шать предельную оптовую надбавку, установленную настоящим поста- новлением. Предельная оптовая надбавка распределяется между всеми орга- низациями оптовой торговли, участвующими в реализации лекарствен- ного средства, по соглашению сторон. Верно:

Документ опубликован в соответствии с Законом № 63 от 28.11.2012 О внесении изменений в статью 21 Закона города Москвы от 14 декабря 2001 года № 70 «О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы» и статью 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 года № 25 «О правовых актах города Москвы»

Основным источником доходов от реализации предприятии торговли является торговая надбавка к цене по которой приобретается товар, а на предприятии питания наценка на сырьё и продукты для производства собственной продукции и на покупные товары. Предприятия торговли и питания самостоятельно устанавливают розничные цены. Розничная цена на товар включает следующие элементы:

1. Цена закупки на товар предприятия торговли или на сырьё, продукты и покупные товары предприятия питания.

2. Торговая набавка предприятия торговли или наценка предприятия питания.

Размер надбавок и наценок рассчитывается с учетом и назначения конъюнктуры рынка. Торговая надбавка (наценка) предназначена для возмещения издержек обращения и образования прибыли. Следовательно элементами торговой набавки (наценки) является уровень издержек обращения и рентабельность продаж. Торговые надбавки (наценки) устанавливаются в проценте к цене приобретения товаров (сырья) без НДС. Торговые набавки (наценки) могут быть едиными для предприятий и дифференцированными по группам товаров. Наценки предприятия питания устанавливаются отдельно на сырьё и продукты для производства собственной продукции и на покупные товары. При установлении наценок учитываются тип предприятия питания, уровень обслуживания, ассортимент блюд и другие факторы.

Важнейшим элементом оказывающим решающее влияние на конечные результаты работы предприятий (прибыль) имеет валовой доход. Торговые надбавки выступает в качестве составного элемен­та цены. Применение свободных цен качественно изменило содержание и образование валового дохода. Если при применении тор­говых скидок объем валового дохода зависел от объема товарооборота, его структуры, размера торговых скидок и его можно было точно спла­нировать (розничная цена и торговая скидка с розничной цены пред­ставляли некоторые постоянные величины), то содержание надбавок принципиально отличается от содержания торговой скидки и заранее не предопределяет точную сумму валового дохода. Свободные розничные цены определяются самостоятельно розничными торговыми предприятия­ми путем прибавления надбавки к свободной отпускной цене. Свобод­ные розничные цены могут снижаться или повышаться в пределах над­бавки. В целях недопущения необоснованного повышения розничных цен на социально-значимые товары приказом Министерства торговли Республики Беларусь определен размер торговых надбавок (без учета оптового звена и расходов за пользование банковскими креди­тами) в процентах к отпускным ценам в следующих размерах:



За торговыми предприятиями остается право самостоятельно устанавливать размер торговых надбавок на остальные группы непродовольственных и продовольственных товаров.

Характерные отличия торговой скидки и надбавки заключаются в том, что:

1. Размер надбавки не постоянен и определяется спросом.

2. Надбавка устанавливается к отпускной (покупной) цене това­ра, которая также не постоянна в каждом конкретном случае.

Вместе с тем, общим для торговых скидок и надбавок является то, что они служат основным источником валового дохода предприятий и имеют такое же экономическое значение для торговли как отпускная цена для промышленности.

Например:

Фиксированная розничная цена товара 2,2 тыс. руб., торговая скидка составляет 13%. Определите сумму торговой скидки.

Или от свободной розничной цены товара отнять стоимость товара по отпускной цене

Или свободную розничную цену товара умножить на % торговой надбавки и разделить на (100%+торговая надбавка)

Например. Свободная отпускная цена товара 12 тыс. руб. Торговая надбавка 15%. Рассчитайте сумму торговой надбавки и стоимость товара по свободной розничной цене.

Например. Свободная розничная цена товара 4,0 тыс. руб. Свободная отпускная цена 3,2 тыс. руб. Определите сумму и уровень торговой надбавки.

Например. Свободная розничная цена товара 8 тыс. руб., торговая надбавка 15%. Определите сумму торговой надбавки и свободную отпускную цену товара.

Цены, как известно, должны отражать общественно необходимые затраты труда, обеспечить возмещение издержек производства и обращения, гарантировать каждому нормально работающему предприятию оптимальную прибыль.

Особенности расчета наценок в ТООП.

На предприятиях общественного питания сочетаются процессы производства, реализации и организации потреб­ления продукции. Поэтому для покрытия этих расходов размер торговых надбавок недостаточен. В связи с этим на сырье, продукты и полуфаб­рикаты, используемые для приготовления продукции собственного про­изводства устанавливаются предельные разме­ры наценок, независимо от того, на изготовление каких блюд и из­делий они будут использованы. Предприятия общественного питания в зави­симости от типа, места расположения, степени материально-техничес­кой оснащенности и объема предоставляемых потребителю услуг под­разделяются на шесть наценочных категорий: супер-люкс, люкс, выс­шую, первую, вторую и третью.

Каждое предприятие общественного питания должно иметь документ (свидетельство, приказ, распоряжение и др.) о присвоении наценочной категории.

Установленный предельный размер наценки не распространяется на предприятия общественного питания второй наценочной категории, обслуживающие трудовые коллективы производственных предприятий, организаций и учреждений, поскольку им предоставлено право самостоятельно определять размеры наценок.

Одной из особенностей работы предприятий общественного пита­ния является то, что наряду с реализацией продукции собственного производства в них продаются покупные товары (хлебобулочные и кондитерские изделия промышленного производства, мороженное, таба­чные изделия и др.). В связи с этим валовой доход от реализации данной группы покупных товаров в отличие от реализации продукции собственного производства обычно состоит из одного элемента - тор­говой надбавки.

Суму наценки на продукцию ОП рассчитывается: Свободная розничная цена умножить на наценку и разделить на 100%

Или продажная цена кулинарной продукции минус стоимость товара по средней розничной цене.

Или продажная цена кулинарной продукции умножить на % наценки и разделить на (100% +% наценки)

Например. Стоимость сырьевого набора 6 тыс. руб. Наценка ТООП 30%. Определите сумму наценки и продажную цену продукции.

Например. Продажная цена кулинарной продукции 3 тыс. руб., свободная розничная цена 2,3 тыс. руб. Определите сумму и уровень наценки.

Например. Продажная цена кулинарной продукции 2,6 тыс. руб., наценка ТООП 30%. Определите сумму наценки и свободную розничную цену продукции.

Сущность цены

Важное место среди различных рычагов экономического механизма хозяйственной политики предприятия принадлежит ценам и ценообразованию, в которых отражаются все стороны его экономической деятельности. Цена оказывает непосредственное воздействие на производство, распределение, обмен и потребление.

В условиях рыночных отношений цена выступает как связующее звено между производителем и потребителем, как механизм обеспечения равновесия между спросом и предложением.

Цена - денежное выражение стоимости товара. Она выполняет различные функции: учетную, стимулирующую и распределительную. В учетной функции цены отражаются общественно необходимые затраты труда на производство и реализацию продукции, оцениваются затраты и результаты производства. Стимулирующая функция используется для развития ресурсосбережения, повышения эффективности производства, улучшения качества продукции, внедрения новых технологий и т.д. Распределительная функция предусматривает учет в цене акциза на отдельные группы и виды товаров, налога на добавленную стоимость и других форм централизованного чистого дохода, поступающего в бюджет государства, региона и т.д.

Предприятие обычно разрабатывает не одну-единственную цену, а систему ценовых модификаций в зависимости от различных рыночных условий.

Эта система цен учитывает особенности качественных характеристик товара, модификаций продукта и различия ассортимента, а также внешние факторы реализации, такие, как географические отличия издержек и спроса, интенсивность спроса на отдельных сегментах рынка, сезонность и др. Используются различные виды модификации цен: система скидок и надбавок, ценовая дискриминация, ступенчатое снижение цен по предлагаемому ассортименту продукции и др.

Торговая наценка используется каждой торгующей организацией (кроме тех организаций, которые продают не дороже, чем покупают, но это случается крайне редко).

Однако специальный учет торговой наценки ведется лишь организациями розничной торговли и только в случае, если их учетной политикой предусмотрен учет товаров по продажным ценам.

Модификация цен через систему скидок используется для стимулирования действий покупателя, например, приобретения, более крупных партий, заключения договоров в период спада продаж и т.д. В этом случае используются разные системы скидок: сконто, оптовые, функциональные, сезонные и др.

Модификация цен для стимулирования сбыта зависит от целей фирмы, особенностей товара и других факторов. Например, могут устанавливаться специальные цены во время проведения каких-либо мероприятий, например, сезонных распродаж, где снижаются цены на все товары сезонного потребления, выставок или презентаций, когда цены могут быть выше обычных, и т.д. Для стимулирования сбыта могут использоваться премии или компенсации потребителю, купившему товар в розничной торговле и пославшему соответствующий купон на предприятие-производитель; специальные процентные ставки при продаже товаров в кредит; гарантийные условия и договоры о техническом обслуживании и т.д.

О ценовой дискриминации принято говорить в том случае, когда предприятие предлагает одинаковые продукты или услуги по двум и более различным ценам. Ценовая дискриминация проявляется в различных формах в зависимости от потребительского сегмента, форм продукта и его применения, имиджа предприятия, времени продажи и т.д.

Ступенчатое снижение цен по предлагаемому ассортименту товаров используется в том случае, когда предприятие производит не отдельные продукты, а целые серии или линии. Предприятие определяет, какие ценовые ступени необходимо ввести по каждой отдельной модификации продукции. При этом помимо различия в издержках необходимо учесть и цены на продукцию конкурентов, а также покупательную способность и ценовую эластичность спроса.

Модификация цен возможна только в пределах верхней и нижней границ установленной цены.

Торговая наценка

Расходы, связанные со сбытом, измеряются торговой наценкой, или разностью между ценой продажи конечному пользователю (потребителю) и ценой, уплаченной изготовителю первым покупателем. Торговая наценка ассоциируется с понятием стоимости, добавленной сбытом. Для непрямого канала, включающего несколько посредников, торговая наценка равна сумме наценок последовательных посредников. Наценка конкретного дистрибьютора - это разность между ценами, по которым он продает и покупает. Если имеется только один посредник, оба определения наценки совпадают.

Оптовые и торговые (розничные) наценки являются элементами прейскурантных оптовых и розничных цен. По своей сути -- это цены за услуги, оказываемые оптовой и розничной торговлей производителям. Оптовые наценки включают в себя затраты, связанные с покупкой, транспортировкой, хранением, обработкой, реализацией продукции, а также таможенные пошлины, сборы и прибыль. Оптовые наценки могут устанавливаться свободно самими участниками оптового звена, а могут регулироваться и устанавливаться исполнительной властью субъектов Российской Федерации.

Торговые (розничные) наценки включают в себя затраты розничных продавцов, связанные с доставкой товара от поставщика и реализацией их покупателям, прибыль, а на некоторые товары налог на добавленную стоимость. Розничные наценки могут быть свободными и регулируемыми. Например, регулируются торговые наценки на продукты детского питания, на предприятиях общественного питания при школах, средних и высших учебных заведениях; на продукты и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера. Торговые наценки, как правило, дифференцированы по отдельным товарам, товарным группам, по торговым системам.

Расходы, связанные с реализацией товаров розничными торговыми предприятиями населению, возмещаются через торговую надбавку. Формула для расчета цены на основе торговой скидки имеет вид:

где Pп -- цена продажи товара; Рпр-- цена приобретения товара; г -- скидка, доли единицы.

Уровень торговой скидки определяется величиной необходимых затрат для реализации данным звеном своей функции в процессе товародвижения, а также желаемым уровнем рентабельности, объемом продаж.

Торговая надбавки -- денежная сумма, на которую продавец увеличивает продажную цену по сравнению с ценой приобретения для себя. Расчет продажной цены производится по формуле

где а -- торговая надбавка на цену приобретения, в долях единицы.

Торговые надбавки определяются продавцом самостоятельно, исходя из конъюнктуры рынка. В торговую надбавку включаются издержки розничного продавца, в том числе транспортные расходы по доставке товара от поставщика. Они зависят от вида франко, предусмотренного в свободной отпускной цене предприятия-изготовителя или цене закупки продукции (товаров) и условий поставки, указанных в договоре. Включаются и другие расходы по закупке и реализации товаров розничной торговой организацией, а также прибыль и налог на добавленную стоимость.

Если по продукции и товарам применяются регулируемые торговые надбавки, предприятия торговли используют торговую надбавку установленных размеров.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают и регулируют размеры торговых надбавок к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты), лекарственные средства и изделия медицинского назначения; наценки на продукцию, реализуемую на предприятиях общественного питания при образовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях, а также на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов.

На предприятиях общественного питания цены на реализуемую продукцию формируются, исходя или из свободных отпускных цен, или цен закупки на эту продукцию и единой наценки (вместо торговой надбавки и наценки), или торговой надбавки и наценки.

Размеры наценок устанавливаются на сырье (продукцию), покупные товары, реализуемые предприятиями общественного питания. Определяются наценки с учетом возмещения издержек производства, обращения и реализации, НДС, отчислений в бюджет (кроме предприятий, освобожденных от уплаты с доходов этого налога) и обеспечения рентабельной работы этих предприятий. Органы исполнительной власти России могут вводить государственное регулирование наценок на продукцию, реализуемую на предприятиях общественного питания.

Величина издержек обращения связана с условиями купли-продажи. Чем больше посредников участвуют в реализации товара, тем выше издержки обращения тем выше и уровень продажной цены. Поэтому создание или возникновение в стране крупных оптово-торговых фирм будет способствовать удешевлению товародвижения. Крупный, оптовик дает крупные, выгодные, стабильные заказы производителям. Он выгодно отличается от мелкого и розничного тем, что не завышает прибыль на единицу товара, а увеличивает массу прибыли в зависимости от массы товара. Более того, крупные оптовики чаще всего сами регулируют свою отпускную и розничную цены, определяя долю другого посредника или розничного продавца в этой цене. В таких случаях имеет место оптовая или торговая скидка.



Поделиться