Наглядные формы
представления информации
Цель: выяснить, необходима ли людям наглядная форма представления информации.
Планируемые образовательные результаты:
- предметные – умение представлять информацию в наглядной форме;
- метапредметные – умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче;
- личностные – чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды.
Решаемые учебные задачи:
- 1) расширить представления учащихся о разнообразии наглядных форм представления информации;
- 2) привести примеры использования схем для решения задач.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
- рисунок;
- схема;
- наглядность.
Виды информации по способу представления
звуковая
графическая
числовая
текстовая
древнейший вид информации, в основе которой лежат звуковые колебания.
Примеры - человеческая речь, музыка, различного рода сигнализация и пр.
это перенос речи, мыслей, рассуждений в форму текста - сочетания букв, причем различные языки имеют свой набор символов.
Пример - книги, различные документы, протоколы и пр.
данные, выраженные в виде специальных символов - цифр, чисел. Необходима для, например экономических взаимоотношений.
Пример - ценники в магазинах, данные различных приборов, и пр.
самый древний способ отображения и передачи информации. Это - различные изображения.
Примеры - наскальная живопись, фрески, картины, диаграммы, чертежи, схемы и пр.
Огненное зарево окрасило небо. Поверхность океана казалась покрытой алым шелковым платком. Горы черной полосой стелились на горизонте.
Как вы думаете как легче воспринимать информацию: по рисунку или по тексту?
Перед вами текстовая информация. Прочитайте ее и попробуйте представить картину.
Летним солнечным днем на детской площадке играли два мальчика и две девочки, двое из них играли в мяч, а остальные играли с лопатками. Известно, что одна девочка точно играла в мяч, а один мальчик точно играл с лопаткой.
С помощью какого вида информации мы можем получить более наглядное представление? В какой форме мы можем представить эту информацию?
Формы представления информации
диаграммы
Иллюстрации
помогают
быстро понять
о чем идет
речь, и создать
Диаграммы
Схемы показывают
как устроены
используют
окружающие
объекты и как они
представления
разных числовых
друг с другом.
Задание : Известно, что некто расположил все буквы алфавита по кругу и заменил каждую букву исходного сообщения на следующую после неё. Декодируйте полученные шифровки: Е Й Б Д С Б Н Н Б
- А-1 Б-2 В-3 Г-4 Д-5 Е-6 Ё-7 Ж-8 З-9 И-10 Й-11 К-12 Л-13 М-14 Н-15 О-16 П-17 Р-18 С-19 Т-20 У-21 Ф-22 Х-23 Ц-24 Ч-25 Ш-26 Щ-27 Ъ-28 Ы-29 Ь-30 Э-31 Ю-32 Я-33
Ответ: Д И А Г Р А М М А.
Диаграммы
- Слон – 60 лет
- Лошадь – 25 лет
- Верблюд – 30 лет
- Крокодил – 40 лет
- Шимпанзе – 60 лет
Нам из джунглей шлет поклон Чемпион по весу…
У меня большая грива, Ушки и копытца. Моя шёрстка гладка, Кто же я?
Нет в пустыне вкусных блюд, ест колючки наш …
по реке плывет бревно. Ох и злющее оно! Тем, кто в речку угодил, Нос откусит...
В зоопарке, в синей клетке Ловко прыгает по сетке, Корчит рожи, ест бананы, догадались?
- столбиковые диаграммы;
- полосовые диаграммы;
- круговые диаграммы;
- линейные диаграммы;
- фигурные диаграммы;
Задание: На территории Хабаровского края протекают реки Амур, протяженность которой составляет 4444 км, Бурея протяженностью 623 км, Мая протяженностью 1053 км. Какая из данных рек имеет большую длину? С помощью цветных карандашей рисуем диаграммы.
Создать линейную диаграмму на основе текста.
Создать круговую диаграмму на основе текста.
Кроссворд
- 1. тип диаграммы, столбцы которой расположены горизонтально;
- 2. вид информации представленный в виде изображения;
- 3. графическое представление данных, позволяющее быстро оценить соотношение нескольких величин.
- 4. список, перечень сведений, числовых данных, приведенных в определенную систему и разнесенных по графам.
- 5. древнейший вид информации, в основе которой лежат звуковые колебания.
- 6. объект с информацией, закрепленной созданным человеком способом для её передачи.
- 7. материально выраженная замена предметов, явлений, понятий в процессе обмена информацией.
- 8. данные, выраженные в виде специальных символов - цифр, чисел.
- 9. иллюстрация, которая с помощью условных графических обозначений передает суть строения предмета или системы, движения, структуру и т. д.
- 10. несколько предложений, связанных между. собой по смыслу.
- Информатика и ИКТ: учебник для 5 класса/ Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
- Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 5 класса/ Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
- Единые образовательные ресурсы: http://school-collection.edu.ru
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Наглядные формы представления информации
текстовая Виды информации по способу представления числовая графическая звуковая
текстовая это перенос речи, мыслей, рассуждений в форму текста - сочетания букв, причем различные языки имеют свой набор символов. Пример - книги, различные документы, протоколы и пр.
числовая данные, выраженные в виде специальных символов - цифр, чисел. Необходима для, например экономических взаимоотношений. Пример - ценники в магазинах, данные различных приборов, и пр.
графическая самый древний способ отображения и передачи информации. Это - различные изображения. Примеры - наскальная живопись, фрески, картины, диаграммы, чертежи, схемы и пр.
звуковая древнейший вид информации, в основе которой лежат звуковые колебания. Примеры - человеческая речь, музыка, различного рода сигнализация и пр.
Перед вами текстовая информация. Прочитайте ее и попробуйте представить картину. Огненное зарево окрасило небо. Поверхность океана казалась покрытой алым шелковым платком. Горы черной полосой стелились на горизонте. Как вы думаете как легче воспринимать информацию: по рисунку или по тексту?
Перед вами текстовая информация. Прочитайте ее и попробуйте представить картину. Летним солнечным днем на детской площадке играли два мальчика и две девочки, двое из них играли в мяч, а остальные играли с лопатками. Известно, что одна девочка точно играла в мяч, а один мальчик точно играл с лопаткой. С помощью какого вида информации мы можем получить более наглядное представление? В какой форме мы можем представить эту информацию?
Формы представления наглядной ииинформации: Рисунки -помогают быстро понять о чем идет речь, и создать образы. Схемы - Схемы показывают как устроены окружающие объекты и как они связаны друг с другом. Диаграммы - используют для представления разных числовых данных.
Карта города Санкт-Петербург
Схемы и условные знаки
Задание: Известно, что некто расположил все буквы алфавита по кругу и заменил каждую букву исходного сообщения на следующую после неё. Декодируйте полученные шифровки: Е Й Б Д С Б Н Н Б
Диаграммы Слон – 60 лет Лошадь – 25 лет Верблюд – 30 лет Крокодил – 40 лет Шимпанзе – 60 лет
Диаграммы принято подразделять по их форме на следующие виды: столбиковые диаграммы; полосовые диаграммы; круговые диаграммы; линейные диаграммы; фигурные диаграммы;
1. тип диаграммы, столбцы которой расположены горизонтально; 2. вид информации представленный в виде изображения; 3. графическое представление данных, позволяющее быстро оценить соотношение нескольких величин. 4. список, перечень сведений, числовых данных, приведенных в определенную систему и разнесенных по графам. 5. древнейший вид информации, в основе которой лежат звуковые колебания. 6. объект с информацией, закрепленной созданным человеком способом для её передачи. 7. материально выраженная замена предметов, явлений, понятий в процессе обмена информацией. 8. данные, выраженные в виде специальных символов - цифр, чисел. 9. иллюстрация, которая с помощью условных графических обозначений передает суть строения предмета или системы, движения, структуру и т. д. 10. несколько предложений, связанных между. собой по смыслу. З В У К Ч Д Т О И Л Г И А В С И Р А Б А З Л Н А Г Л Я Д Н О С Т Ь Е Ф Р И О А В Х Е Й И А Ц К К А Е К Н Ч М А У Я М С А Е М М А Т Я С А Е К Н А Т Я 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Ключевые слова Рисунок
Схема
Диаграмма
Это наглядно!
Лучше один раз увидеть,чем сто раз услышать.
Народная мудрость
Человек
лучше
понимает
и
запоминает
ту информацию, которая представлена наглядно –
с помощью рисунков, фотографий, схем, диаграмм.
Для чего нужны схемы
Источникинформации
Информационный
канал
Приёмник
информации
Для того чтобы показать, как устроены окружающие
нас объекты (предметы, процессы, явления) и как они связаны
друг с другом, используют схемы.
От текста к рисунку, от рисунка к схеме
Переход от одной формы представления информациик другой часто помогает решать трудные задачи.
Задача: На полустанке одноколейной железной дороги
остановился поезд в составе тепловоза и трёх вагонов,
доставивший бригаду рабочих для строительства второго
пути. Пока же на этом полустанке имеется небольшой
тупик, где при необходимости может поместиться
тепловоз с вагоном или два вагона. Вскоре к тому же
полустанку подошёл грузовой состав (тепловоз и 7
цистерн).
Как пропустить пассажирский поезд?
Решение задачи
Решаем задачу
ДиаграммыДля наглядного представления разных
числовых данных используют диаграммы.
Решаем задачу
Представление данныхс помощью диаграмм
Годы
Пример: средние продолжительности жизни слона,
крокодила, верблюда, лошади и шимпанзе равны 60, 40,
30, 25 и 60 годам соответственно. Представим эти данные
с помощью диаграмм.
70
60 Слон
50
Крокодил
40
30Верблюд
20
10Лошадь
0
Шимпанзе
0
10 20 30 40 50 60 70
Годы
Столбчатая
Линейная диаграмма
диаграмма
Диаграммы
Давайте подумаемЗадание: По следующим данным постройте
столбчатую диаграмму.
В школе № 1 учатся 250 человек, в школе № 2 учатся
300 человек, в школе № 3 учатся 450 человек, в школе
№ 4 учатся 400 человек.
500
Учащиеся
Школа № 1
250
Школа № 2
300
Школа № 3
450
Школа № 4
400
400
300
200
100
0
Школа
№1
Школа
№2
Школа
№3
Школа
№4
Представление данных с помощью диаграмм
Самое главноеНаглядные формы представления информации это рисунки, схемы, диаграммы и т. д.
Иллюстрации помогают читателю очень быстро
понять, о чём идёт речь, и создать в его
представлении определённые образы.
Для того чтобы показать, как устроены
окружающие нас объекты (предметы, процессы,
явления) и как они связаны друг с другом,
используют схемы.
Для наглядного представления разных числовых
данных используют диаграммы.Вопросы и задания
1. Составьте предложения по схемам на тему
«Наши школьные дела».
а)
1)
,
2)
.
1)
,
2)
.
б)
в)
И
г)
.
.
?
Самое главное
?Вопросы и задания
2. В кружок компьютерной графики ходят четыре девочки:
Аня, Катя, Оля и Маша. На схеме имена девочек
соединены линиями, если они дружат друг с другом.
Уберите неверные утверждения.
Оля дружит с Аней
Аня дружит с Катей
Аня
Катя
Оля
Маша
Катя дружит с Аней и с Олей
Маша дружит и с Аней, и с Катей
Маша либо не дружит с Олей, либо не дружит с Аней
Вопросы и задания
?Вопросы и задания
3. Известно, что физически здоровый человек 80% всей
информации получает с помощью органов зрения, 10% - с
помощью органов слуха, 5, 3 и 2% приходятся соответственно
на органы обоняния, осязания и вкуса. Дополните
соответствующими подписями круговую диаграмму.
Осязание
Вкус
Обоняние
Слух
Проверка
Зрение
Вопросы и задания
Это интересноНайдите в электронном приложении к учебнику эти
ресурсы и познакомьтесь с ними:
Презентация
«Разнообразие наглядных
форм представления
информации»
Презентация
«Поезда»
Презентация
«Теплоходы»