Презентация на тему вологодское кружево. Конспект и презентация к уроку ИЗО "Роль природных условий в характере традиционной культуры народа

Конспект

Урок ИЗО в 1-м классе МБОУ «СШ № 29» г. Иваново

по теме "Белоснежные узоры. Вологодские кружева»

Учитель: Кантеева Марина Тимофеевна, 1 категория, педагогический стаж – 22 года

Задачи:

1.Образовательные:

    учить различать оттенки красок;

    закрепить знания о процессе рисования в технике «набрызга»;

    познакомить с понятием «композиция»;

    продолжить формирование

    закрепить умение анализировать готовый рисунок.

2. Развивающие

    развивать наблюдательность;

    развивать творческую активность, интерес у детей к данному виду деятельности;

    развивать мелкую моторику рук и пространственное воображение;

    развивать творческие способности;

    развивать эстетический вкус и интерес;

    развивать умение самостоятельно работать по плану;

    развивать умение оценивать работу одноклассников и свою работу;

3. Воспитательные:

    воспитывать у детей интерес и любовь к изображению окружающей действительности;

    воспитывать аккуратность;

    воспитывать уважение к труду, самостоятельность;

    воспитывать уважение к чужому труду;

    воспитывать уважение к мнениям одноклассников;

    воспитывать взаимоуважение и доброжелательное отношение к одноклассникам;

    воспитывать уважение и любовь к Родине.

- Ребята, посмотрите: на улице бело!

И снег кружится за окном.

И захотелось это волшебство

Перенести на наше полотно!

Ребята, как у вас настроение? Начнем урок ИЗО?

Выход на тему, цель, учебные задачи.

Выход на тему урока.

Сегодня мы отправимся в старинный русский город Вологда, СЛАЙД 2

Расположен город Вологда среди лесов, богатыми грибами, ягодами, птицей и зверем.

В зимнюю пору все вокруг покрыто пушистым снегом. Мороз сковывал реки льдом, украшая тонким белым узором окна домов. СЛАЙД 3

Местные жители в это время брались за всякие работы, дававшие дополнительный заработок: вырезали из дерева, плели из бересты, ткали холст, а потом стали плести кружево. СЛАЙД 4

Темными зимними вечерами, когда на улице мороз, Вологодские девушки плели кружева, которые стали известными во всем мире. СЛАЙД 5,6


Подведе-ние детей к формули-рованию темы и постановке задач урока. Составле-ние плана работы .

Что я вижу! Что за диво!

Сколько кружева вокруг!

Правда, дети, здесь красиво?

Аж захватывает дух!

Посмотрите! Эти вещи

Нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты

Древней русской красоты. СЛАЙД 7-11





Скажите, а как вы думаете, где и как наблюдали свои узоры вологодские кружевницы? (Дети высказывают свои предположения. )

Может быть, глядя в морозные окна…

Работа над темой

Подведе-ние детей к самостоя-тельному выводу

Мороз – художник лучший,
По городу идет.
То щеки нарумянит,
Всех за нос ущипнет
А ночью он, пока я спал,
Пришел с волшебной кистью,
И на окне нарисовал
Сверкающие листья. СЛАЙД 12-19






Может быть, глядя в морозные окна и скучая по лету, они видели и элементы природы. Какие элементы природы вы заметили на вологодских кружевах и узорах на окнах?

Скажите, а как вы думаете, что же сегодня на уроке мы будем рисовать?

(Интерактивная доска выключается)

Физкультминутка для глаз

Проверка понимания способа действия

Работа в парах .

Давайте вспомним правила работы в парах

(На доске:

1. Работать должны оба.

2. Один говорит, другой слушает.

3. Свое несогласие высказывай вежливо.

4. Если не понял – переспроси.)

Возьмите белый конверт, достаньте из него частички пазлов, составьте из него картинку.

Что у вас получилось? (Во время работы дети могут поднять сигнальные карточки: зеленые, если они все поняли и хотят работать самостоятельно, или красные, если им требуется помощь. Пары, которые задание выполнили, поднимают вверх соединенные руки.)

Какие элементы составили зимний узор?

Закреп-ление матери-ала

Выявление возможных ошибок, неточнос-тей в знаниях

На доске представлены элементы зимнего узора, составьте из него морозный узор на доске.

Какие элементы ты взял? (2-3 человека)

Развитие умения работать по алгоритму

Рисовать мы будем в технике набрызга. Этот способ нам уже знаком.

Помогите мне составить план нашей работы.

    Приготовим краску для работы

    Подготовимся сами (закатать рукава и т.д.)

    Выложим на альбомный лист нашу композицию морозного узора с помощью трафаретов

    Нанесем брызги краски оттенков синего цвета с помощью щеточки

    Уберем трафареты

    Уберем свое рабочее место

    Оформим выставку работ на доске (Каждый пункт плана появляется на доске по мере его называния)

Давайте проверим, все ли у нас готово.

Что нам потребуется для работы?

Нам потребуется: альбом, краски, непроливайки с водой, щетки, трафареты, тряпочки для рук, сигнальные карточки.

Физкультминутка

Снятие усталости

Ну, а сейчас физкультминутка. Кто из ребят поможет мне ее провести?

Я мороза не боюсь, (Шагаем на месте.)
С ним я крепко подружусь. (Хлопаем в ладоши.)
Подойдет ко мне мороз,
(Присели.)
Тронет руку, тронет нос
(Показали руку, нос.)
Значит, надо не зевать,
(Хлопаем в ладоши.)
Прыгать, бегать и играть.
(Прыжки)

Самопроверка

Закрепле-ние умения работать по алгоритму

Оттенки какого цвета нам понадобятся при изображении морозного узора? (синего)

Приготовим краски для работы – капнем в краску воды.

Откройте цветной конверт, достаньте из него детали.

Что вы видите? (трафареты для морозного узора на окне)

Составим на белом листе морозный узор .(пройти, посмотреть, проверить)

- Используя щетку, мы будем наносить брызги на нашу выложенную композицию. Работайте осторожно. Держа щеточку щетиной вниз, проводите движение большим пальцем по щетине к себе. Брызги полетят от вас на лист бумаги, нанося при этом фон.

Подведение итогов

Соотнесе-ние постав-ленных задач с до-стигнутым результа-том, фиксация нового знания, постановка дальней-ших целей

Заканчиваем работу. Убираем краски, выливаем воду, моем кисточки и непроливайки. Чтобы рисунок не испортился и хорошо подсох, аккуратно убираем на край стола.

Молодцы! Все аккуратно убрали свои рабочие места. Сейчас на доске мы оформим выставку из ваших рисунков.

Посмотрите на работы.

Какая задача стояла сегодня перед нами?

Как вы думаете, получились ли у нас морозные узоры?

Понравилось ли вам рисовать морозный узор?

Какой рисунок вы считаете самым выразительным и почему? У кого работа получилась очень хорошо, кто выполнил все требования к работе, кто добавил что-то своё?

Молодцы!

У кого работа сегодня не заладилась, что-то не получилось, что не успели?

Как вы думаете, почему? Что нужно предпринять, чтобы в следующий раз все получилось?

Заключительный этап и рефлек-сия.

Обеспече-ние пози-тивного на-строя на дальнейшее получение знаний

Что нового вы узнали на уроке, чему научились? (На доске – таблица-помощница: «Я узнал…» « Я могу…» « Я научился…». Дети при ответе пользуются ею.)

Что вы расскажете родителям?

А где вы можете применить новые знания и умения?

Урок окончен. Все молодцы.

Татьяна Максимова
Конспект занятия в старшей группе «Вологодское кружево»

Воспитатель : Максимова Т. Г.

ЦЕЛЬ :приобщение дошкольников к традициям родного края.

ЗАДАЧИ :

1 .Поддерживать у детей интерес к традициям родного края, уважение к людям прославляющим город своим мастерством.

2. Формировать умение детей видеть неповторимую красоту Вологодских кружев .

3. Развивать умение грамотно формулировать в речи свои суждения, пополнять словарный запас по теме, совершенствовать выразительность речи.

4. Совершенствовать художественно- творческие способности дошкольников через рисование Вологодского кружева .

Ход ЗАНЯТИЯ

Дети входят в группу , воспитатель читает стихотворение :

Что я вижу! Что за диво?

Сколько кружева вокруг !

Правда дети здесь красиво,

Аж захватывает дух?

Посмотрите,зти вещи

Нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты

Древней русской красоты.

Чтоб ввести нас в мир России,

В мир преданий и добра,

Чтоб сказать : есть в стране

Чудо – люди мастера.

Вос.: оказывается кружевоплетение было известно на Руси давно.

(Имя реб.) расскажи нам,что ты знаешь о кружевоплетении ?

РАССКАЗ-ДОКЛАД

(стук в дверь,приносят письмо)

Вос.: «Что за письмо? Интересно! И адрес наш : Некрасова 61А д/с № 79 «Лучик» , ребятам старшей группы .

Вос.: Давайте прочитаем, что в нем написано.

«Здравствуйте ребята,пишут вам Вологодские кружевницы . Обращаемся к вам с огромной просьбой. Мы готовим кружева на ярмарку ,ярмарка скоро, а работы еще много. Скатерти,воротники,жилеты мы успеваем сплести,а вот салфетки –не успеваем. Не поможете ли нам? Вместе дело спорится,а врозь-хоть брось.»(кружевницы )

Вос.: Ну, что ребята, поможем кружевницам-мастерицам ?

Дети : поможем

Вос.: А как мы можем помочь,ведь у нас нет умений для того, чтобы сплести кружева ? (ответы детей)

Вос.: Я предлагаю вам создать самим кружево . Если вы его создадите своими руками-это будет здорово. Давайте сначала рассмотрим кружева ,прежде чем приступить к делу.

Вос.: Какими словами можно сказать о красоте Вологодского кружева ,каке оно (ответы детей)

Вос.: С каким временем года можно сравнить Вологодское кружево ? (зимой)

Вос.: Почему так думаете?

Дети : кружевные узоры похожи на морозные узоры на стекле; оно белоснежное, как снежный покров; легкое,как первый выпавший снежок; оно легкое, воздушное,как падающие снежинки; в нем присутствует неповторимая сказочная красота; похоже на зимнюю волшебную сказку.

Вос.: молодцы ребята.

Вологодская метель- кружева ,

И заснеженная ель – кружева ,

Занавески на окне-кружева ,

От мороза на окне-кружева .

Вос.: Где в нашем городе выплетают кружева ?

Дети : В кружевном объединении Снежинка.

Вос.: Какое красивое название. Чтобы выполнить задание кружевниц , нам надо подготовиться. Давайте нарисуем ее. А рисовать мы будем ее по точкам, соединяя линиями. Но сначала разомнем пальчики.

ПАЛЬ ЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Что принес нам почтальон (сжимают и разжимают кулачки)

С толстой сумкой ходит он. (шагают пальчики по столу)

Перевод, журнал, газету,

В бандероли две кассеты,

И письмо от тети Вали,

Чтоб ее приезда ждали. (загибают пальчики по одному)

УПРАЖНЕНИЕ «НАРИСУЙ СНЕЖИНКУ»

Вос.: Проверьте друг у друга-правильно ли выполнили задание,ровные ли линии, все ли точки соединили.

Вос.: Ребята, рисунок для своего узора кружевницы могут увидеть в поле,в лесу, на реке, в городе, т. е. там, где можем увидеть мы. И для своих узоров они берут все самое прекрасное, что нас окружает .

ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ (ребенок)

Окружают нас кружева :

Одуванчик дорожный едва,

Пенный гребень на гладкой волне,

И узор на морозном стекле,

Кружева в стрекозиных крылах,

И в летящих сквозных облаках,

В паутинке воздушной лесной,

В невесомой тени вырезной,

Кружит лист кружевной надо мной ,

Заплелась кружевами трава-

Кружева , кружева , кружева .

Вос.: Сейчас ребята попробуйте и вы сплести свой кружевной узор плавными ,волнистыми и красивыми движениями.

(под музыку дети выполняют движения, воспитатель в это время читает стихотворение)

Вологда завьюжила белыми снегами,

Вьюга стелет кружево прямо под ногами .

Рассыпает искорки северные краски,

Снежные присказки кружевные сказки .

Вос.: Молодцы ребята, замечательные кружева у вас получились .

Вос.: Кто знает, какое оборудование нужно кружевницам для плетения кружева ?

Дети : для плетения кружева используется подушка-валик,туго набитый соломой; пяльцы-деревянная подставка; коклюшки-деревянные палочки,на их концы наматываются льняные или хлопчатобумажные нитки; сколок.

Вос.: Кто знает,что такое сколок?

Дети : Сколок-это узор на бумаге с отмеченными точками.

Вос.: Првильно. Сейчас я покажу вам как кружевницы плетут по сколку – рисунку кружево .

ПЛЕТУ – дети смотрят.

Вос.: А вы хотите ненадолго стать мастерами кружевного дела ? Тогда представьте,что вы в кружевной мастерской , вы мастера, ваши столы это подушка - валик, кисточки-коклюшки, белая краска-нити. И так, у нас все готово. (перед рисованием тренируемся-рисуем волнистую линию в воздухе,затем по сухому листу). Приступайте к заданию наших кружевниц .

ДЕТИ РИСУЮТ КРУЖЕВНЫЕ САЛФЕТКИ

В конце занятия рассматривание рисунков.

Обсуждение с детьми каким образом будем отправлять заказ.

РЕФЛЕКСИЯ

(Примерные вопросы к детям)

Понравилось занятие ?

О чем сегодня говорили на занятии ?

Что нового узнали?

Какое задание было самым трудным, легким?

История развития кружевоплетения в России ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПОДГОТОВЛЕННА УЧИТЕЛЕМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ХАБАРОВОЙ Ж.А. г. Ставрополь 201з г. АЖУРНАЯ СКАЗКА

  • Сначала о кружеве
  • Кружево - удивительное творение человеческой фантазии, зародилось как вид декоративного украшения изделий из ткани и со временем обогатило сферу искусства, поражая роскошью ажурных узоров и переплетений. Кружево делится на шитое иглой и коклюшечное. Изначально в Европе шитое кружево было принадлежностью аристократии, а кружево, плетеное на коклюшках, было распространено в народе. Интересно то, что в истории русского коклюшечного кружева наблюдается подобное деление. Одни кружева имели аристократический характер, а другие - народный. Первые - являлись подражанием иностранным образцам, а вторые, бывшие в употреблении у народа, оказались настолько самобытны, что трудно определить историю их происхождения. История появления и развития кружев полна загадок и противоречий. Наиболее древними центрами кружевоплетения считаются Италия и Фландрия. От них все остальные страны Европы научились кружевному делу. До сих пор неизвестно, когда в обширном вологодском крае возникло искусство плетения кружев, почему на Севере именно на вологодских землях оказалось столь любимым и популярным это ремесло. Возможно, предопределяющими факторами явились развитое льноводство и торговые пути, которые пролегали здесь с севера на юг и приносили влияния иноземной моды, обретавшей на русской земле свои национальные формы.
История кружевоплетения Кружево
  • Кружевом называется текстильное изделие со сквозным сетчатым узором, образованным переплетением нитей.
  • Русское название этого изделия родственно слову «кружить». Кстати, когда-то слово «кружево» и писалось как «круживо». Может быть, так указывалось на его назначение: «окружать» нарядной отделкой одежду и предметы быта из ткани. Может быть, имелось в виду «кружение» повторяющегося узора. А может быть, сыграла свою роль связь с представлением о снежном «кружеве» метели, столь хорошо знакомом русскому человеку. Во всяком случае, ассоциация, положенная в основу русского названия, не такая, как в других языках (французское la dentell связано с представлением о зубчиках, немецкое die Spitze имеет еще и такие значения, как «верхушка», «острие», «кончик»).
  • Кружево – очень древний вид декоративно-прикладного искусства. Данные археологии, истории искусства и письменности позволяют предполагать, что кружевоплетение было известно египтянам и грекам еще до нашей эры. Однако широкое распространение в Европе оно получило позднее, лишь с конца XV–начала XVI в.
Изделия которые хранятся в музеях Инструменты мастериц
  • Кружева плетутся из нитей, чаще всего льняных, шелковых и хлопчатобумажных. Обычно это нити белого или жемчужно-серого, естественного для льняного волокна цвета. Но бывают и черные кружева. Используют мастерицы и цветные нитки.
  • Основным инструментом для плетения служат коклюшки. Каждая из них представляет собой точеную или резную палочку, один конец которой утолщен, а на другом имеется шейка с пуговкой для наматывания ниток. В зависимости от того, насколько сложен выплетаемый узор, используется разное число коклюшек – иногда несколько сотен.
  • Коклюшки делают из разных пород дерева: из клена, яблони, жимолости, калины, можжевельника, ели. Когда кружевница быстро перебирает их во время работы, они издают мелодичный перезвон. Самыми звонкими, по мнению многих мастериц, являются вересковые коклюшки.
  • Кроме коклюшек кружевнице нужен еще валик – продолговатая подушка, плотно набитая соломой или овсяной шелухой. Этот валик может называться по-разному: «болван», «бубен», «кутуз», «пуга». Его кладут на «разножку» (небольшие козлы). В некоторых местах такую подставку для валика называют «пяльцами». В валик втыкают булавки, назначение которых – удерживать и закреплять нить при перевиве. Мастерица плетет кружева, перекидывая через эти булавки нити, которые свисают вниз на коклюшках.
Вологодское кружево
  • Плетение кружев весьма распространено в Вологодской губернии. Главным центром этого промысла служит город Вологда, затем Вологодский и Грязовецкий уезды. В последние годы кружевничество начало практиковаться в крестьянских семьях уездов Тотемского, Устюгского, Вельского и даже Усть-Сысольского – между зырянами.
  • В Вологде кружевниц до 500; из них 137 единственно кружевами зарабатывают себе средства к жизни, 19 личностей, обеспеченных другими источниками, плетут кружева между делом, а у остальных кружевничество составляет подспорье в хозяйстве.
  • Сегодня центром кружевоплетения в Вологодской области является фирма «Снежинка», где работают такие известные художники, как Н. В. Веселова, Г. Н. Мамровская, М. Ю. Пальникова, А. Н. Ракчеева и Т. Н. Смирнова. Под их руководством трудятся сотни мастеров кружевоплетения.
  • Кружево востребовано и в наш компьютерный век. А Вологда с полным правом может называться кружевной столицей России.
Особенности кружева
  • Характерные признаки любого кружева – прозрачность, ажурность, воздушность, тонкость, эластичность, узорность. Вологодское кружево отличают особая плавность линий рисунка, ритмическое повторение элементов орнамента, богатая узорность. Кружево вызывает эмоции, сходные с впечатлением от звучащей мелодии. Вот почему, наверное, вологодское кружево считают «музыкальным». А еще его называют «нетающим инеем». В белоснежных узорах легкого прозрачного кружева часто встречаются элементы, похожие на снежинки и колючие елочки, покрытые белой опушкой
Тропинин В.А. «Кружевница» Образ кружевницы
  • Талантливый художник Василий Андреевич Тропинин создал более семисот работ. В основном это портреты современников. Люди известные и неизвестные, богатые и бедные, господа и крестьяне становились героями полотен Тропинина. Одной из самых знаменитых его картин стала «Кружевница», написанная мастером в 1823 году.
  • На холсте изображена обаятельная девушка, плетущая кружева. Картина тиха и спокойна, в ней нет страстей и драматизма. Цвет полотна ясный, естественный, выдержан в золотисто – коричневых тонах.
  • Ласково и доверчиво смотрит на нас кружевница. Миловидное лицо девушки удивительно женственно. Его обрамляют темные волосы. Они гладко зачесаны, только у висков вьются непокорные прядки. Быстрый взгляд выразительных глаз обращен к зрителям. Кажется, что мастерица на мгновение оторвалась от работы, чтобы взглянуть на нас и подарить добрую, немного таинственную улыбку. От нежного лица девушки словно исходит мягкий, обволакивающий свет.
  • Очень выразительны руки кружевницы. Они изящны и грациозны. Тонкие пальцы хорошо знают свое дело и будто порхают над работой.
  • Художник часто одевал своих персонажей не в парадные мундиры и пышные светские наряды, а в традиционные русские костюмы. Этим подчеркивалась неофициальность, «домашний» дух картин. Вот и кружевница одета в простое платье, на плечах у нее скромная косынка. Она сидит, склонившись над работой, олицетворяя собой мир домашнего уюта и душевного тепла.
  • Картина полна глубокой, всеобъемлющей любви к человеку. «Кружевница» стала новым, очень ярким явлением в русском искусстве того времени.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Вологодское кружево

Прекрасен морозный узок на стекле! Только жалко, что красота эта недолговечна – быстро тает. А эти ажурные изделия, эта сказочная красота не исчезнет, не растает, потому что её создали руки искусных мастериц, а не мороз и снежные вьюги.

Кружева плели во многих уголках России – в Рязани, Вятке, Ельце. Славилась кружевами и Вологда. Там выращивают лён. А льняные нити – прекрасный материал для плетения кружев.

На вологодских кружевах мы видим и заснеженный лес, и морозные узоры на стекле, и белоснежные пушистые снежинки, сказочных птиц, звезды, цветы. Мастерицы сами придумывают свои узоры.

В наши дни, как и в старину, кружева плетут из нитей, намотанных на коклюшки. Коклюшки – это круглые деревянные палочки.

Перед кружевницей на специальной подушечке-валике изображен узор линиями и булавками, воткнутыми в подушку, - рисунок будущего кружева.

Мастерица быстро и ловко перебрасывает коклюшки из одной руки в другую. Нити обвиваются вокруг булавок,и получается прекрасный кружевной узор.

Труд вологодских мастериц и сегодня в почете и уважении. Вологодскими кружевами украшают одежду, бельё, салфетки, шали.

Окружают меня кружева – Одуванчик, дрожащий едва, Пенный гребень на гладкой волне И узор на морозном окне. Кружева – в стрекозиных крылах И в летящих сквозных облаках, В паутине воздушной лесной, В невесомой тени вырезной. Кружит лист кружевной надо мной, Заплелась кружевами трава – Кружева, кружева, кружева. Л. Яхнин

Работу выполнила воспитатель МБДОУ детского сада №1 Демидова О.В. Литература: Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. Картинки для слайдов взяты из интернета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по декоративному творчеству "Вологодские кружева"

Занятие проводится с детьми старшшего дошкольного возраста в целях расширеняи знаний о вологдских кружевах...

Конспект занятия по рисованию на тему "Кружево" рисование тушью. Дидактическая игра "Нарисуй ниткой узор салфетки" Представлена дидактическ...

Декоративное рисование с детьми: рисуем вологодское кружево.

Декоративное рисование с детьми: рисуем кружево

Что такое кружево?

Слово «кружево» происходит от слова «окружать». Мастерицы произошло от слова «окружать» . Мастерицы «окружали» красивым узором края одежды и предметов быта (полотенца, скатерти), украшали предметы узорной отделкой.

В этом коротком видео Вы побываете на вологодской земле и познакомитесь с вологодским кружевом и вологодскими мастерами — кружевницами, которые плетут кружева на коклюшках. Кто изобретает кружево? Какой должна быть кружевница? Какие узоры плетут кружевницы? Почему работа кружевницы ценилась не меньше работы ювелира?

Понравилось Вам кружево? Наверняка Вам и Вашим малышам захотелось попробовать хоть на минутку побыть кружевницами? Давайте попробуем стать художниками и придумать свой узор для вологодского кружева. И нарисуем сегодня кружевное сердечко. Его можно использовать как подарок — валентинку или подарить маме или бабушке, сестренке или воспитательнице на 8 Марта, День рождения, День матери.

А проведет мастер-класс по рисованию Вера Парфентьева — учитель технологии, руководитель кружка детского художественного творчества, читательница сайта «Родная тропинка».

Рисуем кружево с детьми дошкольного возраста

Инструменты и материалы

Для рисования кружева Вам необходимо приготовить инструменты и материалы:

  • шаблон сердечка,
  • фломастеры,
  • клей карандаш,
  • цветная бумага,
  • линейка офицерская (с кругами разных размеров)
  • белый картон для основы.

Как придумать и нарисовать кружевной узор: пошаговое описание

Шаг 1

— Вырезать по шаблону сердечко из бумаги светлых оттенков.

— Провести по контуру две параллельные линии на расстоянии 3 — 4 мм друг от друга, отступив от среза 3-4 мм черной гелиевой или шариковой ручкой.

Нарисовать между двумя линиями узор — кружочки — фломастером и маркером любого цвета. Я взяла зеленый фломастер.

Шаг 2.

Данный этап самый интересный, потому что мы будем создавать основу нашего кружевного узора. Можно нарисовать круги с помощью офицерской линейки симметрично. А можно придумать и асимметрию.

Я остановилась на симметрии и нарисовала вот так четыре круга.

Шаг 3.

Теперь нужно каждый круг разделить на несколько равных частей. Учим ребенка проводить линии по линейке в замкнутом пространстве, не выходя за контуры круга.

Шаг 4. Рисуем цветы.

Один из элементов вологодского кружева – цветочек. Вот так мы изобразим цветочки в трех больших кругах (см. фото ниже). А в маленьком круге сделаем другой узор — наметим кружочками центр и нарисуем элементы по окружности.

Шаг 5.

Пустое пространство внутри сердечка заполним сеткой: проведем по линейке параллельные линии сначала в одном направлении, затем в другом, получая при пересечении линий ромбики. На этом этапе очень важно сконцентрировать внимание ребенка. Очень важно чтобы линии не заходили внутрь кружочков.

Шаг 6.

Поставить точки в местах пересечения линий. Их можно поставить фломастером, ручкой или контуром для точечной росписи.

Шаг 7.

— Нарисовать по контуру сердечка между кружочками узор «петельки» чёрной ручкой. Это один из основных элементов вологодского кружева.

Примечание: узор «петельки» Вы можете нарисовать и ранее в шаге 2, в начале работы.

— Вырезать сердечко из бумаги красного цвета на 3- 4 мм больше, чем кружевное.

— Наклеить кружевное сердечко на сердечко красного цвета так, что бы нижнее выглядывало на равном расстоянии со всех сторон.

— Согнуть белый картон пополам для получения заготовки открытки, наклеить на него полученную заготовку.

— Открытка готова!

Попробуйте и вы сделать такое сердечко. Составьте свой, неповторимый узор и оформите свою открытку с кружевным сердечком. Удачи в творчестве!

Примеры детских работ по этому мастер-классу

Вот какие узоры придумали и нарисовали девочки (см. фото). Открытка Вики (5, 5 лет) — на фото слева. И открытка Дарьяны (4, 5 года) — на фото справа.

Мы быстро нарисовали узор. А кружевницы его долго плетут на коклюшках. Большое изделие они плетут целый месяц каждый день! И нужно строго следовать узору, нигде не ошибиться! Послушайте, как звенят коклюшки мастерицы — кружевницы.

Стихи о вологодских кружевах

В заключении прочитайте детям стихи про вологодских кружевниц.

И. Баженова. Вологодское кружево

Ах, вологодский кружевной узор,
В наследство мне доставшееся диво:
Коклюшек перестук неторопливый,
Неспешный задушевный разговор,

И песни плен про белые снега,
И колокольцев звон - как от погони,
И уносящие в раздолье кони,
И расписная радуга-дуга,

И с небесами слившийся простор,
Снимающий с души моей усталость, -
Осталось все это во мне. Еще осталось.
Ах, вологодский кружевной узор!

Куликова Н. Кружевница

За окном метель кружится, зимний вечер настаёт,
В красной горенке девица кружевную шаль плетёт.


Нарисуй зима, красиво на моём окне узор!
Я сплету такое диво, чтобы радовался взор!

Узоры нежные, как будто снежные, мерцают инеем на завитках!
Узоры нежные, совсем не снежные – они не тают у людей в руках!

Пальцы девичьи умело на коклюшках нити вьют,
Паутинкой снежно – белой шаль такую назовут!

Узоры нежные, как будто снежные, мерцают инеем на завитках!
Узоры нежные, совсем не снежные – они не тают у людей в руках!

Еще идеи и мастер-классы по декоративному рисованию с детьми Вы найдете в мастер-классах на Родной тропинке:

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки



Поделиться