Найти имя существительное, которое командует именем прилагательным
Задать вопрос от имени существительного.
По ударному окончанию в вопросе написать букву в окончании имени прилагательного.
Помни о возможных несовпадениях.
Учитель. О каких несовпадениях идет речь?
Ученик. 1. В именах прилагательных мужского рода И.п. окончания
Ый, - ий, -ой под ударением
2. В именах прилагательных м.р. и ср. р. в Р.п. окончания
Ого,-его.
3. Нет совпадений, когда в слове перед окончанием идет не
Твердый согласный, как в вопросе, а мягкий:
Какую? – зимнюю
Определение окончаний
имен прилагательных мужского и среднего рода (Слайд 7).
у родн… дома дальн… пути
от Черн… моря у весен… солнца
Работа с фразеологизмами
(На доске. Слайд 8). Прочитайте словосочетания. Вставьте в них пропущенные слова.
Фразеологизмы
Как называются эти словосочетания? (фразеологизмы).
Объясните значение фразеологизмов. Как вы их понимаете?
Фразеологизмы придают нашим высказываниям выразительность. Они лаконичны и кратки. К какой части речи относятся слова, которые вы вставили во фразеологизмы?
(Прилагательным).
Докажите.
(Отвечают на вопросы какой? какая? и т.д., связаны с существительным).
-
Объяснить написание окончаний.
Зарядка для глаз
(Слайд 9).
Определение падежей
(Работа со всем классом. Все на карточках показывают падеж имен существительных и прилагательных)).
Проклюнулся тоненький росток – В.п.
Освещен ярким светом – Т.п.
В русской народной сказке – П.п.
О скользкой тропинке – Д.п.
Об интересной книге – П.п.
У зимнего пальто – Р.п.
Через заснеженные улицы – В.п.
Работа у доски
(4 человека).
Записать в два столбика окончания имен прилагательных и существительных из следующих словосочетаний:
Синей полоской, в праздничном наряде, в новой тетради, голосистый соловей, за дальней рощей, белый иней, у Черного моря, нет синего шарфа
Работа у доски выглядит так:
Окончание прилаг.
Окончание существ.
Ей
Ой
Ом
Ой
Ый
Ей
Ей
Ый
Ого
Его
Взаимопроверка в парах и у доски. Оценивание себя по шкале «5 ступенек» (Слайд 10).
Физкультминутка
Работа по печатной тетради
(упр.267 стр.64)
(Слайд 11).
Вставить имена прилагательные в нужной форме, задав вопрос от имени существительного, указать падеж (2 чел. у доски).
Работа на доске и в тетради выглядит так:
С ветвей (каких?) мохнатых – Р.п.
Деревьев (каких?) могучих - Р.п.
Хлопьями (какими?) тяжёлыми – Т.п.
В стороны (какие?) разные – В.п.
Пыли (какой?) снежной – Р.п.
Проверка написанного.
Оценивание по шкале «5 ступенек» (Слайд 10).
Групповая работа
-
Определи слово. (Слайд 12).
Корень от слова
водитель
Суффикс от слова
весенний
Приставка от слова
подкрасить
Окончание от слова
удивительный
Получилось слово
подводный
Определение частей речи следующих слов:
(класс показывает карточки:
им.сущ
. или
им.прил
.)
Столовая
посуда – им.прил.
Школьная
столовая
– им.сущ.
Учительский
журнал – им.прил.
Учительская
закрыта – им.сущ.
Больной
палец – им.прил.
Пришел
больной
– им.сущ.
Дежурный
по классу – им.сущ.
Дежурный
полицейский – им.прил.
4. Итог урока:
Лист самооценки. Поставить + или – (Слайд 13).
Я активно работал на уроке.
Я внимательно слушал учителя и ответы учащихся.
Я знаю, что такое имя прилагательное.
Я умею определять грамматические признаки имен прилагательных.
Подписи к слайдам:
Минута чистописания оро
Определяю я предметы, Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь.
Дружит с существительным, подчиняется в Р.,Ч.,П. Имя прилагательное Отвечает на вопросы: к акой? какая? какое? к акие? Часть речи Дает описание предмета, делает речь красочной Обозначает признак предмета
Тема урока: Безударные падежные о кончания и мен прилагательных
Цель: Закрепить: знания об имени прилагательном как части речи. умение распознавать имена прилагательные в тексте, определять их род, число, падеж. умение правильно писать окончания имён прилагательных и существительных Развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь, навыки самоконтроля и взаимопроверки.
Алгоритм работы: Чтобы правильно писать безударные окончания Имен прилагательных, надо: (Помни о возможных несовпадениях.) Найти имя существительное, от которого зависит прилагательное 2. Нужно задать вопрос от имени существительного. 3. По ударному окончанию в вопросе узнай букву.
Ого у родн дома от Чёрн моря - его дальн пути у весенн солнца Родительный падеж м ужского и среднего рода ого ого его его Как ого?
Принять за монету Принять за правду вымысел, преувеличение Разозлили до предела, до бешенства. Опоздать, явиться, когда уже всё закончилось чист Довести до _________ каления бел Явиться к __________ разбору шапочн ую ого ому Фразеологические обороты
Зарядка для глаз
Упр. 267 (тетрадь) Измени прилагательное по команде главного слова; з адай вопрос, у кажи падеж С ________ ветвей __________ деревьев _________ хлоп. . ми падал снег. Тогда в _________ стороны разл. т ались клубы _________ пыл. . Справочное бюро: тяжелые, мохнатые, могучие; снежная, разные.
Удивительный окончание Водитель корень Весенний суффикс Групповая работа - Определи слово Подкрасить приставка
1. Я активно работал на уроке. 2. Я внимательно слушал учителя и ответы учащихся. 3. Я знаю, что такое имя прилагательное. 4. Я умею определять грамматические признаки имен прилагательных. 5. Я использовал изученные правила, чтобы не ошибиться в написании безударных падежных окончаний прилагательных Лист самооценки
Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint
на своем компьютере. Текстовое содержимое слайдов презентации:
Презентация практических достижений профессиональной деятельности(личного вклада в развитие образования)Моё профессиональное кредо:Уча других, мы учимся сами (Сенека)Хренова Елена Васильевнаучитель русского языка и литературыМБОУ Мирновская вечерняя (сменная) школа при ФКУ ИК-6 ГУФСИН по Нижегородской области2015 год
Тема презентации«Духовно-нравственное воспитание обучающихся – осуждённых на уроках литературы как средство их ресоциализации»
Условия формирования личного вклада педагога в развитие образованияНаучно – исследовательские условия: - Копылова О.М. Духовно-нравственное воспитание осуждённых как важное средство их ресоциализации.- Строева Г. В. Образовательно-развивающий потенциал нравственного воспитания осуждённых.- Изучение работ философов, психологов и педагогов развивающего образования (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов, В.И. Слободчиков, А.В. Хуторской, И.С. Якиманская и др.)Методические условия: изучение работ по методике преподавания литературы в русле духовно-нравственного воспитания (Ю. К. Бабанский, Э. И. Моносзон, О. С. Богданова, Х. И. Лийметс, И. М. Чередов, З. И. Васильева, А. И. Дулов), изучение «Система преподавания литературы Е.Н. Ильина»Организационно – педагогические условия:учитель русского языка и литературы, куратор школы по ДНВ, член школьного методического объединения учителей-предметников.
Актуальность личного вклада педагога в развитие образования Большинство обучающихся - осужденных вечерней школы - это вчерашние учащиеся «детских» школ, люди, которые оступились и совершили уголовные преступления. Опыт работы в исправительном учреждении даёт возможность осознать, как необходимо сегодня духовно-нравственное воспитание. Поэтому самым важным в своей работе считаю - духовно пробудить человека, совершившего преступление, способствовать ресоциализации осуждённого, то есть исправлению и полноценному включению в жизнь общества после отбытия наказания.
Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования Духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс, в котором учащимся передаются духовно-нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, для освоения системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации. Теоретическая база опыта опирается на основные положения системы Е.Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека. «…Общение с книгой - это, прежде всего, общение с жизнью!» (Е.Н. Ильин).
Цель и задачи педагогической деятельностиЦель: корректировка жизненных и поведенческих установок учащихся, их мировоззрения через воздействие на личность выдающихся произведений словесного творчества. Задачи:социальная адаптация учащихся-осуждённых средствами литературы; развитие мотивации к чтению художественных текстов; формирование умений соотносить нравственные идеалы литературных произведений с реальной жизнью.
Ведущая педагогическая идея В процессе преподавания учебных дисциплин «Русский язык» и «Литература» помочь учащимся - осуждённым «открыть в себе человека», обогатить их духовный мир, создать условия для саморазвития и самообразования, формировать личность, способную строить жизнь, достойную человека. РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯпроцесс
Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования В работе по ресоциализации обучающихся-осуждённых активно использую принципы педагогической поддержки: опора на потенциальные возможности личности, сотрудничество; доброжелательность, реализация принципа «не навреди». Авторитарные технологии ставят учителя в положение жёсткого руководителя, подавляющего инициативу учащегося, не обращающего внимания на особенности его личности. Это неизбежно ведёт к отторжению учеником содержания предмета и вызывает негатив по отношению к учителю, особенно в нашей школе.Отбор оптимальных методов и форм образовательной деятельности
Технология поддержкиЗадания должны соответствовать возможностям. Почувствовав, что способны справиться с работой, учащиеся обретают уверенность в себе, постепенно избавляясь от установки «не могу, не умею, не хочу». Никаких негативных оценок. Если ученик не справляется с заданием, значит он просто не получит на данном этапе оценку в журнал, но получит помощь и словесную поддержку учителя. Мнение каждого важно и ценно. Только будучи внимательным и терпеливым учитель может рассчитывать на диалог с учащимися.
Технология сотрудничестваактивное взаимодействие между учеником и учителемсотрудничество учащихся друг с другом, обучение совместной деятельности для достижения наилучшего результатасотворчество и взаимодействие на каждом этапе урока
Проблемное обучение:
Технология проблемного обучения Почему Раскольников решился на такое страшное преступление как убийство?Применима ли теория Раскольникова к жизни? Учащиеся отталкиваются от своего собственного жизненного опыта. Это помогает им понять произведение, возможно гораздо глубже, чем обычным ученикам общеобразовательных школ. Роман Ф.М. Достоевского помогает им по-другому взглянуть на собственные деяния, понять, что преступление ещё не конец жизни, а наказание – возможность переосмыслить свою жизнь, переродиться. Это касается уже не столько литературного текста, сколько переосмысления жизни, в которой все делятся на «красных» и «чёрных», «преступников» и «потерпевших».
Игровые технологии
Литературный брейн-ринг между командами 11 класса
Внеклассное мероприятие, посвященное 75-летию В.Г. Распутина
День православной книги (о. Алексий проводит беседу о значении книги в нашей жизни)
Открытый урок по литературе по повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие»
Внеклассное мероприятие, посвященное 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова
Театральное представление, посвященное 75-летию В.В. Высоцкого
Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффектыповышение мотивации к обучению, расширение кругозора, стремление к развитию;умение работать в группе, формирование коммуникативной компетенции;повышение уровня ответственности за принятое решение, поступки, за свою жизнь в целом;стремление планировать своё будущее, используя свой жизненный опыт и скорректированные нравственные идеалы.
Оценка уровня духовно-нравственного развития обучающихся-осуждённых на начало 2014-2015 уч. года.
Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффектыТакой подход в обучении можно использовать как начинающим педагогам, так и педагогам с высокой планкой мастерства, работающих в вечерних школах при исправительных колониях.Область применения:урок;система уроков;внеурочная деятельность;внеклассные мероприятия.Трансляция результата:публикации в интернете;участие учеников в различных конкурсах;участие в работе ШМО учителей-предметников.
Литература1. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика - 2005 - №2 2. Бондаревская Е. В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: Учеб. пособие./Е.В.Бондаревская - Ростов-на-Дону: РГПИ, 1986- 361с.3. Дробницкий О.Г Проблемы нравственности./О.Г.Дробницкий - М.: Просвещение,1977.4. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании - 2003 - №3 5. Басова, Н.В. Педагогика и практическая психология. – Ростов н/Д: «Феникс», 1999.6. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. – М., 1974.7. Анилюк А.Я., Кондаков А.М. , Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М., «Просвещение», 2009.8. Рябчикова С.Б. Духовно-нравственное развитие школьников как педагогическая проблема. Материалы международной конференции «Чтения Ушинского» педагогического факультета ЯГПУ. – Ярославль: Издательство ЯГПУ, 2005.9. Копылова О.М. Духовно-нравственное воспитание осуждённых как важное средство их ресоциализации.