Проблемы влияющие на рынок труда. Устаревшие рабочие места

В современных социально-экономических условиях рынок труда является одним из наиболее сложных элементов рыночной экономики. Рынок труда включает в себя широкий спектр социально-экономических отношений и явлений, ему принадлежит важнейшая роль в процессе формирования эффективной системы занятости населения, снижения уровня безработицы, реализации конституционных трудовых прав граждан. Посредством рынка труда реализуются две основополагающие функции жизнедеятельности общества. Это, во-первых, экономическая функция, заключающаяся в масштабном обеспечении производственной и непроизводственной сфер необходимым числом работников и, во-вторых, социальная функция, подразумевающая необходимость обеспечения достойного уровня и качества жизни населения России путем предоставления трудящимся заработной платы, а также различных трудовых и социальных гарантий. Кроме этого, рынок труда регулирует и такие вопросы, как :

  • формирование платы за труд посредством соотношения спроса и предложения на рынке;
  • определение порядка и условий принятия на работу и увольнения для обеспечения равных возможностей для граждан и исключения дискриминации;
  • формирование и принятие нормативно-правовых актов, регулирующих условия и безопасность труда;
  • совершенствование системы образования с целью ее адаптации к современным требованиям рынка труда.

Основными категориями рынка труда, как и любой другой рыночной системы, являются спрос и предложение. В рассматриваемом контексте спрос характеризует требуемое количество работников определенной специализации. Под предложением же труда понимается количество трудоспособного населения, которое готово приступить к работе.

Несмотря на то, что рынок труда можно назвать саморегулируемой системой, государство играет значительную роль в его совершенствовании и развитии. Так, например, государство способно создавать новые рабочие места, формировать государственные органы по работе с безработной категорией граждан, их трудоустройству, реализует государственные программы и национальные проекты по обеспечению занятости населения и повышения его материального благосостояния. Государство также влияет на уровень заработной платы, уровень социального обеспечения граждан, в том числе слабозащищенных слоев населения, путем принятия соответствующих нормативно-правовых актов.

В настоящее время рынок труда испытывает значительное влияние политических событий и экономических явлений как внутри государства, так и на международном уровне. Например, такие факторы, как принятие новых норм законодательства (изменения в пенсионной системе РФ, увеличение минимального размера оплаты труда), уровень производительности труда, степень модернизации производства, можно отнести к внутренним. В то время как приток мигрантов из районов, в которых происходят вооруженные конфликты, отток высококвалифицированных кадров – к внешним .

Характеризуя российский рынок труда, можно выделить следующие особенности, оказывающие воздействие на современное состояние и перспективы его развития.

Во-первых, как и другие рыночные механизмы, современный рынок труда сформировался на основе действовавших еще в советское время подходов к распределению рабочей силы, установлению ее цены. Дальнейшее развитие происходило на фоне глубоких структурных преобразований и экономических спадов. Резкая необходимость приспособления рынка труда к новым социально-экономическим условиям вместо эволюционного развития гибкой системы трудовых отношений привела к росту доли теневой экономики и теневым рынком труда, а также низкой стоимости рабочей силы.

Проблема теневой занятости приобретает все большую актуальность ввиду своей распространенности и причиняющих негативных последствий государству и обществу в виде недополучения налогов, социальных отчислений, невозможности контроля легальности деятельности трудящихся. К теневому рынку труда можно отнести следующие виды трудовой деятельности: самозанятость, работа по совместительству, подряды, надомничество, кооперативы, то есть все те организационные формы занятости, которые не подлежат учету со стороны государственных органов .

Во-вторых, в России довольно остро стоит проблема региональной дифференциации уровня производства, инновационности хозяйственной деятельности, уровня доходов граждан и качества жизни. В связи с этим и рынки труда в России весьма существенно различаются по субъектам. Так, например, уровень безработицы по разным регионам может отличаться более чем в 3 раза, а уровень средней заработной платы – в 5 раз . Такие серьезные диспропорции в социально-экономическом развитии субъектов РФ могут приводить к возникновению депрессивных регионов, нежелательным миграционным оттокам, утечке высококвалифицированных кадров.

В-третьих, российский рынок труда не достаточно сбалансирован, так как, с одной стороны, он избыточен по объему, а с другой стороны, является трудодефицитным по своей структуре в связи с тем, что происходит перенакопление рабочей силы в одних сферах и недостаток в других. Причиной такого дисбаланса может выступать как демографические проблемы, так и недостатки системы образования, подготовки и переподготовки кадров.

Рынок труда – неотъемлемая часть рыночного ведения хозяйства, от эффективности функционирования которого зависят национальное благополучие, общественная стабильность и эффективность социально-экономических преобразований. Поэтому проблемы развития рынка труда на современном этапе становятся препятствиями на пути повышения конкурентоспособности и экономического роста регионов и страны в целом. Основными проблемами российского рынка труда являются :

  • неоднородность распределения спроса на рабочую силу и её предложения по территориям и видам деятельности;
  • качественное несоответствие параметров спроса на рабочую силу и её предложения в региональном, профессионально-квалификационном и других разрезах;
  • низкая производительность труда и неэффективное использование рабочей силы;
  • «старение» трудовых ресурсов и сокращение численности населения в трудоспособном возрасте;
  • нескоординированность функционирования системы образования и спроса экономики на рабочую силу определенных профессий и квалификаций, что сказывается, в первую очередь, на низком уровне занятости среди молодежи;
  • низкий уровень трудовой мобильности населения;
  • существенное расхождение между общей и официально регистрируемой безработицей, недостаточный охват государственными программами и мерами социальной поддержки безработных граждан.

Все это вызывает необходимость вырабатывать соответствующую российскую политику занятости, а также стратегии и тактики механизма регулирования российского рынка труда.

Общими условиями решения проблем российского рынка труда на современном этапе в условиях нестабильности экономической и политической систем является не только работа по повышению эффективности политики в сфере занятости, но и оживление российской экономики в целом за счет модернизации и обеспечения инновационности производства, повышение темпов экономического роста. Развитие и совершенствование российского рынка труда на современном этапе должно происходить на основе согласованных и взаимоувязанных мероприятий и программ, направленных на повышение уровня жизни и качества трудовой деятельности граждан.

Раздел 5. Современные тенденции

и проблемы трудовых отношений в России

5.1. Проблемы современного российского рынка труда

Особенностью российского рынка труда является то, что значительная часть работодателей и самозанятых, а также немалая часть наемных работников дейст-

вуют в режиме теневой экономической деятельности . Основная причина – вы-

сокие издержки, в том числе связанные с затратами на открытие легального бизнеса (регистрационные сборы, коррупционные выплаты), на его ведение (сбор информации, заключение и оформление контрактов, судебные расходы и т.п.), на защиту прав собственности в условиях неэффективного государства и на выплату налогов (включая ЕСН). В неформальной экономике занято свыше 25 млн. чел., т.е. более 30% экономически активного населения страны.

Основные проблемы , мешающие российскому рынку труда развиваться и быть более эффективным, таковы: низкая цена труда, огромное неравенство в доходах, бедность, безработица, глубокие структурные и межрегиональные диспропорции, неразвитость инфраструктуры, слабость профсоюзов, низкая трудовая мобильность работников и их незащищенность (в том числе от дискриминации), недоверие к государству, социальный пессимизм, депопуляция, «утечка умов», недостатки институциональной среды.

Большинство проблем российского рынка труда в той или иной степени связаны с особенностями его институциональной среды. До сих пор отсутствуют «правила игры», способные упорядочить взаимодействие между рыночными агентами. Неписанные правила и устные договоренности оказываются сильнее формальных обязательств, зафиксированных в законах и контрактах.

В 90-е годы увеличилась сфера использования нетрадиционных, гибких форм занятости и режима рабочего времени, особенно в отношении временных работников; получили широкое распространение (несмотря на законодательные ограничения) срочные трудовые соглашения, вторичная занятость позволила многим работникам увеличить свои доходы, самостоятельно определяя количество времени, посвящаемого труду. Вместе с тем гибкость российского рынка труда обеспечивается, в отличие от стран Запада, не гибкостью трудового законодательства и разумной правоприменительной практикой, а всеобщим игнорированием законов.

Жесткое законодательство сочетается с крайне низкой эффективностью механизма принуждения к его исполнению. Государство не справляется с функцией гаранта соблюдения законов и правил. Часто даже ведущие российские компании действуют на грани, а подчас и за гранью законов, нарушают статьи Трудового кодекса и т.п. На многих частных предприятиях работники фактически бесправны. Нарушать законы и правила выгоднее еще и потому, что издержки, связанные с соблюдением трудового законодательства и действующих контрактов, выше издержек, связанных с их нарушением.

Институциональная среда российского рынка труда способствует массовым злоупотреблениям работодателей, реальная власть которых над работниками проявляется не только в занижении зарплаты, но и в консервации плохих условий труда; в осуществлении морального, психологического преследования под-

чиненных и т.п. Существующие традиции и нравы (неформальные институты) изначально предполагают высокую степень личной зависимости работника и допустимость субъективизма и произвола со стороны нанимателя. Роль государства и профсоюзов как возможных защитников интересов наемных работников крайне невелика.

5.2. Основные тенденции и проблемы заработной платы в России

В России 90-х годов на состояние оплаты труда повлияло кризисные процессы в экономике, сокращение производства, высокая инфляция, непродуманность многих решений правительства. В начале XXI века, в условиях экономического роста ряд проблем (например, массовые невыплаты зарплаты или ее выплаты продукцией предприятия) потеряли свою актуальность, другие же, напротив, лишь обострились. В настоящее время можно выделить следующие проблемы и тенденции развития оплаты труда в России:

1. Низкий уровень средней заработной платы в экономике страны. По уровню заработной платы Россия занимает одно из последних мест среди про- мышленно-развитых стран, отстав даже от многих развивающихся стран. Низкий уровень заработков в России лишь отчасти можно объяснить низкой производительностью труда. По данным академика Д.С. Львова, на один доллар заработной платы наш среднестатистический работник производит в 2,5-3 раза больше ВВП, чем в США.

Заниженный уровень зарплаты имеет и положительные аспекты: снижает издержки, повышает возможности для инвестиций (внутренних и внешних), позволяет поддерживать относительно невысокий уровень безработицы. Многие страны (например, Китай) сумели успешно воспользоваться конкурентными преимуществами, связанными с низким уровнем оплаты труда в национальной экономике. Среди негативных последствий низкой зарплаты следует отметить резкое сокращение платежеспособного спроса населения (замедляет процесс расширения внутренних рынков); торможение роста эффективности; снижение трудовой мотивации; ухудшение кадрового состава. По-видимому, в стратегическом плане негативные последствия преобладают.

2. Крайне низкий уровень заработной платы в бюджетном секторе эконо-

мики. В 2004 г. средняя зарплата работников непроизводственной сферы (здравоохранения, образования и культуры) составляла 3-4 тыс. рублей с учетом их сверхурочной работы.

3. Ослабление воспроизводственной функции заработной платы. Низкая зарплата, особенно в бюджетном секторе, не может выполнить в полной мере свою воспроизводственную функцию. Не удивительно, что в 2003 г. 60% населения России тратили на питание более 50% денежных доходов. По прежнему низок уровень МРОТ.

4. Ослабление стимулирующей функции заработной платы. Мотивацион-

ный потенциал реальной заработной платы ослабляется ее низким уровнем, изза которого снижается престижность и привлекательность труда, а также тем, что структура зарплаты разбалансирована: надтарифная часть на многих предприятиях в несколько раз превышает базовую, тарифную.

5. Нерегулярность и задержки выплат заработной платы . Уровень жизни населения во многом характеризуется не только размером доходов, но и регулярностью их получения. В России 90-х годов задержки в выплате зарплаты носили массовый характер и составляли от нескольких месяцев до года и более. В последние годы острота проблемы уменьшилась.

6. Необоснованный рост дифференциации уровня зарплаты . Эта диффе-

ренциация достигла масштабов, не объяснимых объективными причинами – особенностями регионов, значимостью отраслей, характеристикой работ и их результативностью и т.п. На формирование оплаты труда влияет в первую очередь отраслевая принадлежность предприятия. Очень велика межрегиональная дифференциация зарплаты. Серьезной проблемой стал «разрыв» в оплате труда руководителей предприятий и рядовых работников.

7. Массовое стремление работодателей к занижению легальной, официально регистрируемой части заработной платы. По данным Госкомстата, на долю «скрытой» части заработной платы приходится 25% всех средств, направляемых на оплату труда.

8. Слабое развитие механизма трудовых соглашений. Действующая систе-

ма регулирования трудовых отношений на основе двухсторонних и трехсторонних соглашений неэффективна. Правительство не выполняет трудовые соглашения, местная администрация – отраслевые, а коллективные договоры на предприятиях либо не заключаются, либо составляются в интересах администрации

и к тому же часто не выполняются.

5.3. Особенности российской безработицы и государственные меры по ее снижению

Одной из особенностей российской безработицы является разрыв между уровнем регистрируемой и «МОТовской» безработицей. По данным таблицы 2.7 видно, что количество безработных в России c 1992 по 2005 гг. существенно различалось в зависимости от того, каким способом было определено.

Таблица 2.7

Численность безработных в России (млн. чел.)

Численность безработных по методоло-

Безработные, зарегистрированные в ор-

ганах государственной службы занятости

Этот разрыв объясняется разными причинами:

нежеланием части безработных обращаться в органы службы занятости, поскольку те не располагают достаточной информацией о подходящих вакансиях;

низким уровнем пособий по безработице и задержкой по их выплате;

возможностью найти работу в неформальном секторе экономики, доходы от которой могут значительно превысить пособие по безработице;

наличием скрытых безработных, месяцами не получающих зарплату и продолжающих формально числиться занятыми.

В результате большинство безработных полагают, что выгоды от официальной регистрации не окупают связанных с нею издержек, и осуществляют поиск работы самостоятельно.

Традиционные формы безработицы имеют в России свои особенности. Фрикционная безработица характерна для достаточно конкурентоспособных и мобильных работников, у которых время поиска новой работы незначительно или вообще отсутствует. Это, как правило, мужчины, молодежь. Но часть оборота рабочей силы связана с перемещением работников с одних рабочих мест на другие, обладающие такими же характеристиками, а не с созданием новых рабочих мест и тем более с их прогрессом. Таким образом, высокая мобильность многих работников со-

провождается низкой интенсивностью движения рабочих мест.

Структурная безработица также имеет свои особенности. Если в странах с развитой экономикой она возникает в результате сокращения рабочих мест в одних отраслях и создания в других в ходе технического прогресса и модернизации производства, то в России вакантные рабочие места нередко требуют от работников более низкой квалификации, чем та, которой они обладают.

В 90-е годы в условиях глубокого экономического спада доляциклической безработицы в общей безработице была значительна. Об этом свидетельствует и высокое значениекоэффициента напряженности на российском рынке труда, определяемого как отношение безработных, состоящих на учете в службах занятости, к заявленной предприятиями потребности в работниках. Этот коэффициент вырос с 0,6 в 1991 г. до 10,7 в 1997 г. и снизился до 2,1 в 2002 г.

Большую роль продолжает играть скрытая безработица(недозанятость

или избыточная занятость ). Она представляет собой работу на условиях неполного рабочего времени по инициативе администрации, нахождение в административных отпусках либо низкий уровень загрузки рабочей силы и ее использование не по специальности за низкую оплату. Особенно велика скрытая безработица в науке и наукоемких отраслях (в гражданской авиации, станкостроении, энергетическом машиностроении, в атомной и химической промышленности, электротехнике и т.д.). Общий уровень «недозанятости» в 90-е годы достигал 5-9%. Основными факторами, препятствующими увольнениям «лишних» работников, выступали ожидания руководителей, что в условиях будущего роста производства возникнут проблемы с квалифицированными кадрами, высокие издержки, сопровождающие «сброс» излишней рабочей силы, патерналистские установки российского менеджмента.

В настоящее время экономическая ситуация объективно способствует сохранению скрытой безработицы. Недостаточно быстро осуществляются реформы. Излишняя рабочая сила пока возмещает недостаток основных фондов (эффект замещения), но с приходом на производство инвестиций это должно прекратиться. Недостаточно развит новый частный сектор, который активнее вытесняет ненужную рабочую силу. Судьба огромного числа неэффективных российских предприятий – банкротство или смена собственника; но новые собственники нуждаются в возможности освобождения от ненужного персонала.

На общую величину безработицы влияет ее продолжительность . Экономический рост скорее снизит краткосрочную безработицу, чем долгосрочную.

Средняя продолжительность поиска работы в 90-е годы в России неуклонно росла, и лишь с 1999 года эта тенденция стала уходить в прошлое. Известно, что чем дольше человек является безработным, тем труднее ему находить работу.

Существуют глубокие структурные диспропорции между спросом и предложением рабочей силы, особенно в территориальном разрезе. Территориальные диспропорции усиливаются низким уровнем трудовой мобильности населения в условиях низких доходов, высоких транспортных тарифов и цен на жилье. В результате безработица локализуется на определенных территориях, жители которых оказываются в ловушке бедности и безработицы. Особенно велика безработица в республиках Северного Кавказа.

Снижение уровня безработицы является одним из важнейших направлений экономической политики государства. Меры, которые оно в этой связи предпринимает, разнообразны, они могут быть направлены не только непосредственно на борьбу с безработицей, но также включать комплекс действий по оздоровлению экономической ситуации в стране, формированию нормальной институциональной среды, усилению конкурентных начал, преодолению монополизма, созданию благоприятного инвестиционного климата и т.п. Особое внимание государст-

во должно уделять мерам микроэкономическогои институциональногохарактера,

особенно тем, которые затрагивают работу непосредственно рынка труда. Действия государства по отношению к безработным и выбывшим из состава

рабочей силы, принято делить на пассивные и активные. Пассивные меры , например, пособия по безработице, помогают людям, лишенным работы, приспособиться к создавшейся ситуации, поддержать определенный уровень потребления, иногда – просто выжить. Но эти пособия уменьшают желание трудиться.

Наиболее эффективны активные меры , направленные на поощрение экономических возможностей и активности самих людей, усиление их конкурентоспособности на рынке труда; они помогают людям вернуться в ряды занятых. Помощь государства в трудоустройстве особенно необходима социальным группам, недостаточно конкурентоспособным на рынке труда: инвалидам, лицам, освободившимся из мест заключения, представителям отмирающих профессий, молодым и пожилым.

Огромное значение в снижении безработицы принадлежит инфраструктуре рынка труда : организациям, предназначенным для более эффективной работы рынка труда, снижения трансакционных издержек всех его участников – и работодателей, стремящихся заполнить вакансии, и людей, занятых поисками работы. К подобным организациям можно отнести различного рода службы занятости и трудоустройства, биржи труда, частные кадровые и рекрутинговые агентства и т.п.

Для экономистов со всего мира российский рынок труда являет собой весьма странную и увлекательную загадку. Экономический кризис, охвативший страну в 2014 году, привел к стремительному падению зарплат россиян, но они, однако, работу менять не спешат, да и безработица в стране находится на относительно стабильном и невысоком уровне. При этом серьезные опасения у экспертов вызывает ситуация, когда с возрастом трудовые доходы населения существенно падают: при одинаковых профессиональных качествах, работник, который на 15-20 лет младше, будет получать значительно более высокую зарплату.

Российские экономисты из ВШЭ уже неоднократно описывали состояние рынка труда в своих регулярных докладах. Проанализировав несколько из них, Аналитическому центру Карьерист.ру удалось выделить 7 главных проблем, с которыми в той или иной форме приходится сталкиваться большинству российских трудящихся. Они имели место и ранее, однако продолжат свое влияние и в 2018 году. Начнем с извечной проблемы – весьма сомнительного роста зарплат.

Зарплаты растут, но снижаются

Российский рынок труда отличается специфической реакцией на все экономические кризисы, которые случались в стране. Если на Западе люди обычно в такое время массово теряют работу, то в РФ занятость остается на относительно стабильном уровне. Например, в кризис 2008-09 годов увеличил безработицу лишь до 8%, однако показатели вскоре вернулись к былым. Куда больше влияния экономические потрясения оказывают на трудовые доходы россиян. Так, по оценкам ВШЭ, за 3 полноценных кризисных года зарплаты потеряли около 10% своего объема. В 2017 году ситуация несколько выровнялась, а в правительстве не переставали заявлять о росте реальной зарплаты – например, за первые 10 месяцев 2017 года годовой рост составил 4,3% в сравнении с показателями 2016 года. Это, однако, лишь дает задел на будущее – о компенсировании показателей прошлых лет говорить пока не приходится.

Усугубляют ситуацию «традиции» российских работодателей. Во-первых, существенное негативное влияние оказывает массовое введение в частном секторе переменной части зарплаты. Не новость, что у многих конкретная зарплата зависит от показателей продуктивности или экономических показателей предприятия. Немудрено, что в условиях экономического спада зарплаты будут массово снижаться.

Во-вторых, мы часто наблюдаем картину массового перевода персонала на неполный рабочий день. Естественно, что сокращение рабочего времени сокращает и зарплату. В-третьих, лишь редкие работодатели практикуют индексацию. Так, даже если работнику даже удалось сохранить размер зарплаты на том же уровне, это отнюдь не значит, что ее покупательная способность не упадет в результате инфляции.

Закон, которого нет

Если исходить из сухой буквы закона, то российское трудовое законодательство является действительно жестким по отношению к работодателю и его взаимоотношениям с сотрудниками, в частности, в вопросах увольнения. Увольнение сотрудника по инициативе работодателя, например, возможно лишь в исключительных случаях, да и то с определенными издержками со стороны нанимателя. Такие жесткие правила несут серьезные риски для бизнеса. Поэтому работодатели массово предпочитают его попросту не исполнять. Касается это множества аспектов трудовых отношений.

Прежде всего – это вопросы трудоустройства. Работодателю гораздо проще отказаться от официального оформления работника, что позволит ему не только сэкономить на уплате налогов и страховых взносов, но и диктовать работнику свои правила. По оценкам ВШЭ, нелегальный рынок труда охватывает около 30 млн работников , при том, что трудоспособные граждане РФ – около 71-72 млн человек. Кроме того, работодатели не стесняются перекладывать свои издержки на плечи сотрудников. Так, несмотря на наличие серьезных санкций, в России никого не удивишь задержкой зарплаты. Нередко встречаются и случаи принудительного увольнения, когда работника заставляют увольняться «по собственному».

Связан такой правовой нигилизм работодателей со слабостью государственных институтов, которые занимаются надзорной деятельностью. Как итог – полное отсутствие доверия к работодателю со стороны работников, а также отсутствие доверия к государству как к бесстрастному судье.

Обуза для профсоюза

Фактически, нарушения трудового законодательства со стороны работодателя достигли таких масштабов, что работник, даже если он устраивается на новое место работы официально, у него нет уверенности, что заключенный с ним трудовой контракт будет полноценно исполняться. Да что там, нет полной уверенности даже в том, что ему выплатят первую зарплату, пока работник не получит ее на руки. Такая же ситуация складывается и в случаях, когда часть зарплаты носит переменный характер, утверждают в ВШЭ.

Контролировать ситуацию по идее должны сотни российских профсоюзов, действующих или в рамках всей страны, или в отдельных ее регионах или даже на отдельных предприятиях. Однако они предпочитают отмалчиваться, вспоминая о своих членах лишь тогда, когда те перестают исправно платить членские взносы.

Вообще, у простых обывателей складывается впечатление, что российские профсоюзы гораздо чаще выступают на защиту работодателя, с которым они по логике вещей должны, наоборот, быть «по разные стороны баррикад». Тем не менее в отношения между работодателем и работникам оные предпочитают не вмешиваться, ограничиваясь лишь скромным сбором членских взносов. Речь, между прочим, об огромных деньгах.

Например, самая крупная профсоюзная организация России – Федерация независимых профсоюзов. В нее входит около 21 млн членов, 80% из которых исправно ежемесячно перечисляют по 1% от своей зарплаты. Так, по нашим грубым расчетам, ФНП ежегодно аккумулирует около 70 млрд рублей лишь за счет взносов. Какой при таком финансировании их вклад в защиту прав трудящихся, нам оценить весьма сложно.

Устаревшие рабочие места

По средним оценкам, ежегодный прирост количества современных рабочих мест в мире составляет 10-15% – аналогичное количество старых рабочих мест сокращается. То есть наблюдается постепенное осовременивание и повышение производительности рабочих мест, что, конечно же, характерно в первую очередь для развитых стран, на статус которой претендует и Россия. Однако в РФ этот процесс тормозится не только по сравнению с передовыми, но и даже с развивающимися государствами, уверены в ВШЭ.

Так, за последние 10 лет количество рабочих мест в крупном и среднем бизнесе сократилось на 5 млн единиц, с 39 до 34 млн. То есть фактически получается, что работодатели сокращали рабочие места в куда большем объеме, чем создавали новые. По подсчетам экспертов, если предприятие и растет, то доля созданных новых рабочих мест на нем не превышает 4-5% в год. Во-первых, это значительно меньше, чем на Западе и даже в соседнем Китае. Во-вторых, речь совершенно не идет о высокотехнологичных рабочих местах. То есть о росте производительности на рабочих местах речь идет лишь в исключительных случаях.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

По легитимности трудоустройства занятость подразделяется на формальную и неформальную. Формальная занятость -- это заня-тость, зарегистрированная в официальной экономике. Неформаль-ная занятость -- занятость, не зарегистрированная в официальной экономике, имеющая источником рабочих мест неформальный сек-тор экономики и отдельные его виды.

По условиям организации трудовых процессов занятость подразделяется на стандартную и нестандартную. В основе такого деления лежит специфика организации трудового процесса, которая принимает различные формы. Стандартная (типичная) занятость - это заня-тость, предполагающая постоянную работу наемного работника у од-ного работодателя в его производственном помещении при стандарт-ной нагрузке в течение дня, недели, года. Нестандартная (гибкая) занятость выходит за эти рамки и включает следующие формы:

· занятость, связанная с нестандартными режимами рабочего времени, такими, как гибкий рабочий год, сжатая рабочая неделя, гибкие графики рабочего времени и др.;

· занятость, связанная с социальным статусом работников: самостоятельные работники, помогающие им члены семьи;

· занятость на работах с нестандартными рабочими местами и организацией труда: надомный труд, «работники по вызовам», вахтово-экспедиционная занятость;

· занятость по нестандартным организационным формам: временные работники, совместительство.

3. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ РЫНКА ТРУДА

Учитывая сложность ситуации на рынке труда, большие масштабы скрытой безработицы, превышение спроса над предложением рабочих мест, необходимо сосредоточить внимание на решении следующих первоочередных задач: разработать четкую политику и программу реструктуризации экономики, определить приоритетные инвестиционные направления ее развития и разработать на этой основе концепцию профессиональной занятости и профессиональной подготовки кадров на длительную перспективу.

Поскольку данная задача является основополагающей, она должна быть признана приоритетной. Надо попытаться исправить положение, при котором подготовка специалистов и рабочих кадров высокой квалификации мало увязана с ситуацией на рынке труда, и выпускники учебных заведений сразу оказываются в положении безработных. При этом необходимо учесть возрастной и половой состав работающих специалистов отдельных направлений, чтобы четче просматривались масштабы возможного замещения и потребности в нем в целом.

Необходимо определить проекты государственной значимости, для которой в первоочередном плане следует готовить специалистов и квалифицированных рабочих, принимая во внимание, что процесс их подготовки длителен во времени и требует значительных финансовых затрат. Такие проекты необходимо определить и на региональном (областном), и местном уровнях.

На основании указанных проектов и концепции профессиональной занятости должны быть определены масштабы обучения и профессиональная направленность подготовки специалистов и квалифицированных рабочих и выданы соответствующие задания учебным заведениям, которые, получив заказ на подготовку кадров приоритетных профессий специалистов и рабочих под проекты государственной значимости, должны и финансироваться в первую очередь. Целесообразно сократить масштабы подготовки по тем профессиям, по которым трудоустройство обучающихся в местных условиях становится невозможным или проблематичным и если требуемый резерв предстоящего замещения незначителен.

Несмотря на всю сложность экономической ситуации, начиная с предприятий до области включительно должны быть, составлены программы высвобождения мало - и неквалифицированных рабочих, а также тяжелым физическим, не престижным и вредным по условиям трудом, которые подлежат первоочередному высвобождению.

Необходимо закончить создание полной системы сбора, обработки и выдачи информации Государственной службы занятости, предусмотрев автоматическое поступление информации от предприятий и организаций о каждом освободившемся и свободном рабочем месте, условиях работы на нем, размере заработной платы.

Следует в корне изменить философию отношения к Государственной службе занятости, сложившуюся сейчас. Необходимо четко понять, что служба занятости - это в первую очередь орган по оказанию услуг на рынке труда, и ее работа чаще всего сводится к организации перераспределения рабочей силы на имеющиеся вакантные рабочие места. Требовать, чтобы служба занятости создавала новые рабочие места (или даже ставить задачу), неразумно.

В части переобучения или первичного обучения безработных служба занятости со стороны работодателей должна иметь социальный ориентир - заказ, и под него из числа безработных подбирать контингент обучающихся.

Необходимо создать максимально благоприятные условия со стороны государства для развития коллективной и индивидуальной предпринимательской деятельности. Это могло бы в значительной степени расширить число рабочих мест и снизить напряженность на рынке труда.

Следует упростить процедуру выезда за рубеж на временное трудоустройство. Это позволило бы уменьшить численность безработных на рынке труда, улучшить материальное положение как самих безработных и членов их семей, так и увеличить возможные поступления в республику валютных средств.

Целесообразно проработать, а возможно, и в законодательном плане решить вопрос об экономическом стимулировании (обязательном с одновременной выплатой пособия) лиц, готовых оставить производство за 2-3 года до наступления пенсионного возраста (при наличии трудового стажа для последующего начисления пенсии). Это создало бы существенные предпосылки для приведения численности работающих в соответствие с фактической потребностью и одновременно для трудоустройства молодежи (в первую очередь выпускников ПТУ, техникумов, вузов). Лица предпенсионного возраста, ушедшие на льготную пенсию, могли бы более широко использоваться на общественных работах, куда молодежь в силу их непрестижности идти не хочет.

Нужно последовательно проводить курс на разукрупнение предприятий, что позволит более оперативно решать вопросы ускорения освоения новой продукции и увеличения занятости, а также уменьшения влияния узкой специализации отдельных рабочих мест, требующей постоянной переподготовки кадров при изменении технологического процесса. В настоящее время именно безработные с узкой специализацией (к тому же нередко с продолжительным стажем работы по ней) испытывают наибольшие затруднения при трудоустройстве.

В сложившихся экономических условиях целесообразно ввести положение (возможно, даже законодательно), при котором преимущественное право на переподготовку как внутри предприятия (оперативное или опережающее переобучение), так и иным образом (в учебных учреждениях через систему Государственной службы занятости), а также право первоочередного трудоустройства должны получать женщины, воспитывающие детей; главные кормильцы семьи; молодежь, окончившая учебные заведения (право первого места работы).

Необходим поиск решений процесса «выхода» молодежи на рынок труда, развитие у нее «предпринимательского чувства». Иными словами, необходимо существенное улучшение профессионального ориентирования молодежи на выбор будущей профессии, осознание ею того, что на протяжении трудового пути профессию, возможно, придется менять неоднократно.

Необходимо ускорить создание отраслевых, территориальных и республиканских объединений нанимателей, которые должны взять на себя функции отраслевых министерств, Госплана и Минэкономики по вопросам определения реальной потребности в кадрах специалистов и рабочих по отдельным профессиям и организации их последующего трудоустройства.

Поскольку структурная перестройка в практически не начиналась, хотя она неизбежна, важным является разработка программ обеспечения занятости по конверсионным предприятиям.

Необходимо, особенно на местах, приступить к разработке серьезных перспективных программ по обеспечению занятости населения. Инициативу в этом деле в первую очередь должны проявить местные органы власти. В разработке таких программ должны участвовать самые квалифицированные специалисты, хорошо знающие проблему, располагающие достоверной информацией о перспективах развития предприятий и отраслей региона, развитии предпринимательского сектора.

На уровне регионов необходимо как можно скорее осуществить расчеты численности работников, подлежащих высвобождению при различных экономических ситуациях.

Учитывая, что многие предприятия работают в режиме неполной рабочей недели, целесообразно организовать в нерабочие дни упреждающее (оперативное или опережающее) профессиональное переобучение за счет средств предприятий или Фонда содействия занятости по широкому спектру профессий для повышения конкурентоспособности работников на рынке труда, на котором могут оказаться и часть из тех, кто сегодня работает. Организация подобного переобучения может быть осуществлена как на предприятиях непосредственно в привычных для работающих условиях, так и через службу занятости с учетом возможного спроса на перспективные профессии на рынке труда. Упреждающее обучение (переобучение) позволил бы сократить размеры выплаты пособия по безработице в ожидании начала обучения, поскольку высвобожденный работник уже сразу регистрировался на рынке труда в качестве безработного с двумя профессиями, что расширяло возможности его трудоустройства.

Таким образом, положение дел на рынке труда необходимо рассматривать как сложную систему, состояние которой улучшается или ухудшается от степени ее изученности и управляющих воздействий на разных уровнях, как по горизонтали, так и по вертикали. Мнение, что рынок труда есть нечто стихийное, абсолютно неверно. Он в значительной степени управляем при должной продуманности и комплексном подходе.

Заключение

Итак, на рынке труда начало экономического подъема сопровождается появлением большого количества новых экономически эффективных рабочих мест, преимущественно в производственном секторе.

Кроме того, имеется избыток дешевой и высокопроизводительной рабочей силы, то есть, высок уровень безработицы.

Наконец, рабочая сила должна быть достаточно мобильной.

Ничего этого на отечественном рынке труда нет. Платежеспособный спрос со стороны работодателей есть в основном в финансовом секторе и сфере услуг. Уровень безработицы в России такой, как в благополучной Швеции, а потенциально свободная рабочая сила привязана к своим экономически неэффективным рабочим местам подачками государства и невозможностью свободной миграции по стране.

Конечно, экономический подъем нельзя смоделировать в кабинетах. Но есть вещи очевидные. Совершенно необходимо создать преобладание предложения труда над спросом. Подъем уровня безработицы неизбежен - нерентабельные предприятия не имеют права на жизнь. Государству по силам снизить доходность «спекулятивного» сектора экономики, что автоматически снизит там уровень заработной платы. Одновременно нужно обеспечить достаточный уровень мобильности и большое количество экономически эффективных рабочих мест (прежде всего в реальном секторе). Последнее, пожалуй, самое трудное. Наше государство на это не способно - оно как раз самый неэффективный в экономическом смысле работодатель. Нужны люди, способные создавать новые эффективные рабочие места. И здесь от властей требуется просто не мешать обременительными налогами, неграмотным протекционизмом и излишним человеколюбием. Порочный круг «выпустим еще ГКО - выплатим задолженности по зарплате» должен быть разорван. Большинство населения любой страны способно лишь занимать готовые рабочие места - и только малая часть может открывать новые. Создатели новых эффективных рабочих мест появлялись при любом экономическом подъеме. Это профессиональные менеджеры и управленцы - типичные представители пресловутого среднего класса. Спрос на них со стороны элиты, уже раскупившей практически всю бывшую госсобственность, растет. Именно средний класс - союзник государства на рынке труда в ситуации экономического подъема (он-то его и обеспечивает).

В идеале в России следует создать максимально гибкий, но по возможности легализованный рынок труда, гарантирующий низкую безработицу и устойчивые высокие темпы экономического роста (3-5% в год с соответствующим ростом заработной платы). Для этого придется немало поработать, прежде всего, над правовой инфраструктурой. Необходимо ввести срочность контрактов; ликвидировать пожизненный наем, формально доминирующий сегодня в России; предусмотреть и обеспечить относительную простоту увольнения экономически избыточных работников, даже в случае, когда контракт не истек, потому что эта избыточность способствует неэффективному распределению трудовых ресурсов и, в конечном счете, уменьшает занятость. Низкий размер пособия при увольнении является одним из факторов, обеспечивающих мобильность рабочей силы. Коллективные договоры должны заключаться преимущественно на уровне предприятия. Коллективные же договоры на уровне отраслей, регионов, тем более общенациональном не должны иметь обязательной силы. Это вносит огромные диспропорции в размер заработной платы и способно привести к разорению многих предприятий, которые в противном случае могли бы выжить. Право на забастовки должно быть обеспечено, безусловно. Но его необходимо дополнить эффективным арбитражем, механизмами обеспечения исполнения индивидуальных и коллективных трудовых договоров - это то, чего сейчас нам не хватает: до суда не всегда могут достучаться даже крупные работодатели или профсоюзы, не говоря уже об отдельном работнике.

Минимальная оплата труда должна поддерживаться в пределах 20% средней заработной платы - это уровень, характерный для развитых стран с низким уровнем безработицы.

Есть еще одна проблема, с которой российский рынок труда пока не справляется: межрегиональная мобильность. Насколько остро стоит проблема территориальной мобильности, мы можем судить хотя бы по разбросу безработицы и средней заработной платы по регионам: дифференциация первой - более 20 раз, второй - 12. В Москве огромный дефицит трудовых ресурсов, потому что зарегистрированная безработица здесь составляет всего 0,3%, что в рыночной экономике свидетельствует об остром дефиците рабочей силы. А рядом в Ивановской области огромный избыток рабочей силы, высочайшая открытая безработица. Наличие таких диспропорций это тоже прямой вычет из экономического роста и фактор повышенной безработицы.

Здесь не срабатывают в первую очередь экономические факторы, связанные с рынком жилья, - даже прописка в данном случае дело третьестепенное. Одно из основных препятствий для внутренней миграции - субсидирование оплаты жилья. Рынок официально арендуемого жилья у нас невозможен просто потому, что муниципальное жилье оплачивается по цене ниже рыночной. Естественно, спрос на него во много раз превышает, предложение. Это дефицит, административно распределяемый ресурс. Поэтому, если человек оставил свое арендуемое жилье в одном регионе, он не может получить его в другом. Значит, переехать он может, только поменявшись. А возможность обмена зависит от баланса миграции. Если этот баланс - жестко асимметричен, обмен становится практически невозможен, что в свою очередь блокирует миграцию. Арендуют жилье приблизительно 50% россиян. Следовательно, половина населения страны не имеет возможности переместиться в другой регион в поиске работы. Другая половина населения - собственники жилья, это довольно высокий показатель. С точки зрения влияния на занятость, миграцию, безработицу это отрицательный фактор. Чтобы исправить сложившееся положение, прежде всего, нужно сформировать рынок закладных и жилищного кредита чтобы хоть как-то облегчить собственникам жилья его продажу в одном месте и покупку в другом. Но собственность все равно привязывает человека к месту. Поэтому мы должны поощрять переход к аренде в жилищной сфере.

В завершении вышесказанного отмечу, что сегодняшний российский рынок труда характеризуется несбалансированностью и неравновесностью. Перспективы выхода российской экономики из кризисного состояния во многом зависят от выбора модели занятости, применения эффективных методов регулирования рынка труда с целью устранения диспропорций и деформаций.

Список литературы

1. Липсиц И.В. «Экономика: учебник для вузов». - М.: Омега-Л, 2006. - 656с. - (Высшее экономическое образование).

2. Николаева И.П. «Экономика в вопросах и ответах: учеб. пособие». - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 336с.

3. http://www.ancor.ru/ - Бендина Н. «Российский рынок труда готовится к шторму», RBC, 10 ноября 2004г.

4. Постановление «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости» от 30.06.2004 г. № 324.

6. Экономика труда: социально-трудовые отношения / Под ред. Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегова. М.: ЭКЗАМЕН, 2004г.

7. Экономическая теория. Под ред. Камаева В.Д. - М. Изд. ИМПЭ, 2005г.

8. http://www.severinform.ru/ - Информационное агентство "СеверИнформ"// Статьи// Капелюшников Р. «Российский рынок труда: проблемы безработицы» от 26. 04. 2006г.

9. Остапенко Ю.М. «Экономика труда: Учеб. пособие». - М.: ИНФРА-М, 2006г. - 268с. - (Высшее образование).

10. Хейне П., Боуттке П., Причитко Д. «Экономический образ мышления», 10-е издание / пер. с англ. Гуреш Т.А. - М.: Изд. дом «Вильямс», 2005. - 544 с.

11. Чепурин М.Н., Киселева Е.А. «Курс экономической теории: учебник». - 5-е исправленное, дополненное и переработанное издание - Киров: «АСА», 2005. - 832с.

12. Кибанов А.Я. «Экономика и социология труда: Учебник». - М.: ИНФРА-М, 2004. - 584с.

13. Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стенли Л. Брю, Экономикс, принципы, проблемы и политика. Издательство «Республика», г.Москва, 2004 г.

14. Современная экономика. Под ред. Мамедова О.Ю. Ростов-на-Дону, 2005г.

15. Экономический вестник. Журнал, Ростов-на-Дону 2007г.

Приложения

Приложение 1

Классификация рынков труда

Приложение №2

Классификация форм занятости

Приложение №3

Подобные документы

    Рынок труда, его структура. Сущность занятости и безработицы как характеристика состояния рынка труда. Цель государственного регулирования российского рынка труда. Разработка новых методов для решения проблемы занятости в стране и последствий безработицы.

    курсовая работа , добавлен 26.11.2014

    Теоретические подходы к анализу рынка труда и особенности его функционирования. Структура рынка труда. Характеристика основных проблем развития рынка труда в России. Пути решения проблем рынка труда. Цели и задачи федеральной политики занятости в России.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2010

    Проблемы рынка труда в России в условиях развития рыночной экономики. Теоретические аспекты сущности рынка труда, его структура. Связь заработной платы с рынком труда. Рост уровня безработицы и современное состояния рынка труда в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 01.12.2010

    Особенности сельского рынка труда. Анализ занятости и безработицы сельских жителей, динамики численности населения. Проблемы рынка труда в сельской местности в России, его государственное регулирование и пути повышения эффективности функционирования.

    курсовая работа , добавлен 18.08.2013

    Сущность, структура и функции рынка труда. Классификация и теории рынков труда. Механизм функционирования рынка труда. Особенности современного рынка труда. Сущность, виды и формы занятости. Сущность, формы и виды безработицы.

    курсовая работа , добавлен 16.06.2006

    Сущность, структура и функции рынка труда и занятости. Правовое регулирование занятости населения в РФ. Анализ состояния рынка труда и занятости в Кировской области, направления его регулирования. Основные проблемы в развитии трудовых ресурсов региона.

    курсовая работа , добавлен 18.08.2013

    Проблема рынка труда, занятости и безработицы являются одной из важнейших социально-экономических проблем нашего времени. Понятие рынка труда. Тендерные аспекты состояния рынка труда. Ситуации на рынке труда. Государственное регулирование рынка труда.

    реферат , добавлен 30.06.2008

    Сущность и функции рынка труда, его виды и модели. Государственное регулирование рынка труда в Российской Федерации. Принципы правового регулирования трудовых отношений, деятельность профсоюзов. Социальные последствия безработицы и политика занятости.

    курсовая работа , добавлен 14.11.2013

    Историческое становление российского рынка труда. Динамика и структура безработицы в РФ. Государственное регулирование рынка труда. Политика занятости населения. Направления по повышению эффективности функционирования рынка труда в условиях кризиса.

    курсовая работа , добавлен 24.09.2014

    Эволюция понятия "рынок труда". Программа антикризисных мер Правительства РФ на 2009 год. Инфраструктура рынка труда и его особенности. Безработица и ее формы. Анализ ситуации и перспективы на рынке труда в России. Сущность и отношения занятости.



Поделиться