Проект по инновациям. Соотношение инновационных проектов и процесса

Инвестиционные проекты: от моделирования до реализации Волков Алексей Сергеевич

8.1. Пример инновационного проекта

Струнный транспорт академика Юницкого (СТЮ) представляет собой специальный автомобиль на стальных колесах (рельсовый автомобиль), размещенный на двух рельсах-струнах, установленных на опорах. СТЮ предназначен как для пассажирских, так и для грузовых перевозок. Работы по проекту «Разработка и коммерческое использование СТЮ» ведутся с 1977 года. Наиболее активно работы ведутся с 1998 года – с момента получения первого гранта ООН. Проект продолжает активно и планомерно развиваться. Степень проработанности проекта в настоящее время такова, что ее реализуемость не вызывает сомнений ни у разработчика, ни у экспертов.

Разработчиком проекта, автором и генеральным конструктором СТЮ является Анатолий Эдуардович Юницкий, автор более 100 изобретений, в том числе принципиальной схемы СТЮ, доктор философии транспорта, действительный член (академик) Российской академии естественных наук и других российских и зарубежных академий. Результаты научно-технических разработок защищены 37 патентами. В разработке бизнес-плана строительства и эксплуатации СТЮ принимал участие эксперт ООН ХАБИТАТ доктор экономических наук А. А. Урунов.

Научные труды по тематике СТЮ опубликованы в 5 монографиях, 26 докладах и статьях, создано 56 изобретений, имеются 37 патентов (ряд патентов выдан на группу изобретений), в прессе опубликовано более 50 очерков, по центральному телевидению было показано более 10 репортажей, работы были представлены более чем на 50 выставках, ярмарках, симпозиумах, форумах, имеются более 30 дипломов, медалей, грамот, 14 положительных заключений экспертиз. За 27 лет работы над СТЮ автор программы создал свою школу СТЮ, специалисты которой проживают в разных странах.

СТЮ как вид транспорта по сравнению с иными видами транспорта обладает следующими основными преимуществами:

Низкий удельный расход материалов и низкая себестоимость строительства трасс;

Низкие эксплуатационные издержки;

Высокие потребительские качества;

Высокая пропускная способность;

Высокие экологические характеристики;

Меньшее изъятие земли под строительство трассы;

Прокладка трасс возможна в труднодоступных районах.

Относительная техническая простота исполнения выгодно отличает СТЮ от других работ по созданию новых транспортных систем – монорельса, поезда на магнитной подвеске, канатных дорог и других.

В проекте последовательно и взаимоувязанно описаны:

Тенденции развития мирового транспортного рынка и место СТЮ в мировых транспортных системах;

Состояние отрасли и конкуренции;

Техническое описание СТЮ;

Сведения о команде проекта;

Сведения о международной и государственной поддержке проекта;

Сведения о социальной и государственной значимости СТЮ и проекта;

Сведения о защите ноу-хау;

Факторы риска и стратегия снижения рисков.

В XXI веке возможная доля СТЮ по протяженности дорог в мире оценивается от 20% до 40% – это от 5 до 10 миллионов километров. Проектом предусматривается:

Создание новой транспортной ниши в мировой экономике и удержание не менее 30% в каждом из сегментов созданной ниши (проектирование и строительство трасс и инфраструктуры, проектирование и производство подвижного состава, грузо-и пассажироперевозки);

Удержание лидирующих позиций в области создания новых технологий и ноу-хау по тематике СТЮ.

В проект вложено 6 миллионов долларов в конце 1990-х годов. На эти средства было проведено большое количество исследований и испытаний, построен опытный участок СТЮ, разработана проектно-конструкторская документация более 10 типов струнной путевой структуры, промежуточных и анкерных опор, транспортных моделей нескольких типов. Проведенные в 2001 году испытания подтвердили расчетные характеристики СТЮ. Объем внешних инвестиций, необходимых для завершения НИОКР и сертификации СТЮ, составляет около 30 миллионов долларов. В полномасштабном варианте инвестор становится совладельцем всех ноу-хау. Инвестору предлагается:

Долевое участие в проекте;

Активное участие в управлении проектом, содействии в решении возникающих проблем и привлечении административных ресурсов.

Для оперативного управления проектом предполагается создание совместно с инвестором головной компании СТЮ. В задачи компании будет входить принятие стратегических решений, оперативное управление деятельностью по сертификации и коммерческому использованию СТЮ, ведение бухгалтерского и управленческого учета, представительские функции.

Основные этапы развития компании и календарный план проекта представлены в табл. 21 и 22. Таблица 23 иллюстрирует направления использования инвестиций.

Таблица 21 Основные этапы развития головной компании СТЮ

Таблица 22 Календарный план проекта

В таблице 22 использованы обозначения:

A – испытательные и сертификационные работы по этапу;

Х – активные испытательные и сертификационные работы по этапу;

Ко – коммерческое использование результатов.

Основными бизнес-направлениями на стадии коммерческой эксплуатации будут являться:

1) проектирование, строительство и эксплуатация трасс и инфраструктуры;

2) проектирование и производство подвижного состава;

3) грузо– и пассажироперевозки;

4) получение отчислений от использования нематериальных активов.

Таблица 23 Структура использования инвестиций

В настоящее время Россия обладает дорожной сетью протяженностью около миллиона километров, что вдвое меньше рассчитанного минимального уровня. Но построить и содержать недостающие в России дороги с ее морозами, снегопадами, болотами, вечной мерзлотой, тайгой, тундрой очень проблематично – это потребует колоссальных материальных затрат и времени. СТЮ может быть единственно возможным вариантом решения транспортной проблемы России. В то же время если СТЮ будет доведен до серийного производства в России, именно Россия, являясь мостом между Европой и Азией, может занять ключевые позиции в формировании новой мировой коммуникационной политики XXI века.

Из книги Инвестиционные проекты: от моделирования до реализации автора Волков Алексей Сергеевич

8.2. Пример строительного инвестиционного проекта Проект «Строительство и эксплуатация санаторно-курортного комплекса (СКК) в редком природном месте, предоставляющий уникальные конкурентные преимущества», подготовлен в 2005 году и находится в ожидании инвестора,

Из книги Менеджмент. Шпаргалка автора Дружинина Н Г

69 СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА Инновационный менеджмент – относительно новое понятие для научной общественности России. В настоящее время Россия переживает период новаторства. В подобных условиях инновационной деятельностью занимаются практически все

Из книги Инновационный менеджмент: учебное пособие автора Мухамедьяров А. М.

1.4.1. Стадии и этапы инновационного цикла Эффективное управление инновациями (инновационный менеджмент) во многом зависит от инновационного цикла, правильного выявления границ его составных частей и их содержания, а также познания закономерностей их развития. Важной

Из книги Механизмы и методы регулирования в условиях перехода к инновационному развитию автора Автор неизвестен

1.2. Информация как фактор инновационного развития Развитие современного производства все более и более опосредуется не материальными ресурсами, а иными, в том числе информационными. Информация все более и более осознается как экономический ресурс. Возникают рынки

Из книги Управление карточным бизнесом в коммерческом банке автора Пухов Антон Владимирович

Пример расчета экономической эффективности зарплатного проекта (модель доходности) В качестве примера расчета экономической эффективности зарплатного проекта можно использовать два подхода: облегченный (предполагающий работу со стандартными зарплатными

Из книги Инновационный менеджмент автора Маховикова Галина Афанасьевна

Пример типового предложения зарплатного проекта В конце раздела, посвященного «зарплатным» проектам, хотелось бы поместить пример типового предложения по зачислению заработной платы сотрудникам организации на платежные карты. На многих специализированных карточных

Из книги Финансовый менеджмент – это просто [Базовый курс для руководителей и начинающих специалистов] автора Герасименко Алексей

1.1. Понятие инновации, инновационного процесса, инновационного цикла и инновационной деятельности Мировой исторический опыт неопровержимо доказывает, что эффективное и устойчивое развитие предприятий в различных сферах бизнеса достигается за счет оперативного

Из книги Хватит платить за все! Снижение издержек в компании автора Гагарский Владислав

2.1. Понятие и содержание инновационного менеджмента Чтобы управлять инновационной деятельностью, четко сформулировать цели управления, поставить реальные для выполнения задачи, оценить возможные варианты, сформировать организационные и производственные структуры,

Из книги Управление качеством. Практикум автора Ржевская Светлана

2.3. Технология и методы инновационного менеджмента Технология и методы инновационного менеджмента определяют содержание процессуальных функций управления инновациями. Они отражают наиболее общие элементы управления, которые не зависят от характера инноваций,

Из книги автора

6.4. Зарубежный опыт инновационного финансирования Финансирование создания нового инновационного продукта имеет разные формы реализации в разных странах.Наиболее эффективным является инвестирование в малые инновационные компании, ориентированные на разработку и

Из книги автора

10.1. Понятие и сущность инновационного проекта Инновационный проект – это система взаимоувязанных целей и средств их достижения. Он представляет собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, организационных, финансовых,

Из книги автора

10.2. Разработка инновационного проекта Инновационный проект, рассматриваемый как процесс, совершающийся во времени, включает следующие этапы.1. Формирование инновационной идеи (замысла). С одной стороны, инновационная идея составляет основу инновационного проекта,

Из книги автора

11.1. Система показателей оценки эффективности инновационного проекта Реализации любого инновационного проекта должно предшествовать решение двух взаимосвязанных задач:1) оценка выгодности каждого из возможных вариантов осуществления проекта;2) сравнение вариантов и

Из книги автора

Пример проекта – компания «АБВ» «АБВ» – производитель туристических палаток (прибыль после уплаты налогов – 50 млн руб.) – собирается выпустить на рынок свою новую модель палатки СуперМ. Эту модель инженеры-конструкторы «АБВ» разрабатывали в течение последних трех

Из книги автора

Приложение V. Пример плана проекта организационных изменений (к главе 4) ОПЕРАЦИОННЫЙ ПЛАН СОЗДАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ГЕНЕРИРУЮЩЕЙ КОМПАНИИ

Из книги автора

13 Экспертиза окончательной редакции проекта стандарта. Подготовка проекта стандарта к утверждению 13.1 Общие требования к подготовке проекта стандарта к утверждению При получении окончательной редакции проекта стандарта национальный орган Российской Федерации по

Инновационный проект

Инновацио́нный прое́кт - проект, содержащий технико-экономическое, правовое и организационное обоснование конечной инновационной деятельности.

Итогом разработки инновационного проекта служит документ, включающий в себя подробное описание инновационного продукта, обоснование его жизнеспособности, необходимость, возможность и формы привлечения инвестиций, сведения о сроках исполнения, исполнителях и учитывающий организационно-правовые моменты его продвижения.

Реализация инновационного проекта - процесс по созданию и выведению на рынок инновационного продукта.

Цель инновационного проекта - создание новой или изменение существующей систем - технической, технологической, информационной, социальной, экономической, организационной и достижение в результате снижения затрат ресурсов (производственных, финансовых, человеческих) коренного улучшения качества продукции, услуги и высокого коммерческого эффекта.

Управлением инновационными проектами занимается инновационный менеджмент .

Примеры успешно работающих отечественных инновационных проектов. В области образования: московский культурологический лицей № 1310 (считается лидером в области инноваций). В области медицины: СПИД-центр под руководством В. И. Покровского.

Стадии разработки инновационного проекта

Разработка инновационного проекта включает в себя две основные стадии : 1. Предынвестиционная. Поиск и обоснование жизнеспособности инновационной идеи. Научные и маркетинговые исследования и разработка технико-экономического обоснования. 2. Инвестиционная. Вложение денег и материальное воплощение проекта.

1. Поскольку выведение на рынок инновационных продуктов, как правило, требует инвестирования, необходимо обосновать целесообразность вложения денег и возможность получения прибыли от инновации. Важная задача исследовательской части проекта - доказать, что идея не только является инновационной, но и будет принята рынком.

Разработка инновационного проекта начинается с поиска идеи.

Поиск идеи для инновационного проекта может производиться: - на основе последних научных разработок и исследований, - анализа потребительского спроса (маркетинговых исследований, опросов потребителей)

Поиск идеи для инновационного проекта - творческая задача, часто для этих целей используется ТРИЗ .

Жизнеспособность идеи зависит от множества факторов: - уникальность проекта, наличие конкурентов и похожих проектов; - наличие научных разработок и исследований по данному проекту; - наличие очевидной пользы (выгоды) для потребителя, заложенной в инновационном продукте; - наличие потребности в продукте, портрет потребителя, объем рынка; - соотношение затрат на реализацию проекта и коммерческого эффекта; - наличие исходного капитала или возможности приобретения займа/кредита; - масштабность проекта, сроки исполнения и окупаемости, необходимость дополнительных вложений; - маркетинговая стратегия, варианты позиционирования продукта; - уровень профессионализма и личной заинтересованности исполнителей проекта; - юридическая защищенность проекта - соответствие законодательству, необходимость получения сертификатов, лицензий, наличие патентов, авторских прав, возможность получения поддержки со стороны государства (субсидий, льгот);

В результате анализа всех указанных факторов делается предварительное решение об инвестировании. После этого начинается разработка документации - научные изыскания и технико-экономическое обоснование, их согласование и утверждение.

Логическим завершением первой фазы является принятие решения о целесообразности исполнения инновационного проекта и инвестирования.

2. Вторая фаза - реализация, материальное воплощение инновационного проекта. Мониторинг показателей, разрешение конфликтов и корректировка проекта.

Структура инновационного проекта

Каждый инновационный проект должен содержать следующие основные разделы:

  • Сущность инновационного проекта, обоснование его деловой привлекательности в резюмирующей форме;
  • Предприятие, реализующее инновационный проект. Полные сведения о деятельности, юридическом статусе, возможностях;
  • Продукт, его характеристика;
  • Анализ рынков сбыта продукции, конкуренция;
  • Стратегия маркетинга инновационного продукта;
  • Организация производственного процесса;
  • Организация управления;
  • Риски и их страхование;
  • Стратегия финансирования.

Классификация инновационных проектов

Инновационные проекты могут классифицироваться в зависимости от области применения на:

Исследовательские; научно-технические; организационные;

По уровню решения инновационные проекты подразделяются на: федеральные; региональные; принимаемые на уровне предприятия, организации.

По типу инновации подразделяются на:

Новый товар; новая услуга; новый метод производства; новый метод управления; новый рынок; новый источник сырья;

По отношению к уже имеющимся системам - подрывные инновационные проекты, предлагающие совершенно новую систему, предполагающие отказ от существующих моделей, имеющие целью завоевания существующих или абсолютно новых рынков - поддерживающие инновационные проекты, целью которых служит усовершенствование существующих систем, повышение их качества

Инновационные проекты также бывают по степени завершенности - конечные и промежуточные, по времени исполнения также долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные.

Особенности инновационного проекта

1. Каждый инновационный проект должен пройти цикл "наука-производство-потребление". Идея инновационного проекта должна иметь основу в форме научных и маркетинговых исследований, как и производство, должно подстраиваться под потребителя и опираться на научные разработки.

2 Сложность прогнозирования результатов и как итог - повышенные риски. Появление нового всегда связано с высоким риском непринятия обществом. Консерватизм в этом плане присущ не только большей части общества, но и большинству российских объектов производства, не способных воспринять инновации даже технически. Вероятность получения положительных результатов в зависимости от вида и характера инновационных исследований колеблется от 5 до 95%.

3. . Разработка и внедрение инновационного проекта -творческая и уникальная задача. Поэтому многое зависит от энтузиазма и личной заинтересованности исполнителей. Анализ причин неудач инновационных проектов на западе показал, что частой причиной этих неудач является управление проектом обычными наемными менеджерами, имевших единственную мотивацию в виде денег.

4. Организация работы участников проекта. Наличие свободной воли и высокой мотивации участников проекта делает привычную организацию труда и создание трудовой дисциплины нецелесообразной. Поэтому необходим адекватный подход к выбору руководителями стиля управления.

5. Отсутствие привычных стандартов для инновационного проекта. Даже самая четкая концепция проекта может претерпеть серьёзные изменения в процессе разработки.

Примечания

Литература

  • Инновационный менеджмент: Учебник для вузов И66 /С. Д. Ильенкова, J1.M. Гохберг, СЮ. Ягудин и др.; Под ред. проф. С. Д. Ильенковой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 343 с. ISBN 5-238-00466-4
  • Гордиенко А. А., Еремин С. Н., Тюгашев Е. А. Г68 Наука и инновационное предпринимательство в современном обществе: Социокультурный подход. - Новосибирск: Изд-во ин¬ститута археологии и этнографии СО РАН, 2000. - 280 с. ISBN 5-7803-0060-7
  • А. М. Мухамедьяров «Инновационный менеджмент», Учебное пособие, Второе издание, Москва, ИНФРА-М, 2008 ISBN 978-5-16-003094-4
  • Фахтутдинов В. А. «Инновационный менеджмент»: Учебник для вузов 6-е изд. - СПб, Питер, 2008 ISBN 978-5-469-01658-8
  • Балабанов И. Т. Инновационный менеджмент. - СПб: Питер, 2001. - 304 с.
  • Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. д.э.н., проф. Л. Н. Оголевой - М.: ИНФРА - М, 2002. - 238 с.

Инновационный проект и управление работами по его реализации

Козлов В.В., д.э.н., директор ФГБОУ УМЦ АПК, профессор кафедры управления и сельского консультирования РГАУ-МСХА имени К.А.Тимирязева

Эйдис А.Л. д.т.н., профессор кафедры управления и права МГАУ им. В.П.Горячкина

Инновационный проект

Аннотация

Раскрыты общие положения и предпосылки стабилизации и развития инновационного агропромышленного производства, которые возможны только на основе надлежащего научного обеспечения, на базе ускоренной реализации достижений научно-технического прогрес­са.

Особенность инновационного развития сельхозмашиностроения напрямую связана со спецификой организации работ в области инновационного проектирования как особого вида деятельности в едином цикле «наука – производство». Рассмотрены вопросы терминологии, принципов формирования, основных требований и цикла жизни инновационного проекта.

Общие положения и предпосылки

Современный этап развития экономики в России характеризуется радикальным пересмотром представлений о прогнозируемой экономической структуре сельского хозяйства, направлениях ее развития и преобразованиях, происходящих под революционным воздействием научно-технического прогресса. Особенностью этого этапа развития экономики является требование к ускорению научно-технического прогресса, в основе которого лежат инновационные процессы, что приводит к необходимости перманентного обновления производств, формирования и насыщения рынка инновационным продуктом. Для выхода сельского хозяйства из кризиса необходима четкая ориентация на освоение инновационных наукоемких технологий и инновационных проектов.

В системе «исследование - производство» многие годы широко применялся термин «внедрение». Он в основе своей точно характеризовал суть процесса в командно-административной системе хозяйствования, так как отсутствие существенной материальной и моральной заинтересо­ванности субъектов инновационного процесса в конечных результатах приводило к созданию видимости активной работы, а органы управле­ния вынуждены были вырабатывать и осуществлять меры принужде­ния.

За годы плановой экономики в нашей стране принимались различные методы и способы реализации в производстве созданной научно-технической продукции. Под эту важнейшую задачу органы государственного управления в республиках, краях и областях созда­вали свои управленческие структуры, задания по научно-техническому прогрессу были обязательными составляющими решений съездов, пле­нумов, коллегий и совещаний. Но даже такой высокий управленческий уровень не мог заставить систему работать в нужном режиме, так как в ней отсутствовали экономические стимулы, принципы конкуренции и здоровых рыноч­ных отношений.

С 1992 г. в Российской Федерации осуществляются реформы, основанные на трех основных монетаристских макроэкономических принципах:

◘ либерализация цен, которая проводилась в условиях монопольного рынка и не могла не привести к значительному росту цен на абсо­лютно все изделия, работы и услуги;

◘ сжатие денежной массы, что при­вело к сокращению оборотных средств предприятий;

◘ приватизация государственной собствен­ности (очень быстрая) и законо­дательно не подготовленная.

В результате таких «реформ» к началу 1999 г. страна получи­ла низкий уровень экономической, технологической и продовольствен­ной безопасности, жизненный уровень 80% населения снизил­ся в 6-7 раз по сравнению с 1990-1991 гг. Среднегодовые уровни промышленного и сельскохозяйственного производства в Рос­сии составили половину дореформенного периода.

Одной из причин кризиса в агропромышленном комплексе и об­острения проблемы продовольственной безопасности является низкая эффективность управления сельским хозяйством и агропромышленным комплексом в целом. Произошел разрыв интересов отдельных отраслей производства и переработки продукции, реализация ее приобрела спе­кулятивный, монопольный и криминальный характер.

Стабилизация и развитие агропромышленного производства в любой стране и любых условиях хозяйствования возможны только на основе его надлежащего научного обеспечения, на базе ускоренной реализации в производстве достижений научно-технического прогрес­са.

Зарубежный опыт показывает, что ставка на быстрейшее освоение высоких технологий и интеллектуальной продукции является гарантией экономического процветания.

Решение задачи преодоления сложившейся ситуации только экстенсивными методами совершенствования существующих технологий возделывания сельскохозяйственного производства не представляется возможным из-за низкой их эффективности и длительности процесса. Темп роста эффективности от использования традиционных технологий сельскохозяйственного производства резко падает уже на третьем этапе их усовершенствования при сохранении объема их использования. Это требует ускоренного освоения уже имеющихся инновационных технологий и технических решений, а также быстрой сменяемости инновационных технологий сельскохозяйственного производства.

Аграрная наука давала и дает много эффективных научных раз­работок, своевременная реализация которых в производстве позволила бы значительно повысить эффективность сельского хозяйства и перерабатывающих отраслей АПК.

Однако предприятия АПК в своем абсолютном большинстве из-за отсутствия оборотных средств на фоне повышенного экономического риска прекратили освоение передовых наукоемких технологий и инновационных проектов, являющихся результатом НИОКР научных организаций, и лишь отдельные экономически сильные предприятия идут на освоение инновационных технологий и осуществляют деловые контакты с научно-исследовательскими и проектными организациями.

Кроме общих структурных и экономических преобразований в стране, сложившаяся ситуация с разработкой и освоением инноваций в отраслях АПК привела к четкому пониманию необходимости использования системного подхода, разработки стратегии инновационной политики и методов ее реализации. Актуальность этих работ подтверждена положениями, приоритетного национального проекта по сельскому хозяйству. Отсутствие ряда теоретических положений по формализации процесса, подготовке и принятию управляющих решений, разработке и правовому обеспечению инновационного процесса в отраслях АПК предопределило актуальность работ в этой области.

Освещение базовых проблем формирования и реализации инновационной политики должен предваряться терминологическим анализом применяемых понятий и обосновываться специфическими условиями функционирования российской экономики и методами управления проектами в отраслях АПК.

Это обусловлено следующими обстоятельствами:

Зарубежные методические разработки не учитывают специфические условия и особенности российской экономики и методов управления проектами в отраслях АПК;

Отсутствие установившегося рынка инновационных проектов для отраслей АПК;

Неопределенность исходной информации для оценки эффективности инновационного проекта и принятия управляющего решения в отраслях АПК;

Отсутствие устоявшейся терминологии, имея ввиду количественную характеристику новизны инновации, и классификации инновационных проектов по их сложности, новизне и качеству;

Отсутствие методов совершенствования структуры управления проектами, прогнозирования путей развития и выработки стратегии развития инновационной деятельности отраслей, предприятий в отраслях АПК и т.д.;

Отсутствие методов ускоренной разработки и освоения инновационных проектов, а также системы инновационного консультирования на стадии промышленного использования инноваций в сельском хозяйстве;

Практически отсутствие инструмента для определения с достаточной степенью точности стоимости и сроков проведения работ по созданию инновации на стадии заключения хозяйственного договора, их разработки и освоения.

Помимо этого, ряд действующих экономических показателей до настоящего времени носят качественный характер, что позволяет разработчикам проектов манипулировать мнением общественности. Это опасно еще и тем, что такая позиция ряда экономистов в сочетании с интересами отдельных политиков способна повлиять на ход как микроэкономических, так и макроэкономических процессов. В этой связи в данном материале рассмотрены вопросы пригодности некоторых показателей для оценки различных этапов продвижения инновационных проектов и всей деятельности хозяйствующего объекта.

1.2. Понятие «проект», «инновационный проект» и его признаки.

Эффективное рассмотрение процесса управления проектами в принципе невозможно без определения его основных категорий: проект и управление проектами. В качестве объекта управления выступают мероприятия, называемые «проектами», а проблематика управления ими - «управление проектом».

До недавнего времени понятие «проект» ассоциировалось с комплектом конструкторской, технологической или проектно-сметной документацией. Сегодня понятие «проект» функционально очень расширилось, что привело к необходимости более четко определить это понятие и уточнить его характеристики (табл. 1.1).

Таблица 1.1 – Формулировки понятия «проект»

Источник Формулировка
Институт управления проектами США (PM BoK, PM) Проект – временное усилие (действие), предпринятое для создания уникального продукта или услуги
Основы профессиональных знаний. Национальные требования к компетенции (НТК) специалистов» СОВНЕТ Проект – целенаправленное ограниченное во времени мероприятие, направленное на создание уникального продукта или услуги.
Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г. Проект – целенаправленное, заранее проработанное и запланированное создание или модернизация физических объектов, технологических процессов, технической и организационной документации для них, материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов, а также управленческих решений и мероприятий по их выполнению
Заренков В.А. Управление проектами Проект – идея и действия по ее реализации с целью создания продукта, услуги или другого полезного результата.
Oberlander G.D. Проект – «деятельность, осуществляемую для достижения ожидаемых заказчиком результатов»
Минниханов Р.Н., Алексеев В.В., Файзрахманов Д.И., Сагдиев М.А. Инновационный менеджмент Проект – комплекс мероприятий, необходимых для достижения наиболее эффективными путями конечных целей, включая мероприятия по кадровому, информационному и правовому обеспечению.
Hammer R. Проект – однократно реализуемое действие
Grupp B. Проект – однократная деятельность
Троцкий М., Груча Б., Огонек К. Проект – неповторяемое (реализуемое однократно) сложное мероприятие, локализованное в конкретном временном интервале с установленными моментами начала и окончания, выполняемое коллегиально (несколькими субъектами), относительно независимо от повторяемой деятельности предприятия, с применением специальных методов и технологий.

Из таблицы следует, что как в России, так и за рубежом нет четкого понимания и единого научно обоснованного определения понятия «проект». Отсюда под понятие «проект» можно подвести любые идеи и действия, характеризующиеся целью реализации, сроками реализации и наличием ограничений по ресурсам. Такая ситуация однозначно подтверждает актуальность работ, направленных на уточнение понятия «проект», и определение основных параметров проектов.

Основная характеристика проекта – четкая постановка цели, выбор вектора ее реализации для удовлетворения требований рынка или конкретного заказчика.

Не менее важная характеристика проекта, как считают многие авторы, – уникальность. Они утверждают, что цель проекта, должна быть уникальной как на этапе формирования стратегии проведения работ, так и на этапе ее реализации. Кроме того, эти авторы считают, что проект представляет собой действия, предпринимаемые для создания уникального продукта или услуги, а его уникальность заключается в однократности реализуемого действия или деятельности.

В последнее время требование однократности в определении понятия «проект» в значительной степени потеряло значимость, так как это понятие стало широко использоваться в процессах, в основе которых лежит непрерывное производство.

Одной из важнейших характеристик проекта является его сложность. В литературе к сложным проектам отнесены комплексные, масштабные и многообъектные проекты, «в планировании, управлении и реализации которых чаще всего участвуют многие подразделения предприятия (или даже нескольких предприятий)».

Считается, что детерминированный характер процесса является одной из значимых характеристик проекта. Согласно Project Management Institute проект определяется как «действие, определенное во времени». Ряд авторов в различных выражениях практически подтверждают один смысл понятия «проект» как детерминированной процедуры – действие, «выполняемое в конечный промежуток времени, с определенными моментами начала и окончания».

Детерминированность мероприятий связана с такими основными параметрами проекта, как:

· Удовлетворение требований;

· Издержки реализации;

· Длительность реализации.


Реализации проекта заключается в достижении запланированного уровня значений всех перечисленных выше параметров (рис. 1) и сводится к формуле минимизации возможных инвестиций и времени реализации проекта при заданных требованиях к инновационному продукту. При возможных ограничениях по ресурсам или времени реализации проекта можно обосновать величину необходимых инвестиций при сокращении сроков реализации проекта или увеличение сроков реализации проекта при сокращении объемов инвестиций (кривая А-А на рис. 1.1). При этом качественные и функциональные требования к проекту должны оставаться постоянными.

Рис.1.1. Реализация проекта при постоянных требованиях как функция переменных: лимита затрат и времени реализации

Естественно, что заказчик проекта в этом случае может оценивать объем инвестиций и корректировать их по критерию «цена – качество». Необходимо, чтобы параметры и требования имели однозначные, а лучше формализованные, значения и формулировки, но не ограничивали творческую инициативу исполнителя.

Объем необходимых инвестиций и сроки выполнения проекта в сельхозмашиностроении в зависимости от его новизны и сложности определяются по методике, представленной в издании.

При этом следует различать понятия « операция» и «проект». «Операция» многократно повторяется на протяжении длительного времени, в то время как «проект» является временным и единичным. Это означает, что проект обладает новизной и неповторимостью и имеет строго определенное во времени начало и окончание.

Приведем примеры.

Операции:

· Работы, выполняемые сельскими товаропроизводителями по традиционной технологии.

· Работы, выполняемые на предприятиях по переработке сельскохозяйственной продукции по установленной технологии;

· Разработка и освоение технологических линий по производству инновационной продукции;

· Создание и освоение продукции на новых принципах с использованием запатентованных эффектов.

Еще одной характеристикой проекта является его автономность от других действий, реализуемых на предприятии. Эта характеристика проекта практически всегда требует существенного изменения структуры предприятия.

При анализе множества существующих определений было выявлено свойство понятия «проект» как объекта – дуалистический характер, которого выражается в том, что проект с одной стороны является некоторым действием, а с другой - продуктом, который можно купить или продать. Это свойство проекта следует принимать во внимание при изучении дисциплины «управление проектами».

В результате обобщения изученного материала авторами публикации была предпринята попытка уточнения формулировки понятия «проект» для боле полного понимания дальнейшего материала.

Для конкретизации и использования в практике сельскохозяйственного производства следует уточнить понятие «проект» с учетом специфики функционирования этого производства.

Проект – сложное мероприятие, адаптированное к местным условиям, реализуемое однократно в конкретном временном интервале начала и окончания, выполняемое автономно и независимое от традиционных технологий, предусматривающее использование инновационных решений, требующее структурной перестройки предприятия, обеспечения трудовыми, финансовыми и материальными ресурсами, применения специальных методов и технологий.

Важной особенностью проекта является то, что он несет в себе целенаправленное изменение той системы, в которой осуществляется. Проект требует не только изменения организационной структуры предприятия (отрасли, организации, общества), но и качественного изменения основных фондов, использования новых материалов, применения ресурсосберегающих технологий, повышения образовательного уровня менеджеров и квалификации исполнителей конкретных операций.

Проекты могут быть классифицированы по области применения, предметной области, длительности, конструктивной или технологической сложности, масштабу использования ресурсов для их реализации и т.д.

При всем многообразии типов проектов их можно классифицировать по следующим критериям:

1. Класс проекта по составу и структуре – монопроекты, мультипроекты, мегопроекты.

2. Сфера применения проектов подразделяется на промышленные, сельскохозяйственные, общественные, культурные и т.д. с учетом специфики их функционирования.

3. Сферы деятельности, в которых проекты осуществляются:

Технические и технологические.

Организационные.

Экономические.

Социальные и культурологические.

Смешанные.

4. Вид проектов в зависимости от предметной области:

Инвестиционные.

Инновационные.

Поисковые и научно-исследовательские.

Учебно-образовательные.

5. Масштаб использования ресурсов:

Малые (до 30 млн. руб.),

Средние (от 30 до 300 млн. руб.).

Крупные (от 300 до 3000 млн. руб.).

Очень крупные (более 3000 млн. руб.).

6. Сроки исполнения проектов:

Краткосрочные – 1-2 года.

Среднесрочные – 3-5 лет.

Долгосрочные – более 5 лет.

7. Новизна проекта (для сельхозмашиностроения):

Псевдоинновация – повышение эффективности на 15 % и менее.

Улучшенная инновация - повышение эффективности на 15- 60%.

Инновация - повышение эффективности на 60- 100%.

Базовая инновация - повышение эффективности в 2 и более раза.

8. Сложность проектов характеризуется конструктивной или технологической сложностью их реализации. Выделяются простые, сложные и очень сложные проекты. В области сельхозмашиностроения используются 24 категории сложности проектов.

Однако современные проекты практически всегда имеют смешанный характер.

Проекты можно классифицировать по ряду специфических характеристик (рис. 1.2).

Рис. 1.2. Виды проектов

Первая характеристика – источник заказа на разработку и освоение производством инновационного продукта. По этому критерию можно выделить внешние и внутренние заказы.

Инициация и предварение в жизнь внутренних заказов в первую очередь связаны с развитием производства, активизацией деятельности и упрочнения позиции предприятия на рынке инновационных продуктов, реализацией стратегических задач предприятия. Реализация внутренних заказов завершается созданием качественно нового продукта, с помощью которого предприятие должно опередить конкурентов и занять еще не разработанные ниши рынка. В этих заказах отражены требования к разработке и освоению производством инновационного продукта адаптированного к особенностям регионального рынка с повышенными характеристиками структурных элементов проекта и качества выполнения технологического процесса, надежности, энергоемкости, эргономики, экологичности и т.д. Выполнение таких заказов, как правило, требует значительных инвестиций для проведения поисковых и прикладных научно-исследовательских работ, проведения большого объема опытно-конструкторских, технологических и производственных мероприятий. При этом финансовые затраты на осуществление проекта несет само предприятие.

Внешние заказы предприятие получает от непосредственно потребителей или ассоциаций потребителей, продукции или от инвестиционных компаний. Выполнение проектов по внешним заказам, выполняемых по контракту, приводит к появлению проблем связанных с координацией и планированием работ соисполнителей, правильным расчетом сроков и издержек, повышением неопределенность и реализации этих проектов. Это приводит к необходимости непрерывного контакта с заказчиком и обмена с ним достоверной информацией, четкого разделения ответственности и юридически грамотного оформления документации. Все это приводит к повышению себестоимости и цены продукции. Однако в этом случае финансовое обеспечение этого проекта осуществляется заказчиком.

Проекты, направленные на создание объектов - продукты, технические системы и средства т.п. При реализации такого вида проектов предприятие возвращается к функционированию в обычном режиме, т.е. технологический процесс, система организации и управления предприятием не претерпевает существенных изменений.

Проекты, направленные на создание процессов - технологи­й сельскохозяйственного производства, информационных систем и систем принятия решений и т.п. При реализации такого вида проектов предусматривается изменения в функционировании предприятия и влечет за собой изменение организации и управления в других сферах его деятельности.

Третья характеристика, по которой проекты различаются между со­бой, - степень их новизны и сложности. Согласно определению любой проект характеризуется определенным уровнем оригинальности.

В соответствии с классификацией 4 инновационные проекты подразделяются на псевдоинновационные, улучшенные инновации, инновационные и базовые инновационные.

Повышение эффективности Э å инновационного проекта в пределах 1,0 – 1,3 Э å по сравнению действующим проектом может быть достигнуто за счет улучшения организационных мероприятий, эргономики, эстетического вида, условий труда и снижения экологической нагрузки на среду обитания человека. Такой инновационный проект следует определить как псевдоинновационный (новизна A),связанный с совершенствованием существующей технологии (техники) производства продукта, не требующий проведения научных исследований и мероприятий по ее освоению. При этом коэффициент унификации псевдоинновации К у с действующим проектом находится в пределах 0,95< К у £ 1,0. К этой же категории инноваций относятся работы по воспроизводству технологии в других регионах или техники на других предприятиях по имеющейся документации.

В случаях, когда Э S > 1,3 эффективности действующего проекта в технологию или техническое решение вносятся такие изменения, которые приводят к необходимости проведения дополнительных технологических исследований и конструкторских разработок. В соответствии с проведенными исследованиями, повышение эффективности усовершенствованного проекта в пределах 1,31 < Э S £ 1,6, он может быть отнесен к разряду улучшенных инновационных проектов (новизна B), обеспечивающих максимальное приспособление существующего проекта к требованиям сложившегося рынка. При этом коэффициент унификации улучшенного инновационного проекта К у с действующим проектом находится в пределах 0,7< К у £ 0,9.

При Э S > 1,6 эффективности действующего проекта необходимо осуществить переход на новую технологию, которая не изменяет заложенные в нее структуру и принцип реализации, но значительно повышают эффективность проекта 1,61 < Э S £ 1,99. Отсюда к разряду инновационный проект (новизна C) следует отнести технологические и технические проекты, требующие новых компоновочных и функциональных изменений, повышающих эффективность Э S процесса до 2,0 раз. При этом коэффициент унификации инновационного проекта К у с действующим проектом находится в пределах 0,5< К у £ 0,7.

Во всех этих случаях инновации позволяют значительно сократить “упущенную выгоду”, но не обеспечивают перехода экономики хозяйствующего субъекта на следующую, более высокую ступень экономического развития.

Интенсивные методы развития сельскохозяйственного производства требуют перехода к освоению принципиально новых технологических или технических проектов на базе достижений науки, внедрения открытий и изобретений, повышающих эффективность деятельности хозяйствующих субъектов в разы (Э S ³ 2) и позволяющих им перейти на боле высокую ступень развития экономики. Именно такие технологические и технические проекты следует относить к разряду базовых инновационных проектов (новизна D). При этом коэффициент унификации инновационного проекта К у с действующим проектом составляет К у £ 0,2. Базовые инновационные проекты могут быть реализованы только на основе использования результатов фундаментальных и прикладных исследований.

Таким образом, понятие «инновационный проект» является экономической категорией, а отнесение инновационного проекта к тому или иному разряду новизны должно учитываться при выработке и принятии решения о разработке и освоении ее производством.

Четвертая характеристика - величина проекта. Величина проекта характеризуется объемом выполняемых работ, длительностью реализации, количеством исполнителей. Согласно этому критерию, проекты можно подразделить на малые, большие и крупные. Х.-Д. Литке предлагает классификацию проектов по их величине, основанную на трех критериях: численности проектного коллектива, трудоемкости и стоимо­сти проекта (табл.1.2).

Таблица 1.2. – Классификация проектов по величине

Предложена пятая характеристика – технологическая и техническая сложность. Сложность проекта характеризуется величиной трудозатрат при реализации проекта. Согласно этому критерию, проекты можно подразделить на шесть категорий сложности – простейшие, несложные, средней сложности, сложные автономные, сложные из нескольких объектов, сложные комплексы. Методика отнесения сельскохозяйственной машины или комплекса к той или иной категории сложности приведена в книге4 .

Также существенным критерием классификации проектов считается сфера их применения. Согласно этому критерию можно выделить, в ча­стности, промышленные, строительные, сельскохозяйственные, общественные, социальные, культурные проекты и др.5

Несколько другая классификация проектов приводится по следующим критериям:

Класс проектов по составу и структуре.

Монопроекты проекты направленные на создание объекта или услуга, выполняемых вне связи с другими проектами;

Мультипроекты– это комплексные программы или проекты, осуществляемых в рамках крупных предприятий;

Мегапроекты – это целевые программы, содержащие множество проектов, объединенных общей целью, выделяемыми ресурсами и временем на их выполнение.

Появившееся в этих формулировках понятие «программа» следует рассматривать как группа взаимосвязанных проектов, объединенных общей целью и условиями выполнения.

Тип проектов – технические, организационные, экономические, социалные, смешанные.

Технические – модернизация производства, переход на выпуск инновуационной продукции. Цели четко определены и оцифрованы. Процесс хорошо контролируем. Результаты измеряемы качественно и количественно.

Организационные – реформирование предприятия, реализация новой системы управления, создание новой организации. Особенности: цель зарание определены, однако результаты количественно и кочественно трудно измерить, ресурсы предоставляются по мере возможности, расходы контролируются, но требуют корректировок по мере реализации проекта.

Экономические – переход к новой системе отчетности, создание аудита, введение новой системы налогов. Особенности: цель – улучшение экономических показателей. Главные цели предварительно намечаются, но в дальнейшем требуют корректировки. То же самое относится к срокам.

Социальные – введение новых элементов системы социального обеспечения (пособий, системы льгот, помощи, защиты и др.). Цели связаны с повышением благосостояния населения, результаты контролируются. Особенности: эти проекты очень уязвимы к воздействию внешних факторов, поэтому нуждаются в жестком непрерывном мониторинге.

Смешанные – могут представлять комбинацию из всех перечисленных типов проектов, которые становятся субпроектами.

Необходимо определиться с понятиями «реализация проекта» и «результат проекта».

Реализация проекта – комплекс мероприятий и действий, направленных на достижение целей проекта. Реализация проекта требует наличия трех видов деятельности менеджмента: управляющий, оперативный и содействующий менеджмент.

Результат проекта – созданный продукт, услуга, соответствующая требованиям рынка, стандартам и проектной документации.

Не менее важна вторая характеристика проекта связанная с его ориентацией на объекты или на процессы.

Цели и стратегия инновационного проекта

На основе анализа:

Достижений фундаментальной науки(новые физические, химические, биологические и др. эффекты, на которые получены патенты на открытия);

Результатов работ прикладной науки (новые технические, технологические решения, на которые получены патенты);

Ноу-хау,

возникают идеи о возможности реализации этих достижений, которые можно выразить в виде целейпроектов.

Необходимым условием успешной реализации инновационного проекта является этап постановка целей. Как было отмечено ранее цель инновационного проекта – результат деятельности, достигаемый при реализации проекта в заданных условиях. Каждый инновационный проект характеризуется как минимум одной целью, но чаще таких целей несколько, которые в определенных условиях могут конфликтовать между собой.

Совокупность целей инновационного проекта и процесса управления проектом подчинена определенной иерархии приоритетов 6:

1-й уровень. Генеральная цель инновационного проекта (миссия) – основная, наиболее общая причина его реализации с точки зрения будущего использования результатов проекта.

2- й уровень. Необходимые цели инновационного проекта – представляют собой промежуточные цели различных этапов управления проектом, которые в отдельных случаях могут корректироваться.

3-й уровень. Желаемые цели инновационного проекта – цели, которые не обязательны для успешной реализации инновационного проекта, но могут ставиться и достигаться при определенных условиях отдельными участниками проекта.

Цель не может быть задана абстрактно по отношению к желаемому результату и должна в точности описывать качественные и количественные характеристики, а так же какие исходные условия должны учитываться при реализации инновационного проекта.

Определение цели инновационного проекта – важнейший этап в создании его концепции. Именно четко сформулированная цель позволяет приступить к оценке альтернативных вариантов ее реализации. Реализация инновационного проекта возможна при соблюдении ряда ограничений по времени, финансовым, трудовым и материальным ресурсам, обеспечивающим его выполнение с заданным качеством. В ходе реализации целей проекта они могут корректироваться и уточняться. Отсюда целеполагание необходимо рассматривать как перманентный процесс непрерывного анализа возникающих ситуаций и тенденций, требующих проведения в той или иной степени соответствующих корректировок.

Следующей важной составляющей реализации инновационного проекта является стратегия проекта, в которой определяются процессы, действия и результаты достижения цели и миссии проекта.

Стратегия (strategy) - обобщающая модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации и распределе­ния ресурсов компании. По существу стратегия есть набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности.

Процесс разработки стратегии включает:

1) определение корпоративной миссии;

2) конкретизацию видения корпорации и по­становку целей;

3) формулировку и реализацию стратегии, направлен­ной на достижение целей.

Ступени целеполагания могут быть представлены пирамидой, в которой при движении от вершины к основанию детализируются действия по достижению результата проекта (рис. 1.3).


Идея

(мысль)Возможность

Миссия Важность результата,

(Для чего мы Социальная значимость,

это будем делать) Рынок.

Цель Результаты.

(что, когда, с какими Время

показателями)Показатели

Возможности, опасности,

Стратегия сильные и слабые стороны,

(Как мы это будем делать) выбор варианта, отбор.

Рис. 1.3. Ступени целеполагания.

Стратегия проекта вырабатывается на самой первой стадии его реализации, должна быть комплексной и охватывать все основные аспекты и обновляться и пересматриваться по мере разработки проекта.

Этапы создания стратегии инновационного проекта:

1. Анализ ситуации.

2. Оценка альтернатив, формирование критериев оценки и окончательный выбор стратегии.

3. Реализация и контроль реализации стратегии инновационного проекта.

Для реализации стратегии и инновационного проекта в целом структурой предприятия предусматривается координирующий орган, основной функцией которого является контроль реализации инновационного проекта.


Похожая информация.


Современный этап развития общества ставит перед российской системой образования целый ряд принципиально новых проблем, обусловленных политическими, социально-экономическими, мировоззренческими и другими факторами, среди которых следует выделить необходимость повышения качества и доступности образования. Увеличение академической мобильности, интеграции в мировое научно-образовательное пространство, создание оптимальных в экономическом плане образовательных систем, повышение уровня университетской корпоративности и усиление связей между разными уровнями образования.

Одним из эффективных путей решения этих проблем является информатизация образования. Совершенствование технических средств коммуникаций привело к значительному прогрессу в информационном обмене. Появление новых информационных технологий, связанных с развитием компьютерных средств и сетей телекоммуникаций, дало возможность создать качественно новую информационно-образовательную среду как основу для развития и совершенствования системы образования.

Задачей технологии как науки является выявление совокупности закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных, последовательных образовательных действий, требующих меньших затрат времени, материальных и интеллектуальных ресурсов для достижения какого-либо результата.

Инновации (англ. Innovation - нововведение) - внедрение новых форм, способов и умений в сфере обучения, образования и науки. В принципе, любое социально-экономическое нововведение, пока оно еще не получило массового, т.е. серийного распространения, можно считать инновациями.

Специфика образования в начале третьего тысячелетия предъявляет особые требования к использованию разнообразных технологий, поскольку их продукт направлен на живых людей, а степень формализации и алгоритмизации технологических образовательных операций вряд ли когда-либо будет сопоставима с промышленным производством. В связи с этим наряду с технологизацией образовательной деятельности столь же неизбежен процесс ее гуманизации, что сейчас находит все более широкое распространение в рамках личностно-деятельностного подхода. Глубинные процессы, происходящие в системе образования и в нашей стране, и за рубежом, ведут к формированию новой идеологии и методологии образования как идеологии и методологии инновационного образования. Инновационные технологии обучения следует рассматривать как инструмент, с помощью которого новая образовательная парадигма может быть претворена в жизнь.

Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека.

Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой. Это становится возможным благодаря внедрению в профессиональную деятельность не известных практике дидактических и воспитательных программ, предполагающему снятие педагогического кризиса. Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие детей за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, - основные цели инновационной деятельности. Инновационная деятельность в образовании как социально значимой практике, направленной на нравственное самосовершенствование человека, важна тем, что способна обеспечивать преобразование всех существующих типов практик в обществе.

Учитывая переход к глобальному информативному обществу и становлению знаний, об адекватности образования социально-экономическим потребностям настоящего и будущего можно говорить лишь в том случае, если его модернизация будет основываться не только и не столько на организационных нововведениях, сколько на изменениях по существу - в содержании и технологиях подготовки кадров и подготовке научных исследований. Как социальный институт, воспроизводящий интеллектуальный потенциал страны, образование должно обладать способностью к опережающему развитию, отвечать интересам общества, конкретной личности и потенциального работодателя.

Использование информационно-коммуникационных технологий дает возможность значительно ускорить процесс поиска и передачи информации, преобразовать характер умственной деятельности, автоматизировать человеческий труд. Доказано, что уровень развития и внедрения информационно-коммуникационных технологий в производственную деятельность определяет успех любой фирмы. Основой информационно-коммуникационных технологий являются информационно-телекоммуникационные системы, построенные на компьютерных средствах и представляющие собой информационные ресурсы и аппаратно-программные средства, обеспечивающие хранение, обработку и передачу информации на расстояние.

Современная школа должна стать передовой площадкой в части информационных технологий, местом, где человек получает не только необходимые знания, но и проникается духом современного информационного общества. Без применения информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) образовательное учреждение не может претендовать на инновационный статус в образовании. Ведь инновационным считается образовательное учреждение, широко внедряющее в образовательный процесс организационные, дидактические, технические и технологические инновации и на этой основе добивающееся реального увеличения темпов и объемов усвоения знаний и качества подготовки специалистов. Слово «инновация» (от латинского «иннове») появилось в середине 17 века и означает вхождение нового в некоторую сферу, вживление в нее и порождение целого ряда изменений в этой сфере. Инновация - это, с одной стороны, процесс вновления, реализации, внедрения, а с другой - это деятельность по вращиванию новации в определенную социальную практику, а вовсе - не предмет.

Образование - это путь и форма становления целостного человека. Сущность и цель нового образования - это действительное развитие общих, родовых способностей человека, освоение им универсальных способов деятельности и мышления. Современное понятие «образование» связывается с толкованием таких терминов как «обучение», «воспитание», «образование», «развитие». Однако, до того как слово «образование» стало связываться с просвещением, оно имело более широкое звучание. Словарные значения рассматривают термин «образование», как существительное от глагола «образовывать» в смысле: «создавать», «формировать» или «развивать» нечто новое. Создавать новое - это и есть инновация.

Переход на интерактивные методы обучения и технологии реального времени требует значительных телекоммуникационных ресурсов, способных обеспечить необходимую взаимосвязь участников образовательного процесса, поддержку мультисервисных технологий, высокую производительность телекоммуникационного оборудования и пропускную способность сетей передачи данных.

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.

В контексте инновационной стратегии целостного педагогического процесса существенно возрастает роль директора школы, учителей и воспитателей как непосредственных носителей новаторских процессов. При всем многообразии технологий обучения: дидактических, компьютерных, проблемных, модульных и других -- реализация ведущих педагогических функций остается за учителем. С внедрением в учебно-воспитательный процесс современных технологий учитель и воспитатель все более осваивают функции консультанта, советчика, воспитателя. Это требует от них специальной психолого-педагогической подготовки, так как в профессиональной деятельности учителя реализуются не только специальные, предметные знания, но и современные знания в области педагогики и психологии, технологии обучения и воспитания. На этой базе формируется готовность к восприятию, оценке и реализации педагогических инноваций,.

Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение, инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две важнейшие проблемы педагогики -- проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику. Следовательно, предмет инноватики, содержание и механизмы инновационных процессов должны лежать в плоскости объединения двух взаимосвязанных между собой процессов, рассматриваемых до настоящего времени пока изолированно, т.е. результатом инновационных процессов должно быть использование новшеств, как теоретических, так и практических, равно и таких, которые образуются на стыке теории и практики. Все это подчеркивает важность управленческой деятельности по созданию, освоению и использованию педагогических новшеств. Речь, следовательно, идет о том, что учитель может выступать в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя и пропагандиста новых педагогических технологий, теорий, концепций. Управление этим процессом обеспечивает целенаправленный отбор, оценку и применение в своей деятельности опыта коллег или предлагаемых наукой новых идей, методик. Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств.

Во-первых, происходящие социально-экономические преобразования обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа. Инновационная направленность деятельности учителей и воспитателей, включающая в себя создание, освоение и использование педагогических новшеств, выступает средством обновления образовательной политики.

Во-вторых, усиление гуманитаризации содержания образования, непрерывное изменение объема, состава учебных дисциплин, введение новых учебных предметов требуют постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения. В данной ситуации существенно возрастает роль и авторитет педагогического знания в учительской среде.

В-третьих, изменение характера отношения учителей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств. В условиях жесткой регламентации содержания учебно-воспитательного процесса учитель был ограничен не только в самостоятельном выборе новых программ, учебников, но и в использовании новых приемов и способов педагогической деятельности. Если раньше инновационная деятельность сводилась в основном к использованию рекомендованных сверху новшеств, то сейчас она приобретает все более избирательный, исследовательский характер. Именно поэтому важным направлением в работе руководителей школ, органов управления образованием становится анализ и оценка вводимых учителями педагогических инноваций, создание условий для их успешной разработки и применения.

В-четвертых, вхождение общеобразовательных учебных заведений в рыночные отношения, создание новых типов учебных заведений, в том числе и негосударственных, создают реальную ситуацию их конкурентоспособности.

Таким образом, образование по своей сути уже является инновацией. Применяя данные технологии в инновационном обучении, учитель делает процесс более полным, интересным, насыщенным. При пересечении предметных областей естественных наук такая интеграция просто необходима для формирования целостного мировоззрения и мировосприятия инновациям относятся внедрение ИКТ в учебно-воспитательный процесс, программное обеспечение поставляемые в школы интерактивные электронные доски, проекты модернизации.

В течение последних лет была сформирована новая научная дисциплина – управление инновационными проектами. Она представляет собой подраздел теории управления социально-экономическими системами, который изучает способы, формы и средства эффективного управления инновациями и инновационными проектами. Инновационный проект, как и любой проект, является сложной формой организации инновационной деятельности и управления инновациями.

Инновационный проект включает в себя:

  • – форму целевого управления инновационной деятельностью. Проект как форма целевого управления является сложной взаимосвязанной системой ресурсов, сроков исполнения и участников;
  • – процесс осуществления инноваций. В данном случае проект рассматривается как система последовательных технологических, научно-технических, организационно-экономических, финансовых и прочих мероприятий, направленных на создание инновационных продуктов;
  • – совокупность документов. Включает в себя комплекс различной документации (организационной, финансовой, технической и пр.), необходимой для реализации проекта.

В официальных документах, связанных с понятийным аппаратом инновационной деятельности, определяется содержание инновационного проекта следующим образом.

Инновационный проект – проект, содержанием которого является проведение прикладных научных исследований и (или) разработок, их практическое использование в производстве и реализации. К инновационному проекту, например, относят комплексный план действий, нацеленный на создание или изменение конкретной системы посредством превращения новшества в нововведение и предусматривающий для его реализации определенные условия (сроки, финансы, оборудование, методы организации и т.д.) .

Инновационный проект всегда связан с инвестициями, и часто его называют инновационно-инвестиционным проектом. В предпринимательской среде инновационный проект определяют как бизнес-проект инновационной деятельности предприятия (фирмы) с целью ее модернизации и повышения конкурентоспособности на целевом рынке.

Инновационный проект можно рассматривать в качестве процесса целенаправленного изменения или создания нового продукта, новой технологической, производственной или социально-экономической системы.

В настоящее время в научной и учебной литературе существуют разные классификации видов инновационных проектов. Рассмотрим виды инновационных проектов, представленных автором при систематизации разных подходов к определению критериев классификации (табл. 3.3).

Таблица 3.3

Виды инновационных проектов

Критерий классификаций

Виды инновационных проектов

По характеру инновационной деятельности

  • – Исследовательские;
  • – научно-технические;
  • – проекты, связанные с модернизацией и обновлением производственного аппарата;
  • – проекты системного обновления предприятия

По уровню решения проблем

  • – Международные;
  • – республиканские;
  • – региональные;
  • – отраслевые;
  • – отдельного предприятия

По характеру целей проекта

  • – Конечные – отражают цели, решения проблемы в целом;
  • – промежуточные

По временному периоду реализации

  • – Долгосрочные (более 5 лет);
  • – среднесрочные (до 5 лет);
  • – краткосрочные (1–2 года)

По типу инноваций

Созданий нового:

  • – продукта;
  • – метода производства;
  • – рынка;
  • – источника сырья;
  • – структурного управления

По масштабности решаемых задач

  • – Монопроекты – проекты, выполняемые, как правило, одной организацией или даже одним подразделением; отличаются постановкой однозначной инновационной цели (создание конкретного изделия, технологии), осуществляются в жестких временны́х и финансовых рамках, требуется координатор или руководитель проекта;
  • – мультипроекты – представляются в виде комплексных программ, объединяющих десятки монопроектов, направленных на достижение многих инновационных целей (создание научно-технического комплекса, решение крупной технологической проблемы и т.п.); требуются координационные подразделения;
  • – мегапроекты – многоцелевые комплексные программы, объединяющие ряд мультипроектов и сотни монопроектов, связанных между собой одним деревом целей; требуют централизованного финансирования

и руководства из координационного центра

По виду удовлетворяемых потребностей

Ориентированный:

  • – на удовлетворение существующих потребностей;
  • – создание новых потребностей

Все инновационные проекты часто разделяют на исследовательские и венчурные (рисковые). Венчурные инновационные проекты различаются по уровню научно-технической значимости:

  • модернизационный – лежащие в основе технологии не меняются кардинально. К примеру, расширение ассортимента продукции, установка более мощного технического средства, повышение производительности оборудования или труда и т.п.;
  • новаторский (улучшающие инновации) – конструктивно новое изделие существенным образом отличается от прежнего по составу элементов, т.е. добавляются новые качества. Например, введение средств автоматизации производства, новых методов организации труда, делопроизводства и т.п.;
  • опережающий (базисные инновации) – основан на внедрении опережающих технических и технологических решений. Например: сетевые технологии, нанотехнологии;
  • пионерный (базисные инновации) – разрабатываются совершенно новые материалы, технологические решения и конструкции для выполнения аналогичных или абсолютно новых функций. Например: ЭВМ, Интернет, биотехнологии.

Следовательно, все виды инновационных проектов можно определить как систему связанных программ, которые обеспечивают эффективное достижение определенных инновационных целей, и согласованных по используемым ресурсам, срокам, участникам и документам. Исследованием и разработкой инновационных проектов занимаются в инновационном менеджменте в качестве важной составляющей реализации инновационной деятельности.

Создание любого инновационного проекта требует выделения определенного объема финансирования и, следовательно, проведения процедуры экспертизы. У анализа инновационных проектов есть свои особенности. Невозможно использовать только стандартные методики проектирования, необходимо сочетание качественных и количественных методов сравнительного анализа проектов, построения многофакторных моделей. Именно поэтому применяют различные методы и подходы: корреляционный, инвестиционный, финансовый анализ, методы моделирования и прогнозирования и т.д.

Это связано с тем, что проект должен отвечать правовым, институциональным, экологическим и социальным требованиям. Решение о целесообразности реализации инновационного проекта принимается на основе всестороннего анализа всех рисков. Один из вариантов обобщенной схемы анализа инновационного проекта по Л. Н. Оголевой представлен на рис. 3.8.

Рис. 3.8.

В данной схеме отсутствует лишь один важный элемент – эго анализ интеллектуальных ресурсов, которые могут существовать как в самой компании, так и привлекаться со стороны. Без этих ресурсов инновационный проект не может быть эффективно реализован.

Инновационные проекты характеризуются высокой степенью рисков на всех стадиях осуществления. Они не застрахованы от появления в любой момент конкурентной новации или конкурентного продукта. Кроме того они связаны с процессами инвестирования, которые тоже обладают определенными рисками и могут накладываться на инновационные риски, о которые будет сказано позже.

Разработка инновационного проекта – это занимающий время, требующий значительных вложений, рискованный процесс.

Любой проект от момента возникновения идеи до полного своего завершения проходит определенные этапы развития. Совокупность всех фаз и этапов развития принято называть жизненным циклом проекта. Жизненный цикл делят на фазы, фазы – на стадии, стадии – на этапы. Стадии жизненного цикла могут различаться в зависимости от сферы деятельности и принятой системы организации работ. Принято выделять начальную стадию (прединвестиционную фазу), стадию реализации проекта и стадию завершения работ по проекту (инвестиционную фазу). Определение жизненного цикла развития проекта является одним из важнейших факторов для организации и управления проектом, поскольку именно текущая стадия определяет задачи и виды деятельности менеджера, используемые методики и инструментальные средства .

На прединвестиционной фазе осуществляются исследование условий и планирование проекта, разработка документации и подготовка к реализации. Эта фаза тесно связана со сферой бизнеса и факторами внешней среды, которые оказывают непосредственное влияние па определение параметров инновационного проекта. Поэтому предварительный анализ всех факторов внешней среды так важен для создания инновационного проекта.

На инвестиционной фазе осуществляются заключение контрактов, разработка планов работ, реализация проекта и его завершение. В заключительной фазе, когда уже получена продукция, проект связан с рынком сбыта.

Основными участниками инновационного проекта являются:

  • 1) заказчик – будущий владелец и пользователь результатов проекта (юридические, физические лица);
  • 2) инвестор – юридические, физические лица, которые вкладывают деньги (заказчик и инвестор могут совпадать);
  • 3) проектировщик – разработчик проекта;
  • 4) поставщик – организация, которая обеспечивает материально-техническое обеспечение;
  • 5) руководитель проекта – юридическое лицо, которому заказчик делегирует полномочия по руководству работ по проекту;
  • 6) команда проекта, создастся на период работ .

Разработка инновационного проекта включает следующие этапы.

  • – формирование идеи;
  • – маркетинговые исследования и разработка параметров конечной цели проекта;
  • – определение "дерева целей" и "дерева работ";
  • – анализ неопределенности и рисков;
  • – выбор жизнеспособного варианта реализации проекта.

Древообразная структура позволяет распределить общий объем работ по проекту. Комплекс взаимосвязей между работами часто называют логической структурой проекта, поскольку он определяет последовательность выполнения работ .

Системное структурирование позволяет решить следующие задачи:

  • 1) декомпозировать объект на отдельные блоки, в целях улучшения управляемости;
  • 2) распределить ответственность;
  • 3) оценить необходимость ресурсов (временны́х, материальных, прочих);
  • 4) создать единую базу, позволяющую спланировать, составить и контролировать выполнение смет;
  • 5) организовать бухгалтерский учет проектных работ;
  • 6) перейти от общих целей к конкретным задачам.

Схема последовательности действий по Η. М. Авсянникову при разработке инновационного проекта представлена на рис. 3.9.

Рис. 3.9.

В данной схеме автор придерживается системных позиций при разработке проекта. Целевой функцией проекта становится решение инновационной проблемы, которая заключается в поиске новой идеи и формулировании основной цели проекта, его назначения. На первом этапе проводятся маркетинговые исследования, анализ экономической целесообразности разработки инновации, ее рыночной ценности, изучаются потенциальный спрос, социально-экономические эффекты от выпуска продукта на рынок, формируются объем и алгоритм действий по проекту. Затем происходит разбивка цели на отдельные подцели и создается дерево целей, которое устанавливает необходимые средства достижения целей проекта.

Каждый целевой элемент получает ряд ограничивающих параметров. На следующем этапе аналогично структурируется система заданий и мероприятий, так называемое дерево работ, которое определяет способы получения этих средств. При построении "дерева работ" учитывают возможности организации производства, существующей техники и технологии; использования результатов уже выполненных НИОКР. Если это необходимо, то происходит планирование новых исследований или заключение новых лицензионных соглашений, покупка патентов у правообладателей.

Кроме того необходимо провести анализ инновационных и инвестиционных рисков, выработать варианты реализации проекта в условиях риска и неопределенности. По каждому варианту разрабатываются мероприятия, обеспечивающие достижение в установленные сроки поставленных целевых параметров. Определяются критерии эффективности по каждому варианту проекта.

После того как произошло сравнение расчетных показателей эффективности всей совокупности вариантов и учтена вероятность их реализации, происходит расчет самого оптимального варианта.

Плановые, расчетные показатели по проекту могут быть изменены на этапе реализации. Причиной этому могут стать как внешние, так и внутренние факторы (политические, экономические, организационные изменения).

Создание и реализация инновационного проекта включает следующие этапы:

  • – возникновение и формирование инновационной идеи;
  • – анализ возможностей по созданию инновации;
  • – подготовка договорной документации; подготовка проектной документации;
  • – строительно-монтажные работы;
  • – эксплуатация объекта;
  • – расчет и контроль финансово-экономических показателей.

Целью разработки инновационного проекта является изменение состояния предприятия (фирмы) для повышения его конкурентоспособности. Поэтому в процессе подготовки и разработки инновационного проекта надо быть предельно предусмотрительными и использовать для проведения аналитических процедур весь объем информационных баз.

Документально оформленный каждый инновационный проект должен содержать следующие основные разделы.

Раздел 1. Возможности фирмы (резюме).

Раздел 2. Определение инновационного проекта (цели и задачи).

Раздел 3. Характеристика товаров (услуг).

Раздел 4. Рынки сбыта товаров (услуг).

Раздел 5. Конкуренция на рынках сбыта.

Раздел 6. План маркетинга.

Раздел 7. План производства.

Раздел 8. Организационный план.

Раздел 9. Юридическое обеспечение проекта.

Раздел 10. Экономический риск и страхование.

Раздел 11. Стратегия финансирования.

Раздел 12. Финансовый план.

Управление инновационными проектами отличается от управления инвестиционными проектами тем, что требует более детальной оценки рисков и выбора путей их снижения, а также возможности использования средств венчурного финансирования.

С целью обоснованности спланированного объема финансирования необходимо разработать экономическое обоснование – бизнес-план.

В бизнес-плане описываются основные элементы инновационного процесса, сам продукт, этапы производства и реализации, оцениваются риски и состояние рынка, рассчитываются экономико-финансовые показатели проекта и т.д.

Бизнес-план включает в себя следующие разделы.

  • 1. Вводная часть. Кратко и сжато описываются все существенные аспекты проекта. В ее содержание включают: название предприятия, адрес его местонахождения, организационно-правовую форму, состав участников, даются основные характеристики проекта, его цели и задачи, стоимость и запрашиваемые объемы финансирования.
  • 2. Анализ положения дел в области работ, проводимых по проекту. Анализируется состояние потребительских рынков, на которые компания планирует выйти, сравнительно оцениваются конкурентные преимущества и недостатки предлагаемого к производству продукта, анализируются потенциальные группы спроса.
  • 3. Сущность предлагаемого проекта. Дается полное и детальное описание продукта или услуги, с указанием всех особенностей и уникальности.
  • 4. Анализ рынка. Определяются целевые рынки (рынок, сегмент рынка) и возможные потребители. Описывается маркетинговая стратегия выхода на рынок.
  • 5. Производственный план. Описываются производственные и технологические процессы, оборудование, характеристики специалистов и прочие связанные с производством и реализацией продукции вопросы.
  • 6. Организационный план. Описываются организационная структура организации, схемы организации продаж, структура и квалификация персонала.
  • 7. Оценка степени риска. Проводится идентификация рисков, определяются основные характеристики рисков, связанные с реализацией проекта, определяется наличие реальных и потенциальных угроз, представляющих опасность для предприятия, производится их оценка и определяются возможности преодоления рисковых ситуаций.
  • 8. Финансовый план. Описываются плановые расчетные показатели по выручке и расходам с учетом благоприятных и неблагоприятных исходов и инфляционных ожиданий, налоговые отчисления, формируется план доходов и расходов на 1–5 лет, рассчитываются финансовые показатели (NPV , IRR, индекс рентабельности и др.).
  • 9. Приложения.

Представленный материал по раскрытию особенностей содержания инновационного проекта позволяет сделать следующие выводы:

  • инновационный проект раскрывает содержание инновационной деятельности и определяет структуру инновационного процесса;
  • разработка инновационного проекта требует реализации большого объема аналитических процедур;
  • инновационный проект является комплексом различных документов (программ), которые имеют между собой системную связь по целям, средствам и результатам.

Выводы

  • 1. Инновационная деятельность основывается не только на профессиональных, но и на междисциплинарных знаниях, вовлекая систему научных, технических, организационных и финансовых мероприятий для создания инновационных товаров и услуг.
  • 2. В управлении инновационной деятельностью используются синергетические подходы.
  • 3. В организации инновационного процесса используются различные модели, позволяющие наглядно описать стадии, участников, элементы, транзакции. При этом вследствие очень сложно предсказуемого характера и времени достижения итогового результата инновационной деятельности все эти модели имеют свои ограничения.
  • 4. Существует большое количество разработанных стратегий инновационной деятельности. В условиях динамичного изменения рыночной ситуации разработка стратегии носит сугубо индивидуальный характер: каждая хозяйствующая организация должна находить свою уникальную позицию на рынке исходя из системного анализа своих конкурентных преимуществ.
  • URL: sci-innov.rU/law/base_terms/#02
  • Инновационный менеджмент: учеб. пособие/ под ред. Л. Н. Оголевой. М.: ИНФРА-М, 2001.
  • URL: technopark.by/business/207.html
  • URL: udik.com.ua/books/book-320/chapter-11606
  • Новиков В. С. Инновации в туризме. М.: Академия, 2007.
  • Авсянников Η. М. Инновационный менеджмент: учеб. пособие. М.: РУДН, 2011.
  • URL: dist-cons.ru/modules/innova/section2.html


Поделиться