Проведение внеплановых проверок управляющих организаций администрацией. Проверки жилищной инспекции: регламент взаимодействия

Существует ошибочное мнение, что собственники помещений вправе контролировать, как и на что управляющая организация тратит средства, поступившие ей от собственников помещений в качестве платы по договору управления многоквартирным домом. Это не так.

Жилищный кодекс установил, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме и предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам.

Из этой нормы закона следует, что отношения сторон договора управления строятся также как любые отношения на рынке товаров, работ и услуг. Собственники помещений в доме заказывают управляющей организации выполнить определенный, согласованный сторонами, перечень работ и услуг и обязуются заплатить за них установленную в договоре плату. Управляющая организация обязуется выполнить заказанный перечень работ и услуг и предоставить коммунальные услуги. Соответственно, собственники помещений в многоквартирном доме и совет МКД, как избранный орган собственников помещений, вправе и должны контролировать:

  1. выполняются ли все работы, предоставляются ли все услуги, указанные в перечне работ и услуг договора управления многоквартирным домом;
  2. соблюдаются ли периодичность и сроки выполнения работ, оказания услуг;
  3. выполняются ли работы в полном объеме (если показатели объема установлены в договоре);
  4. соответствует ли качество работ и услуг показателям, установленным договором.

В отношении качества работ и услуг необходимо иметь в виду, что параметры качества коммунальных услуг установлены Правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Поэтому осуществлять контроль за качеством коммунальных услуг достаточно просто. Параметры качества работ и услуг по управлению, содержанию и ремонту общего имущества законодательно не установлены. Поэтому при осуществлении контроля можно руководствоваться только параметрами качества, которые указаны в договоре управления в отношении каждой из заказанных услуг и работ. Если учесть требования Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, о которых говорилось ранее, то показателем качества услуги или работы управляющей организации можно считать достижение результата выполнения данной работы (оказания услуги). Поэтому очень важно добиваться от управляющей организации, чтобы она для каждой заказываемой собственниками помещений работы или услуги указала, какой результат должен быть достигнут при надлежащем выполнении данной работы или услуги. И обязательно включить описание достигаемого результата каждой работы и услуги, входящей в перечень работ и услуг по договору, в текст договора.

Совету дома можно и нужно контролировать выполнение услуг и работ, указанных в перечне договора управления многоквартирным домом, их качество, периодичность, сроки. Контроль за расходованием управляющей организацией средств, поступивших в качестве платы по договору управления, не предусмотрен действующим законодательством.

Ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса

Как можно контролировать выполнение услуг и работ и как часто это делать

При обнаружении советом дома факта (фактов) неисполнения управляющей организаций обязательств по договору управления он может предпринять следующие действия:

  1. Оформить акт о нарушении управляющей организацией своих обязательств по договору управления в отношении выполнения услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества, в котором указать в чем именно состоит нарушение (нарушения), и направить управляющей организации письменное требование об устранении нарушений до указанного срока и (или) изменении размера платы за содержание общего имущества. При обнаружении факта предоставления коммунальной услуги (услуг) ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность всем или части потребителям в доме - инициировать проверку и оформление акта, далее - проверить уменьшение управляющей организацией размера платы за коммунальную услугу (услуги).
  2. В случае если управляющая организаций не реагирует на требования совета МКД и не устраняет выявленные нарушения выполнения договорных обязательств, что приводит к ухудшению состояния многоквартирного дома, условий проживания в нем, или не предоставляет информацию в соответствии с требованиями Стандарта раскрытия информации, совет дома может обратиться в орган государственного жилищного надзора.
  3. Председатель совет дома может обратиться в орган местного самоуправления о невыполнении управляющей организацией условий договора управления многоквартирным домом.
  4. В случае если управляющая организация систематически нарушает условия договора управления, собственники помещений в доме не удовлетворены результатами ее работы по управлению, содержанию и ремонту многоквартирного дома и хотят отказаться от ее услуг, совет дома предпринимает шаги по одностороннему отказу собственников помещений от исполнения договора управления

У каждого из приведенных вариантов действий совета дома свои основания и разные последствия.

Порядок установления факта неисполнения услуги или работы по управлению, содержанию и ремонту общего имущества или нарушения качества, срока, периодичности и оформления соответствующего акта необходимо отразить в договоре управления многоквартирным домом. В соответствии с Правилами изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность управляющая организация обязана снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений, а собственники помещений (совет МКД) вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к управляющей организации. При этом совету дома рекомендуется до предъявления требования об изменении размера платы за содержание и ремонт общего имущества рассмотреть такие вопросы как: могут ли невыполненные услуги или работы быть выполнены в более позднее время, не является ли причиной невыполнения услуг или работ действия управляющей организации по устранению угрозы жизни и здоровью граждан, предупреждению ущерба имуществу, или неисполнение собственниками помещений обязательств по оплате услуг и работ управляющей организации. Совету дома рекомендуется при приятии решения о требовании изменить размер платы за содержание и ремонт руководствоваться принципом: главная задача собственников помещений не в том, чтобы уменьшить размер платы управляющей организации, а том, чтобы все необходимые (заказанные и оплаченные) услуги и работы для надлежащего содержания общего имущества были выполнены.

В отношении нарушений, связанных с предоставлением коммунальных услуг, поскольку некачественные или не предоставленные коммунальные услуги невозможно компенсировать иначе как путем снижения (перерасчета) размера платы, совету дома необходимо применять Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Этими правилами установлены случаи и основания изменения размера платы за коммунальные услуги при их ненадлежащем качестве и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, и порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

В случае если управляющая организация реагирует на обращения (требования) совета дома, устраняет допущенные нарушения и производит перерасчеты размера платы, а далее налаживает нормальное взаимодействие с советом МКД, собственники помещений и управляющая организация продолжают исполнять договор управления. Если управляющая организация не реагирует на требования совета дома, совету необходимо продолжать оформлять акты о нарушении управляющей организацией обязательств по договору управления и посылать ей очередные требования. А также оформлять акты о неисполнении управляющей организацией требований совета многоквартирного дома. Все эти документы понадобятся, если собственники помещений для осуществления следующих шагов совета по прекращению договорных отношений с данной управляющей организацией.

При обращении совета дома в орган государственного жилищного надзора (рекомендуется подписать это обращение членам совета как гражданам - собственникам помещений в доме) орган государственного жилищного надзора должен провести внеплановую проверку деятельности управляющей организации. Если проверка установит факты нарушений управляющей организацией требований жилищного законодательства, законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, управляющей организации будет выдано предписание об устранении нарушений. Кроме того, орган государственного жилищного надзора может наложить на управляющую организацию и ее руководителя штраф (штрафы) и применить другие меры административного воздействия.

При обращении председателя совета МКД в орган местного самоуправления о невыполнении управляющей организацией условий договора управления многоквартирным домом орган местного самоуправления в пятидневный срок должен провести внеплановую проверку деятельности управляющей организации. В случае если проверка подтвердит невыполнение управляющей организацией обязательств, орган местного самоуправления не позднее чем через 15 дней со дня обращения председателя совета дома должен созвать общее собрание собственников помещений в доме для решения вопросов о расторжении договора с управляющей организацией и о выборе новой управляющей организации или об изменении способа управления домом.

Совету дома необходимо иметь в виду, что принятие общим собранием, созванным органом местного самоуправления по результатам проверки управляющей организации, решений о выборе новой управляющей организации или об изменении способа управления домом требует серьезной подготовки (поиска новой управляющей организации, обсуждения с ней условий нового договора управления, подготовки устава ТСЖ и т.д.). Если такая подготовка советом дома не была проведена до обращения в орган местного самоуправления, трудно ожидать принятия взвешенных решений на общем собрании, а при расторжении договора с управляющей организацией существует риск, что дом может остаться на какой-то период без управления. Поэтому рекомендуется до обращения председателя совета МКД в орган местного самоуправления подготовить возможные варианты решений по управлению многоквартирным домом после расторжения договора управления с управляющей организацией. Кроме того, если у собственников помещений действительно возникло твердое намерение прекратить отношения со своей управляющей организацией, потому что она систематически не выполняет условий договора управления, и выбрать новую управляющую организацию или создать товарищество собственников жилья, они могут воспользоваться своим правом в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом.

Что рекомендуется сделать совету МКД для подготовки одностороннего отказа собственников помещений от договора управления многоквартирным домом и заключения договора управления с новой управляющей организацией? Предпринять следующие шаги:

Таблица. Действия совета дома по смене управляющей организации

Действия совета МКД Сроки
Шаг 1.

Обеспечить правомерность решения об одностороннем отказе от договора управления:

  • Надлежащим образом неоднократно оформлять акты о серьезных нарушениях управляющей организацией условий договора управления, а также документы о том, что управляющая организация не устранила нарушения по требованию совета МКД
  • Убедиться, что собственники помещений не удовлетворены работой управляющей организации и хотят отказаться от ее услуг (провести опрос)
Не менее чем за 90 дней до предполагаемого дня прекращения договора управления в одностороннем порядке
Шаг 2.

Подготовить предложение по новой управляющей организации и условиям нового договора управления домом

  • Собрать информацию об управляющих организациях в городе, перечне их услуг и работ, цене услуг, отзывах потребителей
  • Составить список наиболее подходящих управляющих организаций и послать им запрос на предложение услуг по управлению домом и условий договора управления
  • Провести оценку предложений управляющих организаций и выбрать самое подходящее предложение
  • Провести переговоры с потенциальной управляющей организацией по условиям договора управления
  • Подготовить информацию для собственников помещений о предложениях управляющих организаций, результатах переговоров и заключение по проекту договора управления
Не менее чем за 60 дней до предполагаемого дня прекращения договора управления в одностороннем порядке
Шаг 3.

Организовать и провести общее собрание собственников помещений для принятия решений:

    об одностороннем отказе от исполнения договора управления в связи с неисполнением управляющей организацией своих обязательств по договору;

    о выборе новой управляющей организации;

    об утверждении условий нового договора управления многоквартирным домом (об утверждении проекта договора управления);

    о поручении совету МКД осуществить необходимые действия для реализации принятых решений

не менее чем за 30 (а лучше за 45) дней до предполагаемого дня прекращения договора управления в одностороннем порядке
Шаг 4.

Взаимодействие с прежней и новой управляющей организацией в процессе прекращения договора управления и заключения нового договора управления:

    уведомление управляющей организации о решении общего собрания об одностороннем отказе собственников помещений от исполнения договора управления, с какой даты такой отказ вступает в силу, какому лицу надлежит передать техническую документацию и иные документы, связанные с управлением домом;

    уведомление новой управляющей организации о выборе ее общим собранием собственников помещений

    для управления многоквартирным домом, об утверждении условий договора управления и даты, с

    которой договор управления должен вступить в силу;

    присутствие при передаче технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, прежней управляющей организацией вновь выбранной управляющей организации;

    содействие новой управляющей организации в заключении договора управления с собственниками помещений (который вступает в силу на следующий день после прекращения действия прежнего договора управления многоквартирным домом);

    содействие новой управляющей организации в заключении договоров ресурсоснабжения

Не менее чем за 30 дней до дня прекращения договора управления в одностороннем порядке

За 30 дней до прекращения договора управления

Сроки, указанные в таблице, расположенной выше, предлагаются на основании опытной оценки затрат времени на осуществление необходимых действий, а также требования законодательства о том, что управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.

При смене управляющей организации для исключения риска перерыва в содержании общего имущества и предоставлении коммунальных услуг совету многоквартирного дома необходимо заранее подготовить предложение по новой управляющей организации и условиям нового договора управления многоквартирным домом.

Утверждены постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491
см. разделы IX и X Правил предоставления коммунальных услуг
см. ч. 4.2 ст. 20 Жилищного кодекса
см. ст. 6.4, ст.7.22, ст. 7.23 и ст. 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
см. ч.1.1 ст. 165 Жилищного кодекса
см. ч. 8.2 ст. 162 Жилищного кодекса
см. ч.10 ст. 162 Жилищного кодекса

Действия совета дома при неисполнении управляющей организацией своих обязательств по договору

Управляющая организация управляет домом в соответствии с договором управления, который заключили с ней собственники помещений в многоквартирном доме. У совета МКД нет никаких отдельных договорных отношений с управляющей организацией. Поэтому совет дома, осуществляя контроль за выполнением управляющей организацией работ и оказанием услуг, действует как представитель собственников помещений в рамках договора управления многоквартирным домом. Порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления должен быть указан в договоре управления многоквартирным домом. Если установленный ранее заключенным договором порядок не позволяет совету дома осуществлять эффективный контроль, необходимо внести предложение общему собранию собственников помещений по внесению необходимых изменений в договор управления в отношении порядка осуществления контроля советом МКД и согласовать эти изменения с управляющей организацией.

Способами осуществления контроля советом дома могут быть:

  1. присутствие членов совета МКД при выполнении отдельных работ или услуг;
  2. ознакомление с содержанием технической документации на многоквартирный дом, которую ведет управляющая организация и в которой отражаются факты выполнения работ и услуг, их качество (журналы технического обслуживания и санитарного содержания общего имущества; акты приемки работ подрядчиков и др.);
  3. документарные проверки, в том числе, например, проверки:

Проведенных перерасчетов по оплате коммунальных услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества (при установлении фактов непредоставления услуг (невыполнения работ) или нарушениях их качества);

Условий заключенных управляющей организацией от имени собственников помещений в многоквартирном доме договоров об использовании общего имущества в многоквартирном доме (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций), полученных управляющей организацией доходов по таким договорам, расходования этих доходов в соответствии с решением общего собрания;

4. проведение регулярных (один раз в месяц, квартал, др.) встреч с уполномоченным представителем управляющей организации для рассмотрения отчета управляющей организации об исполнении плана работ по содержанию и ремонту общего имущества, других обязательств по договору.

Осуществление контроля не должно создавать необоснованных трудностей ни для членов совета дома, ни для управляющей организации. Например, излишним выглядит обязательное приемка и подписание председателем совета дома акта о выполнении каждой из постоянно выполняемых работ по санитарному содержанию подъезда или земельного участка, ежемесячного осмотра инженерных коммуникаций в подвале. Вполне достаточно, если сотрудник управляющей организации, завершив работу, опустит в почтовый ящик председателя совета МКД подписанную исполнителем копию наряда на работу (или другой документ, принятый в управляющей организации), в котором указаны дата выполнения работы, во сколько она начата и закончена, что конкретно сделано. Результаты работы обычно легко увидеть. Если у председателя совета дома, членов совета есть замечания или они получили какие-то негативные отзывы собственников помещений, их можно вписать в документ, оставленный работником управляющей организации. Мелкие замечания затем можно обобщить в месячном акте сдачи-приемки работ по договору управления. В месячном акте можно также указывать нарушения периодичности выполнения регулярных работ и услуг (это относится, главным образом, к санитарному содержанию общего имущества).

В случае крупных нарушений, обнаружения дефектов после завершения выполнения ремонтных работ, перерывов в предоставлении коммунальных услуг необходимо как можно быстрее составлять акты о нарушении нормативов качества, периодичности или сроков оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества. Согласно Жилищному кодексу, подписывает такие акты председатель совета дома, но желательно не ограничиваться одной подписью, чтобы кто-то из членов совета также подписал акт.

Рассмотрение отчетов управляющей организации об исполнении обязательств по договору управления - эффективный способ контроля. В договоре надо установить, как часто управляющая организация представляет отчет - только один раз в год или также промежуточные отчеты - полугодовой, квартальные или месячные отчеты.

Объем сведений, предоставляемых управляющей организацией в годовом отчете по исполнению договора управления, установлен Стандартом раскрытия информации. Сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома, должны содержать:

  • план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, мер по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана;
  • сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за последний календарный год;
  • сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год;
  • сведения о фактах выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ не в соответствии с устанавливаемыми Правительством РФ правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Кроме установленных законодательством сведений, договором можно определить, что годовой отчет управляющей организации также включает, например, такие сведения:

  • о количестве заявлений (жалоб) собственников помещений в многоквартирном доме и принятых мерах по устранению указанных в них недостатков;
  • о задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, включая список собственников (и нанимателей) помещений, несвоевременно и (или) не полностью вносящих плату за жилое помещение и коммунальные услуги, о принятых мерах по повышению собираемости платежей и результатах принятых мер;
  • об объеме доходов, полученных управляющей организацией по договорам об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций), направлении расходования этих доходов.

Объем сведений в полугодовом, квартальном или месячном отчете управляющей организации и срок предоставления отчетов необходимо установить в договоре управления.

В договоре надо также определить форму предоставления управляющей организацией отчетов. Желательно, чтобы отчеты представлялись в письменной форме в количестве экземпляров, равных числу подъездов в многоквартирном доме для размещения на информационных стендах (досках объявлений) в каждом подъезде, и один дополнительный экземпляр для совета дома. Совету дома рекомендуется размещать свои заключения по промежуточным отчетам управляющей организации на информационных стендах в подъездах дома в срок не позже 1-3 дней после размещения там отчета управляющей организации. А заключение совета дома по годовому отчету управляющей организации необходимо представить собственникам помещений не позднее 10 дней до рассмотрения отчета общим собранием собственников помещений, то есть одновременно с объявлением о созыве годового общего собрания собственников помещений в доме.

Способы, периодичность контроля исполнения управляющей организацией условий договора управления со стороны совета многоквартирного дома должны быть установлены договором управления.

См. ч. 3 ст. 162 Жилищного кодекса
см. п. 11 «б» Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами
Согласно Федеральному закону от 04.06.2011 г. № 123-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ст. 5), согласие субъекта персональных данных не требуется в случае, когда обработка персональных данных необходима управляющим организациям, осуществляющим в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации управление многоквартирными домами, для осуществления расчетов с собственниками помещений в многоквартирном доме, нанимателями жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальные услуги. Под обработкой персональных данных понимается в том числе «использование и распространение (в том числе передача) персональных данных» (см. ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»)

АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛГОГРАДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕПЛАНОВЫХ ПРОВЕРОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЯЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ УПРАВЛЕНИЕ МНОГОКВАРТИРНЫМИ ДОМАМИ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД-ГЕРОЙ ВОЛГОГРАД

от 15.03.2013 N 580 , от 13.05.2014 N 529 , от 24.07.2017 N 1185)

В целях создания условий для управления многоквартирными домами на территории муниципального образования городской округ город-герой Волгоград, для реализации положений части 1.1 статьи 165 , возлагающей на органы местного самоуправления полномочия по проведению внеплановых проверок деятельности управляющих организаций, руководствуясь статьей 5 Устава города-героя Волгограда , постановляю:

1. Утвердить Порядок проведения внеплановых проверок деятельности управляющих организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами на территории муниципального образования городской округ город-герой Волгоград (прилагается).

2. Определить администрации районов Волгограда уполномоченными структурными подразделениями Волгограда на проведение внеплановых проверок деятельности управляющих организаций на основании обращения собственников помещений в многоквартирном доме, председателя совета многоквартирного дома, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива о невыполнении управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации .

(п. 2 в ред. постановления администрации Волгограда от 13.05.2014 N 529)

3. Комитету информационной политики администрации Волгограда опубликовать настоящее постановление в установленном порядке.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его опубликования.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации Волгограда Матасова Ю.В.

И.о. главы
администрации Волгограда
В.А.СОБАКАРЬ

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕПЛАНОВЫХ ПРОВЕРОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЯЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ УПРАВЛЕНИЕ МНОГОКВАРТИРНЫМИ ДОМАМИ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД-ГЕРОЙ ВОЛГОГРАД

(в редакции постановлений администрации Волгограда от 15.03.2013 N 580 , от 13.05.2014 N 529 , от 24.07.2017 N 1185)

1. Общие положения

Настоящий Порядок разработан в целях создания условий для управления многоквартирными домами на территории муниципального образования городской округ город-герой Волгоград, для реализации положений части 1.1 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации , возлагающей на органы местного самоуправления полномочия по проведению внеплановых проверок деятельности управляющих организаций (далее - реализация полномочий).

При реализации полномочий на проведение внеплановых проверок деятельности управляющих организаций на основании обращения собственников помещений в многоквартирном доме, председателя совета многоквартирного дома, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива о невыполнении управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации , уполномоченное структурное подразделение администрации Волгограда (далее - структурное подразделение администрации Волгограда) руководствуется:

Жилищным кодексом Российской Федерации ;

Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" ;

абзац исключен. - Постановление администрации Волгограда от 24.07.2017 N 1185 ;

постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" ;

постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" ;

муниципальными правовыми актами Волгограда и иными нормативными правовыми актами, содержащими положения, регулирующие правовые отношения по реализации указанных полномочий.

К полномочиям администраций районов Волгограда относятся организация и проведение внеплановых проверок деятельности управляющих организаций на соответствующей территории района муниципального образования городской округ город-герой Волгоград в соответствии с настоящим Порядком.

от 13.05.2014 N 529)

2. Основания для проведения внеплановой проверки деятельности управляющей организации

2.1. Основанием для проведения внеплановой проверки деятельности управляющей организации является обращение заявителя, содержащее сведения о невыполнении управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации .

2.2. В качестве заявителей могут выступать:

собственники помещений в многоквартирном доме,

председатель совета многоквартирного дома,

органы управления товарищества собственников жилья либо органы управления жилищного кооператива или органы управления иного специализированного потребительского кооператива;

указанные в части 8 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации общественные объединения, иные некоммерческие организации.

(абзац введен постановлением администрации Волгограда от 24.07.2017 N 1185)

2.3. Субъектом внеплановой проверки выступает управляющая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирным домом.

2.4. Предметом внеплановой проверки является деятельность управляющей организации.

2.5. Целью внеплановой проверки деятельности управляющей организации является установление структурным подразделением администрации Волгограда факта исполнения либо неисполнения управляющей организацией условий договора управления многоквартирным домом.

2.6. При принятии решения о проведении внеплановой проверки деятельности управляющей организации, структурное подразделение администрации Волгограда устанавливает обязательное наличие следующих обстоятельств:

обращения заявителя о невыполнении управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации ;

соответствие лица, обратившегося в структурное подразделение администрации Волгограда, требованиям, указанным в пункте 2.2 раздела 2 настоящего Порядка.

2.7. При наличии всех обстоятельств, указанных в пункте 2.6 раздела 2 настоящего Порядка, структурное подразделение администрации Волгограда в пятидневный срок проводит проверку деятельности управляющей организации.

3. Проведение внеплановой проверки деятельности управляющей организации

3.1. Проведение внеплановой проверки включает в себя следующие процедуры:

прием и учет обращений;

организация внеплановой проверки;

проведение внеплановой проверки;

оформление результатов внеплановой проверки.

3.2. В процессе организации проведения внеплановой проверки структурное подразделение администрации Волгограда осуществляет следующие мероприятия:

установление наименования и места нахождения управляющей организации (субъекта внеплановой проверки), осуществляющей управление многоквартирным домом;

определение обстоятельств, подлежащих выяснению в процессе проведения внеплановой проверки;

подготовка приказа (распоряжения) структурного подразделения администрации Волгограда о проведении внеплановой проверки. В приказе (распоряжении) о проведении внеплановой проверки указываются:

наименование структурного подразделения администрации Волгограда;

фамилия, имя, отчество, должность должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение внеплановой проверки, а также привлекаемых к проведению внеплановой проверки экспертов, представителей экспертных организаций;

наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, внеплановая проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места жительства индивидуальных предпринимателей и места фактического осуществления ими деятельности;

цели, задачи, предмет внеплановой проверки и срок ее проведения;

правовые основания проведения внеплановой проверки, в том числе подлежащие внеплановой проверке обязательные требования;

сроки проведения внеплановой проверки;

перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения внеплановой проверки;

даты начала и окончания проведения внеплановой проверки.

(в ред. постановления администрации Волгограда от 15.03.2013 N 580)

3.3. Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.

3.4. Утратил силу. - Постановление администрации Волгограда от 15.03.2013 N 580 .

3.5. При проведении внеплановой документарной проверки структурное подразделение администрации Волгограда осуществляет анализ следующих документов:

договора управления многоквартирным домом (с приложениями);

протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме (членов товарищества собственников жилья) по вопросам, относящимся к предмету внеплановой проверки, в том числе утверждения условий договора управления многоквартирным домом, перечня работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества;

технической документации на многоквартирный дом;

актов ежегодных осмотров общего имущества в многоквартирном доме;

первичных документов, подтверждающих факт исполнения управляющей организацией условий договора управления многоквартирным домом.

3.6. В ходе проведения выездной внеплановой проверки структурное подразделение администрации Волгограда проводит осмотр и обследование территории и расположенных на ней многоквартирных домов, помещений общего пользования многоквартирных домов, а с согласия собственников жилых помещений в многоквартирных домах - жилых помещений, а также исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю и выполняет иные действия в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.

3.7. Выездная внеплановая проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным оценить деятельность управляющей организации по выполнению обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации , без проведения выездной внеплановой проверки.

(п. 3.7 в ред. постановления администрации Волгограда от 24.07.2017 N 1185)

3.8. В ходе проведения внеплановой проверки подлежат выяснению следующие обстоятельства:

3.8.1. Объем обязательств, принятых управляющей организацией по договору управления многоквартирным домом.

3.8.2. Периодичность и (или) сроки оказания услуг и выполнения управляющей организацией работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

3.8.3. Надлежащее оказание коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирном доме и лицам, пользующимся помещениями в многоквартирном доме.

3.8.4. Надлежащее осуществление иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности.

В случае если предметом обращения является невыполнение управляющей организацией обязательств, охватываемых понятием "иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности", необходимо установить конкретные виды обязательств, подлежащих выполнению управляющей организацией.

3.8.5. Факт выполнения или невыполнения управляющей организацией условий договора управления многоквартирным домом.

3.9. Результаты внеплановой проверки оформляются актом внеплановой проверки деятельности управляющей организации по форме согласно приложению к настоящему Порядку (далее - акт внеплановой проверки), составленным в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации и муниципальных правовых актов Волгограда.

В акте внеплановой проверки должен содержаться вывод о наличии либо отсутствии выявленного структурным подразделением администрации Волгограда факта невыполнения управляющей организацией условий договора управления многоквартирным домом.

Акт внеплановой проверки оформляется в течение трех дней после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом внеплановой проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом внеплановой проверки он направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта внеплановой проверки, хранящемуся в структурном подразделении администрации Волгограда.

3.10. По итогам внеплановой проверки в случае наличия в действиях (бездействии) управляющей организации признаков состава правонарушения, принятие мер по которому выходит за пределы полномочий органов местного самоуправления, структурное подразделение администрации Волгограда направляет соответствующую информацию в правоохранительные органы, иные контрольно-надзорные органы для принятия мер в соответствии с их компетенцией.

4. Созыв собрания собственников многоквартирного дома

4.1. В случае если по результатам внеплановой проверки выявлено невыполнение управляющей организацией условий договора управления многоквартирным домом, структурное подразделение администрации Волгограда не позднее чем через пятнадцать дней со дня обращения, указанного в пункте 2.1 раздела 2 настоящего Порядка, созывает собрание собственников помещений в данном доме для решения вопросов о расторжении договора с такой управляющей организацией и о выборе новой управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.

(в ред. постановления администрации Волгограда от 24.07.2017 N 1185)

4.2. При созыве собрания собственников помещений в многоквартирном доме структурное подразделение администрации Волгограда руководствуется порядком, установленным частями 4, 5 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации .

4.3. Структурное подразделение администрации Волгограда доводит до сведения собственников помещений в многоквартирном доме решение общего собрания собственников помещений данного дома и итоги голосования по вопросам расторжения договора с управляющей организацией и выбора новой управляющей организации или изменения способа управления путем размещения соответствующего сообщения об этом в помещении данного дома, определенном решением общего собрания собственников помещений в данном доме и доступном для всех собственников помещений в данном доме, не позднее чем через 10 дней со дня принятия соответствующего решения.

Решение и протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по вопросам расторжения договора с управляющей организацией и выбора новой управляющей организации или изменения способа управления размещается структурным подразделением администрации Волгограда в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.

(п. 4.3 в ред. постановления администрации Волгограда от 24.07.2017 N 1185)

4.4. Копии решения и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам расторжения договора с управляющей организацией и выбора новой управляющей организации или изменения способа управления направляются структурным подразделением администрации Волгограда в управляющую организацию не позднее чем через 10 дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

(п. 4.4 в ред. постановления администрации Волгограда от 24.07.2017 N 1185)

4.5. Порядок изменения способа управления многоквартирным домом, выбора новой управляющей организации, расторжения договора управления многоквартирным домом регулируется действующим законодательством Российской Федерации.

4.6. В случае если по результатам внеплановой проверки не выявлено невыполнения управляющей организацией условий договора управления многоквартирным домом, структурное подразделение администрации Волгограда письменно уведомляет заявителя, указанного в пункте 2.2 раздела 2 настоящего Порядка, в течение 30 дней со дня поступления в структурное подразделение администрации Волгограда обращения о проведении внеплановой проверки.

Приложение

к Порядку проведения
внеплановых проверок
деятельности управляющих
организаций, осуществляющих
управление многоквартирными
домами на территории
муниципального образования
городской округ город-герой
Волгоград, утвержденному
постановлением
администрации Волгограда
от 15 ноября 2012 года N 3135


(наименование структурного подразделения администрации Волгограда)
______________________________ "__" ________________ 20__ г.
(место составления акта) (дата составления акта)

________________________
(время составления акта)

АКТ внеплановой проверки деятельности управляющей организации

N __________по адресу (адресам):
__________________
(место проведения внеплановой проверки)
___________________________________________________________________________

На основании __________________________________________________________
(вид документа с указанием реквизитов (номер, дата)
была проведена проверка в отношении _______________________________________
(наименование юридического лица, фамилия,
имя, отчество

(последнее - при наличии) индивидуального предпринимателя)
Дата и время проведения внеплановой проверки:

Продолжительность ______.

"__" ________________ 20__ г. с ____ час. ____ мин. до _____ час. ____ мин.
Продолжительность ______.

Общая продолжительность внеплановой проверки _________________________.
(рабочих дней/часов)
Акт составлен ________________________________________________________.
(наименование структурного подразделения администрации
Волгограда)
С копией распоряжения (приказа) о проведении внеплановой проверки

ознакомлен(-ы): ___________________________________________________________
(фамилии, инициалы, подпись, дата, время)
__________________________________________________________________________.
Дата и номер решения прокурора (его заместителя) о согласовании
проведения внеплановой проверки: _________________________________________.
(заполняется в случае необходимости
согласования проверки с органами
прокуратуры)
Лицо(-а), проводившее(-ие) проверку: __________________________________
(фамилия, имя, отчество
(последнее - при наличии),
___________________________________________________________________________
должность должностного лица (должностных лиц), проводившего(-их) проверку;
в случае привлечения к участию
__________________________________________________________________________.
в проверке экспертов, экспертных организаций указываются фамилии, имена,
отчества (последнее - при наличии), должности экспертов и/или наименования
экспертных организаций с указанием реквизитов свидетельства об аккредитации
и наименование органа по аккредитации, выдавшего свидетельство)
При проведении внеплановой проверки присутствовали: ___________________
___________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии), должность руководителя,
иного должностного лица (должностных
__________________________________________________________________________.
лиц) или уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного
представителя индивидуального предпринимателя, уполномоченного
представителя саморегулируемой организации (в случае проведения проверки
члена саморегулируемой организации), присутствовавших при проведении
мероприятий по проверке)

В ходе проведения внеплановой проверки:
выявлено невыполнение управляющей организацией условий договора управления
многоквартирным домом, выразившееся в следующем: __________________________
___________________________________________________________________________
(с указанием характера нарушений; лиц, допустивших нарушения, положений
(нормативных) правовых актов)
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________,
нарушений не выявлено _____________________________________________________
__________________________________________________________________________.

Запись в журнал учета проверок юридического лица, индивидуального

органами муниципального контроля внесена (заполняется при проведении
выездной проверки):


юридического лица, индивидуального
предпринимателя, его уполномоченного
представителя)

Журнал учета проверок юридического лица, индивидуального
предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора),
органами муниципального контроля, отсутствует (заполняется при проведении
выездной проверки):
_______________________ ______________________________________
(подпись проверяющего) (подпись уполномоченного представителя
юридического лица, индивидуального
предпринимателя, его уполномоченного
представителя)

Прилагаемые к акту документы: _________________________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________.

Подписи лиц, проводивших проверку: ____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________

С актом внеплановой проверки ознакомлен(-а), копию акта со всеми
приложениями получил(-а): _________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии),
должность руководителя,
__________________________________________________________________________.
иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического
лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя)
"__" ________________ 20__ г. ________________
(подпись)
Пометка об отказе ознакомления с актом внеплановой проверки ___________
__________________________________________________________________________.
(подпись уполномоченного должностного лица (лиц), проводившего(-их)
проверку)

Как известно, проверки качества работ и услуг, выполняемых и оказываемых УК, проводятся регулярно (в том числе с подачи граждан) и в большинстве случаев заканчиваются наложением административного штрафа. Работа по обжалованию постановлений, вынесенных по результатам проверок, проводится УК далеко не всегда, что влечет за собой значительные расходы на уплату штрафов и негативно влияет на хозяйственную деятельность. Таким образом, УК максимально заинтересованы в снижении объема штрафных санкций в условиях неснижаемой «активности» граждан - потребителей услуг и работ и количества проводимых с их подачи проверок и прочих административных процедур.

Баланс интересов граждан и управляющих компаний.

С одной стороны, обращение с жалобой в ГЖИ о нарушении УК правил содержания и ремонта дома - это право каждого собственника помещения в МКД, посредством реализации которого предпринимается попытка воздействовать на УК с целью повышения качества выполняемых ею работ (оказываемых услуг), своевременного проведения всех необходимых технических процедур и т. д. С другой стороны, в большинстве своем собственники помещений не задумываются, чем в действительности обернется для них привлечение УК к административной ответственности по каждому обращению. По статистике управляющих организаций размер штрафа за одно правонарушение в два-три раза превышает годовую плату за содержание и ремонт с одной квартиры. Таким образом, регулярным наложением штрафов можно достичь и обратного эффекта - снижения качества обслуживания домов. Во всяком случае так утверждают профессиональные участники рынка жилищно-коммунальных услуг: дескать, собранные с собственников деньги пойдут не на ремонт помещений, а на уплату штрафов. С этим утверждением можно поспорить, однако факт есть факт: если штрафы растут, а качество работ и услуг падает, значит, собственникам следует использовать и иные рычаги воздействия, чем ждать помощи со стороны ГЖИ. Кроме того, всем хорошо известно, что наша административная машина имеет множество пороков, и самые распространенные из них - бюрократизм и формализм. Проверками ради проверок, статистики и достижения других целей, никак не связанных с действительным пресечением неправомерных действий хозяйствующих субъектов, никого не удивишь.

Есть и еще один нюанс. Бездействие собственников и несоблюдение РСО технических регламентов также могут послужить причиной неудовлетворительного состояния общего имущества собственников помещений в МКД, однако доказать это бывает чрезвычайно сложно, а порой и невозможно. В свою очередь, процедура предъявления регрессных исков к РСО - дело неблагодарное и затратное.

В таких условиях (при проведении массовых проверок и нарастающем недовольстве собственников) для УК чрезвычайно важно добиться сокращения размера штрафов, чтобы высвободить финансы для решения других задач в рамках деятельности по управлению МКД. Для этого нужно четко представлять объем полномочий должностных лиц ГЖИ и порядок проведения ими внеплановых проверок, а также разработать процедуру взаимодействия с ГЖИ.

Надлежащее содержание общего имущества.

Согласно п. 10 Правил содержания общего имущества общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и техническом регулировании) в состоянии, обеспечивающем соблюдение определенных характеристик и требований (как эстетических, так и технических) к архитектурному облику дома, его безопасности, доступности помещений для пользования, постоянной готовности инженерных коммуникаций и т. д.

Если собственники выбрали такой способ управления МКД, как управление управляющей организацией или непосредственное управление, надлежащее содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений путем заключения соответствующего договора (п. 16 Правил содержания общего имущества). Кстати, содержание общего имущества подразумевает проведение внушительного перечня работ, в частности текущий и капитальный ремонт МКД (п. 11 Правил содержания общего имущества). Таким образом, надлежащее содержание общего имущества обеспечивают его собственники, а управляющие организации отвечают перед ними за нарушение своих договорных обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством РФ (п. 42 Правил содержания общего имущества).

Ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества.

Ненадлежащее содержание общего имущества собственников помещений в МКД - следствие несоблюдения УК в том числе Правил содержания общего имущества. Данный вид правонарушений в соответствии со ст. 7.22 КоАП РФ является поводом для привлечения хозяйствующего субъекта к административной ответственности. Для должностных лиц размер штрафа колеблется от 4 000 до 5 000 руб.; для юридических лиц - от 40 000 до 50 000 руб.

Далее обозначим ключевые моменты в том, кто является субъектом правонарушения по данной статье КоАП РФ и в каких случаях управляющая организация не может и не должна привлекаться к административной ответственности по основаниям, перечисленным в ней.

При проведении проверок должностные лица ГЖИ, фиксируя обнаруженные нарушения, не выясняют причины, по которым они возникли. На данном этапе управляющая организация должна четко представлять, есть ли ее вина в том, что содержание и ремонт МКД осуществляются ненадлежащим образом.

Согласно общим правилам (обозначим ключевые моменты) в договоре управления среди прочего должны быть указаны: перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, порядок изменения такого перечня, порядок определения цены договора и размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. В дополнение п. 17 Правил содержания общего имущества обязывает собственников помещений утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования. Вместе с тем на страницах журнала мы неоднократно предостерегали УК, что неуказание в перечне работ и услуг, утвержденном общим собранием собственников, каких-либо работ и услуг, необходимость выполнения (оказания) которых вытекает непосредственно из нормативно-правовых актов в области содержания и эксплуатации жилищного фонда, вовсе не освобождает УК от их выполнения (оказания). Данный вывод подтвержден Постановлением Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 № 6464/10, толкование правовых норм которого является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении судами аналогичных дел.

В частности, в данном постановлении указано, что все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме. Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.

В связи с этим УК нужно с большой осторожностью применять рекомендации Минрегиона России, содержащиеся в Письме от 14.10.2008 № 26084-СК/14, относительно того, что, если для включения в договор управления конкретных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в МКД требуется решение общего собрания собственников помещений, отсутствие таких решений означает, что УК:

Не вправе выполнять несанкционированные собственниками работы и услуги;

Не должна отвечать за последствия невыполнения таких работ и услуг;

Не может быть привлечена к административной ответственности за их невыполнение, а органы ГЖИ не вправе давать предписания об их выполнении.

Кстати, анализ судебной практики свидетельствует, что суды при рассмотрении интересующей нас категории дел не принимают во внимание ссылки УК на содержание Письма Минрегиона России от 14.10.2008 № 26084-СК/14, так как оно в силу ч. 1 ст. 13 АПК РФ не входит в круг нормативных правовых актов, применяемых при рассмотрении дел.

Здесь следует отдельно добавить несколько слов об обязанности проведения УК ремонтных работ капитального характера. Капитальный ремонт общего имущества, в соответствии с п. 21 Правил содержания общего имущества, проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования). Согласно п. 37 Правил содержания общего имущества при принятии общим собранием собственников помещений решения об оплате расходов на проведение капитального ремонта многоквартирного дома в соответствии со ст. 158 ЖК РФ размер платы за проведение капитального ремонта определяется с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта.

Во-первых, управляющая организация должна четко представлять разницу между текущим и капитальным ремонтом. Текущий ремонт общего имущества, согласно п. 18 Правил содержания общего имущества, проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов). Если проверяющие выявят нарушения технического состояния жилого дома, которые вполне можно устранить в ходе текущего ремонта, финансируемого за счет ежемесячных платежей собственников, УК будет привлечена к ответственности, а доводы, что организация не получала от собственников поручений о проведении работ капитального характера и не согласовывала порядок их оплаты, будут отклонены как инспекторами, так и судьями (см. постановления ФАС УО от 28.12.2010 по делу № А50-13516/2010, ФАС ВВО от 08.09.2010 по делу № А31-2421/2010, ФАС ПО от 27.05.2010 по делу № А65-31513/2009, ФАС СЗО от 03.03.2010 по делу № А66-9630/2009).

Согласно п. 3.8 Методики определения стоимости строительной продукции на территории РФ, утвержденной Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1, текущий (предупредительный) ремонт заключается в систематическом и своевременном проведении работ по предупреждению износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, а также работах по устранению мелких повреждений и неисправностей. К капитальному ремонту зданий и сооружений следует относить работы по восстановлению или замене отдельных частей зданий (сооружений) или целых конструкций, деталей и инженерно-технического оборудования в связи с их физическим износом и разрушением на более долговечные и экономичные, улучшающие их эксплуатационные показатели. В числе работ по капитальному ремонту наружных инженерных коммуникаций и объектов благоустройства именуются работы по ремонту сетей водопровода, канализации, теплогазоснабжения и электроснабжения, озеленению дворовых территорий, ремонту дорожек, проездов и тротуаров и т. д.

Обратите внимание, что Федеральным законом от 18.07.2011 № 215-ФЗ внесены изменения в Градостроительный кодекс, в том числе введено понятие капитального ремонта объектов капитального строительства. Так, в качестве капитального ремонта названы замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов (п. 14.2 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ). Кроме того, Федеральный закон от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» дополнен ст. 10.4, которая легализует тот перечень строительных работ, которые Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Закон № 185-ФЗ) отнесены к категории капитального ремонта МКД. Так, из текста ст. 10.4 следует, что в целях реализации региональных адресных программ по проведению капитального ремонта МКД, финансируемых за счет средств фонда, законом могут устанавливаться особенности отнесения видов работ к работам по капитальному ремонту МКД. На сегодняшний день согласно п. 3 ст. 15 Закона № 185-ФЗ к капитальному ремонту отнесены:

Ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;

Ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт;

Ремонт крыш;

Ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах;

Утепление и ремонт фасадов;

Установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа);

Ремонт фундаментов МКД, в том числе на свайном основании, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Должностные лица УК, понимая, что в отношении конкретных МКД уже назрела необходимость проведения капитального ремонта и что без решения собственников организация формально не может приступить к выполнению соответствующих работ (а без согласования порядка финансирования капитального ремонта УК и не заинтересована в его проведении), должны инициировать организацию общего собрания собственников с соответствующей повесткой дня. В том случае, если УК технически обоснует необходимость выполнения капитальных работ в МКД, а собственники тем не менее откажутся от принятия положительного решения по данному вопросу, управляющей организации будет чем оправдаться перед инспекторами и судьями. По общему правилу УК будет нести ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязательств в части содержания и ремонта МКД только при наличии вины (ст. 401 ГК РФ). Поскольку отсутствие своей вины в невыполнении работ капитального характера управляющая организация должна доказывать самостоятельно, вся техническая документация, подтверждающая необходимость проведения капитального ремонта, свидетельства ознакомления собственников с ее содержанием и отказа последних от проведения работ по капитальному ремонту дома должны быть собраны.

С учетом изложенного напрашивается вывод, что УК с целью минимизации расходов на штрафы в ГЖИ следует детально прорабатывать условия договора управления МКД и процедуру сбора доказательств сознательного отказа собственников помещений в МКД от проведения тех или иных работ.

Малозначительность нарушения.

Единственная возможность не платить штраф, наложенный на законном основании и доказанности факта совершения правонарушения, - апеллировать о его малозначительности. В судебной практике достаточно примеров, когда постановления о привлечении к административной ответственности, вынесенные в адрес УК, отменяются ввиду малозначительности (при условии, что организация приняла все меры для устранения совершенного нарушения) (см. постановления ФАС ПО от 08.12.2010 по делу № А12-12164/2010, ФАС СКО от 06.12.2010 по делу № А32-11549/2010-11/220-94АЖ, ФАС ВВО от 10.11.2010 по делу № А28-2546/2010, ФАС СЗО от 09.08.2010 по делу № А56-6562/2009).

На заметку: в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

В пункте 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Таким образом, чтобы избежать уплаты штрафа, УК может попытаться обжаловать соответствующее постановление ГЖИ в судебном порядке с указанием на малозначительность нарушения (если, конечно, оно действительно является таковым).

Регламент взаимодействия с ГЖИ

Мы предлагаем примерный алгоритм действий, разработанный с учетом положений Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ), который поможет УК достаточно оперативно выяснить, не превышают ли сотрудники ГЖИ свои полномочия при проведении внеплановой проверки по факту обращения граждан. Обладая информацией о нарушениях процедуры проведения проверки, УК сможет оперативно подготовиться к защите своих интересов в части минимизации затрат на выплату штрафов.

Регламент взаимодействия УК и ГЖИ.

Регламент взаимодействия УК и ГЖИ в процессе проведения внеплановой проверки соблюдения Правил содержания и ремонта МКД и помещений в них.

Действия

Об утверждении Порядка проведения внеплановых проверок
деятельности управляющих организаций, осуществляющих
управление многоквартирными домами на территории
муниципального образования "Город Ижевск"

В целях создания условий для управления многоквартирными домами на территории муниципального образования "Город Ижевск", в соответствии со ст. 165 Жилищного кодекса, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", руководствуясь Уставом города Ижевска, постановляю:
1. Утвердить Порядок проведения внеплановых проверок деятельности управляющих организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами на территории муниципального образования "Город Ижевск" (прилагается).
2. Контроль за исполнением постановления оставляю за собой.

И.о. Главы Администрации г. Ижевска
И.В.МАРИНИН

Утвержден
постановлением
Администрации города Ижевска
от 1 октября 2013 г. № 1200

ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕПЛАНОВЫХ ПРОВЕРОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЯЮЩИХ
ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ УПРАВЛЕНИЕ МНОГОКВАРТИРНЫМИ
ДОМАМИ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ГОРОД ИЖЕВСК"

1. Настоящий Порядок проведения внеплановых проверок деятельности управляющих организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами (далее - Управляющая организация) на территории муниципального образования "Город Ижевск" (далее - Порядок), является нормативным правовым актом, определяющим процедуру проведения внеплановой проверки деятельности Управляющей организации на основании ст. 165 Жилищного Кодекса РФ (далее - ЖК РФ).

2. Полномочия по организации и проведению внеплановых проверок деятельности Управляющих организаций осуществляет отраслевой орган - структурное подразделение Администрации города Ижевска - Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска (далее - Уполномоченный орган).

3. Основанием проведения внеплановой проверки деятельности Управляющей организации является обращение заявителя (ей) (далее - заявитель) о невыполнении Управляющей организацией принятых обязательств, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, условий договора управления многоквартирным домом.

4. Уполномоченный орган проводит внеплановую проверку деятельности Управляющей организации на основании обращения заявителя, к которым относятся:
- собственники помещений в многоквартирном доме;
- председатель совета многоквартирного дома (далее - председатель);
- органы управления товарищества собственников жилья;
- органы управления жилищного кооператива;
- органы управления иного специализированного потребительского кооператива.

5. Обращения заявителя оформляются по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку.

6. Предметом внеплановой проверки деятельности Управляющей организации является наличие или отсутствие факта невыполнения Управляющей организацией обязательств, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, условий договора управления многоквартирным домом, на нарушение которых указано в обращении заявителя.

7. Уполномоченный орган проводит внеплановую проверку деятельности Управляющей организации по выполнению обязательств, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, в течение 5 календарных дней со дня обращения заявителя. Под днем обращения заявителя в настоящем Порядке понимается день регистрации в установленном порядке обращения заявителя в Уполномоченном органе.

8. К обращению заявителя прикладываются следующие документы:
- документ, подтверждающий правомочия лица на обращение о проведении внеплановой проверки на основании ч. 1.1 ст. 165 ЖК РФ (для собственника - копия документа, удостоверяющего личность, копия свидетельства о регистрации права собственности, копия договора передачи помещения в собственность; для председателя - копия протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома о выборе председателя; для органов управления товарищества собственников жилья - копия протокола о выборе органов управления; для органов управления жилищного кооператива - копия протокола о выборе органов управления; для органов управления иного специализированного потребительского кооператива - копия протокола о выборе органов управления);
- копия договора управления многоквартирным домом (при наличии);
- документы, подтверждающие невыполнение Управляющей организацией своих обязательств (при наличии).

9. Внеплановая проверка деятельности Управляющей организации проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.
Документарная проверка проводится путем изучения документов, представленных заявителем и Управляющей организацией.
Выездная проверка проводится в случаях:
- необходимости осмотра элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, относящихся к услуге и (или) работе, указанной в обращении заявителя; проверки коммунальной услуги, предоставление которой является обязательной исходя из уровня благоустройства данного многоквартирного дома, указанной в обращении заявителя; выполнения иных необходимых мероприятий;
- если при документарной проверке не представляется возможным удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных Управляющей организацией.
При выездной проверке Управляющая организация обязана представлять оригиналы испрашиваемых документов.

10. Уполномоченный орган не позднее одного рабочего дня со дня обращения в рамках организации внеплановой проверки деятельности Управляющей организации:
извещает Управляющую организацию о поступлении обращения с указанием условий договора управления многоквартирным домом, на невыполнение которых указывается в обращении заявителя, даты и номера регистрации обращения;
запрашивает у Управляющей организации документы, указанные в пункте 11 Порядка.

11. Уполномоченный орган запрашивает у Управляющей организации для проведения внеплановой проверки деятельности Управляющей организации в зависимости от существа обращения следующие документы:
- копия протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или копия решения органов управления товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, которым утверждены условия договора управления многоквартирным домом;
- копия плана работы на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме с указанием периодичности и сроков осуществления работ (услуг) (при необходимости);
- сведения о выполнении работ и (оказании услуг) и о причинах отклонения от плана (при необходимости);
- копии документов (актов) о приемке результатов работ (услуг), указанных в обращении заявителя;
- копии актов осмотра элементов общего имущества в многоквартирном доме, относящихся к услуге и (или) работе, указанной в обращении;
- копии документов (актов) проверки состояния общего имущества органами государственного жилищного надзора;
- копии документов, входящих в состав технической и иной документации, указанных в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила).

12. Управляющая организация обязана предоставить в Уполномоченный орган запрашиваемые документы согласно пункту 11 Порядка в течение одного рабочего дня с момента получения извещения об обращении заявителя путем отправления их по факсу или в форме отсканированного документа по электронной почте.

13. Управляющая организация вправе предоставить в Уполномоченный орган письменное объяснение по существу обращения в течение одного рабочего дня с момента получения извещения об обращении.

14. Уполномоченный орган при проведении внеплановой проверки деятельности Управляющей организации исходит из ответственности Управляющей организации по обязательствам, возникшим при осуществлении управления многоквартирным домом, установленным ЖК РФ:
а) ч. 2.2 ст. 161 - при заключении договора управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
б) ч. 2.3 ст. 161 - при выборе Управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или по результатам проведения органом местного самоуправления открытого конкурса, проводимого в случаях и в порядке, установленных ч. 4 ст. 161, а в предусмотренном ч. 14 ст. 161 случае - при заключении договора управления многоквартирным домом застройщиком с Управляющей организацией.

15. При внеплановой проверке деятельности Управляющей организации выполнения обязательств по оказанию услуг и (или) выполнению работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество, проверяется:
а) входит ли указанная в обращении услуга и (или) работа в перечень услуг и работ, указанных в договоре управления многоквартирным домом, и обязана ли Управляющая организация выполнять указанную в обращении услугу и (или) работу в соответствии с требованиями Правил и минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 (далее - Перечень);
б) входит ли указанная в обращении услуга и (или) работа в план работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, соответствует ли такой план условиям договора управления многоквартирным домом, соблюдается ли периодичность (срок выполнения) услуги и (или) работы и выполнено ли Управляющей организацией обязательство по своевременному предоставлению услуги и (или) выполнению работы;
в) соответствует ли качество указанной в обращении услуги и (или) работы требованиям Правил;
г) необходима ли указанная в обращении услуга и (или) работа для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в данном доме - в случае, если услуга и (или) работа не входят в Перечень.

16. При внеплановой проверке деятельности Управляющей организации выполнения обязательств по предоставлению коммунальных услуг проверяется:
является ли предоставление коммунальной услуги, указанной в обращении, обязательным исходя из уровня благоустройства данного многоквартирного дома. При этом понятие уровня благоустройства определяется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.

17. В случае необходимости Уполномоченный орган привлекает к участию внеплановой проверки организации, обслуживающие жилые дома, исполнителей коммунальных услуг, иные организации, содействие которых необходимо при рассмотрении документов Управляющей организации; при осмотре элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; по проведению экспертиз и обследований, направленных на установление фактов невыполнения Управляющей организацией обязательств.

18. По результатам проведенной внеплановой проверки деятельности Управляющей организации Уполномоченный орган оформляет акт проверки, в котором указываются факты и обстоятельства, установленные по итогам внеплановой проверки деятельности Управляющей организации. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах. Акт проверки оформляется Уполномоченным органом на бланке Уполномоченного органа по форме согласно приложению № 2 к настоящему Порядку.

19. В случае если Уполномоченный орган делает вывод о том, что внеплановая проверка деятельности Управляющей организации выявила факт невыполнения Управляющей организацией обязательств по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, в акте проверки должно быть указано, какое именно обязательство по договору управления многоквартирным домом не выполняется Управляющей организацией.
В случае выявления в результате внеплановой проверки деятельности Управляющей организации невыполнения Управляющей организацией условий договора управления многоквартирным домом, обязательств, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, Уполномоченный орган осуществляет мероприятия по созыву общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о расторжении договора управления многоквартирным домом с Управляющей организацией, в действиях (бездействии) которой выявлено невыполнение обязательств, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, и о выборе новой Управляющей организации или об изменении способа управления данным домом. Решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома оформляется протоколом, копия которого направляется в течение пяти рабочих дней со дня его составления в Управляющую организацию, осуществляющую управление многоквартирным домом.

20. В случае отсутствия фактов невыполнения Управляющей организацией обязательств, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, условий договора управления многоквартирным домом, данное обстоятельство фиксируется в акте проверки.
О результатах проверки сообщается заявителю в установленные действующим законодательством Российской Федерации сроки.

21. В случае выявления при проведении внеплановой проверки нарушений Управляющей организацией требований, установленных федеральными законами, законами Удмуртской Республики, а также муниципальными правовыми актами в области жилищных отношений, Уполномоченный орган направляет в органы, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора), материалы проверки для рассмотрения и принятия решения о привлечении (отказе в привлечении) к административной ответственности (Государственная жилищная инспекция при Министерстве строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики; Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике).

Приложение № 1
к Порядку проведения внеплановых
проверок деятельности Управляющих организаций,
осуществляющих управление многоквартирными домами
на территории муниципального образования "Город Ижевск"

В Управление жилищно-коммунального
хозяйства Администрации города Ижевска -
Уполномоченному органу за организацию
и проведение внеплановой проверки
деятельности Управляющих организаций
от кого _______________________________,
адрес: ________________________________,
телефон _______________________________.

Обращение
о невыполнении Управляющей организацией принятых
обязательств

Заявитель является ________________________________________________________
(собственником помещения в многоквартирном доме/
председателем совета многоквартирного дома/
представителем совета многоквартирного дома/органом
управления товариществом собственников жилья/органом
управления жилищного кооператива/органом управления
иного специализированного потребительского кооператива
многоквартирного дома),
расположенного по адресу: _____________________________, что подтверждается

(правоустанавливающие документы)
В соответствии с решением _____________________________________________
(общего собрания собственников помещений
в многоквартирном доме/общего собрания членов
товарищества собственников жилья/жилищного
кооператива, иного специализированного
потребительского кооператива)
Управляющей организацией указанного дома выбрана
__________________________________________________________________________.

В связи с нарушениями условий договора управления многоквартирным
домом, а именно __________________________________________________________,

(указать факты нарушения условий договора управления)
прошу организовать проведение внеплановой проверки деятельности Управляющей
организации ______________________________________________________________.

(наименование юридического лица)
Приложения (при наличии):
1. Копия договора _________________ от "__"___________ ______ г. № ___.
2. Документы, подтверждающие невыполнение Управляющей организацией
своих обязательств.
3. Доверенность от "__" _________ ____г. № ___ (в случае, если
обращение подается представителем заявителя).
"__"___________ ____ г.
Заявитель:
____________________
(Ф.И.О., подпись)
М.П.



Поделиться