Рабочий день в России: история успеха. Рабочее время Неполное рабочее время

Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ


Иванкина, Т. В.
Проблемы регулирования рабочего времени /Т. В
. Иванкина.
//Правоведение. -1997. - № 2. - С. 49 - 57
  • Статья находится в издании «Известия высших учебных заведений. »
  • Материал(ы):
    • Проблемы регулирования рабочего времени [Журнал "Правоведение"/1997/№ 2]
      Иванкина Т.В.

      1. Рабочее время - один из основных институтов трудового права. На протяжении всей истории взаимоотношений между работодателями и работниками продолжительность труда оставалась в центре внимания сторон трудового правоотношения. К вопросу о регулировании рабочего времени неоднократно обращалась Международная организация труда.

      Совершенствование законодательства о рабочем времени, как и трудового законодательства в целом, приближение его к условиям рыночной экономики базируются, прежде всего, на изучении общественных нужд сегодняшнего дня. Вместе с тем, необходим исторический анализ развития отдельных институтов и норм, что позволит создать более стабильное законодательство, отвечающее потребностям меняющегося общества.

      Под этим углом зрения должен решаться, в частности, вопрос об адэкватном определении понятия рабочего времени.

      Действующее российское законодательство не дает определения рабочего времени. Если обратиться к истории развития законодательства в нашей стране, то можно увидеть, что в первых российских законах о регулировании труда наемных работников содержалось понятие рабочего времени. Определение его было дано в законе от 2 июня 1897 г. «О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской промышленности», со времени принятия которого прошло ровно сто лет. В нем указывалось:

      «Рабочим временем или числом рабочих часов в сутки для каждого рабочего считается то время, в течение которого согласно договора найма... рабочий обязан находиться в промышленном заведении и в распоряжении заведующего оным для исполнения работы.»

      Это определение рабочего времени было воспроизведено в постановлении Рабочего и крестьянского правительства от 29 октября 1917 г. «О восьмичасовом рабочем дне, продолжительности и распределении рабочего времени».

      Приведенное определение было в свое время подвергнуто критике по той причине, что в нем отождествлялись рабочее время как таковое и его норма. Между тем, установленная законом или договором норма рабочего времени может не совпадать с фактически отработанным временем. Работа сверх нормы, производимая по распоряжению работодателя и в других случаях, также считается рабочим временем со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями.

      Хотя последующее законодательство СССР и России отказалось от легального определения рабочего времени, в большинстве учебников и монографий в соответствии с традицией раннего российского законодательства рабочее время определяется как время, в течение которого работник в силу закона, а также правил внутреннего трудового распорядка должен выполнять свои трудовые обязанности. Конкретные формулировки несколько расходятся между собой, но общий подход одинаков: в основе понятия рабочего времени лежит обязанность работника выполнять трудовую функцию в течение определенного периода.

      Иначе подошла к проблеме определения рабочего времени Международная организация труда. В ряде конвенций МОТ содержится определение рабочего времени. Так, в соответствии с Конвенцией МОТ № 30, принятой в 1930 г., под рабочим временем понимается период, в течение которого трудящийся находится в распоряжении предпринимателя; из этого периода исключается отдых, во время которого трудящийся не находится в распоряжении предпринимателя. Аналогичные определения рабочего времени содержатся в конвенциях МОТ № 51, 61.

      В отличие от формулировок российского законодательства конца Х1Х - начала ХХ веков и определений, предложенных рядом авторов, в основу определения рабочего времени, принятого Международной организацией труда, положены не установленные законом или договором нормы рабочего времени, а определенные признаки, присущие рабочему времени как времени, подлежащему регламентации. Такая регламентация предполагает, во-первых, обязанность работника выполнять трудовую функцию, возложенную на него трудовым договором, и, во-вторых, наделение работодателя распорядительной властью для осуществления функций управления, руководства и контроля за трудовым процессом.

      Исходя из этого, время, или период, в течение которого работник находится в распоряжении работодателя, и представляет собою рабочее время. Такое определение рабочего времени основано на современной концепции трудового права и позиции Международной организации труда. Оно, по нашему мнению, и должно быть включено в новый Трудовой кодекс.

      2. В историческом аспекте принципиальные изменения произошли не только в определении понятия рабочего времени, но и в методе его правового регулирования. Закон от 2 июня 1897 г.. постановление Рабочего и крестьянского правительства от 29 октября 1917 г., Кодексы законов о труде РСФСР 1918 и 1922 годов определяли максимально допустимую продолжительность рабочего времени. Так, по закону от 2 июня 1897 г. рабочее время не должно было превышать 11,5 часа в сутки. Постановление от 29 октября 1917 г., устанавливая в стране 8-часовой рабочий день, указывало, что продолжительность рабочего времени каждого трудящегося не может превышать этой нормы.

      Названные нормативные акты прямо указывали, что продолжительность рабочего времени может определяться договором найма, а КЗоТ 1918 г. содержал норму, согласно которой рабочее время регулируется правилами внутреннего трудового распорядка и тарифными соглашениями. Ни один из упомянутых нормативных актов, как и КЗоТ, принятый в 1922 г., не содержал запрета устанавливать меньшую, чем определено в законе, продолжительность труда по соглашению сторон или на основе коллективных соглашений.

      Возможность договорного регулирования продолжительности труда поддерживалась и отдельными учеными-юристами.

      Однако практика регулирования рабочего времени не пошла по пути договорного установления продолжительности труда. Более того, начиная с 30-х годов, и в законодательстве, и в научной литературе стала последовательно проводиться мысль, что нормы закона о продолжительности труда носят императивный характер и не допускают ни снижения, ни увеличения продолжительности рабочего времени ни по соглашению сторон, ни в порядке колдоговорного регулирования. Так, в постановлении СНК СССР, ЦК ВКП(б) и ВЦСПС от 28 декабря 1938 г. указывалось: «Государство требует, и рабочий класс поддерживает это требование, чтобы установленная законом продолжительность рабочего дня соблюдалась в точности и без всяких нарушений, чтобы там, где установлен восьмичасовой, семичасовой или шестичасовой рабочий день, работа производилась согласно закона полных восемь, семь и шесть часов.»

      В науке был сформулирован принцип неотменяемости норм о рабочем времени. Наиболее последовательно обосновывал такую позицию А.Е.Пашерстник, который утверждал, что договорное начало не имело места в установлении нормальной продолжительности рабочего времени даже в первые годы после октября 1917 г. Он считал, что если в коллективных договорах 1918 года и первых лет НЭПа было принято воспроизводить нормы трудового законодательства, то это не меняло юридической природы данных норм, не превращало их в договорные, а служило лишь целям популяризации законов, информации сторон об их взаимных правах и обязанностях.

      Этот принцип впоследствии нашел законодательное выражение в ст. 41 Кодекса законов о труде РСФСР 1971 года, которая гласила: «Нормы продолжительности рабочего времени не могут быть изменены по соглашению между администрацией предприятия, учреждения, организации с фабричным, заводским, местным комитетом профсоюза или с рабочими и служащими, если иное не предусмотрено законодательством». КЗоТ 1971 г. содержал норму, позволяющую устанавливать неполное рабочее время, что, казалось бы, противоречило ст. 41, однако эту норму рассматривали как особый случай, предусмотренный законодательством и не колеблющий общего принципа.

      Положение о неотменяемости норм о рабочем времени определялось теми функциями, которые выполняли эти нормы в рассматриваемый период. Норма рабочего времени в прежнем советском законодательстве выполняла двоякую задачу: во-первых, нормирование труда в целях его охраны и обеспечения права на отдых и, во-вторых, нормирование меры труда, т.е. установление минимальной нормы труда, которую обязан выполнить каждый работник.

      Современное российское законодательство - соответствии с требованиями рыночных отношений и международно-правовыми актами, к которым присоединилась Россия, отказалось от функции нормирования меры труда. Установление меры труда (в пределах, определяемых законом) стало функцией коллективного и индивидуального трудового договора. Что касается другой функции - охраны труда, то российское законодательство пошло по пути установления предельной нормы рабочего времени. Такое положение соответствует общей тенденции развития трудового права - расширению договорного регулирования условий труда.

      3. В ходе исторического развития менялся и масштаб норм о рабочем времени. Конкретные нормы рабочего времени, устанавливавшиеся в различные исторические периоды, были результатом сложившихся социально-экономических условий. В конце Х1Х - начале ХХ веков в лозунгах рабочего движения в различных странах выдвигались требования ограничения продолжительности ежедневного труда. В России закон от 2 июня 1897 г. «О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской промышленности» установил, что продолжительность рабочего времени исключительно в дневное время не может превышать 11,5 часа в сутки, а по субботам и в канун праздников - 10 часов.

      Рабочее движение вплоть до 1917 года боролось за установление восьмичасового рабочего дня. Эти требования были практически реализованы после февральской революции. Уже 10 марта 1917 г. заключено соглашение между Петроградским обществом фабрикантов и заводчиков и Петроградским советом рабочих и солдатских депутатов о введении на всех фабриках и заводах восьмичасового рабочего дня. На основе аналогичных соглашений восьмичасовой рабочий день вводится и в других городах России. Законодательно восьмичасовой рабочий день был закреплен упоминавшимся постановлением Рабочего и крестьянского правительства от 29 октября 1917 г. В постановлении говорилось, что рабочее время не должно превышать 8 часов в сутки и 48 часов в неделю. Таким образом, устанавливалась не только ежедневная предельная норма рабочего времени, но и недельная норма.

      Интересно отметить, что первая конвенция МОТ, посвященная регулированию рабочего времени, была принята в 1919 году, и в ней также указывалось, что «продолжительность рабочего времени лиц, занятых на любом государственном или частном промышленном предприятии или в любом из его филиалов, исключая предприятия, на которых работают только члены одной семьи, не может превышать восьми часов в день и сорока восьми часов в неделю...».Таким образом, Конвенция также устанавливала продолжительность как ежедневного труда, так и рабочей недели.

      Кодексы законов о труде 1918, 1922 годов ограничивали продолжительность ежедневной работы восемью часами и не упоминали о недельной норме рабочего времени.

      Этапным нормативным актом в регулировании продолжительности рабочего времени был Манифест юбилейной сессии ЦИК СССР от 15 октября 1927 г., в соответствии с которым стал осуществляться переход к семичасовому рабочему дню. Переход на семичасовой рабочий день сопровождался отказом от календарной недели для определения нормы рабочего времени и режима труда. Вводились новые виды недели: пятидневка, шестидневка, непрерывная производственная неделя. Именно в этот период наблюдается появление разнообразных режимов работы предприятий и работников. Однако все вводимые типы недели не были нормами продолжительности труда.

      В предвоенные годы процесс перехода на семичасовой рабочий день был остановлен: Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г. «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений» продолжительность рабочего дня была увеличена до восьми часов и вновь введена в качестве основы для установления режима труда календарная неделя. Во время Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов действовали законы военного времени.

      С 1960 года начался, по существу, новый период в регулировании рабочего времени. Закон СССР от 7 мая 1960 г. «О завершении перевода в 1960 году всех рабочих и служащих на семи- и шестичасовой рабочий день» устанавливал продолжительность рабочего дня не более семи часов. О продолжительности рабочей недели в этом законе не упоминалось.

      После перехода на семичасовой рабочий день с применением различных режимов работы стало очевидным, что жесткое регулирование продолжительности рабочего дня сдерживает использование прогрессивных форм организации труда. Более рациональным способом регулирования рабочего времени было признано установление недельной нормы продолжительности труда, позволяющей варьировать продолжительность рабочих смен.

      Кодекс законов о труде РСФСР, принятый в 1971 году, в соответствии со ст. 21 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде в качестве основной нормы рабочего времени установил недельную норму продолжительности труда как для работников, работающих в нормальных условиях работы, так и для лиц, занятых на производствах с вредными условиями труда и других работников. В Кодексе указывалось, что нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 41 часа в неделю, а сокращенная продолжительность труда зависит от категории трудящихся, для которых уменьшается рабочее время, и составляет 24 или 36 часов в неделю. Ежедневная продолжительность труда устанавливалась лишь при шестидневной рабочей неделе.

      Дальнейшее уменьшение продолжительности рабочего времени было осуществлено Законом РСФСР от 19 апреля 1991 г. «О повышении социальных гарантий для трудящихся». Согласно этому закону продолжительность рабочего времени работников предприятий, учреждений и организаций не может превышать 40 часов в неделю. Впоследствии эта норма была внесена в Кодекс законов о труде.

      Таким образом был завершен процесс приведения законодательства о продолжительности рабочего времени в соответствие с международными нормами и рекомендациями МОТ, в которых, начиная с тридцатых годов, в качестве масштаба регулирования рабочего времени выступает недельная норма рабочего времени, причем по Рекомендации МОТ № 116, принятой в 1962 году, устанавливался принцип постепенного сокращения продолжительности рабочего времени до 40 часов в неделю без какого-либо сокращения заработной платы.

      4. В последние годы законодательство о рабочем времени, принятое в условиях командно-административной системы, претерпело некоторые изменения., однако оно и поныне отстает от потребностей практики рыночных отношений, причем это отставание не только не сокращается, но растет по мере развития процессов структурной перестройки производственного аппарата, роста безработицы, развития рынка труда.

      Это относится, в частности, к проблеме сокращенного рабочего времени. Закон предусматривает обязательное сокращение нормы рабочего времени, когда это необходимо по условиям охраны труда. Все действующие основания для установления сокращенного рабочего времени можно подразделить на две группы:

      1. производственные, технологические либо географические факторы, отрицательно влияющие на работников (тяжелые и опасные условия труда, повышенные психологические нагрузки в процессе трудовой деятельности);
      2. факторы, связанные с особенностями определенных категорий трудящихся (несовершеннолетних, инвалидов, женщин, работающих в сельской местности и на Крайнем Севере).

      Если для первой группы установление сокращенного рабочего времени необходимо в силу объективных причин и должно распространяться на всех работников, работающих в соответствующих условиях, то для второй группы характерно, что сокращенное рабочее время устанавливается лишь для работников, имеющих определенные субъективные особенности, заставляющие принимать дополнительные меры к охране их здоровья.

      Соответственно в первом случае расходы, связанные с сокращением рабочего времени без снижения заработной платы должен нести работодатель; во втором же случае эти расходы - полностью или частично - должны компенсироваться государством путем предоставления работодателю налоговых льгот или иным способом.

      Действующее ныне законодательство такого различия не делает. Обязывая работодателей устанавливать сокращенное рабочее время, например, несовершеннолетним, государство никак не компенсирует повышенные расходы работодателя. В результате работодатель оказывается заинтересованным в освобождении от данной категории работников. Возможности трудоустройства таких работников существенно осложняются; их трудовые права надлежащим образом не защищены. Установление обязательных квот для приема на работу несовершеннолетних не решает полностью этого вопроса.

      Такое положение дает основание ставить вопрос о возложении на государство в законодательном порядке обязанности компенсировать работодателям затраты на гарантийные выплаты работникам.

      5. Особый случай сокращения рабочего времени - это ограничении продолжительности труда в ночное время. Отрицательные факторы ночной работы хорошо известны. Необходимость ночной работы обусловлена особенностями технологических процессов, требованиями обслуживания населения.

      Для ослабления неблагоприятных факторов ночной работы закон (ст. 48 КЗоТ) устанавливает правило, согласно которому при работе в ночное время продолжительность работы (смены) сокращается на один час, Продолжительность ночной работы может быть уравнена с дневной в тех случаях, когда это необходимо по условиям производства (на непрерывных производствах, на сменных работах при шестичасовой рабочей неделе с одним выходным днем). Продолжительность ночной работы не уменьшается для работников, в отношении которых действует сокращенная предельная норма рабочего времени.

      Как видно из текста указанной статьи закона, данная норма ориентирует на уменьшение продолжительности смены в ночное время, но ничего не говорит о снижении самой нормы продолжительности труда. В течение длительного времени, исходя из буквального толкования закона, практика применения данной нормы сводилась к тому, что работники, работавшие на трехсменном режиме работы, в тех случаях, когда они работали с сокращенной продолжительностью ночной смены, должны были периодически отрабатывать одну из суббот для того, чтобы обеспечить соблюдение нормы рабочего времени. Тем самым работники, работающие в ночное время при трехсменном режиме, ставились в худшее положение по сравнению с другими работниками.

      Если возвратиться к истории регулирования работы в ночное время, то нетрудно убедиться, что на ранних этапах регулирования рабочего времени сокращение рабочего времени при ночной работе касалось не только продолжительности смены, но и нормы рабочего времени. Закон от 2 марта 1897 г. указывал, что для рабочих, занятых хотя бы отчасти в ночное время, рабочее время не должно было превышать девяти часов, что для тех условий составляло уменьшение предельной нормы на 2,5 часа. Постановление Рабочего и крестьянского правительства от 29 октября 1917 г., КЗоТ 1918 г. устанавливали предельную норму рабочего времени ночью в 7 часов. Ст. 96 КЗоТ 1922 г. предусматривала сокращение нормы рабочего времени на один час как для лиц с нормальным рабочим временем, так и для работников, пользующихся правом на сокращенный рабочий день. При сменной работе и в непрерывном производстве продолжительность ночной смены уравнивалась с дневной, но переработка компенсировалась повышенной оплатой. И хотя в последующие годы эти положения претерпели изменения, общий принцип сокращения нормы рабочего времени при работе ночью сохранялся вплоть до 1971 года.

      Ст. 48 действующего кодекса, как было указано выше, по существу, отказалась от сокращения нормы рабочего времени при работе ночью. Положение изменилось после того, как в феврале 1987 года был принят нормативный акт, которым устанавливалось, что время работы в ночной смене сокращается на один час и при этом общее количество рабочих дней в году в условиях трехсменного режима не должно превышать числа рабочих дней при одно- и двухсменной работе. Это означает, что при пятидневной рабочей неделе все работники работают в дневную и вечернюю смены пять дней по 8 часов, а в ночную смену - пять дней по 7 часов, т.е. 35 часов в неделю. Иначе говоря, ст. 48 КЗоТ стала толковаться не только как правило, обязывающее сокращать продолжительность смены, но и как правовое основание для сокращения нормы рабочего времени при работе в ночную смену.

      Такое толкование нормы Кодекса законов о труде можно было бы считать удовлетворительным, если бы неизбежно не возник еще один вопрос: должна ли быть сокращена норма рабочего времени для лиц, работающих в условиях непрерывного производства, где продолжительность ночной смены уравнивается с дневной? Совершенно очевидно, такое сокращение должно иметь место. В противном случае работники непрерывных производств были бы поставлены в неравное положение по сравнению с трудящимися, работающими в режимах трехсменного производства. Но прямого ответа на этот вопрос в нормативных актах нет. Проект Трудового кодекса предполагает исправить это положение. Однако в связи с тем, что принятие кодекса все откладывается, этот порок законодательства может быть устранен путем включения в коллективные договоры правила, согласно которому на непрерывных производствах и там, где невозможно сокращение продолжительности ночной работы, переработка должна компенсироваться работникам предоставлением дополнительного времени отдыха.

      6. В последнее время весьма острым стал вопрос о правовом регулировании неполного рабочего времени.

      Действующее законодательство допускает применение неполного рабочего времени по соглашению между работником и работодателем. В определенных случаях по заявлению работника работодатель обязан установить ему неполное рабочее время. Такая обязанность лежит на работодателе, если с заявлением об установлении неполного рабочего времени обращается беременная женщина, женщина, имеющая ребенка в возрасте до 14 лет, ребенка-инвалида до 16 лет, или лицо, осуществляющее уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением. Безусловное право на неполный рабочий день имеют инвалиды: медицинские рекомендации об установлении инвалиду неполного рабочего времени обязательны для администрации предприятия.

      Необходимость сохранения нормы, позволяющей вводить неполное рабочее время по соглашению сторон, не вызывает сомнений. Однако в условиях продолжающегося кризиса в российской экономике возникло и получило широкое распространение такое явление, как введение в организациях неполного рабочего времени по инициативе работодателя, когда перед ним встает дилемма: прибегнуть к массовому увольнению трудящихся или перевести на неполное рабочее время всех работников либо работников отдельных структурных подразделений.

      Поскольку Кодекс законов о труде не дает ответа на вопрос о возможности введения неполного рабочего времени по инициативе работодателя, решение об этом принимается работодателями на основе постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 5 февраля 1993 г. , утвердившего Положение об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения. Положение устанавливает критерии массового высвобождения работников, определяет перечень мероприятий и основные принципы взаимодействия работодателей, профсоюзов и исполнительных органов государственной власти в условиях массового высвобождения работников. Среди мероприятий по содействию занятости в условиях массового высвобождения предусмотрен перевод работников предприятий на режим неполного рабочего времени. В постановлении указывалось, что мероприятия, направленные на обеспечение занятости работников, должны предусматриваться в коллективном договоре предприятия.

      Порядок компенсации работникам потери заработной платы при вынужденной работе в условиях неполного рабочего времени может устанавливаться как коллективными договорами, так и коллективными соглашениями иного уровня. Учитывая, что переход на неполное рабочее время прибрел массовый характер, Федеральная служба занятости своим приказом от 26 мая 1993 г. № 67 «О предоставлении компенсационных выплат работникам предприятий, учреждений и организаций, вынужденно работающим неполный рабочий день или неполную рабочую неделю» и последующими нормативными актами определила порядок и условия выплат работникам, работающим неполное рабочее время.

      Несмотря на наличие подзаконных нормативных актов, которые пытаются как-то урегулировать права работников и работодателей при установлении неполного рабочего времени по инициативе последних, следует признать, что права эти в должной мере не защищены. Возникает необходимость принятия соответствующего закона, который бы регулировал взаимоотношения работников и работодателей в условиях, связанных с сокращением в организации объемов производства и потребности в труде работников.

      Проект подобного законодательного акта было предусмотрено внести на рассмотрение Государственной думы еще Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 1995 год, однако до сего времени вопрос этот не решен.

      При разработке соответствующего закона следует, по нашему мнению, исходить из того, что, хотя практика введения неполного рабочего времени по инициативе работодателей возникла в нашей стране как реакция на кризисное положение в экономике, дальнейшее продвижение страны по пути к рыночным отношениям поставит эту проблему как часть общего вопроса об обеспечении занятости населения при осуществлении различных мероприятий, связанных с высвобождением работников.

      О том, что переход на неполное рабочее время выступает как способ сокращения безработицы и обеспечения занятости, свидетельствует опыт развития экономических отношений во многих странах. Проблема занятости на условиях неполного рабочего времени стала предметом обсуждения 80-й сессии Международной конференции труда. По данному вопросу принята специальная Конвенция МОТ № 175.

      Проблема введения неполного рабочего времени для работников включает два вопроса:

      1. право работодателя на введение режима труда с неполным рабочим временем;
      2. способы защиты интересов работников, переводимых на неполное рабочее время.

      Необходимо отметить, что работодатель, безусловно, имеет право на осуществление мероприятий по повышению эффективности производства, сохранению конкурентоспособности организации, в том числе и на такие, которые связаны с уменьшением численности работающих и высвобождением работников. Только перспектива увольнения работников может послужить основанием для таких организационных мер, как перевод на неполное рабочее время. Для обеспечения занятости высвобождаемых работников следует признать возможным введение неполного рабочего времени, но не в одностороннем порядке, а, как и предусматривается в постановлении от 5 февраля 1993 года, на основе норм, включаемых в коллективный договор.

      Порядок введения неполного рабочего времени, условия, при которых возможен перевод на неполное рабочее время, предельный срок такого перевода - все эти вопросы должны решаться в коллективном договоре или дополнительном соглашении между работодателем и представителями работников.

      Сам факт введения неполного рабочего времени не обязывает работника перейти на новые условия труда. Такой перевод может быть сделан лишь с согласия работника. Отказ от перевода в этом случае влечет увольнение работников по п. 1 ст. 33 КЗоТ РФ.

      Что касается защиты интересов работников, переводимых на неполное рабочее время, то их материальное обеспечение должно строиться на участии работодателя, работников и государства, поскольку все эти субъекты заинтересованы в удовлетворительном решении вопроса: работники сохраняют место работы; работодатель не теряет квалифицированные кадры; расходы государства уменьшаются по сравнению с расходами, которые оно должно было бы нести при выплате пособий по безработице в полном объеме.

      Представляется, что для работодателей и работников основой материальной поддержки лиц, переводимых на неполное рабочее время, должен стать специальный страховой фонд с участием как работодателей, так и работников. Государство должно выплачивать специальное пособие этим лицам как частично безработным.

      В настоящее время во многих странах на условиях неполного рабочего времени работают до четверти всех трудящихся. Накоплен опыт по защите интересов работников, переводимых на неполное рабочее время. Этот опыт может быть использован при решении данной проблемы в нашей стране.

      7. Один из путей повышения эффективности труда и занятости населения - применение гибкого рабочего времени, широко используемого в мировой практике.

      Гибкое рабочее время предполагает многовариантость режимов рабочего времени, основанных на соблюдении нормы рабочего времени не ежедневно, не еженедельно, а в среднем за определенный отрезок времени. Международное бюро труда приняло Практические рекомендации по организации рабочего времени, которые касаются таких форм организации рабочего времени, как «рассредоточенные графики», «сжатая неделя», графики неполного рабочего времени, различные графики при

      сменной работе. Указывая на эффективность использования гибкого рабочего времени, Рекомендации подчеркивают, что при его введении необходимо соблюдать национальное законодательство о регулировании рабочего времени.

      Использование в нашей стране на практике этих рекомендаций упирается в нормы законодательства, регулирующие суммированный учет рабочего времени, т.к. на нем основаны рекомендуемые режимы. В соответствии с российским законодательством режим рабочего времени, основанный на суммированном учете, может вводиться там, где по условиям производства нельзя соблюсти установленную ежедневную или еженедельную продолжительность рабочего времени.

      Такое отношение к нестандартным режимам труда сложилось исторически. Традиционно считалось, что режим рабочего времени на предприятиях, в организациях должен строиться так, чтобы твердо соблюдалась норма рабочего времени, ежедневная или еженедельная, чтобы все работники организации работали по единому распорядку дня. Исключения допускались, когда нельзя было организовать труд с соблюдением этих правил.

      Суммированный учет рабочего времени нашел некоторое применение лишь в связи с переходом на семичасовой рабочий день в конце двадцатых -начале тридцатых годов. Именно тогда (27 мая 1929 г.) в КЗоТ была введена статья 97 1 , в соответствии с которой на тех непрерывных производствах, где по техническим условиям ежедневная семичасовая работа невозможна, допускается введение по соглашению нанимателя с соответствующим профсоюзом и с разрешения органов труда иного порядка работ с тем, чтобы средняя продолжительность нормального рабочего времени не превышала семи часов. Иначе говоря, введение суммированного учета ограничивалось непрерывным производством, к тому же устанавливался разрешительный порядок его введения.

      КЗоТ 1971 г. расширил возможности применения суммированного учета, отменив разрешительный порядок его введения, но, как уже указывалось, допускает применение такого режима лишь при определенных условиях. Это правило сдерживает развитие прогрессивных режимов труда. Поэтому проект Трудового кодекса не связывает введение суммированного учета рабочего времени с какими-либо условиями, а определяет лишь порядок его применения и предельную продолжительность учетного периода. Такое решение вопроса соответствует потребностям практики. Однако в связи с задержкой принятия кодекса следовало бы внести изменения в ст. 52 действующего КЗоТ, указав в ней на возможность введения суммированного учета по соглашению между работодателем и представителями работников с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период не превышала установленной нормы рабочего времени, и исключив из нее все дополнительные ограничения.

    Информация обновлена :25.04.2000

    Сопутствующие материалы:
    | Персоны | Книги, статьи, документы

    60 лет назад россиянам моложе 18 лет запретили трудиться больше 6 часов в сутки. Как изменялись требования к рабочему времени с XIX века до наших дней?

    ВКонтакте

    Одноклассники

    Виктория Фоменко


    Рабочая молодежь 50-х годов. Фототограф Максим Яковчук

    25 мая 1956 года вышел указ Президиума Верховного Совета СССР, устанавливающий для рабочих и служащих моложе 18 лет шестичасовой рабочий день. Тем самым после трудного военного времени был провозглашен возврат к порядкам далекого 1918 года, когда в советской стране был принят первый Кодекс законов о труде. Там, в разделе «О рабочем времени», говорилось, что «продолжительность нормального рабочего времени каждого трудящегося не может превышать 6 часов, если лицо не достигло 18-летнего возраста». Взрослым предписывалось работать не больше 8 часов в дневную смену или 7 - в ночную.

    Час за часом

    История трудового права - это история борьбы. Все послабления добывались протестами и забастовками. В этом отношении наша страна ничем не отличается от других; исторически процесс сокращения трудового дня у нее идет в среднем темпе: мы и не в лидерах, и не в отстающих.

    До конца XIX века слово «рабдень» в нашей стране было куда родственнее «рабству», чем «работе». Законом он не ограничивался и мог длиться 14-16 часов. В 1897 году под натиском волнений пролетариата - особенно постарались ткачи Морозовской мануфактуры в Иваново - рабочий день впервые законодательно ограничили 11,5 часами, а в субботу разрешалось остановиться на десяти. Выходной в семидневную неделю был всего один, а отпусков не предусматривалось вовсе. Никак не ограничивался и сверхурочный труд, что сводило всякие прочие временные ограничения на нет.

    К 1904 году под влиянием продолжавшихся протестов, однако, власти уже вынуждены были опустить планку до 10,5 рабочих часов, а к 1908-му на отдельных предприятиях Московской губернии - до 9,5 часов. Между тем в Австралии еще в 1848-м году был законодательно закреплен 8-часовой рабочий день. Американский профсоюз шахтеров добился принятия аналогичного решения в 1898-м. Локомотив потребительского и социально-правового прогресса США - компания «Форд» - перешла на восьмичасовой день в 1914-м. Однако потом Россия совершила решительный шаг вперед.

    Первомай в ноябре

    В нашей стране важнейший документ, изменивший жизнь миллионов работающих граждан, был принят спустя несколько дней после революции - 11 ноября 1917 года. Именно эту дату российским трудящимся следовало бы праздновать вместо Первомая: в этот день Совет народных комиссаров принял декрет о 8-часовом рабочем дне. К этому моменту, правда, на многих предприятиях - в частности, в Петербурге - восьмичасовка уже была введена явочным порядком. Декрет просто узаконил победу пролетариата, сделав ее законодательной нормой.

    Любопытно, что Франция прописала ту же норму на юридическом уровне только в 1936 году, стараниями левого правительства «Народного фронта»; Соединенные Штаты - в 1937-м, в рамках , а Япония - в 1947-м. Даже в Германии «сокращенный» рабочий день установился годом позже, чем в СССР - после ноябрьской революции 1918-го.

    Государство строго контролировало эти достижения. Автор «Колымских рассказов» Варлам Шаламов в 20-е годы трудился на частном кожевенном производстве в Подмосковье и позже вспоминал: «Никакой сдельщины не было тогда. Работали строго восемь часов. 45 рублей зарплаты дубильщика дали мне возможность посылать деньги домой, и покупать одежду, и платить за стол».

    В 1928-1933 годы страна дожила и до семичасового рабочего дня. Трудовая неделя при этом ограничивалась 42 часами. В начале тридцатых неделя стала пятидневной: появились два выходных вместо одного.

    Предвоенное и военное время, разумеется, продиктовало свои нормативы: в 1940 году, например, недельный объем рабочего времени опять вырос до 48 часов... А после 22 июня 1941 года нормы и вовсе фактически были отменены: руководителям разрешили вводить до трех сверхурочных часов в день. Таким образом, по закону рабочий день мог быть продлен до 11 часов, в реальности люди на военных производствах могли работать еще дольше.


    Рабочие на заводе 1943 год

    Рабочие на заводе, 1943 год. Фото: Николай Ситников/Фотохроника ТАСС

    О послаблениях думать никому тогда и в голову не приходило - фраза «На фронте тяжелей» была девизом тыла военного времени.

    11 лет на вдох и выдох

    Прошло 11 лет после Победы. Страна проделала колоссальную работу по восстановлению из руин жилого фонда, социальной инфраструктуры, народного хозяйства. И когда законы военного времени потеряли всякий смысл, власти задумались наконец об улучшении условий труда.

    1956 год стал буквально прорывным в области трудового права. По распоряжению Верховного совета было запрещено брать на работу школьников моложе 16 лет; лишь в отдельных, исключительных случаях с разрешения родителей на рабочее место мог претендовать 15-летний комсомолец. Было принято постановление о сокращении рабочего дня перед выходными и праздниками - теперь по пятницам граждане могли уйти домой раньше на час, а то и на два. Наконец, вышел указ «Об отмене судебной ответственности рабочих и служащих за самовольный уход с предприятия и прогул без уважительной причины».

    Рабочий день снова сократился до 7 часов при трудовой «шестидневке», а в начале 60-х вернулась и «пятидневка» с двумя выходными днями. В рабочей неделе осталось 42 часа.

    В 1977-м советская «брежневская» Конституция закрепила норму о 41‑часовой рабочей неделе. А был введен 40-часовой недельный предел рабочего времени. Прописанный в советском КЗоТе, он перешел по наследству к Российской Федерации.

    Три заветных восьмерки

    Долгое время символом профсоюзного движения были три восьмерки. Придумал его в 1810 году английский социалист-утопист Роберт Оуэн, который так представлял формулу идеального дня трудящегося: «8 часов - на труд, 8 - на отдых и 8 - на сон».

    С тех пор многое изменилось, притом однозначно в лучшую сторону: формально утопия Оуэна стала реальностью, а кое-где, например, во Франции, и вчерашним днем. Тем не менее борьбу граждан за трудовые права вряд ли можно считать завершенной. Новое время диктует свои порядки, и в современной России все чаще появляются сообщения о том, что работодатели заставляют своих сотрудников перерабатывать. По данным на осень 2015 года, в кризис 60% работников российских фирм и предприятий . 30% официально трудоустроенных мужчин и 23% женщин ежедневно остаются на работе дольше положенного, а еще 19% сотрудниц и 25% сотрудников жертвуют личным временем несколько раз в неделю. При этом большинство «трудовых подвигов» совершается за зарплату в 45 тысяч рублей и меньше.

    Как видим, на самом деле сегодня оуэновские «три восьмерки» - для многих еще не реальность, а мечта (скажем, Оуэн не догадывался о том, что на работу можно ехать два часа в одну сторону). Наряду с этим нельзя не признать, что XXI век - время для трудящихся куда более приятное и защищенное, чем двадцатый и тем более девятнадцатый. А систематическое, принципиальное отстаивание своих прав раз за разом приводит к успеху. По крайней мере, этому учит нас история трудовых отношений. Так что - в случае чего можем повторить.

    Исторически сложилось так, что работодатель (а в прошлом и собственник рабочей силы) стремился использовать работника максимально долго, «от рассвета до заката». В древнем мире о нормирование рабочего времени не могло быть речи.

    С развитием нормативного урегулирования трудовых отношений, с образование «фабричного права» как отрасли, регулирующей отношения наемной рабочей силы с нанимателей, да и в целом с появлением понятия «рабочее время» и «режим рабочего времени» появились и объективные предпосылки для становления института рабочего времени.

    До тех времен, как рабочее время было законодательно урегулировано и работодателю не оставалось ничего кроме как следовать норме закона во избежание административной и иной ответственности, единственным регулятором рабочего времени мог быть достигнутый результат работы. До достижения результата работник оставался на рабочем месте вне зависимости от отработанного времени.

    Итак, рассмотрим кратко как развивался институт рабочего времени в нашей стране, и чем регулировались данные отношения – ибо рассмотрение любого юридического явления в генезисе позволяет оценить тенденции развития регулирования конкретных отношений и определить является ли современное состояние правового регулирования данных отношений идеальными.

    Рабочее время наемных работников и связанные с этим отношения регулировались в дореволюционной России нормами фабричного законодательства. В 1882-86гг. был издан целый ряд фабричных законов, регулирующих наиболее острые рабочие вопросы. Отчасти причиной столь пристального внимания законодателя в проблематике рабочей жизни стали, прогремевшие на всю страну рабочие беспорядки 1875-82гг., в разных уголках Российской Империи – в Юзовке (Донецкий бассейн), в Орехове-Зуеве, Петербурге, Варшаве, Нарве .

    Первым фабричным законом стали «Правила о работе малолетних на заводах, фабриках и мануфактурах» 1882г. , устанавливающие, что к фабричным работам дети допускаются не ранее 12 лет (ст.108). Малолетние 12-15 лет не должны работать более 8 часов в сутки и 4 часов подряд (позднее допущена работа до 9 часов в день и до 4 1 / 2 часа подряд). Воспрещается ночная работа между 9 час. вечера и 5 час. утра, и работа в воскресные и праздничные дни. При этом на фабрикантов возложена обязанность тем малолетним, которые не имели свидетельства об окончании курса в начальном училище предоставлять возможность посещать школу, на что давалось 5 часа в день или 18 часов в неделю.

    Вторым законом, нормирующим рабочее время является закон от 3-го июня 1885г. о ночной работе подростков до 17-ти лет и женщин. Закон с 1 октября 1885 года воспрещал на фабриках хлопчатобумажных, полотняных и шерстяных подросткам до 17 лет и женщинам ночную работу. Опубликование закона вызвало неудовольство не только среди хозяев фабрик, но и среди многих рабочих, поскольку распространилось мнение, что воспрещение ночной работы женщин и подростков повлечет за собой вообще прекращение ночных работ и увольнение ночной смены рабочих.

    Несмотря на то, что в законе упоминались только текстильные предприятия, министру финансов было предоставлено право распространять действие закона на отрасли промышленности, в самом законе не упомянутые. Однако в связи с обращениями многих именитых промышленников и фабрикантов, в законе были сделаны значительные оговорки и исключения, позволяющие таки разрешать ночные смены женщинам и детям в определенных случаях, а также был сокращен период ночного времени с 10 вечера до 4 утра (первоначально было с 9 вечера по 5 утра) (ст.124-125).

    На протяжении нескольких лет с издания первых фабричных законов, регламентирующих трудовое время лишь определенных категорий работников (женщин и детей), велись работы по созданию общих законодательных норм рабочего времени для всех работников фабрик и мануфактур. Тем более ускорению принятия подобного закона вновь способствовали забастовки – в мае 1896г. в Санкт-Петербурге вспыхнула забастовка, постепенно охватившая до 20 петербургских бумагопрядилен и до 30 тысяч рабочих. Главнейшее требование рабочих – сокращение 12-13 часового рабочего дня до 10 1 / 2 часов.

    Закон «О продолжительности и распределении рабочего времени на заведениях фабрично-заводской промышленности» утвержден 2 июня и введен в действие осенью 1897 года.

    Закон распространял свое действие на все фабрично-заводские и горные предприятия, а также на предприятия казенные, кабинетские, на железнодорожные мастерские и на платиновые и золотые промыслы. Ночной период времени определялся от 9 ч. вечера до 5 ч. утра при односменной работе, и от 10 ч. вечера до 4 ч. утра при работе двумя и более сменами (ст.122, 123, 156 3).

    Дневной труд каждого отдельного рабочего во все дни недели, кроме субботы ограничивался 11 1 / 2 часами, в субботу – 10 часами. Если же хотя бы часть трудового времени падает на ночной период, то продолжительность работы не должна превосходить 10 часов. В воскресные дни и 17 больших праздников рабочий освобожден от работы полностью, однако по специальному соглашению работники могут выходит на работу в воскресные дни, а неправославные работники – в дни христианских праздников, которые для их веры как таковыми праздниками не являются (в обмен на выходные дни, являющиеся праздничными для их веры).

    Все перечисленное выше – общие нормы, из которых имеются многочисленные отступления и исключения. Не вдаваясь в подробности обозначим лишь, что мало было одного только закона – необходим был реальных механизм исполнения данного закона, чего в царской России не было. Закон определял количество рабочего времени, которое должен за сутки отработать каждый работник, но совершенно не регулировал, сколько по времени может и должен находиться рабочий в стенах предприятия, учитывая необходимое время отдыха, чтобы отработать положенное суточное время. То есть фактически рабочие 11 с половиной часов могли быть отработаны как за 11 с половиной часов, так и за 13, так и за 15 часов. По сути не было никакого контроля за использование рабочего труда сверх урочных. Существенным недостатком закона являлось отсутствие мер ответственности работодателя за его нарушение (хотя позднее, в 1903 году были внесены поправки, согласно которым нарушение правил о продолжении и распределении рабочего времени может служить основанием для привлечения виновных к ответственности не в административном, а в судебном порядке ). Однако при всем при этом, закон 1897 года в общем значительно сократил рабочий день тех отраслей промышленности, в которых требовался менее квалифицированный труд. Там же, где требовался более квалифицированный труд (машиностроение, типографии) нормы закона не имели практического значения.

    Далее, в 1906 году 15 ноября издан закон, нормирующий продолжительность рабочего времени ремесленников и служащих торгово-промышленных заведений. Главная норма этого закона устанавливает 10-ти часовой рабочий день для этих работников .

    Приход советской власти кардинально изменил положение «эксплуатируемых трудящихся» – той самой силы, благодаря которой, собственно, и стала возможной сама революция. Одним из первых актов нового правительства стал декрет 29 октября 1917 г. «О восьмичасовом рабочем дне» , которым определялось, что есть рабочее время: рабочим временем или числом рабочих часов в сутки считается то время, в течение которого, согласно договору найма, рабочий обязан находиться в промышленном предприятии в распоряжении заведующего оным, для исполнения работ, и закреплялось, что рабочее время, определяемое правилами внутреннего распорядка предприятий (нормальное рабочее время), не должно превышать 8 рабочих часов в сутки и 48 часов в неделю, включая сюда и время, употребляемое на чистку машин и на приведение в порядок рабочего помещения.

    Декретом достаточно подробно регламентируется то, сколько часов позволительно работать несовершеннолетним, женщинам, работникам в ночную смену, устанавливались специальные ограничения для работы в горнодобывающей промышленности. Женщины и несовершеннолетние не допускались к сверхурочным работам. Виновные в нарушении настоящего закона караются по суду лишением свободы до одного года.

    Служащим Правительственных Советских учреждений рабочий день устанавливался в 6 часов (п.15 Декрета «Об оплате труда служащих и рабочих советских учреждений» .

    Самый первый Кодекс законов о труде 1918 года содержал уже целый раздел VII «О рабочем времени». Статья 84 закрепляла, что продолжительность нормального рабочего времени каждого трудящегося не может превышать 8-ми дневных или 7-ми ночных часов.

    Продолжительность нормального рабочего времени каждого трудящегося не может превышать 6 часов:

    а) для лиц, не достигших 18-летнего возраста, и

    б) в отраслях труда, особо тяжких и неблагоприятных для здоровья.

    Интересно, что в июне 1920 года был издан специальный декрет , отменяющий все ранее изданные постановления центральных и местных органов в частях, противоречащих данному декрету. В части касательно рабочего времени это, к примеру, означало, что, норма кодекса 1918г., запрещающая ночной труд женщин – нивелировалась. Более того, общим правилом запрещалось несовершеннолетним работать ночью, но в примечании под формулировкой «в исключительных случаях» - это было дозволительно.

    Некоторое ужесточение рабочего времени было обусловлено объективными обстоятельствами – гражданской войной. Как свидетельствуют современники, «удлинение рабочего дня вводилось в милитаризованных предприятиях в форме «сверхурочных» работ, необходимость которых была ясна каждому рабочему, и также ясно было, что с прекращением гражданской войны нормальный день освободится от надстроек» . Хотя очевидно, что не только на военных производствах рабочий день был удлиненным, а порой и бессрочным.

    Далее, очередной КЗоТ 1922г. подтверждал безусловное возвращение восьмичасового рабочего дня (ст.94), при этом строго ограничил случаи применения сверхурочных. Для лиц умственного и конторского труда, за исключением тех, работа которых тесно связана с производством и торговлей установлен шестичасовой рабочий день (ст.95). Для подростков от 14 до 16 лет установлен 4-х часовой рабочий день, от 16 до 16 – 6-ти часовой. Для рабочих, занятых в особо тяжелых и вредных для здоровья отраслях производства, сокращенный рабочий день устанавливается НКТ (соответствующие списки профессий с нормой рабочего дня для каждой из них изданы НКТ в 1923г., в которые внесен ряд дополнений в 1924-26гг.). Для подземных работ шестичасовой рабочий день установлен КЗоТ (ст.95).

    Ночное время определялось периодом с 10 часов вечера до 6 часов утра.

    Комиссариата Почт и Телеграфов при советах народных комиссаров союзных республик и управлений округов связи устанавливался семичасовой рабочий день .

    Специальным Постановлением регулировалась трудовая деятельность работников с ненормированным рабочим днем. Согласно Постановлению, ненормированный рабочий день в учреждениях, предприятиях и хозяйствах может применяться:

    а) для лиц административного, управленческого, технического и хозяйственного персонала;

    б) для лиц, труд которых не поддается учету во времени (консультанты, инструкторы, агенты и пр.);

    в) для лиц, которые распределяют время для работы по своему усмотрению;

    г) для лиц, рабочее время которых по характеру работу дробится на части неопределенной длительности.

    Отметим в общем, что целью правового регулирования рабочего времени являлось в советское время, с одной стороны, обеспечение права трудящихся на отдых, с другой стороны – установление государством и соблюдение каждым работником обязательной меры труда, обеспечение рациональной организации режима рабочего времени, максимального и производительного его использования в интересах общества. В связи с этим советские законы обязывают рабочих и служащих уплотнять свой рабочий день, не допуская потерь рабочего времени .

    Период усиленной индустриализации, массового производства и усиления роли промышленности в жизни общества в целях строительства «развитого социализма» не мог не отразиться на трудовых правоотношениях. В период конца 20-х-30-е годы появляются постановления о предприятиях, переходящих на непрерывную производственную неделю. В частности выделим Постановление СНК СССР от 24.09.1929 , которым вводилась пятидневная рабочая неделя (четыре дня работы и один день отдыха) во всех предприятиях, переходящих на непрерывную производственную неделю, за исключением строительств и предприятий с сезонным характером работ.

    Особыми нормами регулировался труд советских граждан за границей (Постановление Госкомтруда СССР от 31.10.1959 №858 «Об утверждении правил об условиях труда советских работников за границей). В частности, для работников учреждений СССР за границей, находящихся в странах с жарким и влажным климатом, устанавливается шестичасовой рабочий день в определенные месяцы года.

    Существовало еще множество постановлений, регулирующих рабочее время различных категорий работников (транспорта, морских судов, медицинских работников, работников сельского хозяйства и мн. др.), устанавливающих индивидуальное рабочее время в день и в неделю.

    Знаменательным событием в жизни всех советских работников стало постановление 1967 года о планомерном переводе всех рабочих и служащих государственных, кооперативных и общественных предприятий, учреждений и организаций на пятидневную рабочую неделю (пять рабочих дней и два выходных).

    1972 год стал началом новой вехи развития трудового законодательства Советского Союза – вступил в действие новый КЗоТ . Согласно ст. 41 нормирование продолжительности рабочего времени всех рабочих и служащих осуществляется государством с участием профессиональных союзов. Нормы продолжительности рабочего времени не могут быть изменены по соглашению между администрацией предприятия, учреждения, организации с профсоюзным комитетом предприятия, учреждения, организации или с рабочими и служащими, если иное не предусмотрено законодательством.

    Нормальная продолжительность рабочего времени рабочих и служащих на предприятиях, в учреждениях, организациях не может превышать 41 часа в неделю. Для рабочих и служащих моложе восемнадцати лет устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени: в возрасте от 16 до 18 лет - 36 часов в неделю, а в возрасте от 15 до 16 лет - 24 часа в неделю.

    С 25 сентября 1992 года Кодекс законов о труде РСФСР переименовывается в Кодекс законов о труде Российской Федерации . Принципиальных изменений о рабочем времени работника не произошло, однако этим законом устанавливается 40-часовая рабочая неделя.

    Правовой основой рабочего времени сегодня является ч.5 ст.37 Конституции РФ , закрепляющая, что каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

    Установлением определенной продолжительности рабочего времени гарантируется право на отдых, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. Эти гарантии предоставляются только работающим по трудовому договору, поскольку принцип свободы труда не позволяет государству регулировать рабочее время лиц, не работающих по найму .

    Нормы, регулирующие рабочее время, включены в раздел IV Трудового кодекса РФ (в редакции 30 декабря 2006г.).

    В этих нормах устанавливаются:

    1) Понятие рабочего времени. Нормальная продолжительность рабочего времени (ст.91);

    2) Сокращенная продолжительность рабочего времени (ст.92);

    3) Неполное рабочее время (ст.93);

    4) Продолжительность ежедневной работы (смены) (ст.94);

    5) Продолжительность работы накануне нерабочих праздничных и выходных дней (ст.95);

    6) Работа в ночное время (ст.96);

    7) Работа за пределами установленной продолжительности рабочего времени (ст.97);

    8) Сверхурочная работа (ст.99);

    9) Режим рабочего времени (ст.100);

    10) Ненормированный рабочий день (ст.101);

    11) Работа в режиме гибкого рабочего времени (ст.102);

    12) Сменная работа (ст.103);

    13) Суммированный учет рабочего времени (ст.104);

    14) Разделение рабочего дня на части (ст.105).

    Кроме ТК РФ действует ряд специальных федеральных законов и иных нормативно-правовых актов, определяющих рабочее время отдельных категорий работников, рассмотрение которых будет следовать в последующих частях данной работы.

    И, безусловно, нельзя не отметить международные правовые акты, которые являются, согласно ч.4 ст.15 Конституции, неотъемлемой частью российской правовой системы.

    В международных нормах регулированию рабочего времени уделяется значительное внимание. Самая первая Конвенция №1 МОТ «О рабочем времени в промышленности» (1919г.) установила 8-часовой рабочий день и 48-часовую рабочую неделю. Превышение указанной продолжительности допускалось «при несчастном случае или угрозе такового, в случае необходимости срочных работ по ремонту машин или оборудования или в случае непреодолимой силы». Превышение также допускалось на таких работах, которые предполагают сменный график при непрерывном характере производства. Рабочее время в неделю при этом не должно было превышать 56 часов. Данная конвенция не ратифицирована нашей страной.

    Следующей стала важная Конвенция №47 МОТ «О сокращении рабочего времени до 40 часов в неделю» (1935г.) . Конвенция была ратифицирована РСФСР в 1956 году.

    Вообще следует отметить, что конвенций, направленных на урегулирование рабочего времени различных категорий работников и различных отраслей промышленности достаточно много. Однако Российской Федерацией (СССР) ратифицированы единицы.

    Конвенция №30 МОТ «О рабочем времени в торговле и в учреждениях» (1930г.);

    Конвенция №46 МОТ «О рабочем времени в угольных шахтах (пересмотренная)» (1935г.);

    Конвенция №49 МОТ «О сокращении рабочего времени на стеклодувных предприятиях» (1935г.);

    Конвенция №51 МОТ «О сокращении рабочего времени на общественных работах» (1936г.);

    Конвенция №61 МОТ «О сокращении рабочего времени в текстильной промышленности» (1937г.);

    Конвенция №153 МОТ «О продолжительности рабочего времени и периодах отдыха на дорожном транспорте» (1979г.).

    Указанные акты содержат незначительные изменения в сфере регулирования продолжительности рабочего времени по сравнению с общей Конвенцией №47 МОТ, устанавливая особенности режима и распределения времени в течение рабочего дня.

    Таким образом, как видно из вышеизложенного, процесс становление правового регулирования рабочего времени работника проделал долгий путь, чтобы соответствовать современным стандартам логичности, справедливости и законности.


    Быков А.Н. Фабричное законодательство и развитие его в России. - С.-Петербург, типография «Правда», 1909г. – с.146.

    Устав о Промышленности. Свод Законов Российской Империи. Том XI . 1896.

    Балабанов М. Фабричные законы. 1909 г. – с. 57.

    Быков А.Н. Указ соч. – с. 167. Юридический словарь. Том 2. – Гос. изд. юр. лит-ры, 1956г. – с. 297.

    Постановление СНК СССР от 24.09.1929 «О рабочем времени и времени отдыха в предприятиях и учреждениях, переходящих на непрерывную производственную неделю» // СЗ СССР, 1929 - №63 - Ст. 586.

    Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 07.03.1967 №199 «О переводе рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями // СП СССР, 1967 - №7 - Ст. 32.

    Закон РСФСР от 09.12.1971 «Об утверждении Кодекса законов о труде РСФСР» (вместе с Кодексом) // Ведомости ВС РСФСР, 1971 - №50 - Ст. 1007.

    Конвенция Международной Организации Труда №1 об ограничении рабочего времени на промышленных предприятиях до восьми часов в день и сорока восьми часов в неделю (Вашингтон, 29 октября 1919 г.) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией труда. 1919 - 1956. Т. I. - Женева, Международное бюро труда, 1991.

    Конвенция Международной Организации Труда №47 о сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю (Женева, 22 июня 1935 г.) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией труда. 1919 - 1956. Т. I. - Женева, Международное бюро труда, 1991.

    1.1 История развития института рабочего времени

    Продолжительность рабочего времени представляет собой одно из важнейших условий труда, ограничение продолжительности которого и стало первым требованием наёмных работников в борьбе за свои права. На протяжении всей истории взаимоотношений между работодателями и работниками вопросы рабочего времени оставались в центре внимания сторон.

    Впервые такое определение было дано в законодательном акте от 2 июня 1897 г. « О продолжительности и распределении в заведениях фабрично-заводской промышленности»: «…Рабочим временем или часом рабочих часов в сутки для каждого рабочего считается то время, согласно договора найма, рабочий обязан находиться в промышленном заведении и распоряжении заведующего оным для исполнения работы». Данное определение было в последующем заимствовано в постановлении Рабочего и крестьянского правительства от 29 октября 1917 г. « О восьми часовом рабочем дне, продолжительности и определении рабочего времени» Трудовое право России: Учебник / Под ред. С.П. Маврина, Е.Б. Хахлова. - М.: Юрист, 2003. - С.348-349.

    Такое определение, сложившееся в российском праве на протяжении длительного периода, получило в нашей стране широкое распространение. Однако нужно иметь ввиду, что в нем фактически отождествляются два понятия: рабочее время как таковое и его норма. Между тем, очевидно, что установленная договором или иным способом норма рабочего времени может не совпадать с фактически отработанным временем. Например, работа сверх нормы, выполненная работником, также считается рабочим временем со всеми вытекающими правовыми последствиями. С этих позиций более адекватным определением рабочего времени представляется то, которое дано в Конвенции Международной организации труда № 30, принятой ещё в 1930. согласно этой Конвенции под рабочим временем понимается период, в течение которого работник находится в распоряжении работодателя. Нужно также отметить, что аналогичные определения содержатся в Конвенциях Международной организации труда №51, 61 Конвенции и рекомендации МОТ, принятые международной организацией труда. Москва. 1997..

    Рабочее движение в России вплоть до 1917г. Выдвигало требование о восьмичасовом рабочем дне. Декрет о восьмичасовом рабочем дне был принят только после октябрьской революции - 29 октября 1917. В декрете содержалась и норма об ограничении продолжительности рабочей недели 47 часами. Кодексы законов о труде 1918, 1922 г.г., действовавшие в нашей стране, также ограничивали продолжительность ежедневной работы 8 часами. Этапным нормативным актом в регулировании продолжительности рабочего времени стал Манифест юбилейной сессии ЦИК СССР от 12 октября 1927 г., в соответствии с которым началось осуществление перехода к семичасовому рабочему дню. Уже в предвоенные годы процесс перехода на семичасовой рабочий день был остановлен и продолжительность была увеличена до восьми часов и вновь введена семидневная календарная неделя. Во время Великой Отечественной войны действовали законы военного времени. В 1960 был принят закон который устанавливал продолжительность рабочего дня не более 7 часов. О продолжительности рабочей недели в этом законе не упоминалось. Кодекс Законов о труде от 1971г. Указывал, что нормальная продолжительность труда зависит от категории трудящихся, и составляет 24 и 36 часов в неделю. Дальнейшее уменьшение продолжительности рабочего времени было осуществлено в 1991 Законом «О повышении социальных гарантий трудящихся», согласно которому продолжительность рабочего времени работников не может превышать 40 часов в неделю.

    Вывод: в этой главе были рассмотрены самые основные фрагменты развития института рабочего времени, определение рабочего времени которое дала международная организация труда, сравнение с законодательным определением рабочего времени в России, в разные исторические эпохи и т.д.

    Неполное рабочее время

    Как правило, инициатива об установлении неполного рабочего времени исходит от работника. Вместе с тем, действующее законодательство не исключает ситуации...

    Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

    Известно, что нормальная продолжительность рабочей недели не может превышать 40 ч (ст. 91 ТК). Следовательно, при определенных обстоятельствах и условиях в отдельных отраслях, организациях...

    Правовое регулирование рабочего времени

    Правовое регулирование рабочего времени по трудовому кодексу РФ: общие положения

    Правовое регулирование рабочего времени возникло сравнительно недавно, да и само понятие рабочее время отсутствовало вплоть до ХIХ века...

    Правовой статус творческого работника в РФ

    Продолжительность ежедневной работы определяется трудовым законодательством нормами о рабочем времени и времени отдыха...

    Сравнительно–правовой анализ норм, регулирующих положения о времени отдыха в Российском и зарубежном трудовом законодательстве

    Трудовое право формируется, как самостоятельная отрасль права только в 1917 году. Такой отрасли права не было в прежних системах права. Трудовые отношения регулировались обычно гражданским правом, да и то весьма кратко...



    Поделиться