Развитие речи в средней группе птицы весной. Конспект открытой деятельности по познавательному развитию в средней группе «Птицы весной

Конспект НОД по экологии в средней группе
«О чем поют птицы весной?»
Тема: «О чем поют птицы весной?».
Цель: уточнение и расширение представления детей о перелетных птицах, об их жизни в весенний период.
Задачи.
Образовательная: дать сведения о внешнем виде птиц, о звуковых сигналах, закрепить понятие «Перелетные птицы».
Развивающая: развивать интерес к жизни птиц, воображение, мышление, речь детей,обогащать их словарь.
Воспитательная: воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.
Материалы и оборудование: макет дерева с птицами, музыкальная колонка, аудиозапись голосов птиц, альбомный лист на каждого ребенка, цветная бумага, клей ПВА, ножницы, кисть,салфетка.
Ход занятия.
(Дети сидят на стульях)
Воспитатель:
Как приятно проснуться, встать,
Синее небо в окно увидать.
И снова узнать, что повсюду весна,
Что солнце и утро прекраснее сна.
Воспитатель: Ребята, сегодня я проснулась от веселого пения и перезвона птичьих голосов за окном. На улице появились птицы, которых не было зимой. Они весело и громко поют свои песни. Откуда же прилетело столько птиц?
Дети: Из теплых стран, с юга
Воспитатель: Почему птицы прилетели к нам?
Дети: Они вернулись на свою родину, наступила весна, растаял снег, стало тепло.
Воспитатель: Да, наступила весна. А какая она?
Дети: Теплая,светлая, радостная, звонкая, солнечная, Зеленая.
Воспитатель: Какие чудеса происходят весной?
Дети: Снег превращается в воду, появляются первые цветы и т.д.
Воспитатель: Но самое главное чудо-это то, что именно весной к нам прилетают наши пернатые друзья и приносят весну на своих крыльях. А вы знаете как называются птицы, которые улетают на зиму в теплые края, а весной прилетают обратно?
Дети: Перелетные.
Воспитатель: Правильно. А вы знаете почему они улетают?
Дети: Зимой холодно, голодно, птицам нечем питаться, так как все насекомые зимой спят, и т. д.
Воспитатель: Ребята, а вам бы хотелось увидеть перелетных птиц? Раньше на Руси дети становились в хоровод, и все вместе звали птиц закличкой. Давайте и мы с вами позовем их так же.
(Дети встают в хоровод)
Уж вы пташечки, щебетушечки,
Прилетайте к нам.
Весну ясную, весну красную
Принесите нам.
(Воспитатель обращает внимание детей на чудо-дерево, на котором сидят перелетные птицы).
Воспитатель: Что за чудо-дерево! Какие красивые птицы прилетели к нам! Может вы узнали каких-то птиц?
Дети: Скворец, ласточка, жаворонок, грач.
Воспитатель: Как одним словом можно назвать этих птиц?
Дети: Перелетные.
Воспитатель: А как вы догадались, что это ласточка?

Дети: У нее голова, крылья спинка черные, а грудка белая, носик маленький и острый,а хвост как две косички.
Воспитатель: А по каким признакам вы узнали скворца?

Дети: Он весь черный, клюв у него острый, а грудка в белую блестящую крапинку.
Воспитатель: Как вы узнали грача?

Дети: Он весь черный с фиолетовым отливом.
Воспитатель: А еще про грача говорят, что он открывает весну, так как грач очень рано возвращается к нам, еще даже когда не растаял снег.
Что мы можем сказать о жаворонке?

Дети: Оперение серо-коричневое с темными полосками и пятнышками, а брюшко светлое.
Воспитатель: Какие красивые, одна на другую не похожие птицы. Птицы радуют нас не только своим внешним видом, но и своим пением. Хотите послушать их пение? (Звучит аудиозапись голосов птиц) Понравилось? Какое настроение вызвало у вас пение птиц?
Дети: Радостное, веселое и т.д.
Воспитатель: А как вы думаете, о чем поют птицы весной?
Дети: Как долог был их путь домой, что они видели по дороге, как они рады вернуться на родину, о своих заботах и т.д.
Воспитатель: А кто из вас знает,какая первая забота у птиц весной? Поправить старые гнезда, построить новые. Из чего стоят гнезда птицы?
Дети: Из сухих травинок, веточек, соломинок, пушинок, лоскутков, мха и другое.
Воспитатель: А мы с вами можем им как-то помочь? Можно разложить на ветках кусочки ваты, лоскутки ткани, а также построить скворечники. Давайте выполним аппликацию «Скворечник». Проходите к столам.
(Дети приступают к выполнению аппликации, во время работы звучит запись голосов птиц.)
Воспитатель: Ребята, вы уже сделали заготовки и прежде чем приступить к наклеиванию, давайте немного отдохнем и поиграем. Встаньте. Переплетите большие пальцы и хорошо зацепите друг за друга. Для нас это будет голова птички. Остальные пальцы сложите вместе, сомкните. Это будут крылья. (Воспитатель сопровождает слова показом).
Готовы ваши птички? Тогда взлетаем и все вместе выполняем движения.
«Хочет – прямо полетит,
Хочет – в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И поет, поет, поет.
Теперь давайте продолжим работу.
(Закончив задание, дети рассматривают и оценивают свои работы.)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Какие прекрасные скворечники у вас получились. Спасибо вам, ведь птицы- наши верные и преданные друзья! А что произойдет, если птицы не вернуться к нам весной? Произойдет экологическая беда. Некому будет защищать парки, сады, леса, огороды от вредных насекомых. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат урожай хлеба, овощей, фруктов. Некому будет разносить по земле семена. Мы никогда не услышим их прекрасного пения.
Чтоб от вредных насекомых
Сады цветущие не гибли зря,
Всегда, в любое время года
Берегите всяких птиц, друзья!

Тема: «Пришла весна - прилетели птицы».

Цель: уточнить знания детей о весне и прилетающих птицах.

Задачи:

Напомнить детям о приходе весны;

Научить замечать признаки весны;

Познакомить с явлением - перелет птиц;

Расширять и обогащать словарь детей (перелёт, пернатые);

Познакомить с перелётными птицами: грачом, скворцом, соловьём;

Воспитывать любовь к живой природе, бережное отношение к птицам;

Развивать наблюдательность, внимание, мышление.

Интеграция образовательных областей: познание (формирование целостной картины мира), социализация, музыка, коммуникация.

Материал: звуковая запись: «Звуки леса», «Голоса птиц», картинки с изображением птиц: грача, скворца, соловья, скворечник.

Предварительная работа: беседы на темы: «Пришла весна», «Перелетные птицы», «Наши пернатые друзья», «Приметы весны» и др.; рассматривание иллюстраций, картин на весеннюю тему; чтение художественной литературы: Г. Ладонщиков «Весна», С. Городецкий «Как птицы учились строить гнезда», загадывание загадок про времена года, птиц; прослушивание записей «Голоса природы», «Звуки окружающего мира»; дидактические и подвижные игры: «Перелет птиц», «Совушка - сова», «Зимующие и перелётные», «Ворона и воробей».

Ход занятия.

Воспитатель с детьми входят в зал, здороваются с гостями.

Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам пришло, поздоровайтесь с ними. А теперь всё внимание на меня.

Присядьте рядышком друг с другом

Словно месяц полукругом

И послушайте загадку

Дайте правильно отгадку.

Загадка.

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою

Волшебной палочкой взмахнёт,

В лесу подснежник расцветёт.

Рыхлый снег на солнце тает

Ветерок в ветвях играет

Значит, к нам пришла (Весна).

Работа по теме:

Воспитатель:

Верно, после холодной зима пришла к нам снова весна. Сегодня мы собрались здесь, чтобы Весну - Красну встречать, первых птиц привечать. Давайте вспомним признаки весны. Поиграем в игру «Вопрос - ответ», мой вопрос, ваш ответ.

Игра «Вопрос - ответ».

Что весной голубое, высокое, чистое? (небо)

Что в небе лёгкое, белое, пушистое? (облако)

Что весной греет, светит, припекает? (солнце)

Что с крыши свисает, капает, тает? (сосулька)

Что весной темнеет, тает, водой убегает? (снег)

Что весной бежит, журчит, поёт? (ручьи)

(составляем картину)

Воспитатель:

Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием. А всё потому что, вы подобные явления наблюдали в природе. Вы назвали признаки весны, а я составила картину, давайте назовем её «Весна пришла». Глядя на нашу весеннюю картину, ребята расскажут стихи о весне.

1. что ни сутки, по минутке,

День длинней, короче ночь.

Потихоньк прогоняем

Зиму прочь.

2. Снег растаял, снег растаял,

Это новость не простая,

Это значит наступает

Настоящая Весна!

3. На солнышке согрелась ель,

Подтаяла сосна,

Идёт апрель, звенит капель

В лесу у нас весна!

4. Черемуха, черемуха

Ты что стоишь бела?

Для праздника весеннего

Для мая расцвела!

5. Последний снег в апреле тает,

Все рады солнцу и весне,

Весна в апреле прилетает, с веселой ласточкой ко мне!

Воспитатель:

Правильно, ребята, одним из главных признаков весны является возвращение птиц с теплых стран. В это долгожданное время года, на улице тепло, светло и красиво.

Светит солнце, небо ясное. Поэтому я предлагаю вам отправиться в весенний лес и послушать голоса разных птиц - тех, что зимовали в наших краях и тех, что вернулись с дальних стран (прошли под музыку, встали кругом).

Закрываем глазки и считаем до пяти

1, 2, 3, 4, 5, в лес пришли мы погулять.

Постоим мы на дорожке

Птиц послушаем немножко.

Открываем глазки. Вот, ребята, мы и оказались в весеннем лесу ( звучит звук леса и голоса птиц).

Весело и радостно поют птицы?

Почему им так весело? Чему они радуются?

Птицы рады приходу весны.

Посмотрите на нашу картину и попробуйте по ней рассказать о весне.

Весной небо голубое и чистое. На нём белые пушистые облака, по земле бегут - журчат ручьи.

А я ещё добавлю один элемент картины. Весной возвращаются перелётные птицы.

А перелётные птицы рады тому, что преодолев очень долгий и опасный путь вернулись на лето сюда.

Вот и к нам прилетели птицы. Я буду делать их описание, вы угадывать и играть роль птиц.

1. Всех прилётных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Взад-вперёд по пашне вскачь,

А зовётся птица … (грач).

(Дети рассказывают о грачах).

1. Грачи прилетают самыми первыми,

Как только растает снег на полях.

Питаются они червяками, жуками, пауками.

2. Живут грачи большими семьями - стаями

И свои гнёзда строят высоко на деревьях.

В народе есть примета: «Увидел грача - весну встречай ».

2. На шесте - дворец,

Во дворце - певец,

А зовут его … (скворец).

(Дети рассказывают о скворцах).

1. Скворцы прилетают вслед за грачами

И питаются сначала дождевыми червями,

А позже уничтожают гусениц,

Охраняют леса и сады.

2. Люди мастерят для скворцов - скворечники

И развешивают их рядом со своими домами.

3. В народе есть примета: « Увидал скворца - знай весна у крыльца».

3. Кто без нот и без свирели

Кто же это?… (соловей).

(Дети рассказывают о соловьях).

1. Соловьи прилетают, когда деревья и кустарники одеваются листьями,

Вернувшись, отыскивают старые жилища (гнёзда в кустарниках) и поют.

2. Люди любят соловья за нежную, звонкую, красивую песню.

В народе есть примета: « Соловей всю ночь поёт - к хорошей погоде».

(Дети выстраиваются в ряд).

Воспитатель:

Вот вы и превратились в птиц (надеваю на детей коронки с изображением птиц: грача, скворца, соловья).

Обратите внимание у всех птичек есть: голова, клюв, глаза, туловище покрытое перьями (потому птиц называют пернатыми), крылья, хвост и ноги.

Все птицы похожи по форме, но они разные по цвету и размеру.

Грач большой - чёрный, скворец синевато - фиолетовый поменьше, соловей коричневый - маленький.

Давайте по рассуждаем почему мы их называем перелётными птицами.

Потому что они спасаясь от зимнего голода перелетают с одного края в другой, где есть еда. От слова перелетают и произошло такое название перелётные птицы.

Мы с вами сейчас представим как происходит перелёт птичьих стай. Мы поиграем в знакомую игру « Лето и зима».

Игра «Лето - зима».

Пригреет солнце на горе, птицы сразу во дворе (дети бегут к солнышку);

Если снег на улице и погода хмурится, птицы в миг пугаются в стаи собираются

(дети бегут к снежинке),(в конце игры дети находятся около солнышка).

Воспитатель:

Вот вы птички оказались в тёплой весне, где много солнечного тепла и корма. И будете жить здесь всю весну, лето и начало осени. Не просто жить, а спасать наши сады и леса от вредителей и радовать нас своим щебетом.

Я сейчас расселю птиц по домам.

Упражнение « Рассели птиц по домам» (воспитатель расселяет детей называя птиц и давая в руки рисунок с изображением: скворцам - скворечник, грачам - гнездо на дереве, соловьям -гнёздышко в кустарнике).

А теперь подобное задание выполните вы дети, каждую птичку расселите в свой домик.

Молодцы, ребята, вы правильно справились с заданием.

Слышите, как они радостно поют для нас свои песни (запись пение птиц).

Мы должны пообещать им, что никогда не обидим не одной птички.

Давайте все вместе хором им дадим такое обещание:

Вас не будем обижать

Гнёзд не будем разорять

В клетки вас сажать не будем

Пользу вашу не забудем.

Воспитатель:

Сейчас мы сдержим обещание и подарим им вот такой домик для птиц на территории детского сада, на игровой площадке и с нетерпением будем ждать пернатых жильцов. Пора настала из леса снова возвратиться в детский сад.

3. Итог занятия:

Воспитатель: давайте скажем спасибо нашим верным друзьям - птицам, за то, что они возвращаются к нам, на свою родину.

Ребята, скажите, пожалуйста, о чём сегодня мы беседовали на занятии?

О каком времени года мы говорили?

О каких новых перелётных птицах вы узнали?

Мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали. Молодцы!

А сейчас закроим глазки. И вспомним всё, что происходило сегодня с нами (реалаксация).

Такой экскурсии весенней

Каждой был сегодня рад.

Вспомним как весну искали

Мы по солнечным шагам,

Как мы птицами летали

По неведомым краям,

Как пернатым обещали

Птичьих гнёзд не разорять.

А теперь пора настала

Снова в детский сад попасть

1, 2, 3, 4, 5, глазки открывайте

И тихонечко за мной в группу вы шагайте.

Дудина Надежда Александровна

МБДОУ «Детский сад №242», г. Новокузнецк, Кемеровская область.

Должность: воспитатель

Конспект НОД по познавательному развитию (природный мир)

Тема: «О чём поют птицы весной?» (средняя группа)

Цель: формирование и закрепление знаний о перелетных птицах.

Задачи: уточнить и расширить представления детей о перелётных птицах, об их жизни в весенний период; развивать интерес к жизни птиц, воображение, мышление, речь детей, обогащать их словарный запас; воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.

Ход занятия:

Воспитатель: Как приятно проснуться и встать,

Синее небо в окно увидать

И снова узнать, что повсюду весна,

Что солнце и утро прекраснее сна.

Я сегодня, ребята проснулась от весёлого пения и перезвона птичьих голосов за окном.

Птицы весело и громко пели свои песни. На улице столько птиц, которых зимой не было.

Откуда же прилетело столько птиц?

(из тёплых стран, с юга)

Почему птицы прилетели к нам?

(они вернулись на свою Родину, наступила весна, растаял снег, стало тепло)

Правильно, весна сменила зиму. А какая она весна?

(тёплая, светлая, радостная, звонкая, солнечная, зелёная, ласковая)

Ребята, мне кажется, что весной происходят в природе чудеса. Вам так не кажется? А какие чудеса происходят весной?

(снег тает, превращаясь в воду, появляются первые цветочки, лопаются почки и появляются маленькие листочки, земля позеленела от травки)

Но самое главное чудо - это то, что именно весной к нам прилетают наши пернатые друзья и приносят весну на крыльях.

Как называют птиц, которые улетают на зиму в тёплые края, а весной возвращаются обратно.

(перелётные)

2. ИГРА "Хорошо-плохо"

Что хорошего в том, что птицы улетают от нас?

(зимой холодно в наших краях, им негде укрыться от ветра и снега, а на юге тепло; голодно, птицам нечем питаться, т. к. не все насекомые водятся круглый год)

Что плохого в том, что птицы улетают от нас?

(мы не видим птиц, не слышим их пения; многие птицы, когда перелетают погибают в пути, не выдерживают длинной дороги)

Ребята, а вам хотелось бы увидеть перелётных птиц? Раньше на Руси дети становились в хоровод, и все вместе звали птиц закличкой.

Давайте и мы встанем с вами их также позовём.

Встают в хоровод.

Уж вы пташечки, щебетущечки,

Прилетайте к нам.

Весну ясную, весту красную

Принесите нам.

3. Обратить внимание детей на чудо-дерево, на котором сидят перелётные птицы.

Что за чудо-дерево! Какие красивые птицы прилетели к нам!

Каких птиц вы узнали?

(скворец, ласточка, грач)

Как одним словом можно назвать этих птиц?

(перелётные)

Как вы догадались что это ласточка?

(грудка белая, голова спинка чёрная. клюв маленький острый, а хвост как две косички)

По каким признакам догадались что это скворец?

(клюв острый, весь чёрный, в белую крапинку)

Какие красивые птицы, одна на другую не похожа.

Ребята, когда птицы к нам возвращаются, у них появляется первая забота. Знаете, какая? Гнёзда поправить, построить новые. Вот гнёзда готовы, какая следующая забота у перелётных птиц? (отложить яйца, вывести птенцов)

Кто заботится о птенцах? (мама, папа)

4. - Ребята, а вы птиц уже рисовали, лепили, из природного материала? А теперь попробуем из геометрических фигур выложить.

Работа у столов.

А ещё можно сделать птиц из пальчиков.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА "Птички".

Пальчики - головка, крылышки -головка.

(ладони повернуть к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены, как бы цепляясь друг за друга, большие пальцы - голова, остальные сомкнутые пальцы - крылья)

Какие чудесные птички у вас получились?

Птицы радуют нас не только своим внешним видом, чудной окраской своего оперения, но и своими пенями.

А если бы птицы могли петь так, как люди, словами, о чём бы они рассказывали в весенних песнях? (о том, как они любят свою Родину, как прекрасна и неповторима наша земля, какие чудеса они видели в дальних странах, как долог и труден был их путь, как они спешили и радовались встрече с нами).

(выражает свою радость, тревогу, страх)

Ребята, давайте представим, что мы попали на лесную полянку.

Присаживайтесь (садятся на ковёр)

Услышим мы, как в вышине

Поют свои нам песни птицы,

Поют о солнце и весне,

И о родимой стороне,

И нет их песенок чудесней.

Ребята, послушайте пение птиц и догадайтесь, какое у них настроение.

Воспитатель: Сегодня ребята вы все молодцы, работали очень активно. Мы повторили с вами то, что знали о перелетных птицах, а также узнали много нового.

4000302260center22.4.2014
330009500022.4.2014
420003175000880009408795КГУ «Винненская средняя школа»
Выполнила: Чаганова.Ш.С.
450000КГУ «Винненская средняя школа»
Выполнила: Чаганова.Ш.С.
420003175000175001870710Краса леса-Деревья.450000Краса леса-Деревья.

Технологическая карта организованной учебной деятельности.
2 младшая группа.
Образовательная область: «Познание».
Тема: « Краса леса- деревья».
Раздел: Ознакомление с окружающим миром.
Цель: Закрепить знание детей о неживой природе с помощью символов.
Расширить и углубить представление детей об окружающем мире, диких
животных и насекомых.
Развивать связную речь. Воспитывать бережное отношение к окружающему
миру.
Оборудование: Дерево, белка, лиса, птицы, пчелы, бабочка, ведро с водой и стаканы для полива, солнце.
Билингвальный компонент: лиса-түлкі, белка-тиын, птицы-құстар.
Этапы. Действия воспитателя. Ответы детей.
Мотивационно- побудительный У нас сегодня особый день. Посмотрите к нам пришли гости. Давайте мы свами по приветствуем гостей.
Здравствуй, солнышко родное!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, земля родная!
Здравствуй ты и здравствуй я!
Дети заинтересованы, эмоционально откликнулись.
Организационно – поисковый
Обращаю внимание детей на дерево, которое, приготовлено заранее.
-Посмотрите что это?
-Какой он?
-Что нужно сделать, чтобы дерево выросло высоким и красивым?
- Давайте, все вместе польем дерево. (дети встают и поливают дерево).
Ты и дня не проживешь,
Коль сока жизни не попьешь,
Нет ее, придет беда,
Всем везде нужна, она!
-Наша дерево выросла?
-А что еще нужно для дерево?
-Наверное, солнышко, посмотрите из-за тучек выглянуло солнышко. Солнышко светит ярко-ярко, что ослепила наши наше глаза. Закройте, глаза ладонями. (появляется дерево, высокое и красивое).
-Посмотрите, наше дерево выросло.
-Для чего нам нужно дерево?
-Животные, птицы, насекомые укрываются от дождя и ветра.
- А какие животные живут на дереве? Вы узнаете когда я вам загадаю загадку:
В дереве дупло,
В дупле тепло,
А кто в дупле,
Живет в тепле?
-Белка. Белка на казахском языке будет «тиын», повторите за мной.
-Катя, покажи где живет белка?
-Как называется домик, в котором живет белка?
-Дупло.
2 загадка:
Рыжая с пушистым хвостом,
Живет в лесу под деревом.
-Лиса. На казахском языке будет «түлкі», повторите за мной.
-Асылжан покажи где живет лиса?
- Как называется домик, в котором, живет лиса?
-Нора.
3 загадка:
Рук нет, а строить умеет.
- Птица.
-Правильно, это птицы. Птицы вьют гнезда на деревьях. Птицы на казахском языке, будет «құстар». Повторите за мной.
-Еще на дереве обитают насекомые, посмотрите на монитор (показываю на ноутбуке насекомых).
-Давайте, насекомых отправим на дереве что бы они жили там. Дети помещают на дерево бабочек, пчел, муравьев.
-А теперь давайте отдохнем.
Физкультминутка.
Ветер сильно вдруг подул,
Листья с дерево смахнул.
Закружились листья все,
Прилетели все к земле.

Дидактическая игра: «Дорисуй».
Цель: дорисовать листья на деревьях.
Дети рисуют листья.
-Листья какого цвета?
Выставка работ.
Встают с место и рассматривают дерево и поливают его.

Нет.
Солнышко.
Закрывают глаза руками.
Открывают глаза и смотрят с удивлением.
Отгадывают загадки.
Белка.
Показывает дупло.
Лиса. Показывает где живет лиса.
Птицы.
Показывают где живет птицы.
Смотрим на ноутбуке насекомых.
Дети отправляют на дерево насекомых.
Читают и выполняют движения.
Рисуют листья на листочке, в котором, нарисовано дерево. Выставляют свои работы.
Рефлексивно-корригирующий -Что вам понравилось на занятий?
Высказывают свое мнение, говорят, что им понравилась на занятий.

Ожидаемый результат
Знать: кто живет на дереве.
Иметь: представления о неживой природе.
Уметь: отгадывать загадки и выполнять поручения.


Приложенные файлы

Цель урока: обогащение словаря по лексической теме “Весна”.

Задачи урока:

  1. Закреплять знания о признаках весны; составлять коллективный рассказ по мнемотаблице; формировать умение образовывать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; расширять словарь за счет имен существительных – названий детенышей диких животных (медвежонок, лисята, зайчата, бельчата, волчата).
  2. Развивать общую и мелкую моторику, речевое дыхание, слуховое и зрительное внимание, память, мышление.
  3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа:

Беседы, составление рассказов о весне, наблюдение сезонных изменениях в природе, чтение художественной литературы о весне, рассматривание иллюстраций с весенними пейзажами, слушание звуков природы (журчание ручья, капель, пение птиц, звуки леса и т.д.).

Дать представление детям об изменениях в жизни диких животных весной, о перелетных птицах, используя беседы, картинки, различные игры: “Отгадаем и расскажем”, “Где же детки?”, “Узнаем маму”, “Мамы и дети”, “Отгадай по описанию” и др.

Разучивание подвижных игр, чистоговороки.

Оборудование: Мнемотаблица “Весна в лесу”, ширма, на которой изображен весенний пейзаж, желтые круги по количеству детей и по 8 прищепок желтого цвета для каждого ребенка, пособие на развитие речевого дыхания “Подснежники”, шапочки-подснежники, игрушки: большой и маленький медведи, картинки с изображением диких животных и их детенышей, звукозапись “голоса птиц”, образец для выкладывания птичьей стаи из счетных палочек, счетные палочки, предметы для имитации звуков леса, картинки-отгадки для каждого ребенка.

Ход занятия

1. Оргмомент

В: Ребята, я сейчас увидела, как к окну подлетел воробей, постучал в окно и так радостно и громко зачирикал. Интересно, что он хотел нам сообщить? Ой, посмотрите, что это там?

Дети обнаруживают конверт. Воспитатель читает письмо.

Собирайтесь скорее
В необычный поход.
Ждут вас тайны лесные,
Вдаль дорожка зовет.

Ребята, вы хотите отправиться в лес? Не за грибами, не за цветами, а за лесными чудесами! А вы знаете как надо себя вести в лесу? Расскажите. (В лесу нельзя шуметь, цветы рвать, ветки ломать, мусор бросать.) Тогда в путь!

Двигательное упражнение “В путь!

2. Основная часть

Составление рассказа “Весна в лесу”

В: Вот мы с вами и в лесу! (На мольберте вывешена мнемотаблица “Весна в лесу”.)

Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таиться?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи,
Ты же видишь мы свои!

В: В какой лес мы с вами пришли? (Мы пришли в весенний лес, красивый, сказочный, чудесный, волшебный.)

В: Какое время года изображено на картинках? (Весна.) Почему вы так решили? На этой картине в лесу лежит снег. Я думаю, что это зима. А здесь я вижу цветы. Может быть это лето?

Дети доказывают, что на картинках изображена весна, называют весенние признаки, а затем составляют рассказ.

В: Ребята, давайте составим рассказ по картинкам “Весна в лесу” (Весной ярко светит солнце. В лесу тает снег, бегут ручейки. Появляются проталины. Распускаются подснежники. На деревьях набухают почки. Возвращаются птицы с юга. Весной просыпаются медведь и еж. Дикие животные линяют. Весной у диких животных появляются детеныши.)

Игра “Солнышко лучистое”

В: Вот так чудо, я на всех картинках вижу улыбку весны. А что дарит весне улыбку? (Солнышко.) Какое солнышко весной? (Яркое, теплое, ласковое, лучистое,) Что делает солнышко? (Светит, припекает, греет.) А давайте, чтобы солнышко согревало нас еще больше, мы добавим ему лучиков.

Дети добавляют лучики – прищепки к заготовке из картона.

Развитие речевого дыхания “Подснежники”

В: Сейчас мы с вами выйдем на солнечную поляну. А раз она солнечная, то снег на ней тает как? (Быстро.) И появляются …? (Проталины.) А на проталинах…? (Подснежники) Подснежники – еще одно чудо весны. Почему они так называются? (Потому что они самые первые появляются из-под снега.)

В: Вот полянка и проталины на ней, а где же подснежники? Наверное, они спрятались за снежными комочками. Давайте, подуем на снежные комочки. (Дети дуют.)

В: Сколько подснежников появилось на солнечной полянке? (Дети считают подснежники.)

Физминутка “Подснежники просыпаются”

В: Ребята, а вы хотели бы стать весенними цветами – подснежниками.

В: Тогда на девайте шапочки-цветочки на голову. Сейчас свершится чудесное превращение. Влево – вправо повернись и в подснежник превратись.

Дети садятся на корточки и закрывают глаза.

В: Молодцы! Вы были настоящими цветочками. Влево – вправо повернись и в ребяток превратись.

В: Продолжим нашу прогулку по лесу, здесь много еще интересного. (Натыкается на снежный холмик.) А это что за чудо?

Дети приподнимают ткань, заглядывают под нее и обнаруживают там игрушечного медведя, лежащего на боку.

В: Весна давно пришла! А медведь до сих пор спит еще в берлоге! Давайте-ка разбудим его.

Чистоговорка “Весна пришла”

Игра “Мама и детеныш”

В: Медведь зашевелился! Да, это не медведь, а медведица с медвежонком. Медвежонок у медведицы родился зимой. Давайте рассмотрим медведицу с медвежонком.

В: Где здесь мама, а где ее детеныш? Как вы поняли? (Мама большая, детеныш маленький.) Правильно. Теперь я буду называть, что есть у медведицы, а вы, что есть у медвежонка.

У медведицы глаза, а у медвежонка глазки.
У медведицы нос, а у медвежонка носик.
У медведицы уши, а у медвежонка ушки.
У медведицы лапы, а у медвежонка лапки.
У медведицы хвост, а у медвежонка хвостик.
У медведицы спина, а у медвежонка спинка.
У медведицы живот, а у медвежонка животик.

Игра “У кого кто”

В: Ребята, не только у медведицы появились детеныши, но и у других лесных зверей весной появляются детеныши. Воспитатель обращает внимание детей на картинки с изображение животных и детенышей.

Назовите, у кого кто появился.

Дети называют животных и их детенышей.

(У лисицы лисята. У зайчихи зайчата. У волчицы волчата. У белки бельчата.)

Выкладывание картины из счетных палочек “Птицы летят”

В: Слышите, как чудесно поют птицы в весеннем лесу? Как называются эти птицы? (Перелетные птицы.) Почему их называют перелетными? (Потому что они осенью улетают в теплые края.) Мы все очень рады тому, что с юга к нам возвращаются перелетные птицы. Значит, весна вступает в свои права. Вот летит самая первая птичья стая. Это грачи. Они прилетают раньше всех перелетных птиц.

Воспитатель показывает детям рисунок птичьей стаи, выложенной из счетных палочек.

В: Сейчас мы с вами с помощью счетных палочек выложим целую стаю грачей. Сколько птиц на картинке? Давайте, посчитаем их. (Дети считают птиц.) Сколько палочек нужно для того, чтобы выложить одного грача? (Две палочки.)

Дети садятся за столы и выкладывают птичью стаю. Воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми.

В: Что ты выкладываешь? (Птичью стаю?) Сколько птичек надо выложить? (Пять.) Сколько палочек надо для одной птички (Две.) Как называется птица, которую выкладываешь? (Грач.)

Развитие слухового внимания “Звуки леса”

В: Весной в лесу все оживает, просыпается и наполняется тысячами различных звуков. Опустилось на землю тихое: “Ау!”

На неведомом суку вздрогнуло: “Ку-ку!”
Застучало по стволам: “Тук-тук!”
Лес встает на встречу нам: “Кто там?”

В: А теперь закройте глазки и прислушайтесь: о чем говорит лес?

Воспитатель за ширмой с помощью предметов издает звуки, имитирующие лесные шумы (журчание ручейка – переливание воды из стакана в стакан; капель – капает воду в тазик с водой; стучит молоточком по дереву – дятел; играет на свистульке – птицы поют). Дети внимательно слушают, затем показывают соответствующую картинку и говорят, что слышали.

В: Молодцы! Все правильно отгадали.

В: Вот и пришла пора прощаться с лесом и его чудесами. Нам нужно возвращаться в детский сад.

Дети прощаются с лесом, затем берутся за руки и “уходят из леса”, двигаясь за воспитателем змейкой.

3. Итог занятия

В: Где, мы, с вами побывали? (В весеннем лесу.) Какие чудеса видели в лесу? (В лесу распустились подснежники. Медведь проснулся. У диких животных появились детеныши. Прилетели птицы.) Ребята, вам понравились чудеса весеннего леса? Какое у вас настроение? Я предлагаю вам выбрать солнышко, которое подходит к вашему настроению.



Поделиться