Развитие системы электронных взаимодействий государства и населения. Образовательный портал

Развитие системы электронного взаимодействия государства и населения

Сафин Руслан Г


Данная научная работа опирается на исследования Гарифуллиной А.Ф., которая имеет ряд научных работ по данной тематике.
Электронное взаимодействие государства и населения - это система взаимодействия органов государственной власти с населением, основанная на широком применении современных информационных технологий, в том числе сети Интернет, для повышения доступности и качества государственных услуг, сокращения сроков их оказания, а также снижения административной нагрузки на граждан и организации, связанной с их получением. .
Другими словами - это система оказания государственных услуг, посредством упрощения обработки заявлений граждан и предоставления их в формате «одного окна». Электронное взаимодействие государства и населения реализуется посредством внедрения института «электронного правительства». «Электронного правительство» (e-Government) - интернет-технологии, обеспечивающие информационное взаимодействие органов власти с населением и институтами гражданского общества. .
К середине 2013 г. отставание в реализации масштабного плана перевода федеральных, региональных и муниципальных услуг на электронные рельсы на платформе ЕПГУ+СМЭВ стало хроническим и нарастало; в результате эта проблема была специально рассмотрена на заседании Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в органах власти. Председатель комиссии Д. Медведев высказал на заседании мнение, что перевод услуг в электронный вид можно ускорить за счет решения следующих задач.
  1. Формирование единой общефедеральной структуры оказания услуг, включающей как онлайновые, так и офлайновые сервисы. Под этой структурой подразумевается не только единый портал государственных услуг, на котором сегодня зарегистрировано более 4 млн. граждан, но и сеть многофункциональных центров. На момент проведения заседания было создано около 700 центров, к 2015 г. откроется около 3 тыс. Ещё один элемент — это филиальная сеть “Почты России”, естественно, при условии модернизации самих отделений, а их более 40 тыс., и обучение соответствующего персонала, чтобы он был готов к этой работе,
  2. Четкое определение понятия “предоставление услуги в электронном виде”. За ним должна стоять не веб-страница соответствующего ведомства, а “нормальный, современный, полноценный интерфейс, который упростил бы общение с чиновниками”. Интерфейс должен быть понятным не только “продвинутым” пользователям, но и обычным людям, в том числе пожилым, которые, тем не менее, пытаются осваивать электронные услуги.
  3. Создание системы, позволяющей получать государственные и муниципальные услуги на всей территории страны независимо от места жительства или пребывания.
Правительство России переименовало Правительственную комиссию по внедрению информационных технологий в деятельность органов власти. Теперь она называется Правительственная комиссия по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности; при этом существенно расширены ее полномочия.
На первом заседании переименованной Правительственной комиссии Минкомсвязи и Минэкономразвития - после обсуждения ситуации с торможением развития системы предоставления электронных услуг - был сделан вывод о том, что необходимо разработать, согласовать и утвердить “Концепцию развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде” (протокол № 1 п. 4 р. 1 от 19.09.2013). Проект Концепции 16 октября 2013 г. был представлен общественности для обсуждения на сайте Минкомсвязи .
Концепция подводит итог предыдущему развитию электронного правительства России и ставит задачи на новый период с целью оптимизации наиболее удачных и доказавших свою жизнеспособность решений. Однако вопросы семантической интеграции министерств и ведомств, создания действительно единого информационного пространства всех уровней власти, реализации бесшовных технологий проектирования и оказания электронных услуг, как представляется автору, отражены в ней невнятно, что требует более подробного рассмотрения и формулирования требований, отсутствующих в Концепции.
На 2016 год среди приоритетных задач по оптимизации электронного правительства можно обозначить:
  • повышение удобства и упрощение использования электронных услуг на портале gosuslugi.ru ;
  • популяризацию преимуществ получения госуслуг в электронном виде;
  • повышение качества процесса эксплуатации для обеспечения доступности электронных сервисов по ключевым ведомствам на уровне не ниже 97 процентов;
  • массовое распространение системы досудебного обжалования качества госуслуг (do.gosuslugi.ru).
Кроме того, на портале планируется реализовать возможность подписаться на электронные уведомления по штрафам ГИБДД и исполнительным производствам; частично завершить оптимизацию бизнес-процессов по 15 федеральным и 20 региональным услугам в электронном виде; развить инфраструктуру электронного правительства для взаимодействия с негосударственными организациями.
В целом, электронные услуги в России хоть и доступны, однако еще достаточно сложны для массового применения. Требуется время, чтобы ведомства и регионы осознали, что электронные услуги - это сочетание и технологий, и новых бизнес-процессов, и предприняли активные шаги по их оптимизации.
В первую очередь был упрощен интерфейс пользователя, что позволит увеличить число граждан, которые не только захотят воспользоваться электронными услугами, но и реализуют их на практике, то есть получат конечный результат.
Во-вторых, в новой версии обеспечена интеграция единого пароля к ЕПГУ и личному кабинету пользователя с региональными и ведомственными порталами. Так, например, будет доступен вход в личный кабинет налогоплательщика (для определенных учетных записей пользователя).
В-третьих, будет применяться новая технология "виджетов" и "открытой платформы" ЕПГУ, для того чтобы переводить электронные госуслуги на доверенные сайты ведомств и коммерческих организаций.
Таким образом, федеральные услуги станут доступны на множестве порталов, а не только на портале госуслуг. Так как технологически доступ на сторонних сайтах будет проходить через портал госуслуг, это также существенно расширит аудиторию портала.
С 1 января 2016 года у граждан появилась возможность в досудебном порядке обжаловать решения и действия, совершенные государственными служащими федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов при предоставлении государственных услуг. Сделать это можно через информационную систему досудебного обжалования, разработанную нами в рамках реализации государственной программы "Информационное общество". Система интегрирована в инфраструктуру электронного правительства и представлена отдельным порталом по адресу do.gosuslugi.ru .
В систему будут поступать жалобы, поданные непосредственно через сайты ведомств, которые предоставляют государственные услуги, а также через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг. Создание данной системы позволит централизовать все способы подачи жалоб, объединив их в единый реестр жалоб Российской Федерации, ведение которого усилит контроль за их рассмотрением. Сейчас идет процесс подключения ведомств к системе.
На сегодняшний день развитие электронного взаимодействия государства и населения в России переживает стадию становления, поэтому важно в этой среде перенимать любой позитивный опыт зарубежных стран и

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.КАК ПОСЧИТАТЬ РЕПУТАЦИЮ? ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ РАБОТНИКА КАК ЭЛЕМЕНТ ЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
Ханнанова Т.Р.
Креативная экономика . 2009. № 3 . С. 44-48.
2.КЛАСТЕРИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
Ханнанов Р.А., Ханнанова Т.Р.
Евразийский юридический журнал . 2012. № 12 (55) . С. 129-135.
3.АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЪЕКТИВАЦИИ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
Ханнанова Т.Р.
Юридические исследования . 2013. № 8 . С. 164-193.
4.НОВАЯ ПАРАДИГМА СОБСТВЕННОСТИ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
Ханнанов Р.А.
Право и политика . 2011. № 4 . С. 694-708.
5.ПРИРОДА, ПРАВО, ЮРИДИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ
Ханнанов Р.А.
Право и политика . 2009. № 5 . С. 1123-1133.
6.РАЗВИТИЕ УЧЕНИЯ О ЮРИДИЧЕСКИХ ФАКТАХ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ
Ханнанов Р.А.
Уфа, 2006.
7.ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Сафаров Р.Р., Шапошникова Р.Р.

Существует несколько определений понятия «электронное правительство» (E-Government). В официальных документах электронное правительство (ЭП) наиболее часто определяется как система информационного взаимодействия государственных органов, органов местного самоуправления и общества с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Согласно определению Gartner Group, электронное правительство - это концепция непрерывной оптимизации процесса предоставления услуг, политического участия граждан и управления путем изменения внутренних и внешних отношений при помощи технических средств, Интернета и современных СМИ.

Концепция и сам термин «электронное правительство» появились совсем недавно - в конце ХХ века, когда многие страны столкнулись с проблемой низкой эффективности работы органов государственного управления, выражающейся в больших расходах, задержках в принятии решений, плохом управлении, коррупции и т.п. В 90-х годах в США и ряде стран Европы была предложена концепция повышения эффективности работы органов государственного управления на основе внедрения ЭП, имеющего черты корпоративной информационной системы национального масштаба. Сторонники данной концепции отмечали, что между коммерческими корпорациями и государством есть много общего. Эффективные корпорации ориентированы на нужды пользователей, которые своими деньгами обеспечивают их существование. По аналогии с корпоративными задачами, первостепенная задача государства заключается в том, чтобы на деньги налогоплательщиков оптимально оказывать населению определенные услуги.

Действительно, и корпорации, и стране необходимы справедливые непротиворечивые, прозрачные и выгодные для общества правила работы сотрудников. Так же как эффективный бизнес ориентируется на нужды заказчиков, ЭП должно ориентироваться на нужды граждан, а не на собственные потребности.

Стратегия создания ЭП базировалась на следующих положениях:

  • децентрализация - передача полномочий в принятии решений на региональный и местный уровни управления с целью уменьшения затрат на централизованное принятие решений;
  • повышение ответственности государственного сектора за принимаемые решения (создание механизма, мотивирующего борьбу с коррупцией);
  • улучшение управления ресурсами, повышение эффективности использования человеческих, финансовых и других ресурсов;
  • внедрение элементов рыночных отношений, которые должны снижать затраты и повышать эффективность принятия решений;
  • использование ИКТ для управления всеми видами информации в государственном секторе.

Пионером в разработке систем ЭП являются США. В феврале 1997 года американская администрация выступила с инициативой «Совершенствование правительственной деятельности через новые технологии», которая включала ряд программ, в том числе «Открытый доступ к правительственной информации. Совершенствование через информационные технологии». В 1998 году Национальная академия наук США объявила программу грантов по теме «Электронное правительство», призванную стимулировать фундаментальные и прикладные исследования в области применения новых информационных технологий в деятельности правительственных учреждений на всех уровнях власти. В 2000 году стартовал проект «FirstGov», объединивший около 20 тыс. сайтов государственных органов различных уровней представительства с целью создания единого Интернет-портала, обеспечивающего доступ к правительственным и другим сайтам.

В Германии с 1999 года начала внедряться концепция предоставления населению безопасных онлайновых услуг, имеющих юридическую силу, на основе электронных подписей.

В Великобритании с 2000 года реализуется программа «E-citizen, e-business, e-government. A strategic framework for public service in the Information Age», которая предусматривает развитие и использование всех электронных видов сервиса: услуги могут предоставляться через Интернет, мобильную связь, цифровое телевидение, центры обслуживания вызовов.

В России в 2001 году началась разработка федеральной целевой программы «Электронная Россия на 2002-2010 годы», которая охватывает все сферы информатизации в стране, в том числе введение ЭП.

Уровни взаимодействия ЭП

Схема электронного взаимодействия государства, бизнеса и граждан представлена на рис. 1. Здесь можно выделить следующие уровни взаимодействия вышеназванных сторон:

  • C2B (customer-to-business) - между гражданами и частными компаниями;
  • B2B (business-to-business) - между частными компаниями;
  • G2C (government-to-citizen) - между государственными службами (на уровне правительства, ведомств и регионов) и гражданами;
  • G2B (government-to-business) - между государством и частными компаниями;
  • G2G (government-to-government) - между органами государственного управления.

ЭП предусматривает автоматизацию взаимодействия на уровнях G2C, G2B и G2G. Рассмотрим перспективы внедрения ЭП на данных уровнях подробнее.

Рис. 1. Схема электронного взаимодействия государства, бизнеса и граждан

Государство - бизнес (G2B/B2G)

На уровне G2B/B2G внедрение ЭП позволит сократить затраты государственных органов за счет оптимального использования технологий аутсорсинга и создать более прозрачную систему государственных закупок (eProcurement).

Единая система электронных государственных закупок предполагает создание портала, где государственные органы должны объявлять о тендерах и условиях их проведения. Это позволит решить проблему свободной конкуренции на государственные закупки и избежать деформации рынка, происходящей вследствие оказания предпочтения определенным производителям.

Бизнес-организациям, тратящим непозволительно много времени на предоставление отчетности в контролирующие госорганы, ЭП позволит перевести в онлайн следующие операции:

  • выплаты в фонды социального страхования за сотрудников;
  • уплата НДС (декларирование, уведомление о результатах проверки деклараций);
  • регистрация новых компаний;
  • предоставление информации в статистические органы;
  • подача таможенных деклараций и т.п.

Государство - государство (G2G)

ЭП позволит при помощи информационно-коммуникационных технологий установить внутренние и внешние связи между государственными органами, а также:

  • улучшить взаимодействие между правительственными учреждениями;
  • повысить эффективность обмена информацией;
  • улучшить планирование и управление на местах;
  • предоставить объективную информацию об общественном мнении;
  • формировать благоприятное для правительства общественное мнение.

Взаимодействие на уровне G2G будет осуществляться в электронной форме между ведомствами не только одного, но и разных государств. В настоящее время ряд международных организаций занимается стандартизацией форматов документов для межгосударственного взаимодействия. В частности, Европейская экономическая комиссия ООН уже разработала стандарт документов для международной торговли - UNeDocs, базирующийся на XML.

Государство - граждане (G2C/С2G)

Сейчас доведение информации до граждан в основном осуществляется через СМИ и носит нерегулярный характер. Люди не имеют возможности ознакомиться с нужными документами по мере необходимости. Система ЭП предоставит гражданам следующие возможности:

  • сократится время обращения за услугами и время предоставления услуг со стороны госорганов. Граждане смогут заходить на государственные web-узлы и заполнять формы, записываться на прием, приобретать лицензии и разрешения, подавать налоговые декларации и заявки на получение социальных льгот (оформлять пособия по безработице, на ребенка и т.п.), осуществлять поиск работы через службы занятости, оформлять персональные документы (паспорт, водительские права), регистрировать автотранспорт, свидетельства (о рождении, браке), подавать заявления на поступление в высшие учебные заведения, информировать о смене места жительства и т.п.;
  • можно будет пользоваться комплексными услугами благодаря более эффективному взаимодействию различных правительственных организаций. Гражданам не понадобится носить справки из одного ведомства в другое - достаточно будет онлайнового обращения, при котором весь дальнейший обмен документами и информацией будет происходить внутри ЭП в фиксированные сроки;
  • население сможет получать более полную информацию о государственных законах, правилах, политике и услугах. Упростится доступ к разнообразным сведениям: законопроектам, материалам слушаний в комитетах и документам по бюджету. Появится возможность следить за действиями своих выборных представителей, создавать группы влияния и высказывать свое мнение в режиме реального времени;
  • ЭП реализует концепцию прозрачного правительства, или так называемой электронной демократии (e-democracy). Рост степени прозрачности работы госорганов должен улучшить общественный контроль за работой правительства и снизить уровень коррупции. Граждане смогут более эффективно воздействовать на принятие управленческих решений в государстве. Государственные проекты будут в большей мере основаны на приоритетах, определяемых гражданами, а не исключительно правительством;
  • люди, живущие за границей, смогут участвовать в делах своего отечества. Внедрение ЭП будет способствовать развитию существующих онлайновых гражданских форумов (online citizens’ forums) и практики электронных петиций (e-petitions). Интернет будет шире использоваться для организации выборов (онлайновая регистрация избирателей, публикация результатов, применение Интернета для упрощения процесса голосования). Онлайновые выборы позволят людям голосовать практически в любом месте с помощью удобного для них устройства.

Компоненты архитектуры ЭП

Электронное правительство опирается на весьма широкий спектр технологий (рис. 2).

Рис. 2. Компоненты архитектуры электронного правительства (источник: доклад министра информационных технологий и связи Леонида Реймана «Об использовании современных информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти»)

На нижних уровнях расположена технологическая инфраструктура, которая включает телекоммуникационную инфраструктуру, среду электронного межведомственного взаимодействия, а также оснащение аппаратно-программными средствами.

Основа более высоких уровней - прикладные системы и системы предоставления сервисов населению и организациям.

Системы информационной безопасности и интеграционные системы являются компонентами, обеспечивающими эффективную деятельность федеральных органов власти.

ЭП и проблема цифрового неравенства

Одна из проблем, которую должно решить ЭП, - цифровое неравенство. Суть ее состоит в следующем:

  • низкая грамотность и отсутствие навыков работы с информацией закрывают доступ к информационному обществу для большой части населения;
  • требуемый контент может быть недоступен на родном языке (75% web-сайтов написаны на английском языке);
  • существующие системы поиска информации ориентированы на нужды состоятельных людей;
  • информационные запросы сельских и городских малоимущих слоев населения слабо представлены в Сети;
  • сельские районы имеют слабые каналы коммуникации к информационным сервисам;
  • малообеспеченные люди имеют ограниченные мобильные ресурсы для доступа к центрам культуры и науки;
  • аппаратное и программное обеспечение по-прежнему слишком дорого для населения с низким уровнем дохода;
  • информация о преимуществах Интернет-услуг изложена в основном в Сети, к которой большая часть населения не обращается.

Очевидно, что в первую очередь доступ к Интернету имеют более состоятельные слои общества. Даже в благополучной Великобритании 60% домов, подключенных к Интернету, принадлежат состоятельным гражданам.

Рис. 3 свидетельствует о том, что более 80% населения мира не имеют средств доступа к ресурсам Сети, а рис. 4 показывает, что многие подключенные к Сети граждане наталкиваются на языковой барьер, пытаясь воспользоваться необходимыми ресурсами. Подавляющее количество ресурсов Интернета доступно людям, владеющим английским языком.

Рис. 3. Доступ населения в мире к различным информационно-коммуникационным технологиям (источник: отчет «UN Global E-government Readiness Report 2005»)

Рис. 4. Соотношение пользователей Интернета, принадлежащих к англоговорящей и неанглоговорящей группам (источник: отчет «UN Global E-government Readiness Report 2005»)

Люди с более низким социальным положением имеют меньше возможностей для доступа к компьютерам и обучения работе с ПК. Поэтому поддержка так называемого электронного участия (e-inclusion) остается первоочередной задачей ЭП.

Концепция «е-inclusion» подразумевает:

  • включение в информационное общество всех граждан;
  • обеспечение эффективных и прозрачных сервисов для всех граждан;
  • помощь гражданам на основе доступа к информационным сервисам;
  • эффективное управление информацией и предоставление ее гражданам;
  • ознакомление граждан с достоинствами информационного общества;
  • создание социального и культурного равенства.

Разные слои общества имеют неодинаковый доступ к информации, что препятствует всеобщему электронному участию (рис. 5).

Рис. 5. Доступ к информации для различных слоев населения (источник: отчет «UN Global E-government Readiness Report 2005»)

Цифровое неравенство проявляется как на уровне отдельных стран, так и в мире в целом.

На рис. 6 указано количество стран, в которых реализованы те или иные сервисы ЭП. Например, онлайновые платежи услуг госорганов доступны менее чем в 50 странах.

Рис. 6. Количество стран, предлагающих те или иные услуги в области ЭП (источник: отчет «UN Global E-government Readiness Report 2005»)

Стратегия развития ЭП

Внедрение ЭП - это сложный организационный, экономический, технологический и социальный процесс, требующий значительных финансовых затрат и административных усилий. Учитывая высокую стоимость реализации национальных проектов, важно правильно определить стратегию развития ЭП. Одним из интересных исследований в данной области является опубликованный в январе текущего года доклад «Your Voice on eGovernment 2010, online public consultation», который основан на опросах специалистов (всего 403 человека из 33 стран) в области определения политики развития ЭП в Евросоюзе на период до 2010 года. Среди опрошенных 48% представляли органы государственной власти, 25% - бизнес-структуры, 13% - академические круги (университеты, институты) и 6% - неправительственные организации.

Центральный вопрос стратегии развития ЭП, фигурировавший в опросе: как необходимо внедрять ЭП - в рамках политики «широкого фронта» (road approach) или «сфокусированного фронта» (focussed approach)? Первый подход предполагает концентрацию на инфраструктурных технологиях и равномерном финансировании широкого круга проектов, второй - поэтапное введение приоритетных конкретных сервисов. Большинство участников опроса (92%) высказались за сфокусированный подход, то есть они считают, что развитие ЭП в Европе на период 2006-2010 годов должно базироваться на небольшом количестве определенных приоритетов и конкретных сервисов, имеющих большое значение для граждан. Только 7% опрошенных выступили за политику «широкого фронта».

Следующий вопрос опроса касался определения приоритетов в развитии ЭП. На рис. 7 показано распределение ответов на вопрос, какие меры должны быть предприняты для формирования эффективного ЭП.

Рис. 7. Распределение ответов на вопрос: какие меры должны быть предприняты для формирования эффективного ЭП? Количество респондентов - 238 (источник: Your Voice on eGovernment 2010, online public consultation; report Jan 2006)

На табл. 1 и 2 представлено распределение ответов на следующий вопрос: какие барьеры препятствуют формированию эффективного ЭП и какие сервисы должны быть реализованы в сфере G2C до 2010 года? Рис. 8 показывает отношение респондентов к перспективе реализации электронной демократии силами ЭП.

Рис. 8. Распределение ответов на вопрос: могут ли технологии ЭП решить проблему дефицита демократии? Количество респондентов - 202 (источник: Your Voice on eGovernment 2010, online public consultation; report Jan 2006)

Таблица 1. Распределение ответов на вопрос: какие барьеры препятствуют формированию эффективного ЭП? Количество респондентов - 238 (источник: Your Voice on eGovernment 2010, online public consultation; report Jan 2006)

Таблица 2. Распределение ответов на вопрос: какие сервисы должны быть реализованы в сфере G2C до 2010 года? Количество респондентов - 207 (источник: Your Voice on eGovernment 2010, online public consultation; report Jan 2006)

Индекс зрелости ЭП (E-government Readiness Index)

Как уже было отмечено, в разных странах уровень развития ЭП различен. О том, какие страны находятся в авангарде, а какие пока предоставляют своим гражданам менее комфортные сервисы, дается ответ в масштабном исследовании «UN Global E-government Readiness Report 2005 From E-government to E-inclusion», проведенном специалистами ООН. Главным показателем зрелости ЭП в том или ином государстве является E-government Readiness Index - комплексный индекс, базирующийся на следующих трех компонентах:

  • индекс web-услуг (Web measure Index), определяющий степень развитости web-услуг со стороны ЭП;
  • индекс телекоммуникационной инфраструктуры (Telecommunication Infrastructure index), оценивающий степень оснащенности граждан средствами ИКТ;
  • индекс человеческого «капитала» (Human Capital index), показывающий, насколько образованы граждане и готовы ли они пользоваться информационными услугами.

Рассмотрим каждый из этих индексов подробнее.

Индекс web-услуг

Индекс использования web рассчитывается по пяти категориям (стадиям), исходя из полноты представления сервисов через web-интерфейс.

  1. Начальное присутствие (Emerging presence). На этой стадии в web-пространстве должна быть доступна базовая информация о правительстве. Это может быть официальный web-сайт, где присутствуют ссылки на министерства и государственные департаменты (образования, здравоохранения, соцобеспечения, труда, финансов и т.п.), ссылки на региональные правительства, а также выложены некоторые архивные документы, преимущественно в статическом виде.
  2. Улучшенное присутствие (Enhanced presence). На данной стадии через web-интерфейс доступны не только архивные, но и текущие оперативные данные о нормативных актах, распоряжениях, постановлениях, отчеты, новостные письма, скачиваемые базы данных и т.п., при этом имеются карта сайта и поисковые механизмы. Приводится набор документов, раскрывающий политику государства на перспективу (в области развития информатизации, соцобеспечения, здравоохранения и т.п.). На данной стадии информация по-прежнему доступна в одном направлении - от ЭП к гражданам.
  3. Интерактивное присутствие (Interactive presence). На этой стадии онлайновые сервисы приобретают интерактивность. Появляются возможности скачивать формы для уплаты налогов или обновления лицензий, запрашивать аудио- и видеоинформацию по тем или иным выступлениям и обсуждениям, участвовать в онлайновых дискуссиях в реальном времени. К госчиновникам можно обратиться по электронной почте, факсу и телефону. Сайт регулярно обновляется, пользователям выдается оперативная информация.
  4. Транзакционное присутствие (Transactional presence). На данной стадии реализовано двустороннее взаимодействие между гражданами и государством. Появляется возможность оплаты налогов, подачи заявок на предоставление ID-карт, свидетельств о рождении и паспортов, обновления лицензий. На этой стадии граждане получают возможность оплачивать штрафы за нарушение правил дорожного движения и почтовые посылки. Они могут принимать участие в торгах, используя защищенные каналы связи.
  5. Сетевое присутствие (Networked presence). Для этой стадии характерна интеграция взаимодействия на уровнях G2G, G2C и C2G. Правительство способствует привлечению граждан к процессу принятия решений и двустороннему открытому диалогу на базе интерактивных сервисов, таких как заполнение web-анкет, онлайновых обсуждений и т.п.

Десятка стран - лидеров по присутствию правительства в web-пространстве и десятка стран, имеющих обобщенный показатель web-присутствия, соизмеримый с аналогичным показателем в России, приведены в табл. 3 и 4.

Таблица 3. Десятка стран - лидеров по присутствию правительства в web-пространстве (степень полноты по стадиям, %) (

Формирование электронного правительства предполагает комплексное решение следующих задач:

· полная автоматизация государственного управления на базе современных информационных технологий;

· осуществление реформы институтов государственного управления;

· обеспечение правительственного веб-присутствия;

· достижение высокого уровня телекоммуникационной инфраструктуры;

· повышение уровня готовности населения к пользованию информационными услугами.

В свою очередь, правительственное веб-присутствие (согласно классификации Европейской комиссии) характеризуется последовательным прохождением пяти этапов:

1. Информационный (Information) -- означает 20%-ное веб-присутствие и предполагает создание регулярно обновляемых правительственных веб-сайтов с публикацией на них основной правительственной информации (нормативные акты, распоряжения, постановления и пр.) ссылок на министерства и государственные департаменты (образования, здравоохранения, финансов и т.п.).

2. Интерактивный односторонний (One way interaction) -- предполагает 40%-ное веб-присутствие и заключается в организации пассивного взаимодействия между клиентами и правительством. Он подразумевает, например, предоставление доступа в электронной форме к различным формулярам документов, которые требуются гражданам и бизнесу для взаимодействия с государством. Нужную форму можно распечатать, но отправлять ее придется традиционным образом, а не через Интернет. Или, например, поиск вакансий в государственных организациях на основе заданных пользователем критериев.

3. Интерактивный двусторонний (Two way interaction) -- означает 60%-ное веб-присутствие и реализуется посредством интерактивного двустороннего взаимодействия. На этой стадии онлайновые сервисы приобретают интерактивность и появляется возможность запрашивать информацию по тем или иным выступлениям и обсуждениям, обращаться к госчиновникам по электронной почте, участвовать в онлайновых дискуссиях или оставлять комментарии на досках сообщений и т.п.

4. Транзакционный (Transaction) -- предполагает 80%-ное веб-присутствие и характеризуется транзакционным взаимодействием, благодаря чему возможно предоставление услуг, выполнимых в онлайне на всех стадиях. Примером может служить подача заявок в электронной форме на получение лицензий на ведение профессиональной деятельности, подача налоговых деклараций, заявлений на обмен документов и т.п. На данном этапе одной из серьезных проблем становится обеспечение безопасности работы.

5. Проактивный (Targetisation) -- означает 100%-ное веб-присутствие и отличается тем, что правительство не только предоставляет гражданам и коммерческим структурам сервисные услуги, но и привлекает граждан к принятию решений и двустороннему диалогу на базе интерактивных сервисов. Шляхтина С. Интернет в цифрах и фактах / С. Шляхтина // Компьютер пресс. - 2003. - №2. - . 8-19

В целом «электронное правительство» определяется как специализированная комплексная система взаимодействия структур исполнительной власти с гражданами, гражданским обществом и бизнес-структурами посредством Интернета. Можно выделить следующие уровни взаимодействия:

C2B (customer-to-business) -- между гражданами и частными компаниями;

B2B (business-to-business) -- между частными компаниями;

G2C (government-to-citizen) -- между государственными службами (на уровне правительства, ведомств и регионов) и гражданами;

G2B (government-to-business) -- между государством и частными компаниями;

G2G (government-to-government) -- между органами государственного управления. Прохоров. А. Электронное правительство в цифрах и фактах / А. Прохоров // Компьютер-пресс. - 2006. - №5. - С. С.144-150

В концепции «электронного государства» вся система органов исполнительной власти, функционирует как единая сервисная организация, предназначенная для оказания услуг населению. Деятельность «e-government» должна быть достаточно открытой, информационно прозрачной и доступной для граждан. Особое внимание уделяется принципу обратной связи, скорости и качеству предоставления услуг, посредством широко использования централизованных систем Интернета. Все это призвано повысить как качество оказания государством услуг населению, так и эффективность функционирования самого правительства. Ирхин Ю.В. «Электронное правительство»: теория и практика// Государственная служба. -- 2008 . -- N 4. - 163-173

Процесс становления системы «e-government» можно условно разделить на три основные стадии-направления: «публичность», «участие» и «онлайн-транзакции».

«Публичность» - означает использование новейших коммуникационных технологий для расширения доступа граждан и институтов гражданского общества к интересующей их информации органов государственной власти и местного самоуправления.

«Участие» - подразумевает расширение возможностей участия граждан в управлении государственными и общественными делами на всех уровнях власти и на протяжении цикла подготовки и принятия политических решений. Она предполагает публикацию на соответствующих сайтах государственных и муниципальных структур контактных адресов электронной почты, а также форм для обратной связи.

«Онлайн-транзакции» - обеспечивают предоставление услуг государственных и муниципальных учреждений через Интернет - оплату коммунальных платежей, заполнение налоговых деклараций и сбор налогов, регистрацию общественных объединений, а в перспективе - предпринимателей без образования юридического лица, предприятий малого бизнеса и др. На этой стадии формируется «информационная экономика», которая представляет собой новую ступень с точки зрения экономического эффекта, получаемого в результате постоянного интерактивного функционирования государственных порталов.

Преимущества электронного государства очевидны - упрощение бюрократических процедур, значительное сокращение сроков при оформлении необходимых документов, обеспечение легко верифицируемой, строгой налоговой подотчетности юридических и физических лиц посредством введения унифицированной системы электронного учета, повышение уровня бюджетных поступлений, сокращение масштабов коррупции и, соответственно, рост доверия граждан к институтам власти Василенко Л.А. Интернет в информатизации государственной службы России. М., РАГС, 2000; Ирхин Ю.В. «Электронное правительство»: теория и практика// Государственная служба. -- 2008 . -- N 4. - 163-173; Купряшин Г.Л., Соловьев А.И. Государственный менеджмент, (Раздел "Электронное правительство"). М., 2004. .

Для реорганизации системы государственного управления в парадигме «e-government» необходим ряд условий. Среди них:

1. Принятие соответствующих государственных решений;

2. Достаточный уровень «интернетизации» общества (не менее 30% самодеятельного населения страны и большинства государственных институтов);

3. Разработка рациональной, концепции «e-government» и создание необходимых информационно-технологических предпосылок и электронных форм (документов, подписи и др.), финансового обеспечения, подготовки новых кадров в алгоритме данного правительства;

4. Учет сложнейших социальных и административно-правовых проблем, возникающие при внедрении новых электронно-организационных управленческих моделей в жизнь, традиций развития общества, особенностей его управления, бюрократии;

5. Снятие узко-технологических подходов при формировании и деятельности «электронного государства» («информационные технологии решат все проблемы»),

6. Преодоление возможностей его использования в антиобщественных целях;

7. Рационально-критическое использование накопленного зарубежного опыта Ирхин Ю.В. «Электронное правительство»: теория и практика// Государственная служба. -- 2008 . -- N 4. - 163-173.

С. Шляхтина в своей работе выделяет следующие условия:

· реорганизация внутренних структур и процессов госучреждений посредством автоматизации процессов и с учетом принципов подотчетности, прозрачности и оперативности;

· безопасный доступ к услугам (развертывание систем удостоверения личности, поддержка политики безопасности и пр.), без чего развитие онлайновых сервисов обречено на провал;

· использование широкого спектра каналов для эффективного оказания услуг, причем инновационные каналы (компьютер, мобильный телефон, цифровой телевизор и т.д.) должны не исключать, а дополнять традиционные, так как не все категории населения (например, пожилые люди) пожелают перейти на новые способы получения услуг;

· стандартизация услуг на основании международных стандартов и поддержки многоязычности, поскольку услуги должны быть доступны всем гражданам независимо от их национальной принадлежности, языка общения, места проживания и т.д.;

· удобство и поддержка, так как получение услуг должно быть рассчитано на все категории населения (независимо от уровня образования, навыков, физических способностей и т.д.), при этом граждане должны иметь возможность в любой момент проконсультироваться на предмет получения услуги.

Веб-сайты государственных органов - это не дань моде, они несут большую информационно-правовую нагрузку. Как справедливо отмечает И. Бачило, в условиях «информационного общества... особое значение приобретает вопрос о прозрачности деятельности органов исполнительной власти. Эти обстоятельства должны повлиять на состояние информационной и государственной безопасности в целом, на реальность института ответственности как органов государственной власти, так и государственных служащих» Бачило ИЛ. Информационное право. -- М., 2001. .

Государственные органы становятся более открытыми и доступными для общества, ориентированными на граждан. В условиях «электронного государства» общество получает не только широкий доступ к информации, но и возможность влиять на процесс принятия государственных решений, принимать в их подготовке интерактивное участие, что в конечном счете также повышает прозрачность работы государственного сектора. «Электронное государство» в целом создает новые возможности для развития демократии. Это чрезвычайно важно в условиях, когда «глобализация процесса демократизации мира сопровождается проблемой кризиса современной демократии», выражающейся «в исчерпанности возможностей саморазвития демократии, ее прогресса» Ковлер А.И. Кризис демократии?- М., 1997. .

Таким образом, электронное государство (электронное правительство, e-government) представляет собой интернет-технологии, обеспечивающие информационное взаимодействие органов власти с населением и институтами гражданского общества. Оно появилось в конце XX века в связи с низкой эффективностью работы органов государственной власти. Процесс становления системы «электронного государства» можно условно разделить на три основные стадии-направления: «публичность», «участие» и «онлайн-транзакции». Электронное государство представляет собой систему взаимодействия структур исполнительной власти с гражданами, гражданским обществом и бизнес-структурами посредством Интернета.

Основными чертами электронного государства являются внедрение ИКТ в деятельность правительств различных стран, открытость и доступность государственной информации, принцип обратной связи между населением и органами государственной власти, ответственность государства за принимаемые решения, децентрализация власти.



Поделиться