Развитие системы электронных взаимодействий государства и населения. «Электронное правительство» как современный институт взаимодействия государства с обществом

Riverbed Technology специализируется на решениях, помогающих повысить производительность корпоративной ИТ инфраструктуры. Семейство решений Riverbed по оптимизации работы сети WAN помогает компаниям избавиться от стандартных технологических ограничений за счет увеличения производительности своих приложений, обеспечения возможности консолидации и повышения доступности корпоративных сетей и приложений – при этом устраняя необходимость расширения каналов связи, модернизации систем хранения данных или серверов. Тысячи территориально распределенных компаний используют решения Riverbed для ускорения работы своей ИТ инфраструктуры, ее удешевления и повышения гибкости.

В целях оптимизации защиты данных Riverbed сотрудничает с ведущими поставщиками систем хранения данных, в том числе с Dell EqualLogic , Double-Take Software , Hitachi Data Systems , , IBM , NetApp и Symantec .

Среди клиентов Riverbed - более 24 000 компаний, 97 % которых входят Fortune 100, а 95 % -- в Forbes Global 100.

Продукция компании

  • SteelApp - контролер доставки приложений (Application Delivery Controller), ADC
  • SteelHead - решение для WAN-оптимизации
  • SteelFusion - решение для создания конвергентной инфраструктуры
  • SteelStore - облачное резервное хранилище
  • SteelCentral - управление и контроль производительности

Бизнес в России

2015: Александр Стулов глава представительства в РФ и странах СНГ

В мае 2015 года было объявлено о назначении нового главы представительства компании в России и странах СНГ. Им стал Стулов Александр Валентинович .

История

2018: Пол Монтфорд - новый гендиректор Riverbed

В начале апреля 2018 года компания Riverbed Technology, предлагающая системы для повышения производительности корпоративной ИТ-инфраструктуры , сообщила о смене генерального директора. Им назначен Пол Монтфорд вместо соучредителя Джерри М. Кеннелли (Jerry M. Kennelly), который официально покинет компанию в апреле. Подробнее .

2016

Поглощение компании Aternity

28 июля 2016 года Riverbed Technology объявила о покупке Aternity , ведущего поставщика решений для мониторинга взаимодействия конечного пользователя и контроля производительности приложений. Приобретение расширит линейку продуктов Riverbed SteelCentral для сквозной видимости управления производительностью сети, приложений и опытом конечного пользователя.

«Aternity - стратегически важная покупка для компании Riverbed. Их инновационное предложение для мониторинга опыта конечного пользователя идеально дополняет и расширяет наши решения линейки SteelCentral, - комментирует сделку Джерри М. Кеннелли, председатель совета директоров и главный исполнительный директор компании Riverbed. - Вслед за повышением использования мобильных устройств, виртуальных рабочих столов и облаков возможность управлять опытом конечного пользователя становится все более важной и сложной задачей для ИТ-отделов. Благодаря этому приобретению, Riverbed и наши партнеры получат уникальную возможность обеспечивать ИТ-директоров и организации полной видимостью работы сетей, приложений и конечных пользователей в одном решении».

Проверенная технология Aternity помогает компаниям видеть весь процесс взаимодействия пользователей с каждым приложением, запущенным на любом устройстве, создавая точку обзора производительности приложения от лица пользователя. Этой функции нет во многих более узконаправленных инструментах мониторинга производительности сети или приложений, которые имеются на рынке. Трансформируя каждое устройство - физическое, виртуальное и мобильное - в платформу самомониторинга, которая учитывает пользовательский опыт, организации получают возможность проактивного управления ИТ, ориентированного на потребности конечного пользователя, которое значительно уменьшает число остановок в работе бизнеса и увеличивает продуктивность сотрудников.

Этот уровень видимости становится все более важным, так как ради гибкости операций, ускорения внедрения приложений и сокращения издержек компании начинают совмещать публичные и частные облака. В результате образуется гибридная ИТ-среда, в которой приложения и данные распределены по гетерогенным операционным системам, многочисленным ЦОДам и облачным средам, таким как Microsoft Azure и AWS .

«Организации все активнее внедряют у себя гибридные ИТ-среды для улучшения работы и уменьшения издержек при управлении инфраструктурой, - говорит Майк Сарджент (Mike Sargent), старший вице-президент и генеральный директор бизнес-подразделения Riverbed SteelCentral. Анализируя эффективность работы приложений и устройств с точки зрения пользователя, Aternity дает компаниям возможность проактивного управления ИТ-средами и способствует продуктивности работы сотрудников. Этот важный функционал в сочетании с возможностями SteelCentral обеспечит компании самым мощным и полным решением в отрасли по мониторингу производительности сети».
«По прогнозам IDC , мировой рынок APM и облачных сервисов SaaS в 2016 году составит более 3,1 млрд долларов . Такому росту в большей степени способствует цифровая трансформация и развитие мобильных, социальных и веб-приложений, - объясняет Мэри Джонстон Тернер, вице-президент аналитического агентства IDC. Приобретение Aternity – отличная возможность для Riverbed, которая позволит компании предложить своим клиентам новые средства для ускорения работы бизнеса и увеличения производительности».

Эта сделка поддерживает новое направление развития решения Riverbed SteelCentral, которое недавно было значительно улучшено в области облачного мониторинга производительности приложений и оснащено новыми функциями, позволяющими ускорить выполнение бизнес-процессов и увеличить продуктивность работы.

Ожидалось, что приобретение Aternity будет завершено в августе 2016 года. Финансовые условия сделки не разглашаются.

Поглощение Ocedo

В январе 2016 года Riverbed приобрела компанию Ocedo , которое позволило в апреле вывести на рынок решение для SD-WAN (программно-определяемой WAN сети), учитывающее специфические особенности приложений, - SteelConnect.

SteelCentral меняет способ работы ИТ-отделов, обеспечивая их технологиями управления производительностью сети, представленными в одном решении, и помогает улучшить видимость доставки приложений, обнаруживать и исправлять проблемы до того, как они отразятся на работе конечных пользователей и производительности бизнеса.

2014: Thoma Bravo и Teachers" Private Capital купили Riverbed

В декабре 214 года компания Riverbed Technology объявила о приобретении Thoma Bravo , частным инвестиционным фондом, и Teachers" Private Capital, инвестиционным подразделением Пенсионного фонда учителей Онтарио. По условиям соглашения акционеры компании Riverbed получат 21 доллар за акцию наличными, что в общей сложности составляет $3,6 млрд. Соглашение было единогласно принято cоветом директоров компании Riverbed после всестороннего анализа стратегических и финансовых альтернативных решений, опубликованных компанией в октябре 2014 года.

Исполнительный директор компании Riverbed Джерри Кеннелли останется в компании в той же должности. Сделка, которую предполагается завершить в первой половине 2015 года, должна быть утверждена акционерами Riverbed, одобрена контролирующими органами, включая антимонопольные проверки в США, Германии и Тайване, необходимо пройти проверку и получить одобрение Комитета зарубежных инвестиций в США и выполнить другие общепринятые условия закрытия сделки. Не существует никаких финансовых ограничений, связанных с предложенным соглашением.

Компании Qatalyst Partners, Goldman и Sachs & Co. выступают в качестве финансовых консультантов компании Riverbed, а профессиональная корпорация Wilson Sonsini Goodrich & Rosati - в качестве консультанта по правовым вопросам. Компания Kirkland & Ellis консультирует компанию Thoma Bravo по правовым вопросам.

Весной 2015 года частный инвестиционный фонд Thoma Bravo и инвестиционное подразделение Пенсионного фонда учителей Онтарио (Teachers" Private Capital) подписали окончательное соглашение о приобретении компании Riverbed Technology, лидера в области внедрения и поддержки инфраструктуры управления производительностью приложений. Стоимость сделки составила около 3,5 миллиардов долларов США. Каждый из акционеров компании Riverbed получит 21 доллар за акцию наличными. В связи с закрытием сделки компания Riverbed прекратила торговлю акциями на бирже NASDAQ под биржевым кодом RVBD.

В качестве финансовых консультантов компании Riverbed выступили компании Qatalyst Partners, Goldman, Sachs & Co. В качестве консультанта по правовым вопросам - профессиональная корпорация Wilson Sonsini Goodrich & Rosati. Юридическим советником по сделке для фонда Thoma Bravo стала компания Kirkland & Ellis, финансовыми советниками - компании Barclays, Citigroup, Credit Suisse и Morgan Stanley.

В течение последнего десятилетия компания «Термококс» на практике реализует новую концепцию использования низкосортных углей (низкой степени метаморфизма).

Суть ее заключается в том, что с точки зрения экономической и экологической эффективности целесообразно газифицировать или сжигать только летучие компоненты угля, а полученный коксовый остаток использовать как специализированное технологическое и металлургическое топливо более высокого класса, углеродистый восстановитель и сорбент. Таким образом, из дешевого угля экологически чистым способом производится два продукта с высокой потребительской стоимостью. Продажа только одного из них позволяет компенсировать практически все эксплуатационные затраты производственного цикла. В этом случае условная расчетная себестоимость второго продукта оказывается близкой к нулю.

Компания «Термококс» разработала серию энерготехнологических процессов переработки угля, объединенных под общей зарегистрированной торговой маркой ТЕРМОКОКС®, в рамках которых обеспечивается положительный экономический эффект комбинированного производства. Технологии серии ТЕРМОКОКС ориентированы на использование дешевых низкосортных углей, что обеспечивает им беспрецедентное экономическое преимущество. Важно отметить, что большинство этих технологий прошло успешную апробацию на опытно-промышленном уровне.

Технологии ТЕРМОКОКС отличаются высокими экологическими показателями. В цикле полностью отсутствуют золошлаковые отходы и сточные воды. Выбросы при сжигании газа из угля на порядок чище, чем выбросы традиционных процессов сжигания угля.

Сочетание всех особенностей технологий ТЕРМОКОКС выводит их на новый, прорывной уровень использования дешевых углей с кратным увеличением экономической и экологической эффективности. Линейка технологий ТЕРМОКОКС на данный момент представлена четырьмя позициями:

ТЕРМОКОКС-СГ

Целевой продукт: горючий газ из угля

Технология ТЕРМОКОКС-СГ является исторически первой разработкой компании «Термококс», относящейся к началу 90-х годов. Она предполагает полную газификацию угля в слоевых реакторах с обращенным дутьем.

При определенном режиме воздушной газификации фракционированный уголь полностью превращается в горючий газ, от угля остается только зольный остаток. ТЕРМОКОКС-СГ относится к классу автотермических технологий, что радикально снижает удельные энергозатраты на производство горючего газа. Применение технологии ТЕРМОКОКС-СГ дает значительный экономический эффект при переводе энергетических или технологических установок с дорогих видов топлива – топочного мазута, дизтоплива, пропан-бутановой смеси и природного газа – на газ из угля. Удельные капитальные затраты зависят от индивидуальных условий исполнения блока газификации угля и составляют примерно 40 USD/кВт установленной мощности по газу. Как и все процессы данной серии, ТЕРМОКОКС-СГ имеет ряд преимуществ по сравнению с другими процессами термической переработки угля.

  1. Экологическая безопасность. Органические соединения угля подвергаются полной газификации внутри аппарата, и поэтому газ не содержит смолистых веществ. Вследствие низкой скорости фильтрации нет выноса твердых частиц из слоя – аппарат работает как зернистый фильтр. Поэтому горючий газ можно использовать без предварительной очистки.
    При его сжигании удельные выбросы NOх, SOх, CO и пыли в 10-30 раз (по разным компонентам) ниже, чем у угольной котельной или ТЭЦ (это подтверждено инструментальными замерами природоохранной службы на действующих промышленных установках) и ниже действующих нормативов. В отличие от традиционных технологий сжигания угля, в процессе ТЕРМОКОКС-СГ исключена эмиссия вредных полиароматических углеводородов, в том числе бензапирена, оказывающего очень сильное канцерогенное и мутагенное действие. В технологии не используется вода и не производится конденсация продуктов термического разложения, следовательно, отсутствуют технологические сточные воды.
  2. Возможность переработки мелкозернистых углей
  3. Простота аппаратурного оформления и надежность оборудования, благодаря чему удельные капитальные и эксплуатационные затраты ниже, чем в других технологиях полной газификации угля.

Установка для получения горючего газа из угля для сушки зерна (Балахта, Красноярский край)

ТЕРМОКОКС-С

Целевые продукты: термококс и горючий газ

Технология ТЕРМОКОКС-С представляет собой частичную газификацию (карбонизацию) угля в слоевых аппаратах шахтного типа с обращённым воздушным дутьем.

Принципиальная схема предельно проста: в реактор, наполненный фракционированным углем, подается воздух, который в результате газификации органической части угля превращается в горючий газ. Твёрдый продукт – термококс, в зависимости от технологических параметров процесса представляет собой среднетемпературный кокс или углеродный сорбент.

Переработка сырья осуществляется в точно таких же аппаратах, как и при полной газификации угля (технология ТЕРМОКОКС-СГ). Различие заключается только в технологических режимах. Автотермическая схема радикально снижает удельные энергозатраты на производство целевых продуктов, поскольку необходимая для разложения угля энергия производится непосредственно внутри реактора. Коэффициент полезного использования энергии угля составляет около 96%. Промышленное предприятие по данной технологии построено в г. Красноярске ещё в 1996 году (завод активированных углей ЗАО «Сорбентуголь», с 2000 года – ЗАО «Карбоника-Ф»).
Технология ТЕРМОКОКС-С имеет ряд преимуществ по сравнению с другими процессами термической переработки угля.

  1. Высокое качество твёрдого продукта (среднетемпературного кокса или углеродного сорбента) – низкий остаточный выход летучих веществ (2-10% в зависимости от типа угля и режимных параметров процесса), высокие калорийность (до 7000 ккал/кг) и реакционная способность, высокое электросопротивление, что особенно важно для электрометаллургических процессов.
  2. Экологическая безопасность. Горючий газ не содержит смолистых веществ. Вследствие низкой скорости фильтрации нет выноса твёрдых частиц из слоя – аппарат работает как зернистый фильтр. Поэтому горючий газ можно использовать без предварительной очистки. При его сжигании удельные выбросы NOх, SOх, CO в 10-30 раз (по разным компонентам) ниже, чем фактические выбросы угольной котельной или ТЭЦ (это подтверждено инструментальными замерами природоохранной службы на действующих промышленных установках) и радикально ниже действующих нормативов. В отличие от традиционного сжигания или коксования угля, в технологии ТЕРМОКОКС-С нет эмиссии исключительно вредных полиароматических углеводородов, в том числе бензапирена, оказывающего очень сильное канцерогенное и мутагенное действие. В технологии не используется вода и не производится конденсация продуктов термического разложения, следовательно, отсутствуют технологические сточные воды.
  3. Возможность переработки мелкозернистых углей.
  4. Простота аппаратурного оформления и надежность оборудования благодаря чему удельные капитальные и эксплуатационные затраты ниже, чем в других технологиях неполной.
  5. Модульный принцип реализации технологии.
    При эксплуатации в режиме производства углеродного сорбента примерно из 6 тонн бурого угля производится 1 тонна очень дорогого (порядка 1000 USD/т) продукта и около 12 Гкал энергии в виде теплоты сгорания генераторного газа, который имеет условно нулевую себестоимость и может использоваться для производства тепла и электрической энергии.

При эксплуатации в режиме производства металлургического кокса примерно из 2 тонн длиннопламенного угля можно получить 1 тонну коксового орешка, рыночная цена которого также с большим запасом перекрывает эксплуатационные затраты предприятия. Поэтому примерно 5 Гкал энергии в виде попутного генераторного газа также имеют условно нулевую себестоимость.
Стоимость отпускаемой тепловой энергии, полученной в процессе переработки угля, в несколько раз ниже действующих тарифов, поскольку основная часть эксплуатационных затрат компенсируется за счёт продажи коксовой продукции.

Принципиальная схема действующего производства термококса с предварительной газификацией угля в г. Красноярске

Цех производства буроугольного термококса и газа из угля в г. Красноярске
(ЗАО "Карбоника-Ф", до 2001 года – ЗАО "Сорбентуголь")

ТЕРМОКОКС-КС

Целевые продукты: термококс и тепловая энергия (пар или горячая вода)

Процесс ТЕРМОКОКС-КС разработан для производства буроугольного кокса на базе типовых энергетических котлов и отличается более высокой удельной производительностью и единичной мощностью установок.

Типовой котел сохраняет свое первоначальное предназначение: он производит номинальный объем тепловой энергии (горячей воды или пара). В нижнюю часть топки встраивается реактор кипящего слоя для частичной газификации угля. Продукты газификации, а также унос мелкодисперсного угля частично сгорают в кипящем слое и окончательно дожигаются в надслоевом пространстве котла.

За счёт двукратного увеличения подачи топлива котел переводится в режим работы с максимальным механическим недожогом. Однако этот «недожог» представляет собой высокореакционный среднетемпературный кокс с калорийностью 6500-7000 ккал/кг, который может использоваться в качестве технологического топлива в целом ряде металлургических переделов. Естественно, что в таком исполнении технология не имеет золошлаковых отходов, а запыленность дымовых газов существенно снижается.

Энергетический баланс производства выглядит следующим образом: около 40-45% калорийности исходного угля в виде горючего газа и угольной пыли используется в цикле производства тепловой энергии, остальная часть переходит в теплоту сгорания кокса. Таким образом, при переработке бурых углей для получения одной тонны кокса используется тепловой эквивалент немногим более двух тонн угля и еще столько же – для производства энергетической продукции (горячей воды или пара).

Продажа твёрдого продукта полностью компенсирует сырьевые затраты энерготехнологической установки в целом. Это эквивалентно производству тепловой продукции (горячей воды или пара) из топлива с нулевой ценой.

Ни один из известных способов генерации тепла из природных видов топлива не может составить конкуренции данной технологии в области малой и средней энергетики.

Безусловно, данная технология имеет локальную сферу применения, ограниченную использованием малозольных углей, что обусловлено требованиями к техническим характеристикам производимого металлургического кокса. В первую очередь, для переработки рекомендуются бурые угли Канско-Ачинского бассейна, а также ряд углей марок Д и Г, добываемых на Кузбассе.

Автотермическая технология производства буроугольного кокса в кипящем слое реализована в 2008 году на уровне опытно-промышленной установки на базе серийного водогрейного котла КВТС-20.

В настоящее время ведется проектирование промышленной установки.

Схема энерготехнологической установки Термококс-КС

Энерготехнологическая установка Термококс-КС на базе типового угольного котла БКЗ-75, цветом выделены модифицируемые узлы

Котел КВТС-20, реконструированный под выпуск буроугольного кокса (Красноярский край, ОАО "СУЭК")

ТЕРМОКОКС-О2

Целевые продукты: термококс и синтез-газ

Одна из основных проблем производства жидких углеводородов из угля – низкая экономическая эффективность современных технологий.

Замена воздушного дутья на кислородное в процессе ТЕРМОКОКС-С позволила совершить качественный технологический и экономический рывок:

  • в несколько раз возросла скорость производства кокса;
  • попутный газ состоит преимущественно из СО и Н2, то есть представляет собой синтез-газ химического назначения.

Объединение в одну технологию двух процессов с различными целевыми продуктами обеспечивает уникальный экономический эффект: продажа коксовой продукции практически полностью компенсирует затраты на производство синтез-газа. Это эквивалентно производству синтетических углеводородов из «бесплатного» сырья.

Технология сохраняет все экологические преимущества безотходных процессов серии ТЕРМОКОКС. В отличие от классической технологии газификации, используемой, в частности, на заводах компании SASOL (Южно-Африканская Республика), в процессе ТЕРМОКОКС-O2 продуктовый газ не содержит смолистых веществ, в производстве отсутствуют фенольные сточные воды и другие вредные вещества. В связи с этим из технологической схемы исключаются установки для очистки газа от смолистых веществ и их последующей утилизации.

Технология ТЕРМОКОКС-О2 ориентирована на использование малозольных углей низкой степени метаморфизма – в первую очередь, бурых углей Канско-Ачинского бассейна.

Принципиальная схема Термококс-О2

Электронное государство – это реализация интернет‑решений и базовой инфраструктуры для предоставления физическим и юридическим лицам информационных ресурсов и информационных услуг государственными органами с целью обеспечить прозрачность работы государственного сектора и обеспечить интерактивное участие среди первых лиц в принятии решений.

Виды государств на разных этапах развития человеческого общества:

– контрольное государство – доиндустриальное общество;

– правовое государство – индустриальное общество;

– социальное государство – постиндустриальное общество;

– электронное государство – информационное общество.

Цель электронного государства – обеспечить интерактивное участие физических и юридических лиц и прозрачную работу госсектора.

Реализация идей электронного государства осуществляется через создание государственных web‑сайтов, которые: а) реализуют право граждан на информацию, и за информацию, размещенную на этом сайте, субъект несет полную ответственность; б) выполняют коммуникативную функцию.

Возможности государственных web‑сайтов

1) подача заявлений, регистрация, подача таможенных деклараций;

2) ликвидация бумажного документного оборота и перестройка государственных архивов;

3) создание единого центра для контроля деятельности по сбору личной информации и их автоматизированной обработке.

Сегодня в российской системе государственного управления используется программа «Электронная Россия», в рамках которой разработаны такие проекты, как «Электронное правительство», «Телемедицина», «Дистанционное образование». Постепенно складывается современная информационная система государственного управления, которая использует преимущественно информационные технологии для публичного властвования.

Василенко И.А.выделяет следующие основные характеристики государственного управленияв XXI в.:

– разработка государственной политики с использованием инфокоммуникативных технологий, политической аналитики и прогностики;

– разработка, осуществление и оценка государственных программ с использованием современных методов социально‑политической и социально‑экономической диагностики, идентификации и распознавания образов, агрегирования информации и ее компьютерной обработки (с помощью методов математического моделирования социальных процессов при разработке управленческих решений на локальном, региональном и национальном уровнях);

– прогнозирование и учет в практической деятельности позитивных и негативных тенденций в развитии общественных явлений, разработка мероприятий по локализации и устранению недостатков, определение потребностей в изменениях и нововведениях и осуществление практических действий по их реализации;



– анализ, обобщение и интерпретирование социальных, политических и экономических показателей, характеризующих состояние района, региона, страны;

– организация и проведение эмпирических исследований по изучению социально‑политических и социально‑экономических процессов в области (регионе, стране) для поиска оптимальных управленческих решений, принятие таких решений;

– применение рациональных приемов поиска, обработки, хранения и использования необходимой социальной, политической, экономической и научной информации.

Электронное правительство – это концепция осуществления государственного управления, присущая информационному обществу. Данная концепция основывается на возможностях информационно‑телекоммуникационных технологий и ценностях открытого гражданского общества.

Во многих странах «электронное правительство» только создается, а в некоторых странах оно давно и успешно функционирует.

Закон США «Об электронном государстве» 2002 г. состоит из пяти разделов (титулов).

1. Электронная государственная служба административного и бюджетного управления.

2. Федеральное управление электронной государственной службы.

3. Информационная безопасность.

4. Утверждение ассигнований и сроков.

5. Защита конфиденциальной информации и достоверности статистики.

Цели создания электронного государства:

1) обеспечение межведомственного сотрудничества;

2) развитие распространения электронного государственного управления;

3) расширение участия граждан в государственном управлении;

4) повышение уровня информированности лиц, принимающих властные решения;

5) сокращение издержек и затрат на государственные структуры;

6) доступ к надежной государственной информации. Система органов власти, реализующих полномочия в области создания и функционирования электронного государства:

1) агентства по информации;

2) чиновник по информации;

3) совет высших должностных лиц по информации (межведомственный характер);

4) управление по вопросам электронного государства;

5) администратор управления (назначается президентом);

6) административное и бюджетное управление;

7) директор административного и бюджетного управления;

8) межведомственная комиссия по государственной информации.

Однако сегодня «электронное правительство», за редким исключением, пока еще не стало реальностью. Появляется все больше примеров «правительства он‑лайн» (government on‑line), которое по своей сути не тождественно «электронному правительству». «Правительство он‑лайн» представляет собой статичные сайты правительственных структур, которые редко содержат что‑либо, помимо общей информации о работе данной правительственной структуры и контактных телефонов. Самые продвинутые из них предлагают гражданам небольшое количество электронных операций, например оплату налогов.

Естественно, среди специалистов существуют различные точки зрения на содержание понятия «электронное правительство». Рассмотрим лишь некоторые из толкований этого термина. Так, электронное правительство определяется следующим образом:

– организация государственного управления на основе электронных средств обработки, передачи и распространения информации, предоставления услуг государственных органов всех ветвей власти всем категориям граждан (пенсионерам, рабочим, бизнесменам, государственным служащим и т.п.) электронными средствами, информирования теми же средствами граждан о работе государственных органов;

– информационные технологии в государственном управлении;

– автоматизированные государственные службы, основными функциями которых являются: обеспечение свободного доступа граждан ко всей необходимой государственной информации, сбор налогов, регистрация транспортных средств и патентов, выдача необходимой информации, заключение соглашений и оформление поставок необходимых государственному аппарату материалов и оснащения. Это может привести к снижению затрат и экономии средств налогоплательщиков на содержание и финансирование деятельности государственного аппарата, увеличению открытости и прозрачности деятельности органов управления;

– использование в органах государственного управления новых технологий, в том числе и интернет‑технологий.

По мнению некоторых специалистов, данные определения представляют электронное правительство скорее как способ модернизации уже существующих структур и услуг, а не как самостоятельную идею комплексной трансформации самих принципов организации управления государством. С этой точки зрения такой подход неверен, поскольку в первую очередь он экономически неоправдан. Электронное правительство как обеспечение государственных структур современными информационными технологиями, реализующими традиционные услуги, означает дополнительные бюджетные затраты, направленные на простое дублирование в электронном виде офф‑лайновой (off‑line) деятельности. Но существует и другой подход. Во многих странах, в первую очередь в США и Великобритании, электронное правительство рассматривается, скорее, как концепция, направленная на повышение эффективности деятельности государства в целом.

Рассмотрим основные положения концепции электронного правительства на примере зарубежного опыта.

В общественной жизни любой страны существует три основных субъекта – государство, граждане и коммерческие организации. Поэтому в идеале электронное правительство должно состоять из трех основных модулей: G2G (government for government) – правительство правительству; G2B (government to business) – правительство бизнесу; G2C (government to citizens) – правительство гражданам.

Электронное правительство содержит он‑лайновые сервисы для граждан и бизнеса на едином портале, электронный документооборот в правительственных и парламентских структурах, общую для разных правительственных структур базу данных для предотвращения дублирования информации и повторных затрат, часто – закрытую специализированную информационную сеть для внутриправительственных трансакций (например, Govnet), разветвленную информационно‑телекоммуникационную инфраструктуру, системы криптографии и прочие способы защиты информации, в том числе и персональных данных, цифровую подпись, электронный ключ, смарт‑карты, другие средства санкционирования доступа к информации и операций с ней.

Таким образом, «электронное правительство» дает возможность правительственным органам использовать новые технологии, чтобы предоставить людям более удобный доступ к правительственной информации и услугам, повысить качество этих услуг и в большей мере обеспечить возможность участия в работе демократических институтов.

Говоря об улучшении системы государственного управления, в числе основных достижений «электронного правительства» называют следующие.

1. Возможность «экономного государственного управления». Экономия от замены бумажных информационных потоков электронными огромна. Только правительство США тратит около миллиарда долларов в год на издание в печатном виде ряда документов, публикуемых также и в Сети. Основной тираж – 30 миллионов экземпляров федерального регистра, 1 миллион экземпляров стенографических отчетов слушаний и 65 миллионов экземпляров президентского бюджета – предназначается для официальных лиц, имеющих доступ к Интернету. Таким образом, большая часть этой печатной продукции отправляется прямиком в столичные мусорные ящики.

Другой пример. Электронная публикация номеров телефонов, почтовых и физических адресов служащих государственных учреждений позволила штату Флорида сэкономить 295 тыс. долл.в год на тиражировании и распространении бумажных справочников, а также решить проблему обновления этой информации, 30% которой через год (от издания до издания) оказывается устаревшей. Помножьте на 50 штатов да прибавьте справочник по аппарату федерального правительства – и вот вам еще один источник огромной экономии.

Свод федеральных правил по найму и увольнению работников в США весит в печатном виде 490 кг, а описание требований к печенью, входящему в рацион военнослужащих, занимает 15 страниц. Публикация всех правительственных документов в Сети поможет одновременно и сократить издержки, и сделать информацию наиболее доступной. Кроме того, электронная форма гораздо лучше подходит для сложных спецификаций. Печатная документация по государственному конкурсу на создание нового грузового самолета весит 3,5 тонны, а в электронной форме она легко могла бы поместиться на пару компакт‑дисков.

Переведя свои ключевые структуры в Интернет, правительство могло бы само, без участия кого‑либо из внешних союзников, дать гражданам мощнейший стимул для принятия веб‑стиля жизни. Если государство – обычно самое крупное «предприятие» в любой стране – встанет во главе внедрения новых технологий, это автоматически поднимет технический уровень всего национального хозяйства и даст импульс развитию информационного рынка. Административным предписанием или различными льготами оно способно побудить к необходимым шагам все компании, имеющие с ним хоть какие‑нибудь отношения.

2. Экономия времени. Например, раньше администрация штата Южная Австралия еженедельно издавала свой 50‑страничный официальный список вакансий тиражом в 5 тыс. экземпляров. При этом объявления о появившемся свободном месте доходили до адресатов с задержкой на время тиражирования буклета и его распространения по нескольким сотням разбросанных по всему штату офисов, так что дата окончания приема заявлений от претендентов началась с учетом сроков их пересылки обычной почтой.

Теперь же весь процесс осуществляется в системе автоматизации электронного документооборота на базе ПО Microsoft Exchange. Сначала информация об открывающихся вакансиях поступает в отделы кадров государственных учреждений и в ряд агентств по найму, занимающих привилегированное положение. Если окажется, что на освободившееся место хотел бы перевестись кто‑либо из государственных служащих, нанимающий менеджер автоматически получит уведомление по электронной почте и отменит широкую публикацию объявления, так что никто не потратит времени зря на предложение своих услуг. А если таких желающих не найдется, объявление пойдет в прессу и нанимающий менеджер так же по электронной почте будет получать уведомления о его публикации с указанием названий и номеров газет. Таким образом правительство штата рассчитывает не только сэкономить за счет внедрения новой системы 50–80% своих ежегодных расходов на вербовку новых работников, но и значительно уменьшить время заполнения вакансий при безусловном соблюдении принципа равенства возможностей, в том числе и для сотрудников удаленных офисов государственных учреждений.

3. Возможность открытия государственными организациями своих систем управления знаниями и учета коммерческих операций для доступа общественности. Немецкое Федеральное министерство финансов ведет разработку электронной системы управления архивами публичных актов. Проект предусматривает автоматическую маршрутизацию, хранение и публикацию документов на закрытых или общедоступных веб‑узлах – в зависимости от грифа.

Еще одним примером может служить система проведения конкурсов администрацией штата Массачусетс. Условия участия, все документы, которые могут для этого потребоваться, а впоследствии и информация о победителях публикуются в сети. Результатом внедрения этой системы стало не только сокращение расходов на проведение конкурсов, но и появление у различных общественных организаций реальной возможности приобретать нужные им товары по более низким ценам. Как и в большинстве штатов, в Массачусетсе муниципалитеты, сельские администрации и школьные округа могут покупать у производителей их продукцию на тех же условиях, что и правительство. В бумажном мире, однако, отыскать следы «государственных» цен на большинство нужных товаров бывает практически невозможно. Теперь же любое городское учреждение или школа могут узнать лучшую в штате цену на веб‑узле новой системы.

4. Возможность для граждан непосредственно воздействовать на принятие управленческих решений. Так, например, в случае, когда правительственная структура собирается внести изменения в процедуру предоставления определенной услуги, она сможет разместить информацию о предлагаемых изменениях своей политики на своем сайте в сети «Интернет» и предложить заинтересованным лицам высказать свое мнение по поводу этой услуги и предлагаемой новой политики. Полученные отклики могут затем быть использованы для усовершенствования этой политики.

5. Повышение качества услуг, предоставляемых правительственными организациями гражданам. Реализация правительственных услуг через Интернет позволит гражданам воспользоваться ими, не выходя из дома. Это повысит гибкость, скорость и доступность правительственных услуг, а также, возможно, снизит их себестоимость.

6. Возможность получать комплексные услуги, так как различные правительственные организации смогут более эффективно взаимодействовать друг с другом. Например, в результате аварии человеку требуется связаться с несколькими различными государственными организациями и в каждой изложить свою ситуацию и нужды. Если бы у всех этих организаций была возможность обмениваться информацией и интегрировать свои услуги, человеку пришлось бы проделывать все требуемые процедуры всего один раз.

7. Повысить уровень информированности населения, которое сможет получить свежую всеобъемлющую информацию о государственных законах, правилах, политике и услугах . Если сделать эту информацию обо всех существующих правилах и нормативах доступной в Интернете, люди получат больше возможностей заниматься любой деятельностью, как личной, так и профессиональной, безопасно и в рамках законов.

Естественно, реализация такой масштабной концепции связана с преодолением многих трудностей. Для того чтобы стимулировать участие граждан в управлении государством, при разработке способов использования информационных и коммуникационных технологий необходимо учесть следующие моменты.

8. Возможность разделения населения на тех, кто обладает навыками и инструментами для использования новых технологий, и тех, у кого их нет. Если граждане не вооружены и не владеют техникой, то они вряд ли смогут воздействовать каким‑либо образом на электронное правительство. Электронное правительство должно объединять людей, а не разъединять их. Поэтому «электронное правительство» следует организовать таким образом, чтобы, с одной стороны, были сохранены привычные способы доступа к правительственным услугам для тех, кто в них нуждается, а с другой – были созданы места общественного доступа в Интернет и работали программы образования, задача которых – помочь гражданам освоить новые технологии.

Что же касается процесса создания правительственной сетевой инфраструктуры в РФ, он соответствует этапам, которые проходят все правительства.

Первый этап, который характеризуется созданием начальных «ведомственных интерфейсов», практически завершен. У подавляющего числа федеральных органов исполнительной власти созданы и устойчиво функционируют интернет‑сайты.

По поручению Президента РФ в Правительстве РФ был подготовлен и утвержден Перечень регулярной обязательной информации для размещения федеральными органами исполнительной власти в российском сегменте сети «Интернет». Перечень требует в обязательном порядке размещать следующую информацию:

– официальное наименование федерального органа исполнительной власти и официальные реквизиты (адрес, телефоны справочной службы, адрес электронной почты);

– положение о федеральном органе исполнительной власти;

– организационная структура федерального органа исполнительной власти (руководство, структура центрального аппарата, территориальные органы, подведомственные учреждения и предприятия);

– нормативные акты, регламентирующие деятельность федерального органа исполнительной власти;

– нормативные правовые акты, затрагивающие права и обязанности граждан и организаций, принятые федеральными органами исполнительной власти в соответствии со своей компетенцией;

– информация о положении дел в отрасли (сфере ведения);

– информация о федеральных целевых программах, в реализации которых участвует федеральный орган исполнительной власти, в том числе информация об исполнении положений программ;

– ежедневная информация пресс‑службы (управлений по связям с общественностью) о деятельности федерального органа исполнительной власти;

– реквизиты общественных приемных федерального органа исполнительной власти (адрес, телефоны, порядок работы с гражданами и организациями).

Указанная выше информация должна предоставляться в полном объеме, за исключением информации, отнесенной в соответствии с законодательством к информации с ограниченным доступом.

В развитие указанного Перечня Департамент правительственной информации разработал в июле 2001 г. «Рекомендации по созданию и сопровождению интернет‑сайта федерального органа исполнительной власти», которые учитывают опыт по созданию «электронной» инфраструктуры ведущими правительствами мира, детализируют многие задачи и вопросы, связанные с разработкой и сопровождением государственных интернет‑сайтов.

Следующим этапом является развертывание в сети «Интернет» инфраструктуры, предоставляющей пользователям возможные сервисы сугубо информационного характера, работающие с пользователем во внешнем информационном контуре.

Сегодня в рамках работ по созданию интернет‑портала Правительства РФ формируется более совершенная инфраструктура системы информирования общественности о деятельности органов государственной власти. Речь идет о создании горизонтально и вертикально интегрированных правительственных новостных ресурсах, поддерживаемых информационными подразделениями различных федеральных ведомств и местных органов власти.

В рамках правительственного сетевого информационного контура создаются механизмы, поддерживающие он‑лайновые ведомственные сообщества, прежде всего информационные подразделения министерств и ведомств (пресс‑службы или управления по связям с общественностью), которые в большей степени, чем другие, готовы осваивать новые технологии сети «Интернет». По мере отработки этих сетевых механизмов и сервисов опыт и решения можно будет переносить и в другие сферы правительственного контура управления.

Создается инфраструктура сетевых механизмов диалога (взаимодействия) правительства (ведомств) и граждан (сообществ) в виде специализированных он‑лайновых форумов по тем или иным общественно значимым проблемам. Форумы могут решать задачи по поддержке постоянно действующих экспертных сообществ. Портал содержит специализированный интерактивный модуль, позволяющий оперативно поддержать любую диалоговую задачу.

Создаются он‑лайновые сервисы для журналистов и редакций средств массовой информации. Речь идет о создании системы виртуальной аккредитации, обеспечивающей онлайновый доступ журналистов на мероприятия, проводимые в Доме Правительства, министерствах и ведомствах (что особенно важно региональным СМИ).

На портале будет современный Каталог сетевых ресурсов органов государственной власти, обеспечивающих полноценный поисковый и иные сервисы. Это не только полезно и удобно для пользователей, но и позволяет вести мониторинг ситуаций в сфере государственных сетевых ресурсов.

Для пользователей создана справочно‑информационная база данных правительственных документов, интегрирующая тексты более 17 тыс. правительственных документов с интерфейсами, обеспечивая удобный поиск.

Перспективным может стать развитие сетевой правительственной инфраструктуры, позволяющей решать задачи информационного обеспечения деятельности правительства, министерств и ведомств в нестандартных (кризисных, проблемных) ситуациях. Новые технологии позволяют оперативно создавать «виртуальные площадки “под задачу”», достаточно легко их администрировать. Но самое главное – не создавать дополнительных структур off‑line.

Разрабатывается инфраструктура поддержки сетевых проектов для различных государственных структур, а также он‑лайновая система обучения и профессиональной подготовки государственных служащих.

Проект «электронного правительства» с 2002 г. определен как приоритетный в Федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002–2010 годы)».

В частности, Программа включает задачи обеспечения информационной прозрачности деятельности органов государственной власти и открытости государственных информационных ресурсов для гражданского общества, создания предпосылок для эффективного взаимодействия между органами государственной власти и гражданами на основе широкого использования информационно‑коммуникационных технологий. Предусматривается реализация комплекса мер по повышению открытости государственных информационных ресурсов не только на федеральном, но и на региональном и местном уровнях (посредством внедрения информационно‑коммуникационных технологий).

В целях ускорения формирования инфраструктуры интерактивного взаимодействия граждан и органов государственной власти будет разработана единая Концепция государственной политики в области развития российского сегмента инфраструктуры платежных карт и использования электронных персональных инструментов в автоматизированных системах взаимодействия органов государственной власти.

Безусловно, реализация данной программы сыграет важную роль для развития РФ как демократического, «информационного» государства.

Глава 5. Правовые режимы информационных ресурсов

Оценка 1 Оценка 2 Оценка 3 Оценка 4 Оценка 5

Развитие системы электронного взаимодействия государства и населения

Сафин Руслан Г


Данная научная работа опирается на исследования Гарифуллиной А.Ф., которая имеет ряд научных работ по данной тематике.
Электронное взаимодействие государства и населения - это система взаимодействия органов государственной власти с населением, основанная на широком применении современных информационных технологий, в том числе сети Интернет, для повышения доступности и качества государственных услуг, сокращения сроков их оказания, а также снижения административной нагрузки на граждан и организации, связанной с их получением. .
Другими словами - это система оказания государственных услуг, посредством упрощения обработки заявлений граждан и предоставления их в формате «одного окна». Электронное взаимодействие государства и населения реализуется посредством внедрения института «электронного правительства». «Электронного правительство» (e-Government) - интернет-технологии, обеспечивающие информационное взаимодействие органов власти с населением и институтами гражданского общества. .
К середине 2013 г. отставание в реализации масштабного плана перевода федеральных, региональных и муниципальных услуг на электронные рельсы на платформе ЕПГУ+СМЭВ стало хроническим и нарастало; в результате эта проблема была специально рассмотрена на заседании Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в органах власти. Председатель комиссии Д. Медведев высказал на заседании мнение, что перевод услуг в электронный вид можно ускорить за счет решения следующих задач.
  1. Формирование единой общефедеральной структуры оказания услуг, включающей как онлайновые, так и офлайновые сервисы. Под этой структурой подразумевается не только единый портал государственных услуг, на котором сегодня зарегистрировано более 4 млн. граждан, но и сеть многофункциональных центров. На момент проведения заседания было создано около 700 центров, к 2015 г. откроется около 3 тыс. Ещё один элемент — это филиальная сеть “Почты России”, естественно, при условии модернизации самих отделений, а их более 40 тыс., и обучение соответствующего персонала, чтобы он был готов к этой работе,
  2. Четкое определение понятия “предоставление услуги в электронном виде”. За ним должна стоять не веб-страница соответствующего ведомства, а “нормальный, современный, полноценный интерфейс, который упростил бы общение с чиновниками”. Интерфейс должен быть понятным не только “продвинутым” пользователям, но и обычным людям, в том числе пожилым, которые, тем не менее, пытаются осваивать электронные услуги.
  3. Создание системы, позволяющей получать государственные и муниципальные услуги на всей территории страны независимо от места жительства или пребывания.
Правительство России переименовало Правительственную комиссию по внедрению информационных технологий в деятельность органов власти. Теперь она называется Правительственная комиссия по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности; при этом существенно расширены ее полномочия.
На первом заседании переименованной Правительственной комиссии Минкомсвязи и Минэкономразвития - после обсуждения ситуации с торможением развития системы предоставления электронных услуг - был сделан вывод о том, что необходимо разработать, согласовать и утвердить “Концепцию развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде” (протокол № 1 п. 4 р. 1 от 19.09.2013). Проект Концепции 16 октября 2013 г. был представлен общественности для обсуждения на сайте Минкомсвязи .
Концепция подводит итог предыдущему развитию электронного правительства России и ставит задачи на новый период с целью оптимизации наиболее удачных и доказавших свою жизнеспособность решений. Однако вопросы семантической интеграции министерств и ведомств, создания действительно единого информационного пространства всех уровней власти, реализации бесшовных технологий проектирования и оказания электронных услуг, как представляется автору, отражены в ней невнятно, что требует более подробного рассмотрения и формулирования требований, отсутствующих в Концепции.
На 2016 год среди приоритетных задач по оптимизации электронного правительства можно обозначить:
  • повышение удобства и упрощение использования электронных услуг на портале gosuslugi.ru ;
  • популяризацию преимуществ получения госуслуг в электронном виде;
  • повышение качества процесса эксплуатации для обеспечения доступности электронных сервисов по ключевым ведомствам на уровне не ниже 97 процентов;
  • массовое распространение системы досудебного обжалования качества госуслуг (do.gosuslugi.ru).
Кроме того, на портале планируется реализовать возможность подписаться на электронные уведомления по штрафам ГИБДД и исполнительным производствам; частично завершить оптимизацию бизнес-процессов по 15 федеральным и 20 региональным услугам в электронном виде; развить инфраструктуру электронного правительства для взаимодействия с негосударственными организациями.
В целом, электронные услуги в России хоть и доступны, однако еще достаточно сложны для массового применения. Требуется время, чтобы ведомства и регионы осознали, что электронные услуги - это сочетание и технологий, и новых бизнес-процессов, и предприняли активные шаги по их оптимизации.
В первую очередь был упрощен интерфейс пользователя, что позволит увеличить число граждан, которые не только захотят воспользоваться электронными услугами, но и реализуют их на практике, то есть получат конечный результат.
Во-вторых, в новой версии обеспечена интеграция единого пароля к ЕПГУ и личному кабинету пользователя с региональными и ведомственными порталами. Так, например, будет доступен вход в личный кабинет налогоплательщика (для определенных учетных записей пользователя).
В-третьих, будет применяться новая технология "виджетов" и "открытой платформы" ЕПГУ, для того чтобы переводить электронные госуслуги на доверенные сайты ведомств и коммерческих организаций.
Таким образом, федеральные услуги станут доступны на множестве порталов, а не только на портале госуслуг. Так как технологически доступ на сторонних сайтах будет проходить через портал госуслуг, это также существенно расширит аудиторию портала.
С 1 января 2016 года у граждан появилась возможность в досудебном порядке обжаловать решения и действия, совершенные государственными служащими федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов при предоставлении государственных услуг. Сделать это можно через информационную систему досудебного обжалования, разработанную нами в рамках реализации государственной программы "Информационное общество". Система интегрирована в инфраструктуру электронного правительства и представлена отдельным порталом по адресу do.gosuslugi.ru .
В систему будут поступать жалобы, поданные непосредственно через сайты ведомств, которые предоставляют государственные услуги, а также через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг. Создание данной системы позволит централизовать все способы подачи жалоб, объединив их в единый реестр жалоб Российской Федерации, ведение которого усилит контроль за их рассмотрением. Сейчас идет процесс подключения ведомств к системе.
На сегодняшний день развитие электронного взаимодействия государства и населения в России переживает стадию становления, поэтому важно в этой среде перенимать любой позитивный опыт зарубежных стран и

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.КАК ПОСЧИТАТЬ РЕПУТАЦИЮ? ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ РАБОТНИКА КАК ЭЛЕМЕНТ ЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
Ханнанова Т.Р.
Креативная экономика . 2009. № 3 . С. 44-48.
2.КЛАСТЕРИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
Ханнанов Р.А., Ханнанова Т.Р.
Евразийский юридический журнал . 2012. № 12 (55) . С. 129-135.
3.АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЪЕКТИВАЦИИ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
Ханнанова Т.Р.
Юридические исследования . 2013. № 8 . С. 164-193.
4.НОВАЯ ПАРАДИГМА СОБСТВЕННОСТИ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
Ханнанов Р.А.
Право и политика . 2011. № 4 . С. 694-708.
5.ПРИРОДА, ПРАВО, ЮРИДИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ
Ханнанов Р.А.
Право и политика . 2009. № 5 . С. 1123-1133.
6.РАЗВИТИЕ УЧЕНИЯ О ЮРИДИЧЕСКИХ ФАКТАХ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ
Ханнанов Р.А.
Уфа, 2006.
7.ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Сафаров Р.Р., Шапошникова Р.Р.
Экономика и социум . 2014. № 3-3 (12) . С. 219-221.
8.К ВОПРОСУ О РЕОРГАНИЗАЦИИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ
Ханнанов Р.А., Шапошникова Р.Р.
В сборнике: Актуальные вопросы образования и науки Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 14 частях. 2014. С. 152-154.

Новые ИТТ изменяют характер информационного взаимодействия общества и государства, расширяют права граждан. Интенсивное внедрение ИТТ в государственные органы даёт возможность приблизить их к гражданам, улучшить и расширить услуги населению, повысить внутреннюю эффективность и сократить затраты на государственный сектор, стимулировать создание новых информационных технологий, продуктов и услуг частным сектором. Внедрение в органы государственного управления ИТТ – сложный процесс, обусловленный рядом факторов:

    вертикальной структурой администрации, которую необходимо менять на горизонтальную;

    недостаточным пониманием со стороны служащих;

    нехваткой баз данных, сделанных в расчёте на публичный доступ;

    неясностью с правовым статусом доступа к общественной информации.

Как уже подчеркивалось, потенциальные возможности граждан непосредственно воздействовать на правительства ставит вопрос о трансформации существующих демократических структур. Возникают предпосылки расширения демократии с помощью ИТТ.

Цена за удобства, скорость передачи и получения информации, разнообразные информационные услуги – потеря анонимности. Все «шаги» личности по информационной магистрали можно проследить и зафиксировать в постоянно растущих базах данных. Коммерческий сектор и криминальные структуры проявляют большую заинтересованность в мониторинге этих сведений, поскольку это даёт возможность создать детальные портреты потребительского поведения, что представляет большую угрозу тайне личной жизни. Поэтому гражданам должен быть обеспечен доступ к технологиям и программному обеспечению для защиты своей личной жизни, посланий и коммуникаций. Средством достижения этих целей являются цифровая подпись и шифрование. Государству необходимо установить регулирующие нормы, которые определяют порядок использования средств шифрования.

Относительно доступа к общественной информации в мировой практике применяются следующие принципы:

    информация должна быть открыта для всех;

    основная информация должна быть бесплатной. Если требуется дополнительная обработка, должна устанавливаться разумная цена, учитывающая стоимость подготовки и передачи информации, плюс небольшую прибыль. При определении стоимости услуг по передаче информации принимается в расчёт характер её использования потребителем;

    непрерывность (информация должна обеспечиваться постоянно, её полнота и достоверность гарантируются.

Интернет быстро становится важным средством ведения политической деятельности. В ходе выборных компаний в Интернете размещаются страницы информации для целевого воздействия на избирателей. Около 10% избирателей обращаются к этому ресурсу для своего выбора. Значительную часть обратившихся составляет молодежь, неохотно реагирующая на другие средства доведения политической информации.

В мире создаются различные неприбыльные организации, цель которых – обеспечить участие общественности в государственной деятельности посредством форумов в Интернете.

    Федеральное правительство должно признать острую необходимость заняться нормами регулирования и устранить барьеры на пути конкуренции.

    Магистральные сети и новая инфраструктура должны создаваться частным сектором, а риск должен лечь на акционеров.

    Магистраль должна «продвигаться» по стране в соответствии с требованиями рынка.

    Развитие информационной магистрали должно быть «технологически нейтрально», т.е. государство не должно поддерживать какую-то одну из технологий.

    Роль государства нужно рассматривать в контексте роли частного сектора, который вкладывает инвестиции и несёт финансовый риск. Его политика должна быть направлена на создание рабочих мест и национального богатства, стимуляцию конкуренции и исследований и разработок.

Поскольку роль государства в становлении информационного общества одинакова в различных странах, международными организациями ведутся исследования этой проблематики с целью выработки универсальных подходов.

Например, в Организации экономического сотрудничества и развития рассматривались два аспекта: изменение в государственном аппарате под воздействием ИТТ и роль государства в деятельности в киберпространстве, главным образом в электронном бизнесе.

В отношении «киберэкономики» государствам предложено разработать политику, облегчающую переход к ней, обеспечивающую защиту прав на интеллектуальную собственность, безопасность финансовых и коммерческих трансакций, использование криптографии и сбор налогов.

Подводя итог, можно утверждать, что государство играет ключевую роль в становлении информационного общества как:

    координатор усилий различных субъектов общества;

    механизм примирения противоречий бизнеса и социальных институтов;

    законодатель, способный обеспечить условия для конкуренции в информационной индустрии, юридически защитить права на неприкосновенность личной жизни и интеллектуальную собственность, определить правила функционирования систем электронной торговли, обеспечить развитие систем образования.

Роль государства заключается в установлении баланса между:

    конкуренцией и регулированием;

    свободой пользоваться шифрованием для защиты личной жизни и персональных коммуникаций и необходимостью защищать общественные интересы от преступников;

    свободой слова и выражений и защитой нравственности и интересов несовершеннолетних.

При этом необходимо чётко разграничивать интересы государства и государственного аппарата. Контроль над последним со стороны общественных организаций и выборных органов – непременное условие демократического развития.

      Информационное взаимодействие государства и общества.

Использование ИТТ в государственных органах преследует две основных цели:

    Сделать государство более демократичным, информационно открытым, «прозрачным» для населения, чему способствует предоставление ряда государственных услуг населению и бизнесу с помощью ИТТ, открытие массивов с государственной информацией, такой как статистика, своды законов, в том числе через создание государственными ведомствами своих «страниц» в Интернете, установление диалога с общественностью.

    Повысить эффективность деятельности государственного аппарата. Здесь необходимо наведение порядка в эксплуатации имеющихся и проектировании новых государственных информационных систем. Это обусловлено их высокой стоимостью, неразработанностью чётких критериев оценки эффективности их деятельности.

Больших успехов в этом деле достигла Великобритания, последовательно проводящая политику предоставления информации и услуг гражданам со стороны государства через Интернет. Государственная информационная служба обеспечивает доступ к более чем 300 государственным организациям. Правительством Великобритании реализуются специальные программы, рассчитанные главным образом, на малый и средний бизнес, системы образования и переподготовки. Они призваны облегчить предоставление услуг деловому миру и гражданам, повысить эффективность и открытость государственного аппарата, снизить расходы налогоплательщиков.

Цель правительства Великобритании состоит в том, чтобы как можно больше информации было доступно в электронном виде. Характер, объём и содержание информации определяется путём проведения ряда пилотных проектов, что потребует значительных капитальных вложений. Капитальные затраты осуществляет частный сектор в обмен на оплату в перспективе услуг потребителями. Средства на контракты с частными фирмами на обслуживание государственных учреждений должны поступать за счёт экономии на содержание государственного аппарата.

Весьма важным вопросом по использованию информационных технологий становится определение цены государственной информации. В Канаде, например, её подразделяют на два вида:

    информация, используемая широкой публикой, например, справочники, правительственные решения (бесплатная или низкой цены);

    информация, которая пользуется ограниченным спросом, например, исследовательская, техническая, хранящаяся в специализированных базах данных (следует взимать средства, позволяющие компенсировать затраты на подбор и оформление информации).

В Испании реализуется проект Vereda , в котором государство предлагает гражданам информационные услуги (по вопросам страхования, финансовым услугам, развлечениям, а также в области государственного управления) через интерактивные терминалы, размещённые в общественных местах.

В Сингапуре бизнесмены могут уплачивать налоги с помощью электронных средств.

Странами семёрки реализуется проект Государство он-лайн , который преследует следующие цели:

    создание условий для он-лайновой реализации традиционных государственных услуг;

    широкое предоставление полностью интерактивных услуг гражданам;

    использование электронной почты для замены бумажной корреспонденции внутри государственного аппарата и между государством и гражданами.

Представляет интерес опыт США, где законодательно регламентирован процесс использования ИТТ в государственных учреждениях.

Цели закона следующие:

    побудить федеральное правительство к стратегическому использованию информационной технологии для достижения его эффективной работы и обеспечения наиболее оптимального соотношения стоимости и эффективности оказываемых населению услуг со стороны правительства;

    стимулировать своевременное приобретение информационных технологий, обеспечивать управление и использование эффективных решений;

    переориентировать систему информационно-технологического обеспечения правительства с процесса на результат деятельности;

    повысить ответственность чиновников за использование информационных технологий и информационных ресурсов для поддержки деятельности их агентств;

    обеспечить уровень услуг, оказываемых правительством, сопоставимый с лучшими образцами частного сектора;

    предложить межведомственный подход к информационным ресурсам, доступным для общего пользования в правительстве;

    снизить число мошенничеств, растрат, злоупотреблений и ошибок, возникающих при плохом управлении информационными системами;

    повысить способность правительства реконструировать процессы управления до внедрения инновационных технологий;

    побудить руководителей агентств составлять планы капитальных затрат и улучшать процессы до применения ИТТ;

    установить единый подход к управлению информационными ресурсами с целью повышения производительности, эффективности программ федерального правительства.

Ежегодный бюджетный отчёт каждого ведомства правительства Конгрессу должен содержать сообщения о достижениях, полученных в результате инвестиций в ИТТ, с указанием, как они способствуют основной деятельности агентства.

В каждом агентстве назначается главный информационный чиновник. Он имеет следующие обязанности:

    советует и оказывает помощь руководителю агентства и высшему руководству по вопросам приобретения информационных технологий и управления информационными ресурсами в соответствии с задачами, сформулированными руководством агентства;

    разрабатывает, поддерживает и помогает выстраивать информационную инфраструктуру агентства;

    обеспечивает эффективное проектирование и функционирование всех процессов управления информационными ресурсами.

Руководитель каждого агентства несёт ответственность за управление информационными ресурсами в целях повышения эффективности и производительности их агентств. Каждое агентство должно управлять своими информационными ресурсами, сокращая объём собираемой информации и повышая эффективность и производительность.

Любопытен также опыт Франции, где функции координации деятельности органов государственного управления в области информатики возложены на Межведомственный комитет по информатике и оргтехнике в государственной администрации. Комитет несёт ответственность за состояние дел в сфере компьютеризации государственной администрации и наделён правами:

    получать от любых органов управления и государственных организаций информацию по вопросам информатизации их деятельности;

    осуществлять надзор за функционированием информационных систем, используемых органами управления и государственными организациями;

    вести учёт и рассматривать проблемы, возникающие в связи с компьютеризацией местного самоуправления;

    способствовать внедрению межведомственных проектов компьютеризации в сфере государственного управления.

Каждое министерство и ведомство разрабатывает и представляет в Комитет свои генеральные схемы развития информационных технологий и сетей коммуникаций. Эти документы включают цели и основные направления компьютеризации управленческой деятельности министерств, планы подготовки государственных служащих к внедрению новой технологии обработки информации, оценку финансовых затрат, описание важнейших этапов разработки и внедрения проектов информатизации.

Таким образом, информационное взаимодействие общества и государства с внедрением в этот процесс ИТТ принимает принципиально новое качество, создаются условия для дальнейшего развития демократии, большей информационной независимости личности, установления контроля за деятельностью государственных органов не только со стороны других ветвей власти и СМИ, но и больших групп граждан.

Интернет во многих странах рассматривается как средство предоставления государственных услуг населению в рамках более широких проектов типа Государство он-лайн . Это принципиально новый подход, который придаёт информационным технологиям социальное измерение , способствует развитию демократии.

    Экономические основания информационного общества.

    1. Информационная индустрия и экономическое развитие

Информационную индустрию можно определить как отрасль экономики, связанную с производством, обработкой, передачей, хранением всех видов информации, созданием необходимых для этого технических устройств и технологий. Она является наиболее динамичным сектором мировой экономики, порождает продукты и услуги, существенно меняющие характер ведения бизнеса в традиционных отраслях, непосредственно не связанных с созданием, переработкой и распространением информации. Использование ИТТ во многих сферах услуг и промышленности стало совершенно необходимым элементом конкурентной борьбы и стратегического развития.

Философское значение этого фактора состоит в том, что человеческая деятельность всё в большей степени базируется на знаниях, кодифицированных в разного рода технологиях и компьютерных программах. Интеллектуализация экономической жизни требует соответствующих изменений в социальной организации общества, в сфере образования, в способах производства. Знания, зафиксированные в технологиях, компьютерных системах, становятся объективным фактором развития. Основой существования общества становятся знания, для использования которых необходимы специальные средства – информационные и телекоммуникационные технологии. Производство знаний превращается в важнейшую функцию общества, обеспечивающую выживание и дальнейший прогресс, а современные ИТТ – в средства для реализации этой функции.

Распространённое понятие информационная экономика характеризует современную тенденцию развития мировой экономики, связанную с возрастанием роли информационной индустрии, знаний в экономической жизни общества. Конечно, традиционная промышленность, сельское хозяйство и сфера услуг по-прежнему преобладают в объёмах производства, но наибольшие темпы роста, доходность наблюдаются именно в отраслях информационной индустрии.

Современная информационная индустрия объединяет широкий перечень компаний и фирм, занятых производством, преобразованием, передачей информации, представленной в виде данных, текстов, графики, видеоизображения, звука. Можно выделить три отрасли информационной индустрии: производство информационного и телекоммуникационного оборудования, связь и производство содержания (информации).

В информационной индустрии происходят интенсивные структурные изменения, обусловленные быстрым технологическим прогрессом, продолжающимся повышением эффективности и снижением стоимости этих технологий.

Эти структурные изменения преобразуют информационный рынок. Появляются новые участники рынка, зачастую из других областей информационной индустрии. Например, телекоммуникационные компании выходят на рынки содержания. Глобализация электронного печатного рынка, совмещённая с дерегуляцией, обостряет международную конкуренцию на региональных и национальных рынках содержания. Затрудняется защита прав на интеллектуальную продукцию.

Развитие информационной индустрии движется не только новыми технологическими решениями, организационными слияниями, но и целым комплексом экономических факторов. Экономическая подоплёка деятельности высокотехнологичных компаний, к которым относятся производители информационных продуктов и услуг, телекоммуникационного и компьютерного оборудования, та же самая, что и в других сферах. Это стремление доминировать на рынке, расширить его границы, предложить новые продукты, повысить качество услуг и товаров и, в конечном счёте, получить максимальную прибыль на вложенные средства.

Чечеткин В.Д. Развитие информационного общества Лекция 3



Поделиться