Рекомендациипо нормированию труда работниковэнергетического хозяйства. Промывка номерных фонарей

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

по строительству и жилищно-коммунальному комплексу

ЦЕНТР НОРМИРОВАНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ЦЕНОВОЙ И ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ
В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Утверждены
Приказом Госстроя России
от 12.10.99 г. № 74

Часть 2


Нормативы численности руководителей, специалистов и служащих
коммунальных теплоэнергетических предприятий
(переизданные)

Настоящие рекомендации предназначены для определения нормативной численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий, установления оптимальной структуры организаций, рациональной расстановки кадров; расчета нормативных затрат на оплату труда, которые являются одной из основных составляющих себестоимости и экономически обоснованных тарифов на услуги по снабжению тепловой энергией и горячей водой.
Нормативы численности разработаны Центром нормирования и информационных систем в ЖКХ (ЦНИС) при участии Российского акционерного общества «Роскоммунэнерго» и республиканского производственного объединения «Таткоммунэнерго».
Рекомендации по нормированию труда работников энергетического хозяйства. Часть 2. Нормативы численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий, утверждены приказом Госстроя России от 12.10.99 г. № 74.

1. Общие положения

1.1. Настоящие рекомендации предназначены для организаций, осуществляющих эксплуатацию коммунальных котельных и тепловых сетей.
1.2. Рекомендации позволяют определить нормативную численность руководителей, специалистов и служащих; установить оптимальную структуру организаций; произвести рациональную расстановку кадров; рассчитать нормативные затраты на оплату труда, которые являются одной из основных составляющих нормативной себестоимости и экономически обоснованных тарифов на услуги по снабжению тепловой энергией и горячей водой.
1.3. Нормативы численности носят рекомендательный характер и являются основой для разработки и утверждения органами власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления региональных нормативно-методических материалов.
1.4. Понятие «нормативы численности» означает оптимальную численность работников конкретного профессионально-квалификационного состава, необходимую для выполнения единицы объема работ в определенных организационно-технических условиях.
1.5. В основу разработки рекомендаций положены действующие нормативно-технические документы и нормативно-правовые акты, включая правила технической эксплуатации, по охране труда, техники безопасности с учетом наиболее распространенных условий выполнения работ, обеспечения рабочих мест необходимой техникой, оборудованием и инструментом применительно к характеру выполняемой работы (перечень документов приведен в приложении).
1.6. Нормативы численности установлены с учетом необходимых затрат времени на подготовительно-заключительную работу, отдых и личные надобности, на переходы для обеспечения нормальной эксплуатации оборудования, входящего в зону обслуживания.
1.7. Нормативами предусмотрена списочная численность руководителей, специалистов и служащих по функциям управления.
1.8. Наименования должностей руководителей, специалистов и служащих указаны в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94. Содержание выполняемых работ приведено в соответствии с квалификационными характеристиками должностей руководителей, специалистов и служащих предприятий коммунальной энергетики.
1.9. В случае если числовые значения факторов значительно отличаются от предельных интервалов, нормативную численность рекомендуется определять методом интерполяции.
1.10. При внедрении на предприятиях более прогрессивной, чем это предусмотрено в нормативах организации производства, труда, технологии работы и т.п. следует устанавливать местные нормативы.

2. Нормативная часть

2.1. Общие функции управления

2.1.1. Общее руководство, бухгалтерский учет и финансовая деятельность,
комплектование и учет кадров, материально-техническое снабжение, надзор
и контроль за капитальным ремонтом и строительством производственных объектов,
общее делопроизводство, охрана труда, правовое обслуживание,
технико-экономическое планирование, организация труда и заработной платы,
хозяйственное обслуживание

Примерный перечень работ по функциям управления:

Общее руководство

Руководство всеми видами деятельности предприятия. Организация работы и эффективного взаимодействия производственных, эксплуатационных, управленческих и других структурных подразделений. Обеспечение выполнения предприятием планируемых количественных и качественных показателей по основным видам деятельности. Определение динамики роста услуг теплоснабжения, обеспечение качества и надежности работы системы теплоснабжения в соответствии с государственными стандартами и нормативами. Обеспечение деятельности предприятия в аварийных и чрезвычайных ситуациях. Обеспечение предприятия квалифицированными кадрами. Контроль результатов работы подразделений. Определение технической политики, перспектив развития предприятия и путей реализации комплексных программ по совершенствованию, реконструкции и техническому перевооружению действующего производства. Организация разработки и внедрения прогрессивных, экономически обоснованных энергосберегающих технологических процессов и режимов производства. Обеспечение внедрения прогрессивных норм расхода технологического топлива и электроэнергии, сырья и материалов, снижения трудоемкости производства. Осуществление внедрения комплексной механизации и автоматизации производственных процессов. Обеспечение внедрения мероприятий по повышению эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, надежности и экономичности работы оборудования, созданию безопасных условий труда.

Бухгалтерский учет и финансовая деятельность

Организация бухгалтерского учета на предприятии. Проведение единой финансовой политики, обеспечивающей снижение непроизводительных затрат, издержек производства. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, участие в формировании экономически обоснованных программ. Обеспечение своевременного составления и представления в соответствующие органы бухгалтерской и статистической отчетности. Осуществление контроля за сохранностью имущества предприятия. Организация учета и контроль за расходованием поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей и основных средств. Ведение учета фактических затрат для формирования экономически обоснованного тарифа на услуги теплоснабжения. Обеспечение законности и своевременности начисления и перечисления налогов и других платежей в государственный бюджет, внебюджетные социальные фонды, платежей в банковские учреждения и другие организации. Обеспечение соблюдения штатной, финансовой и кассовой дисциплины, сохранности бухгалтерских документов. Осуществление операций по приему, учету, выдаче и хранению денежных средств и ценных бумаг. Оформление документов и получение в соответствии с установленным порядком денежных средств в учреждениях банка для выплаты заработной платы и других расходов. Ведение кассовых книг и составление кассовой отчетности.

Комплектование и учет кадров

Оформление приема, перевода и увольнения работников в соответствии с трудовым законодательством. Контроль за своевременным исполнением приказов и распоряжений руководителя предприятия. Подготовка материалов для квалификационной и аттестационной комиссий. Заполнение, учет и хранение трудовых книжек.
Выполнение работы по обеспечению предприятия кадрами требуемых профессий, специальностей и квалификации. Организация профессионального обучения рабочих и повышения квалификации руководителей и специалистов. Подготовка документов, необходимых для назначения пенсий работникам предприятия и их семьям, представление их в органы социального обеспечения. Ведение персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования. Составление установленной статистической отчетности.

Материально-техническое снабжение

Обеспечение предприятия всеми необходимыми для его производственной деятельности материально-техническими ресурсами требуемого качества в соответствии с экономически обоснованными расчетами затрат (расходов), подкрепленных финансовыми средствами.
Разработка проектов перспективных и текущих планов материально-технического обеспечения производственной программы, а также создание необходимых производственных запасов на основе определения потребности в материальных ресурсах с использованием прогрессивных норм расхода. Заключение договоров с поставщиками, согласование условий и сроков поставки. Обеспечение доставки материальных ресурсов, контроль их качества, комплектности и хранения на складах предприятия. Организация работы складского хозяйства.
Обеспечение высокого уровня механизации и автоматизации транспортно-складских операций, применения компьютерных систем и нормативных условий организации и охраны труда.
Получение по договорам, нарядам и другим документам товарно-материальных ценностей, оформление документов на получаемые грузы, сдача доставленного груза, прием, хранение и отпуск товарно-материальных ценностей. Оформление установленной документации.

Для скачивания (скачать бесплатно) полного документа в формате Word (doc) кликаем на ссылку в верху страницы (энергосайта).

ОАО "Научно-исследовательский
ЦЕНТР МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ"

Утверждены
Приказом Госстроя России
от 12.10.99 г. №74

Часть 2

Нормативы численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий

Москва, 2005 г.

Настоящие рекомендации предназначены для определения нормативной численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий, установления оптимальной структуры организаций, рациональной расстановки кадров; расчета нормативных затрат на оплату труда, которые являются одной из основных составляющих себестоимости и экономически обоснованных тарифов на услуги по снабжению тепловой энергией и горячей водой.

Нормативы численности разработаны ОАО «Научно-исследовательским центром муниципальной экономики» (ранее ФГУП «ЦНИС») при участии Российского акционерного общества «Роскоммунэнерго» и республиканского производственного объединения «Таткоммунэнерго».

Рекомендации по нормированию труда работников энергетического хозяйства. Часть 2. Нормативы численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий, утверждены приказом Госстроя России от 12.10.99 г. № 74.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.2. Рекомендации позволяют определить нормативную численность руководителей, специалистов и служащих; установить оптимальную структуру организаций; произвести рациональную расстановку кадров; рассчитать нормативные затраты на оплату труда, которые являются одной из основных составляющих нормативной себестоимости и экономически обоснованных тарифов на услуги по снабжению тепловой энергией и горячей водой.

1.4. Понятие «нормативы численности» означает оптимальную численность работников конкретного профессионально-квалификационного состава, необходимую для выполнения единицы объема работ в определенных организационно-технических условиях.

1.5. В основу разработки рекомендаций положены действующие нормативно-технические документы и нормативно-правовые акты, включая правила технической эксплуатации, по охране труда, техники безопасности с учетом наиболее распространенных условий выполнения работ, обеспечения рабочих мест необходимой техникой, оборудованием и инструментом применительно к характеру выполняемой работы (перечень документов приведен в ).

1.6. Нормативы численности установлены с учетом необходимых затрат времени на подготовительно-заключительную работу, отдых и личные надобности, на переходы для обеспечения нормальной эксплуатации оборудования, входящего в зону обслужи

1.7. Нормативами предусмотрена списочная численность руководителей, специалистов и служащих по функциям управления.

1.8. Наименования должностей руководителей, специалистов и служащих указаны в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94. Содержание выполняемых работ приведено в соответствии с квалификационными характеристиками должностей руководителей, специалистов и служащих предприятий коммунальной энергетики.

1.9. В случае если числовые значения факторов значительно отличаются от предельных интервалов, нормативную численность рекомендуется определять методом интерполяции

1.10. При внедрении на предприятиях более прогрессивной, чем это предусмотрено в нормативах организации производства, труда, технологии работы и т.п. следует устанавливать местные нормативы.

2. НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ

2.1. Общие функции управления

Примерный перечень работ по функциям управления:

Общее руководство

Руководство всеми видами деятельности предприятия. Организация работы и эффективного взаимодействия производственных, эксплуатационных, управленческих и других структурных подразделений. Обеспечение выполнения предприятием планируемых количественных и качественных показателей по основным видам деятельности. Определение динамики роста услуг теплоснабжения, обеспечение качества и надежности работы системы теплоснабжения в соответствии с государственными стандартами и нормативами. Обеспечение деятельности предприятия в аварийных и чрезвычайных ситуациях. Обеспечение предприятия квалифицированными кадрами. Контроль результатов работы подразделений. Определение технической политики, перспектив развития предприятия и путей реализации комплексных программ по совершенствованию, реконструкции и техническому перевооружению действующего производства. Организация разработки и внедрения прогрессивных, экономически обоснованных энергосберегающих технологических процессов и режимов производства. Обеспечение внедрения прогрессивных норм расхода технологического топлива и электроэнергии, сырья и материалов, снижения трудоемкости производства. Осуществление внедрения комплексной механизации и автоматизации производственных процессов. Обеспечение внедрения мероприятий по повышению эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, надежности и экономичности работы оборудования, созданию безопасных условий труда.

Бухгалтерский учет и финансовая деятельность

Организация бухгалтерского учета на предприятии. Проведение единой финансовой политики, обеспечивающей снижение непроизводительных затрат, издержек производства. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, участие в формировании экономически обоснованных программ. Обеспечение своевременного составления и представления в соответствующие органы бухгалтерской и статистической отчетности. Осуществление контроля за сохранностью имущества предприятия. Организация учета и контроль за расходованием поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей и основных средств. Ведение учета фактических затрат для формирования экономически обоснованного тарифа на услуги теплоснабжения. Обеспечение законности и своевременности начисления и перечисления налогов и других платежей в государственный бюджет, государственные внебюджетные фонды, платежей в банковские учреждения и другие организации. Обеспечение соблюдения штатной, финансовой и кассовой дисциплины, сохранности бухгалтерских документов. Осуществление операций по приему, учету, выдаче и хранению денежных средств и ценных бумаг. Оформление документов и получение в соответствии с установленным порядком денежных средств в учреждениях банка для выплаты заработной платы и других расходов. Ведение кассовых книг и составление кассовой отчетности.

Комплектование и учет кадров

Оформление приема, перевода и увольнения работников в соответствии с трудовым законодательством. Контроль за своевременным исполнением приказов и распоряжений руководителя предприятия. Подготовка материалов для квалификационной и аттестационной комиссий. Заполнение, учет и хранение трудовых книжек.

Выполнение работы по обеспечению предприятия кадрами требуемых профессий, специальностей и квалификации. Организация профессионального обучения рабочих и повышения квалификации руководителей и специалистов. Подготовка документов, необходимых для назначения пенсий работникам предприятия и их семьям, представление их в органы социального обеспечения. Ведение персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования. Составление установленной статистической отчетности.

Материально-техническое снабжение

Обеспечение предприятия всеми необходимыми для его производственной деятельности материально-техническими ресурсами требуемого качества в соответствии с экономически обоснованными расчетами затрат (расходов), подкрепленных финансовыми средствами.

Разработка проектов перспективных и текущих планов материально-технического обеспечения производственной программы, а также создание необходимых производственных запасов на основе определения потребности в материальных ресурсах с использованием прогрессивных норм расхода. Заключение договоров с поставщиками, согласование условий и сроков поставки. Обеспечение доставки материальных ресурсов, контроль их качества, комплектности и хранения на складах предприятия. Организация работы складского хозяйства.

Обеспечение высокого уровня механизации и автоматизации транспортно-складских операций, применения компьютерных систем и нормативных условий организации и охраны труда.

Получение по договорам, нарядам и другим документам товарно-материальных ценностей, оформление документов на получаемые грузы, сдача доставленного груза, прием, хранение и отпуск товарно-материальных ценностей. Оформление установленной документации.

Надзор и контроль за капитальным ремонтом и строительством производственных объектов

Разработка планов капитального ремонта, строительства и реконструкции, определение экономически обоснованных затрат на выполнение указанных работ. Заключение договоров с подрядными организациями. Руководство непосредственным выполнением работ по капитальному ремонту, строительству и реконструкции производственных объектов. Составление, согласование, оформление в соответствующих органах (организациях) титульных списков на объекты, заявок на строительные материалы и оборудование.

Контроль качества применяемых материалов, изделий, конструкций в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией, техническими условиями и т.п.

Технический надзор и контроль за своевременным вводом в эксплуатацию объектов и качеством выполнения всех строительно-монтажных и других строительных работ.

Участие в работе по приемке и вводу в эксплуатацию законченных объектов.

Общее делопроизводство

Прием поступающей на рассмотрение руководителя корреспонденции, передача ее в соответствии с принятым решением в структурные подразделения или конкретным исполнителям.

Ведение делопроизводства, выполнение различных операций с применением компьютерной техники. Прием документов и личных заявлений на подпись руководителя предприятия. Контроль за своевременным рассмотрением документов, поступивших на исполнение, проверка правильности оформления подготовленных документов. Организация проведения телефонных переговоров руководителя, прием информации по приемно-переговорным устройствам. Выполнение работ по подготовке заседаний и совещаний, проводимых руководителем. Контроль за исполнением работниками предприятия изданных приказов и распоряжений, ведение контрольно-регистрационной картотеки.

Печатание необходимых служебных материалов, введение текущей информации в банк данных. Организация приема посетителей.

Охрана труда

Обеспечение контроля за соблюдением безопасности при эксплуатации зданий и сооружений, оборудования, безопасностью технологических процессов и применяемых в производстве сырья и материалов.

Осуществление эффективного контроля за уровнем воздействия вредных или опасных производственных факторов на здоровье работников. Информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся работникам средствах индивидуальной защиты. Проведение обучения, инструктажа работников и проверки знаний работниками норм, правил и инструкций по охране труда по видам работ. Участие в проверке режима труда и отдыха работников, установленного законодательством.

Обеспечение необходимых мер по сохранению жизни и здоровья работников при возникновении аварийных ситуаций. Принятие надлежащих мер по оказанию первой помощи пострадавшим.

Правовое обслуживание

Разработка нормативных проектов и организационно-распорядительных документов по деятельности предприятия. Подготовка материалов для передачи их в арбитраж, следственные и судебные органы, учет и хранение находящихся в производстве и законченных исполнением судебных и арбитражных дел» Участие в работе по заключению хозяйственных договоров, подготовке заключений об их юридической обоснованности, в разработке условий коллективных договоров, а также в рассмотрении вопросов о дебиторской и кредиторской задолженности. Контроль за выполнением договорных отношений. Контроль своевременности представления справок, расчетов, объяснений и других материалов для подготовки ответов на претензии. Подготовка совместно с другими подразделениями предложения об изменении действующих или отмене утративших силу приказов и других нормативных актов, изданных на предприятии. Участие в подготовке заключений по правовым вопросам.

Технико-экономическое планирование, организация труда и заработной платы

Проведение единой финансово-экономической политики на предприятии, обеспечивающей его эффективную деятельность.

Совместно с другими структурными подразделениями предприятия, разработка текущих и перспективных планов финансово-хозяйственной и производственной деятельности предприятия, предусматривающих рациональное использование материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Организация контроля за их реализацией.

Проведение экономического анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия, выявление резервов производства, разработка мероприятий по их использованию.

Анализ тарифов на услуги с учетом снижения затрат на производство. Разработка локальных экономически обоснованных норм и нормативов трудовых и материальных ресурсов для включения в себестоимость услуг. Контроль за их применением и пересмотром. Изучение состояния и нормирования труда. Разработка и внедрение мероприятий по их совершенствованию.

Разработка системы локальных нормативных актов по оплате труда. Участие в подготовке коллективных договоров и контроль принятых обязательств. Формирование фонда оплаты труда и анализ его расходования. Разработка штатного расписания предприятия.

Составление различных экономических обоснований, обзоров и отчетности.

Хозяйственное обслуживание

Обеспечение сохранности хозяйственного инвентаря, его восстановление и пополнение. Обеспечение соблюдения чистоты в помещениях и на прилегающей территории. Принятие мер по своевременному ремонту. Обеспечение работников канцелярскими принадлежностями и предметами хозяйственного обихода.

Директор (заместитель директора), главный инженер (заместитель главного инженера), главный бухгалтер, главный энергетик, главный механик, главный технолог, начальник отдела (заместитель начальника отдела), заведующий складом, заведующий хозяйством, инженер, инспектор по кадрам, экономист, техник, бухгалтер, юрисконсульт, прораб (производитель работ), кассир, агент по снабжению, экспедитор по перевозке грузов, секретарь руководителя, машинистка, секретарь-машинистка.

Таблица 1

Наименование функций управления

Среднесписочная численность работников предприятия, чел.

Общее руководство

Бухгалтерский учет и финансовая деятельность

Комплектование и учет кадров

Материально-техническое снабжение

Надзор и контроль за капитальным ремонтом и строительством производственных объектов*

Общее делопроизводство

Охрана труда

Правовое обслуживание

Технико-экономическое планирование, организация труда и заработной платы

Хозяйственное обслуживание

* Выполнение работ по составлению проектно-сметной документации нормативами данной функции не предусмотрено.

При выполнении капитального ремонта собственными силами к нормативам численности могут применяться поправочные коэффициенты: при среднесписочной численности работников предприятия до 2 000 - 1Д5; свыше 2 000 - 1,25.

2.1.2. Программное обеспечение и системное администрирование вычислительной техники

Примерный перечень работ :

Отладка и участие в разработке локальных программ, реализующих решение экономических задач с учетом новейших достижений в области программирования и средств вычислительной техники. Подготовка инструкций по работе с программами, оформление необходимой технической документации. Определение возможности использования готовых программных средств для решения конкретных задач подразделений предприятия.

Проведение инструктажа и оказание помощи работникам предприятия при освоении средств вычислительной и сетевой техники. Организация работы по повышению технических знаний работников, использующих эти средства. Обеспечение рационального использования средств вычислительной и сетевой техники, проведение профилактического и текущего ремонта. Организация приемки и освоение вновь вводимых средств вычислительной и сетевой техники. Контроль за обеспечением средств вычислительной техники запасными частями, расходными материалами.

Примерный перечень должностей:

Начальник отдела, инженер (программист, -электроник).

Таблица 2

* Разработка локальных программ на основе анализа математических моделей и алгоритмов нормативами не предусмотрена.

2.2. Производственные функции управления

2.2.1. Организация подготовки производства

Примерный перечень работ:

Организация технической эксплуатации тепловых сетей и оборудования, оперативного контроля за ходом производства, за обеспечением производства технической документацией, оборудованием, инструментом, материалами, комплектующими изделиями и т.п. Расчет необходимой выработки тепла по источникам с учетом установленного оборудования, КПД подключенной нагрузки и потерь тепла в сетях. Расчет необходимого количества электроэнергии, воды, условного топлива.

Разработка и организация работы по выполнению:

Противопожарных мероприятий;

Планов подготовки персонала;

Программ испытаний теплоэнергетического оборудования;

Мероприятий по предупреждению аварий и отказов в работе оборудования;

Мероприятий по повышению надежности теплоэнергетического оборудования;

Предписаний надзорных органов;

Режима работы теплоэнергетического оборудования;

Паспортизации оборудования;

Выдачи технических условий на присоединение потребителей к тепловым сетям и согласование проектов;

Подготовка документов на лицензирование.

Координация работы подразделений предприятия по предупреждению и устранению нарушений хода производственного процесса. Проведение работы по выявлению и освоению технических новшеств, научных открытий и изобретений, передового опыта, способствующих улучшению технологии и организации производства. Осуществление методического руководства работой производственно-диспетчерских подразделений. Обеспечение эффективного использования оборудования. Ежемесячный анализ фактической выработки тепла, отпуска тепла, потерь в сетях, расхода электроэнергии, воды, топлива. Разработка инструкций, технологических карт и схем по обслуживанию оборудования котельных и тепловых сетей. Разработка мероприятий по развитию и реконструкции технических средств, составление технических заданий на проектирование новых и реконструкцию действующих сетей и оборудования. Разработка планов текущего и капитального ремонта аппаратуры, оборудования и сооружений, организация работы по их выполнению.

Примерный перечень должностей:

Начальник отдела, инженер, техник.

Таблица 3

Суммарная тепловая мощность установленного оборудования, Гкал/ч

Протяженность тепловых сетей (в двухтрубном счислении), км

Нормативная численность, чел.

Свыше 2 000

Государственный комитет Российской Федерации
по строительству и жилищно-коммунальному комплексу

Государственное унитарное предприятие
«Центр нормирования и информационных систем»

Федеральный центр ценовой и тарифной политики
в жилищно-коммунальном хозяйстве

МДК 2-02.01

Москва 2001

ГОССТРОЙ РОССИИ

Приказ

09.12.99 № 139

С целью совершенствования нормативно-методической базы ценообразования в жилищно-коммунальном хозяйстве и в соответствии с Концепцией реформы ЖКХ в Российской Федерации, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 г. № 425 приказываю:

1. Утвердить разработанные Государственным научно-техническим Центром нормирования и информационных систем в жилищно-коммунальном хозяйстве (ЦНИС) и одобренные Секцией «Содержание и эксплуатация жилищного фонда» Научно-технического совета Госстроя России, «Рекомендации по нормированию труда работников, занятых содержанием и ремонтом жилищного фонда».

3. Признать утратившими силу приказы Минжилкомхоза РСФСР:

от 11.06.79 № 309 «Об утверждении Типовых штатов руководящих, инженерно-технических работников и служащих комбинатов коммунальных предприятий, комбинатов благоустройства, комбинатов коммунальных предприятий и благоустройства исполкомов местных Советов народных депутатов, производственных управлений жилищно-коммунального хозяйства райисполкомов (сельских районов) Советов народных депутатов, находящихся на самостоятельном балансе»;

от 22.05.86 № 242 «Об утверждении Типовых штатов руководящих, инженерно-технических работников и служащих жилищно-эксплуатационных организаций местных Советов народных депутатов»;

от 21.09.90 № 12 «Об утверждении Укрупненных нормативов трудоемкости, заработной платы и нормативов численности рабочих, занятых эксплуатацией, техническим обслуживанием и текущим ремонтом жилищного фонда».

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на начальника Управления жилищно-коммунальным комплексом В.В. Авдеева.

Председатель
А.Ш. ШАМУЗАФАРОВ

Часть 1

Нормы времени и нормы обслуживания на работы по санитарному содержанию домовладельцев

1. Общая часть. 2

2. Уборка территорий домовладений. 3

2.1. Организация труда и технология работ. 3

2.2. Нормативная часть. 4

2.2.1. Нормы времени и нормы обслуживания при ручной уборке территорий домовладений. 4

2.2.2. Укрупненные нормы обслуживания при ручной уборке территорий домовладений. 9

2.2.3. Нормы обслуживания при механизированной уборке территорий домовладений. 10

3. Обслуживание мусоропроводов. 13

3.1. Организация труда и технология работ. 13

3.2. Нормативная часть. 14

3.2.1. Нормы времени на работы по обслуживанию мусоропроводов. 14

3.2.2. Укрупненные нормы обслуживания по обслуживанию мусоропроводов. 15

4. Уборка лестничных клеток. 16

4.1. Организация груда и технология работ. 16

4.2. Нормативная часть. 16

4.2.1. Нормы времени на работы по уборке лестничных клеток. 16

4.2.2. Укрупненные нормы обслуживания по уборке лестничных клеток. 18

Приложение 1 Периодичность работ по уборке территорий домовладений. 18

Приложение 2 Периодичность работ по обслуживанию мусоропроводов. 19

Приложение 3 Периодичность работ по уборке лестничных клеток. 19

Приложение 4 Пример расчета нормативной численности рабочих, занятых уборкой территорий домовладений. 19

Приложение 5 Пример расчета нормативной численности рабочих, занятых обслуживанием мусоропроводов. 21

Приложение 6 Пример расчета нормативной численности рабочих, занятых уборкой лестничных клеток. 22

1. Общая часть

1.1. В сборник включены нормы времени и нормы обслуживания (далее «нормы труда») на работы по санитарному содержанию домовладений (уборку территорий домовладений, обслуживание мусоропроводов, уборку лестничных клеток), которые являются составной частью единого комплекса работ по содержанию и ремонту жилищного фонда.

1.2. Сборник предназначен для определения трудоемкости работ и численности работников, на основании которых, в свою очередь, рассчитываются нормативные затраты по оплате труда в плановой себестоимости, и соответственно, в экономически обоснованном тарифе. Такой подход устанавливает цельную методику формирования себестоимости работ по содержанию и ремонту жилищного фонда в разрезе основных статей затрат.

1.4. В основу разработки норм труда положены: действующие нормативно-правовые акты, включая Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные приказом Госстроя России № 17-139 от 26.12.97 г., Методику планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства, утвержденную постановлением Госстроя России № 9 от 23.02.99 г.; фотохронометражные наблюдения; результаты анализа организационно-технических условий выполнения работ; технические характеристики применяемых машин и оборудования.

1.5. Понятие «норма времени» означает величину затрат рабочего времени, устанавливаемую для выполнения единицы работы работником или группой работников соответствующей квалификации в определенных организационно-технических условиях, понятие «норма обслуживания» - количество производственных объектов (единиц оборудования, рабочих мест и т.д.), которые работник или группа работников соответствующей квалификации обязаны обслужить в течение единицы рабочего времени в определенных организационно-технических условиях.

1.6. Нормы обслуживания установлены на работы, выполняемые одним исполнителем в течение рабочей смены при продолжительности рабочей недели 40 часов и соблюдением других законодательных норм охраны труда при наиболее полном и рациональном использовании рабочего времени и обеспечении необходимыми приспособлениями и средствами уборки.

1.7. В составах работ перечислены основные элементы работ. Второстепенные элементы, вытекающие из характера и содержания самой работы - доставка средств уборки и приспособлений к месту работы и в конце смены - в установленное место, дежурство (наблюдение за санитарным состоянием территории и за сохранностью всего наружного домового оборудования и т.п.), не упоминаются, но их выполнение нормами учтено.

1.8. Нормы труда установлены с учетом необходимых затрат времени на подготовительно-заключительную работу, отдых и личные надобности, на переходы для обеспечения нормальной эксплуатации оборудования, входящего в зону обслуживания.

1.9. Нормами сборника предусмотрено выполнение работ в соответствии с правилами техники безопасности.

1.10. Наименования профессий рабочих указаны в сборнике в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 (ОКПДТР). Содержание выполняемых работ приведено в соответствии с выпусками тарифно-квалификационных характеристик. При внесении изменений в ОКПДТР наименования профессий, указанные в данном сборнике, должны соответственно изменяться.

1.11. Применение укрупненных норм труда возможно в том случае, когда состав и периодичность выполняемых работ совпадает с установленными в сборнике. Если установлена другая периодичность, то укрупненные нормы обслуживания необходимо корректировать с учетом местных особенностей.

1.12. На работы, не предусмотренные сборником, а также при внедрении и применении на местах иной организации труда, машин и приспособлений рекомендуется разрабатывать местные нормы труда.

1.13. При выполнении работ повышенной сложности, улучшенного качества могут применяться повышающие коэффициенты.

1.14. Пример расчета численности рабочих, занятых на работах по санитарному содержанию домовладений, приведен в приложениях 4, 5 и 6.

2. Уборка территорий домовладений

2.1. Организация труда и технология работ

2.1.1. Уборка тротуаров и дворовых территорий производится вручную или тротуароуборочными, подметально-уборочными и поливомоечными машинами. Места, недоступные для машин, убираются вручную до начала работы этих машин.

2.1.2. Уборка тротуаров и дворовых территорий подразделяется на летнюю и зимнюю. Летняя уборка включает в себя: подметание, мойку или поливку придомовых территорий вручную или с помощью спецмашин, уход за газонами.

2.1.3. Уборка производится в основном в поздние вечерние или ранние утренние часы, когда количество пешеходов незначительно. Мойку тротуаров следует производить только на открытых тротуарах, непосредственно граничащих с прилотковой полосой, и в направлении от зданий к проезжей части улицы до выполнения этой операции на проезжей части, для чего время уборки тротуаров должно быть увязано с графиком работы поливомоечных машин.

2.1.4. Зимняя уборка включает: подметание и сдвигание снега, посыпку наледи песком или смесью песка с хлоридами, удаление снега и снежно-ледяных образований.

Неуплотненный, свежевыпавший снег толщиной слоя до 2 см подметается метлой, а свыше 2 см сдвигается с помощью движка.

2.1.5. При ручной уборке снег с усовершенствованных покрытий убирается полностью - «под скребок», с неусовершенствованных покрытий и с территорий без покрытий снег убирается неполностью - «под движок», при этом оставляется слой снега для его последующего уплотнения.

2.1.6. При механизированной уборке машинами снег высотой до 2 см убирается щеткой, при большей высоте снега - плугом и щеткой. Убираемый снег должен сдвигаться с тротуаров на проезжую часть в прилотковую полосу, а во дворах - к местам складирования. Сдвинутый с внутриквартальных проездов снег следует укладывать в валы или кучи, расположенные параллельно бортовому камню, или складировать вдоль проезда при помощи, как правило, роторных снегоочистителей, или вывозить автотранспортом. Погрузка снега на автотранспорт производится с помощью снегопогрузчиков или вручную. На тротуарах шириной более 6 м, отделенных газонами от проезжей части улиц, допускается сдвигать снег в валы на середину тротуара для последующего удаления. Для обеспечения нормального движения троллейбусов и эффективной работы снегоуборочных машин вал снега укладывается с таким расчетом, чтобы в основании он был не шире 1,5 м.

2.1.7. Участки территории, покрытые уплотненным снегом или льдом, убираются при помощи машин со скалывающим устройством или вручную. Удаление скола производится одновременно со скалыванием или немедленно после него с помощью спецмашин или вручную.

2.1.8. Для удаления отдельных образований льда толщиной до 2 см производится предварительная обработка этих образований хлоридами.

2.1.9. При гололеде производится посыпка территорий песком с помощью машин (с пескоразбрасывающим устройством) или вручную. Для посыпки применяется крупнозернистый и среднезернистый речной песок, не содержащий камней и глинистых включений. Песок предварительно просеивается через сито с отверстиями диаметром 5 мм.

2.1.10. Нормативы численности и нормы обслуживания на ручную уборку территории, приведенные в данном разделе, установлены дифференцированно, в зависимости от класса территории и типа покрытий.

В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, в зависимости от интенсивности пешеходного движения территории разбиваются на 3 класса:

I класс - до 50 чел./ч;

II класс - от 50 до 100 чел./ч;

III класс - свыше 100 чел./ч.

Интенсивность пешеходного движения определяется на полосе тротуара шириной 0,75 м по пиковой нагрузке утром и вечером (суммарно с учетом движения пешеходов в обе стороны).

Территории дворов следует относить к I классу.

Типы покрытий приняты следующие: усовершенствованные (асфальтобетонные, брусчатые), неусовершенствованные (щебеночные, булыжные) и территории без покрытий. Отдельно выделяются территории газонов.

2.1.11. Механизированная уборка территории производится по маршрутным картам, содержащим план тротуаров и дворов с находящимися на них зелеными насаждениями, столбами и мачтами электроосвещения и различного рода препятствиями.

На маршрутных картах устанавливается наиболее рациональное направление движения машин, количество и очередность проходов, места и характер маневрирования машин, схема перемещения снега и смета, сочетание участков механизированной и ручной уборки, расстояние нулевых (от места стоянки до места работы) и холостых пробегов (переезды на другие места работы).

2.1.12. Перед началом работы водитель осматривает и смазывает машину, заправляет горючим и водой, устанавливает необходимое навесное оборудование и т.д.

2.1.13. Уборочные машины с комплектом навесного оборудования хранятся в специальных помещениях или гаражах.

2.1.14. Периодичность выполняемых работ приведена в приложении 1.

2.2. Нормативная часть

2.2.1. Нормы времени и нормы обслуживания при ручной уборке территорий домовладений

2.2.1.1. Подметание свежевыпавшего снега без предварительной обработки территории смесью песка с хлоридами

Состав работ:

Подметание свежевыпавшего снега толщиной до 2 см. Сгребание снега в валы или кучи.

Профессия: дворник.

Таблица 1

Вид территории

Без покрытий

2.2.1.2.Транспортировка смеси песка с хлоридами от места складирования к месту посыпки

Состав работ:

Наполнение емкости смесью песка с хлоридами. Транспортировка емкости со смесью на тележке к месту посыпки на расстояние до 100 м.

Профессия: дворник.

Норма времени на 1 м 3 - 63,6 мин.

2.2.1.3.Подготовка смеси песка с хлоридами

Состав работ:

Просеивание песка через сито. Размешивание с хлоридами.

Профессия: дворник.

Норма времени на 1 м 3 - 50 мин.

2.2.1.4.Посыпка территории

Состав работ:

Посыпка территории песком или смесью песка с хлоридами.

Профессия: дворник.

Таблица 2

2.2.1.5. Подметание свежевыпавшего снега после обработки смесью песка с хлоридами

Состав работ:

Подметание свежевыпавшего снега толщиной слоя до 2 см. Сгребание снега в валы или кучи.

Профессия: дворник.

Таблица 3

2.2.1.6. Сдвигание свежевыпавшего снега

Состав работ:

Сдвигание свежевыпавшего снега толщиной слоя более 2 см движком в валы или кучи.

Профессия: дворник.

Таблица 4

Вид территории

Нормы времени на 1 м 2 в зависимости от класса территории, мин.

Нормы обслуживания в зависимости от класса территории, м 2

С усовершенствованным покрытием

С неусовершенствованным покрытием

Без покрытий

2.2.1.7. Очистка территорий с усовершенствованными покрытиями от уплотненного снега

Состав работ:

Очистка территории от уплотненного снега скребком. Сгребание снега в валы или кучи.

Профессия: дворник.

Таблица 5

2.2.1.8. Очистка территорий от наледи без предварительной обработки хлоридами

Состав работ:

Скалывание наледи толщиной до 2 см. Сгребание скола в валы или кучи.

Профессия: дворник.

Таблица 6

2.2.1.9. Очистка территорий от наледи и льда с предварительной обработкой хлоридами

Состав работ:

Посыпка наледи и льда толщиной более 2 см хлоридами. Скалывание разрушенной корки наледи ломом. Сгребание скола в валы или кучи.

Профессия: дворник.

Таблица 7

2.2.1.10. Очистка от наледи и льда водосточных труб, крышек люков пожарных колодцев

Состав работ:

Скалывание корки наледи и льда толщиной слоя свыше 2 см. Сгребание скола в валы или кучи и сдвигание его к бортовому камню на расстояние до 30 см.

Профессия: дворник.

Таблица 8

2.2.1.11.Перекидывание снега и скола

Состав работ:

Перекидывание снега и скола на газоны и свободные участки территорий с последующим равномерным разбрасыванием.

Профессия: дворник.

Норма времени на 1 м 3 - 23,9 мин.

Норма обслуживания - 17,5 м 3 .

2.2.1.12.Сдвигание снега и скола, сброшенного с крыш

Состав работ:

Сдвигание в валы или кучи снега и скола, сброшенного с крыш, на расстояние до 30 м.

Профессия: дворник.

Норма времени на 1 м 3 - 34,9 мин.

2.2.1.13.Погрузка снега и скола

Состав работ:

Погрузка снега и скола лопатой на транспортер.

Профессия: дворник.

Норма времени на 1 м 3 - 14,1 мин.

2.2.1.14.Очистка участков территорий от снега и наледи при механизированной уборке

Состав работ:

Очистка вручную участков, недоступных для уборки машиной. Сдвигание снега и наледи на полосу механизированной уборки.

Профессия: дворник.

Таблица 9

2.2.1.15.Укладка снега в валы или кучи после механизированной уборки

Состав работ:

Укладка снега в валы или кучи.

Профессия: дворник.

Норма времени на 1 м 3 - 15,1 мин.

2.2.1.16.Очистка контейнерной площадки в холодный период

Состав работ:

Очистка площадки от снега и наледи.

Профессия: дворник.

Норма времени на 1 м 2 - 3,6 мин.

Норма обслуживания - 117 м 2 .

2.2.1.17.Уборка отмосток

Состав работ:

Уборка мусора с отмосток. Транспортировка мусора в установленное место на расстояние до 100 м.

Профессия: дворник.

Норма времени на 1 м 2 - 2,21 мин.

2.2.1.18.Уборка приямков

Состав работ:

Очистка ограждающей решетки от грязи. Снятие решетки. Очистка приямков глубиной до 1 м от грязи. Транспортировка мусора в место на расстояние до 100 м. Мытье ограждающей решетки и приямка. Установка решетки на место.

Профессия: дворник.

Норма времени на 1 приямок - 31,4 мин.

2.2.1.19.Подметание территории

Состав работ:

Подметание территории, уборка и транспортировка мусора в установленное место.

Профессия: дворник.

Таблица 10

Вид территории

Нормы времени на 1 м 2 в зависимости от класса территории, мин.

Нормы обслуживания в зависимости от класса территории, м 2

С усовершенствованным покрытием

С неусовершенствованным покрытием

Без покрытий

2.2.1.20.Уборка газонов

Состав работ:

Уборка мусора с газонов, транспортировка мусора в установленное место.

Профессия: дворник.

К газонам средней засоренности относятся газоны, имеющие до 70 % засоренности. При засоренности свыше 70 % газоны считаются сильно засоренными.

2.2.1.21.Поливка газонов из шланга

Состав работ:

Равномерная поливка газонов из шланга.

Профессия: дворник.

Норма времени на 1 м 2 - 0,06 мин.

Норма обслуживания - 7000 м 2 .

2.2.1.22.Погрузка мусора на автотранспорт вручную

Состав работ:

Погрузка мусора лопатой на автотранспорт при высоте бортов до 0,8 м.

Профессия: дворник.

Норма времени на 1 м 3 - 46,8 мин.

2.2.1.23.Уход за бетонными, гранитными и мраморными ступенями и площадками перед входом в подъезд

2.2.1.23.1.Подметание ступеней и площадок

Состав работ:

Подметание метлой ступеней и площадок перед входом в подъезд.

Профессия: дворник.

Норма времени на 1 м 2 - 0,153 мин.

2.2.1.23.2.Сметание снега со ступеней и площадок

Состав работ:

Сметание свежевыпавшего снега метлой толщиной покрова до 2 см. Отбрасывание снега в сторону лопатой на расстояние до 3 м.

Профессия: дворник.

Норма времени на 1 м 2 - 0,827 мин.

2.2.1.23.3.Мытье ступеней и площадок

Состав работ:

Мытье ступеней и площадок перед входом в подъезд с периодической сменой воды или моющего раствора.

Профессия: дворник.

Норма времени на 1 м 2 - 1,52 мин.

2.2.1.24.Уборка контейнерных площадок

Состав работ:

Уборка мусора вокруг контейнера и погрузка его в контейнер.

Профессия: дворник.

Норма времени на 1 м 2 - 1,46 мин.

Норма обслуживания - 233 м 2 .

2.2.1.25.Мойка территории с усовершенствованными и неусовершенствованными покрытиями

Состав работ:

Мойка территории из шланга.

Профессия: дворник.

Таблица11

2.2.1.26. Поливка территории с покрытиями и без покрытий из шланга

Состав работ:

Поливка территории из шланга.

Профессия: дворник.

Таблица 12

2.2.1.27. Очистка участков территорий от мусора при механизированной уборке

Состав работ:

Подметание вручную участков, недоступных для уборки машиной. Сметание мусора на полосу механизированной уборкой.

Профессия: дворник.

Таблица 13

2.2.1.28. Очистка урн от мусора

Состав работ:

Очистка урн от мусора. Транспортировка мусора в установленное место.

Профессия: дворник.

Таблица 14

2.2.1.29. Промывка урн

Состав работ:

Транспортировка урн в установленное для промывки место. Промывка урн водой с применением моющих средств. Транспортировка чистых урн на место.

Профессия: дворник.

Таблица 15

2.2.1.30.Промывка номерных фонарей

Состав работ:

Промывка номерных фонарей водой с применением моющих средств, вытирание насухо.

Профессия: дворник.

Норма времени на один фонарь - 5,74 мин.

2.2.1.31.Протирка указателей

Состав работ:

Протирка указателей влажной тряпкой.

Профессия: дворник.

Норма времени на один указатель - 2,15 мин.



Поделиться