Ролевые функции менеджера (по Минцбергу).

Что такое менеджмент (management) и для чего он нужен? Основные понятия: виды, функции, методы и принципы менеджмента. Менеджмент, как профессия в современном мире.

Приветствую вас, дорогой друг! Вас приветствует Дмитрий Шапошников, один из авторов сайта ХитёрБобёр.ru.

Более 10 лет я руководил коллективами до 1000 человек в крупных банках и телекоммуникационных компаниях России.

Сегодня мой опыт в том числе лег в основу этой статьи.

Давно заметил, что большинство людей не понимают, что такое менеджмент и для чего он нужен.

Ниже я поделюсь с вами понятной теоретической основой этого понятия и практическими примерами из своей жизни.

Эта информация будет полезна как начинающим менеджерам, так и тем, кто хочет узнать больше об управлении и эффективно использовать эти знания на практике.

1. Что такое менеджмент – полный обзор понятия

Слово «Management» в переводе с английского дословно означает «управление», «администрирование», «умение руководить».

Однако точным синонимом «управления» это слово не является. Ведь управлять можно не только фабрикой, но и автомобилем или велосипедом. Менеджмент – это в первую очередь управление людьми. При этом занимается управлением тоже человек, а не автомат или компьютер.

Наиболее точное определение менеджмента следующее:

Менеджмент - это управление, максимальное эффективное использование и контроль социальных или экономических систем в условиях рыночной экономики. Первоначально менеджмент развивался как искусство управления производством, но затем трансформировался в теорию управления поведением человека.

Вообще существует несколько значений термина «менеджмент». Вот некоторые из них:

  1. Вид трудовой деятельности, представляющий собой процесс управления: непрерывное осуществление действий и принятие решений, способствующих выполнению поставленных задач.
  2. Собственно процесс управления чем-либо – прогнозирование, координация, стимулирование деятельности, командование, контроль и аналитическая работа, а также объединение различных способов управленческой деятельности воедино.
  3. Организационная структура, предназначенная для управления компанией, предприятием, группой людей, страной.
  4. Научная дисциплина, занимающаяся изучением проблем управления и руководства людьми.
  5. Искусство управления людьми, в том числе оперативное и в условиях стресса. Предполагает не только знание теории, но и интуитивное понимание человеческого поведения.
  6. Искусство управления интеллектуальными, денежными, сырьевыми ресурсами в целях максимально эффективной производственной деятельности.

Приведенные выше определения менеджмента не противоречат друг другу, а наоборот, взаимосвязаны и раскрываю различные аспекты данного понятия.

С одной стороны это теоретическая дисциплина, занимающаяся изучением законов и принципов управления, с другой – чисто практическая деятельность, направленная на рациональное распределение людских и/или материальных ресурсов.

Мировая история развития менеджмента

Точной (и даже примерной) даты зарождения науки управления не назовёт ни один историк.

Логично предположить, что менеджмент существует в обществе с момента возникновения социальных отношений. Даже в самых древних сообществах были нужны люди, которые брали на себя функции управления и координирования деятельности групп.

Древние менеджеры управляли людьми при строительстве жилищ, добыче пищи, защите от диких зверей и врагов.

Выделяют 4 исторических периода развития менеджмента как науки управления людьми:

  1. Древний период (10 000 лет до н.э. – 18 век н.э.). Прежде чем менеджмент выделился в самостоятельную сферу знаний, общество столетиями накапливало по крупицам опыт управления. Зачаточные формы существовали уже на стадии первобытнообщинного строя. Старейшины и вожди представляли собой руководящее начало всех разновидностей деятельности. Примерно в 9-10 тысячелетиях до нашей эры присваивающее хозяйство (собирательство и охота) постепенно уступило место производящему: этот переход можно условно считать периодом зарождения менеджмента. Уже в Древнем Египте (3 тыс. лет до н.э.) был сформирован полноценный государственный аппарат с обслуживающей прослойкой. Позже принципы управления сформулировали в своих работах философы Сократ и Платон.
  2. Индустриальный период (1776-1890). Максимально точно принципы государственного управления раскрыл в своих работах А. Смит. Он сформулировал законы классической политэкономии и управления, писал об обязанностях руководителя государства. В 1833 г. британский математик Чарльз Бэббидж предложил свой проект «аналитической машины», которая помогла принимать управленческие решения более оперативно.
  3. Период систематизации (1860-1960). Время интенсивного развития теории управления, появления новых направлений, течений и школ. Можно сказать, что современный менеджмент зародился именно во времена промышленной революции. Возникновение фабрик привело к необходимости создания единой теории управления большими группами людей. Для этих целей лучших работников обучали представлять интересы руководства на местах - они и были первыми менеджерами.
  4. Информационный период (1960 г. - наше время). Сегодня для принятия управленческих решений требуется обработка огромного количества информации. Управление представляет собой логический процесс, который можно выразить математически. Практикуются различные подходы к управлению, основанные на принципах лояльности к работающим людям и этике бизнеса.

Менеджмент как наука и прикладная деятельность продолжает развиваться и совершенствоваться. Ни один руководитель в наше время не может управлять людьми, финансами, производственными процессами без теоретической базы и практических навыков менеджмента.

2. Основные цели и задачи менеджмента

Тем, кто не имел опыта управления хотя бы 2-3 подчиненными, сложно понять, что такое менеджмент и почему этой науке следует долго и упорно учиться. Казалось бы, всё предельно просто: подчиненные трудятся, а руководитель наблюдает и указывает, что им делать для повышения производительности и увеличения доходов фирмы.

На деле всё гораздо сложнее: чтобы дать верное указание, нужно четко разбираться в сути производственных процессов. Управление должно быть максимально эффективным, иначе оно вместо пользы будет приносить убытки и вред.

Любой руководитель должен опираться в своей работе на знание научных принципов и понимание текущей ситуации.

Например

Менеджер по персоналу в типографии должен не только умело управлять печатниками и операторами полиграфического оборудования, но и хорошо разбираться в печатном деле.

Ещё один пример

Из складского помещения нужно срочно вынести товар и погрузить его в транспорт. Квалифицированный менеджер распорядится заранее вынести из клада товары и распределить их на погрузочной площадке определенным образом – крупногабаритные и прочные – ближе, хрупкие и небольшие по размерам – дальше. Когда прибудет автомобиль, грузчики быстро переместят товары в грузовик в том порядке, в котором они расположены.

Неопытный или ленивый менеджер вообще не позаботиться о предварительной работе, поэтому грузчикам придётся долго таскать товары со склада без всякой системы.

Главная цель менеджмента – гармоничная и слаженная работа организации, эффективное функционирование её внешних и внутренних элементов.

На конкретное содержание менеджмента влияют 2 группы факторов:

  • Общие тенденции развития компания;
  • Территориальные или национальные экономические факторы.

Локальные задачи менеджмента подчинены главной цели.

К вспомогательным задачам относятся:

  • развитие и выживание организации, сохранение своей рыночной ниши и ориентация на расширение сферы влияния;
  • достижение поставленных результатов, обеспечение конкретного уровня прибыли;
  • создание условий, необходимых для стабильного существования организации;
  • преодоление рисков и прогнозирование рискованных для компании ситуаций;
  • контроль эффективности организации.

Управление деятельности компании или группы людей осуществляется с учётом потенциальных возможностей организации и постоянной коррекцией производственных процессов. На крупных предприятиях менеджмент подразделяется на 3 взаимодействующих звена – высшее, среднее и низшее.

3. 7 основных видов менеджмента

Виды менеджмента – это специфические области управления, связанные с решением конкретных задач. Существует 7 основных видов менеджмента – рассмотрим подробно каждый из них.

Вид 1. Производственный менеджмент

Термин «производство» следует понимать максимально широко: он может относиться к коммерческой фирме, банку, заводу.

Производственный менеджмент отвечает за конкурентоспособность услуг и товаров, предоставляемых компанией. Эффективность такой деятельности определяется точностью стратегических прогнозов, организацией производства, грамотной инновационной политикой.

Специалист по производственному менеджменту решает следующие задачи:

  • контролирует работу системы, своевременно обнаруживает сбои и неполадки;
  • устраняет конфликты внутри организации и занимается их профилактикой;
  • оптимизирует объём выпускаемой продукции;
  • следит за рациональным использованием, загрузкой и исправностью оборудования;
  • контролирует трудовые ресурсы, отвечает за дисциплину и поощрение и учитывает интересы работников организации.

Главной задачей такого специалиста является эффективное сочетание возможностей компании с её долгосрочными целями, а также управление производственным процессом.

Вид 2. Финансовый менеджмент

Управление финансами предприятия.

Финансовый менеджер отвечает за бюджет организации и обеспечивает его рациональное распределение. В задачи такого управленца входит анализ и изучение прибыли компании, её затрат, платежеспособности и структуры капитала.

Цель финансового менеджмента очевидна – увеличение прибылей и благосостояния организации с помощью эффективной финансовой политики.

Локальные задачи специалиста по управлению деньгами компании:

  • оптимизация расходов и денежного оборота;
  • минимизация финансовых рисков предприятия;
  • точная оценка финансовых перспектив и возможностей;
  • обеспечение рентабельности организации;
  • решение задач в сфере антикризисного управления.

Другими словами, финансовый менеджер следит, чтобы фирма не обанкротилась и приносила стабильную прибыль. Принципы финансового менеджмента можно использовать также индивидуально, управляя своими собственными средствами.

Вид 3. Стратегический менеджмент

Стратегия – разработка методов и способов достижения целей.

Стало быть, стратегический менеджмент – разработка и реализаций путей развития компании. Конкретный план действий определяется уже тактикой.

Допустим, цель организации – получить максимальный доход. Стратегические мероприятия для достижения этой цели могут быть различными: стать лучшим производителем в своей нише по качеству, увеличить объём производства, расширить ассортимент. Методы решения данных задач также будут различными.

Например, при реализации программы улучшения качества продукции, на предприятии потребуется ввести должность штатного менеджера по контролю или открыть целый отдел, отвечающий за функциональность и соответствие стандартам выпускаемых изделий (ОТК).

Вид 4. Инвестиционный менеджмент

Как это следует из названия, задачей инвестиционного менеджмента является управление инвестициями предприятиями. Менеджер такого типа занимается выгодным размещением имеющихся инвестиций и привлечением новых.

Инструмент работы специалиста – инвестиционный проект (долгосрочный бизнес-план). Сюда же относится фандрайзинг.*

Фандрайзинг - это поиск и получение денег от спонсоров, привлечение грантов.

Вид 5. Риск-менеджмент

Поскольку коммерческая деятельность неизбежно сопряжена с риском, необходимо заранее просчитать возможные убытки от производственных процессов и соотнести их с предполагаемым профитом.

Риск-менеджмент есть процесс принятия и реализации управленческих решений, имеющих целью минимизировать потери и снизить вероятность неблагоприятных последствий.

Риск-менеджмент осуществляется поэтапно:

  1. Выявляется собственно фактор риска и проводится оценка масштаба его возможных последствий;
  2. Выбираются методы и инструменты управления рисками;
  3. Разрабатывается и реализуется риск-стратегия, направленная на минимизацию ущерба;
  4. Проводится оценка первичных результатов и дальнейшая коррекция стратегии.

Грамотный риск-менеджемент значительно повышает конкурентоспособность субъекта и защищает его от убыточных видов деятельности.

Вид 6. Информационный менеджмент

Специфическая область менеджмента, которая выделилась в самостоятельную отрасль в 70-х годах 20 века. Информационный менеджмент отвечает за сбор, управление и распределение информации. Такой вид деятельности осуществляется с целью прогноза ожиданий клиента и обеспечения организации актуальной информацией.

Современный информационный менеджмент представляет собой управленческую деятельность на базе компьютерных технологий.

Сегодня это гораздо больше, чем управление документооборотом и делопроизводством: информационный менеджмент относится ко всем видам информационной деятельности компании, начиная с внутреннего общения сотрудников, заканчивая предоставлением сведений об организации обществу.

Вид 7. Экологический менеджмент

Часть системы корпоративного управления, имеющая чёткую организацию и реализующая программы и мероприятия по охране окружающей среды. Экологическая политика каждой компании регламентирована законодательством и различными нормативными актами.

Данный тип управления основан на формировании и развитии экологического производства: сюда входит рациональное использование природных ресурсов, деятельность, направленная на сохранение качества природной среды.

Сюда же входит курс на снижение отходов предприятия и их рациональная переработка. Системы экологического менеджмента действуют на большинстве предприятий цивилизованного мира; не отстаёт и наша страна: в РФ число таких организаций растёт с каждым годом.

4. Раскрытие главных составляющих менеджмента – понятия и определения

Здесь рассмотрим из чего собственно состоит менеджмент и каковые его основные функции.

1) Субъекты и объекты менеджмента

Субъектами менеджмента считаются собственно менеджеры – руководители разного уровня, занимающие постоянные должности и имеющие полномочия в области принятия решений в различных сферах деятельности организации.

Объекты менеджмента – это всё, в отношении чего осуществляется менеджмент – производство, сбыт, финансы, персонал. Объекты имеют некоторую иерархию: направлять менеджмент можно на своё рабочее место, структурную единицу (группу, бригаду, участок), подразделение (цех, департамент), организацию в целом.

2) Функции и методы менеджмента

Общие функции отражают главные стадии процесса управления работой организации на всех её иерархических уровнях.

Грамотный и эффективный менеджмент предполагает осуществление следующих функций:

  • постановка целей;
  • планирование деятельности;
  • организация работы;
  • контроль деятельности.

Часто включают дополнительные функции – мотивации и координации. Функции подразделяются также на социально-психологические и психологические. Обе группы взаимно дополняются и создают целостную систему, которая позволяет контролировать работу организации на всех уровнях.

Методы менеджмента бывают:

  1. Экономическими (государственная регуляция деятельности организаций, рыночная регуляция);
  2. Административными (методы прямого действия, основанные на дисциплине и ответственности);
  3. Социально-психологическими , основанными на моральной стимуляции персонала.

Внутри одной компании различные методы менеджмента могут сочетаться и применяться в зависимости от текущей ситуации.

3) Модели и принципы менеджмента

Полную информацию о принципах менеджмента удобнее предоставить в виде таблицы:

Принципы Содержание принципа
1 Разделение труда Целью разделения труда является выполнение большего количества работы при неизменных условиях. Конкретные цели распределяются между участниками производственного процесса соответственно их способностям
2 Полномочия и ответственность Полномочия в форме приказа сопровождаются ответственностью за грамотное выполнение порученного дела
3 Дисциплина Участники производственного процесса должны подчиняться определённому регламенту, а менеджеры – применять санкции к нарушителям внутреннего распорядка
4 Единоначалие Работник получает (и выполняет) приказы от одного начальника
5 Подчинение личных интересов общественным Интересы группы являются приоритетными по отношению к интересам одного работника
6 Вознаграждение Верность и преданность компании следует поддерживать наградой (премия, повышение зарплаты) за эффективный труд
7 Порядок Персонал и материальные ресурсы должны находиться на надлежащем месте
8 Справедливость Справедливое отношение к работнику стимулирует преданность фирме и повышает производительность труда
9 Инициатива Сотрудники, которые проявляют инициативу и имеют возможность внедрять свои планы в жизнь, работают с полной отдачей
10 Корпоративный дух Дух команды – основа гармонии и единства внутри организации

5. Профессия менеджер – как стать успешным руководителем

Кто такой менеджер?

Словарное определение гласит:

Менеджеры – это руководители, управляющими подчиненными. Менеджерами можно считать бригадиров, заведующих участками и отделами, начальников цеха. Это среднее и низшее (линейное) звено менеджмента. Высшее звено – руководители предприятий, компаний, органов государственной власти. Их называют также «топ-менеджерами».

Топ-менеджеры принимают окончательные решения, а среднее звено и линейные менеджеры воплощают эти решения в жизнь. Высшее руководство занимается также определением целей организации.

Скажем, руководитель компании принимает решение для предприятия – выйти в текущем квартале на ведущие позиции в своей отрасли. Какими методами эта задача будет воплощаться в жизнь, зависит уже от представителей среднего звена и линейных менеджеров.

Менеджерами называют как управляющих, так и управленцев – лиц, участвующих в управлении. Управленцы обязательно имеют в подчинении определенное количество лиц.

Сегодня менеджерами называют также работников, чья профессиональная деятельность заключается в контактах с людьми. Такие специалисты часто не имеют подчинённых, а контактируют непосредственно с клиентами и партнёрами организации. Этим видом деятельности занимаются, например, офис-менеджеры, менеджеры торгового зала.

По сути, любой человек, исключая младенцев и лежачих больных, является менеджером своих собственных дел: он вынужден постоянно планировать, управлять своими ресурсами.

Основным ресурсом каждого из нас выступает время. Можно распорядиться им с пользой, а можно потратить зря. Из этого следует, что знание теории и практики менеджмента полезно каждому из нас, а не только руководящим работникам.

В современном деловом мире выделяют понятие тайм-менеджмент или «управление временем». Эта область знания предполагает эффективное планирование своего времени его и грамотное распределение.

Одним из основателей этой науки является популярный западный автор . Его книга «Результативный тайм-менеджмент» популярна во всем мире среди руководителей и просто деловых людей, желающих грамотно организовать личное время.

Брайан Трейси о тайм-менеджменте:

В специальной литературе понятие «менеджер» часто противопоставляется термину «исполнитель». Таким образом, в более узком значении менеджером можно назвать того, кто имеет под своим началом хотя бы одного подчиненного.

На производстве менеджеры представляют собой своеобразную каркасную структуру, на которой держится работа всей компании. От таланта руководителей напрямую зависят прибыли предприятия, отношения внутри коллектива, перспективы развития фирмы.

1) Что должен знать хороший менеджер - 7 золотых советов

Чтобы стать успешным менеджером следует иметь отличную теоретическую подготовку и обладать развитыми коммуникационными качествами. Руководитель обязан быть осведомлённым, справедливым, надёжным и доступным для диалога с подчиненными.

7 золотых советов:

  1. Налаживайте межличностное понимание . Руководители должны уметь понимать своих подчиненных и вышестоящих по должности. Для этого менеджер должен уметь общаться и принимать искренне участие в жизни своих сотрудников и коллег. Не зря этот принцип стоит на первом месте, ведь именно здоровые отношения между вами и подопечными принесет «зрелый плод» совместной деятельности.
  2. Учитесь мотивировать тех, кто вас окружает. Понятно, что общего для всех стимула не существует, поэтому принципы мотивации сотрудников необходимо постоянно совершенствовать и менять. Вы должны очень четко чувствовать потребности и нужды людей. У всех разные ценности, кому-то важно получить дополнительный день отдыха к отпуску, а кто-то нуждается в материальном поощрении, а третьему просто необходимо помочь решить психологическую проблему.
  3. Держите обратную связь. Постоянно взаимодействуйте с подчиненными, сделайте общение регулярным: это поможет постоянно находиться в курсе производственных дел. Умение взаимодействовать и доносить свои идеи до самого периферийного работника фирмы (включая уборщиц и сторожей) обеспечит понимание сотрудниками их задач и целей.
  4. Совершенствуйте навыки и приёмы влияния. Эффективный руководитель – не тот, кто может заставить, а тот, кто может убедить подчиненных, что работать на благо компании выгодно для них самих.
  5. Учитесь планировать. Способность прорабатывать стратегии на стадии их создания – необходимое для руководителя качество. При планировании обязательно обсуждайте свои проекты с сотрудниками – это облегчит вам работу, а заодно поддержит в подчиненных заинтересованность в делах компании.
  6. Осведомленность. Хороший менеджер всегда знает, что происходит в организации, как устроена её структура, какова внутренняя культура корпорации. Особенно полезно знание неофициальных методик работы и прочих «секретов внутренней кухни».
  7. Творческий подход. Подключить воображение там, где сотрудник видит лишь должностную инструкцию – необходимое качество успешного руководителя. Порой работник при возникновении производственного вопроса не видит проблемы в перспективе: менеджер должен обладать таким видением и уметь принимать нетривиальные и нестандартные решения.

Успешный руководящий работник никогда не реагирует на ситуацию, он обязательно осмысливает её (делать это порой приходится мгновенно) и только после этого выносит обдуманное и грамотное решение.

Идеальный менеджер – человек, заинтересованный в своей работе, обладающий стрессоустойчивостью, самоконтролем, знающий теорию управления и умеющий реализовывать свои знания практически.

2) Где можно научиться менеджменту

Научиться менеджменту профессионально сегодня можно в ведущих вузах РФ – в частности, в МГУ, Финансовом Университете при правительстве РФ, в Плехановском Экономическом Университете, Государственном Университете Управления и других учебных заведениях.

Существуют также учебные пособия (А. Орлов «Менеджмент», Р. Исаев «Основы Менеджмента»), школы и классы для желающих повысить квалификацию, а также видеокурсы, которые можно бесплатно посмотреть во всемирной сети.

Отдельно стоит выделить онлайн-школу Бизнеса и личностного развития Алекса Яновского (можно найти много видео на Ютубе). Здесь вы можете научиться мыслить категориями принятия правильных решений, научиться управлению, предпринимательству, приобрести новых друзей и единомышленников.

6. Выдающиеся менеджеры в истории человечества

Здесь я кратко приведу несколько биографий выдающихся менеджеров 20 века.

1) Джек Уэлч – компания General Electric

Этот человек стал легендой американского предпринимательства. Проведя ровно 20 лет на посту гендиректора компании General Electric, он превратил неповоротливую корпорацию в глобального игрока мировой экономики и был признан лучшим менеджером XX века.

Принцип Уэлча гласит: если компания не занимает ведущее место в своей отрасли, её следует продать.

Руководствуясь этим принципом, руководитель GE последовательно избавился от неприбыльных и бесперспективных фирм, принадлежащих корпорации и радикально сократил количество сотрудников.

Уэлч пытался добиться большего от меньшего числа людей, и ему это удалось. Сотрудников стало меньше, но они стали работать лучше. Чтобы мотивировать работников, Уэлч вкладывал миллионы долларов в корпоративные фитнес-залы, места отдыха и гостевые комплексы.

2) Генри Форд – компания Ford

Создатель и руководитель одной из крупнейших в мире корпорации был первым, кто поставил производство автомобилей на конвейерную основу. Ему принадлежит почетное звание отца современной автомобильной промышленности.

Став руководителем собственноручно созданной компании в 1903 году, Форд раньше других понял, какое значение имеет для увеличения прибыли грамотный маркетинг своей продукции.

В те годы лозунг «Автомобиль для всех» воспринимался, мягко говоря, без особого энтузиазма (примерно так сейчас смотрелся бы лозунг «самолёт для всех»), однако Форду удалось сначала поколебать общественное мнение, а затем полностью изменить его.

Форд одним из первых промышленников понял, что для увеличения производительности следует мотивировать своих рабочих долларом: зарплаты сотрудников на его предприятии были самыми высокими для своего времени. Кроме того, он ввёл 8-часовую смену и оплачиваемые отпуска на своём заводе.

3) Коносукэ Мацусита – компания Panasonic

Отец всемирно известного бренда электроники и бытовой техники пришёл в большой бизнес с капиталом в 100 йен. Начав с производства плат для изоляции вентиляторов и велосипедных ламп, Мацусита постепенно превратил свою компанию в мирового лидера электронной промышленности. Миссию компании он видел в улучшении уровня жизни людей и служении обществу.

Своим успехом корпорация Panasonic во много обязана творческому подходу руководителя фирмы к маркетингу и продвижению продукции.

Кроме того, Коносуке первым среди руководителей японских компаний подобного уровня уяснил, что цена предприятия равняется стоимости его человеческого фактора. Без мотивированного и должным образом направленного персонала любая фирма разваливается на составные части и не работает как целое.

7. Заключение

Дорогие друзья, благодарю за внимание. Надеюсь, что теперь вы узнали о менеджменте несколько больше и что теперь вы успешно используете предоставленную информацию в целях собственного развития.

Теоретические основы менеджмента можно успешно использовать не только на производстве и в руководящих сферах, но и в личных интересах.

Если статья показалась вам полезной или натолкнула на какие-то мысли и соображения – смело оставляйте отзывы и комментарии, ставьте лайки!

Ролевые функции менеджера (по Минцбергу).

Мы уже немного затронули роли менеджера в прошлой статье, но мне очень понравилась модель, предоставленная уважаемым профессором, я считаю что эти толкования ролей менеджмента стоит использовать при расставлении ключевых фигур на предприятии.

Итак давайте подробно рассмотрим какие фигуры входят к межличностным ролям:

Глава организации – эта роль связана с выполнением рутинных функций правового, социального, представительского характера. Это могут быть, например декан факультета именно он в торжественной обстановке вручает студентам дипломы, представитель фирмы участвующий в передачи благотворительной помощи, музеям, больницам, школам и т.д., именно с этим человеком связывают организацию в целом и все победы и неудачи.

Лидер – этот руководитель несет ответственность за мотивацию, активизацию, концентрацию подчиненных на достижении целей компании. Лидер отвечает за набор и подготовку работников, контролирует выполнения функций работниками. Собственно говоря эта роль и охватывает все управленческие действия с участием подчиненных.

Связной – эта роль предполагает выполнения и поддержания хорошихмежличностных отношений за пределами организации. Основной ролью связного является переписка и ведения совещаний на другой стороне, другая работа с внешними организациями и людьми.

Фигуры отвечающие за информационное обеспечение:

Приемник информации – я назову их «ищейки», люди которые всегда чувствуют информационный голод, они собирают информацию об конкурентах, информируют о новинках, информируют об изменениях происходящих за пределами компании. К непосредственным обязанностям относят обработку почты, обработка контактов связанных с приходом новой информации, ознакомительные поездки.

Распространители информации – осуществляют оперативное расспостранение информации нужным отделам, полученной из внешних источников, или от сотрудников. Основная задача, рассылка почты, составления отчетов для общественности, передача полезной информации, личные контакты или беседы с той же целью.

Представитель – выражение за пределами организации ёё официальной точки зрения, ответы на вопросы прессы. Участие в брифингах, пресс конференциях, разговоры в прессе и т.д.

Роли связанные с принятием решений:

Предприниматель– эта роль является самой ведущей в любой организации, ведь именно от эффективной работы этих ролей и зависит улучшения в развитии компании. Эти роли менеджмента изыскивают возможности внутри компании, разрабатывают и запускают проекты и контролируют их исполнения.

Устранители нарушений – следят за дисциплиной выполнения и корректируют действия в момент, когда организация оказывается в “аврале”, или неприятных отношениях или перед лицом важных и неожиданных отклонений от прогнозируемого курса. Поскольку отклонения происходят быстро и самое ужасное неожиданно, то здесь этим ролям менеджмента дается приоритет перед другими ролями. От действий этой роли зависит сиюминутная постановка целей и быстрое их выполнение. Основной задачей этих ролей есть обеспечение функции оперативного управления.

Распределители ресурсов – ответственные за распределение всех ресурсов компании. Поскольку все организации действуют в условиях ограниченных ресурсов, то как раз эта роль и занимается этим процессом. К ресурсам можно отнести деньги, люди, время, материалы и т.д.

Переговорщик – роль менеджера связанная с постоянной необходимостью торговаться с представителями других организаций или отдельными людьми для отстаивания интересов собственной компании или подразделения. Переговоры могут затрагивать вопросы вопросы выполнения работы, ресурсов, целей, разных условий продаж или покупок, влияющих на организацию, от имени которой выступает менеджер.

Известный канадский ученый Генри Минцберг предложил выделять в деятельности менеджеров различные роли. Роли - это набор определенных правил поведения, характерных для деятельности менеджера. При этом важно понимать, что одни и те же роли в организации могут играть разные руководители. Кроме того, масштаб (сложность) ролевых установок может меняться в зависимости от уровня менеджмента (должности руководителя).

Генри Минцберг (Henry Mintzberg, 2.09.1939 г.) - профессор факультета управления в университете Макгилла (Монреаль, Канада) (рис. 12.1). Автор 140 статей и известных всему мировому бизнес-сообществу 14 книг. Генри Минцберг на протяжении многих лет неизменно занимает ведущие позиции в списках самых влиятельных управленческих мыслителей мира, а его работы изучаются практически во всех бизнес-школах.

Изучите классификацию ролей, предложенную Г. Минцбергом (табл. 12.1).

Таблица 12.1

Роли менеджеров

Описание

Характер деятельности

Межличностные ролевые установки

Номинальный глава

Символический глава, в обязанности которого входит выполнение обязанностей правового или социального характера

Церемониалы; прием посетителей; действия, обязываемые положением; подписание документов

Ответственный за мотивацию и активизацию работы подчиненных; за набор, подготовку, обучение работников и связанные с этим обязанности

Практически все управленческие действия с участием подчиненных

Связующее звено

Обеспечивает работу сети внешних контактов и источников информации, которые предоставляют информацию и оказывают помощь

Переписка; налаживание внешних связей; другая работа с внешними организациями и лицами

Информационные ролевые установки

Наблюдатель

Ищет и получает разнообразную (в основном, текущую) информацию, необходимую для всесторонней оценки состояния компании и ее внешней среды; выступает в роли «нервного центра», в котором хранится внешняя и внутренняя информация о компании

Изучение периодических изданий и отчетов; осуществление контактов, связанных с получением информации

Распространитель

Передает информацию, полученную из внешних источников или от подчиненных, членам организации; часть этой информации носит фактический характер, другая - требует интерпретации для формирования взглядов

Проведение собраний для обмена информацией; передача информации по телефону, электронной почте и т.п.

Представитель

Передает информацию о планах организации, политике, действиях, результатах за ее пределы; выступает в качестве эксперта по вопросам отрасли, в которой работает компания

Участие в совещаниях; проведение собраний правления; выступления в СМИ и т.п.

Ролевые установки, связанные с принятием решений

Предприниматель

Изыскивает возможности внутри организации и за ее пределами; разрабатывает и запускает «проекты по усовершенствованию», приносящие изменения, руководит разработкой определенных проектов

Выработка стратегии и проведение анализа для разработки новых программ

Ответственный за отсутствие сбоев

Отвечает за корректировочные действия, когда организация сталкивается с непредвиденными проблемами

Выработка стратегии и проведение анализа для решения проблем и выхода из кризисных ситуаций

Распределитель ресурсов

Ответственный за распределение всевозможных ресурсов организации - что фактически сводится к принятию или одобрению всех значительных решений в организации

Составление планов; получение разрешений; мероприятия, связанные с составлением и выполнением бюджетов, программирование работы подчиненных

Участник переговоров

Ответственный за представительство организации на всех значительных и важных переговорах

Ведение переговоров

По мнению Г. Минцберга роли зависят друг от друга и взаимодействуют друг с другом, что позволяет создать единую систему менеджмента в организации. Эти десять ролей, реализуемые вместе, определяют объем и содержание работы менеджера, независимо от характера конкретной организации.

Роль предпринимателя . Изыскивает возможности организации бизнеса внутри самой организации и за ее пределами, разрабатывает и «запускает «проекты усовершенствований», приносящие изменения, контролирует разработку определенных проектов.

Роль устраняющего нарушения. Отвечает за корректировочные действия, когда организация оказывается перед необходимостью важных и неожиданных решений.

Роль распределителя ресурсов . Ответственный за распределение всевозможных ресурсов организации, что фактически сводится к принятию и одобрению всех значительных решений в ней.

Роль ведущего переговоры. Ответственный за представительство организации на всех значительных и важных переговорах.

Все эти роли тесно взаимосвязаны. Одновременно они непосредственно вытекают из должностных полномочий руководителя, его официального статуса. Вместе с тем характер их выполнения может оказывать обратное (и достаточно ощутимое) влияние на официальные, статусные и иные характеристики руководителя. Согласованная реализация всех этих ролей, по Г. Минцбергу, – это и есть содержание процесса управленческой деятельности. Проанализировать же эту деятельность, раскрыть ее содержание – значит выявить и описать указанные роли по отношению к конкретной анализируемой деятельности, а также характер их взаимосвязи и взаимовлияния друг на друга, способы их координации.

Дименсиональный подход к анализу управленческой деятельности . Данный подход разработан Г. Юклом, который предложил анализировать управленческую деятельность на основе специфических функциональных единиц – «измерений менеджерского поведения» («дименсий»). Содержание управленческой деятельности может быть описано посредством девятнадцати такого рода измерений [по 40].

Внимание к дисциплине: руководитель дисциплинирует подчиненных, характеризующихся плохим выполнением работы, стремлением не подчиняться принятым в организации правилам поведения, нарушениями установленного организационного порядка.

Содействие работе: руководитель стремится обеспечить подчиненных всеми необходимыми ресурсами для успешного выполнения заданий, устранять любые помехи и проблемы, порожденные условиями работы и мешающие их выполнению.

Решение проблем: руководитель проявляет инициативу, предлагая решение важных, относящихся к выполняемой работе проблем, и действует энергично, принимая в связи с этим, когда это необходимо, незамедлительные решения.

Постановка целей: руководитель подчеркивает важность постановки перед подчиненными целей, отражающих специфику выполняемой ими работы, фиксирует успех в достижении этих целей и обеспечивает четкую обратную связь с подчиненными.


Ролевое уяснение: руководитель информирует подчиненных относительно их обязанностей и ответственности, определяя правила и линию поведения, которых подчиненные должны придерживаться, и сообщает им о том, что от них ожидается.

Акцентирование эффективности: руководитель подчеркивает важность эффективного и своевременного достижения подчиненными поставленных перед ними целей и доводит до них оценку, даваемую им их деятельности.

Планирование: руководитель определяет, как эффективнее спланировать и организовать выполнение работы, намечает, как достичь единых рабочих целей организации, набрасывает возможные варианты решения потенциальных проблем.

Координация: руководитель координирует работу подчиненных, подчеркивает важность координации и побуждает подчиненных координировать свои действия.

Делегирование автономии: руководитель делегирует подчиненным ответственность и власть и дает им свободу действий в выполнении рабочих заданий.

Подготовка: руководитель удовлетворяет потребность подчиненных в специальной подготовке, обеспечивает их необходимым инструктажем.

Воодушевление: руководитель побуждает подчиненных к трудовому энтузиазму и создает у них чувство уверенности в их способности успешно справиться с заданием и достичь групповых целей.

Внимание: руководитель проявляет дружелюбие, поддержку и симпатию в отношении к подчиненным, заботится об их благополучии и стремится быть справедливым по отношению к ним.

Участие в решении: руководитель консультируется с подчиненными прежде чем принять решения, касающиеся работы, и позволяет им влиять на принимаемые решения.

Одобрение: руководитель выражает похвалу и признание подчиненным за эффективную работу и высказывает им особую признательность за исключительные усилия и вклад в достижение организационных целей.

Возможность варьирования вознаграждения: руководитель имеет возможность вознаграждать подчиненных за успешную работу такими ощутимыми ценностями, как повышение заработной платы, содействие в занятии более подходящей должности, предоставление лучшего рабочего графика, особых привилегий и др.

Содействие общению: руководитель побуждает подчиненных к установлению дружеских отношений, кооперации, обмену информацией и идеями, взаимопомощи.

Представительство: руководитель устанавливает контакты и поддерживает отношения с другими группами и авторитетными в организации людьми, старается убедить их и по достоинству оценить и поддержать возглавляемое им подразделение, использует влияние вышестоящих руководителей и других лиц в организации, чтобы содействовать защите и реализации интересов своего подразделения. I Распространение информации: руководитель информирует подчиненных о влиянии их работы на функционирование организации, включая информацию о событиях, происходящих в других подразделениях и вне организации; о прогрессе, достигнутом во встречах и переговорах с вышестоящими или находящимися вне организации лицами.

Управление конфликтами: руководитель удерживает подчиненных от ссор и столкновений друг с другом, побуждает их разрешать и помогает им улаживать конфликта конструктивным способом.

Таким образом, несмотря, быть может, на излишнюю детализацию и явное «перекрещивание», дублирование ряда «измерений», данный подход позволяет составить достаточно полное представление о содержании управленческой деятельности.

Нормативный подход к анализу управленческой деятельности . Данный способ имеет в настоящее время меньшее распространение и используется как дополнительный по отношению к другим, а также считается одним из методов их реализации. Ключевую роль в нем выполняет понятие нормативно-одобренного способа деятельности (НОСД). В теории профессиональной деятельности это понятие определяется следующим образом. НОСД – обобщенный и закрепленный инструкциями, рассчитанный на абстрактного субъекта и усредненные условия способ выполнения деятельности. По отношению к управленческой деятельности НОСД конкретизируется в системе основных должностных обязанностей, т.е. специфических – нормативно-предписываемых, институционально закрепляемых и юридически оформленных требований к целям, задачам, основным правам и прерогативам деятельности руководителя, а также к его ответственности. Вся эта система является нормативной, т.е. объективированной основой содержания управленческой деятельности. Следовательно, для установления этого содержания необходимо прежде всего раскрыть содержание НОСД руководителя. Вместе с тем, поскольку в любом случае НОСД реализуется конкретным человеком, то в него под влиянием личностных особенностей субъекта вносятся многочисленные изменения. Складывающийся в каждом конкретном случае индивидуальный способ деятельности (ИСпД), с одной стороны, будет не полностью воспроизводить все содержание нормативного способа, но с другой – может обогащать, расширять его содержание. Формирование индивидуального способа деятельности определяется всей системой личностных и профессиональных качеств руководителя.

Процедура нормативного анализа включает два основных этапа. На первом анализируется содержание НОСД в плане закрепленных в нем основных должностных обязанностей и требований к их выполнению. На втором анализируются расхождения нормативного и индивидуального способов деятельности; затем результаты двух этапов анализа обобщаются и интерпретируются.

В целом следует подчеркнуть, что нормативный анализ управленческой деятельности базируется на другом, более общем, методе изучения деятельности – методе анализа документации (технологической, организационной). Он позволяет получить важную информацию о деятельности, но в основном – о ее внешней стороне. Он поэтому хотя и необходим, но недостаточен для раскрытия психологического содержания управленческой деятельности.

Функциональный анализ управленческой деятельности. Данному подходу принадлежит особая, можно сказать – исключительная роль как с точки зрения возникновения «науки об управлении» в целом, так и с точки зрения его значимости для современного состояния исследований в этой области. Возникнув русле «административной школы» управления, этот подход к пониманию природы управленческой деятельности и способов ее изучения сегодня явно доминирует и является, по-видимому, наиболее адекватным способом раскрытия ее содержания. В трудах А. Файоля и его последователей, а также в американской школе менеджмента (Особую роль в его становлении сыграл Ч. Барнард и, прежде всего, его знаменитая книга «функции администратора» (1938)), были сформулированы основы функционального анализа управленческой деятельности, ставшего в настоящее время своеобразной нормой, императивом ее изучения.

Проанализировать управленческую деятельность, согласно этому подходу, – значит дать ее характеристику с точки зрения основных управленческих функций, реализуемых руководителем (целеполагания, планирования, мотивирования, организации, принятия решения, контроля, оценки и др), а также способов их согласования. Кроме того, этот подход не только не противоречит всем иным, но и позволяет их интегрировать.

Функциональный анализ исторически возник и продолжает оставаться не психологическим, а более широким и общим – -организационным способом исследования управленческой деятельности. Поэтому он ставит во главу угла общие объективные особенности ее содержания; и в результате дает «четкую фотографию» ее внешней стороны. Однако именно в силу «четкости» и предельной детализированности получаемой картины внутри него складываются достаточные предпосылки для того, чтобы дополнить такого рода объективированный анализ изучением психологических закономерностей, специфичных для каждой из основных управленческих функций. В данном подходе конструктивно решается основная проблема анализа деятельности – проблема «единиц анализа». В качестве их рассматриваются отдельные управленческие функции. Единицы такого уровня обобщенности очень специфичны: они предельно комплексны, богаты содержанием и должны быть подвергнуты дополнительной детализации. Вместе с тем сама управленческая деятельность настолько сложна и комплексна, что ее «единицы» не могут быть простыми.

Итак, основными способами изучения управленческой деятельности являются ее «микроанализ» (включающий пооперационный и хронометрический подходы), «эмпирический» анализ (включающий анализ «видов содержания» труда и ситуационный подход), деятельностно-психологический, ролевой, дименсиональный, нормативный и функциональный подходы. Их сопоставление позволяет выявить ряд дополнительных особенностей управленческой деятельности и методов ее изучения.

Во-первых , следует констатировать множественность существующих подходов и отсутствие какого-либо единого и универсального способа анализа. Реальная сложность управленческой деятельности такова, что она не может быть описана лишь в каком-то одном аспекте, а требует многопланового анализа.

Во-вторых , любой из рассмотренных подходов имеет свои достоинства и ограничения, в каждом из них определяется сфера, область его действия. Поэтому рассмотренные подходы являются не альтернативными, а взаимодополняющими. Наиболее эффективным в связи с этим является синтез ряда подходов.

В-третьих , главным отличительным признаком всех подходов является использование в них принципиально разных единиц анализа. Они различаются по объему («масштабу»), по степени обобщенности – начиная от наиболее дробных в «микроанализе» и кончая наиболее крупными в функциональном анализе.

Поэтому все существующие способы представляют собой уровни анализа управленческой деятельности – как бы различные «этажи» в общей процедуре ее описания (табл. 2).

Приступая к рассмотрению сути управленческой деятель­ности и определению общих факторов в работе менеджеров, следует, прежде всего, еще раз определить, кого называют менеджером.

Менеджер - это член организации, который объединяет и ко­ординирует работу других ее членов для достижения желае­мого результата.

Такое определение соответствует современному подходу к управленческой деятельности. Оно может быть отнесено к управлению организацией в целом, управлению конкретным подразделением или отдельным сотрудником в организации, главным в этом определении является ответственность менед­жера за координацию деятельности коллектива или отдельного работника при решении конкретных задач для достижения це­лей организации. При этом следует иметь в виду, что менедже­ры могут выполнять в организации и другую работу (иметь и другие обязанности) в дополнение к управленческим функциям.

Так же как и организациям, менеджерам присущи общие характеристики. Однако общие характеристики руководителей всех организаций менее очевидны, чем различия в их работе. В то же время существуют, по крайней мере, несколько спе­цифических характеристик управленческой деятельности, общих для всех руководителей, которые определяют отличительные особенности этой деятельности независимо от вида организа­ции. Такими характеристиками являются: суть управленческой деятельности; роли руководителя; управленческие функции и уров­ни управления.

Суть управленческой деятельности. Управленческую дея­тельность можно представить как процесс координирования и целенаправленной интеграции деятельности других людей для обеспечения эффективности деятельности организации. Вопро­сы эффективности и результативности деятельности организа­ции и управления ею рассматриваются в других главах книги. Целью настоящей главы является описание содержания и общих (отличительных) характеристик управленческой деятельности.

Раскрытие содержания управленческой деятельности в це­лом представляет сложную задачу из-за ее большого разнооб­разия. Для обеспечения этой задачи можно воспользоваться выполненными исследованиями ряда авторов и специальными классификационными схемами для описания работы менедже­ров. Для описания сути управленческой работы полезно также использовать известные подходы к этой деятельности с пози­ций определения функций и процессов управления, систем и способов управления в различных ситуациях, а также опре­деления необходимых навыков управленческой деятельности. Исследования управленческой деятельности показали, что она по своей сути очень сильно отличается от неуправлен­ческой работы. Американский исследователь Минцберг, вы­полнивший исследования по изучению труда руководителей высшего звена и обобщивший свои более ранние исследова­ния, в качестве отличительной особенности труда руководите­лей отметил большое разнообразие конкретно выполняемой ими работы, на которую во многих случаях они затрачивали мало времени, а также необходимость и умение принимать решения по фрагментам проблем. Выводы американского уче­ного подтверждает практика менеджмента.

Суть управленческой деятельности определяют большое раз­нообразие конкретно выполняемой руководителем работы, ее кратковременность и фрагментарность.

Именно эти качества (разнообразие, кратковременность и фрагментарность) являются отличительной характеристикой управленческой деятельности. Минцберг также выделил роли руководителей, которые определяют их поведение в организации.

Роли руководителя являются набором определенных пове­денческих правил, соответствующих конкретной организации и конкретной должности, которые должен «играть» руководи­тель в конкретной ситуации. При этом отдельная личность может влиять на характер исполнения конкретной роли, но не на ее содержание. Минцберг выделяет 10 ролей, которые выполняют руководители в различные периоды управления и в раз­ной степени применительно к специфике и масштабам органи­зации, а также занимаемой ими должности. Эти роли объеди­нены в три группы: межличностные роли, информационные роли и роли по принятию решений. Все роли руководителя взаимосвязаны и взаимодействуют для создания единого пред­ставления о его поведении в организации.

Межличностные роли, называемые также ролевыми установ­ками , определяют поведение менеджера как главы (главно­го руководителя) и связующего звена при выполнении работы с людьми в организации и вне ее.

Информационные роли (роле­вые установки) всех менеджеров включают функции прини­мающего и распределяющего информацию (приемника и распределителя), связанные с получением, сбором и распро­странением информации, а также представителя при представ­лении своей организации во внешней среде.

Роли (ролевые установки), связанные с принятием решений, определяют пове­дение менеджеров как предпринимателей, устраняющих нару­шения в работе организации, распределителя ресурсов в орга­низации для достижения ее целей и ведущего переговоры для получения выгоды и устранения препятствий в достижении успеха организации. Примерное содержание ролей, выделен­ных Минцбергом, приведено в табл. 1.

Таблица 2.1. Роли руководителя (по определению Минцберга)

Описание

Характер деятельности

Межличностные роли

руко­водитель

Символический глава, в обя­занности которого входит вы­полнение обычных обязанно­стей правового или социаль­ного характера

Представительские функции, действия, обусловленные положением руководителя, ходатай­ства

Ответственный за мотивацию и активизацию деятельности подчиненных, за набор персо­нала, подготовку и связанные с этим обязанности

Фактически все управленчес­кие действия с участием под­чиненных

Связующее звено

Обеспечивает работу саморазвивающейся сети внешних контактов и источников, ко­торые представляют информа­цию и оказывают услуги

Переписка, участие в совеща­ниях на стороне (вне органи­зации), другая работа с внеш­ними организациями и лица­ми

Информационные роли

Приемник

ин­формации

Разыскивает и получает раз­личную информацию специ­ального характера, которую (понимая организацию и внешние условия) успешно использует в интересах дела; выступает как центр внешней и внутренней информации

Обработка всей почты, осуществление контактов, связан­ных с получением необходимой информации (периодика, специальные издания, командировки)

Распределитель информации

Передает полученную извне или внутри (от подчиненных) информацию членам организации, в том числе чисто по факту получения или после интерпретации

Представитель

Передает информацию для осуществления внешних кон­тактов организации (относи­тельно планов, политики дей­ствий и результатов работы), действует как эксперт по

во­просам данной отрасли

Участие в заседаниях. Обра­щение через почту. Устные выступления, передача ин формации во внешние организации и другим лицам

Роли, связанные с принятием решений

Предприниматель

Изыскивает возможности внутри организации и за ее пределами (проекты по совершенствованию, контролирует раз­работку определенных проектов)

Участие в заседаниях и обсуж­дениях стратегии, обзоры ситуации, инициирование разработок проектов совершенство­вания организации

Устраняющий нарушения

Отвечает за корректировочные действия, когда организация оказывается перед необходи­мостью устранения неожидан­ных нарушений

Обсуждение стратегических и текущих вопросов, в том чис­ле проблем и кризисов

Распределитель ресурсов

Ответственный за распределе­ние ресурсов организации, что фактически сводится к принятию или одобрению всех зна­чительных решений в организации

Составление графиков, запро­сы полномочий, действия, связанные с выполнением бюдже­тов. Планирование работы под­чиненных

Ведущий переговоры

Ответственный за представительство организации на всех значительных и важных пере­говорах

Ведение переговоров

Менеджер - организатор эффективного управления

Работа каждого менеджера строится на пяти базовых операциях. Их результатом является интеграция ресурсов во имя достижения по­ставленных целей.

Во-первых, менеджер устанавливает цели, определяет, какими они должны быть, ставит конкретные задачи в каждой группе целей, решает, что должно быть сделано для их эффективного достижения.

Во-вторых, менеджер организует и анализирует виды деятельно­сти, принимает решения, необходимые для выполнения поставленных целей, разделяет их на управляемые совокупности, а последние - на управляемые трудовые задачи. Затем группирует совокупности и задачи в организационную структуру предприятия, которая дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения поставленных целей.

В-третьих, менеджер поддерживает мотивацию и коммуникацию, формирует команду из ответственных людей и побуждает их к активной трудовой деятельности с помощью специфических приемов: кадровых приказов по оплате, назначений, повышений и множества разнообраз­ных решений, определяющих так называемое качество трудовой жизни и отнюдь не ограничивающихся только заработной платой или услови­ям труда в нашем обычном понимании. И делает это он, поддерживая постоянную связь с подчиненными, со всеми членами коллектива.

В-четвертых, менеджер добивается, чтобы у каждого работника были показатели, сфокусированные как на всей организации, так и на работе данного сотрудника. Он анализирует, оценивает, интерпретирует достигнутые результаты и сообщает их подчиненным и коллегам.

В-пятых, менеджер способствует профессиональному росту работ­ников, их развитию и совершенствованию.

В итоге, решения и действия менеджера направлены на создание и обеспечение продуктивного единства действий всего коллектива. Эта задача требует от него максимальной эффективности использования человеческих ресурсов.

Необходимо отметить и те ошибки в работе менеджеров, которые порой встречаются в практике управления и мешают им успешно справ­ляться со своими обязанностями.

Тринадцать «смертных грехов менеджера:

1) отказаться от личной ответственности;

2) сдерживать рост квалификации сотрудников;

3) проверять результаты, вместо того чтобы мотивировать действия;

4) чрезмерно принципиально оценивать действия сотрудников;

5) забыть о важности прибыли;

6) руководить всеми сотрудниками одинаково;

7) акцентировать внимание на проблеме, а не на цели;

8) быть начальником, а не товарищем;

9) пользоваться привилегиями;

10) душить критику;

11) наказывать за инициативу;

12) опаздывать к назначенному сроку;

13) не выполнять обещанное.

Понятно, что менеджер должен стремиться не совершать этих «смерт­ных грехов». Успехи и неудачи предприятия - это в первую очередь успехи и неудачи менеджмента. Если предприятие работает плохо и не­рентабельно, его хозяин меняет не рабочих, а менеджера.



Поделиться