Роли и сценарии в жизни. Как изменить сценарий своей жизни: решаем проблемы через метафору

Каждый человек еще в детстве, чаще всего бессознательно, думает о своей будущей жизни, как бы прокручивает в голове свои жизненные сценарии. Повседневное поведение человека определяется его рассудком, а свое будущее он может только планировать, например, каким человеком будет его супруг (супруга), сколько в их семье будет детей и т.п. "Сценарием считается то, что человек еще в детстве планирует совершить в будущем (Э. Берн). Сценарий - это постепенно развертывающийся жизненный план, который формируется еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей.

Этот психологический импульс толкает с большой силой человека вперед, навстречу его судьбе, и очень часто независимо от его сопротивления или свободного выбора.

Жизненные сценарии основываются в большинстве случаев на родительском программировании, которое ребенок воспринимает по трем причинам: во-первых, оно дает жизни цель, которую в противном случае пришлось бы отыскивать самому; все, что делает ребенок, чаще всего он делает для других людей, обычно для родителей. Во-вторых, родительское программирование дает ему способ структурировать свое время (то есть приемлемо для его родителей). В-третьих, ребенку надо указывать, как поступать и делать те или иные вещи. Учиться самому интересно, но не очень-то практично учиться на своих ошибках. Родители, программируя жизнь своих детей, передают им свой опыт, все то, чему они научились (или думают, что научились). Если родители неудачники, то они передают свою программу неудачников. Если же они победители, то соответственно программируют судьбу своего ребенка. Долгосрочная модель всегда предполагает сюжетную линию. И хотя результат предопределен родительским программированием в добрую или дурную сторону, ребенок может избрать свой собственный сюжет.

Согласно концепции трансактного анализа Э. Берна, сценарий предполагает:
1)родительские указания;
2)подходящее личностное развитие;
3)решение в детском возрасте;
4)действительную "включенность" в какой-то особенный метод, несущий успех или неудачу.

Театральные сценарии в основном интуитивно выводятся из жизненных сценариев. Лучший способ это осмыслить рассмотреть связи и сходство между ними.
1. Оба сценария базируются, как это ни странно, на ограниченном количестве тем.
2. Определенное течение жизни в основном имеет предсказуемый результат, если, конечно, на жизненном пути нет помех и препятствий. Но для диалога, произнесенного определенным образом, необходимо, чтобы выработалась соответствующая этому диалогу мотивация. Как в театре, так и в реальной жизни реплики произносятся так, чтобы реакция их оправдывала и дальше развивала действие. Если герой заменит текст и состояние "Я", то партнеры будут реагировать иначе. Например, если во время представления Гамлет вдруг начнет читать строки из другой пьесы, тогда Офелия тоже должна будет заменить свой текст, чтобы сделать происходящее осмысленным. Но ведь тогда все представление пойдет иначе.
3. Сценарий должен быть доработан и отрепетирован, прежде чем будет готов для драматического представления. В театре существуют чтение, прослушивания, репетиции и прогон перед премьерой. А жизненный сценарий запускается еще в детском возрасте в той примитивной форме, которая называется «протоколом». Здесь уже другие исполнители. Они ограничены в семье кругом родителей, братьев, сестер, а в интернате или детском доме - кругом товарищей и воспитателей. Все они играют свои роли, ибо каждая семья (или детский дом) представляет собой институт, в котором ребенок чаще всего не получает уроков особой гибкости. В период отрочества ребенок встречается с большим количеством людей. Он интуитивно ищет тех партнеров, которые сыграли бы роли, требуемые его сценарием (они это делают, ибо ребенок играет роль, предполагаемую их сценарием). В это время подросток дорабатывает свой сценарий с учетом своего окружения. Интрига остается той же самой, но действие слегка меняется. В большинстве случаев это нечто вроде пробного представления. Благодаря ряду таких адаптаций сценарий приобретает определенную форму, он уже как бы готов для самой "большой сцены" - финального акта. Если это был так называемый хороший сценарий, то все благополучно заканчивается "прощальным обедом". Если же это был плохой сценарий, то "прощание" может звучать с больничной койки, с порога тюремной камеры или из психиатрической больницы.
4. Почти в каждом жизненном и театральном сценариях есть роли хороших людей и злодеев, счастливцев и неудачников. Кого считать хорошим или плохим, кого счастливцем, а кого неудачником, определяется весьма специфично для каждого сценария. Но совершенно ясно, что в каждом из них присутствуют эти четыре типа, объединенные иногда в две роли. Например, в ковбойском сценарии хороший парень почти всегда бывает победителем, а злодей - неудачником. Победитель обычно выживает, а неудачник погибает или наказывается. В сценарном анализе психотерапевты называют победителей Принцами и Принцессами, а неудачников - зовут Лягушками. Задача анализа состоит в превращении Лягушек в Принцов и Принцесс. Чтобы это осуществить, психотерапевт должен выяснить, что представляет в сценарии пациента хороших людей или злодеев. Далее надо выяснить, какого рода победителем способен быть пациент. Он может сопротивляться превращению его в победителя, так как, возможно, идет к психотерапевту совсем не для этого. Может быть, он хочет стать храбрым неудачником. Это вполне допустимо, ибо став бравым неудачником, он почувствует себя удобнее в своем сценарии, тогда как превратившись в победителя, он должен будет отказаться от сценария частично или полностью и начинать все сначала. Этого люди обычно опасаются.
5. Сцены в жизненном сценарии человека определяются и мотивируются заранее, точно так же, как и театральные. Простейщий пример: ситуация, когда кончается бензин в бензобаке автомобиля. Его владелец всегда определяет это за день-два вперед по показаниям счетчика, он соображает: "Надо заправиться", но... этого не делает. Фактически не бывает, чтобы бензин кончился мгновенно, если в машине все исправно. Однако в сценарии неудачника это почти всегда постепенно надвигающееся событие и как бы запланированная сцена. Многие Победители проходят весь свой жизненный путь, ни разу "не оставшись без бензина". Если сценарием считается то, что человек еще в детстве планирует совершить в будущем, то жизненный путь - это то, что происходит в действительности. Жизненный путь в какой-то степени предопределен генетически (вспомним концепцию виктимологии Ч. Тойча), а также положением, которое создают родители, и различными внешними обстоятельствами. Болезни, несчастные случаи, война могут сорвать даже самый тщательный, всесторонне обоснованный жизненный план. То же может случиться, если "герой" вдруг войдет в сценарий какого-нибудь незнакомца, например хулигана, убийцы, автолихача. Комбинация подобных факторов может закрыть путь для реализации определенной линии и даже предопределить трагичность жизненного пути. Существует много сил, влияющих на человеческую судьбу: родительское программирование, поддерживаемое "внутренним голосом", который древние звали "демоном"; конструктивное родительское программирование, поддерживаемое, подталкиваемое течением жизни; семейный генетический код, предрасположенность к определенным жизненным проблемам и способам поведения; внешние силы, все еще называемые судьбой; свободные устремления самого человека. Продуктом действия этих сил и оказываются разные типы жизненного пути, которые могут смешиваться и вести к одному или другому типу судьбы: сценарному, несценарному, насильственному или независимому. Но в конечном счете судьба каждого человека определяется им самим, его умением мыслить и разумно относиться ко всему происходящему в окружающем мире. Человек сам планирует собственную жизнь. Только тогда свобода дает ему силу осуществлять свои планы, а сила дает ему свободу осмысливать их, а если надо и отстаивать их или бороться с планами других. Даже если жизненный план человека определен другими людьми или в какой-то степени обусловлен генетическим кодом, то и тогда вся его жизнь будет свидетельствовать о постоянной борьбе.

Возможны четыре основные жизненные сценария:
1) "Я" - хороший, "Все ОНИ - хорошие, жизнь - хороша" - сценарий "победителя";
2) "Я" - плохой, "ОНИ" - плохи, жизнь - плоха" - сценарий "побежденного", неудачника;
3) "Я" - хороший, но "ОНИ" - плохие, жизнь - плоха" - сценарий "озлобленного пессимиста";
4) "Я" - плохой, а "ОНИ" - хорошие - сценарий "комплекса неполноценности".
Жизненный сценарий оказывает свое влияние на те жизненные позиции, которые проявляет человек в карьере, работе, в браке, в сфере человеческих отношений. Жизненные позиции, или отношение человека к определенной своей жизни, могут быть позитивны, негативны, можно выделить семь вариантов жизненных позиций.

1. Идеализация действительности 7. Убежденность
2. Крушение надежд 6. Решительность
3. Вызов всему 5. Осознание (неповиновение)
4. Уход от дел

Рис. 6.8. Типы жизненных позиций

Идеализация действительности - это позиция новичка, для нее характерны ожидание, энтузиазм, вера в то, что у них буквально все пойдет хорошо (типична для начального этапа карьеры, при вступлении в брак).

Когда у человека возникает осознание углубляющегося разрыва между преувеличенными ожиданиями и желаниями, с одной стороны, и реальными обстоятельствами - с другой, его начинают посещать чувства беспокойства и тревоги, он начинает задавать себе вопросы: "Что, в конце концов, происходит? Куда я качусь?" - это типичные признаки юозиции "Крушения надежд".

Наступает период, полный тревоги и нерешительности, вызванный растущим страхом перед тем, что дела пойдут дальше хуже, чем ожидалось. Продолжающееся разрушение надежд (происходящее, кстати, весьма нередко просто из-за ложных страхов и собственной нерешительности) приносит все большее чувство тревоги, раздражения, гнева, желание активного бунта, протеста, суть которого можно выразить примерно в следующих словах: "Думаю, мне придется заставить их тут все поменять, раз никто не решается это сделать". В основе этой позиции неповиновения лежит гнев и вызов.

Существует два уровня проявления позиции неповиновения: скрытое и явное. Ни та, ни другая не является конструктивной, однако скрытое неповиновение оказывается особенно непродуктивным в долгосрочной перспективе. Уход от дел - эта жизненная позиция формируется, когда человек начинает чувствовать, что больше не имеет смысла даже пытаться как-то изменить ход вещей. Часто люди отходят от дел на работе или у себя в семье, физически продолжая якобы принимать участие в деятельности коллектива или семьи. Люди, занявшие такую позицию, как правило, становятся брюзгливыми, мстительными, предпочитают одиночество, начинают испытывать все больший интерес к спиртному, легко раздражаются, с усердием выискивают у окружающих недостатки. Описанная жизненная позиция чревата серьезными последствиями не только для того, кто ее исповедует, но и для окружающих: дело в том, что может стать заразной болезнью, причем помочь в этом случае в силах лишь следующая по порядку жизненная позиция.

Люди занимают жизненную позицию Осознания, когда они видят, что они должны пожелать измениться, когда возникает чувство ответственности и желание изменить что-то в себе. Следует дать себе реальный отчет в том, кто вы есть на самом деле и осознать, что существует весьма реальная возможность того, что дела пойдут совсем плохо, если мы не изменим что-то в самих себе.
Решительность - активная жизненная позиция, вы решились совершить реальные действия в выбранном направлении, в душе возникает бодрящее, освежающее ощущение, снимающее стресс, вы чувствуете прилив сил, энергии. Убежденность - приходит к нам, когда мы перестаем ожидать совершенства от своей работы, своих семейных отношений, от отношений с окружающими и тем не менее хотим, чтобы дела наши шли хорошо. Появляется активное, постоянно действующее желание улучшить сегодняшнее положение дел. Работа становится выполнимой, а человеческие отношения - продуктивными, когда мы сознательно отказываемся от "неба в алмазах", становимся плечом к плечу и вместе идем к поставленным целям.

Последовательность, в которой жизненные позиции объективируются у разных людей, не является раз и навсегда установленной. Однако так или иначе эти жизненные позиции оказывают - совершенно определенное влияние на все, что делает тот или иной человек.
Жизненные позиции и жизненные ценности (то, что наиболее важно и ценно в жизни, что необходимо для удовлетворенности жизнью) у людей различны, от того различна и их жизнь. Чтобы взять контроль над своей жизнью в свои руки, человеку необходимо проанализировать свою жизненную позицию, жизненные цели.

Ответьте сами себе на такие вопросы:

1) Какая позиция характерна именно для меня в настоящий момент (для каждой сферы жизни: на работе, в семье, в неформальном общении)?
2) Какой была моя жизненная позиция в каждой из этих трех сфер на протяжении последних двенадцати месяцев?

Обсудите ответы на эти вопросы с кем-нибудь из тех, кто хорошо вас знает и окажется в состоянии открыто не согласиться с вами. Так вы точнее оцените реальное положение вещей. Затем покажите стрелкой, какую жизненную позицию вы хотели бы занять в будущем.

Моя жизненная позиция

1) на работе
2) в семье
3) в неформальном общении

1.Идеализация действительности 7.Убежденность

2.Крушение надежд 6.Решительность

3.Вызов всему 5.Осознание

4. Уход от дел

Проанализируйте расхождения между прежними ожиданиями, сегодняшней реальностью и надеждами на будущее:

1.Перечислите все ваши прежние ожидания (все, на что вы надеялись прежде).
2.Оцените ваше настоящее положение.
3.Укажите по пунктам, чего вы ждете (чего бы вам хотелось) от будущего.
4.Определите для себя, какие изменения вы можете произвести в ваших надеждах на будущее, в вашей нынешней ситуации, а также в вашем будущем. Особо отметьте те из них, которые вам действительно посильны.
5.Обсудите эти предполагаемые изменения с вашим хорошим другом.
6.Отсчитайте в своем деловом календаре 30 дней и распишите по дням, какие цели вы перед собой ставите:
а)напишите себе напротив завтрашнего числа: "Работать с полной отдачей сил";
б)напишите себе напротив послезавтрашнего числа "Беззаветно верить в достижимость поставленной цели";
в) напишите себе напротив следующего числа "Моментально определять необходимые компоненты успеха";
г)напишите себе напротив четвертого дня: "Действовать решительно и творчески";
д)напишите эти же слова в том порядке, в каком вам самим это покажется наиболее разумным, напротив всех остальных дней этого месяца.
7.Реализуйте намеченное. Если вам требуются, как вам кажется, еще дополнительные силы и ресурсы для выполнения намеченного, обратитесь к психологу, он может вам помочь мобилизовать сознательные и бессознательные ресурсы вашей психики (в психологии разработаны для этого специальные приемы).

Сегодня я предлагаю вам разобраться в том, что влияет на наши мысли и на наш психо-эмоциональный фон. Напомню, что у нашего психического состояния есть три уровня: уровень эмоций (мгновенная реакция), уровень настроения (наше состояние в течение дня, недели, месяца), и самый глубинный уровень - психо-эмоциональный фон (свойственен человеку на протяжении всей жизни). Именно от этого третьего уровня и зависят те мысли, которые будут преобладать в мышлении человека.

Дело в том, что психо-эмоциональный фон – это убеждения, мировоззрение человека. Это его Жизненный сценарий, по которому он играет свою роль. И от того во что человек верит, будет зависеть его настроение, реакции на происходящие события и, конечно, те мысли, которые крутятся в его голове. Поэтому для того чтобы изменить свои мысли, а вместе с ними и действия, иногда необходимо разобраться с теми корнями, которые находятся глубоко в подсознании.

Откуда же берутся наши убеждения? И как формируется наш Жизненный сценарий?

Есть три основных источника происхождения убеждений:

Родители – то, что они закладывали в нас изо дня в день долгие годы;

Личный опыт – события, которые оказали влияние на наши убеждения о чём-либо;

Сегодня я хочу познакомить вас с чудесным способом, при помощи которого можно выявить и изменить свои родовые программы, то есть те жизненные сценарии, которые передаются по роду. Все мы знаем много примеров того, как одинокие женщины воспитывают девочек, которые потом также не могут построить счастливые отношения, или мальчиков, которые идут по стопам отца-алкоголика, и много других примеров негативных жизненных сценариев повторяющихся из поколения в поколение. Почему это происходит? Жизненный сценарий человека напрямую зависит от тех, убеждений, которые закладывают в нём родители своим примером.

Если вы хотите понять, какой жизненный сценарий заложен в ваше подсознание родителями, то предлагаю вам проделать следующее упражнение.

Для этого заведите дневник или документ в компьютере и запишите в нём сейчас:

Убеждения вашей мамы о следующих аспектах жизни:

Отношение к себе

Ожидания от людей

Ожидания от будущего

Отношение к мужчинам

Психо-эмоциональный фон, то есть эмоциональное состояние, которое преобладает в течение всей жизни.

Запишите убеждения о каждой из вышеперечисленных сфер жизни, которых, как вы считаете, придерживается ваша мама. Что, по вашему мнению, мама могла бы сказать о данных сферах.

Если вы записали убеждения вашей мамы, то можете двигаться дальше. Если нет, то рекомендую вам сначала сделать это, а потом продолжать чтение этой статьи.

Убеждения вашей мамы – это то, во что она верит. Но это ещё и именно те убеждения, которые мама заложила в вас. Вы можете осознавать это или нет, но это и есть программа ваших жизненных действий – ваш родовой сценарий. Всё дело в том, что у каждого из нас есть механизмы психологической защиты и поэтому в себе мы не всегда можем разглядеть проблемные убеждения. Но если вы видите какие-то негативные убеждения в своей маме, то скорей всего это есть и в вас, и в соответствующей ситуации это обязательно проявится.

Но с этим можно и нужно работать. И сейчас наша задача состоит в том, чтобы поменять те программы, которые вам не нравятся на те, что будут более позитивными, эффективными и благоприятными для вас и всех окружающих.

Для этого, во-первых, нужно понять для чего нужно было это убеждение, то есть какую позитивную функцию оно выполняло. Это может быть защита, избегание или получение чего-либо, и т. д. В любом случае это было что-то жизненно важное для нас. Потому что наше подсознание всегда заботиться о чём-то важном, но не всегда эффективными способами.

Поэтому шаг второй – это заменить старые неэффективные убеждения на новые более благоприятные и эффективные, но исполняющие те же жизненно важные функции для нас. Например, если это было получение любви или безопасности, то каким образом можно получать любовь и признание людей более эффективно и разумно. Вы можете проделать это с каждым убеждением по схеме: Старое убеждение – выгода от него – новое убеждение.

Теперь вам нужно эти программы внедрить в ваше подсознание. Для этого можно написать новый родовой сценарий. Берёте чистый лист бумаги и пишите на нём «Новый Жизненный сценарий Ф И О ». И далее пишите о том, какие старые негативные программы вы заменяете новыми более эффективными мыслями и действиями. Ставите число и подпись. Но не забудьте, что они были жизненно необходимы, так как выполняли какие-то позитивные намерения, и поэтому необходимо именно заменить их новыми программами.

Такую же работу необходимо произвести с убеждениями вашего папы.

Это упражнение может изменить не только вашу судьбу, вы так же будете передавать эти более благоприятные и эффективные программы своим детям и внукам, поэтому стоит попробовать, вы ведь ничем не рискуете!

В следующих выпусках мы будем более подробно разбираться, как научиться мыслить теми новыми убеждениями счастливого человека, которые вы прописали.

13 232 0 Одно из интереснейших понятий в психологии – жизненные сценарии. Когда мы разберем этот термин, то будем немного лучше понимать мотивы чужого поведения. Начнем с того, что человек – единственное существо, которое может совершать осознанный выбор. Причем он может быть как мелким (например, что одеть или поесть сегодня ), так и большой (жениться или не жениться ). Выбор бывает сделать или очень легко, или вообще невозможно. Ведь за каждым решением будут последствия, и не каждый может их спокойно принимать. Страх сковывает наши движения.

А что, если мы скажем: не всегда выбор осознанный. Интересно, не правда ли? Мы же всегда думали, что сами решаем свою судьбу. А так мы, получается, недалеко ушли от животных? Даже неприятно как-то. Нет, человек действительно отличается от братьев наших меньших. Он может осознанно делать выбор даже невзирая на сильнейший страх ответственности. Но это энергозатратный процесс. Намного проще жить по привычному сценарию, который в нас был взращен ближайшим окружением еще в детском возрасте. Вообще, это достаточно серьезная тема, и ее надо рассматривать последовательно. Давайте обо всем по порядку.

Что такое жизненный сценарий по Берну?

Если расписать этот термин дословно, то все будет правильно. человека – это сценарий жизни. То есть те модели поведения, которые заблаговременно прописаны в определенных ситуациях. Привычки, проще говоря. Сценарий – понятие комплексное и развернутое, но формируется еще в детском возрасте с помощью родителей. Но это еще не означает, что его нельзя менять, уже будучи взрослым.

Понятие жизненного сценария было предложено известным психологом Эриком Берном. Одна из его ключевых концепций – социально-психологические игры, которые люди творят друг с другом. Жизненный сценарий – это фактически то, как будет эта игра развертываться в представлении этого человека. У всех нас есть определенный план с четко прописанными деталями: какие люди должны быть в нашей жизни, что должны делать, какие реакции будут с вашей стороны, кого нельзя пускать. И мы вовлекаем других в ту драму, которую пишем сами. Но база жизненного сценария – это события, которые произошли в детстве. Так говорил Эрик Берн.

Как и когда он формируется жизненный сценарий

Мы уже поняли, что жизненный сценарий начинает писаться в детском возрасте. Фактически то, что называют воспитанием, и является процессом привития ребенку определенного жизненного сценария. Обычно того сценария, по которому живут наши родители или лица их замещающие. Поэтому часто дети успешных родителей также добиваются успехов. То же самое касается и бедных семей. Впрочем, не всегда. Известно множество случаев, когда сыновья миллионеров становились чуть ли не бездомными в итоге, а дети из неблагополучных семей – миллионерами.

От чего это зависит? От стиля воспитания или хотя бы его наличия. Ведь часто богатые родители настолько заняты, что не уделяют внимания ребенку. Тогда его жизненный сценарий формируется на основе норм, которые приняты у его окружения. В подростковом возрасте ими могут быть девиантные (то есть, неуправляемые, проще говоря) лица как старше, так и ровесники. Когда воспитание почти отсутствует, речь идет о педагогической запущенности. Стоит помнить, что все имеет свою причину.

А что же случается с жизненным сценарием после того, как закончился подростковый возраст. Он уже сформирован или продолжает формироваться? Конечно, второй вариант правильный. Но не для всех. Есть две категории людей: авторы и жертвы . Первые берут ответственность за свою жизнь на себя, а вторые сваливают ее на внешние обстоятельства. Последние чаще не имеют никаких целей и живут по тому сценарию, который был сформирован еще ранее. Часто если понаблюдать за такими людьми, то они как жили десять лет назад, так и продолжают жить. Даже если есть какой-то опыт, то выводы, сделанные на его основе, вписываются в ту же шаблонную парадигму, которая была воспитана в них.

Например, человек что в 20 лет, что в 40 может после неудачного начинания говорить «Я ни на что не способен, поэтому никогда больше я не буду этого делать». В отличие от жертв авторы могут сильно измениться и за год. У них совсем другие модели поведения, и они готовы их менять в случае необходимости. Они могут понимать, что прежние привычки мешают им достичь желаемого, и потому приучают себя к чему-то новому.

Люди с позицией автора сильно меняются из года в год. Видно, что человек развивается и воспитывает сам себя. И тут идет ключ к ответу на вопрос «А формируется ли жизненный сценарий во взрослом возрасте». Мы ранее разобрали, что он появляется вследствие воспитания. Так вот, взрослый человек с позицией автора воспитывает сам себя и подходит к этому вопросу даже более тщательно, чем многие родители. Следовательно, он может кардинально поменять сценарий. Естественно, он будет его сам формировать.

Если на секунду задуматься, то можно легко определить, «от куда ноги растут»:

Пример # 1

Папа хотел мальчика, а родилась девочка, но амбиции воспитать себе наследника не утихла, и вот эта девушка сначала преуспевает в школьном кружке по карате, потом заканчивает технический ВУЗ и вот уже директор крупной корпорации, но, к сожалению, не один её роман не увенчался успехом. А все потому, что она не могла найти себе равного мужчину, такого же сильного и независимого. Она всегда чувствовала, что она доминирует в отношениях, а хотелось бы наоборот. И вот она уже на пороге у бизнес-центра, где проходит тренинг по развитию женственности.

Пример # 2

Женщина хотела родить ребенка для себя. Родила. Мальчик. Но, углубленная обида на мужчин не позволила ей завести новые отношения. В связи с чем, у мальчика не было образца мужского поведения, образца сценария поведения отца, мужа, партнера. Это непременно отразилось на его отношениях с женщинами.

Кто и что влияют на его формирование

Альфред Адлер считал, что жизненный сценарий формируется в первые пять лет жизни человека. Ну что ж, это пища для размышления своего жизненного пути и повод задуматься о воспитании своих детей смолоду.

Вообще, понятие жизненный сценарий невероятно масштабное, поэтому говорить, что на него влияет только один или два фактора, бессмысленно. Что еще влияет на формирование жизненного сценария?

  1. Семья . Пожалуй, это первый и самый главный автор нашего жизненного сценария. Именно в семье закладываются определенные установки, потерны, которые мы потом повторяем в своей жизни. Поговорка, что мужчина выбирает себе жену похожую на его маму, а женщина мужа, похожего на отца неспроста. Мы повторяем сценарии наших родителей в своей жизни. И не нужно говорить, что «я никогда не буду таким, как мои родители. Я не буду повторять их поведение», когда ваш отец хотел, чтобы вы стали адвокатом, а вас всегда тянуло в спорт, потом не удивляйтесь, когда вы также будете настаивать на том, чтобы отдать сына на хоккей, когда его будет тянуть к точным наукам.
  2. Социальное окружение . Чаще всего это друзья, хотя могут быть просто хорошие знакомые. Особенное значение в этом пункте занимают наставники, которых можно причислить в промежуточную позицию между друзьями и учителями. Это люди, которые многое повидали и сформировали качественный жизненный сценарий сами и готовы его передать своему близкому человеку. Довольно интересное наблюдение : все больше молодых девушек вступающих в брак уверены на корню, еще на этапе знакомства с парнем, что у них сложатся неудачные отношения со свекровью. В итоге так оно и получается. И они даже не стараются как-то изменить ситуацию. Ну а что, «у половины страны так…» уверенны они. Это все откуда? Из рассказов других, телевиденье, СМИ, подруги, мама и т.д.
  3. Учителя, тренеры и коучи . Это люди, для которых формирование жизненных сценариев других является профессиональной деятельностью. Они получают за это деньги. К категории учителей можно отнести школьных и университетских преподавателей (с последними ситуация может быть неоднозначной, потому что есть настоящие преподаватели, а есть лекторы. Последние не формируют жизненный сценарий напрямую, а лишь косвенно, и то не всегда ). Тренеры и коучи берут за результаты своих клиентов приличные деньги. Чаще всего к ним обращаются уже зрелые люди, которые и сами не против меняться. То есть, работа с тренером и коучем характеризуется ответственностью, разделенной пополам. Профессионал воздействует на человека, а другой намеренно поддается. Это отличает работу тренеров и коучей от обычного социального окружения, поскольку наши друзья и ближайшие люди влияют на нас неосознанно, мы не включаемся активно в процесс формирования собственного жизненного сценария. Разве что мы можем выбирать тех людей, которые на нас будут незаметно влиять.
  4. Живые источники информации. Это люди, которые не ставят себе за цель формировать жизненный сценарий другого человека (даже подсознательно не стремятся к этому), но они могут дать факты, сказать что-то, что вызовет резонанс в душе другого человека совсем случайно. Это могут быть случайные прохожие или те же лекторы в университетах.
  5. Неживые источники информации – СМИ, книги, видеоуроки, аудиокниги, статьи и все остальное, что переносит определенные факты, но при этом нет взаимодействия с живым человеком. Тут играет роль установка человека. Если он настроен самостоятельно менять свое мировоззрение, жизненный сценарий под воздействием прочитанного или услышанного, то они влияют, если нет – то он может много знать, но в его жизни так ничего и не изменится. Кроме того, здесь далеко не последнюю роль играет способность человека запоминать информацию.

Чтобы еще глубже разобраться в этой теме, давайте разберем несколько видов жизненных сценариев. Детальную классификацию негативных жизненных сценариев предложили Боб и Мери Гулдинг. Анализ жизненных сценариев невозможен и без этой классификации. Давайте рассмотрим виды детальнее:

  1. Не живи . Очень часто у людей с этим жизненным сценарием появляются мысли о самоубийстве. Родители таких детей невольно запрещали своему ребенку жить, что вообще парадоксально. Понятно, что ему хотели только добра, но маленький человечек так воспринял. И как появляется такая установка? Очень просто. Родители достаточно часто детям говорят что-то типа «лучше бы ты на свет не появлялся» или «я тебя убью за это». И оно понятно, что мы можем такое говорить в порыве злости (все мы люди), но надо понимать, что детям никогда такого говорить нельзя. Жизненные сценарии личности этого типа на самом деле встречаются очень часто. Установка человека, который, несмотря на этот сценарий, еще не покончил с собой (бессознательная, стоит отметить), следующая: «Я могу жить, пока».
  2. Не будь собой . Еще один популярный родительский запрет. Тут бывает два вида сценариев «не будь человеком своего пола» и «просто не будь собой». Первый случай попадается тогда, когда родители хотели девочку, а родили мальчика (или наоборот). Второй случай попадается намного чаще. Сравнивали ли вас с соседскими детьми. Конечно, да. Сравнение – это естественная потребность человека. Это абсолютно нормально. Но вот если ребенку постоянно говорить о том, что он хуже, чем Петя у тети Маши, то это обязательно негативно отпечатается на его психике. Да, если один раз сказать, ничего не будет, но где единичный случай, там и второй, а далее и до привычки недалеко. А искоренить ее трудно, потому что воспитание ребенка в стиле «не будь самим собой» встраивается в жизненный сценарий родителя. А потом и ребенок станет воспитывать собственных детей таким образом. Не всегда, но вероятность большая.
  3. Не будь ребенком . Это когда родители желающего постоянно играть и резвиться чада грузят, как настоящего взрослого человека. Рано. Во-первых, психоэмоциональные перегрузки вредны и во взрослом возрасте. Во-вторых, на ребенке это даст негативный след на всю жизнь. Фактически, когда родители говорят сыну или дочери «Не будь ребенком», то они ему запрещают радоваться. И этот сценарий окажется клеймом на всю жизнь. Оно вообще надо?
  4. Не взрослей . Интересно то, что эта установка нередко внушается теми же родителями и тем же детям. Ведь с одной стороны хорошо иметь взрослого ребенка, но ведь плюсы есть и у обратной стороны. Поэтому родители не могут самостоятельно определиться, какие достоинства для них более важны. Следовательно, ребенку внушается мысль «не взрослей» параллельно с предыдущей, что приводит к психологическому кризису. Любые попытки самостоятельности пресекаются, а родители говорят «что бы ты без меня делал», «у тебя еще молоко на губах не обсохло».
  5. Не достигни этого . Родители накладывают ребенку запрет достигать чего-то, говоря фразы типа «ну не твое это, брось и займись чем-то другим». Во-первых, мы не можем знать наверняка, какие у нас таланты. Надо отказаться от идеи, что нам даны свыше какие-то особенные способности. Нет, безусловно, генетически обусловленные задатки есть, но мы их не сможем определить, потому что выражаются они в максимальной степени освоения определенного навыка. Что талантливые, что неталантливые, должны постоянно работать, чтобы достичь цели. И этому надо учить детей или себя.
  6. Нельзя. Просто нельзя. Того нельзя, этого нельзя . Ребенок ничего не пробует и не знает, какая она вообще, эта жизнь. Не учится он и повзрослев. Почему? Потому что страшно.

Есть множество и других видов жизненных сценариев, которые все не уместить в оной статье. Все они имеют негативный характер. При этом есть полярные сценарии, которые делаются путем образования антонимической конструкции. Проще говоря, нужно исключить со смысла частицу «не». Например, «живи», «будь собой» и так далее.

Как определить свой сценарий по жизни

На деле, мы все внутренне чувствуем собственный жизненный сценарий. Ведь подсознательно мы всегда сверяем действия с психологическими установками, в голове всегда нарисована система координат. Поэтому надо скорее не определять, а осознавать. Как это сделать. Есть множество самых различных методик. Но мы возьмем простую.

Для начала надо поставить цель . Многие этого не делают, и потому не анализируют себя. Чтобы определить свой сценарий, необходимо войти в позицию взрослого и чисто логически подумать, как вы поступаете в определенных ситуациях. Можете использовать приведенный выше классификатор (хоть это и не все сценарии). Подумайте, что из описанного выше относится к вам.

Хорошо, поставили цель. Теперь надо определить, почему вы сейчас этого не имеете. Собственно, жизненный сценарий – это то, что нам помогает или мешает достичь желаемого. Просто будет проще отталкиваться от реальных фактов вашей жизни. Работа очень тяжелая и глубокая. Желательно записывать свои мысли на листке бумаги.

А еще лучше вариант – составить ментальную карту. Схему, проще говоря. Подойдите к этому процессу творчески. Но с большой вероятностью у вас будет один из приведенных выше сценариев. Так уж сложилось, что в нашей воспитательной культуре подобные установки внушаются с завидной легкостью. Ведь так проще воспитывать. А поскольку родители идут по пути наименьшего сопротивления, то и дети также учатся этому, сие становится их жизненным сценарием.

  1. Вспомните ваше самое первое воспоминание из детства. Можно записать его. Главное, чтобы оно было ваше, а не то, что вам рассказывали о вас.
  2. Кто главный герой этого воспоминания? Из взрослых людей.
  3. Что вы чувствуете в этом воспоминание? Удовлетворены ли ваши потребности?

Расшифровка воспоминания:

Взрослый человек это тот человек, который оказал наибольшее влияние на формирование вашего ЖС. Тот, чье мнение о вас легло в основу вашего собственного мнения о самом себе.

Ваши чувства, желания и эмоции из воспоминания — это то, чего вы придерживаетесь по жизни, ваша ведущая потребность.

Работа по осознанию жизненного сценария занимает не один день и даже не месяц. И даже не год. Это постоянный процесс. Важно анализировать свое поведение, но в меру. В ином случае можно внушить себе негативные установки, и тогда будет сложнее определить свой сценарий в дальнейшем. Если вы будете анализировать свои действия согласно приближению к цели или отдалению от нее, то картина вашего жизненного сценария вырисуется сама собой.

Стоит отметить, что приведенная выше классификация не является исчерпывающей и окончательной. Сколько людей и судеб человеческих, столько и сценариев. Каждая жизнь требует индивидуального анализа и всех под одну гребенку нельзя подтянуть. Вы вполне можете давать собственные названия, поскольку творчество включает мозг на полную.

Как изменить Жизненный сценарий личности

Итак, мы определили жизненный сценарий и поняли, что он не соответствует тому, что вы желаете. Как же тогда изменить жизненный сценарий? Медленно, шаг за шагом. Для начала выпишите на листик те привычки, которые ассоциируются с жизненным сценарием, взгляды на мир и так далее. После этого начните каждый день совершать маленький шажок. Хотите начать думать, как уверенный в себе человек (установка «будь собой» + сценарий «достигай»), то посвятите этому хотя бы пять минут в день.

Так вы можете расписать и по другим пунктам. И здесь опять же, нет готовой волшебной таблетки. Вам надо придумать те маленькие шаги, которые подходят именно вам, основываясь на выводах, сделанных по предыдущему пункту.

Некоторые хотят изменить свою жизнь быстро, но это невозможно. Родители вселяли в вас эти установки не один год, а вы хотите их изменить за день? Так не бывает. Даже если один-два дня сможете пожить по другому сценарию, все равно вернется все на круги своя. А часть времени будет даже хуже, потому что вообще никаких сил не будет. Поэтому внедряйте полезные привычки постепенно.

Очень хорошо это продемонстрировать на примере человека, который решил начать заниматься спортом (хочет внедрить жизненный сценарий «будь здоровым и красивым»). Он один день активно позанимался на тренажерах, на следующий день мышцы болят, а через день он даже пошевелиться не может. Получилось внедрить новый сценарий? Конечно, нет. Скорее всего, он к тренажеру нескоро подойдет такими темпами.

Второй вариант – ему просто надоест. То есть, мышцы способны выполнять работу, но поскольку этот человек не привык делать 50 отжиманий в день (а некоторые двести сходу хотят), то быстро вернется на круги своя. Постоянно будет все откладывать на завтра.

А если у него в голове был сценарий «ты ничего не можешь», то он очень быстро сдастся. Кстати, очень важная ремарка: не нужно воспринимать определенный сценарий, как шаблон. То есть, если в голове сидит мысль «ты ничего не можешь», то это не касается всех сфер, а только новых для данного лица. Менять жизненный сценарий надо в парадигме того, который у вас сейчас есть.

То есть, в данной ситуации надо самому себе задать вопрос «а что ты можешь», и от этого отталкиваться и постепенно наращивать интенсивность мер по перевоспитанию самого себя.

Помните, что процесс самовоспитания намного сложнее, чем обычное воспитание. Себя переделать тяжелее, и потому не надо себя насиловать. Просто не выдержите. Тише едешь – дальше будешь, как говорится в известной пословице.

Сценарий отношений: какой он

Все описанное выше касалось жизненных сценариев человека, и люди там входили как отдельная часть. А есть еще отдельные сценарии, по которым протекают отношения между людьми. Все это тема не менее сложная, и можно копать очень глубоко. Тем не менее, давайте рассмотрим основные сценарии развития отношений, которые могут иметь негативные последствия для них же.

  1. Избегание негативной оценки . Суть следующая : человек рассказывает о себе, а потом боится критики. Следовательно, он не прислушивается к другому человеку, а потом страдает, что с ним мало разговаривают и нет эмоциональной реакции. А по сути, для него важна только одна ее разновидность – положительная.
  2. Докажи свою любовь . Такому человеку всегда мало любви, и другому придется из кожи вон лезть, чтобы ее доказывать. Если он этого не будет делать, человек с таким сценарием не будет чувствовать себя нужным. Исходит из низкой самооценки.
  3. Я всем должен . Для такого человека характерно неадекватное чувство вины, собственные желания проявляются лишь в одиночестве, не имеет сил, чтобы сопротивляться другим людям. Легко поддается на любые манипуляции, основанные на чувстве вины типа «в Африке дети голодают, а ты тут решил много зарабатывать. Вообще ни стыда, ни совести».
  4. Неосознанность . Такие люди не понимают своих эмоций, что делает его неконтролируемым. Эмоциональный интеллект таких личностей очень низкий, что делает их непредсказуемыми. Вместе с тем, не может распознавать эмоции других людей и надеется, что все будут экстрасенсами и поймут, что он чувствует, без его участия.
  5. Ну и наконец, последняя стратегия сходная по типу – эмоциональная закрытость . В этом случае человек осознает собственные чувства, но делает все возможное, чтобы не показывать их окружающим. Сценарии семейных отношений предсказуемы, если хоть один из членов семьи причисляется к одному из этих пяти типов.

И напоследок. Если вы заинтересовались данной темой, то вам стоит просмотреть и/или прослушать следующие материалы, которые мы подобрали специально для читателей нашего сайта. Ведущие психологи подробнейшим образом рассказывают простыми словами про сценарии жизни. Более подробно говорят о том, как формируется ЖС и что делать с тем, чтобы изменить бессознательные жизненные паттерны.

№ 1 Мнение профессионального психолога. Радио-интервью.

№ 2 Женские рассуждения и мнения о перемене жизненного сценария. Женский сценарий жизни.

№ 3 Семейный сценарий или сценарий отношений тоже берет начало из детства. Об этом и многом другом в следующем видео.

Давайте не будем жить бездумно, как серая и безликая масса. Давайте возьмем жизнь в свои руки и уже начнем строить её так, как нам бы хотелось, а не так, как хотелось бы другим, чтобы мы её прожили. Осознав не свой сценарий проживаемой нами жизни, мы можем отказаться от него. Не нужно обманывать себя. Не нужно стараться угодить кому-то, кроме себя самого. Вспомните, когда-то забытые мечты и планы и уже завершите их.

Каждый день каждый из нас делает сотни выборов. Мы выбираем, что нам одеть сегодня, позвонить ли вчерашнему незнакомцу или дождаться звонка от него, отдавать ли ребенка в садик или еще подождать, сменить ли работу, дом, жизнь?.. И чем сложнее, глобальнее выбор, тем не только нам труднее его сделать – давит груз ответственности, но и тем несвободнее мы в своем выборе. Нам кажется, что это мы выбираем мужей, работу, стиль жизни, но чаще всего просто следуем невидимому сценарию, а потом говорим – судьба. Судьба ли? Кто пишет этот сценарий? Можно ли его изменить – изменить свою судьбу? И надо ли?

1.Рождение сценария

Жизненный сценарий начинает писаться еще задолго до нашего рождения. Иногда тогда, когда наша мама, будучи еще совсем юной, решает, что ее дочь обязательно станет балериной, или папа с детства мечтает о фамильном бизнесе, который будет переходить от поколения к поколению. Иногда тогда, когда при рождении нас называют в честь бабушек, великих событий или великих соотечественников – груз этого имени будет сопровождать ребенка всю жизнь. Но вероятнее всего самые яркие страницы нашего жизненного сценария напишутся в первые пять лет жизни. Именно в этом возрасте запечатлевается в детской памяти пресловутые «можно и нужно» и «плохо, нельзя». Уже с этих юных лет ребенок подсознательно знает, в каком возрасте создаст семью, сколько будет иметь детей, какой будет у неё муж, а у него жена, знает, что надо (или не надо) много учиться, трудиться, доверять или не доверять людям, как мужчина должен относиться к женщине, женщина к мужчине, оба – к детям, а бывает, что навсегда обретает любовь к классической музыке или к футболу. И все это не столько со слов и тем более нравоучений старших, сколько с их реального поведения. И поэтому, сколько не объяснять малышу, что девочек нельзя обижать, если папа бьет маму – результат предсказуем. Другим источником впитывания жизненных ролей является отношение старших и ровесников к ребенку. Те дети, которых в детстве любили, которым доверяли, в которых верили, обычно становятся успешными и во взрослой жизни. А вот мамино «с тобой всегда одно и то же», «ходячая беда», папино «лентяй», «бездельник» или обидная детская кличка могут на всю жизнь оставить неблагоприятное психологическое тавро. Особенно часто достается нежеланным детям и детям из неполных семей.

Что же дальше? А дальше к нашему сценарию дописываются все новые странички. В младших классах мы осваиваем роли отличников и двоечников и определяем свою профессиональную компетентность, в подростковом – свою роль в обществе: лидер или ведомый, в юношеском – свою способность любить, быть близким с другим человеком. К 21 году сценарий уже завершен. Что это значит? Можем мы его изменить? Прежде, чем ответить на эти вопросы, давайте еще раз подчеркнем его «авторов»:

  • поведение родителей – один из наиболее сильных факторов, который определяет модель семьи (отношения с лицами противоположного пола, воспитание детей) и отношение к обществу, действует по принципу черное-белое: если родительская модель очень негативна, то «я таким никогда не буду» (что правда легче сказать, чем сделать), в остальных случаях сходство поведения детей и родителей поразительное (т.н. родительское проклятие или благословение);
  • установки родителей по отношению к ребенку – второй очень важный фактор, к которому чрезвычайно чувствителен ребенок в первые годы жизни, часто определяет успешность во взрослой жизни по принципу «я способен настолько, насколько верят в это мои родители», часто позиция неудачника имеет свои корни именно в этих установках;
  • отношение сверстников – влияет на протяжении всего детства и юности, но в раннем детстве определяется как «кто они – другие дети? интересно мне с ними?», в подростковом – «свой или чужой? я веду или меня ведут?», в юношеском – «насколько близко я могу быть с другим человеком?», в соответствии с этим мы отвечаем себе на вопрос «Кто Я?»;
  • личный опыт – это все наши успехи и неудачи, по которым мы определяем свои возможности и своё место в жизни.

2. Последствия и продолжение.

Итак, примерно к 21 году жизни у каждого из нас складывается полноценное представление о том, кто мы, откуда и куда идем. Но это еще не все. До 28 лет сценарий будет модифицироваться под влиянием значимых окружающих событий – женитьбы или замужества, рождения детей, кардинальных перемен в карьере. Однако с такими значимыми событиями везет не всем. Конечно, не исключено, что ворвавшийся в жизнь ветер перемен изменит направление нитей судьбы, но большинству из нас приходиться быть фаталистами и периодически повторять пресловутое: «Я так и знала», разводясь с мужем или наблюдая, как менее достойные коллеги идут вверх по служебной лестнице, в то время как вы все топчетесь на месте. Но в этом возрасте происходит важное с точки зрения формирования событие – сценарий становится «вашим».

Время от времени современная наука поражает нас удивительными данными о нахождении все новых генов. Оказывается, как утверждают ученые-генетики, есть специальные гены, ответственные за склонность к воровству, алкоголизм и даже за количество разводов. Не споря с учеными коллегами, психологи выдвигают свою версию такого наследства. Эта версия основана как раз на наличии жизненных сценариев.

Тема жизненных сценариев впервые стала разрабатываться известным психологом Альфредом Адлером. Он считал, что сценарий закладывается в течении первых пяти лет жизни и потом не подлежит трансформации, за исключением специально направленной психотерапевтической работы над ним. Сценарий рассматривался им как определенный образ жизни, который базируется на одном или нескольких базовых постулатов, таких как «я – неудачник» или «главное в жизни – карьера». У взрослого человека информация о базовом постулате его жизни хранится как первое детское воспоминание. Поэтому Адлер разработал метод исследования ранних детских воспоминаний. Метод заключается в следующем:

1.Вспомните самое раннее свое детское воспоминание. Возможно, вспомнить удастся не сразу, позвольте себе пройтись в обратном порядке по своим воспоминаниям из детства, пока не доберетесь до самого первого. Если вы не уверенны в истинности этого воспоминания, вам кажется, что оно может быть вашей фантазией, то это не страшно. Важно другое – это должно быть именно ваше воспоминание, то, что вы помните, а не вам рассказывали о вашем детстве.

2.Теперь, когда воспоминание определенно, сосредоточьтесь на нем. Прокрутите его несколько раз в голове, постарайтесь обратить внимание на мелкие детали, на всех его персонажей. Определите, хотя бы приблизительно, сколько вам лет было, где происходит действие.

3.Ответьте, можно даже письменно, на следующие вопросы: Кто главный взрослый человек в вашем воспоминании и какова его роль? Какие у вас желания (потребности) в этом воспоминании и насколько они удовлетворены? Есть ли у вас цель и что (кто) вам помогает ее достичь? Какая ведущая эмоция (настроение) в вашем воспоминании?

Расшифровка воспоминания такова. Взрослый человек – это тот человек, который имел наибольшее влияние на формирование вашего жизненного сценария. Другими словами тот, чьи установки вы воспринимали как догмы, чье мнение о вас было главным для формирования собственного мнения о себе. Чаще всего это мама, папа, бабушка. Но бывает, в роли взрослого выступает мало знакомый человек. Тогда возможен вариант, что люди этой профессии, социального статуса или внешнего вида оказывали особое влияние на вашу жизнь. Желание, эмоция, цель – это соответственно, ваши ведущая потребность по жизни, то, к чему вы будете стремиться и какими эмоциями насыщать свою жизнь. Например, если в воспоминании вы сидите за столиком в детском саду и с аппетитом едите манную кашу, то во взрослой жизни у вас есть склонность быть оптимистом, стремиться удовлетворять жизненные потребности (еда, секс, деньги, рождение детей) и жить конкретными целями сегодняшнего дня.

Итак, если Вы все время все теряете, то, скорее всего потому, что сами решили , что Вы – Маша-растеряша, если Вас все время бросают мужчины, то возможно, Вы сами не верите в то, что можете быть счастливы в семейной жизни – потому ли, что Ваша мама никогда не была счастлива, или потому, что вы с детства знаете, что вы – плохая девочка и недостойны счастья. Проблем столько, сколько сценариев, сценариев столько – сколько индивидуальных судеб, судеб, которые пишем мы сами. Итак, не стоит отчаиваться. Ниже – не рецепт быстрого решения всех своих проблем, но способ разорвать сценарий в том месте, где он заводит вас в тупик, и написать свое продолжение. Главное, доверяйте себе и помните, что автор вашей жизни – меняете ли вы что-то в ней или просто плывете по течению – всегда только Вы.

Шаги по преодолению нежелательного сценария:

1.Подумайте, есть ли в вашей жизни события или ситуация, которые постоянно повторяются или же длительно наблюдаются в вашей жизни и не устраивают вас. Например: вам никогда не предлагают руководящую должность, вы в семье в роли домохозяйки, не можете построить серьезных отношений с мужчиной – на определенном этапе они обязательно рушатся, все ваши мужья – козлы, конфликт с ребенком-подростком, в самый ответственный момент у вас обязательно что-то приключится, по жизни вы – жертва и т.д. и т.п.

2.Постарайтесь понять, что вам дает такая ситуация. Даже тогда, если то, что с Вами происходит, делает вас несчастной или трагично, в любом случае зачем-то вам это нужно . В психологии есть понятие вторичной выгоды – это невидимая польза определенной, часто негативной ситуации. Эта польза чаще всего не осознается человеком, но именно она и не дает сил разорвать круг. Например, жену постоянно бьет муж, но она от него не уходит – возможно, потому что такие ссоры это единственная возможность достижения близости между ними, а в остальное время супруги холодны друг к другу. Есть и более сложные вещи, например, в компании друзей вы всегда козел отпущения. Но возможно, это единственная роль, которую вы умеете выполнять, а если бы вы в какой-то момент разучились (я говорю именно разучились, потому что по тем или иным причинам вы сами вводите себя в роль козла отпущения, а другие уже пользуются вами созданным образом), то стали бы просто не нужным, затерялись в толпе? Принять, что ты получаешь пользу от чего-то негативного всегда очень сложно, поэтому вот несколько вопросов, которые помогут вам:

  • Что хорошего в том, что это с тобой происходит?
  • Что плохого в том, что это с тобой происходит?
  • Что появилось бы хорошего в твоей жизни, если бы этого не было?
  • Что появилось бы плохого в твоей жизни, если бы этого не было?

3.Если вы определились с предыдущим пунктом, пора подумать, готовы ли вы что-то менять. Для этого просто представьте, что до сегодняшнего дня вы как-то жили в этой жизни, выполняли какие-то социальные роли. И нравится это вам или нет, но вы привыкли к этой жизни, привыкли к тому, что вы так живете и ваши родные, близкие, знакомые, так вы умеете . Стоит ли починка выделки?

4.Даже если предыдущий пункт заставил вас сильно задуматься, попытайтесь сделать следующий шаг – понять, почему так происходит, иными словами, кто, когда и как записал эту страницу в ваш сценарий. Попытайтесь вспомнить, когда впервые замкнулся этот круг, или когда началась эта вереница событий. Когда вы приняли это решение – или кто-то его принял за вас – не быть успешной, счастливой, красивой (или быть неудачницей, жертвой, стервой, вечным ребенком…). В этом вам поможет начало статьи, где расписаны основные источники таких решений. Определившись, постарайтесь понять, что это решение в вашей жизни? Решение «я недостойна счастья» и «я воспитываю так, как это делала моя мама» — разного поля ягоды. Полностью изменить свою жизнь и свой сценарий (особенно если это сценарий родительский – т.е. очень ранний), вам скорее всего не удастся, да и надо ли – ведь это уже ваш способ жизни. А вот откорректировать – всегда можно.

5.Ответьте на вопрос – что лично вы делаете для того, чтобы эта ситуация продолжалась (повторялась). Что бы ни происходило, но это вы позволяете этому происходить. Постарайтесь понять – как? Вы можете действовать или бездействовать, но в любом случае вы делаете какой-то выбор (помните, в начале статьи речь шла о том, что сценарий – это предопределенный выбор, т.е. мы делаем выбор, не делая его, это значит, что разорвать сценарий можно только увидев, что выбор действительно есть и осознанно его сделать).

6.Последний шаг, это понять, что нужно делать или не делать для того, чтобы жизнь пошла по новому кругу, направление которого зададите вы уже сознательно, осознанно. Именно в сознательности по-сути и кроется весь секрет. На самом деле, ваш жизненный сценарий никуда не денется – заложился он-то еще до 21 года. Но разобравшись в нем, Вы возьмете вожжи своей жизни в свои руки, вы сможете ею управлять. Не зря же говорят: «Кто владеет информацией, владеет и миром». Успехов вам на пути овладения собо

Наша жизнь кажется нам порой странной и непредсказуемой.

«Видимо, не судьба … » , - говорим мы иногда, сетуя на тот или иной эпизод.

Но если задуматься – что такое судьба? Почему в нашей жизни все происходит именно так, а не по-другому.

По какому сценарию мы живем и кем он написан?

Наш жизненный сценарий – ключик к понимаю того, что, как, когда и почему случается с нами. Случайности не случайны. И это действительно так. И осознав почему происходит так а не иначе, увидев причинно-следственные связи, мы можем изменить свой сценарий.

А, следовательно, и изменить свою Жизнь…

Я предлагаю вам сделать практическую работу по выявлению вашего сценария и его изменению.

Сценарное Дерево Вашей Жизни.

Приготовьте большой лист бумаги (не меньше А4) и нарисуйте на нем силуэт дерева.

Это - ваша Жизнь.

И прямо на этом листе вы делаете свои записи.

Корни – это установки, полученные от родителей в детстве. Мы их впитываем в самом начале своего жизненного пути. Они начинают осознаваться ребенком еще в утробе и ложатся в основу при формировании его экзистенциального сценария.

Это могу быть установки типа: Не делай, Не будь, Не сближайся, Не будь значимым, Не будь здоровым, Не будь собой, Не взрослей. Могут касаться мыслей: Не думай так, Не думай иначе чем я; о чувствах: Не чувствуй, Не чувствуй иначе и т.д.

Есть ли положительные установки? Да, конечно. Одна из самых важных: Просто живи и радуйся. Еще варианты (обратное от отрицательных): Ты важен, Люби, Будь любимым, Добейся успеха, Будь самостоятельным и т.д.

Например.

В детстве на вас обращали внимание только тогда, когда вы плохо себя вели. Тогда все начинали активно интересоваться вашими делами, потребностями, активно помогать. А когда все стабилизировалось, о вас как будто забывали... Очень возможно, что одна из установок: "Не будь хорошим". Т.е. когда я плохой - я нужен, когда я хороший - я всем безразличен.

Таких установок может быть несколько.

Подумайте, какой послание Вам давали родители во время воспитания? Оно воспринимается ребенком как со слов родителей, так и с его действий по отношению к нему, другому человеку, внешнему миру.

Это могут быть какие-то сильные семейные фразы типа «Деньги даются только тяжелым трудом».

Найдите 5-6 таких посланий и запишите их на корнях Вашего Сценарного дерева.

Почва – психологическая среда.

Вспомните, когда вы росли (а сценарий жизни формируется до 7 лет и повторно «редактируется» в подростковом возрасте) какая среда Вас окружала? Что в ней было самое главное? Можно брать как детский период, так и подростковый.

Возможно, вы были в классе «гадким утенком» и среда вокруг была подавляющая, вам было страшно и чувство неуверенности в себе было постоянным спутником? Или может быть наоборот, родители всегда говорили: «Ты должна быть….», «А ты уже уроки сделала?» и т.д. И вам всегда казалось, что за вами обязательно кто-то наблюдает, контролирует каждый ваш шаг? А может быть родители старались сделать ваш мир как можно интереснее, позволяя быть собой. Или все время убеждали, что вы намного лучше других, а остальные это так… недоразумения, и только вы – центр Вселенной.

Подумайте и запишите это там, где почва вашего сценарного дерева. Среда могла быть различной, ведь и почва неоднородна по своему составу.

А теперь обратите внимание на ствол – ваш основной сценарный процесс.

Основных экзестанциальных сценария четыре.

«Я хороший – мир хороший» - сценарий благополучия. В реальной жизни, к сожалению, встречается очень редко.

«Я хороший – мир плохой» - я лучше всех, остальные все недостаточно умны, красивы, богаты, образованны и т.д. Правда, иногда они этого сами не замечают. Но что с них возьмешь?

«Я плохой – мир хороший» - я недостойна чего-то хорошего. Мне ни в коем случае не может в жизни просто так повезти, все нужно добиваться тяжелым трудом. Это у других может быть счастье, удача, деньги, семья и пр. А мой удел – это страдать. Или наказывать себя, чувствуя себя виноватой.

«Я плохой – мир плохой» - тут я думаю комментарии излишни….

Посмотрите, пожалуйста, отстранено, какой именно из них ваш. Конечно, всем хочется сказать: «О! У меня первый!». Но… будьте откровенны с собой. Главное – увидеть. Не забывайте, что это "вырастает" из детских установок (коней) и психологической среды (почвы).

Записываем сценарий на стволе вашего дерева.

Более подробнее о сценариях жизни можно узнать здесь (один из открытых вебинаров) .

Ветви – это уже более мелкие сценарии, то, что касается каких-то процессов вашей жизни. Относительно работы, отношений, денег, здоровья и пр.

Например, основной Жизненный сценарий «Я плохая – мир хороший». И от него может произрастать:

В сфере отношений: «Всех хороших мужчин уже разобрали… поэтому счастливое замужество не для меня»

В сфере денег: «Высокооплачиваемая работа – не для меня. У меня не хватает опыта/образования/смекалки/ и т.д»

Почки (из которых вырастут новые ветви) – это ваши сценарии, которые могу быть . Они пока находятся в зачаточном состоянии. Посмотрите в перспективе, что именно может вырасти из этих почек, если не изменить свою жизнь.

Листья, цветы и плоды – реализованные цели, ваши достижения.

Можно условно «разделить» - листья – это ваши эмоциональные состояния, цветы – это ваши проекты и планы о будущем, плоды – непосредственно достижения, то что реализовалось.

Эта работа не так проста как может показаться на первый взгляд. Конечно, лучше ее проводить со специалистом, потому что очень многое мы в своей жизни не видим или не хотим видеть. Все зависит от того, что мы хотим, чтобы оказалось правдой.

Если Вы будете выполнять работу самостоятельно, то очень важно делать ее как бы для другого человека, не для себя. Эмоционально нужно отстраниться. Тогда вы сможете увидеть ситуацию беспристрастно, как бы со стороны. А значит и более реалистично.

Как мне кажется, вы уже поняли, что самым важным элементом является ствол дерева – ваш экзистенциальный сценарий.

Можно ли его изменить?

Конечно можно. Лучше всего это делать в индивидуальной работе, но мы бы будем с ним работать и на тренинге .

Расписание открытых встреч находится .

Буду рада видеть на нем всех желающих.

Запись первой встречи:

Но, если Вы решите не идти в тренинг, можно ли сделать с ним что-нибудь самостоятельно? Да.

Например, Вы можете нарисовать рядом с деревом корзину с плодами, собранными с другого сценарного дерева. Эти плоды будут представлять то, что Вам хотелось бы получить в этой жизни, результаты вашей деятельности. Подпишите каждый плод, что он означает. Какое ваше желание, вашу цель, вашу мечту.

А теперь внимательно посмотрите на ваше дерево. Какое убеждение или сценарный процесс не дает возможности вырасти этому плоду именно в вашей жизни, на вашем дереве?

Определили? Если нет, то подумайте, какое убеждение вам поможет. Нарисуйте почку на той ветке, которая относится к сфере, в которой вы хотите исполнения вашей цели и запишите это убеждение возле нее.

А теперь подумайте, как вы можете встроить это убеждение в вашу жизнь? Что измениться? Что пойдет по-другому? Насколько вам важно, чтобы это произошло? Насколько это согласуется/несогласуется с основным сценарием (ствол дерева). Что может вам помочь? какие ситуации из прошлого вам говорят, что это возможно?

Успешной Вам практики!!!

С любовью и благодарностью



Поделиться