Шельфовые проекты. Роснефть предвкушает «большую нефть» в Арктике

Нефтегазовая компания «Роснефть» сообщила об обнаружении в море Лаптевых первого месторождения углеводородов на шельфе Восточной Арктики. Российский нефтяной гигант ведёт бурение самой северной поисковой скважины на арктическом шельфе на основании комплексного геологического исследования.

«В процессе бурения скважины «Центрально-Ольгинская-1» с берега полуострова Хара-Тумус на шельфе Хатангского залива моря Лаптевых осуществлён троекратный отбор керна с глубин от 2305 до 2363 м, который показал высокое насыщение нефтью с преобладанием лёгких маслянистых фракций», — сообщили в компании.

В «Роснефти» заявили, что уже на основании первичных исследований можно сделать вывод об открытии нового месторождения нефти, объём ресурсного потенциала которого будет увеличиваться по мере продолжения буровых работ. При этом в компании отметили, что наличие углеводородов в поднятом образце подтверждает геологическую модель, разработанную специалистами «Роснефти».

«Полученный результат бурения на Хатангском лицензионном участке позволяет компании «Роснефть» считаться первооткрывателем месторождений на шельфе Восточной Арктики», — подчёркивается в сообщении.

Пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев в беседе с RT рассказал, что официальная оценка объёма ресурсного потенциала нового месторождения появится не раньше осени, но компания получит предварительные результаты гораздо раньше, уже в течение месяца.

«У нас результаты превосходят ожидания. Есть официальная оценка <...> но своё представление о том, что мы имеем, мы получим быстрее. Надо ещё завершить бурения, отобрать пробы, керны, изучить их», — рассказал Леонтьев.

«Мы смогли всё это реализовать благодаря прогрессу геологической науки, профессиональной работе геологов и бурильщиков нашей компании», — отметил Леонтьев.

  • Reuters

В свою очередь, глава Минприроды России Сергей Донской поздравил компанию с открытием и заявил, что новое месторождение может стать крупнейшим на шельфе.

«Искренне поздравляю коллег! Уже можно говорить о существенном притоке нефти, а значит — об уникальном открытии, вполне возможно, крупнейшего месторождения на шельфе», — написал Донской на своей странице в Facebook.

Лицензия на разработку Хатангского участка была получена «Роснефтью» в ноябре 2015 года, а уже 3 апреля 2017 года компания приступила к бурению скважины «Центрально-Ольгинская-1».

Старт поисковому бурению в ходе телемоста дал президент России Владимир Путин, подчеркнувший значимость этого проекта.

«Фактически начинается работа по целой нефтегазоносной провинции, которая, даже по предварительным данным, содержит миллионы тонн условного топлива. Это сложная, высокотехнологичная операция, так называемое горизонтальное бурение. Это только первая скважина, а впереди — огромная работа» — заявил Путин.

Хатангский лицензионный участок находится в Хатангском заливе моря Лаптевых на севере Красноярского края. Глубина моря на территории участка достигает 32 м.

  • Путин - находящемуся в Арктике Сечину: «Хорошо выглядите, симпатично»

С 2014 года «Роснефть» провела в море Лаптевых беспрецедентные работы по геологоразведке, в результате которых было выявлено около 115 нефтегазоносных перспективных структур. При этом, по предварительным оценкам, общий ресурсный потенциал моря Лаптевых достигает 9,5 млрд тонн в нефтяном эквиваленте.

По оценкам специалистов, к 2050 году арктический шельф будет обеспечивать 20—30% всей российской нефтедобычи, что вызывает повышенный интерес к этому региону. Так, в 2018 году «Роснефть» продолжит свою поисково-разведочную деятельность в Баренцевом море, а в 2019 году — в Карском море.

В марте 2017 года глава Министерства природных ресурсов и экологии России Сергей Донской в рамках международного форума «Арктика — территория диалога» заявил, что нефтегазовые компании страны активизируют геологоразведочные работы на арктическом шельфе в 2018 году. По словам министра, речь, прежде всего, идёт о крупнейших компаниях-недропользователях — «Роснефти» и «Газпроме».

В последнее время арктический вопрос привлекает всё большее внимание сверхдержав. Так, во время майских переговоров в рамках заседания Арктического совета на Аляске его поднимали глава российского МИД Сергей Лавров и госсекретарь США Рекс Тиллерсон.

В апреле Минобороны России опубликовало фотографии военной базы «Арктический трилистник», расположенной на острове Земля Александры. Эта база является единственным в мире объектом капитального строительства, возведённым на 80-м градусе северной широты.

Россия также обладает крупнейшим в мире ледокольным флотом и продолжает спускать на воду новые суда такого класса. В настоящее время российский ледокольный флот насчитывает 40 кораблей, тогда как США располагают только четырьмя такими судами, а Канада — шестью.

Международная конкуренция в Арктике не в последнюю очередь ведётся именно за колоссальные запасы углеводородов. После запуска бурения скважины «Центрально-Ольгинская-1» The Financial Times выпустила материал, в котором отмечалось, что пример реализации подобных проектов демонстрирует умение российских нефтегазовых компаний самостоятельно справляться с трудностями, связанными с санкционным режимом.

Ведь неслучайно под санкции стран Запада в 2014 году попали поставки в Россию оборудования для нефтегазового бурения, в том числе для бурения на арктическом шельфе.

В то же время первые лица государства, включая президента Владимира Путина и главу внешнеполитического ведомства Сергея Лаврова, неоднократно заявляли, что Россия открыта для конструктивного сотрудничества с другими странами на территории Арктики в энергетической и других сферах.

Одним из главных стратегических направлений развития ПАО «НК «Роснефть» является освоение углеводородных ресурсов континентального шельфа. Сегодня, когда основные крупные месторождения нефти и газа на суше практически открыты и освоены, когда стремительными темпами идет развитие технологий и добыча сланцевой нефти, неоспоримым является факт того, что будущее мировой нефтедобычи находится на континентальном шельфе Мирового океана. Российский шельф имеет самую большую в мире площадь - свыше 6 млн. км, а «Роснефть» является крупнейшим держателем лицензий на участки континентального шельфа и, ежегодно наращивая объемы, активно выполняет полный комплекс геологоразведочных работ в акватории арктических, дальневосточных и южных морей Российской Федерации.

Сегодня Компания является крупнейшим недропользователем на российском шельфе: на 01 января 2018 года ПАО «НК «Роснефть» владеет 55 лицензиями на участки в акваториях арктических, дальневосточных и южных морей России. Ресурсы углеводородов по этим участкам на 01.07.2018 оцениваются в 41,7 миллиардов тонн нефтяного эквивалента. Также Компания реализует проект в Черном море у берегов Республики Абхазия, ведет разведку и добычу углеводородов на шельфе Вьетнама и Египта, участвует в проектах на шельфе Норвегии, Мозамбика и Венесуэлы.

Основные регионы местоположения лицензионных участков ПАО «НК «Роснефть» в Российской Федерации:

По состоянию на 01.01.2018 на 45 лицензионных участках, расположенных на шельфе РФ и внутренних морях России Компания проводит работы по геологическому изучению недр. 10 лицензий выданы на разведку и добычу нефти и газа, в том числе по 7 участкам ведется добыча УВС. Лицензионные обязательства выполняются в полном объеме.

Основными проектами нефтегазодобычи на континентальном шельфе Российской Федерации у ПАО «НК «Роснефть» сегодня являются «Сахалин-1 » , и Одопту-море «Северный купол » и Лебединское месторождение .

Выдающимися достижениями в реализации проектов нефтегазодобычи на шельфе в 2014-2017 годах стали:

  • введение в эксплуатацию платформы «Беркут», которая позволила начать разработку месторождения Аркутун-Даги в рамках проекта «Сахалин-1»;
  • начало добычи на Северной оконечности месторождения Чайво путем бурения с берега буровой установкой «Ястреб» пяти горизонтальных наклонно-направленных скважин с длиной по стволу 10-11 тыс. м;
  • бурение самых протяженных скважин в мире на месторождении Чайво проекта «Сахалин-1».

По итогам 2017 года добыча нефти и газа на шельфовых месторождениях Компании превысила 8 млн т н.э.

Стратегическим направлением развития шельфовых проектов ПАО «НК «Роснефть» является освоение континентального шельфа Арктических морей. По своему совокупному нефтегазовому потенциалу осадочные бассейны российского арктического шельфа сравнимы с крупнейшими нефтегазоносными регионами мира. По оценкам специалистов, к 2050 году Арктический шельф будет обеспечивать от 20 до 30 процентов всей российской нефтедобычи.

История стратегического международного партнерства на шельфе началась в 1995 г. с освоения шельфовых участков Охотского моря — проектов «Сахалин-1» в сотрудничестве с компаниями ExxonMobil, ONGC и Sodeco, «Сахалин-3» (Венинский блок) — в сотрудничестве с Sinopec и Западно-Камчатский участок — в сотрудничестве с KNOC. В результате проведенной обширной программы геологоразведочных работ были открыты газоконденсатное Северо-Венинское месторождение, нефтегазоконденсатные Кайганско-Васюканское море и Ново-Венинское месторождения.

Второй этап международного сотрудничества на шельфе РФ начался в 2011 году, когда российская компания подписала Соглашение о стратегическом сотрудничестве с ExxonMobil по лицензионным участкам на шельфе Карского и Черного морей.

В феврале 2013 года ПАО «НК «Роснефть» и ExxonMobil расширили стратегическое сотрудничество, дополнительно включив в Соглашение семь лицензионных участков в Арктике общей площадью около 600 тыс. кв. км в Чукотском море, море Лаптевых и Карском море, а в июне компании объявили о завершении нескольких этапов работ, включая создание совместных предприятий по реализации проектов в Карском и Черном морях, согласование основ осуществления деятельности совместных предприятий в рамках семи дополнительных лицензий в российской арктической зоне.

Кроме того, ПАО «НК «Роснефть» и Statoil заключили соглашение, предусматривающее освоение лицензионных участков на российском шельфе в Баренцевом и Охотском морях. Также ПАО «НК «Роснефть» и Eni S.p.A. подписали соглашение о сотрудничестве по проектам на шельфе Баренцева и Черного морей.

С целью укрепления позиций и подтверждения статуса стратегического оператора шельфовых проектов в Арктике ПАО «НК «Роснефть» в декабре 2012 года инициировало подписание четырехсторонней Декларации с ключевыми партнерами (ExxonMobil, Eni, Statoil). Декларация закрепляет существующие обязательства в рамках международных соглашений, конвенций, деклараций, а также унифицирует сложившуюся практику компаний в области охраны окружающей среды и сохранения биологического разнообразия.

Практический старт широкомасштабным работам по освоению арктического и дальневосточного шельфа ПАО «НК «Роснефть» дала в августе 2012 года, когда специалисты Компании приступили к полевым работам в Карском, Печорском и Охотском морях. Начиная с 2012 года, Компания ежегодно наращивает объемы геологоразведочных работ. В полевой сезон 2017 года ПАО «НК «Роснефть» с опережением сроков лицензионных обязательств выполнило беспрецедентный объем 2D-сейсморазведочных работ. Всего на 11 лицензионных участках было проведено 46 348 пог. км 2D-сейсморазведочных работ (с учетом переходящих объемов 2016 г. по участку Восточно-Сибирский-1), в том числе 36 598 пог. км на 10 участках арктического шельфа и 9 750 пог. км на шельфе Дальнего Востока.

Для уточнения геологического строения перспективных структур и планирования поискового бурения на выбранных структурах на восьми лицензионных участках арктического и дальневосточного шельфа в 2017 году выполнено 5 822 кв. км 3D-сейсморазведочных работ, в том числе на арктическом шельфе - 3 671 кв. км и на шельфе Охотского и Японского морей - 2 151 кв. км. Компания пробурила 8 поисково-разведочных скважин, в Охотском, Каспийском, Азовском и Карском морях. В результате проведенных геологоразведочных работ исследованиями охвачено около 1 млн кв. км арктического шельфа, что составляет четвертую часть перспективных акваторий, уточнено строение более 130 локальных перспективных структур, в том числе выявлено более 10 новых объектов и подготовлено к поисково-разведочному бурению 11 структур.

Одним из главных событий 2017-2018гг. стало открытие месторождения на Хатангском участке в акватории моря Лаптевых. 3 апреля 2017 года Президентом Российской Федерации В.В. Путиным был дан старт бурению скважины «Центрально-Ольгинская-1». Значимость проекта «Роснефти» была подчеркнута Президентом России в ходе телемоста на старте бурения: «Фактически, начинается работа по целой нефтегазоносной провинции, которая, даже по предварительным данным, содержит миллионы тонн условного топлива. Это сложная, высокотехнологичная операция, так называемое горизонтальное бурение. Это только первая скважина. Впереди огромная работа. И я хочу пожелать Вам удачи и выразить надежду на успех этого начинания» - заявил Президент.

В процессе бурения скважины «Центрально-Ольгинская-1» с берега полуострова Хара-Тумус на шельфе моря Лаптевых (Хатангский залив) с первого объекта бурения нижнепермского возраста осуществлен отбор керна, который показал признаки насыщения нефтью с преобладанием лёгких маслянистых фракций. Позднее, по результатам рассмотрения был подтвержден факт открытия месторождения на Хатангском участке в акватории моря Лаптевых с извлекаемыми запасами (по категориям С1+С2) более 80 млн тонн нефти.

Важнейшим принципом реализации шельфовых проектов ПАО «НК «Роснефть» является безусловное следование требованиям российского природоохранного законодательства и международных соглашений на всех этапах работ, с соблюдением всех норм экологической и промышленной безопасности. В период проведения морских операций осуществлялось постоянное наблюдение за морскими животными.

Выявление и предупреждение экологических рисков являются обязательной частью любого проекта ПАО «НК «Роснефть» в области разведки и добычи. В Компании разработаны стандарты экологической безопасности, основополагающим направлением которых является применение технологий снижающих негативное воздействие на окружающую среду.

Начиная с 2012 года Компания проводит изучение гидрометеорологических, ледовых, инженерно-геологических и экологических условий на лицензионных участках в Арктике. В 2017 г. Компанией при участии специалистов ООО «Арктический научный центр» (АНЦ) организованы комплексные научно-исследовательские экспедиции, в ходе которых проведены исследования в морях Арктики (Карское, Лаптевых, Чукотское).

Особое внимание в программах экспедиционных исследований уделялось комплексному изучению ледовой обстановки, в том числе физико-механических свойств ровного льда, торосов, айсбергов и продуцирующих ледников. Дополнительно в ходе экспедиций выполнялись попутные судовые метеорологические наблюдения, исследования белых медведей, а также мониторинг морских млекопитающих и птиц. В исследованиях принимали участие ведущие российские научные организации.

В ходе 18-й по счёту арктической научно-исследовательской экспедиции, «Кара-лето-2017», впервые в российской Арктике был отбуксирован айсберг весом 1,1 млн тонн в условиях ледового поля. Экспедиционные работы выполнялись в акваториях Баренцева и Карского морей. Успешно проведены 18 экспериментов по физическому воздействию на айсберги, включая использование буксировочных средств, гребных винтов и водяной пушки.

Экспедицией проведена профилактика ранее установленного в Карском море гидрометеорологического оборудования - автоматических метеорологических и притопленных автономных буйковых станций. Специалисты также получили пятилетнюю серию непрерывных наблюдений за параметрами гидрометеорологического режима по Восточно-Приновоземельским лицензионным участкам, исследования на акватории которых начались в 2012 году.

Кроме того, в ходе экспедиции впервые была применена технология оперативного дистанционного сопровождения. Для этих целей был организован Береговой операционный центр на базе «Арктического научного центра» Компании, оборудованный необходимыми вычислительными мощностями. В режиме реального времени в центр поступала вся информация с ледокола и объектов инфраструктуры Компании, установленных ранее в Баренцевом и Карском морях.

Комплекс выполненных в ходе экспедиции мероприятий позволил специалистам «Роснефти» получить уникальный опыт и компетенции, необходимые для обеспечения безопасности проведения геологоразведочных работ на шельфе арктических морей.

С летнего сезона 2016 г. продолжается проведение круглогодичного мониторинга природно-климатических условий на акватории Хатангского залива, целью которого является сбор первичных данных и разработка методики пересчета прочностных свойств морского льда в различные периоды его образования.

Особое внимание Компанией уделяется сохранению окружающей среды и экологического разнообразия Арктического региона.

Завершены работы по камеральной обработке данных о белых медведях на территории ФГБУ «Заповедник «Остров Врангеля» в рамках исследования чукотско-аляскинской популяции белого медведя (подведены итоги работы фотоловушек, установленных в рамках полевых работ, проведено картографирование берлог по итогам анализа фондовых данных заповедника).

Завершена разработка методики наблюдения за морскими млекопитающим в ходе выполнения ГРР на шельфе арктических морей с учетом специфики акватории. Разработанная методика включает типовые формы отчетности и руководство для наблюдателей по организации наблюдений за морской фауной, формировании отчетности, регистрации гидрометеорологических условий и способам минимизации негативного воздействия при выполнении работ.

Завершены работы по разработке методики картографирования донных сообществ с использованием классических гидробиологических и дистанционных геофизических методов. Разработанная методика была апробирована в ходе экологических исследований на лицензионном участке «Северо-Карский». Разработанная методика позволяет получить качественно более детальный уровень информации за более короткий срок и, соответственно, снизить экономические затраты на выполнение необходимого комплекса природоохранных мероприятий.

Для успешной реализации проектов на шельфе Арктики ПАО «НК «Роснефть» провела оценку потребности в судах обеспечения и сопровождения буровых работ на лицензионных участках Компании. Определены основные типы судов и морских сооружений, необходимых для реализации шельфовых проектов Компании. К каждому типу разработаны функциональные требования. Благодаря запуску проектов в Арктике, ПАО «НК «Роснефть» формирует якорный заказ для отечественной промышленности и заинтересована в локализации новых технологий и современных производств. Большую часть заказов на строительство буровых платформ, труб и другого оборудования планируется разместить на российских предприятиях.

Весной 2014 года ПАО «НК «Роснефть» опубликовала перечень оборудования и техники, которые требуются на различных этапах освоения морских нефтегазовых месторождений. Таким образом, компания уже анонсировала российским производителям заказы на более чем 20 наименований судов и авиатехники, запрос на российское нефтепромысловое и буровое оборудование — еще около 30 позиций. Только в Архангельской и Мурманской областях, а также в Ямало-Ненецком автономном округе в выполнении заказов ПАО «НК «Роснефть» будет задействовано более 100 предприятий. «В рамках реализации шельфовых проектов предполагается обеспечить локализацию до 70% оборудования. Таким образом, освоение шельфа сформирует от 300 до 400 тысяч высококвалифицированных мест в различных отраслях российской экономики. Это будет способствовать развитию инноваций и разработке высокотехнологичной продукции», — отмечал на Международном инвестиционном форуме в Сочи Глава ПАО «НК «Роснефть» Игорь Сечин.

С целью освоения Арктического шельфа «Роснефть» ведет активную работу по созданию уникальной производственной базы морской техники. Одним из направлений работ по решению этой задачи станет создание на базе ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» промышленного и судостроительного кластера на Дальнем Востоке России, ядром которого будет новая верфь — судостроительной комплекс «Звезда» в городе Большой Камень.

Судостроительный комплекс «Звезда» создан на базе Дальневосточного завода «Звезда» Консорциумом АО «Роснефтегаз», ПАО «НК «Роснефть» и АО «Газпромбанк». Проект комплекса предполагает строительство тяжелого достроечного стапеля, сухого дока и производственных цехов полного цикла Судостроительный комплекс «Звезда» будет выпускать крупнотоннажные суда, элементы морских платформ, суда ледового класса, специальные суда и другие виды морской техники.

В сентябре 2017 на ООО «ССК «Звезда» состоялась церемония закладки четырёх многофункциональных судов-снабженцев усиленного ледового класса. Суда будут сданы в эксплуатацию в 2019-2020 г.г. и будут обеспечивать морские буровые работы на Арктических лицензионных участках компании. Оператором судов выступит ООО «Роснефтефлот».

В октябре 2017 года АО «Роснефтефлот», дочернее общество НК «Роснефть», заключило с ООО «ССК «Звезда» договоры на строительство десяти арктических танкеров-челноков дедвейтом 42 тысячи тонн каждый. Танкеры усиленного ледового класса ARC7 предназначаются для работы во льдах толщиной до 1,8 м при температуре атмосферного воздуха до минус 45 градусов. Реализация проекта будет способствовать развитию судостроительного и промышленного кластера и локализации производства судового оборудования на Дальнем Востоке России, обеспечению возможности выполнения проектирования на территории Российской Федерации арктических танкеров-челноков, формированию оптимального портфеля заказов для загрузки судостроительного комплекса «Звезда».

В рамках XXI Петербургского международного экономического форума при поддержке ПАО «НК «Роснефть» Судостроительный комплекс «Звезда» подписал с французской инжиниринговой компанией Gaztransport & Technigaz (GTT) меморандум о взаимопонимании по вопросу проектирования и строительства грузовых систем для судов-газовозов СПГ (сжиженного природного газа).

Документ предусматривает развитие уникальных для Российской Федерации технологий строительства судов-газовозов. Строительство газовозов является одним из приоритетных направлений производственной программы судоверфи «Звезда».

В рамках сотрудничества стороны намерены также оценить возможности строительства на судоверфи систем хранения СПГ, соответствующих стандартам GTT и выбрать наиболее подходящую технологию создания таких систем.

Кроме того, меморандум предусматривает подготовку кадров, отвечающих за реализацию данного проекта, а также поставки необходимых материалов.

Суда-газовозы могут быть востребованы при реализации ряда проектов по освоению шельфовых месторождений, а также для транспортировки добытого на территории Российской Федерации природного газа.

24 марта 2014 года «Роснефть» и Siemens AG заключили Соглашение о сотрудничестве, которое подразумевает помимо прочего оценку потенциала совместной деятельности в сфере инновационных решений для судостроения. В 2017 году на XXI Петербургском международном экономическом форуме было подписано соглашение продлевающее условия предыдущих договоренностей до 2020 года. Речь идет о возможности реализации концепции «цифровой» верфи, а также проектов по созданию подводных энергосистем и плавучих комплексов для добычи, хранения и отгрузки нефти (FPSO).


Западная Арктика

Общая информация

На континентальном шельфе морей Западной Арктики ПАО «НК «Роснефть» владеет лицензиями на 19 лицензионных участков. Это:

  • 7 участков в Баренцевом море — Федынский, Центрально-Баренцевский, Персеевский, Альбановский, Варнекский, Западно-Приновоземельский и, Гусиноземельский;
  • 8 участков в Печорском море — Русский, Южно-Русский, Южно-Приновоземельский, Западно-Матвеевский, Северо-Поморские-1, 2, Поморский и Медынско-Варандейский;
  • 4 участка в Карском море — Восточно-Приновоземельские-1, 2, 3 и, Северо-Карский.


в морях Западной Арктики

Суммарные извлекаемые ресурсы нефти и газа участков по результатам аудита, выполненного компанией ДеГольер и МакНоттон по состоянию на 31.12.2017 г., оцениваются в 16,3 млрд. т.н.э.

На территории участков открыто пять месторождений (Победа в Карском море, Северо-Гуляевское, Медынское-море, Варандей-море и Поморское в Печорском море). Суммарные извлекаемые запасы категорий С1+С2 указанных месторождений в доле ПАО «НК «Роснефть»
на 01.01. 2018 года составляют:

  • нефть+конденсат - 203,3 млн. т.
  • газ - 359,5 млрд. м3

За 2017 год Компания выполнила около 8,5 тыс. пог. км 2D сейсморазведки, и более 3,6 тыс. кв. км. 3D сейсморазведки, провела инженерно-геологические изыскания на 3 площадках для бурения поисковых и разведочных скважин, в Печорском море организовала инженерно-геофизическую экспедицию. С целью мониторинга экологического состояния выполнено обследование устьев раннее пробуренных скважин в акваториях Печорского, Баренцева, и Карского морей.

В 2014 году на лицензионном участке Восточно-Приновоземельский-1 на 74° северной широты в кратчайшие сроки короткого летнего полевого сезона пробурена самая северная арктическая скважина Университетская-1 в акватории Карского моря, подтвердившая наличие залежей углеводородов в перспективном нефтегазоносном регионе. По результатам бурения скважины Университетская-1 открыто нефтегазовое месторождение «Победа».

На лицензионных участках шельфа морей Западной Арктики ПАО «НК «Роснефть» выполняет лицензионные обязательства с опережением установленных сроков и существенным превышением объемов работ по лицензиям.


Восточная Арктика

Общая информация

На континентальном шельфе морей Восточной Арктики ПАО «НК «Роснефть» владеет лицензиями на 9 участков, которые были получены в 2013-2015 годах. Это:

  • 5 участков в море Лаптевых — Усть-Оленекский, Усть-Ленский, Анисинско-Новосибирский, Хатангский и Притаймырский;
  • 1 участок в Восточно-Сибирском море — Восточно-Сибирский-1;
  • 3 участка в Чукотском море — Северо-Врангелевские-1,2 и Южно-Чукотский.

Извлекаемые ресурсы углеводородов на участках шельфа морей Восточной Арктики по результатам аудита, выполненного компанией ДеГольер и МакНоттон по состоянию на 31.12.2017 г., составляют более 13,7 млрд. т н.э., без учета ресурсов участков Восточно-Сибирский-1 и Хатангский, оцениваемых ПАО «НК «Роснефть» в объеме 4,6 млрд. т н.э.

За 2017 год Компания выполнила более 28,1 тыс. пог. км сейсморазведочных работы 2D (с учетом переходящих объемов 2016 г. по участку Восточно-Сибирский-1), организовала геологическую экспедицию на Восточном Таймыре.

В декабре 2015 года «Роснефтью» была получена лицензия на разработку Хатангского участка, расположенного в Хатангском заливе в юго-западной части моря Лаптевых на севере Красноярского края. В кратчайшие сроки, продиктованные жесткими климатическими ограничениями, была проведена мобилизация и подготовка бурового оборудования. 3 апреля 2017 года по команде Президента Российской Федерации Владимира Путина Роснефть приступила к бурению самой северной на шельфе Восточной Арктики поисковой скважины Центрально-Ольгинская-1. В процессе бурения скважины «Центрально-Ольгинская-1» с берега полуострова Хара-Тумус на шельфе моря Лаптевых (Хатангский залив) с первого объекта бурения нижнепермского возраста осуществлен отбор керна, который показал признаки насыщения нефтью с преобладанием лёгких маслянистых фракций. Позднее, по результатам рассмотрения был подтвержден факт открытия месторождения на Хатангском участке в акватории моря Лаптевых с извлекаемыми запасами (по категориям С1+С2) более 80 млн тонн нефти.

Лицензионные участки ПАО «НК «Роснефть»
в морях Восточной Арктики


Дальний Восток России

Общая информация

На континентальном шельфе Охотского и Японского морей в Дальневосточном федеральном округе ПАО «НК «Роснефть» является участником проекта «Сахалин-1» по разработке на условиях СРП месторождений Чайво, Одопту-море, Аркутун-Даги и вместе с дочерними предприятиями владеет еще 17-ю лицензиями на участки, а именно:

  • 12 участков на шельфе острова Сахалин — Северный купол месторождения Одопту-море, Северная оконечность месторождения Чайво, Лебединское нефтегазоконденсатное месторождение, месторождение Кайганско-Васюканское море, Дерюгинский, Астрахановское море — Некрасовский, Северо-Венинское газоконденсатное месторождение, Восточно-Прибрежный, Амур-Лиманский, Восточно-Кайганское месторождение, Центрально-Татарский, Богатинский;
  • 5 участков на примагаданском шельфе — Магадан-1,2,3, Лисянский, Кашеваровский.

Извлекаемые ресурсы углеводородов на участках шельфа Охотского моря по результатам аудита, выполненного компанией ДеГольер и МакНоттон по состоянию на 31.12.2017 г., составляют более 3,5 млрд т н.э., без учета ресурсов участков Амур-Лиманский, Богатинский и Центрально-Татарский, оцениваемых ПАО «НК «Роснефть» в объеме 651 млн. т н.э

На территории участков открыто 8 месторождений (Лебединское, Одопту море Северный купол, Чайво, Аркутун-Даги, Одопту-море, Кайганско-Васюканское, Северо-Венинское, Восточно-Кайганское).

106,7 млн. т нефти и конденсата и 181,1 млрд. м3 газа.

Карта лицензионных участков ПАО «НК «Роснефть»
в Охотском море

В проведении Компанией геологоразведочных работ на шельфе Охотского моря можно выделить два временных периода: первый с 1996 по 2011 год и второй с 2012 года по 2015 год. В течение первого периода геологоразведочные работы проводились в основном на участках шельфа у острова Сахалин по проектам «Сахалин-1», «Сахалин-3» (Венинский блок), «Сахалин-4» и «Сахалин-5», Лебединский и на Западно-Камчатском участке на севере Охотского моря. За это время было выполнено более 24,5 тыс. пог. км сейсморазведочных работ 2Д, более 14,2 тыс. кв. км сейсморазведочных работ 3Д, около 0,7 тыс. пог. км электроразведочных работ, пробурено 19 поисково-разведочных скважин и открыто 3 месторождения — Кайганско-Васюканское море в 2006 году, Ново-Венинское и Северо-Венинское в 2009 году.

Во время второго периода с 2012 по 2017 год ПАО «НК «Роснефть» получила новые лицензии на 5 участков континентального шельфа в северной части Охотского моря (Магадан-1,2,3, Кашеваровский, Лисянский) и 3 участка у острова Сахалин (Восточно-Прибрежный, Амур-Лиманский, Дерюгинский). В 2016 году была получена лицензия на Центрально-Татарский участок на шельфе Японского моря.

В этот период ПАО «НК «Роснефть» существенно увеличила объемы сейсморазведочных работ на лицензионных участках. За 6 лет было выполнено свыше 26 тыс. пог. км сейсморазведочных работ 2Д, более 5,7 тыс. кв. км сейсморазведочных работ 3Д, более 1,7 тыс. пог. км электроразведочных работ, проведены инженерно-геологические изыскания на 4-х площадках перспективных площадей для определения точек бурения поисковых скважин, пробурено 5 поисково-разведочных скважины. Основной объем геологоразведочных работ выполнен на лицензионных участках примагаданского шельфа с опережением сроков установленных обязательствами по лицензиям.


Северная оконечность месторождения Чайво

Общая информация

В 2011 году ПАО «НК «Роснефть» получила лицензию на геологическое изучение, разведку и добычу углеводородов на лицензионном участке «Северная оконечность месторождения Чайво», который расположен в пределах мелководной части северо-восточного шельфа острова Сахалин. Начальные запасы нефти и конденсата на месторождении — свыше 15 млн тонн; газа — около 13 млрд кубометров.

В мае 2014 года «Роснефть» приступила к реализации масштабного проекта по бурению первой эксплуатационной скважины на лицензионном участке, включающем Северную оконечность месторождения Чайво, а с сентября 2014 года начала ввод участка в эксплуатацию. Модель разработки месторождения подразумевает применение инновационных технологий бурения горизонтальных скважин и разработки месторождения с берега. Работы производятся с помощью уникальной буровой установки «Ястреб».

В конце 2014 года завершено строительство и начата добыча с двух скважин. В 2015 году пробурена и введена в эксплуатацию третья эксплуатационная скважина, начато бурение четвертой добывающей скважины. В 2016 году с ускорением графика введены в эксплуатацию четвертая и пятая нефтяные скважины с глубиной по стволу 10496 м и 11163 м соответственно.

Скважины северной оконечности месторождения Чайво являются уникальными по сложности конструкции с большим отходом от вертикали. На скважинах применены инновационные высокотехнологичные системы заканчивания с устройствами контроля притока для ограничения прорывов газа и обеспечения максимальной накопленной добычи.

Фактическая добыча нефти за 2017 год составила - 1,4 млн. тонн. Суммарный объем поставленного потребителям газа за 2017 году составил - 200,411 млн. м3.

В апреле 2017 года ПАО «НК «Роснефть» добыло пять миллионов тонн нефти на северной оконечности месторождения Чайво с начала разработки месторождения.

Нефть, добываемая на месторождении, относится в марке SOKOL, обладает превосходным качеством. В нефти очень низкое содержание серы — 0,25% и плотность — 0,825-0,826 кг на кубометр (36,8 градусов API). Вся добываемая нефть отгружается нефтеналивными танкерами с терминала «Де-Кастри» в Хабаровском крае в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Попутный нефтяной газ реализуется на внутреннем рынке потребителям Дальнего Востока.

«Лебединское месторождение»

Добыча нефти на месторождении Лебединское (шельф Охотского моря) ведется с 2014 года. Оператор - ООО «РН-Сахалинморнефтегаз». Добыча ведется четырьмя эксплуатационными скважинами. Добываемая на Лебединском месторождении нефть по качеству близка к нефти марки «Сокол».

Фактическая добыча нефти на месторождении за 2017 год составила - 332,3 тыс. тонн; газа - около 25 млн м3.

В 2017 году Компания проводила работы по изменению границ Лебединского участка по площади, в результате которых была увеличена ресурсная база месторождения. Кроме того, в рамках повышения надежности производственных операций введен в эксплуатацию нефтепровод «Лебединское - Одопту-море».

«Месторождение Одопту-море (Северный купол)»

Месторождение Одопту-море (Северный купол) - первое шельфовое месторождение России, добыча нефти на котором началась в 1998 году. Оператором по добыче нефти и газа на месторождении является ООО «РН-Сахалинморнефтегаз».

Добыча нефти ведется из горизонтальных скважин с побережья островной части. Пробурено 40 эксплуатационных скважин со значительным отходом от вертикали (до 5-8 км). Действующий фонд скважин по состоянию на 01.01.2018 - 28 нефтяных добывающих и 7 нагнетательных.

Фактическая добыча нефти за 2017 год составила - 371 тыс. тонн; газа - 128 млн м3.


Южный регион

Общая информация

ПАО «НК «Роснефть» владеет лицензиями на 7 участков в российских акваториях Черного, Каспийского и Азовского морей: Темрюкско-Ахтарский участок и месторождение Новое в Азовском море, Северо-Каспийский участок и месторождение Западно-Ракушечное в Каспийском море, Туапсинский прогиб, Западно-Черноморская площадь и Южно-Черноморский участок на шельфе Черного моря. Кроме того, Компания имеет лицензию на Гудаутский участок в Абхазском секторе Черного моря.

Ресурсный потенциал участков оценивается в 2,7 млрд. т (нефть+конденсат) и 59 млрд. куб. м (газ).

Извлекаемые запасы в доле ПАО «НК «Роснефть» составляют:

  • нефть+конденсат - 7,2 млн. т.
  • газ - 1,7 млрд. м3

В 2017 году Компанией завершены инженерно-геологические изыскания на 1 площадке, с целью снижения геологических рисков по наличию элементов нефтегазовых систем (нефтегазоматеринским породам, породам-коллекторам и покрышкам) на лицензионных участках дна Черного моря организована полевая геологическая экспедиция на прилегающей суше.

Основными инвестиционными проектами ПАО «НК «Роснефть» на шельфе южных морей России являются проекты по освоению лицензионных участков в Черного моря. Эти участки обладают огромным ресурсным потенциалом, однако поиски и разведка скоплений нефти и газа в их недрах участков требуют значительных инвестиций в связи с большими глубинами дна моря (до 2,2 км) и необходимостью использования специальной техники, устойчивой к воздействию морской воды с высоким содержанием сероводорода.

На лицензионных участках Черного моря ПАО «НК «Роснефть» самостоятельно и совместно с партнерами выполнила большой объем геологоразведочных работ, а именно:

  • 6 040 пог. км сейсморазведочных работ 2Д;
  • 13 780 кв. км сейсморазведочных работ 3Д.

В результате геологоразведочных работ выявлено несколько десятков перспективных структур и на наиболее крупных из них проведено 6 инженерно-геологических изысканий для выбора местоположения точек бурения скважин.

Карта лицензионных участков ПАО «НК «Роснефть»
в Южном регионе

На Темрюкско-Ахтарском лицензионном участке в Азовском море ПАО «НК «Роснефть» совместно с компанией «Лукойл» осуществляет ведет геологоразведочные работы с 2003 года. С даты получения лицензии по настоящее время на участке выполнено 2649 пог. км сейсморазведочных работ 2Д, 1356 пог. км электроразведочных работ, пробурено 3 поисковых скважины в 2007, 2009 и 2015 годах. По результатам проведенных работ открыто месторождение Новое с извлекаемыми запасами 2,4 млн. т нефти и 0,9 млрд. куб. м газа. В 2013 году была получена лицензия на разработку месторождения Новое.

Добыча на месторождении Новое начата в сентябре 2016 года из расконсервированной скважины Новая-1. По итогам 2017 года добыто 37,7 тыс. тонн нефти (19,2 тыс. тонн нефти в доле Компании). Ведется подготовка к бурению второй эксплуатационной скважины.

В 2007 году ПАО «НК «Роснефть» приобрела долю в проекте по освоению лицензионного участка Северо-Каспийская площадь. На участке к настоящему времени выполнены следующие виды геологоразведочных работ: более 5 тыс. пог. км сейсморазведки 2Д, свыше 100 кв. км сейсморазведки 3Д и 882 пог. км электроразведки. На перспективных структурах проведены инженерно-геологические изыскания и пробурены 3 поисковые скважины (в 2008, 2010, и 2014 годах). В результате бурения поисковой скважины на Западно-Ракушечной структуре открыто одноименное нефтяное месторождение с извлекаемыми запасами по категории С1+С2 11 млн. т нефти и 0,6 млрд. куб. м газа. Лицензия на разработку Западно-Ракушечного месторождения получена в 2013 году.

В марте 2018 года «Роснефть» завершила бурение первой сверхглубоководной поисково-оценочной скважины «Мария-1» на лицензионном участке «Западно-Черноморская площадь» на шельфе Черного моря. Глубина моря в точке бурения составляет 2109 метров, фактическая глубина скважины — 5265 метров. Бурение проводилось с помощью полупогружной буровой установки Scarabeo-9. В результате работ обнаружена уникальная карбонатная структура мощностью более 300 метров, представляющая собой трещиноватый коллектор, который с высокой вероятностью содержит углеводороды. Компания намерена провести геологическую обработку полученных материалов и продолжить поисково-разведочные работы на лицензионных участках.

Президент России распорядился сегодня о начале бурения первой скважины на шельфе Восточной Арктики, что, безусловно, станет новым историческим этапом в освоении углеводородных месторождений РФ. В мировой нефтяной отрасли с российской Арктикой связывают огромные надежды.

Нефтяные пионеры

Масштабы Арктического региона РФ соответствуют масштабам самой большой страны мира. Площадь Арктического шельфа в границах, установленных международными соглашениями, составляет 4,1 миллиона квадратных километров. Для сравнения, общая площадь территории стран, входящих в , - 4,3 миллиона квадратных километров. После выхода Великобритании из ЕС, его площадь станет меньше площади Арктического шельфа России.

Арктический регион России по степени освоения делится на две части: западную и восточную. Они сопоставимы по площади, но Восточная Арктика все же больше. Граница между ними - Енисей и его продолжение в Северном Ледовитом океане.

Западный Арктический регион России освоен намного лучше, чем восточный. Если вдоль побережья Западной Арктики расположены такие города, как Мурманск, Архангельск, Салехард и другие, то в Восточной Арктике есть только Норильск. На восток от Таймыра до самой Чукотки на территории более 3 миллионов квадратных километров, включая острова и шельф, проживает около 2 тысяч человек. Восточная Арктика не освоена и безлюдна, как Антарктида. Здесь находится полюс холода Северного полушария Земли - Оймякон, и освоение этой части планеты по сложности сопоставимо с освоением Луны или Марса. Вам не хватает адреналина и нужна романтика пограничья? Тогда вам в Восточную Арктику! Убежден, что арктический проект может стать национальной идеей России, как когда-то для Великобритании такой идеей стало освоение Вест-Индии, а для США - экспансия пионеров на запад.

Суша Восточной Арктики постепенно осваивается. Добывают алмазы, понемногу восстанавливают и строят опорные базы Северного морского пути (СМП). В ближайшие годы именно СМП будет становым хребтом экономики Восточной Арктики. Но кораблям нужно топливо, а бункеровка судов - это самый выгодный бизнес в нефтяной промышленности. Только после обеспечения СМП и новых городов - баз промышленного производства и обслуживания СМП - из региона можно будет вывозить нефть и газ.

Для освоения Арктики России необходима научная, технологическая и производственная база. Эту базу создает » на базе верфей «Звезда» под Владивостоком и «Росляково» под Мурманском. Однако научно-производственная база - это только средство, а цель «Роснефти» - развитие нефтяного и газового бизнеса.

Лидер освоения шельфа

Из 4,1 миллионов квадратных километров Арктического шельфа России только 2 миллиона квадратных километров сейчас считаются перспективными с точки зрения добычи нефти и газа. На всю эту территорию выданы лицензии на поиск, разведку и разработку нефтегазовых месторождений. Лицензии на 78 процентов этой территории принадлежат «Роснефти».

За 2014-2016 годы методами сейсморазведки «Роснефть» изучила 0,8 миллионов квадратных километров Арктического шельфа. На шельфе Карского моря, в Западной Арктике было открыто новое нефтегазоконденсатное месторождение «Победа». Пришло время Восточной Арктики.

Первым «испытательным полигоном» в Восточной Арктике стало море Лаптевых. На начало сейсморазведочных работ «Роснефти» здесь было выявлено 28 перспективных в смысле нефти и газа структур. Сейчас их количество увеличилось до 114.

Хатангский полигон

Для бурения первой скважины на шельфе Восточной Арктики был выбран Хатангский лицензионный участок, перекрывающий акваторию Хатангского залива моря Лаптевых. Площадь участка - 18 709 квадратных километров, глубина моря - до 32 метров. Это идеальный «лягушатник» для испытания новых технологий и оборудования, предназначенного для разведки и освоения месторождений нефти и газа на Арктическом шельфе.

Промышленная нефтегазоносность района Хатангского залива давно доказана. Однако никаких геологоразведочных работ на нефть и газ на шельфе Хатангского залива никто еще не вел.

Лицензия на Хатангский участок была получена «Роснефтью» в конце 2015 года. В начале 2016-го на побережье Хатангского залива, на полуострове Хара-Тумус была создана круглогодичная научная база «Роснефти». Менее чем за полтора года «Роснефть» провела разведку Хатангского участка и выбрала Центрально-Ольгинскую перспективную структуру для бурения первой поисковой скважины.

В районе Хатангского залива никто не живет и нет никакой инфраструктуры. Поэтому в период навигации 2016 года, который продолжался немногим более двух месяцев, на место буровых работ было доставлено свыше восьми тысяч тонн грузов. Пришлось завозить абсолютно все, что требуется для жизни и работы в суровых условиях Восточной Арктики: модульный жилой комплекс, буровую установку, топливо, расходные материалы и многое другое. Все это привезли из Архангельска, за 3 600 километров отсюда.

Центрально-Ольгинская структура находится на шельфе Хатангского залива, но скважина Центрально-Ольгинская-1 будет заложена на суше, на берегу полуострова Хара-Тумус. Проектная глубина скважины - до 5000 метров с последующей боковой горизонтальной врезкой, которая пройдет под акваторией моря Лаптевых и вскроет отложения триаса Центрально-Ольгинской структуры, которые могут содержать нефть. По этой технологии «Роснефть», мировой лидер по ее применению, осваивает часть шельфовых месторождений Сахалина.

Освоение Хатангского участка на шельфе Восточной Арктики началось раньше с технически более простого освоения предшельфового Восточно-таймырского участка, лицензию на который получила в конце 2015 года частная . Однако ничего удивительного в этом нет: ведь «Лукойл», как известно, не настроен на реализацию стратегических национальных проектов, предпочитая вкладывать инвестиции в добычные активы за рубежом, а российские месторождения осваивает лишь формально, ставя их себе на баланс и повышая таким образом капитализацию.

В условиях падения цен на нефть все крупнейшие нефтяные компании мира свернули работы на шельфе. В этот сложный период «Роснефть» сохранила и расширила свою инвестиционную программу на шельфе Арктики, что утвердило Россию на позиции мирового лидера по освоению Арктического региона.

Стратегическая задача России на ближайшие годы - завершение обустройства Северного морского пути. Необходимо обеспечить топливом и энергией базы Севморпути и проходящие суда. Затем наступит этап разработки арктических месторождений для экспорта нефти, газа и нефтепродуктов.

Бурение первой скважины на шельфе Восточной Арктики - важный шаг в освоении огромного и пока не тронутого региона России. Возможно, это станет и шагом к осознанию освоения Арктики как национальной идеи России. Ведь это уже было: вспомним Главное управление Северного морского пути и его руководителей и Ивана Дмитриевича Папанина.

Россия делает новый шаг на пути к лидерству на арктическом шельфе. Роснефть приступила к бурению самой северной скважины в данном регионе добычи. И хотя западный санкционный режим осложняет проект, специалисты уверены, что если не эта, то последующие скважины позволят открыть новые, крайне важные для России нефтяные месторождения.

Роснефть приступила к бурению на Хатанге самой северной разведочной скважины на российском шельфе моря Лаптевых. «Впервые в истории бурение будет проводиться на континентальном шельфе Восточной Арктики», – рассказал сквозь метель глава Роснефти Игорь Сечин в ходе телемоста с президентом Владимиром Путиным.

«Бурение на Хатанге – это важный знак того, что Россия занимается серьезной геологоразведкой арктического шельфа»

По словам Сечина, Роснефть провела подготовку к бурению в рекордно короткие сроки. Была проведена геологоразведка и сейсморазведочные работы. Как результат было выявлено в четыре раза больше перспективных структур, чем предполагалось ранее: 114 против 28. «Рассчитываем, что бурение на Хатангском участке будет не менее успешным, чем в Карском море в 2014 году», – заявил глава Роснефти.

Тогда в Карском море первая же поисковая скважина привела к обнаружению , которое назвали «Победа». В море Лаптевых Сечин надеется повторить успех.

Бурение на шельфе моря Лаптевых будет проводиться с берега, что позволит значительно снизить затраты на строительство скважины. Ее проектная глубина составит до 5 тыс. метров с последующей боковой горизонтальной зарезкой. Такая технология позволяет значительно сэкономить и обеспечить высокий экологический стандарт, уверяет глава Роснефти.

По данным «Интерфакса », прогнозные извлекаемые ресурсы Хатангского участка составляют 58,6 млн тонн по нефти (плюс конденсат) и 116,5 млрд кубометров газа. Хотя ранее назывались более высокие оценки (96,4 млн тонн и 228,2 млрд кубометров).

Роснефть получила Хатангский участок или «медвежий угол» в декабре 2015 года. Хотя изначально он был обещан Лукойлу, но последний тоже не остался не у дел. Лукойл владеет лицензией на сухопутной части Восточно-Таймырского участка. И в ближайшее время Лукойл также обещает начать бурение на Хатанге.

В целом Роснефть будет главным игроком на арктическом шельфе, у нее наибольшее количество соответствующих лицензий в пределах морских акваторий – 53. Еще 41 лицензия у Газпрома, 14 – у Лукойла и 7 – у Новатэка (всего 138 лицензий на добычу углеводородов на конец февраля 2017 года).

В последние пять лет Роснефть вложила 100 млрд рублей в разработку арктического шельфа, но в следующие пять лет (2017–2021 гг.) намерена увеличить инвестиции в 2,5 раза до 250 млрд рублей. По оценкам специалистов, предполагаемые запасы углеводородов в российской Арктике в целом оцениваются в 100 млрд тонн нефтяного эквивалента. Разведанные запасы нефти на арктическом шельфе России составляют 585 млн т, газа – 10,4 трлн кубометров (по категории ABC1+C2).

«Шансы на успех бурения весьма велики. Учитывая спецификацию скважины «Центрально-Ольгинская-1», месторождение может быть обнаружено быстро, хотя вопрос его размеров пока открыт», – говорит Артем Деев из Amarkets.

Если бы Роснефть не была уверена, что ее ждут крупные месторождения, то не вкладывала бы такие средства в разведку, считает первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский. По всем признакам шельф действительно скрывает внушительные запасы. Однако не стоит забывать и о неудачах: например, Shell потратила 7 млрд долларов на разведку в Арктике и была крайне разочарована результатами.

Однако найденное на шельфе Карского моря месторождение «Победа» доказало и Роснефти, и всему миру перспективность российского арктического шельфа. Из-за санкций, например, ExxonMobil пришлось заморозить совместный проект с Роснефтью в Карском море. Это лишило Россию ряда ценных технологий, наработка которых отнимет лишнее время и деньги. Проводить геологоразведку Россия может и сама, а вот промышленное бурение на шельфе – это особые технологии, которые пока недоступны российской промышленности в полной мере.

«Частично Роснефть смогла решить этот вопрос, но, видимо, доступа ко всему спектру технологий все еще нет. В будущем это может осложнить процесс разработки и добычи или сделать его менее эффективным», – не исключает Деев.

Как бы то ни было, но начало бурения – это сам по себе важный шаг в освоении огромного объема нефтегазовых ресурсов на арктическом шельфе. «Это прямой сигнал крупным нефтегазовым компаниям, таким как Exxon, которые с введением санкций потеряли доступ к очень интересным проектам», – говорит Деев. Этот проект важен в целом для развития Арктики, он может серьезно изменить общемировой и российский ресурсный баланс и, наконец, оказать влияние на российский ВВП в будущем. Потому что российская экономика традиционно привязана к ситуации в нефтегазовой сфере.

Тем более что промышленная добыча на шельфе – это дело не сегодняшнего, а завтрашнего дня. Сегодня идет процесс подготовки, задел на будущее, без которого невозможно будет через пять-десять лет начать добывать нефть и газ на арктическом шельфе. А к тому времени либо санкции снимут, либо Россия найдет собственные технологии промышленной добычи в таких условиях.

«Если учесть способности и мощности Роснефти, то обойти санкционные запреты вполне реально. Понадобится время и финансы, чтобы разработать адекватное отечественное оборудование для работы на шельфе», – считает Андриевский.

Все это дает шанс России стать лидером в освоении арктического шельфа, тем более что США и Канада запретили бурение в Атлантическом и Северном Ледовитом океане. «Западный мир движется к другим моделям энергопотребления, и труднодобываемые углеводороды в эту модель не входят. Россия в перспективе может разработать уникальные технологии и начать успешную коммерческую добычу арктических месторождений», – говорит первый вице-президент Российского союза инженеров.

ПАО «НК «Роснефть» на основании комплексного геологического исследования осуществляет бурение самой северной поисковой скважины на шельфе Восточной Арктики. В процессе бурения скважины «Центрально-Ольгинская-1» с берега полуострова Хара-Тумус на шельфе Хатангского залива моря Лаптевых осуществлен троекратный отбор керна с глубин от 2305 до 2363 метров, который показал высокое насыщение нефтью с преобладанием лёгких маслянистых фракций. Уже на основании первичных исследований можно сделать вывод об открытии нового месторождения нефти, объем ресурсного потенциала которого увеличивается по мере продолжения буровых работ. В настоящий момент отбор керна продолжается.

Наличие углеводородов в поднятом керне подтверждает геологическую модель, разработанную специалистами «Роснефти». Полученный результат бурения на Хатангском лицензионном участке позволяет Компании «Роснефть» считаться первооткрывателем месторождений на шельфе Восточной Арктики.


Лицензия на разработку Хатангского участка была получена «Роснефтью» в ноябре 2015 года. В кратчайшие сроки, продиктованные жесткими климатическими ограничениями, была проведена мобилизация и подготовка бурового оборудования. 3 апреля по команде Президента Российской Федерации Владимира Путина «Роснефть» приступила к бурению скважины «Центрально-Ольгинская-1». Значимость проекта «Роснефти» была подчеркнута Президентом РФ в ходе телемоста на старте бурения: «Фактически, начинается работа по целой нефтегазоносной провинции, которая, даже по предварительным данным, содержит миллионы тонн условного топлива. Это сложная, высокотехнологичная операция, так называемое горизонтальное бурение. Это только первая скважина. Впереди огромная работа. И я хочу пожелать Вам удачи и выразить надежду на успех этого начинания» — заявил Президент России.

Глава «Роснефти» в апреле докладывал Владимиру Путину, что подготовка к бурению была проведена в рекордные сроки: «Чуть больше года назад, при Вашей поддержке компания получила возможность работать на Хатангском лицензионном участке».


Справка:

«Центрально-Ольгинская-1» — это первая скважина, которая бурится в акватории моря Лаптевых.

Хатангский лицензионный участок расположен в Хатангском заливе моря Лаптевых на севере Красноярского края. Площадь участка — 17 217,5 кв. км, глубина моря — до 32 м.

В настоящее время «Роснефти» принадлежит 28 лицензионных участков на Арктическом шельфе с суммарными ресурсами 34 млрд т.н.э.

В море Лаптевых с 2014 г. Компанией были проведены беспрецедентные работы по геологоразведке: 21 тысяча погонных километров сейсморазведочных работ, выявивших порядка 114 нефтегазоносных перспективных структур. Общий ресурсный потенциал моря Лаптевых составляет, по предварительным оценкам, до 9,5 миллиарда тонн в нефтяном эквиваленте.

По оценкам специалистов, к 2050 году Арктический шельф будет обеспечивать от 20 до 30 процентов всей российской нефтедобычи.

С 2012 года инвестиции «Роснефти» в освоение арктического шельфа составили около 100 млрд рублей. Компания не собирается снижать темпы работ и с 2017 по 2021 год объемы инвестиций вырастут в два с половиной раза — до 250 млрд рублей.

В 2016 году «Роснефть» выполнила внушительный объем комплексных геолого-геофизических исследований в сложных арктических и субарктических условиях. Было выполнено более 35,5 тысяч пог. км сейсморазведочных работ 2Д, что превысило требования лицензионных обязательств более чем в 2 раза. Также Компания провела более 5 тыс. км2 сейсморазведочных работ методом 3Д, что в 2,5 раза превышает лицензионные обязательства. Объем аэрогеофизических исследований составил 207 тыс. км2. В результате проведенных геологоразведочных работ изучена площадь 0,8 млн. км2 арктического шельфа РФ.




Поделиться