Синектика представляет собой метод поиска идеи путем. Метод синектики применяется в особых условиях работы

Painting by Roman Grassuta

Синектика: сущность, правила и процедура

Этимология: Термин «Синтетика» происходит от греческих слов syn — «вместе» и ectikos «разнообразие», поэтому слово synectikos – означает «совмещение разнородных элементов» или «объединение различных, на первый взгляд, несовместимых элементов».

Джордж М. Принс (5 апреля 1918 — 9 июня 2009), сооснователь и председатель компании Synecticsworld (Synectics Inc.), один из разработчиков метода Синектики.


2. История

Основные гипотезы и идеи Синектики родились во время исследований изобретательского и художественного творчества, которые Уильям Дж. Гордон проводил с 1944 года. В это же время автором были изучены произведения выдающихся философов и психологов и автобиографические записи Эйнштейна, Гете, Эдисона, Пуанкаре. Основные принципы и правила Синектики были разработаны Уильямом Гордоном и Джорджем Принcем в период между 1950 и 1960 годами, когда они вместе работали в консалтинговой компании Invention Design Group at Arthur D. Little (ADL). В 1961 году У. Гордон и его коллеги Дж. Принс, Д. Сперри и К. Марден создали новую компанию под названием Synecticsworld (Synectics Inc.), которая занималась исследованиями изобретательского творчества и творческими тренингами. Позднее У. Гордон покинул Synectics Inc. и основал собственную компанию Synectics Education Systems, направленную на применение Синектики в области образования.

Другие значимые работы: Джордж М. Принс «Практика творчества» (1967); W. Gordon, T.Poze Strange and familiar (1972); W. Gordon, T.Poze The new art of the possible (1980).


3. Описание метода

Синектика — это метод активизации творчества и творческого решения проблем целью которого является стимуляция творческого мышления и генерация новых точек зрения на решение сложных проблем путем преднамеренного использования аналогий и метафор в тщательно подобранных группах различающихся между собой людей.

Над проблемами работает устойчивая группа из 5–7 специалистов с несколькими профессиями и разным эмоциональным складом, знающих методы изобретения.


4. Основные функции

1. Синтетика – это эффективный метод открытия или создания новых связей и точек зрения, генерации творческих идей, творческого решения сложных проблем.


5. Методологические и теоретические основания

1. Универсальный принцип единства или принцип единства мира.

2. Принцип всеобщей связи . Синектика базируется на предположении о том, что все вещи, даже самые непохожие, каким-то образом связаны друг с другом, физически, психологически или символически.

3. Принцип синергии как паттерн порождения новизны, который основывается на двух взаимосвязанных процессах дифференциации и интеграции, приводящих к созданию нового целого, большего, чем сумма его частей.

«Мир полностью взаимосвязан. Любое объяснение, которое мы находим в каждый момент, является частичной связью, и его богатство проистекает из богатства всех связей, которые мы можем создать».

Джейкоб Броновски (18 января 1908- 22 августа 1974), британский математик, поэт и изобретатель.

Новизна заключается в раскрытии и создании новых связей. При этом каждая новая связь обладает синергетическим эффектом, порождающего новое целое, сумма больше частей, взятых по отдельности.

Уильям Гордон основывал синектику на таких базовых предположениях о творчестве:

1. Творчество возможно и важно в повседневной деятельности. Большинство из нас связывают творческий процесс только с созданием великих произведений искусства и новыми изобретениями.

2. Творческий процесс вовсе не таинственный. Его можно познать и описать, и можно обучать людей напрямую активизировать и развивать их творчество.

3. Творческие изобретения в науке и искусстве аналогичны, и характеризуются теми же самыми фундаментальными психическими процессами.

У. Гордон изложил три основные заповеди синектической теории:

1. Осознавая творческий процесс и развивая методы и приемы творчества, мы можем напрямую увеличить творческий потенциал как отдельных лиц, так и групп.

2. Эмоциональный компонент творчества более важен, чем интеллектуальный, а иррациональный компонент, более значим чем рациональный

3. Эмоциональные и иррациональные элементы необходимо понимать, чтобы повысить вероятность успеха в решения проблем.

4. Процесс индивидуального творчества аналогичен процессу группового творчества.

Уильям Гордон предложил четыре психологических состояния, которые были связаны с творческим процессом

1. Отстранение – вовлеченность.

2. Отсрочка.

3. Размышление или предположение.

4. Автономия объекта.


6. Сущность метода

Интеграция и синергия:

Сущностной идеей и ключевым механизмом синектики является интеграция творческих потенциалов различных индивидуальностей, совмещение различных концепций, вещей и пластов реальности, объединение эмоциональных и интеллектуальных, иррациональных и рациональных компонентов, слияние сознательных и подсознательных процессов, активности левого и правого полушария, преднамеренных усилий и свободного полета воображения. Именно многоуровневой синергетическое единство синектического процесса служит источником рождения новых блестящих идей, которые могут быть преобразованы в эффективное решение проблемы.

Структура

Синектика как формализованная техника творчества, сочетает в себе структурированный и свободный подходы к творчеству, высокоорганизованные мыслительные процессы и свободное воображение. Синтетическая сессия — это строгая дисциплина и свободный поток воображения и мысли, направленный поиск и стихийность нахождения решений. Активизация творческого процесса в синектике осуществляется с помощью сознательных усилий по применению разнообразных приемов и операторов.

При этом синтетический подход сочетает в себе как интегративное, так и разрушительное мышление. Творчество с необходимостью требует разрыва уже существующих смысловых связей. «Это способ мысленно разделить вещи и собрать их вместе, чтобы дать новое представление о всех типах проблем» (N.Roukes, 1988).

Синтетика основана на синектическом мышлении, которое находит сходство между вещами и соединяет их в новые структуры, на латеральном мышлении, которое связано с генерированием новых идей, а также с прорывным мышлением, представляющим собой нарушение разрушение рутинных паттернов и существующих установок и обретения нового свежего видения.

«Творчество — это чудесная способность схватывать взаимоисключающие реалии и высекать искру из их сопоставления».

Создание нового видения

Генерирование новизны, потенциально содержащей в себе все наилучшие решения, происходит вследствии обретения нового видения, создания свежей точки зрения и необычного взгляда на объект или проблему.

Новый подход и способ рассмотрения объекта может достигаться сознательно путем отстранения от знакомого объекта с помощью целого ряда триггеров и приемов.


7.Основополагающие принципы

По мнению У.Гордона, одним из основных моментов творческого решения проблемы является превращение давно знакомого в незнакомое, путем создания нового, «свежего» контекста. При этом сущность синектики по определению состоит в том, чтобы сделать незнакомое знакомым, а привычное — чуждым.

Синектический процесс включает в себя:

1. Превращение незнакомого в знакомое.

2. Превращение знакомого в незнакомое.

По отношению к проблеме:

1. Превратить незнакомое в знакомое — значит просто изучить проблему и привыкнуть к ней.

2. После этого нужно проделать обратную опера¬цию — сделать привычное чуждым.

Новый незнакомый контекст для рассмотрения знакомой проблемы достигается с помощью отстранения от объекта и проблемы с помощью аналогий и метафор, интуиции и игры, что преодолевает обычный взгляд на вещи и служит источником неожиданных и оригинальных решений.


8. Операторы и приемы

Для превращения знакомого в незнакомое в синектике используется целый ряд механизмов и приемов.

1. Неоперационные механизмы: интуиция, вдохновение, абстрагирование, вовлечение, свободное размышление, использование не относящихся к делу возможностей, применение неожиданных метафор и элементов игры.

По мнению У.Гордона данные механизмы не поддаются обучению.

2. Операционные механизмы: прямая, личная, символическая и фантастическая аналогии представляют собой психологические инструменты, применению можно обучить и которые использовать может каждый.

Операционные механизмы

Синектика определила 4 механизма для превращения знакомого в незнакомое, каждое метафорично по характеру:

1. Личная аналогия — это идентификация самого себя с исследуемым объектом или процессом. Уподобление с объектом помогает пережить и понять его достоинства и недостатки как свои собственные. Вживание в роль неодушевленного предмета и мысленное выполнение его функций помогает создать свежий контекст рассмотрения проблемы и порождает ее новые, неожиданные решения.

2. Прямая аналогия основана на сравнении схожих объектов, свойств и процессов из различных областей реальности. Особенно продуктивны сравнения и аналогии в области живой и неодушевленной природы, техники, войны и спорта.

3. Символическая аналогия проявляется как мысленная замена изучаемого объекта или явления или некоторым образом, знаком, пиктограммой, рисунком символом или поэтической метафорой. В данном случае наиболее эффективными аналогиями являются образы из сферы культуры, психологии и искусства. При решении различных проблем

Особой эвристической силой обладает вербальный образ или «сжатый конфликт», состоящий из двух противоположных слов, которые выражают сущностное противоречие и суть проблемы. Например такие оксюмороны как «Звенящая тишина», «Слепящая мгла», «Хаотичный порядок».

4. Фантастическая аналогия представляет собой изложение проблемы с помощью терминов и образов из волшебных сказок, мифов, легенд и научно-фантастической литературы. При этом представляется некоторый идеальный процесс и конечный результат который достигается предельно легким, чудесным образом.

Для этого могут отменяться фундаментальные законы природы и использоваться такие сказочные инструменты как волшебная палочка, лампа Аладдина, сапоги-скороходы, скатерть самобранка. Фантастические аналогии служат источником наиболее сильных, красивых и неожиданных решений.

Триггеры

В синектике используются также специальные «триггеры», каждый из которых представляют собой мини-методику, фокусирующуюся на каком-то аспекте построения новых связей. Кроме использования агналогий, наиболее известной синектической техникой является применение триггерных вопросов.

Вычесть — удалить детали или элементы объекта; сжать или сделать его меньше; что можно удалить или уменьшить?; можете ли вы нарушить какие-либо правила?; можете ли вы упростить его?

Добавить — продлить или расширить; дополнить, продвигать или пристраивать; увеличивать или добавлять.

Перевести — переместить объект в новую ситуацию; адаптировать, транспонировать, переместить или сместить; адаптироватьк новой структуре или значению; выйти из привычной среды; как может быть преобразова, переведен или трансформирован?

Сопереживать — сочувствовать ситуации / субъекту; поставить себя на его место; относиться к субъекту эмоционально и субъективно

Разное — Оживить, наложить, изменить масштаб, заменить, фрагментизировать, изолировать, исказить, замаскировать, опровергнуть, пародировать, исказить, аналогизировать, гибридизировать, метаморфизировать, символизировать, мифологизировать, фантазицировать, повторить, объединить.


9. Основные правила
1. Формирование творческой, игровой атмосферы, естественности и непринужденности в обсуждениях.
2. Избегание шаблонного мышления, поощрение видения задачи с разных точек зрения.
3. Моделирование и обыгрывание новых ситуаций.
4. Отказ от окончательных умозаключений.
5. Проявление рациональности в суждениях.
6. Возможность высказывать своё мнение независимо от того, насколько оно абсурдно или нереально.
7. Допустимость конструктивной критики идей и отказ от негативной реакции на объективные замечания.
8. Запрет на обсуждение достоинств и недостатков членов группы.

10. Процедура и этапы

Время: группа работает полный рабочий день в течение нескольких недель – вплоть до решения проблемы.

Группа. Количественный состав группы синекторов составляет примерно 5-7 человек, разных специальностей, с сразличным практическим опытом и с разным психологическим типом. В составе группы должны быть специально обученные синекторы, а также эксперты, представители заказчика.

Лидером группы должен опытный специалист, хорошо знакомый с основами синектики и другими методами активизации творчества.

В современных синектических группах возможен отказ от явного лидера, а его роль выполняют все члены группы поочередно, в зависимости от особенностей ситуации.

Ход синектического заседания фиксируется на маркерной доске, бумаге, записывается на магнитофон, затем такая запись изучается с целью поиска наилучшего пути решения задачи и извлечения уроков совершенствования приемов решения.

Этапы

Процедура проведения метода синектики и его этапов постоянно совершенствовалась и видоизменялась. В настоящее время существует несколько, в том числе и упрощенных, вариантов проведения синектической сессии.

В наиболее простом виде работа группы осуществляется в два этапа :

1. Представление непривычного привычным, которое осуществляется с помощью абстракций, обобщений и переноса незнакомого в понятный, знакомый контекст.

2. Представление привычного непривычным с помощью создания нового свежего контекста посредством разнообразных аналогий, метафор и триггеров.

Процедура синектической сессии может быть представлена и в виде трех классических этапов решения проблемы:

1. Определение проблемы . Представление неизвестного условно известным.

На данном этапе осуществляется перевод проблемы «как она поставле-на» в проблему — «как она понимается».

2. Генерирование вариантов решения. Представление известного якобы неизвестным. Задача этапа осуществляется с помощью создания различных точек зрения на объект, содержательного вращения объекта с помощью аналогий, триггерных вопросов и различных творческих приемов.

3. Выбор лучшего варианта решения . Превращение неизвестного в известное. На данном этапе самые удачные аналогии, образы и идеи переводятся в решения проблемы.

Процесс решения проблемы в синектике может быть представлен более подробно из последовательности четырех этапов :

1. Проблема как она дана. На этом этапе происходит постановка проблемы заказчиком или лидером. Никто из участников сессии, кроме лидера не посвящается в конкретные условия задачи, с целью сохранения широкого поля поиска и избегания привычного хода мышления.

2. Проблема как ее понимают . Участники, совместно с экспертами, исследуют проблему, анализируют ее общие признаки, разбивают ее на подпроблемы, уточняют смысл и принципы.

При этом возможно использование специальных приемов спрингбордов, включающих ассоциации, аналогии, метафоры, абсурдные идеи, пожелания, цели и объекты, основные направления, пожелания, а также формулировки: я хотел бы…, как сделать так, чтобы…

Основная цель этого этапа состоит в правильном и точном определении проблемы, в переводе ее из состояния «как она дана» в «как она понимается».

3. Генерирование идей. В синектике данный этапа называется экскурсией, представляющей поиск решения проблемы в живой природе, технике, психологии, спорте и искусстве. Для этого применяются такие базовые операционные механизмы и приемы как аналогии.

1. Прямая аналогия. Руководитель обращается к группе со следующими предлжениями: «Это во многом похоже на …, потому что …», «Возьмите идеи у природы и техники, найдите что-то более-менее похожее», «Опишите, как аналогичное реализуется в природе, технике, спорте…», «Возьмите идеи из истории, окружающего мира и практики».

2.Личная аналогия. Руководитель сессии может первым продемонстрировать работу приема мысленного перевоплощения и вживания в объект. Как необходимо прислушиваться к своим ощущениям и эмоциям при воплощении в объект, процесс или проблему. Руководитель задает группе следующие вопросы: «Как вы чувствовали бы себя, будучи исследуемым орбъектом?: «Как бы себя чувствовал объект, если бы он был человеком? При исследовании механизма или процесса: представьте себя этим объектом или его частью, как движутся его детали, как он работает?

3. Символическая аналогия. Руководитель просит выразить суть объекта, процесса или проблемы с помощью яркого образа, метафоры, символа, рисунка, схемы. Он предлагает: «Сформулируйте суть проблемы с помощью парадоксальной короткой фразы, или словосочетания из двух противоположных слов», «Определите основное качество объекта или проблемы, выявите противоположное ему качест¬во и определите их в виде конфликтной пары слов».

4. Фантастическая аналогия. Руководитель просит участников изложить суть проблемы с помощью терминов и образов из волшебных сказок, мифов, легенд. «Представьте идеальные образы исследуемых объектов», «Представьте, что проблемы решаются сами собой, как в волшебной сказке», «Представьте сказочных героев, волшебные предметы, которые делают то, что необходимо для решения проблемы». «Игнорируйте, отменяйте все законы природы, техники и общества».

4 . Оценка и выбор лучших идей. Перенос выявленных идей на проблему «как она дана». Для оценки идей возможно привлечение экспертов. Превращение и преобразование наиболее продуктивных идей в окончательные практические решения.

Необходимо подчеркнуть, что в классической синектике первостепенное и важное значение придается процессу анализу и формулировке проблемы. При этом, в отличие от других методов активизации, участники избегают преждевременной точной формулировки проблемы, так как по их мнению это значительно суживает область возможных решений. Преждевременно четкая формулировка задачи, считают синекторы, приводит к затруднениям в поиске оригинальных решений. Для этого вначале проблема рассматривается на абстрактном, обобщенном уровне, а основное внимание уделяется сущностному принципу, лежащему в основе исследуемого процесса.

Уже на этапе формулировке проблемы применяются различные аналогии, спрингборты (трамплины) и триггеры (спусковые крючки) мысли. Только после осмысления, модификации и уточнения проблемы, поставленной закзчиком и переводом ее на новый уровень понимания, начинается ее решение.

У. Гордон и Дж. Принс предложили пять шагов процесса решения проблем, из которых первые четыре посвящены работе с проблемой:

1. Проблема как она дана. (англ. Problem as Given — PAG). Проблема может быть поставлена внешним источником или отдельным лицом в группе.

2. Краткий анализ PAG. Этот шаг представляет собой постановку проблемы участниками, которые пытаются проанализировать и определить проблему.

3. Очистка. Немедленные предложения. Группа проясняет проблему, активно обсуждает выдвинутые предложения.

4. Проблема, как она понимается (Problem as Understood -PAU). Проблема формулируется как можно яснее и члены группы сосредоточиваются на ее решении. 5. Из знакомого сделать незнакомое. Это позволяет рассмотреть уже понятую проблему в новом контексте, в новой, нетрадиционной форме, как новую и незнакомую, с различных точек зрения.

6. Психологическое состояние. Этот этап подразумевает особое состояние ума вызванное размышление над проблемой как она понята и примененением всех типов аналогий.

7. Состояние объединения с проблемой. На этом этапе самая подходящая аналогия сравнивается с проблемой как понятой, в результате чего проблема освобождается от своей старой жесткой

8. Точка зрения . На этой фазе лучшие идеи и найденные решения переносятся на проблему, как она дана. При этом происходит переход от аналогии к конкретному решению проблемы.

9. Принятие окончательного решения и проведение научно-исследовательских работ.

На заключительном этапе происходит критическая оценка идей экспертами и

доведение их до практической реализации или продолжение научных исследований найденного принципа.

11. Достоинства метода
1. Метод, стимулирует латеральное и ассоциативное мышление и способствует развитию творческого воображения.
2. Синектика активизирует взаимодействие между правым и левым полушариями головного мозга.
3. Механизмы, триггеры и приемы-спрингборды синектики разрушают жесткие шаблоны мышления и способствуют генерации необычных точек зрения и свежих идей.
4. Техника создает атмосферу юмора, игры и свободы и обеспечивает активное участие членов группы в творческом процессе.
5. Синектика хорошо комбинируется с другими методами активизации творчества.
6. Синектика может использоваться в системе образования и существенно повышать качество учебного процесса.
7. Каждый человек может индивидуально использовать методы синектики в своем творчестве и повседневной деятельности.

9. Компании очень редко применяют синектику, потому что считают, что этот метод слишком сложен.

Навигация по теме

Слово "синектика" означает соединение воедино различных, а порой даже очевидно несовместимых элементов.

Идея синектики состоит в объединении отдельных творцов в единую группу для совместной постановки и решения конкретных задач. При использовании синектики формируются постоянные группы людей (5-7 человек) различных специальностей, которых обучают творческим приемам. Полный курс обучения методике рассчитан на год.

Теоретической основой синектики стали утверждения, что творческий процесс познаваем и может быть рационально организован. Творческие процессы отдельного лица и коллектива аналогичны, иррациональный момент в творчестве важнее рационального; в скрытом состоянии находится очень много творческих способностей, которые можно выявлять и стимулировать.

Структура современного синектического метода включает следующие этапы.

Этап 1. Формулируют проблему в общем виде.

На синектические заседания приглашаются эксперты (специалисты в области данных проблем), которые поясняют проблемную ситуацию.

Главная задача эксперта - выявление полезных и конструктивных идей путем оперативного анализа высказываний. Анализируя первые решения, эксперт обязан показать их слабые стороны и разъяснить сущность действительной проблемы. Этот этап иногда называют "формулировка проблемы как она дана".

Этап 2. Начинают анализ проблемы.

На этом этапе изыскиваются возможности превратить незнакомую и непревычную проблему в привычную. Каждый участник, включая эксперта, обязан найти и оригинально сформулировать одну цель решения. По существу, в большинстве случаев этот этап означает дробление проблемы на части, на подпрограммы. Одну из наиболее удачных формулировок выбирает эксперт или руководитель.

Этот этап синекторы называют "формулировка проблемы как ее понимают".

Этап 3. Ведут генерирование идей решений проблемы в той ее формулировке, на которой остановлен выбор.

Фактически на этом этапе ищется новая точка зрения на рассматриваемую проблему. При этом синектический процесс состоит в попытках превратить незнакомое в знакомое и наоборот - превратить знакомое в незнакомое.

Процесс превращения неизвестного в известное ведет за собой огромное разнообразие решений, но требование новизны - это, как правило, требование новой точки зрения, взгляда на проблему. Большинство проблем не являются новыми. Смысл в том, чтобы сделать их новыми, создав тем самым потенциал для выхода на новые решения.

Превратить знакомое в незнакомое означает исказить, перевернуть, переменить повседневный взгляд и реакции на вещи, события.

Для этого синекторы используют четыре вида аналогий: личная, прямая, символическая и фантастическая.

Личная аналогия, или эмпатия, - отождествление себя с исследуемым объектом. Решающий задачу вживается в образ совершенствуемого объекта, пытаясь выяснить возникающие при этом ощущения. Для развития личной аналогии целесообразно последовательно использовать три приема:

описание фактов воображаемого положения исследуемого объекта от первого лица;

описание эмоций и чувств, приписываемых объекту, от первого лица;

эмпатию, отождествление себя с исследуемым объектом, вживание в его цели, функции, трудности.

При прямой аналогии рассматриваемый объект сравнивается с более или менее аналогичным из другой отрасли или из живой природы.

Применение прямой аналогии - это свободный ассоциативный поиск в огромном внешнем мире, основанный на родстве выполняемых в различных областях жизни функций, процедур.

Символическая аналогия - некоторая обобщенная, абстрактная аналогия. Цель символической аналогии - обнаружить в привычном парадокс, ясность, противоречие. Требуется в парадоксальной форме сформулировать фразу, отражающую суть явлений. Она должна выражать связь между вами, которые обычно никак друг с другом не сопоставляются и содержат в себе нечто неожиданное, удивительное. Достигается это тем, что каждое из слов является характеристикой предмета, а в целом они образуют противоречие. Вернее, являются противоположностями.

Например, для объекта "паркет" символическая аналогия может быть представлена так: скользкое трение, целая дробность, блестящая шероховатость и т.д.

При фантастической аналогии вводятся фантастические персонажи, средства, которые выполняют то, что требуется по условиям задачи.

Фантастические аналогии способствуют генерации свежих и оригинальных идей, активизируют творческое мышление, но не имеют точного определения.

Этап 5. Заключительный этап синектического заседания - развитие и максимальная конкретизация идеи, признанной наиболее удачной, и описание ее на специальном (техническом, семантическом и др.) языке.

Синектика – это метод решения различных творческих и прикладных задач в рамках ведения бизнеса и иной деятельности, созданный Уильямом Гордоном. Метод синектики может обеспечить поиск эффективных решений даже потенциально неразрешимых на первый взгляд задач, однако требует достаточно серьезной подготовки. Синектика имеет множество примеров успешного применения, но, как и любая другая методика, не является универсальной и имеет характерные преимущества и недостатки.

Метод синектики Уильяма Гордона

Уильям Гордон – создатель метода синектики, американский психолог и изобретатель, активно рассматривавший вопросы поиска новых идей и решений в рамках экономической и творческой деятельности. Метод синектики был разработан им в процессе поиска возможных улучшений, для уже популярного на середину XX века метода мозгового штурма. Процесс тестирования метода и окончательного его оформления в качестве полноценной доктрины развития занял у автора десять лет. Данный метод был описан в одноименной книге Уильяма Гордона, который также создал отдельную компанию Synectic Inc. для оказания консалтинговых услуг и продвижения своего изобретения.

Подобный метод нашел успешное применение в рамках многих крупных корпораций. В частности, клиентами Уильяма Гордона были Zinger, General Electric, IBM и другие промышленные гиганты.

Особенностью синектики, как методики поиска решений и её основным отличием от является значительная научная база, на которой основан этот метод. Он прямо выведен из достижений психологической науки и подразумевает наиболее эффективное использование потенциала участников, которые именуются в данном случае синектиками. Так, к характерным особенностям методики и отличиям синектики от мозгового штурма можно отнести следующие её основополагающие принципы:

  • Теория синектики считает, что как индивидуальное, так и коллективное мышление дают одинаковые результаты, то есть – от увеличения количества участников их общая продуктивность не будет возрастать в геометрической прогрессии, как это предусматривалось в методе мозгового штурма.
  • Синектика предполагает, что творческое и аналитическое мышление происходит по одним и тем же алгоритмам, а значит – эти методы не следует противопоставлять.
  • Процесс создания чего-то нового и придумывания новых идей может и должен быть описан, имеет свои определенные черты, а способности в данном аспекте деятельности могут и должны развиваться.
  • В отличие от мозгового штурма, синектика приветствует критику в рамках разработки решения, так как она позволяет наиболее рационально использовать время и ресурсы работников.

Таким образом, синектика позиционирует себя, как более научный метод, в сравнении с многими другими популярными практиками и методиками поиска решений. Она не опирается сугубо на креативность и хаотичность творческого мышления, вместо этого стремясь к упорядочиванию и строгому анализу возникающих аналогий и идей.

Этапы синектического решения

Более подробно понять принципы, на которых базируется синектика и практические методы их реализации можно, проанализировав пошаговую программу поиска решений в рамках этого процесса. Так, в классическом виде, этапы синектики выглядят следующим образом:

Создание квалифицированной синектической группы требует достаточно длительной подготовки и обучения её участников. При удачном стечении обстоятельств, данное обучение может проводиться среди мотивированных работников путем создания кружка качества. Традиционно же метод синектики предполагает специализированное теоретическое обучение участников группы данной методике в течение года перед решением практических задач для достижения наилучших результатов.

Виды аналогий в синектике

С точки зрения синектики – основной ключ к решению большинства возможных задач – это создание точных аналогий, которые дают возможность задействовать различные точки сознания и подсознания и активизировать мыслительные процессы на всех уровнях. За счет столь глубокого психологического подхода обеспечивается крайне эффективный поиск возможных решений. Всего синектика предполагает использование в обязательном порядке четырех видов аналогий:

  • Прямая. Это – наиболее простой вид аналогии, применяемой в синектике. Под прямой аналогией подразумевается поиск объектов, сходных технически или природно с рассматриваемым решением. Так, например, для совершенствования лётных характеристик самолёта могут браться в качестве примера иные летательные аппараты или особенности поведения и полёта птиц и насекомых. При поиске этих аналогий работает преимущественно аналитическое мышление.
  • Символическая. Под этой категорией аналогий подразумевается поиск метафор, сравнений и аллегорий, которые никак не могут с физической точки зрения быть применены к рассматриваемому объекту в качестве решения. Пример подобных аналогий легче всего найти в устойчивых словосочетаниях формата: «стальной характер», «острая проблема», «неподъемная задача». Характер никогда не делается из металла, проблема не может ничего порезать, а задачу – нельзя поднять, но люди используют подобные аналогии для описания самых разнообразных явлений. В данном случае, основная работа проводится на уровне творческого мыслительного процесса.
  • Личная. В рамках создания личных аналогий, каждый из участников процесса синектики должен отождествить себя лично и свой организм с конкретной проблемой или объектом, для которого необходимо найти решение – и изобразить, как бы он видел данное решение с точки зрения своего тела. Это – достаточно сложная методика, которая при этом задействует лимбическую систему человека в ходе мышления, что даёт возможность оттолкнуться от стандартных методов аналитического поиска решений.
  • Фантастическая. К фантастическим аналогиям следует отнести помещение проблемы в абсолютно нереальное окружение. Подобный этап поиска решения позволяет полностью избавиться от привязки к объективной реальности, что даст возможность задействовать механизмы подсознания, а не сознательного мышления.

Как можно понять из существующих видов аналогий в синектике, этот процесс в итоге задействует все аспекты мышления, что и обеспечивает высокую эффективность подобной методики. Но её применение требует наличия у участников опыта, достаточного уровня раскрепощенности и понимания работы метода.

Необходимо отметить, что в рамках синектики все виды вышеозначенных аналогий при поиске решения должны задействоваться в обязательном порядке. Однако к конечному решению может привести лишь одна из проведенных аналогий – неэффективные варианты, которые в ходе обсуждения не дают возможности обеспечить нахождение решения, следует отбросить.

Преимущества и недостатки синектики

Как метод решения различных вопросов – организационных, научных, технических или творческих, синектика является достаточно универсальной, что позволяет применять её в большинстве сфер деятельности. К достоинствам такого метода можно отнести следующие его особенности:

  • Высокая результативность. При правильном подходе к организации синектической группы, результативность её деятельности оказывается на порядок выше, чем при применении большинства иных методик поиска решений.
  • Максимальная эффективность процесса поиска решения. За счёт совмещения всех видов мыслительных процессов в рамках синектики, потенциал каждого из участников реализуется наиболее полно, чем не могут похвастаться как стандартные аналитические методы, так и творческие.
  • Развитие коллектива. Эффективная группа синектиков, работающая в рамках компании, может решать огромный спектр задач, а каждое успешное решение повышает опыт участников и дает возможность ускорить развитие компании в целом. Кроме этого, практика синектики обеспечивает сплочение коллектива и повышение их лояльности к компании.
  • Снижение посторонних затрат и случайных факторов. Одним из недостатков метода мозгового штурма можно назвать большое количество абсолютно лишних затрат времени – подавляющее большинство высказываемых решений не применяется. В рамках синектики же допускается и приветствуется критика, а мыслительный процесс практически полностью посвящен поиску и обработке возможных реальных решений, а не бессмысленному перебору возможных теоретических вариантов, в том числе и априори абсурдных.

Однако синектика имеет и ряд значительных недостатков, именно за счет которых данная методика применяется достаточно ограниченно, особенно на постсоветском пространстве. К минусам синектики можно отнести следующие её особенности:

Пример применения синектики для поиска решения

В качестве практического примера использования синектики, лучше всего подойдёт ситуация реального применения метода его непосредственным создателем – Уильямом Гордоном. Интересной особенностью этого примера является реальная всемирная известность изобретения с достаточно полноценным описанием процесса поиска решений. Так, автор методики был привлечен компанией Kellogg для разработки решения на тот момент, казалось бы, абсолютно неразрешимой проблемы.

Перед Уильямом Гордоном встала задача разработать способ рационального размещения картофельных чипсов в упаковке так, чтобы воздух занимал минимальную часть пространства, и, в то же самое время, сами чипсы и их форма не страдали бы от найденного решения. Так, в рамках процесса поиска аналогий, было придумано сравнение чипсов с осенней листвой, собираемой в мусорные пакеты. Сухие листья занимали куда больше пространства, в сравнении с влажными.

Так, используя эту аналогию, была рассмотрена принципиально новая возможность изготовления чипсов путём увлажнения картофельной муки с последующим созданием идеальной формы чипсов, вместо простой тонкой нарезки картофеля. Именно благодаря этому решению возникли всемирно известные чипсы Pringles, которые сейчас можно найти на полках супермаркетов практически во всём мире.

Направить спонтанную деятельность мозга и нервной системы на исследование и преобразование проектной проблемы.

Синектика в переводе с греческого означает «совмещение разнородных элементов».
В синектике для активации творческого мышления используется метод аналогий.
В методе применены четыре вида аналогий - прямая, символическая, фантастическая, личная.

План действий

1. Тщательно подобрать группу специалистов в качестве самостоятельного «отдела разработок».

2. Предоставить этой группе возможность попрактиковаться в использовании аналогий для ориентирования спонтанной активности мозга и нервной системы на решение предложенной проблемы.

3. Передать группе сложные проблемы, которые не может решить основная организация, и предоставить ей достаточное время для их решения.

4. Представить результаты работы группы основной организации для оценки и внедрения.

Замечания (описание)

Создание группы синектики позволяет обойти препятствия, стоящие на пути возникновения изобретении в недрах существующей организации. К таким препятствиям относятся:

а) косность мысли и поведения лиц, ответственных за внесение изменении;

б) задержки, препятствующие реализации нововведений по мере появления идей и тем самым вовсе исключающие их;

в) недостаток времени для спокойного обдумывания и обсуждения;

г) неспособность стимулировать спонтанное мышление при появлении проблем, не имеющих традиционного решения.

Этот метод позволил получить результаты, которые были высоко оценены ведущими проектными организациями США (например, компанией «Артур Г. Литтл»). Как указывает автор метода синектики Гордон, члены вновь создаваемых групп иногда испытывают следующие затруднения:

а) угрызения совести в связи с тем, что получают деньги за столь приятное времяпрепровождение;

б) зазнайство после удачного решения первой проблемы.

Угрызения совести проходят, когда группа видит, что основная организация принимает их идеи хорошим средством от зазнайства может служить попытка решения очередной проблемы без помощи опытных синекторов. Аналогии, используемые в синектике, могут рассматриваться как метаязык, с помощью которого можно обсуждать не только структуру проблемы и модели альтернативных решений, но также и сопоставимые структуры в окружающей действительности, в языке и в функциях человеческого организма. Спонтанное мышление, которое синектика пытается стимулировать, может рассматриваться как результат активности мозговой и нервной систем нескольких человек, работающих по типу универсальных аналоговых вычислительных машин, способных исследовать и сопоставлять различные модели. Аналогии можно рассматривать как средства для смещения процесса исследования структуры проблемы с уровня осознанного мышления на уровень спонтанной активности мозга и нервной системы. Приятное чувство уверенности в том, что находишься на верном пути, которое вырабатывается у синекторов, можно рассматривать как внезапный спад умственной активности в момент, когда на одном и том же участке нервных сетей мозга отражаются две сопоставимые структуры (Ньюмен ). Это является сигналом к подкреплению определенного решения новыми аналогиями, связанными с соответствующими проблемами. Акцент на биологические и телесные аналогии, ощущение душевного подъема, к которому сознательно стремятся члены группы, и следующее за этим чувство физического изнеможения дают основание предполагать, что поиском соответствия между проблемой и ее решением управляют те же части нервной системы, которые ведают сексуальной активностью человека.

Как применять технику креативности

Синектика может быть использована только на промежуточных этапах проектирования, т.е. для исследования проблемы, реальность которой уже была предварительно доказана, и для получения решения, которое будет внедряться другими людьми. Для этого процесса почти или совсем не требуется данных о проектной ситуации, поэтому он не может быть эффективен для выявления проблем или для приведения проектных решении в соответствие с проектной ситуацией. Задача синектики состоит в том, чтобы выявить общее решение некоторой проблемы в том смысле, как спиральная жила является общим решением проблемы сшивания краев. Синектическая группа не располагает данными, которые позволили бы ей судить о целесообразности изготовления сшивающего устройства, или данными исследований по определению углов и размеров жил для конкретных типов соединении и конкретных материалов. Метод синектики имеет своей целью ликвидировать серьезные несоответствия во внутренней структуре существующих решений, направленных на удовлетворение некоторой осознанной потребности.

Как научиться

Авторы этого метода убеждены в том что для его успеха необходимо, чтобы в группе не было косно мыслящих лиц и были тщательно уравновешены опыт и индивидуальные особенности членов группы. Примерно после годичного периода, в течение которого часть рабочего времени отводится на обучение и тренировку, группа сможет далее работать самостоятельно, успешно преодолевая инерцию основной организации. Большинство синекторов прекращают эту деятельность после нескольких лет работы, возможно, потому, что она оказывает разрушающее влияние на их нервную систему.

Сказанное не должно отпугнуть энтузиастов от того, чтобы попробовать свои силы в этом методе даже при отсутствии опытного руководителя, однако из изложенного вытекает, что добиться успеха здесь будет не так легко и имеется риск нанести ущерб психике. Вероятно, наилучший способ уменьшить этот риск состоит в том, чтобы запретить обсуждение достоинств и недостатков членов группы. Первые синекторы приложили много усилий к тому, чтобы не огорчать людей, которые оказались неспособными к работе в такой группе. Участники должны иметь право прекращать работу без каких-либо объяснений, как только они почувствуют потребность в отдыхе (см. метод «Фундаментальный метод проектирования Мэтчетта (FDM)»).

Гордон сообщает, что синектика дает хорошие результаты при наличии сильного руководителя, а также при неоговоренной заранее многократной смене руководителей в зависимости от рассматриваемой проблемы. Как правило, принято приглашать опытных специалистов для помощи в оценке практической осуществимости предложенных идей.

(Консультациями и обучением в области синектики занимается фирма «Синектикс инкорпорейтед», Черт-стрит, Гарвард-сквер, Кэмбридж, шт. Массачусетс. США.)

Стоимость и время

В течение года 5 или 6 человек должны затратить 1/4 своего рабочего времени на обучение. К этому следует добавить время на консультации со специалистами. Группа обученных синекторов, работающих полный рабочий день, способна в течение года найти приемлемые решения примерно четырех небольших и двух крупных проблем. Если это важные для существования организации проблемы и если предложенные решения приемлемы для фирмы и заказчика, стоимость работы группы можно считать небольшой.

Пример использования

1. Тщательно подобрать группу специалистов в качестве самостоятельного «отдела разработок».

Группа синектики должна состоять из двух-трех приглашенных со стороны специалистов, представляющих разные профессии или научные дисциплины (в частности, биологию), и, скажем, трех работников различных отделов основной организации. Критериями отбора специалистов для этой группы служат гибкость их мышления, диапазон знаний и практического опыта (предпочтительнее специалисты, менявшие Свои профессии или специальности), возраст (от 25 до 40 лет) и контрастность психологических типов. Выбору предшествует длительное наблюдение за поведением в разговорах, за движениями тела и за способностью включиться в работу уже имеющихся синектических групп. Новой группе предоставляются отдельные помещения, выделяются средства и оснащается мастерская, в которой члены группы могут изготовлять собственные прототипы изделий.

2. Предоставить этой группе возможность попрактиковаться в использовании аналогий для ориентирования спонтанной активности мозга и нервной системы на решение предложенной проблемы.

Группа синектики использует обсуждение аналогии в качестве средства для ориентирования своего спонтанного мышления на поставленную проблему. При этом используются аналогии четырех типов:

а) Прямые аналогии. Их часто находят в биологических системах, решающих сходные проблемы; например, утверждают, что наблюдение Брюнеля за червем-древоточцем, образующим трубчатый канал, когда он пробуравливает древесину, навело этого исследователя на мысль о кессонном методе строительства подводных сооружений.

б) Субъективные аналогии. Конструктор старается представить себе, как можно было бы использовать свое собственное тело для достижения искомого результата; например, что он сам почувствовал бы, если выполнял бы функцию лопасти винта вертолета, какие силы воздействовали бы на него со стороны воздушного потока и со стороны втулки; что он испытывал бы, если бы «был кроватью»?

в) Символические аналогии. Это поэтические метафоры и сравнения, в которых характеристики одного предмета отождествляются с характеристиками другого, например устье реки, головка молотка, дерево решений, заглушить вибрацию, подавить сопротивление.

г) Фантастические аналогии. Представить себе вещи такими, какими они не являются, но какими мы хотели бы их видеть; например, хотелось бы иметь маленького «человечка» для набора телефонного номера; хотелось бы, чтобы дорога существовала лишь там, где ее касаются колеса нашего автомобиля.

То, что эти четыре типа аналогий действительно фундаментальны и охватывают мысли и опыт людей, станет более очевидным, если ввести следующую классификацию: прямые - реальные, фантастические — нереальные, субъективные - телесные, символические - абстрактные.

Членов группы приучают преодолевать свою боязнь раскрыть друг перед другом глубоко личные мысли, для чего их заставляют наблюдать за тем, как работают опытные «синекторы», и следовать их примеру- Чтобы научить членов группы распознавать признаки приближения к решению, ведущему ко всеобщему удовлетворению и душевному подъему, используются записи на магнитную ленту. Последовательность решения проблемы такова:

а) Проблема, как она задана, - формулировка проблемы, данная основной организацией.

б) Очищение от очевидных решений - дискуссия, в ходе которой члены группы выясняют свои взгляды на очевидные решения, которые едва ли дадут нечто большее, чем простое сочетание существующих решений (этот этап напоминает мозговую атаку).

в) Превращение необычного в привычное - поиск аналогий, позволяющих выразить «заданную проблему» в терминах, хорошо знакомых членам группы по опыту их работы.

В попытке проникнуть в суть проблемы и распутать клубок предположений и рассуждений, в которых запрятано решение, допускается игнорирование физических законов и соглашений (например: «Вы хотите сказать, что вам нужна анти-гравитационная машина»).

г) Проблема, как она понята, - определяются главные трудности и противоречия, препятствующие решению проблемы.

д) Наводящие вопросы - председательствующий предлагает дать решение, пользуясь одним из типов аналогии. Члены группы в свободной манере проигрывают каждый наводящий вопрос Если аналогии становятся слишком абстрактными, дискуссия направляется в русло «проблемы, как она понята». Когда появляется перспективная идея, ее развивают словесно до того момента, когда члены группы смогут изготовить и опробовать грубые прототипы устройства. Аналогии используются для того, чтобы «превратить привычное в необычное». Такое преобразование значительно повышает степень мысленной реконструкции известных из прошлого опыта ситуаций в

формах, совместимых с заданной проблемой. Члены группы испытывают большой душевный подъем, когда достигается решение проблемы, но после этого ощущают физическое изнеможение.

3. Передать группе сложные проблемы, которые не может решить основная организация, и предоставить ей достаточное время для их решении.

До настоящего времени синектика использовалась для решения конкретных проблем разработки изделии, например: «найти более простой принцип устройства приводов с постоянной скоростью вращения вала», «спроектировать усовершенствованный нож для открывания консервных банок» или «изобрести более прочную крышу». Метод использовался также для решения более крупных проблем, например: «разработать новый вид продукции с годовым потенциалом продаж 300 млн. долларов». Результаты решения подобных задач оказались нетривиальными и в то же время приемлемыми для заказчика.

Новое направление - применение синектики для решения социальных и административных проблем, например: «как распределить государственные средства в области градостроительства». Неизвестно, окажется ли успешным применение данного метода на этом более отвлеченном уровне.

С разрешения издателей ниже приводится пример дискуссии по методу синектики, описанный Гордоном.

Проблема — разработка герметичной застежки для костюма космонавта. Был предложен следующий наводящий вопрос: «как бы мы, дав волю самой необузданной фантазии, хотели бы, чтобы работала такая застежка?».
Г. Ну, хорошо. Теперь мам надо совершенно непредвзято взглянуть на всю эту путаницу. Найти что ли совсем сумасбродную точку зрения … совершенно новое пространство со своей особой точкой зрения!
Т. Представим себе, что едва вы захотели застегнуть костюм, он мгновенно застегнулся бы, повинуясь вашему желанию… (механизм фантастической аналогии).
Г. Желание привело бы к тому, что..-
Ф. Тсс… хорошо. Стало быть, исполнение желаний. Детская мечта … Стоит вам захотеть, чтобы он застегнулся, и невидимые микробы, работающие на вас, скрестят свои лапки над отверстием и накрепко затянут его …

В. Молния — это своего рода механический жук (механизм прямой аналогии). Но она не герметична… и недостаточно прочна …

Г. Как нам построить психологическую модель «желании, чтобы оно застегнулось»?

Р. Что вы имеете в виду?

Б. Он хочет сказать, что если бы нам удалось представить себе, как «желание, чтобы оно застегнулось» могло бы быть реализовано в виде действующей модели, то мы …

Р. Нам осталось два дня, чтобы изготовить действующую модель, а вы, друзья, развели тут болтовню на уровне детских мечтаний! Составим список всех возможных способов закрывать отверстия.

Ф. Ненавижу списки. Это заставляет меня вспомнить свое детство и как меня посылали в бакалейную ланку.

Р. Послушайте, Ф., я мог бы понять вашу реплику, если бы у нас было время, но сейчас, при этих жестких сроках… а вы вес еще болтаете об исполнении желаний.

Г Все самые сумасбродные решения в мире введены в рациональное русло только благодаря жестким срокам.

Т. Может быть, с помощью обученных насекомых?

Д. Что?

В. Вы имеете в виду обучить насекомых застегивать и расстегивать костюм по приказу? Раз, два, три — открыть! Раз, два, три — закрыть!

Ф. Надо иметь два ряда насекомых, по одному на каждой стороне, и по приказу «закрыть» все они скрещивают лапки, или клешни, или когти… ну, что там у них есть… и отверстие плотно закрывается…

Г. Я уже чувствую себя насекомым Морской пограничной охраны (механизм субъективной аналогии).

Г. Прекрасно. Но у этих насекомых очень малы усилия.- И когда в Армии начнут испытывать это устройство, они зажмут каждую кромку в тисках шириной в дюйм и будут тянуть се с силой 150 фунтов- И вашим идиотским насекомым придется тянуть за собой стальную проволоку, чтобы… Они должны делать стальные стежки. Сталь (механизм символической аналогии).

Б. Я вижу способ, как это сделать. Пример с насекомым, протягивающим нить а отверстия… Это можно осуществить механически.- Вместо насекомого… отверстия надо расположить вот так… и вот так закручивать пружину… вдоль всего проклятого стыка., закручивать, закручивать, закручивать… Нет, к дьяволу! На это потребуется несколько часов! И новее вывернешь руку к чертям!

Г. Не отчаивайтесь. Может быть, есть и другой путь сшивания сталью…

Б. Слушайте… Я вижу другой способ- Эта пружина, которую вы предлагаете..- Давайте возьмем две такие пружины… предположим, у нас есть такой длиннющий демон, который силой прокладывает себе путь… вот так…

Эти планы подготавливаются членами синектическои группы, выступающими в необычной для себя роли; так, например, если в группе есть специалист по сбыту, он должен составлять производственный план, биолог - план по сбыту и т.д.

Ссылки, библиография

Broadbent G.H., Creativity, The design method, Gregory S. (ed.), Butterworths, London, 1966.

Broadbent G.H., The psychological background, Proc. of the Conf. on the Teaching of Design, Design Methods in Architecture, Ulm, BRD, 1966; Ministry of Education and Science, London, 1966.

Gordon WJ.J., Synectics: the development of creative capacity, Harper & Row, New York, 1961.

Newman A.D., Patterns, The design method, Gregory S. (ed.). Butterworths, London, 1966.


Каких только способов генерации новых идей и развития не придумано человеком! Мозговой штурм и метод « », и метод фокальных объектов, непрямые стратегии, морфологический анализ, «Ловушка для идей», метод «Автобус, кровать, ванна» и множество других. Но одним из самых ярких и неординарных среди них всех является метод синектики, где для поиска новых идей и нестандартных решений проблем используются аналогии, а поставленные задачи переносятся на уже готовые решения, имеющие место быть в каких-то других областях и сферах деятельности. Но о самом методе мы поговорим чуть позже, а сначала скажем несколько слов о его создателе — Уильяме Гордоне.

Уильям Гордон

Уильям Гордон — это известный изобретатель и исследователь мышления творческих людей: других изобретателей и людей искусства. В процессе своей деятельности он определил, что индивидуальное творчество и групповое творчество аналогичны друг другу. Это послужило причиной для создания в 1952 году в Кембридже первой синектической группы, где обсуждались идеи объединения классического метода мозгового штурма, поэтапного обсуждения проблемы и применения всевозможных аналогий и метафор.

Затем, в 1960 году в Бостоне Ульямомом Гордоном была основана консалтинговая компания «Synectics Inc.», а в 1961 году опубликована его книга «Синектика: развитие творческого воображения». С тех пор метод синектики начал активно развиваться и завоевал популярность во всём мире. Кстати, клиентами созданной Гордоном организации «Synectics Inc.» являются такие мировые компании как «Zinger», «General Electrics», «IBM» и множество других.

Теперь же перейдём непосредственно к описанию самого метода синектики.

Метод синектики Уильяма Гордона

Термин «синектика» обозначает совмещение в процессе поиска решения проблемы разнородных, порой даже несовместимых элементов. Многие сравнивают его с методом мозгового штурма, однако между ними есть принципиальные отличия. Во-первых, в синектике приветствуется критика, а во-вторых, активно используются различного рода сравнения и аналогии. В процессе решения поставленной задачи участие принимает группа людей (синектиков), а обсуждение состоит из четырёх основных этапов:

  • Прямые аналогии . Они нередко находятся в различных системах (даже в биологической), которые решают сходные с поставленной задачи. К примеру, есть мнение, что во время своего наблюдения за тем, как червь-древоточец пробуравливает трубчатый канал в древесине французский инженер Марк Изимбар Брюнель пришёл к открытию кессонного метода в строительстве подводных сооружений.
  • Субъективные (личные) аналогии. В качестве примера можно использовать изобретателя, который представляет себе, как его собственное тело функционировало бы, если бы он мог, используя его, достичь поставленного результата. Что бы он чувствовал, если бы его руки, например, были крыльями или лопастями вертолёта? Или как повело бы себя его тело, если бы он был подъёмным краном?
  • Символические аналогии. Здесь могут использоваться сравнения, аллегории, метафоры, где свойства чего-то одного отождествляются со свойствами другого. К примеру, пространство вариантов, острая проблема, стальное решение и т.п.
  • Фантастические аналогии. На этом этапе нужно представлять вещи такими, какими они быть не могут по определению. Например, любой момент вашей жизни сопровождается только вам слышной музыкой, которую вы сами можете выбирать. Или всегда, когда вы едете на машине, на вашем пути автоматически исчезают все препятствия и т.п.

Ниже представлена общая схема последовательности этапов синектического метода:

Принцип работы по синектическому методу

Сама же работа по синектическому методу Уильяма Гордона происходит следующим образом:

Первый этап

Сначала подбирается группа специалистов – так называемый «отдел разработок». Она должна состоять из 2-3 человек, являющихся специалистами, приглашёнными со стороны и представляющими разные научные дисциплины, области знаний или профессии; и 2-3 человек, являющихся членами основного коллектива, для которого проводится работа. Отбирать специалистов следует, исходя из диапазона их знаний, практического опыта (желательно, разнообразного), гибкости мышления, возраста и психологического типа (лучше, чтобы у всех он был разный). Группа должна размещаться в отдельном помещении и для её работы должны быть созданы все необходимые условия: помещение должно быть оснащено требуемой аппаратурой (если это требуется), в нём должна быть маркерная доска, маркеры, бумага, ручки и т.п.

Второй этап

Группе должна быть предоставлена возможность провести тестовое занятие по использованию аналогий для ориентирования нервной системы всех участников и их мозговой активности в решении поставленной задачи. Синектики должны обсуждать аналогии и использовать эти обсуждения как средство спонтанного ориентирования своего мыслительного процесса на поставленной задаче.

Далее в действие приводятся представленные выше четыре типа аналогий (прямые, личные, символические, фантастические). Они являются фундаментальными, т.к. могут охватить опыт, знания и мысли всех членов группы. Особенно хорошо, если использовать их по такой системе: прямые – реальные, личные – телесные, символические – абстрактные, фантастические – нереальные. Наряду с этим, особенно важным является то, что каждый член группы должен преодолеть свой страх раскрыть перед остальными личные мысли. Для этого можно предварительно ознакомить участников с работой опытных синектиков, показав, например видеозапись синектического метода в действии. А для того чтобы все участники научились распознавать признаки приближения решения задачи, следует использовать в процессе работы аудиозаписи пройденных этапов.

Третий этап

На этом этапе происходит непосредственно решение проблемы, которое также состоит из нескольких составляющих:

  • Формулировка основной проблемы (для того, чтобы все участники чётко представляли себе задачу, которую требуется решить);
  • Обсуждение возможных решений и отброс неэффективных (позволяет сократить время на решение проблемы и не растрачивать энергию и творческий потенциал на ненужные идеи);
  • Поиск аналогий, которые могут позволить выразить поставленную задачу в понятиях, знакомых и привычных для каждого члена группы (так каждый участники сможет выдвигать свои предложения);
  • Определение всевозможных проблем и трудностей, создающих препятствия на пути решения проблемы (позволяет устранить возникающие преграды и прийти к решению наиболее коротким путём);
  • Задавание наводящих вопросов и «отработка» каждого из них (уточнение и конкретизация решения).

В случае если аналогии приобретают слишком абстрактный характер, обсуждение проблемы переводится в более понятное для всех русло. А при появлении хоть одной перспективной идеи, её нужно развивать вплоть до того момента, когда она станет применима на практике.

Зачастую аналогии позволяют преобразовать привычные идеи в непривычные, что повышает вероятность нахождения решения поставленной задачи, а также способствует тому, что уже имеющиеся у участников знания и опыт могут быть использованы в самом процессе поиска этого решения.

Четвёртый этап

Если решение поставленной задачи было найдено и оказалось эффективным, то группе синектиков предлагается заняться поиском решений других проблем, актуальных для данного коллектива в настоящий момент. Условия и временные рамки для этого этапа обговариваются отдельно.

Краткое резюме

На сегодняшний день описание метода синектики и его этапов значительно упрощены для понимания и всё это кажется простым в применении. Однако в действительности использовать синектический метод довольно сложно. К тому же, для эффективного его использования обучение групп синектиков должно продолжаться как минимум на протяжении года.

В том случае, если к синектическому методу решит прибегнуть бизнесмен или руководитель крупной организации, то ему потребуется найти синектиков-специалистов, которые смогут обучить персонал всем особенностям и нюансам методики. Но любой обычный человек в процессе поиска решения проблем или творческих задач может просто применять аналогии, которые являются неотъемлемой и наиболее важной частью синектического подохода.

Желаем вам творческих успехов!



Поделиться