"синичкин день". Тематический день для детей среднего возраста «Синичкин день Разработка праздника синичкин день в доу

АЛЁНА КРАВЦОВА
Сценарий развлечения «Синичкин день» для детей старшей группы

Цель : Задачи :

Продолжать знакомить детей с зимующими и перелётными птицами.

Задачи :

Способствовать воспитанию любви к животному миру.

Закрепить умение распознавать птиц по издаваемым звукам, способам передвижения.

Развивать у детей познавательный интерес, внимание.

Способствовать пониманию детьми важности подкормки птиц в зимнее время.

Развивать умение соотносить изменения в природе с жизнью зимующих и перелётных птиц.

Персонажи :

Хозяюшка, Сорока, Воробей, Ворона, Дятел, Снегирь, Синица .

Ход праздника:

Дети входят в зал, который оформлен как русская горница. Их встречает Хозяюшка.

Хозяюшка : Здравствуйте, гости дорогие, проходите в мою горницу, устраивайтесь поудобнее. Хочу рассказать вам сегодня о русской народной традиции. Исстари на Руси в середине ноября праздновался День встречи зимующих птиц. Наши предки встречали его шумно и празднично. Люди мастерили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами. К этому празднику крестьяне заготавливали корм, развешивали кормушки , зазывали птиц к своему дому, а затем регулярно в течение зимы подкармливали. Позднее этот праздник стал называться Синичкин день . Отмечают его теперь 12 ноября. Кстати, название «синица » произошло вовсе не из - за синего оперения этих птиц, как многие могут подумать. Своё название они получили за звонкие песни, напоминающие перезвон колокольчика : «Синь – синь!» Наши предки считали синицу божьей птицей . В старину на неё гадали : бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали : если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность; если станет клевать крошки хлеба, то будет в доме достаток…

Влетает Сорока, трещит : Была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму, что к чему?

Хозяюшка : Тише, тише, не шуми. Ребята, вы узнали, кто это?

Сорока : Ой, здравствуйте, ребята! Я – Сорока!

Хозяюшка : Что случилось, Сорока?

Сорока : Так я говорю, была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму.

Хозяюшка : Давайте вместе отправимся в лес и поможем Сороке разобраться. Раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись!

ИГРА «ПЁРЫШКИ» .

Птичья стая пролетала. Пёрышки здесь разбросала.

Пёрышки мы подберём и задания прочтём. Перья с загадками :

Угадайте, что за птица.

Словно кошки не боится

Скачет по дорожке,

Собирает крошки, а потом на ветку прыг

И чирикает : «Чик-чирик!» . (Воробей)

Воробей : Здравствуйте, ребята. Рад встрече. Загадку вы отгадали, а стихотворение про меня рассказать сможете?

Ребёнок : За что люблю я воробья?

За то, что он такой, как я.

Когда приходят холода,

Не улетает никуда.

Воробей : Вот спасибо, вы верно подметили, мы всегда живём рядом с людьми. А ещё мы – воробьи весёлые, шумные, любим играть. Давайте поиграем с вами в игру!

ИГРА «ПТИЧЬЯ СЕМЬЯ» .

Цель : Формировать умение правильно образовывать притяжательные прилагательные.

ПЕСНЯ «ВСЕМ НУЖНЫ ДРУЗЬЯ» .

Хозяюшка : Как лиса среди зверей. Эта птица всех хитрей,

Прячется в зеленых кронах, а зовут ее… (Ворона)

Появляется Ворона : Здравствуйте, кар – кар! Я – Ворона! Умная, хитрая птица, а ещё я люблю веселиться. Становитесь в хоровод, пустимся в весёлый пляс.

ХОРОВОД «ВОРОН» .

Хозяюшка : Следующая загадка : Далеко его стук слышится вокруг, червякам он враг, а деревьям – друг….(Дятел)

Прилетает Дятел : Приветствую всех собравшихся. Рад тому, что в наш лес гости пожаловали.

Хозяюшка : Здравствуй, Дятел. Мы пришли на лесную полянку, чтобы помочь Сороке разобраться с тем, какие птицы обитают в России.

Дятел : А вы сможете узнать птиц по голосам?

Хозяюшка : Постараемся .

Хозяюшка : Следующая загадка :

Сероспинный, красногрудый,

В зимних рощах обитает.

Не боится он простуды

С первым снегом прилетает. (Снегирь)

Снегирь : Добрый день . Вижу слушать птиц вы любите, а сами поёте? Сможете исполнить птичьи песни?

ИГРА «ПТИЧИЙ КОНЦЕРТ» . Каждой подгруппе детей даётся название птицы. Ребята исполняют песню на мотив «В траве сидел кузнечик» . Каждая птица по строчке.

Воробьи – чирик - чирик

Синицы – синь – синь

Вороны – кар – кар

Снегири – дю- дю-дю

Снегирь : Молодцы! Отменный концерт получился! Мне очень понравились ваши песни!

Хозяюшка : Кто летает. Кто стрекочет – рассказать нам новость хочет? (Сорока)

Сорока : Ой, и правда, эта загадка про меня : знаю все новости, рассказываю их всем, кого встречу. Только до сих пор не поняла, почему одни птицы остались на зиму с нами, а другие улетели?

Хозяюшка : Ты до сих пор не догадалась? Сейчас тебе ребята ответят. (Дети отвечают) . Теперь поняла?

Сорока : Поняла, поняла, только я запуталась, какие птицы перелётные, а какие зимуют с нами?

Хозяюшка : Наши ребята помогут тебе разобраться.

ИГРА «ОДИНАКОВЫЕ, НО РАЗНЫЕ» . Карточки с зимующими птицами нужно перенести к снежинке, а с перелётными - к солнышку.

Хозяюшка : Угадайте, какая птица, бойкая, задорная, ловкая, проворная,

звонко тенькает : «Тень-тень! Как хорош осенний день . (Синица )

Синичка : Добрый день , ребята! Я слышала, вы много знаете о нас – зимующих птицах. Тяжело нам зимой. Будет зима мягкая и тёплая – мы выживем, а будет лютая – трудно нам придётся. Под снегом нелегко себе корм добывать, а голодному и замёрзнуть недолго. Вот и тянемся мы, птицы, зимой поближе к жилью человека, надеемся на его помощь и доброту.

Хозяюшка : Ребята, а как мы, люди, можем помочь птицам зимой? (подкармливать птиц, делать кормушки) .

Синичка : Но, сделать кормушку - мало, надо знать, какой корм можно положить для птиц.

ИГРА «НАКОРМИТЕ ПТИЦ» (на блюдцах – семечки, сало, крупа, крошки, конфеты, ягоды рябины) . Нужно убрать лишнее, оставить полезное для птиц.

Хозяюшка : Уважаемые птицы, наши ребята не только многое знают про птиц, поют, танцуют, они ещё хотят рассказать вам стихотворения.

1ребёнок : Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

2 ребёнок : Небогаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна -

И не страшна

Будет им зима.

3 ребёнок : Сколько гибнет их –

Не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

4 ребёнок : Разве можно забывать :

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

5 ребёнок : Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Хозяюшка : Подошёл к концу наш праздник, давайте сейчас выйдем на улицу и развесим кормушки для зимующих птиц.

Ребятам раздаются листовки с призывами :

«Берегите птиц!» , «Птицы наши друзья!» , «Каждой пичужке - наша кормушка!» , «Поможем братьям нашим меньшим!» .

Пояснительная записка

Вот и отшумела золотая осень, поредели кроны деревьев, избавились от своего пестрого наряда. Окружил листопадом сентябрь, отшумел дождями октябрь, встретил нас первыми морозами ноябрь. И вот уже зима спешит к нам с морозами и снегом.

И как только, на улице похолодало, многие птички засуетились как будто их кто- то напугал. Да нет, пугать никто не пугал. Вот только дождики да морозы не всем птицам по душе. Пришла пора некоторым из них улетать в теплые края. Раньше всех от нас улетают стрижи и ласточки, в сентябре отбывают грачи, скворцы, кукушки, а к ноябрю покидают нас все перелетные птицы.

Но улетают от нас одни пернатые, а с нами остаются другие птицы.

С давних пор на Руси 12 ноября отмечался Синичкин день, т. е., день встречи зимующих птиц. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами.

Почему именно Синичкин день? Да потому что синица – для Руси божья птица. Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба - то будет в доме достаток. В народе говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает».

Актуальность:

Для формирования обобщенных пред­ставлений о птицах, развития интере­са к их жизни, расширения знаний и представлений об особенностях внешнего вида, жизненных проявлений, о повадках и способах приспособления к среде обита­ния, а также для развития познавательных способностей детей я разработала тематический день, посвященный празднику «Синичкин день».

Тематический день для детей среднего возраста «Синичкин день».

Цель: уточнить и расширить представление детей о перелётных птицах, об их жизни в весенний период.

Задачи:

Активизировать знания детей о перелётных птицах, об их строении, о внешнем виде, питании, повадках;

Развивать интерес к жизни птиц, воображение, мышление, речь, обогащать словарь детей;

Упражнять в образовании сложных прилагательных, в составлении сложноподчиненных предложениях;

Закрепление навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом;

Развивать умение строить причинно-следственные связи;

Учить понимать образный смысл загадок;

Воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.

Интеграция с другими областями: физическая культура, социализация, труд, познание, коммуникации, художественное творчество.

На входной двери в группу расположена табличка «Синичкин день».

Весёлая синица морозов не боится.

Даже в минус двадцать пять

любит песни распевать!

Утро: Сюрпризный момент: Влетает Сорока, трещит: Была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму, что к чему?

Воспитатель: Тише, тише, не шуми. Ребята, вы узнали, кто это?

Сорока : Ой, здравствуйте, ребята!

Воспитатель : Что случилось, Сорока?

Сорока: Так я говорю, была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму.

Воспитатель : Давайте вместе отправимся в лес и поможем Сороке разобраться. Раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись!

Игра- беседа «Перышки» .

Воспитатель: Птичья стая пролетала. Пёрышки здесь разбросала.

Пёрышки мы подберём и задания прочтём.

Перья с загадками:

1. Угадайте, что за птица. Скачет по дорожке,

Словно кошки не боится – собирает крошки,

А потом на ветку прыг и чирикает: «Чик-чирик!». (Воробей.)

2. Как лиса среди зверей. Эта птица всех хитрей,

Прячется в зеленых кронах, а зовут ее… (Ворона.)

3. Кто присел на толстый сук и стучит: «Тук-тук, тук-тук!»? (Дятел.)

4. Кто летает. Кто стрекочет – рассказать нам новость хочет? (Сорока.)

5. Угадай, какая птица, бойкая, задорная, ловкая, проворная,

Звонко тенькает: «Тень-тень! Как хорош весенний день!». (Синица.)

6. Что за птица мороза не боится,

Хоть снега лежат везде, у нее птенцы в гнезде? (Клест.)

7. Грудка ярче, чем заря, у кого? (У снегиря.)

Индивидуальная работа на образование имен прилагательных - дидактическая игра "Птичья семья".

Цель : формировать умение правильно образовывать притяжательные прилагательные. (Чья семья? у воробья - воробьиная).

Примеры слов: ворона, синица, сорока, клест, соловей, сова, кукушка.

Пальчиковое упражнение «Птички».

Воспитатель : Пришло время поиграть с пальчиками.

Птички прилетели, (Пальцы расставлены, ладони перекрещены. Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями.)

Крыльями махали

Сели. Посидели (Кисти рук соединили в замок)

Непосредственно - образовательная деятельность «Какие разные птицы!»

Интегрирование областей : познание, коммуникация, социализация, художественное творчество, безопасность.

Программное содержание: Формировать реалистические представления о птицах, расширять знания об особенностях внешнего вида, повадках птиц. Учить анализировать, делать простейшие выводы, устанавливать причинно-следственные связи. Развивать коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость. Воспитывать заботливое отношение к птицам.

Предварительная работа:

– Наблюдения за птицами в экологической комнате, на участке с использованием сравнения.

– Рассматривание иллюстраций.

– Чтение детской природоведческой литературы.

– Рассматривание альбома «Птицы».

– Отгадывание загадок.

Методы и приемы:

1. Беседа «Что знаем о птицах».

Вопросы:

– Чем отличаются птицы от других животных?

– Назовите известных вам птиц.

– Какая у них расцветка?

– Где обитают птицы?

– Чем питаются?

2. Словесное описание муляжа птицы.

Воспитатель: давайте вместе с вами рассмотрим строение птиц.

Ребята, расскажите, что общего есть у всех птиц?

(У них есть голова, шея, крылья, клюв, хвост, 2 лапки. Их тело покрыто перьями).

3. Работа по карточкам с изображением птиц.

Дети сравнивают рисунки и находят отличительные особенности и общие черты в строении, расцветке, жилищах, кормах птиц.

4. Отгадывание загадок о птицах.

1) Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это… (снегири).

2) Красно-чёрный, чёрно-красный,

Доктор из него прекрасный! (дятел)

3) В лесу, под щебет, звон и свист,

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово, дрозд-приятель! »

И ставит подпись… (дятел)

4) Трещала с самого утра:

«По-р-ра! По-р-ра! »

А что – пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит… (сорока).

5) Всю ночь летает –

Мышей добывает.

А станет светло –

Спать летит в дупло. (Сова.)

5. Составление рассказов о птицах детьми.

Воспитатель : Скажите ребята, птички которые не улетают зимой в тёплые края, а остаются с нами на зиму, как называются?

Дети:

Воспитатель: Посмотрите, ребята, кто это сидит на веточке? Скажите какой он. Ответы детей (туловище округлое, головка маленькая, круглая, крылья небольшие, хвост удлинённый, клюв короткий, глазки чёрные).

Воспитатель: Ребята, а мне кажется, что воробушек грустит. Как вы думаете почему? Ответы детей (ему холодно, скучно одному на ёлочке, у него нет друзей).

Воспитатель: Ребята, как же помочь маленькому воробушку? Ответы детей.

Воспитатель: А давайте поможем воробушку и слепим ему друзей.

Крепко за руки беритесь по дорожкам, по тропинкам

Не спешим, не отстаём в детский сад мы дружно все пойдём.

Проходим к своим местам за столом.

Лепка воробья.

Показ способа лепки воробья:

Воспитатель: Сначала берём кусочки коричневого и серого пластилина, смешиваем в один комок, чтобы получился цвет похожий на окраску воробьёв. Затем делим коричнево-серый комок на три кусочка (один большой и два поменьше). Из большого куска лепим туловище в форме яичка, сзади оттягиваем хвостик (сплющиваем пальцами). У нас осталось два одинаковых кусочка. Из одного сделаем голову (скатываем шар между ладоней, из второго крылья (сплющиваем кусочек пластилина в форме круга и разрезаем стекой пополам). Соединяем детали. Оформляем голову (клюв делаем из семечка, глазки из бусинок.

Воспитатель: Посмотрите ребята, что у меня есть? (Кормушка) Для чего нужна кормушка? Ответы детей.

Воспитатель : Давайте ребята наших воробушек посадим в кормушку.

Чей воробушек понравился больше остальных? Почему?

Молодцы ребята замечательные воробьи получились у всех. Теперь воробушку которого мы принесли из леса не будет скучно, вы сделали для него много новых друзей.

Прогулка «Наблюдение за птицами».

Воспитатель: Прислушайтесь к голосам птиц (дети заметят, что их не слышно). Вспомните летнее наблюдение за птицами, как они ловили в воздухе мух, комаров. Теперь насекомых нет, они спрятались: кто под кору дерева, кто в землю, кто в засохшую траву. Птицам нечего есть, они улетают на юг, где много тепла и корма. В результате наблюдений сделать вывод с детьми:

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется,

Это время года, как оно зовется?

Наблюдение за повадками птиц.

Продолжаем знакомиться с некоторыми повадками, особенностями внешнего вида птиц (ворона и голубь ходят важно, медленно, а воробьи и синички прыгают, быстро машут крыльями). Рассмотрите, где любят находиться птицы (вороны – на толстых ветках деревьев, воробьи – на ветках кустов, голуби – на карнизах жилищ). Понаблюдайте за способом питания (воробьи живут стаями, увидев корочку хлеба, один воробей подлетает к ней, и тут же вся стая стремительно кидается к нему, желая тоже полакомиться едой; вороны степенно подходят к еде, уносят ее на дерево или в укромное место, чтобы там съесть).

Приметы.

Птицы запели в дождь – к ясной погоде; воробьи в ненастную погоду весело чирикают – к ясной погоде.

Поговорки и пословицы.

Всякая птица своим пером гордится. Всякая птица своим клювом сыта.

Дидактическая игра «Что за птица?»

Дети делятся на две подгруппы. Дети одной подгруппы описывают птицу, а дети другой подгруппы должны угадать – что это за птица. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.

Русская народная игра «Зимующие и перелетные птицы».

Дети надевают шапочки птиц (перелетныз и зимующих. В середине участка на расстоянии друг от друга стоят два ребенка в шапочках Солнышка и Снежинки). «Птицы» бегают врассыпную со словами:

Птички летают, зерна собирают.

Маленькие птички, птички-невелички.

После этих слов «перелетные птицы» бегут к Солнцу, а «зимующие» к Снежинке. Чей круг быстрее соберется, тот и выиграл.

Вторая половина дня.

Творческая игра «Синичка».

(Влетает синичка).

Воспитатель: Кто к нам прилетел в гости? Как догадались?

Синичка: Я слышала, вы много знаете о нас – зимующих птицах. Тяжело нам зимой. Будет зима мягкая и тёплая – мы выживем, а будет лютая – трудно нам придётся. Под снегом нелегко себе корм добывать, а голодному и замёрзнуть не долго. Вот и тянемся мы, птицы, зимой поближе к жилью человека, надеемся на его помощь и доброту.

Воспитатель: Ребята, а как мы, люди, можем помочь птицам зимой? (подкармливать птиц, делать кормушки)

Синичка: Но сделать кормушку мало, надо знать, какой корм можно положить для птиц.

Дидактическое упражнение «Накорми»

(на столе на блюдцах – семечки, сало, крупа, крошки, конфеты, ягоды рябины).

Уберите лишнее, что птицы есть не будут. Перед вами – модели, обозначающие птиц. Скажите, какая птица с удовольствием полакомится хлебными крошками? (Выберите модель этой птицы и положите рядом с блюдцем). Какая птица любит сало? (Выберите модель этой птицы и положите рядом с блюдцем). Какая птица зимой питается ягодами рябины? (Выбрать модель).

Дидактическое упражнение «Закончи рисунок».

Синичка: Молодцы! Вы настоящие знатоки! У вас хорошо получается! Ребята, хочу попросить у вас помощи. Один художник рисовал мой портрет. Посмотрите, что у него получилось – по-моему, чего-то на рисунке не хватает. Закончите, пожалуйста, рисунок!

Игра на внимание «Синицы».

Кружки (или кладут обручи из картона) – это гнездо. Все дети – синицы. Они свободно летают по площадке. На сигнал «По домам» синицы быстро летят и стараются занять один из домиков. Кто из детей остается без него, тот проиграл.

Индивидуальная работа по формированию грамматического строя речи - словесная игра «Назови ласково».

Птица – птичка, воробей – воробушек, сова – совушка, синица – синичка, соловей – соловушек, скворец – скворушка, кукушка – кукушечка, снегирь – снегирек и т.д.


Вечер : Игра малой подвижности «Успей занять место»

Дети образуют большой круг и рассчитываются по порядку номеров (первый, второй, третий и т.д.). Водящий становится в центре круга. Он громко называет два каких-нибудь номера. Дети названных номеров быстро меняются местами. Воспользовавшись этим, водящий старается опередить одного из них и занять его место. Оставшийся ребенок без места начинает водить. Номера, данные детям в начале игры, не должны меняться, когда тот или иной из них временно становится водящим.

Индивидуальная работа по экологии – дидактическая игра «Голоса птиц»

Воспитатель: Угадайте, какая птица произносит такие звуки?

  • Кар – кар! (Ворона).
  • Чик – чирик, чив – чив! (Воробей).
  • Ча-ча –ча! (Сорока).
  • Курлы – курлы! (Журавль).
  • Свири свир! (Свиристель).
  • Цок-цэк, цок – цэк! (Клест).
  • Ку- ку! (Кукушка).
  • Рюм-рюм-рюм! (Снегирь).
  • Синь-синь-синь! (Синица).

Игра на внимание с подгруппой «Какой птички не стало?».

На доске - четыре – пять картинок с изображением зимующих птиц, незаметно для детей убирается ода из картинок и спрашивается: - Какой птички не стало?

Работа с родителями:

Предложить родителям вместе с детьми насыпать корм в кормушки для птиц, создание совместных рисунков «Наши пернатые друзья».

Список литературы:

1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1991.

2. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1974.

3. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой.- М.: Просвещение, 1980.

4. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Т.И.Бабаева (и др.). - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2011.

5. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки.- М.: Просвещение, 1985.

6. Кобзева Т.Г. Организация деятельности детей на прогулке.- Волгоград: Издательство «Учитель»,2012.

7. Лучич М.В.Детям о природе.- М.: Просвещение, 1989.

8. Методика ознакомления детей с природой в детском саду/ под ред. П.Г. Саморуковой.- М.: Просвещение, 1992.

9. Молодова А.П. Игровые экологические занятия с детьми.- Минск: Асар, 1998.

10. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду.- М.: Просвещение, 1990.

Приложение:

«СИНИЧКИН ДЕНЬ»

Сценарий праздника для старшей группы.

Цель : Создать радостное настроение у детей, посеять и взрастить в детской душе любовь к природе и народным традициям родного края.

Задачи:

Познакомить детей с экологическим праздником «Синичкин день»

Расширить представление о перелетных и зимующих птицах, о причинах отлета птиц в осенний период

Воспитывать желание заботиться о зимующих птицах, стремление оказывать им помощь (подкармливать) в холодное время года

Приобщать дошкольников к традициям народного календаря

Место проведения: музыкальный зал

Оборудование : видеопроектор, на блюдце - семечки, сало, крупа, крошки, конфеты, ягоды рябины ; картинки птиц.

Ход мероприятия

Воспитатель. Вот и отшумела золотая осень, поредели кроны деревьев. Они сбросили свой пестрый наряд из листвы. Окружил листопадом сентябрь, отшумел дождями октябрь, встретил нас первыми морозами ноябрь.

И как только на улице похолодало, многие птицы засуетились, как будто их кто- то напугал. Почему это происходит?

Бывают птицы разными:

Одни боятся вьюг

И улетают на зиму

На добрый, тёплый юг.

Другие – те народ иной:

В мороз над лесом кружат,

Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи.

К их пёрышкам взъерошенным

Не пристают снежинки,

Они и под порошами

Резвятся для разминки К. Мухаммади

Полина: 3 слайд. Ребята, каких птиц вы видите на слайде?

4 слайд. Помогите мне найти зимующих птиц. Ласточка и цапля улетели в теплые края? Почему? Ласточка питается насекомыми, а цапля - лягушками. С наступлением осени насекомые и лягушки ушли в спячку.

Воспитатель 5 слайд. А знаете ребята, что с давних пор на Руси 12 ноября отмечался Синичкин день – день встречи зимующих птиц. Издавна к этому дню люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами. Почему этот день называется «Синичкин день»? Да потому что в народе говорили, что «синица для Руси божья птица». Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба, то будет в доме достаток. В народе говорили: «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает».

Воспитатель . Не только птичка – синичка остаётся с нами зимовать, но и другие птицы тоже пережидают в наших лесах и парках зимнюю стужу.

Полина 6 слайд. Головка у этой птицы в черной шапочке, крылья и хвост темные, а грудка ярко – желтая.

Воспитатель . Синицы – очень подвижные птицы, перепархивая с ветки на ветку, они подвешиваются к ним вниз головой, качаются, держатся на самых тонких веточках. В этом им помогают их длинные и острые когти.

Полина 7 слайд. Это маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твердый, к концу заостренный. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись, друг к другу, нахохлившись.

Шустро скачет воробьишка,

Птичка - серая малышка.

По двору шныряет,

Крошки собирает.

Полина 8 слайд. Снегири

Вот на ветке, посмотри,

В красных майках снегири.

Распушили перышки,

Нежатся на солнышке.

Воспитатель 9 слайд. У этой птицы красивое пестрое оперение: верх тела - черный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. (Стук)

Полина Работяга пестрый дятел

Птицам дупла конопатил.

День трудился. Нету сил!

Все долбил, долбил, долбил

Полина 10 слайд Белобокая болтушка

На еловой на макушке

Растрещалась, раскричалась,

Разболталась, раскачалась. Сорока

Воспитатель 11 слайд Проводится игра «Птичий концерт».

Каждой группе ребят из 3-х человек даётся название птицы и предлагается хором продемонстрировать, как эти птицы поют:

Воробьи – чирик – чирик.

Синицы – тинь – тинь.

Ворона – кар – кар.

Дятел – тррр – тррр.

Снегирь – дю – дю – дю.

Клёст – цок – цок – цок.

Полина 12 и 13 слайд. Ребята давайте еще раз вспомним как эти птицы называются. Назовите одним словом.

Полина 14 слайд. Предлагаю вам отгадать загадки.

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синичка)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять (Снегирь)

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

Вещунья белобока,

А зовут её ... (Сорока)

Воспитатель 15 слайд. Как мы можем помочь птицам зимой? (Ответы детей) Но, сделать кормушку - мало, надо знать, какой корм можно положить для птиц.А сейчас мы проверим.

Игра «НАКОРМИ»

Уберите лишнее, что птицы есть не будут.

(на столе на блюдцах – семечки, сало, крупа, крошки, конфеты, ягоды рябины).

Перед вами – картинки птиц. Скажите, какая птица с удовольствием полакомится хлебными крошками? (Выберите картинку птицы и положите рядом с блюдцем).

Какая птица любит сало? (Выберите картинку этой птицы и положите рядом с блюдцем)

Какая птица зимой питается ягодами рябины? (Выбрать картинку).

Воспитатель: Птиц можно подкармливать семенами подсолнечника, тыквы, арбуза. Нельзя давать птицам жареные семечки и черный хлеб. Охотно птицы едет творог, сливочный маргарин, несоленое мясо, жир. Смешайте эти корма, а птицы сами выберут из смеси любимые семена. Ребята, а вы знаете, что в зимнее время нашим пернатым друзьям бывает холодно и голодно? Из 10 синиц выживает до весны только 1. И наша с вами задача: не дать погибнуть зимой от голода нашим зимующим птицам, сделать для них кормушки и подкармливать птиц зимой.

Полина 16 слайд. Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма

Горсть зерна нужна,

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Воспитатель: Ребята, вот вам семейное задание:

Повесить кормушки у себя во дворе и подкармливать птиц, готовиться к встрече перелётных птиц. Весной, изготовить скворечники, продолжать в кругу семьи знакомиться с произведениями детской литературы о жизни птиц. Я надеюсь этот праздник открыл для вас что-то новое и интересное и крепче станет дружба между людьми и птицами!

А сейчас мы пойдём на улицу и повесим кормушки, насыплем корм. (когда будем сыпать корм, то говорить надо приговорку: Птичка, птичка вот тебе крошки с моей ладошки).

« Синичкин день »

***

На берёзе возле дома
Кто-то тенькает знакомо.
У кормушки шум, веселье –
Там справляют новоселье.
Шустро зёрнышки клюёт,
Спать с утра нам не даёт.
Лаврова Т.

Осень близиться к своему завершению. Вот и наступил последний осенний месяц. С давних пор на Руси 12 ноября отмечался Синичкин день, т. е., день встречи зимующих птиц. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами. Несколько лет назад в России по инициативе Союза охраны птиц России «Синичкин день» был объявлен экологическим праздником отмечается он 12 ноября. Синичкин день в России считается днем Зиновия Синичкина - покровителя птиц. По традиции в этот день люди вблизи своих домов развешивают кормушки, подкармливают птиц до самой весны.

Почему именно Синичкин день? Да потому что синица – для Руси божья птица. Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба - то будет в доме достаток.

В народе говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает».

Наши предки встречали его шумно и празднично; развешивали на ветвях деревьев любимое лакомство – сало; устраивали вечерки.

Не много зинька ест - пьет, а весело живет.

Уже несколько лет подряд этот день в нашей стране отмечают как День встречи зимующих птиц, когда можно вывешивать кормушки и начинать подкормку пернатых.

У нас такой обычай: как выпадет снежок, удобную кормушку повесить на сучок.

В этот день прилетают зимующие птицы: синицы, щеглы, снегири, свиристели, и другие птицы. Конечно главный герой праздника синица.

Все они перебираются поближе к человеческому жилью в поисках корма. Народная примета гласит, если синиц около домов много – жди наступления больших холодов.

«Синица пищит – зиму вещит, холод накликает».

Зиновий – синичник на Руси в отмечали праздник рыбаков и охотников.С 12 ноябряоткрывался пушной сезон охоты и сезон зимней рыбалки. Охотники, собираясь в этот день за зайцами, собирались пировать в одну избу. Нужно было непременно поймать хотя бы одного зверя, которого называли именинным, иначе охота на протяжении всего года могла быть неудачной. Поэтому говорили: «Коня положи, да зайца уходи». В то же время истинная ценность такой добычи была невелика, и об этом всегда помнили: «Цена зайцу - две деньги, а бежать - сто рублев». Рыбаки в Синичкин день также отправлялись на лов. Если сети приходили полными, улов непременно отмечали пирушкой на берегу реки.

Много народных примет связанных с синицей вот некоторые.

Синица кричит утром – к морозной ночи, вечером свистит – к ясному дню.

Синицы появляются стайками около домов – жди холодов.

Синица пищит и жмется к дому – к морозу.

Много синиц на кормушках – к метели, снегопаду.

Синицы рано улетают в теплые края – скоро похолодает.

Стучит в окно синица – к доброму известию, подарку.

Когда сядет на руку синица, нужно загадать желание, и если птаха подаст голос – загаданному сбыться.

Поймать во сне синицу – знак преодоления неприятностей, достижения целей.

Вот такой Синичкин день!

Конспект тематической прогулки «Синичкин день» с детьмивторой младшей группы «Сказка»

Образовательная область: познание

Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, труд, возраст детей: 2-3 года.

Тип: познавательно – исследовательская.

Вид: интегрированная.

Цель прогулки: формирование у детей представления о зимующих

птицах родного края.

Задачи:

O Познакомить детей с традицией отмечать праздник «Синичкин день».

Народными приметами связанными с синицей.

O Уточнить названия птиц, которые кормятся на кормушке и летают вблизи участка.

O Закрепить знания о том, какие звуки издают птицы.

O Дать знания о питании и корме птиц в зимнее время года.

O Развивать внимание и мышление детей, умение соотносить изменения в природе с жизнью зимующих птиц, развивать детскую фантазию и коммуникативные способности.

O Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях, вести регулярную подкормку.

Предварительная работа:

O Наблюдение за птицами во время прогулок;

O Рассматривание дидактических картинок «Зимующие птицы»;

O Создание предметно-развивающей среды.

O Рассматривание иллюстрации "Птицы"

O Работа над развитием артикуляционного аппарата.

O Подвижная игра: "Воробышки и кот".

O Ремонт кормушек с детьми.

Подготовка к подновлению кормушек

Подкрашивание кормушек .

Подготовка кормовой смеси.

Заполнение кормушек кормом.

Знайте и помните!

Лесных птиц, в том числе и синиц, нельзя кормить чёрным хлебом.Птицы часто оставляют часть корма в зобу, где хлеб быстро набухает и бродит; это может даже убить птичку. Особенно опасен ржаной хлеб, потому что в него добавляют больше дрожжей, чем в пшеничный.

В кормушку синицам закладывают нежареные семечки подсолнечника, творог средней жирности, смешанный с белыми панировочными сухарями, чтобы не слипался, скоблёную нежирную говядину, натёртое яйцо, сваренное вкрутую, мелко порезанное свежее яблоко. В морозные дни хорошо подвешивать кусочек несолёного сала, класть кусочек сливочного масла. К другим кормам, кроме семечек, синицы должны привыкнуть, так что не огорчайтесь, если первое время они не будут это поедать.
Надо заметить, что если уж вы взялись подкармливать птиц зимой, то делать это надо регулярно – по мере расходования корма. Иначе можно погубить привыкших к подкормке пернатых. Особенно необходима подкормка птиц в период ненастья, в гололедицу, после снегопада с липким снегом и в сильные морозы. В такие дни прекращать её нельзя.

Информация для родителей.

Смастерите и установитекормушку возле дома.

Помогите перезимовать пернатым друзьям.

Привадите юрких птиц и себе радость доставите

и старый русский обычай исполните.

Ишутина Ольга Владимировна

Воспитатель, МАДОУ ДС №16 "Снежинка", г. Радужный

Ишутина О.В. Комплексно-тематическое планирование по теме «Синичкин день» // Совушка. 2017. N2(8)..07.2019).

Заказ № 27791

На входной двери в группу расположена табличка «Синичкин день».

«Весёлая синица морозов не боится.

Даже в минус двадцать пять любит песни распевать!»

Утро: Сюрпризный момент : Влетает Сорока, трещит: Была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму, что к чему?

Воспитатель: Тише, тише, не шуми. Ребята, вы узнали, кто это?

Сорока: Ой, здравствуйте, ребята!

Воспитатель: Что случилось, Сорока?

Сорока: Так я говорю, была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму.

Воспитатель: Давайте вместе отправимся в лес и поможем Сороке разобраться. Раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись!

Игра - беседа «Перышки».

Птичья стая пролетала. Пёрышки здесь разбросала.

Пёрышки мы подберём и задания прочтём. Перья с загадками:

Угадайте, что за птица. Скачет по дорожке,

Словно кошки не боится - собирает крошки,

а потом на ветку прыг и чирикает: «Чик-чирик!». (Воробей.)

Как лиса среди зверей. Эта птица всех хитрей,

Прячется в зеленых кронах, а зовут ее… (ворона.)

Кто присел на толстый сук и стучит: «Тук-тук, тук-тук!»? (Дятел.)

Кто летает. Кто стрекочет - рассказать нам новость хочет? (Сорока.)

Угадай, какая птица, бойкая, задорная, ловкая, проворная,

звонко тенькает: «Тень-тень! Как хорош весенний день!». (Синица.)

Что за птица мороза не боится, хоть снега лежат везде, у нее птенцы в гнезде? (Клест.)

Грудка ярче, чем заря, у кого? (У снегиря.)

Индивидуальная работа на образование имен прилагательных — дидактическая игра «Птичья семья».

Цель: формировать умение правильно образовывать притяжательные прилагательные. (Чья семья? у воробья — воробьиная).

Пальчиковое упражнение «Дятел».

Воспитатель: Пришло время поиграть с пальчиками.

Я по дереву стучу, (раскрытая ладонь - дерево, указательный палец)

Червячка добыть хочу, (другой руки - клюв дятла. На каждую строчку).

Хоть он скрылся под корой, четыре удара пальца по ладони.

Все равно он будет мой.

Непосредственно - образовательная деятельность

Познавательное развитие: Развитие творческих способностей: Тема: «Беседа о птичке синичке»

Программные задачи:

Обучающие: Систематизировать и закрепить знания детей об образе жизни, повадках зимующих птиц (синичка). На примере системного оператора показать этапы жизни птицы, её принадлежность к определённому виду, зависимость строения от образа жизни и приспособления к окружающей среде.

Развивающие: Через использование методов символической аналогии учить понимать состояние другого человека. Развивать воображение, ассоциативную память.

Воспитательные: Воспитывать желание принимать действенное участие в оказании помощи птицам в трудное для них время. Учить сочувствовать и сопереживать.

Методы ТРИЗ:

  • Эмпатия.
  • Мозговой штурм.
  • Системный оператор.
  • Простые приемы фантазирования.
  • Символическая аналогия.

Материал: системный оператор, иллюстрированный материал к нему; символы эмоционального состояния человека; дидактическая игра «Собери птицу».

Предварительная работа: чтение книги Ю. Дмитриева «В гостях у дятла». Наблюдение на прогулке за птицами. Загадывание загадок о птицах. Заучивание пословиц и поговорок о птицах.

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята посмотрите, пожалуйста, на картинки и определите по внешнему виду состояние человечков.

(Изображения эмоций: грустный, смеется, сердитый, хитрый).

Воспитатель: А что еще можно рассказать о состоянии человека? Человек бывает усталый, торопливый, спешащий, веселый, злой, задумчивый, сентиментальный, не в

настроении. А как мы можем узнать, грустный или веселый, злой или добрый человек, не видя его лица? Можно узнать по его гол осу движениям, шагам.

А вот вам, какое больше всего нравится состояние человека?

Я вижу у вас у всех очень хорошее настроение и я предлагаю вам игру «Если нравится тебе, то делай так...»

(Приход в группу почтальона Печкина).

Печкин: Вот вы здесь веселитесь, а кое-где случаются неприятности.

Воспитатель: Печкин, о каких неприятностях ты говоришь?

Печкин: А вот вы послушайте звуковое письмо и узнаете.

(Прослушивание в грамзаписи «Птичий переполох»).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чем рассказали нам эти звуки? Какие по настроению они были?

Тревожные, перекрикивающие, шумные, звонкие.

Воспитатель: Что могло произойти в птичьем, царстве?

Несчастье.

Воспитатель: Да, мы узнали, что в птичьем, царстве случилось несчастье. Птицы поют о тревоге. Ребята, птичка-синичка потеряла своего ребенка-птенца и просит вас помочь его найти. Ну, что ж, поможем синичке? Давайте превратимся... А в кого вы хотите превратиться?

В волшебников, следопытов, сыщиков.

Воспитатель: Ну, что ж, ребята, я говорю волшебные слова, взмахну волшебной палочкой и мы будем с вами волшебниками. 1,2,3 ты нас палочка в волшебников преврати. Вот теперь мы с вами волшебники. Что ж, примемся за дело. Какие вопросы мы можем задать синичке, чтобы помочь ей найти птенчика?

Какие у него перышки? Какой он? Какой у него клювик? Как он поет?

Воспитатель: На все вопросы синичка отвечает, что она этого не видела, не знает, не слышала. Что же это может быть за птенец, которого мама не видела и не слышала, но он все же был в её гнезде? Решаем задачу! Бывает такое или нет?

Да, бывает, это было яйцо.

Воспитатель: Значит, нам достаточно найти яйцо и это будет ребенок синички? Скажите, только у синички птенцы вылупливаются из яйца?

Нет, еще у пингвина, крокодила, черепахи.

Крокодил Птицы Птицы

Пингвин в гнезде в городе

Черепаха

Змеи

Птицы

Яйцо Птенец Взрослая

сильная птица

Желток Голова

Белок хвост птицы

Воспитатель: Действительно, у многих птиц, животных детеныши появляются из яйца. Ребята, из чего состоит яйцо?

Белок, желток.

Воспитатель: Яйцо исчезло из гнезда, и никто не видел, как, когда, кто его брал. Как же оно могло исчезнуть?

Синичка перепутала гнездо. Украли яйцо. Из яйца вылупился птенец и улетел ил выпал из гнезда.

Воспитатель: Значит, что же мы будем искать: яйцо или птенца?

Яйцо, потому что без тепла матери из яйца никто не вылупится.

Воспитатель: Что ж, птица посидела на яйце, из яйца никто не вылупился. Давайте рассмотрим нашу птичку, что же у нее есть? А чем служит хвостик? Почему такие тоненькие лапки? Как располагаются глаза?

Голова, хвост, туловище, лапки.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, птица высиживает в основном одно или много яичек?

10 - 14 за лето.

Воспитатель: А сколько раз за лето?

Воспитатель: Да, правильно, птица высиживает от 10 до 14 птенцов. А из чего она делает гнездо? А где делает гнездо?

Листья, ветки, пух, на дереве, в норке.

Воспитатель: Ребята, птенец всегда остается маленьким птенцом?

Нет, вырастает большим.

Воспитатель: Да, ребята, птенчик вырастает и становится взрослой птицей. А в морозы, где птицы добывают себе корм?

В городе.

Воспитатель: Да, правильно, в городе на кормушках. Люди подкармливают птиц. А вот сейчас я предлагаю вам задание: из частей тела разных птиц нам нужно найти все, что относится к птичке-синичке.

(Дети выполняют задание).

Воспитатель: Молодцы, мы с вами хорошо поработали.

Прогулка 1:

  1. Сравнительное наблюдение за воробьем и синицей

Цель: на примере сравнения воробья с синицей знакомить с особенностями их строения, образа жизни; воспитывать доброжелательное отношение к братьям нашим меньшим.

Ход наблюдения:

Воспитатель загадывает детям загадки.

Серых перьев комок

На морозе продрог.

Скачет по дорожке,

Собирает крошки. (Воробей.)

Непоседа, невеличка,

Желтая почти вся птичка,

Любит сало и пшеничку.

Кто узнал ее? (Синичка.)

Воспитатель предлагает детям рассмотреть и сравнить воробья и синичку.

Что у них общего? (Остались зимовать, держатся по одиночке.)

Чем отличается воробей от синички? (У синицы клюв тонкий — эта птица насекомоядная; у воробья клюв толстый — птица зерноядная; а также оперением, поведением.)

Как ведут себя эти птицы на кормушке? (Воробьи, заметив корм, налетают стайкой, ссорятся, отбирая его друг у друга, клюют с жадностью. Синички соблюдают очередность, улетая с кормом, расклевывают его, прижав лапкой, сидя на ветке.)

Расскажите о повадках воробья и синицы? (Воробей — маленькая, неунывающая, бойкая птичка. Эти птицы, не боясь, прыгают возле ног человека, клюют из собачьей миски, подбирают крохи под самым носом сытого ленивого кота, они смелые и доверчивые.

Синица — всем интересуется, всюду сует свой любопытный клювик, ни минуты не сидит на месте, всюду летает, суетится, снует. Она легко прыгает по веткам и с помощью острых и цепких коготков ловко лазает по ветвям деревьев. Синицы — осторожные и пугливые.)

Чем питаются эти птицы? (Воробьи — птицы всеядные. Синицы любят несоленое сало, семена подсолнечника, тыквы, арбуза.)

Синица — птица насекомоядная, почему же она не улетает в теплые края? (Она делает запасы, а клювом-шильцем может доставать личинки насекомых из-под коры и расщеплять семена. В морозные зимние дни синицы прилетают ближе к жилью человека.)

Почему же воробьи так любят соседство с людьми? (Потому что, живя возле людей, птицы защищены от хищников, у них есть корм и укромные местечки, где можно свить гнездо.)

Приносят ли пользу эти птицы? (Синицы очень полезны нашим лесам. Даже в морозную стужу стайки синиц тщательно обследуют дерево за деревом в поисках зимующих насекомых. Недаром стайки синиц называют «крылатой милицией леса». Бывает, что воробьи приносят вред человеку, расклевывают фрукты, в садах, вредят посевам зерновых. Но пользы от них все же больше, чем вреда. Они поедают большое количество вредных насекомых, поэтому их надо охранять, а не преследовать.)

  1. Трудовая деятельность:

Укрепление снегом корней молодых деревьев.

Цель: побуждать к природоохранной деятельности.

  1. Подвижные игры:

«Птицы и кукушка».

Цель: развивать ловкость, быстроту; выполнять характерные движения по содержанию игры.

«Лягушки и цапля».

Цель: упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед.

  1. Индивидуальная работа: Развитие движений.

Цель: упражнять в прыжках в длину с места.

  1. Самостоятельная деятельность: игры с выносным материалом.

Вторая половина дня.

Творческая игра «Синичка».

(Влетает синичка).

Воспитатель: Кто к нам прилетел в гости? Как догадались?

Синичка: Я слышал, вы много знаете о нас - зимующих птицах. Тяжело нам зимой. Будет зима мягкая и тёплая - мы выживем, а будет лютая - трудно нам придётся. Под снегом нелегко себе корм добывать, а голодному и замёрзнуть не долго. Вот и тянемся мы, птицы, зимой поближе к жилью человека, надеемся на его помощь и доброту.

Воспитатель: Ребята, а как мы, люди, можем помочь птицам зимой? (подкармливать птиц, делать кормушки).

Синичка: Но сделать кормушку мало, надо знать, какой корм можно положить для птиц.

Дидактическое упражнение «Накорми» (на столе на блюдцах - семечки, сало, крупа, крошки, конфеты, ягоды рябины).

Уберите лишнее, что птицы есть не будут. Перед вами - модели, обозначающие птиц. Скажите, какая птица с удовольствием полакомится хлебными крошками? (Выберите модель этой птицы и положите рядом с блюдцем). Какая птица любит сало? (Выберите модель этой птицы и положите рядом с блюдцем). Какая птица зимой питается ягодами рябины? (Выбрать модель).

Дидактическое упражнение «Закончи рисунок».

Синичка: Молодцы! Вы настоящие знатоки! У вас хорошо получается! Ребята, хочу попросить у вас помощи. Один художник рисовал мой портрет. Посмотрите, что у него получилось - по-моему, чего-то на рисунке не хватает. Закончите, пожалуйста, рисунок!

Игра на внимание «Синицы».

Кружки (или кладут обручи из картона) - это гнездо. Все дети - синицы. Они свободно летают по площадке. На сигнал «По домам» синицы быстро летят и стараются занять один из домиков. Кто из детей остается без него, тот проиграл.

Индивидуальная работа по формированию грамматического строя речи — словесная игра «Назови ласково».

Прогулка 2:

  1. Наблюдение за снегопадом

Цель: формировать представление о свойствах снега; закреплять знания о сезонном явлении — снегопаде; развить чувство прекрасного.

Ход наблюдения:

Воспитатель загадывает детям загадку.

Не вымыт, а блестит,

Не поджарен, а хрустит. (Снег.)

Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, а белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль. А когда мороз не сильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа. Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья.

Слой за слоем ложится на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха.

А хрустит снег оттого, что под тяжестью нашего тела ломаются звездочки и лучики.

Воспитатель задает детям вопросы.

При какой погоде снежинки образуют снежную пыль, крупу, хлопья?

Почему снег хрустит под ногами?

Почему снег бывает рыхлый?

  1. Исследовательская деятельность

Поймать летящую снежинку на чистый лист бумаги, рассмотрев, определить свойства снега (снежинка, пыль, крупа, хлопья).

  1. Трудовая деятельность:

Засыпка снегом корней деревьев на своем участке.

Цель: развивать умение работать сообща.

  1. Подвижная игра «Снежная карусель».

Цель: учить действовать по сигналу воспитателя, постепенно убыстряя темп бега в хороводе.

  1. Индивидуальная работа Развитие движений.

Цель: учить метать снежки вдаль.

Вечер: Игра малой подвижности «Успей занять место».

Дети образуют большой круг и рассчитываются по порядку номеров (первый, второй, третий и т.д.). Водящий становится в центре круга. Он громко называет два каких-нибудь номера. Дети названных номеров быстро меняются местами. Воспользовавшись этим, водящий старается опередить одного из них и занять его место. Оставшийся ребенок без места начинает водить. Номера, данные детям в начале игры, не должны меняться, когда тот или иной из них временно становится водящим.

Индивидуальная работа по экологии - дидактическая игра «Одинаковые, но разные».

Цель: Нужно будет разместить птиц на 2 группы - зимующих птиц под снежинкой, а перелётных птиц — под солнышком.

Игра на внимание с подгруппой «Какой птички не стало?».

На доске — четыре - пять картинок с изображением зимующих птиц, незаметно для детей убирается ода из картинок и спрашивается: — Какой птички не стало?

Библиографический список.

  1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1991.
  2. Воспитание детей в средней группе детского сада. Сост. Г.М. Лямина. - М.: Просвещение, 1982.
  3. Воспитание и обучение детей пятого года жизни. Под ред. В.В. Холмовской. - М.: Просвещение, 1986.
  4. Гризик Т. Познаю мир / Дошкольное воспитание. - 2001. - №8. - С. 12 - 17.
  5. Гризик Т. Познаю мир / Дошкольное воспитание. - 2001. - №9. - С. 10 - 20.
  6. Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  7. Конспекты интегрированных занятий в средней группе детского сада. Ознакомление с художественной литературой. Развитие речи. Обучение грамоте. Авт.-сост. Аджи А.В. - Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2008 .
  8. Конспекты интегрированных занятий в средней группе детского сада. Познавательное развитие. Развитие речи. Обучение грамоте. Авт.-сост. Аджи А.В. - Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2008 .
  9. Печерога А.В. Развивающие игры для дошкольников. - М.: ВАКО, 2008.
  10. Страунинг А.М. Росток. Программа ТРИЗ-РТВ для детей дошкольного возраста. В двух томах. Том 1. - Обнинск, 1996.


Поделиться