Система социального обслуживания рф. Система учреждений социального обслуживания

1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОСНОВАХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(в ред. Федеральных законов от 10.07.2002 N 87-ФЗ,

от 25.07.2002 N 115-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права устанавливает основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в Российской Федерации.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Социальное обслуживание

Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о социальном обслуживании

Законодательство Российской Федерации о социальном обслуживании состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Статья 3. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе применяются следующие основные понятия:

1) социальные службы - предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица;

2) клиент социальной службы - гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации, которому в связи с этим предоставляются социальные услуги;

3) социальные услуги - действия по оказанию отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации, клиенту социальной службы помощи, предусмотренной настоящим Федеральным законом;

4) трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Статья 4. Системы социальных служб

1. Государственная система социальных служб - система, состоящая из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов Российской Федерации и находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

2. Социальное обслуживание осуществляется также предприятиями и учреждениями иных форм собственности и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

3. Государство поддерживает и поощряет развитие социальных служб независимо от форм собственности.

2) Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 03.07.07 № 732 «О плане развития системы учреждений социального обслуживания населения Санкт-Петербурга на территориях районов Санкт-Петербурга на 2007 - 2010 годы».

Для создания оптимальной системы учреждений социального обслуживания населения утвержден план развития системы учреждений социального обслуживания населения. В соответствии с Концепцией развития системы социальной защиты населения Санкт-Петербурга на 2006 - 2010 годы в каждом районе города до конца 2010 года должна быть создана такая система социального обслуживания, которая бы полностью удовлетворяла потребности всех категорий граждан и отвечала современным требованиям. Система включает в себя три типа учреждений: учреждения для граждан пожилого возраста; учреждения для инвалидов; учреждения для семей и детей.

Федеральный закон от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ ПредисловиеЦели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения».

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации оборонной продукции и технологий» (ФГУП «Рособоронстандарт», до 8 июля 2005 г. - ФГУП «ВНИИстандарт»)2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 406 «Социальное обслуживание населения»3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2005 г. № 535-ст4 В настоящем стандарте реализованы нормы Федеральных законов Российской Федерации:от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»;от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;от 10 декабря 1995 г, № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»;от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».Кроме того, в стандарте были использованы материалы, изложенные в письме Минтруда России от 5 января 2003 г. «О номенклатуре учреждений (отделений) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов», направленном органам социальной защиты населения субъектов Российской Федерации5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕИнформация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет Содержание

ГОСТ Р 52498- 2005

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Социальное обслуживание населения

Классификация учреждений социального обслуживания

Social service of the population. Classification of the organisms for the social service

Социальная защита населения нашей страны, ограничившаяся в 90 –х годах оказанием социальной поддержки престарелым и инвалидам, предоставлением социальных выплат и льгот, претерпела существенные качественные изменения. Население России заплатило высокую социальную цену за политические и экономические преобразования, проведённые в стране в последнее десятилетие ХХ века. Резкое падение промышленного и сельскохозяйственного производства, разразившийся социальный и нравственный кризис отразились на жизни большинства семей. Катастрофически упали их реальные доходы и уровень потребления, реформа ценообразования уничтожила трудовые сбережения. Значительно увеличились масштабы преступности, стремительно, подобно эпидемии, распространились наркомания, проституция, беспризорность детей.

Также произошли существенные перемены в формировании гражданского общества. Одной из них стало возникновение и развитие социальной работы – подлинного общественного феномена, превратившегося в неотъемлемую часть российской действительности.

В настоящее время развитие системы социального обслуживания населения находится в стадии создания сети учреждений и отработки технологий социального обслуживания с учётом специфики различных регионов Российской Федерации.

Россия, являющаяся в соответствии с Конституцией социальным государством, сумела в чрезвычайно сложных социально-экономических и финансовых условиях создать основы для развития полноценной системы социального обслуживания населения.

Формирование системы социального обслуживания населения потребовало не только новой концепции социальной работы, но и огромных усилий по подготовке необходимых кадров, обеспечению нормативно –правового регулирования вопросов, связанных с обеспечением деятельности социальных служб. Сегодня в отрасли трудятся более 450 тыс. социальных работников, которые ежедневно сталкиваются с необходимостью оказания помощи людям, оказавшимся в критической жизненной ситуации. Помогая ветеранам, инвалидам, женщинам, детям, они вносят немалый вклад в нормализацию социальной ситуации в стране.

Сохраняющиеся проблемы в экономике обусловливают рост потребности населения в социальной защите. Социально – экономическая ситуация объективно предопределяет масштабность и направления работы отрасли, вынужденной постоянно наращивать объемы социального обслуживания, развивая систему в целом.

Итак, учреждения социального обслуживания являются юридическими лицами. Порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации учреждений и предприятий социального обслуживания независимо от форм собственности регулируется гражданским законодательством РФ. Государственные учреждения социального обслуживания не подлежат приватизации и не могут быть перепрофилированы на иные виды деятельности. Учреждения социального обслуживания имеют право вести предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы.

Учреждениями социального обслуживания являются независимо от форм собственности:

1) Комплексные центры социального обслуживания населения;

2) Территориальные центры социальной помощи семье и детям;

3) Центры социального обслуживания;

4) Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;

5) Центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

6) Социальные приюты для детей и подростков;

7) Центры психолого-педагогической помощи населению;

8) Центры экстренной психологической помощи по телефону;

9) Центры (отделения) социальной помощи на дому;

10) Дома ночного пребывания;

11) Специальные дома для одиноких престарелых;

12) Стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками);

13) Геронтологические центры;

14) Иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.

К предприятиям социального обслуживания относятся предприятия, оказывающие населению социальные услуги.

Социальное обслуживание осуществляется социальными службами бесплатно и за плату.

Порядок предоставления бесплатного социального обслуживания определяется органами государственной власти субъектов РФ. Платные социальные услуги в государственной системе социальных служб оказываются в порядке, установленном органами государственной власти субъектов РФ.

Тарифы на социальные услуги, оказываемые населению государственными социальными службами, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ.

Условия и порядок оплаты социальных услуг в социальных службах иных форм собственности устанавливаются ими самостоятельно.

В соответствии со ст. 16 Закона об основах социального обслуживания населения бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб в объемах, определенных государственными стандартами социального обслуживания, предоставляется:

1) Гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, - если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного для субъекта РФ, в котором они проживают;

2) Гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов;

3) Несовершеннолетним детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Более конкретные перечни категорий граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно, содержатся в законодательстве о социальном обслуживании субъектов РФ.

Поскольку пока порядок предоставления государственными социальными службами бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг органами государственной власти субъектов Федерации не определен, ориентиром здесь может служить Положение о предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами, утвержденное постановлением Правительства РФ № 739.

Порядок и условия предоставления бесплатного надомного, полустационарного и стационарного социального обслуживания, а также на условиях полной или частичной оплаты устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ. До принятия соответствующих нормативных актов следует руководствоваться Положением о порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому, в полустационарных и стационарных условиях государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, утвержденным постановлением Правительства РФ № 473.

При этом для определения права на бесплатное или на условиях частичной оплаты социальное обслуживание ведущее значение имеет прожиточный минимум, установленный для данного региона. Законом о прожиточном минимуме определено, что величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в субъектах РФ определяется ежеквартально. Указанные величины прожиточного минимума должны устанавливаться в порядке, установленном законами субъектов РФ.

В соответствии с Положением социальные услуги предоставляются на дому, в полустационарных и стационарных условиях учреждениями социального обслуживания бесплатно:

Одиноким гражданам пожилого возраста (одиноким супружеским парам) и инвалидам, получающим пенсию в размере ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона;

Гражданам пожилого возраста и инвалидам, имеющим родственников, которые не могут в связи с отдаленностью проживания, мало-обеспеченностью, болезнью и другими объективными причинами обеспечить им помощь и уход, при условии, что размер получаемой этими гражданами пенсии ниже регионального прожиточного минимума;

Гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона.

Социальные услуги предоставляются на условиях частичной оплаты:

Одиноким гражданам пожилого возраста (одиноким супружеским парам) и инвалидам, получающим пенсию в размере от 100 до 150% прожиточного минимума, установленного для данного региона;

Гражданам пожилого возраста и инвалидам, имеющим родственников, которые не могут по объективным причинам обеспечить им помощь и уход, при условии, что размер получаемой этими гражданами пенсии составляет от 100 до 150% регионального прожиточного минимума;

Гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых составляет от 100 до 150% регионального прожиточного минимума.

При этом ежемесячный размер частичной оплаты социальных услуг, предоставляемых на дому, не должен превышать 25% от разницы между получаемой указанными гражданами пенсией (среднедушевым доходом семьи) и прожиточным минимумом, установленным для данного региона.

Ежемесячный размер частичной оплаты социальных услуг, предоставляемых в полустационарных условиях, не должен превышать 50% от разницы между получаемой этими гражданами пенсией (среднедушевым доходом семьи) и региональным прожиточным минимумом.

Ежемесячная оплата социальных услуг, предоставляемых в стационарных условиях, производится в размере, не превышающем 50% разницы между получаемой пенсией или среднедушевым доходом и прожиточным минимумом, установленным для соответствующего региона.

Прочим гражданам социальные услуги предоставляются на дому, в полустационарных и стационарных условиях учреждениями социального обслуживания на условиях полной оплаты.

В оплату (частичную или полную) социальных услуг, предоставляемых лицам пожилого возраста и инвалидам, не включаются расходы по оказанию медицинской помощи в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования граждан РФ, получению образования в пределах государственных образовательных стандартов и обеспечению соблюдения санитарных правил в учреждениях социального обслуживания.

Решение об условиях оказания социальных услуг (бесплатно, с частичной или полной оплатой) принимается администрацией учреждения социального обслуживания на основании представляемых гражданами пожилого возраста и инвалидами или их законными представителями документов, с учетом величины прожиточного минимума, установленного для соответствующего региона, а также платы, взимаемой за стационарное обслуживание.

При оказании социальных услуг на условиях частичной или полной оплаты учреждения социального обслуживания обязаны заключать с гражданами пожилого возраста и инвалидами или с их законными представителями договоры установленной формы, определяющие виды и объем предоставляемых услуг, сроки, в которые должны быть предоставлены услуги, а также порядок и размер их оплаты.

Необходимо отметить, что плата за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в государственных учреждениях социального обслуживания включает не только оплату социальных услуг, но и, кроме того, затраты на приобретение продуктов питания и мягкого инвентаря, а также содержание предоставляемых жилых помещений

А теперь, поговорим о проблеме социального обслуживания в России и пути их решения.

Немало существует проблем в сфере социального обслуживания пенсионеров:

С одной стороны, медленно развивается платное социальное обслуживание, а с другой - существует опасность абсолютизации платных услуг, по сравнению с объемом платных услуг доля бесплатных услуг сокращается;

Острой остается проблема очередности на получение мест в учреждениях (около 12 тысяч человек нуждаются в получении социальных услуг в условиях стационара и около 100 тысяч человек - в нестационарных условиях);

Недостаточно развита сеть хосписов, в том числе хосписов на дому;

Актуальной является проблема финансирования учреждений и служб социального обслуживания. Вместе с тем в ближайший период востребованность социальных услуг пожилыми гражданами, прежде всего, по объективным причинам будет возрастать;

Работа действующих учреждений социального обслуживания нуждается в значительном улучшении, в пополнении специалистами, в совершенствовании правовой и улучшении материально-технической базы;

Требует должного внимания проблема переподготовки и повышения квалификации специалистов и обслуживающего персонала в учреждениях социального обслуживания нового типа.

Для улучшения социального положения пенсионеров, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, планируется строительство и реконструкция указанных учреждений. В качестве ключевых объектов выбраны геронтологические центры, дома-интернаты общего типа, подлежащие перепрофилированию в геронтологические центры, геронтопсихиатрические центры, а также стационарные учреждения.

Еще одной очевидной проблемой, осложняющей взаимодействие государства и общества в работе с пожилыми людьми, является отсутствие информации. Для более успешной деятельности органов социальной защиты населения было бы целесообразно иметь банк данных об общественных организациях, работающих с людьми старшего возраста и действующих на территории их муниципалитетов. Системность и доступность этой информации на региональном и федеральном уровнях позволит улучшить межсекторное взаимодействие, обогатит государственные службы новыми идеями и подходами, а общественным организациям даст возможность распространить свой успешный опыт.

Следующим фактором, препятствующим успешному развитию института социального обслуживания, является несовершенство законодательства, его противоречивость и разрозненность, дублирование одних актов другими. Зачастую, отсутствуют четко сформулированные понятия того или иного вида социального обслуживания. Это создает трудности в изучении и правоприменительной практике.

В российском обществе большое число лиц с признаками ограничения жизнедеятельности. Не секрет, что в последнее время в стране имеют место ухудшение состояния здоровья нации, старение общества, безработица, малообеспеченность.

Очевидно, что в рассматриваемой сфере решения требуют проблемы по двум основным направлениям: в области социально-экономического развития и законодательного регулирования.

Для решения многих вопросов необходимы меры по реформированию социального обслуживания. В частности, необходим переход к накопительной системе в области социального обслуживания - социальному страхованию, когда граждане за счет личных взносов в образуемый фонд смогут получать социальные услуги при попадании в трудную жизненную ситуацию.

Мерой, способной изменить финансовую ситуацию является создание государственного внебюджетного фонда социального обслуживания, что позволит сконцентрировать имеющиеся поступления (налоговые и иные), и в дальнейшем расходовать их исключительно в сфере социального обслуживания.

Следующим шагом может стать развитие негосударственной системы социального обслуживания, в частности усиление роли общественных организаций (профсоюзов, религиозных организаций, общественных фондов, благотворительных организаций и др.).

Реформируя сферу социального обслуживания, также необходимо проводить политику регионального выравнивания с целью формирования равного уровня социального обслуживания на территории всей страны. Однако здесь важно не допускать уравнительного подхода и применять к различным регионам индивидуальные меры.

Одной из мер по улучшению ситуации в сфере социального обслуживания является предоставление регионам возможности поиска дополнительных нестандартных решений, например, стимулирование благотворительной деятельности, разработка нетрадиционных видов социального обслуживания, таких как санаторий на дому или учреждение социального обслуживания на колесах.

В области защиты инвалидов - одной из самых уязвимых категорий, необходимы:

увеличение объема и качества, выпускаемых протезно-ортопедических изделий, средств реабилитации;

увеличение количества учреждений, специализирующихся на подобном производстве;

оборудование мест для обучения инвалидов в общеобразовательных учреждениях, расширение сети специализированных образовательных учреждений.

В рамках совершенствования законодательства необходимо принять кодифицированный акт на уровне закона, регулирующий основные вопросы в сфере социального обслуживания. Это позволит упорядочить и систематизировать существующее законодательство по социальному обслуживанию.

В дальнейшей работе с законодательной базой имеет значение расширение субъектного состава нуждающихся, уход от понятия социального обслуживания, как института, регулирующего отношения узкого круга субъектов, лишь престарелых, инвалидов и малообеспеченных.

Основы системы социального обслуживания различных категорий населения в нашей стране заложены в ряде законов, федеральных и региональных программ. Прежде всего - в законе «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации» (1995) и законе «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (1995), в федеральных программах «Дети России», «Дети-инвалиды», «Развитие социального обслуживания семьи и детей» и других.

Сейчас уже можно констатировать о том, что в нашей стране утвердились и новые профессии - социальная работа и социальная педагогика, и новая система учреждений социального обслуживания населения. Основное место среди учреждений социального обслуживания занимают учреждения системы Министерства здравоохранения и социального развития РФ:

Учреждения социального обслуживания семьи;

Учреждения социального обслуживания престарелых и инвалидов;

Отделения социальной помощи на дому;

Службы срочной социальной помощи;

Территориальные социальные центры.

Среди перечисленных учреждений по своей значимости (не по количеству) на первое место выходят территориальные социальные центры как комплексные учреждения по оказанию помощи нуждающимся (прежде всего, пенсионерам, инвалидам, малоимущим семьям). Более того, просматривается тенденция, выражающаяся в стремлении каждой первичной территориально-административной единицы (район, небольшой город) иметь свой центр социального обслуживания.

Реальное число такого рода центров зависит, прежде всего, от материальных и финансовых возможностей местных органов власти. Особенностью территориальных центров социального обслуживания является то, что по характеру деятельности они являются учреждениями комплексного типа, в их составе могут организовываться различного рода службы и отделения, выполняющие специфические функции. Так, согласно Примерному положению о центре социального обслуживания, утвержденному Минсоцзашиты России (1993 г.), в центре социального обслуживания могут быть открыты следующие отделения и службы:

Отделение дневного пребывания (создается для обслуживания не менее 30 чел.);

Отделение социальной помощи на дому (создается для обслуживания не менее 60 пенсионеров и инвалидов, проживающих в сельской местности, и не менее 120 пенсионеров и инвалидов - в городской местности);

Служба срочной социальной помощи (предназначена для оказания неотложной помощи разового характера).

В отделении дневного пребывания предусмотрены должности: заведующего отделением, медицинской сестры, культорганизатора (с выполнением обязанностей библиотекаря), инструктора по трудовой терапии (при наличии мастерских или подсобного хозяйства), сестры-хозяйки, буфетчика и других.


В отделении социальной помощи на дому - заведующий отделением, социальный работник (специалист по социальной работе) - 1,0 ставка на 8 чел., обслуживаемых в городской местности и 1,0 на 4 чел. - в сельской, водитель автомобиля (при наличии автотранспорта).

В службе срочной социальной помощи - заведующий службой, психолог, юрист, специалист по социальной работе (2 ед.), социальный работник (1 ед.), водитель автомобиля (при наличии автотранспорта).

Разумеется, специализированные отделения или службы могут создаваться и помимо центров социального обслуживания, непосредственно органами социальной защиты. Многие из такого рода служб или отделений были открыты еще до того, как в той или иной местности начали функционировать территориальные центры социального обслуживания.

Наряду с учреждениями социального обслуживания системы Министерства здравоохранения и социального развития существуют учреждения и других ведомств (отраслевые, профсоюзные, молодежные и Т.п.). Так, например, в каждом регионе России функционируют социальные службы молодежи.

На территории местных органов власти организуются различного рода специализированные (некоммерческие) центры социального обслуживания. Это могут быть и центры по оказанию социальных и юридических услуг по трудоустройству (учредители: муниципальный (территориальный) орган и несколько коммерческих организаций), и центры реабилитации инвалидов и сирот (учредители: территориальный орган, комитет по делам семьи и молодежи, общественные и коммерческие организации) и др.

Следует подчеркнуть, что разрешение на ведение социально-защитной деятельности на своей территории различными ведомствами и коммерческими структурами дают соответствующие органы социальной зашиты и местного самоуправления. При этом муниципальный орган как юридическое лицо, дающее разрешение на социально-защитную деятельность на своей территории, может выступать в нескольких лицах: и как один из соучредителей учреждения социального профиля, организуемого по инициативе различных ведомств и общественных объединений, и как инициатор и координатор проведения большинства социокультурных акций на подведомственной территории.

Блок I

Основы организационно-административной деятельности социальных учреждений

Лекция №1: Опыт административной деятельности учреждений в системе социальных служб и направления его развития

1. Особенности деятельности учреждений социального обслуживания в системе социальных служб

2. Общие правила организации и принципы деятельности социальных учреждений

3. Организация социального обслуживания населения на муниципальном (районном) уровне

Особенности деятельности учреждений социального обслуживания в системе социальных служб

В соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» «Государственная система социальных служб – система, состоящая из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов российской Федерации и находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Социальное обслуживание может проводиться также предприятиями и учреждениями иных форм собственности либо гражданами, занимающимися педпринимательской деяетельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

В систему социальных служб входят следующие учреждения:

1. Центры социального обслуживания населения;

2. Комплексные центры социального обслуживания населения;

3. Территориальные центры социальной помощи семье и детям;

4. Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;

5. Центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

6. Социальные приюты для детей и подростков;

7. Центры психолого-педагогической помощи населению;

8. Центры экстренной психологической помощи по телефону;

9. Центры реабилитации инвалидов4

10. Центры реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья;

11. Дома ночного пребывания;

12. Специализированные дома для одиноких престарелых;

13. Геронтологические центры;

14. Иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.



Согласно ГОСТу Р 52498-2005, учреждения социального обслуживания населенеия классифицируют по следующим основным признакам (критериям):

· форма собственности учреждений;

· типы учреждений;

· виды учреждений;

По форме собственности учреждения подразделяются на государственные и иных форм собственности (негосударственны).

Государственные учреждения – это учреждения, являющиеся собственностью субъектов Российской Федерации и находящиеся в ведении органов государственной власти этих субъектов.

Учреждения иных форм собственности (негосударственные) – это учреждения, учредителями которых являются благотворительные, общественные, религиозные и другие организации или отдельные граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

В зависимости от условий, в которых предоставляются социальные услуги населению, учреждения подразделяют на следующие типы:

· стационарные;

· полустационарные;

· нестационарные;

· комплексные;

· учреждения социального обслуживания на дому;

· учреждения срочного социального обслуживания;

· учреждения срочного социально-консультационной помощи.

Система социальных учреждений на территории административной единицы РФ должна строиться по схемам, позволяющим обеспечить всем гражданам доступность социальных услуг и предоставление этих услуг в соответствии с требованиями государственных стандартов, обеспечивающих нормативную основу практической деятельности данных учреждений:



1. ГОСТ Р 52142-2003 «Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения»;

2. ГОСТ Р 52143-2003 «Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг»;

3. ГОСТ Р 52495-2005 «Социальное обслуживание населения. Термины и определения»;

4. ГОСТ Р 52496-2005 «Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг. Основные положения»;

5. ГОСТ Р 52497-2005 «Социальное обслуживание населения. Система качества учреждений социального обслуживания»;

6. ГОСТ Р 52498-2005 «Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания»;

7. ГОСТ Р 52880-2007 «Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов»;

8. ГОСТ Р 52881-2007 «Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания семьи и детей»;

9. ГОСТ Р 52882-2007 «Социальное обслуживание населения. Специальное техническое оснащение учреждений социального обслуживания»;

10. ГОСТ Р 52883-2007 «Социальное обслуживание населения. Требования к персоналу учреждений социального обслуживания»;

11. ГОСТ Р 52884-2007 «Социальное обслуживание населения. Порядок и условия предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам»;

12. ГОСТ Р 52885-2007 «Социальное обслуживание населения. Социальные услуги семье»;

13. ГОСТ Р 52886-2007 «Социальное обслуживание населения. Социальные услуги женщинам».

Государственный стандарт социального обслуживания населения – установленный национальным стандартом государственный эталон, образец различных сторон деятельности социальных служб по социальному обслуживанию граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

К основным видам социального обслуживания относят:

1. Материальную помощь

2. Социальный патронаж

3. Социальное обслуживание в стационарных условиях

4. Предоставление временного приюта

5. Организацию дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания

6. Консультативную помощь

7. Реабилитационные услуги

Основными функциями социального обслуживания, реализуемыми в рамках работы учреждений социального обслуживания и по сути выступающими базой их миссии, являются:

1. Функция социальной помощи

2. Функция консультирования

3. Функция социального проектирования и реабилитации

4. Функция информирования населения, изучения и прогнозирования социальных потребностей, в рамках которой можно выделить три относительно самостоятельных направления:

5. Функция участия в реализации мер по преодолению последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов

Социальные услуги предоставляются на основании обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления или общественного объединения в соответствующие органы или учреждения социальной защиты населения (в том числе в учреждения иных форм собственности), которые принимают по данному обращению решение о предоставлении запрашиваемых услуг.

При получении социальных услуг граждане должны иметь право на:

· выбор учреждения и формы обслуживания в порядке, установленном федеральным органом социальной защиты населения и органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации;

· информацию о своих правах, обязанностях и условиях оказания социальных услуг;

· уважительное и гуманное отношение со стороны работников учреждений социального обслуживания;

· конфиденциальность информации личного характера, ставшей известной работнику учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг

· защиту своих прав и законных интересов, в том числе в судебном порядке

· отказ от социальных услуг

Подытоживая лекцию, стоит сделать вывод о том, что деятельность социальных учреждений в системе социальных служб РФ регламентирована и проходит государственную стандартизацию как видов учреждений, так и качества предоставляемых социальных услуг.



Поделиться