Скачать презентацию знакомство с жостовской росписью. Презентация «Жостовская роспись

Cлайд 1

Тема проекта: КАКАЯ ОНА, ПТИЦА СЧАСТЬЯ? Есть где-то Счастья птица, А мы живем и верим, Что счастье постучится Однажды в наши двери. Вот сядет птица Счастья Ко мне на подоконник И душу мне согреет И светом дом наполнит. Но силой не удержишь ее И не поймаешь! Ну, где ж ты, птица Счастья?! В каком краю летаешь? Ученик 3 класса Байков М. А. Руководитель: Кусова Е. Н. Консультант: Гагарин С.А.

Cлайд 2

Цель: познакомиться с образом «птицы счастья» в деревянном зодчестве и сделать сувенир своими руками для моего маленького братишки Я хочу выяснить: Кто же ты такая, птица счастья? Вопросы, на которые надо искать ответы: Почему люди зовут эту птицу «птицей счастья» и сколько еще у нее имен? Откуда она родом, эта птица счастья? Какой она бывает и как узнать настоящую птицу счастья? Почему люди и сейчас верят в птицу счастья? Как «поймать» свою птицу счастья?

Cлайд 3

Задачи: провести литературный обзор словарей, энциклопедий, статей по теме; воспользоваться Интернет-ресурсами; познакомиться с историческими сведениями возникновения образа; провести сравнительный анализ различных видов птиц счастья; провести исследование о наличии данного сувенира в нашем городе; ознакомиться с технологиями изготовления птицы счастья; изготовить деревянный сувенир по выбранной технологии.

Cлайд 4

«Имена» деревянной птицы: щепная «птица счастья»; поморский символ; северная птица; поморский голубок; северная щепная птица; деревянный щепной голубь; поморский старообрядческий голубок; жар-птица; снежная птица счастья; поморская птица удачи; чудо-птица; щепной голубок; деревянная птица; драночная птица; щепяной голубь. Поморский голубок Щепная (драночная) птица

Cлайд 5

Образ птицы счастья: знак - символ в народном искусстве Талисман, оберег Птица счастья –это голубь Символ согласия, любви, мира

Cлайд 6

Cлайд 7

Cлайд 8

Cлайд 9

Вывод: Цель достигнута. Выполняя данный проект, я нашел ответы на все свои вопросы. Оказалось, у птицы счастья много имен, но есть самое оригинальное имя – щепная птица или поморский голубь. Я выяснил, что родиной этой птицы является Архангельская область нашей страны. Также я узнал как по-разному и с какой целью делают этот сувенир мастера своего дела. Стал понятен смысл образа птицы счастья. Практической частью проекта я доказал, что материалы для изготовления сувенира доступны и посильны каждому. Выполняя работу, я узнал много интересного, научился отбирать материал по определенной теме и выделять главное. Работа над проектом позволила мне познакомиться с новыми для меня словами. Выполняя проект, я приобрел навыки работы на компьютере. Считаю, что мой проект может стать наглядным пособием на уроках технологии и во внеклассной работе. Материал проекта расширяет кругозор и способствует повышения интереса моих одноклассников к резьбе по дереву.

Степанова Ольга Михайловна
учитель английского языка
МБОУ"Чадукасинская ООШ" Красноармейского района, Чувашия
Презентация «Жар-птица – птица счастья»

Предисловие
Яркая презентация «Жар-птица – птица счастья» представляет лекцию, создающую общее представление о символе года 2014 по славянскому календарю – о Жар-птице. Кроме того, презентация вкратце затрагивает тему связи Жар-птицы с современной жизнью России. Новое, что я лично сама узнала при подготовке презентации, это то, что родиной Жар-птицы считается Палех и впервые обратила внимание на герб и флаг этого городка и области. Потрясающе! Кроме того, дети узнают, что художники в своем творчестве часто обращаются к образу этой птицы. Символом Евровидения, которое проходило в России, тоже стала Жар-птица. А в целом, презентация даёт общее представление о птице и имеет при этом хорошее воспитательное значение - это и любовь к изобразительному искусству, это и умение быть храбрым и сильным при преодолевании трудностей, так как образ птицы в сказке воспитывает именно эти черты характера.


Слайд 1. Жар-птица – птица счастья. Степанова Ольга Михайловна учитель английского языка МБОУ"Чадукасинская ООШ" Красноармейского района, Чувашия

Слайд 2. 2014 год - год Жар-птицы! Славянский календарь. Огненный вестник счастья - более известна как Жар-птица.

Слайд 3. «Древо есть одно Жизни верное,сидит птица там распрекрасная,жаром пышет и дивным голосом дарит путнику покой сладостный и сжигает все, что неладно в нем...» Из «Сказание о Жар-птице»

Слайд 4. Жар-птица - один из самых любимых и самых загадочных персонажей русских народных сказок. Она способна не только светить, будто солнце во тьме кромешной, поражая зрение человеческое, но и сжигать огнем людские пороки, испепелять жадность, гнев, злобу, зависть.

Слайд 5. В разных культурах образ Жар-птицы обрастал своими подробностями и оттенками. У Славян Жар-Птица, ptak Ohnivak (чех. и словак.) - сказочная, огненная птица, её перья блистают серебром и золотом (у Огнивака перья рыжезлатые), крылья как языки пламени, а глаза светятся как кристалл.По размерам она достигает павлина. Живёт Жар-птица в райском саду Ирии, в золотой клетке.По ночам вылетает из нее и освещает сад собою так ярко, как тысячи зажжённых огней.

Слайд 6. Жила волшебная Птица далеко-далеко, на самом краю земли. Где точно, никто не знал. Одни говорили, что гнездо ее спрятано от людских глаз на вершине горы, другие – что свила его она средь бескрайней пустыни, в тридесятом «ином» государстве, совершенном и далеком от мирской суеты. Множество испытаний и опасностей подстерегали на пути тех, кто дерзнул отправиться на поиски, ибо любой путь к существу, хранящему в себе огонь первоначального творения, тернист и непредсказуем.

Слайд 7. Чтобы добраться до Птицы, надо было преодолеть Долину Поиска, Долину Любви, Долину Знания, Долину Разлуки, Долину Единения, Пустыню Изумления…И этот долгий путь можно было пытаться пройти по дорогам, стирая железные сапоги и сгрызая железные караваи, а можно было – в своем сердце, преодолевая и изменяя себя.

Слайд 8. У Жар-Птицы исцеляющее пение, когда она поёт из клюва сыплется жемчуг.
Вокруг неё Ослепляющий свет.

Слайд 9. Каждый год, осенью, Жар-птица умирает, а весной возрождается.
Иногда можно найти выпавшее перо из хвоста Жар-птицы, внесенное в тёмную комнату, оно заменит самое богатое освещение.

Слайд 10. Говорят, что поймать жар птицу можно только на приманку – клетку с золотыми яблоками внутри. Так как не только найденное перо жар птицы, но и все ее оперение горит огнем, голыми руками такую птицу не схватишь, мгновенно обожжешься. Вот и пришлось Ивану заманивать ее в клетку и накидывать мешок, чтобы жар до рук не достал. Говорят, что с помощью пера жар птицы можно находить клады, так как подобное притягивает подобное. И так золотое перо притягивает золото, хранящееся в земле.

Слайд 11. Есть поверье, что выпавшее перо еще долгое время сохраняет свойства оперения Жар птицы. Оно светится и дает тепло. А когда потухнет перо то оно превращается в золото.

Слайд 12. У Жар-птицы в саду есть любимое кушанье – молодильные яблоки, которые дают ей красоту и бессмертие.

Слайд 13. Поймать чудесную птицу - большая удача, только выпадает она далеко не всякому, а лишь бескорыстному, незлобивому юноше, обычно - младшему, самому доброму сыну в сказочной семье. Для этого нужно преодолеть много трудностей, быть сильным и бесстрашным, терпеливым и храбрым.

Слайд 14. Люди верили, что Жар-птица дарует удачу и счастье. Чтобы УДАЧА И СЧАСТЬЕ не покинули их, стали делать амулеты и обереги, расписывать посуду ее яркими изображениями.

Слайд 15. Вывод: Жар-птица, птах-Огневик, Симург или птица Феникс, она все-таки является носительницей настоящего, животворящего и безраздельного счастья, для которого и рожден человек. Огонь и свет, которые во всех сказках и легендах мира сопровождает эту чудесную Птицу, издавна считается символом творчества и обновления. Но настоящее счастье приходит лишь к тем, кто бескорыстен и щедр, кто способен любить и сострадать, кто ищет добра не в материальном, а в духовном смысле. А тот, кто гневлив и завистлив, жаден и зол никогда не увидит счастья, ибо душа его, точно иссохшая пустыня, неспособна ни чувствовать, ни жить, ни любить.

Слайд 16. Жар-птица – в нашей жизни. Благодаря Диме Билану в 2009 году в Москве состоялся конкурс "Евровидение-2009". Его символом был выбран персонаж русских народных сказок - Жар-птица.

Слайд 17. Герб и флаг города Палех и Палехского района, Ивановская область, Россия. Палех – Родина Жар-птицы.

Слайд 18. Станислав Коввалев. Иллюстрации к книге русских сказок «Жар-птица». Заслуженный художник России.

Слайд 19. В заключении: Каждый из живущих на Земле, прежде всего, хочет быть по-настоящему счастливым, но само счастье как небесная птица Счастья, просто так не даётся в руки. Для этого нужно основательно потрудиться, и прежде всего - над собой, чтобы стать достойным его. Тогда Жар-птица окажется в наших руках.

Слайд 20. С новым годом! С годом Жар-птицы! Пусть удача улыбнется вам и пусть удастся вам поймать перо Жар-птицы.

Слайд 21. Использованный материал

Творческая работа : Нарисуй кистью парные фигуры - две птицы у цветущей ветки.

Вид изобразительной деятельности : Декоративная композиция на повтор и вариацию мотива двух птиц «у древа» в городецкой росписи (гуашь, кисти).

Основные цели и задачи урока

1. Углубить представление детей о традиционном образе птицы в народном творчестве, емкости фольклорных представлений.
2. Формировать у четвероклассников навыки кистевой росписи при исполнении творческих задач на повтор и вариацию.
3. Воспитывать у детей уважительное отношение к личности народного мастера - носителя национальной культуры.

Примерный ход урока

1. Беседа с детьми о том, насколько устойчиво в произведениях народного искусства представление о птице, несущей свет.
2. Работа с текстом учебника (с. 31-35) и рисунками в творческой тетради (с. 14-15). Подготовка учащимися ответов на вопросы, активизирующие их эстетическое восприятие многоцветья современной городецкой росписи, на примере произведений вернисажей «Пряди, молода, не ленись» и «У древа».
3. Объяснение учителем, как выполнять рисунок кистью парных фигур птиц у цветущей ветки. Выполнение детьми упражнения на многоцветье городецкой палитры.
4. Выполнение четвероклассниками творческой работы в тетради (с. 15).
5. Подведение итогов: отмечаем красоту и гармонию завершенной композиции, удачно найденные учащимися звучные цвета птиц, то, как многоцветье цветущей ветви в композициях сочетается с яркой живописью птиц. Дети отмечают, почему образ птицы-света занимает значительное место в народных мотивах.

Урок открывает беседа, к которой желательно подготовить небольшую красочную выставку «Образ птицы-света в разных видах народного творчества». В экспозицию выставки включите как репродукции, так и подлинные произведения народных мастеров (как это позволяют условия работы учителя в школе). Среди «экспонатов» продемонстрируйте произведения народных мастеров разных регионов России, с которыми учащиеся уже знакомились в 1-3 классах: изображения птиц в глиняной игрушке (Каргополь, Филимоново, Дымка, Абашево, Калуга), в вышивке (народный костюм, полотенце), щепная птица, птицы в декоре деревянной резьбы, украшающей крестьянский дом, и др.
При формулировке вопросов по материалам выставки старайтесь помочь четвероклассникам сделать выводы о том, почему образ птицы связан со встречей весны, добрыми силами, дарами света - пышным цветением земли. При обобщении высказываний учащихся вам помогут рассуждения М. А. Некрасовой - известного ученого в области народного искусства (см. справочный материал).
Следующий этап урока - рассматривание изображений птиц и цветущих ветвей в городецкой росписи на примерах украшения старинных донец и произведений современных народных мастеров. Отмечаем, что образ - символ птицы - света, счастья и добра усиливается декоративной разработкой парных фигур - две птицы у цветущих ветвей в работах современных мастеров (У., с. 33).
Новой развивающей задачей является знакомство детей и разъяснение им многоцветья и звучности цвета в городецкой росписи. В этом учителю помогут высказывания потомственного мастера из Городца - А. Коновалова (см. справочный материал).
Представляется целесообразным использовать описание палитры городецких мастеров, данное А. Коноваловым, для предварительного упражнения учащихся в многоцветье на отдельном листе:

Из полученного многообразия цветов и их оттенков каждый подбирает сочетание цвета для своего изображения кистью парных фигур птиц. Как и у народных мастеров, у каждого автора будут свои, соответствующие его восприятию излюбленные оттенки цвета и их сочетания.
Красота, завершенность работы определяется выполнением «разживки белилами».

Краткий справочный материал

О соответствии древних символов явлениям природы в русском народном искусстве. Еще в древности отношение славян с природой формировало образный мир искусства, его унаследовало и русское искусство. Образы солнца, света соединялись с образом матери-земли. Это можно отметить как особенность русского, древнеславянского мироощущения.
...Мотив птицы был в центре художественных представлений народа, связанных с приходом весны. Для русских обычаев был характерен обряд встречи весны жаворонками. Их изображения выпекались из теста в ознаменование весеннего праздника - времени прилета птиц.
...Народные песни хранят этот образ, связанный с теплом и урожаем, закликанием весны.
...Нетрудно заметить, насколько устойчиво в произведениях народного искусства представление о птице, несущей свет. Образ птицы-света можно встретить в разных видах народного творчества. Это птицы с пышными хвостами в виде процветающих ветвей или целого дерева в вышивке.
...В глиняных произведениях ясно проступает исконный народный символ птицы-света. Благодетельный его смысл связывался в народных представлениях с мечтой о счастье. Птица - обязательный атрибут женских изображений в русской глиняной пластике, иногда с птицей изображается солдат, как, например, в филимоновской игрушке. Следы древнего символа подтверждают солнцевые знаки: круги, кресты, ромб. (Некрасова М. А. Народное искусство России. - С. 18, 25, 26.)
Палитра городецкой росписи. Городецкая роспись развивалась как искусство оформления плоских поверхностей. Она не нуждалась в закалке, это позволяло ее мастерам использовать самые разнообразные цвета и оттенки. Богатство ее палитры не знало предела, но в ней при этом сохранялась большая культура цвета. Мастерами городецкой росписи была найдена при этом своя особая палитра цветов. Наиболее характерным фоном для росписи на прялочных донцах с их разнообразными сюжетами был желто-лимонный. При изображении людей, животных и птиц, а также цветов преобладали яркий красный сурик и вишневый - бакан, голубая милорь и синяя лазурь, английская красная и желтый крон и различные по оттенкам зеленая и коричневая краски... Мастера составляли самые разнообразные оттенки цвета голубого и розового, фиолетового и оранжевого добавлением белил, а также примешиванием одной краски к другой. У каждого мастера были свои соответствующие его восприятию излюбленные оттенки цвета и их сочетания. Однако все они использовали общие приемы, помогавшие достижению высокого мастерства колорита.
Сочетания красок отличались своеобразной деликатностью, звонкостью и строгостью одновременно. Поэтому наши донца не пропадали на базаре среди общей пестроты. Многоцветье живописи и любовь к звучному цвету городецких мастеров поддерживались духом времени и теми впечатлениями, которые они получали на Нижегородской ярмарке и городецких базарах. Приемы, отработанные в результате коллективного труда, помогли мастерам не бояться увлечения яркими красками, которое было характерно для конца прошлого века. (Коновалов А. Городецкая роспись: рассказы о народном искусстве. - С. 66-67.)



Поделиться