Социальное неравенство. Социальное неравенство, его причины и виды - реферат

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

……………………………………

Кафедра УП-1

Домашняя работа по социологии

«СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО, ЕГО ПРИЧИНЫ И ВИДЫ»

Студентка: ……………………

080504 - Государственное и муниципальное управление

1 курс, гр. УП-1

Проверил:

……………………….

Введение ……………………………………………………………………..….. 3

1. Сущность социального неравенства………………………………..………..4

2. Причины социального неравенства…………………………………………...5

3. Современные виды неравенства ……………………………………..……….8

Заключение……………………………………………………………...………..11

Список литературы……………………………………………………………..12

ВВЕДЕНИЕ

Становление «Новой России» заметно изменило социальные отношения, социальные институты, породило новые формы социальной дифференциации и неравенства.

Дискуссии о социальном неравенстве, его содержании и критериях возникновения имеют давнюю историю. Проблема социального неравенства с учетом ценностей традиционного общества появляются в трудах Аристотеля, Платона, Тацита.

На мой взгляд, в современном мире непрерывно должны отслеживаться и оцениваться показатели, характеризующие социальное неравенство. Это необходимо по одной причине – степень социального неравенства может превысить некоторые допустимые пределы. Превышение допустимой степени неравенства приводит к большому различию в уровне жизни отдельных статусных групп общества, которое может расцениваться как дискриминация, ущемление некоторых групп населения. Данный факт нередко приводит к возникновению социальной напряженности в обществе, обостряет социальные конфликты.

Объектом моего исследования является общество, а предметом - изучение неравенства.

Поскольку мой реферат посвящен проблеме неравенства в обществе, моя задача - определить сущность и причины социального неравенства, а также рассмотреть виды социального неравенства.

1. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА

Для начала, хотелось бы определить, что же подразумевает под собой термин «неравенство»? В общем виде, неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ ресурсам материального и духовного потребления. А неравенство между группами людей характеризуют понятием «социальная стратификация».

При рассмотрении проблемы социального неравенства справедливо исходить из теории социально - экономической неоднородности труда. Именно социально - экономическая неоднородность труда, является следствием и причиной присвоения одними людьми власти, собственности, престижа и отсутствия всех этих знаков «продвинутости» в общественной иерархии у других. Каждая из групп вырабатывает и опирается на свои ценности и нормы, и если они размещаются по иерархическому принципу, то они являются социальными слоями.

В социальной стратификации имеет место тенденция наследования позиций. Действие принципа наследования позиций приводит к тому, что далеко не все способные и образованные индивиды имеют равные шансы занять властные, обладающие высокими принципами и хорошо оплачиваемые позиции. Здесь действуют два механизма селекции: неравный доступ к подлинно качественному образованию; неодинаковые возможности получения позиций в равной степени подготовленными индивидами.

Хочется отметить, что неравенство положения разных групп людей прослеживается на протяжении всей истории цивилизации. Даже в примитивном обществе возраст и пол в сочетании с физической силой был важным критерием стратификации.

2. ПРИЧИНЫ СОЦИАЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА

Основой причиной неравного положения людей в обществе, некоторые представители социологической мысли, считают общественное разделение труда. Однако, ученые объясняют по-разному, вытекающие из этого последствия и, особенно, причины воспроизводства неравенства.

Герберт Спенсер считает, что источником неравенства являются завоевания. Тем самым, господствующий класс – победителей, и низший класс – побежденных. Военнопленные становятся рабами, вольные хлебопашцы – крепостными. С другой стороны, частые или постоянные войны приводят к заведомому доминированию тех, кто функционирует в государственной и военной сфере. Таким образом, действует закон естественного отбора: более сильные господствуют и занимают привилегированное положение, а слабые им подчиняются и находятся на низших ступенях социальной лестницы.

На развитие социологии неравенства, идея эволюции и закон естественного отбора оказали существенное влияние. Одним из направлений эволюционизма, является социал-дарвинизм. Общим для всех представителей этого направления, было признание того, что между человеческими обществами идет та же борьба, что и между биологическими организмами.

Людвиг Гумплович убежден, что причиной всякого социального движения, являются экономические мотивы. Средствами для реализации этих интересов, являются насилие и принуждение. Государства возникают в результате военных столкновений между расами. Победители становятся элитой (правящим классом), а побежденные – массами.

Уильям Самнер – наиболее влиятельный социал-дарвинист. Он своеобразно интерпретировал в своих трудах идеи протестантской этики и принцип естественного отбора. Наиболее ярко он проявлял идеологию социал-дарвинизма в своих сочинениях 70-х годов. Поскольку эволюция происходит не по желанию людей, поэтому глупо и абсурдно проектировать модели общества, считал Самнер. Борьба за существование и выживание – естественный закон природы, который не надо менять. А капитализм – единственно здоровая система, богатые – продукт естественного отбора.

Карл Маркс считал, что первоначально разделение труда не ведет к подчинению одних людей другими, а, являясь фактором овладения природными ресурсами, вызывает профессиональную специализацию. Но усложнение процесса производства способствует разделению труда на физический и умственный. Это разделение исторически предшествовало образованию частной собственности и классов. С их появлением определенные сферы, виды и функции деятельности закрепляются за соответствующими классами. С этого времени каждый класс занимается предназначенным для него родом деятельности, владеет или не владеет собственностью и находится на различных ступеньках лестницы общественных положений. Причины неравенства кроются в системе производства, в различном отношении к средствам производства, что позволяет тем, кто владеет собственностью не только эксплуатировать тех, кто ее не имеет, но и господствовать над ними. Для устранения неравенства необходима экспроприация частной собственности и ее огосударствление.

Впоследствии в рамках теории конфликта Р. Дарендорф, Р. Микельс, Ч.Р. Миллс и др. стали рассматривать неравенство как результат условий, при которых люди, контролирующие такие общественные ценности как богатство и власть, извлекают для себя выгоды и преимущества. В любом случае социальное расслоение рассматривается как условие социального напряжения и конфликта.

Сторонники структурного функционализма вслед за Эмилем Дюркгеймом выделяют две причины социального неравенства

Иерархия видов деятельности Степень талантливости

в обществе индивидов

Решающее значение для складывания современных представлений о сущности, формах и функциях социального неравенства, наряду с Марксом, имел Макс Вебер (1864 - 1920 гг.) - классик мировой социологической теории. Идейная основа взглядов Вебера состоит в том, что индивид является субъектом социального действия.

В противовес Марксу Вебер кроме экономического аспекта стратификации учитывал такие аспекты, как власть и престиж. Вебер рассматривал собственность, власть и престиж как три отдельных, взаимодействующих фактора, лежащих в основе иерархий в любом обществе. Различия в собственности порождают экономические классы; различия, имеющие отношение к власти, порождают политические партии, а престижные различия дают статусные группировки, или страты. Отсюда он сформулировал свое представление о “трех автономных измерениях стратификации”. Он подчеркивал, что “классы”, “статусные группы” и “партии” - явления, относящиеся к сфере распределения власти внутри сообщества.

Основное противоречие Вебера с Марксом состоит в том, что по Веберу класс не может быть субъектом действия, так как он не является общиной. В отличие то Маркса Вебер связывал понятие класса лишь с капиталистическим обществом, где важнейшим регулятором отношений выступает рынок. Посредством него люди удовлетворяют свои потребности в материальных благах и услугах.

Однако на рынке люди занимают разные позиции или находятся в разной “классовой ситуации”. Здесь все продают и покупают. Одни продают товары, услуги; другие - рабочую силу. Отличие здесь в том, что одни владеют собственностью, а у других она отсутствует. У Вебера нет четкой классовой структуры капиталистического общества, поэтому разные интерпретаторы его работ дают несовпадающие перечни классов.

Учитывая его методологические принципы и обобщая его исторические, экономические и социологические работы, можно следующим образом реконструировать веберовскую типологию классов при капитализме:

    Рабочий класс , лишенный собственности. Он предлагает на рынке

свои услуги и дифференцируется по уровню квалификации.

    Мелкая буржуазия - класс мелких бизнесменов и торговцев.

    Лишенные собственности “белые воротнички” : технические специалисты и интеллигенция.

    Администраторы и менеджеры .

    Собственники , которые так же стремятся через образование к тем преимуществам, которыми владеют интеллектуалы.

5.1 Класс собственников , т.е. те, кто получает ренту от владения землей,

шахтами т.п.

5.2 “Коммерческий класс” , т.е. предприниматели.

3. СОВРЕМЕННЫЕ ВИДЫ НЕРАВЕНСТВА

3.1.Бедность как вид неравенства (рассмотрим период, когда изменения в этой области были особенно заметны)

Феномен бедности стал предметом исследования в современной отечественной социологии в начале 1990-х гг. В советский период понятие бедности применительно к советским людям в отечественной науке не использовалось. В социально-экономической литературе официальное признание получила категория малообеспеченности, которая раскрывалась в рамках теории благосостояния и социалистического распределения.

Сегодня важной характеристикой общества является его социальная поляризация, расслоение на бедных и богатых. В 1994 г. соотношение душевых денежных доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных россиян составило 1:9, а уже в первом квартале 1995 г. - почти 1:15. Однако эти цифры не учитывают те 5% сверхбогатого населения, данных о которых статистика не имеет.

По данным официальной статистики, за 1993-1996 гг. численность безработных увеличилось с 3,6 млн. до 6,5 млн. (в том числе официально зарегистрированных в органах государственной службы занятости - с 577,7 тыс. человек до 2506 тыс.).

Численность трудоспособного населения составило в 1994 г. - 83 767 тыс., в 1995 г. - 84 059 тыс., в 1996 г. - 84 209 тыс., в 1997 г. - 84 337 тыс., в 1998 г. - 84 781 тыс. человек.

Численность экономически активного населения в 1994 г. составила 73 962,4 тыс., в 1995 г. - 72 871,9 тыс., в 1996 г. - 73 230,0 тыс., в 1997 г. - 72 819 тыс. человек.

Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума составляет 30,7 млн. или 20,8% численности населения РФ. В

1997 г. на долю 10% наиболее обеспеченного населения приходилось 31,7% денежных доходов, тогда как на долю 10% наименее обеспеченного населения - всего 2,4%, т.е. в 13,2 раза меньше.

Согласно официальным статистическим данным, численность безработных составляла в 1994 г. - 5478,0 тыс., в 1995 г. - 6431,0 тыс., в 1996 г. - 7280,0 тыс., в 1997 г. - 8180,3 тыс.

3.2.Депривация как вид неравенства.

Под депривацией следует понимать любое состояние, которое порождает или может породить у индивида или группы ощущение собственной обездоленности в сравнении с другими индивидами (или группами). Можно выделить пять типов депривации.

Экономическая депривация.

Проистекает из неравномерного распределения доходов в обществе и ограниченного удовлетворения потребностей некоторых индивидов и групп. Степень экономической депривации оценивается по объективным и субъективным критериям. Индивид, по объективным критериям экономически вполне благополучный и даже пользующийся привилегиями, может, тем не менее, испытывать субъективное ощущение депривации. Для возникновения религиозных движений субъективное ощущение депривации является наиболее важным фактором.

Социальная депривация.

Объясняется склонностью общества оценивать качества и способности некоторых индивидов и групп выше, чем других, выражая эту оценку в распределении таких социальных вознаграждений, как престиж, власть, высокий статус в обществе и соответствующие ему возможности участия в социальной жизни.

Этическая депривация.

Она связана с ценностным конфликтом, возникающим при несовпадении с идеалами общества идеалов отдельных индивидов или групп. Часто ценностный конфликт возникает вследствие наличия противоречий в социальной организации. Известны такого рода конфликты между обществом и интеллектуалами.

Психическая депривация.

Возникает в результате образования у индивида или группы ценностного вакуума - отсутствия значимой системы ценностей, в соответствии с которой они могли бы строить свою жизнь. Обычной реакцией на психическую депривацию является поиск новых ценностей, новой веры, смысла и цели существования. Психическая депривация проявляется, прежде всего, в чувстве отчаяния, отчуждения, в состоянии аномии, проистекающих из объективных состояний депривации (социальной, экономической или организмической). Она зачастую выливается в действия, направленные на устранение объективных форм депривации.

Заключение

В самом общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления. Для описания системы неравенства между группами людей в социологии широко применяют понятие “социальной стратификации”.

При рассмотрении проблемы социального неравенства вполне оправдано исходить из теории социально - экономической неоднородности труда. Выполняя качественно неравные виды труда, в разной степени удовлетворяя общественные потребности, люди иногда оказываются, заняты экономически неоднородным трудом, ибо такие виды труда имеют разную оценку их общественной полезности.

Именно социально - экономическая неоднородность труда не только следствие, но и причина присвоения одними людьми власти, собственности, престижа и отсутствия всех этих знаков «продвинутости» в общественной иерархии у других.

В социальной стратификации имеет тенденцию наследование позиций. Действие принципа наследования позиций приводит к тому, что далеко не все способные и образованные индивиды имеют равные шансы занять властные, обладающие высокими принципами и хорошо оплачиваемые позиции.

Социальная стратификация обладает традиционным характером, поскольку при исторической подвижности формы ее сущность, т. е. неравенство положения разных групп людей, сохраняется на протяжении всей истории цивилизации. Даже в примитивных обществах возраст и пол в сочетании с физической силой был важным критерием стратификации.

Учитывая неудовлетворенность членов общества существующей системой распределения власти, собственности и условий индивидуального развития, все же нужно иметь в виду универсальность неравенства людей.

Список литературы

    Гофман А. Б. Семь лекций по истории социологии. М., 1995.

    Зборовский Г. Е. Орлов Г. П. Социология. М., 1995.

    Комаров М. С. Введение в социологию. М., 1995.

    Комарова. М.С. Социальная стратификация и социальная структура. Социол. исслед. 1992, №7.

    Краткий словарь по социологии. - М.:Политиздат,1988

    Лосев А. Ф. История античной эстетики Т II Софисты Сократ. Платон. М., 1969

    Основы политологии: Курс лекций. Учебное пособие для ВУЗов /Н.Сазонов, Б.Решетняк и др. - М., 1993.

    Предмет и структура социологической науки, социологические исследования,1981.№-1.с.90.

    Социология. Учебник для высших учебных заведений. Г.В. Осипов, А.В. Кабыща, М.Р. Тульчинский и др. – М.: Наука, 1995.

    Социология:Общий курс:Учебное пособие для вузов.-М.:ПЕР СЭ;Логос,2000.

    Социология: Практикум. Сост. и отв. ред. А. В. Миронов, Р. И. Руденко. М., 1993.

    Структура социальной стратификации и тенденции социальной мобильности // Американская социология / Пер. с англ. В.В.Воронина и Е.Е. Зиньковского. М.:Прогресс, 1972. С. 235-247.

    Философский словарь, 1991,- под ред. И.Т. Фролова.

    Социология: учебное пособие / Под ред. Н.Д. Казаковой. – М.: МГУПИ, 2008. – 120 с.

Теория социальной стратификации и социальной мобильности П. Сорокина (1889-1968)

Теория стратификации П. Сорокина была впервые изложена в его работе «Социальная мобильность» (1927), которая считается классическим трудом в этой области.

Социальная стратификация , по определению Сорокина, - это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Ее основа и сущность - в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества.

Все многообразие социальной стратификации может быть сведено к трем основным формам - экономической, политической и профессиональной, которые тесно переплетены. Это означает, что те, кто принадлежит к высшему слою в каком-то одном отношении, обычно принадлежат к тому же слою и по другому параметру; и наоборот. Так происходит в большинстве случаев, но не всегда. По мнению Сорокина, взаимозависимость трех форм социальной стратификации далека от полной, ибо различные слои каждой формы не совсем совпадают друг с другом, вернее, совпадают лишь частично. Это явление Сорокин впервые назвал статусным несовпадением. Оно заключается в том, что человек может занимать высокое положение в одной стратификации и низкое положение в другой. Такое несовпадение болезненно переживается людьми и может служить для некоторых стимулом изменить свое социальное положение, привести к социальной мобильности индивида.



Рассматриваяпрофессиональную стратификацию , Сорокин выделял межпрофессиональную и внутрипрофессиональную стратификацию.

В межпрофессиональной стратификации выделяются два универсальных основания:

  • важность занятия (профессии) для выживания и функционирования группы в целом;
  • уровень интеллекта, необходимый для успешного выполнения профессиональных обязанностей.

Сорокин делает вывод, что в любом данном обществе более профессиональная работа заключается в осуществлении функций организации и контроля и требует более высокого уровня интеллекта для своего выполнения и соответственно предполагает привилегированность группы и ее более высокий ранг, который она занимает в межпрофессиональной иерархии.

Внутрипрофессиональную стратификацию Сорокин представлял следующим образом:

  • предприниматели;
  • служащие высшей категории (директора, менеджеры и т.д.);
  • наемные рабочие.

Для характеристики профессиональной иерархии он ввел такие индикаторы:

  • высота;
  • этажность (число рангов в иерархии);
  • профиль профессиональной стратификации (соотношение числа людей в каждой профессиональной подгруппе ко всем членам профессиональной группы).

Социальная стратификация.

Понятие «страта» послужило основой для развития теории стратификации общества. Автором этой теории был американский социолог русского происхождения Питирим Сорокин.

  • Социальная стратификация – это иерархически организованная структура социального неравенства.
    Социальная стратификация представляет собой разделение общества на социальные слои (страты). Основой социальной стратификации является неравенство людей в обществе. П.Сорокин выделяет четыре группы причин неравенства людей:
  • права и привилегии;
  • обязанности и ответственность;
  • социальное богатство и нужда;
  • власть и влияние.

Социальная стратификация имеет свои особенности: во-первых, ранговое расслоение – высшие слои общества находятся в более привилегированном положении, чем низшие. Они обладают большими правами, властью, богатством. Во-вторых, верхние слои значительно меньше по количеству входящих в них членов. Однако в современных обществах этот порядок может нарушаться. Неимущие слои в количественном отношении могут уступать слою, составляющему так называемый «средний класс». Это связано с тем, что увеличение численности среднего класса выступает гарантом политической стабильности и развития общества. поэтому государство всячески заинтересовано в его создании, в увеличении числа людей, стоящих в середине социальной лестницы. Питирим Сорокин выделял три вида стратификации в обществе:

  1. Экономическая стратификация – разделение общества по критериям дохода и богатства.
  2. Политическая стратификация – расслоение людей по степени влияния на поведение других членов общества, по объему принадлежащей им власти.
  3. Профессиональная стратификация – разделение общества на различные слои на основе успешного исполнения социальных ролей, наличия знаний и умений, образования, и т.д.

Итак, социальная структура общества, согласно теории стратификации Питирима Сорокина, выглядит следующим образом:
Вид стратификации Экономическая Политическая Профессиональная
Социальный слой Богатые Руководители Мастера
бедные подчиненные подмастерья
Каждый человек занимает определенное положение в обществе, то есть обладает социальным статусом. Социальный статус человека зависит от его происхождения, пола, возраста, семейного положения, профессии. Различают прирожденный статус (социальное происхождение, национальность), который не зависит от действий и желаний человека, и достигаемый статус (образование, семейное положение, и т.п.), то есть то, чего человек может сам добиться в жизни.
Статус определяет поведение человека в обществе, его предназначение - в этом случае говорят о социальной роли. Если поведение человека соответствует моральным нормам, принятой в обществе системе ценностей, то говорят, что человек справляется со своей социальной ролью и его статус при этом повышается. Статус также предопределяет образ жизни индивида, круг общения, интересы и потребности – здесь речь идет уже об определенном имидже (образе), который складывается у большинства людей о представителях той или иной социальной группы. Для оценки статуса человека в обществе используются также понятия авторитета и престижа.

  • Социальный престиж можно определить как соотносительную оценку обществом действий и поведения человека, его физического достоинства и нравственно-психологических качеств на основании определенной системы ценностей, принятой в данном обществе. Носителем престижа выступает человек. Престижное явление выступает как побудитель желаний, чувств, намерений, действий человека, стремления подражать носителю престижа, занять соответствующее положение, овладеть престижной профессией. Престижные оценки как регуляторы поведения определяют такие процессы в обществе, как миграция, профессиональная занятость, структура потребления и т.д.
  • Авторитет – это одна из форм осуществления власти, выражающаяся в неформальном воздействии определенного лица или социальной группы на поступки и мысли человека.

Влияние авторитета обычно не связано с принуждением. Оно основано на знании, нравственном достоинстве, опыте (например, авторитет родителей, учителя). Авторитет имеет вес там, где человек сталкивается с проблемой, которую не может решить. В этом случае появляется потребность принять точку зрения носителя авторитета, положиться на его опыт и знание жизни.
Социальная стратификация российского общества. В качестве основных элементов социально-классовой структуры социалистического общества в научной литературе выделялись рабочий класс, колхозное крестьянство и классово-подобный слой (классовая прослойка) – интеллигенция. Основной упор при анализе социальной структуры делался на динамику отношений между классами. Ведущими тенденциями в изменении социальной структуры признавались сокращение удельного веса крестьянства, рост рабочего класса и интеллигенции. Однако следует признать, что указанная триада схематична, носит упрощенный характер и, по сути дела, не отражает реальную действительность. В первую очередь хотя бы потому, что не учитывает так называемой «номенклатуры», которая занимала господствующее положение в социалистическом обществе. Положительным моментом в деятельности номенклатуры как социального класса является проводимая ей индустриализация и связанное с ней распространение культуры. Однако хозяйничанье в экономике отличается крайней расточительностью, а культура носит характер пропаганды. Слабость номенклатуры состоит в том, что она сама отгородилась от общества, которым управляет.
В настоящее время номенклатура как класс не существует, но проблема управления и управляемых в обществе остается. То, что раньше называлось номенклатурой, сейчас трансформировалось, «перекрасилось в другие цвета», но по сути осталось тем же – бюрократией, представляющей собой довольно замкнутую группу, куда посторонних («людей с улицы») стараются не допускать, имеющей определенный круг привилегий, границы которого постоянно пытаются расширить. Бюрократия – характерное для любого развитого общества явление. Эффективно выполняя организаторские функции в обществе, она доказывает свою необходимость. Однако присвоение бюрократией политических функций ведет к дестабилизации общества, к авторитаризму. Поэтому необходимо четкое разграничение функций политических (эти функции должны выполнять люди, занимающие выборные должности) и административных (их реализуют государственные служащие, назначенные на должность).
Социальная структура современного российского общества является предметом споров российских и зарубежных социологов и политологов. Происходящие в стране процессы повысили мобильность (подвижность и изменчивость) социальной структуры России, резко увеличилось количество социальных слоев. Это связано с тем, что в обществе наблюдается тенденция к росту социального неравенства, причем по различным основаниям (экономическим, политическим, профессиональным, региональным, национальным и т.д.). Некоторые исследователи выделяют в российском обществе такие слои:

  • высшая политическая и культурная элита,
  • средние слои правящего аппарата,
  • низшее звено органов управления;
  • ведущие хозяйственные руководители,
  • хозяйственные руководители среднего ранга,
  • низовые начальники, вплоть до мастеров и бригадиров;
  • специалисты всевозможных профилей;
  • рабочие разной квалификации и разного социального статуса;
  • члены колхозов и кооператоры;
  • сельскохозяйственные фермеры;
  • пенсионеры и инвалиды;
  • сезонные работники, деклассированные и уголовные элементы и др.

Такое представление социальной структуры возможно на основе концепции социальной стратификации, которая учитывает многомерность строения общества на основе таких критериев, как власть, собственность, профессионально-трудовая деятельность и уровень образования.
Отличительной чертой современного общества, помимо всего прочего, является относительная открытость страт – человек может в течение жизни неоднократно менять свой социальный статус, так как объективный критерий распределения людей по слоям общества – происхождение, - больше не играет определяющей роли. Перемещение индивида из одного социального слоя в другой, изменение своего социального статуса называется социальной мобильностью. Социальная мобильность бывает двух видов:

  • горизонтальная мобильность – перемещение индивида внутри одного социального слоя. Различают территориальную мобильность (перемена места жительства), религиозную (изменение вероисповедания), семейную (изменение семейного положения);
  • вертикальная мобильность – движение индивида «вверх-вниз» по социальной лестнице, из одного социального слоя в другой. Выделяют экономическую, политическую и профессиональную мобильность. Вертикальная мобильность может быть восходящей – повышение своего социального статуса, и нисходящей – понижение социального статуса человека. Однако каждых нормальный человек стремиться улучшить свое положение, приобрести более высокий социальный статус. Пути, которыми человек изменяет свое социальное положение получили название «социальных лифтов». Всего существует шесть основных «лифтов» - экономика, политика, армия, церковь, наука, брак.

Социальная дифференциация

Социальная дифференциация - внутри групповой процесс, определяющий положение, статус членов данной общности. Социальная дифференциация общества - атрибут, присущий всем типам обществ. Уже в первобытных культурах, где еще не было различий между людьми по уровню богатства, имелись различия, обусловленные личными качествами индивидов - физической силой, опытом, полом. Человек мог занимать более высокое положение благодаря успешной охоте, сбору плодов. Индивидуальные различия продолжают играть важную роль и в современных обществах.

Согласно теории функционализма, в любом обществе одни виды деятельности считаются более важными, чем другие. Это ведет к дифференциации как отдельных индивидов, так и профессиональных групп. Занятие разными по значимости для общества видами деятельности лежит в основе существующих неравенств и, следовательно, обусловливает неодинаковый доступ к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж.

Системы социальной дифференциации различаются по степени их стабильности. В относительно устойчивых обществах социальная дифференциация более или менее ясно определена, прозрачна, отражает известный алгоритм ее функционирования. В изменяющемся обществе социальная дифференциация диффузна, трудно" предсказуема, алгоритмы ее функционирования скрыты или не определены.

Поведение личности во многом определяется фактором социального неравенства, которое в обществе ранжируется, стратифицируется по разным системам, основаниям или показателям:

Социальному происхождению;

Этнической принадлежности;

Уровню образования;

Должности;

Профессиональной принадлежности;

Доходу и богатству;

Образу жизни.

Социальное неравенство – это вид социального разделения, в котором отдельные члены общества или группы находятся на разных ступенях социальной лестницы (иерархии) и имеют неравные возможности, права и обязанности.

Основные показатели неравенства :

  • различный уровень доступа к ресурсам как физическим, так и нравственным (пример – женщины в Древней Греции, которых не допускали к Олимпийским играм);
  • различные условия труда.

Причины социального неравенства.

Французский социолог Эмиль Дюркгейм вывел две причины социального неравенства:

  1. Необходимость поощрять лучших в своем деле, то есть тех, кто приносит большую пользу обществу.
  2. Различный уровень личных качеств и таланта у людей.

Роберт Михельс выдвинул еще одну причину: защита привилегий власти. Когда численность сообщества превышает какое-то определенное число людей, они выдвигают главного, или целую группу, и наделяют его большими полномочиями, чем все остальные.

Социальное неравенство является следствием неравномерного доступа членов общества к духовным и материальным ресурсом, что приводит к стратификации этого и образованию вертикальной иерархии. Люди, находящиеся на разных ступенях иерархии, имеют неравные жизненные шансы в реализации своих устремлений и потребностей. Любое общество является так или иначе структурированным: по национальным, географическим, гендерным, демографическим или иным признакам. Однако социальное неравенство имеет совершенно уникальную

природу. Его главным источником является развитие самой цивилизации, существующей в форме общества.

Причины социального неравенства

Любое общество в человеческой истории характеризовалось специализацией ее членов. Уже этот факт в перспективе порождает социальное неравенство, так как специализация рано или поздно приводит к различию между более и менее востребованными формами деятельности. Так, в самых примитивных обществах наивысшим статусом обладали шаманы-целители и воины. Обычно лучшие из них становились главами племени или народа. Вместе с тем такая дифференциация еще не предполагает обязательного сопровождения материальных благ. В первобытном обществе социальное неравенство - это вовсе не результат материального расслоения, поскольку сами торговые отношения еще не имели значения. Однако фундаментальная причина остается той же - специализация. В современном обществе в привилегированном положении оказываются, например, люди,

создающие культурный продукт - актеры кино, телевизионные ведущие, профессиональные спортсмены и прочие.

Критерии неравенства

Как мы уже убедились на примере первобытных обществ, социальное неравенство может выражаться не только в материальном положении. И история знает множество таких примеров. Так, для средневековой Европы крайне важным фактором социального статуса была родословная. Одно только дворянское происхождение определяло высокий статус в обществе вне зависимости от обеспеченности. Вместе с тем страны Востока едва ли знали такую сословно-иерархическую модель. Все подданные государства - визири и крестьяне - являлись одинаковыми рабами перед лицом государя, чей статус исходил из простого факта власти. Социологом Максом Вебером были выделены три возможных критерия неравенства:


Так, разница в доходах, социальное уважение и почет, а также количество подчиненных в зависимости от ценностных ориентиров общества может по-разному влиять на итоговый общественный статус человека.

Коэффициент социального неравенства

На протяжении последних двухсот лет ведутся споры в среде экономистов и социологов о степени расслоения в конкретном обществе. Так, по мнению Вильфредо Парето, соотношение бедных и богатых является постоянной величиной. В противовес ему учение марксизма свидетельствует, что происходит постоянное нарастание социальное дифференциации - бедные становятся беднее, богатые богатеют. Однако практический опыт двадцатого века продемонстрировал, что если такое увеличивающееся расслоение и происходит, то оно делает общество нестабильным и в итоге приводит к социальным потрясениям.

/ / К чему приводит неравенство в обществе?

О равенстве люди мечтали во все времена. Особенно хотели этого те, кто не привык тяжело работать. При советской власти пытались построить государство, где каждому отводилось по способностям и по потребностям. Но, к сожалению, ничего хорошего из этого не получилось.

Я, например, не вижу явных недостатков в обществе, где царит неравенство. Ведь тогда появляется конкуренция, люди стараются быть лучше, развивают свои навыки или умения. Благодаря этому, совершаются новые открытия и подвиги. Конечно, для этого нужно приложить огромные усилия.

Неравенство общества можно увидеть во многих произведениях русской литературы. Например, в романе-эпопее Льва Толстого «Война и мир» есть две «касты»: высшее общество Шерер и благородные люди с тонкой душевной организацией. Почему произошла такая градация?

Во-первых, было разное окружение у этих людей, и они видели жизнь по-разному. Общество Шерер проводило время, обсуждая новости и ведя светские беседы, которые по сути не приносили никакой пользы. Толстой видит неестественность такого социума и осуждает его. Автор поддерживает, скорее, общество благородных людей в лицах Ростовых и Болконских. Только благодаря им была выиграна Отечественная война. Здесь мы видим, что неравенство общества не принесло проблем, не вызвало ярких противостояний между ними.

Еще я увидела проблему неравенства в социуме в повести Солженицына «Один день Ивана Денисовича». В тюрьме он не потерял свою душу, в отличие от других работников и заключенных. Там не ценили личность, а относились к человеку хуже, чем к животным. Даже по именам там никого не называли: был просто порядковый номер. Читая это произведение, человек понимает, какие страдания приносило такое ужасное отношение и как тяжело было Ивану Денисовичу оставаться человеком с большой буквы. Тоталитаризм принес неравенство в обществе, потому что люди, занимающие высшие позиции получили право решать человеческие судьбы.

Эти примеры, что я привела, по своей сути совершенно разные. С одной стороны, неравенство общество никак не отражается на жизни простых людей, а с другой – угнетает личность. Во многом влияет время. Сегодня невозможно жить без конкуренции, только так мы идем вперед, а не стоим на одном месте. Но все равно в неравном обществе найдутся те, которые будут использовать хитрые интриги и незаконные средства, чтобы достичь поставленной цели. К сожалению, от этого не уйти. В любом случае, я считаю, что неравенство общества оправдано.

12. Расслоение общества

Неравенство между людьми существует в любом обществе. Это вполне закономерно, если учесть, что все люди имеют различия, и сделать их равными так же невозможно, как невозможно сделать всех одинаковыми внешне и внутренне. Даже при одинаковых доходах одни живут экономно, другие испытывают постоянную нехватку средств. Абсолютное равенство - мечта, позволяющая надеяться, что когда-то будет построено общество полной социальной справедливости.

Люди уже не раз предпринимали попытки построить социально справедливое общество. Практически постоянно, с разной интенсивностью, происходит борьба между богатыми и бедными слоями населения. Слои с низкими и средними доходами не желают мириться с тем, что значительная часть общественных богатств принадлежит узкому кругу лиц, поэтому пытаются устранить имеющуюся несправедливость.

Алчность богачей, их нежелание делиться средствами с остальным обществом - вот одна из причин, ведущая к безудержному расслоению. Кровавые революции, смена политических режимов - это последствия безразличного отношения "элиты" к простым людям, к тем, кто собственно и создает все материальные блага, мало что получая взамен.

На настоящий момент добиться социальной справедливости в обществе не удалось. Ни одна революция не смогла устранить неравенство, и после любой из них вновь возникало расслоение, по новой закручивалась спираль классовой иерархии, накапливая энергию для следующих общественных потрясений.

Значительное неравенство поляризует общество, закрепляет социальную несправедливость, делая хозяевами жизни одних и вечными исполнителями (рабами) других. Неравенству сопутствует бедность, создающая благоприятную почву для маргинализации населения, подстрекающая человека на вступление в криминальные сообщества, в экстремистские, террористические организации. Именно из-за бедности люди часто попадают под дурное влияние, следуют туда, где обещают быстрый заработок и хорошую жизнь.

Кажется, самый легкий путь устранить неравенство, взять и равномерно поделить все общественные богатства. Но, как тогда оценивать труд бездельника и трудолюбивого человека, как поощрять лучших? В этом вопросе не следует искать простых решений. Добиться равенства среди людей непросто, хотя бы потому, что существует слишком много причин, из-за которых возникает расслоение среди людей. Цивилизованный подход заключается не в стремлении полностью искоренить причины неравенства , а в борьбе с тем, чтобы оно не приобретало чрезмерные, удручающие формы.

Возникновение неравенства в обществе можно объяснить:

  • естественными различиями между людьми;
  • социально-общественными факторами;
  • особенностями социально-государственного устройства.

1. Естественные различия между людьми (различия, обусловленные природными данными человека)

Все люди различаются между собой по обладанию:

  • умственными способностями, талантами;
  • предпринимательскими способностями;
  • знаниями и опытом;
  • нравственными, ценностными ориентирами;
  • физическими, внешними данными.

Умственные способности помогают человеку в любой деятельности. Они позволяют приобретать знания, помогают решать задачи, находить нестандартные решения, делать открытия, вырабатывать правильную стратегию поведения. Всё это способствует материальному благополучию человека и появлению неравенства.

Неравными возможностями по сравнению с остальными обладают талантливые люди. Если их уникальные природные дарования востребованы обществом, а не растрачиваются понапрасну, то они достигают успеха и признания.

Предпринимательские способности включают в себя набор качеств, умений, позволяющих человеку находить возможности для извлечения прибыли при занятии каким-либо видом деятельности, принимать разумные последовательные решения, создавать и применять новшества, идти на допустимый, оправданный риск. Предпринимательские способности в какой-то степени связаны с умственными, но все-таки имеют некоторые отличия. К ним дополнительно можно отнести способности к общению, налаживанию связей, установлению контактов с людьми и поддержанию отношений с ними. Ещё существует предпринимательское чутье, позволяющее человеку интуитивно принимать верные решения.

Знания и опыт важны в любом деле. Опытный человек обладает неоспоримыми преимуществами перед человеком, который впервые решается на новое для себя дело. Без опыта и знаний легко совершить ошибки. Для накопления опыта требуется время, и в этот период человек часто поступает опрометчиво, действуя "наудачу". Впрочем, гораздо рациональнее изучить знания, полученные другими людьми. Это позволит избежать многих неверных действий.

В современном мире нравственные установки не помогают, а, наоборот, мешают зарабатывать большие деньги. Положительные моральные качества не позволяют использовать нечестные приёмы для обогащения. Те же, кто пользуется такими приёмами обычно оказывается в выигрыше. Однако для создания равной конкурентной среды, где каждый добивается успеха своими навыками и умениями, а не хитростью и обманом, соблюдение нравственных правил - необходимое условие.

Внешние данные играют немалую роль в жизни. Красивому человеку легче добиваться большего успеха у противоположного пола, проще удачно выйти замуж, жениться, а также получить работу, где внешние данные имеют значение.

Физические данные позволяют человеку хорошо себя чувствовать, работать без значительного напряжения. Отсутствие физических данных может стать ограничением для работы в некоторых сферах. Человеку с плохим здоровьем или инвалиду бывает тяжело трудиться, даже на самой легкой работе.

Увы, но в современном обществе нередки случаи, показывающие, что описанные выше преимущества, не работают. Так, в коллективах возникают ситуации, когда в общей массе сотрудников самого умного, талантливого человека "затирают", не дают ему возможности раскрыться, показать себя в полной мере. Часто руководство опасается умных, ответственных работников, предполагая, что они могут занять их место.

2. Неравенство, обусловленное социально-общественными факторами:

  • обладание неравными возможностями при рождении;
  • разный уровень образования;
  • неравенство по половому признаку;
  • неравенство, обусловленное возрастом;
  • неравенство по национальной, расовой принадлежности;
  • неравенство по месту проживания;
  • неравенство из-за состава семьи;
  • обладание выгодной профессией, должностью;
  • удачное стечение обстоятельств, способствующих обогащению человека.

Обладание неравными возможностями при рождении

Ребенок, рожденный в семье обеспеченных родителей, имеет больше возможностей. Его родители могут позволить нанимать репетиторов для индивидуальных занятий, оплачивать занятия в кружках, спортивных секциях, заботиться о досуге ребенка. Финансовые средства выступают гарантией хорошего образования и полноценного развития. Конечно, всё это справедливо, если родители действительно заботятся о своих детях и их будущем, а не озабочены демонстрацией собственного превосходства, превращая ребенка в обязательный атрибут выражения личного успеха.

Материальные возможности диктуют образ жизни, создают иллюзию, что стоит лишь пожелать, как всё будет исполнено. В богатых семьях весьма распространена проблема, связанная с недостатком любви и внимания. Люди, занятые работой, удовлетворением личных амбиций, лишают детей самого необходимого - общения в семье. У ребенка, запертого в "золотой клетке", сужается круг общения, он становится чужим для сверстников из менее обеспеченных семей.

В малообеспеченных семьях дети, порой, лишены самого необходимого: полноценного питания, качественной одежды, нормальных жилищных условий. Но, случается так, что трудности не всегда действуют отрицательно, порой, они закаляют, учат бороться, отстаивать собственную позицию. В итоге, человек лучше адаптируется к жизненным условиям, привыкает добиваться всего самостоятельно, ни на кого не надеясь.

Разделение людей на классы, основанное на их происхождении, ошибочно. Человек из бедной семьи, получивший образование, проявивший трудолюбие и прошедший несколько ступеней социальной иерархии, может быть гораздо лучше, чем человек, обладающий богатством от рождения, лишенный понимания того, как трудно достичь высокого общественного положения.

Разный уровень образования

Отсутствие образования в современном обществе рассматривается, как серьёзный недостаток, создающий препятствия в трудоустройстве. Даже на неквалифицированные позиции работодатель предпочитает брать на работу человека с образованием, т.к. оно повышает трудовую дисциплину и культурный уровень. Люди без образования чаще работают в менее доходных отраслях экономики и почти всегда находятся на более низких должностях, что приводит к малым доходам.

Продолжающееся проникновение во все сферы жизни информатики, электроники, техники предъявляет новые требования к современным работникам, увеличивает спрос на квалифицированных, образованных специалистов. Теперь от человека требуется высокий уровень знаний, способность быстро обучаться, усваивать новую информацию и т.д.

Неравенство по половому признаку

Биологические различия между мужчинами и женщинами создают непреодолимый барьер в устранении гендерного неравенства. Чтобы полностью преодолеть различия, женщине, например, придется стать такой же сильной, как мужчина, а мужчине научиться рожать детей. Различия между полами проявляются в мышлении, темпераменте, восприятии, психике и т.д.

Женщина не сможет работать во многих мужских профессиях, особенно, где требуется физическая сила, а мужчина - в женских. Разделение профессий по половому признаку вполне закономерно. Так, редко можно встретить женщину, стремящуюся работать грузчиком, каменщиком, охранником или водителем. Также тяжело найти мужчину-воспитателя, няню, сиделку, швею и т.д.

Общество по-разному оценивает женский и мужской труд. Почему-то именно женские профессии обычно являются низкооплачиваемыми, даже за одинаковую с мужчиной работу женщина часто получает меньшую зарплату. Возможно, так происходит потому, что низкая заработная плата у женщины не рассматривается, как серьезная проблема, так как предполагается, что большинство из них должны содержаться за счет средств супруга. Но это лишает женщин самостоятельности и не учитывает того, что, на самом деле, большая их часть не получает никакой поддержки от мужчин.

Рождение ребенка женщиной служит препятствием для построения карьеры. Женщина на какой-то период выпадает из трудовой деятельности, беря на себя значительный объем неоплачиваемой, неоцененной домашней работы. Обремененная детьми, она просто вынуждена уделять значительную часть своего времени дому.

Структура современного общества до сих пор весьма патриархальна: высокооплачиваемой и престижной работой, как правило, занимаются мужчины. В странах с невысоким уровнем жизни, низкой грамотностью и образованием важнейшим источником занятости женщин остается сельское хозяйство или другие работы с преобладанием физического труда. В развитых странах женщины имеют возможность учиться и работать. Они больше заняты в здравоохранении, образовании, других областях, связанных с интеллектуальной деятельностью.

Двойной стандарт в отношении женщин обуславливается традициями, обычаями, семейными ценностями, существующей этикой и моралью. Половое неравенство наносит ущерб всему обществу и негативно отражается на экономическом развитии. Страны, в которых женщины пользуются равными правами, являются более развитыми и состоятельными.

Неравенство, обусловленное возрастом

В каждом возрасте человек обладает разными способностями к обучению, разной творческой и физической активностью. Ожидать от пожилого человека, что он будет таким же, как молодой, не приходится. В силу физиологических изменений с возрастом становится тяжелее усваивать и запоминать информацию, тяжелее работать. Во многом с этим связано негативное отношение работодателей к людям предпенсионного возраста.

Проблемы с трудоустройством возникают и у молодежи. Молодому человеку, недавнему выпускнику учебного заведения, трудно найти работу из-за отсутствия опыта. Получается замкнутый круг, когда нет опыта и его негде приобрести. Некоторые работодатели дискриминируют молодежь, платят меньшую зарплату, по сравнению с более старшими сотрудниками, считая, что прежде нужно заслужить равноценное отношение. Если общество нацелено на будущее, на развитие, то молодые люди должны максимально быстро интегрироваться во взрослую трудовую жизнь на равных правах. Человеку в молодом возрасте хочется зарабатывать, хорошо жить, создать семью, для этого требуются значительные средства.

Неравенство по национальной, расовой принадлежности

Видимо, еще не полностью удалось устранить пережитки рабовладельческого строя, если люди иной национальности, расы оказываются ограниченными в выборе работы и вынуждены идти на низкооплачиваемый, тяжелый труд, менять местожительство, страну в поисках лучшей жизни. Интеграция в нормальную жизнь в другой стране может занять не одно десятилетие, и все это время будут возникать препятствия для равноправного членства в обществе, особенно, если имеются внешние отличия, слабое знание местных традиций, языка.

Но не только приезжие сталкиваются с трудностями. Современные миграционные потоки набирают такую силу, что в неравном положении, в меньшинстве может оказаться население, исторически проживающее на данной территории. Национальные диаспоры и кланы отстаивают свои интересы, игнорируя законы, принятые в обществе, создают нужную для себя среду, откровенно вытесняя коренное население из некоторых сфер деятельности.

Работодатель, который нанимает мигранта, согласного работать за "копейки", наносит вред, прежде всего, своим согражданам, лишая их возможности трудоустройства. Избыточное количество мигрантов приводит к падению зарплат в некоторых отраслях экономики. Когда доступна дешевая рабочая сила, нет необходимости совершенствовать производственные процессы, повышать производительность труда.

Неравенство по месту проживания

Дискриминация по месту жительства связана с неравным доступом к образовательным, медицинским и прочим услугам, с невозможностью найти работу по специальности. Это хорошо заметно в городах, где есть всего лишь одно градообразующее предприятие, или в сельской местности, где круг занятий ограничен сельским хозяйством.

Препятствием для перемещения человека в более благополучные регионы может служить недостаток средств, отсутствие жилья, нежелание расставаться с близкими людьми. Если же человек решится сменить страну проживания, то дополнительно возникнут трудности с получением гражданства.

Обычный человек не виноват, что он родился, вырос и живет в депрессивном регионе или стране, что его социальный статус заранее определен неравными территориальными возможностями.

Государство само дифференцирует регионы, устанавливая различия между ними. Люди за равный труд, в зависимости от региона, получают разную заработную плату. Такие отличия могут быть обоснованными только, если есть острая необходимость в привлечении недостающих специалистов, или, как компенсация за тяжелые климатические условия. Во всех других случаях дискриминация людей по месту проживания ничем не может быть оправдана.

Обладание выгодной профессией, должностью

Обычно молодые люди желают выучиться и получить одну из престижных профессий, чтобы в будущем быть востребованными, высокооплачиваемыми специалистами. Но не всегда этого удается достичь по разным причинам, одна из них - неравный доступ к образовательным услугам. Человек, способный от природы, может учиться в школе со "слабыми" учителями. В итоге, его способности так и останутся никем не раскрытыми.

Большая разница в заработных платах по отдельным профессиям порождает общественное неравенство. Переоцененность некоторых из них приводит к значительной разнице в зарплатах в десятки раз, по отношению к средним значениям заработка всех остальных работающих. Непонятны критерии такой дифференциации. Ведь при соответствующей организации обучения можно восполнить дефицит любых специалистов в течение нескольких лет, а то и месяцев. Только человек, обладающий уникальными способностями, талантами, действительно заслуживает высокой оценки общества, в том числе и в материальном выражении. Однако таких людей относительно немного.

Самые высокие зарплаты сегодня у управленцев. Менеджер, даже среднего звена, может получать зарплату, равную зарплате небольшого коллектива. Неужели его вклад в работу столь значителен? Скорее всего, нет. Просто сложилась такая система, при которой вполне законным, обычным делом стало присвоение результатов общественного труда, что проявляется в виде завышенных выплат управленческому аппарату. Иначе, как узаконенным воровством, такое положение вещей не назовешь. Врач, спасающий жизни, или ученый, проводящий важные исследования, получает мизерное денежное вознаграждение, по сравнению с директорами крупных компаний, на зарплаты которых можно содержать целые организации. Польза от деятельности руководства несопоставима с их доходами, к тому же следует учесть, что назначение на руководящие позиции не всегда происходит честным, открытым способом.

Неравенство из-за состава семьи

Возьмем для примера семью из двух человек. Они успешны, вместе хорошо зарабатывают. Их вполне можно отнести к пресловутому среднему классу. В какой-то момент они решаются родить ребенка. По истечении определенного срока женщина уходит в декрет, доходы семьи снижаются. С появлением ребенка возрастают расходы, что дополнительно снижает жизненный уровень семьи. В результате, семья из среднего класса приблизится к менее обеспеченным слоям населения. А что, если детей в семье уже несколько?

Чтобы обеспечить среднедушевой доход среднего класса для семьи из четырех, пятерых человек, главе семейства придется усиленно работать, теряя здоровье, жертвуя личным временем, жизнью. Еще хуже ситуация складывается, когда женщина является матерью-одиночкой, лишенной поддержки. Её социальное положение очень шатко и почти всегда граничит с бедностью.

Удачное стечение обстоятельств, способствующих обогащению человека

Редко, кто выигрывает в лотерею, но всё-таки такое случается. Человек в один миг может стать миллионером. Случай играет в нашей жизни большое значение. Даже многие научные открытия были сделаны совершенно случайно.

Одни люди вечно находятся в поиске своей второй половинки и никак не могут её найти, всю жизнь меняют место работы в поисках большего заработка и ничего не могут заработать. В противоположность, другие сразу устраиваются на хорошее место, зарабатывают приличные деньги, женятся и живут с одним человеком всю жизнь. Здесь немалую роль играет удачное стечение обстоятельств, случай. Выигрыш в лотерею, получение наследства, неожиданный успех в бизнесе - все эти события имеют случайную природу и оказывают заметное влияние на жизнь человека.

Повысить вероятность удачного стечения обстоятельств поможет активная жизненная позиция, ведь, как известно, под лежачий камень вода не течет.

3. Неравенство, порождаемое особенностями социально-государственного устройства

Неравенство, связанное с существованием государства, выражается:

  • в необходимости поддержания иерархии;
  • в обладании материальными ценностями, собственностью;
  • в принадлежности к определенной группе лиц, партии, диаспоре, секте и т.д. ;

Иерархия в государстве

В любой системе управления существует определенная иерархия, есть центры управления и передаточные звенья, через которые осуществляется руководство отдельным объектом или объектами. При устранении иерархии произойдёт разрушение системы, как единой целостной конструкции.

В государстве иерархия выражена в виде наличия ветвей власти и структур, которые выполняют в обществе функции управления, исполнения и контроля. Власть самим своим существованием создает неравенство между теми, кто ей обладает и теми, у кого она отсутствует. Устранить такое неравенство не представляется возможным, иначе, придётся уничтожить само государство.

Необходимость поддержания управления в обществе порождает разделение людей на классы:

  • управленцы, непосредственно кому принадлежит власть;
  • люди, приближенные к власти, т.е. чиновники, призванные контролировать и исполнять волю власти;
  • люди, защищающие власть: полиция, другие силовые структуры;
  • люди, занимающие привилегированное положение в обществе, благодаря должности, богатству;
  • простые люди: рабочие, служащие, интеллигенция, выполняющие основную работу по поддержанию и обслуживанию всей государственной системы.

У людей, облечённых государственной властью, есть особые полномочия, посредством которых они могут воздействовать на любую организацию, что ставит их в иерархии выше любого руководителя коммерческой компании. Крупный бизнес, понимая это, старается приводить во властные структуры нужных для себя людей, организовывает отстаивание своих интересов. Сращивание бизнеса и власти - проблема современного общества, ведущая к тому, что относительно небольшая прослойка самых богатых людей начинает обладать всей полнотой власти, действуя в сугубо личных интересах, не обращая внимания на мнение большинства, ставя собственнические интересы выше государственных.

Обладание материальными ценностями, собственностью

Обладание средствами производства, финансовыми активами, другими видами собственности служит одним из источников социального неравенства между людьми. Собственность может быть получена путем наследования, дарения, приобретена на личные или заимствованные средства, захвачена насильственно или посредством финансовых махинаций.

Собственность, при правильном распоряжении ею, способна приносить прибыль своим владельцам. Деньги, которые находятся в обороте, создают новые деньги и делают того, кто ими обладает, ещё богаче, увеличивая общественное расслоение.

При капиталистической системе капитал имеет свойство сосредотачиваться у относительно небольшой прослойки общества - финансовой элиты. Концентрация значительных ресурсов в одних руках создает препятствие для реализации способностей других людей. Большая часть общества вынуждена наниматься на работу к уже ранее преуспевшим людям. Простые люди отчасти лишаются возможностей для реализации своих профессиональных предпочтений, ведь для организации собственного бизнеса у них может быть недостаточно средств, да и пробиться на уже занятые рыночные ниши весьма сложно. И все же, иногда, обычному человеку удается начать собственное дело и успешно его развивать.

В любой сфере деятельности успеху помогает несколько факторов, среди которых особенно значимыми являются личные качества человека и удачное стечение внешних обстоятельств. Накопив некоторые средства , владелец собственного дела стремится его расширить, чтобы чувствовать себя увереннее. Достигнув определенного уровня в бизнесе, он вливается в особую привилегированную часть общества. Люди, имеющие финансовые средства, обладают значительными возможностями, осуществляют управленческие функции. Они могут создавать предприятия, нанимать работников, устанавливать размер заработной платы. Владельцы крупных коммерческих компаний оказывают заметное влияние на экономику, на жизнь обычных людей.

Класс собственников старается зафиксировать своё исключительное положение в обществе, создавая особые условия жизни для себя. Накопленные богатства передаются от поколения к поколению, порождая неравенство в независимости от способностей человека.

Принадлежность к определенной группе лиц

Группа людей, объединённая какими-то общими интересами, способна аккумулировать силы и средства для поддержания своего существования. Примыкание человека к группе сулит ему определенные выгоды. В случае возникновения жизненных проблем будет к кому обратиться за помощью. Самый простой и известный пример группы людей - это семья. Именно в ней, чаще всего, человек находит духовную и материальную поддержку.

Принадлежность к политической партии, к религиозной секте или даже криминальной структуре - все это примеры групп, к которым обычно относятся люди. Они помогают своим членам в продвижении по карьерной лестнице, оказывают содействие в бизнесе. Делается это с расчетом на то, что, в дальнейшем, от преуспевшего человека удастся получить какие-либо дивиденды для всей остальной группы.

Способы устранения неравенства

1. Невозможно устранить причины неравенства, обусловленные внутренними и внешними отличиями между людьми. Несправедливо всё сводить к простой "уравниловке", не обращая внимания на личные достижения и результаты. Люди, работающие лучше, должны больше зарабатывать, это вполне логично. Но следует понимать, какими бы уникальными талантами не обладал человек, он востребован только благодаря тому, что живет в обществе. Без общества ни один из нас не смог бы проявить себя, реализовать свои способности.

Что бы делал человек со своими талантами, если бы вдруг оказался один в глухом лесу или же на необитаемом острове? Наверняка бы вел постоянную борьбу за своё существование, стараясь элементарно выжить. Из его жизни исчезнет привычный комфорт, не будет вещей, которыми люди пользуются каждый день, особо не задумываясь. Любая болезнь станет крайне опасной, когда рядом нет врачей и лекарств. В такой ситуации максимум, чего сможет добиться человек, построить скромное жилье и создать орудия труда, подобные тем, которые использовались в каменном веке. Как бы он ни старался, одному ему не сделать того, чего добиваются люди, живя в обществе.

Приведенный пример показывает существование зависимости человека от общества и говорит о том, что не следует переоценивать заслуги отдельных личностей. Все, чего достигла современная цивилизация, есть продукт совместного творчества множества людей, на протяжении нескольких поколений и нельзя допускать, чтобы даже очень способные люди жили в роскоши, так как они не смогли бы проявить себя вне общества.

Деньги никогда не имели решающего значения в развитии общества. Множество ученых, исследователей двигала вперед, прежде всего, любознательность и желание понять истину, а не стремление получить выгоду. Не деньги и размер зарплаты являются стимулами к изучению, получению чего-то нового, а природный интерес человека ко всему неизвестному, стремление к познанию, к пониманию окружающего мира.

2. В цивилизованном обществе должна существовать система, обеспечивающая контроль доходов и расходов людей. Делать это нужно для того, чтобы было понимание о происхождении средств, уверенность в том, что они не получены каким-либо нечестным путем. Превышение расходов над доходами говорит о получении денег из неучтенных источников, и их происхождение следует объяснить. В принципе, не нужен тотальный контроль, вполне достаточно проверять на какие средства совершаются крупные покупки, особенно предметы роскоши.

Контроль над доходами позволит избежать существования в государстве теневого, неофициального рынка труда, на котором отношения между работодателем и работником не регулируются законодательством, и, где невозможно определить занятость человека, его доходы. Такое явление, как зарплата "в конверте", пример несправедливого распределения денег и обмана государства. Дополнительно контроль поможет выявлять руководителей, пользующихся служебным положением для личного обогащения.

Желание человека заработать выгодно обществу, поскольку оно постоянно нуждается в активных, заинтересованных в собственном благополучии людях. Денежное вознаграждение помогает дополнительно мотивировать человека к достижению высоких показателей в работе. Когда деньги заработаны честным трудом, а не нажиты обманом, то это выгодно самому человеку и обществу.

3. Государство обязано сглаживать разницу в доходах между самыми низкооплачиваемыми и высокооплачиваемыми слоями населения. Недопустимо, когда одни сводят концы с концами, а другие не знают, куда еще потратить свои деньги. Разница в доходах ни в коем случае не должна достигать значительных размеров, иначе, это негативно сказывается на всем обществе. При достижении значительной разницы между доходами граждан остро встает проблема неравенства. Социально незащищенным слоям населения, людям с низкими доходами государство обязано оказывать поддержку, а, еще лучше, чтобы оно действовало на опережение и не допускало появления категории нуждающихся граждан.

Сегодня деньги стали определять лицо власти. Самыми богатыми становятся люди, находящиеся во власти, приближенные к ней или обслуживающие её интересы. В государстве не будет достигнуто социальной справедливости до тех пор, пока оно не перестанет действовать в соответствии с волей людей, обладающих большими деньгами, не начнет принимать и исполнять выгодные всему обществу решения.

4. Равный доступ к образовательным услугам независимо от социального происхождения, места проживания и т.д., даст возможность человеку раскрыть свои способности. Отсутствие равного доступа фактически означает закрепление экономического, социального и культурного неравенства.

Обязательным условием для соблюдения равенства при обучении является доступность бесплатного образования на всех его ступенях, создание достаточного количества мест в учебных заведениях, чтобы каждый желающий учиться смог реализовать свои предпочтения. Единственной помехой к получению образования может стать неверная оценка собственных возможностей самим человеком, отсутствие у него достаточных физических и умственных данных, необходимых для обучения по выбранной профессии. Впрочем, в качественной системе образования выявляются способности, и рекомендуется обучение в соответствии с ними.

Государство, которое вкладывается в образование, инвестирует в человеческий капитал, делает общество более культурным и развитым.

5. Очень сложно устранить социальное неравенство, пока в обществе сохраняются законы, позволяющие наследовать материальные ценности без всяких ограничений. За счет наследования человек из богатой семьи будет обладать явными преимуществами от рождения.

Для устранения этой причины неравенства следует проработать меры, ограничивающие размеры наследуемого имущества и денежных средств. Мотив накопления богатства для детей и внуков, как стимул увеличения сбережений, постепенно должен быть разрушен. Такие меры позволят обеспечить социальную справедливость и равный старт для молодежи, в независимости от того, кем были их родители.

6. Структура экономического устройства в любой стране неоднородна. Существуют высокодоходные отрасли, связанные с добычей полезных ископаемых, торговлей, IT и т.д., а есть отрасли, которые по определению никогда не смогут приносить прибыль (образование, медицина, наука). Без перераспределения в государстве финансовых ресурсов организации, выполняющие социальные функции, не смогут существовать. Работа учителя или врача не менее важна, чем работа нефтяника, газовика или программиста. Чтобы не возникало несправедливости, государству следует отслеживать размер оплаты труда в разных секторах экономики и выравнивать его насколько это возможно.

7. Справедливая оплата труда подразумевает, что люди за одну и ту же работу получает равную зарплату. Это возможно, если в организации принята прозрачная, открытая система, отражающая доходы каждого сотрудника. Однако сегодня не принято декларировать собственные доходы, что объясняется имеющейся несправедливостью при распределении денежных средств. Если бы всё было без обмана, то нечего было бы скрывать. Сегодня сплошь и рядом люди, работая в одном коллективе, выполняя одинаковую работу, получают разную зарплату.

Поддержанию неравенства способствуют работодатели, создавая атмосферу скрытности. Истинная цель такого поведения - сэкономить на сотрудниках, извлечь максимум выгоды для себя. Они учитывают психологию людей, понимая, что кто-то, возможно, согласится работать за меньшие деньги.

Цивилизованный подход заключается в том, чтобы все работающие в одном коллективе люди, знали доходы своих коллег. Тогда станет понятно, насколько справедливо производится оплата труда, и соответствует ли она реальной отдаче от каждого конкретного человека.

Конечно, труд людей, которые вносят больший вклад в общее дело, должен оцениваться выше, но эта разница не должна отличаться в разы. Следует учитывать, что результат труда в коллективе имеет общественную природу.

Для предотвращения расслоения людей нужно обеспечить справедливое распределение прибылей, получаемых в организации, и устранить значительную разницу в доходах между руководителями и подчиненными.

8. Если в какой-либо стране происходят неуправляемые миграционные процессы, значит, в ней имеются внутренние источники нестабильности, способствующие неконтролируемому перемещению людей. Обычно люди не от хорошей жизни покидают родину. Для большинства из них миграция - вынужденная необходимость, попытка убежать от войн, насилия, голода, бедности и т.д.

На страны, принимающие мигрантов, ложатся обязанности по интеграции приезжающих в общество. Предоставление жилья, обучение языку, профессии - затратные мероприятия. Средства на всё это берутся из бюджета, а, значит, забираются у местных жителей. Проявление гуманизма, безусловно, хорошее дело, но ни одной экономически развитой стране не удастся принять всех желающих в неё приехать, приютить обездоленных людей со всего мира. Массовая миграция - отрицательное явление, и следует бороться не с последствиями, а с причинами её вызывающими.

Для снижения миграционных потоков требуется: предотвращение военных конфликтов, преодоление отсталости в культурной и образовательной сферах, устранение экономического неравенства между странами.

9. В любой организации всегда есть люди, которые выполняют управленческие функции. Они занимают особое положение в обществе, из-за этого возникает неравенство. Для его устранения, существует один универсальный рецепт, нужно обеспечить периодическую смену руководителей.

Принцип сменяемости руководства вполне может применяться в масштабах государства. Сменяемость управленческого состава создает условия для обеспечения социальной мобильности и подразумевает под собой перемещение людей из одной социальной группы в другую.

На работе начальники должны периодически сменять друг друга, в государстве - политики, и все это нужно воспринимать, как обязательное правило, для поддержания общественной справедливости. Чтобы на руководящие должности не попадали неспособные или корыстные люди, необходимо проведение тщательного отбора, прежде всего, по нравственным и умственным качествам человека.

10. Полностью устранить неравенство весьма сложно. Поэтому у людей требуется воспитывать адекватное его восприятие. Осуждать крайние проявления неравенства, выставление напоказ богатства, роскоши. Не следует измерять успешность человека исключительно по обладанию материальными ценностями и достатку. Настоящее богатство человека - это его интеллект и нравственные качества. Люди должны осознавать исключительную ценность человеческой жизни, и, что никакие вещи не сравнятся с ней по значению.

Ежедневник

Капитальный обман

Утром - деньги, вечером - стулья. Такой вариант еще кажется приемлемым, по сравнению с тем, что нам предлагают современные чиновники: деньги - сегодня, а услуга - через несколько лет. Разве это не похоже на мошенническую схему?

Про ЖКХ

В России стало уже обычным делом ежегодное повышение тарифов на услуги ЖКХ. Необходимость этого объясняется тем, что обслуживающим компаниям и поставщикам ресурсов требуется компенсировать потери от инфляции.



Поделиться