Социальное образование как социальный институт. Школа серьезно отстает в насыщенности оборудованием, компьютерной техникой, материалами и тем самым ставит своих воспитанников в положение, когда они не могут выступать полноценными участниками соревнования

Исходя из анализа явлений образования и представленного определения социального, можно сделать следующее суждение о социальных образованиях.

Прежде всего, выделим объективный характер образования социального явления. Как только те или иные условия жизнеобитания людей становятся воспроизводимыми их совместными усилиями, то сам факт воспроизведения некоторого условия жизнеобитания можно рассматривать как момент завершения образования объективного социального (общественного) явления. Прошла не одна сотня лет, прежде чем человечество создало объективную социальную действительность, вне которой оно никогда не могло бы стать тем, кем стало, а также целый мир социальных образований, в котором оно существует и развивается. Долгие годы человечество даже не подозревало, что этот мир развивается по специфическим законам.

Это предыстория собственно социального. А социальное как таковое, или истинное, существенное, появилось тогда, когда человек не просто осознал нечто как социальное, но и понял его как социальное, как результат своей деятельности и деятельности других людей. Общественное, социальное происхождение сознания позволяет и само сознание рассматривать как социальное образование. Но социальным продуктом является не только сознание, но и понимание.

Дело в том, что человек, осознавая нечто, должен найти подтверждение этому, он должен убедиться, что осознанное им соответствует действительности, что это не его вымысел и не его фантазия. Такое подтверждение он может найти только у другого человека. Это потом, когда его опыт окрепнет, он сможет сам при помощи инструментов получить подтверждение фактам и продуктам сознания, но и тогда он вынужден найденное и созданное им вынести на суд других людей, чтобы достигнутое им одним стало достоянием других, и здесь возможны как признания, подтверждения, так и отрицания, опровержения. Поэтому человек и вынужден обратиться к другому, себе подобному. Он обращается к нему (совсем не важно, в какой форме), предлагая, чтобы другой совершил нечто желаемое первым. Когда этот другой совершает именно такой акт, которого желал первый, появляется подтверждение того, что было осознано первым, и между ними появляется понимание. Этот факт понимания (понявших друг друга субъектов) и есть истинное социальное . Человек как носитель и производитель социального осознает и понимает социальное.

Таким образом, если общественным, или социальным, продуктом является сознание, то понимание между людьми на основе имеющейся у них способности осознания является как бы высшей ступенью социального. Это социальное возникает только во взаимодействии людей, способных осознавать, достигать понимания. Благодаря пониманию как социальному явлению (образованию), общество обрело способность и стремление понимать окружающее, что сделало возможным превращать «вещи в себе» – в «вещи для себя», для человечества.

Итак, социальное образование – это реальное образование, и, как всякое реальное, воздействуя на человека, оставляет в его головном мозгу свой след. Именно это явление позволяет не только говорить, ставить вопрос о социальном образовании человека, но и подойти к его решению. Социальные образования представляют собой любые явления и предметы действительности, так или иначе оказавшиеся вовлеченными в деятельность человека без изменения своей природной формы, приобретшие на время деятельности социальное качество. Этот вид социальных образований недолговечен, поскольку прекращает свое существование, как только завершается вовлеченность в деятельность того или иного предмета или явления. Но это недолговечное вовлечение в деятельность не мешает нам выделить в связи с этим первый вид социальных образований.

Второй вид – представляет собой продукты деятельности и труда, предназначенные для удовлетворения различных потребностей человека, которые хранят в себе социальное и после того, как деятельность и труд завершены. Социальное в продуктах представлено измененной формой природных материалов и скрытой в ней функцией, предназначенной для удовлетворения природных и социальных потребностей человека (социальное, отмеченное нами в продуктах труда человека, есть лишь всего одна из сторон социального).

Третий вид социальных образований – это продукты труда и духовной деятельности человека, представленные в форме знания и умений пользоваться этим знанием. При осознании и понимании явлений естественной природы и явлений социальной природы человек располагает средствами фиксации осознанного и понятого, находящимися за пределами его мозга. Благодаря этим средствам фиксации он получает возможность в любое время вернуться к уже осознанным и понятым явлениям, а поскольку взаимодействие с ними оставило след в головном мозгу, то мозг выдает в качестве ответа на след цепочку следов, приведших к осознанию и пониманию, позволяющих исправлять и углублять осознанное и понятое.

Четвертый вид социальных образований – это деятельность человека. Именно деятельность в охваченных ее процессом объектах и предметах оставляет свои следы, сообщая им социальное качество, превращает их в социальные образования.

Пятый вид социальных образований – социально образованный человек, единственный исполнитель деятельности и живой носитель социального, способный осознавать, понимать природное, социальное и самого себя как природное и социальное существо, живущее в обществе себе подобных, организованных в объединения (общества, государства), благодаря чему реализуются все виды социальных образований посредством его практической и мысленной деятельности. Без него невозможна ни деятельность, ни само социальное.

Все выделенные виды социальных образований объединены наличием в них деятельности. Это не означает, что невозможны иные основания для выделения видов социальных образований.

Когда человек в своей деятельности создает какой-либо продукт, то он предстает и как природное, и как социальное существо одновременно: как природное он тратит свои физические силы, напрягает мышцы, глаза и т.п., а в качестве социального существа использует знания и умения по созданию данного продукта. Человек не в единстве природного и социального, а только как природное существо не изготавливает социальные предметы, хотя и может затратить свои физические силы. Только человек как социальное существо может использовать физические (природные) силы для достижения поставленных целей.

Личность также может быть рассмотрена в качестве вида социальных образований. Если личность – это совокупность различных социальных качеств, которые представляют социальные образования: научные, религиозные, философские, политические, правовые, моральные, эстетические, экономические, – то должно быть совершенно ясным, что личность – не природное физическое тело. Поэтому ни один из видов социальных образований не может быть познан и изучен ни одной из естественных наук. Личность не в состоянии выполнить какую-либо деятельность. Если возьмем один из видов социальных образований – деятельность, – то она может быть выполнена реально образованным человеком. Как природное существо, человек имеет мозг и психику, как социальное существо, – только социальные качества, к каковым относится и деятельность. Таким образом, деятельность сама по себе не имеет ни мозга, ни психики, ни способности сознавать. В связи с этим она не может быть предметом изучения естественных наук, например психологии.

Если взять такой вид социальных образований, как, например, одежду человека, то она не может быть предметом изучения психологии. Одежда не имеет психики, хотя одежда может нравиться человеку, вызывать хорошее или плохое настроение, т. е. воздействовать на мозг и вызывать психические состояния человека.

Проводя эти воображаемые эксперименты, подчеркнем, что различия социального и несоциального не только существуют, но что и каждый исследователь, встретивший в своей деятельности социальные явления, должен учитывать эти различия, не стирая их в своих рассуждениях. Без этого нельзя выйти к действительной сущности исследуемого предмета, нельзя выйти наукам – психологии и педагогике – на действительный простор.

«Не в одиночку, а с кем-нибудь вдвоем приходим мы к понятиям, приходим вообще к разуму. Два лица необходимы для порождения человека как в физиологическом, так и в духовном смысле: сообщество людей есть изначальный принцип и критерий истинности и всеобщности. Даже достоверность бытия других внешних мне вещей для меня опосредована достоверностью наличности другого человека, вне меня сущего. Что я вижу в одиночку, в том я сомневаюсь, а то, что видит другой человек, становится для меня достоверным» .

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Контрольная работа

Образование как социальная система

Введение

образование социальный культурный

Образование как социальное явление - это, прежде всего объективная общественная ценность. Нравственный, интеллектуальный, научно-технический, духовно-культурный и экономический потенциал любого общества непосредственно зависит от уровня развития образовательной сферы. Однако образование, имея общественную природу и исторический характер, в спою очередь, обусловлено историческим типом общества, которое реализует эту социальную функцию.

Оно отражает задачи социального развития, уровень экономики и культуры в обществе, характер его политических и идеологических установок, так как и педагоги, и воспитанники являются субъектами общественных отношений. Образование как социальное явление, представляет собой большую ценность для общества. Развитие каждого общества зависит от развития образовательной сферы, чем больше ее уровень, тем выше интеллектуальный, нравственный, научно-технический, экономический потенциал общества. Исторически сложившийся тип общества реализует социальную образовательную функцию. В общественных отношениях субъектами являются преподаватели и ученики, перед которыми стоит задача повысить культуру в обществе, уровень экономики, а так же задача социального развития в целом.

С момента рождения человек является личностью и принадлежит к определенной социальной группе. У него возникают определенные отношения с собственностью, законы производства и некоторые материальные блага. В системе трудовых, семейных отношений каждый член общества пользуется определенными юридическими правилами, которые действуют в его обществе. На развитие личности влияет совокупность взаимоотношений конкретного общества. Какие бы не выбрали родители или педагоги модели воспитания и обучения ребенка, общество диктует свои правила и вносит коррективы при становлении личности. Каждая социальная группа способна перевоспитать индивида под свои убеждения, интересы и потребности. Уровень жизни может тоже повлиять на формирование личности, что в свою очередь косвенно выполняет образовательную функцию общества как саморазвитие, самообразование и самосознание своего места в обществе, а так же появляется стремление к большему.

Целью данной работы является изучить образование как социальную систему.

Для достижения данной цели нам необходимо поставить перед собой следующие задачи:

1. Рассмотреть образование как социальный институт;

2. Ознакомиться с основными видами образования;

3. Изучить функции образования (социальные, функции в производственно-экономической сфере, функции в сфере культуры, в социально-политической сфере);

4. Узнать проблемы социологии образования.

1. Образование как социальный институт

Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Любой функциональный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность.

Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие признаки с другими институтами.

Признаками института образования являются:

1. установки и образцы поведения - любовь к знаниям, посещаемость;

2. символические культурные признаки - школьная эмблема, школьные песни;

3. утилитарные культурные черты - классы, библиотеки, стадионы;

5. идеология - академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении

Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс кок вид социокультурной деятельности.

Образование как социальное явление - это относительно самостоятельная система, функцией которой является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированная на овладение определенными знаниями (прежде всего научными), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых, в конечном счете, определяется социально-экономическим и политическим строем данного общества и уровнем его материально-технического развития. Человек с момента рождения принадлежит к той или иной социальной группе, оказывается в определенных отношениях с собственностью, а, следовательно, и с законами производства и распределения материальных благ, пользуется соответствующими юридическими правилами в конкретной системе семейных и трудовых связей.

2. Основные виды образования

Система образования структурирована и по иным принципам, она включает ряд звеньев: систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам.

Что касается дошкольного образования, то социология исходит из того, что основы воспитанности человека, его трудолюбия, многие другие нравственные качества закладываются еще в раннем детстве.

В целом значение дошкольного воспитания недооценивается. Слишком часто упускается из виду, что это чрезвычайно важная ступень в жизни человека, на которой закладывается первооснова личностных качеств человека. И суть не в количественных показателях `охвата` детей или удовлетворения желаний родителей.

Детские сады, ясли, комбинаты - не просто средство `присмотра` за детьми, здесь происходит их умственное, нравственное и физическое развитие. С переходом к обучению детей с 6 лет детские сады столкнулись с новыми для себя проблемами - организацией деятельности подготовительных групп, чтобы дети могли нормально входить в школьный ритм жизни, иметь навыки самообслуживания.

С точки зрения социологии особую значимость приобретает анализ ориентированности общества на поддержку дошкольных форм образования, на готовность родителей прибегать к их помощи для подготовки детей к труду и рациональной организации своей общественной и личной жизни. Для познания специфики этой формы образования особо значима позиция и ценностные ориентации тех людей, которые занимаются с детьми - воспитателей, обслуживающего персонала, - а также их готовности, понимания и стремления выполнить возлагаемые на них обязанности и надежды.

В отличие от дошкольного образования и воспитания, которое охватывает не каждого ребенка, средняя общеобразовательная школа нацелена на подготовку к жизни всего без исключения подрастающего поколения. В условиях советского периода, начиная с 60_х годов, осуществилась реализация принципа всеобщности полного среднего образования с целью обеспечения молодежи «равного старта» при вступлении в самостоятельную трудовую жизнь.

В новой Конституции РФ такое положение отсутствует. И если в советской школе из-за требования дать каждому молодому человеку среднее образование процветали процентомания, приписки, искусственное завышение успеваемости, то в российской школе растет число бросивших школу (по данным экспертов, в 1997 г. не училось 1,5-2 млн. детей), что со временем скажется на интеллектуальном потенциале общества.

Но и в этой ситуации социология образования по-прежнему нацелена на изучение ценностей общего образования, на ориентиры родителей и детей, на их реакцию на внедрение новых форм образования, ибо окончание общеобразовательной школы оказывается для молодого человека одновременно и моментом выбора будущего жизненного пути, профессии, рода занятий.

Останавливаясь на одном из вариантов, выпускник школы тем самым отдает предпочтение тому или иному виду профессионального образования. Но что движет им в выборе траектории своего будущего жизненного пути, что влияет на этот выбор и как он изменяется в течение жизни - это одна из важнейших проблем социологии. Особое место занимает исследование профессионального образования - профессионально-технического, средне специального и высшего.

Профессионально-техническое образование самым непосредственным образом связано с потребностями производства, с оперативной и сравнительно быстрой формой включения молодых людей в жизнь. Оно непосредственно осуществляется в рамках крупных производственных организаций или государственной системой образования. Возникнув в 1940 году как фабрично-заводское ученичество (ФЗУ), профессионально-техническое образование прошло сложный и извилистый путь развития.

Несмотря на различные издержки (попытки перевести всю систему на сочетание полного и специального образования в подготовке необходимых профессий, слабый учет региональных и национальных особенностей), профессионально-техническая подготовка остается важнейшим каналом получения профессии. Для социологии образования важны знание мотивов учащихся, эффективность обучения, его роли в повышении квалификации и реального участия в решении народнохозяйственных проблем.

Вместе с тем социологические исследования и в 70-80_х годах, и в 90_е годы по-прежнему фиксируют сравнительно невысокий (а по ряду профессий низкий) престиж этого вида образования, ибо ориентация выпускников школы на получение высшего, а затем средне специального образования продолжает преобладать.

Что касается среднего специального и высшего образования, для социологии важны выявление социального статуса этих видов обучения молодежи, оценка возможностей и роли в будущей взрослой жизни, соответствие субъективных устремлений и объективных потребностей общества, качество и эффективность подготовки. В 1995 году 27 млн. молодых людей в возрасте от 12 до 22 лет учились, из них 16 % были студентами вузов и техникумов.

Особо остро стоит вопрос о профессионализме будущих специалистов, о том, чтобы качество и уровень современной их подготовки отвечали реалиям сегодняшнего дня. Однако и исследования 80_х, и исследования 90_х годов показывают, что в этом отношении накопилось немало проблем. Продолжает оставаться, как свидетельствуют результаты социологических исследований, невысокой устойчивость профессиональных интересов молодых людей. По исследованиям социологов до 60 % выпускников вузов меняют свою профессию.

3. Функции образования

Социальные функции системы образования

Ранее говорилось о том, что образование связано со всеми сферами общественной жизни. Реализуется эта связь непосредственно через личность, включенную в экономические, политические, духовные, иные социальные связи. Образование является единственной специализированной подсистемой общества, целевая функция которой совпадает с целью общества.

Если различные сферы и отрасли хозяйства производят определенную материальную и духовную продукцию, а также услуги для человека, то система образования «производит» самого человека, воздействуя на его интеллектуальное, нравственное, эстетическое и физическое развитие. Это определяет ведущую социальную функцию образования - гуманистическую.

Гуманизация - объективная потребность общественного развития, основной вектор которого - направленность на человека. Глобальный технократизм как метод мышления и принцип деятельности индустриального общества дегуманизировал социальные отношения, поменял местами цели и средства.

В нашем обществе человек, провозглашавшийся как высшая цель, на деле был превращен в «трудовой ресурс». Это нашло отражение в системе образования, где школа свою главную функцию видела в «подготовке к жизни», а под «жизнью» на поверку оказывалась трудовая деятельность. Ценность личности как неповторимой индивидуальности, самоцели общественного развития была отодвинута на дальний план. Ценился прежде всего «работник». А поскольку работника можно заменить, отсюда возник антигуманный тезис о том, что «незаменимых людей нет».

В сущности получалось, что жизнь ребенка, подростка - это еще не полноценная жизнь, а только подготовка к жизни, жизнь начинается с вступления в трудовую деятельность. А что же с завершением ее? Не случайно в общественном сознании складывалось отношение к старикам, инвалидом как к неполноценным членам общества. К сожалению, в настоящее время ситуация в этом плане не улучшилась, приходится говорить о нарастании дегуманизации общества как реальном процессе, где утратилась уже и ценность труда.

Рассматривая гуманистическую функцию, следует сказать о том, что это понятие наполняется новым содержанием. Гуманизм в его классическом, антропоцентристском понимании в современных условиях ограничен и недостаточен, не соответствует концепции устойчивого развития, выживания человечества. Сегодня человек рассматривается как открытая система с позиций ведущей идеи конца второго тысячелетия - идеи коэволюции.

Человек не центр Вселенной, но частица Социума, Природы, Космоса. Поэтому правомерно говорить о неогуманизме. Если обратиться к различным звеньям системы образования, то с наибольшей полнотой неогуманистическая функция призвана реализовываться в системе дошкольного воспитания и в общеобразовательной школе, причем в наибольшей степени - в младших классах. Именно здесь закладываются основы интеллектуального, нравственного, физического потенциала личности.

Как показывают последние исследования психологов и генетиков, интеллект человека на 90 % сформирован уже к 9_летнему возрасту. Но здесь мы сталкиваемся с явлением «перевернутой пирамиды». Как раз эти звенья в самой системе образования рассматриваются как неосновные, а на первый план (по значимости, финансированию и т. д.) выходят профессиональное, среднее и высшее образование.

В результате социальные потери общества велики и невосполнимы. Для решения проблемы необходимы: преодоление предметоцентристского подхода в образовании, прежде всего в общеобразовательной школе; гуманитаризация и гуманизация образования, включающие наряду с изменением содержания образования и изменение отношений в системе учитель - ученик (от объектных к субъектно-объектным).

Формирование образовательных общностей, связанных включенностью в образовательные процессы и ценностным отношением к образованию, и их воспроизводство.

Гомогенизация общества через организованную социализацию индивидов - привитие сходных социальных характеристик во имя целостности общества.

По мере того, как в обществе все большее количество достижимых статусов обусловлено образованием, все более зримой становится и такая функция образования, как активизация социальных перемещений. Образование во всем мире закономерно становится главным каналом социальных перемещений, как правило восходящих, ведущих индивидов к более сложным видам труда, большим доходам и престижу. Благодаря им классовая структура становится более открытой, социальная жизнь - более эгалитарной, а неблагоприятные различия в развитии разных социальных групп реально смягчаются.

Социальная селекция. В образовании индивиды разводятся по потокам, предопределяющим их будущий статус. Формальное обоснование этого - уровень способностей, для выявления которого используются тесты. Но тесты содержат определенный культурный контекст, понимание которого зависит от соотношения доминантной культуры (на которой построены тесты) и культурных особенностей микросреды первичной социализации обучаемого. Чем больше дистанция между этими культурными типами, тем меньше внимания от учителя получает ученик и тем вероятнее, что он не справится с тестом. Образовательная карьера индивида, таким образом, во многом обусловлена социальным положением его родителей.

Воспроизводство тех социальных классов, групп и слоев, принадлежность к которым обусловлена образовательными сертификатами. Школа дает индивидам неодинаковое образование, неравное развитие способностей и навыков, что подтверждается, как правило, сертификатами установленных образцов и является условием занятия соответствующих мест в системах разделения труда (и социальной стратификации).

Замещение родителей, социальная поддержка учащихся на период пребывания их в стенах образовательного учреждения. Ради нее создаются специализированные организационные и ролевые структуры, напоминающие семейную обстановку. В выполнении этой функции образование и особенно допрофессиональная школа воспроизводит культурные стереотипы и ролевую дифференциацию, присущие семье.

Функции образования в производственно - экономической сфере

Формирование профессионально-квалификационного состава населения. С количественной точки зрения система образования отвечает за воспроизводство профессионально-образовательного состава населения. На практике оно колеблется между перепроизводством и недопроизводством. Обе крайности негативно влияют на профессиональную структуру, вызывают приток в профессию людей без соответствующей подготовки, массовую практику обучения профессии `на месте` без научных основ и творческих навыков.

Они разрушают профессиональную культуру, делают неясными отношения внутри групп и между ними, вносят непрофессиональные критерии в оценивание людей, усиливают роль приписываемых статусов в социальном продвижении индивидов. Качественная сторона отражает формирование производственных свойств работников и связана во многом с профессиональной школой. Но те же свойства непосредственно развиваются в трудовой деятельности, в общеобразовательной подготовке, где формируется творческий и нравственный потенциал работника.

Его производительность и инновационная активность несколько повышается с ростом общего образования. Превышение образовательного уровня над требованиями рабочего места играет позитивную роль в производстве, создает резерв творческого потенциала личности, квалификационного и социального продвижения человека. В неидеальной ситуации это же обстоятельство усиливает противоречие между притязаниями обладателя избыточного образования и ожиданиями окружающих людей, может вести к конфликту.

Формирование потребительских стандартов населения. Роль образования в экономике шире производственных аспектов. Она проявляется в потреблении благ, информации, культурных ценностей, природных ресурсов. Эта функция всегда свойственна образованию, достаточно вспомнить библейские заповеди об умеренности потребления или предписания русского Домостроя. Она же определяет главное содержание неформального образования, протекающего в семье или конструируемого СМИ.

Образование может привносить в материальные потребности людей рациональные стандарты, содействовать становлению ресурсосберегающей экономики, а также стабильной и благоприятной среды человека. В условиях рынка такая функция противостоит интересам бизнеса, хотя она и в большей степени соответствует национальным интересам.

Привлечение экономических ресурсов. Источники ресурсов различны: от госбюджета до частных инвестиций. По сути, они представляют заказчика и неизбежно отражаются на содержании и формах образования. Опора на госбюджет рождает унификации, а ориентация на деловые круги или спонсоров усиливает автономию образовательных структур. Частичный перевод школы на местный бюджет вызвал активную разработку в содержании образования регионального и местного компонентов.

Внутреннее распределение экономических и иных ресурсов. Уполномоченные на то структуры образования распределяют средства между регионами, отдельными подсистемами и учреждениями, видами деятельности, должностями.

Это распределение подчас усиливает социальное неравенство, закрепляет отставание групп из-за того, что некоторые подсистемы образования недополучают ресурсы. В Российской Федерации часть сельских детсадов после перевода на местный бюджет закрывается или не обеспечивает должный уровень образования. Дети без дошкольной подготовки неспособны осваивать программы начальной школы и попадают в классы коррекции. Нужно ли комментировать личностные и социальные последствия такой ситуации?

Система образования способна модифицировать экономические стимулы и вносить такие поправки в практику финансовой поддержки, которые влекут изменение социально-экономического статуса ее участников. Так или иначе, процесс распределения ресурсов в образовании всегда обусловлен его социальной организацией. Социальная обусловленность даже более существенна, чем экономическая, ведь экономические критерии здесь почти не имеют прямого применения. На первом плане критерии, являющиеся нормативным продуктом соглашения профессиональных групп (или чиновников) данной отрасли.

Система образования нередко действует вопреки здравому смыслу. К примеру, система педобразования в СССР осуществляла выпуск учителей в заведомо завышенных объемах (2,8 раза), что сдерживало рост доходов учителей, решение жилищных проблем, техническое перевооружение школы. Оправданием служило следствие этой же практики - высокая профессиональная текучесть учителей.

Функции образования в сфере культуры

Воспроизводство социальных типов культуры. Образование придает знанию технологичность, конструктивные формы, благодаря которым становится возможным его систематизировать, компоновать, транслировать и накапливать в возрастающих объемах. Передача знания и опыта становится динамичной, массовой, открытой. Но объектом передачи становятся не все, а избранные (в соответствии с заказами) типы культуры, например, доминантная, школьная, профессиональные.

Инновация в сфере культуры осуществляется через школу избирательно. Общественная система образования транслирует лишь часть инноваций, достигнутых в культуре. Принимаются инновации из русла доминантной культуры, не несущие опасности для целостности данной социальной организации (стабильности ее управленческих структур). В отношении других инноваций, даже прогрессивных, система образования может служить своеобразным заслоном.

Формирование и воспроизводство общественного интеллекта (менталитета, определенных отраслей и социальных технологий интеллектуальной деятельности) включает в себя положения, сформулированные еще Дюркгеймом: распространение существенных знаний через обучение, привитие индивидам познавательных навыков. Система образования стала многоотраслевым комплексом, ее цель - не просто передача знаний и развитие личности, но интеллектуальное сопровождение развития общества.

Ряд исследователей утверждают, что у этой функции - ключевая роль в темпах прогресса цивилизации в ближайшем будущем. Она уже превратилась в фактор мирового соперничества. Транснационализация образования - средство геополитики. Мировые лидеры стремятся контролировать образовательные комплексы в разных зонах мира, передавая свои образовательные технологии или иные модели, специально разработанных для других стран.

Так в общественном интеллекте возникает зависимость реципиента от донора, гарантирующая донору превосходство и источники отложенной и непосредственной прибыли. Страны с давними традициями в своих системах образования тоже могут стать реципиентами в периоды кризисов, когда государство и общество отчасти теряют контроль над концептуальным развитием системы образования и обеспечением ее нужными кадровыми, информационными, технологическими ресурсами.

Функции образования в социально-политической сфере

Формирование личности - один из жизненно важных интересов государства и групп, поэтому обязательным компонентом образования являются правовые нормы и политические ценности, отражающие политические интересы групп, которые диктуют направление развития в данном обществе и стремятся к контролю над школой.

Привитие образовательным общностям приемлемых (разделяемых) правовых и политических ценностей и норм, способов участия в политической жизни характерно для государственного образования, но проявляется и в сфере неформального образования. Вряд ли есть примеры, когда бы институт образования не противодействовал проявлениям правовых или политических девиаций. Любой политический строй начинает с того, что борется за старую школу или создает новую. Осознание этой функции неизбежно приводит к идеологизации содержания образования.

В этом смысле формальное образование обеспечивает поощрение законопослушного правового и политического поведения, а также воспроизводство государственной (доминантной) идеологии. Социальные группы - носители альтернативных политических ценностей, стремятся учредить свою школу, либо внедрить в уже существующую свои правовые нормы и политические ценности. Система образования не бывает идеологически нейтральной, в ней всегда утверждается идеологический контроль в явной форме парткомов или в неявной - в установках на деполитизацию, в кадровой политике, в учебных планах, рекомендуемых учебниках и т. д.

В национально-государственной организации социума школа целенаправленно формирует ориентации населения во внешнеполитическом пространстве. Этносоциальный тип культуры обусловливает содержание образования, подчеркивая в нем ведущие интересы данного этноса. Так школа осуществляет содействие патриотизму.

В исследовательском и практическом планах определение функций образования служит выработке универсальной системы измеряемых параметров развития института образования и его влияния на общество. Вслед за определением функций предстоит оценить, насколько соответствуют им сложившиеся структуры в системе образования.

4. Проблемы социологии образования

Молодежь вступает в жизнь - трудовую, общественно-политическую, имея, как правило, среднее образование. Однако оно очень серьезно различается по качеству. Значительные различия зависят от социальных факторов: в специализированных школах с углубленным изучением отдельных предметов оно выше, чем в обычных массовых; в городских школах выше, чем в сельских; в дневных выше, чем в вечерних (сменных). Эти различия углубились в связи с переходом страны к рыночным отношениям.

Появились элитные школы (лицеи, гимназии). Система получения образования явно становится одним из показателей социальной дифференциации. Желаемое разнообразие в образовании оборачивается социальной селекцией с помощью образования. Общество переходит от сравнительно демократической системы образования, доступной представителям всех социальных групп, открытой для контроля и воздействия со стороны общества, к селективной, элитарной модели, исходящей из идеи автономности образования как в экономическом, так и в политическом аспекте. Сторонники этой концепции полагают, что образование - такая же сфера предпринимательской деятельности, как производство, коммерция, и поэтому должна функционировать так, чтобы приносить прибыль.

Отсюда неизбежность внесения платы за образование учащимися, использование различных систем для определения уровня интеллектуального развития или одаренности. Возможность платить и личная одаренность - таковы струны, из которых плетется сито селекции, со все уменьшающимися ячейками по мере продвижения к вершине образовательной, а затем и социальной пирамиды.

Аналогичные процессы происходят в средней школе, хотя там имеются свои специфические особенности. Ситуация сейчас такова, что, сломав старую систему среднего образования и не создав новую, общество попало в очень затруднительное положение. Отказ от деятельности детских общественных организаций, нищенское положение учителя привели к тому, что образование потеряло почти все ориентиры, не обретя новых.

В этих условиях подрастающее поколение лишено устойчивых нравственных идеалов и ничего не получило взамен. Этот процесс усугубляется попытками коммерциализации школы, что отнюдь не всегда сопровождается повышением качества обучения. Об этом свидетельствуют серьезные конфликты между родительской общественностью и организаторами новых форм образования.

В целом оптимум сочетания общеобразовательной и профессиональной подготовки еще не найден. После серьезной критики, обнажившей многие пороки, уже не соответствующие духу времени стандарты и правила, общее и профессиональное образование становится гораздо более гибким, чем это было до сих пор. Но его роль и ответственность в подготовке квалифицированных работников еще далеки от необходимого уровня.

Профессиональное образование - важный этап в гражданском становлении личности, в ее гармоническом развитии. Непонимание объективно необходимой связи развитости и профессионализма порождает не только схоластические споры относительно `противоречия` того и другого, но и серьезные ошибки в практике работы с молодежью, когда овладение профессиональными знаниями и навыками в той или иной форме противопоставляется общегуманитарной культуре. В результате возникают либо пресловутые `технократические перекосы`, либо попытки формировать гуманитарную культуру человека в отрыве от жизни, от труда и общественной практики.

Особое место в обогащении интеллектуального потенциала страны принадлежит высшей школе. Однако изменения и в содержании, и в направлениях, и в структуре ее деятельности происходят очень медленно. Данные социологических исследований свидетельствуют, что студенты и педагоги высоко оценивают возможность творчества, ратуют за увеличение доли самостоятельной работы, совершенствование форм экзаменов, расширение их участия в управлении вузом, поддерживают развитие конкурсной системы аттестации всех кадров. Вместе с тем к середине 90_х годов высшая школа вошла в жесточайший кризис, из которого далеко не все вузы имеют возможность с достоинством выбраться.

Школа сейчас стоит перед непростым выбором - найти оптимальные пути своего дальнейшего развития. Оценка происходящих изменений неоднозначна, ибо в общественном настроении, общественном мнении имеются самые различные, в том числе и диаметрально противоположные, точки зрения. Однако предложения и суждения, какими бы противоречивыми по существу они ни были, отражают глубокую заинтересованность людей в обеспечении и дальнейшем наращивании духовного потенциала общества.

Наряду с воспитанием уважения к труду и профессиональной ориентацией существенную роль в становлении личности играют гуманизация образования, развитие самоуправления, выработка у молодежи практических навыков к организаторской и общественной работе.

На сознание и поведение молодых людей большое влияние оказывает механизм управления учебным заведением. Строгое соблюдение норм и принципов демократии, законности, справедливости, гласности еще в годы учения становится для них своеобразным эталоном, с которым они в дальнейшем сверяют свой жизненный путь.

Однако стиль работы директора (ректора), педагогических и ученых советов, классных руководителей, наставников далеко не всегда содействует развитию и закреплению позитивного социального опыта молодежи, недостаточно противостоит проявлениям нигилизма, индифферентности, равнодушия к общественным делам, равно как и демагогии, анархическим действиям.

Велика роль и различных форм связи учащихся со своими сверстниками в зарубежных странах. Встречи на международных конференциях, переписка, туристские поездки способствуют формированию у молодежи солидарности, приобретению навыков гражданского общения, невзирая на имеющиеся различия.

Система образования еще плохо формирует высокие духовные запросы и эстетические вкусы, стойкий иммунитет к бездуховности, «массовой культуре». Роль обществоведческих дисциплин, литературы, уроков по искусству остается незначительной. Изучение исторического прошлого, правдивое освещение сложных и противоречивых этапов отечественной истории слабо сочетаются с самостоятельным поиском собственных ответов на вопросы, которые выдвигает жизнь.

Но несомненно, что историческое сознание в сочетании с национальным самосознанием приобретает решающую роль в гражданском поведении учащейся молодежи. Информационная революция побуждает к непрерывному пополнению знаний. Правда, они не имеют однородной структуры. Всегда есть ядро - те знания, что ложатся в основу наук, и периферия, где идет процесс накопления и обновления, который не обесценивает основной капитал. Для всех эффективно работающих специалистов, ученых, добившихся успехов, как показывает их жизненный опыт, главными были два условия: прочная фундаментальная база знаний и потребность учиться, уважение общества к тем, кто жаждет знаний.

Совершенствование народного образования немыслимо без измерения той ситуации, в которой находится учительство, значительная часть педагогического корпуса.

Если придерживаться формальных критериев - наличия специального образования, стажа работы и т. п., то большинство педагогов отвечают своему назначению. Но если оценивать их деятельность по существу, надо признать, что многие из них отстали от требований времени.

Основная группа педагогов - женщины, хотя давно стало очевидным, что в воспитании мальчиков, юношей (да и девочек) школа испытывает острую нехватку «мужского влияния». Хотя за последнее время существенно повышена зарплата учителей, средние размеры заработка у работников народного образования все еще намного ниже, чем у рабочих и инженерно-технических работников промышленности и строительства, да и в сравнении со средней заработной платой в стране.

Как показали специальные обследования сельских учителей, большинство из них в материально-бытовом отношении обеспечены значительно хуже других сельских специалистов. Учителя нередко отвлекаются от выполнения педагогических обязанностей для выполнения различных, не связанных с ними заданий. В результате бюджет времени учителя оказывается крайне напряженным, и очень мало его остается на самообразование.

Многие педагоги слабо представляют себе процессы, происходящие в обществе, и в частности в молодежной среде. Поэтому их работа идет без должного «прицела». Не избавлены они от нравственного падения, перерождения: отдельных педагогов, руководителей учебных заведений уличают в поборах с учащихся и их родителей, в различных незаконных махинациях, пьянстве.

Формирование педагогических кадров связано со спецификой их труда. Оно органически не приемлет ущемления их прав и авторитета, не терпит и отвергает барски высокомерное отношение к ним. Упорядочение режима труда и отдыха педагогов - тоже необходимая предпосылка их гражданского и профессионального роста. Улучшения требуют жилищно-бытовые условия преподавателей. Несмотря на предоставленные им льготы, обеспечение их жильем, медицинской помощью, новой литературой остается открытым вопросом.

И если в заключение этой темы упомянуть некоторые проблемы материально-технического и финансового обеспечения, то можно утверждать, что господство остаточного принципа свело на нет всякие возможности сделать действенный рывок в качественно новом подходе к нуждам народного образования. Очевидно, что в ситуации, когда финансирование народного образования отстало в несколько десятков раз от финансирования в индустриально развитых странах, надо решительно менять позиции.

Школа серьезно отстает в насыщенности оборудованием, компьютерной техникой, материалами и тем самым ставит своих воспитанников в положение, когда они не могут выступать полноценными участниками соревнования на информационном поле.

Одна из функций народного образования - стимулирование самообразования, самоподготовки, постоянной жажды знаний. Самообразование, самостоятельное приобретение знаний и навыков отнюдь не исчерпывается школьной системой. Конечно, школа может и должна давать человеку навыки самостоятельной работы с книгой, документом и т. п.

Но самообразование строится на базе общего и профессионального образования, а не взамен его. Новые технические и информационные возможности учебного телевидения, кассетной видеотехники, персональных компьютеров, дистанционного обучения предстоит еще широко использовать для нужд самообразования. Судьба новых поколений все больше определяется общей культурой человека: развитостью логического мышления, языковой, математической, компьютерной грамотностью.

Актуальным продолжает оставаться соединение обучения с производительным трудом. Благодаря этому не только приобретаются трудовые навыки, привычка к труду, открываются возможности применения в трудовой деятельности знаний основ наук, но и осознается общественная значимость производительного труда. Вне такого осознания выполнение учащимися трудовых функций оказывается, по словам А.С. Макаренко, «педагогически нейтральным». Люди трудились и трудятся во все времена, но только тогда, когда труд приобретает новое общественное качество, он становится одним из мощных факторов формирования духовного богатства личности.

В условиях рыночных отношений возрастает роль непосредственного участия старшеклассников, учащихся ПТУ, студентов в решении конкретных научно-производственных задач. Опыт многих школ свидетельствует, например, о плодотворных результатах участия подростков в опытно-экспериментальном производстве (особенно в сельском хозяйстве), проверке новых технологий, материалов, приемов труда и т. п.

В средних специальных и высших учебных заведениях поощряется участие молодежи в научно-исследовательской и проектно-конструкторской работе, в выполнении договоров с предприятиями.

В последнее время общественность совместно с работниками народного образования живо обсуждает возможности и перспективы организации школьных кооперативов. И не столько ради укрепления материальной и финансовой базы (хотя и это важно), сколько ради быстрейшего вхождения ребенка в реальную жизнь, в повседневные заботы старшего поколения.

В целом существующая система образования, ее многообразные звенья представляют собой весьма противоречивую картину, в которой позитивные сдвиги еще нередко перемежаются с негативными или неопределенными тенденциями.

По-прежнему остро стоит вопрос о концепции народного образования, его дальнейшем функционировании.

Основной упор делается на содержание образования, на активные способы ввода ребенка в мир как единое целое. Во главу угла ставятся не отдельные школьные предметы, не количество часов на те или иные дисциплины и даже не объем информации, а поиск новых способов организации образования, при которых в сознании ребенка установилось бы как можно больше прямых, личностных связей с мировоззрением.

Именно в этом подлинное богатство, целостность и единство личности, залог ее истинной свободы. И напротив, чтобы управлять человеком, манипулировать им, необходимо расчленить это единство, разорвать его и противопоставить личное - общественному, политическое - нравственному, профессиональное - человеческому. Это с успехом делала авторитарная школа, меняя эти части местами, сталкивая их и устанавливая произвольно их приоритет.

Преодоление инерции общественного сознания в оценке образования, возникающих в нем `перекосов` - дело непростое. Успех здесь определяется прежде всего сдвигами в социально-экономических условиях общества. Но воспитательные усилия школы могут дать значительный опережающий эффект, если в пропаганде профессий, их общественной значимости социальный идеал органически увязывается с интересами людей, социальных и демографических групп населения, если школа работает в этом направлении в тесном контакте с родителями, с общественными организациями.

Понятно, что поиск наиболее рациональных путей обновления всех ступеней народного образования потребует от социологии еще больших усилий по всестороннему анализу реального положения, определения тенденций его развития, а также участия в решении назревших проблем формирования интеллектуального потенциала страны.

Вместе с уже известным переосмыслением школьного образования представляется необходимым проанализировать с мировоззренческой точки зрения современные проблемы школы.

Большинство серьёзных ученых, философов и социологов, приверженцев различных теоретических взглядов, совпадают во мнении, что сегодня человечество находится в переходном периоде, в преддверии новой цивилизации, неся в своем сознании способы мышления и деятельности старой, так называемой техногенной цивилизации, фундаментальную основу которой составляет принцип рациональности и построенная в соответствии с ним характерная картина мира.

Глобальные цивилизационные сдвиги, которые мы сейчас наблюдаем, ставят под сомнение не только само биологическое существование человеческой особи, но и правомерность следования в развитии человечества рационалистическому мировоззрению. Резко увеличивается биосоциальная нагрузка на личность. Образование являясь «культурным орудием», без которого «наша сознательная жизнь и психика, предоставленные природным процессам, являли бы собой хаос и беспорядок», имеет нададаптивный характер, приобщая молодое поколение к культуре вчерашнего и сегодняшнего дня, формируя мировоззрение дня завтрашнего.

Поэтому понятие существования не только имеет биологическое значение, оно подразумевает весь понятийный аппарат человека, способ мышления, воплощающийся в его деятельности, в способах взаимодействия с окружающей действительностью и в определении своего места в ней. Существование как мировоззренческая категория органически вплетается в ткань образовательного процесса школы. «Мы должны не только учить молодое поколение выживанию в экстремальных социально-экономических условиях, но и воспитывать в нем своеобразную культуру существования в мире, в обществе, включенном не только в глобальные «земные», но и космические, вселенские процессы…».

Понятие социализации как функции образования, понимаемое как «процесс и результат включения растущего человека в общество, благодаря усвоению и более или менее активному воспроизводству личностью социального опыта, исторически накопленной культуры…», сегодня должно быть расширено до уровня усвоения и включения личности в общецивилизационное мировоззренческое пространство, где образование является ведущим и определяющим фактором.

Глобальные социокультурные перемены в мире, так называемые цивилизационные сдвиги, все резче обнаруживают несоответствие между сложившейся системой школьного образования и формирующимися общественными потребностями в преддверии новой антропогенной реальности.

Это несоответствие и вызывает в нашей стране время от времени возникающие попытки реформирования общеобразовательной школы. Несмотря на эти попытки, состояние школьного образования многие исследователи склонны оценивать как критическое. Школьный кризис закономерно является отражением социально-экономических процессов, проявляющихся в образовании в следующем:

Ш утрате привычных целей школьного образования;

Ш остром недостатке финансирования;

Ш инертности, присущей всем образовательным системам и обществу в целом.

Но если бы кризис сводился только к данному ряду проблем, его преодоление было бы лишь делом времени и успешности реформирования российского общественного устройства. Однако пристальное внимание отечественных и зарубежных ученых к проблемам образования прежде всего связано с эволюцией мировоззрения человечества, которое в центр научной картины мира ставит человека как части макрокосма. И тогда проблемы школьного образования выходят на первый план, поскольку затрагивают фундаментальные общечеловеческие ценности, требующие цивилизационного подхода к их рассмотрению. К таким проблемам относятся:

· проблема оптимизации взаимодействия личности и социума как поиск баланса между социально-нормативным давлением и стремлением личности к социально-психологической автономии, преодоление противоречивости «потребностей» социального заказа и интересов личности (ученика, учителя, родителя);

· проблема преодоления дезинтегрированности содержания школьного образования в процессе создания и реализации новой социально-образовательной парадигмы, способной стать отправной точкой в деле формирования у ученика целостной картины мира;

· проблемы согласования и интеграции педагогических технологий;

· проблема развития проблемного мышления у учащихся через постепенный отход от монологического общения к диалогичекому на уроке;

· проблема преодоления несводимости результатов обучения в различных типах образовательных учреждений через разработку и введение единых образовательных стандартов на основе комплексного систематического анализа образовательного процесса.

Поиск причин критического состояния школьного образования заставляет многих исследователей обращаться не только к социально-экономическим проблемам конкретного общества, но и к анализу цивилизационного развития, определяющего способ мышления человека, развитость общественных институтов, в том числе и системы школьного образования.

Однако, находясь в преддверии нового тысячелетия, перед лицом новой «антропогенной эры», обыватель смутно представляет природу и сущность цивилизационных процессов, в центре которых он находится.

Поэтому необходимо еще раз обратиться к самому понятию цивилизации и определить значение цивилизационных процессов в природе проблем школьного образования.

Заключение

Образование как социальное явление - это самостоятельная система, функция которой заключается в воспитании и систематическом обучении членов общества, которая ориентируется на овладение определенными научными знаниями, навыками, умениями, нравственно-идейными ценностями, нормами поведения. Содержание образовательной функции определяется политическим и социально-экономическим строением общества, его уровнем материального и технического развития.

В ходе нашей работы нами была достигнута цель - изучить образование как социальную систему.

Для достижения данной цели мы решили следующие задачи:

1. Рассмотрели образование как социальный институт;

2. Ознакомились с основными видами образования;

3. Изучили функции образования (социальные, функции в производственно-экономической сфере, функции в сфере культуры, в социально-политической сфере);

4. Узнали проблемы социологии образования.

Список литературы

1. Батурин В.К. Социология образования: Учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

2. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Социология образования: Учеб. пособие. М.: Гардарики, 2005.

3. Социология образования: Учеб. пособие для вузов / Под ред. А.М. Осипова, В.В. Тумалева. Ростов н/Д: Феникс, 2005.

4. http://www.sisp.nkras.ru (журнал «Современные исследования социальных проблем)

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Социально-экономическая сущность образования. Повышение уровня образования для решения проблем на рынке труда. Функции образования в производственно-экономической сфере. Роль образования для развития трудового потенциала в условиях современности.

    реферат , добавлен 07.04.2017

    Образовательное пространство как сфера социальной работы, средство влияния на различные категории населения. Роль и место социального работника в образовании. Проблемы содержания социального образования. Организационные аспекты социального образования.

    контрольная работа , добавлен 20.11.2008

    Понятие социального образования. Основные направления современного социального образования за рубежом. Современное российское социальное образование, перспективы его развития. Социальная политика и социальная структура общества, социальные отношения.

    реферат , добавлен 15.04.2012

    Особенности и технологии социальной работы в системе образования. Проблемы детей, традиционно находящихся в фокусе внимания социальных служб. Место и роль социального работника в системе образования. Должностные обязанности и функции социального педагога.

    контрольная работа , добавлен 23.12.2013

    Понятие образования как социального института, выполняющего функции подготовки и включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщения его к культуре, его аспекты и уровни. Организационно-правовые формы образовательных учреждений.

    презентация , добавлен 12.11.2014

    Образование как социальная ценность. Образовательные парадигмы в традиционных обществах. Принципы и функции образования как социального института общества. Элементы системы образования России, ее модернизация на основе принципов Болонского процесса.

    реферат , добавлен 18.05.2010

    Социальный институт образования, его функции, теоретические концепции и современные тенденции и проблемы. Основные компоненты образования как социального института. Особенности образования в современном мире. Теоретические концепции о роли образования.

    презентация , добавлен 18.03.2014

    Социальная работа - особый вид социального взаимодействия людей с целью оказания им помощи в социализации и ресоциализации. Исследование сущности современного социального образования, его основных функций и проблем в нынешнем российском обществе.

    контрольная работа , добавлен 11.04.2012

    Понятие и функции социально-культурной сферы. Понимание услуги и продукта как двух разновидностей производимых благ. Проблемы развития здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, образования, социальной защиты населения и направления их решения.

    реферат , добавлен 02.06.2014

    Аспекты проблемы образования в поликультурном мире. Возрастание роли образования в процессе духовного воспроизводства нации. Государственная политика в сфере образования. Представления студентов о ценности высшего образования.

Исторически формальное образование по-прежнему привязано к понятию учебной программы. Можно утверждать, что учебная программа представляет работу в образовательных учреждениях по методикам с определенным тестированием, которое неразрывно связано с процессом учебы. Разработка учебных программ является контрольным механизмом укрепления и воспроизведения получаемых знаний.

Существует также неформальное образование с помощью общения, разговора, диалога или можно создать серьезный патриотический социальный проект , рассматривая его как демократический инструмент, который может помочь в воспитании молодежи.

Таким образом утверждается, что неформальное образование предлагает свободный и демократический механизм, который не может и не должен следовать учебной программе. В самом деле видно, что если неформальное образование принимает учебную программу, то оно по определению перестанет быть неформальным общением.

Однако чисто неформальное общение представляет пока очень редкий опыт, особенно при обсуждении в контексте патриотического социального проекта.

Привязанность к учебной программе

Академическое обучение пытается определить, анализировать и оценивать учебную программу в рамках формального образования. Таким образом, трудно дать абсолютное определение понятия этого сложного и проблематичного понятия.

Имеется три решающих значения для учебной программы в рамках обучения, и они обеспечивают прочную основу понимания для дальнейшего обсуждения. Учебная программа может рассматриваться:

  • как план, состоящий из опыта обучения для школьников, здесь можно охарактеризовать как разработка документа, включая цели, мероприятия, учебные материалы и графики;
  • использование учебной программы как системы или динамических рамок, существующих с целью осуществления, оценки и изменения опыта обучения;
  • использование учебной программы описывается как синоним для области профессионального обучения.

Общее для этих и других описаний учебных программ, можно отметить важное значение взаимосвязи между целями и предметом.

Нынешняя политика образования действительно выступает за строгое и частое тестирование.

Альтернативная точка зрения может быть принята для молодежи и для другой однородной группы, чьи образовательные и культурные потребности имеют мало разнообразия.

Неформальное основано на доверии

Некоторые образовательные философы предлагают взаимную позицию, что получение знаний должно содействовать свободе, деятельности и центральное значение позиции учащегося в этом важном демократическом процессе. Хотя многие теоретики обсуждают демократические знания в формальных условиях и предлагают альтернативные методологии неформального общения.

Философия неформального образования предполагает, что мир полон потенциальных возможностей в области получения знаний, действительно большая часть знаний приобретается не в школе, а в жизни. Неофициальный педагог выступает в качестве посредника или советника с этими возможностями. То есть, педагог являются помощником в процессе обучения людей, а не мастером обучающим других.

Общение занимает центральное место в работе неофициального педагога, но почему это так?

Во-первых необходимо понимать, что разговор неофициального педагога является отличительной формой разговора, это диалогическая попытка добиваться понимания. Диалог должен быть как двусторонний разговор, в котором обе стороны имеют степень равенства. Разговорный или диалогический подход требует также определенных характеристик, чтобы инициатива присутствовала в обеих сторонах. Таким образом, неофициальный разговор привлекает ее участников и получение знаний происходит спонтанно, когда преподавание как бы не происходит. Этот метод не является современным явлением, диалогический разговор был излюбленным методом преподавания для греческого философа Сократа.

Во-вторых разговор предлагает ситуацию, где каждый человек имеет эффективное равенство шансов принять участие в непринужденном диалоге. Во взаимном доверии, уважении, готовности прислушиваться и рисковать мнением является основополагающим в диалогических разговорах и, таким образом, ключом к работе неформального общения.

Неформальные знания являются мощным регулирующим идеалом, который может ориентировать нашу практическую и политическую жизнь. Сразу же можно наблюдать потенциальный конфликт между традициями неформального и формального образования. Конфликт на основе концепции власти. Разговор занимает центральное место в работе неформального образования, поскольку он содействует развитию демократии и позволяет отдельным лицам и группам оспаривать социальную гегемонию и решать их права, поэтому разговор можно рассматривать как расширение прав и возможностей. Учебная программа, с другой стороны, контролирует власть и ограничивает свободу личности, бросая вызов нынешней социальной гегемонии. И наконец неформальное образование предполагает, что измерение знаний в оценках ненужное, вредное и контрпродуктивное. Истинное измерение нельзя достичь, так как неофициальный педагог будет иметь только ограниченное понимание последствий опыта. По этой причине измерения (выставление оценок) не принимаются и не практикуется неофициальным воспитателем.

Смешивание теорий

Почти дихотомическая (деление надвое) линия существует между теориями формального и неформального образования. Неформальное образование существует, по большей части, в мире учебных программ и часто методы неофициального воспитателя должны адаптироваться и разбавляться для того, чтобы дать качественные знания. Это разбавление особенно наглядно проявляется в сфере работы с молодежью.

Молодежная работа, главным образом, это не неформальное образование, и представляет один из элементов комплекса.

Через учебную программу, формальное общение существует как средство социального контроля, в то время как разговор и диалог неофициального педагога промульгирует демократию и позволяет расширять права и возможности обучаемых.

Исследования междисциплинарной теории и практики социальной ответственности определили принципы видения обучения:

  • философские, исторические и социальные основы исследования молодежи и образования с акцентом на социальную ответственность в различных общинах;
  • интегрированный учебный план обеспечивает связь между теорией и практикой;
  • плюралистический подход к педагогике исследует несколько возможных этапов обучения;
  • участие в образовательных социальных проектах признает значимость школы/колледжа и партнерство государственных, национальных и международных обязательств.

    Преподаватели стремятся к непрерывному обучению, профессионализму, творческим продуманным действиям и стремлению к интеллектуальному совершенству. Они поддерживают этические размышления и работу учить других и себя уважать в глобальной среде с ограниченными ресурсами. Смотря в будущее и наблюдая изменения на местном, национальном и международном уровнях, необходимо корректировать учебный план, который должен соответствовать меняющимся потребностям молодежи.

Введение

Последние два десятилетия в России стали временем серьезных перемен в области образования. Особую актуальность и значимость приобретает анализ исторического опыта образовательной системы предшествующих веков, который делает возможным осмысление фактов в данной сфере для выработки стратегии в будущем. Развитие социального образования в России характеризуется сложными и противоречивыми процессами, обусловленными воздействием множества различных факторов развития общества. Современная ситуация в России, модернизация различных сфер жизни общества, потребности и интересы личности требуют развития системы образования на базе сочетания традиционных и современных подходов. Одним из таких направлений, сочетающих в себе лучшие традиции гуманизма российской системы образования и воспитания, направленные на решение проблем социальной и профессиональной активности человека, является социальное образование.

Современный этап развития Российской Федерации ставит перед национальным образованием задачу интеграции интеллектуального потенциала нации в мировое сообщество, в котором социальное образование выступает неотъемлемым компонентом духовного, социального, нравственного развития личности, которое важно не только для международной интеграции,но и для развития общества в целом.

Основополагающая задача данной работы-это изучение современной социальной политики Российского государства, её развитие в сравнении с зарубежными странами, с целью рассмотрения перспектив развития социального образования, так как именно эта сфера жизни дает обществу гарантию в социальной защите, оказывает материальную, физическую и духовную помощь нуждающимся слоям населения.

Понятие социального образования

Как в нашей стране, так и за рубежом система высшего образования складывалась традиционно, включая в себя вначале богословское и гуманитарное, затем естественнонаучное и инженерно-техническое образование. В последние десятилетия из этой системы выделились - экономическое, информационное и уже на наших глазах социальное образование. Безусловно, становление, оформление новых отраслей знания, образования нельзя понимать прямолинейно: это следствие сложных процессов взаимодействия? дифференциации, интеграции, ассимиляции в области науки, образования, религии, культуры, всей духовной сферы человеческого общества.

То есть социальное образование интегрирует в себе совокупность знаний в области философии, психологии, социологии, педагогики, истории, биологии, физики, математики, экономической теории т. д. Столь широкий сегмент определяется содержанием социального образования, которое, по мысли В. И. Жукова, ? «социальный феномен, обусловленный потребностями становления и развития конкретной личности и общества в целом». То есть социальное образование, система социальных знаний «отвечает» за все проблемы, существующие в человеческом обществе и касающиеся самого человека. При этом социальное образование не охватывает все сферы жизнедеятельности, а имеет узкое направление.

Социальное образование определяется «как система подготовки кадров для нужд «третьего сектора» (С.И.Григорьев); часть общего и любого вида профессионального образования (Е.И.Холостова); подготовка специалистов для учреждений социальной сферы, обучение социальным наукам, привитие навыков воспитания (И.М.Лаврененко). Вместе с тем ученые подчеркивают, что социальное образование направляется на формирование личности, способной к самореализации в социальной сфере, к осуществлению всех компонентов интегративного образовательного процесса, к выполнению функций и профессиональных ролей специалиста социальной сферы (В.И.Жуков)». Отмечается также, что социальное образование предполагает обучение специалистов социальной сферы основным правилам жизнедеятельности человека в обществе, освоение социальной культуры, формирование социального мышления и действия, культуры социальных чувств и культуры социальной организации. Подчеркивается роль социального образования для развития творческой инициативы, самостоятельности, конкурентоспособности, мобильности будущих специалистов социальной сфере, адекватных представлений о процессах, происходящих в современном мире, специфике интересов и поведения разных социальных групп.

Учеными выделяется социальная функция социального образования, которая заключается в социализации личности в процессе профессиональной деятельности, а также культурная функция, направленная на развитие способностей будущего специалиста социальной сферы и преобразование социальной действительности. К стратегиям социального образования относят:

с универсализацию;

с свободу выбора;

с инновационное изменение среды и региональной инфраструктуры;

с участие в становлении гражданского общества.

«Цель социального образования выражается в подготовке специалистов, готовых к разработке и апробации технологий социальной интеграции личности в общество, социальной экспертизы проектов в социальной сфере, социального менеджмента учреждений и организаций. Выделяются основные задачи социального образования: профилактика социальных проблем; разработка и внедрение инновационных технологий личностной реализации; реализация социальных технологий в социальных учреждениях и др. В числе главных задач социального образования выделяют установление «баланса» потребностей человека и общества, что достигается выдвижением приоритетных ценностей в виде соблюдения интересов человека».

В ходе специальных исследований феномена социального образования и его значимости для решения задач повышения профессионализма специалистов по социальной работе выделяют виды и уровни социального образования:

Неформальное социальное образование представляет собой совокупность разрозненных практических сведений о мире, полученных вне рамок формального образовательного процесса в течение всей своей жизни;

Формальное социальное образование связано с целенаправленной образовательной деятельностью, организуемой в системе профессионального образования и во многом определяет уровень социализации человека, его готовность к самостоятельному функционированию в профессиональной деятельности.

Социальное образование.

Профессиональная деятельность в области социальной работы включает в себя педагогическую составляющую, которая реализуется через систему образовательной подготовки.

Образование относится к числу фундаментальных ценностей современного глобального общества, ориентированного на социальное и культурное развитие человека, соответствие его образовательно-профессионального уровня потребностям общественного производства.

В настоящее время образование претерпевает ряд изменений, связанных с тенденцией международной интеграции образовательного процесса. Они обу-

словлены глобализацией профессий, межкультурным обменом между странами, применением новых технологий, изменением образа и стиля жизни людей.

В постиндустриальных странах воплощается концепция интегрального образования (К.Манхейм). Она строится на идее неделимости личности, новый опыт которой соединяется с уже существующими знаниями в процессе непрерывного образования. Следовательно, образование выступает одним из основных социальных факторов, воздействующих на поведение человека и на формирование его личности.

В рискогенном, изменяющемся мире все большее значение приобретает умение людей обеспечивать для себя в конкретном обществе приемлемый уровень и качество жизни. Это достигается путем овладения социальными знаниями и формирования социальных навыков. Фундаментом социального научения человека выступает освоение им особой образовательной области – социальных наук, объединенных междисциплинарными связями. Это социальная антропология, социология, социальная экология, социальная психология и другие науки, которые ориентируются на изучение социальных отношений как на общий объект. Область социального знания, представленная социальными науками, ретранслируется с помощью системы социального образования.

Существует три основных подхода к пониманию содержания социального образования. Согласно первому из них, социальное образование означает подготовку профессиональных кадров для учреждений социальной защиты. Вторая точка зрения определяет социальное образование как обучение, ориентированное на познание закономерностей развития социальной сферы. Третий подход содержит расширительное толкование социального образования как института общества.

Представление об образовании в области социальной работы как об одной из подсистем социального образования приближает ее исследователей ко второй из перечисленных концепций. Становление социального образования в названном качестве в России связано с осознанием в 90-е гг. XX в. в государственном масштабе необходимости научного анализа социальных реалий эконо-мической и социокультурной ситуации и выработки стратегии дальнейшего социального движения, поэтому социальные науки стали уделять больше внимания изучению социальной сферы как пространства развития социальной жизни и социальной работы.

Цель социального образования состоит в осмыслении человеком своего места в мире и в овладении оптимальными способами взаимодействия с ним. Принципами осуществления образовательного процесса в рамках социального образования должны являться его доступность, непрерывность получения, гуманизация и экологизация содержания, формирование у человека социального интеллекта.

Социальное образование выполняет мировоззренческую, воспитательную, социально-политическую, информационную, коммуникативную, экономическую и экологическую функции, которые осуществляются посредством усвоения социальных знаний личностью и применения их в социальной практике. Оно ориентирует общество на создание интеллектуальных предпосылок для социального развития, а личность – на проявление всех ее возможностей и способностей. Результатом социального образования должно быть формирование социального мышления, основанного на ценностях социальной справедливости и индивидуальной свободы.

Cоциальное образование можно представить в виде системы, состоящей из ряда уровней, на каждом из которых рассматривается свой объект. Ее метатеоретический уровень включает изучение общества в целом, его подсистем и места социальной деятельности в его развитии. Общенаучный уровень социального образования сосредоточен на законах развития социальной сферы и соци-ального взаимодействия коллективов и групп. Частнонаучный уровень высшего социального образования позволяет овладеть теоретико-методологическими, общепрофессиональными и специальными основами конкретной социальной специальности. Так, социальное образование в области социальной работы на этом уровне предусматривает изучение проблем ее теории и практики.

Образование в области социальной работы в России развивается в русле мировых тенденций развития образовательного процесса. Это проявляется в интернационализации обучения социальной работе, активном взаимодействии ученых и практиков социальной работы, а также международных организаций в направлении совершенствования подготовки специалистов. Одновременно ре-шается традиционная для российского образования задача обеспечения будущих социальных работников высоким уровнем знаний и профессиональных умений.

Обучение социальной работе в странах Западной Европы и США началось в конце XIX – начале XX вв., причем учреждение первых программ образования в этой области происходило одновременно с формированием социальной работы как вида практической и теоретической деятельности. В России обучение социальной работе в вузах страны связано с моментом институционализации социальной работы как профессии. Специальность «Социальная работа» была утверждена 7.08.1991 г., согласно приказу Государственного комитета СССР по народному образованию «Об открытии специальности «Социальная работа». С этого момента началось взаимосвязанное развитие практики соци-альной работы и образования в данной сфере.

В настоящее время данной специальности обучают в 130 государственных, муниципальных и частных вузах в 75 регионах России, в которых за прошедшие годы подготовлено более 8000 бакалавров, специалистов и магистров социальной работы (91. С.671-673). Кроме того, развивается система среднего профессионального образования в области социальной работы – дипломиро-ванных социальных работников готовят в десятках колледжей и техникумов. Сложился ряд крупных образовательных и научно-методических центров в области социальной работы – Московский государственный социальный университет (МГСУ), Московский гуманитарный университет, Алтайский государственный университет, Пермский государственный университет и др.



В многоуровневой системе подготовки кадров социальной работы можно выделить допрофессиональный уровень (в профориетационных объединениях и школах); уровень базовой профессиональной подготовки (в вузах и средних специальных учебных заведениях); уровень переподготовки и повышения квалификации кадров (в системе ИПК, ФПК и аспирантуры).

Профессиональная подготовка специалистов по социальной работе включает в себя разработку и апробацию стандартов высшего, среднего специального образования и допрофессиональной подготовки, научно-методическое оснащение учебных программ, разработку технологий решения образовательных задач, развитие форм повышения квалификации и профессионального совер-шенствования специалистов и т.д.

Обучение социальной работе в высшей школе осуществляется в различных формах: очной, заочной, вечерней, дистанционной, экстерната и др. Оно включает федеральный (обязательный для всех вузов), региональный компоненты и дисциплины по выбору студентов. Студенты при этом получают фундаментальную социально-гуманитарную, естественнонаучную, общепрофес-сиональную и специальную подготовку.

Социальная работа как учебная дисциплина представляет собой комплексное понятие, включающее в себя многоуровневое систематическое изложение основ теории и практики социальной работы. Ее целью является формирование у обучаемых целостного представления о содержании и направлениях социальной работы, ее инструментарии, технологиях и методах. Интегральный характер социальной работы как профессии обусловливает необходимость мультидисциплинарного характера обучения данной специальности. Для этого основные аспекты социальной работы освещаются в учебном процессе с позиции взаимосвязи идей гуманитарных, естественных и социальных наук как знаний о человеке, его личностном и социальном развитии в гармонии с обществом и природой.

Системообразующим фактором процесса обучения социальной работе является соответствие качеств будущего специалиста целям, задачам и условиям его многофункциональной профессиональной деятельности, поэтому основное значение в обучении социальных работников приобретают их универсальные знания, навыки и принципы. Объем и уровень знаний специалиста определены образовательным стандартом, представляющим собой теоретизированную профессиональную модель социальной работы. Начиная с 1991 г. Учебно-методическим объединением (УМО) вузов России на базе МГСУ, являющимся научным и методическим центром образования в области социальной работы, были разработаны и утверждены два поколения Государственных стандартов высшей профессиональной подготовки специалистов социальной работы. Ныне действующий образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 040101 – социальная работа, формально определяющий требования к знаниям специалиста, был принят в 2000 г.

Положения Госстандарта определяют характер учебного процесса, набор и содержание преподаваемых дисциплин, выдвигают требования к характеристикам, которые требуются от специалистов по социальной работе. К последним относят:

знания, необходимые для организации профессиональной помощи;

навыки анализа конкретных социальных ситуаций;

поддержку базовых общечеловеческих и ключевых профессиональных ценностей;

сформированность и сознательное использование профессиональных и личностных качеств;

дифференцированное применение навыков общения в профессиональных целях;

социальную ответственность;

искреннюю заинтересованность в работе с клиентом;

устойчивую установку на самовоспитание и самообразование;

готовность и умение решать сложные социальные проблемы.

Основные изменения, внесенные обновленным стандартом в состав общепрофессиональных и специальных дисциплин, касаются углубления профессионализации специалиста и гуманизации его обучения. Соответственно, расширен круг объектов и сфер использования специалистов – кроме системы социального обеспечения, они могут работать в системах образования, здраво-охранения, обороны, правоохранительных органов и т.д. Это повышает требования к подготовке социальных работников, к кадровой, материальнотехнической и учебно-методической составляющим учебного процесса.

Совершенствование профессии в современном мире включает две разнонаправленные тенденции: специализацию и универсализацию, что требует интеграции академической подготовки и практической работы, поэтому особо важной частью образования в области социальной работы, формирующей качества студента как личности и квалифицированного специалиста, является практика. Четыре вида практики по социальной работе – ознакомительная, учебная, производственная и преддипломная позволяют студенту развить знания в области социологических, психологических, педагогических и иных основ социальной работы и умения внедрять их в жизнь.

Структурно социальная работа представлена ее специализациями, сформулированными УМО РФ по образованию в области социальной работы и в Государственных стандартах и обусловленными практикой. Выделяют специализации, связанные с универсальным, междисциплинарным характером социальной работы – это организация социальной поддержки, а также социально-экономическая, социально-правовая, социально-педагогическая, социально-психологическая, социально-медицинская помощь. Кроме того, существуют специализации, связанные с частными объектами, подсистемами и видами социальной работы – например, социальная работа с детьми-сиротами, социальная работа в сфере занятости, социальное обслуживание населения.

В настоящее время существуют три ступени высшего образования в области социальной работы со следующими квалификациями – бакалавр социальной работы (4 года обучения), специалист по социальной работе (5 лет обучения), магистр социальной работы (6 лет обучения). Содержание каждого из этих видов профессионального образования построено по принципу до-полнительности, что позволяет студентам переходить от одного из них к другому. На первое место при обучении бакалавра выдвигают его подготовленность к исследовательско-прикладной деятельности, которая может сочетаться с проведением организационно-административной и практической деятельности. Подготовка специалиста носит интегративный, т.е. теоретический, практически-деятельностный, исследовательско-аналитический, научно-педагогический характер. Магистр социальной работы должен быть подготовлен к выполнению задач исследовательского, прогнозно-проектного и информационно-ресурсного характера, поэтому половина времени, отведенного на его подготовку, посвящена научно-исследовательской работе и научно-педагогической практике.

Качество обучения социальной работе с идеальной точки зрения характеризуется наличием интеллектуальных, коммуникационных, технологических и других знаний, умений и навыков в их органическом единстве. Для обеспечения высокого качества образования в области социальной работы необходимо учитывать качество отбора абитуриентов, профессорско-преподавательского состава, научно-методического и материально-технического обеспечения учебного процесса, научного обеспечения содержания образования, организации образовательного процесса, практической подготовки студентов, контроля уровня знаний, духовно-нравственного, социокультурного и физического развития студентов и т.д. С этими аспектами связаны проблемы в области обучения социальной работе, требующие решения.

Представляется, что рост престижа профессии социального работника в российском обществе напрямую связан с развитием новых образовательных программ по социальной работе государством и субъектами федерации. Сейчас в российском обществе наблюдается тенденция к свертыванию программ подготовки социальных работников как экономически невыгодных, в условиях роста финансовых проблем, возникающих перед образованием. В то же время, уровень развития социальной работы продолжает оставаться индикатором ориентированности общества и региона на социальные нужды и решение проблем граждан.

Специалисты говорят о необходимости разработки Комплексной программы подготовки и переподготовки профессиональных социальных работников, обеспечивающей высокое качество образования на основе современных концепций обучения. Она включает создание в России непрерывной системы образования в области социальной работы, куда входили бы ступени начального профессионального образования в средней школе, среднего профессионального образования в колледжах и техникумах, высшего профессионального образования и послевузовского профессионального образования.

Для совершенствования системы образования в области социальной работы требуется реализация следующих подходов:

дифференцированный подход к подготовке специалистов в зависимости от конкретных условий в обществе и регионах;

всеохватывающий подход в территориальном и кадровом отношении: включение в систему подготовки специалистов не только Министерства здравоохранения и социального развития РФ, но и других заинтересованных министерств, а также уровней федерации и регионов, взаимодействующих между собой;

практико-ориентированный подход, предполагающий вовлечение квалифицированных практических специалистов в процесс обучения, в соединении с фундаментальностью обучения;

превентивный подход, требующий при проектировании образования учета тенденций развития системы социальной защиты населения и др.

Эти подходы усиливают обучающую функцию социальной работы, стимулируя появление новых образовательных программ и расширение диапазона использования специалистов в социальной сфере.

Обучение в области социальной работы предусматривает анализ, проектирование и конструирование ситуаций и процессов социальной работы. На лекциях и практических занятиях в вузе осваиваются конкретные теории, научные методы и технологии будущей деятельности. Соответственно, в процессе обучения данной специальности центральным его субъектом должен быть студент, который несет ответственность за результаты своего труда. В свою очередь, преподаватель, находящийся со студентом в непосредственной взаимосвязи, а также административные структуры вуза, обязаны создать условия, благодаря которым возможно личностное и профессиональное саморазвитие студента в образовательном процессе.

Таким образом, социальное образование в области социальной работы представляет собой профессиональное становление личности специалиста. В современном мире оно связано с возникновением потребности в постоянном самосовершенствовании, в выработке умения побуждать себя к непрерывному обновлению знаний. В образовательный процесс российской социальной работы воплощается принятая в современном мире концептуальная идея о воспитании и развитии личности через профессию, особенно актуальная для профессий системы «человек-человек».



Поделиться