Социальное управление как вид управленческой деятельности в обществе. Общее понятие управления

Введение

1. Социология управления как отрасль социологического знания

1.3. Объект и субъект социального управления

2. Социальное управление как система
2.1. Система социального управления
2.2. Социальные системы и их составляющие

3. Социальное управление как процесс
3.2. Стадии и функции социального управления
3.2. Управленческое решение и его типы

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Сегодня в социологии все большее понимание находит идея рассмотрения и общества в целом, и социальных организаций как открытых социальных систем, неотъемлемым всеобщим качеством которых является то, что они являются управляемыми системами, активно взаимодействующими с внешней средой.

Актуальность исследования проблем социального управления в современном обществе особенно возрастает в условиях неустойчивого состояния социальной системы, когда любое незначительное на первый взгляд внешнее воздействие на нее может иметь далеко идущие последствия

Чтобы справиться с кризисом, охватившим все социальные институты, необходимо обратиться к науке управления, значимость которой была ясно осознана еще в 30-е гг. Уже тогда стало очевидным, что деятельность эта превратилась в профессию, а область знании - в самостоятельную науку.

Социология управления составляет одну из смежных дисциплин с менеджментом, а иногда ее даже отождествляют с ним, несмотря на то, что понятие «менеджмент» наряду с социологическими охватывает также экономические, технико-организационные, юридические, психологические вопросы делового предпринимательства.

Сегодня по мере повышения управляемости общественными процессами потребность реализации одной из важнейших функций социологического знания - функции управления, несомненно, возрастает.

Управленческая функция социологии выражается в том, что она является:

а) теоретической основой для выработки управленческих решений и их практической реализации на различных уровнях социального управления;

б) источником социальной информации, необходимой для повседневной деятельности органов государственного управления, разработки текущих и перспективных планов социального развития;

в) научным инструментом выработки социальных показателей и нормативов социальных процессов как объектов социальной политики;

г) средством научного анализа возникающих социальных проблем и конфликтов, их предотвращения и разрешения за счет социальной диагностики, социального планирования, разработки социальных технологий, рекомендаций и предложений;

д) необходимым инструментом социального контроля путем оценки социальных характеристик объектов, замера фактического достижения социальных показателей различных сторон общественной жизни;

е) необходимой дисциплиной в подготовке управленческих кадров в целях формирования у них нового управленческого мышления, нужного нам сегодня для вывода страны из кризиса и превращения ее в процветающее общество.

1. Социология управления как отрасль социологического знания

Современную науку управления принято разделять на два уровня знаний. Первый представлен теориями социального управления, являющимися частью более общих политико-экономических и социально-философских концепций, объясняющих механизм функционирования общества на различных исторических этапах. Второй более конкретен и обеспечивает научно-методическую базу для выработки практических рекомендаций по рационализации труда и совершенствованию управления в виде прикладных теорий организации и управления. Оба уровня основываются на фундаментальных законах и закономерностях общественного развития и социального управления, а также конкретном историческом опыте, отражающем изменения мирового менеджмента.

Фундамент научного менеджмента заложен трудами М. Вебера, Ф. Тейлора, А. Файоля, Г. Эмерсона, Л. Урвика, Э. Мэйо, П. Дракера, Г. Саймона, А. Этциони, Л. Берталанфи, Р. Майлза. Их работы послужили исходной точкой для практических разработок в области «гуманизации труда» и новых форм организации социального управления, а также стали основой специальной управленческой функции, названной управление персоналом, или (что более верно) управление человеческими ресурсами.

1.1. Современное управление и его классификация

С научной точки зрения управление - это направленная координация и организация объекта управления. Данная сфера деятельности возникла в ходе разделения труда. С ее помощью человек воздействует на технологические, экономические и социальные процессы для достижения определенных целей.

Управление многообразно. Характеризуя окружающий мир, исследователи выделяют три компонента - неживую природу, живую природу и человеческое общество. Это позволяет дать укрупненную классификацию процессов управления по его основным классам:

  • процессы управления в неживой природе (в технических системах) называют управлением вещами, что является областью изучения преимущественно технических наук;
  • процессы управления в живых организмах относятся к управлению биологическими системами и являются предметом изучения естественных наук;
  • процессы управления в обществе (в социальных системах) называют управлением людьми или социальным управлением, что относится преимущественно к области социальных наук.

Социальное управление включает два основных подкласса - управление индивидуальной деятельностью человека и управление коллективной деятельностью людей. Важнейшими видами социального управления являются административно-государственное (политическое) управление, управление социально-культурной сферой (духовным производством), управление материальным производством.

Люди как главная производительная сила познают и используют законы природы и общества в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ. Объектами изучения при этом выступают социальные системы, а предметом - система управления различными сферами общества и областями организации социальной жизни. Например, управление общественным производством включает процессы управления народным хозяйством, отраслью, регионом, объединением, предприятием, а также управление внутри каждой социально-экономической системы. Это - уровни управления.

В рамках социального управления выделяют две основные его формы - управление материальными ресурсами и управление человеческими ресурсами. Последнее включает процессы управления социальным развитием, образованием, занятостью, трудом, социальным обеспечением и др. Это - подвиды социального управления.

Таким образом, объектом и предметом теории социального управления как науки выступают социальные системы и системы управления ими. Социальное управление вычленяется из имеющихся трех классов управления (техническими, биологическими и социальными системами) и подразделяется на следующие основные виды: административно-государственное (политическое) управление; управление социально-культурной сферой (духовным производством); управление производственной сферой (материальным производством).

Иными словами, классификация видов социального управления соответствует классификации основных сфер организации общества: политическая - область отношений национальных и межгосударственных, власти и социальных групп; культурная - область духовного производства, распределения и потребления духовных благ; экономическая - область материального производства, распределения и потребления материальных благ.

Каждый вид социального управления включает соответствующие уровни (организация - регион - отрасль - государство) и основные формы (управление материальными и управление человеческими ресурсами), а они в свою очередь - соответствующие подвиды управления.

Понятия менеджмент, администрирование, руководство относятся только к классу социального управления и в этом смысле понятие менеджмент тождественно понятию социальное управление. Различают три основных вида менеджмента: социально-политический, социально-экономический и социально-культурный.

Понятие администрирование наиболее полно соответствует понятию власть, поскольку их основная функция состоит в определении политики той или иной социальной системы, а понятия руководство и менеджмент больше относятся к непосредственному управлению людьми, практической организации объекта социального управления. Иными словами, понятия менеджмент, управление, администрирование и руководство могут рассматриваться как в широком, так и в узком смысле, что наглядно показано в таблице.

В наиболее общем виде процесс социального управления можно разделить на две составные, взаимообусловленные и взаимосвязанные части: административную, областью которой является разработка и определение политики (как системы целей, задач и путей их решения), и собственно управленческую (оперативную, исполнительскую, направленную преимущественно на технологическую и техническую организацию объекта управления).

Связующее звено между двумя частями единого процесса социального управления - непосредственное руководство людьми, обеспечивающее, с одной стороны, разработку и постановку задач, а с другой - их принятие и выполнение. В таком понимании менеджмент выступает как объединяющее понятие всего социального управления, включая его составные части, уровни и звенья.

В соотношении понятий власть и управление второе занимает подчиненное положение, поскольку власть отождествляется прежде всего с администрированием, т.е. политической, руководящей функцией, а управление (в узком смысле) - с исполнительской, оперативной.

Таким образом, менеджмент является процессом планирования, организации, мотивации и контроля, направленным на разработку и достижение целей социальной системы через других людей. Власть представляет собой центральное, организационное и регулятивно-контрольное начало всякой административной деятельности и обладает универсальным свойством всеобщности, т.е. способностью проникать во все виды и формы человеческой деятельности, возникая из самой логики отношений между людьми или социальными группами, обществом и его частями, т.е. субъектами, наделенными сознанием и волей. Общие организационные, регулятивные и контрольные функции власти (экономической, политической, духовной) конкретизируются в различных видах управленческой деятельности, обеспечивающих реализацию поставленных задач и целей.

1.2. Сущность социального управления и его особенности

Социология управления - это специфическая отрасль социологического знания, изучающая социальные основы; динамическую систему и процессы управления, их социальные функции и принципы, особенности управленческих решений" социальные стороны управленческой деятельности, степень иx эффективности в организациях и в обществе, отношения по управлению.

В социологии управления ключевым является понятие «управление», которое в научной литературе рассматривается как элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), функция, которая обеспечивает сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей.

Социологию интересует управление социальными системами, иначе говоря, социальное управление.

Социальное управление в широком смысле слова - управление общностями, а также в определенных пределах - социальными процессами и явлениями; в узком смысле - основанная на определенных принципах деятельность субъекта управления, направленная на постановку перед объектом управления целей, задач и организацию их решения путем использования разнообразных средств, приемов и методов воздействия на него. В отличие от управления в технических и биологических системах социальное управление характеризуется, прежде всего, сознательной постановкой целей, которые дифференцируются в зависимости от уровня и масштабов объекта управления. Так, управление обществом связывается с сохранением его качественной специфики, его стабильным функционированием, совершенствованием и развитием. Управление организацией имеет своей целью, прежде всего, координацию усилий структурных подразделений на решение общих задач и повышение эффективности ее деятельности. На индивидуальном же уровне цель управления заключается в обеспечении условий для наилучшего осуществления работниками своих функциональных обязанностей.

Управление - свойство, внутренне присущее обществу на любой ступени его развития. Оно имеет всеобщий характер и вытекает из системной природы общества, из общественного, коллективного труда людей, из необходимости взаимодействовать, общаться в процессе труда и жизни, обмениваться продуктами своей материальной и духовной деятельности. Важно подчеркнуть, что возникновение управления в обществе имеет трудовой характер. К. Маркс так писал по этому поводу: "Всякий непосредственно общественный или совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, возникающие из движения всего производственного организма в отличие от движения его самостоятельных органов. Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере«’.

Различают стихийное управление, воздействие которого на систему является результатом различных перекрещивающихся сил, массы случайных единичных фактов (например, рынок), и сознательное управление, осуществляемое субъектами управления, в качестве которых могут выступать общественные институтам, организации, отдельные руководители.

Соответственно различают и два механизма управления; стихийный (статистический) и сознательный (структурный). В связи с этим используют два понятия: «управление в обществе» и «социальное управление» (управление в обществе в данном случае равнозначно понятию социального управления в широком смысле слова, в отличие от управления в технических и биологических системах).

Первое понятие («управление в обществе») включает в себя оба механизма управления, а также управление машинами и технологическими процессами. Социальное управление является главной частью управления в обществе. Это - «сознательное целенаправленное управление людьми, сознательными субъектами, с целью направить их деятельность на осуществление целей, желательных для субъекта управления». Вспомним деление Ф. Энгельсом: управление «вещами» и управление людьми. Управление «вещами» - управление производственно-техническими процессами, механизмами, системами машин. Управление людьми - воздействие на деятельность людей, объединенных в группы, организации, общности, институты.

Социальное управление характеризуется рядом особенностей (черт), обусловленных спецификой объекта социального управления (люди, наделенные сознанием и волей).

1. Социальное управление как общественно необходимая функция возникает всегда там, где наблюдаются любые варианты совместной деятельности людей; управление в этих условиях есть средство обеспечения этой совместной их деятельности, условие их нормального функционирования.

2. Социальное управление как общественно-необходимая функция своим главным назначением имеет упорядочивающее воздействие на поведение участников совместной деятельности. То есть оно есть управление людьми, общественными отношениями людей. Это означает, что его объектом (то, на что направлено управляющее воздействие) является поведение людей, их действия, поступки как участников совместной деятельности.

3. Социальное управление предполагает не только объект, но и субъект управления, возникновение особого вида общественных отношений - управленческих отношений.

В качестве субъектов (или институтов) социального управления выступают, прежде всего, государство, политические партии, общественные организации, неформальные, самодеятельные движения, трудовые коллективы. Человек выступает и объектом, и субъектом управления.

Управленческие отношения тесно связаны со всеми другими видами общественных отношений, но имеют свою специфику. Они носят интегральный, субъективно-объективный характер. Это отношения между людьми (объектами и субъектами) по поводу коллективной жизнедеятельности, организации общественного производства, функционирования общества и отдельных его сфер.

Выделяют различные виды управленческих отношений: отношения централизма и самостоятельности; субординации и координации; ответственности; «формальные» и «неформальные», временные и постоянные и т. п.

4. Социальное управление имеет властно-волевой характер, предполагает подчинение воли объектов управления «чужой воле» (субъектов управления), предполагает авторитет, власть.

5. Социальная управленческая деятельность представляет собой разновидность человеческой деятельности, как формы активного отношения человека к окружающему миру, включающей в себя цель, средство, процесс и результат деятельности.

В первую очередь здесь имеется в виду деятельность субъекта управления, управленческий труд, «труд по управлению». То есть деятельность группы людей, которые в условиях образования государства, по словам В. И. Ленина, «занимаются тем или почти только тем, чтобы управлять. Люди делятся на управляемых и специалистов по управлению... Специалисты по управлению - это «особый разряд людей, выделяемый для того, чтобы управлять другими». Это - организаторы, руководители, менеджеры.

6. Социальное управление в современном мире носит политический, классовый характер.

Это и понятно. В основе социального управления лежит организация общественной жизни и деятельности людей, объединенных в различные группы и общности (коллективы, партии, классы, слои и т. д.), которые руководствуются своими интересами. Поэтому в обществе, поделенном на классы и другие социальные слои и группы, управление обусловливается не только объективными потребностями организации людей, но и интересами, состоящими либо в сохранении существующих позиций в экономической, политической и других областях, либо в изменении этих позиций.

Управление, труд по надзору в государствах, «охватывает два момента: и выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфически? функции, вытекающие из противоположности между правительством и народными массами».

Как уже отмечалось, существенной особенностью социального управления является то, что своим главным назначением оно имеет упорядочивающее воздействие на поведение участников совместной деятельности.

Люди выбирают тот или иной из возможных способов действий, соотнося их с позицией других, имея целью вызвать соответствующую реакцию среди других участников социального взаимодействия и получить некоторые значимые результаты и вознаграждения, в качестве которых может быть любое «благо» (знание, информация, деньги, власть, уважение и т. п.). Эта особенность социального взаимодействия подробно описана в теории социального обмена Д. Хоманса и П. Блау. Выбор способов действий индивидами можно считать случайным, потому что их действия никак не связаны между собой и системой в целом, хотя сами по себе они не являются случайными. С этой точки зрения социальное управление - это ограничение возможного разнообразия поведения людей, заключающееся в повышении вероятности функциональных, нормативных действий субъектов управления и понижении вероятности их дисфункциональных, отклоняющихся от норм и требований социальной системы действий для достижения целей организации и обеспечения необходимого уровня социального порядка.

Понятие «социальный порядок» выражает идею организованности социальной системы, упорядоченности социальных действий, указывает на наличие социального контроля, определенных ограничений, норм, санкций, обеспечивающих согласованность, предсказуемость поведения, неслучайность и устойчивость социальных действий. Все состояния управляемой социальной системы по уровню социального порядка могут быть представлены континуумом от полного порядка до полного хаоса. Уровень социального порядка в социальных системах (организациях) можно характеризовать отношением нормативных действий ко всем совершаемым субъектами действиям. А социальный беспорядок можно представить как отношение девиантных поступков и действий людей к нормативным.

Таким образом, непосредственной задачей социального управления является внесение социального порядка в социальную организацию Чтобы выполнить эту задачу, орган управления (управляющая система) должен обладать более высоким уровнем социального порядка, чем управляемая система. У. Эшби так сформулировал этот один из наиболее общих законов управления: «Разнообразие исходов управляемой системы, если оно минимально, может быть еще более уменьшено лишь за счет соответствующего увеличения разнообразия, которым располагает управляющая система».

В таких социальных системах, как организации, кроме целенаправленного управляющего воздействия существуют еще и другие источники социального порядка, которые играют важную роль в социальном управлении - организационный порядок и самоорганизация. Это связано с тем, что сущностным свойством социальной организации является упорядоченность действий людей, т. е. определенный социальный порядок. Поэтому социальные организации выполняют функцию основного инструмента социального управления. Я. Щепаньский дает следующее определение: «Социальная организация - это система способов (образцов) деятельности индивидов, подгрупп и институтов, средств социального контроля, социальных ролей и систем ценностей, которые обеспечивают совместную жизнь членов общности, гармонизируют их стремления и действия, устанавливают допустимые способы удовлетворения потребностей, разрешают проблемы и конфликты, возникающие в ходе совместной жизни.

Будучи объектом внешних управляющих воздействий, организации в своей структуре объективируют, «овеществляют» эти воздействия в виде норм, правил, социальных ролей, ценностей, устойчивых взаимосвязей, накладывают определенные ограничения на поведение людей и тем самым выполняют свою инструментальную функцию. Организация обеспечивает доведение внешних управляющих воздействий дифференцирование и в нужной мере до каждого человека, входящего в эту организацию.

Основной закон управления - закон необходимого разнообразия, о котором шла речь выше, раскрывает меру управляющего воздействия для обеспечения нужного поведения социальной организации Поскольку внутреннее разнообразие в социальной организации как социальной системе может содержаться как в структуре, так и в функциях элементов, изменение уровня социального порядка равносильно переходу социального разнообразия из одной формы в другую при сохранении его общего количества. Это значит, что для обеспечения требуемого поведения субъектов деятельности в организацию необходимо внести столько порядка, сколько необходимо для того, чтобы ограничить возможное разнообразие в их действиях и поведении для достижения конкретной цели организации.

Следствием общесистемного закона вырастания энтропии является постоянная диссипация (рассеивание, разложение) социального порядка в социальной организации. Это вызывает необходимость для поддержания равновесного состояния системы постоянно производить порядок и производить его в той же мере, в какой он разлагается. Поэтому способность социальной организации производить социальный порядок с точки зрения социального управления представляется самым важным свойством.

Существенным свойством социальной организации является эмерджентность, называемая иногда организационным или синергетическим эффектом. Сущность этого явления заключается в возникновении в социальной организации таких качеств, которых нет у составляющих ее элементов. Основным условием достижения организационного эффекта является определенная мера специализации функций, однонаправленность и синхронность социальных действий. В практике социального управления необходимо учитывать, что этот эффект может быть большим или меньшим, может способствовать или препятствовать достижению цели организации. Недостаточные возможности социального управления можно до некоторой степени компенсировать построением социальной организации по образцу рациональной бюрократии как структурированной иерархической системы. Возникающая при этом односторонняя зависимость одного человека от другого, сосредоточение в руках начальника большей власти, над подчиненными имеют как положительные, так и отрицательные последствия. С одной стороны, жесткая иерархия способствует поддержанию социального порядка, устраняя неопределенность социальных действий, с другой - порождает обюрокрачивание управленческих структур. Основным механизмом, компенсирующим недостатки жесткой иерархии в социальной организации, является самоорганизация.

Социальные системы - в высокой степени самоорганизующиеся системы. Существенной особенностью социального управления является то, что традиционный подход к управлению, основанный на представлении, согласно которому изменения в объекте управления происходят в соответствии с управляющими воздействиями на него, здесь неприменим. В социальном управлении нужно учитывать соотношение управленческих усилий и тенденций самоорганизации в системе. Поэтому социальное управление призвано, с одной стороны, сохранить сложившиеся порядки, если они соответствуют интересам субъекта управления, с другой - предусмотреть возможность их нарушения со стороны социальных групп и отдельных индивидов, противостоящих субъекту управления; создать дополнительные предпосылки для их предотвращения и постоянно разрешать образовавшееся противоречие между существующей общественной организованностью и выходящими за ее пределы устремлениями социальных групп и отдельных индивидов.

Это объясняется тем, что социальная организация функционирует не только как инструмент достижения определенных целей, но и как человеческая общность, у каждого члена которой есть свои интересы и потребности, не всегда совпадающие с целями организации. Упорядочение отношений в процессе самоорганизации достигается в результате спонтанного взаимодействия членов организации между собой посредством выработки неписаных правил, норм, традиций, обычаев и ценностей.

Но это лишь одна сторона процесса самоорганизации. Более важно то, что все социальное управление опосредовано процессами самоорганизации. Организационный порядок, задаваемый совокупностью норм, законов, приказов, распоряжений, директив, выступает как определенная степень необходимости действий и поступков, соответствующих этому порядку, но исключает возможности отклонения от них членов организации. Реальный социальный порядок, в конечном счете, является результатом многоступенчатых и многообразных процессов самоорганизации.

Самоорганизация - это «душа» социальной организации, которая делает организацию живым организмом, постоянно обновляет и очищает социальный порядок от устаревших норм, адаптирует организацию к изменившимся условиям. Ограничение процессов самоорганизации приводит к старению организационных структур, обюрокрачиванию отношений в организации и потере способности производить социальный порядок и тем самым - к снижению эффективности управления.

Сегодня все более укрепляется понимание роли организационного порядка в социальном управлении, все больше сближаются такие смежные отрасли, как социология управления и социология организаций, что дает основание говорить о такой области социологического знания, как социология управления и организации.

Таким образом, в социальном управлении в соответствии с тремя источниками социального порядка используются и три вида управления: непосредственное управляющие воздействие на управляемую систему, управление организационным порядком и самоуправление.

1.3 Объект и субъект социального управления

Каждый класс и вид управления предполагает глубокое знание как объекта, так и субъекта управления. В социальном управлении объект одновременно выступает и его субъектом, так как и в том и в другом случае речь идет о людях и составляемых ими социальных общностях. Каждый человек имеет определенный пол, возраст, способности, темперамент и характер, что находит отражение и в характеристиках соответствующих социальных систем.

В управлении всегда присутствуют два компонента: управляющий и управляемый. Тех, кто управляет - управляющих, - принято называть субъектами управления. Те, кем управляют, и то, чем управляют, называются объектами, предметами управления.

Субъекты управления - это люди, в функции и задачи которых входит осуществление управления, то есть организаторы, руководители, начальники. Объектами управления могут быть как работники, коллективы, действующие согласно правилам, предписаниям, выданным субъектом управления, так и любые экономические объекты, подвергающиеся конкретным изменениям по воле субъекта управления, распоряжающегося этими объектами.

В том варианте, когда субъект управляет собственными действиями, то есть субъект и объект представлены одним лицом, имеет место частный случай, называемый самоуправлением (далее будет показано, что это не политический термин).

Управление существует и применяется в природе и в обществе в разных видах, формах. Человек управляет объектами живой, неживой и искусственной природы, используя законы физики, химии, биологии. С помощью плотин он перераспределяет водные ресурсы, выводит новые породы животных и виды растений, управляет с применением приборов и других устройств машинами и механизмами.

В живой природе мы наблюдаем многочисленные процессы управления и самоуправления. Вожак управляет стадом. В организме животных автоматически поддерживается определенная температура тела, регулируется поток крови.

И люди управляют другими людьми, организуя, контролируя их действия.

Не все эти процессы управления имеют непосредственное отношение к экономике. Среди них встречается и техническое, и биологическое, и экономическое, и социальное, общественное управление. Вместе с тем во всех процессах управления вне зависимости от их природы имеется нечто общее, присущее всем формам управления. Имеют место следующие составляющие: управляющие воздействия, субъект управления, объект управления, внешнее управление и самоуправление.

В XX веке сформировалась самостоятельная наука, изучающая общие принципы управления вне зависимости от того, где имеет место управление по отношению к каким объектам. Наука, изучающая общие законы управления в живой и неживой природе, в технике и экономике, получила название «кибернетика». Та часть кибернетики, которая изучает, исследует процессы управления в экономике, известна под названием «экономическая кибернетика».

Значительный вклад в развитие кибернетики внес американский ученый Норберт Винер, которого иногда называют «отцом кибернетики».

Кибернетика исходит из единой схемы управления, характерной для всех его форм и видов

Согласно этой схеме субъект управления вырабатывает управляющее воздействие в виде команд, сигналов, которые передаются объекту управления. Объект управления, воспринимая управляющее воздействие, изменяет свой образ действий в соответствии с переданным ему управляющим сигналом. О том, что объект принял и отработал команду, отреагировал на управляющее воздействие, субъект управления узнает, получая информацию в виде обратной связи. В зависимости от этой информации субъект вырабатывает новые управляющие воздействия либо признает переданный ранее сигнал удачным. И на определенное время дает возможность объекту развиваться в указанном направлении. - Канал обратной связи может быть зрительным, звуковым, в виде электрических сигналов, докладов, сообщений, письменных отчетов, в общем, в любой форме, воспринимаемой субъектом управления. Для летчика это показания приборов, для водителя автобуса - зрительная информация, для телефонистки - ответный сигнал абонента, для педагога - контроль знаний учащихся, для начальника - отчет исполнителя и результат его работы. Обратная связь - это инструмент контроля со стороны субъекта управления за поведением объекта управления.

  • 10.Админитсраитвное право как наука и учебная дисциплина.
  • 11.Административно-правовые нормы: понятие, признаки, структура.
  • 12.Виды административно-правовых норм.
  • 13.Реализация административно-правовых норм.
  • 14.Административно-правовые отношение: понятие и особенности.
  • 15.Вид административно-правовых отношений.
  • 2. Административно-правовые отношения по юридическому содержанию:
  • 3. Административно-правовые отношения по способу защиты:
  • 4. Административно-правовые отношения по составу участников:
  • 5. Административно-правовые отношения по функции:
  • 16.Юридические факты в административном праве.
  • 17.Понятие и признаки субъекта ап.
  • 18. Административная правосубъектность: административная правоспособность, дееспособность, деликтоспосбность.
  • 19. Система и классификация субъектов административного права.
  • 21. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления.
  • 22. Административно-правовые гарантии прав и свобод граждан.
  • 23. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.
  • 24. Особенности административно-правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев.
  • 25. Разделение властей как основополагающий принцип государственного управления в государстве.
  • 26. Роль, значение и содержание исполнительной власти в современном государственном управлении.
  • 27. Основные государственные функции органов исполнительной власти.
  • 28. Понятие и виды органов исполнительной власти.
  • 29. Принципы организации и деятельности органов исполнительной власти.
  • 10. Принцип демократизма
  • 30. Полномочия Президента рф в сфере исполнительной власти.
  • 31. Правительство рф: порядок формирования, состав и основные полномочия.
  • Глава 6 Конституции рф
  • 32.Федеральные органы исполнительной власти: система и структура.
  • III. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет
  • 33. Порядок организации и функционирования территориальных органов фоив.
  • 35. Органы исполнительной власти субъекта рф (на примере Нижегородской области).
  • 36.Понятие и значение административно-правовых форм реализации исполнительной власти.
  • 38. Классификация и виды форм управленческих действий.
  • 39. Понятие и значение административных актов органов исполнительной власти.
  • 40. Принципы принятия административных актов.
  • 41. Классификация и виды административных актов органов исполнительной власти.
  • 1. В зависимости от юридических свойств (или по юридическому содержанию) правовые акты управления подразделяются на нормативные, индивидуальные и смешанные.
  • 2. В зависимости от функциональной роли и значения акта управления (или в зависимости от выполняемой функции) можно выделить акты управления:
  • 5. В зависимости от даты начала действия акта их можно разделить на акты, которые вступают в силу:
  • 6. В зависимости от действия во времени (срока действия) акты управления могут быть:
  • 7. В зависимости от формы выражения выделяются:
  • 8. В зависимости от характера компетенции органов, принимающих правовые акты управления, выделяются:
  • 9. В зависимости от уровня органов, принимающих акты управления, и их названия различают:
  • 42,43 Пропущены в списке вопросов.
  • 44. Компетенция органов исполнительной власти по принятию административных актов.
  • 45. Легитимность административных актов органов исполнительной власти.
  • 46. Эффективность административных актов.
  • 47.Понятие, значение и сущность административного нормотворчества.
  • 48.Основные субъекты административного нормотворчества.
  • 49.Формы административного нормотворчества.
  • 50. Административное регламентирование как вид административного нормотворчества.
  • 51. Административные процедуры как результат административного нормотворчества.
  • 2.Общее понятие управления. Управление как социальное явление. Виды и категории управления.

    Термин управление происходит от латинского слова administracio и имеет много значений. В самом широком смысле оно означает руководство чем-либо или кем-либо.

    Управление означает руководство чем-либо или кем-либо. Оно осуществляется в организованных системах любой природы в целях обеспечения долж­ной организации системы и необходимого режи­ма ее функционирования, а в конечном счете- достижения задач, стоящих перед системой. Уп­равление осуществляется в технических, биологи­ческих и социальных системах.

    Несмотря на многие коренные различия техни­ческих, биологических и социальных систем, ме­ханизм управления этими системами одинаков и связан с определенным воздействиемуправляюще­го субъекта (субъекта управления) на управляемый объект (объект управления). Управление будет реально только тогда когда объект подчиняется субъекту (либо добровольно, либо принудительно).

    В настоящее время общепризнанны следующие виды управляемых систем:

    1) механические (управление машинами, технологическими процессами и пр.);

    2) биологические (управление процессами в живых организмах);

    3) социальные (управление поведением людей и их коллективов).

    Наиболее сложным видом управления являет­ся управление социальными системами.

    Подсоци­альным управлением (управлением социальными системами)понимается воздействие на общ­ность людей в целях упорядочения общества, его совершенствования и развития, достижения стоящих перед людьми задач. Объективная не­обходимость в социальном управлении обусловле­на общественным характером существования лю­дей: их труда, иных отношений, общения, взаи­модействия.

    ПРИЗНАКИ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

    1. Социальное управление необходимо всегда, когда осуществляется совместная деятельность людей , для обеспечения ее координации и регулирования, согласованности индивидуальных действий.

    2. Действия человека носят сознательный характер. И существенным признаком социального управления – это воздействие на волю. Отсюда объектом социального управления является поведение участников коллективной деятельности людей, взаимоотношения между ними.

    3. Управление возможно как по вертикали, так и по горизонтали.

    Социальное управление подразделяется на госу­дарственное управление и негосударственное уп­равление .

    Негосударственное управление осуществ­ляется органами местного самоуправления, адми­нистрацией негосударственных организаций и общественными объединениями граждан.

    В курсе административного права основное вни­мание уделяется государственному управлению.

    Объект управления – различные системы и их составляющие (люди, явления, события и т. д.).

    Субъекты управления – это всегда люди. Выделяют две группы субъектов управления:

    1) единоличные; 2) коллегиальные (группы людей).

    Содержание управления – правоотношения, возникающие в ходе управленческой деятельности, включающие в себя воздействие на объекты путем согласования, направления различных действий, процессов субъектом управления путем применения соответствующих методов и механизмов. 3.Государственное управление, публичное управление и исполнительная власть как категории, определяющие сущность административного права.

    Государственное управление – в широком понимании – деятельность всех органов государства по реализации возложенных полномочий, в узком понимании – подзаконная, юридически властная деятельность органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов по осуществлению возложенных полномочий.

    Признаки государственного управления:

    Это вид государственной управленческой деятельности;

    Деятельность носит юридически властный, исполнительно-распорядительный характер;

    Деятельность осуществляется постоянно, непрерывно и планово;

    Деятельность осуществляется на основании и во исполнение законов (подзаконодательная деятельность);

    Характеризуется наличием вертикальных (иерархических) и горизонтальных связей;

    Осуществляется в различных формах (правовых и неправовых);

    Обеспечивается посредством системы гарантий;

    Нарушение управленческой деятельности влечет за собой наступление негативных последствий (правоограничений).

    Цель государственного управления – предполагаемые результаты, к которым стремится субъект при осуществлении управленческой деятельности. Различают следующие цели управления:

    1) социально-экономические– упорядочение общественной жизни и удовлетворение публичного интереса; достижение экономического благосостояния, построение и поддержание определенной системы экономических отношений;

    2) политические – участие в управлении всех политических сил в стране, выработка позитивных предложений и процессов в обществе и государстве, способствующих совершенствованию государственных и общественных структур, развитию человека;

    3) обеспечительные – обеспечение прав и свобод граждан, законности в обществе, общественного порядка и общественной безопасности, необходимого уровня благосостояния;

    4) организационно-правовые – формирование правовой системы, способствующей реализации всех основных функций государства.

    Принципы государственного управления – основополагающие идеи, руководящие начала.

    Общие (социально-правовые) принципы:

    Демократизм – народ выступает единственным источником власти; он осуществляет власть как непосредственно, так и через органы исполнительной власти; контроль за деятельностью органов исполнительной власти осуществляется органами законодательной и судебной власти, прокуратуры, а также населением (общественный контроль);

    Законность – деятельность органов исполнительной власти должна строиться на основе точного и неукоснительного соблюдения и исполнения Конституции и законов, соответствия прилагаемых нормативных правовых актов актам высшей юридической силы;

    Объективность – при осуществлении управленческой деятельности необходимо адекватно воспринимать происходящие процессы, устанавливать существующие закономерности и учитывать их при принятии управленческих решений и их реализации;

    Конкретность – осуществление управления должно строиться с учетом конкретных жизненных обстоятельств, т. е. в соответствии с реальным состоянием объекта управления и ресурсом субъекта управления;

    Разделение властей – подразделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную с закреплением за ними в установленном порядке конкретных функций;

    Федерализм – деятельность органов исполнительной власти строится на основе нормативного закрепления разграничения компетенции и предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами РФ;

    Эффективность – достижение целей управленческой деятельности должно осуществляется при минимальных затратах сил, средств и времени.

    Организационные принципы:

    Отраслевой – осуществление управленческой деятельности, организация системы управления строится с учетом общности объекта управления, который образует определенную отрасль (управление промышленностью, транспортом, связью, агропромышленным комплексом, образованием, здравоохранением и т. п.);

    Территориальный – формирование системы управления основывается на территориальной основе (административно-территориальном делении);

    Функциональный – органы и аппараты исполнительной власти осуществляют общие подведомственные функции управления (финансы, статистика, занятость и т. д.);

    Двойного подчинения – сочетание начал централизованного руководства с учетом территориальных условий;

    Сочетание единоначалия и коллегиальности – наиболее важные вопросы, касающиеся основополагающих аспектов управленческой деятельности, принимаются коллегиально, а оперативные, текущие, не требующие коллегиального рассмотрения, решаются единолично.

    Публичное управление - воздействие субъекта управления на общество (общественные процессы отношения) в соответствии с возложенными на него общественно-значимыми функциями и полномочиями. Слово «публичный» означает общественный, открытый, гласный, не частный.

    Исполнительная власть– относительно самостоятельная ветвь единой государственной власти, тесно взаимодействующая с её законодательной и судебными ветвями. Исполнительная власть (т.е. возможность и способность оказывать определяющее воздействие на поведение, право и возможность подчинять себе других) реализуется не сама по себе, а в отношениях с различными индивидуальными и коллективными элементами государственно-организационного общества в общегосударственном масштабе и в качестве специфической государственной функции правоисполнительного характера.

    Государственное управление, публичное управление и исполнительная власть определяют сущность административного права, т.к.:

    1.АП, его нормы призваны регулировать общественные отношения, возникающие в процессе реализации исполнительной власти, осуществления государственного управления. Поэтому административное право называют правом управления, или управленческим правом, ибо содержанием деятельности органов исполнительной власти и исполнительных органов местного самоуправления является именно государственное, или «публичное» управление.

    2.АП призвано регулировать общественные отношения, возникающие между личностью и государством, между гражданином и органами исполнительной власти, обеспечивая реализацию и охрану прав и свобод граждан в сфере государственного управления, их защиту от возможного произвола, ущемления или ограничения этих прав и свобод со стороны того или иного чиновника государственного аппарата.

    В современном мире управленческая деятельность играет важнейшую роль, так как от качества ее проведения зависит репутация успешность его взаимодействия с партнерами и прочими контрагентами. Она, хоть и косвенным образом, но все же влияет на производительность предприятий и организаций.

    Сущность управленческой деятельности заключается в грамотной организации взаимодействия людей при коллективной работе с целью достижения основных задач производства. Главной ее особенностью считается тот факт, что воздействовать приходится на субъект, то есть, на людей, а психология человека достаточно тонкая наука, требующая наличия определенных навыков и знаний.

    Управленческая деятельность предполагает создание такой атмосферы в коллективе и такого отношения к каждому сотруднику, которое бы стимулировало их на выполнение функций, необходимых руководству предприятия. Организованная должна учитывать внутренние и внешние условия. К первым относится потребность в решении сразу нескольких сложнейших задач, порой противоречащих ранее предписанным нормативам. А внешние предполагают наличие информационной ограниченности, высокой степени ответственности за характеризующие эффективность производственной деятельности, а также возможность непредвиденных ситуаций, связанных с изменениями в политическом или экономическом положении в стране.

    Для того чтобы управленческая деятельность работала четко и слаженно, руководителю следует найти компромисс между позиционированием себя в качестве непререкаемого лидера и такого же члена общей команды, как и все остальные. Когда сотрудник низшего звена ощущает поддержку и понимание руководящего аппарата, когда в иерархических отношениях присутствует дружеская нотка, в коллективе чувствуется единство, это, естественным образом, положительно сказывается на производительности компании.

    Главным звеном в системе управления считается именно руководитель, так как на него возлагается обязанность создать максимально позитивную и продуктивную атмосферу в коллективе. Он вправе выбрать конкретную модель поведения, среди которых можно выделить такие виды управленческой деятельности, как авторитарная, демократическая или либеральная позиция руководителя. При авторитарном подходе он считается бесспорным лидером, а его слово - законом, поэтому оспаривать его запрещено. Либерализм позволяет сотрудникам делать то, что они считают нужным в данной ситуации, без предварительного совета с начальником. Демократический строй является наиболее продуктивным, так как предполагает совместное принятие решений, а значит, они будут полностью удовлетворять обе стороны.

    Управленческая деятельность, как и любая система, включает определенные составляющие:

    Определение основных целей руководителем и грамотное их разъяснение персоналу, тщательная разработка плана действий на предстоящий период.

    Реализация мероприятий по созданию эффективных мотивирующих рычагов влияния.

    Четкая постановка ряда задач, которые необходимо реализовать сотрудникам, и раздача соответствующих распоряжений.

    Делегирование и контроль над результатами их работы.

    Рефлексия, то есть, наличие обратной связи.

    Специалист, осуществляющий управленческую деятельность, должен обладать характером лидера, с сотрудниками быть уверенным, четко и ясно давать распоряжения. Настоящий руководитель должен быть посвящен в каждую стадию производственного процесса и разбираться в конкретной области, только грамотность позволит ему своевременно реагировать при возникновении непредвиденных ситуаций.

    Очень важен момент общения с персоналом, не стоит приказывать сотруднику, лучше обратиться с просьбой. Чем больше времени вы проводите с каждым из своих подчиненных, тем продуктивнее будет ваше взаимодействие.

    Человека.

    Вся жизнь человека – это бесконечная цепочка его деятельности, которая разнообразна и многообразна. Если посмотреть на деятельность человека, то можно вдуматься, возможна ли была эта деятельность, если бы она не была организованна. А чтобы организовать ее, надо предвидеть результат, контролировать деятельность, быть заинтересованным в этом результате и видеть реальность успеха. Все это в обобщенном практическом представлении называется управлением.

    Все это показывает, что управление неминуемо сопровождает деятельность человека, и всякая его деятельность нуждается в управлении.

    Деятельность - совокупность действий человека, ведущих к достижению цели.

    Способ существования человека, проявление его социальной активности.

    Управление – это целенаправленное воздействие, необходимое для согласования совместной деятельности людей.

    Деятельность может быть осознанной и неосознанной.

    Осознанная деятельность – это деятельность, построенная на основе заранее предусмотренного результата, на основе запрограммированных координированных действий, ведущих к предполагаемому результату.

    Неосознанная деятельность – это действия рефлекторного типа, реакция на проявление потребности.

    И та и другая деятельность нуждается в управлении и осуществлении на основе управления, но управление в первом и во втором случае различно, и это различие проявляется в сложности, в уровне развития управления и т. д.

    Нас в рамках данной дисциплины интересует осознанная деятельность, поскольку это управление деятельностью, а не поведением человека.

    Только человек имеет сознание, позволяющее ему строить планы и контролировать их реализацию, организовывать свою деятельность и деятельность других людей.

    Управление – это вид деятельности человека, возникший в ее структуре по мере ее оформления в сознательную деятельность по производству необходимых человеку благ. Особенностями этого вида деятельности являются предвидение, самоорганизация, контроль, осознание потребностей.

    Оба определения управления характеризуют практическое представление этого понятия и его сущность.

    В.2.Сущность управления

    Это специфический вид деятельности человека, который возник как потребность и необходимое условие достижения результата в индивидуальной и тем более, совместной деятельности. Поскольку любое явление необходимо рассматривать с позиции сущности содержания и специфики, то необходимо рассмотреть содержание понятия управления.

    Содержание управления можно установить посредствам анализа практической деятельности менеджера. Если спросить мен-ра, что он делает управляя организацией, какие виды деятельности составляют его работу, то ответы будут разными в силу его опыта, стиля управления, приоритетов, но общим будет содержание его деятельности, а именно любое управление предполагает необходимость:

    Предвидение

    Контроль

    Мотивация

    Стимулирование

    Организация

    Прогнозирование

    Координация.

    Все это называется основными функциями управления. Потому что они отражают содержание понятия управления независимо от конкретных условий и сфер деятельности.

    Таким образом, для того чтобы управлять всегда необходимо предвидеть(планировать), организовывать работу, контролировать ее в той или иной мере, координировать или регулировать деятельность людей, мотивировать ее и исследовать все процессы деятельности людей.

    Но эти семь функций управления не характеризуют обязательную последовательность процесса деятельности, а в понимании управления необходим еще и процессуально – содержательный аспект: сначала менеджер ставит цель, позволяющую ему оценить существующее положение дел и увидеть проблему, попытаться решить ее посредством своих организационно – практических действий. Таким образом, процесс управления начинается с целеполагания, которое определяет всю последовательность действий.

    Следующим этапом является определение ситуации т. е. распознавание и оценка того положении в котором находится организация или фирма, а противоречие которое оказывается главным вне соответствии цели и ситуации, которую необходимо решить в первую очередь характеризует понятие проблемы. Далее эту проблему необходимо решить (устранить).

    Эти 4 этапа процесса управления характеризуют процессуально – содержательный аспект управления (целеполагание, определение ситуации, определение проблемы, осуществление решения этой проблемы).

    Специфику управления можно выразить понятием воздействия. Воздействие – влияние на деятельность человека, согласующее его труд с деятельностью других людей и ведущее к достижению общей цели или общего результата.

    Если управление это воздействие, то существуют объекты и субъекты управлении. Иначе говоря любую управляемую систему можно представить в виде субъекта и объекта управления, управляющей и управляемой систем (см. Рисунок).

    https://pandia.ru/text/79/084/images/image003_118.gif" alt="Радиальная диаграмма" width="396" height="330">функции менеджмента". Рассмотрение менеджмента с этих позиций связано с разработкой таких вопросов как состав и содержание всех видов управленческой деятельности, а также их взаимосвязи в процессе управления. Впервые состав функции был сформулирован А. Файолем.

    4. Менеджмент как процесс фокусирует внимание на взаимосвязи отдельных управленческих функций в пространстве и времени. При этом все проблемы менеджмента рассматриваются через призму управленческих процессов задачей которых является принятие решений для реализаций целей организаций

    5. Орган управления является составной частью любой организации. Данный подход к менеджменту сосредотачивает внимание на структуре организации, на связи между звеньями и уровнями управления, на степени централизации и децентрализации , на распределение полномочий и ответственности работников, занимающих разные должности. Самым оптимальным является 7 подчиненных у руководителя.

    6. Персонал управления обязан обеспечивать эффективное использование и координацию всех ресурсов организации для достижения ее целей.

    В.4. Сравнительная характеристика понятий «Менеджмент» и «Управление»

    ПРИЗНАКИ

    УПРАВЛЕНИЕ

    (в плановой экономике)

    Менеджмент

    (в рыночной экономике)

    1. Объем понятия

    Управление процессами в обществе, технике и природе

    Управление фирмами, предприятиями, организациями

    2. Регулятор производства

    9. Тип управления

    Демократический

    10. Принцип управления

    Централизация

    Децентрализация

    11. Человеческий фактор

    Инициатива «наказуема»

    Активизация человеческого фактора

    В.5. Менеджер и предприниматель

    Параметры сравнения

    Менеджер

    Предприниматель

    Статус на предприятии

    Наемный работник

    Собственник, партнер

    Задачи и функции

    Постановка целей, планирование, организация, мотивация, контроль, координация, руководство

    Поиск новых способов комбинации ресурсов, выдвижение новых идей по их использованию для удовлетворения потребностей населения

    Ожидаемый результат работы

    Сохранение, поддержка и развитие предприятия, максимилизация его способностей производить ценности

    Освоение новых сфер бизнеса, продвижение идей и нового дела для выпуска продукции и получения прибыли

    Личностные характеристики

    Умение организовать работу в команде, критическое мышление, преданность делу, честность, умение четко выражать свои мысли и убеждать

    Интуиция, новаторство, самостоятельность, индивидуализм, смелость, инициативность, ориентация на успех, готовность к риску

    В.6. Этапы развития и особенности управленческого труда.

    Менеджмент - это древнейшее искусство и новейшая наука. Возникновение отношений управления относится, по разным оценкам, к III-IX тысячелетиям до н. э. Так, в раз­витии теории и практики менеджмента выделяют следую­щие этапы:

    1. Древнейшие века:

    Появление первых деловых людей, религиозных функ­ционеров и жрецов, собирающих дань с населения;

    XVIII в. до н. э. - возникают элементы административ­ного менеджмента, разрабатываются законы управления го­сударством;

    VI-II вв. до н. э. - зарождение территориального уп­равления.

    2. Индустриальный период (XVII-XIX вв. н. э.) - форми­рование промышленного менеджмента, что было обуслов­лено развитием разнообразных ремесел, мануфактурного производства.

    3. Период систематизации (вторая половина XIX - пер­вая половина XX в.) - обобщение практики и разработка научных основ управления:

    10-20-е гг. - зарождение научного управления, ав­тором которого стал американский инженер Фредерик Уинслоу Тейлор;

    20-30-е гг. - развитие идеи Тейлора. Разработка фун­кций, структуры и принципов управления французским эко­номистом Анри Файолем;

    30-60-е гг. - появление теории "Человеческое пове­дение и человеческие отношения", в которой уделялось вни­мание социальным вопросам.

    4. Информационный период - вторая половина XX в. по настоящее время. Это время активного развития современ­ного менеджмента:

    70-е гг. - разрабатываются и внедряются экономико-математические методы и современная вычислительная тех­ника в практику управления;

    80-е гг. - отличаются внедрением научных методов (системного подхода и исследования операций) в процедуру принятия управленческих решений;

    90-е гг. - обращается внимание на организационную куль­туру, этику менеджмента, демократизацию управления (при­влечение работников к принятию управленческих решений).

    Характерной чертой развития современного менеджмен­та является усиление тенденции технократизма, что прояв­ляется во внедрении безбумажной технологии, создании элек­тронных бухгалтерий , офисов, внедрении новых технологий управления на базе информационных технологий .

    Управленческий труд обладает специфическими особен­ностями. Они состоят в следующем:

    - предметом данного труда является информация;

    - результатом - управленческие решения;

    - средствами труда служат организационная и вычис­лительная техника;

    Управленческий труд обладает исключительной зна­ чимостью для деятельности предприятия;

    От руководителей требуется владение разносторонни­ми знаниями (экономики, права, социологии, психологии, ин­ форматики и др.).

    В.7. Школа научного менеджмента

    Основателем школы научного управления является Фредерик Тейлор. Изначально Тейлор называл свою систему «управлением посредством заданий». Поня­тие «научное управление» впервые в 1910 году при­менил Луис Брандвйс.

    Фредерик Тейлор полагал, что управление как осо­бая функция состоит из принципов, которые могут применяться к видам социальной деятельности.

    Основные принципы Фредерика Тейлора:

    1. Научное изучение каждого отдельного вида тру­довой деятельности.

    2.Отбор, тренировка и обучение рабочих и менед­жеров на основе научных критериев.

    3. Равномерное и справедливое распределение обязанностей.

    4. Взаимодействие администрации с рабочими. Тейлор считал, что в обязанности руководителя входит отбор людей, способных удовлетворить рабо­чие требования, а затем подготовить и обучить этих людей для работы в конкретном направлении.

    В.11.Эмпирическая школа.

    В западную экономическую науку имя Г. Форда вошло преж­де всего в связи с внедрением поточного (конвейерного) метода сборки автомобилей. Сделав его основой производственного процесса, компания «Форд Мотор» совершила грандиозный прорыв в будущее, в чем и состоит главная историческая заслуга Г. Форда. Сам же по себе конвейер не гарантировал успеха на рынке. Давая оценку Г. Форду как руководителю компании, ко­торый единолично вырабатывал ее стратегию, распределял ре­сурсы и принимал все важнейшие решения, и его современники, и теперешние американские специалисты единодушно подчер­кивали те черты его стиля управления, которые шли вразрез с наиболее эффективными для того времени приемами управле­ния. Рыночная же стратегия Г. Форда стала хрестоматийным примером ошибочного решения превратить автомобиль в объект массового маркетинга и действовать с помощью «цен проникно­вения».

    Секрет коммерческого взлета Г. Форда достаточно прост и определялся не столько его «гением», сколько удачными реше­ниями, принятыми им (но зародившимися у его менеджеров) в тот момент, когда автомобильный рынок только формировался, когда простой, дешевый, выносливый, хотя и однотипный авто­мобиль (модель «Т» образца 1908 г.) стал самым популярным в США средством передвижения. Однако во второй половине 20-х гг. неизменная и казавшаяся Г. Форду неуязвимой стратегия потерпела фиаско, а место лидера заняла корпорация «Дженерал Моторс», развернувшая выпуск более совершенных, комфорта­бельных и элегантных автомобилей различных моделей и разной цены.

    Для Г. Форда это стало не временной неудачей, а крахом кон­цепции бизнеса, изначально ориентированной на удешевление продукта за счет наращивания объема выпуска и жесткой эконо-мии на всем, кроме затрат на рационализацию и интеграцию производства. Г. Форд не допускал потерь времени, перерасхода энергии и материалов, свел к минимуму ручной труд, но до кон­ца 20-х гг., пока его не вынудила к этому конкуренция «Дженерал Моторс», считал лишними издержки на модификацию и дивер­сификацию продукта, новые конструкторские разработки, испы­тательный полигон, на изучение спроса и совершенствование ап­парата управления, который все более отставал от развития и ус­ложнения организационной структуры компании. Иными слова­ми, это было поражение предпринимательского руководства под напором набиравшего силу менеджеризма.

    В.12. Процессный подход.

    Этот подход применяется и в настоящее время. Он был впервые предложен приверженцами административной школы, которые пытались описать функции менеджера, однако рас­сматривали их как не зависимые друг от друга. Процессный подход рассматривает функции управления во взаимосвязи.

    Управление представляет собой серию непрерывных взаи­мосвязанных действий, т. е. не что иное, как процесс. Эти дейст­вия, каждое и которых само по себе также является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленче­скими функциями, каждая из которых есть процесс, потому что, в свою очередь, состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления - общая сумма всех функций.

    Первоначальную разработку этого подхода приписывают Анри Файолю, который считал, что существует пять исходных функций. По его словам, «управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать». Другие авторы разработали иные перечни функций. Фактически почти в каждой работе по управлению содержится список функций, который будет хоть немного отли­чаться от других подобных списков.

    Функции управления - обособленные направления управ­ленческой деятельности. Таким образом, процесс управления - взаимосвязь функций планирования, организации, мотивации и контроля, которые объединены связующими процессами комму­никации и принятия решений (рис. 2).

    https://pandia.ru/text/79/084/images/image006_65.gif" width="116" height="12">Принятие решений

    Коммуникации
    Рис.2. Функции управления.

    Руководство (лидерство), которое предполагает возможность влияния на отдельных работников и группы работников таким обра­зом, чтобы они работали в направлении достижения целей органи­зации, нами рассматривается как самостоятельная деятельность.

    Планирование представляет собой процесс определения це­лей и путей их достижения. Оно охватывает различные уровни той или иной организации и может носить долгосрочный или краткосрочный характер.

    Многие крупные организации, правительственные службы имеют долгосрочные планы . Систематический процесс долго­срочного планирования, используемый для определения целей организации и средств их достижения, называется стратегиче­ ским планированием.

    Стратегическое планирование позволяет ответить на фун­даментальные вопросы: какое направление в бизнесе мы долж­ны избрать? Каких покупателей мы будем обслуживать? Какие товары (услуги) мы должны сделать лучше, чем наши конкуренты?

    Стратегическое планирование осуществляется лишь выс­шим звеном менеджеров, только они имеют власть определять и модифицировать стратегические цели организации; только дан­ный уровень менеджмента может видеть картину в целом.

    Текущее планирование не менее важно и проявляется в са­мых различных формах. Одной из таких форм является процесс разбивки долгосрочных планов на краткосрочные, с более дета­лизированными отрезками. На год, обычно, составляются произ­водственный план, финансовый план, план по маркетингу; если все они основаны на хорошо проработанном долгосрочном плане, то, безусловно, будут способствовать успешному решению задач.

    Другая форма текущего планирования - разработка поли­тики и механизмов регулирования в случае возникновения не­ординарных ситуаций в будущем. Так, необходимо определять заранее возможную политику организации в случае возникнове­ния забастовки.

    Следующей формой текущего планирования выступает бюджетное планирование, в котором отражаются задачи долго­срочного планирования.

    Планирование, в том числе стратегическое, одинаково важ­но как для больших, так и небольших организаций. Причем не обязательно, чтобы эти планы излагались в письменной форме, достаточно и ваших мыслей по обдумыванию возможных тен­денций на рынке. Главным для небольших организаций, и для больших тоже, является решение вопроса о том, какой вид биз­неса выбрать и что дать. Неправильный выбор стратегических задач одинаково губителен для карлика и для гиганта. При этом высший менеджмент более тесно вовлечен в планирование в мелкой организации, чем в крупной. Планирование мелким ор­ганизациям необходимо еще и потому, что сфера, в которой они действуют, изменяется довольно быстро и это следует учитывать в перспективных планах.

    Организация. Реализация планов требует организации, ко­торая представляет следующую функцию управления. Под орга­ низацией понимается процесс распределения работы среди со­трудников или групп сотрудников и координация их деятельности. Любой бизнес, будь он большим или маленьким, должен быть хорошо организован. Мало иметь хорошую идею о том, что де­лать, необходимо, чтобы все части организации работали как одно целое.

    Хорошо работающие организации имеют ясные и простые структуры. Но любая организация может превратиться в не­управляемую, состоящую из конфликтующих подразделений. Поэтому менеджерам следует остерегаться как негибкости структур, так и их комплексности. Хорошие менеджеры дают своим подопечным достаточно автономии для того, чтобы те могли наиболее полно раскрыть свое искусство и талант. Но автономия не приведет к анархии , если она сочетается с соот­ветствующим контролем.

    В организации работу выполняют люди, поэтому важным аспектом функции организации является определение, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание из боль­шого количества таких заданий, существующих в рамках орга­низации, включая и работу по управлению. Руководитель под­бирает людей для конкретной работы, делегируя отдельным лю­дям задания и полномочия или права использовать ресурсы ор­ганизации. Эти субъекты делегирования принимают на себя от­ветственность за успешное выполнение своих обязанностей. По­ступая таким образом, они соглашаются считать себя подчинен­ными по отношению к руководителю. Делегирование - это средство, с помощью которого руководство осуществляет вы­полнение работы с помощью других лиц.

    Мотивация. Задача функции мотивации заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразуясь с планом.

    Мотивация как функция управления - процесс создания у членов организации внутреннего побуждения к действиям для достижения целей организации в соответствии с делегирован­ными им обязанностями и сообразно с планом. Мотивации - психологические стимулы, которые дают действиям людей цели и направления. Эти стимулы происходят из нас самих. Но если мы говорим о руководителях, «мотивирующих» других, мы гово­рим о путях, которыми они фокусируют человеческие мотива­ции на достижение целей организации.

    Контроль как термин, используемый в деловом мире, озна­чает постоянную проверку того, как данная организация осуществ­ляет свои цели, и корректировку ее действий, если этого не проис­ходит. Формально контроль может быть разделен на три этапа.

    В самом широком смысле управление означает руководство чем-либо (или кем-либо). В подобном понимании оно трактуется и в наши дни. Однако ограничиться такой констатацией недостаточно. Возникает потребность раскрытия содержания этого руководства, его функционального назначения. Общетеоретические позиции, включая кибернетические, дают достаточные основания для следующих выводов:

    1. Управление есть функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т.е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание должного режима деятельности.

    2. Управление служит интересам взаимодействия составляющих ту или иную систему элементов и представляющих единое целое с общими для всех элементов задачами.

    3. Управление - внутреннее качество целостной системы, основными элементами которой являются субъект (управляющий элемент) и объект (управляемый элемент), постоянно взаимодействующие на началах самоорганизации (самоуправления).

    4. Управление предполагает не только внутреннее взаимодействие составляющих систему элементов. Существует множество взаимодействующих целостных систем различного иерархического уровня, что предполагает осуществление управленческих функций как внутрисистемного, так и межсистемного характера. В последнем случае система высшего порядка выступает в роли субъекта управления по отношению к системе низшего порядка, являющейся в рамках взаимодействия между ними объектом управления.

    5. Управление по своей сути сводится к управляющему воздействию субъекта на объект, содержанием которого является упорядочение системы, обеспечение ее функционирования в полном соответствии с закономерностями ее существования и развития. Это - целенаправленное упорядочивающее воздействие, реализуемое в связях между субъектом и объектом и осуществляемое непосредственно субъектом управления.

    6. Управление реально тогда, когда налицо известное подчинение объекта субъекту управления, управляемого элемента системы ее управляющему элементу. Следовательно, управляющее (упорядочивающее) воздействие - прерогатива субъекта управления.

    7. В процессе управления находят свое непосредственное выражение его функции, определяемые природой и назначением управленческой деятельности. Это означает, что управление имеет функциональную структуру.

    Под функциями управления понимаются наиболее типичные, однородные и четко выраженные виды (направления) деятельности управляющего субъекта, отвечающие содержанию и служащие интересам достижения основных целей управляющего воздействия. К их числу, как правило, относят: прогнозирование (планирование); организацию (формирование системы управления и обеспечение ее нормальной деятельности); координацию (обеспечение согласованных действий различных участников отношений в управляемой сфере); регулирование (установление режима взаимодействия субъекта и объекта управления); распорядительство (властное решение конкретных вопросов, возникающих в управляемой сфере); контроль (наблюдение за функционированием управляемой сферы).

    Таковы основные черты, характеризующие общее понятие управления. Они полностью приемлемы и для понимания управления в социальной сфере, где в роли субъектов и объектов управления выступают люди и их различные объединения.

    Конечно, при этом учитываются особенности социальной сферы, важнейшей из которых является то, что управленческие связи реализуются через отношения людей. Общество представляет собой целостный организм со сложной структурой, с различного рода индивидуальными проявлениями, равно как и с функциями общего характера. Отсюда потребность в выражении общей связи и единства социальных процессов, каковая находит свое проявление в осуществлении социального управления. Оно является одним из ведущих условий нормального функционирования и развития общества.

    Социальное управление как атрибут общественной жизни выражается в признаках, предопределенных общими чертами, свойственными управлению как научной категории, а также особенностями организации общественной жизни. Наиболее существенное значение имеют следующие из них.

    Во-первых, социальное управление есть только там, где проявляется совместная деятельность людей. Сама по себе такого рода деятельность (производственная и иная) еще не в состоянии обеспечить необходимое взаимодействие ее участников, бесперебойное и эффективное выполнение стоящих перед ними общих задач, достижение общих целей. Управление организует людей именно для совместной деятельности в определенные коллективы и организационно их оформляет.

    Во-вторых, социальное управление своим главным назначением имеет упорядочивающее воздействие на участников совместной деятельности, придающее взаимодействию людей организованность. При этом обеспечивается согласованность индивидуальных действий участников совместной деятельности, а также выполняются общие функции, необходимые для регулирования такой деятельности и прямо вытекающие из ее природы (например, планирование, координация, контроль и т.п.).

    В-третьих, социальное управление имеет в качестве главного объекта воздействия поведение (действия) участников совместной деятельности, их взаимоотношения. Это - категории сознательно-волевого характера, в которых опосредуется руководство поведением людей.

    В-четвертых, социальное управление, выступая в роли регулятора поведения людей, достигает этой цели в рамках общественных связей, являющихся по сути управленческими отношениями. Возникают они прежде всего между субъектом и объектом в связи с практической реализацией функций социального управления.

    В-пятых, социальное управление базируется на определенной соподчиненности воль людей - участников управленческих отношений, так как их отношения имеют сознательно-волевое опосредование. Воля управляющих приоритетна по отношению к воле управляемых. Отсюда - властность социального управления, означающая, что субъект управления формирует и реализует "господствующую волю", а объект подчиняется ей. Так выражается властно-волевой момент социального управления.

    Следовательно, власть есть специфическое средство, обеспечивающее следование воли управляемых воле управляющих. Так происходит волевое регулирование поведения людей, а в условиях государственной организации общественной жизни обеспечивается необходимое "вмешательство" государственной власти в социальные отношения.

    В-шестых, социальное управление нуждается в особом механизме его реализации, который олицетворяют субъекты управления. В роли таковых выступают определенные группы людей, организационно оформленные в виде соответствующих органов управления (общественных либо государственных), или же отдельные, управомоченные на это лица. Их деятельность, имеющая специфическое назначение и особые формы выражения, является управленческой.

    Управление, понимаемое в социальном смысле, многообразно. В самом широком виде оно может пониматься в качестве механизма организации общественных связей. Здесь можно говорить о том, что задачи и функции этого механизма практически выполняют все государственные органы независимо от их конкретного назначения, а также общественные объединения. Элементом системы социального управления является также и местное самоуправление.

    Социальное управление имеет и специальный смысл. В этом варианте его обычно характеризуют как государственное управление, под которым понимается специфический вид государственной деятельности, отличный от ее иных проявлений (например, законодательная, судебная, прокурорская деятельность), а также от управленческой деятельности общественных объединений и других негосударственных формирований (трудовые коллективы, коммерческие структуры и т.п.). Государственное управление - разновидность социального управления, с функционированием которого традиционно связано формирование особой правовой отрасли - административного права.



    Поделиться