Современные технологии подготовки питьевой воды презентация. Дезинфекция Обеззараживание воды

На карте расселения славян мы видели реки, озёра, моря. Когда-то они были главными дорогами, связывающими между собой жителей этих мест.

Водные пути вели на севере в Балтийское море, а на юге - в Каспийское и Чёрное моря, откуда можно было попасть в Византию и её столицу Константинополь (на Руси его величали Царьградом). Этот торговый путь называли «из варяг в греки». Варяги - жители Северной Европы, а греки - жители Византии.

Именно на этом пути на севере страны близ озера Ильмень возник Новгород, а на юге на крутом берегу Днепра - Киев. В 862 году новгородцы призвали на княжение Рюрика. После него новгородским князем стал Олег. В 882 году он объединил под своей властью Новгород и Киев. Так возникло Древнерусское государство со столицей в Киеве. Олег стал великим князем киевским, то есть князем всех князей.

Древняя Русь была многонациональным государством. В её состав входили восточные славяне и другие народы: весь, мурома, водь, чудь, меря, карёлы, ижора.

Работа с исторической картой

Найдите на карте территорию Древней Руси: а) в конце IX века; б) в середине XI века. Сравните.

Древняя Русь

Главой Руси был великий князь киевский, его советниками и помощниками - бояре, а опорой и поддержкой - верные и преданные княжеские дружинники (воины).

Князья укрепляли Русь, поддерживали порядок в стране, заботились о её безопасности.

Могущественной соседкой Руси была Византия. С ней то воевали, то мирились. Русские дружины не раз появлялись под стенами Царьграда.

Князь Олег двинул на Византию огромный флот из двух тысяч кораблей. Решив отсидеться за крепкими стенами, византийцы преградили вход в гавань огромной цепью. Тогда хитроумный Олег придумал вот что: поставить ладьи (корабли) на колёса и двинуть их к городу.

Устрашённые невиданным зрелищем, византийцы тотчас запросили мира. По обычаю князь Олег прибил свой щит к воротам Царьграда. Между Русью и Византией был заключён мирный договор.

Князь Владимир и крещение Руси

Великими делами в истории Руси прославлен князь Владимир (княжил в 980 - 1015 годах). Былины воспевают его, величают Красным Солнышком.

В княжение Владимира на Руси произошли важные перемены. Главной княжеской заботой стала защита родных рубежей от недругов Руси - кочевников. К югу от Киева Владимир поставил богатырские заставы. О них и о добрых молодцах, служивших на заставах, народ сложил сказания и былины. Один из былинных героев - Илья Муромец. Дружинников князь Владимир набирал со всех концов Русской земли. Были среди них и крестьяне, и горожане, и знатные, и простые люди.

Князь Владимир вошёл в историю как креститель Руси. К тому времени многие страны Европы, в том числе и соседние с Русью, приняли христианство. На Русь христианство пришло из Византии. Первыми приняли Крещение 1 сам князь Владимир и его дружина. Затем князь приказал креститься киевлянам. Однажды в жаркий летний день по повелению Владимира изваяния прежних богов были повержены на землю, а изваяние главного божества - Перуна - было сброшено в Днепр.

На другой день Владимир повелел всем киевлянам прийти к реке. После того как все вошли в воду, священники совершили обряд Крещения.

Год Крещения Руси - 988-й.

Конечно, новая вера прижилась не сразу. Не все хотели её принимать. Сильна была привязанность к старым, близким и понятным обычаям. До сих пор в нашей жизни бытуют отголоски старых славянских верований.

С христианством на Руси стали распространяться грамотность, просвещение. Начали развиваться искусства и ремёсла, например строительное. По всей Руси сооружали прекрасные церкви и соборы.

Новая вера учила думать не только о своём благе, но и о благе ближнего, сплачивала людей.

Крещение - важное событие в русской истории. Русь вошла в число христианских стран, а это значит, что окрепли её связи с другими государствами Европы, вырос её авторитет.

Обсудим!

Почему во многих странах первыми принимали Крещение правители?

Проверь себя

  1. Назови столицу Древней Руси.
  2. Как было организовано управление в Древней Руси?
  3. Каковы заслуги князя Владимира?
  4. В чём значение принятия Русью христианства?

Задания для домашней работы

  1. Запиши в словарик: великий князь, бояре, дружинники, Крещение.
  2. Найди и прочитай былину об Илье Муромце.

На следующем уроке

Узнаем о древнем Киеве и древнем Новгороде. Найдём их на карте, по иллюстрациям и схемам опишем облик этих городов. Осознаем важность находок берестяных грамот.

Вспомни, как были устроены поселения славян, каковы особенности природы Русского Севера.

1 Крещение - обряд, с помощью которого человека приобщают к христианской церкви: его погружают в воду или окропляют водой. Во время Крещения священник произносит молитвы.

МОУ СОШ №11

с. Красногвардейское

«Во времена Древней Руси»

(конспект урока окружающего мира

в 4 классе)

Подготовила и провела

Учитель начальных классов

Ширяева Е.П.

Цель: - формировать у учащихся представление о

Древней Руси, русских князьях, о жизни древних славян, их вероисповедания;

Развивать устную речь учащихся,
воображение, фантазию, умение работать с
картой;

■"!

- воспитывать любовь к истории

Ход урока

I Организационный момент

Вот книжки на столе, а вот - тетрадки,

И хочется играть, сегодня в прятки,

И не досуг дуть на корабль бумажный -

Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!

II Проверка домашнего задания.

Проверочное тестирование:

Вариант 1/

а. Восточных славян;

б. Западных славян;

в. Южных славян;

2. Древние славяне жили:

а. Семьями;

б. В одиночку;

в. Племенами

а. Глины;

б. Метала;

в. Дерева;

4. Богом грома и молнии у древних славян был:

а. Зевс;

б. Перун;

в. Марс;
Вариант 2

1. Древние славяне жили:

а. Семьями;

б. В одиночку;

в. Племенами;

2. Поселение древних славян раскинулось:

а. В западной части Европы;

б. В восточной части Европы;

в. В центральной Европе.

3. Свои дома славяне строили:

а. Из камня;

б. Из кирпича;

в. Из столбов деревьев;

4. Праздник Ивана Купала:

а. В честь воды;

б. В честь Солнца;

в. В честь Земли;

Вариант 3

1. Русские, украинцы и белорусы произошли от:

а. Восточных славян;

б. Западных славян;

в. Южных славян;

2. Древние славяне жили:

а. Семьями;

б. В одиночку;

в. Племенами;

3. Посуду делали древнее славяне из:

а. Глины;

б. Метала;

в. Дерева;

4. Свои дома славяне строили: *

а. Из камня;

б. Из кирпича;

в. Из столбов деревьев;

5. Праздник Ивана Купала:

а. В честь воды;

б. В честь Солнца;

в. В честь Земли;

6. Жили славяне племенами, чтобы сообща заниматься:

а. Земледелием;

б. Бортничеством;

в. Рыболовством;

III Сообщение, темы и цели.

Правления у славя не было такого, как теперь у нас. В каждой семье всеми делами заправлял старший. Для важных дел старейшины сходились навече и решали дела сообща. Только в последствии стали управлять князья. Между славянскими племенами не было согласия, а были у них всё* ссоры да ; драки. Некоторые племена решили на вече себе князя выбрать не из своих. А из чужих, чтобы своим родным не потакал. Для этого были отправлены за море послы. Три варяго-русских князя Рюрик и два его брата пришли к нам и начали княжить: сам Рюрик сел в Новгороде, а братьев он послал в другие города. Так началась в 862 г. Русское государство. От имени первых князей оно и называлось Русью.

Вот сегодня мы отправимся в путешествие во времена древней Руси. (Слайд 1)

«Во времена Древней Руси»

IV. Изучение нового материала.

1. Объяснение учителя. В 879 г. Рюрик умер, оставив после себя малолетнего сына Игоря. Все дела взял в свои руки родственник Рюрика Олег, который объединил два древнерусских государственных центра Новгород и Киев. Это было начало Русского государства. (Слайд2)

«Портрет князя Олега» Олег продолжал объединение славянских земель. С самого возникновения Русь ставила перед собой задачи - овладение устьями Днепра и Дуная. В 907г. начался поход на Византию. В начале лета огромная Русская рать на ладьях двинулась на Константинополь. Греки замкнули бухту огромной цепью, перекинув его с одного берега на др> гой. что бы не пустить корабли в гавань. Не имел возможности взять город с его могучими стенами прямой атакой, руссы высадились на берег, повоевали окрестности города, взяли огромную добычу, а потом вытащили суда на сушу, поставили их на колеса, подняли паруса и под прикрытием ладей. защищавших от не приятельских, двинулись под самые стены города. Греки ужаснулись при виде этого не обычного зрелища и запросили мира. Был заключен мирный договор. Объединив славянские земли, отстояв их от натиска чужеземцев Олег получил титул великого князя. Народ не мог поверить, что одному человеку может быть во всем удача, думая что он обладает какой-то силой прозвали его Вещим.

2.Работа с учебником с 42

  1. Прочитайте текст на с. 40-42. назовите главные дороги, которые являлись связующими между собой жителей этих мест. (Реки и моря. По ним плыли купеческие караваны, ладьи и плоты переселенцев на новые земли.)
  2. Кто был главой Руси? (Главой Руси был великий князь киевский, а его советниками и помощниками - бояре.)
  3. Кто из русских князей особенно прославился своими военными подвигами? (Русский князь Олег)

3.Работа с картой.

  1. Рассмотрите карту на с. 41 учебника. Покажите территорию древней Руси в конце века IX, а в середине XI века. Сравните. (Территория древней Руси к середине XI века увеличилась.)
  2. А как вы думаете, почему территория увеличилась?(Князь завоевывал земли.)
  3. Найдите реку Днепр. В какие города можно попасть путешествуя I по реке Днепр?

4.Физкультминутка.

(Звучит музыка).

  1. Ребята, закройте глаза, расслабьтесь. Вы уснули. Вам сняться прекрасные сны.
  2. Но вот мы проснулись, что вам снилось? Что вы представляли себе слушая музыку?
  3. А теперь взбодритесь, продолжим наш урок.

V. Объяснение учителя.

Пока мы с вами спали прошло несколько лет и мы попали в времена правления князя Владимира.

(Слайд 3)

Портрет князя Владимира.

У русского народа в обычае было давать своим правителям прозвище. Князя Владимира призвали Красным Солнышком за то, что его дела были понятны народом и оценены им. Он был умелым войнам и мудрым правителем. Он превратил Русь, в огромную державу, о которой говорили в Европе. Трудно было управлять такой державой. Самой опасной была южная граница: с юга Руси грозили воинственные печенеги.

Князь Владимир приказал построить на южной границе крепости. У брода на возвышенности или насыпи через 20 км. дру| от друга поставить сигнальные башни с кострами, которые зажигали в случае опасности.

Именно в дружине Владимира Святославовича были знаменитые русские богатыри: Илья Муромец, Никита Кожемяка, Добрыня Никитич и Алёша Попович.

  1. Известны ли вам эти имена?
  2. Какие произведения вы знаете о русских богатырях?
  3. Кого называют богатырем?

VI. Работа по картинам.

Не только в былинах воспевают русских богатырей, но и художники
посвящают им свои работы. Посмотрите на репродукцию картины В.М.
Васнецова «Три богатыря»

(Слайд 4)

Репродукция картины В.М. Васнецова

VII. Рассказ учителя.

Еще одно из главных событий происшедших в Древней Руси во время
правления князя Владимира - крещение Руси.

Предки наши были тогда ещё язычниками, верили во многих богов, ставили им идолов и поклонялись им. Главными божествами у русских славян были: Перун - бог грома и молнии (Слайд 5) Изображение Перуна

Волос - бог скота, Стрибог -бог ветра. Кроме этих главных богов,
славяне ещё верили в леших, водяных, домовых. Если случалось какое-то
несчастье, урожай не удавался, дом погорел, если выпадала удача, то опять-
таки по милости богов. Что бы задобрить сердитого бога или что бы
заручиться его милостью, ему приносили жертвы, обвешивали истуканы
разными подарками, закалывали какое-нибудь животное и сжигали его.

Огонь, думали язычники, передаст сожженное богу, и тот, насытившись
кушаньем, сделается милостивее к жертвователем. В важных случаях носили
на заклание живых людей. Язычники думали, что такие жертвы самые
угодные богу, и совершали их во время беды. Чтобы умилостивить божество
или же в благодарность за какой-нибудь особенно счастливый случай,
например, за победу над врагами. Жертвы эти закалывали по жребию. Но
мало-помалу христианская вера стала распространяться по Руси. Часто,
сходясь для торговли с народами христианскими (греками, болгарами,
жившими на Дунае), русские все более и более знакомились с их верой и
многие крестились. В числе первых приняла святое крещение княгиня Ольга,
названная за то Благоверною и Святою. Она уговорила и сына и сына своего
креститься, но тот не соглашался. Внук Ольги, князь Владимир, вначале тоже-
усердно служил языческим богам, ставил много идолов, приносил им
жертвы. Но скоро взяло его раздумье, он понял, наконец, что вере принося
жертвы, совсем не боги. Поэтому Владимир решил переменить веру.

VIII. Работа с учебником

  1. Прочитайте текст на с 44
  2. какого князя на Руси называли Красным Солнышком?
  3. За что его так прозвали?
  4. Назовите русских богатырей.
  5. Почему народ сложил о них сказания и былины?
  6. Какой ещё след в истории оставил князь Владимир?

IX. Работа в рабочих тетрадях.
С. 17 №2

  1. Что такое крещение?
  2. Запишите это определение. С. 18 №3

Дайте объяснение названию главной улицы современного Киева,
запишите.

С.18 №4

  1. Какие слова можно собрать из данных слогов?
  2. Соедините слоги стрелочками. Что обозначают эти слова? С. 18 №5

Прочитайте утверждение, обведите правильный ответ
(Взаимопроверка тетрадей)

У/Закрепление изученного материала
Работа в группах по карточкам
Карточка 1.

1. Что являлось главной дорогой связывающая между собой жителей
Древней Руси.

2. С какими морями их связывали водные пути?
Карточка 2

/. На берегу какой реки возник город Киев?

2. Кто правил Древней Русью? Кто помогал ему? Карточка 3

/. Чем занимались князья?

2. Какой русский князь знаменит своими походами? Карточка 4

/. Почему народ называл князя Олега вещим?

2. Как происходило крещение Руси? Карточка 5

У. Чем отличается христианство от язычества?

2. Легко ли народ принял новую веру? Карточка 6

/. Чем язычество отличается от христианства?

2. Почему во многих странах первыми принимали крещение правители?

VI Подведение итогов урока.

  1. С какими русскими князьями мы сегодня познакомились?
  2. В каком году произошло Крещение Руси?

VII. Задание не дом.

Ответить на вопросы учебника с. 45


Прозвенел уже звонок Начинается урок

  • Прозвенел уже звонок Начинается урок
  • Вы друг другу улыбнитесь
  • И тихонечко садитесь!
  • Во времена
  • Древней Руси
«Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет, приходите княжить и владеть нами».
  • «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет, приходите княжить и владеть нами».
«ТРИ князя варяго-русские Рюрик и два брата его пришли к нам…»
  • «Так началось в 862году по Рождеству Христову Русское государство. От имени рода первых князей оно и назвалось Русью».
Древняя Русь Князь Владимир «Вещий» Олег «Три богатыря» «Богатырь» Княгиня Ольга Крещение Владимира «Если не придёт кто завтра на реку - будь то богатый или нищий-да будет мне враг!»-объявил князь.
  • «Если не придёт кто завтра на реку - будь то богатый или нищий-да будет мне враг!»-объявил князь.
Крещение Руси Крещение Руси Князь Владимир Что являлось главной дорогой, связывающей между собой жителей Древней Руси?
  • Главными дорогами были реки, моря. По ним плыли купеческие караваны, ладьи и плоты переселенцев на новые земли.
С какими морями связывали водные пути древних славян?
  • С Чёрным и Каспийским морями, откуда можно было попасть в Византию и её столицу - богатый город Константинополь.
На берегу, какой реки возник город Киев, столица Древней Руси?
  • На реке Днепр .
Кто был главой Руси?
  • Главой Руси был великий князь киевский.
Кто помогал князю?
  • Помощниками были бояре, а опорой и поддержкой – княжеская дружина.
Чем занимались князья?
  • Поддерживали порядок внутри страны, заботились о её безопасности .
Какой русский князь знаменит своими походами?
  • Русский князь Олег.
Почему князя Олега назвали вещим?
  • Народ удивлялся его удачам. Они не верили в то, чтобы одному человеку во всём была удача.
Какого князя на Руси называли Красным Солнышком?
  • Князя Владимира.
За что князя Владимира прозвали Красным Солнышком?
  • Был Владимир Красное Солнышко умелым воином и мудрым правителем. Превратил Русь в огромную державу, о которой с уважением говорили в Европе. Он заботился о русском государстве и о его народе. Его дела были поняты народом и оценены.
Назовите русских богатырей. Кого из них изобразил В.М. Васнецов на картине «Три богатыря»?
  • Илья Муромец , Никита Кожемяка, Алёша Попович , Добрыня Никитич .
Почему народ сложил о богатырях сказания и былины?
  • Они служили на заставах и защищали рубежи родной Руси.
Какой ещё след в истории оставил князь Владимир?
  • Князь Владимир вошёл в историю как креститель Руси.
С какой целью князь Владимир крестил Русь?
  • В Европе в те времена эта религия была распространена в большинстве стран, и если Русь станет христианской, гораздо удобнее станет договориться с соседними странами.
Как происходило крещение Руси?
  • Владимир повелел всем крестьянам прийти к реке, и священники совершили обряд крещения.
Чем отличается христианство от язычества?
  • Язычники верят во многих богов, ставят им идолы и поклоняются им. Они приносят жертвы богам, даже людей. Христианство учит думать не только о своём благе, но и о благе ближнего, сплачивает людей .
Легко ли народ принял новую веру?
  • Новая вера прижилась не сразу. Некоторые обряды и празднества сохранились до наших дней, например колядование.

Тема: “Во времена Древней Руси”.

Цели урока: формировать представление о древней Руси, русских князьях; развивать устную речь, воспитывать интерес к истории, любовь к Родине.

Оборудование: карта древней Руси IX–XI веков, карточки с отпечатанными словами (Великий князь, бояре, дружина, князья, христианство, письменность и просвещение, развитие ремёсел, авторитет в Европе, Киев, 988 год), красные кружочки для показа городов на карте, отрывок из фильма “Садко”, иллюстрации с изображением идолов, князя Владимира, обрядовые куклы, тетрадь на печатной основе по программе, карточки для индивидуальной работы.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Сообщение темы, целей урока.

– Сегодня мы узнаем о том как жили наши предки во времена Древней Руси, где проходил главный торговый путь, кто помогал Великому Князю в управлении государством, а так же узнаем о Крещении Руси.

2 . Опрос домашнего задания

а) Дать карточки с индивидуальными заданиями:

1. Описать жилище древних славян. (2 чел.)
2. Чем занимались мужчины, женщины? (2 чел.)

б) Расскажите о роде занятий восточных славян.
в) Почему наши предки жили племенами?
г) Расскажите о вере древних славян.
д) Что это? (показ обрядовых кукол)
Для чего использовались эти куклы?

Пеленашка – делалась, чтоб злые духи не могли пожелать плохого ребёнку. Куклу клали в колыбельку.
Куватки – делал мужчина во время родов, привязывал в предбаннике, чтобы жена удачно родила ребёнка.
Бессонница – клали в колыбельку ребёнку, если он плохо спал и плакал.
Свадебная кукла – 2 куклы вместе –мужчина и женщина держатся за руки. Дарили на свадьбе чтобы молодые всю жизнь жили дружно “рука об руку.”
Веппская кукла – полногрудая женщина, символизирующая плодородие, достаток, благополучие. Ещё эту куклу называли “Берегиня.”

– Молодцы, вы все хорошо приготовили домашнее задание о жизни восточных славян. А вот Полина приготовила в качестве домашнего задания стихотворение С.Маркова “Славяне”.

3. Стих Маркова “Славяне” (читает Полина Рябова)

…Идём среди сохлой травы,
Расправив могучие груди,
И князь, и седые волхвы –
Лесные и пчёльные люди.
Секиры подъемлются вновь,
Теплы и красны топорища,
Шипит печенежская кровь
На серой земле пепелища.
Мы ведать мгновенья должны
Известной охотничьей дрожи,
Мечи, опуская в ножны
Из бычьей скоробленной кожи.
Мы знаем, что время придёт,
Свершатся труды и заботы,
И снова сверкающий мёд
Наполнит глубокие соты.

– Вам было интересно узнать о наших предках славянах? А давайте продолжим дальше знакомство с их жизнью…

4. На прошлом уроке мы узнали, что столицей Древней Руси был город Киев. Он образовался на берегу реки Днепр неспроста. По рекам можно было доплыть до Балтийского моря, до Чёрного моря. Плыли купеческие караваны, ладьи с переселенцами в поисках новых земель, могли пожаловать и лихие люди. Этот великий водный путь историки называют “Из Варяг в греки”. Если вы найдёте на карте в учебнике с. 41 начало и конец этого пути, вы сможете сказать, почему этот водный путь получил такое название.
Да, путь начинался в Швеции т.е. где жили варяги. Давайте проследим как двигались купцы по этому пути, через какие города проходил их путь.

НОВГОРОД. (Ставим на карте в книге точки, а на карте у доски прикрепляем кружочки)

Показ отрывка из фильма “Садко”. (Со слов: “Здравствуй, господин великий Новгород!”, показ торговых рядов)

– Пояснить что везли разные товары которых на Руси не было. А кто заметил, что путь по воде прерывается? А как интересно путь продолжался дальше? … ВОЛОКОМ ! Корабли волокли по земле. Там, где начинался путь “волоком” появился город Верхний Волочок , а там, где этот путь заканчивался, образовался… верно, город Нижний Волочок. Названий городов на карте нет, но давайте поставим точки там, где образовались эти города. Далее путь следовал через Смоленск, Киев, Переяславль и заканчивался в Греции.

– Кто может показать водный путь через всё государство на карте у доски? (1–2 чел.)

– Итак, кто объяснит почему путь назывался “Из Варяг в греки?”

5 . А сейчас в тетради на печатной основе с. 17 найдите торговый путь и обозначьте его красной линией.
Найдите границы государства и заштрихуйте зелёным цветом. (Пока дети работают, оценить индивидуальную работу по карточкам.)
Давайте сравним по размерам Древнюю Русь с соседними государствами. Она больше, чем соседние государства! Поэтому многие хотели завоевать земли русичей. Реки были полны рыбы, в лесах много дичи и зверья, земли плодородны и богаты. Приходилось обороняться, охранять свои земли.

ФИЗМИНУТКА

– Чтобы обороняться, охранять, нужны были сильные люди здоровые. И мы должны быть сильные и здоровые. Давайте отдохнём. Встали, потянулись вверх. Ещё раз….

– Управлять государством одному Великому Князю Владимиру было сложно, поэтому ему нужны были помощники.

Великий Князь

Бояре дружина князья

Работа с учебником (с. 42 чтение)

– А ещё в дружине были богатыри. О богатырях того времени народ сложил много сказок, легенд, былин. Назовите имена тех богатырей, которые дошли до наших дней. (Микула Селянинович, Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алёша Попович…)

– Домашним заданием будет дополнительный материал о богатырях.

7. Велики заслуги перед народом и самого Великого Князя Владимира. Об одной из заслуг мы узнаем сегодня от Насти Хомяковой.

Сообщение о крещении Руси. (1–3 мин.)

– Кто из Настиного рассказа запомнил в каком году состоялось крещение Руси?

988 год

Работа с книгой с. 44 предпоследний абзац и до конца параграфа. После прочтения задаю вопрос: ”Что принесло христианство?”

Христианство

Если остаётся время:

Найдите в учебнике определение слову Крещение. Запишите его в тетрадь на печатной основе (с. 17).

Русь приняла христианскую веру, но язычество сразу не ушло. Не мог народ разом отказаться от традиций, обычаев, обрядов, которые складывались веками. И по сей день живёт вера в домовых, русалок, леших…

– Экскурс в прошлое заканчивается, а мы должны подвести итог урока.

– Скажите, что нового и интересного о жизни славян мы сегодня узнали?

Выставить оценки.

9. Домашнее задание: в тетр. на печатной основе с.18 – 19. Найти дополнительный материал о русских богатырях.

10 . Наш урок окончен, а на прощание ребята приготовили в подарок гостям Веппскую куклу – символ достатка, плодородия, благополучия.

У р о к 42. ВО ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ

22.08.2014 5901 0

Цели:

1. Сформировать представление о Древней Руси, русских князьях.

2. Развивать умение работать с исторической картой.

3. Развивать устную речь.

4. Воспитывать интерес к истории.

О б о р у д о в а н и е: историческая карта, родословное дерево первых русских князей, рисунки с изображением языческих богов древних славян, русских богатырей.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы, целей урока.

Что нас ждет сегодня,

Хотите об этом узнать?

Тогда постарайтесь скорее

Этот кроссворд разгадать.

Вопросы к кроссворду:

1. Река, по среднему течению которой находились земли полян.

2. Как древние славяне называли мужчин, которые собирали мед диких пчел?

3. Как называются объединения славян?

4. Фантастическое существо, которое обитает в озерах и реках.

5. Бог грома и молнии.

6. Злое существо, которое поселялось в доме.

7. Фантастическое существо, которое водится в лесу.

8. В конце декабря древние славяне проводили праздник…

9. Материал, из которого делали посуду наши предки.

10. Праздник проводов зимы и встречи весны.

11. Доброе фантастическое существо, которое живет в избе за печью.

Учитель. Сегодня на уроке мы отправимся в Древний Киев в гости к князю Владимиру и узнаем, как возникло русское государство. А пока вспомним, как жили наши предки.

Ii . Проверка домашнего задания.

Учитель проводит опрос.

– Каким образом была связана с природой жизнь древних славян?

– Какие занятия восточных славян вы знаете?

– Расскажите о жилище восточных славян.

– Во что верили восточные славяне?

Несколько учащихся выполняют работу по индивидуальным карточкам.

Тест «Жизнь древних славян»

1. Русские, украинцы, белоруссы произошли:

а) от восточных славян;

б) западных славян;

в) южных славян.

2. Древние славяне жили:

а) в одиночку;

б) семьями;

в) племенами.

3. Богом грома и молнии у древних славян был:

б) Перун;

4. Праздник Ивана Купалы проводили в честь:

а) солнца;

5. Свои дома славяне строили:

а) из камня;

б) кирпича;

в) столбов деревьев.

6. Жили славяне племенами, чтобы сообща заниматься:

а) земледелием;

б) рыболовством;

в) охотой.

III. Работа над новым материалом.

Учитель. Правления у славян не было такого, как теперь у нас. Государей у них не было, а в каждой семье всеми делами заправлял старейший. Для важных дел старейшины сходились на веча (мирские сходки) и решали дела сообща.

Чужие воины приходили в землю славян, жгли дома и уносили имущество жителей. А сами славяне все ссорились между собой. Некому было разбирать их ссоры, мирить их и заботиться, чтобы никто их не обидел.

Тогда один старый и умный старейшина по имени Гостомысл позвал к себе перед смертью многих старых людей и стал говорить им: «Поищите себе такого человека, который бы разбирал ваши ссоры, мирил вас и наказывал непослушных. Такой человек будет заботиться также, чтобы чужие народы не обижали вас!»

Славяне послушались умного совета. Они послали послов за моря в другую далекую страну, где жил народ по имени варяги. Послы пришли за море к варяжскому народу и сказали знатным людям, которых варяги называли князьями, такие слова: «Наша земля велика и богата, только порядка в ней нет: приходите управлять нами!»

Три князя варяго-русские Рюрик и два его брата пришли к нам и начали княжить: сам Рюрик сел в Новгороде, а братьев он послал в другие города. Так родилось в 862 году по Рождестве Христовом Русское государство. От имени рода первых князей оно и назвалось Русью.

Учитель знакомит с родословным деревом первых русских князей:


Учитель. Слово «князь» происходит от славянского «конязь» – конный воин. Князьями славяне называли своих вождей. В мирное время князья управляли жизнью славянских племен, а когда приходили враги, становились военачальниками.

Учитель предлагает рассмотреть карту «Древняя Русь» на с. 41 учебника.

Учитель. Покажите территорию Древней Руси в конце IX века и в середине XI века. Сравните.

Ученики. Территория Древней Руси в середине XI века увеличилась.

Учитель. Как вы думаете, почему территория увеличилась?

Ученики. Князья завоевывали земли.

Учитель. Найдите реку Днепр. Какие города Древней Руси находились на берегах Днепра?

Учитель. Какие дороги были главными в Древней Руси?

Ученики. Реки и моря, так как по ним плыли купеческие караваны, ладьи и плоты переселенцев на новые земли.

Учитель. Кто был главой Руси? Какой русский князь особенно прославился своими военными подвигами?

Ученики. Главой Руси был Великий князь киевский, а его советниками и помощниками – бояре. Русский князь Олег прославился военными подвигами.

Учитель. В 879 году Рюрик умер. Его преемник Олег вместе с сыном Рюрика Игорем и варяжской дружиной решили перенести центр своей державы в Киев. Убив в Киеве князей Аскольда и Дира, Олег захватил в свои руки весь торговый путь «из варяг в греки» и стал княжить в Киеве. Это произошло в 832 году, который положил начало образованию Древнерусского государства – Киевская Русь.


Жура-жура-журавель! (Ходьба на месте с высоко

Облетал он сто земель. поднятыми коленями, махи

Облетал, обходил, руками.)

Крылья, ноги натрудил. (Поглаживание рук, ног.)

Мы спросили журавля:

«Где же лучшая земля?» (Руки вытянуты перед собой,

Отвечал он, пролетая: вопросительная мимика.)

«Лучше нет родного края!» (Легкий бег на носочках на

месте, кружатся.)

Учащиеся выполняют упражнения за учителем.

Учитель. Одним из первых русских князей был Владимир Святославович. У русского народа в обычае давать своим правителям прозвища. Владимира Святославовича прозвали Красным Солнышком. Был князь Владимир умелым воином и мудрым правителем. Превратил он Русь в огромную державу, о которой с уважением говорили в Европе.

О времени княжения Владимира Святославовича сложено много интересных былин. Именно в его дружине были знаменитые русские богатыри Илья Муромец, Никита Кожемяка, Добрыня Никитич и Алеша Попович.

Кого называли богатырями? Что общего у всех богатырей?

Ученики. Богатырь – человек стойкий, сильный, отважный. Все богатыри совершали воинские подвиги.

Учитель. Князь Владимир вошел в историю как креститель Руси. Предки наши были тогда еще язычниками, верили во многих богов древних славян. Назовите их.

Ученики. Бог молнии и грома – Перун, бог ветра – Стрибог, бог солнца – Хорс и др.

Учитель. Если случалось какое-нибудь несчастье, урожай погибал, дом горел, если выпадала удача, то опять-таки по милости богов. Чтобы задобрить сердитого бога, ему приносили жертвы, обвешивали идолов разными подарками, закалывали какое-нибудь животное и сжигали его. Огонь, думали язычники, передаст сожженное богу, и тот, насытившись кушаньем, сделается милостивее к жертвователям. В важных случаях носили на заклание живых людей.

Однажды при князе Владимире жребий на жертвоприношение пал на одного христианского мальчика, но отец не хотел выдать его, говоря: «Не дам я своего сына вашим богам, не боги они, а дерево, сегодня стоят, а завтра сгниют. Бог един, тот, который сотворил небо и землю, звезды, солнце, луну и человека, а ваши боги что сделали? Сами они деланные. Если же они действительно боги, то пусть придут за моим сыном». Язычники разозлились и убили христианина вместе с сыном.

Но мало-помалу христианская вера стала распространяться по Руси. Часто, сходясь для торговли с христианскими народами (греками, болгарами, жившими на Дунае), русские все более и более знакомились с их верой и многие крестились. В числе первых приняла святое крещение княгиня Ольга, названная за это Благоверною и Святою. Она уговаривала и сына своего креститься, но тот не соглашался. Внук Ольги, князь Владимир, вначале тоже усердно служил языческим богам, ставил много идолов, приносил им жертвы. Но скоро взяло его раздумье, он понял, наконец, что вера языческая не истинная, что идолы, которым он и его народ молятся и приносят жертвы, совсем не боги. Поэтому Владимир решил переменить веру. О том, как прошло крещение Руси, прочитайте статью «Князь Владимир и крещение Руси» на с. 43–45 учебника.

IV. Закрепление изученного.

Учитель проводит опрос.

– Что являлось главными дорогами в Древней Руси?

– С какими морями древних славян связывали водные пути?

– На берегу какой реки возник город Киев, столица Древней Руси?

– Кто был главой Руси?

– Кто помогал ему?

– Чем занимались князья?

– Какой русский князь знаменит своими воинскими походами и победами?

– Почему князя Олега народ прозвал вещим?

– Какого князя на Руси называли Красным Солнышком?

– С какой целью князь Владимир крестил Русь?

– Как происходило крещение Руси?

– Как народ принял новую веру?

– Чем христианство отличается от язычества?

V. Итог урока. Выставление оценок.

Учащиеся читают вывод на с. 45 учебника.

Домашнее задание.

с . 40–45. Ответить на вопросы «Проверь себя». Выполнить задания 1–2.



Поделиться