Своя маршрутка. Как открыть бизнес на пассажирских автоперевозках

В любом городе России существует проблема перевозки пассажиров. В часы пик возникает ощущение катастрофической нехватки транспорта. И тут начинающим бизнесменам приходит на ум открыть собственное дело. Составляем бизнес-план пассажирских перевозок, учитывая ряд особенностей этого дела.

Как открыть бизнес: пассажирские перевозки

Главное дело - это регистрация в форме ИП или ООО. Затем следует получение лицензии на пассажирские перевозки:

  • осуществление коммерческих пассажирских перевозок легковым транспортом;
  • перевозки более 8 человек на специально оборудованном для этого транспорте (кроме собственных нужд юридического лица);
  • перевозки грузов при грузоподъемности свыше 3,5 тонн (кроме собственных нужд предпринимателя).

Для того чтобы открыть организацию и осуществлять пассажирские перевозки специально оборудованным транспортом, необходимо предоставить в представительство Министерства транспорта следующие документы:

  • свидетельство ОГРЮЛ;
  • свидетельство о постановке на учет в налоговый орган;
  • коды статистики;
  • устав организации;
  • учредительный договор;
  • адрес организации (фактический и юридический), телефон;
  • банковские реквизиты;
  • договор стоянки транспортных средств;
  • ПТС автомобилей;
  • копии техосмотров;
  • трудовые книжки, права и паспорта водителей;
  • технические паспорта ПК и БД.

Госпошлина за рассмотрение заявления составит 300 рублей, а 1000 рублей - за выдачу лицензии. Лицензия выдается на 5 лет.

Если составленный план не требует включить большое в работу количество автомобилей, лучше заключить договор с транспортной организацией, которая имеет необходимые документы и допустит машины на маршрут.

Вернуться к оглавлению

Транспортный парк или аренда автомобилей

Самым главным для предпринимателя в является выбор автомобилей. Они могут быть как собственными, так и арендованными. Можно нанимать водителей со своим автотранспортом. Это вариант является менее проблематичным для владельца бизнеса, так как ответственность за автомобили лежит полностью на хозяине машины. Но прибыли такой бизнес будет приносить меньше, да и водители будут искать более выгодный для себя вариант, поэтому стоит продумать все условия, прежде чем останавливаться на этом решении. Также можно открыть собственный парк.

Самым распространенным и предпочтительным вариантом является создание собственного парка автобусов.

Чтобы открыть собственное дело по перевозке пассажиров, требуется тщательный расчет всех затрат, то есть грамотно составленный бизнес план.

При выборе автобусов стоит обращать особое внимание не только на стоимость и вместимость, но и на расходы на обслуживание.

Вернуться к оглавлению

Российские или иностранные автомобили

Первая категория - российские машины - является более дешевой и менее вместительной. Стоимость ГАЗели колеблется от 500 до 600 тысяч рублей, а вместительность - 8-15 человек. Но такие маршрутки являются самыми небезопасными на российских дорогах, так как обычно перевозят большее количество пассажиров, что влечет угрозу жизни. Эта маршрутка прослужит примерно 2-3 года, но потом потребуются серьезные вложения, которые могут свести к нулю всю прибыль.

Вторая категория отличается в цене почти в 2 раза. Это иностранные автомобили Peugeot Boxer, Ford Transit, Iveco Daily - это аналоги отечественных ГАЗелей со стоимостью от 1 миллиона рублей. Вмещает такой автомобиль от 16 до 26 мест. Их средний срок службы варьируется от 7 до 8 лет. Затраты для предпринимателей на их обслуживание меньше, чем у отечественных, то есть прибыли они принесут больше.

Вернуться к оглавлению

Бизнес-план перевозки пассажиров

Одно маршрутное такси в России в день совершает 10 рейсов. Одна поездка стоит около 15 рублей, в зависимости от города. То есть маршрутка вместимостью 15 человек принесет доход в месяц 67500 рублей. Это около 2250 рублей в день. Но отсюда нужно вычесть расходы на топливо, мойку - около 1000 рублей.

У иномарки дохода будет значительно больше, так как больше мест, а расход топлива значительно меньше. В среднем на маршрутке в 25 мест доход в день составит 3750 рублей. Для сравнения, на 100 км иномарке требуется 10-12 л топлива, а российской - около 18. Выбор очевиден!

Прибыль напрямую зависит от выбора маршрута, план которого можно самостоятельно разработать. Дополнительно можно получить доход от рекламы на автотранспорте, предоставлять автомобили для торжественных мероприятий.

Следующий бизнес-план рассчитан для организации, которая имеет в собственности 20 иностранных автомобилей и готова открыть парк.

Нелегко выбрать направление для организации частного дела. Для облегчения задачи, советуем обратить внимание на пассажирские перевозки. Есть, как минимум, три причины:

  • владелец получит ощутимый доход;
  • срок окупаемости сравнительно небольшой;
  • повышенный спрос на услуги такого рода.

Услуга востребована и в больших, и в малых городах России. Но нужно выполнить обязательное условие, получить соответствующую лицензию, что сопровождается формированием необходимого пакета документов.

Особенности бизнеса пассажирских перевозок

Кроме того, услуги по перевозкам пассажиров образуют две ветви:

  • служба такси;
  • частный извоз.

Здесь, на руку предпринимателя играет демографический фактор. Население в крупных городах неуклонно возрастает, следовательно, потребность в перевозках тоже набирает обороты.

Формируются характерные черты оговоренного бизнеса:

  • водители, как правило, находят своих клиентов в местах концентрации народа;
  • таксисты, за редким исключением, не выезжают по вызовам на адреса;
  • предприниматель может себе позволить свободный график, нет обязательных рабочих часов;
  • внешний вид машины и аккуратность салона будут дополнительными преимуществами при поиске клиентов.

Нельзя не упомянуть о других видах транспорта, например, авиа или водного. Но в этом случае потребуется разработка развитой инфраструктуры, что отразится на сумме стартового капитала и размере фирмы. Предприниматели среднего бизнеса не располагают такими средствами, поэтому, вернемся к обсуждению перевозок в черте города или за городом. Усилий и денег потратиться меньше, а результаты будут ощутимыми в краткосрочном периоде.

Вопрос, который беспокоит каждого владельца, сроки окупаемости. В среднем – это три месяца. Предполагаемый промежуток времени может измениться в силу специфических факторов региона: количество проживающих в населенном пункте и протяженности маршрута.

Существуют подводные камни, о которых следует подумать заранее. В выгодном и несложном бизнесе всегда высокая конкуренция. Чем крупнее город, тем больше игроков на рынке. Пройти входные барьеры, сложная задача для новичка, но она является неотъемлемой частью старта, особенно, на прибыльных рейсах.

Основные этапы запуска бизнеса

Действие первое – необходимо составить бизнес план автотранспортного предприятия по перевозке пассажиров. Не продумав до мельчайших подробностей свои действия, вы не справитесь с задачей. Возможно, сначала дело покажется нехитрым, но в скором времени предприниматель осознает, что сначала нужно было составить подробный план действий, оценить финансовые риски, а затем браться за дело. Сэкономьте свои деньги, потратив время на бизнес план.

Оформление документов. Зарегистрируйте компанию, как юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Займитесь оформлением лицензии на выбранный вид деятельности. Ознакомьтесь с существующими видами лицензирования в Министерстве Транспорта РФ и выберите тот, что соответствует вашим условиям. Их всего три и зависят от предназначения и габаритов транспортных средств, задействованных для перевозок:

  • для легковых автомобилей;
  • для транспортных средств, в которых можно перевозить более восьми человек;
  • для транспорта, грузоподъемностью от 3,5 тонн.

При подаче пакета документов на получение лицензии необходимо оплатить госпошлину, на сегодняшний день, в размере 300 рублей. Процедура принятия решения занимает время у чиновников. Получив положительное решение, потребуется оплатить еще одну пошлину, 1000 рублей. Лицензия выдается сроком на 5 лет.

Отдав предпочтение перевозкам на маршрутных такси, заведите учетные индивидуальные карты. Выигранный тендер на право осуществления перевозок в большом городе, поможет в развитии бизнеса.

Уделите должное внимание найму персонала. Скрупулезно продумайте маршрут движения своего транспорта. Согласование маршрута с городской администрацией – обязательное требование. Определить точно период затраченного времени будет сложно. Альтернативным решением может быть аренда существующего маршрута. Какое из решений окажется приемлемым, решать вам.

Имейте ввиду, что потребуется пройти техосмотр и иметь сертификаты соответствия качества. Перевозчик несет ответственность за жизнь пассажиров. Оцените техническое состояние автобуса перед покупкой, иначе расходы на ремонт могут оказаться выше ожидаемой прибыли. Простои на ремонт также не способствуют увеличению выручки.

Может показаться проблематичной задача о выборе транспортного средства. Предложений много. Ваш выбор непосредственно зависит от будущего вида деятельности. Возможно, к окончательному решению вас подтолкнет намерение о найме водителя со своим автомобилем. Приятным бонусом окажется сумма, сэкономленная на покупку собственного транспорта.

Впрочем, бизнес, основанный на заработках с помощью арендованного транспорта, не так привлекателен, как кажется на первый взгляд. Наряду с явной выгодой, существуют скрытые риски. Выигрываете за счет отсутствия проблем с автомобилем, все расходы несет хозяин. Из недостатков можно назвать, как минимум три:

  • вы не сможете полностью контролировать рабочий процесс, а значит, теряете руководящую роль;
  • водитель не зависит от вас и может уйти в случае возникновения разногласий;
  • выручку потребуется разделить, согласно договору.

Вывод напрашивается сам собой – лучший вариант заключается в приобретении собственного транспорта, что позволит управлять бизнесом самостоятельно. Впрочем, все зависит от суммы стартового капитала. Конечно же, независимость всегда дороже.

Реклама — главный источник потребителей

Постоянный поток клиентов вам поможет сформировать грамотно организованная реклама и прибыльный маршрут. Вот два направления, на которых потребуются сконцентрироваться, чтобы завоевать свое место на рынке пассажирских перевозок.

Не следует надеяться, что пассажиропоток сформируется без расходов на рекламу. Подчас, расходы кажутся непомерными, но по истечении короткого времени проанализируйте данные финансового отчета и определите какой процент от выручки уходит на рекламные расходы. Как правило, это 12-15% от выручки. Не так уж много. А если каждая рекламная кампания будет продумана до мелочей, то эффективность рекламы будет очевидной.

Для транспортных предприятий общепринятыми местами распространения наружной рекламы являются:

  • билборды – рекламные щиты, расположенные вдоль дорог;
  • реклама на общественном транспорте, на ваших автомобилях в том числе;
  • доски объявлений.

Список не полный, вы можете его дополнить, учитывая специфику своего региона.

Где бы вы не разместили свою рекламу, она должна быть доступна целевой аудитории, и продумана до мелочей. Итак, первый шаг навстречу клиенту сделан. Далее, продумайте систему скидок, особенно на стадии вхождения в рынок. Уделяйте огромное внимание качеству оказываемых услуг, умению общаться с клиентами. Обучайте своих водителей вежливому общению с клиентами, знакомьте с маршрутом, проводите аттестацию новичкам. Регулярно отслеживайте цены конкурентов, и формируйте собственные цены на уровне рыночных.

Как видите, даже общий список задач достаточно велик и требует полного погружения в работу. Поэтому, начинайте с детального бизнес плана, где будет прописан каждый шаг и оценена каждая статья расходов, даже на мелочи. Если вы решили вступить на дорогу бизнеса пассажирских перевозок, учитывайте, что конкуренция очень высока. К новичкам требования всегда особенные. Вам придется проявить высокий уровень самоорганизации, интеллекта и управленческих навыков, чтобы отстроить структурированный бизнес. Будет сложно, но продумав все до мелочей, вы справитесь с поставленной задачей, и в скором времени начнете зарабатывать ту прибыль, которую заложили в финансовой части бизнес плана. Успехов в начинаниях!

* В расчетах используются средние данные по России

От 650 000 ₽

Стартовые вложения

100 000 - 250 000 ₽

60 000 - 150 000 ₽

Чистая прибыль

11 мес.

Срок окупаемости

Маршрутные такси - это один из самых прибыльных и ликвидных видов автобизнеса. Однако его запуск сопряжен со многими трудностями, которые нужно иметь в виду начинающим предпринимателям.

В большинстве российских городов нормальное автобусное сообщение не развито. В мороз люди вынуждены простаивать на остановках по полчаса, час, а то и дольше. Приходится выбирать одно из двух зол: либо долго ждать один-единственный, но дешевый автобус, либо быстро добираться до места на дорогом такси. Маршрутки предлагают третий вариант: быстро и недорого. В последние годы маршрутные такси во многих городах России стали чуть ли не главным видом транспорта, кое-где вытеснив крупный общественный транспорт. Они ходят чаще, чем автобусы, они маневреннее, они останавливаются на остановках по требованию, а условия в салоне зачастую более комфортны.

Недостатки городских систем общественного транспорта и растущий спрос на комфортные перевозки со стороны населения делают бизнес на маршрутных такси очень перспективным для малого предпринимательства. Открыть свое небольшое предприятие можно даже при отсутствии своего автопарка и оборудования для обслуживания автомобилей. При работе одного микроавтобуса предприниматель может рассчитывать на прибыль в 3-5 раз выше уровня средних зарплат. Пассажирские перевозки не зря называют одним из самых рентабельных и ликвидных видов автобизнеса, который манит своим пассивным и легким доходом.

Но, как известно, бесплатный сыр бывает только в мышеловке. В бизнесе на маршрутках далеко не все так гладко и сладко, как многим кажется со стороны. Поэтому перед тем, как строить планы о том, сколько тысяч рублей в день вам будет приносить маршрутка, советуем внимательно ознакомиться с рынком в вашем регионе, проанализировать конкурентную среду и пообщаться с людьми, работающими в этой сфере. Стоит иметь в виду, что в некоторых городах страны маршрутки запрещены либо на их деятельность наложены серьезные ограничения.

После того, как такой анализ рынка будет проведен, в голове сложится более четкая картинка относительно правового статуса и структуры предприятия. Маршруточный бизнес возможен во многих вариациях. Можно обзавестись собственным автопарком или работать без него, оказывать исключительно услуги по перевозке пассажиров или осуществлять еще и прочие услуги (диспетчерские, техобслуживание и т.д.). Чаще всего начинают такой бизнес либо с бюджетными автобусами, либо привлекая водителей с собственными автомобилями.


Какие виды маршрутного такси есть в России

Возможно, вы слышали о том, что существуют различные виды маршрутных такси. Которые, например, могут не иметь строгой привязки к маршруту, а пассажиры в них могут указывать водителю новые направления. Так вот, считайте, что таких видов “маршруток без маршрута” или “маршруток-такси” в России нет. По крайней мере, юридического понятия “маршрутное такси” не существует. С 2013 года маршрутки приравнены законом к общественному транспорту, то есть автобусам, трамваям и троллейбусам. Это значит, что перевозка пассажиров и багажа в микроавтобусах производятся в регулярном режиме и по регулярному маршруту. Осуществляются такие перевозки на основании публичного договора и определяются законом как “перевозки транспортом общего пользования”. Фактически это означает, что в России сегодня существует два вида маршруток, которые:

    осуществляют перевозки с посадкой и высадкой пассажиров на остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок;

    осуществляют перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном ПДД месте по маршруту регулярных перевозок.

Кроме того, согласно Уставу автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, существует 4 вида маршрутов пассажирского транспорта:

    Перевозки в городском сообщении. Они осуществляются в границах населенных пунктов.

    Перевозки в пригородном сообщении. Осуществляются между населенными пунктами на расстояние до 50 км включительно между границами этих населенных пунктов.

    Перевозки в междугородном сообщении. Осуществляются между населенными пунктами на расстояние более 50 км между границами этих населенных пунктов.

    Перевозки в международном сообщении. Осуществляются за пределы территории РФ или на территорию РФ с пересечением ее границы, в том числе транзитом через территорию страны.

Если же говорить о перевозке пассажиров и багажа в целом, то законодательно в России закреплены три вида перевозок: это регулярные перевозки, перевозки по заказам и перевозки легковыми такси. И, как вы уже поняли, деятельность маршруток попадает под первую категорию. Так что более правильным названием для этого вида транспорта будет не “маршрутное такси”, а “микроавтобус” или “автобус малой вместимости”. Кроме того, под маршруткой обычно подразумевается не муниципальный транспорт, а именно частный, работающий только за счет выручки от продажи билетов.

Что нужно для открытия своего маршрутного такси

В России работа маршруток, как и весь другой общественный транспорт, регулируется Федеральным законом № 220-ФЗ “Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом...” от 13.07.2015 и Уставом автомобильного транспорта и городского наземного транспорта.

Так, сегодняшние нормы законодательства предписывают всем перевозчикам использовать для стоянки транспорта специальную парковку, а для осуществления перевозки пассажиров в количестве более 8 человек необходимо обязательно иметь лицензию, карту маршрута либо свидетельство на право перевозки пассажиров, выданное уполномоченным органом муниципальной, областной или краевой властей.

Одним из основных государственных документов для осуществления пассажирских автоперевозок считается лицензия. Наличие этого документа говорит о том, что перевозчик может обеспечить полную безопасность пассажиров, что его услуги соответствуют установленным нормам и стандартам, а водители имеют необходимый стаж. Получить лицензию можно при наличии собственного транспорта или взятого в аренду.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Для получения лицензии на пассажирские перевозки необходимо собрать внушительный пакет документов и предоставить их в территориальный орган Ространснадзора. Следует иметь в виду, что отдельные лицензии выдаются на каждый из четырех видов перевозок (городские, междугородные, пригородные и международные).

В перечень документов, необходимых для получения лицензии на перевозку пассажиров, входит:

    свидетельство о регистрации юридического лица;

    заявление на получении лицензии, заполняемое по определенной форме, где обязательно указывается тип перевозок;

    документы, подтверждающие постановку лица на налоговый учет;

    копии документов, регламентированных “Положением о лицензировании”;

    копии учредительных документов предприятия, заверенных в нотариальном порядке.


И это только, скажем так, основные документы. Также понадобятся документы от водителей, которые подтверждают их трудовой стаж (трудовая книжка) и способность управлять транспортом (медицинское заключение для разрешения управления транспортными средствами), сведения о помещениях, в которых проводится техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, а именно:

    копии документов о наличии в собственности специально оборудованного помещения (выписка из ЕГРП или договор);

    декларация о наличии собственной стоянки;

    документы на техническое оборудование в помещении;

    сертификаты или прочие документы, подтверждающие соответствие помещения общепринятым нормам.

В качестве дополнительных документов понадобится договор на осуществление медицинского предрейсового осмотра водителей, документы о наличии необходимого транспорта, техпаспорт транспортного средства, диагностическая карта или талон о проведении техосмотра и заключения специалиста транспортной комиссии.

Выдача лицензии осуществляется в течение 30-45 дней после подачи заявления. До подачи документов необходимо уплатить госпошлину в размере 7500 рублей. Если до 2011 года лицензии выдавались на 5 лет, то теперь они выдаются бессрочно. Перед сбором документов обязательно уточните перечень на официальном портале Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, так как требования могут измениться. Получить лицензию на перевозку пассажиров могут как индивидуальные предприниматели, так и организации. За деятельность без лицензии ИП грозит штраф в 100 тыс. руб., организациям - 400 тыс. руб. Причем, при повторном нарушении нарушителя ждет не только штраф, но и конфискация транспортного средства.

Одним из камней преткновения в бизнесе на пассажирских перевозках является выбор и согласование маршрута. Дело в том, что развозить пассажиров там, где хочется, начинающему предпринимателю никто просто так не разрешит. В крупных городах вклиниться в существующие маршруты практически невозможно, рынок там уже давно поделен. Свободные ниши остались лишь в небольших населенных пунктах, и встречаются они довольно редко.Ситуация там бывает разная. Войти на рынок, например, можно если местный автобусный парк сильно устарел и нуждается в замене, а предприниматель готов вывести на маршрут новые автобусы. Чтобы узнать, есть ли возможность в том или ином городе получить маршрут, нужно обратиться в местный департамент транспорта или транспортные предприятия, обслуживающие маршруты, и заключить с ними договор для выхода на эти маршруты.


Довольно проблематично открыть и новые маршруты. Разрабатываются они Министерством транспорта региона вместе с органами местного самоуправления, а на их утверждение собирается целая кипа бумаг, включая расчеты экономической обоснованности, организационный раздел, технологический расчет и так далее. Выбор же перевозчика осуществляется через тендеры, проводимые местными администрациями. Выиграть тендер без связей практически невозможно, особенно если речь идет о прибыльных маршрутах.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Чтобы узнать все особенности получения разрешения на маршрут и входа данный бизнес вообще, предпринимателю лучше всего заблаговременно ознакомиться с его составляющими изнутри: а именно, пообщаться с владельцами и водителями автобусов и другими осведомленными людьми. Вполне вероятна ситуация, при которой легальных путей получения маршрута может и не быть. И тогда от новичка могут потребовать внушительную сумму размером до нескольких сотен тысяч рублей. Причем, надежда на то, что “единоразовый взнос” решит все дела, возможно, также разрушится. Не секрет, что тем организациям, которым удалось войти в этот бизнес, приходится регулярно поддерживать благосклонность проверяющих органов.

И перевозчики, и пассажиры сходятся во мнении о том, что традиционная “Газель” в качестве маршрутного такси уже себя морально изжила. Эти автомобили не пользуются народной любовью из-за своих некомфортных размеров и слишком низких потолков. Вместимость обычной маршрутной “Газели” составляет 8 пассажирских мест, что не очень радует перевозчиков, заинтересованных в наибольшей финансовой отдаче своих рабочих лошадок. С другой стороны, “Газель” остается самым бюджетным вариантом для начала своего дела. Подержанный автомобиль до 2010 года можно приобрести в пределах 40-170 тыс. рублей, автомобиль 2011-2013 гг. обойдется в 210-350 тыс. рублей, а более новые “Газели” можно приобрести за 400-890 тыс. руб. Новая же “Газель” обойдется в районе 1 млн. рублей.

Более вместительные, удлиненные “Газели” на 12 мест, будут стоить уже в районе 1-1,3 млн. рублей. Но при таких деньгах у предпринимателя возникает гораздо больший выбор. Например, можно, приобрести хороший подержанный микроавтобус одной из зарубежных марок, либо прибавить пару сотен тысяч и приобрести новую “Газель Next” вместимостью 18 человек. 18 сидячих пассажирских мест (в различных модификациях до 20-22 мест) - это самая распространенная вместимость маршруток сегодня. В этом классе можно найти около десятка вариантов, наиболее популярными из которых являются микроавтобусы Mercedes-Benz Sprinter Classic, Ford Transit, Volkswagen Crafter, Iveco Daily, Citroen Jumper, Peugeot Boxer, ГАЗ Next и Hyundai County. Причем сборка последнего в России с 2014 года не осуществляется, равно как и прекращены поставки из Южной Кореи, поэтому приобрести можно только б/у вариант.

Расценки на самые популярные микроавтобусы для маршрутного такси на 18-22 мест*


МАРКА АВТОМОБИЛЯ

СТОИМОСТЬ, ТЫС. РУБ.

до 2010

2011-2013

2014-2017

Новые (2018)

Mercedes-Benz Sprinter Classic

Volkswagen Crafter

*по данным сайта Avto.ru на 25.01.2018

Единого мнения о том, какая модель однозначно лучше и надежнее, не существует. Разумеется, покупка подержанного автомобиля в качестве маршрутного такси - это всегда риск, поэтому при ограниченных финансовых возможностях следует воспользоваться услугами лизинга. Для юрлиц и ИП лизинг - это отличная возможность не только снизить порог входа в бизнес, но и сэкономить в процессе налоговых выплат, поскольку выплаты по лизинговым контрактам могут быть учтены в виде текущих издержек, относимых на себестоимость.


Какие требования предъявлять к водителям маршрутки

Штат перевозчика может комплектоваться только квалифицированными водителями с удостоверениями категории “D”. При этом стаж вождения по этой категории не должен быть меньше 3 лет. Также необходимо наличие медицинской справки о допуске к управлению транспортом. Количество подходящих кандидатов ограничено, поэтому, частники зачастую грешат и нанимают на работу непрофессиональных водителей либо сотрудников, уволенных за провинности из муниципальных транспортных компаний.

Водитель микроавтобуса обязан выполнять указания диспетчерского персонала, соблюдать график движения по маршруту, знать места остановок, опасные участки дороги, схемы объезда ремонтных участков, ориентироваться в расположении медицинских учреждений, заправочных станций и пунктов техобслуживания.

Что касается зарплат водителям микроавтобусов, то окладная система на практике предпринимателями не используется. Фактически, водители работают по установленной норме, которая может различаться по будням и выходным дням, а оклад если и есть, то минимален. В таком случае выручка водителя включает сумму сверх положенной нормы. Минус такой схемы в том, что в погоне за выручкой, следование по маршруту превращается в битву за пассажиров с другими маршрутчиками, с подрезаниями, взаимными оскорблениями, простаиваниями на остановке и езду наперегонки с превышением скорости до следующей остановки. В итоге складывается во многом порочная система: водители думают о пассажирах в последнюю очередь, массово перерабатывают, проводя в кабине по 14-16 часов, а в случае невыплаты “плана” их могут лишить премии или потребовать доплаты из личных средств. Это не говоря уже о нарушении ПДД, авариях и прочем.

Зачастую схема построения бизнеса на маршрутках такова, что владельцем микроавтобуса является сам водитель, который обязан сам отвечать за мойку и заправку, выполнять мелкое обслуживание, включая замену колодок, масла, лампочек и фильтров, а также проводить серьезный ремонт и обеспечивать стоянку в личном гараже. Тот, разумеется тратит на все по-минимуму, так как половину выручки он и так отдает владельцу бизнеса. Как следствие - пассажиры получают “раздолбанные” маршрутки. К сожалению, чаще всего трудовые отношения между водителями и владельцами компаний-перевозчиков оставляют желать лучшего и походят скорее на “сбор дани”. Текучка кадров в этом бизнесе огромна, и в корне большинства проблем, разумеется, лежит человеческая жадность.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Другой вариант, который выбирают более добросовестные перевозчики, заключается в отстранении водителя автобуса от всех прочих обязанностей, кроме вождения на предоставленных фирмой автобусах. В таком случае расходы на бензин, ТО, мойку и ремонт остаются за компанией. С решением же вопроса прозрачности расчетов в общественном транспорте в нашей стране пока не спешат. Проблему могло бы решить введение безналичной системы оплаты с установкой валидаторов, но такая мера эффективна только в том случае, если она несет реальную выгоду для пассажиров и действует на всех видах городского транспорта. Так или иначе, но знать дневной план выручки предпринимателю все равно необходимо, какую бы систему оплаты он не ввел. Лучшим вариантом будет лично проехаться с водителем по маршруту в роли кондуктора и посчитать доходы в разные дни недели.

Возвращаясь к требованиям к водителям, не стоит забывать и об их человеческих качествах. Водители не только не должны лихачить, они должны уметь ладить с людьми. Не секрет, что работа в маршрутке - дело довольно нервное и изматывающее. Здесь крайне важно умение держать себя в руках, потому что практически ежедневно приходится иметь дело с неадекватными пассажирами, буйными, спорщиками и так далее.


Какие требования предъявляются к обслуживанию маршруток

Все автотранспортные средства должны обслуживаться на станции технического обслуживания и проверяться механиком перед каждым выездом на работу на предмет неисправностей. Также перед рейсом водители должны проходить осмотр у врача и получать допуск на выполнение своих обязанностей. Если медицинского работника в штате нет, то потребуется заключить договор с одним из медицинских учреждений на оказание соответствующих услуг.

Маршрутки должны иметь лицензионные карточки транспортного средства. Не обойтись и без оснащения приборами спутникового мониторинга ГЛОНАСС и тахографов. Автомобили должны быть технически исправны, а тип средства должен соответствовать виду перевозок.

Предпринимателю также следует позаботиться о том, где оставлять машины в нерабочее время и каким образом будет осуществляться техническое обслуживание автомобилей: собственными силами или сторонней организацией. Чтобы быть на связи со своими водителями оборудуется офис и прилегающая к нему территория автопарка. Арендная плата может стать серьезной расходной статьей, поэтому желательно найти место на окраине города.

Сколько стоит открыть бизнес на маршрутном такси

Однозначного ответа на вопрос о том, сколько стоит открыть бизнес на маршрутном такси нет. Здесь все зависит от того в каком регионе планируется стартовать, планируется или нет закупка автопарка, будут ли оказываться иные услуги. Некоторые ориентиры по вложениям можно получить из объявлений о продаже готового бизнеса. Готовый бизнес со всей документацией, микроавтобусом и водителями, которые согласны работать на нового хозяина обойдется в сумму от 650 до 1350 тыс. рублей. Вариант покупки готового бизнеса может быть привлекателен тем, что предприниматель будет избавлен от многих стартовых бюрократических преград и сможет рассчитывать на определенный поток клиентов. В этом случае покупателю останется только точно выяснить, по какой именно причине владелец продает свой бизнес. В основной период расходная часть бизнеса может включать аренду стоянки, фонд оплаты труда, расходы на ГСМ, страховку, ТО и ремонт. Также в текущие издержки может входить абонентская плата за маршрут, оплата медобслуживания, налоги.


Сколько зарабатывают маршрутные такси

Наконец, мы подошли к самому интересному вопросу. А именно, к вопросу о том, сколько зарабатывают маршрутные такси. В среднем маршрут с одним микроавтобусом в автопарке приносит в месяц порядка 85-90 тыс. рублей. Диапазон чистой прибыли варьируется от 60 до 150 тыс. рублей в месяц при оборотах в размере от 100 до 250 тыс. рублей. Соответственно, три микроавтобуса могут приносить прибыль от 180 до 450 тыс. рублей.

Размер дохода, помимо текущих затрат сильно зависит от конкретного маршрута, сезонного поведения пассажиров и их еженедельного распорядка. Разумеется, самым прибыльным является бизнес, который зарабатывает по будням, то есть по маршруту “работа-дом”. Ставку на выходные и перевозку дачников никто не делает. В выходные показатели выручки и чистой прибыли могут снижаться в 2-3 раза относительно будней.

Повысить прибыль можно с помощью размещения рекламы внутри или снаружи микроавтобусов. В салоне чаще всего используется печатная продукция: листовки, баннеры, буклеты, которые помещаются в местах на виду у пассажиров, например, на спинках сидений. На кузов же автобуса наносится специальная пленка с рисунком. Оформление производится сотрудниками рекламных агентств.

Какие тенденции и подводные камни есть в бизнесе на маршрутках

В силу того, что в бизнесе на маршрутках крутятся большие суммы, одной из его главных особенностей является закрытость. Если речь идет о крупных городах, то, скорее всего, все выгодные маршруты уже давно поделены между крупными игроками. Бизнес на маршрутках является очень коррумпированной и высококонкурентной сферой. Даже при желании строго придерживаться буквы закона, начинающий предприниматель может обнаружить, что игра по “честным правилам” на этом рынке не котируется. Кроме того, новичками зачастую недооцениваются текущие издержки перевозок. Ремонт маршруток, которые используются в режиме жесткой эксплуатации, может оказаться не только дорогостоящим, но и долговременным. Недостаток современных станций техобслуживания автобусов может выключить транспорт из работы на недели и даже месяцы. Причем повысить выручку предприниматель чаще всего не в состоянии из-за фиксированных тарифов. Тарифы могут не меняться годами, а услуги на ремонт, обслуживание и бензин тем временем постоянно продолжают расти.

Открывая бизнес на маршрутках, также нельзя игнорировать основные тенденции в этой области. В последние годы в России растет понимание того, что маршрутка - это такой вид транспорта, который губительно влияет на ситуацию с общественным транспортом в целом. Одна из главных проблем маршруток - это малая вместимость. Если маршрутка может уместить 15-20 пассажиров, то трамвай и автобус вмещает 120 человек. Для городов, страдающих от пробок, явно эффективнее заменить 6-8 маршруток на один автобус или трамвай. Маршрутки забивают дороги и остановки, вызывают большее количество ДТП и в целом обостряют ситуацию на дорогах.

Бизнес на пассажирских перевозках окупается всегда, но если работать только с одной машиной, то много не заработаешь. Доходы такого предпринимателя вполне сопоставимы с доходами наемного работника. Другое дело открытие маршрута. Как показывает практика, 10-12 машин позволят извлекать неплохую прибыль. По отзывам, бизнес на маршрутках имеет рентабельность 10-15%, но очень многое зависит от конкретного маршрута.

Резюме

Данный бизнес-план «Пассажирские перевозки» преследует цель открыть небольшое транспортное предприятие "Частный транспорт" в г. Барнаул. Компания будет заниматься перевозками пассажиров по заданному городскому маршруту.

Плановый срок окупаемости: 1 год.

Форма собственности: ООО.

Сведения о компании

ООО "Частный транспорт" будет обслуживать жителей города с 6.00 до 23.00 часов. Выбранный маршрут имеет большую протяженность и позволяет жителям города доехать из одного спального района в другой черед центр. Для реализации бизнес-плана, связанного с маршрутками, в Барнауле нам потребуется 10 микроавтобусов с учетом того, что продолжительность маршрута в летнее время года равна 1 часу (от одной конечной остановки до другой). Таким образом, интервал движения составит 6 минут.

Среда для бизнеса

Транспортная картина в городе сбалансированная. Существующее предложение в целом удовлетворяет потребности жителей, однако есть направления, пока не охваченные.

В настоящее время автобусы большой вместимости в городе не востребованы. Жители привыкли к быстрым ГАЗелям. Этот маневренный транспорт преодолевает расстояние намного быстрее, чем габаритный автобус. Кроме того, вместимость в 12-13 человек позволяет делать остановки значительно реже, что также экономит время пассажиров. В таких условиях рассчитывать на успех маршрутных перевозок, используя технику, вместимостью 30-40 пассажиров, невозможно. На коротких маршрутах еще можно применять автобусы, рассчитанные на 20-25 сидячих мест. На выбранном нами продолжительном маршруте целесообразно использовать транспорт, доставляющий пассажира в нужное место как можно быстрее.

План по маркетингу и продажам

Проведенное маркетинговое исследование свидетельствует о востребованности данного маршрута жителями города. С учетом того, что транспорт будет проходить через центр города, можно ожидать высокий спрос.

Типовой бизнес-план пассажирских перевозок показывает, что ежедневно маршрутка совершает 10 рейсов (с учетом того, что в позднее время автобусов на маршруте меньше, чем в утренние и дневные часы). Стоимость 1 поездки составляет 17 рублей. Вместимость микроавтобуса - 13 пассажиров. Следовательно, средний доход в месяц с единицы техники будет равен 66,3 тыс. рублей. Доход 10 ГАЗелей в месяц - 663 тыс. рублей, в год - 7 956 тыс. рублей.

Для того чтобы проинформировать население о новом маршруте, потребуется на остановках повесить таблички с номером маршрута и указанием основных остановок. Их стоимость составит 2 тыс. рублей. Затратная рекламная компания для данного вида бизнеса не целесообразна. Более того, само маршрутное такси является прекрасным местом для размещения рекламы, что в будущем станет дополнительным источником дохода.


Оперативный план

С учетом того, что данный вид деятельности подлежит лицензированию, подготовительная работа займет довольно много времени. Сначала потребуется зарегистрировать предприятие, открыть счет, уведомить налоговые органы и Пенсионный фонд. Далее, можно будет приступить к получению лицензии, которая имеет срок действия 5 лет.

Также нужно заблаговременно заключить договор аренды с владельцем десяти гаражей, дабы купленную технику было куда поставить.

Завершив подготовительную работу, можно приступить к покупке основных средств. Приобретаться будут отечественные ГАЗели Горьковского автозавода. Данный транспорт, к сожалению, отличается большим потреблением ГСМ, но в наших условиях покупка иной техники не оправдана. Автомобили будут покупаться новые, поскольку для горожан, ожидающих общественного транспорта, важна предсказуемость. А частые поломки и большие интервалы в маршрутных перевозках неминуемо приведут к резкому сокращению числа пассажиров. Люди обычно готовы подождать транспорт, на котором можно доехать без пересадок, если знают, что для этого потребуется немного времени.

Стоимость ГАЗелей стандартной комплектации составляет около 700 тыс. рублей. Таким образом, затраты на основные средства составят 7 млн. рублей.

Расходы на запасные части в первый год будут невелики. Как показывает практика, ГАЗели при интенсивной эксплуатации, а маршрутное такси эксплуатируется нещадно, первые три года службы не требуют дорогостоящего ремонта. Как следствие и простои по причине ремонта в эти годы не будут частыми. Значительные расходы потребуются только на ГСМ. В среднем в месяц на топливо и запасные части для 1 автобуса уходит 1 тыс. рублей.

План по трудовым ресурсам

Для начала нам потребуется 16 водителей, работающих по скользящему графику и 4 диспетчера. Водителей для городского пассажирского транспорта следует брать с опытом работы от 3-х лет. Их заработная плата должна быть не ниже 30 тыс. рублей.

Внимание! Бесплатный бизнес-план, предлагаемый для скачивания ниже, является примерным. Бизнес-план, наилучшим образом соответствующий условиям вашего бизнеса, необходимо создавать с помощью специалистов.

Для того чтобы определится какой бизнес-план пассажирских перевозок составить рассмотрим самые распространенные городские перевозки маршрутным автобусом. Так, можно будет сориентироваться во всех нюансах этого бизнеса.

Регистрация

Прежде, чем начать деятельность в сфере пассажирских перевозок, необходимо зарегистрироваться, как юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Следующим этапом является наем водителей на работу и получение лицензии.

Когда все уже есть можно начать продумывать маршрут, который в обязательном порядке согласовывается с городской администрацией. Это довольно таки длинный процесс, поэтому выгоднее арендовать право на перевозки по уже проложенному маршруту.

Автобус

Следующим этапом для успешной организации бизнеса является автобус.

Есть два варианта – покупка и кредит. Можно приобрести уже подержанный автобус, но он должен быть на ходу, подлежать прохождению техосмотра и не перекрывать доходы на постоянный ремонт.

Тип транспорта также делится – по количеству посадочных мест: большие (50 мест), средние (25 мест) и малые (на 15 посадочных мест).

В последнее время все больше пользуются спросом вип-перевозки микроавтобусом на 7-8 посадочных мест.

Сначала можно запустить один такой автобус, но если услуга будет пользоваться спросом, можно добавить дополнительный транспорт.

Расходы

Разовые затраты в бизнесе пассажирских перевозок пойдут на регистрацию и получение лицензии, а также сам автобус. Постоянными затратами будут заработная плата водителю, кондуктору, аренда маршрута. Прибыль будет зависеть от маршрута и количества рейсов. Все вклады для открытия бизнеса окупится примерно через 3 месяца.

Можно рассмотреть и другие варианты в сфере автотранспортных услуг. Рекомендуется внимательно выучить тенденции пассажирских перевозок в своем городе, отметить для себя слабые стороны и использовать для успешного развития своего бизнеса.

На любой вид пассажирских перевозок нужна лицензия, которая выдается центральным органом власти. Ее стоимость будет около 3-4 тысяч долларов и на ее оформление нужно ждать до 25 дней. В принципе, если капитал не располагает большими суммами, то можно нанять на работу водителей со своим транспортом.

Полноценной компанией по пассажирским перевозкам будет считаться фирма, имеющая в своем автопарке не меньше пяти средних и малых автобусов и хотя бы 3 больших.

Персонал

Персонал, который будет водить автобусы, должен иметь опыт вождения и соответствующую категорию. Перед каждым выездом в рейс, состояние водителей осматривается медицинским работником, согласно законодательству. Поэтому, кроме водителей, на работу еще придется нанять медика, автослесаря, который осматривает автобус перед выездом и техник.

Полезно знать!

Мы уважаем ваш выбор, но хотим напомнить, что наименее рискованный, относительно легкий и комфортный старт бизнеса можно организовать под крылом успешной компании на условиях франчайзинга. Предлагаем познакомиться с .

Почему начинать бизнес с франшизой, проще и удобнее можно узнать из подборки статей опубликованных в разделе:

Месторасположение

В помещении транспортной компании должны находиться мойка, станция техобслуживания, место для парковки и офисные помещения. При небольшом капитале можно пользоваться услугами внешних моек и брать в аренду автостоянки.

Месторасположение обычно находится на окраине города, так как для предприятия такого масштаба нужна достаточная площадь.

Возможные доходы

Если говорить об окончательных доходах, то они в среднем могут составить 200 000 долларов в год, но, следует помнить о постоянных расходах, в том числе и на топливо.

Они в свою очередь составляют около 70 000 в год. Окупаться бизнес в сфере пассажирских перевозок начнет только через 5 лет. Чтобы начать заниматься бизнесом рекомендуется скачать типовой, примерный бизнес-план пассажирские перевозки на нашем сайте.



Поделиться