Технология визуализации данных как инструмент совершенствования процесса поддержки принятия решений. Инструментарий исследования: технологии визуализации информации

Курсовуя работу по предмету "Основы бизнеса" выполнил: Кондрашкин С.А., гр. ЗЭ-101

По моему мнению, бизнес-это деятельность человека, направленная на получение дохода с помощью использования своих знаний, опыта, своего капитала. Бизнес-реализация потенций человека на экономической стезе. В 99% случаев получение прибыли для бизнесмена-один из главных критериев оценки своей деятельности. Это не означает, что бизнесмен будет действовать в ущерб партнёрам, клиентам, обществу. Это означает, что получение прибыли может быть связано с оказанием услуг, производством продукции, и прибыль показывает эффективность деятельности бизнесмена. И общество, государство должны лишь ограничивать бизнес от действий, способных причинить вред обществу. А способов реализации возможностей человека в бизнесе существует чрезвычайно много. Мне понравилось определение бизнеса в американском учебнике "Концепция бизнеса" Розенблатта, Боннингтона, Нидлса: "Бизнес - это система ведения дела. Бизнес - это создание продукции, нужной людям. Бизнес - это работа. Бизнес - это центральная магистраль в нашей социально-экономической системе. Бизнес - это система, которую мы создали для удовлетворения наших желаний. Бизнес - это то, как мы живем. Что такое бизнес? Попробуйте сами выбрать то единственное слово, которое отразило бы множество различных видов деятельности и понятий и оказалось бы наиболее точным. Сами же мы определим бизнес как систему производства для удовлетворения потребностей и желаний общества." В процессе эволюции общества создаются новые отрасли, новые сферы деятельности. И эти отрасли производства способны кардинально изменять само общество. Так было при возникновении промышленности, теперь же информационные технологии вторгаются в нашу повседневную жизнь, изменяют мировое сообщество, изменяют человека и его окружение, дают основу для поступательного развития общества. Новая отрасль приводит к коренным изменениям в самом бизнесе, делая его более динамичным, совершенным.

Конец XX - начало XXI века будут ознаменованы неизбежным переходом от индустриального к информационному обществу, в котором информация станет важнейшим фактором производства, создающим общественное богатство.

Но информационное общество как модель человеческого развития не может появиться на пустом месте. Необходима очень серьезная интеллектуально-технологическая база. И такой основой в западной экономике сегодня является информационный бизнес.

Информационный бизнес представляет собой сравнительно новую сферу предпринимательской деятельности в виде крупнейшего многоотраслевого комплекса со своей сложившейся инфраструктурой. Информационный бизнес, с одной стороны, входит в инфраструктуру всей системы предпринимательской деятельности, наряду с банками, биржами, аудиторскими компаниями и т. д., а с другой стороны, является самостоятельной сферой бизнеса.

Информационный бизнес в западных странах зародился в 60-х годах, формировался как самостоятельная отрасль в 70-е годы, а в 80-е годы превратился в крупнейший многоотраслевой комплекс со своей инфраструктурой. Сначала информационные технологии использовались в связи со сложностью и дороговизной только в научных центрах и крупных промышленных компаниях. По мере совершенствования и удешевления информационные технологии проникли в разные отрасли и дали возможность совершенствования и улучшения эффективности последних. В результате развития информационных технологий появились и сформировались новые потребности общества. Громадные масштабы этого нового “монстра” современной западной экономики подтверждают следующие цифры. Мировое потребление информационных технологий в 1990 г. достигло 2 трлн долл. (удвоение оборотов произошло всего за 4 года с 1986 г.). Информационное производство в США и Японии по уровню занятости превзошло сферу материального производства. Причем в США в этой сфере к началу 80-х годов было занято уже около 60% всех работающих. Сегодняшние тенденции развития информационного бизнеса таковы, что он стабильно опережает традиционные отрасли по темпам роста, занятости и другим экономическим показателям.

Переходя к инфраструктуре информационной отрасли, необходимо сразу отметить, что сфера информационного бизнеса очень обширна и включает различные виды деятельности, которые прямо или косвенно связаны с информацией. Причем постоянно происходит изменение и увеличение объемов инфраструктуры. Начав с производства продуктов и услуг, прямо связанных с вычислительной техникой (сегодня это в основном персональные компьютеры), информационный бизнес захватывает все новые и новые области человеческой деятельности, практически не связанные с компьютерами.

Рассматривая современную инфраструктуру бизнеса, необходимо иметь в виду, что разные специалисты в разных странах неоднозначно трактуют и описывают ее. Вот всего лишь несколько таких подходов. Ю. М. Каныгин выделяет следующие основные элементы: ВЦ различного типа; абонентские пункты, дающие абонентам доступ к информационным ресурсам; совокупность организационных элементов, обеспечивающих управление электронно-вычислительным и информационным потенциалом; структурные элементы отрасли, удовлетворяющие потребности ВЦ в программном и информационном обеспечении (фонды алгоритмов и программ, банки данных, знаний и т.д.), а также различные обеспечивающие элементы. Это пример анализа инфраструктуры, сложившейся у нас. Другой пример-анализ инфраструктуры информационного бизнеса, сложившейся в США, хотя там также имеются разные подходы. Например, Э. Эттингер разработал схему развития информационного бизнеса, в основу которой положена компьютеризация различных сфер экономики. В центре-компьютер, а вокруг располагаются остальные элементы бизнеса-от каналов связи к конечному продукту.

Еще одна схема была разработана Л. Джем и является одной из наиболее удачных и удобных для рассмотрения и понимания информационной инфраструктуры. Каждый из восьми сегментов схемы включает различные виды деятельности, не все из которых прямо и исключительно связаны с информацией. Тем не менее каждый вид деятельности, показанный в сегменте, так или иначе важен для информационного бизнеса. Рассмотрим схему более внимательно.

кинофильмы;

газеты, журналы;

микрофильмы;

информационные бюллетени, отдельные релизы, справочные указатели;

книги, доклады, публикации, записки;

видеодиски, пленки, лазерные диски.

Вспомогательные услуги:

рисковый капитал, банки;

системы искусственного интеллекта, проектирование систем;

разделение времени работы систем;

программирование;

электронная передача документов, ввод данных;

биржевые маклеры, бюро услуг.

Информационная технология:

компьютеры, терминалы;

конторское оборудование;

оптическая аппаратура;

микрофильмы, лазерные диски;

печатное оборудование, бланки учета;

размножение документации.

Интегрирующая технология:

терминалы;

персональные коммутаторы;

речевые системы, факсимиле;

цифровые данные.

Средства связи:

радио, телевидение, телефон;

системы передач;

видеодиски, волоконная оптика;

средства почтовой связи, коммутаторы.

Каналы связи:

доставка нарочным, почта;

телеграф, телефон;

международные средства связи, спутниковая связь, коммерческие средства связи;

кабельное телевидение;

передвижная и блочная аппаратура.

Каналы теле- и радиовещания:

радиосеть, региональные сети;

телесеть, телефакс;

коротковолновая связь.

Смысловые услуги:

служба новостей;

исходная информация для электронных и неэлектронных банков данных;

информация о фондовой бирже, информационные маклеры;

библиотеки, видеотеки; статистические индексы; владельцы банков данных; речевые системы.

Как видно из приведенной схемы, инфраструктура здесь рассмотрена очень подробно и включает большое количество различных видов деятельности, хотя в реальности сегменты могут пересекаться в отдельных областях.

Считая информационные технологии "двигателем" информационного бизнеса, сконцентрируем внимание на содержании и роли информационных технологий в бизнесе.

Информационная технология включает в себя “козырные карты” современного информационного бизнеса: компьютеры, терминалы, компьютерное оборудование, оптическую аппаратуру, микрофильмы, лазерные диски, печатное оборудование и ксерокопирование. Это все базовые элементы инфраструктуры, определяющие основные стратегические цели развития бизнеса, поэтому выбор не является случайным.

По мнению американского специалиста в области управления Г. Поппеля, под информационными технологиями (ИТ) следует понимать использование вычислительной техники и систем связи для создания, сбора, передачи, хранения, обработки информации для всех сфер общественной жизни. ИТ рассматривают и как часть (или элемент) информационного бизнеса - его некоторую технологическую основу, и как отдельный сектор инфраструктуры, часто развивающийся автономно.

Признавая как факт поразительные технологические достижения наступившей эры информационных технологий, американские специалисты спрогнозировали дальнейший прогресс в 90-е годы в этой области, движущей силой которого являются пять основных так называемых “информационных тенденций”. Это:

1) возрастание роли информационного продукта;

2) развитие способности к взаимодействию (совместимости);

3) ликвидация промежуточных звеньев (непосредственность) ;

4) глобализация;

5) конвергенция.

Дадим этим тенденциям определение и кратко их охарактеризуем.

Информационный продукт (ИП) выступает в виде программных средств, баз данных и служб экспертного обеспечения (определение дано Г. Поппелем и Б. Голдстайпом), ИП в форме различного рода информации является источником человеческих знаний. Р. У. Эмерсон определяет информацию как “накопленные мысли и опыт бесчисленных умов”. Следовательно, деятельность интеллектуальных работников в большей степени зависит от содержания, точности и своевременности получаемой информации. ИТ призвана донести информацию до места создания и использования знаний. Отсюда возрастающее значение ИП, причем в разных плоскостях. Информационная часть ИП расширяет кругозор людей, позволяет более эффективно использовать ресурсы, а развлекательная обеспечивает досуг. Качество и доступность обеих составляющих оказывают существенное влияние на чувство самоудовлетворения отдельного человека.

В мире бизнеса интеллектуальные работники принимают решения, разрабатывают изделия, продают и покупают товары н услуги, предоставляют рекомендации, которые определяют ход дел фирмы. Ведение деловых операций в значительной. степени зависит от ИП, получаемого интеллектуальными работниками. Американский опыт показывает, что большинство фирм расходует слишком много средств на ИП, а получает слишком малую отдачу в смысле творческой производительности интеллектуальных работников. В США 30 млн. менеджеров и других специалистов, называемых интеллектуальными, обходятся своим фирмам в 1 трлн долл. в год. В то же время тратится всего 75 млрд. долл. (7% всех затрат) на системы ИТ, которые могут повысить эффективность других расходов. Важность этих расходов подтверждают исследования фирмы “Буз, Аллен энд Гамильтон Инк”, которые показывают, что 18-30% затрат интеллектуального труда практически теряется в основном на поиски лучшего информационного продукта. В делах, как и везде, лучшая информированность и наибольшая достоверность представляют собой большую силу, что подтвердит любой финансист. Поэтому просто удивительной является фатальная покорность компаний и фирм, которые допускают потерю около 200 млрд. долл., связанную с нехваткой необходимой информации.

На примере Рейтер можно показать как трансформируется ИП в процессе совершенствования. Первоначально система позволяла просто просматривать фондовых котировки в режиме реального времени. В настоящее время система "Рейтер - 2000" позволяет помимо просмотра текущих котировок различных фондовых инструментов заключать сделки, просматривать сообщения информационного агентства "Рейтер", видеть графическое отображение изменения котировок. В уже анонсированной системе "Рейтер - 3000" помимо настоящих свойств появится средство анализа и обращения к глобальной базе данных, накопленной за многие года работы системы. Это позволит более глубоко анализировать тенденции в торговле и принимать верные решения.

Судьба многих интеллектуальных работников сегодня зависит от ИТ. В 1990 г. около 40% интеллектуальных работников в США использовали на своих рабочих местах помощь информационных технологий. Определены шесть секторов экономики, в которых применение ИТ наиболее вероятно повысит эффективность торговых операций: промышленные товары и поставки, расфасованные потребительские и фармацевтические товары, страхование коммерческих предприятий и отдельных лиц, коммерческие банки и кредиты, оптовая торговля и услуги специалистов, фондовая торговля.

Даже очень поверхностный взгляд на американскую действительность убеждает, что создание ИП является процветающим бизнесом. Телевизионные сериалы, прокат видеокассет, радиопрограммы, пластинки, видеоигры, текст и иллюстрации в книгах, газетах и журналах составляли в США в конце 80-х годов часть ИП потребительского назначения.

В частности, не примере газетного рынка США, который переживает важные концептуальные и структурные преобразования, можно показать, как происходят приобщение этой консервативной отрасли к новым ИТ. Многие преобразования повлияют и на развитие мировой журналистики.

Изменение американского общества: возрастание числа разводов и уменьшение размера семьи, перегрузка на работе, все больший выбор форм препровождения свободного времени, стоимость, соображения экологического характера, - все это приводит к развитию альтернатив печатных изданий. Все большее число издательств считает, что будущее только за электронными версиями их газет. Сейчас, по оценкам независимых экспертов, концерн Microsoft инвестирует в разработку новых медиальных проектов до 20% своего научного бюджета. Microsoft выпускает энциклопедии и справочники на CD-ROM, став абсолютным лидером мирового рынка энциклопедий, переманивает ведущих журналистов крупных газет и телеканалов, скупает крупные фотоархивы и картинные галереи и т.д.

Совместное предприятие Microsoft и телекомпании NBC MSNBC параллельно с нормальным телевизионным режимом работает и в сети Internet. Если пользователя интересует более подробная информация о событии, о котором рассказывает теледиктор, он может получить ее в электронной версии передачи. 24 июня 1996г. Microsoft открыл в Internet свой первый журнал Slate (http://www.slate.com), который быстро привлек к себе внимание общественности. Его даже перепечатывал журнал Time (это, пожалуй, высший знак отличия в США). Возможно, именно такие media и будут определять будущее журналистики. Помимо текстов и обыкновенных иллюстраций, Slate оснащается музыкальными и мультимедиальными материалами. С начала года Microsoft намерен запустить в Internet США новый крупный проект Sityscape. Предполагается, что это будет электронный путеводитель по городам США, который на первых порах, помимо плана города, будет содержать информацию о городских достопримечательностях, ресторанах и т.д. Затем редакторы Sityscape намерены приступить к публикации местных новостей, а также рекламных объявлений. Тем самым будет подорвана основная база газетных изданий, и в результате жесткой конкуренции могут остаться лишь немногие избранные печатные издания.

Создание ИП включает 3 основные стадии: разработку, синтез и распространение. Через эти стадии проходят 8 основных типов ИП: новости, документальные программы, знания и мнения, данные и факты, протоколы, игры, художественные и драматургические произведения, музыка и юмор.

Вся деятельность в области ИП уникальна, во-первых, с точки зрения риска, ибо необходимо удовлетворить запросы двух основных категорий клиентов: потребителей и рекламодателей. Приблизительно 50% доходов в потребительском секторе ИП поступает от рекламы. Второй характерной особенностью информационного обслуживания является наличие прав на определенные сферы действия. Например, ограниченность спектра используемых частот повлекла за собой необходимость получения местными передающими радио- и телевизионными станциями лицензий на ведение передач и т. д. К тому же практически все компании и фирмы, связанные с областью информации, в отсутствие технических и правовых разграничений создали свои рыночные границы и права.

Следующей тенденцией развития ИТ является способность к взаимодействию между всеми физическими и логическими элементами системы. Один из важнейших факторов для обеспечения совместимости взаимодействия-появление новых стандартов на программные и аппаратные средства, дисплеи, базы данных и сети, что повлекло за собой процессы стандартизации.

Новые технологии являются главной движущей силой в дополнение к существующим силам мирового рынка. Всего несколько ключевых компонентов-микропроцессоры, локальные сети, робототехника, специализированные АРМ, датчики, программируемые контроллеры-превратили в реальность концепцию автоматизированного предприятия. Однако в настоящее время технология может являться и сдерживающим фактором: отсутствие способности к взаимодействию средств автоматизации делает нерациональной ее реализацию. Это обусловлено взрывным расширением ИТ, в результате чего стандартизация продуктов не успевает за техническими стандартами. С другой стороны, в результате более активной маркетинговой деятельности и успехов в распространении ИП, захвате большой рыночной доли какой-либо компанией, её продукт становится стандартом для всех остальных. В качестве примера можно привести персональные компьютеры фирмы IBM, операционные системы корпорации Microsoft, локальная сеть Novell, стандарты бытовой видеозаписи VHS фирмы JVC, Video-8 фирмы Sony.

Поставщикам информационных технологий следует оценить те индивидуальные сдвиги, которые произошли в интересах их клиентов. Производство более не будет определяться назначением конечного продукта, а скорее сочетанием производственных и рыночных характеристик, например большим объемом требующихся фасонных изделий из пластика или заказами на продукцию порошковой металлургии. В современном мире удовлетворение потребностей заказчиков определяет производственную деятельность фирм.

Способность к взаимодействию как концепция столь же привлекательна, сколь трудна в реализации. Трудности связаны одновременно с проблемами технологии и конкуренции. Технологические усилия сосредоточены на технических показателях, которые определяются на базе стандартов. Следовательно, наличие стандартов является залогом достижения взаимодействия. Как указывалось выше, скорость появления новых информационных разработок выше, нежели стандартизация информационных продуктов. Но в последнее время в связи с укрупнением предприятий и увеличивающимся опытом по интеграции различных платформ ИП, стандартизация деятельности различных производителей проводится уже на этапе разработки и создания ИП.

Еще одна сложность текущего момента состоит в том, что развитие ИТ в значительной степени определяет процессы интеграции систем и создания стандартов. Это может в значительной мере отодвинуть сроки реализации тех преимуществ, которые предоставляют новейшие технологии. Например, выполнение программы создания компьютеров пятого поколения, финансируемой японскими фирмами, сдерживается тем, что новая архитектура программного обеспечения пока не сочетается с существующими центрами искусственного интеллекта, новые протоколы не могут быть использованы в старых системах связи, а новые машинные языки не подходят для старых систем и т. д.

По мере того как информационные технологии все глубже проникает в различные сферы бизнеса, она изменяет различные стоимостные показатели, на которых базируется конкуренция. Это влечет за собой фундаментальные структурные изменения в других отраслях экономики, выражающиеся в такой драматической тенденции, как ликвидация промежуточных звеньев. Последнее означает устранение тех стадий, которые включают посредников между потребителями и производителями. В частности, в банковской сфере уменьшается роль мелких банков, так как на внедрение информационных технологий требуются значительные ресурсы.

информационные технологии уже в настоящее время обеспечивает возможности для ликвидации промежуточных функций внутри компаний и между ними. Телемаркетинг и система заказов “компьютер-компьютер” устраняют, например, промежуточные торговые организации. Покупатели, имеющие доступ к терминалам общего пользования (так называемым “электронным киоскам”), заказывают имеющиеся в продаже товары и получают электронные купоны. Можно привести массу аналогичных примеров, например в банковском деле и т. д.

В целом оценивая ситуацию, американские специалисты утверждают следующее: “Вводя новое оружие конкуренции в различные сферы деятельности, ИТ вызывает острую борьбу между фирмами”. Intel предсказывает, что в конце концов "электронная" коммерция вытеснит среднее звено бизнеса (дистрибьюторов), которые сегодня играют важную роль в доведении всех видов продукции до конечного пользователя.

Основная причина превращения ИТ в такую мощную силу состоит в том, что информация часто выступает в качестве основного продукта обмена при совершении сделки, например, когда закупается программа обучения или заключается контракт на предоставление консультационных услуг. Это справедливо для взаимоотношений внутри предприятий (производство-обеспечение), между предприятиями (покупатель-продавец) и между предприятием и потребителем. В этих случаях ликвидация промежуточных звеньев обусловлена внедрением новых технологий, которые обеспечивают добавочную стоимость информации за счет ее обработки, хранения, передачи и преобразования в более удачные и доступные для немедленного использования формы. Отсюда вытекают существенные преимущества информационных технологий: более широкое распространение, большая простота пользования и снижение цен в связи с тем, что удельные издержки на информационные технологии значительно ниже удельных издержек при использовании традиционных методов (с привлечением человека, бумаги и т. д.).

Существуют серьезные основания предполагать, что уже в начале 90-х годов ликвидация промежуточных звеньев как проявление третьей тенденции развития ИТ приведет к размыванию границ между традиционными отраслями экономики и отраслями, связанными с ИТ. К тому же ликвидация промежуточных звеньев, которая происходит в настоящее время среди потребителей ИТ, несомненно, вызовет аналогичный процесс и среди поставщиков ИТ.

Еще одной тенденцией развития информационных технологий является глобализация информационного бизнеса. Чисто теоретически любой человек (или фирма) является сегодня возможным потребителем информации. Поэтому возможности информационного рынка по-прежнему являются беспредельными, хотя и существует довольно жесткая конкуренция между основными производителями. К традиционно сильным производителям, таким как США, Япония, Франция, Великобритания и ФРГ, в последние годы добавились фирмы Австралии, Южной Корен, Тайваня, Сингапура и др. Одной из главных причин интенсификации мировой конкуренции является распространение спроса на конкретные виды ИТ в мировом масштабе. Можно сказать, что, несмотря на различие рынков, продукция, пользующаяся спросом в Америке, фактически аналогична той продукции, на которую существует спрос в Японии и Европе. Наличие пяти основных факторов обуславливает этот процесс:

различный уровень знаний в области ИТ, определяющий темпы ее распространения, которые варьируют в широких пределах в зависимости от сферы применения и от особенностей страны;

соотношение "стоимость - эффективность" ИТ;

правительственная поддержка;

стандартизация;

сравнительные достоинства сосуществующих и взаимозаменяемых технологий.

Сегодня в информационном бизнесе, как и в целом в сфере экономики, сложились три крупнейших центра-США, Япония, Западная Европа, между которыми и разворачивается вся конкурентная борьба. Основные итоги этой борьбы. в конце 80-х - начале 90-х годов характеризуются следующим. Наметилось общее ослабление американских позиций на мировом рынке информационных технологий. США сегодня доминируют только в области поставок компьютерного оборудования (75%) и программных средств (65%).

Отмечается нарастание роли Японии. С конца 70-х годов она произвела около 50% мирового объема потребительской электроники. В настоящее время на североамериканском рынке доля японских производителей конторского оборудования составляет: в области копировальной аппаратуры- свыше 40%, в области калькуляторов и факсимильного оборудования-около 100%.

Для Европы характерно в последнее время отставание в области ИТ. Европейские компании, специализирующиеся на ИТ, за редким исключением нескольких производителей мирового класса рассматриваются как полностью и, возможно, навсегда утратившими способность конкурировать на мировом рынке ИТ. Такое заключение неизбежно следует из проведенного опроса общественного мнения. Общая доля европейских компаний на внутреннем рынке составляет только 30-40% общего объема поставок ИТ. Среди 100 крупнейших частных компаний и фирм только 19-европейские. Все страны Европы являются нетто-импортерами ИТ, и их торговый дефицит в области новейших технологий растет. Но правительства европейских государств, несмотря на скептическое отношение к их деятельности со стороны высшего руководства частных компаний, способствуют возрождению своей промышленности ИТ. НИОКР в области ИТ нашли поддержку не только со стороны отдельных правительств, они привлекли внимание руководства ЕЭС, которое выдвинуло обширную программу консолидации ресурсов. Примером является программа ESPRIT (Европейская стратегическая программа исследований в области информационных технологий).

Глобализация непосредственно связана с конвергенцией. Ранее сферу производства и сферу услуг можно было легко определить и дифференцировать. Однако описанные выше “информационные тенденции” меняют традиционные представления. Некоторые виды продукции и услуг разграничить достаточно просто. Пишущие машинки и калькуляторы-это продукция, телекс и радиовещание-это услуги. Сложнее обстоит дело, когда речь идет, например, о телексной аппаратуре и ТВ-приемниках, которые приобретают конкретную значимость только в совокупности с вышеупомянутыми видами услуг. Некоторые системы могут сочетать в себе устройства. Примерами являются системы кодировки брокерских операций, банковские аппараты, а также системы энергоконтроля. Кроме того, определенные виды продукции и услуг, выполняя одинаковые функции, становятся по существу взаимозаменяемыми.

Конвергенция формирует сегодня так называемый потенциальный рынок ИТ, основными сегментами которого являются следующие.

1) Потребительский сегмент включает передачу информации и развлечений и потребление их частными лицами. Такое потребление может осуществляться дома, в личном автомобиле, местном торговом центре или номере гостиницы. Многие индивидуальные услуги могут быть получены также служащими фирмы со своих АРМ без специального разрешения фирмы.

2) Обеспечение бизнеса включает потребление продукции и услуг ИТ в ходе реализации различных видов деловой деятельности: закупки, производство-обслуживание, маркетинг, физическое распространение продукции и другие стадии создания добавленной стоимости. Использование ИТ, как правило, чрезвычайно интенсивно, носит повторяющийся характер и регулируется определенными процедурами.

3) Интеллектуальная работа относится к потреблению и передаче информации среди менеджеров и других специалистов. Эта сфера деятельности ошибочно отождествляется с ведением деловых операций, на самом деле она отличается от последних по существу. Область потребления носит более специальный характер, меньше по объему и определяется в большей степени событиями, чем процедурами при рассмотрении вопроса о приобретении ИТ. Большинство покупателей руководствуются качественными критериями и интуицией, несмотря на наличие методики количественного анализа.

Прогноз “реального” рынка с учетом анализа динамики развития индустрии информационных технологий позволяет выделить следующие основные области ИТ.

1) Услуги связи-реализуются посредством таких сетей общего пользования, как телефонная передача данных, передачи изображения и звуковых сигналов, а также традиционных методов доставки, например по почте.

2) Информационные услуги - представлены различного рода публикациями, осуществляемыми как традиционными методами, так и посредством электроники; пакетами прикладных программ, заказными программными средствами, компьютерной обработкой данных, рекламой и другими видами профессиональных услуг.

3) Развлечения-обеспечиваются за счет создания информационного продукта: музыкального, художественного, юмористического и игрового характера, распространения его в виде печатных изданий, пластинок, кассет, дискет и т.д., а также посредством радио- и ТВ-трансляции, кабельного телевидения, театров и др.

4) Потребительская электроника-представлена стандартными устройствами и системами, обеспечивающими потребности частных лиц в информации и развлечениях. Например, телефонная, аудио- и ТВ-аппаратура, такие новейшие системы, как бытовые компьютеры и лазерные проигрыватели, которые хранят и воспроизводят информационно-развлекательные передачи.

5) Конторское оборудование - охватывает широкий круг устройств и систем: от простейших автономных устройств для перенесения с носителя на носитель (копировальные и пишущие машины) до сегодняшних-с сетями персональных компьютеров, телефонных аппаратов и других видов АРМ, которые хранят, обрабатывают и передают информацию.

6) Системы обеспечения бизнеса. К ним относятся системы общего назначения для обработки, хранения и передачи информации (например, универсальные компьютеры с соответствующим программным обеспечением), а также устройства и системы специализированного назначения (коммутаторы для сетей связи, устройства сбора технологической информации, роботы, средства автоматизированного контроля и управления технологическими процессами, “электронные киоски”, автоматические кассовые аппараты и системы продажи бензина). Между сегментами ИТ потенциального рынка и прогнозом “реального” рынка происходит эффект наложения, который в будущем будет определять конъюнктуру рынка.

Поиск новой интегрированной продукции и необходимость быстрой конвергенции вызывают стремление к всестороннему сотрудничеству фирм в области ИТ. Успех здесь во многом зависит от четырех обстоятельств.

1. Компании должны стремиться к конвергенции с близкими или родственными предприятиями, что усиливает так называемое “стратегическое ядро”.

2. Фирмы должны стремиться к достижению прочного и долговременного положения на рынке, которое может быть обеспечено совместными усилиями.

3. Компании должны подходить к выбору перспективных партнеров со стратегических позиций.

4. При наличии потенциально-стратегического партнера поставщик ИТ до совершения сделки должен четко представлять, какие условия партнерства обеспечат максимальные преимущества.

Конвергенция, таким образом, выступает как многомерный феномен, обусловленный развитием других четырех “информационных тенденций”. Конвергенция интегральных рыночных услуг является наглядным примером доминирующего значения информационного продукта, доступ потребителя к которому осуществляется посредством систем, способных к взаимодействию, что приводит, в свою очередь, к ликвидации промежуточных звеньев и традиционных каналов распространения, способствует глобализации.

Эволюция технического обеспечения, которое включает в себя аппаратные средства, средства коммуникации, программное обеспечение, проходит неравномерно, скачкообразно. Развитие компьютерной техники пока происходит в геометрической прогресии. Каждые четыре года происходит удвоение производительности компьютеров.

Фирмы Apple Computer Corp., IBM Corp., Netscape Communications Corp., Oracle Corp. и Sun Microsystems Inc. представили эталонный перечень спецификаций и рекомендаций по устройству сетевого компьютера (NC, Network Computer). Это иногда преподносится и воспринимается как смерть тандему Wintel (Windows+Intel) и персональным компьютерам вообще. Вкратце, суть сетевого компьютера заключается в том, что это устройство находится в постоянном соединении с сетью, и позволяет более плотно использовать ресурсы сети. При этом удается снизить стоимость самого компьютера и его эксплуатации, добиться независимости программного обеспечения от платформы. Предполагается, что в каждом NC будет встроено программное обеспечение просмотра WWW-страниц, способного исполнять загружаемые по сети приложения, а необходимость в жестком диске отпадает. Очень похоже на многотерминальные комплексы с различной степенью интеллектуальности терминала, которые так и не прижились повсеместно. Конкуренция заставляет Microsoft и Intel разрабатывать другие реализации этих идей, недавно они выступили с двумя инициативами, направленными на снижение стоимости содержания персональных компьютеров в организации. Они называются "Zero Administration" ("Нулевое администрирование") и NetPC (сетевой персональный компьютер). В них предусмотрены некоторые моменты, пересекающиеся с предложениями инициаторов NC, но без революционных преобразований. Опубликована соответствующая спецификация, а инициативы получили поддержку 96-ти ведущих производителей.

В середине ноября 1996 года рядом ведущих производителей объявлено о выпуске устройств класса "Handheld PC" (по аналогии с часами это можно перевести как "наручный компьютер", а пояснить так: "компьютер, с которым можно работать, держа его на ладони"). Он функционирует под управлением специальной версии Windows - Windows CE, созданной специально для широкого ряда устройств типа персональных цифровых помощников, коммуникационных устройств и портативных компьютеров. Операционная система, а также упрощенные ("pocket") версии менеджера персональной информации, Word, Excel, Internet Explorer и клиента электронной почты хранятся в ПЗУ. Предусмотрен обмен данными с настольным ПК и его приложениями, и, естественно, доступ к Internet. Вес устройства - не более 500 г, цена - около $500 (магическая сумма).

Завершая разговор о сетевом компьютере, следует сказать о том, что мы, конечно же, станем свидетелями появления множества Сетевых Устройств (в смысле устройств для доступа к Сети). Это будут устройства различного назначения, как для бытовых, развлекательных, так и для профессиональных надобностей. Начиная от телевизионных приставок до специальных устройств для работы с базами данных, например, для заказа билетов в транспортных агентствах. И вовсе не обязательно, чтобы они базировались на технологии Java, это может быть и специальная версия Windows, как в описанном выше примере. Будет наряду с такими устройствами и собственно сетевой компьютер, как он сейчас понимается. Скорее всего, основная сфера его применения - специализированные комплексы. Они будут сосуществовать с персональными компьютерами, подключенными к сети и другими вариантами, составляя небольшую часть рынка.

Все лидеры компьютерной индустрии обнародовали свои стратегические планы относительно Internet/Intranet и совокупности новых технологий, спеша утвердиться в общественном мнении, как Internet-компании. Не сделать этого и не подтвердить свои заявления делами - означает потерять доверие клиентов и проиграть. Объявлена соответствующая стратегия и корпорацией Microsoft. Уже произведена внутренняя структурная перестройка, выпущена целая гамма продуктов для Internet, все существующие продукты дополняются средствами интеграции с Internet, развиваются новые технологии. Идет работа в независимых комитетах и консорциумах по согласованию стандартов. Сегодня Microsoft тратит на исследования и разработки в области Internet больше, чем любая другая компания.

Не отстают от разработчиков компьютерной техники и другие разработчики технического обеспечения. До конца века планируется развернуть глобальную спутниковую телефонную сеть, состоящую из 86 низкоорбитальных спутников, которая позволяет связываться по спутниковому телефону из любой точки планеты. В этом проекте участвует российский производитель ракет - Центр им. Хруничева.

Не прав тот, кто думает, что Internet создан только для "технарей". Эта глобальная сеть привлекает все больше абонентов, для которых компьютер является лишь инструментом в их профессиональной деятельности.

Стоит напомнить историю развития Internet. В 70-х годах военное ведомство США начало разработку глобальной сети, способной выстоять в условиях ядерной войны. Это достигалось возможностью использования серверов в виде "паутины", то есть маршрутов соединения компьютеров разных пользователей было почти бесконечным. В конце 70-х к сети был разрешён доступ университетов и научных центров, а в 80-х сеть была открыта для всех пользователей. Разнообразие стандартов, программного обеспечения, компьютерной техники сдерживало коммерческое использование сети в повседневной деятельности.

Появление технологии WWW привело к революционному подъёму использования Internet. Wold Wide Web (WWW) -- новейшая и быстро разрастающаяся информационная технология в Internet. Всего за полгода количество WWW-серверов в мире увеличилось от 3000 до 10000. И "плетение паутины" продолжается, ежедневно появляются новые хранилища данных, содержащие разнообразнейшую информацию. Диапазон тем -- от ловли рыбы на муху и домашнего пивоварения до обзоров кинофильмов и электронных газет.

WWW поддерживает набор стандартов, позволяющих пользов__ателям получить доступ к информационным ресурсам Internet. Отличительной особенностью Web являются гипертекстовые средства, с помощью которых можно без сложных манипуляций получать доступ к информации, находящейся на другом конце света. Первые нити "паутины" были сплетены в 1989 году в Херне, European particle physics laboratory под руководством Тима Бернерс-Ли. WWW был задуман как целостный мир, в котором информация из любых источников легко доступна на любых типах компьютеров, в любой стране, с использованием стандартизованных программ.

WWW -- новое средство для издательского бизнеса и количество изданий, появляющихся в виде электронных версий, постоянно растет.

Интересен и тот факт, что в отличие от обычной практики глобальных сетей, когда пользователь платит вступительный взнос и оплачивает время работы в режиме "on-line", в WWW есть тенденция к свободному сервису, поддерживаемому рекламными доходами.

Эта технология, помноженная на прогнозируемые масштабы внедрения операционной системы Windows 95, рекордные за всю историю индустрии, сделает Internet таким же привычным средством общения, как телефон.

В промышленности системы моделирования позволяют обходиться без дорогостоящих испытаний, сокращают время создания продукции. Системы автоматизированного проектирования ускоряют проектирование сложной продукции, делают возможным более тесное использование потенциала рабочих групп. Система электронной передачи данных позволяет более эффективно управлять предприятием, вести быструю переписку между партнёрами, позволяет создавать рабочие группы внутри корпорации, не объединённые территориально, и даже за счет разницы часовых поясов расширить время работы над проектами.

В банковской системе возникают новые платежные системы, карточные системы, электронные кошельки, электронные клиринговые системы на основе достижений ИТ. Первоначально карточки использовали принцип магнитной ленты, в дальнейшем удалось создать микросхемы, Обладающие миниатюрностью, большими возможностями и лучшей защитой.

По отношению к России можно сказать следующее. Хороший (устойчивый) банк должен работать с клиентами по комплексу сервиса, лучшая форма работы - это перманентный доступ пользователя к его счету, который обеспечивает пластиковая карточка. Однако для этого требуется большие вложения, поэтому банки вынуждены объединяться в различные платежные союзы.

Для обслуживания мелких платежей применяются чиповые (smart) карты, периодически "подзаряжаемые" владельцем. Они не требуют при покупках авторизации, и более защищены по сравнению с обычными магнитными карточками.

Новые ИТ позволяют расширить сферу услуг, ускорить платежи, удешевить стоимость денежного оборота.

Несмотря на сложности в состоянии надежности и безопасности Internet, уже возникла спецификация OpenFinancialConnectivity (OFS), регламентирующая финансовые транзакции в сети Internet и торговая система MerchantServer от Microsoft.

Индустрия развлечений активно разнообразнейшим образом использует достижения информационных технологий. Это и разработка новых компьютерных игр, новых аттракционов, использование ИТ в кино- и видеопроизводстве.

В сложном программном обеспечении есть недостатки, которыми могут воспользоваться посторонние лица (хакеры) и использовать их в свою пользу. Так, хакер украл с кредитных карточек Парекс-банка около 7000 долларов, из компьютеров полиции одной прибалтийской республики исчезла база данных на все автомобили, зачисленные в угон не только из бывшего СССР, но и проходящую по базам поиска Интерпола. В 1993-1995 годах было зафиксировано более 300 попыток проникнуть в компьютерную сеть ЦБ России. За 8 месяцев 1996 года в России материальный ущерб составил 7 млн. долларов, в 1995 году - 250 млрд. рублей.

Для предотвращения несанкционированного доступа используются дорогостоящие системы защиты, совершенствуется ПО.

При использовании программного обеспечения существует возможность потери данных от действия компьютерных вирусов, которые используют недостатки ПО. В связи с возрастающей стоимостью информации потери могут быть очень весомыми. Вирусы создаются людьми, либо психически нездоровыми, обуреваемые деструктивными мотивами, либо для нанесения вреда пользователю, пользующемуся нелицензированной копией программного обеспечения, либо начинающим программистом, не имеющим достойной сферы применения своей энергии. Для защиты приходится использовать специальные программы-антивирусы. Отрадно осознавать, что российские программисты являются лидерами в разработке антивирусов.

В силу того, что сейчас произошла концентрация в отрасли информационных технологий, и работают лишь по несколько крупных компаний в каждой специализированной области, перед пользователем ИТ встает дилемма выбора платформы информационной технологии, так как в дальнейшем он будет зависеть от своего поставщика.

Легкость тиражирования информационных продуктов позволяет с лёгкостью нарушать авторские права разработчика ИП. Это касается, в первую очередь, аудио- и видеопродукции, программного обеспечения. Так, в США нелегально используется, по приблизительным подсчетам, 20% объёма всей продукции, в Китае - до 80%, в России - около 70%. Выход для разработчиков ИП - судебное преследование "пиратов", давление правительства на страны, нарушающие авторские права. В частности, в России фирма Microsoft, российские производители программного обеспечения выиграли в 1996 году несколько судебных процессов против пиратов. Такие же меры собирается предпринять и компания Symantec. И пираты в России уже переходят к цивилизованным методам продаж ИП. Правительство США оказывает сильное давление на Китай для прекращения незаконного тиражирования информационных продуктов, в результате в Китае закрывают нелегальные фабрики по тиражированию ИП. То же самое происходит и в Болгарии.

На первый взгляд не происходит ничего сверхестественного - информационная индустрия является новой отраслью технологий, она всегда бурно развивалась, ускорения чередовались с относительно плавными периодами. Происходящее сегодня сопоставляют с такими вехами, как появление персональных компьютеров в эпоху властвования больших ЭВМ и повсеместное объединение персональных компьютеров в локальные сети. Соглашаясь с этим сравнением, отметим, однако, эволюционный характер явления. Просто когда люди хотят отразить важность какого-либо момента, они называют его революционным - это из области маркетинга.

Никто не может игнорировать новые технологии, широко распространяющиеся в нашей жизни, не говоря уже о той непосредственной выгоде, которую из них могут извлекать потребители уже сегодня. Результаты этих усилий уже воплощаются в реальных проектах.

В результате развития информационных технологий и большой прибыльности проектов в отрасль привлечено множество фирм. В результате создалась ситуация совершенной конкуренции. Результатом сегодняшней обостренной конкуренции будет совершенствование ИТ, появятся новые отрасли, рынок предложения станет прозрачнее.

Таковы основные черты развития сегодняшнего индустриального бизнеса - этого многоликого феномена нынешнего столетия, который уже сейчас конкурирует с промышленностью и в будущем может быть основным видом экономической деятельности.

Рыночная экономика. В 3-х т.-Т.2- "Основы бизнеса" в 2-х частях.-М.: Соминтек, 1992.

Введение в информационный бизнес: Учебное пособие/ О.В. Голосов, С.А. Охрименко, А.В. Хорошилов и др.; Под ред. В.П. Тихомирова, А.В. Хорошилова - М.: Финансы и статистика, 1996.

Информационные системы в экономике: Учебник / Под ред. проф. В.В. Дика. - М.: Финансы и статистика, 1996.

Публикации в периодической литературе

Газета "Коммерсант-Дейли"

Журнал "Эксперт"

Журнал "Банки и технологии"

Публикации в Internet

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Основные виды экономической деятельности, в которых применяются информационные технологии. Понятие "электронного бизнеса", способы его осуществления. Онлайновые аукционы, интернет-банкинг, IP-телефония; электронные почта, франчайзинг и маркетинг.

    курсовая работа , добавлен 19.07.2011

    Эффективность Интернета в качестве канала распространения информации. Особенности интернет-маркетинга, способы продвижения в Интернете и роль сетевых информационных технологий в маркетинге. Характеристика сайта как важного компонента современного бизнеса.

    контрольная работа , добавлен 08.06.2016

    Основные принципы ведения электронного бизнеса и коммерции. Инструменты экономической безопасности виртуального бизнеса. Современные тенденции и перспективы развития облачных технологий. Виды мошеннических действий. Сущность виртуального маркетинга.

    дипломная работа , добавлен 17.02.2014

    Применения компьютеров в гостиницах расширяются от их признанной роли в системах бронирования до образования комплексных информационных систем управления, координации и мониторинга всего бизнеса. Основные информационные технологии в гостиничном бизнесе.

    реферат , добавлен 29.04.2008

    Анализ влияния глобальной информационной инфраструктуры на современные условия ведения бизнеса. Экономическая основа, возможности и преимущества электронного бизнеса. История развития, структура и основные секторы рынка информационных продуктов и услуг.

    презентация , добавлен 29.09.2013

    Создание информационной технологии для фирмы для упрощения и повышения эффективности ведения бизнеса. Профиль деятельности, управленческая структура. Вычислительная техника и сетевые средства. Информационные технологии в работе с клиентами и персоналом.

    курсовая работа , добавлен 23.12.2011

    Проблемы в отечественном секторе электронного бизнеса, причины перехода компаний в киберпространство. Категории (этапы) использования Интернет-бизнеса, его преимущества и потенциальные угрозы. История и структура Интернета, требования к системам оплаты.

    Die meisten Unternehmen schwimmen förmlich in einem Pool von Daten. Wertvolle Informationen fließen ständig hinein und heraus und rücken damit immer stärker ins Bewusstsein der Unternehmen. Um das Potenzial zu nutzen, bedarf es einer Strategie, mit der sich diese Daten sammeln und sinnvoll nutzen lassen.

    Mithilfe von lassen sich die Daten erfassen, organisieren, analysieren und in geschäftsrelevante Einblicke umwandeln. Diese Strategien helfen effizienten und wettbewerbsorientierten Unternehmen, Rohdaten zu entscheidungsrelevanten Informationen zu verdichten.

    In diesem Umwandlungsprozess darf ein wichtiger Punkt jedoch nicht übersehen werden: das fundierte Verständnis der Daten. Eines der wichtigsten Instrumente für zielführende Business Intelligence ist die Informationsvisualisierung.

    Ein Bild sagt mehr als tausend Worte

    Die Menschheit kennt Visualisierungen seit Hunderten von Jahren. Von Karten über Grafiken bis hin zu Diagrammen nutzen wir visuelle Informationen, um eine Geschichte anschaulicher zu erzählen, als Text es vermag.

    Mit dem Technologieboom stieg auch die Menge an Daten. Und wieder ist es Technologie, die uns hilft, immer größere Datenmengen noch schneller zu verarbeiten. Trends, Muster und andere Einblicke, die im Rohtextformat leicht untergehen, lassen sich mit Visualisierungssoftware schnell aufdecken.

    Obwohl Berichte und Dashboards durchaus ihre Berechtigung haben, sind Visualisierungen oft die wirkungsvollere Methode, da große Datenmengen auf kleinem Raum komprimiert werden können. Anstatt umfangreiche Datasets ewig zu durchforsten, gelangen Sie mit Visualisierungen schnell und effizient ans Ziel.

    Dank des technologischen Fortschritts sind viele Visualisierungsprogramme mit interaktiven Funktionen ausgestattet. Diese Flexibilität ermöglicht eine schnelle Anpassung, um Nutzern Dateneinblicke aus unterschiedlichen Blickwinkeln zu gewähren. Ohne dürfte es schwierig sein, in so kurzer Zeit eine ganzheitliche, interaktive Sicht auf Daten zu ermöglichen.

    Die Erfolgsformel

    Eine große Herausforderung für Business Intelligence ist die Flut an Daten. Damit Visualisierungen zu sicheren Entscheidungen führen, benötigen Sie fundierte Einblicke in Daten. Doch ohne Kontext sind Visualisierungen längst nicht so effektiv.

    Die Lösung ist einfach: Lassen Sie die Werkzeuge für sich arbeiten. Solange Sie die richtigen Lösungen verwenden und Ihre BI-Analysten wissen, woher die Daten stammen, für wen sie bestimmt sind und wie sie ausgewertet werden, kommen Sie intelligenten Entscheidungen ein ganzes Stück näher.

    Immer mehr Unternehmen entdecken, wie wichtig die Informationsvisualisierung für Business Intelligence ist. Die Zeichen stehen klar auf Erfolg, da hochleistungsfähige Analysewerkzeuge noch schnellere Einblicke in Daten bieten. So können Unternehmen ihre Daten anschaulich präsentieren und zudem in ergebnisorientierte Strategien umwandeln.

    С развитием информационных технологий и ростом возможностей компьютерных систем многие мировые исследователи открыли новые перспективы, которые миру открывает прогресс. Компьютер позволяет оживить статичные данные, сделать их удобными для анализа и исследования, представить информацию в новом разрезе.

    Визуализация информации нашла своё отражение и в пользовательской среде, выведя работу с информацией на новый уровень. Технологии графического представления информации переживают период бурного развития, и на данный момент среди них можно выделить 3 ключевых направления:

    · Визуализация данных;

    · Инфографика;

    · Представление знаний.

    В чём их отличия, особенности и преимущества? Что из этих направлений визуализации данных применимо на массовых проектах, и какие из них можно извлечь плюсы? Попробуем разобраться.

    Визуализация данных

    Визуализация данных в информационных системах повышает эффективность их изучения человеком и находит широкое применение в научных исследованиях, прогнозировании, бизнес-анализе и аналитических обзорах.

    Иными словами, это -- способ представления данных, который упрощает и улучшает их восприятие человеком. У визуализации данных может быть две разновидности: исследовательская и презентационная.

    Презентационная визуализация носит ознакомительный характер, ориентированный на аудиторию, для которой ведётся повествование. Это могут быть, например, графики в докладе, или тепловая карта некоторой территории. Задачи, стоящие перед презентационной визуализацией, можно сформулировать следующим образом:

    · Краткость презентуемой информации;

    · Ясность презентации;

    · Интуитивность восприятия.

    Визуализация данных для проведения исследований приводит данные в вид, предлагающий исследователю новые вопросы и возможности их наблюдения, а значит, и задачи перед исследовательской визуализацией стоят другие:

    · Помочь сформулировать новые вопросы по имеющимся данным;

    · Отобразить относительность визуализированных данных;

    · Обеспечить масштабируемость от общих до детализированных представлений данных;

    · Представить данные в привязке к контексту.

    Рисунок 10. Визуализация данных о DDoS-атаках на карте мира

    На скриншоте Digital Attack Map показана карта текущих цифровых атак. Давайте разберёмся, какие принципы лежат в основе подобного представления данных:

    · Цвет линий указывает на тип атаки;

    · Размер линий соответствует ширине канала данных;

    · Форма линий указывает на источник и цель атаки.

    Подобная работа с данными предоставляет сложнейшие для человеческого восприятия данные в виде интуитивно понятной интерактивной карты, доступной для более глубокого изучения за счёт ряда надстроек и функций управления выборкой, возможности масштабирования и детализации информации об атаках. Подводя итог, стоит сказать, что визуализация данных -- это форма представления большого количества компьютерных данных, упрощающая их восприятие человеком. Иными словами, под визуализацией данных понимается формат, в котором компьютер должен выгружать структурированные данные для того, чтобы в будущем человек мог с ними проще ознакомиться.

    Инфографика.

    Инфографика -- графическая форма подачи информации, берущая за основу принцип полного и максимально интуитивного раскрытия выбранной темы. Инфографика базируется на информационном дизайне и находит применение во множестве отраслей, от журналистики до технических статей. Форма подачи инфографики учитывает эргономику данных, возможности выбранного физического или виртуального носителя, человеческую психологию и ряд прочих факторов, целиком завязанных на ручной труд.

    В последние несколько лет инфографика успела не только набрать популярность, но и стать одним из активно использующихся инструментов в средствах массовой информации. Ведущие новостные порталы проводят регулярный поиск и разработку новых инфографических карт на самые разнообразные темы, так как последние смогли завоевать любовь аудитории. Ниже приведены ссылки на известные новостные издания, выделившие инфографику в отдельную ветку на своих порталах:

    · РИА Новости

    · Газета.ru

    · Аргументы и Факты

    · И многие другие.

    На изображении ниже представлен фрагмент объёмной инфографики информационного агентства ТАСС, подготовленной к вопросу российско-европейских газопроводов. В рамках одного изображения раскрыта информация, относящаяся к географическим данным газопроводов, их названиям и мощности, объёмам поставок газа в Европу, объёмам транзита поставляемого в Европу газа, приведена детализация транзита газа через Украину и странам-получателям «транзитного» газа.


    Рисунок 11. Часть инфографики ТАСС, посвящённая российско-европейским газопроводам

    В рамках одного изображения находится ответ на большое количество вопросов, при этом бoльшая часть информации подана графически, что облегчает и ускоряет ознакомление с ней. Легкость подачи информации -- главное качество инфографики, за которое её успели полюбить как в мире, так и в России.

    · Облегчение понимания информации читателем;

    · Ясность восприятия;

    · Простота подачи данных;

    · Целостность сообщения читателю;

    · Понятная структура сообщения;

    · Высокое качество подаваемого материала;

    · Как результат -- уменьшение времени, необходимого на ознакомление с описываемым объёмом информации.

    Подводя итог, определим инфографику как графическое представление информации, относящейся к выбранной теме, в формате, подразумевающем быстрое и интуитивное ознакомление с данными. Также следует отметить, что качественная инфографика требует большого объёма ручного труда, и её автоматизированное создание представляется маловозможным.

    Представление знаний

    Представление знаний -- вопрос визуализации информации в формате человеческого мышления, тесно связанный с принципом хранения и обработки информации человеческим мозгом.

    Под термином представления знаний подразумевается представление знаний в формате, доступном для обработки компьютером, а также их последующего хранения и анализа.

    История развития данного направления достаточно обширна, и берёт своё начало в 60х годах прошлого века, когда технология применялась в сфере нейросетей, медицинских систем и некоторых игр (например, шахмат).

    В 80х годах появились первые языки представления знаний, которые позволяли описать доступные для человека знания, например, представленные в энциклопедиях, в машиночитаемом виде. Позднее были разработаны и языки программирования, ориентированные на представление знаний, в своё время не получившие должной популярности.

    На сегодняшний день, помимо нейросетей, одним из передовых направлений развития технологии представления знаний является семантическая паутина, преследующая цель понимания компьютерами информации, хранящейся в мировой сети. Развитие данного направления основывается на идее семантической разметки веб-страниц, о которой говорилось в разделе семантических сетей первой главы настоящей работы. Как и было написано ранее, семантический веб является надстройкой над стандартной разметкой HTML-страниц и базируется на стандартах семантической разметки, семантическом синтаксисе и микроформатах.

    Важно отметить, что идея семантического веба преследует приведение данных HTML-разметки к виду связанных между собой ресурсов, обозначенных через URI -- Unified Resource Identifier. Стандарты семантического веба, такие как разметка RDF, способствуют превращению информации веб-страницы в связный граф, каждой вершине и дуге которого можно присвоить URI. Иными словами, в своей концепции семантический веб стремится к образу семантической сети.

    Кроме семантических сетей и семантического веба подход организации информации в сети преследует множество коммерческих компаний, таких как TheBrain Technologies Corp, Convera, Entopia, Epeople и другие. Объединяет их одно: набор идей, терминов, определений или сущностей связываются между собой, тем самым образуя граф. При этом демонстрация пользователю связи между двумя субъектами позволяет перемещаться между различными терминами и идеями в поисках необходимой информации.


    Рисунок 12. Интерфейс системы PersonalBrain от TheBrain Technologies. Mac OS, 1998 год

    Помимо концепции сущностей и связей между ними, существует ряд инструментов, призванных приблизить человеческое мышление к пониманию компьютером. Рассмотрим основные из них:

    Фреймы. Фрейм представляет собой незаполненный объект с заданным набором полей. Говоря другими словами, фрейм -- это структура сущностей, укомплектованная в единый объект. Например, набор полей, необходимый для описания одной машины.

    Языки. Языки бывают естественными (сформированные людьми для общения с людьми) и искусственными (созданными для связи с машинами). Наиболее известный на сегодняшний день пример логического языка программирования -- Пролог.

    Нотация. Нотация применительно к веб-технологиям являет собой надстройку над стандартным языком разметки с набором условных обозначений, которая делает возможным синтаксический машинный анализ доступных для человека текстов.

    Подводя итог, следует сказать, что в анализе методологии представления знаний был применён подход от обратного и произведён поиск способов, при помощи которых человеческое мышление может быть интерпретировано на компьютере. Как видно из мировой практики, на сегодняшний день модель представления знаний представлена семантической сетью, и имеющиеся веб-инструменты ставят своей целью приведение стандартной разметки документов и веб-страниц к прообразу семантической сети, а именно -- сущностям и связям между ними.

    Мировые исследования

    Тема визуализации информации и связанных с нею проблем появилась в мировых научных исследованиях спустя несколько лет после появления оконных компьютерных интерфейсов, а именно -- во второй половине 80х годов. Появление персональных компьютеров с GUI вывело представление данных на новый уровень абстракции, что поставило перед исследователями новые, нерассмотренные ранее вопросы визуализации информации.

    Изначально в основу визуализации были положены идеи семиотики, с течением времени получившие своё развитие в теориях метафор интерфейса и визуализации. Разобраться в имеющихся средствах визуализации и в направлениях их развития можно путём разбора терминологии и анализа тезисов научных работ по данной теме.

    Терминология исследований

    Прежде всего следует разобраться в используемой терминологии. В рамках данного раздела будет приведён обзор-анализ основных терминов исследований, посвящённых визуализации информации: понятиям метафоры, метафоры интерфейса, метафоры визуализации и повествования.

    Суть метафоры как общего понятия заключается в анализе и представлении явлений и сущностей одного рода через осмысление и интерпретацию параметров и явлений другого рода.

    Владимир Лазаревич Авербух в своей работе «Метафора интерфейса и метафора визуализации. Какая теория нам нужна?» описывает роль метафоры в современной науке как основную ментальную операцию, как способ познания, структурирования и объяснения мира. Исторические корни изучения метафоры находят своё начало в филологии и семиотике, переместившись с течением времени в философию, затем -- в науковедение. На сегодняшний день метафора широко используется в науке как инструмент для визуализации и описания ментальных представлений и процессов, позволяет создавать языки и инструменты для описания новых явлений.

    Метафора интерфейса преследует цель улучшения взаимодействия пользователя с системой через определение набора инструментов интерфейса и шаблонов поведения, систематизирующих работу с HCI.

    Идеи, лежащие в основе появления и развития интерфейсных метафор, широко представлены в работе В.Л. Авербуха «Magic fairy tales as a source for interface metaphors». В рамках данной работы рассматриваются методы применения метафор и абстракций из литературных произведений в сфере HCI.

    Метафора визуализации в работах Ролдугина Сергея на сайте «Методы и алгоритмы подготовки к визуализации» определяется как отображение, использующее для объектов одной области систему аналогий и приближений с другой областью, а также порождающее визуальный ряд с доступным набором методов взаимодействия.

    Понятие повествования в современной науке лучше описать высказыванием из книги «Entity-based collaboration tools for intelligence analysis» от E.A. Bier, S.K. Card и J.W. Bodnar: «Повествование -- это мощная абстракция, используемая аналитиками разведки для осмысления угроз и понимания моделей действий в рамках аналитического процесса».

    Термин повествования в сфере HCI наиболее широко представлено в работах Chris Baber, Dan Andrews, Tom Duffy и Richard McMaster «Sensemaking as Narrative: Visualization for Collaboration» и «Visualizing Interactive Narratives: Employing a Branching Comic to Tell a Story and Show its Reading», где ключевой его особенностью определена взаимосвязь описываемых в модели событий. Именно связи между событиями и их описание делают из истории повествование.

    Основные тезисы исследований/

    Метафора как основа современных GUI. Роли метафор в современных графических интерфейсах посвящено множество исследований и практических работ на самые разнообразные темы: от метафорических основ проектирования фирменного стиля и айдентики брендов до разработки семантических моделей и визуализации знаний.

    Так, например, Аарон Уолтер в своей книге «Designing for emotion» широко описывает принцип метафоры в проектировании визуальной идентификации и планировании эмоций пользователь, основывая свой подход на метафоре характера личности в графическом интерфейсе. Наибольшее же внимание роли метафоры в проектировании интерфейсов и визуализации информации уделяет Владимир Авербух в следующих своих работах:

    · «Magic fairy tales as a source for interface metaphors»;

    · «Метафора интерфейса и метафора визуализации. Какая теория нам нужна?»;

    · И в совместной работе «Searching and analysis of interface and visualization metaphors».

    В первой из перечисленных работ проводятся параллели между интерфейсными инструментами и моделями, описанными в народных сказках. Метафоры и приёмы, используемые в сказках, по мнению автора, являются ярким и успешным примером использования метафор в объяснении тематической сферы и управлении сущностями. Как ни странно, Владимир Авербух -- не первый автор, упоминающий в своих исследованиях опыт сказок: ту же отсылку делает и Chris Baber в исследовании «Sensemaking as narrative: Visualization for Collaboration», определяя русские народные сказки как первые шаги к формированию повествований с описанием связей между объектами.

    Во второй упомянутой работе наибольшее внимание уделяется теориям метафоры интерфейса и метафоры визуализации, а также описывается история становления метафоры как научного инструмента. Наиболее интересные тезисы исследования касаются целей использования метафоры и методологии её применения. Согласно работе, общая цель использования метафоры в интерфейсе состоит в повышении выразительности изучаемых объектов. Особенность использования же метафоры заключается в необходимости искать источник принципов метафоры не в бытовых реалиях, а в деятельности пользователя по решению поставленных задач.

    В последней из упомянутых работ В.Л. Авербух максимально раскрывает тему метафор как эффективного инструмента для анализа и обработки информации, определяя 4 критерия создания качественной метафоры в интерфейсе:

    · Схожесть свойств объектов в исходной и целевой областях;

    · Возможность графического представления объектов исходной области;

    · Узнаваемость объектов исходной области;

    · Богатый набор взаимосвязей между объектами исходной области.

    Повествовательная модель подачи информации и прообраз семантической сети. Много внимания повествовательной модели в своих работах уделяет Chris Baber, подчеркивая важность не только наличия сущностей как прообраза объектов и событий, но и типизации их взаимосвязей. Так, в статье «Sensemaking as Narrative: Visualization for Collaboration» рассматривается важность построения модели семантической сети для моделирования событийной цепочки в ходе проведения расследований.

    Кроме того, в этой же работе определена общая последовательность действий в ходе моделирования области знаний:

    · Определение набора «стенсилов» описываемой области в достаточном количестве для создания повествовательных моделей;

    · Проектирование повествовательной модели по принципу «сверху вниз» для постепенного погружения в детали. Здесь не лишним будет отметить, что важна не столько точность, сколько связность итогового повествования;

    · Описание связей между сущностями модели. Именно это, по мнению автора, отличает повествование от истории и открывает широкие возможности по её анализу.

    Отдельно следует отметить, что даже самая детализированная модель нуждается в индивидуальном подходе, чтобы можно было выделить суть. Преимущества использования метафор и плюсы приведения модели к виду семантической сети заключаются не только в лучшем и более развернутом представлении информации, но и в возможности акцентировать внимание на особо важных местах модели. Из этой особенности повествования вытекает следующий тезис:

    Интерактивная форма подачи информации позволяет пользователям лучше достигать намеченных целей, управлять глубиной просмотра и фокусироваться на нужных местах модели. Исследованиям данного утверждения на экспериментальных группах учащихся посвящена работа Chris Baber и Daniel Andrews «Visualizing Interactive Narratives: Employing a Branching Comic to Tell a Story and Show its Readings». В ходе исследования подтверждается утверждение автора о том, что интерактивная и управляемая форма подачи информации проявляет себя лучше линейной, хотя в большинстве реализаций и имеет существенный недостаток: отсутствие видения общего объёма модели.

    Интерактивность моделей открывает новые возможности и перед разработчиками -- в частности, новый подход к упорядочению информации. В своей книге «User-Centred Design of Systems» Jan Noyes и Chris Baber описывают концепцию разбиения информации и GUI на уровни, что позволяет равномерно распределить детализацию информации по всей глубине модели «сверху вниз», тем самым позволив пользователю фокусировать внимание на интересующих его областях, не теряя связи с общим видом модели визуализации и графического интерфейса.

    Последнему тезису, который следует затронуть в рамках данной работы, посвящена одна из наиболее старых статей, проанализированных в ходе исследования: «What"s Special About Visualization?» от Alan M. MacEachren и Mark Monmonier. Не смотря на 1992 год издания, статья затрагивает достаточно фундаментальные вопросы, как то:

    · Цели использования визуализации в компьютерных системах;

    · Инструменты компьютерной визуализации;

    · Подходы к использованию визуализации в картографических системах.

    Главное -- создать у пользователя шаблон поведения в системе. Именно этот тезис дополняет предыдущие до полного ответа на задаваемые автором вопросы. Благодаря специфике сферы картографии, применительно к которой проводилось исследование, взгляд на область визуализации был представлен с нового ракурса, и особое внимание в работе уделено инструментарию.

    Если убрать средства, применимость которых в современных компьютерных системах заменена более совершенными аналогами, 3 ключевых инструмента успешной визуализации -- это проектирование взаимодействия с системой, использование анимации и ссылок на развернутое содержание.

    Интерпретация результатов исследований

    Проанализировав широкий набор научных и практических изданий на темы визуализации информации, проектирования UX, разработки UI и создания визуальной айдентики, можно прийти к следующим выводам:

    · Создание новых моделей взаимодействия с системой берёт свою основу в теории метафор;

    · Прообраз успешной информационной модели схож с семантической сетью, дополненной описаниями субъектов и событий, а также описанием их взаимосвязей;

    · Интерактивность модели позволяет управлять вниманием пользователя и фокусироваться на интересующих местах;

    · Построенная с применением интерфейсных метафор информационная модель должна вырабатывать у пользователя паттерны поведения;

    · Для успешного раскрытия информации моделью следует проектировать взаимодействие с системой, использовать анимацию и уточняющие ссылки.

    Проанализировав технологическую базу работы с информацией, проведя обзор-анализ действующих моделей компьютерной визуализации и проанализировав ведущие исследования по теме визуализации информации и HCI, можно перейти к разработке собственного решения. Подробнее об этом в следующей главе.

    3 D -визуализация уверенно занимает лидирующие позиции в рейтингах наиболее перспективных информационных технологий. Почему этот сегмент решений укрепляет и наращивает свои позиции, что является катализатором спроса, какие новые тенденции формируются в сегодняшних сложных условиях? Об этом мы поговорили с Сергеем Астаховым , руководителем консорциума Interactive Data Visualization Platform (IDVP ), финалиста конкурса «Лучшие информационно-аналитические инструменты - 2016» .

    Какие движущие факторы рынка интерактивной визуализации данных являются ключевыми сегодня? Какие тенденции можно выделить?

    Драйвером спроса на аналитические инструменты, как ни парадоксально, является сложная экономическая ситуация. В кризисный период руководителям нужно быстро получать точную, объективную информацию о состоянии бизнеса. Другим драйвером рынка является лавинообразный рост объёма данных, что требует новых подходов к работе с информацией.

    Сегодня есть потребность в технологиях, которые обладают возможностями обработки больших массивов данных, интерактивной инфографики и имеют интерактивный интерфейс. Пользователи осознали, что визуализация данных и «живое» взаимодействие с ними может наилучшим образом помочь понимать смысл этих данных.

    Для этих задач предназначена уникальная российская разработка Interactive Data Visualization Platform (IDVP) - технологическая платформа для оперативной визуализации и анализа данных. Этот управленческий инструмент основан на технологиях функционального моделирования для анализа ситуаций с применением пространственной трёхмерной инфографики. Применяется платформа для решения управленческих, экономических и финансово-хозяйственных задач.

    Когда поставщики аналитических решений говорят о клиентских данных, то часто упоминают о проблемах с данными. Но если взять идеальный случай, когда у клиента данные находятся в образцовом порядке, как же отличить важные данные от неважных, влияющие на его непосредственно бизнес-процессы от второстепенных?

    Самые «важные» данные получаются из систем, которые используют датчики и счётчики, например в АСУ ТП, системах управления трубопроводами, генерацией энергии и т. д., или из систем, которые автоматизируют операционную деятельность - банковских, платёжных, логистических систем и т. п., где роль человеческого фактора сведена к минимуму либо информация завязана на «живые» деньги.

    Собственно, мы пока знаем два способа повышения качества данных: либо минимизировать человеческий фактор - получать данные посредством объективных технических средств, либо завязывать информацию на деньги.

    Например, в Центре мониторинга медицинской информационной системы доступность врачей измеряется автоматически в момент записи пациента на приём, без человеческого фактора.

    Полнота заведения ресурсов в систему контролируется тоже просто - врач не сможет получить зарплату, если он не заведён в систему и ежедневно не работает в ней. Пока бухгалтерия существовала отдельно от Центра мониторинга, в поликлиниках числилось сотрудников больше, чем вело приёмы. Когда их объединили, все быстро пришло в норму.

    Поэтому создание аналитического решения нового поколения практически бессмысленно в отрыве от реорганизации низовой системы, как правило и управленческой, и информационной.

    Как вы узнаете уязвимые точки в бизнес-процессах вашего клиента? Для генерального директора важно иметь понимание прошлого, настоящего и прогноза развития его бизнеса, быть в курсе текущих показателей результативности и эффективности. Как вы с этим справляетесь?

    В своей работе мы ориентируемся на три основных принципа.

    1. Wow эффект - качество графики, анимация и скорость работы приложения делают работу, как минимум, не скучной. Все элементы разработаны для высококачественного отображения на «больших» экранах, а для руководителей - на мобильных устройствах или ПК.
    2. Ситуационный анализ - возможность быстро локализовать проблему на объектах управления, например по принципу светофора или специфическому изображению.
    3. Возможность не просто локализовать проблему, но и раскрыть все возможные причины её появления, тем самым подтолкнуть к решению проблемы.

    Разработка любого аналитического решения - Центра мониторинга, на платформе IDVP начинается с определения кейса, по аналогии с бизнес-кейсом, включающим в себя различные показатели, характеризующие решаемую проблему и показывающие клиенту пути её решения.

    Затем, когда сформирован кейс и выбраны показатели для решения проблемы, мы придумываем и разрабатываем трёхмерные интерактивные визуальные образы, которые формируют «пространство явления». Непосредственно за визуализацию данных отвечает специальная программа - «3D плеер», который собирается под управлением платформы индивидуально для каждого пользователя.

    IDVP поддерживает достаточно большой набор интерактивных аналитических инструментов. Они имеют возможность масштабирования, изменения положения в пространстве для лучшего визуального восприятия, возможность множественного выбора отображаемых объектов или значений с поддержкой drill-down непосредственно с диаграммы или графика.

    Например, для «Центра мониторинга финансовых организаций» мы использовали концепцию визуального графического интерактивного интерфейса «облака» заёмщиков, с которым легко и удобно работать. Размером шарика в облаке кодирована информация о величине полученных кредитов заёмщиком, а цветом - информация о количестве выявленных проблем у заёмщика. Специалист может кликнуть на интересующего его заёмщика и увидеть схему его финансовых отношений с контрагентами в различных разрезах, взаимосвязях и видах.

    В приложении «Центр мониторинга «Интеллектуальный склад» используется трёхмерное визуальное представление склада и линейный график с интерактивно изменяемой шкалой.

    Фактически это цифровой слепок складского бизнеса, в котором ответы на производственные проблемы представлены в интуитивно понятном виде - например, почему образуются на складе длинные очереди машин на погрузку-разгрузку?

    Чем отличается подход к анализу информации в классических аналитических инструментах от вашего решения?

    Несмотря на общепринятое позиционирование аналитических систем, традиционно их пользователем является подготовленный аналитик, крутящий «кубики» данных и ищущий в них закономерности. Для анализа данных он использует таблицы, графики, диаграммы и многое другое.

    Мы для себя выбрали другого пользователя - это прежде всего топ-руководитель, владелец бизнеса, руководитель отрасли, который постоянно находится в условиях ограниченных временных рамок. Для него скорость принятия управленческих решений зачастую критична. При этом современный занятой человек все чаще хочет воспринимать информацию в виде трёхмерной интерактивной инфографики, позволяющей анализировать максимальные объёмы информации при минимуме временных затрат, быстро улавливать суть проблемы, различные тенденции изменений и оценивать возможные риски. Он привык существовать в трёхмерном пространстве.

    Поэтому в наших разработках мы делаем акцент на тех направлениях, которые позволяют быстро и качественно довести до руководителей ситуацию по сложным отраслевым кейсам. с большими объёмами исходных данных. Среди них можно выделить следующие:

    Новые приёмы интерактивной визуальной работы с большими массивами оперативной и стратегической информации - технология обеспечивает чёткое восприятие существующих проблем и возможных путей их решения через визуальные образы. На экране одновременно рассматривается множество аспектов, влияющих на проблему, проще понимать информационные, управленческие, финансово-экономические процессы, видна их взаимосвязь и взаимозависимости.

    Внедрение элементов геймификации - это новый уровень взаимодействия с пользователем, делающий процесс анализа данных интересным, познавательным и запоминающимся. Соответственно повышается уровень и качество владения информацией.

    Использование новых трёхмерных аналитических инструментов , не используемых в традиционных BI-системах ввиду невозможности получения нормального результата на браузерных платформах, например потоковых диаграмм санкей, диаграмм отношений «многие ко многим» и т. п.

    Посмотрите сами на примеры интерфейсов наших аналитических систем. Я думаю, что все станет понятно без лишних слов.

    СПЕЦПРОЕКТ КОМПАНИИ IDVP



Поделиться