Тематические прогулки в старшей группе осенью. «Осеннее путешествие»

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Наблюдение за солнцем

Цель: увидеть и закрепить особенности осеннего солнца, оно светит, но греет меньше; располагается уже ниже, день становится короче, ночь длиннее.

Наблюдение за деревьями

Цель: показать изменения, произошедшие с деревьями (окрас листьев, листопад), плоды на женских деревьях. отметить, что природа осенью засыпает

Наблюдение за перелётными птицами .

Цель: показать, что перед отлетом птицы собираются в стаи, проследить взаимосвязь с тем, что насекомых меньше значит, птицам труднее добывать корм.

Наблюдение за прохожими.

Цель: посмотреть, что изменилось в одежде людей. Почему? Обращать внимание на поведение, взаимоотношения, чем заняты.

Наблюдение за небом.

Цель: выяснить наличие туч на небе их количество, размеры, небо стало тяжелым, хмурым, осенним. Подобрать слова признаки к словам небо, тучи, осень.

Наблюдение за кустарниками.

Цель: рассмотреть, отметить изменение кустов осенью (изменение цвета листвы, коры).

Наблюдение за насекомыми.

Цель: выявить наличие насекомых на участке, отметить, что их стало меньше, выявить причинно-следственную связь с понижением температуры.

Наблюдение за детьми.

Цель: посмотреть, в какие игры играют, как изменился характер игр, в связи с приходом осени.

Наблюдение за дождем.

Цель: показать разницу между летним теплым ливнем, моросящим осенним дождем

Сравнение травянистых растений на улице и комнатных растений.

Цель: показать влияние окружающей среды на растения.

Наблюдение за зимующими птицами (воробьями, голубями).

Цель: закрепить знание детей о внешнем виде, установить связь между временем года и поведением птиц (чем холодней, тем птицы поселяются ближе к человеку).

Наблюдение за транспортом.

Цель: вспомнить правила дорожного движения, классификацию транспорта.

Наблюдение за ветром.

Цель: выяснить наличие ветра при помощи ленточек, вертушек, его особенности; в каком направлении дует, сильный или слабый

Наблюдение а березой.

Цель: закрепить строение дерева, рассмотреть почки, серёжки. Вызвать эстетические чувства.

Наблюдение за следами птиц.

Цель: после ночной порошки насыпать на снег крошки до прогулки рассмотреть и сравнить, что общего и чем отличаются следы воробья и вороны.

Цель: продолжить наблюдение за работой дворника зимой. Расчистка дорожек от снега и льда, посыпание их песком.

Наблюдение за льдом.

Цель: залить ледяную горку для кукол, обращая внимание на то как быстро замерзает вода и образуется лед. Покатать куклу, закрепляя свойства льда скользкий, гладкий.

Наблюдение травы под снегом.

Цель: обратить внимание, что из под снега кое-где торчат засохшие растения, рассмотреть их (есть ли семена, листья), разгрести снег. Выяснить состояние травянистых растений, причины.

Наблюдение за пробегающей собачкой.

Цель: рассмотреть собачку (цвет, размеры, особенности строения – пушистый хвост и др.). предложить позвать и угостить собачку кусочками пищи. Наблюдать за поведением, выяснить причины.

Наблюдение за транспортом.

Цель: выяснить наиболее распространенные звуки в окружении детского сада. постараться определить по звуку какой транспорт едет. Наблюдать за проезжающим транспортом (разнообразие).

Наблюдение за ветром.

Цель: показать изменение, что ветер стал холодным, изменение силы ветра. Обратить внимание на признаки, свидетельствующие о наличии ветра

Наблюдение за берёзой.

Цель: довести, до сознания детей, что раньше всех меняет окрас листвы, но она также хороша, рассмотреть вдохнуть запах листвы, проследить взаимосвязь.

Наблюдение за кошкой.

Цель: рассмотреть кошку, уточнить, чем изменилось поведение кошки осенью (она больше не лежит долго на земле, т.к. земля холодная, закрывает нос лапой, старается быстрее скрыться в здании).

Наблюдение за работой дворника.

Цель: действия дворника, что в основном осенью собирает дворник (листву).

Целевая прогулка по участку ДОУ. «Неживая природа осенью».

Цель: показать и уточнить знания детей о том, какие изменения произошли осенью в неживой природе.

Целевая прогулка в ближайшем окружении. «Жизнь растений осенью»

Цель: расширить знания детей об изменениях в неживой природе осенью.

Целевая прогулка по участку ДОУ. «Как изменился наш участок осенью»

Цель: учить детей видеть изменения в жизни животного мира осенью.

Целевая прогулка к перекрестку со светофором и пешеходному переходу.

Цель: повторить правила безопасности при переходе улицы, запрещающие и разрешающие знаки.

Целевая прогулка «Неживая природа осенью»

Цель:

  • Провести наблюдения и объяснить детям, что изменения произошли и в неживой природе.
  • Закреплять умение пользоваться полученные ранее знания.
  • Обогащать словарный запас детей.

Ход прогулки:

Предложить детям потрогать камешки (влажные, холодные) и вспомнить какие они были летом в сухую погоду (сухие, горячие), Выяснить причину почему сейчас нет дождя, а камни влажные и холодные (утренние заморозки).

Затем детям предлагается набрать песка или земли в ведерки. Также легко это сделать? Почему? Какой был песок летом? Что мы делали с песком, чтоб вы могли из него строить? Обратить внимание на лужи? Почему вода в лужах замерзает по утрам, а днем лед тает?

Вместе с детьми установить причины, произошедших изменений в природе.

д/и «Какой? Какая? Какие?» (слова признаки).

д/и «Подбери слова родственники» (земля, воздух, осень и т.д.)

п/п «По камушкам».

Целевая прогулка «Растения нашего участка осенью»

Цель:

  • Углублять и конкретизировать представление об особенностях жизни растений осенью.
  • Закрепить умение дифференцировать растения (травы, кустарники, деревья), умение находить различия в строении.
  • Учит детей видеть и чувствовать красоту природы осенью и умение выражать свои ощущения в речи.

Ход прогулки:

Предложить детям игру «Растения на нашем участке», игровое упражнение «Найди различия между ильмом и тополем; акацией и березой» .Вспомнить какое было разнотравье летом. Что изменилось в природе? Почему? (установить причинно-следственные связи). Дополнить знания детей об изменениях в жизни растений осенью (отмирание наземных частей, прекращение роста, изменение окраски и опадание листьев, увядание, наличие плодов, семян).

Объяснить детям, что в природе все циклично и закономерно, она готовиться к зиме, а затем придет весна, будет тепло и природа оживет.

Дети должны уметь видеть, что природа прекрасна в любое время года.

Чтение отрывков из стихотворений о временах года.

д/и «Если б я был художником…». Учить детей рисовать картины словесно и в воображении.

п/и. «1-2-3 к тополю (к акации…) беги».

Целевая прогулка «Насекомые»

Цель:

Систематизировать и углублять знание детей о жизни насекомых.

Развивать умение оперировать имеющимися знаниями.

Продолжать учить детей использовать в речи слова-признаки, образованные от существительных.

Ход прогулки:

Воспитатель предлагает детям вспомнить каких насекомых они встречали на участке летом во время прогулки (ответы детей, с дополнением воспитателя).

Д/и «Что у бабочки, а что у жучка?», «Кто ползает, а кто летает?».

Затем воспитатель предлагает попробовать поискать этих насекомых.

Их нет! Почему? Куда они исчезли? Смогут ли они перезимовать живя, как летом.(Выявление причинно-следственных связей).

Рассказ воспитателя, о том как насекомые готовятся к зиме. Насекомые ищут укромные места и прячутся там на зиму, например жуки – в трещинах коры деревьев или в земляных кучках (можно попробовать поискать), муравьи под

муравьиными кучами, некоторые откладывают яйца и погибают, пчелы улетают в свои ульи и засыпают до весны. А с приходом теплых весенних деньков природа оживает и все просыпаются.

д/и «Воробей и мошкара»

Словесная игра «Измени слова» (дети образуют слова признаки от существительных (Муравей - голова муравьиная, брюшко-…; птица – крыло…; ненастье – погода….. и т.д.).

Занятие «Жизнь осеннего леса»

Цель:

Дать детям представление о лесе как природном сообществе, научить понимать причины листопада, называть части листа, передавать свои ощущения, обоснованно отвечать на вопросы об осенних изменениях в жизни леса.

Способствовать воспитанию интереса к природе, умению видеть красоту осени её поэтичность.

Ход занятия:

Звучит аудиозапись со звуками леса.

1. Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и вспомнить экскурсию в осенний лес (В Сухотино), как там было красиво, приятно пахло, услышать шелест листопада. Затем просит подойти к столам. Для каждого ребенка на столе лежат осенние листья от разных деревьев.

2. Вопросы к детям:

Что у вас лежит на столах? От каких деревьев? Какого цвета листья? Какие они на ощупь? Приложите их к щеке, какие у вас ощущения? Что есть у листа? Почему листья осенью меняют окраску? Какая погода осенью?

3. Для выяснения представлений о погоде использовать таблицу, где дети должны найти ошибку (т.е. найти знак, который не соответствует осенний погоде)

4. Игровое упражнение «Листопад – хорошо, листопад – плохо». Дети

рассматривают рисунки с изображением деревьев (один рисунок – с листьями, другой - дерево без листьев) и объясняют, чем привлекателен листопад, а что не нравиться. Почему?

Воспитатель отмечает, что листва дерева обычно начинает желтеть сверху, так как воздух сверху холоднее, почему происходит листопад и что листопад обильнее при усилении ветра.

Музыкальная пауза.

Дети под музыку кружатся, как осенние листья в лесу и тихо опадают.

5. Беседа.

Почему в народе говорят: «По лесу ходи – под ноги гляди»

(грибы, красивые листья, насекомые).

д/и «Назови и покажи каких животных можно встретить в лесу родного края». (детям предлагаются иллюстрации с различными животными, они должны выбрать животных родного края).

6.Игра «Дорисуй птицу». У детей на столах лежат незаконченные рисунки птиц, им предлагается дорисовать птиц и рассказать, как они зимуют, что с ними происходит осенью.

7.Рассматривание фотографий с экскурсии в осенний лес. Обратить внимание детей на красоту осеннего леса и его таинственность.

Подведение итогов.

Экскурсия в лес « Золотая осень»

Цель:

  • Развивать познавательные интересы, воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, любовь к природе, стремление заботиться о ней и беречь её.
  • Через наблюдение учить детей сравнить приметы ранней осени и более поздней, делая акцент на цветовой гамме.
  • Формировать эмоционально – чувственное восприятие красоты окружающего мира, поэзии.
  • Развивать умение проявлять эмоциональный всплеск в практическом применении через рисунок, рассказ.

1. Вводная беседа

Какое время года?

Какие осенние месяцы вы знаете?

Мы знаем приметы ранней осени (дети перечисляют приметы), а сейчас пришла пора «Золотой осени». И мы отправляемся в лес, чтобы посмотреть, как он изменился. И почему настоящую пору осени называют «золотой».

Свободный осмотр

Обратить внимание детей на пронзительную голубизну неба с легкими белыми облачками, окружающую красоту и вдохнуть бодрящий запах осени.

2. Вопросы к детям:

Что под ногами? (ковёр из осенних разноцветных листьев, они шуршат).

Предложить потрогать опавшие листья и листочки на деревьях. Чем отличаются? Почему?

Поиграть в игру «Минута тишины». Что услышали дети, какие звуки и шорохи?

Как изменился лес после последнего посещения?

Подвести детей к пониманию, почему осень «золотая».

3. Чтение стихотворения Е. Трутнева «Осень»

Как описал поэт осень. Что из прочитанного в стихотворении мы видим сейчас в лесу.

4. Дидактическое упражнение «опиши берёзу, сосну, осинку, листвиницу, используя эпитеты и сравнения), обратить внимание на различия.

5. Изоруководитель проводит игру «Мы художники», применяя прием «живая рамка», дети просматривают различные пейзажи (золотые кроны деревьев на фоне голубого неба или мшистый пенёк в окружении разноцветных листьев.

Изо руководитель предлагает детям запомнить пейзажи, а потом воспроизвести их в рисунках.

Проводиться еще один игровой прием, дети рисуют картину, используя природный материал (выкладывают из веточек, шишек, листьев, коряг и др.), затем все фотографируется, чтобы в саду организовать выставку.

Дети прощаются с лесом до скорой встречи и говорят ему свои пожелания..

Экскурсия в сквер «Проводы осени».

Цель:

  • Закрепить знания детей о качественных изменениях в природе(похолодание, отмирание наземных частей растений, уменьшении светового дня, холодные затяжные осадки, опадание листов, особенности поведения птиц).
  • Развивать познавательный интерес и монологическую речь детей. Игровой момент.
  • Формировать бережное отношение к природе.

Утром в группе неожиданно появляется бельчонок из сквера. Он очень расстроен тем, что в природе происходят странные вещи: листья с деревьев облетели, трава засохла, кусты торчат как палки,стало холодно. Неужели природа погибает?

Принимается решение: совершить экскурсию в сквер и все проверить на месте.

  1. Вводная беседа (по дороге в сквер) о погоде. Чтение стихотворения об осени. Вовлечение детей в разговор.
  2. Коллективное наблюдение: Куда мы пришли? Какие изменения произошли с прошлого посещения? Почему? …Наступила поздняя осень. Дети вспоминают, какая погода была ранней осенью, как выглядели растения, подмечают, что переменилось.

Воспитатель предлагает походить по скверу. рассмотреть деревья, обратить внимание на почки. Сравнить лиственницу и сосну, плоды и семена деревьев и кустарников.

Наблюдения детей за птицами.

Вопрос воспитателя: «Что произошло бы в природе, если бы после лета сразу наступила зима?». Беседа с бельчонком (установление причинно-следственных связей о причине изменений в природе).

  1. Дидактическая игра «Где спрятался бельчонок?», Воспитатель прячет бельчонка, затем описывает деревья, а дети опознают дерево и ищут бельчонка, затем игру продолжают дети сами.
  2. Предложить детям выбрать себе любое дерево, кустарник и поговорить с ним, задать ему вопросы и «услышать» (представить) ответ.

После экскурсии, в группе, предложить отобразить свои впечатления в рисунках, поделках.

Экскурсия в лес поздней осенью.

Цель:

  • Помочь детям увидеть, как природа готовится к зиме. Пронаблюдать взаимосвязь некоторых природных явлений.
  • Научится различать деревья по силуэтам. Выявить отличие хвойных деревьев от лиственных, их специфику приспособления к неблагоприятным условиям зимой..
  • Понять в чем заключается правильное отношение к природе.
  • Определит ь роль человека в природе. Воспитывать умение видеть красоту, загадочность и грусть осеннего леса.

Ход экскурсии : Дети и воспитатель входят в лес и встречают Лесовичка (игрушка).

Лесовичок: После приветствия лесовичок спрашивает детей откуда они? Зачем пожаловали в лес? Умети ли вы правильно вести себя в лесу?

Дети отвечают на вопросы.

Лесовичок : Сейчас проверим. Разные люди в лесу бывают, но не всех стоит пускать. Посмотрите внимательно и скажите, что плохого сделал человек в лесу

Дети осматриваются, замечают мусор и говорят об этом Лесовичку.

Лесовичок:

Но человек делает не только плохие поступки

Расскажите мне, как надо вести себя в лесу и как нельзя.

Лесовичок:

А Я вижу, что вы не плохие ребята и знаете, как надо лести себя, чтобы не причинить вред природе.

Я очень люблю природу и не хочу, чтобы её обижали. Не обидите? Тогда милости прошу в мой дом.

Воспитатель:

Лесовичок, ты говоришь, что любишь природу, почему же тогда у тебя все умерло? Трава засохла, деревья без листьев, кругом всё

Голо и уныло.

Лесовичок :

Это я для того сделал, чтобы защитить природу, сохранить все растения. Хотите посмотреть, как я это сделал? Пойдемте.

Посмотрим на траву, как она выглядит?

Дети: Засохла.

Лесовичок:

А вы внимательно посмотрите на землю (дать детям рассмотреть)

Увидеть зеленую травку у корней, семена, корневища с почками.

Лесовичок:

Зеленые листья и растения зимой замерзают, поэтому я их сушу, а зимой снего укрываю. В почве останутся семена, корни. Они не замерзнут и на следующий год дадут новые растения.

Воспитатель:

Ну, травку укроешь, она маленькая, а большие деревья?

Лесовичок:

Чтобы листочки не замерзли, я их завернул в коричневые чешуйки, а кроя склеил смолой. Даже сильный ветер чешуйки не развернет. (дети рассматривают почки на веточках).

Воспитатель:

Давайте пойдем, погуляем, а вы мне будете называть деревья, которые встретятся нам на пути (береза, сосна, лиственница и т.д.)

Беседуют стараются описать каждое дерево, сравнить его с другими.

Лесовичок:

Видите ребята, дерево можно узнать даже без листьев.

Воспитатель:

Ты сказал, что снял все листья, а что там зеленеет? Времени не хватило?

Лесовичок:

Это хвойное дерево – сосна. Ребята как вы думаете, буду ли я убирать листья – иголочки с этих деревьев? (предположения детей).

На иголках меньше снега, поэтому ветер легко проникает между ними и не ломает ветки. Иголки покрыты смолой и не боятся холода. Все деревья с иголками называются хвойными.

Лесовичок:

Эти деревья ни когда не цветут и не дают плодов, вместо плодов образуются шишки. Рассмотрим шишку (из чего она состоит?) (ответы детей)

Воспитатель: (смотрит на лиственницу) Ни как не пойму хвойное или нет?

Рассматривают почву под деревом обнаруживают много хвои- значит хвойное.

Лесовичок: Просто хвоя у лиственницы нежная не пропитана смолой, поэтому на зиму их приходится снимать.

Хочу сделать вам подарок. Соберите шишки и сделайте из них различные поделки

Воспитатель: Что-то птиц не слышно, ты тоже их спрятал?

Лесовичок:

Отправил в теплые края. Но не всех. Какие остались с нами зимовать?

Ответы детей детей,

Дети: Почему одни улетели а другие остались? Ведь им тоже придется трудно.

Лесовичок: Улетели насекомоядные, они не питаются семенами.

Дети и воспитатель благодарят Лесовичка и прощаются с ним до зимы.

Лесовичок: Ребята вы молодцы, в самом деле, умеете себя вести. Жду вас в гости и зимой, и весной, и лето


марина билибенко
Экскурсии и целевые прогулки в старшей группе

СЕНТЯБРЬ

1 ТЕМА "От сентября к лету поворота нету"- ЭКСКУРСИЯ

ЦЕЛЬ: Формировать умение устанавливать причинно-следственную связь между наблюдаемыми природными явлениями; отмечать изменения в растениях на огороде; учить делать выводы о закономерностях и взаимосвязях в природе.

2 ТЕМА "Поход в кинотеатр"(просмотр мульт-ма)-целевая прогулка

ЦЕЛЬ: Расширять знания детей о жизни и быте русского народа в стародавние времена. Дать детям заряд положительных эмоций на весь день.

3 ТЕМА "Наблюдение за изменениями деревьев и кустарников с приходом осени"-экскурсия

ЦЕЛЬ: Показать детям, как меняется окраска листьев на деревьях и кустарниках в осеннюю пору, их количество; показать красоту первоначальной осени.

4 ТЕМА "Наш детский сад"-целевая прогулка

ЦЕЛЬ: Продолжать знакомить детей с сотрудниками детского сада, помещениями в которых они работают, с работой которую они выполняют.

ОКТЯБРЬ

1 ТЕМА "Путешествие по осенней тропе"-экскурсия в парк

ЦЕЛЬ: Продолжать наблюдения за сезонными явлениями природы; закреплять признаки осени. Воспитывать эстетические чувства, эмоциональную отзывчивость.

2 ТЕМА "Река осенью"-экскурсия к реке

ЦЕЛЬ: Показать детям изменения происходящие с водоёмами (вода тёмная, холодная, листья плавают на воде, около водоёмов; показать красоту родного края.

3 ТЕМА "Фруктовый сад"-целевая прогулка

ЦЕЛЬ: Закреплять знания детей о признаках осени, отметить изменения произошедшие с садом с приходом осени; закрепить названия деревьев и их плодов.

4 ТЕМА "Прогулка по ул. Дзержинского"-целевая прогулка

ЦЕЛЬ: Рассмотреть разнообразие домов находящихся на улице Дзержинского; закреплять знания детей о передвижении и поведении на улице.

НОЯБРЬ

1 ТЕМА "Рассматривание плодов и семян"-экскурсия по плодовому саду

ЦЕЛЬ: Учить различать плоды и семена деревьев и кустарников ближайшего окружения. Дать знания о значении плодов и семян в жизни растений, животных.

2 ТЕМА "Прогулка по ул. М. Горького"-целевая прогулка

ЦЕЛЬ: Понаблюдать за транспортом проезжающем мимо, расширять и закреплять знания детей о наземном транспорте, его классификации, назначении. Закреплять знания детей о безопасном передвижении по улице, через улицу.

3 ТЕМА "Поздняя осень"-экскурсия в парк

ЦЕЛЬ: Обобщить первичное представление об осени (солнце светит, но почти не греет; листья разноцветные, трава пожухла, начинается листопад-люди убирают листья).Упражнять в узнавании деревьев и кустарников по осеннему убору листьев, по плодам и семенам. Воспитывать умение любоваться красотой осеннего пейзажа.

4 ТЕМА "Поход в кинотеатр"(просмотр мульт-ма)-целевая прогулка

ЦЕЛЬ: Дать детям заряд положительных эмоций на весь день; повышать общее развитие.

ДЕКАБРЬ

1 ТЕМА "Изменения в природе в зимнее время"-ЭКСКУРСИЯ В ПАРК

ЦЕЛЬ: Развивать наблюдательность у детей, чувство сопереживания, любви и интереса к родной природе.

2 ТЕМА "Прогулка вокруг детского сада"-целевая прогулка

ЦЕЛЬ: Продолжать знакомить с признаками зимы, закреплять умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними.

3 ТЕМА "Наблюдение за снегом"-экскурсия

ЦЕЛЬ: Формировать реалистичное понимание неживой природы, закреплять знания о том, что вода может быть в твёрдом состоянии (снег, лёд); учить сравнивать, развивать познавательную активность.

4 ТЕМА "В зимнем парке средь ветвей стол накроем для гостей"

ЦЕЛЬ: Расширить представление детей о сезонных изменениях в природе; систематизировать знания о зимующих птицах; вызвать желание помочь птицам зимой; углублять и расширять знания о птицах своего края.

ЯНВАРЬ

1 ТЕМА "Экскурсия в зимний парк"

ЦЕЛЬ: Продолжать формировать представление о зиме, как времени года; учить детей замечать характерные признаки зимних явлений в неживой природе, живой. Сравнить зиму и лето. Воспитывать любовь к родной природе.

2 ТЕМА "Наблюдение за птицами зимой"целевая прогулка в парк

ЦЕЛЬ: Формировать представление о жизни птиц зимой. Воспитывать желание заботиться о птицах, выделяя признаки живого мира.

3 ТЕМА "Экскурсия в парк"

ЦЕЛЬ: Углублять представления о типичном состоянии неживой природы зимой (снег покрыл всю землю, он лежит на ветвях деревьев,скамейках). На снегу видны следы людей, птиц, животных. Учить выделять красоту, тишину и покой зимнего парка.

ФЕВРАЛЬ

1 ТЕМА "Прогулка по ул. М. Горького"

ЦЕЛЬ: В ходе прогулки закрепить с детьми правила дорожного движения. Закрепить умение детей ходить по тротуарам (придерживаясь правой стороны).

2 ТЕМА "Экскурсия по зимнему заснеженному парку"

ЦЕЛЬ: Учить детей замечать изменения, которые произошли в природе (день стал длинее, солнце светит ярче). Различать деревья по веткам, плодам; птиц по голосам. Воспитывать любовь к живой природе.

3 ТЕМА "Поход к водоёму"-целевая прогулка

ЦЕЛЬ: В ходе прогулки учить детей замечать изменения на водоёме в феврале (снег рыхлый, пропитан водой, лёд серый, водянистый). Повторить правила безопасного поведения на водоёме.

4 ТЕМА "Наблюдение за сезонными изменениями"

ЦЕЛЬ: Формировать представления об изменениях в природе, учить замечать характерные приметы конца зимы (первая капель). Закреплять умение воспринимать поэтическое описание зимы.

ВЕСНА

МАРТ

1 ТЕМА "Целевая прогулка вокруг детского сада"

ЦЕЛЬ: Познакомить с первыми признаками весны, отметить особенности поведения птиц; пополнить словарь за счёт использования слов, обозначающих признаки весны; воспитывать любовь к природе, умение чувствовать её красоту.

2 ТЕМА "Экскурсия в аптеку"

ЦЕЛЬ: Продолжать знакомить детей с трудом взрослых, содержанием работы фармацевта; сформировать интерес к профессии.

3 ТЕМА "Целевая прогулка в парк"

ЦЕЛЬ: Понаблюдать за изменениями произошедшими в природе с наступлением весны; развивать наблюдательность, внимание, мышление.

4 ТЕМА "Экскурсия в библиотеку"

ЦЕЛЬ: Прививать интерес к чтению и истории книгоиздательства, познакомить с историей возникновения книг и письма; посетить абонементы библиотеки, выставку книг.

АПРЕЛЬ

1 ТЕМА "Экскурсия к берёзе"

ЦЕЛЬ: Закрепить знания детей о том, что деревья зимой не погибают, на ветках остаются почки, из которых распускаются зелёные листочки. Учить детей приёмам обследования, рассказывать о своих наблюдениях.

2 ТЕМА "Целевая прогулка к перекрёстку"

ЦЕЛЬ: Формировать представление о социуме (тротуар, проезжая часть, светофор); закреплять правила ПДД. Закрепить знания о назначении светофора.

3 ТЕМА "Экскурсия в прачечную"

ЦЕЛЬ: Продолжать знакомить детей с ДОУ, с прачечной, с содержанием труда машиниста по стирке белья; воспитывать уважение к труду других людей.

4 ТЕМА "Целевая прогулка на луг"

ЦЕЛЬ: Понаблюдать за первыми весенними цветами, травкой; воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе.

1 ТЕМА "Экскурсия в парк"

ЦЕЛЬ: Познакомить с явлениями, характерными для разгара весны (деревья и кустарники покрыты листвой, цветами).Воспитывать интерес к наблюдениям за весенними изменениями в природе.

2 ТЕМА "Целевая прогулка на огород детского сада"

ЦЕЛЬ: Закрепить представления о том, что из семян вырастают растения; познакомить с приёмами посадки; активизировать словарь детей.

3 ТЕМА "Экскурсия в школу искусств"

ЦЕЛЬ: Посетить школу искусств, познакомить с кружками и занятиями, которые проводят в ДШИ, с целью заинтересовать в какой либо деятельности.

4 ТЕМА "Целевая прогулка к памятнику погибшим воинам"

ЦЕЛЬ: Продолжать воспитывать патриотические чувства, знакомить с историей ВОВ; воспитывать уважение к ветеранам.

Благодарю всех, кто посетил мою страничку.

Целевая прогулка в детском саду для детей старшего дошкольного возраста "Осень в гости к нам пришла".

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Программные задачи:
- Актуализировать, систематизировать и дополнить знания детей о явлениях, характерных для осени;
- Формировать умения осуществлять сравнительное наблюдение, выявлять в ходе него изменения, произошедшие с природными объектами;
- Учить применять умения разгадывать загадки, содержащие описание изменений, произошедших с природными объектами осенью;
- Активизировать в речи и уточнить понятия «портрет», «пейзаж», лексику, связанную с тепой прогулки.
Технологии : игровая, поисково - исследовательская, здоровье – сберегающая, личностно - ориентированная.
Оборудование и материалы: персонаж – Осень (кукла или роль взрослого), тексты загадок, блокнот для зарисовки плана и результатов работы, цветные карандаши.

Ход образовательной деятельности.

Мотивационно – ориентированный этап
Беседа «Таинственная гостья»
Педагог : Ребята, вы знаете, к нам сегодня пришла, необычная гостья, посмотрите вокруг, вы видите её? (Ответы детей)
Педагог : Как не видите? А ведь наша гостья уже давно, пришла в наши края. Скажите, пожалуйста, какие изменения произошли с природой? (Изменилась температура воздуха, окраска листьев, травы, не стало видно насекомых, птицы улетели в теплые края).
Педагог : Чтобы узнать имя нашей гости нам нужно отгадать загадку, вы готовы слушать внимательно загадку? (Ответы детей)
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурится, если дождик льется,
- Это время года как, скажи, зовется? (Осень)
Педагог : Итак, кого же мы ждем в гости? (Осень)
Правильно – Осень.
Подтверждением правильности ответов детей становится приход Осени.
Осень : Здравствуйте, ребята. Я так давно хотела познакомиться с вами. Я очень рада, что вы догадались, кто я!
Бываю я лишь раз в году.
За летом жарким я иду.
Пред белою зимою.
Подружитесь со мною?
Дети отвечают гостье, знакомятся с ней.
Педагог: Ребята, а вы можете рассказать, какие цвета использует Осень, чтобы перекрасить листья деревьев. Посмотрите, какого цвета стали листья березы, дуба, осины, клена, каштана, а какого цвета - трава? (Ответы детей)
Вы молодцы, очень наблюдательны, все краски осени заметили, а знаете, как про нашу гостью еще ласково говорят:
Пришла волшебница прекрасная,
Листву без краски перекрасила.
Осень: И не только листву! Все вокруг должно измениться осенью, и все меняется каждый день! Именно поэтому мне хотелось бы вас попросить нарисовать мой портрет, запечатлеть Осень такой, какой она выглядит сегодня.
Вы согласны, нарисовать мой портрет?
Согласие детей выполнить просьбу гостьи определяет цель предстоящей работы: нарисовать «портрет» осени.
Поисковый этап
Беседа «Как помочь зайчишке?»
Педагог организует обсуждение: что может представлять собой «портрет» осени, подводит детей к выводу о том, что у них должен получиться пейзаж. Также обсуждается, что нужно сделать, чтобы выполнить просьбу гостьи, составить план:
1. В ходе прогулки выявить характерные признаки осени.
2. Познакомиться с произведениями художников, поэтов и композиторов об осени.
3. Нарисовать картины на тему «Осень», организовать выставку.

Практический этап
Дети прощаются с гостьей, приступают к реализации плана.
Сравнительное наблюдение «Признаки осени».
Игра – соревнование «Кто больше?»
Задание: Детям предлагается объединиться в команды по 4 – 5 человек и постараться найти как можно больше признаков прихода осени на своем участке. Выявляется команда – победитель.
Чтобы обеспечить ситуацию успеха для всех команд, необходимо выделить соответствующее их количеству число номинаций:
- кто найдет больше осенних превращений;
- кто интереснее о них расскажет;
- кто найдет самые необычные превращения;
- кто быстрее справится с задачей;
- самая дружная команда и т.д.
Организуя работу, важно подчеркнуть, что все собранные детьми сведения будут использованы ими при создании «портрета» осени. Именно поэтому итоги наблюдения и игры, зарисовываются и фотографируются.

Дидактическая игра «Найди отгадку»
Задание : Продолжая действовать в командах, детям нужно разгадывать загадки об осенних превращениях и находить отгадки на участке.
Примеры загадок:
С ветки в лужу упадет
И не тонет, а плывет. (Лист)

Растут – зеленеют,
Упадут – пожелтеют,
Полежат – почернеют. (Листья)

Летит без крыльев и поет,
Прохожих задирает.
Одним проходу не дает,
Других он подгоняет. (Ветер)

Красные, желтые листья
По ветру вьются, летят,
В городе ясно и чисто,
В наших краях….(Листопад)
Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют
И, галдят, его клюют. (Ягоды рябины)

Покуда было малым,
Не падало оно,
А выросло – упало.
Не правда ли, смешно? (Яблоко)

Педагог помогает детям придумать и нарисовать признаки наступления осени, выявленные ими при разгадывании загадок.

Рефлексивно – оценочный этап
Коллективный рассказ «Словесный портрет »
Детям предлагается с опорой на зашифрованные в рисунках результаты работы составить словесный портрет осени.
Педагог обращает внимание детей на план работы, организует обсуждение того, что удалось сделать, а что еще предстоит.
Педагог приглашает ребят посетить музыкально – литературную гостиную, подготовить выступление.
Последующая работа. Дальнейшая реализация плана, составленного педагогом с детьми, осуществляется в рамках работы музыкально – литературной гостинной.

Конспект проведения целевой прогулки в старшей группе на тему: «Осень»

Цели:

формирование представления об изменениях в природе;

развитие интереса к народным приметам.

Задачи:

учить различать признаки наступления осени;

познакомить детей с народными приметами;

воспитывать любовь к природе, заботу об окружающей среде;

Обогащать словарный запас.

Предварительная работа:

Рассматривание альбомов с деревьями, различными растениями, встречающимися в природе.

Беседы о временах года, о их признаках,

Наблюдение за погодой, работа с календарем природы,

Чтение художественной литературы о природе, стихотворений об осени.

Рисование осенних пейзажей.

Ход прогулки

Воспитатель рассказывает стихотворение детям:

Падают, падают листья

В нашем саду листопад

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Птицы на юг улетают

Гуси, грачи, журавли

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

Воспитатель: Дети, о каком времени года рассказывается в стихотворении?

Дети: В стихотворении рассказывается об осени.

Воспитатель: Правильно. А скажите, детки, какие признаки наступления осени вы знаете?

Дети: Желтеют листья на деревьях, птички улетают в теплые края, идет дождь, на улице становиться холодно.

Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы. Действительно, осенью желтеет трава и листья на деревьях, цветочки, которые радовали наши глазки летом, вянут, птички улетают на юг, погода меняется: солнышко светит меньше, чем светило нам летом, часто идут дожди. Дни осенью, ребята, становятся короче, а ночи — длиннее.

Воспитатель: А теперь отгадаем загадки?

Воспитатель загадывает детям загадки, дети заканчивают загадку, вставляя нужный ответ.

Осень в гости к нам пришла

И с собою принесла...

Что? Скажите наугад!

Ну, конечно...(листопад)

Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и все вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь, это -....(дождь)

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь елочек и сосен.

Я - красивая желтая...(осень)

Холода их так пугают,

К теплым странам улетают,

Петь не могут, веселиться

Кто собрался в стайки? ...(птицы)

Воспитатель: Дети, а вы знаете, что кроме признаков наступления есть еще и приметы осени?

Хотите я вам о них расскажу?

Воспитатель рассказывает детям о приметах осени.

Большой урожай рябины - к сильным морозам зимой;

Если птицы перелётные высоко летят по осени, так и снегу много будет, а низко - мало снегу будет;

Береза желтеет снизу - зима будет поздней, а если с весна - ранней;

Осиновые листья ложатся лицом вверх - к студеной зиме, навыворот - зима будет мягкая, а если на обе стороны - и зима средняя будет.

Воспитатель: Вот такие существуют народные приметы осени. Люди наблюдали за природой, запоминали и передавали их из поколения в поколение. Ребята, посмотрите, на территории нашего сада растет рябина. Большой ли на ней урожай этой осенью?

Дети: Нет.

Воспитатель: Действительно, в прошлом году урожай был гораздо больше. Значит, по примете, зимой не будет сильных морозов, правильно? Зимой посмотрим, верна ли эта примета.

Теперь посмотрим на березу. По примете, если береза желтеет снизу - зима будет поздней, а если с весна - ранней. Давайте — ка посмотрим, ребята, желтых листиков снизу у березы больше?

Дети: Нет, их везде одинаково.

Воспитатель: Значит зима не будет поздней, правильно?

Дети: Да.

Воспитатель: А теперь, ребята, подойдем к осинке и вспомним еще одну примету. «Осиновые листья ложатся лицом вверх - к студеной зиме, навыворот - зима будет мягкая, а если на обе стороны - и зима средняя будет». Посмотрите внимательно как лежат листочки.

Воспитатель показывает и объясняет детям как листочки лежат «лицом», а как наоборот.

Дети: Листочки лежат на обе стороны.

Воспитатель: Значит, по примете, зима буде средней: ни теплой, ни морозной, правильно?

Дети: Правильно.

Воспитатель: А у нас осталась еще одна примета, давайте послушаем ее еще раз: «Если птицы перелётные высоко летят по осени, так и снегу много будет, а низко - мало снегу будет».

Посмотрите на небо, вы видите перелетных птиц?

Дети: Нет, не видим.

Воспитатель: Да, очень жаль, что птицы сейчас не летят. Но в следующий раз мы обязательно увидим и запомним как они будут лететь: высоко или низко, хорошо? Нам же обязательно нужно узнать много или мало будет снега зимой!

А теперь, встанем в круг и немного поиграем.

Подвижная игра: "Солнышко и дождик "

Дети встают по кругу.-

«Смотрит солнышко в окошко, Идут по кругу.

Светит в нашу комнатку».

«Мы захлопаем в ладоши, Хлопают стоя на месте.

Очень рады солнышку.

Топ-топ-топ-топ! Ритмично притопывают на

Топ-топ-топ-топ! месте.

Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп! Ритмично хлопают в ладоши,

Хлоп-хлоп-хлоп

На сигнал «дождь идет, скорей домой» дети убегают.

Воспитатель говорит «Солнышко светит», игра повторяется.

Молодцы, ребята, устали? Давайте немного отдохнем, посидим на скамейках.

Во время отдыха воспитатель задает вопросы детям:

Скажите, ребята, какие приметы осени вы теперь знаете?

Давайте вспомним, к каким деревьям мы сегодня подходили, чтобы увидеть приметы?

Какие вы знаете признаки наступления осени?

Почему птицы осенью улетают на юг?

Воспитатель: Хорошо, дети, вы все правильно запомнили. Вам понравилась наша прогулка? Завтра мы продолжим разговор о народных приметах, и к завтрашней прогулки я попрошу вас подготовить небольшое домашнее занятие: спросить у родителей, бабушек, дедушек какие приметы осени знают они. Вы обязательно их запомните и расскажете нам завтра, хорошо? Не забудете?

А теперь, наша прогулка подошла к концу, мы возвращаемся в группу.

Список детей идущих на прогулку:

Елена Поваляева
«Осеннее путешествие». Целевая прогулка в старшей группе

Подготовила

воспитатель :

Поваляева Е. Е.

Дать детям представление об осенних явлениях в природе .

Научить устанавливать причинно – следственную связь между наблюдаемыми явлениями, ясно, понятно для окружающих, рассказывать об увиденном.

Способствовать развитию интереса к живой природе, желанию глубже познавать её тайны.

Воспитывать любовь к родной природе.

Ребята, к нам пришло необычное письмо. (Дети рассматривают конверт, оклеенный осенними листочками ).Читают :

КУДА : Детский сад.

КОМУ : Детям старшей группы .

ОТ КОГО : От зайца из ближнего леса.

Здравствуйте, дорогие ребята!

На заячьей поляне вчера состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение, пора ли нам менять серые шубки на белые. Получился спор. Одна половина зайцев считает, что уже пора менять летние шубки на зимние, а другая половина зайцев доказывает, что до зимы ещё далеко. Одни говорили, что осень уже наступила , а другие спорили, что осень ещё далека . Мы не знаем, что делать. Подскажите нам, ребята! Объясните нам, далеко ли осень ? Предоставьте нам убедительные доказательства. Ведь менять шубки для зайцев – дело непростое. Надеемся на вашу помощь.

Заячье собрание.

Чтобы предоставить заячьему собранию убедительные доказательства, нам нужно отправиться в лес. Рассмотрите внимательно всё, что будет вас окружать : деревья, кусты, травы, птицы, как всё изменилось. Двинулись в путь. Ну, вот мы и пришли. Посмотрите, ребята!

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Вот на этой поляне мы и будем сегодня заниматься, искать для зайцев доказательства того, что наступила осень .

(Воспитатель предлагает детям рассмотреть наблюдаемые объекты и послушать осенний лес , вспомнить, как вести себя в лесу.)

Коллективное наблюдение.

Вопросы :

Какая сегодня погода? Какое небо? Как светит солнце? Теплее или холоднее, чем было летом?

Как изменилась окраска листьев на деревьях и кустарниках ? Начали ли они опадать? Как называется явление, когда опадают листья?

Как изменилась трава? Обрати внимание, цветут ли сейчас растения? Так ли их много, как летом? Как вы думаете, с чем связаны такие изменения в растениях осенью ? (Меньше света, тепла) .

Понаблюдайте, так ли много сейчас насекомых, как было летом? Где их больше : на солнце или в тени? Для чего они прячутся под кору деревьев, в почву, под опавшие листья? Как называются птицы, которые улетают в теплые края?

Самостоятельные наблюдения.

Беседа : «Какие деревья растут в лесу? Чем отличаются?» .

Детские игры : «К дереву бегу» , «Найди, что опишу» .

Подойдите к березам. Погладьте березы руками, прикоснитесь к нему щечками. Стоя лицом к дереву, прижмитесь к нему всем туловищем. Затем, повернитесь к дереву спиной и прижмитесь к нему. Береза дает вам силу. Вот и сейчас каждому из вас она подарила незаметный подарок, чтобы вы были сильными, умели хорошо трудиться, весело играть, друг друга не обижать.

Дидактическая игра «Добрые слова» . Предложите детям придумать разные добрые слова для деревьев.

Игра с природным материалом «Разведчики» .

Дети запоминают названия деревьев и плодов, подбирают листья и плоды определенного, конкретного дерева.

Подвижная игра «Зайка» .

Зайка по лесу скакал, (руки перед грудью)

Зайка корм себе искал. (Мелкие подскоки на двух ногах)

Вдруг у зайки на макушке

Поднялись, как стрелки,ушки (изображают ушки)

Шорох тихий раздается :

Кто - то по лесу крадется. (Пугливо оглядывается)

Зайка путает следы,

Убегает от беды,

Прыгнул в бок и обернулся

(Скачет, бежит по кругу, петляет,

затем на двух ногах – большой прыжок в сторону)

И под кустиком свернулся

Словно маленький клубок,

Чтоб никто найти не смог. (Свернуться в клубок) .

Заключение. Сделать вывод о том, что наступила осень . (Что происходит с живой природой) .

По возвращении с прогулки пишется коллективное письмо на заячью поляну, что осень уже наступила , и что пора готовиться к зиме.

Публикации по теме:

2 апреля 2015 года вместе с детьми средней группы "А" мы совершили прогулку к мемориальной доске и памятнику воину - солдату. Ребята узнали.

Целевая прогулка «Кубанское подворье». «Кубанское подворье». Цель: - знакомство дошкольников с кубанским бытом, -с обычаями и традициями казаков, -любовь к родному краю, кубанской.

Целевая прогулка на Байкал Цель: Расширять представления детей об озере Байкал, о его растительном и животном мире. Совершенствовать двигательные.

Дата проведения: сентябрь 2015г. Подготовила и провела: воспитатель средней группы Тимофеева О. А. Цель: Познакомить детей с клумбами, кустарниками,.

Целевая прогулка «Наблюдение за светофором» Целевая прогулка «Наблюдение за светофором» Цели: уточнить представление о сигналах светофора; закрепить знания правил перехода проезжей.

Ежегодно мы воспитатели планируем целевые прогулки с детьми дошкольного возраста. Мы со старшей группой № 6 МАДОУ Детского сада № 9 совершили.



Поделиться