Труд как социальная категория. Трудовое общество как понятие (концепт) экономической социологии

Труд — это деятельность, направленная на развитие человека и преобразование ресурсов природы в материальные, интеллектуальные и духовные блага. Такая деятельность может осуществляться либо по принуждению, либо по внутреннему побуждению, либо по тому и другому.

Социологические функции труда:

Социально-экономическая функция заключается в воздействии субъектов труда (работников) на объекты и элементы природной среды (ресурсы) с целью их преобразования в предметы удовлетворения потребностей членов общества, то есть в материальные блага и услуги.

Продуктивная функция заключается в удовлетворении потребности людей в творчестве и самовыражении. Благодаря этой функции труда создаются новые предметы и технологии.

Социально-структурирующая функция труда заключается в дифференциации и интегрировании усилий людей, участвующих в трудовом процессе. С одной стороны, закрепление за разными категориями участников трудового процесса различных функций ведет к дифференцированию и созданию специализированных видов труда. С другой стороны, обмен результатами трудовой деятельности ведет к установлению определенных связей между разными категориями участников трудового процесса. Таким образом, данная функция труда способствует созданию социально- экономческих связей между различными группами людей.

Социально-контролирующая функция труда обусловлена тем, что труд организовывает сложную систему социальных отношений, регулируемую посредством ценностей, норм поведения, стандартов, санкций и др., представляющих собой систему социального контроля трудовых отношений. К ней относятся трудовое законодательство, экономические и технические нормативы, уставы организаций, должностные инструкции, неформальные нормы, определенная организационная культура.

Социализирующая функция труда связана с тем, что трудовая деятельность расширяет и обогащает состав социальных ролей, образцов поведения, норм и ценностей работников, что позволяет людям чувствовать себя полноправными участниками общественной жизни. Данная функция дает людям возможность приобрести определенный статус, ощутить социальную принадлежность и идентичность.

Социально-развивающая функция труда проявляется в воздействии содержания труда на работников, коллективы и общество в целом. Этот связано с тем, что по мере развития и совершенствования средств труда происходит усложнение и обновление содержания труда. Данный процесс обусловлен творческой природой человека. Таким образом, происходит повышение требований к уровню знаний и квалификации сотрудников практически во всех отраслях современной экономики. Функция обучения работников является одной из приоритетных функций управления персоналом современной организации.

Социально-стратификационная функция труда является производной от социально-структурирующей и связана с тем, что результаты различных видов труда по- разному вознаграждаются и оцениваются обществом. Соответственно одни виды трудовой деятельности признаются более, а другие — менее важными и престижными. Таким образом, трудовая деятельность способствует формированию и поддержанию доминирующей системы ценностей в обществе и выполняет функцию ранжирования участников трудовой деятельности по рангам — ступеням стратификационной пирамиды и лестницы престижа.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что трудовая деятельность обусловливает ряд взаимосвязанных социальных и экономических явлений и процессов в современном обществе. Изучение позволяет выявить наиболее эффективные пути управления организации.

Основные категории науки о труде

  • сложность труда;
  • профессиональная пригодность работника;
  • степень самостоятельности работника.

Первый признак содержания труда — сложность . Понятно, что труд ученого сложнее, чем труд токаря, а директора магазина — труда кассира. Но для обоснования меры оплаты различных видов труда требуется их сравнение. Для соизмерения сложного и простого труда применяют понятие "редукция труда". Редукция труда — это процесс сведения сложного труда к простому для определения меры оплаты труда различной сложности. С развитием общества увеличивается доля сложного труда , что объясняется повышением уровня технической оснащенности предприятий и требований к образованию работников.

Отличия сложного труда от простого:
  • выполнение работником таких функций умственного труда, как планирование, анализ, контроль и координация действий;
  • концентрация активного мышления и целеустремленное сосредоточение работника;
  • последовательность в принятии решений и действий;
  • точность и адекватная реакция организма работника на внешние раздражители;
  • быстрые, ловкие и разнообразные трудовые движения;
  • ответственность за результаты труда.

Второй признак содержания труда — профессиональная пригодность . Ее влияние на результаты труда обусловлены способностями человека, формированием и развитием его генетических задатков, удачными выбором профессии, условиями развития и отбора кадров. Существенную роль в профессиональном отборе играют специальные методы определения профессиональной пригодности.

Третий признак содержания труда — степень самостоятельности работника — зависит как от внешних ограничений, связанных с формой собственности, так и внутренних, диктуемых масштабом и уровнем сложности работы. Уменьшение ограничений в принятии решения при повышении меры ответственности означает большую свободу действий, творчество и возможность неформального подхода к решению проблем. Самостоятельность работника выступает критерием уровня самосознания развитой личности, ее меры ответственности за результаты работы.

Характер труда как категория науки о труде представляет отношения между участниками трудового процесса, которые влияют и на отношения работника к труду, и на производительность труда. С точки зрения характера труда различают, с одной стороны, труд предпринимателя и, с другой стороны, труд наемный, коллективный или индивидуальный. Труд предпринимателя отличается высокой степенью самостоятельности в принятии решения и его осуществлении, а также высокой мерой ответственности за результаты. Наемный труд — это труд работника, призванного по условиям соглашения выполнять должностные обязанности по отношению к работодателю.

Современная наука о труде

Современная наука о труде включает ряд основных дисциплин:

  1. традиционно включает проблемы производительности и эффективности труда, трудовых ресурсов, рынка труда и занятости, доходов и заработной платы, планирования численности, проблемы нормирования труда.
  2. Экономика персонала исследует поведение работников при выполнении ими должностных обязанностей. Дисциплина изучает влияние различных факторов на результативность труда.
  3. Медицина труда — изучает связанные с трудом факторы, которые могут вызвать травмы, заболевания или причинить другой вред здоровью работника.
  4. Физиология труда исследует функции человеческого организма в процессе труда: физиология двигательного аппарата, выработка и тренировка трудовых навыков, работоспособность и ее регуляция, санитарно-гигиенические условия труда, тяжесть труда.
  5. Психология труда исследует требования к психике человека, связанные с его отношением к работе.
  6. Управление персоналом изучает проблемы планирования численности, отбора, обучения и аттестации персонала, мотивации труда, стилей управления, взаимоотношений в трудовых коллективах, процедур управления.
  7. Социология труда изучает воздействие работников на общество и наоборот — общества на работника.
  8. Педагогика труда как наука рассматривает вопросы обучения работников.
  9. Эргономика изучает организацию процесса приспособления средств труда к особенностям, возможностям и пределам человеческого организма.
  10. Менеджмент труда изучает основы проектирования трудовых процессов рабочих мест. Рассматриваются такие вопросы, как выявление потребности в персонале, вербовка и выбор персонала, задействование работников, их высвобождение, развитие, контроллинг персонала, т.е. управление, координация и информирование структурирование работ, политика вознаграждения, участие в успехе, управление затратами на персонал и руководство сотрудниками.
  11. Безопасность труда исследует комплекс проблем, связанных с обеспечением безопасной трудовой деятельности.
  12. Трудовое право анализирует комплекс юридических аспектов труда и управления. Это особенно важно при найме и увольнении, разработке систем поощрений и наказаний, решении имущественных проблем, управлении социальными конфликтами.

Основы современной экономики труда

Экономика труда — изучает экономические закономерности в области трудовых отношений, в том числе специфические формы проявления сущности труда, такие, как организация, оплата, эффективность и занятость.

Объектом изучения экономики труда является труд — целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных благ и оказание услуг.

Предмет экономики труда — социально-экономические отношения, складывающиеся в процессе труда под влиянием различных факторов — технического, организационного, кадрового и иного характера.

Целью экономики труда являются исследования в области управления человеческими ресурсами.

Главная задача экономики труда — изучение сущности и механизмов экономических процессов в сфере труда в контексте жизнедеятельности человека и общества.

Пути повышения эффективности трудовой деятельности

Один из наиболее важных элементов повышения эффективности трудовой деятельности человека — совершенствование умений и навыков в результате трудового обучения. С психофизической точки зрения производственное обучение представляет собой процесс приспособления и соответствующего изменения физиологических функций организма человека для наиболее эффективного выполнения конкретной работы. В результате тренировки возрастают мышечная сила и выносливость, повышаются точность и скорость рабочих движений, быстрее восстанавливаются физиологические функции после окончания работы.

Рациональная организация рабочего места

Рациональная организация (обеспечение удобной позы и свободы трудовых движений, использование оборудования, отвечающего требованиям эргономики и инженерной психологии) обеспечивает наиболее эффективный , уменьшает утомляемость и предотвращает опасность возникновения профессиональных заболеваний. Кроме этого, рабочее место должно отвечать следующим требованиям: наличие достаточного рабочего пространства; достаточные физические, слуховые и зрительные связи между челове-ком и машиной; оптимальное размещение рабочего места в пространстве; допустимый уровень действия вредных производственных факторов; наличие средств защиты от опасных производственных факторов.

Удобная рабочая поза

Удобная рабочая поза человека в процессе трудовой деятельности обеспечивает высокую работоспособность и производительность труда. Удобной рабочей позой следует считать такую, при которой работнику не требуется наклоняться вперед более чем на 10-15 градусов; наклоны назад и в стороны нежелательны; основное требование к рабочей позе — это прямая осанка.

На формирование рабочей позы в положении “сидя” влияет высота рабочей поверхности, определяемая расстоянием от пола до горизонтальной поверхности, на которой совершается трудовой процесс. Высоту рабочей поверхности устанавливают в зависимости от характера, тяжести и точности работ. Удобная рабочая поза при работе “сидя” обеспечивается также конструкцией стула (размерами, формой, площадью и наклоном сиденья, регулировкой по высоте).

Высокая работоспособность и жизнедеятельность организма поддерживаются рациональным чередованием периодов труда и отдыха.

Рациональный режим труда и отдыха

Рациональный режим труда и отдыха — это такое соотношение и содержание периодов работы и отдыха, при которых высокая произво-дительность труда сочетается с высокой и устойчивой работоспособностью человека без признаков чрезмерного утомления в течение длительного времени. Такое чередование периодов труда и отдыха соблюдается в различные отрезки времени: в течение рабочей смены, суток, недели, года в соответствии с режимом работы предприятия.

Продолжительность отдыха в течение смены (регламентированные перерывы) зависит в основном от тяжести труда и условий его осуществления. При определении продолжительности отдыха в течение рабочего времени необходимо учитывать следующие производственные факторы, вызывающие утомление: физические усилия, нервное напряжение, темп работы, рабочее положение, монотонность работы, микроклимат, загрязненность воздуха, аэроионный состав воздуха, производственный шум, вибрация, освещение. В зависимости от силы влияния каждого из этих факторов на организм человека устанавливается время на отдых.

Внутрисменный режим труда и отдыха должен включать в себя перерыв на обед и кратковременные перерывы на отдых, который должен быть регламентированным, так как он более эффективен, чем перерывы, возникающие нерегулярно, по усмотрению работника.

Кратковременные перерывы на отдых предназначены для уменьшения развивающегося в процессе труда утомления . Количество и длительность кратковременных перерывов определяют исходя из характера трудового процесса, степени интенсивности и тяжести труда. Ориентиром для установления начала перерывов на отдых служат моменты снижения работоспособности. Чтобы предупредить ее спад, перерыв на отдых назначается до наступления утомления организма. Во второй половине рабочего дня в связи с более глубоким утомлением количество перерывов на отдых должно быть больше, чем в первой половине смены. Физиологами установлено, что для большинства видов работ оптимальная продолжительность перерыва 5-10 минут . Именно этот перерыв позволяет восстановить физиологические функции, снизить утомление и сохранить рабочую установку. При глубоком утомлении необходимо идти как по линии увеличения количества перерывов, так и увеличения их длительности. Но кратковременные перерывы длительностью более 20 минут нарушают уже сложившееся состояние врабатывания.

Отдых может быть активным и пассивным . Активный отдых рекомендуется на работах, протекающих в неблагоприятных условиях труда. Наиболее эффективная форма активного отдыха — производственная гимнастика. Активный отдых ускоряет восстановление сил, так как при смене деятельности энергия, затраченная работающим органом, восстанавливается быстрее. В результате производственной гимнастики увеличивается жизненная емкость легких, улучшается деятельность сердечно-сосудистой системы, увеличиваются мышечная сила и выносливость.

Труд выступает основным и непременным условием человеческого бытия. Благодаря труду человек выделился из царства животных. В отличие от животных человек создает свой мир, и создает его своим трудом. Созданная человеком среда, условия его существования фактически являются результатом совместного труда.

В процессе труда создаются материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей членов общества. Это позволяет выделить в качестве первой и важнейшей общественной функции труда, с которой начинается общественное бытие человека, удовлетворение потребностей.

Экономическое развитие общества основано на производстве материальных ценностей, которое возможно лишь благодаря целенаправленной созидательной деятельности людей. В процессе труда человек при помощи средств труда вызывает заранее намеченные изменения в предмете труда, т.е. живой труд, овеществляясь в материале, тем самым изменяет этот материал. Все три момента процесса производства: материал, орудие труда и труд сливаются в нейтральном результате -- продукте труда. Труд в таком общем виде есть не что иное, как вечное, естественное условие человеческой жизни. Он не зависит от какой бы то ни было ее конкретной организации. При любой общественно-экономической формации и политическом устройстве общества труд сохраняет свое значение как фактор общественного производства.

Экономическая теория выделяет три фактора производства: землю, труд и капитал. При этом производство как таковое возможно лишь в том случае, если земля и капитал соединятся с трудом. Только в процессе трудовой деятельности природные и материальные ресурсы преобразуются в материальные ценности. Без труда земля и капитал теряют значение факторов производства.

Труд признается доминирующим фактором и отличается от двух других активным характером воздействия на материальную субстанцию и присутствием человеческого, личного начала. Трудовую деятельность осуществляют люди, и потому труд несет на себе отпечаток общественно-исторических условий.

Совершенствование производства также происходит в значительной мере благодаря труду, повышению его производительности, усложнению его содержания. Труд оказывает существенное влияние на обобщающие показатели деятельности организаций, в том числе на уровень прибыли. В конечном счете благосостояние работодателя, экономики, общества в целом зависит от эффективности труда.

Труд, формируя общественное богатство, лежит в основе всего общественного развития. В результате трудовой деятельности происходит, с одной стороны, насыщение рынка товарами, услугами, культурными ценностями, на которые уже сложилась определенная потребность, с другой -- прогресс науки, техники, производства приводит к появлению новых потребностей и их последующему удовлетворению. Кроме того, научно-технический прогресс обеспечивает рост производительности и эффективности труда.

Значение труда не исчерпывается его ролью в общественном производстве. В процессе труда создаются и духовные ценности. С ростом общественного богатства потребности людей усложняются, создаются культурные ценности, растет уровень образования населения. Таким образом, труд выполняет функцию одного из факторов общественного прогресса и творца общества. В конечном счете, именно благодаря разделению труда формируются социальные слои общества и основы их взаимодействия.

Труд -- сознательная целенаправленная деятельность по созданию материальных и духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей каждого индивидуума и общества в целом -- формирует не только общество, но и человека, побуждает его к приобретению знаний и профессиональных навыков, к взаимодействию с другими людьми, к усложнению потребностей. В самой человеческой природе, как отмечают исследователи, изначально заложена потребность трудиться как необходимое и естественное условие существования. Многие ученые придерживаются точки зрения, что труд сам по себе является источником удовлетворенности, позволяющим реализовать свойственные человеку стремления к самовыражению в труде. Желание работать часто связывают с осознанием индивидуумом принадлежности к человеческому сообществу, участия в общей жизни, в совместном создании своей среды.

Среди общественных функций труда выделяют и свободотворче-ство: труд проявляется в обществе как "сила, прокладывающая человечеству путь к свободе (дающая людям возможность учитывать заранее все более отдаленные естественные и общественные последствия своих действий, эта функция как бы резюмирует все предыдущие, ибо именно в труде и посредством труда общество познает как законы своего развития, так и законы природы; поэтому другие функции как бы "подготовляют" и делают реально осуществимой свободотворческую функцию труда, которая есть функция дальнейшего безграничного развития человечества)".

С экономической точки зрения труд -- это процесс воздействия на природные и материальные ресурсы. Подчеркивая динамическую сущность этого общественного феномена, говорят о живом труде, трудовой деятельности, основными чертами которой являются: сознательный характер; связь с созиданием благ; рациональность; целенаправленность; общественная полезность.

2. Трудовая деятельность может быть классифицирована по видам в зависимости от характера и содержания труда; предмета и продукта труда; средств и способов труда; условий труда.

По характеру и содержанию труда можно выделить труд собственника средств производства -- самостоятельный и труд несамостоятельный -- наемный. Это деление, которое учитывает социальный характер труда, обусловленный формой собственности на средства производства. В определенном смысле социальный характер труда находит отражение в выделении двух его организационных форм: индивидуального и коллективного труда. Социальный характер труда проявляется в формировании способов мотивации труда (желание, осознанная необходимость, принуждение). Соответственно выделяют такие виды труда, как добровольный и принудительный.

Характер и содержание труда могут рассматриваться в структурном аспекте. С этой точки зрения на первое место выступают два главных параметра -- степень интеллектуализации труда и квалификационной сложности трудовой функции. В соответствии с этими параметрами можно выделить труд физический и умственный, репродуктивный и творческий, неквалифицированный и квалифицированный (высококвалифицированный) или труд разной степени сложности.

Второй критерий классификации -- предмет и продукт труда -- учитывает профессиональное, функциональное и отраслевое разделение труда. По профессиональному признаку можно выделить столько видов труда, сколько существует профессий (труд водителя, инженера, педагога и т.п.). Учет функционального разделения труда предполагает деление труда на виды, соответствующие этапам (стадиям) производства: предпринимательский, инновационный, воспроизводственный, коммерческий.

В соответствии с отраслевым разделением труда выделяются такие виды, как промышленный труд (добывающий и обрабатывающий), сельскохозяйственный, строительный, транспортный и т.п.

Классификация видов труда по применяемым средствам и способам сводится к выделению труда ручного, механизированного и автоматизированного (компьютеризированного), низко-, средне- и высокотехнологичного.

Разделение труда на виды в зависимости от условий, в которых он осуществляется, позволяет выделить труд, осуществляемый в нормальных, вредных и опасных условиях. Можно говорить о труде в стационарных условиях и подвижном, разъездном труде; легком, средней тяжести и тяжелом, нерегламентированном (свободном), регламентированном и жестко регламентированном с принудительным ритмом.

Использование всех четырех групп признаков обеспечивает возможность формулирования общей характеристики того или иного вида конкретного труда.

3. Труд, как видно из приведенной характеристики, представляет собой сложное общественное явление. Рассматривая труд как предмет для изучения, обычно выделяют несколько аспектов, к числу которых относятся: экономический, социальный, психофизиологический, технико-технологический, правовой.

Правовой аспект существует при использовании практически любого вида труда, однако это не означает, что трудовое право носит всеобъемлющий характер.

Так, когда речь идет о самостоятельном труде, т.е. труде собственника средств производства (фермера, индивидуального предпринимателя и т.д.), правовому регулированию подвергается не процесс труда, а косвенно связанные с трудом общественные отношения -- отношения по регистрации индивидуального предпринимателя (получению лицензии на осуществление того или иного вида деятельности), по налогообложению и др. Наемный (несамостоятельный) труд также далеко не всегда регулируется трудовым законодательством: он может осуществляться на основе гражданско-правовых договоров о труде. В этом случае регламентации подвергаются отношения, возникающие по поводу результата труда.

Сферой действия трудового права является лишь та часть наемного (несамостоятельного) труда, которая связана с общественным отношением особого рода, возникающим по поводу процесса труда (трудовой деятельности), -- трудовым отношением.

Труд не может рассматриваться социологией вне контекста человека и общества, поскольку оба включены в труд, определяют его и пользуются его продуктами. В связи с этим теория социологии труда апеллирует к двум базовым сущностям труда. Они имеют различную природу, но, несмотря на это, дополняют друг друга, так что труд представляет собой единство двух противоположных сущностей, рассматриваемых с позиции человека и общества.

Природная сущность труда

Труд представляет собой деятельность человека, которая есть нс что иное, как затраты человеком физической и психической энергии. Строит ли человек дом, выращивает хлеб, производит автомобиль, пишет книгу, создает теорию или сочиняет музыку, он всегда затрачивает энергию.

Важно заповнить!

Базовая характеристика труда состоит в том, что труд - это затраты человеком энергии своего организма.

Естественно, что такие затраты разнообразны и не могут быть сведены только к трудовой деятельности. Энергию человек тратит постоянно, когда дышит, потребляет пищу, передвигается, размышляет, даже когда отдыхает, для поддержания жизнедеятельности организма затрачивается огромное количество энергии.

Вместе с тем труд обязательно предполагает затраты человеческой энергии. Без них невозможно какое-либо изменение предметов природы. В таком качестве человек выступает субъектом трудовой деятельности, в то время как природа становится ее объектом. В процессе труда при взаимодействии человека с природой возникает обмен, когда реализуются потенции человека, т.е. он как бы отдает свою энергию природной среде, а та, в свою очередь, в тех же количестве и качестве "отдаст" свой продукт человеку. Рудокоп прилагает усилия, чтобы добыть железную руду. Сталевар тратит силы, чтобы из руды выплавить металл, кузнец затрачивает энергию, чтобы из стали произвести, например, гвозди. Чем больше усилий и, соответственно, энергии они будут затрачивать, тем большего результата достигнут. Это эквивалентный обмен, поскольку большие затраты умственного и физического потенциала пропорционально приводят к большей результативности. Во взаимосвязи природы и человека последний как бы обменивает свою энергию на продукты природы, добывая их и (или) изменяя согласно своим потребностям.

Важно знать!

Деятельность, осуществляемая всегда посредством осознания человеком того, как, что и в каком количестве возможно, следует или необходимо получить от природы, и представляет собой сам труд.

Однако влияние человека на природу не исчерпывается только ее изменением. В процессе труда происходит также изменение самого человека. Так как человек является природным существом, вместе с преобразованием природы происходит и его изменение. В данном случае человек сам является объектом труда. Это становится возможным благодаря тому, что изменение природы в процессе труда всегда происходит с целью удовлетворения потребностей человека. В доисторические времена человек довольствовался жильем, произведенным из соломы и тростника. На смену ему пришли дома, построенные из дерева. Следующим этапом были жилища из глины и необожженного кирпича. После того как человек научился обжигать глину, появились строения, напоминающие современные дома, недостатком которых было то, что они плохо отапливались, кондиционировались, в них было мало света. Осознав это, человек начал совершенствовать внутреннюю архитектуру домов: провел водопровод, использовал стекло для окоп, электричество для освещения. В современных домах имеются достижения информационных технологий: человек может дистанционно управлять отоплением, контролировать безопасность, осуществлять приготовление еды или стирку белья. Стремление во все времена сделать свое жилище максимально комфортным, а также накапливаемый веками опыт давали возможность улучшать условия проживания, одновременно совершенствуя способы достижения этой цели.

В труде человек накапливает опыт и развивает свои знания. Этому способствует осознание человеком того, как, с помощью чего он может достигнуть желаемой цели. Для этого человек использует имеющуюся только у него уникальную способность - воображение. Пи одно животное нс обладает воображением и поэтому не наделено сознанием такого уровня, каким обладает человек. Ни одно животное, кроме человека, не строит дороги, не производит автомобили, не пишет книги, не рисует картины и не снимает фильмы. Воображение присутствует всегда, когда человек конструирует в своем сознании образ цели, абстрактную модель результата деятельности. Именно с этого начинается процесс труда. Далее воображаемый предмет, опять же с помощью труда, становится реальным не только для самого создателя, но и для других людей.

В истории фантазии часто становились реальностью, потому что они представляли собой нарождающиеся потребности человека. С древних времен человек хотел летать, как птицы, - появились самолеты; хотел плавать, как рыбы, - появились корабли и подводные лодки; хотел видеть и знать, как живут другие люди, - появился телевизор; хотел общения на расстоянии, - появился сначала телефон, затем Интернет.

Процесс потребления результатов трудовой деятельности стимулирует возникновение новых потребностей. Для их удовлетворения человек продолжает трудиться, создавая новые знания и производя новые продукты. Таким образом, происходит постоянный процесс развития человека в труде. Родоначальник философии труда Г. Гегель считал труд важнейшим и единственным источником развития человека .

Накопленные знания не исчезают вместе с человеком, а передаются другим людям, поэтому каждое последующее поколение использует знания, добытые предыдущим. Знания, доставшиеся в наследство, совершенствуются, развиваются, дают толчок к появлению новых. Па этом зиждется вся история человечества, это положено в основу общественного прогресса. Возможность такой преемственности связана с тем, что человек является не только природным, но и общественным существом.

  • Гегель Г. Феноменология духа. СПб.: Наука, 1992.

Введение

На протяжении всей истории развития нашего общества постоянно уделяется большое внимание повышению роли учителя, улучшению подготовки учительских кадров, в том числе и учителей трудового обучения, в настоящее время учителей технологии.

Учитель технологии готовит учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики, к творческой трудовой деятельности; формирует у них трудовые умения и навыки.

Забота о человеке с его растущими материальными и культурными потребностями служит главным ориентом экономического и социального развития страны. Народное благосостояние предстоит поднять на качественно новую ступень, улучшить весь комплекс условий жизни российских граждан, в том числе потребление товаров и услуг. В стране последовательно осуществляются меры по улучшению бытового обслуживания населения. Всё больше открывается частных предприятий по изготовлению и ремонту одежды. Население нуждается в таких кадрах, так как эстетические, конструктивно-эргономические и технологические требования к одежде из года в год возрастают. Появляются новые ткани, прокладочные и другие материалы, что требует от специалистов данной области высокой квалификации.

Цель курсовой работы заключается в характеристике технологии как образовательной области.

Для достижения цели необходимо решить ряд поставленных задач:

1. Изучить методическую и психолого-педагогическую литературу по данной теме.

2. Проанализировать литературу по данному вопросу.

3. Сделать выводы по теме курсовой работы.

Труд как социальная категория

Труд и развитие общества

Труд - необходимое условие существования и развития всякого общества и важнейшее для формирования личности деятельность.

Труд - есть, прежде всего, процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Таким образом, труд - это сознательная и целенаправленная деятельность человека по преобразованию природы для удовлетворения своих растущих потребностей. Отношения человека к природе всегда осуществляется в системе связей с другими людьми. Особенности трудовой деятельности оказывают решающее влияние на формирование психики и нравственных представлений человека. Еще древнегреческий врач Гиппократ утверждал: «Праздность и ничегонеделание влекут за собой порочность, напротив того, устремление к чему-либо приносит с собой бодрость, вечно направленную к укреплению жизни». Великий русский писатель Н.Л.Толстой писал: «Ничто так, как труд, не облагораживает человека, без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство». Трудовая деятельность направлена на изготовление полезного обществу продукта. Другой важной ее особенностью является целенаправленный характер. Под этим понимается осознанность исполняющим работу той связи, которая существует между отдельными трудовыми приемами и операциями, совершаемыми им, и теми конечными результатами, к достижению которых направлена трудовая деятельность человека.

Трудовая деятельность для человека - естественная физиологическая потребность. Она, как и всякая деятельность, требует самых различных движений и мышечных усилий, которые управляются нервной системой. С физиологической деятельностью организма связаны и психические процессы. В труде человек переживает чувство радости, нравственное удовлетворение, заинтересованность, энтузиазм, стремление к достижению к цели, эстетического удовлетворения. В процессе труда также человек мыслит, воображает, ощущает, запоминает. Всякий труд требует внимания.

Огромное значение труда в жизни общества и человека и объясняет тот интерес, который издавна проявляли люди к изучению и организации своей трудовой деятельности.

В средние века вряд ли можно говорить об изучении трудовой деятельности, это было, скорее, эмпирическое совершенствование трудовых движений и навыков, которые в небольших группах ремесленников достигли высокой степени совершенства.

Человек и человеческое общество возникли в процесс трудовой деятельности. Что такое труд, как возник труд, как происходило становление человека, какие формы принимает труд в различных общественно-экономических формациях, будущее труда - вот круг тех вопросов, на которые необходимо ответить.

Процесс труда включает в себя 3 обязательных элемента: 1. Целесообразную деятельность человека, или собственно труд. 2. Предмет труда. 3. Средство труда.

Предметом труда является все то, на что направлен труд человека. Это может быть или предмет, непосредственно данный природой, например, болванка, которую предстоит обработать на токарном станке для придания ей необходимой формы или растительное волокно, в процессе обработки которого получается ткань.

Средства труда - это все те вещи, предметы, при помощи которых человек воздействует на предмет труда и видоизменяет его. К средствам труда принадлежат орудия производства, а также производственные здания, склады, дороги.

Важнейшая роль принадлежит орудиям производства, при помощи которых человек воздействует непосредственно на предмет труда, - от каменных орудий первобытного человека до современных машин.

Социально-экономические эпохи различаются уровнем развития орудий производства, что служит мерилом власти человека над природой. Они разнятся в первую очередь тем, как производится, а не тем, что производится.

Предмет труда и средство труда в своей совокупности составляют средство производства.

Орудия производства, при помощи которых производятся материальные блага и люди, приводящие в движение эти орудия и создающие материальные ценности благодаря известному опыту и трудовым навыкам, составляют производительные силы общества.

Трудящиеся массы являются основной производительной силой общества на всех этапах его развития. Каждый исторический момент в жизни общества определяется, в конечном счете, производительными силами, которыми оно располагает.

Однако люди производят материальные блага не в одиночку, не изолированно, а сообща (вступают в определенные связи и отношения, и только в рамках этих общественных связей и отношений существует их отношение к природе, имеет место производство).

Эти определенные связи и отношения людей в процессе производства материальных благ и составляют производственные отношения. Характер производственных отношений показывает, в чьем владении и распоряжении находятся главные средства производства (земля, леса, недра, воды, сырье, орудие производства, производственные здания и т.д.) - в распоряжении всего общества или в распоряжении отдельных лиц, групп, классов.

Возникновение человека относится к началу четвертичному периоду истории земли, продолжавшегося немногим менее 1 млн. лет. С проблемой возникновения человека неразрывно связана и проблема возникновения и развития труда. В процессе целесообразной трудовой деятельности получается предмет, отличный от предмета труда. Процесс труда существует идеально в голове работающего, и то, что реально получается в результате, было заранее намечено как цель. Следовательно, человеческая трудовая деятельность - это целесообразная сознательная деятельности по преобразованию природы.

Человек может совершать свою трудовую деятельность только в обществе. Труд отдельного человека лишь составная часть общественного труда. Приобщаясь к труду, человек становится творцом истории, совершенствует все, что было оставлено ему предшествующими поколениями тружеников, и, как эстафету, передает достигнутое будущему поколению нашей земли. Таким образом, труд становится реальным воплощением человеческого бессмертия.

Велика роль труда и в развитии отдельного человека. Люди давно заметили и стали использовать труд как важнейшее средство воспитания подрастающего поколения. Труд начинается с изготовления орудий. Умение изготовлять орудия и пользоваться ими передавалось от взрослых к детям. Эта передача осуществлялась в непосредственном общении детей со взрослыми путем привлечения детей к посильному участию в трудовых процессах, выполнявшихся взрослыми. Постепенно к этому добавлялось преднамеренное воздействие взрослых на детей для научения какому-либо делу, передачи необходимых для этого сведений и умений. Но и в этих случаях обучение и воспитание еще было непосредственно связано с трудом.

Позднее, когда развитие производства вызвало необходимость в людях, обладающих определенной подготовкой, возникает школа - учебно-воспитательное учреждение, специально предназначенное для организованного воспитания и обучения подрастающего поколения.

В классовом обществе умственный труд отделился от физического. И это привело к созданию двух обособленных систем образования: общего теоретического, оторванного от трудовой деятельности и производственного, практического, оторванного от подлинно научного знания. Общее среднее образование, которое было доступно лишь детям привилегированных слоев населения, приобретало чисто словесный характер, а профессионально-техническое, предназначенное для детей трудящихся, вооружало их главным образом ремесленными трудовыми навыками и давало весьма скудный запас общеобразовательных знаний.

Передовые мыслители и педагоги давно подняли голос протеста против отрыва воспитания и обучения от труда и выдвинули идею трудовой школы. Впервые эта идея была высказана представителями раннего утопического социализма (Т.Мор, Т.Кампанелла), которые в своих проектах организации идеального общества будущего предусматривали участие всех его членов в производительном труде и выдвигали требование к подготовке к труду всего подрастающего поколения.

Позднее о необходимости труда для всестороннего развития личности выдвигали Ж.-Ж. Руссо и Песталоцци, Р.Оуэн, Ш.Фурье, А.Сен-Симон, а в России - В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев.

Важность и значимость трудовой подготовки, и подходы к её преподаванию рассматривались такими классиками педагогических наук, как Я. А. Коменский, И. Г. и К. Д. Ушинский.

В советское и постсоветское время общие вопросы методики трудового обучения рассматривали П. Р. Атутов, С. Я. Батышев, В. М. Казакевич, В. А. Кальней, А. С. Лында, В. А. Поляков, В. Д. Симоненко, Ю. С. Столяров, Д. А. Тхоржевский, Ю. Л. Хотунцев и другие учёные.

Формирование социальной структуры трудового общества раннего социализма. Развитие социальной сферы

Совокупность экономических и социальных преобразований 30-х гг. получивших название «наступление социализма по всему фронту», была, в сущности, формой скачка в эволюционном развитии новой формации, проводимого «сверху» в условиях нараставшей военной угрозы. Государство полностью взяло на себя и планирование развития общества, и текущее руководство производством. В целом оно выражало общие интересы тру­дящихся, но в авторитарной форме. Все общественное производство организовано в двух формах собственности: государственной и кооперативно-колхозной. Проведенные преобразования отражали, с одной стороны, проявление закономерностей новой общественно-экономической формации в конкретно-исторических условиях проведения индустриализации, а с другой - представления руководителей государства о целях социалистической революции.

Резкие изменения социального положения произошли в наиболее многочисленном классе - крестьянстве. Сельская община с индивидуальным хозяйством была заменена колхозным строем. Ликвидация индивидуального сельскохозяйственного производства и создание кооперативно-колхозной собственности с передачей земли колхозам в «вечное пользование» изменили социальное положение крестьян. В условиях функционирования МТС как гос­предприятий, централизованного планирования производства и обязательных поставок продукции государству по государственным ценам эта форма собственности мало отличалась от государственной. Натуральная оплата труда по «трудодням» являлась формой заработной платы. Частная торговля резко сужена госторговлей по установленным твердым ценам.

В средней и мелкой промышленности вновь проведена полная национализация частных предприятий. Все промышленные предприятия стали государственной собственностью, хозрасчет ликвидирован, рабочий контроль и самоуправление заменены государственным управлением.

В социальной структуре произошли коренные изменения. Полностью исчезли классы частных собственников - городская, сельская и торговая буржуазия - эксплуатировавших наемный труд. Общество стало в целом социально однородным: почти все населе­ние страны (190 млн) были трудящимися и служащими на государственных предприятиях, в колхозах, артелях, госучреждениях и госструктурах (армия, милиция, госаппарат и др.). Все они работали по государственным планам при государственном распределении материальных и культурных благ в виде зарплаты и средств из общественных фондов потребления. От наемных рабочих и служащих при капитализме они отличались тем, что, будучи работниками и служащими на производстве и в госучреждениях, были в определенной степени и коллективными собственниками общественных средств производства, пользуясь общественными фондами потребления, выделяемыми государством и предприятиями из общих доходов, повышая свое благосостояние вместе с ростом доходов от государственной и колхозной собственности. В такой упрощенной форме выразился раннесоциалистический принцип общественного регулирования потребления в соответствии со степенью участия в общественно полезной деятельности каждого члена общества.

В результате проведенных в 30-е гг. преобразований социальная структура советского общества включала три основных элемента: рабочий класс - 33,7 % населения; колхозное крестьянство и кооперативные кустари - 47,2 (единоличники и кустари - 2,6); социальная фуппа служащих и интеллигенции - 16,5 %. Городское насе­ление выросло с 1926 по 1939 гг. в 2,3 раза и составило 32 %.

За годы пятилеток рабочий класс вырос с 9 до 24 млн (почти в 2,8 раза), безработица ликвидирована в 1934 г. Основную массу рабочего класса составляли молодые рабочие из крестьян с преоб­ладающей мелкобуржуазной психологией и слабой общей подго­товкой. К концу 30-х гг. наметилось уже определенное расслоение в рабочем классе, в нем выделились рабочие высокой квалификации, которые лучше обеспечивались (машиностроение, металлургия, шахтеры, подвижной состав железных дорог). Рабочий класс считался ведущим классом общества, и ему уделялось государством большое внимание. Снабжение городов и в первую очередь ударных строек систематически улучшалось, особенно с отменой карточек. Новостройки проводились комплексно с развитием сферы соцкультбыта (дома культуры, бытовые предприятия и детские учреждения, школы) и жилищного строительства. Более высокий материальный и культурный уровень жизни в городах создал устойчивую тягу к переселению в них сельских жителей. В целях стабилизации стихийной миграции правительство вводит паспортную систему и прописку для городского населения, а для рабочих и служащих - трудовые книжки, колхозники же были лишены паспортов.

Произошла крутая ломка сельской жизни. Доля занятых в сельском хозяйстве с 70 % в 1928 г. упала до 54 % в конце 1939 г. Постепенное налаживание колхозного строя и организации труда, механизация и рост агрокультуры, увеличение численности сельской интеллигенции к концу 30-х гг. стабилизировали социальную обстановку на селе. Многие колхозы наладили свое общественное хозяйство и обеспечили подъем жизненного уровня колхозников. Однако положение крестьянства в целом было хуже рабочего класса и по уровню жизни, и по условиям труда, и по развитию социальной сферы. Крестьянин продолжал оставаться источником государственных сверхдоходов, а отсутствие паспортов у колхозников ограничивало свободу их выбора места жительства и жизненного пути. В этом было одно из серьезных противоречий советского общества, определяемое объективными условиями индустриализации страны.

Интеллигенция и служащие - наиболее разнородный социальный слой: научные, педагогические и медицинские работники; литературно-художественная («творческая») интеллигенция; производственно-техническая интеллигенция (ИТР); служащие госучреждений, командный (офицерский) состав армии, НКВД, милиции; партаппарат и госаппарат. Сложным был этот слой не только по составу, но и по своим социальным корням, психологии и идеологии. Старая, дореволюционная интеллигенция включала представителей дворянских, буржуазных, разночинно демократических, и революционных кругов. Все эти прослойки - носители богатства русской культуры, оказывали определенное воздействие на новый образованный слой общества - народную советскую интеллигенцию, вышедшую из рабочих и крестьян.

Формированию новой интеллигенции руководство страны уделяло особое внимание. За годы пятилеток численность работников умственного труда выросла с 2,9 млн в 1926 г. до 14 млн в 1939 г. Доля старой интеллигенции существенно сократилась: до 1926 г. она составляла около 50 %, в 1939 г. только 10 %. Быстрый рост народной интеллигенции из слоев, не имевших достаточного общеобразовательного и культурного уровня, а также определенные недостатки массового высшего образования в 30-е гг. повлияли на то, что ее кругозор и общая культура в первом поколении оказались ниже дореволюционной. Но несомненно, что создание мощного интеллектуального потенциала общества в виде многомиллионной народной интеллигенции стало большим социальным завоеванием советского государства, его исторической заслугой.

Особое место занимал социальный слой служащих-управленцев, номенклатурный партгосаппарат. Огромная роль надстройки в социально-экономических преобразованиях и авторитарная политическая система объективно повышали их значение в обществе. Партгосаппарат в то время был под постоянным и жестким контролем Сталина и органов НКВД, неоднократно «перетряхивался». Ему давались определенные привилегии, но с него и жестко спрашивалось за результаты работы, за исполнительность и личное поведение.

В целом сложилась социальная структура трудового общества без эксплуататорских классов. Верхние слои составляла интеллигенция, затем шел рабочий класс, а ниже - крестьянство. Однако в обществе открыты широкие возможности к социальной подвиж­ности, к переходу в более высокие социальные слои через демок­ратическую и социально-обеспеченную систему бесплатного среднего и высшего образования, а также путем участия в работе общественных организаций и в партийной работе. В верхние слои при номенклатурной системе подбора кадров выдвигались и таланты, и идейные строители социализма, но здесь же вырастали и карьеристы, и приспособленцы.

Продолжая социальную политику первых лет Советской влас­ти, правительство в 30-е гг. устанавливает для всех граждан самую развитую в мире систему социальных гарантий: 7-часовой рабочий день, оплачиваемые отпуска, санаторное лечение, оплату больничных листов, оплачиваемый отпуск по беременности и родам, пенсии по старости и инвалидности, бесплатное медицинское обслуживание и образование, стипендии учащимся. Государством установлены низкие цены на жилье, коммунальные услуги, транс­порт, книги, зрелищные мероприятия, стабильные и относительно низкие цены на продовольствие и товары первой необходимости. Твердая заработная плата и стабильные государственные цены обеспечивали регулируемый жизненный уровень различных слоев населения при его неуклонном, хотя и медленном, общем подъеме для всех советских людей. Созданная система подготовки кадров - ремесленные, фабрично-заводские училища, рабфаки, вечерние школы и факультеты - предоставляла широкий выбор профессии и возможности социального движения в сочетании личных интересов и потребностей общества.

Система социальных гарантий, всеобщая занятость на производстве, систематический рост жизненного уровня трудящихся в совокупности были несомненным социальным достижением советского общества, показывали наглядно его преимущества в сравнении с положением трудящихся в те годы в капиталистических странах, а особенно - в странах «периферийного» капитализма и колониях. Быстрый рост национального дохода позволил не толь­ко построить тяжелую и оборонную промышленность, создать современную сильную армию, но и значительно повысить уровень жизни народа. В 1940 г. реальные доходы рабочих с учетом ликвидации безработицы и сокращения рабочего дня увеличились в 2,5 раза по сравнению с 1913 г., реальные доходы крестьян в среднем на одного работающего - в 2,3 раза. С отменой карточек потребление населения возросло и стало к 1939 г. достаточно стабильным, однако в целом уровень материального обеспечения широких слоев населения оставался еще низким по сравнению с развитыми западноевропейскими странами, как из-за прошлой отсталости России и военной разрухи, так и из-за недостатка средств при проведении столь грандиозного строительства и резком подъеме обороноспособности страны.

Общественная жизнь, развитие советской культуры, характерные черты советской цивилизации

Организуя огромное строительство новой индустрии и проводя одновременно радикальные экономические и социальные преобразования, советское руководство стремилось максимально опереться на революционный энтузиазм и трудовую активность масс, их готовность переносить трудности во имя построения нового общества социальной справедливости. Этой цели подчинялась деятельность всех общественных организаций. Почти каждый гражданин советского общества в те годы с детских лет был вовлечен в систему общественных организаций с идеологическим уклоном: октябрята и пионеры в детстве; комсомол - в юношестве; партия, профсоюзы, Осоавиахим, МОПР (более 22,5 млн человек), Советы (3,6 млн депутатов и активистов) в зрелом возрасте. Особое место занимали союзы творческой интеллигенции: Союз архитекторов (1932 г.), Союз писателей (1934 г.).

Огромное внимание уделялось молодежи. Ее авангардной организацией был ВЛКСМ, который объединял в 1938 г. свыше 5 млн человек. На важнейшие стройки только в 1938 - 1939 гг. направлены свыше 500 тыс. комсомольцев. Молодежь составляла большинство шахтеров, с помощью комсомольцев было организовано 5 тыс. колхозов. Комсомол шефствовал над авиацией и военно-морским флотом, направляя на военную службу десятки тысяч комсомольцев.

Численность профсоюзов возросла в два с лишним раза (с 12 млн в 1930 г. до 25 млн в 1939 г.). Профсоюзы занимались вопросами производительности труда, рационализации производства, укрепления трудовой дисциплины, социального стра­хования, производственно-технического обучения. Они, как и комсомол, привлекались для помощи деревне кадрами руководителей. Несмотря на ограниченность сферы деятельности, профсоюзы активно вовлекали рабочих в производственные совещания, в движение по повышению квалификации на различных курсах, в школах передового опыта; активно участвовали в организации и развитии массового социалистического соревнования, движения ударников и передовиков производства.

В 1935 г. развивается стахановское движение, опирающееся на неограниченную индивидуальную сдельщину и рациональную организацию труда. Примеру А. Стаханова последовали многие рабочие различных отраслей промышленности. Стахановекое движение позволило в течение 1936 г. повысить производительность труда в тяжелой промышленности на 25,5 %, а в целом по промышленности - на 35 - 45 %.

Награды правительства за трудовые успехи, пропаганда творческого труда на благо Родины создали общественную атмосферу, в которой «труд стал делом чести, доблести и геройства». Ради этой чести и сознания высокой общественной ценности своего труда многие труженики готовы были переносить материальные трудности. Идею трудного пути к светлому будущему - социализму и мессианской роли СССР в движении человечества к новому обществу выразил Маяковский: «Пускай нам общим памятником будет построенный в боях социализм».

Другой ведущей общественной идеей, имеющей исторические корни в российской цивилизации, стала идея защиты социалистического Отечества. Традиционный российский патриотизм и державность сочетались с героическими традициями победоносной Гражданской войны и сознанием неотвратимости столкновения с окружающим капиталистическим миром. Во всех сферах общественной жизни партией и государством целеустремленно и постоянно поднимался авторитет армии, командного состава, улучшалось их обеспечение и благосостояние. Молодежь воспринимала свой гражданский долг несения срочной службы в армии как школу мужества и становления личности, как почетную обязанность. Сохраняющаяся социальная однородность внутри офицерской среды, а так­же офицеров с рядовым и сержантским составом способствовала как авторитету армии, так и ее сплоченности. Положение армии как части советского народа, призванной защищать независимость страны только от внешних врагов, определяло высокий моральный дух в воинских коллективах и популярность армии в массах.

Важной стороной общественной жизни стало и то, что теневая экономика и преступность были сведены к минимуму как жестокими мерами правоохранительных органов, так и общественной нетерпимостью к нетрудовым доходам, к высокому уровню жизни без общественно значимого труда. Строгий государственный контроль над личным потреблением и его соответствием общественному трудовому вкладу подкреплялся активной деятельностью общественных организаций по месту жительства. Уголовщина вызывала не только гнев, но и презрение подавляющего большинства населения страны, а законодательство от имени и в интересах трудящихся пользовалось поддержкой народа.

Экономическое развитие и социальные преобразования в об­ществе тесно увязывались государственными планами с развитием образования, науки и культуры. Культурный подъем («культурная революция») был второй важнейшей задачей, вытекающей как из сущности нового общественного строя, так и из необходимости экономического подъема страны. Форсированная индустриализация и создание современной механизированной армии требовали грамотного, хорошо обученного и технически подготовленного работника и воина.

Однако в 1928 г. большинство людей старших возрастов оставались неграмотными, и только в возрасте до 49 лет насчитывалось около 50 % грамотных на уровне церковно-приходской школы. В стране на 140 тыс. населения приходилось одно высшее учебное заведение с мизерными пропускными способностями. На такой базе приходилось проводить форсированную индустриализацию и техническую реконструкцию народного хозяйства, обучать людей и простой грамоте, и умению обращаться с машинами. Все проводилось с боль­шими издержками, но выигрывалось самое главное - время. В середине 1930 г. была поставлена задача проведения всеобщего обязательного начального обучения и ликвидации неграмотности. Повсеместно вводилось обязательное начальное (4-летнее) обучение детей, а также безграмотных подростков на языках национальностей СССР. В фабрично-заводских зонах, городах и рабочих поселках организуется всеобуч в объеме школы-семилетки. К концу 1939 г. в стране функционировало 152 тыс. школ и более 800 вузов. Число уча­щихся в школах достигло 34 млн, в вузах - 601 тыс. Всего же в СССР обучалось около 48 млн человек. Только за вторую и два года третьей пятилетки вузы выпустили почти 600 тыс. молодых специалистов (не считая военных). В стране создана широкая сеть клубов, библиотек, театров. Доля грамотного населения в 1939 г. достигла 81,5 % (мужчин - 91 %, женщин - 72 %). Однако общеобразовательный уровень всего населения продолжал оставаться еще низким: в среднем - 4-классное образование.

Наряду с повышением общего образования населения расширяются научно-исследовательские учреждения. В течение двух пятилеток созданы Белорусская академия наук и пять филиалов АН СССР: Уральский, Дальневосточный, Азербайджанский, Армянский и Грузинский. Появляются новые научно-ис­следовательские институты: физико-технические в Харькове, Днепропетровске, Свердловске, Томске; в Москве - Институт физических проблем, Институт геофизики и другие. Всего в конце 1937 г. в стране насчитывалось 867 научно-исследовательских институтов и 283 их филиала, где работали почти 38 тыс. научных сотрудников. Советская наука имела крупные мировые достижения. Выдающийся советский химик С. В. Лебедев разработал оригинальный метод получения синтетического каучука из этилового спирта. Вместе с А. Е. Фаворским, Б. В. Визовым и др. он заложил научную основу новой химической промышленности. Крупнейшие открытия сделаны в ядерной физике: Д. В. Скобельцын предложил оригинальный метод обнаружения космических лучей, Д. Д. Иванченко обосновал теорию строения атомного ядра из протонов и нейтронов. Осенью 1933 г. прошла первая Всесоюзная конференция по атомному ядру. Она показала, что многие советские ученые не уступают своим зарубежным коллегам. В 1934 г. Н. Н. Семенов опубликовал книгу по цепным реакциям, за которую впоследствии получил Нобелевскую премию. В 1937 г. состоялась вторая Всесоюзная конференция по атомному ядру. За прошедшие годы количество научных работников по этой тематике увеличилось в 5 раз. Среди них такие выдающиеся ученые как П. Л. Капица, И. Е. Тамм, Л.Д.Ландау, А. Ф. Иоффе, В. И. Вернадский, С. И. Вавилов, В. Г. Хлопин и И. В. Курчатов, которому суждено было стать крупнейшим ученым и организатором советской атомной науки и техники. К началу сороковых годов советские ученые плотную подошли к практическому осуществлению цепной ядерной реакции. В июле 1940 г. была учреждена Комиссия по проблеме урана при Академии наук СССР. Председателем Комиссии стал Хлопин, членами - виднейшие ученые: Курчатов, Капица и другие.

К. Э. Циолковский завоевал мировой авторитет основоположника теоретических проблем освоения космоса. Ф. А. Цандер совместно с С. П. Королевым и др. построили первый в мире реактивный двигатель в 1930 г., а затем в 1933 г. запустили первую ракету с этим двигателем. Крупных результатов достиг известный русский физиолог И. П. Павлов путем проведения фундаментальных экспериментов в деятельности мозга. Мировое признание получили дос­тижения выдающегося селекционера И. В. Мичурина. Видную роль занял в науке Институт генетики АН СССР и Всесоюзный институт растениеводства под руководством Н. И. Вавилова.

Академиком И. М. Губкиным и его сотрудниками проведены глубокие научные разработки в геологии нефтяных месторождений, которые привели к открытию нового нефтеносного района между Волгой и Уралом - «Второго Баку». В изучение Крайнего Севера важный вклад принес дрейф на льдине в районе Северного полюса, совершенный И. Д. Папаниным, Э. Г. Кренкелем, П. П. Ширшовым, Е. А. Федоровым, длившийся 274 дня.

Исследования Н. Е. Жуковского и С. А. Чаплыгина, открывших закон образования подъемной силы крыла, легли в основу развития современной авиации. В 30-х гг. советская наука и техника создали первоклассные самолеты, на которых наши летчики ставили мировые рекорды дальности и высоты полета. В 1937 г. В. П. Чкалов, Г. Ф. Байдуков и А. В. Беляков провели беспосадочный перелет Москва - Портленд (США) через Северный полюс дальностью свыше 10 тыс. км. Затем по этой трассе еще более дальний перелет совершил экипаж самолета АНТ-25 в составе М. М. Громо­ва, А. Б. Юмашева, С. А. Данилина.

Одним из важнейших направлений в гуманитарной сфере наук было усиление роли исторического образования, исторических исследований. Восстанавливается преподавание истории в университетах, возрождаются институты истории, философии и литерату­ры, воссоздаются Историко-архивный институт и Институт народов Севера.

Политика в развитии образования и культуры оказывала опре­деляющее влияние на процессы формирования культурного облика складывающегося советского общества. Во всем многообразии развития советской культуры этого периода можно выделить следующие основные направления: 1) социальная и идеологическая направленность культуры на формирование облика нового человека социалистического общества, его мировоззрения и нравственных ценностей; 2) овладение богатым наследием прогрессивной русской культуры и приобщение к высоким образцам мировой культуры; 3) развитие национальной культуры народов СССР («национальной по форме - социалистической по содержанию»); 4) пропаганда деятельности партийно-государственного руководства и мобилизация общественного сознания на решение текущих политических задач. Государство не только направляло, но и мате­риально обеспечивало развитие культуры в соответствии с этими главными установками.

Культурную политику государство проводило через творческие союзы, систему образования и средства массовой информации, используя не только меры поощрения желаемого направления, оставляя без поддержки нежелательные, но и вводя жесткие цензурные ограничения. Важнейшим методом художественного творчества стал «социалистический реализм». Другие же направления художественного творчества неоправданно ограничивались, так как считались не соответствующими потребностям советского общества.

Общественные преобразования и вся атмосфера активной общественной жизни получили отражение в культурном подъеме широких слоев населения и творчестве деятелей литературы и искусства. Десятки миллионов людей разных национальностей взяли в руки книги на своем языке с произведениями Пушкина, Гете, Шекспира, Лермонтова, Гоголя и других классиков русской и мировой литературы, познакомились с эпосом народов СССР. Получили известность произведения выдающихся советских писателей и поэтов: М. А. Шолохова, А. М. Горького, А. Н. Толстого, Н. А. Островского, А А. Фадееваг, К. Г. Паустовского и других; стихи и поэмы В. В. Маяковского, Э. Г. Багрицкого, Б. Л. Пастернака и др.

В музыке выдающееся место заняли произведения С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Р. М. Глиэра, Ю. А Шапорина, М. А. Балан-чивадзе, И. О. Дунаевского и др. В изобразительном искусстве полу­чили всемирное признание картины К. Ф. Юона, Б. В. Иогансона, М. В. Нестерова, А А. Пластова, А А Дейнеки, Ю. И. Пименова; скульптуры В. И. Мухиной стали своеобразным символом советского общества. Советское киноискусство 30-х гт. прославили прекрасные кинофильмы Г. Н. и С. Д. Васильевых, С. М. Эйзенштейна, А П. Довженко, Г. М. Козинцева, Г. В. Александрова, многие из которых получили мировое признание. Театральное, оперное и балетное искусство блистало именами выдающихся режиссеров и актеров, певцов и артистов балета. Артисты театра и кино были любимыми и уважаемыми людьми в обществе, кумирами молодежи. Однако жесткая идеологическая направленность в литературе и искусстве, проводимая зачастую слабо подготовленными чиновниками, ограничивала свободу творчества. В борьбе с религией и «наследием царизма» разрушались памятники архитектуры: храм Христа Спасителя, Сухарева башня и множество других по всей России.

Впечатляющие успехи индустриализации, постепенное улучшение условий жизни, отсутствие безработицы и возможность социального и культурного роста вселяли в советских людей уверенность в будущее. Конституция 1936 г. давала простор социальному развитию. 12 июня 1936 г. проект новой Конституции опубликован для всенародного обсуждения. По официальным данным, в нем участвовало более 40 млн человек, внесших 170 тыс. предложений. Конституция принята 5 декабря 1936 г. на VIII съезде Советов СССР. В ней избирательными правами пользовались все граж­дане СССР, независимо от социального происхождения, расширялись общедемократические права граждан. Конституция отразила факт утверждения социализма в.СССР и законодательно закрепила за всеми гражданами права на труд, на отдых, на бесплатное образование, на материальное обеспечение старости, в случае болезни и потери трудоспособности, на бесплатное медицинское обслуживание. В статье 126 говорилось, что ВКП(б) представляет «руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных». Конституционную комиссию возглавлял Сталин. В историю СССР эта Конституция вошла как «Сталинская».

В то время это была самая прогрессивная конституция в мире, она стала важным шагом в развитии советского общества и получила всеобщее признание в мировом сообществе. Посольство США в Москве в день опубликования проекта Конституции в прессе отправило в Вашингтон изложение ее важнейших положений с примечанием, что она «создает впечатление наиболее либерально окрашенного документа». Известный писатель-гуманист Ромен Роллан считал, что новая Конституция - «это проведение в жизнь великих лозунгов, до сих пор являвшихся только мечтой человечества, - свободы, равенства и братства». Принятие Конституции вызвало воодушевление советского народа на дальнейший труд в строительстве социалистического общества. Не все ее положения получили реальное воплощение, но они указывали перспективу будущего, что отражалось в оптимизме общественного сознания. Развитие всех национальностей на равной социальной основе сближало нации и национальности в единую социальную общность - советский народ. Мироощущение поколения 30-х гг., особенно молодежи, перед которой действительно открывались все пути социального и культурного роста, было в целом жизнерадостным, несмотря на трудности жизни и репрессии. Молодость страны выражалась и в молодости руководства, и в молодости социальной структуры, и в молодости мироощущения.

Рассмотренные процессы социального и культурного развития советского общества в 30-е гг. позволяют сделать заключение, что наступил новый, советский этап в развитии российской цивилизации, начавшийся после 1917 г.

1) Ликвидирован социально-культурный разлом российского общества на европеизированную культуру высших слоев и патриархальную трудящихся масс. Сложились основы общенародной советской культуры, впитавшей богатства русской культуры прошлого, мировые культурные ценности и национальные ценности российских народов.

2) Религиозная православная составляющая российской цивилизации в основном трансформирована в социально-идеологическую, социалистическую (коммунистическую) с сохранением традиционных нравственных ценностей, таких, как общинность, соборность, духовность, совестливость, державность. Религиозное мировоззрение вытеснялось атеистическим.

3) Развиваются и взаимно обогащаются национальные культуры в многонациональном советском обществе, реально сближаются нации в единую социально-культурную общность - советский народ. Культурной основой этого сближения была русская культура как наиболее развитая и массовая.

4) Сохраняется традиционная государственность, трансформированная на новой социальной основе в сочетании геополитических интересов России с интернациональными классовыми целями поддержки борьбы народов мира против капитализма.

5) Нравственным стержнем общества стал принцип: личное благосостояние каждого достигается не за счет других, а вместе со всеми в коллективном труде. В этом принципе слились традицион­ные нравственные ценности и духовная основа новой общественно-экономической формации - коллективизм общественного производства и распределение по труду, а не по собственности. Складывающаяся в советском обществе партийно-государственная элита, вышедшая в основном из трудовых слоев населения, соблюдала этот принцип, отдавая свои силы и способности укреплению и развитию народного государства. Лозунг «Народ и партия едины» в то время отражал социальную и политическую реальность и нравственную атмосферу общества.

В целом, советская цивилизация, сохраняя преемственность многовековой российской цивилизации, включала достижения советского общества на всех этапах его развития в XX в.

Существуют различные точки зрения и оценки советского общества этого периода. Современники считали, что в СССР был «построен социализм в основном». Противники социализма сейчас дают разные названия советскому обществу, наиболее часто, но научно несостоятельно употребляют термин «тоталитарное общество». При этом никто не отрицает его коренного отличия от капитализма.

Опираясь на исторический опыт, конкретный социальный ана­лиз и закономерности исторического процесса, можно утверждать, что к концу 30-х гг. сформировалось трудовое, социально-однородное, учитывая отсутствие частной собственности на орудия и средства производства, национально сплоченное советское общество - общество раннего социализма. Конкретно-исторические и цивилизационные особенности его возникновения и формирования придали ему своеобразные черты, которые выражаются понятием «российский государственный социализм». Как и в прошлых формациях, ранняя стадия социализма включала прогрессивные основы нового социально-экономического строя, но и неизбежно сохраняла черты прошлой формации - военно-государственного капитализма и бюрократической самодержавной политической системы. Со всеми противоречиями и недостатками конкретно-исторической формы российский военно-государственный социализм 30-х гг. показал свою жизненную силу и соответствие интересам человека труда.

Едва завершив первоочередные задачи, СССР оказался перед смертельной угрозой новой капиталистической интервенции и выдержал труднейшее историческое испытание. Поколению людей, прошедших через Первую мировую и Гражданскую войны, через огромное напряжение и лишения в годы первых пятилеток, предстояла еще борьба с фашистским нашествием. Вместе с ним в войну вступило и новое поколение, выросшее в межвоенный период, воспитанное на идеях социализма и советского патриотизма. Эти два поколения советского народа вынесли тяжелейшую борьбу с захватчиками и добились победы, определившей дальнейший путь советского общества и всего человечества.



Поделиться