Учебно-методический материал на тему: Воспитание любви к чтению. Родительское собрание «Воспитываем интерес к чтению и любовь к книге

В книгах заключено особое очарование;
книги вызывают в нас наслаждение:
они разговаривают с нами, дают нам добрый совет,
они становятся живыми друзьями для нас.

Ф.Петрарка

Люди перестают мыслить, когда они перестают читать.
Д. Дидро.

Книги пишутся не для моли, а для людей.
Я.А. Коменский.

  • Актуализировать знания родителей по проблеме снижения читательской активности среди детей, значения книги в жизни младшего школьника.
  • Развивать у детей читательский интерес и потребность в чтении.

Подготовительная работа: анкетирование, анализ читательских интересов учащихся, подготовка памятки родителям.

Анкета для учеников:

  1. Как ты считаешь, может ли человек жить без книги?
  2. Нравится ли тебе читать книги?
  3. Какие книги ты читаешь с удовольствием?
  4. Нравится ли тебе получать книги в подарок?
  5. Какую книгу ты теперь читаешь?
  6. Тебе ее подарили или ты взял ее в библиотеке?
  7. У вас дома много книг?
  8. Какие детские книги есть в вашей домашней библиотеке?

Анкета для родителей:

  1. Нравится ли вашему ребенку читать книги?
  2. Сколько времени он проводит за книгой?
  3. Вы убеждаете своего ребенка читать или он делает это без принуждения?
  4. Какие книги он предпочитает?
  5. Как вы поощряете его читательские стремления?
  6. Дарите ли вы своему ребенку книги?
  7. Есть ли у вас на этот счет какие-то убеждения?
  8. Обсуждаете ли вы со своим ребенком прочитанное?
  9. Считаете ли вы себя активным читателем?
  10. Являетесь ли вы примером для свого ребенка в чтении книг?

Памятка родителям по развитию читательского интереса у детей

Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.

Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.

Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.

Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.

Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.

Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст.

Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.

Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте его личную библиотеку.

Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжную реликвию своей семьи.

Желательно подписать ребенка на интересный детский журнал.

Обязательно запишите ребенка в библиотеку. Время от времени ходите туда вместе с ним.

Дарите ребенку книги с дарственной надписью, теплыми пожеланиями.

Материалы, используемые для проведения родительского собрания

I. Вступительное слово.

В середине ХХ в. Педагоги и психологи во всем мире стали бить тревогу из-за падения читательской активности детей и молодежи. Исследователи отмечают, что за последнее десятилетие в России:

Возросло число детей, читающих только по школьной программе;

Все меньше детей и подростков стало проводить свое свободное время за чтением;

Замедляется вхождение ребенка - дошкольника в книжную культуру;

По мере взросления интерес к чтению у ребенка ослабевает;

Усиливается воздействие массовой культуры на круг чтения детей и подростков (растет популярность детективов, триллеров, книг по мотивам телесериалов);

Большинство детей и подростков относятся к чтению только как к средству развлечения.

О том, почему многие дети не любят и не хотят читать, как развить у ребенка читательский интерес и потребность в чтении, мы и поговорим и сегодня.

II. Анализ анкетирования.

III. Анализ читательских интересов детей.

IV. Причины нелюбви ребенка к чтению и их преодоление.

Психологи считают: нелюбовь к чтению связано с тем, что ребенку просто не интересно читать . Для многих детей прочитанное остается набором событий имен названий, потому что у них недостаточно развито образное мышление. Книги представляются скучными, так как ребенок не способен "увидеть" те характеры и образы, которые стоят за описанием героев и событий. Чтобы помочь ребенку научиться "вживаться" в книгу, необходимо развивать образное мышление.

Вот какие приемы можно использовать:

  • Разыгрывать с ребенком сценки из прочитанной книги, экспериментировать с сюжетом (добавлять других героев, изменять окончание).
  • Рисовать вместе с ребенком иллюстрации к прочитанному, придумывать, как выглядит тот или иной герой: во что он одет, какие вещи его окружают.
  • Искать в жизни события, аналогичные сюжету прочитанной книги (например, несете бабушке гостинцы, как Красная Шапочка).
  • Сравнивать прочитанные книги со снятыми по ним фильмами и мультфильмами, обсуждать, что совпадает в телеверсии, а что нет.
  • Учить ребенка пользоваться цитатами из прочитанной книги. Цитировать подходящие к случаю стихи.
  • Читать по ролям - Вы и ребенок вдвоем или с подключением других членов семьи.

Благодаря этим приемам содержание книг тесно переплетается с повседневной жизнью ребенка, делая чтение чем-то естественным и необходимым. Кроме того, они способствуют развитию воображения и речи ребенка.

Следующая причина нелюбви ребенка к чтению, которую называют психологи: детям всегда нравится то, что хорошо получается . Если читаешь медленно, любая книжица кажется непосильной, становится скучно. Скорость чтения - один из самых важных факторов, влияющих на успеваемость ученика.

Рассмотрим приемы, помогающие повысить скорость чтения:

  • Помогая ребенку учиться читать быстрее, нужно читать с ним часто, но "маленькими порциями" - не полтора часа подряд, а три - четыре захода по пять минут (непрерывное чтение в слух должно занимать у первоклассника восемь - десять минут, у второклассника - десять - пятнадцать минут).
  • Если ребенок не очень любит читать, то дома ему необходим режим щадящего чтения. После прочтения одной - двух строчек "чтец" должен иметь кратковременный отдых (строчку читает ребенок, строчку - Вы).
  • Можно использовать жужжащее чтение (один из элементов обучения в школе Василия Сухомлинского). Каждый из членов семьи читает отведенный текст в своей книжке с индивидуальной скоростью, вполголоса. Тренировка длится всего пять минут несколько раз в день, а эффект огромный!
  • Чтение перед сном тоже дает хорошие результаты.
  • Ритуал совместного вечернего чтения - прекрасная возможность с пользой провести вечер в кругу семьи, отдохнуть, пообщаться, обсудить волнующие Вас вопросы, подобрав для чтения книги с соответствующей тематикой.

Как организовать работу дома с плохо читающими детьми.

  • Необходимо создать дома спокойную, удобную для чтения обстановку.
  • В течение дня выделить время для чтения, удобное ребенку.
  • Когда ребенок читает, находиться поблизости, но не сидеть у него над душой.
  • Если ребенку сложно читать самостоятельно, то на первых порах читайте ребенку вслух заданный текст, затем он читает его самостоятельно.
  • Проявлять интерес к тому, что читает ребенок.
  • Отмечать каждый, даже незначительный, с вашей точки зрения, успех ребенка похвалой или поощрением (но ни в коем случае не денежным).

На видном месте дома повесьте список достижений ребенка в чтении (сколько книг прочитано, и за какой срок).

V. Подведение итогов.

Обмен мнениями родителей по развитию читательского интереса у ребёнка в семье. Работа с памятками, подготовленными к собранию. Их обсуждение.

VI. Заключение.

Прививая ребенку культуру чтения, давайте помнить, что самый главный пример для него вы сами. Сложно убедить ребенка в полезности и увлекательности чтения, если он видит, что окружающие предпочитают книге телевизоры и компьютеры.

Чтение было и остается основным средством приобщения ребенка к культуре. Поэтому так важно развивать и поддерживать у детей любовь и интерес к чтению.

Литература.

  1. Акимова Г.Е. Как помочь своему ребенку. Справочник для неравнодушных
  2. родителей.- Екатеринбург: У - Фактория, 2003.
  3. Дереклеева Н.И. Родительские собрания 1-4 классы. - М.: Вако, 2004.
  4. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания 1-4 классы. - М.: Вако, 2006.
  5. Кравцова М. Если ребенок не любит читать. - М.: Эксмо, 2003. - 64 с.
  6. Луговская А., Кравцова М. М., Шевнина О. В. Ребёнок без проблем! Решебник для родителей. - М.: Эксмо, 2008. - 352 с.
  7. Степанова Е.Н. Калейдоскоп родительских собраний. - М.: Творческий центр "Сфера", 2003.

Экология потребления. Дети: О том, как приучить малыша и подростка любить книги рассказывают психолог В.С. Юркевич и библиотекарь Людмила Лукзен...

О том, как приучить малыша и подростка любить книги рассказывают психолог В.С. Юркевич и библиотекарь Людмила Лукзен.

В чтении существует два этапа:

1) этап технического чтения , так называемый “голый” навык,

2) этап содержательного чтения , когда сразу ухватывается содержание текста.

Первый этап удовольствия не приносит, и более того, если на нем застрять, то есть остаться больше положенного времени, то любовь к чтению становится проблематичной.

Готовых рецептов научить ребенка или взрослого любить чтение нет. Так что для начала я перечислю лишь то, чего ни в коем случае нельзя делать, когда ваш ребенок читать уже научился, но чтение у него еще только техническое - то есть сам еще читать не хочет и по настоящему (для себя, для удовольствия) даже и не может.

Чтение должно с самого начала соединяться только с чувством удовольствия. Никаких даже мыслей о репрессиях. Ни в коем случае не заставлять и не уговаривать - ах, прочитай еще хоть одну строчку. Придумывайте любые маневры, любые игры, но ребенок должен сам захотеть читать, хоть и не сразу понимает, о чем это он все-таки прочитал.

Радуйтесь каждому прочитанному слову ребенка, понимая, что это действительно его маленькие победы.

Не привлекайте его внимание к ошибкам в чтении, постарайтесь их поправлять самым незаметным образом, а если можно обойтись без этого, то и вовсе не поправляйте.

Берите для первого чтения только подходящие книжки - яркие, с крупными буквами, где много картинок и самое главное, яркий сюжет, за которым интересно следить.

А теперь о маневрах - их великое множество, а вот что поможет вашему ребенку, выбирайте сами. Лучше, конечно, придумать свой.

Метод Кассиля

Этот метод годится для ребенка, который читает уже достаточно свободно, но читать не любит, и фактически все равно находится на этапе продвинутого технического чтения.

Выбирается интереснейший текст с ярким сюжетом и родитель читает ему, вдруг останавливаясь на самом интересном месте, а потом у отца (матери, у всех домашних) категорически уже нет времени на чтение ребенку. Ребенок без особого энтузиазма берется за книгу, в надежде, что все-таки кто-то сжалится, и прочитает ему, убили все-таки или нет главного героя. Домашние тут же расхваливают ребенка за желание читать, и читают все-таки с ним вместе - строчку ты, две строчки я. И так далее.

Навык из технического по мере укрепления переходит в содержательный.

Метод Искры Даунис (детского психолога)

Однажды ребенок просыпается и находит под подушкой письмо от Карлсона, где он всего в двух крупных строчках сообщает ему, что его любит и хочет с ним дружить, а подарок для него находится там-то и там-то. Подарок в нужном месте находится.

Ребенок подозревает игру, но все же очень радуется.

На следующее утро еще одно письмо, где уже про подарок ни слова, а говорится, что он хотел оставить ему билеты в цирк, но видел, как он дергал кошку за хвост, а она визжала. И потому билеты в цирк откладываются.

С каждым днем письма длиннее, а читаются быстрее.

Навык становится содержательным, а у ребенка с чтением связывается чувство удовольствия и радости.

Метод древнего народа (который еще называют Народом Книги)

Ребенку разрешают читать, только когда он хорошо себя ведет и в награду не только дают возможность прочитать несколько строчек (или даже полстранички), но даже пекут специальное печенье в виде книжечки, которое ребенок получает в ознаменование радостного момента.

Чтение - радость и праздник. И это ребенок должен знать каждый раз, когда берется за книгу. Если ребенок плохо себя ведет, книгу читать нельзя. Правда, родился этот метод, когда дети начинали читать Книгу (Священную книгу).

Метод неграмотной татарской женщины

Это длинная история о том, как в классе для особо одаренных детей был очень одаренный ребенок, мать которого плохо говорила по-русски (а насчет читать я просто и не знаю). Знаю только, что ей на центральном телеграфе лишь доверяли перевязывать бечевкой бандероли, все остальное считалось уже работой, требующей более высокой квалификации, чем была у нее.

Мальчик в четыре года освоил буквы, но читал, естественно, плохо и только для публики.

У этой неграмотной мамы была, видимо, фантастическая интуиция. Судите сами.

Жили они в коммуналке, и к ним забежала соседка - баба Катя. И мальчик - Диан, решил похвалиться ей, что уже умеет читать. Начал читать и, естественно, плохо и с ошибками. Баба Катя решила повоспитывать соседского мальчика, - ты чего говоришь, что уже умеешь читать? Научись как следует, тогда и хвались.

Что тут стало с матерью! Зачем ты обижаешь моего ребенка - бросилась защищать сына неграмотная мать. Он только начал читать. А ты ему аппетит к чтению портишь (так и сказала!). И через несколько лет ее черные глаза при рассказе светились негодованием. - Я ее выгнала - рассказывала она - и сказала этой бабе Кате - не умеешь с ребенком – не ходи сюда. И два года не ходила она ко мне.

Дальше - больше. Мать зарабатывает очень мало и, естественно, “сидят” чуть ли не на одной картошке. Так вот, она каждый день просила сына помочь ей - когда она чистит картошку, что-нибудь почитать ей. Тогда - объясняла она сыну - ручки меньше болят. Сын охотно соглашался. И вот мать идет чистить картошку, а сын садится на маленькую табуреточку и читает. Плохо еще читает и видит слезы у матери, - ты чего мама, плачешь?

Я вот сынок, неграмотна, а ты будешь, ученый и много книжек прочитаешь.

Да, мама. Я буду ученым.

И так три раза в день. И каждый раз спрашивал мать, когда пойдем картошку чистить, когда я буду читать, чтобы у тебя ручки не болели. В пять лет они пошли в областную детскую библиотеку. А сейчас сын стал очень хорошим математиком и работает в Принстоне.

Советы библиотекаря (Людмила Лукзен)

Мнение психологов: привить любовь к книге и чтению возможно только до 9 лет. Позже это сделать очень трудно, а подчас и практически невозможно. Так что основная задача по воспитанию читателей ложится на плечи родителей, которые, в идеале, должны опираться в этой работе на помощь детских библиотек. Ведь все родители мечтают видеть своих детей здоровыми, счастливыми. И все они, без исключения, хотят научить своего ребенка тому, как добиться успеха. А для этого, прежде всего, он должен научиться писать и читать.

И процесс этот начинается в семье, а не в школе, как принято считать. Занятия в школе - лишь обучение чтению и письму. Мы же говорим о любви к книге, об удовольствии от процесса чтения, о привычке быть постоянно с книгой и невозможности существовать без нее. И это - не прерогатива школы, а абсолютно “семейное” дело. Именно родители рассказывают детям истории на ночь и отвечают на многочисленные “почему?”. Только родители проводят со своим ребенком дождливое утро в библиотеке, вместе с ним рассматривая и выбирая книги.

“Я хочу мороженое (шоколадку, игрушку т.д.)”, - говорит ваш ребенок именно ВАМ, когда вы идете с ним за покупками. То есть именно к родителям, как самым близким и авторитетным (пока еще) для них людям, обращаются малыши за советом, помощью, с просьбой. Поэтому ранний возраст - самое благодатное время для того, чтобы развить в своем ребенке любовь к книге и чтению.

Как это сделать? Вот несколько полезных и интересных идей.

Для начала - ответы на вопросы, которые часто возникают у родителей.

Как только ребенок родится;

Выделять несколько минут, но каждый день;

Выбирать время, когда ребенок в хорошем расположении духа;

Приучать ребенка “ждать” время для чтения;

Утешать ребенка, показав красивую книжку, когда он плачет или капризничает.

Выбирать удобное и уютное место;

Находить книги, которые можно дать ребенку подержать в руках;

Рассматривать книжки и картинки;

Давать возможность ребенку самому “выбрать” книгу;

Перечитывать любимые книги.

А теперь более подробно по некоторым наиболее важным советам от библиотекарей и психологов о том, как привить ребенку любовь к чтению.

1. Р азговаривайте, пойте и играйте с ребенком

Малыши с наслаждением слушают вашу речь: когда купаются и одеваются, кушают или засыпают, вечером и на рассвете.

Поэтому, подрастая, ребенок, с которым постоянно разговаривали, начинает быстрее понимать и воспроизводить все слова, услышанные тогда, когда (как казалось вам) он еще ничего не понимал. Он уже полюбил песенки и стихи. Он уже не может обойтись без ваших рассказов и совместных игр.

Говорите с ним обо всех простых для вас, но очень важных для ребенка, делах, которые вы делаете каждый день вместе. Комментируйте свои действия: “моем ручки”, “садимся на стул”, описывайте то, что видите - так вы готовите внимательного слушателя.

2. Выделяйте время для чтения каждый день

Начинать читать надо с первых месяцев жизни. Читая малышу, вы как бы расширяете его мир, помогаете ему получать удовольствие от чтения, пополняете запас его знаний и словарный запас. Ребенок учится слушать книгу, переворачивать страницы, водить пальчиком слева направо, запоминает слова, которые видит и слышит.

Малыши обожают регулярное (а не от случая к случаю) чтение с родителями! Выбирайте небольшой промежуток времени, когда вы можете расслабиться и не торопиться - перед сном, или когда у вас перерыв в домашних хлопотах.

Не забывайте, что ребенку могут почитать дедушка с бабушкой, старшие брат или сестра, любой член семьи. Приходите в библиотеку, где ему могут почитать более взрослые читатели. Все время обращайтесь к книге и чтению.

Купите несколько книг домой, чтобы ваш малыш мог с ними возиться.

3. Выбирайте книги вместе с ребенком

Читая с ребенком вместе постоянно, вы обязательно заметите, какие книги ему нравятся больше, какие он лучше понимает. Прибегайте к помощи библиотеки и библиотекаря в выборе книг, похожих на эти. Ведь именно в библиотеке есть книги для любого возраста и уровня развития. Кроме того, профессионалам легче найти такие книги, чем вам самим.

Не считайте, что все необходимые ребенку книги есть у вас дома - это ошибка многих читающих родителей. И не только потому, что домашние библиотеки не могут быть разнообразнее публичных. Вашего ребенка просто может вдохновлять пример других читающих детей. Как их много, и сколько книг! Это очень важно для формирования маленького читателя, который воспитывается на подражании. Другие читатели как бы передают эстафету вашему ребенку. Это поможет ему привыкнуть к разнообразию книг, к читательскому поведению детей и взрослых и обязательно скажется на дальнейшей жизни, учебе, подготовит к обучению в школе.

Мир книг и библиотека не будет для него неведомой страной. “Как много интересных книг, и все их можно прочитать самому”. Так появляется стимул к чтению.

4. Окружите ребенка материалами для чтения

Не только книги из библиотеки должны быть у ребенка. Обязательно должны быть и свои собственные. Какие? Прежде всего, те, в которых он сможет не только почитать, но и раскрасить картинку, что-то самостоятельно вырезать или смастерить, сделать запись. Таких книг много, и они для сугубо индивидуального пользования.

Можно мастерить и самодельные книги. Помогите своему малышу склеить, подписать или сшить свою собственную книжку с рисунками, фотографиями и другими интересными вещами. Вы можете помочь ребенку записать текст, который он хочет поместить в своей книжечке.

Одобряйте, воодушевляйте и поощряйте эту работу малыша, равно как и чтение его “собственных” книг всем членам семьи.

5. М едленно и с удовольствием

Не так важно, Что вы читаете, но Как вы читаете! Когда читаете быстро и монотонно, ребенок быстро теряет интерес. Читайте эмоционально, получая удовольствие от чтения сами. Будьте актерами (вспомните о нереализованных мечтах стать “Звездой экрана”!). Пытайтесь читать разными голосами за разных героев, передавая их характер. Вашему малышу это понравится! Читайте, перебивая чтение разговорными паузами, рассматриванием картинок в книге. Это даст малышу время вдуматься в то, что он слышит, “переварить” прочитанное, понять события и характеры героев.

Обязательно задавайте вопросы сами и отвечайте на те, что возникнут у малыша, выслушивайте, как он сам рассказывает и передает свои впечатления от прочитанного.

Присматривайтесь во время чтения к ребенку. Иногда он явно не хочет прерывать чтение, особенно если история незнакомая, и он слышит ее впервые. Иногда он захочет сначала рассмотреть картинки, расспросить вас, о чем книга. Будьте снисходительны и не останавливайте его. Чтение должно быть удовольствием!

Помните, чтение книг - это грандиозная репетиция и предопределение будущего отношения к учебе.

6. Читайте снова и снова

Как известно, дети часто любят слушать одни и те же истории. Они заставляют вас читать уже навязшие на зубах книги снова и снова. А на ваше предложение почитать или рассказать что-нибудь новенькое, часто отвечают отказом.

Что делать в таком случае? Посмотрите в заголовок этого совета! Да-да! Читайте именно то, что он просит. Это не каприз. Ребенок желает разобраться в книге глубже, процесс познания ее происходит медленнее, он получает от чтения удовольствие. Не лишайте его всего этого. Ведь идет подготовка к будущему вдумчивому и внимательному чтению, воспитание полноценного восприятия книги.

Вам тяжело по двадцатому разу перечитывать “Машеньку и медведя”? Привлеките к процессу всех членов семьи. Дайте самому ребенку возможность погордиться собой и изобразить, что он сам эту книжку “читает”.

Припоминаю, как моя старшая дочь (учившаяся позже в физико-математическом классе) доставала всех книгой “Приключения Кубарика и Томатика, или Веселая математика”, а младшая – “Золушкой”. Причем, реакция на пропущенный (в целях экономии времени) отрывок, была мгновенной.

Так что, если книга вызывает удовольствие ребенка, и он обращается к ней постоянно, читайте ему ее столько раз, сколько ребенку этого хочется.

7. Читайте везде и всегда

Читать можно везде и всегда: на прогулке, на пляже, в поездке, ожидая приема у врача. Пусть в вашей сумке с детскими принадлежностями, игрушками, бутылочками и сосками обязательно лежит книга.

Когда ваш ребенок научится различать буквы и читать по слогам, поощряйте чтение вывесок.

8. Не заставляйте ребенка читать

Никогда не усаживайте за чтение (с родителями или самостоятельно), если малыш этого не хочет. Это один из самых действенных способов убить у него интерес к чтению и книге. Не хочет - оставьте его в покое или заинтересуйте чтением. Чтение из-под палки - путь к нечтению вообще. И если ваш уже выросший ребенок, школьник, читает только комиксы или примитивные издания - воздержитесь от критики. Помните: он читает! Ищите позитивные и эффективные пути продвижения к его душе более интересных и более значимых книг. Выбирайте самые популярные в детской среде темы и книги (вам на помощь всегда придут библиотекари) и приготовьтесь к долгому пути поиска любимых книг, интересных тем и авторов.

9. Показывайте ребенку свою заинтересованность в его чтении

Нет ничего важнее для воспитания читателя, чем воспитание в ребенке любви к чтению. Будьте Великими Проводниками в мир книг, а не Великими Погонщиками и Оценщиками того, что и как читает ваш ребенок.

Когда ваш ребенок научится читать сам, просите его почитать вам. Не урок, заданный в школе, а просто хорошую историю, пока вы что-то делаете руками, на кухне, например. Если ребенок делает ошибки при чтении, то, когда ошибка не имеет значения для восприятия текста, не исправляйте его. опубликовано

Родительское собрание.

Тема: «Как воспитать у ребёнка любовь к чтению».

Подготовила:

учитель начальных классов

ГКОУ «Специальная (коррекционная)

общеобразовательная

школа-интернат о. Муром»

Опарина Ирина Владимировна.

Цель: создание условий для осмысления родителями важности семейного чтения и формирования педагогически обоснованной позиции в отношении приобщения к чтению собственного ребенка.

Задачи:

    Осмысление важности приобщения ребенка к систематически осознанному чтению.

    Выявление проблем взаимодействия родителей и детей в развитии интереса к чтению.

    Освоение родителями приемов развития техники, осознанности чтения и интереса к нему.

    Познакомить родителей с результатами развития читательских умений учащихся класса.

ХОД СОБРАНИЯ.

I . Вступление.

«Прощайте, друзья!» - сказал, глядя на свою библиотеку, Пушкин, когда привезённый после дуэли домой и положенный в своём кабинете, он узнал от доктора о том, что жизнь его в опасности.

Может ли кто – нибудь из нас так обратиться к книгам?

Хотели бы вы, чтобы книги стали друзьями ваших детей?

Меняются времена, идеалы, нравственные ценности. Изменилось ли отношение к книге? Нужна ли сейчас книга ребёнку, взрослому?

Какова роль книги в настоящее время? (учить, воспитывать, времяпровождение)

Как относились к книгам в вашей семье?

На Руси детскую книгу сравнивали с материнским молоком, ключом, открывающим двери в сокровищницу мудрости, с лестницей, ведущей к вершинам образования.

II . Чтение основной учебный предмет и общеучебный навык.

В нашей школе предмет называется чтение и развитие речи. Задачи предмета на каждом этапе различны.

Программные требования к навыку чтения: осознанное, правильное, выразительное, целыми словами.

Проводятся уроки внеклассного чтения с целью формирования интереса к книге и положительного отношения к самостоятельному чтению.

III . Педагогическая ситуация.

(ситуация инсценируется учащимися 5 класса)

Родитель: (входит в учительскую)

Кому это я тут понадобился? (обводит взглядом учителей)

Учитель: Здравствуйте, Иван Иванович. (встаёт навстречу)

Я учитель вашего сына. Я пригласила вас, чтобы посоветоваться, как помочь Пете преодолеть трудности по чтению.

Родитель: Извините, вы – учитель. Я отдал вам своего сына, вы его и учите. Чтение – это ваша работа. Я со своей справляюсь и никого на подмогу не зову.

Учитель Охотно верю. Однако воспитание вашего сына, это не только моё дело, но и ваше. Школа не всегда может…

Родитель: А я могу? Работаю с утра до ночи. Моё дело кормить, а ваше – воспитывать!

Согласны ли вы с такой позицией? Почему? (Это наша общая задача)

IV . Что значит «уметь читать»?

Какой смысл вы вкладываете в понятие «уметь читать»? (широкий спектр понятий: от умения складывать слоги в слова до умения не только прочитывать текст, но и осознавать его, эмоционально отзываясь на каждый поступок героя)

Пока ребёнок маленький в основном он слушатель, взрослые читают ему книжку. Но ребёнок пошёл в школу, и родители вздыхают с облегчением: теперь сам будет читать.

Можно ли ребёнка назвать настоящим читателем? (нет, не каждый взрослый им является)

Сможет ли ребёнок самостоятельно вырасти в читателя с большой буквы? (без помощи взрослого не справится с этой задачей)

V . Результаты анкеты.

АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ.

1 Есть ли у тебя дома твои детские книги?

4 Читают ли в вашей семье книги вслух?

5 Хвалят ли тебя родители, когда ты читаешь?

6 Какую книгу ты недавно читал дома, с кем ты её читал?

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

1 Есть ли у вас дома детская библиотека?

2 Как вы отбираете для неё книги?

3 Какие книги любит ваш ребёнок?

4 Какие формы работы с книгой вы используете?

(самостоятельное чтение, чтение вслух, чтение взрослых для детей, рассматривание книг, беседа по прочитанному, иллюстрирование, посещение библиотеки, совместная покупка книг и др.)

5 Как вы формируете круг детского чтения?

Мы часто оставляем ребёнка один на один с книгой. Все дети любят слушать чтение и не следует развивать у них ненависть к книгам. Надо помочь им переступить эту трудную для них ступеньку.

VI . Воспитательная среда.

Необходимо руководить чтением детей. И это руководство должно быть личностно направленным.

Для ребёнка необходимо создать зону ближайшего развития, обеспечить книжное окружение «на вырост».

Задача первого этапа – развить интерес, внимание к книге на столько, чтобы ребёнку хотелось читать самому.

    Эффективно чтение – рассматривание , чтобы ребёнок систематически узнавал новые книги. Именно знание рождает интерес – это первый закон общения. Взрослый обеспечивает общение с книгой, чтобы она «заговорила».

Без своевременной поддержки может возникнуть боязнь чтения как процесса и даже устойчивое нежелание читать.

    «Громкие чтения.» , т. е. чтение вслух, в семье, обеспечивают всем читающим единство книжных интересов, так как общие переживания, размышления, споры над книгой сближают.

    Взрослый читает книгу вместе с ребёнком , а не наоборот.

    Какую книгу ребёнок читает с большим интересом – домашнюю или библиотечную?

Требования к книгам для начинающих читателей (выступление школьного библиотекаря)

VII . Какие приёмы помогут сформировать интерес ребёнка к чтению.

(обсуждение)

Громкие чтения;

Видеть читающих родителей;

Прерванное чтение;

Чтение с обсуждением;

Видеть любовь к книге в семье;

Работа с иллюстрацией;

Посещение библиотеки;

Чтение на ночь.

Часто ли ребёнок видит вас с книгой в руках?

Интересуетесь ли вы впечатлениями детей о прочитанных книгах?

VIII . Опыт семейного воспитания.

Выступление родителя. (Имеется домашняя библиотека, небольшая, но в ней любимые книги сына, много стихов. Эти книги читают в семье вместе. Ребёнок с удовольствием рассказывает о прочитанных книгах.)

I Х. Анализ техники чтения учащихся класса.

Выступление логопеда.

Х. Советы.

Памятка для родителей.

1. Читайте детям вслух.

2. Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием.

3. Почаще берите детей с собой в библиотеку.

4. Подпишитесь на журналы для ребёнка.

5. Выделите специальное место для чтения.

6. В доме должна быть детская библиотека.

7. По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории.

8. Пусть дети самостоятельно составят сборник своих любимых стихов.

9. Разгадывайте с детьми кроссворды.

10.Пусть дети читают младшим братьям и сёстрам, друзьям и родственникам.

11. Поощряйте чтение вслух, чтобы развить их навык и уверенность в себе.

12. Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.

14. Читайте детям вечером, перед тем как им уснуть.

Х I . Итог.

От нас, взрослых, зависит, каким читателем станет ребёнок.

Литература для учителя:

    Воскобойников В.М. Как определить и развить способности ребенка. СПб.: Респекс, 1996.

    Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. – М.: Ось – 89, 2003.

    Сонин В.А. Психологический практикум: Задачи, этюды, решении. – М., 1998.

    Н.И.Дереклеева. Новые родительские собрания: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.

    Калейдоскоп родительских собраний. Под ред. Е.Н.Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2002.

    Н.И.Дереклеева. Родительские собрания: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2004.

    Л.И.Саляхова. Родительские собрания: 1-4 классы. – М.: Глобус, 2007.

    25 современных тем родительских собраний в школе. Настольная книга учителя. В.П.Шульгина.– Ростов н/Д: «Феникс», 2002.

    Н.А.Максименко. Дарите детям любовь. – Волгоград: Учитель, 2006.

Литература для родителей по детскому и семейному чтению:

    Аникин В.П. Русская народная сказка. – М., 1984.

    Гладких Л.П. Воспитание сказкой

    Иванова С.Ф. Введение в храм Слова: Книга для чтения с детьми в школе и дома. – М., 1994.

    Ильин И.А. Путь духовного обновления. О национальном воспитании. – М., 1993.

    Ильин И.А. Духовный смысл сказки. – М.: Лепта, 2000.

    Крячко А.А. Сказка в домашнем театре. – М., 2003.

    Пришли мне чтения доброго… Хрестоматия для семейного чтения. – М., 2001.

    Русские поэты – детям. – М., 1980.

    Ушинский К.Д. Родное слово. – Новосибирск, 1994.

Светлана Губанова

Как воспитать в ребенке любовь к чтению?

Я сама всегда была «книжным» ребенком, читала много, запоем, постоянно. Читала без всякой системы, то, что под руку попадется. Вряд ли мои родители предпринимали какие-то особые шаги, чтобы привить к чтению любовь. Некогда им было, много работали.

Меня воспитывала бабушка, женщина неграмотная. Да, как ни странно это звучит в наше высокообразованное время, но бабушка не умела читать. Зато она замечательно рассказывала сказки, знала их несметное количество. А может, сама придумывала. Но я не об этом. Я о чтении.

Когда у меня появились собственные дети, то я решила, что обязательно приучу их к чтению. Ведь на личном опыте знала, какой удивительный мир открывают книги. А вокруг только слышно: «Современные дети книг не читают». Не хотела, чтобы так и о моих говорили. Поэтому в нашем доме всегда было полно детских книжек. Забегая вперед, скажу: дети мои и сейчас много читают и любят литературу. Даже любимый ими Интернет не может заменить удовольствия полистать страницы «живой» книги.

Начинайте читать детям книжки с самого нежного возраста. Малыши любят слушать. Плавная речь, ритмичность слога хорошо успокаивают и убаюкивают ребенка. А то, что родитель находится рядом, создает неповторимую атмосферу любви и нежности. Приучать детей к чтению нужно начинать обязательно до школы. Когда чтение превратится в «обязаловку», будет уже поздно.

К подбору книг подходите очень серьезно. Читайте то, что подходит по возрасту. Да и к содержанию книг требуется внимание. До сих пор помню, какой шок испытал мой ребенок после чтения сказки о Курочке Рябе. Обыкновенная детская сказка, а ребенок просто рыдал в голос о разбитом яичке. В ваших силах оградить дите от подобных травм.

Читайте книги регулярно. Пусть чтение на ночь станет для вас постоянной традицией. Даже если у вас совсем нет времени, прочитайте хоть пару страничек. Но обязательно каждый день!

После прочтения книги или сказки, поговорите с ребенком о ней, помогите малышу, которому еще трудно самому, сделать выводы из прочитанного. Но, ни в коем случае, не навязывайте своего мнения. Помните, дети мудрее нас, у них внутреннее чувство добра и зла.

Не бойтесь читать детям большие книги, по главе в день, например. Такое чтение «с продолжением» способствует развитию памяти и внимательности, а также поддерживает интерес к чтению. Ведь ребенку очень хочется узнать, что же произойдет дальше с любимыми героями.

Не заставляйте насильно читать ребенка самостоятельно, пока он полностью не усвоит «технику» чтения. Иначе чтение может превратиться в «трудовую обязанность». Ребенок должен сам дозреть до своей первой книги. Если вы с детства ему читали книги, то это обязательно произойдет.

Обязательно при ребенке читайте сами. Ведь ваш личный пример – лучший способ заинтересовать малыша. Ребенок – он подобен губке, впитывает то, что видит. Если он видит, что мама и папа читают книги, то это становится для него как бы обыденным явлением. Читают родители – читаю я.

Хорошо, если у вас сохранилась какая-нибудь ваша личная детская книжка. Рассматривание и чтение ее со своим ребенком – отличный способ сблизиться с ним.

Как видите, ничего сложного в моих советах нет. Да и знают о них, наверное, все. Жаль только, что не все их выполняют, а потом с горестью восклицают: «Мой ребенок совсем не читает книг!»

ВОСПИТАНИЕ ЛЮБВИ К ЧТЕНИЮ

, библиотекарь

МОУ «Горская средняя

общеобразовательная школа»

Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру телепрограмм и видеофильмов, компьютерным фильмам. В прошлом родители доставали детские книги , простаивали за ними в очередях в магазинах, собирали макулатуру, чтобы получить талон на приобретение книги. Книги доставались нелегко, поэтому детям прививалось уважительное, даже трепетное отношение к книге, без которой порой жизни не мыслили.

В нашей стране ежегодно 1 сентября проводится всероссийский праздник «День знаний», 8 сентября в ряде стран проводится Международный день грамотности. Этот день был объявлен ЮНЕСКО более 40 лет назад, но особенно активно он отмечается в последние 10-15 лет.

Понятие грамотности в последние десятилетия изменилось и воспринимается более широко, совершенно иначе: это не только умение читать, писать и считать, владеть основами работы на компьютере и уметь работать с информацией, но и многое другое.

Сегодня в основе грамотности, как ее фундаментальная основа лежит читательская деятельность, от умения и навыков чтения зависит, насколько успешно человек сможет жить в информационном обществе. Поэтому, нам библиотекарям, просто необходимо поддерживать чтение наших детей.

В последние годы возник и развивается миф о том, что дети перестали читать и на досуге играют в компьютерные игры. Мы, взрослые рассуждаем: «заменит ли компьютер книгу?».»Дети совсем перестали читать.»- эти и другие высказывания стали волновать учителей и родителей.

Однако так ли это?

В начале ХХI века, наши дети читают «не то» и «не так», как мы с вами. Однако, безусловно, они читают, только вкусы их изменяются. Изменяются читательские привычки, характеристики детского чтения: статус чтения, его длительность (время чтения на досуге), характер, способ работы с печатным текстом, репертуар чтения, мотивы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения. Меняется также источник получения печатной продукции , информации в целом и многое другое.

Тревоги и страхи наши возникают из-за того, что мы с вами ориентированы на старую модель чтения. Наши дети читают, но не то, что читали их родители.

Раньше высокий статус чтения, человек читающий, обязательность регулярного чтения

Сейчас - детям совершенно безразлично читает у него товарищ или нет

Раньше в доме почти у всех было много книг, целые библиотеки, это было модно, периодики было гораздо меньше.

Сейчас обратная картина - мы на бегу покупаем газеты, журналы (иногда очень дорогие журналы), но очень редко книги, нам, взрослым, их просто некогда читать, за своим недостатком времени мы даже не можем подумать что у наших детей времени больше.

Нам, взрослым, нужно смириться с тем, что наши дети другие, не такие какие мы были раньше.

Мы живем в совсем ином мире и порой не можем остановиться в нашем скоростном 21 веке, чтобы заглянуть в себя, в свой внутренний мир, который должен быть богаче, чем телевизор и компьютер. А богатой наша душа может быть только от общения с хорошим человеком и хорошей книгой. Сейчас родители жалуются на то, что дети перестали читать, а порою не задумываются о том, а что они сделали для того, чтобы книга была ребенку интересна и необходима.

Настоящая книга существует для того, чтобы помочь ребенку вырасти «Человеком» с большой буквы. Но дети не займутся чтением сами, просто так ни с того, ни с сего. Никому еще от рождения любовь к чтению не давалась нужны взрослые, которые показали ребенку дорогу к большому книжному богатству, во - первых - это родители, во - вторых - учитель, в третьих - библиотекарь.

Способов по приобщению детей к чтению столько же, сколько и детей. А самый главный способ, чтобы родители сами не расставались с книгой, журналом или газетой

Один из первых шагов - это правильный выбор книг. Книга должна быть иллюстрирована, а текст соответствовать способностям ребенка. Дети любят смотреть картинки, слушать, а потом только читать сами. Одну и ту же книгу можно перечитывать несколько раз, благодаря чему ребенок заучивает сказки наизусть. Но это относится к дошкольному возрасту или к первоклассникам.

Совсем другая ситуация для ребят постарше. Некоторые родители могут сказать, что когда их ребенок в детский сад ходил, то и книжки любил слушать, а сейчас ничем не интересуется, только компьютер на уме. Неправда. Просто, ребенок выберет книгу, если она ему интересна, под рукой находится. Компьютер у нас всегда рядом, а хорошую книгу нужно еще найти.

В наше время семейное чтение заканчивается, как только ребенок начинает читать сам. Родители устраняются от этого процесса, так как сами не испытывают потребности в книге, ограничиваясь просмотром газет и «глянцевых» журналов. Но ведь книга вобрала в себя опыт многих поколений, она учит, воспитывает, помогает выйти из трудных ситуаций, найти свое место в жизни. Поэтому мы, взрослые, должны открыть детям ценность книги. Книга-это наиболее яркое выражение духа современности. Мы должны сделать книгу привлекательной. Я стараюсь не просто предлагать книгу, а ещё и научить, как читать её, как получить удовольствие от прочитанного. Речь идёт не только об обучении техники чтения, но ещё и о творческом прочтению книги, о раскрытии и развитии себя как читателя, о союзе читателя, писателя и книги, о содействии обмену человеческим опытом.

Для воспитания у учащихся любви к книге в своей деятельности я провожу следующую работу:

Проводя беседы с родителями первоклассников, которые впервые становятся читателями школьной библиотеки , объясняю, что читать ребенок вслух должен с самого раннего возраста и даже если ему 10 и12 и15 лет. Готовит ли мама на кухне ужин, ребенок рядом читает вслух или про себя (но потом обязательно нужно спросить, о чем он прочитал), если есть возможность 5-10 минут почитайте ему и продолжайте работу свою дальше. Учащимся, которые становятся впервые читателями школьной библиотеки, провожу информационный час, на котором показываю новые, иллюстрированные книги, соответствующие их возрастным особенностям.

Именно с первого класса я стараюсь ввести ребят в этот волшебный мир, выработать любовь и уважение к творчеству. Так, в 1 классе занятия проходят в форме литературных игр «В гостях у сказки» и игр с доктором Айболитом «Книжкина больница». Во 2 классе проводится праздник-игра «Твой друг - книга» и игра «Дружные сестрицы - книжкины страницы». В 3 классе в библиотечные уроки включены игра-загадка «Незнайкины рисунки» и библиографическая игра «Кто ищет, тот найдет» (работа со справочной литературой).Вместе с учителями организую и провожу библиотечно-библиографические занятия. В 5 классе во время библиотечных уроков проходит игра «Литературное лото». В среднем звене в библиотечные уроки включёны уроки мужества, посвящённые Дням славы.(в рамках месячника, посвящённого выводу войск из Афганистана, в рамках недели, посвящённой освобождению села от немецко-фашистских захватчиков, Дню снятия блокады Ленинграда и т. д.)

Выясняю наклонности учащихся, что им нравится и подбираю каждому книги в соответствии с его интересами. Обязательно стремлюсь побеседовать с учащимся о прочитанной книге. (Что понравилось? Кто главный герой?)

Всегда спрашиваю у ребенка мнение о прочитанной книге и никогда не критикую, если его мнение расходится с мнением автора или учителя, у ребенка должен вырабатываться свой взгляд на мир, а не ваш. Если вижу, что у ребёнка зажигаются глаза, то предлагаю проиллюстрировать прочитанное произведение. В библиотеке имеются рисунки учащихся к произведениям.

Всегда, советую учащимся, что лучший подарок - это хорошая книга. Особенно это актуально перед праздниками 8 марта , 23 февраля , Новогодними каникулами.

Слежу за тем, чтобы при выборе книги, ребёнок выбирал её в соответствии со своими возрастными особенностями. Я уверена, что приучать ребенка нужно с небольших рассказов, книг, сказок, чтобы у него формировалось чувство законченности и удовлетворенности.

Стремлюсь убедить родителей в том, что необходимо выписать какой нибудь детский литературный журнал, который он будет ждать. Там, чаще всего, печатаются маленькие произведения, ребусы, всевозможные конкурсы, поделки, которые ребёнок может сделать своими руками.

Организую в библиотеке просмотр видеофильмов. После просмотра фильма, мультфильма предлагаю прочитать книгу и сравнить совпадает сюжет книги и сюжет фильма.(старшеклассники с большим удовольствием просмотрели фильм «Тарас Бульба», «Анна Каренина» и др. Посмотрев документальный фильм на военную тематику предлагаю учащимся книги на эту тему.

В библиотеке, во время каникул предлагаю учащимся газеты с простыми детскими кроссвордами и даю понять: чтобы разгадать данный кроссворд, нужно прочитать вот эту, эту и эту книги.

Приемов, как заинтересовать, воспитать у ребёнка любовь к чтению много. Здесь наша фантазия и знание подскажут направления, в котором двигаться. Важно понимать, что главный импульс к чтению лежит внутри самого человека, в тех проблемах и вопросах, которыми он живет сегодня. Ответ на них всегда можно найти в книгах. Наша задача – помочь маленьким читателям найти потайной ключик, который откроет дверь к знаниям, новым приключениям и свободе.



Поделиться