Управление имуществом различных видов собственности. Организация управления имуществом предприятия

Управление имуществом

Комплексный подход к управлению имущественными отношениями обеспечивает полный контроль над юридическими и хозяйственными отношениями между муниципалитетами, муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями, юридическими и физическими лицами, балансодержателями имущества, строительными и эксплуатирующими организациями и другими субъектами хозяйственных отношений.

Имущественные отношения регулирует положение об учёте федерального имущества Правительства РФ от 16.07.2007 № 447 «О совершенствовании учёта федерального имущества».

Федеральное имущество, регулируемое этим положением, включает:

  • Недвижимое имущество - земельный участок, жилое или нежилое помещение, воздушное или морское судно, судно внутреннего плавания, космический объект или прочно связанный с землей объект, в том числе здание, сооружение или объект незавершенного строительства, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости
  • Движимое имущество - акции, доли (вклад) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества либо иное не относящееся к недвижимости имущество

Для организации управления государственным и муниципальным имуществом необходимо:

  • Организовать учёт федерального имущества, включая ввод и хранение документов, содержащих сведения о федеральном имуществе, в соответствии с установленным порядком учёта
  • обеспечить полноту и достоверность содержащихся в документах правообладателя сведений
  • хранить электронные копии документов, подтверждающего приобретение правообладателем объекта учёта, возникновение соответствующего вещного права на объект учёта или государственную регистрацию указанного права на него
  • своевременно предоставлять сведения в территориальные органы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом.
  • формировать карты сведений об объекте учёта в соответствии с формами реестра федерального имущества
  • оперативно формировать полугодовые и годовые отчеты об обороте имущества, обращенного в собственность государства, по форме, утверждаемой Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации
  • при изменении сведений об объекте учёта оперативно формировать измененные карты сведений для предоставления в соответствующий территориальный орган для внесения в реестр новых сведений, а также копии документов, подтверждающих новые сведения об объекте учёта
  • представлять сведения об объектах имущества для исключения из реестра в соответствующий территориальный орган в случае банкротства правообладателя имущества
  • формировать и своевременно предоставлять в соответствующий территориальный орган на бумажном и электронном носителях обновленные карты сведений об объектах учёта, по предусмотренным формам, копии годовой бухгалтерской отчетности, копии соответствующих инвентаризационных описей и актов инвентаризации по результатам обязательной инвентаризации, проводимой перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, снабженные ЭЦП
  • вести контроль процедуры обжалования решений территориального органа, связанных с регистрацией имущества, в вышестоящих органах, в том числе в Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом
  • эффективно осуществлять функции и полномочия собственника федерального имущества

Системы управления государственным имуществом относятся к категории Система автоматизации документооборота


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Управление имуществом" в других словарях:

    Право распоряжения имуществом, переданное собственником другому лицу. См. также: Трастовые операции Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    Право распоряжения имуществом, переданное собственником другому лицу. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    1) установление собственником имущества правил, условий его использования, сдачи в аренду, продажи. Относится прежде всего к государственному имуществу; 2) право распоряжения имуществом, переданное собственником другому лицу. Райзберг Б.А.,… … Экономический словарь

    управление имуществом - 1. Установление собственником имущества правил, условий его использования, сдачи в аренду, продажи; относится, прежде всего, к государственному имуществу. 2. Право распоряжения имуществом, переданное собственником другому лицу.… …

    1) установление собственником имущества правил, условий его использования, продажи, сдачи в аренду. Термин относится, прежде всего, к государственному имуществу; 2) право распоряжения имуществом, переданным собственником другому лицу … Энциклопедический словарь экономики и права

    УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВОМ - 1. установление собственником имущества правил, условий его использования, сдачи в аренду, продажи; относится, прежде всего, к государственному имуществу: 2. право распоряжения имуществом, переданное собственником другому лицу …

    управление имуществом - 1) установление собственником имущества правил, условий его использования, сдачи в аренду, продажи. Относится прежде всего к государственному имуществу; 2) право распоряжения имуществом, переданное собственником другому лицу … Словарь экономических терминов

    управление имуществом доверительное недобросовестное - Управление имуществом, которое признается недобросовестным, если имеет место хотя бы одно из следующих условий: 1) оно учреждено либо осуществляется с нарушением требований законодательства; 2) оно осуществляется с нарушением договора об этом… … Справочник технического переводчика

    УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВОМ, ДОВЕРИТЕЛЬНОЕ НЕДОБРОСОВЕСТНОЕ - управление имуществом, которое признается недобросовестным, если имеет место хотя бы одно из следующих условий: I) оно учреждено либо осуществляется с нарушением требований законодательства; 2) оно осуществляется с нарушением договора об этом… … Большой бухгалтерский словарь

    управление имуществом доверительное - Передача имущества одной стороной (учредителем управления) другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок по договору в управление, при котором другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах… … Справочник технического переводчика

Книги

  • Доверительное управление имуществом в сфере предпринимательства. Монография , Беневоленская Злата Энгельсиновна. Книга представляет собой комплексное монографическое исследование правовой модели доверительного управления имуществом. Является четвертым изданием монографии, которая ранее издавалась в…
  • Доверительное управление имуществом в сфере предпринимательства , Беневоленская З.Э.. Книга представляет собой комплексное монографическое исследование правовой модели доверительного управления имуществом. Является четвертым изданием монографии, которая ранее издавалась в…

Управление недвижимым имуществом - процесс взаимосвязанных между собой действий, направленный на достижение положительных результатов при пользовании или распоряжении имуществом. В этот процесс вовлечено множество субъектов, каждый из которых выполняет определенную функцию.

Общая характеристика

Система управления муниципальным - это совокупность взаимосвязанных средств и методов осуществления целенаправленных действий в отношении субъекта управленческого процесса в целях достижения запланированных результатов.

В процесс управления недвижимостью государства входит ее трансформация, использование и воспроизводство. Для достижения наилучших результатов и большего эффекта от использования имущества используется системный метод, осуществляемый уполномоченными государством органами. Эти органы применяют комплекс мер, составляющий в совокупности систему управления государственным недвижимым имуществом.

Вся система работает по двум направлениям: в соответствии с общими принципами управленческой теории, с одной стороны, и в соответствии со специфическими особенностями, которые вытекают из условий и правил, которые устанавливает собственник имущества - государство, с другой стороны.

Элементы системы

В систему управления недвижимым имуществом государства входит пять основных элементов:

  1. Цели.
  2. Принципы.
  3. Методы.
  4. Функции.
  5. Способы (варианты) распоряжения недвижимостью.

Весь порядок управления недвижимым имуществом построен на выполнении следующих функций:

  • планирование работы;
  • организация деятельности;
  • регулирование процессов;
  • стимулирование работы;
  • контроль за выполнением.

Планирование работы

Составление планов по оперативному управлению недвижимым имуществом и иным видам управления - это средство реализации идей. Планирование заключается в постановке задач и целей, а также определении средств, необходимых для их достижения.

При планировании руководство принимает решения, какими будут направления деятельности в области управления недвижимым имуществом и какие направления и действия будут приоритетными.

Планирование является самым сложным и важным этапом управления имуществом, поэтому в нем выделяются три подфункции:

  1. Прогнозирование.
  2. Моделирование.
  3. Программирование.

Прогнозирование является методом обоснованного с научной точки зрения предвидения различных вариантов выбора направлений развития данного объекта в будущем с учетом взаимодействия с окружающим миром. При качественном выполнении прогнозирования можно использовать полученные допустимые варианты в качестве основы планирования.

Прогнозирование вариантов управления собственным недвижимым имуществом осуществляется в виде моделирования или программирования.

Моделирование позволяет прогнозировать разные ситуации и системные состояния на протяжении установленного в планах периода. Экономическая форма моделирования приравнивается к методу экспериментирования. Программирование включает перевод в запланированное состояние на основе имеющихся на данный момент сведений. В него входит разработка алгоритмов, установление списка необходимых ресурсов и определение методологии.

Для успешного осуществления процесса оперативного управления недвижимым имуществом и других видов управления необходимо ставить цели и задачи на разные промежутки времени. В связи с этими выделяют долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное планирование.

Долгосрочное охватывает период от пятнадцати до двадцати лет. На нем определяются общие задачи и цели, а также выбирается стратегия. включает пятилетний период. Главная цель такого типа - выбор эффективных средств для реализации поставленных целей.

Краткосрочное (текущее годовое) планирование с разбивкой по кварталам является более детализированным рассмотрением выводов среднесрочного периода.

Организация деятельности

Организация различных видов управления недвижимым имуществом состоит в установлении системы иерархии между разными органами государства, которые принимают участие в осуществлении соответствующей деятельности, а также в определении их взаимосвязей и особенностей использования ресурсов, определенных для достижения целей.

Организация является не только процессом создания необходимой системы, но и процессом ее упорядочения и совершенствования. Эта деятельность заключается в распределении функций между сотрудниками, группами и подразделениями, а также в координации действий этих субъектов.

Регулирование процессов

Регулятивная деятельность позволяет обеспечить нормальное функционирование системы, которая была создана в результате организации, в целом. Она направляет управленческий процесс на федеральном, региональном и местном уровнях.

Регулирование является деятельностью, направленной на поддержание параметров, заданных на предыдущих этапах. К ее задачам относится сохранение упорядоченного состояния в системе. В отношении секторов частного типа регулирование выражается в установлении правил, стимулов и ограничений, а также в корректировке направления конкретных предприятий согласно целям.

Территориальное или государственное, экономическое регулирование - это система опосредованного вмешательства в деятельность хозяйствующего субъекта посредством внесения изменений в законодательство (систему налогообложения, таможенные пошлины, курсы валют и прочее), а также с помощью использования прочих инструментов мотивации или ограничения деятельности.

Определение характера и остроты социальных и экономических проблем региона позволяет выбрать направления, масштабы и формы регулирования. Оно позволяет обеспечить устойчивые соединения и связи между разными звеньями и управленческими ступенями и таким образом скоординировать весь процесс.

Регулирование управления недвижимым имуществом по договору или без такового как основная функция способствует бесперебойной и беспрерывной работе объекта и синхронизации всех рассматриваемых функций.

Стимулирование работы

Стимулирующая деятельность способствует выработке у отдельных звеньев системы стремления к достижению поставленных задач и целей в отношении управления недвижимым имуществом. Часто эта функция реализуется посредством регулирования бюджета и привлечения инвестиционных средств.

В связи с недавним изменением форм собственности организаций и предприятий, а также их реорганизацией система финансирования сфер социального типа подверглась серьезным изменениям. Предприятия торговли и общественного питания перешли в частные руки, а другие (к примеру, сфера бытового обслуживания) стали непривлекательными в качестве инвестиций.

Контроль за выполнением

Контрольная деятельность в сфере управления недвижимым имуществом включает принятие мер, необходимых для осуществления планирования и выполнения поставленных задач, которые в итоге способствуют достижению всех целей и соответствию задач запланированным целям. Реализация контрольной функции помогает достичь максимальной результативности работы управленческой системы.

Контроль является процессом обеспечения эффективного достижения целей, поставленных организацией. В него входит сбор и обработка информации с дальнейшим анализом полученных результатов, сравнением с планами, выявлением несоответствий и анализом причин этого. В контроль также входит разработка различных мероприятий, которые способствуют достижению целей.

Контрольная функция позволяет организовать деятельность и наладить обратную связь, позволяющую руководству быть в курсе выполнения поставленных задач и исполнения решений руководства.

В процессе контроля управление проходит три этапа:

  • установление стандартов и норм;
  • измерение степени соответствия указанным нормам;
  • изменение и коррекция планов в соответствии с установленными отклонениями.

Проводимый в ходе контроля анализ, с одной стороны, является функцией сам по себе, а с другой - базой для функции планирования. Таким образом образуется замкнутая система в осуществлении процесса аренды и управления недвижимым имуществом.

Распределение имущества

Имущество, которое находится в собственности государства, делится на две части. Одна из них передается государственным юридическим лицам (учреждениям и предприятиям) в хозяйственное ведение или оперативное управление. Другая часть остается в распоряжении государства и считается казной соответствующего муниципального образования.

Решения об осуществлении действий в рамках перераспределения государственного имущества принимаются Федеральным агентством по управлению имуществом государства (ФАУГИ) на основании федеральных законов.

ФАУГИ может предоставить организации или учреждению право оперативного управления недвижимым имуществом в следующих случаях:

  1. Организация относится к стратегическим объектам либо сохраняется в собственности государства.
  2. В отношении предприятия не начата процедура банкротства.
  3. Использование передаваемого имущества будет обеспечивать в организации осуществление деятельности уставного характера согласно законодательным нормам.

ФАУГИ может предоставить субъекту или муниципалитету право собственности на указанное имущество в следующих случаях:

  • для нужд федерального значения это имущество не нужно;
  • имущество нужно для того, чтобы обеспечить полномочия исполнительных властных органов субъекта или решить вопросы местного уровня.

ФАУГИ может дать согласие на приватизацию имущества в следующих случаях:

  1. Для нужд федерального значения это имущество не нужно.
  2. Имущество нельзя передать в собственность муниципалитета или субъекта РФ.
  3. Имущество не относится к категории изъятого или ограниченного в обороте.

В отношении имущества, относящегося к казне РФ, ФАУГИ может принять решение о его передаче третьему лицу на основании договоров гражданско-правового характера (например, по договору доверительного управления недвижимым имуществом, аренды или другим видам соглашений). Все решения ФАУГИ подобного типа должны быть одобрены вышестоящим органом.

Заключением договора управления недвижимым имуществом по образцу занимаются Территориальные управления Росимущества путем объявления конкурса. Имущество передается напрямую в следующих случаях:

  • по решению президента или правительства России;
  • имущество является заменой изъятого на государственные нужды;
  • обязанность по заключению арендного договора установлена судом;
  • имущество передается собственнику другой недвижимости, если эти объекты неразрывно между собой связаны по назначению, местонахождению или характеристикам (техническим).

Цена такой недвижимости определяется путем проведения оценки согласно рыночной стоимости.

Система управления недвижимостью государства основывается на разработке подробной классификации этого имущества, включающей распределение недвижимых объектов на группы однородного типа. Эти группы формируются по общим существенным признакам, которые определяют характер и содержание решений управленческого типа в отношении недвижимых объектов.

Государственная политика в области управления недвижимостью на муниципальном и государственном уровнях базируется на необходимости осуществления грамотного распределения недвижимости между разными формами и видами собственности. При этом распределение должно отвечать интересам государства как социально-экономический единице.

Объекты собственности, принадлежащей исключительно Федерации

К федеральной собственности относятся следующие группы, объекты в которых не могут быть предметом договора управления недвижимым имуществом.

  1. Национальные богатства страны (ресурсы шельфа, экономической морской зоны или вод территориального типа, природные используемые ресурсы, объекты природного и историко-культурного наследия, культурные учреждения государственного уровня).
  2. Обеспечивающие работу властных федеральных органов объекты (казна государства, включая ФСС, ПФ РФ, бюджет, внебюджетные фонды, золотой, алмазные и валютные фонды и запасы; имущество ФСБ, Вооруженных Сил, МВД и прочее; учреждения образования и здравоохранения; контрольные природоохранные предприятия; запасы и резервы государственного и мобилизационного назначения; патентные предприятия и полигоны).
  3. Оборонные производственные объекты (оборонные предприятия, объекты особого назначения для связи и инфраструктуры, защищенные помещения запасных органов управления и власти).
  4. Хозяйственные объекты (добывающие, топливно-энергетические, электроэнергетические, объекты газификации, автомобильные федеральные дороги и соответствующие организации, предприятия теле- и радиосвязи, заводы и центры по выращиванию растений и животных).

Федеральные объекты, в отношении которых можно осуществить передачу прав

К таким объектам относятся следующие виды:

  • наиболее крупные народные хозяйственные предприятия, в которых занято больше десяти тысяч человек;
  • атомные и энергетические предприятия машиностроения;
  • санаторно-курортные организации государственного уровня, которые не входят в имущественную собственность предприятий, а также гостиничные объекты, находящиеся в ведении центральных управленческих органов;
  • учреждения образования, здравоохранения, спорта и культуры, не входящие в предыдущий перечень;
  • организации научно-исследовательского, проектно-конструкторского, геологоразведочного и изыскательского типа или объединения НПО;
  • предприятия, занимающиеся автомобильным транспортом, не входящие в предыдущий перечень;
  • строительные и эксплуатационные предприятия, относящиеся к типу водохозяйственных сооружений и систем;
  • предприятия радиовещания, телевидения, издательства, полиграфии, а также телеграфные и информационные агентства в ведении российского комитета по печати;
  • предприятия общероссийского значения в области строительства, производства стройматериалов и конструкций;
  • помещения оптово-складского типа, хозяйство элеваторного назначения и холодильные комплексы общероссийского значения;
  • предприятия, занимающиеся ликвидацией последствий различных чрезвычайных происшествий.

Управленческая деятельность в отношении государственной недвижимости включает множество элементов, взаимосвязанных между собой и взаимодействующих с целью наиболее рационального использования и распределения данного имущества.

В экономической литературе всё, что предприятие имеет и использует в производственной деятельности, называется имуществом предприятия. В соответствии со ст. 132 части первой Гражданского кодекса “предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующее предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором”.

Имущество предприятия включает все виды имущества, которые необходимы для осуществления хозяйственной деятельности.

Обычно в составе имущества выделяют материально-вещественные и нематериальные элементы.

К числу материально-вещественных элементов относятся земельные участки, здания, сооружения, машины, оборудование, сырье, полуфабрикаты, готовые изделия, денежные средства.

Нематериальные элементы создаются в процессе жизнедеятельности предприятия. К ним относятся: репутация фирмы и круг постоянных клиентов, название фирмы и используемые товарные знаки, навыки руководства, квалификация персонала, запатентованные способы производства, ноу-хау, авторские права, контракты и т.п., которые могут быть проданы или переданы.

Актуальность выбранной темы работы состоит в том, что имущество предприятия является предметом изучения различных дисциплин: право исследует правовые аспекты существования, защиты, перехода прав собственности и обязательств; в анализе хозяйственной деятельности рассматривается эффективность использования различных видов имущества предприятия; в курсе экономики имущество предприятия рассматривается как хозяйственный, экономический ресурс, использование которого обеспечивает деятельность предприятия; в бухгалтерском учете отражается движение имущества и основных источников его формирования.

Принципы управления имуществом предприятия различны в зависимости от организационных форм предприятия. В настоящее время в России можно выделить следующие основные организационно-правовые формы, утвержденные в законодательном порядке :

1. Индивидуальные с использованием наёмного труда

предприятия без применения наёмного труда

полные 2. Товарищества с ограниченной ответственностью

смешанные

открытые 3. Акционерные общества закрытые федеральные 4. Государственные муниципальные

5. Некоммерческие общественные организации

Цель работы: определить основные принципы и методы управления имуществом предприятия с точки зрения менеджмента.

Обязательным условием для эффективного управления является наличие целей. Целями для управления предприятием, как экономическим объектом, являются финансово-экономические показатели, которые могут быть определены в результате прогнозирования будущей деятельности предприятия. Целевые показатели могут быть определены, только в том случае, если предприятие имеет разработанный бизнес-план, из которого следует: как, в какие сроки, и почему определенные финансово-экономические показатели могут быть достигнуты.

Владелец любого предприятия в состоянии оценивать насколько эффективно используется его собственность, только сравнивая планируемые показатели с достигнутыми. К сожалению, за последние 10 лет государством не было сделано никаких практических шагов к тому, чтобы создать более ли менее работоспособную систему планирования в реальном секторе экономики.

Можно создать какое угодно количество органов, занятых управлением государственным имуществом, но управлять без четких целей и качественной информации невозможно. Нет планов - не будет конструктивных и последовательных действий, направленных на достижение определенных целей.

Задачи работы:

1. Изучить основные нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы управления имуществом предприятия в Российской Федерации на современном этапе.

2. Изучить систему управления государственным и муниципальным имуществом;

3. Описать антикризисное управление имуществом предприятия на стадии банкротства.

Работа выполнена на базе информации, полученной из учебной и справочной литературы, а также из других источников: нормативно-правовых актов, периодических изданий, документации предприятия, суждений экспертов, открытой статистической информации.

1. Виды и формы управления имуществом предприятия

1. 1 Правовое регулирование управления имуществом предприятия

Федеральный Закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" определяет в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ) правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия (далее также - унитарное предприятие), права и обязанности собственников их имущества. Разновидностью унитарных предприятий являются казенные предприятия. Казенные предприятия – это государственные предприятия, находящееся в непосредственном ведении государственных органов.

Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

Имущество унитарного предприятия формируется за счет:

Имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества;

Доходов унитарного предприятия от его деятельности;

Иных не противоречащих законодательству источников.

Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.

Различие прав хозяйственного ведения и оперативного управления состоит в содержании и объеме правомочий, получаемых субъектами этих прав от собственника на закрепленное за ними имущество.

Субъектами прав хозяйственного ведения и оперативного управления могут быть только юридические лица, существующие в специальных организационно-правовых формах - "предприятия" и "учреждения".

Субъектом права хозяйственного ведения по действующему законодательству может быть государственное или муниципальное унитарное предприятие (ст. ст. 113 - 114 ГК РФ) как разновидность коммерческих организаций.

Субъектом права оперативного управления могут быть как унитарные предприятия (ст. 115 ГК РФ), принадлежащие к категории коммерческих организаций, так и учреждения (ст. 120 ГК РФ), относящиеся к некоммерческим структурам, а также предприятия, относящиеся к частной собственности.

Право хозяйственного ведения, принадлежащее либо предприятию, как коммерческой организации; либо учреждению, осуществляющему разрешенную ему собственником предпринимательскую деятельность; в силу этого является более широким, нежели право оперативного управления, которое может принадлежать либо некоммерческим по характеру деятельности учреждениям, либо казенным предприятиям.

В соответствии со ст. 294 ГК РФ право хозяйственного ведения - это право государственного или муниципального унитарного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми актами.

Право оперативного управления в соответствии с п. 1 ст. 296 ГК РФ - это право учреждения или казенного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника в пределах, установленных законом, в соответствии с целями его деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Собственник-учредитель вправе изъять имущество у субъекта права оперативного управления только в трех предусмотренных законом случаях (излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению), и распорядиться им по своему усмотрению. Никаким имуществом, кроме готовой продукции, казенное предприятие не вправе распорядиться без согласия собственника.

1.2 Задачи и общие принципы управления государственным имуществом

Задачи управления государственным имуществом включают два основных блока: стратегическое управление и оперативное управление.

К вопросам стратегического управления относятся:

Инвестиционные решения;

Решения по вопросам долговых обязательств предприятий, особенно перед государственным бюджетом (как по налогам, так и по выданным кредитам и гарантиям);

Проблемы выбора направлений развития конкретных государственных предприятий.

Оперативное управление включает три основные группы задач: планирование, контроль и принятие управленческих решений. Высокая эффективность управления государственным имуществом может быть обеспечена посредством реализации, одной из наиболее распространенных концепций современного менеджмента, - "управление по целям". Управление по целям предполагает наличие ясных, измеримых и достижимых целей, а также стратегии и плана действий, которые обеспечат достижение поставленных целей. Планирование бизнеса - это не шаг назад, а профессиональный взгляд в будущее. Отсутствие целей и планов порождают безответственность в управлении предприятиями. Если нет целей и не определены пути их достижения, то нет и четких критериев для оценки эффективности менеджмента. В результате, процедуры контроля со стороны собственника (в данном случае государства) из важнейших управленческих функций превращаются в пустую формальность. Таким образом, наличие бизнес-плана, включающего определенные цели (в виде финансово-экономических показателей), а также основные положения стратегии развития предприятия и выполнения операций, является важнейшим условием для создания системы управления по целям.

Управление имущественным комплексом предприятий и организаций государственной либо муниципальной собственности в РФ осуществляется на основании норм ГК РФ, а также на основании Федерального закона № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприя- тиях» у подзаконных нормативно-правовых актов.

Основная задача управления имущественными комплексами предприятий и организаций государственной и муниципальной формы собственности - выполнение требований собственника (государства, муниципального образования) по учету, использованию и распоряжению имуществом. При этом маркерами эффективности управления имущественным комплексом являются следующие.

1. Полнота учета и оформления прав на имущество, которая обеспечивается учетом состава имущественного комплекса в государственных реестрах и в частности:

проведением ежегодной инвентаризации для контроля состава используемого имущественного комплекса с его фактическим осмотром;

проведением технической инвентаризации для идентификации объектов недвижимости;

  • - постановкой на кадастровый учет;
  • - внесением сведений в реестр федерального имущества;
  • - утверждением перечней недвижимого и особо ценного движимого имущества;

обеспечением государственной регистрации прав собственности РФ;

  • - обеспечением государственной регистрации прав вещного права владельца имущества.
  • 2. Использование (задействованность) в осуществлении уставной деятельности обеспечивается учетом использования объектов и высоким качеством управления каждым объектом:
    • - отсутствием неиспользуемых объектов;
    • - целевым использованием имущественного комплекса, т.е. наличием программы его использования с индикаторами, учетом того, какое подразделение, на каком основании, в каких условиях использует объект;
    • - по объектам движимого имущества - наличием материально ответственных лиц, проверкой фактического наличия объекта, его загруженности, разработкой и соблюдением стандартов использования и функционирования.
  • 3. Достаточность имущества обеспечивается определением оптимального состава имущественного комплекса на основе технико-экономических обоснований, планированием соответствующих мероприятий.
  • 4. Техническое качество имущества обеспечивается учетом его технического состояния, которое осуществляется путем выявления степени износа, соответствия требованиям безопасности, энергоэффективности, планированием работ по содержанию имущественного комплекса в надлежащем состоянии.
  • 5. Эффективность затрат обеспечивается на основе их анализа и определения оптимальной структуры затрат на содержание имущественного комплекса, наличия строгого управленческого учета структуры затрат, исключением излишних расходов.
  • 6. Эффективность инвестиционного использования имущества обеспечивается учетом доходов от распоряжения имущественным комплексом, исключением случаев распоряжения, влекущих отрицательный финансовый результат, наличием технико-экономического обоснования сделок по распоряжению имуществом, наличием дохода от каждой сделки.

Задание для размышления

Охарактеризуйте каждый из указанных критериев эффективности, по возможности выделив в каждом из них несколько составляющих элементов, на основании которых можно определить степень эффективности управленческого воздействия. Можно ли среди данных критериев выделить те, которые являются основными, и те, значимость которых несущественна?

При этом могут быть приняты решения по ремонту, реконструкции, продаже, передаче в аренду, отказу от права оперативного управления и пр.

Управление имущественным комплексом с государственной либо муниципальной формой собственности осуществляется исходя из тех же принципов и подходов, которые применимы к управлению государственными и муниципальными унитарными предприятиями.

В Российской Федерации в целях повышения качества корпоративного управления в организациях с государственным участием проводятся мероприятия, направленные на создание адекватной системы вознаграждения органов управления в увязке с достижением ключевых показателей эффективности; применение сбалансированных подходов к выплате дивидендов акционерными обществами с государственным участием; разработку и реализацию программ отчуждения непрофильных активов и профильных активов в организациях с государственным участием.

В настоящее время при принятии решений о размере дивидендов, выплачиваемых акционерными обществами с государственным участием, Минэкономразвития России и Росимуществом, руководствуются Распоряжением Правительства РФ от 29.05.2006 № 774-р в соответствии с которым позиция Российской Федерации как акционера по вопросам дивидендной политики должна формироваться исходя из необходимости направления на выплату дивидендов не менее 25% чистой прибыли обществ без учета доходов (расходов), полученных от переоценки финансовых вложений, если иное не установлено актами Правительства РФ.

Таким образом, принятие Правительством РФ в 2012 г. предложенных Минэкономразвития России изменений в указанное Распоряжение Правительства РФ, касающихся определения фиксированного минимального размера части чистой прибыли, направляемой на выплату дивидендов обществами с государственным участием, позволяет осуществлять более точное прогнозирование размера доходов федерального бюджета в плановом периоде от участия РФ в уставных капиталах акционерных обществ с государственным участием.

Кроме того, во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 02.04.2011 № Пр-846 2 и от 27.04.2012 № Пр-1092 3 продолжается работа по поэтапной замене государственных служащих в органах управления хозяйственных обществ, акции (доли) которых находятся в собственности РФ, профессиональными директорами 4 .

При Росимуществе сформирована и функционирует комиссия по отбору независимых директоров, представителей интересов Российской Федерации и независимых экспертов для избрания в органы управления и контроля акционерных обществ с государственным участием. В состав указанной комиссии входят представители общественно-профессиональных организаций, сотрудники отраслевых федеральных органов исполнительной власти и Росимущества. Деятельность комиссии носит открытый характер, обеспечивая прозрачность процедур подачи заявок и отбора кандидатов из числа профессиональных директоров для участия в органах управления и контроля акционерных обществ.

В рамках исполнения п. 4 поручения Президента Российской Федерации от 05.06.2013 № Пр-1474 Минэкономразвития России разработаны методические указания но применению государственными корпорациями, государственными компаниями, государственными унитарными предприятиями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта РФ в совокупности превышает 50%, ключевых показателей эффективности, включающих в том числе показатели капитализации компании и нормы доходности. Впоследствии достижение ключевых показателей эффективности будет учитываться при принятии решений об оплате труда руководства организаций с государственным участием и кадровых решений .

Надзорные и контрольные функции относительно управления имущественными комплексами предприятий и организаций государственной или муниципальной формы собственности возложены на Минэкономразвития РФ, основными задачами которого в данном направлении являются:

  • - обеспечение оптимизации состава имущественных комплексов предприятий и организаций, в том числе путем контроля за деятельностью предприятий и организаций, входящих в состав имущественного комплекса, с правом реорганизации, преобразования в хозяйственные общества либо иные организационно-правовые формы, ликвидации предприятий и организаций государственной или муниципальной формы собственности, не ведущих финансово-хозяйственную деятельность;
  • - формирование и внедрение системы экономического мониторинга и контроля за деятельностью предприятий и организаций, включая принятие и реализацию стратегий их развития и программ деятельности, формирование системы оценки показателей деятельности предприятий и организаций государственной либо муниципальной формы собственности, собственность которых входит в состав имущественного комплекса, и эффективности использования федерального имущества;
  • - эффективное управление имуществом предприятий и организаций государственной либо муниципальной формы собственности.

Особенности управления имущественными комплексами. В отношении управления имущественным комплексом организаций и предприятий государственной и муниципальной формы собственности имеются и неразрешенные проблемы.

Так, в управлении указанными имущественными комплексами часто выделяют техно-ориентированный и человеко-ориентированный подходы. Целью обоих подходов является ориентация на удовлетворение потребностей человека, однако они различаются средствами ее достижения и показателями результативности. В частности, каждому из подходов присуща собственная система показателей (индикаторов) достижения результатов деятельности и методы обратной связи для отслеживания степени достижения целей.

Техно-ориентированный подход сосредотачивается преимущественно на инфраструктурных показателях как на средствах удовлетворения потребностей населения. При таком подходе предполагается, что наличие средств удовлетворения потребностей населения автоматически приводит к удовлетворению этих потребностей.

Обратная связь при этом осуществляется через отслеживание статистической информации технического типа (например, количество квадратных метров жилья, объем усвоенных средств, количество коек в больницах и т.п.), а степень достижения тех или иных задач и целесообразность осуществления соответствующих действий определяется работниками органов управления. По техно-ориентированному подходу конечные потребители услуг - общины - практически отстранены от процессов управления и обратной связи.

Человеко-ориентированный подход нацелен на конечный результат - удовлетворение потребностей населения. В этом случае обратная связь осуществляется непосредственно через население на основе социальной, а не статистической информации. Показателями при таком подходе выступают индекс развития человека: долголетие, уровень образованности, уровень дохода на душу населения, степень удовлетворения разнообразными услугами, состоянием безопасности, окружающей среды и т.п.

Сочетание указанных подходов в области государственного и муниципального имущества имеют свои преимущества и недостатки. Первый подход позволяет органам государственной власти и местного самоуправления формировать задачи независимо от общины, эти задачи экономически оказываются более перспективными и масштабными. Хотя при таком подходе возможны экологические и социальные потери. При втором подходе внимание должностных лиц органов местного самоуправления направлено на решение текущих, близких к обществу социальных задач, но не таких перспективных с экономической точки зрения, а потому вероятность применения инноваций этого подхода довольно низка.

В зарубежной и отечественной практике управления комплексом предприятий и организаций государственной и муниципальной формы собственности получили распространение техно-ориентированные подходы. Но через устранение общины от управления организацией собственной жизни, от участия в принятии решений, от контроля за деятельностью органов государственной и местной власти создается почва для совершения коррупционных действий и возникает ощущение неэффективности применения такого подхода к управлению имущественным комплексом предприятий и организаций государственной и муниципальной формы собственности 1 . Выход из этой ситуации видится в построении прозрачности и открытости процесса управления имущественным комплексом предприятий и организаций государственной и муниципальной формы собственности, которых можно достичь путем применения информационно-коммуникационных технологий в управлении.

Учитывая указанные недостатки техно-ориентированного подхода к управлению, демократически развитые страны пытаются применять рядом с ним человеко-ориентированные подходы. Они предусматривают такие социальные технологии привлечения граждан, как референдумы и консультативные опрос, общественные слушания и обсуждения, местные инициативы как формы консультаций с общественностью, стратегическое планирование развития общества с участием представителей соответствующих сообществ и т.д. Таким образом, техно- и человеко-ориентированные подходы взаимодополняют друг друга. Однако для обоснованных управленческих решений показатели человеко-ориентированного подхода должны быть трансформированы в технические показатели планов действий управленческих структур . Один из основных показателей человекоориентированного подхода и его оценки - индекс человеческого развития, который тесно связан с осуществлением управления на принципах устойчивого развития, значение которого заключается во всесторонне сбалансированном развитии.

Управление имущественными комплексами предприятий и организаций с государственной и муниципальной формой собственности осуществляется в РФ с целью обеспечения устойчивого развития как государства в целом, так и муниципального образования в частности, с целью обеспечения управляемого развития. Следовательно, главным элементом такого развития является управленческая деятельность публичных институтов.

Понятие «устойчивое развитие» отмечает сбалансированное функционирование трех составляющих: природы, общества и экономики. Экологический аспект устойчивого развития заключается в направлении усилий общества на сохранение и рациональное использование природных ресурсов, регулирования деятельности хозяйствующих субъектов с позиции минимизации негативного влияния их деятельности на окружающую среду. Экономический аспект заключается в саморазвитии, основанном на высокоэффективных, ресурсосберегающих, экологически чистых, экономичных технологиях. Социальный - в создании условий для личности, для ее развития и самообразования. Социальная составляющая устойчивого развития напрямую связана с индексом человеческого развития. Человеческое развитие предполагает, с одной стороны, формирование возможностей человека (улучшение здоровья, приобретение знаний и профессиональных умений), а с другой - использование этих возможностей для отдыха, работы, культурной, общественной, политической деятельности.

Таким образом, на современном этапе следует сосредоточить внимание на внедрении социально безопасных для территориальной общины технологий управления имущественным комплексом предприятий и организаций государственной и муниципальной формы собственности, ориентированных на человека и его потребности. Такие технологии могут основываться на социально-функциональном и диверсифицированном подходах.

Модель совершенствования системы управления имущественным комплексом предприятий и организаций государственной и муниципальной формы собственности, основанная на использовании предложенных социально-функционального и диверсифицированного подходов, приведена на рис. 5.1.

Рис. 5.1.

Как показывает практика, традиционным при управлении государственным и муниципальным имуществом является социально-функциональный подход, обусловленный осознанием самой природы коммунальной собственности, хотя уже сегодня он требует совершенствования и приведени я в соответствие с требованиями современного этапа развития местного самоуправления в России и экономических тенденций. Совершенствование применения социально-функционального подхода заключается:

  • - в привлечении общества к самоуправлению (путем формирования общественной инфраструктуры и непосредственного влияния на организацию предоставления жизненно важных услуг);
  • - совершенствовании функционирования муниципальных унитарных предприятий;
  • - установлении межмуниципальных организационно-экономических связей по управлению государственными и муниципальными объектами, разработке и реализации совместных проектов территориальных общин на базе объектов государственной и муниципальной собственности.

Вовлечение населения муниципального образования в процесс управления объектами имущественного комплекса предприятий и организаций государственной и муниципальной формы собственности способствует выработке у населения корпоративного интереса к управлению такими объектами. Как показывает мировая практика, это приносит не только социальные результаты, но и чисто экономические (развитие различных форм самоорганизации для обеспечения услугами и соответственно более эффективная организация их предоставления, прозрачные обоснованные тарифы, контроль качества услуг, «экономное» отношение к объекту, а, следовательно, и к государственному и муниципальному имуществу). В России же на нынешнем этапе такому процессу может помешать неготовность населения муниципальных образований применять самоуправляющиеся механизмы управления частью государственной и муниципальной собственности, что непосредственно связано с реальной способностью общества к самоуправлению в целом.

Пример из практики

Европейская хартия местного самоуправления (1985 г.) не ограничивается декларированием права местных властей самостоятельно принимать решения по вопросам местного значения, но акцентирует внимание на их реальной способности это осуществлять . В России «право» конституционно закреплено и в основном урегулировано законодательно, но уровень «реальной способности» остается невысоким. Несоответствие материально-финансовой автономии и экономической самодостаточности по местному самоуправлению как закрепленным полномочиям, так и международным традициям и актам дает основания считать, что компетенция населения муниципального образования в хозяйствовании как субъекта экономических отношений, по сравнению с другими странами, имеет ограниченный характер.

Эффективность управления имущественным комплексом предприятий и организаций государственной и муниципальной формы собственности, составляющем основу государствснного/муниципального сектора экономики, без учета взаимодействия с населением государства и (или) муниципального образования, невозможна. Существенное значение для реальной способности самостоятельного управления местными делами имеет также наличие в распоряжении органов местного самоуправления достаточных финансовых, имущественных, кадровых, организационных, информационных ресурсов и т.п. Такой подход чрезвычайно важен, поскольку позволяет выяснить, в каких случаях институт местного самоуправления реально функционирует, а в каких - остается только задекларированным, и его формальная юридическая модель не воплощается на практике.

Механизмы самоуправляющегося управления имущественным комплексом организаций и предприятий государственной/муниципальной формы собственности включают:

  • - возможность создания организаций со специальными функциями надзора (управления) относительно социальных объектов, проведение социальной экспертизы разного рода проектов государственного либо местного уровня;
  • - социальные инициативы и инновации;
  • - осуществление контроля за качеством услуг и их соответствия нормативным требованиям;
  • - создание/максимальное распространение органов самоорганизации населения и предоставления им отдельных функций по управлению и обеспечению доступности государственных/муниципальных услуг.

Анализ проблематики

На сегодня общественный сектор экономики и сфера обеспечения жизнедеятельности населения государства в целом или муниципального образования в частности постепенно осваивается частными структурами в рамках сотрудничества с властью на партнерских началах. Сотрудничество частного и государственного/муниципаль- ного секторов и обеспечении населения качественными услугами наиболее целесообразно в таких сферах жизнеобеспечения населения, как водоснабжение, санитарная очистка и вывоз мусора, коммунальная энергетика, транспорт, здравоохранение и образование, т.е. в секторах, которые традиционно относят к сфере общественных услуг.

Сущность государственно-частного партнерства сводится к передаче государственным партнером (на местном уровне - органом местного самоуправления) частному партнеру тех или иных функций по управлению государственными или муниципальными имущественными объектами в определенной сфере обеспечения жизнедеятельности муниципального образования на четко установленных условиях на основе эффективного распределения ресурсов, выгод, ответственности и рисков.

Привлечение частного партнера к управлению объектами имущественного комплекса государственной или муниципальной формы собственности способствует использованию рыночно-экономических механизмов.

При этом стоит отметить следующие конкурентные преимущества:

  • - низкую цену единицы продукции (услуги) при обеспечении ее качества; предпринимательские навыки и умение экономически обосновывать соотношение «цена - качество»;
  • - умение продвигать свой продукт на рынке и проводить политику партнерских отношений с потребителем;
  • - усовершенствованную эффективность хозяйствования па основе гибкого реагирования на колебания спроса;
  • - опытный менеджмент и доступ к новым технологиям, который в рамках государственной монополии сферы общественных услуг был ограничен;
  • - возможности движения капитала и доступа к кредитным ресурсам.

Таким образом, мы имеем основания утверждать, что на современном этапе необходимо сосредоточить внимание на усовершенствовании системы управления имущественным комплексом предприятий и организаций государственной и муниципальной формы собственности путем определения социально безопасных управленческих технологий, ориентированных на человека и его потребности. Возможным вариантом достижения этого является предлагаемое рациональное сочетание социальнофункционального и диверсифицированного подходов.

Первый является объективной необходимостью в отношении института государственной и муниципальной собственности в целом, обеспечивает реальное выполнение основных функций государственного управления и местного самоуправления. Второй - создает возможности использования преимуществ рыночных механизмов в государственном и муниципальном секторе.

  • Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2006 № 774-р «О формировании позицииакционера - Российской Федерации в акционерных обществах, акции которых находятсяв федеральной собственности».
  • Перечень поручений по осуществлению первоочередных мер, направленных на улучшение условий инвестиционного климата в России от 02.04.2011. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/10807 (дата обращения: 29.11.2015).
  • Перечень поручений по вопросу развития конкуренции и предпринимательстваот 27.04.2012. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/15166 (дата обращения: 29.11.2015) .
  • Росимущества от 16.09.2011 № ГН-15/28327 «Об исполнении подпункта“е” пункта 1 поручения Президента Российской Федерации от 02.04.2011 № 846». URL:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=120137 (дата обращения: 29.11.2015) .
  • «Методические указания по применению ключевых показателей эффективности государственными корпорациями, государственными компаниями, государственными унитарными предприятиями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которыхдоля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в совокупности превышает пятьдесят процентов» (vtb. Росимуществом). URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LA W;n=17105(Ш=134;dst= 100002,0;rnd=0.056764388210389205(дата обращения: 29.11.2015).
  • Кленов С. Н. Правовое обеспечение государственного и муниципального управления.М., 2015. С. 82.
  • Шамарова Г. М. Основы государственного и муниципального управления. М., 2013.С. 116.
  • Европейская хартия местного самоуправления (совершено в Страсбурге 15.10.1985).

Управление имуществом, как и любой другой вид управления, нуждается в организационном обеспечении. Для этого в организационной структуре предприятия предусматривается специализированная структурная единица, реализующая функции по управлению имуществом и призванная проводить в жизнь цели и принципы, связанные с эти управлением.

Организационное оформление данной структурной единицы зависит от масштабов предприятия, количества, размеров и сложности входящих в предприятие имущественных комплексов. Это может быть управление (департамент), отдел, комитет, центр или бюро. В последние годы произошло оформление службы по управлению имуществом (СУИ) на многих крупных и средних предприятиях.

Первейшей задачей СУИ является обеспечение полного и достоверного учета всего имеющегося на предприятии имущества. Система учета основных средств зачастую переходит от бухгалтерии в СУИ. Кроме традиционных средств учета, на предприятии должен быть сформирован полный реестр имущества в виде компьютеризированной базы данных, позволяющей иметь полную информацию о техническом состоянии, текущей стоимости и использовании каждого имущественного объекта.

В строгом соответствии с обшей корпоративной стратегией СУИ должна выработать и осуществлять стратегию по управлению имуществом на ближайшую и отдаленную перспективу.

К основным функциям данной службы относятся такие, как:

  • формирование амортизационной политики и принятие решений по вопросам, связанным с механизмом начисления и использования амортизации, порядком проведения переоценок, направлением амортизационных средств на обновление основных фондов;
  • формирование инвестиционной политики в части реализации инвестиционных проектов и программ по реконструкции, расширению бизнеса и техническому перевооружению;
  • анализ, контроль и определение наиболее эффективных направлений динамики и структурных преобразований и производственной мощности операционных имущественных комплексов;
  • управление рссурсо- и энергопотреблением и затратами, связанными с функционированием операционных имущественных комплексов, а также с их восстановлением (ремонтом и модернизацией);
  • оперативный учет полезного использования недвижимого и движимого имущества, разработка предложений и условий сдачи в аренду или продажи неиспользуемых зданий, сооружений, оборудования, нематериальных активов и другого имущества, заключение соответствующих договоров и контроль за их исполнением;
  • разработка предложений по рациональному размещению производственных и вспомогательных звеньев (цехов, участков, складов) в производственных и других помещениях, структурных единиц (отделов, бюро и т.п.) в офисных, лабораторных и других помещениях;
  • разработка предложений по консервации временно неиспользуемого имущества, обеспечению его сохранности;
  • экономическое обоснование операций лизинга оборудования, участие в оформлении договоров лизинга и контроль за их исполнением;
  • разработка комплексной программы по страхованию имущества, обоснование и выбор наиболее эффективных методов страхования для отдельных видов имущества, заключение соответствующих договоров со страховыми компаниями и контроль за их исполнением;
  • взаимодействие с оценочными компаниями по вопросу организации проведения независимой оценки стоимости имущества для решения различных задач управления имуществом (переоценка основных фондов, оформление залога, купля-продажа подержанного имущества и т.д.).

По содержанию своих функций СУИ относится к финансово-экономическому направлению деятельности предприятия, поэтому организационно она обычно подчинена директору по экономике и финансам. В то же время многие вопросы управления имуществом имеют стратегический характер, затрагивают интересы собственников (акционеров) и являются компетенцией совета директоров или общего собрания акционеров. В связи с этим менеджеры и специалисты СУИ часто участвуют в работе различных комиссий по имущественным вопросам, формируемым и действующим под контролем совета директоров.

СУ И строит свою работу в тесном контакте с другими службами, отделами и подразделениями предприятия: бухгалтерией, финансовым и планово-экономическим отделами, отделами маркетинга, снабжения и сбыта, отделами главного механика и главного энергетика, хозяйственно-административным, юридическим и планово-производственным отделами, отделом капитального строительства и др.

В рамках задач по мотивации труда и управлению персоналом СУИ совместно с отделом труда и заработной платы разрабатывает предложения по материальному поощрению работников предприятия за эффективное использование имущественных объектов и экономию средств, связанных с их эксплуатацией.

По мерс развития СУИ степень ее экономической самостоятельности и роль в управлении предприятием повышаются. На начальной стадии СУИ работает в режиме места возникновения затрат (МВЗ). При этом она несет ответственность только за расходы в рамках своей прямой деятельности, а по предприятию определяет лимиты регулируемых затрат по статьям операционного бюджета управленческих расходов и показатели стимулирования персонала за экономию отдельных операционных затрат.

На предприятиях с достаточно развитой системой внутрифирменного бюджетирования СУИ может работать в режиме центра финансового учета (ЦФУ). В этом случае на СУИ возлагается ответственность не только за расходы в рамках своей прямой деятельности, но и за некоторые финансовые и экономические показатели деятельности предприятия. В первую очередь речь идет о показателях имущественного положения предприятия и использования основных фондов (табл. 2.2).

В рамках системы бюджетирования и разделения ответственности между функциональными службами предприятия СУИ анализирует и контролирует уровень и динамику таких показателей, как балансовая стоимость внеоборотных активов, собственные средства предприятия, рентабельность основных фондов, фондоотдача, износ основных средств, коэффициенты выбытия и обновления основных средств, коэффициенты загрузки главных объектов имущества, показатели производственной мощности имущественных комплексов, затраты на содержание и обслуживание основных фондов, доходы от аренды, потребление электроэнергии и других энергорссурсов и др.

Основные показатели деятельности предприятия, контролируемые службой управления имуществом

Показатели имущественного положения предприятия

Балансовая стоимость активов предприятия

Итог баланса-нетто

Доля активной части основных средств

Отношение стоимости активной час ти основных средств к сто им ост 1 основных средств

Коэффициент износа основных средств

Отношение износа (суммы амортизации) к балансовой стоимости основ ных средств

Коэффициент обновления

Отношение стоимости поступивши: за период основных средств к балан совой стоимости основных средст: на конец периода

Коэффициент выбытия

Отношение стоимости выбывших з; период основных средств к балансо вой стоимости основных средств н; начало периода

Показатели использования основных средств

Фондоотдача

Отношение выручки от реализацш за период к средней балансовой стоимости основных средств

Рентабельность основных средств

Отношение прибыли за период ь средней балансовой стоимости основных средств

Операционный бюджет СУИ при работе в режиме ЦФУ состоит из доходной и расходной частей.

В доходной части отражаются доходы от сдачи неиспользуемых объектов в аренду, от продажи лишних объектов, от внедрения инвестиционных проектов по имущественным преобразованиям. В расходной части показываются расходы на учетные и регистрационные работы, автоматизацию управления, поддержку инвестиционных проектов, собственные и накладные расходы.

Информационное обеспечение деятельности СУИ осуществляется через интегрированную информационную систему предприятия.

Контрольные вопросы

  • 1. Назовите и охарактеризуйте стратегии предприятий в зависимости от их финансово-экономического состояния.
  • 2. Какой имущественной стратегии придерживаются предприятия в условиях тяжелого (кризисного) состояния?
  • 3. Какой имущественной стратегии придерживаются предприятия в условиях напряженного (посткризисного) состояния?
  • 4. Какими признаками обладает имущественная стратегия в условиях хорошего финансово-экономического состояния?
  • 5. Назовите основные функции, которые выполняет система управления имуществом на промышленном предприятии.
  • 6. С какими внешними организациями взаимодействует система управления имуществом предприятия и по каким направлениям?
  • 7. Назовите основные связи между системой управления имуществом и системой управления операционными затратами.
  • 8. Назовите основные связи между системой управления имуществом и системой управления финансами и инвестициями.
  • 9. Назовите и прокомментируйте основные принципы управления имуществом.
  • 10. В чем заключается общая цель управления имуществом на предприятии?
  • 11. Какие требования предъявляются к операционным имущественным комплексам и какие задачи управления вытекают из этих требований?
  • 12. Какие функции выполняет подразделение по управлению имуществом?
  • 13. Как меняются задачи подразделения по управлению имуществом при переходе от режима места возникновения затрат (МВЗ) к режиму центра финансового учета (ЦФУ)?
  • 14. Какие общехозяйственные показатели контролирует подразделение по управлению имуществом при работе в режиме ЦФУ?
  • 15. Как выглядит операционный бюджет подразделения по управлению имуществом при работе в режиме ЦФУ?


Поделиться