Ускоренная амортизация ккм в году. Фискальный регистратор: срок полезного использования

  • Бухгалтерский учет приобретения ККТ
    • Онлайн ККТ
    • Касса как основное средство или просто расход?
    • Как учитывать кассовые аппараты
  • Бухгалтерский учет приобретения ККТ При принятии актинов в качестве основных средств для целей бухгалтерского учета необходимо единовременное выполнение следующих условий (п. » использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации, использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев; » организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов, способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

    Бухгалтерский учет кассового аппарата в 2018 году

    Внимание

    Важно также отметить, что проведение демонтажа не является единственным и обязательным условием для того, чтобы основное средство считалось ликвидированным. Следовательно, и расходы на ликвидацию, в том числе и суммы недоначисленной амортизации, можно учитывать без проведения демонтажа объекта.


    Важно

    Таким образом, основное средство может выбыть из состава амортизируемого имущества в результате ликвидации, которая подтверждается правильно оформленным актом о списании. В этом случае остаточная стоимость также включается во внереализационные расходы в текущем периоде.


    При этом на дату утверждения руководителем организации акта о списании основного средства нужно восстановить НДС, который ранее принимался к вычету по этому объекту.

    Кассовый аппарат относится к четвертой амортизационной группе имущества со сроком полезного использования от пяти до семи лет включительно (Общероссийский классификатор основных фондов, утвержденный постановлением Госстандарта от 26.12.1994 № 359). При этом срок полезного использования (нормативный срок амортизации) ККТ начинает исчисляться с момента ввода основного средства в эксплуатацию в организации, а не с даты выпуска кассового аппарата изготовителем.

    Инфо

    Затраты на ликвидацию основного средства, не пригодного в дальнейшем для использования, можно учесть в составе внереализационных расходов (пп. 8 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса РФ). Это могут быть расходы на демонтаж, вывоз разобранного имущества, оплата услуг подрядчиков, другие аналогичные затраты.


    Решение о ликвидации основного средства следует оформлять приказом руководителя организации.

    Отражение покупки ккм в бухгалтерском и налоговом учете

    Для признания кассового аппарата в составе амортизируемого имущества в налоговом учете необходимо, чтобы такой аппарат принадлежал организации на праве собственности и использовался в деятельности, направленной на получение дохода. Его стоимость должна погашаться путем начисления амортизации.


    Срок использования должен быть более 12 месяцев, а первоначальная стоимость – более 100 000 рублей (Читайте также статью ⇒ Нужен ли кассовый аппарат для ИП и ООО на УСН в 2018 году). Формирование первоначальной стоимости кассового аппарата (ККТ) Первоначальная стоимость ККТ формируется исходя из всех фактических затрат по приобретению.

    Ipc-zvezda.ru

    Э!рСЕЖНЫЙ) и других особенностей стоимость приобретенной кассовой техники может как находиться в пределах 10 ООО руб., так и быть выше этой суммы. Рассмотрим ва конкретном примере, как будет отражаться в бух-галтерском и налоговом учете приобретение и эксплуатации ККТ.
    Пример. Отражеі ие а учете цриобретепал и эксплуатации ККТ Онлайн ККТ Возможно, ваша организация приобрела дорогостоящую модель ККТ, которая отвечает всем критериям для признания ее основным средством. Такая ситуация наиболее вероятна для предыдущих периодов (до 2017 года), когда порог для включения объекта в состав амортизируемого имущества составлял 40 000 руб.
    Кассовый аппарат относится к четвертой амортизационной группе имущества со сроком полезного использования от пяти до семи лет включительно (Общероссийский классификатор основных фондов, утвержденный постановлением Госстандарта от 26.12.1994 № 359).

    Отметим, что НДС, предъявленный подрядчиком по работам, связанным с ликвидацией ОС, в том числе демонтажом, разборкой, вывозом ликвидируемого ОС и т.п., принимается к вычету в квартале, когда подписан акт о выполнении работ и получен счет-фактура подрядчика (п. 6 ст. 171 НК РФ). При этом остаточная стоимость основного средства на момент ликвидации, которую не успели самортизировать, также будет уменьшать налогооблагаемую прибыль.

    В зависимости от метода начисления амортизации по ликвидированному имуществу остаточная стоимость будет учитываться в расходах соответственно. Так, если организация начисляет амортизацию линейным методом, остаточная стоимость ликвидированного основного средства единовременно учитывается в составе внереализационных расходов (абз.

    2 пп. 8 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса РФ).

    Кассовый аппарат как основное средство

    ПБУ 6/01 «Учет основных средств» лимит признания оборудования в качестве ОС может быть установлен и в сумме, меньшей, нежели 40 000,00 рублей. В таком случае кассовый аппарат в бухгалтерском учете следует признавать ОС (если соблюдены основные критерии признания объекта основным средством).

    Вопрос № 2: При покупке кассового аппарата от поставщика получена накладная, в которой отражены фискальный принтер чеков, терминал, денежный ящик, источник бесперебойного питания, сканер штрих-кодов, кассовая программа, услуги по установке кассовой программы, услуги по подготовке ККТ к эксплуатации, обучение сотрудников работе с ККТ, услуги ОФД на год. Что из перечисленного можно включить в состав ОС при комплектовании кассового аппарата.

    Ответ: В состав ОС необходимо включить все те комплектующие, без которых функционирование кассового аппарата не возможно.

    Как учесть кассовый аппарат: как ос или материалы?

    Отражение покупки ККМ в бухгалтерском и налоговом учете Каждый год организация обязана покупать в ЦТО новую голограмму, а каждый квартал - новые самоклеящиеся пломбы. Эти расходы относится на текущие затраты организации. Стоимость ККМ различна - от несколько тысяч рублей до несколько тысяч долларов. ККМ стоимостью менее 10 000 руб. в бухгалтерском учете списывают сразу после ввода в эксплуатацию (пункт 18 ПБУ 6/01): 18. Начисление амортизации объектов основных средств производится одним из следующих способов: Списав ККМ, организация заводит инвентарную карточку (форм ОС-6), на которой и продолжает учитывать аппарат. Как учитывать кассовые аппараты Дебет 08 Кредит 60 - 590 руб. (100 + 350 + 75 + 65) - включены в первоначальную стоимость кассового аппарата единовременные затраты по доведению его до состояния, пригодного для использования; Дебет 19 Кредит 60 - 118 руб.

    Онлайн ккт. бухгалтерский учет при переходе на новые кассы

    Отражение приобретения кассового аппарата в бухгалтерском учете Основные бухгалтерские проводки при учете затрат, связанных с приобретением и эксплуатацией кассового аппарата, который планируется учитывать в составе ОС (стоимость более 40000,00). Проводки даны без учета НДС: Содержание операции Проводка Примечания Дт Кт Отражена стоимость кассового аппарата 08 60 Отражена стоимость услуг по настройке программного обеспечения 08 60 Включается в стоимость ККТ в качестве затрат, необходимых для доведения ОС до состояния, пригодного к эксплуатации Отражена стоимость сканера штрих-кодов 10 60 В состав ОС не включается, т.к.

    Это отдельный блок, который необходимо подключить к компьютеру, планшету, другому устройству с установленным программным обеспечением (кассовая программа).Условия признания кассового аппарата в качестве ОС в бухгалтерском и налоговом учете Для признания кассового аппарата в составе основных средств в бухгалтерском учете, необходимо, чтобы такой кассовый аппарат:

    • был предназначен для использования в основной или управленческой деятельности
    • был предназначен для использования в течение длительного (более 12 месяцев) промежутка времени
    • был способен приносить пользу (экономическую выгоду)
    • организация не планировала продавать его в будущем.

    Именно таки условия признания оборудования в качестве основного средства установлены в ПБУ 6/01 «Учет основных средств».
    Налогового кодекса РФ). Если кассовый аппарат – основное средство Возможно, ваша организация приобрела дорогостоящую модель ККТ, которая отвечает всем критериям для признания ее основным средством. Такая ситуация наиболее вероятна для предыдущих периодов (до 2016 года), когда порог для включения объекта в состав амортизируемого имущества составлял 40 000 руб.
    Таким образом, с вступлением в силу новых требований федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» возможен вариант, когда старая модель ККТ, учтенная в составе амортизируемого имущества, станет непригодной для использования до истечения своего срока полезного использования.

    Кассовый аппарат это основное средство или материалы

    НДС; Дебет 60 Кредит 51 - 7008 руб. (6300 + 120 + 420 + 90 + + 78) - оплачены расходы; Дебет 01 Кредит 08 - 5840 руб. Кассовый аппарат как основное средство Соответственно, ее можно принять к учету как основное средство на основании п. 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств». То есть если приказом об утверждении учетной политики организации установлен стоимостный лимит для принятия объекта в состав основных средств (но не более 20 000 руб.), то объекты стоимостью менее этого лимита будут отражаться в учете в составе МПЗ. В случае принятия организацией ККТ в составе МПЗ необходимо будет обеспечить сохранность этого объекта при его использовании и эксплуатации. Как учесть кассовый аппарат: как ОС или материалы? Нужно ли показывать в бухучете кассовый аппарат как основное средство, если он был приобретен в 2008 году за 12 500 руб.? Срок использования 7 лет. ООО на УСН 6%.

    Госдума приняла в первом чтении законопроект "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт". Законопроект увеличивает срок эксплуатации кассовых аппаратов с семи до десяти лет. По мнению экспертов, возможность реже производить замену кассового аппарата пойдет на пользу бизнесу и позволит снизить издержки. Прежде всего это касается магазинов и торговых сетей, где ККТ используются в больших количествах.

    Сегодня разрешенный срок эксплуатации кассовых аппаратов составляет от пяти до семи лет. После окончания этого срока использовать кассы запрещено, и предпринимателям приходится покупать новые аппараты. Чтобы предприниматели и компании не несли дополнительных расходов, предложено изменить сроки. Согласно законопроекту срок разрешенного использования контрольно-кассовой техники составит 10 лет.

    "Сейчас срок использования ККТ определяется нормативным сроком ее амортизации. Согласно норме закона, кассовая техника относится к четвертой амортизационной группе со сроком полезного использования свыше семи лет включительно. Стоимость замены ККТ обходится в сумму от 20 000 рублей, если рассматривать самые простые модели. Более продвинутые, к примеру, поддерживающие систему сканирования штрих-кодов, связь с компьютером, обойдутся дороже. Затраты складываются из стоимости самой ККТ, регистрации ее в налоговой инспекции, снятия с учета старого аппарата. Также, снимая старый ККТ с учета, налоговые органы, как правило, берут на проверку кассовые документы, что тоже влечет за собой дополнительную работу и излишние переживания. Продление срока использования станет пусть и небольшим, но плюсом для бизнеса, так как срок фактически разрешенного использования увеличится с семи лет до десяти лет. Менять ККТ можно будет реже. Отдельно нужно сказать о том, что сейчас раз в год компании обязаны менять ЭЛКЗ - средство фискальной защиты от манипуляций с кассой, направленных на сокрытие торговой выручки. Стоимость замены ЭЛКЗ составляет 8 тысяч рублей. Также должен быть обязательно заключен договор с ЦТО (Центром технического обслуживания), которому нужно платить около трех тысяч рублей в квартал. Для малого бизнеса было бы плюсом, если бы была возможность сократить расходы. К примеру, замену ЭЛКЗ сделать реже или же удешевить эту процедуру, а договор ЦТО сделать необязательным требованием", - рассказал руководитель аудиторско-консалтинговой группы "АИП" Сергей Елин.

    Эксперты также обращают внимание на сложные моменты применения закона о ККТ. "Сейчас закон не содержит прямого запрета на использование кассового аппарата, нормативный срок использования которого истек, но сам аппарат при этом не исключен из реестра контрольно-кассовой техники. Основной показатель для кассовых аппаратов - именно нахождение конкретной модели в реестре. Так, если модель была исключена из реестра, но срок нормативного использования конкретного кассового аппарата не истек, его можно продолжать эксплуатировать, но не более семи лет. Если же модель все еще есть в реестре, то до выхода аппарата из строя или исключения его из реестра. Стоимость самих кассовых аппаратов составляет от 5 (переносные модели) до 20-30 тысяч рублей, настройка и регистрация в налоговых органах могут осуществляться как самостоятельно, так и за отдельную плату. Эту финансовую нагрузку нельзя считать существенной. Если законопроект будет принят, хозяйствующие субъекты смогут производить замену контрольно-кассовой техники реже, раз в 10 лет. Если же производитель установил меньший срок службы аппарата, то замену нужно производить в соответствии с ним. Это изменение пойдет на пользу тем компаниям, которые используют кассовые аппараты в больших количествах, в первую очередь магазинам", - сообщила старший юрисконсульт Центра правового обслуживания Валентина Чистякова.

    Контрольно-кассовая техника требует к себе повышенного внимания, как со стороны предпринимателей, так и со стороны проверяющих органов. Сегодня рынок подобной продукции изобилует разнообразием. Однако необходимо помнить, что не все аппараты можно свободно применять в работе. Подробности выяснил «Московский бухгалтер».
    ККМ «в законе»

    Организации и предприниматели, которые осуществляют наличные расчеты с клиентами, по закону обязаны при совершении денежных операций применять контрольно-кассовую технику (ККТ) или бланки строгой отчетности (БСО). Как и любая норма, установленная государством, использование ККТ должно соответствовать ряду правил.

    В Государственном реестре контрольно-кассовых машин (ККМ) кассовые аппараты имеют следующую классификацию: пассивные системные ККМ, активные системные ККМ, автономные ККМ, фискальные регистраторы. Также следует помнить, что не все кассовые аппараты, которые можно сегодня купить, официально одобрены государством. За использование технических средств кассового контроля не надлежащего образца, то есть тех, которые не вошли в Государственный реестр подобной техники, налагается штраф, предусмотренный Кодексом об административных правонарушениях.

    Все кассовые аппараты, которые официально разрешается применять в работе, предварительно проходят специальную процедуру, рассказывает начальник отдела обеспечения ведения Госреестра ККТ Федерального агентства по промышленности Анатолий Сурков:

    — При включении сведений о моделях ККМ в Государственный реестр контрольно-кассовых машин Государственная межведомственная экспертная комиссия по ККМ использует материалы экспертиз, подтверждающие соответствие моделей кассового оборудования установленным техническим требованиям к кассовым машинам для конкретных сфер их применения.

    Полный перечень кассовых аппаратов, разрешенных для использования, в свободном доступе можно найти на сайте Федерального агентства по промышленности (www.rosprom.gov.ru). Последними обновлениями госреестра стали контрольно-кассовые машины: «СПАРК-617ТК версия 01», «СПАРК-617ТК версия 02», «МИКРО 103К версия 02», «МИКРО 104К версия 02», «ШТРИХ-ТАКСИ-К», «Flaton-11K», «Велес-01К», «МИНИКА 1102.3К», «МИНИКА 1105К», «СП301ФР-К».

    Обновленные требования

    Закон № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» выдвигает три основных требования к подобному оборудованию. Во-первых, аппарат должен быть зарегистрирован в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика. Во-вторых, ККМ должна быть исправна и опломбирована в установленном порядке. В-третьих, аппарат должен иметь фискальную (контрольную) память и эксплуатироваться в фискальном режиме. Расширенный список правил использования кассового оборудования изложен в «Положении о применении и регистрации контрольно-кассовой техники», утвержденном постановлением правительства от 23 июля 2007 г. № 470. В этом же документе прописана процедура регистрации такого оборудования в налоговой инспекции.

    Надо отметить, что с апреля этого года, согласно приказу Федеральной налоговой службы от 9 апреля 2008 г. № ММ-3-2/152, несколько изменилась форма бланка, который заполняется при постановке ККМ на учет. К примеру, теперь нет необходимости указывать данные о номерах расчетного, текущего и других счетов компании, в том числе и о том, в каких банках и когда они открыты. Также при оформлении регистрации не придется перечислять все имеющиеся у фирмы филиалы с указанием адресов и телефонов. А для того, чтобы поставить на учет кассу в обособленном подразделении, совсем не обязательно заполнять бланк от лица головного офиса: теперь это сможет сделать и представитель подразделения. Достаточно в первой строке бланка указать все реквизиты основной организации и филиала, а во второй — фамилию, имя, отчество и контактный телефон руководителя подразделения.

    К заявлению также должны прилагаться: паспорт ККТ и договор о ее технической поддержке, заключенный с центром технического обслуживания (ЦТО). На то, чтобы налоговики внесли кассовый аппарат в книгу учета контрольно-кассовой техники, отводится пять рабочих дней с момента подачи всех необходимых документов. После этого инспекторы должны выдать представителю компании карточку регистрации и внести в паспорт ККТ отметку о постановке аппарата на учет.

    Кстати, по новым правилам, чиновники больше не обязаны заблаговременно извещать предпринимателей об окончании срока использования их кассового оборудования. Налоговики теперь лишь ставят в карточке регистрации ККТ год выпуска аппарата и нормативный срок его амортизации, а фирмам предписывается самим следить за тем, чтобы не был превышен лимит эксплуатации оборудования. По окончании указанного времени инспекторы должны снять кассовое оборудование с учета. Раньше чиновники предупреждали о конце срока амортизации кассовой машины за 30 дней, теперь они сообщают об этом не позднее дня, следующего за днем истечения «срока годности», то есть постфактум.

    Немного проще дело обстоит с перерегистрацией или досрочным снятием с учета кассовой техники. Заявление, которое подается в налоговую, составляется в произвольной форме, к нему прилагается паспорт ККТ и регистрационная карточка. Когда оформляется перерегистрация, инспекторы должны проставить все необходимые отметки за пять рабочих дней и по истечении этого времени вернуть бумаги представителю компании. Если речь идет о снятии ККМ с учета, регистрационная карточка фирме уже не возвращается.

    Устраняем неполадки

    Если в ходе проверки инспектор обнаружит нарушение в эксплуатации кассовой машины, он составит по данному факту соответствующий акт. В случае, если в компании в настоящий момент присутствует должностное лицо, проверяющий оформит также и протокол. В этих документах будет прописаны меры, которые должна предпринять провинившаяся компания. Далее представитель фирмы обязан явиться в налоговую для подписания протокола. Если в обозначенный срок он не придет, у инспекции будет повод для административного расследования и розыска. В общей сложности добиваться подписания этого документа можно не более двух месяцев. По истечении этого срока дело автоматически закрывается. Однако не стоит уповать, что вам простят выявленные оплошности: инспекторы возьмут компанию на заметку и будут применять другие методы воздействия. К примеру, сообщат о нарушении в торговый отдел местной администрации, который может просто не продлить разрешающие документы на право ведения торговой деятельности

    Избегаем нарушений

    При осуществлении денежных операций компаниям следует помнить, что не только отсутствие контрольно-кассовой техники является грубым нарушением постановления Высшего Арбитражного Суда от 31 июля 2003 г. № 6, в котором предусмотрена административная ответственность за неприменение ККМ. Если аппарат есть, но он не зарегистрирован в инспекции, это приравнивается к его отсутствию. То же самое касается предпринимателей, использующих кассовую технику, не включенную в Государственный реестр. Штрафы грозят и тем фирмам, которые эксплуатируют ККТ без фискальной памяти. Если у кассы отсутствует пломба ЦТО или на ней видны повреждения, свидетельствующие о том, что, вероятно, кто-то имел доступ к фискальной памяти, или аппарат пробивает чек на сумму, которая меньше уплаченной покупателем, то за все эти нарушения компания отдаст от 30 000 до 40 000 рублей. Кассиру, совершавшему операции на кассовом аппарате, который не подходит хотя бы по одному из перечисленных выше пунктов, грозит денежное взыскание в размере от 3000 до 4000 рублей.

    Штраф за одно нарушение налагается единожды. Пример приводит Дмитрий Ряховский, директор учебно-методического центра по подготовке профессиональных бухгалтеров и налоговых консультантов:

    — Если кассир не пробил чек, он нарушил правила работы с наличностью и не применил ККТ. При этом инспекторы могут попытаться суммировать штрафы. Однако это незаконно. В соответствии с пунктом 2 статьи 4.4 Кодекса об административных правонарушениях, если за одно и то же нарушение ответственность предусматривается двумя и более статьями Кодекса, то накладывается только один штраф — тот, который больше.

    Для того чтобы не бояться проверок налоговой инспекции, отслеживающих корректную работу кассовых аппаратов, и избежать неприятных последствий — достаточно всего лишь внимательно отнестись к соблюдению всех норм, предусмотренных законодательством в части применения ККМ.

    Екатерина Колесникова,

    Советник государственной гражданской службы РФ 3 класса

    Специально для компании «Такском»

    С 1 июля 2017 года все пользователи контрольно-кассовой техники перешли на передачу фискальных данных в онлайн-режиме согласно новым требованиям в свете изменений, внесенных в Федеральный закон от 22.05.2003 №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 290-ФЗ). Что может измениться в бухгалтерском учете с началом эры онлайн-касс?

    Бухгалтерский учет операций с ККТ

    Для перехода на онлайн-кассы пользователям потребовалось переоснастить свой парк контрольно-кассовой техники или модернизировать старые аппараты . Отражение действий с кассовым аппаратом в бухгалтерском учете будет зависеть от того, признан ли был при введении в эксплуатацию кассовый аппарат основным средством или его учли в составе материально-производственных запасов (МПЗ). Порог для признания имущества объектом основных средств с 2016 г. составляет 100 000 руб., а в период 2011-2015 гг. для того чтобы учесть объект в составе амортизируемого имущества, его стоимость должна была быть более 40 000 руб.

    Когда кассовый аппарат - МПЗ

    Как правило, кассовые аппараты стоят менее 100 000 руб. (и даже менее 40 000 руб. для предыдущих периодов), а значит в большинстве случаев учитываются в составе МПЗ, а затраты на их приобретение относятся на расходы текущего периода по мере ввода ККТ в эксплуатацию.

    При такой ситуации делаются типичные бухгалтерские проводки:

    Согласно пп. 3 п. 1 ст. 254 Налогового кодекса РФ к материальным расходам относятся затраты налогоплательщика «на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и прочих средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и другого имущества, не являющегося амортизируемым».

    В соответствии с п. 1 ст. 256 Налогового кодекса РФ имущество стоимостью менее 100 000 руб. независимо от срока полезного использования не относится к амортизируемому.

    Стоимость имущества, не являющегося амортизируемым, включается в состав материальных расходов и в бухгалтерском, и в налоговом учете в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию.

    В случае, когда производится модернизация учтенного в составе МПЗ кассового аппарата в соответствии с новыми требованиями федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа», расходы текущего периода на модернизацию учитываются также в составе расходов по обычным видам деятельности единовременно (по Дебету счета 20 «Основное производство» и др.) (в торговых организациях - на счете 44 «Расходы на продажу»).

    В налоговом учете затраты на модернизацию ККТ также следует признать в качестве материальных расходов в том отчетном периоде, когда они были произведены (ст.ст. 254, 272 Налогового кодекса РФ).

    Если кассовый аппарат – основное средство

    Возможно, ваша организация приобрела дорогостоящую модель ККТ, которая отвечает всем критериям для признания ее основным средством. Такая ситуация наиболее вероятна для предыдущих периодов (до 2016 года), когда порог для включения объекта в состав амортизируемого имущества составлял 40 000 руб.

    Таким образом, с вступлением в силу новых требований федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» возможен вариант, когда старая модель ККТ, учтенная в составе амортизируемого имущества, станет непригодной для использования до истечения своего срока полезного использования.

    Кассовый аппарат относится к четвертой амортизационной группе имущества со сроком полезного использования от пяти до семи лет включительно (Общероссийский классификатор основных фондов, утвержденный постановлением Госстандарта от 26.12.1994 № 359). При этом срок полезного использования (нормативный срок амортизации) ККТ начинает исчисляться с момента ввода основного средства в эксплуатацию в организации, а не с даты выпуска кассового аппарата изготовителем.

    Затраты на ликвидацию основного средства, не пригодного в дальнейшем для использования, можно учесть в составе внереализационных расходов (пп. 8 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса РФ). Это могут быть расходы на демонтаж, вывоз разобранного имущества, оплата услуг подрядчиков, другие аналогичные затраты. Решение о ликвидации основного средства следует оформлять приказом руководителя организации.

    Отметим, что НДС, предъявленный подрядчиком по работам, связанным с ликвидацией ОС, в том числе демонтажом, разборкой, вывозом ликвидируемого ОС и т.п., принимается к вычету в квартале, когда подписан акт о выполнении работ и получен счет-фактура подрядчика (п. 6 ст. 171 НК РФ).

    При этом остаточная стоимость основного средства на момент ликвидации, которую не успели самортизировать, также будет уменьшать налогооблагаемую прибыль. В зависимости от метода начисления амортизации по ликвидированному имуществу остаточная стоимость будет учитываться в расходах соответственно. Так, если организация начисляет амортизацию линейным методом, остаточная стоимость ликвидированного основного средства единовременно учитывается в составе внереализационных расходов (абз. 2 пп. 8 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса РФ).

    Важно также отметить, что проведение демонтажа не является единственным и обязательным условием для того, чтобы основное средство считалось ликвидированным. Следовательно, и расходы на ликвидацию, в том числе и суммы недоначисленной амортизации, можно учитывать без проведения демонтажа объекта.

    Таким образом, основное средство может выбыть из состава амортизируемого имущества в результате ликвидации, которая подтверждается правильно оформленным актом о списании. В этом случае остаточная стоимость также включается во внереализационные расходы в текущем периоде.

    При этом на дату утверждения руководителем организации акта о списании основного средства нужно восстановить НДС, который ранее принимался к вычету по этому объекту. Сумма восстанавливаемого НДС рассчитывается (Письма Минфина от 17.02.2016 № 03-07-11/8736, от 18.03.2011 №03-07-11/61) по формуле: сумма НДС, ранее принятая к вычету по основному средству, умножается на бухгалтерскую остаточную стоимость основного средства без учета переоценки на дату утверждения акта о списании и делится на бухгалтерскую первоначальную стоимость основного средства без учета переоценки.

    Если кассовый аппарат учитывается в составе основных средств, расходы на модернизацию отражаются по правилам, установленным ПБУ 6/01 «Учет основных средств»: затраты на модернизацию после ее окончания увеличивают первоначальную стоимость ККТ. При этом может быть пересмотрен срок полезного использования кассового аппарата. В налоговом учете ситуация будет выглядеть аналогично.

    С 1 июля 2017 года все обычные ККТ, не обеспечивающие онлайн-передачу данных в налоговые органы, автоматически перестают считаться контрольно-кассовой техникой, отвечающей законодательству РФ. Налоговая служба имеет право снимать такие аппараты с учета в одностороннем порядке. В этом случае пользователь получит уведомление и должен будет представить в налоговый орган заполненную форму КМ-2.

    О том, как правильно отражать авансы и возвраты при различных ситуациях в новых кассовых чеках, мы расскажем в следующих материалах.

    Не забывайте, что для работы в рамках нового порядка применения контрольно-кассовой техники необходимо не только обновить технику, но и заключить договор с ОФД. Доверяйте свои фискальные данные только тем, кто имеет все необходимые лицензии, в том числе от ФСБ России на осуществление такого вида деятельности. Например, ОФД «Такском» получил разрешение на обработку фискальных данных еще в сентябре 2016 года. С тех пор уже сотни тысяч клиентов доверили нам передачу и хранение своих фискальных данных. Более подробную информацию о тарифах и услугах оператора фискальных данных можно найти на .

    "Информационный бюллетень "Экспресс-бухгалтерия", 2011, N 29

    Хозяйствующие субъекты, которые ведут со своими покупателями наличные расчеты, всенепременно (за редким исключением) обязаны применять кассовые аппараты. Причем к эксплуатации допускаются далеко не любые модели ККТ, а лишь включенные в соответствующий Госреестр. Проблема в том, что в нем постоянно происходят те или иные изменения. То новый кассовый "агрегат" в него впишут, то, напротив, из Госреестра будет исключена какая-либо модель ККТ. А что если именно на ней-то и выбивались чеки для покупателей?

    Обязанность фирм и предпринимателей по применению контрольно-кассовой техники при ведении наличных денежных расчетов, а также расчетов с использованием платежных карт, за товары, работы, услуги установлена п. 1 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ (далее - Закон N 54-ФЗ). Игнорировать ее хозяйствующие субъекты могут лишь в четырех случаях:

    • в случае оказания услуг населению и выдачи покупателям бланков строгой отчетности (п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ);
    • при уплате единого налога на вмененный доход (п. 2.1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ);
    • при ведении видов деятельности, перечисленных в п. 3 ст. 2 Закона N 54-ФЗ;
    • в случае нахождения бизнеса в удаленных и труднодоступных местностях согласно перечню, утверждаемому региональными властями (п. 3 ст. 2 закона N 54-ФЗ).

    Во всех прочих ситуациях неприменение ККТ и невыдача кассового чека покупателю признается административным правонарушением. Ответственность за него предусмотрена п. 2 ст. 14.5 КоАП и представляет собой предупреждение или наложение штрафа. Для индивидуальных предпринимателей он составит от 3 до 4 тыс. руб., для юридических лиц - от 30 до 40 тыс. руб.

    Впрочем, подобные меры взыскания предусмотрены не только за непосредственно неприменение кассовой техники, но и за использование ККТ, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением порядка и условий ее регистрации и применения. А Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2007 г. N 470 в полном соответствии с п. 1 ст. 4 Закона N 54-ФЗ утверждено специальное Положение о порядке и условиях регистрации и применения ККМ (далее - Положение). В нем же более детально прописаны и требования, предъявляемые к кассовой технике Законом N 54-ФЗ.

    Впрочем, в данной статье нас будут интересовать два непременных условия применения кассовых аппаратов. Перечислим их:

    • к эксплуатации должны допускаться лишь модели кассовых машин, включенные в Государственный реестр (п. 1 ст. 3 Закона N 54-ФЗ);
    • ККТ должна быть зарегистрирована в налоговом органе по месту учета налогоплательщика с указанием адреса места ее установки.

    По Реестру

    Согласно п. 2 ст. 3 Закона N 54-ФЗ порядок ведения Госреестра ККТ, требования к его структуре и составу сведений, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный актуализировать таковой, определяются Правительством. Соответствующие Правила Кабинет министров утвердил Постановлением от 23 января 2007 г. N 39; Постановлением от 5 июня 2008 г. N 438 Правительство РФ доверило ведение Реестра Минпромторгу.

    При этом как сам Госреестр, так и дополнения, вносимые в него, подлежат официальному опубликованию в течение 10 дней с момента их принятия. К слову сказать, последний раз документ был актуализирован Минпромторгом России совсем недавно - Приказом от 10 июня 2011 г. N 777. Тогда в первый раздел Реестра, содержащий сведения о моделях ККТ, применяемых организациями и индивидуальными предпринимателями, была включена информация о программно-техническом комплексе "RECOVER-K".

    Вместе с тем иной раз сведения о той или иной модели ККТ могут быть, наоборот, из Реестра исключены. Значит ли это, что хозяйствующему субъекту автоматически необходимо искать средства для приобретения нового кассового аппарата, поскольку, применяя "забракованную" модель, он рискует быть оштрафованным? К счастью, нет.

    По нормативному сроку

    Вполне понятно, что предугадать исключение той или иной модели из Реестра фирма или предприниматель не могут. Таким образом, вполне может статься, что только установив новый кассовый аппарат, хозяйствующий субъект столкнется с тем, что его вид более не допускается к эксплуатации. В такой ситуации возлагать на него обязанность по немедленной замене ККТ на "одобренную" Минпромторгом модель по меньшей мере несправедливо. В связи с этим п. 5 ст. 3 Закона N 54-ФЗ прямо предусмотрено, что дальнейшее использование ранее применявшегося кассового аппарата в случае его исключения из Реестра допустимо вплоть до истечения нормативного срока его эксплуатации. Подтвердили это и специалисты Минфина России в Письме от 7 июня 2006 г. N 03-01-15/4-124.

    Ориентироваться в данном случае следует на Классификацию ОС, утвержденную Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1. В соответствии с данным документом, указали представители ФНС России в Письме от 24 июня 2011 г. N АС-4-2/10176, как средство механизации и автоматизации управленческого и инженерного труда кассовая техника относится к четвертой амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно). Следовательно, пояснили эксперты налоговой службы, в случае исключения модели ККТ из Госреестра в целях определения возможности ее дальнейшего использования следует исходить из нормативного срока амортизации, составляющего до 7 лет включительно с момента ввода ОС в эксплуатацию. При этом под датой ввода в эксплуатацию следует понимать первичную регистрацию аппарата в налоговой инспекции. Причем, по мнению налоговиков, модернизация такой кассовой машины увеличить данный срок не может.

    К слову сказать, отслеживать истечение нормативного срока службы ККТ, исключенной из Госреестра, должны и сами ревизоры. Согласно п. 19 Положения в этом случае снятие аппарата с учета производится ими самостоятельно. Об этом событии, как о свершившемся факте, они обязаны уведомить хозяйствующего субъекта не позднее дня, следующего за днем истечения срока амортизации ККМ.

    Конечно, если подобное уведомление, что называется, "затеряется" в пути, в связи с чем фирма и предприниматель так и будут продолжать использовать "негодную" кассовую машину, привлечь хозяйствующего субъекта к ответственности по ст. 14.5 КоАП налоговикам вряд ли удастся. Об этом свидетельствует арбитражная практика (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 30 октября 2008 г. N Ф04-6708/2008(15252-А03-3), ФАС Поволжского округа от 18 декабря 2007 г. по делу N А55-11564/07-37). Однако само ее наличие говорит также о том, что, скорее всего, мирным путем из этой ситуации выйти не удастся.

    Правила и исключения

    Итак, законодательство допускает применение при наличных расчетах модели кассового аппарата, исключенной из Госреестра. Учитывая то, что бывшая в употреблении техника, как правило, обходится дешевле, нежели новая, закономерно возникает вопрос: а не сэкономить ли, купив уже не значащуюся в Реестре технику у иного хозяйствующего субъекта, обзаведшегося более новой моделью?

    К сожалению, данный маневр на практике вряд ли пройдет. Этот вывод, в частности, следует из разъяснений Минфина России от 16 июля 2008 г. N 03-01-15/9-267, от 7 июня 2006 г. N 03-01-15/4-124. В них эксперты финансового ведомства прямо указывают, что контрольно-кассовая техника, исключенная из Госреестра, пусть даже с неистекшим нормативным сроком амортизации, приобретенная у лица, которому она ранее принадлежала, не подлежит регистрации в налоговой инспекции. Собственно говоря, аналогичное правило впоследствии было закреплено и в Административном регламенте по регистрации кассовых аппаратов налоговиками, утвержденном Приказом Минфина от 10 марта 2009 г. N 19н. Пунктом 22 данного документа установлены случаи, когда государственная функция по постановке кассовой техники на учет не может быть исполнена, и среди них в том числе поименовано предъявление для регистрации модели ККМ, не включенной в Государственный реестр ККТ или исключенной из него.

    Использование не поставленного на учет кассового аппарата равносильно его неприменению вовсе.

    Таким образом, эксплуатация исключенной из Реестра кассовой машины допустима только для тех хозяйствующих субъектов, которые непосредственно пользовались ею и до этого. Вместе с тем и у таких фирм, и предпринимателей может возникнуть необходимость в постановке техники на учет, а точнее - в перерегистрации кассового аппарата. В частности, это потребуется в случае переезда. Впрочем, как указали специалисты Минфина России в Письме от 7 июня 2006 г. N 03-01-15/4-124, а представители Федеральной налоговой службы довели до сведения своих сотрудников еще в Письме от 15 июня 2006 г. N ММ-6-06/601@, в данном случае проблем возникнуть не должно. В конце концов владелец ККТ в рассматриваемой ситуации остается прежний, меняется лишь место нахождения кассы. Аналогичным образом легко пройти перерегистрацию кассовый аппарат должен и в случае смены названия компании или Ф.И.О. предпринимателя.

    Вместе с тем нельзя не отметить, что чиновники выделили также ряд ситуаций, когда исключенная из Реестра техника все же подлежит перерегистрации, даже при условии смены собственника ККТ, по крайней мере де-юре. Речь идет о таких случаях как:

    • реорганизация;
    • регистрация организации предпринимателем, на которого ранее была зарегистрирована кассовая машина;
    • регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, деятельность которого в качестве ИП была ранее прекращена.

    Более того, допускают регистрацию исключенной из Реестра техники налоговики и в том случае, если таковая была получена в качестве вклада в уставный капитал. Речь идет о ситуации, когда владелец аппарата действительно меняется. Но так или иначе к продаже ККТ аналогичные выводы явно не относятся.



    Поделиться